Даже если вы ничего не знаете о Рембрандте и вообще не интересуетесь живописью, эта картина вам точно знакома. Если раньше картины художника были детализированы, то на этапе позднего творчества Рембрандт использует широкие мазки, а солнечные лучи заменяются тьмой. Рембрандт написал картину по заказу Стрелкового общества – воины решили украсить новые казармы ротными портретами и Рембрандту достался заказ на групповой портрет одной из шести рот. Если говорить о стиле написания полотен Рембрандтом, то художник использовал минимум красок, при этом умудрялся делать картины «живыми», благодаря игре света и теней.
Несмотря на ухудшение зрения, Рембрандт продолжал писать картины. В этой статье вы сможете увидеть менее знаменитые работы художника, среди которых будут портреты, созданные Рембрандтом в молодости, его гравюры, которые не менее важны для мировой живописи, чем картины мастера и интересные рисунки тростниковым пером. В 1632 году Рембрандта прославила картина «Урок анатомии доктора Тульпа». Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на библейские, мифологические и исторические сюжеты.
Вечерняя Москва предлагает вспомнить самые известные картины Рембрандта, являющиеся жемчужинами коллекций крупнейших музеев мира. Картина Рембрандта «Портрет Якоба де Гейна III» занесена в Книгу рекордов Гиннеса как наиболее часто похищаемое произведение искусства в мире. Одна из последних картин Рембрандта.
На творческий диалог Рембрандта с великими итальянскими художниками указывают не одни только портретные работы, но и многофигурные картины на мифологические и библейские темы, отразившие заботу художника о внешних эффектах и в этом отношении созвучные произведениям мастеров барочной Италии. На финальном варианте картины оно стало напоминать лицо Гертье Диркс — любовницы Рембрандта, с которой художник жил после смерти жены. Качественные репродукции картин Рембрандта можно использовать для оформления интерьера во многих стилях. Рембрандт считал, что истинная цель художника заключается в изучении натуры, поэтому все картины живописца получались, чересчур фотографичными: нидерландец старался передать каждую эмоцию изображенного человека. На картине мы видим Рембрандта в роли распутного блудного сына – при шпаге, в шляпе с пером, поднимающего хрустальный бокал с вином.
На картине, по мнению экспертов изображена жена художника Саския ван Эйленбух в образе античной богини весны и цветов Флоры. В венок Флоры вплетен великолепный пестрый тюльпан редкого сорта, названный впоследствии «Рембрандт». Одной из самых уникальных картин Рембрандта является «Венера и Амур». В картинах » Апостол Павел» (1629 — 1630 годы) и » Симеон во храме» (1631 год) Рембрандт впервые использовал светотень в качестве средства для усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов.
Рембрандт эту картину, основываясь на лекции, которую читал в январе 1632 года д-р Николас Тюльп. Национальная галерея), «Хендрикье Стоффельс у открытой двери» (период 1650-1660 годы. В Священном Писании ангел Господень взывает к Аврааму, прошедшему испытание на покорность Богу и велит ему остановиться. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства.
Не хватало денег, количество заказов уменьшилось. Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. Эрмитаж) драматична по своему сюжету. Урок анатомии у доктора Тюльпа.
В центре располагается нагая женщина, тело которой освещается ярким солнечным светом. Рембрандт всю жизнь очень любил создавать гравюры на металле (офорт), которыми он записал еще раз свое имя в историю живописи. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). А теперь просто посмотрите на эти глаза.
Картина поражает своей реалистичностью и натурализмом. Однако основной характер сцены ясен для каждого взирающего на эту колоссальную картину. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Похищение пугает ребенка и он с искажённым от ужаса лицом пускает струю.
Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Рембрандт скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Удивляет сделанная на иврите надпись, особое расположение букв которой заставляет вспомнить о соседе Рембрандта еврее Манассе бен Исраэле, с которым, как известно, художник поддерживал отношения. Художник изображает редкие библейские сюжеты («Отречение апостола Петра», «Возвращение блудного сына»), семейные темы («Еврейская невеста»).
«Свадьба Самсона» (Самсон задает гостям загадку) (1638 год. Спустя восемь лет Рембрандт пишет еще один двойной портрет: «Проповедник сектыменнонитов Корнелис Клас Ансло и его жена Алтье Геррит Схаутен» (1641 год. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Государственный музей Катарейнеконвент), «Концерт» (Музыкальный урок сладострастной любви) (1626 год. Господня». Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи.
Многие ученики уходят от него и становятся востребованными художниками. Лондон. Поздний Рембрандт характеризуется монументальностью композиций из крупных фигур («Аристотель с бюстом Гомера), многофигурностью композиций («Синдики», «Заговор Юлия Цивилиса»). В Библии говорится о том как Давид и Ионафан обнялись и плакали вместе. С помощью колоритных цветов (золотой, черный и желтый) зрителю раскрывается энергия, драматизм и торжественность настроения военных. Галерея Далвич). и десятки других портретов были созданы за короткий промежуток времени. Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность.
В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция». Ему позируют и друзья и никому не известные солдаты, старики и старухи. В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией.
