Рембрандт считал, что истинная цель художника заключается в изучении натуры, поэтому все картины живописца получались, чересчур фотографичными: нидерландец старался передать каждую эмоцию изображенного человека.
Он пишет ряд картин на библейские темы в спокойных, теплых, красных и золотисто-коричневых оттенках («Святое семейство», «Давид и Ионафан»). Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему, хранится оно в Эрмитаже. На холсте появились посторонние лица. В серии картин «Страсти», выполненной в 1633—1639 годах для штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского (Мюнхен, Старая пинакотека), по словам самого Рембрандта, он «с великим трудом» добился выражения «наивысшей и наиестественнейшей подвижности», под которой в Голландии XVII века понимали движение души.
В его время и в одной с ним стране создавали свои философские труды Декарт и Спиноза. муз., 1648: гравюра «Христос исцеляет больных» «Поклонение волхвов», в букингемск. Например, «Даная» появляется в сериале «Бандитский Петербург» как картина Рембрандта «Эгина».
Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту. почти не сохранилось. Сегодня картины художника занимают почетное место в любом крупном музее мира. Рембрандт совершил подлинную революцию, показав динамичную композицию и «оживив» своих персонажей.
Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. Считают, что именно ее он изобразил на картине «Версавия», а также в ряде других работ. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). 15 июня 1606 года родился Рембрандт Харменс ван Рейн – голландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения.
Затем шесть месяцев Рембрандт брал уроки у художника Питера Ластмана (Pieter Lastman) и несколько месяцев занимался в мастерской известных в то время живописцев братьев Яна и Якоба Пинас (Jan and Jacob Pynas)В 1624 г. (по некоторым данным в 1625 г. ) Рембрандт открыл в Лейдене собственную студию, а c 1627 г. стал брать учеников (с 1628 г. по 1631 г. одним из учеников живописца был Герард Доу). В конце 1631 г. Рембрандт переехал в Амстердам и с большим успехом начал практиковать в качестве портретиста. В 1634 г. Рембрандт стал гражданином Амстердама и членом местной гильдии художников. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. В судьбе евангельского старца, которому было предопределено увидеть младенца Христа и лишь потом умереть («Отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром ибо видели очи мои спасение Твое»), художник словно прозрел собственную судьбу.
Тема блудного сына неоднократно и ранее возникала в творчестве художника. В это время он пишет портреты своих родных и близких, а также большое внимание уделяет автопортретам. Мерцающие краски и изящная игра света и тени подчеркивают образы главных героев. История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов. Мерцающие краски и изящная игра света и тени подчеркивают образы главных героев. Привычной демонстрации позирующих художнику людей общей профессии Рембрандт противопоставил драматургию вольно решенной сцены, участники которой — члены гильдии хирургов, внимающие своему коллеге, объединены интеллектуально и духовно активным включением в процесс научного исследования.
Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. Повреждения затронули около 30 шедевра. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10.
Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. Британский искусствовед Кеннет Кларк писал, что всякий, кто хоть раз видел ее, согласится с тем, что перед ним «величайшее полотно из всех когда-либо созданных рукой художника». Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.
Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8.
Внутреннюю эволюцию художника передаёт череда автопортретов, раскрывающая зрителю мир его сокровенных переживаний. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Картина «Иуда возвращает серебряники» (1629, Лондон, частное собрание) вызвала восторженный отзыв известного знатока живописи Константина Гюйгенса, секретаря штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского: «это дрожащее жалким трепетом тело — вот, что я предпочитаю хорошему вкусу всех времен». Популярность автора начинает падать. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Внимание вновь приковано к отцу и сыну.
В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. В них вы видите печаль. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта.
Еще бы. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Он использовался многими художниками. Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах. Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов.
Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6. По этой причине разграничение работ Рембрандта и Ливенса 1628—1632 годов представляет известные сложности для искусствоведов8. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630).
Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Повреждения затронули около 30 шедевра. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью.
В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой. На полотне запечатлено вскрытие тела, проведенное доктором Тульпом. Университетское образование в университете Лейдена он быстро променял на обучение живописи у Сваненбюрха, от которого он перешел в мастерскую Питера Ластмана в Амстердаме. Художник с удовольствием писал ее портреты: «Автопортрет с Саскией на коленях», написанный во время медового месяца, портрет «Саския с цветком», созданный незадолго до ее смерти. Он продает свое имущество и живет на окраине Амстердама в еврейском квартале.
