Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна Жертвоприношение Авраама. Картины Рембрандта, бесспорно, являются вершиной голландской живописи, а в творчестве самого художника одними из таких вершин стали картины «Жертвоприношение Авраама» и «Возвращение блудного сына». Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Жертвоприношение Авраама». Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Жертвоприношение Авраама».
Картины Рембрандта, бесспорно, являются вершиной голландской живописи, а в творчестве самого художника одними из таких вершин стали картины «Жертвоприношение Авраама» и «Возвращение блудного сына».
Т. е. Вместе с Саррой он покинул родную страну. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно ldquoВозвращение блудного сынаrdquo (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога.
В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. Именно через рождение Исаака начинает осуществляться обетование бесчисленного потомства. Он вживается в этот сюжет, воображает себя на месте Авраама.
С ней Рембрандт прожил шесть лет, а потом упек в дом для душевнобольных. В лице – доверчивая серьезность супруги, занятой лишь присутствием в себе еще одной жизни. Он единоборствовал с Богом, явившимся ему в виде ангела (выход на Text9 «Время ангелов», часть 2), потомство его будет многочисленно, как песок морской.
И, наконец, этот всеобъемлющий, полный утешения и прощения красный цвет плаща, звучная сердцевина рембрандтовского «завета человечеству» (Гаманн), этот догорающий след самоотверженной, гуманной души, этот призыв к действию, красный цвет надежды, многообещающий свет любви. В картине «Молодая женщина, купающаяся в ручье» (1654 год, Национальная галерея, Лондон) героиня изображена в легком платье, свободно ниспадающем с её плеч. Трудно поверить, что спустя 30 лет тот же самый человек напишет «Возвращение блудного сына». Вместе с тем, он много тратил и, в конце концов, потерял все свое состояние. И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу и это вменилось ему в праведность и он наречен другом Божиим». 15: 13). «Парадокс веры таков: единичный индивид выше, чем всеобщее» (то есть всеобщие моральные нормы) «существует абсолютный долг перед Богом», по сравнению с которым «этическое оказывается сведенным к относительному».
Требование Бога вознести единственного сына к небу Авраам понял как «принести в холокауст», «вознести в дыме», как это происходит с жертвой при всесожжении, когда огонь пожирает все без остатка. Рембрандт писал мадонну в виде нидерландской крестьянки, – замечает Карл Маркс. В тексте Ветхого Завета говорится об ангеле, но здесь мы видим не ангела, а именно руку. Согласно другому мнению, эта история представляет собой выражение протеста против языческого обычая принесения ребёнка в жертву богамисточник не указан 1641 день. божественной волей и Бог говорит отцу: «Не трогай сына».
Жертвоприношение Авраама. На картине и показано, как Ангел останавливает в последний момент руку Авраама с ножом. Своего рода программным в этом смысле произведением является небольшая по размерам, но монументальная по внутреннему размаху образа картина 1651-го года, находящаяся в Нью-Йорке, Царь Давид (высота тридцать, ширина двадцать шесть сантиметров).
Заказы получили шесть художников. Если «Еврейская невеста» была гимном земной, плотской любви, то эта картина рассказывает о любви высшего порядка, полной раскаяния, принятия, прощения, той всепоглощающей любви, которая возможна лишь между родителем и его ребёнком. Примером великолепной графики Рембрандта может служить его яркий символический офорт «Три дерева» (1643 год, собрание Я. де Брёйна). Отцовская рука держит сына, материнская – поглаживает его. Этому способствовало и изменение вкусов публики, увлекшейся тщательно прописанной светлой живописью. Всё большее значение как в графике, так и в живописи Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматически напряжённую, эмоциональную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или так называемый Лист в сто гульденов, около 1642-46 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643).
Природа этого света таинственна и непонятна. Даная Царю Аргоса Акрисию оракул предсказал смерть от руки внука. Старший сын имеет большое внешнее сходство с отцом. Все его имущество и работы были проданы с аукциона. На них устремлены глаза наблюдателей. Исаак отчаянно кричит.
Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Глубоко запрятанная внутренняя тревога лучше всего выражена, наверное, в одном из последних офортных портретов (высота офорта двадцать, ширина пятнадцать сантиметров).
В это время Рембрандт всё чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта – Хендрикье Стоффельс Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена Бургомистр Ян Сикс, 1654, собрание Сикса, Амстердам). По-древнееврейски буквально говорится «вознести в вознесение», но под влиянием религиозных практик окружающих народов Авраам неправильно понял божественное повеление. В середине 1630-х годов Рембрандт пишет одну за другой большие религиозные композиции, подобные полному динамики и патетики «Жертвоприношению Авраама», «Ослепление Самсона», «Пир Валтасара», парадные портреты. Но не все кредиторы были удовлетворены.
Подобные жертвы совершались при закладке городов, строительстве ворот, зданий (в том числе рядовых жилищных построек), по обету, для предотвращения бед. Группа слушателей – молодых хирургов, на полотне одета в праздничные костюмы. Сёрен Кьеркегор, посвятивший проблеме трактовки жертвоприношения Исаака книгу «Страх и трепет»15, признаёт вслед за Кантом, что с этической точки зрения такое жертвоприношение было бы просто убийством. Бог требует не убийства, а возвышения сына.