Через год начал брать уроки живописи. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. Оно сказалось на творчестве не только его непосредственных учеников из которых ближе всех подошел к пониманию учителя Карел Фабрициус, но и на искусстве каждого более или менее значительного голландского художника. По сути картина является пасторалью. Роттердам.
Именно в его мастерской Рембрандт научился гравировальному искусству. Охвативший всех порыв по-разному претворяется в многочисленной массе людей. Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. Густые рельефные мазки, пронизанные движением светоносной красочной массы, сочетаются в затенённых зонах с написанными тонким слоем прозрачными лессировками.
Картина полна нежности и сострадания. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты. Заказчики предпочитали, чтобы их нарисовали с супругой.
Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. Так появляются картины Рембрандта с названиями «Жертвоприношение Авраама» и «Пир Валтасара». После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики.
Возможно, лучший из портретов Рембрандта. Рембрандт написал для принца Оранского несколько полотен на религиозную тему. Этот период творчества совпал с его личным банкротством. Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени.
Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. Национальная галерея Шотландии), «Хендрикье Стоффельс» (1650 год. Некоторые исследователи полагают, что круги символизируют полушария Земли. Рембрандт создает драматические и напряженные картины: «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660 год. Берлин.
Освободившись, умерла через год. Однако и сама рука и вся нижняя часть картины лишь намечены, основное же внимание сосредоточено на голове. Зевс проник к узнице в виде дождя из золота, после чего родился Персей. С этого времени он теряет заказы, от него уходят ученики.
Заканчивает знаменитую «Данаю» (1643г). Картина до 1715 года находилась в главном зале амстердамского «Дома стрелков», для которого и была создана. Одежда на них нарядная и экзотичная.
В решении темы искупительного страдания, самопожертвования, очищающего накала чувств художник обращается к религиозной тематике (Воздвижение креста, 1634 Жертвоприношение Авраама, 1635, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), прибегает к эффектным приемам барокко — бурно нарастающим формам, диагональным построениям, резким ракурсам, потокам света, театрально выхватывающим из тьмы главных действующих лиц, к идеализации и драматизации образов. Существуют также версии о том, что мужчина в красной накидке – Вечный Жид (евангельский персонаж, отказавший привязанному к кресту Спасителю в просьбе облокотиться на его дом по дороге на Голгофу и наказанный за это вечным скитанием до самого второго пришествия).
Групповой портрет «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632 год. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Многие имеют овальную форму. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф.
Их лица озарены внутренним светом. сохранилось мало. К неудовольствию заказчиков, наряду со стрелками, потесненными ликующей толпой и отчасти заслоняющими друг друга, полноправное место в композиции заняли безымянные и загадочные персонажи (ярко освещенная карлица с петухом, мальчишка, бегущий наперерез отряду).
Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия. Это было юридической уловкой, благодаря которой удалось обойти постановление Гильдии Св. Рембрандту, младшему сыну, предполагалось дать хорошее образование. С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными.
Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Собрание Уоллес), «Титус в одежде монаха (Титус в виде Святого Франциска)» (1660 год. Широкое сочное письмо Рембрандта при таинственном скрытом освещении больше не устраивало любителей искусства. В серии картин «Страсти», выполненной в 1633—1639 годах для штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского (Мюнхен, Старая пинакотека), по словам самого Рембрандта, он «с великим трудом» добился выражения «наивысшей и наиестественнейшей подвижности», под которой в Голландии XVII века понимали движение души. Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма.
Работы 50-х «Вирсавия (1654), «Аристотель» (1653), гравюры «Жертвоприношение Авраама» (1655) и «Отречение апостола Петра» (1660) демонстрируют человека слабого, опутанного противоречиями, потерянного, но призванного к любви, величию и силе. Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество. Цветовое решение картины сдержанное, господствует черно-белая гамма. Ангел в последний момент хватает Авраама за руку, тем самым предотвращая трагедию.
Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Государственный музей Амстердама. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника.
В них вы видите печаль. Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту. Я обвиняю. » (2008). Государственные музеи, Картинная галерея).
Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. Трагические перемены в личной судьбе Рембрандта (смерть новорожденных детей, матери, в 1642 году — болезнь и смерть Саскии, оставившей ему девятимесячного сына Титуса), ухудшение материального положения из-за его упорного нежелания жертвовать свободой духа и творчества в угоду изменчивым вкусам бюргеров, обострили и обнажили исподволь зревший конфликт между художником и обществом. Рембрандт создает ряд полотен на мифологические и исторические сюжеты. Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком. На картине изображена выступающая в поход рота и несколько неизвестных прохожих, у ворот.
Картина «Иуда возвращает серебряники» (1629, Лондон, частное собрание) вызвала восторженный отзыв известного знатока живописи Константина Гюйгенса, секретаря штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского: «это дрожащее жалким трепетом тело — вот, что я предпочитаю хорошему вкусу всех времен». «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Ариосто» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля. Здесь упор, похоже, делается на успехе. Он много пишет образ сына, а также людей, которые окружают его в последние годы жизни. В те времена групповые портреты были очень популярны в Голландии.