В те времена групповые портреты были очень популярны в Голландии. Родился будущий художник в семье мельника, недалеко от реки Рейн, отсюда и приставка ван Рейн – «с Рейна». гал. ), «Портрет Саскии» (в дрезд. Работа отличается тщательностью в прорисовке всех образов и деталей. Первоначально на левом краю картины располагались еще две фигуры, а по трем остальным краям проходили узкие полосы серебряной амальгамы.
Картина Рембрандта «Ночной дозор» вызывает у зрителей, рассматривающих ее, полное ощущение реальности всего происходящего. Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике. Краска немедленно начала пузыриться.
Картина полна нежности и сострадания. А. С. Это «Элси Кристиэнс на висилице» (1664) из коллекции музея Метрополитен. дв., 1657 и др. ).
Между тем споры вокруг нее не утихают. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn)— голландский художник, художник и офортист. В это же время в его трудах появились образы философов, праведников («Портрет ученого», «Иеремия» и пр. ). Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца.
Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Последние работы Рембрандта выполнены в технике, секрет которой до сих пор не разгадан. Такого унижения самый известный художник Нидерландов не испытывал никогда. Произведения, созданные с 1637 г. по 1667 г. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. Работает над гравюрой «Христос исцеляющий больных» известный под названием «Лист за сто гульденов».
На картине достаточно и иных подробностей, строго и беспристрастно отображенных, вроде грязных ног казненного преступника (именно такие тела отдавали медикам). Не только сюжет этого второго «Урока анатонии», но и его композиция вам кажется странной. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Одна из самых известных картин художника «Автопортрет с Саскией» показывает счастливого Рембрандта со своей молодой женой. Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему.
После написания картины «Ночной дозор» разразился невероятный скандал. Его первый учитель, лейденский художник Якоб ван Сваненбюрх (Jacob van Swanenburgh), в течение трех лет передал юноше основные навыки и знания, необходимые для профессии художника. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности.
Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Интересен и еще один факт. Горячая красно-коричневая, то вспыхивающая, то гаснущая трепетная масса светоносной краски усиливает эмоциональную выразительность произведений Рембрандта, как бы согревая их теплым человеческим чувством. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627).
Творчество художника передает духовную жизнь человека. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)8. Как портретист, художник считается создателем такого жанра как потрет-биография. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Наиболее выдающимися работами этого периода являются «Христос в Эммаусе» и «Симеон во Храме». гал., 1634 «Христос с учениками на пути в Эммаус», в луврск.
Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Так появляются картины Рембрандта с названиями «Жертвоприношение Авраама» и «Пир Валтасара». Обучение продлилось недолго и в 19 лет Рембрандт возвращается обратно в Лейден. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Написана она по мотивам мифа о матери Персея, Данае. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность.
Произведения, созданные с 1626 г. по 1637 г. Раздел 2. Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. Этот период творчества совпал с его личным банкротством.
Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Фигуры на них располагались в ряд, как на школьной фотографии. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. В центре располагается нагая женщина, тело которой освещается ярким солнечным светом. Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту.
Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике. Образ ангелочка был приписан после смерти супруги. А уцелевшая часть (124 на 100 см) хранится теперь в Амстердаме. Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» является одной из самых ярких вершин творчества известного художника.
Характер и судьба каждого персонажа читаются благодаря кисти известного художника. Очень рано он почувствовал в себе художественный талант. Зевс проник к узнице в виде дождя из золота, после чего родился Персей. Она получила свое нынешнее название лишь в конце XVTII века. На холсте изображена рота ополченцев, которая отправляется в поход.
В центре площади находится памятник Рембрандту. Некоторые исследователи полагают, что круги символизируют полушария Земли. Тепло этих портретов делает их очень живыми и художественными. Считается, что переломным моментом в его жизни стало создание картины «Ночной дозор» (1642 г. ), не оправдавшей ожидания группы богатых заказчиков. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики.
С этого времени он теряет заказы, от него уходят ученики. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. В левой руке художник держит палитру, кисть и муштабель (деревянная палочка с шариком на конце, служащая художнику опорой при выполнении мелких деталей). Художник изображает редкие библейские сюжеты («Отречение апостола Петра», «Возвращение блудного сына»), семейные темы («Еврейская невеста»). Перед ней серьезная задача: она избрала новый путь и многое-многое приходится ей передумать и перечувствовать, прежде чем она вступит во взрослую жизнь.