И когда сын спрашивает его – это все в библейском тексте есть. Примером может служить полотно «Святое семейство и ангелы» (1645 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), оно пропитано такой удивительной нежностью, любовью, в которой сплелось божественное и земное. Бог требует не убийства, а возвышения сына. Для ее выражения в живописи художник выбрал тему их Евангелия. Это вполне интимное и вполне пространственное искусство достигает вершин рембрандтовского реализма в Пейзаже с башней (длина тридцать два, высота двенадцать сантиметров), 1652-ой год. И, наконец, этот всеобъемлющий, полный утешения и прощения красный цвет плаща, звучная сердцевина рембрандтовского «завета человечеству» (Гаманн), этот догорающий след самоотверженной, гуманной души, этот призыв к действию, красный цвет надежды, многообещающий свет любви. По дороге юноша спросил: Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения.
Вместе с тем, он много тратил и, в конце концов, потерял все свое состояние. Самсон любил бродить по стране и однажды попал в город Фимнаф.
После смерти Сарры Авраам женился на женщине по имени Хеттура (Кетура), у него родилось ещё 6 сыновей. Все его имущество и работы были проданы с аукциона. Весь ее облик озарен неповторимым обаянием женственности. И послал Давид разузнать, кто эта женщина. Героев теперь не четверо, а трое.
Размышляет он и о сыне и это очень важный момент. В Священном Писании ангел Господень взывает к Аврааму, прошедшему испытание на покорность Богу и велит ему остановиться. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки.
Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). Искания этого периода завершил знаменитый Автопортрет с Саскией (Весёлое общество около 1635, Картинная галерея, Дрезден), смело порывающий с художественными канонами, отличающийся живой непосредственностью и приподнятостью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, золотистой красочной гаммой. «Если Святой, да будет он благословен, потребует все мои члены, я не откажу ему. Перед нишей стоит небольшой низкий стол, покрытый белой скатертью. 175, 5 x 210, 5 см. В одном из залов Alte Pinakothek находится несколько работ Рембрандта. Скоро гроза пойдет и здесь. И Акрисий заточил свою единственную дочь Данаю в недоступную башню.
При написании данной картины Рембрандт делал ставку на героев. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Когда я говорю «византийская», я на самом деле лишь некоторую гипотезу поддерживаю, так как есть две позиции касательно происхождения мозаик в соборе Монреале. У них обоих дорогая одежда красного цвета, оба носят бороды. Ну и под жертвенником, как мы видим изображен условно уже разгорающийся огонь. Действие происходит ночью в темной спальне.
«Возвращение блудного сына» является одной из последних работ Рембрандта. Это знаменитые мозаики, византийская эпоха, VI век после Рождества Христова. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник по-новому разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринуждённость и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства.
Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в Листе в сто гульденов) веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения. «Всё, что эти руки пережили – радости, страдания, надежды и страхи, всё, что они создали или разрушили, что они любили или ненавидели, всё это выражено в этом молчаливом объятии» (Жермен Базен). Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый ldquoПортрет жены брата художникаrdquo, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва ldquoПортрет старика в красномrdquo, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Руки отца протянуты к младшему сыну и, благословляя, прикасаются к нему.
Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Тут появился Ангел Господень и остановил руку Авраама. Язон бросил ее, он женится на наследнице коринфского престола. Борода подстрижена характерно, залихватски. По-древнееврейски буквально говорится «вознести в вознесение», но под влиянием религиозных практик окружающих народов Авраам неправильно понял божественное повеление. Рука мягко лежит на плече сына, желая утешить, пожалеть, погладить сына. Снизу лицо окаймлено большим белым воротником.
От союза Данаи и Зевса родился герой Персей, который совершил много подвигов. Колорит картин Рембрандта 40-х гг. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. Не всегда Исаака изображают ребенком, как это принято в христианской иконографии. Даже произведение «Автопортрет с Саскией на коленях» первоначально называлось «Пир блудного сына». Со смешанным чувством робости и радости (двойственность человеческой натуры) Даная стремится навстречу золотому сиянию.
Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. С таким взглядом, взглядом Шекспира, взглядом Гёте в «Фаусте», реализм Рембрандта сталкивается в начале творческого пути художника с раздвоенностью окружающего мира. Требование Бога вознести единственного сына к небу Авраам понял как «принести в холокауст», «вознести в дыме», как это происходит с жертвой при всесожжении, когда огонь пожирает все без остатка.
Рембрандт был человеком с очень сложным характером. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам. Обстановка чрезвычайно скромна, даже бедна.
Они лишь на границе происходящего, лишь очарованные немые свидетели, лишь окружающий исчезающий мир" (Рихард Гаманн). Оставшиеся долги, особенно после смерти Саскии постепенно привели художника к банкротству. агнец и сын Авраама Исаак, мальчик, судя по изображению, юный совсем, они как бы рядом. Утром Авраам оседлал осла, взял с собой Исаака, двух слуг и хворост для костра.
Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. Видишь ли, что вера содействовала делам его и делами вера достигла совершенства. Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами. Это, конечно, преувеличение, но в основе его лежит зерно истины. Серьезно и грустно, словно задумавшись о судьбе человечества, глядит с высокого черного возвышения на озаренного трепетным сиянием Симеона старик первосвященник (справа в пышной пестрой одежде). Конечно, здесь господствует любовь. Трудно поверить, что спустя 30 лет тот же самый человек напишет «Возвращение блудного сына».