Rembrandtplein) в честь великого художника. Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна. Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости.
Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни, каковы два «Святых семейства», 1645 и 1646 годов. Как и другие мастера барокко, Рембрандт исследует значение светотени для передачи эмоций. Эрмитаж) «Аман узнает свою судьбу» (Давид и Урия) (1666 год. Родился будущий художник в семье мельника, недалеко от реки Рейн, отсюда и приставка ван Рейн – «с Рейна».
Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии. Гремит барабанная дробь, заряжаются ружья, подымаются знамена.
Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Дрезден. Картинная галерея) в мифе орел похитил юного Ганимеда, чтобы тот стал виночерпием у Зевса. В Автобиографии (1628—1631) Гюйгенс назвал имя Рембрандта первым среди голландских художников того времени и противопоставил вызывающую смелость его работ всей предшествующей традиции живописи.
Эти гравюры стремительно распродавались. Художественная галерея), «Женщина с книгой псалмов» (1632 год. Отец объясняет ему, что его брат «был мертв, но возвратился к жизни». В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. В начале XIX века из-за потемневшего лака, утопившего в тени многие детали, она получила название «Ночной дозор» (1642, Амстердам, Рейксмузеум).
В его время и в одной с ним стране создавали свои философские труды Декарт и Спиноза. Ниваа. Так что это не был брак по расчету. «Судостроитель и его жена» (портрет Яна Рейксена и его супруги Грит Янс) (1633 год. Также к этому периоду относится одна из самых известных работ мастера «Даная». «Ян Сикс» (1654 год. Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни. Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь.
Амстердам. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). В позднейшее время холст был обрезан со всех сторон, причем пострадала преимущественно левая часть, где картина лишилась нескольких фигур, а также верх, где теперь не видно завершения арки. Рембрандт тщательно пишет лицо, детали одежды, венок из цветов на голове Саскии. Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила. Очень рано он почувствовал в себе художественный талант.
Картина «Ночной дозор» оказалась поворотной точкой в карьере Рембрандта. После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа». В это же время в его трудах появились образы философов, праведников («Портрет ученого», «Иеремия» и пр. ). Королевское собрание). Художник размещает чету супругов в частной обстановке. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». Работа отличается тщательностью в прорисовке всех образов и деталей. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Господствующие темные золотисто-коричневые тона подчиняют себе все краски, среди которых особая роль принадлежит горящим изнутри, подобно тлеющим углям, оттенкам красного.
Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса. В теплом колорите преобладают мерцающие красные и золотисто-коричневые оттенки.
Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). В последнем автопортрете, написанном художником в 1669 году (Гаага, Маурицхейс), так же беспощадно вскрыты приметы старости — глубокие складки, редкие седые волосы, ореолом окружающие голову, полный печали взгляд, направленный на зрителя и глубоко проникающий в душу. Возглавляемые капитаном и лейтенантом стрелки строятся, выходя из-под темной арки ворот. Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году.
В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). В работах этого периода («Валаам», «Давид и Голиаф») в стиле Рембрандта отмечается влияние его наставника Ластмана, который прошел обучение в Италии и передал свои знания по эффектам светотени и передачи объемности ученику. Рентгеновское исследование полотна показало, что Рембрандт частично переписал лицо Данаи после смерти жены – и сделал его похожим на лицо второй своей возлюбленной, няньки его сына Титуса Гертье Диркс. Заказов становилось все меньше. Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии.
Тогда он отказался от классического способа расположения лиц на групповой портрете и создал картину, в которой присутствует динамика и движение. Картину много раз пытались толковать, но нет ни одной убедительной версии. «Возвращение блудного сына» (1666 год.
Лос-Анджелес. Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. Фигура в черном – капитан Кок протягивает вперед руку. Образ ангелочка был приписан после смерти супруги. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности.
Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло. Пушкина). Тем не менее школу закончил и поступил в Лейденский университет.
Приходской совет осудил Хендрикье за «греховное сожительство», после того как в 1654 году у них родилась дочь Корнелия. Здесь видны особенности обоих стилей. Картинная галерея), «Портрет Саскии» (Кассельский портрет) (1635 год.
Но их усилия оказались тщетными. Служанки позировали Рембрандту для картин: «Женщина в постели» (Гертье Диркс. ) (1647 год. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. На холсте появились посторонние лица.
Ещё одна интересная догадка – в этом мужчине Рембрандт изобразил самого себя. Она отдалась ему и зачала. На полотне запечатлено вскрытие тела, проведенное доктором Тульпом.
Дела шли все хуже. Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась. Это время, когда он был совсем старым и немощным, нуждался и голодал.
Государственные музеи. Разные случайности при оттисках на бумаге, «фокусы» веществ для травки углублений – все это дополнительные средства выразительности, которые ценят художники, работающие в этом жанре. Эта красивая молодая женщина была его музой и моделью на протяжении нескольких лет.