Также к этому периоду относится одна из самых известных работ мастера «Даная». Поздний Рембрандт характеризуется монументальностью композиций из крупных фигур («Аристотель с бюстом Гомера), многофигурностью композиций («Синдики», «Заговор Юлия Цивилиса»). Возможно, рождение внучки Тиции, дочери Титуса, вдохновило Рембрандта на работу над картиной Симеон в храме (1669, Стокгольм, Национальный музей). Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7.
Глубоко гуманистическое по своей сути и абсолютное в своей неповторимой художественной форме творчество Рембрандта стало одной из вершин развития человеческой цивилизации. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Объясняется это просто. Немало шума наделал его двойной портрет меннонитского проповедника Корнелиса Ансло, который воспел в стихах сам Вондел8.
Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Краска немедленно начала пузыриться. Реставрация картины длилась 12 лет. Заказов становилось все меньше. Их четверо – кто-то условно называет их братьями и сестрами главного героя.
В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Очутившись в тяжелом материальном положении, Рембрандт не терял, однако, энергии, много работал и все-таки, при всем своем трудолюбии, не мог выйти из стесненных обстоятельств. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. Рембрандт не успел окончить картину, но оставил надежду быть когда-нибудь понятым. Сын повёрнут к нам спиной.
Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев. Всего за свою жизнь он создал около 400 картин, около 300 офортов и тысячи рисунков. Беззаботное время художника длилось недолго. Мы не найдем здесь экзотических одеяний и поз.
Проучившись несколько лет дома, юноша поехал в Амстердам брать уроки у знаменитого живописца Ластмана. Картина излучает все тепло и глубину рембрандтовской палитры. Его мать происходила из патрицианского католического рода. В этой работе художник выражает свое отношение к жене.
Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. Всех их объединяет мужественность и патриотический порыв.
Женился он по любви и не только сохранил, но и приумножил капитал своей любимой. Подобные групповые портреты именно в то время были очень популярны среди гильдий врачей. В это же время художник получает заказ на серию работ с библейским сюжетом.
Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Заказы сыплются к нему один за другим не менее полусотни портретов датируются именно первыми годами пребывания Рембрандта в Амстердаме8. Даже, когда Рембрандт вышел из моды и продолжал писать обычные портреты на заказ, неожиданно для всех он написал грандиозную картину Возвращение блудного сына. «Ганимед» дрезденского музея). Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Кто-то пустил слух, что художник женился на деньгах А это ложь. Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах. Картина Рембрандта «Ночной дозор» вызывает у зрителей, рассматривающих ее, полное ощущение реальности всего происходящего.
Это время, когда он был совсем старым и немощным, нуждался и голодал. В это время рождаются картины Рембрандта с названиями «Портрет старика в красном», «Портрет сына Титуса за чтением» и другие работы. Они темные. 1669 год. Тема блудного сына неоднократно и ранее возникала в творчестве художника. Кто они — неизвестно. Именно новизна художественных изысканий позволили ему стать одним из самых заметных художников всех времён и народов.
Это самая известная картина Рембрандта. Написана она была в последние годы жизни мастера. Картины Рембрандта стали ярким выражением идей того времени. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 г. им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» (наход.
Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8.
Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. в эрмитажной «Данае»). Рембрандт обожал свою Саскию, она была его музой и другом. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629).
Самой примечательной на нем является фигура доктора Николаса Тюлъпа (1593-1674), бывшего с 1629 по 1653 годы главным анатомом и лектором Гильдии врачей города Амстердама. Влияние искусства Рембрандта было громадным. гал. ) и «Рембрандт с его женою» (там же).
Внимание Рембрандта обращено главным образом на передачу игры света и тени и в этой области гениальный мастер стоит на недосягаемой высоте. В решении темы искупительного страдания, самопожертвования, очищающего накала чувств художник обращается к религиозной тематике (Воздвижение креста, 1634 Жертвоприношение Авраама, 1635, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), прибегает к эффектным приемам барокко — бурно нарастающим формам, диагональным построениям, резким ракурсам, потокам света, театрально выхватывающим из тьмы главных действующих лиц, к идеализации и драматизации образов. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. Но их усилия оказались тщетными.
Его самая знаменитая картина Ночной дозор – это не просто статичный портрет. Дела шли все хуже. в Амстердаме) и «Возвращение блудного сына» (имп. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7.
Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Более чем: в 1723 году пожар уничтожил всю верхнюю часть картины.