Посмотрите: Авраам в центре сидит. В Новом Завете жертвоприношение Авраама упоминается несколько раз. Его образ полон глубокой внутренней значительности. Авраам – по Библии первый из трёх библейских патриархов, живших после всемирного потопа, родоначальник евреев и (через Исмаила) арабов.
Это обещание было скреплено заключением союза (завета) Бога и Авраама. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Дела шли все хуже. По мнению исследователя Боба Хаака, возможно Рембрандт «изобразил эти фигуры лишь эскизно и другой художник закончил их», в живописи же главной группы, как и в «Еврейской невесте», неподражаемо объединились форма и дух. Нигде с таким чувством не проявлялась объединяющая человеческая сила монументальных форм.
Согласно ему, по Господнему приказанию герою необходимо было пожертвовать своим сыном имя которого Исаак. Здесь хорошо видно, как художник – мы не знаем его имени, но это прекрасный византийский художник VI века – как он интерпретирует этот сюжет, как он с ним работает. По всей видимости, в разряд копий картина попала из-за того, что авторский холст снизу надставили и закрасили в тон старой живописи, подгоняя картину под размер рамы. Согласно преданию, первоначально имел имя Аврам, родился в Уре халдейском. «Если Святой, да будет он благословен, потребует все мои члены, я не откажу ему. Все замерло, все смотрят на лежащего в руках Симеона ребенка.
Картинная галерея. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего». А позднее пережил тяжелые испытания – смерть четырех из его пяти детей и двух жен. Обрати внимание, вот его надо принести в жертву вместо твоего сына».
Свет на лице старшего сына довольно холодный, а руки и все тело остаются как бы в тени. Рядом со взрослым сыном отец не выглядит столь жестоким. В картинах ldquoАпостол Павелrdquo (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и ldquoСимеон во храмеrdquo (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Он читается слева направо, в общем пейзаже находится.
Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. Все во внешнем облике этого человека, стоящего к нам лицом, просто. На четвертый день в живых осталось только 67 человек.
Второстепенные фигуры братьев и сестёр также присутствуют в картине, но не принимают никакого участия в действии. Здесь, конечно, Караваджо размышляет об отце. Этот аргумент подкреплен свидетельствами, что обе картины представляют собой сцены из пьесы, поставленной в 1659 году, а не основаны непосредственно на библейском источнике. Согласно Библии, Вирсавия была женщиной редкой красоты. Первоначально картина называлась «Купание». Холст, масло.
Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование» Патриарх приносит на алтарь своего сына, будучи уверен, что обетование Бога (о большом потомстве через Исаака) исполнится в любом случае, даже в случае его смерти, поскольку Бог способен воскресить его из мертвых. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция ldquoДанаяrdquo (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Самсон, однако, стоял на своем. За время этих трагедий Рембрандт утратил свою популярность и разорился.
Все его имущество и работы были проданы с аукциона. «Жертвоприношение Авраама» относится как раз к этой серии работ творца. Исаак стоит на коленях и склонился лицом, головой к коленям отца.
По мнению исследователя Боба Хаака, возможно Рембрандт «изобразил эти фигуры лишь эскизно и другой художник закончил их», в живописи же главной группы, как и в «Еврейской невесте», неподражаемо объединились форма и дух. На полотне мы видим, как ночью близкие и родные снимают с креста тело распятого Иисуса. По дороге Яхве пообещал, что потомство Авраама станет великим народом. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. Собирался ли Рембрандт писать такую большую картину маслом, т. е. У Рембрандта позы, лица персонажей и среда их окружающая, просты и естественны. Барокко.
Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения. Вот таким образом не удивительно, что эта притча стала самой близкой темой Рембрандта. Вместо молодого парня в жертву было принесено животное. Пальцы расположены близко друг ко другу. Гэри Шварц, один из биографов Рембранта, описывает его как «мстительного, озлобленного человека, который прибегал ко всем возможным методам борьбы с теми, кто становился на его пути». Проследим тонкую игру аллюзий и переворотов. Произойти это, по преданию, должно было на горе.
В остром взмахе они обе говорят одно и то же запинающимся, но полновесным языком. Но их усилия оказались тщетными. Но почему же Авраам понимает эти слова как повеление принести сына во всесожжение.
Отец входит в его комнату и говорит, что им надо идти, что ему было видение. Глаза юноши и старца обращены к невидимому зрителю источнику света. На восьмой день 15 наиболее сильных выбросили за борт слабых и раненых. Требование Бога вознести единственного сына к небу Авраам понял как «принести в холокауст», «вознести в дыме», как это происходит с жертвой при всесожжении, когда огонь пожирает все без остатка.
Люди эвакуировались, но места в шлюпках на всех не хватило. Женщина пробралась в лагерь ассирийцев и соблазнила Олоферна. А агнец, который находился справа от Авраама, теперь перенесен тоже по левую сторону для него и в правую часть изображения для нас, смотрящих на это изображение. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (ldquoДавид и Ионафанrdquo, 1642, ldquoСвятое семействоrdquo, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург).
Он отвечал: вот я, сын мой. И Давид послал прислужников взять её8230» (Вторая книга царств). Мы говорим о центральной и правой части этого изображения. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. через 20 лет после эрмитажной картины. В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика. С таким взглядом, взглядом Шекспира, взглядом Гёте в «Фаусте», реализм Рембрандта сталкивается в начале творческого пути художника с раздвоенностью окружающего мира.
Младенец стал старше. После недолгого обучения Рембрандт уезжает в родной город, чтобы самостоятельно заниматься живописью в собственной мастерской.