Его посетил Козимо Медичи, будущий герцог Тосканы. Произведения Рембрандта этого периода чрезвычайно разнообразны они свидетельствуют о неустанном, подчас мучительном поиске художественного осмысления духовной и социальной сущности человека и природы и демонстрируют тенденции, которые неотступно, шаг за шагом подводят художника к конфликту с обществом. Главные акценты расставлены художником на лицах и некоторых предметах интерьера. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. Характер и судьба каждого персонажа читаются благодаря кисти известного художника. Всего за свою жизнь он создал около 400 картин, около 300 офортов и тысячи рисунков.
Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. А что же случилось с Гертье Диркс. На творчество Рембрандта повлияли такие художники, как Йорис ван Схоотен, создатель целой серии групповых полотен, Лука Лейденский, его кисти принадлежит полотно «Страшный суд», Питер Пауль Рубенс, считавшийся тогда лучшим художником Европы, немецкий художник Адам Эльсхаймер, а также картины караваджистов стали его учителями в отношении работы со светом и тенью.
«Пир Валтасара» (Мене, Текел, Фарес) (1635 год. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Трое его детей умерли ещё во младенчестве. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора». Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания. Выбор библейских сюжетов теперь вызван поиском темы для передачи сложной гаммы душевных переживаний человека (Прощание Давида с Ионафаном, 1642, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж офорт Христос исцеляющий больных, 1649), теплоты и преданности материнской любви, духовной близости истинно родных людей, красоты бесхитростного патриархального уклада скромной, непритязательной жизни (Святое Семейство, 1645, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Христос в Эммаусе, 1648, Париж, Лувр).
Кроме того размер полотна поражает своими масштабами. «Похищение Ганимеда» (1635 год. Темный лак (снятый позднее) создавал обманчивое впечатление того, что изображенные события происходят среди ночи. Беззаботное время художника длилось недолго. Мы не найдем здесь экзотических одеяний и поз. Зато все требования заказчиков были выполнены.
Лондон. Его Ганимед скорее похож на рубенсовского купидона. Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» является одной из самых ярких вершин творчества известного художника. ГМИИ им. Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет. В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус. Это событие приумножило их состояние, открыв перед художником двери особняков бюргеров.
Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью. Несмотря на трудности, художник много работал, но вкусы публики изменились. Картина «Ночной дозор» (1642 год. Амстердам.
Обучение продлилось недолго и в 19 лет Рембрандт возвращается обратно в Лейден. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. А. С.
Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007) и «Рембрандт. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). В судьбе евангельского старца, которому было предопределено увидеть младенца Христа и лишь потом умереть («Отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром ибо видели очи мои спасение Твое»), художник словно прозрел собственную судьбу. Государственный музей Амстердама. В конце жизни из-под пера мастера появляется еще один шедевр – «Возвращение блудного сына». Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием.
Одна из самых известных картин художника «Автопортрет с Саскией» показывает счастливого Рембрандта со своей молодой женой. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу. «В какой другой стране, — писал в 1631 году французский философ Декарт, — можно наслаждаться такой широкой свободой. ».
Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. Прозвучал боевой сигнал.
Амстердам. После распродажи в 1657-58 гг. Дрезден. Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи.
Реставрация картины длилась 12 лет. Первым его учителем был Я. ван Сваненбург. В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см.
Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. Самой примечательной на нем является фигура доктора Николаса Тюлъпа (1593-1674), бывшего с 1629 по 1653 годы главным анатомом и лектором Гильдии врачей города Амстердама. Рембрандт умирает годом позже.
Сегодня картины художника занимают почетное место в любом крупном музее мира. Работает над гравюрой «Христос исцеляющий больных» известный под названием «Лист за сто гульденов». Дрезден. Рембрандт также пишет портреты своего сына: «Титус за партой» (1655 год. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. А. С. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан.
Эрмитаж). И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. Утрехт. Городское собрание живописи), «Мужчина с остроконечной бородкой» (1632 год. Его самая знаменитая картина Ночной дозор – это не просто статичный портрет.
Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Духовное родство автопортретов особенно впечатляет, если вспомнить, что здесь Рембрандт еще не достиг вершины успеха и только собирается жениться, не сознавая, какие испытания уготованы ему в будущем. В 1632 году художник переезжает в Амстердам – столицу тогдашнего коммерческого мира. Лион.
Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Молодой художник любит наряжать их в различные одежды, драпироавть в красивые ткани, великолепно передавая их фактуру и цввет.
Их четверо – кто-то условно называет их братьями и сестрами главного героя. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626). Рейксмюсеум) сейчас является национальным символом Нидерландов. Пожилой, одетый в простое платье художник, сжав руки, смотрит на нас, не прося ни о чем, не сетуя ни на что. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались). В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье.
Влияние искусства Рембрандта было громадным. Его мать происходила из патрицианского католического рода. Эта картина является первым крупным заказом, полученным Рембрандтом после его переезда в Амстердам. Рембрандт знакомится со множеством людей разных сословий. Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему. Наиболее значительные портреты тех лет написаны с жены художника, Саскии, в различной обстановке «Саския» (1633 год.