Картина излучает все тепло и глубину рембрандтовской палитры.
Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» является одной из самых ярких вершин творчества известного художника. тогда, когда художник олицетворяет Спасителя, Богоматерь, учеников и последователей Христовых («Снятие со Креста» в эрмит. Почти три года Рембрандт провел в Лейдене в мастерской малоизвестного художника Якоба ван Сваненбурха, затем учился в Амстердаме у модного тогда живописца Питера Ластмана, после чего, вернувшись в Лейден, открыл в 1625 году совместно со своим земляком Яном Ливенсом собственную мастерскую. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8.
Мы не знаем, что выражает его лицо. А. С. В заказных портретах он сдержан, внимателен к аксессуарам, тщательно прорабатывает черты лица, явно заботясь о сходстве изображения с оригиналом и выявлении индивидуальных характеристик (Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Лишь ангелы, спускающиеся в полумрак бедного жилища, напоминает нам о том, что это не обыкновенная семья. В работах этого периода («Валаам», «Давид и Голиаф») в стиле Рембрандта отмечается влияние его наставника Ластмана, который прошел обучение в Италии и передал свои знания по эффектам светотени и передачи объемности ученику.
«встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. Искания этого периода завершил знаменитый Автопортрет с Саскией или Весёлое общество около 1635, Картинная галерея, Дрезден), смело порывающий с художественными канонами, выделяющийся живой непосредственностью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, красочной гаммой. (За такую неимоверную цену по меркам XVII века эта гравюра однажды была продана). «Урок анатомии доктора Тюлъпа» не является документальным полотном -в действительности на вскрытиях тогда обыкновенно присутствовало куда больше наблюдателей. «В какой другой стране, — писал в 1631 году французский философ Декарт, — можно наслаждаться такой широкой свободой. ».
Встал и пошел к отцу своему. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Почему я акцентировал ваше внимание на «из очень состоятельного семейства». Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Рембрандт боготворил свою супругу, часто изображая в различных образах в своих работах.
Понимая этот факт, его родители в13 лет отдали Рембрандта учиться изобразительному искусству к лейденскому историческому живописцу Якобу ван Сваненбюрху, который был католиком. Разнообразные по жанру и тематике произведения Рембрандта проникнуты идеями нравственности, духовной красоты и достоинства обычного человека, пониманием непостижимой сложности его внутреннего мира, многогранности его интеллектуального богатства, глубины его душевных переживаний. Ранние образцы групповых портретов отличались несовершенством композиции. Трое его детей умерли ещё во младенчестве. Самая известная из картин Рембрандта. Правда, как правило, члены группы позировали для них, усевшись в ряд. Однако, счастье и довольство выпали на долю гениальному мастеру не надолго.
В Российских музеях находится семнадцать работ Рембрандта: 3 – в ГМИИ имени А. С. Пушкина и 14 – в Государственном Эрмитаже. Следует отметить, что на аукционах картины Рембрандта появляются крайне редко. - «Портрет молодой женщины в черном чепце» (Portrait of a young woman with a black cap) – 9 000 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Апостол Иаков Старший» (Saint James the Greater) – 25 800 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Пожилая женщина в белом чепце» (Study of an elderly woman in a white cap) – 4 272 000 долларов США (26 января 2006, Sothebys)- «Портрет женщины в возрасте 62 г., вероятно портрет Алтье Эйленбург» (Portrait of a lady, aged 62, perhaps Aeltje Uylenburgh) – 28 675 830 долларов США (13 декабря 2000, Christies)- «Мужской портрет» (Portrait of a Man, Half-Length, With His Arms Akimbo) – 33 200 000 долларов США (декабрь 2009, Christies). В коллекции представлено 119 картин РембрандтаРаздел 1. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника.
Отцом художника был принявший кальвинизм владелец мельницы Хармен Герритс ван Рейн. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). С 1618 по 1648 год в Европе шла Тридцатилетняя война и жители голландских городов брались за оружие, дабы защищать свои дома. А ниже – «Урок анатомии доктора Деймана», заказной групповой портрет для анатомической школы в Амстердаме. Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости.
Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Сочетание мерцающих тонов и золотых бликов поражает своей утонченностью и великолепием. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. Эта красивая молодая женщина была его музой и моделью на протяжении нескольких лет. Выбор библейских сюжетов теперь вызван поиском темы для передачи сложной гаммы душевных переживаний человека (Прощание Давида с Ионафаном, 1642, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж офорт Христос исцеляющий больных, 1649), теплоты и преданности материнской любви, духовной близости истинно родных людей, красоты бесхитростного патриархального уклада скромной, непритязательной жизни (Святое Семейство, 1645, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Христос в Эммаусе, 1648, Париж, Лувр).
Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. А что касается приданного невесты, то художник его не промотал, а существенно приумножил. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Пушкина).
Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста.
Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Краски лежат на холсте густыми мазками. Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. Картина до 1715 года находилась в главном зале амстердамского «Дома стрелков», для которого и была создана. Кажется, что он вечно плачет по судьбе усопшей.
Отец объясняет ему, что его брат «был мертв, но возвратился к жизни». Он много пишет образ сына, а также людей, которые окружают его в последние годы жизни.
Действительно, это произведение выглядит завещанием, подводящим итог жизненных скитаний художника. Трагические перемены в личной судьбе Рембрандта (смерть новорожденных детей, матери, в 1642 году — болезнь и смерть Саскии, оставившей ему девятимесячного сына Титуса), ухудшение материального положения из-за его упорного нежелания жертвовать свободой духа и творчества в угоду изменчивым вкусам бюргеров, обострили и обнажили исподволь зревший конфликт между художником и обществом. В начале XIX века из-за потемневшего лака, утопившего в тени многие детали, она получила название «Ночной дозор» (1642, Амстердам, Рейксмузеум). В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. А теперь просто посмотрите на эти глаза.
По мнению искусствоведов, в «Возвращении» раскрылся весь психологический талант живописца. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Я обвиняю. » (2008)12. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) родился в городе Лейден в многодетной семье владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна (Harmen Gerritszoon van Rijn). С 1612 г. по 1616 г. Рембрандт, подобно большинству голландских детей своего времени, посещал начальную школу, а с 1616 г. по 1620 г. – латинскую школу, где основными предметами были ораторское искусство и изучение Евангелия. С 1620 г. по 1624 г. Рембрандт обучался живописи. Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга».
Например, Даная появляется в сериале Бандитский Петербург как картина Рембрандта Эгина. Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан.
Мажорные тона в его творчестве сменяются на более спокойные. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. Среди портретов Саскии наибольшей известностью пользуются: — «портрет невесты Pембрандта» (в кассельск.
В конце жизни из-под пера мастера появляется еще один шедевр – «Возвращение блудного сына». Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. После того как полотно было подрезано по новому формату, все это исчезло. Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников.
В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа». В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе.
Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Эрмитаж, 797), а в 1682 — «Еврейская невеста» (в амстердамском музее). Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника. Заканчивает знаменитую «Данаю» (1643г). С помощью колоритных цветов (золотой, черный и желтый) зрителю раскрывается энергия, драматизм и торжественность настроения военных. Рембрандту, младшему сыну, предполагалось дать хорошее образование. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Темный лак (снятый позднее) создавал обманчивое впечатление того, что изображенные события происходят среди ночи.
Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов) и вскоре имущество художника распродали за долги. Мастерство в области передачи света и тени вырабатывалось у Рембрандта постепенно. Картина была заказана Рембрандту начальником стрелковой дивизии. Ластмановское пристрастие к пестроте и детальность в исполнении6 оказало огромное влияние на молодого художника.
А. С. Картина привлекает к себе необычным колоритом, характерным для творчества художника. Изображенная на полотне женщина явно ждет кого-то (или чего-то), что дает основания идентифицировать ее образ с Данаей. Более того, короткие тени, отбрасываемые персонажами, свидетельствуют о том, что дело происходит между полуднем и двумя часами дня.
Мифической красавице Рембрандт придал черты реальной земной женщины, трепетно ожидающей запретного свидания. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника.
Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Новых заказов почти не появляется. С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм).
Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами. Ярким примером этого стала судьба Рембрандта. Рембрандт сосредоточивает внимание на лице и руках, выхваченных из темноты мягким рассеянным светом, едва уловимая мимика лица отражает сложное движение мыслей и чувств то легкие, то пастозные мазки кисти создают переливающуюся красочными и светотеневыми оттенками поверхность картины.
Интересен и еще один факт. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635).
1643, Кассель, Картинная галерея). Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ. Специалисты никак не могут определить формулу красок, которые как бы стекали по холсту. С его именем связывают не только расцвет голландского, но и мирового искусства.