Тогда же Бог повелел Аврааму именоваться Авраамом (отец толп народов) и чтобы весь мужской род в доме Авраама был обрезан. Вглядитесь в их лица. Проходит примерно два десятка лет и Рембрандт снова обращается к этому сюжету.
Одним из доказательств этому служит история его отношений с Гиртой Диркс. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Т. е. Сын будет сопротивляться и кричать. «Так как красота её пленила душу его, – меч прошел по шее его. » Войско, оставшееся без руководителя, не смогло противостоять жителям Ветилуи и было рассеяно.
Нет на картине и эффектного явления ангела, остановившего руку Авраама. Бог, решив проверить твёрдость веры Авраама, сказал ему: «Возьми своего единственного любимого сына Исаака и принеси его в жертву воссожением». В контексте Вьетнамской войны песня сразу стала символом пацифизма и борьбы за мир. При этом его вера не является верой в то, что Бог отменит своё приказание или верой в будущую жизнь: Авраам собирался совершить жертвоприношение и при этом «верил в противоречие»— в то, что он «состарится на этой земле, почитаемый своим народом, благословенный в своем роде, незабвенный в Исааке— любимейшем в его жизни». С Хендрикье он написал такие полотна, как «Флора», «Купающаяся женщина» и другие.
Здесь мы видим Христа, стоящего в заброшенном помещении, утопающем в полумраке. Силен он будет, как дикий осел и пойдет от него многочисленный народ". Библейская история такова. Заказов становилось все меньше. За время этих трагедий Рембрандт утратил свою популярность и разорился.
– «А где же агнец», то отец говорит уклончиво: «Ну, Бог нам пошлет агнца». А сейчас она, глотая слезы, слушает вопросы жреца и кощунственные ответы Язона.
Группа опрокидывается в её вершине. По мнению исследователя Боба Хаака, возможно Рембрандт «изобразил эти фигуры лишь эскизно и другой художник закончил их», в живописи же главной группы, как и в «Еврейской невесте», неподражаемо объединились форма и дух. Сейчас мы посмотрим его чуть покрупнее.
Артемида выпросила для себя у Зевса вечную девственность. А позднее пережил тяжелые испытания – смерть четырех из его пяти детей и двух жен. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Кьеркегор говорит о «телеологическом упразднении этического», возможном для человека, живущего религиозной жизнью (в противоположность людям, живущим, по терминологии Кьеркегора, эстетически или этически). Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Блаженны плачущие ибо они утешатся. В преданиях иудаизма сохранился мидраш, который указывает на многозначность словосочетания «принести во всесожжение».
Это Рембрандт, еще не вошедший в зрелый период своего творчества. Особенное место в картинах Харменса ван Рейна Рембрандта занимает Хендрикье – служанка, с которой он сошелся, но не мог жениться (по условиям завещания его первой жены при повторном браке он потерял бы все деньги оставленные ею). Ему было велено принести в жертву всесожжения сына Исаака. Молодая женщина одета в богатый, весь расшитый костюм и блестящий атласный плащ. Нам важно усмотреть некоторые моменты в этом изображении. Принесение в жертву сыновей (нередко первенцев) было общей практикой в древней Палестине. Он сказал, что они вместе будут приносить жертву. Мужественному ли духу праотца или покорности сына. По-древнееврейски буквально говорится «вознести в вознесение», но под влиянием религиозных практик окружающих народов Авраам неправильно понял божественное повеление.
Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». Там он связал сына, положил на дрова и занёс нож, чтобы заколоть его. Они лишь на границе происходящего, лишь очарованные немые свидетели, лишь окружающий исчезающий мир. » (Рихард Гаманн). Здесь он все радикально переставил, все поменял.
Таким образом, Рембрандт в эту картину вкладывает еще и личный смысл. Но обучение продолжилось всего полгода.
Левая рука, которой отец касается плеча сына, сильная и мужественная. Кассель. Однако, революционная нидерландская эпоха, отвергая испокон веков исповедываемую спасительную силу прощения грехов или вновь провозглашённую уверенность в божественном предопределении, внесла у многих голландцев и у художника Рембрандта ван Рейна в том числе, в веру – ростки сомнения, в догматическое знание – стремление к познанию нового, в ощущение постоянства жизни – изменчивость мира человек не может быть только хорошим или плохим, он может одновременно и тем и другим, на него накладывают отпечаток противоречия жизни, ему приходится всегда заново принимать решения испытывать себя. К началу 40-х годов Рембрандт – популярный и высокооплачиваемый художник.
В преданиях иудаизма сохранился мидраш, который указывает на многозначность словосочетания «принести во всесожжение». В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Вот таким образом не удивительно, что эта притча стала самой близкой темой Рембрандта.
Фигура Давида показана в трехчетвертном повороте, почти со спины. На части этого холста Рембрандтом был выполнен другой заказ – знаменитый групповой портрет Синдики (1662, Амстердам, Рейксмузеум). После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны.
И сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына. ». Именно через рождение Исаака начинает осуществляться обетование бесчисленного потомства. Рембрандт усиливает драматизм происходящего: на картине ангел схватил Авраама за кисть и нож падает. Тема убиения и воскрешения Христа продолжается в полотне «Неверие святого Фомы» (1634 год, Музеи изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва). Эта полюбившаяся художнику Евангельская притча легла в основу нескольких рисунков.