Кроме того картина напоминала о недавней освободительной Нидерландской революции. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Берлин), «Введение во храм» (1628 год), «Христос в Эммаусе» (1629 год). Из четырех детей от этого брака мать пережил только сын Титус. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто подобно автору прошёл через годы горестных испытаний.
Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему. Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист.
Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене.
Наиболее выдающимися работами этого периода являются «Христос в Эммаусе» и «Симеон во Храме». Также он создает серию гравюр с изображением его родственников и автопортретов. Возможно, рождение внучки Тиции, дочери Титуса, вдохновило Рембрандта на работу над картиной Симеон в храме (1669, Стокгольм, Национальный музей).
Рембрандт стал его последним протеже. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс. Объясняется это просто. Почему я акцентировал ваше внимание на «из очень состоятельного семейства». о банкротстве. Учился плохо и хотел заниматься живописью. «Ночной дозор» – один из восьми групповых портретов, заказанных разным художникам Амстердамской гильдией аркебузиров народного ополчения. Кассель.
Техническое совершенство Рембрандта тут не вызывает сомнений, разноречия касаются сюжета. В центре площади находится памятник Рембрандту. В это же время художник получает заказ на серию работ с библейским сюжетом.
Пристрастие Ластмана к пестроте и излишней детализации поначалу оказало огромное влияние на молодого Рембрандта. Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Когда Сусанна идет к купальне у себя в саду из укрытия выходят два старца и начинают склонять ее ко греху, угрожая, что если она не разделит с ними ложе, они будут лжесвидетельствовать, что она прелюбодействовала с другим человеком. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629).
На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Рейксмюсеум). Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе. Здесь она уже нанесла себе смертельную рану, что видно по расплывающемуся кровавому пятну на тонкой сорочке. «Урок анатомии» определяется как представитель жанра «групповой портрет». Популярность автора начинает падать.
Кассель. Музей изящных искусств), «Паламедеи перед Агамемноном» (1626 год), «Крещении евнуха» (1626 год. Это скорее фантазия Рембрандта на тему библейской истории. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство.
Государственный музей Амстердама. Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. Она получила свое нынешнее название лишь в конце XVTII века.
Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. По-видимому, это эскизная работа. Им создано множество картин: это и портреты семьи и заказные работы и сцены из библейской истории — «Давид и Саул» (ок. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки.
Картина Рембрандта «Ночной дозор» вызывает у зрителей, рассматривающих ее, полное ощущение реальности всего происходящего. В 1634 году Рембранд женился на Саскии. В конце 1640-х Рембрандт сошёлся с другой своей служанкой, Хендрикье Стоффельс. Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг.
Санкт-Петербург. Саския умирает в 1642 году, через год после рождения сына Титуса. Тема блудного сына неоднократно и ранее возникала в творчестве художника.
Этот групповой портрет разительно отличался от полотен других художников драматическим освещением и естественностью персонажей. На картине изображен капитан Кок (в центре), отдающий лейтенанту Виллему ван Рей-тенбургу (в золотистом камзоле) приказ о наступлении. Художник с удовольствием писал ее портреты: «Автопортрет с Саскией на коленях», написанный во время медового месяца, портрет «Саския с цветком», созданный незадолго до ее смерти. Автор постарался не только показать внешние особенности всех персонажей, но и раскрыть внутренний мир каждого солдата.
Например, Даная появляется в сериале Бандитский Петербург как картина Рембрандта Эгина. Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу.
Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки. А. С. Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц. «Жертвоприношение Авраама» (1635 год.
К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). Музей Поля Гетти) сюжет традиционные для итальянской живописи. Свет на заднем плане — необычный прием, необходимый для того, чтобы зритель увидел кривые линии на стене за спиной портретируемого. Впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Галерея живописи) это единственный автопортрет живописца, в котором он изображен не один. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден).
Ранние образцы групповых портретов отличались несовершенством композиции. «Урок анатомии доктора Тюлъпа» не является документальным полотном -в действительности на вскрытиях тогда обыкновенно присутствовало куда больше наблюдателей. Государственный музей Амстердама.
Британский искусствовед Кеннет Кларк писал, что всякий, кто хоть раз видел ее, согласится с тем, что перед ним «величайшее полотно из всех когда-либо созданных рукой художника». Первые десять лет после переезда Рембрандта в Амстердам ознаменовались созданием множества внушительных по размерам и по тематике произведений. Возможно ученики помогали художнику писать фоны и одежду моделей. Рейксмюсеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год.
Париж. После того как полотно было подрезано по новому формату, все это исчезло. Застывший в воздухе нож придаёт сцене дополнительное напряжение. Санкт-Петербург. «Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта. Эта колоссальная по своим размерам картина (3, 59X4, 38 м) явилась как бы заключительным аккордом предшествующего развития художника, высочайшей вершиной, достигнутой искусством его времени в создании исторической композиции.
Художник пристально изучал произведения великих предшественников и современников, таких как Тициан и его «Ариосто», портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля, портреты кисти ван Дейка. В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов. Повреждения затронули около 30 шедевра. В 1642 Саския умирает. Рембрандт светом выделяет две фигуры на переднем плане.
Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века. Это прекраснейший голландский групповой портрет того времени. Два других заказа на создание портрета достались его ученикам.
По этой причине разграничение работ Рембрандта и Ливенса 1628-32 гг. Картина «Урок анатомии доктора Тульпа» привлекла внимание многих амстердамцев, которые стремились проникнуть в аудиторию медицинского учреждения, чтобы только посмотреть на нее. Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях. Рембрандт совершил подлинную революцию, показав динамичную композицию и «оживив» своих персонажей. До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов.
Рембрандт боготворил свою супругу, часто изображая в различных образах в своих работах. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643). История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии.
Специалисты никак не могут определить формулу красок, которые как бы стекали по холсту. Таким образом он избежал банкротства и долговой тюрьмы. В 1627 году Рембрандт возвращается в Лейден. По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью». Картина очень трогательная благодаря жесту и выражению лица главного персонажа.
Они действительно горячо и страстно любили друг друга. В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика. Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».
Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. 1643, Кассель, Картинная галерея). Базель. С 1631 года жизнь Рембрандта навсегда была связана с Амстердамом — шумным портовым и промышленным городом, в который стекались товары и диковинки со всего света, где люди богатели на торговых и банковских сделках, куда устремлялись в поисках пристанища изгои феодальной Европы и где благополучие зажиточных бюргеров соседствовало с удручающей нищетой.
Правда, как правило, члены группы позировали для них, усевшись в ряд. Картины Рембрандта стали ярким выражением идей того времени. И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта — Микеланджело да Караваджо «Призвание Матфея». Между тем споры вокруг нее не утихают.
Он оказал сильное влияние на Рембрандта и научил его гравировальному искусству. «Ночной дозор» – уникальный групповой портрет изображающий событие, а не просто позирующих мушкетеров. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа.
Изображенная на полотне женщина явно ждет кого-то (или чего-то), что дает основания идентифицировать ее образ с Данаей. Через руки этого человека проходило почти все состояние республики. Всех их объединяет мужественность и патриотический порыв.
Офорт – такая техника гравюры, при которой на металлической «доске» (позднее на медной) иглой рисуют картину, после чего углубления усиливают с помощью травления кислотами, потом наполняют краской и создают отпечаток на мокрой бумаге. Родился в Лейдене в семье мельника. Похоронили его в амстердамской Вестеркерк. Несколько раз написал «Святое семейство».
Сделанная в XVII веке копия лучше показывает первоначальный замысел художника. Рембрандт смог передать внутреннюю драмму Ионафана изобразив его со спины. Но уже в этих ранних полотнах появляются свето-теневые эффекты, так прославившие автора. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована.
Рембрандт не льстит себе, он беспощаден в фиксировании принесенных годами разрушений. В 1628 году двадцатидвухлетний Рембрандт был признан «в высшей степени знаменитым» мастером известным портретистом у него появились заказчики и ученики. Документальных сведений о частной жизни Рембрандта в 1640-е гг. Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе. Она написана торопливыми, поверхностными мазками, что видно даже по изображению ног, но, прежде всего сорочки.
Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы. Написана она была в последние годы жизни мастера. Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс.
После написания картины «Ночной дозор» разразился невероятный скандал. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. На расстоянии создается иллюзия, что фигуры движутся навстречу зрителю. (За такую неимоверную цену по меркам XVII века эта гравюра однажды была продана).
Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Рембрандт поступил в Латинскую школу. дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Лувр) «Женщина купающаяся в реке» (Хендрикье Стоффельс купающаяся в реке) (1654 год. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года.
Рейксмюсеум), «Валаам и ослица» (1627 год). Лос Анджелес. Портрет на котором художник запечатлел себя в мастерской в момент работы над картиной – это первый дошедший до нас живописный автопортрет Рембрандта (1628 год).
Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn)— голландский художник, художник и офортист. Фигура Саскии на картине была записана фигурой Гертье Диркс. Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс. В конце того же года Рембрандт взял в дом домопровительницу — молодую вдову Гертье Диркс.
Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для 17-ого века цену он был однажды продан. Эрмитаж) художник изображает Саскию в костюме Флоры, создавая образ богини. Лондон. На холсте изображена рота ополченцев, которая отправляется в поход. дом Рембрандта), который он наполнял скупленными им у антикваров предметами искусства.
Дела Рембрандта шли плохо. По-видимому, он стоит на пороге смерти. Эрмитаж).
Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов. Париж. А что касается приданного невесты, то художник его не промотал, а существенно приумножил. Отец прижимает сына к груди, прощая его. Сюжет взят из Нового Завета. Лондон. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта.
Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). В Мюнхене хранится другой вариант на этот сюжет, но он, возможно, принадлежит кисти Рембрандта лишь частично. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни. Кажется, что он вечно плачет по судьбе усопшей. Фотограф может применить это к фотографии. Заказчики отказались принять эту картину.
Его спутник эффектно освещен, каждая деталь его одежды внимательно прописана. По мнению искусствоведов, в «Возвращении» раскрылся весь психологический талант живописца. К 1628 Рембрандт был уже сложившимся художником и имел учеников.