в «Уроке анатомии»), световые же рефлексы от этой главной группы распространяются на прочие ближайшие к ней лица или аксессуары и, наконец, остальные части картины тонут в прозрачном, глубоком полумраке, полном воздушности. Зато все требования заказчиков были выполнены. Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов.
И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта — Микеланджело да Караваджо «Призвание Матфея». Этот групповой портрет разительно отличался от полотен других художников драматическим освещением и естественностью персонажей. На картине изображен капитан Кок (в центре), отдающий лейтенанту Виллему ван Рей-тенбургу (в золотистом камзоле) приказ о наступлении. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Фотограф может применить это к фотографии. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16.
«Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Рембрандт же, никогда не уступавший вкусам заказчиков интересовался контрастами света и тени, оставляя свет в одной точке, остальная часть картины была в тени и в полутени. К неудовольствию заказчиков, наряду со стрелками, потесненными ликующей толпой и отчасти заслоняющими друг друга, полноправное место в композиции заняли безымянные и загадочные персонажи (ярко освещенная карлица с петухом, мальчишка, бегущий наперерез отряду).
«Ночной дозор» – один из восьми групповых портретов, заказанных разным художникам Амстердамской гильдией аркебузиров народного ополчения. Амстердамский период творчества Рембрандта начался с ошеломляющего успеха, который ему принес «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс) изменивший традицию голландского группового портрета.
Начнем с того, что привычное нам название картины не соответствует действительности: патруль изображенный на ней, на самом деле вовсе не ночной, а самый что ни на есть дневной. Образы немощных стариков, претерпевших немалые горести и лишения, проникнуты осознанием непреходящей ценности простых человеческих качеств — нравственной чистоты, доброты и жизненной мудрости (Портрет старика в красном, ок. Текстура и цвета играют роль в определении настроения картины. «Св.
Реставрация картины длилась 12 лет. Через руки этого человека проходило почти все состояние республики. В 1642 году он поверг в изумление своих современников выполненным по заказу стрелковой гильдии огромным монументальным полотном, создав взамен традиционного группового портрета стрелков (пирующих или представляемых зрителю капитаном роты) патетического звучания сцену торжественного и радостного выступления защитников прав и свобод независимого города.
Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Техническое совершенство Рембрандта тут не вызывает сомнений, разноречия касаются сюжета. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. Еще более того: в некоторых картинах подобного рода, он как бы старается отринуть от себя всякое представление о присущей античным богам красоте форм и умышленно вдается в некоторую карикатурность (напр. По мнению искусствоведов, в «Возвращении» раскрылся весь психологический талант живописца. Не всем нравилась манера Рембрандта изображать человека таким, какой он есть.
В Автобиографии (1628—1631) Гюйгенс назвал имя Рембрандта первым среди голландских художников того времени и противопоставил вызывающую смелость его работ всей предшествующей традиции живописи. С помощью колоритных цветов (золотой, черный и желтый) зрителю раскрывается энергия, драматизм и торжественность настроения военных. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало.
В 1628 году двадцатидвухлетний Рембрандт был признан «в высшей степени знаменитым» мастером известным портретистом у него появились заказчики и ученики. Картина переписывалась художником несколько раз и имеет несколько авторских вариантов. В 1632 году художник переезжает в Амстердам – столицу тогдашнего коммерческого мира. В процветающем (благодаря морской торговле и захвату колоний), бурно развивающемся государстве промышленников, купцов и банкиров, относительно веротерпимом и демократичном искали убежища от инквизиции и гонений многие европейские ученые, мыслители, поэты, художники. Павел в темнице», 1627, в штутгартской галерее). Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7.
Характер и судьба каждого персонажа читаются благодаря кисти известного художника. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа». После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. Среди тех, кто остался в мастерской мастера (с 1648 г. по 1653 г. ), был Николас Мас. В 1653 г. испытывающий материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу и в 1656 г. объявил себя банкротом. Умер Рембрандт 4 октября 1669 г. Произведения Рембрандта хранятся во многих музеях мира: Королевской галерее Маурицхейс, Музее Бойманса-Ван Бёнингена, Дрезденской галерее старых мастеров, Берлинской картинной галерее, Лондонской национальной галерее, Художественной галерее Хэмптон-Корт, Собрании Уоллеса, Метрополитен Музее, Лос-Анджелесском музее искусств, Музее Поля Гетти, Бостонском музее изобразительных искусств, Чикагcком художественном институте, Вашингтонской Национальной галерее искусства.