Нигде с таким чувством не проявлялась объединяющая человеческая сила монументальных форм. Не выходя за границы повседневности, не взлетая в заоблачные выси и не опускаясь на дно морское, мыслящий герой Рембрандта через таинственные начертания света в своей комнате проникается смыслом мироздания, о чем позднее иным языком, скажет гетевский Фауст, увидевший знак макрокосма – знак звездного мира: Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса Медея побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года Свадьба Язона и Креузы (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров). Так, пользуясь приемом иррадиации света (иррадиацией называется кажущееся увеличение размеров светлых фигур на темном фоне по сравнению с размерами таких же фигур, но темных на светлом фоне), Рембрандт еще более усиливает таинственность изображаемого события и вместе с тем еще сильнее подчеркивает творческую силу одухотворенного человека в его стремлении проникнуть в тайны Вселенной. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Он не говорит о замене жертвы, он просто останавливает этот процесс.
Самсон стал женихом и с тех пор часто хаживал в гости к родителям невесты. Мы видим, что отец у Рембрандта взволнован и растерян. И, наконец, в конце зала – серия картин на тему «Страстей Господних». Картина «Жертвоприношение Исаака». » (Рихард Гаманн). В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Вместо молодого парня в жертву было принесено животное.
Авраам— «рыцарь веры», верующий «силой абсурда». Он прикасается к своему сыну Отцовской и Материнской рукой. И лежащая мать и дитя по горло закрыты соломой и одеждой. А справа мы видим сюжет жертвоприношения Авраамом Исаака, который нас и интересует. Когда же ей предоставилась возможность выйти из этого заведения, Рембрандт нанял агента для сбора информации, благодаря которой эта женщина на долгие годы осталась в стенах больницы. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров.
Прежде всего, в центре зала мы видим «Жертвоприношение Исаака» – Opferung Jsaaks, 1636г. Мария, в простом мещанском платьице, вынула его из колыбели, чтобы успокоить, села в кресло (в левой части картины) и, прижимая ребенка к груди, внимательно слушает его несвязные жалобы. Но Давид соблазнился красотой Вирсавии и приказал, чтобы ее доставили во дворец. Рембрандт часто изображает Саскию и самого себя, молодого, счастливого, полного сил. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус.
Библия говорит об Аврааме, как о муже праведном и богобоязненном. Он заявляет о том, что всему этому должен прийти конец. Отцовская рука подкрепляет сына, материнская – утешает. Канадский поэт, писатель, певец и бард Леонард Коэн в своем втором студийном альбоме Songs from a Room (1969) издал песню Story of Isaac (История Исаака). Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Жертвоприношение Авраама». А отец при этом несгибаем.
После рождения у Сарры и Авраама сына Исаака на патриархальном торжестве в день, когда его отняли от груди, старая неприязнь между госпожой и служанкой (осложнённая правовой коллизией между первородством Измаила и законнорожденностью Исаака) вспыхнула с новой силой. Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. Он вошел к Агари и она зачала.
Но нас в данной ситуации все это не очень интересует. " Сыну же, которого ты родишь, дашь имя Измаил ибо услышал Бог о страданиях твоих. Один из величайших гениев, которого дала Голландия миру.
Но внешне он абсолютно спокоен. Все эти сцены имеют место только на земле, в реальной, земной обстановке. Нидерланды (Голландия). Но волосы Самсона постепенно отрастали, возвращалась и сила его.
Тайну отцовской любви, которой преисполнено сердце Бога, весть о всепобеждающей силе прощения, которую преподносит в Евангелии Господь, художнику удалось мастерски выразить средствами живописи в «Возвращении блудного сына». Рядом с патриархом стоит его супруга, наблюдающая за сценой с благоговением. Арфа отброшена к зрителю – она лежит вдоль нижнего края офорта лишь во внутренней мелодии, в таинственных голосах, поющих в его душе, находит Давид успокоение.
Пушкина), Портрет старика в красном (1654, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), Титус за чтением (ок. «И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам. Рембрандт часто изображает Саскию и самого себя, молодого, счастливого, полного сил. Этот же изображённый со спины, стоит перед отцом на коленях, образуя с ним монументальную группу, которую можно было бы вылить в бронзе. Законом общества признавалась борьба всех против всех.
Но мы угадываем и в выражении ее окаменевшего лица и в ее напряженной позе и в ее бесшумной походке неизбывное горе, трудно сдерживаемую обиду и ярость, неукротимую волю, рой зловещих замыслов – перед нами раскрывается вся ее истерзанная внутренней борьбой между смирением и страстью душа. на религиозные темы (Жертвоприношение Авраама, 1635, ГЭ) чувствуется воздействие приёмов итальянского барокко, проявляющееся в мелодраматической трактовке и идеализации образов, остроте ракурсов, светотеневых контрастах. В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года Авраам и три спутника (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина ldquoПортрет бургграфаrdquo, 1636, Дрезденская галерея).
Но если мы снова вглядимся в этот офорт, то придется признать, что изображение ангела и изображение мальчика Исаака, который стоит на коленях возле отца, конечно, не буквально, но явно абсолютно напоминают нам портреты Титуса. Послушание Авраама подверглось страшному испытанию.
Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Святой Матфей и Ангел Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов. В череде воскресных служб, приготовительных к Великому посту, есть Неделя о блудном сыне.