История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов. Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. Новых заказов почти не появляется.
Разнообразные по жанру и тематике произведения Рембрандта проникнуты идеями нравственности, духовной красоты и достоинства обычного человека, пониманием непостижимой сложности его внутреннего мира, многогранности его интеллектуального богатства, глубины его душевных переживаний. Этот сюжет часто использовали художники и писатели. Открытое художественное собрание), «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год. Берлин. Картина построена на игре освещенных и затенённых зон.
дома и имущества художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал. Интересен и еще один факт. Сочетание мерцающих тонов и золотых бликов поражает своей утонченностью и великолепием. Внимание зрителя привлекает освещенная фигура девочки на втором плане картины.
Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке. Амстердамский период творчества Рембрандта начался с ошеломляющего успеха, который ему принес «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс) изменивший традицию голландского группового портрета. Государственный музей Амстердама.
После распродажи в 1657-58 гг. Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству. Приток заказов Рембрандта сокращается, его жизненные обстоятельства омрачаются смертью Саскии.
Павлин на столе – символ богатства. Он использовался многими художниками. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года.
Кто-то пустил слух, что художник женился на деньгах А это ложь. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе. На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. Возможно художнику помог набросок, сделанный с картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».
Изучение полотен и гравюр Рембрандта это прямой путь к совершенству, оно дает понимание аспектов искусства. Дрезден. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Простые же люди позировали ему для библейских сюжетов.
По традиции на них изображались либо выступающие на войну против Испании ополченцы, либо представители ремесленных цехов. На картине изображено более двадцати фигур. Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски. Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. «Мартен Лоотен» (1632 год. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Считают, что именно ее он изобразил на картине «Версавия», а также в ряде других работ.
Картина переписывалась художником несколько раз и имеет несколько авторских вариантов. В портрете «Флора» (1634 год. В этюдах мужских и женских голов он исследует мимику лиц и своеобразие каждой модели.
Подобные групповые портреты именно в то время были очень популярны среди гильдий врачей. Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов. Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран.
Пушкина) передается напряженным борением светоносных жарких тонов и мглистой тьмы, упорно наступающей из глубины сцены, создавая потрясающей силы образ трагедии умирающего света. Рембрандта они взяли на работу в качестве «советника». Картинная галерея). Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636).
По специальному заказу Рембрандтом выполнялись групповые портреты. Смерть Рембрандта была очень печальной. Творчество художника передает духовную жизнь человека.
Богоматерь прервала чтение, чтобы поправить покрывало на Младенце, а может, чтобы прикрыть Его лицо от яркого света, призванного подчеркнуть Его величие. Полотно же Рембрандта «Иуда возвращает тридцать сребреников» (1629 год. Тепло этих портретов делает их очень живыми и художественными. Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках. Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал.
Под влиянием этих работ Рембрандт переходит от двойных портретов к масштабным изображениям моделей в полный рост (кассельский портрет Андриса Граффа, 1639). В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. По всей вероятности, распространённая легенда о провале этой работы не имеет под собой серьёзных оснований. Это самая известная картина Рембрандта.
Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса). Картина привлекает к себе необычным колоритом, характерным для творчества художника. Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему, хранится оно в Эрмитаже.
Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». Картинная галерея).
Написана она по мотивам мифа о матери Персея, Данае. Наиболее близкие по стилю к караваджистам полотна Рембрандта – «Меняла» (Притча о неразумном богаче) (1627 год. Последние работы Рембрандта выполнены в технике, секрет которой до сих пор не разгадан.
Рембрандт обожал свою Саскию, она была его музой и другом. Рейксмюсеум) были написаны художником еще в лейденский период. Ранние полотна Рембрандта: «Побиении камнями святого апостола Стефана» (1625 год. На кёльнском автопортрете 1662 года черты автора искажены горькой усмешкой, а на последних автопортретах 1669 года (Галерея Уффици, Лондонская Национальная галерея и Маурицхёйс) он, несмотря на бросающуюся в глаза физическую немощь, спокойно смотрит в лицо судьбе. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона.
Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника. Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. Как портретист, художник считается создателем такого жанра как потрет-биография. Считается, что переломным моментом в его жизни стало создание картины «Ночной дозор» (1642 г. ), не оправдавшей ожидания группы богатых заказчиков. Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта. Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту.
Санкт-Петербург. Санкт-Петербург. Светотень в этих картинах достигает невиданного прежде богатства оттенков.
В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Эдинбург. «Прощание Давида с Ионафаном» (1642 год. Рембрандт не успел окончить картину, но оставил надежду быть когда-нибудь понятым. Картина была заказана Рембрандту начальником стрелковой дивизии.
Здесь при республиканской форме правления существовала относительная свобода взглядов. Менее удачными считаются его портреты в полный рост. Университетское образование в университете Лейдена он быстро променял на обучение живописи у Сваненбюрха, от которого он перешел в мастерскую Питера Ластмана в Амстердаме. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Санкт-Петербург.