15:13). Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж ldquoУлыбающаяся Саскияrdquo, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Трудно поверить, что спустя 30 лет тот же самый человек напишет «Возвращение блудного сына». Он старается умерить силу ударов своего топора. Еще более дивным произведением являются Ученики в Эммаусе (высота шестьдесят восемь, ширина шестьдесят пять сантиметров). Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (ldquoПринесение во храмrdquo, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Рембрандт часто изображает Саскию и самого себя, молодого, счастливого, полного сил.
как бы здесь некое уже есть предчувствие ренессансного искусства. Мальчик, полностью доверяющий отцу идет за ним на гору и восходит на алтарь. Убитый горем Исаак безропотно лежит на руках у родного отца, ожидая свой смертный час. Мы видим его правую скрюченную руку на впалой груди, его лоб, покрытый повязкой, через которую проступает кровь. А в этом треугольнике и размещена фигура главного героя, сидящего за столом – Христа.
Поступок патриарха расценивается как акт высшего проявления верности, доверия Богу. И шли далее оба вместе. Но кому здесь более удивляться и изумляться.
Рембрандт часто изображает Саскию и самого себя, молодого, счастливого, полного сил. Удивительна ее судьба. Мы видим, что нож он держал совсем не твердо.
А позднее пережил тяжелые испытания – смерть четырех из его пяти детей и двух жен. Мы видим, как сильна жилистая рука Авраама, какой крепкий и мощный у него кулак. Одна из наиболее известных картин Рембрандта этого периода – Даная (1636minus1646, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
В строгой композиции «Благословение Иакова» (полное название — «Иаков благословляет сыновей Иосифа Манассию и Ефрема», 1656, Картинная галерея, Кассель) представлено торжественное событие — благословленне старцем Иаковом вилков. 2. 1 Толкование Авраама или повеление Бога В преданиях иудаизма сохранился мидраш, который указывает на многозначность словосочетания «принести во всесожжение».
Что мы видим. Понятно, что по поводу этого текста множество было споров, суждений, рассуждений. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. На третий день Авраам возвел очи свои и увидел то место издалека. И уже не Авраам, а Исаак становится главным действующим лицом. Отец всем телом склоняется над младшим сыном, а старший сын стоит с гордой осанкой.
Тогда же Аврааму стало известно, что его потомки будут рабами на своей земле ещё 400 лет. Это куда менее известная его работа, офорт «Жертвоприношение Авраамом Исаака», который датируется 1655 годом, т. е. В середине 1630-х годов Рембрандт пишет одну за другой большие религиозные композиции, подобные полному динамики и патетики «Жертвоприношению Авраама», «Ослепление Самсона», «Пир Валтасара», парадные портреты. Первая часть текста написана от лица девятилетнего мальчика. В ее глубине слева – светлый отворот простынки, справа – пятно красного плаща-одеяльца. Локоть Исаака, который был опорной точкой композиции, теперь повис в воздухе. В середине 1630-х годов Рембрандт пишет одну за другой большие религиозные композиции, подобные полному динамики и патетики «Жертвоприношению Авраама», «Ослепление Самсона», «Пир Валтасара», парадные портреты.
Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. «И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается. То же сверкает в уголках глаз.
1652, Вена, Музей истории искусства), Автопортрет (1660, Париж, Лувр). Полотно «Автопортрет с Саскией на коленях» (1635-1636 годы, Картинная галерея, Дрезден) показывает нам художника и его жену, светящихся от счастья. Художника привлекают образы старых людей, прошедших долгую жизнь, полную горестей и лишений, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, ГМИИ Портрет старика в красном, около 1652-54, ГЭ). Чтобы испытать силу веры Авраама, к нему последовало повеление Божие принести в жертву Исаака на горе Мории. Новое явление Бога подтверждает, что обещание, которое он дал, касается не Исмаила, а Исаака, которого предстоит родить Сарре. художник получил прозвище «исчадие ада с безукоризненными манерами».
Так завершается круг пейзажного творчества Рембрандта, охватывающий около двух десятилетий в среднем периоде его деятельности. Он сильно изменился со времени Листа в сто гульденов. Однако, его замысел абсолютно оригинален. ангел в библейском тексте как бы является на самом деле гласом Божьим.
В Послании ап. Вместе с тем, он много тратил и, в конце концов, потерял все свое состояние. Длина офорта четырнадцать, высота десять сантиметров. В череде воскресных служб, приготовительных к Великому посту, есть Неделя о блудном сыне.
Проследим тонкую игру аллюзий и переворотов. Она представляется нам одновременно идущей навстречу и стоящей на месте. Видимо, работу впоследствии приобрёли поляки. Рядом со взрослым сыном отец не выглядит столь жестоким. Картина ldquoУрок анатомии доктора Тюлпаrdquo (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность.
Но насколько разными они предстают для глаз наблюдателя. При всей потрясающей трагичности рембрандтовских образов мы никогда не встретим в них болезненной надломленности, столь характерной для величайшего мастера Италии второй половины пятнадцатого века Сандро Боттичелли (годы жизни 1444-1510-ый). Он не понимает, ему не было голоса Божьего, сын не знал, зачем отец его привел на гору. В частности, великий нидерландец Ян ван Эйк (даты жизни 1390 -1441-ый годы) на знаменитом триптихе, то есть складной картине из трех относительно самостоятельных частей, в центре изобразил мадонну величественно восседающей на богато украшенном троне, на фоне роскошных ковров и мраморной колоннады. 50-е гг., годы тяжких жизненных испытаний, открывают период творческой зрелости художника.
Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина ldquoНочной дозорrdquo (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. К тому же крыши гостиницы не видно – край картины срезает стену над третьим этажом. Когда полководец заснул, Юдифь отсекла ему голову. И вот, пожалуйста, ангел. Мастер выполнил более 400 картин (не считая многочисленных несохранившихся произведений), а также 287 гравюр и тысячи рисунков. Но почему же Авраам понимает эти слова как повеление принести сына во всесожжение.
Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. Ее поза необычайно женственна, а жесты наполнены трепетом.
В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Драматический сюжет, который мог носить также название: Связывание Исаака, мы найдём на полотнах Тициана, Веронезе, Рембрандта, Караваджо. Дева Мария изображена в образе простой женщины. На склоне лет это уже не Иаков, а Израиль – почтенный отец большого семейства, проживший содержательную достойную жизнь. Богоматерь прервала чтение, чтобы поправить покрывало на Младенце, а может, чтобы прикрыть Его лицо от яркого света, призванного подчеркнуть Его величие. Большинство произведений в творчестве Рембрандта отражают его способность проникновения в человеческий характер.
Картина наполнена жизненной силой, энергией и пронизана любовью к своей супруге. В этот же период была создана картина «Польский всадник» (1655 год, коллекция Фрика, Нью-Йорк). Но Авраам, по Кьеркегору, «перешагивает через всё этическое и вне его он обретает более высокую цель, в отношении к которой он и устраняет этическое». В хлеву темно и лишь лицо лежащей в глубине справа мадонны слабо освещено. И, наконец, этот всеобъемлющий, полный утешения и прощения красный цвет плаща, звучная сердцевина рембрандтовского «завета человечеству» (Гаманн), этот догорающий след самоотверженной, гуманной души, этот призыв к действию, красный цвет надежды, многообещающий свет любви.
Однако никогда не выезжавший за пределы Голландии Рембрандт в своем понимании библейских героев оказывается очень близким к основоположнику стиля Высокого Возрождения в итальянской живописи Леонардо да Винчи (годы жизни 1452-1519-ый) – ученого, мыслителя, художника, поражающего широтой своих взглядов, многогранностью таланта. По полу, а теперь и по этой стене уже стелется его бледная тень. Гэри Шварц, один из биографов Рембранта, описывает его как «мстительного, озлобленного человека, который прибегал ко всем возможным методам борьбы с теми, кто становился на его пути». Контуры фигур не обрисованы, затушеваны множеством тональных пятен.
В их характерах заметны чуть пассивные исполненные безотрадной печали черты. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. становится более эмоциональным, нарядным и звучным. Рембрандт был человеком с очень сложным характером.
Группа опрокидывается в её вершине. Она охраняет и животный мир, призывая к ответу Геракла, убившего керинейскую лань с золотыми рогами и требует взамен убитой Агамемноном священной лани кровавую жертву – его дочь Ифигению (на жертвенном алтаре Артемида тайком от людей заменила царевну ланью, а Ифигению перенесла в Тавриду, сделав ее своей жрицей). Авраам. Чтобы проверить силу веры Авраама, Бог велел принести Исаака в жертву Ему.
А правая – нежная, мягкая изящная. За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны. Не всегда Исаака изображают ребенком, как это принято в христианской иконографии. Практически сразу ему достался очень выгодный заказ от гильдии хирургов.
Сын не может согласиться, говорит нам Караваджо, с таким решением отца. В 40-х гг. И старик Авраам слушает ангела, слушает голос Божий. (Спорна, однако, датировка, вместо 1668-1669 годов было сделано предложение историками искусства Г. Герсоном, И. Линником датировать картину 1661 или 1663 годами).
И уже не Авраам, а Исаак становится главным действующим лицом. Изображение утратила собранность, которая была очень важна для автора. Неоднократно художник обращался к этой теме (наброски и эскизы встречаются уже в 30-е годы). В заказных портретах состоятельного бюргерства Рембрандт тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (Портрет бургграфа, 1633, Картинная галерея, Дрезден), нередко модели получали меткую социальную характеристику. Одним из доказательств этому служит история его отношений с Гиртой Диркс.
Затем автор песни обращается ко всем, кто строит «прекрасные» алтари для уничтожения своих детей в угоду своей идеологии, религии, заблуждению. «Возвращение блудного сына» является одной из последних работ Рембрандта. Комната залита светом, но Товий заперт в ней слепотой. Несколько ниже центра гравюры, на втором плане, на возвышении, к которому от нас ведет широкая невысокая (десять ступеней), лестница, мы видим установленный прямоугольный жертвенник, в полроста человека.
Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Более слабый свет падает от источника за картинной плоскостью, где-то правее правого края картины – это видно по тени плотничьих инструментов на противоположной от нас стене, в частности, по тени подвешенной к этой стене струбцины. Доктор Тулп уверен в себе, спокоен, его не пугает действительность. Центром картины Рембрандта, несомненно, являются руки отца. Однако внизу, с трудом различаемые глазом, границы тональных пятен (фигуры людей и лошадей) принимают криволинейный характер. Когда Аврааму было 100 лет, а Сарре – 90, родился Исаак.