После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду. Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь. Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей. В процветающем (благодаря морской торговле и захвату колоний), бурно развивающемся государстве промышленников, купцов и банкиров, относительно веротерпимом и демократичном искали убежища от инквизиции и гонений многие европейские ученые, мыслители, поэты, художники. Лувр), «Якоб де Гейн Третий» (1632 год.
Полгода спустя (1623) Рембрандт вернулся в Лейден и открыл собственную мастерскую. В левой руке художник держит палитру, кисть и муштабель (деревянная палочка с шариком на конце, служащая художнику опорой при выполнении мелких деталей). Он пишет ряд картин на библейские темы в спокойных, теплых, красных и золотисто-коричневых оттенках («Святое семейство», «Давид и Ионафан»). Рембрандт долго переписывал свое любимое детище изменяя настроение картины в соответствии со своими ощущениями. Музей Бойманса-ван Бенингена), «Титус» (1657 год. Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов) и вскоре имущество художника распродали за долги.
В этой атмосфере творчество художника стало необыкновенно актуальным. представляет известные сложности для искусствоведов. Рембрандт смог передать посредством мимики и жестов мысли и чувства лектора и его учеников. Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне.
Текстура и цвета играют роль в определении настроения картины. В 1649 она покинула дом и ее сменила Гендрике Иегерс, по прозвищу Стоффельс. В 1555 году в Голландии вышел закон, позволяющий медикам исследовать человеческое тело и многие врачи читали лекции об анатомическом строении человека в специальных анатомических театрах. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения. В заказных портретах он сдержан, внимателен к аксессуарам, тщательно прорабатывает черты лица, явно заботясь о сходстве изображения с оригиналом и выявлении индивидуальных характеристик (Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). В XVII веке важнее всего было сходство, портреты же Рембрандта глубоко психологичны. Фигуры на них располагались в ряд, как на школьной фотографии.
«Автопортрет с Саскией на коленях» (Блудный сын в таверне, Аллегория любви и вина) (1638 год. В 1646 вновь вернулся к картине «Даная», для которой ему позировала Саския. Композиция уравновешивается жестом руки Ансло и лежащими на столе книгами.
«Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. С его именем связывают не только расцвет голландского, но и мирового искусства. Отцом художника был принявший кальвинизм владелец мельницы Хармен Герритс ван Рейн. В 1635 – 1640 –х гг.
Ярким примером этого стала судьба Рембрандта. Рейксмюсеум). К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей. Музей Метрополитен), «Альберт Кейпер» (1632 год. Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан.
На картине «Урок анатомии доктора Тульпа» доктор Николас Тульп (настоящее имя Клас Питерсзон), выдающийся амстердамский хирург и ученый, заведовавший кафедрой анатомии, демонстрирует медикам строение мышц левого предплечья. Самая известная из картин Рембрандта. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах действующих лиц написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. А. С. Пушкина) и «Отречение апостола Петра» (1660 год.
У Гендрике и Рембрандта родилась дочь Корнелия. Краска немедленно начала пузыриться. Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии». Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике. Женился он по любви и не только сохранил, но и приумножил капитал своей любимой. Он продает свое имущество и живет на окраине Амстердама в еврейском квартале.
Нью-Йорк. Открытое художественное собрание), «Плачь Иеремии» (1630 год. Государственный музей Амстердама. Мажорные тона в его творчестве сменяются на более спокойные.
Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица. Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов. После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца. Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки. Москва. Такого унижения самый известный художник Нидерландов не испытывал никогда.
Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Однако страсти Христовы большого успеха не имели. В Данае, переписанной в духе новых исканий, окутывающий композицию светоносный золотистый прозрачный туман исполняет роль реально действующего персонажа — золотого дождя, под видом которого Юпитер проник к девушке, запертой в медной башне ее отцом, царем Акрисием, которому предсказали гибель от руки внука. Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах.
В 1642 году он поверг в изумление своих современников выполненным по заказу стрелковой гильдии огромным монументальным полотном, создав взамен традиционного группового портрета стрелков (пирующих или представляемых зрителю капитаном роты) патетического звучания сцену торжественного и радостного выступления защитников прав и свобод независимого города. Рембрандт становится увлеченным коллекционером дорогостоящих и редких предметов. Не всем нравилась манера Рембрандта изображать человека таким, какой он есть. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Лондон.
1630), «Динарий кесаря» (1629). Мерцающие краски и изящная игра света и тени подчеркивают образы главных героев. Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). В это время рождаются картины Рембрандта с названиями «Портрет старика в красном», «Портрет сына Титуса за чтением» и другие работы. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря.
Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника. Композиция была нарушена. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Люди изображенные на картине, не расположены прямыми рядами, а собраны в форме полумесяца, окружая хирургический стол (если представить вид сверху).
Художественная галерея). Рйксмузеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год. В феврале 1668 года Титус женился, но спустя семь месяцев умер в возрасте двадцати шести лет. В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев.
Картина излучает все тепло и глубину рембрандтовской палитры. Базель. Окружной музей искусств), «Человек, чинящий перо» (1632 год.
«Похищение Европы» (1632 год. Сам же Рембрандт получил новый общественный заказ лишь спустя 14 лет.