Агарь на руках с Измаилом была вынуждена уйти в изгнание. В этот страшный момент раздался голос ангела: Не поднимай руки своей на отрока. Картину (размером ок. С таким взглядом, взглядом Шекспира, взглядом Гёте в «Фаусте», реализм Рембрандта сталкивается в начале творческого пути художника с раздвоенностью окружающего мира.
Испуганный Фома выполняет просьбу и со стыдом признает Господа. Их нельзя забыть, как ноги и ступни Христа в картине Тициана Погребение. «Всё, что эти руки пережили – радости, страдания, надежды и страхи, всё, что они создали или разрушили, что они любили или ненавидели, всё это выражено в этом молчаливом объятии» (Жермен Базен).
Данная позиция вполне укладывается в контекст иудейских толкований. Действие картины Добрый самаритянин (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку. Согласно книге «Иудифь», полководец Олоферн, командующий армией Навуходоносора, выполняя его повеление «свершить отмщение всей земле», прошёл Месопотамию, разрушил все её города, выжег все посевы и перебил мужчин. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров.
На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. «Всё, что эти руки пережили – радости, страдания, надежды и страхи, всё, что они создали или разрушили, что они любили или ненавидели, всё это выражено в этом молчаливом объятии» (Жермен Базен). За время этих трагедий Рембрандт утратил свою популярность и разорился.
И если в Поклонении трагические предвестия лишь в таинственной затаенности, в молчаливом потрясении – сама драма еще далеко впереди – то в поразительном Принесении во храм, 1654-ый год (высота двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров), трагизм почти готов прорваться наружу. Жертвоприношение Авраама – распространённый сюжет европейской живописи ХVI- ХVII веков. Артемида – защитница целомудрия. А композицию здесь мы можем разглядеть очень ясно. В то же время Рембрандту в значительной степени оказался чужд дух страстной патетики, присущий титаническим образам величайшего гения Италии Микеланджело Буонарроти (годы жизни 1475-1564-ый).
Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. Именно через рождение Исаака начинает осуществляться обетование бесчисленного потомства. 2 Проблема «отцов и детей» Психологические по своему характеру толкования предлагают вслушаться в этот текст, как слушают рассказ о сновидении. Агарь ушла на юг, поселилась в Аравийской пустыне, где Измаил впоследствии стал родоначальником арабских племён, прозванных измаильтянами (по его имени) и агарянами (по имени его матери). Может быть, они видят ангела, а, может быть и Того, кто ангела послал.
Часто там появляется легко намеченный силуэт города с вертикалями соборов и башен. Отец обманул его, по сути дела. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Это – рука матери.
Рембрандт усиливает драматизм происходящего: на картине ангел схватил Авраама за кисть и нож падает. Отец ответил, что Господь усмотрит агнца для всесожжения. Кто хоть раз внимательно изучил Милосердного самарянина (музей Лувра), никогда не забудет этого дивного произведения. Эту мозаику можно отнести к поздневизантийскому искусству.
Там он женился на Сарре. Вот хорошо известный, в общем-то, всем отрывок из Ветхого Завета, хорошо известный текст. На нем дымится жертва. Черты лица чудовищно серьезны кулак правой руки сжимает стержень – не то карандаш, не то штихель (гравировальную иглу). И есть чего спешить ибо над лесом, слева в глубине, уже навис обильный дождь.
На тёмном фоне рельефно выделены две фигуры, отца и сына. На них падает основной свет. Тайну отцовской любви, которой преисполнено сердце Бога, весть о всепобеждающей силе прощения, которую преподносит в Евангелии Господь, художнику удалось мастерски выразить средствами живописи в «Возвращении блудного сына».
Тут же – картина с изображением «Святого Семейства» – Die Heilige Familie, 1633г. Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. 15:13). Нигде не чувствуется никаких попыток придать этим чувствам характер неземной идеализированный, мистический, порой слащавый, что так присуще, например испанскому художнику Мурильо (годы жизни 1618-1682-ой). И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему и сказал: отец мой.
Долгие годы Рембрандт был младшим сыном, который, «собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно» (Лк. После этого с доски делаются отпечатки на влажной бумаге под прессом. (Спорна, однако, датировка, вместо 1668-1669 годов было сделано предложение историками искусства Г. Герсоном, И. Линником датировать картину 1661 или 1663 годами). Сарра настояла на том, чтобы отправить Агарь с младенцем Исмаилом в пустыню. Руки старшего сына, напротив, скрещены и почти спрятаны под мантией.
Усмотрит Бог агнца. Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». Мастером прекрасно передана игра света и тени. «Аврам послушался слов Сары.
И Рембрандт показывает нам веками создаваемые дамбы, плотины, каналы, шлюзы. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Эти руки дают прощение, примирение и исцеление. Присмотримся к фигуре Иакова. «Возвращение блудного сына» является одной из последних работ Рембрандта. И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм.
На автопортрете, который он написал в тридцатилетнем возрасте, Рембрандт выглядит самоуверенным, надменным, похотливым и дерзким. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (ldquoАссур, Аман и Эсфирьrdquo, 1660, ГМИИ, Москва ldquoПадение Аманаrdquo или ldquoДавид и Урияrdquo, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Вот таким образом я думаю, что здесь эта рука может вполне интерпретироваться как Божья рука, которая останавливает Авраама. Олоферн осадил небольшой город Ветилую, где жила молодая вдова Юдифь. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. С ней Рембрандт прожил шесть лет, а потом упек в дом для душевнобольных.
Согласно некоторым иудейским преданиям, Исааку было 37 лет, то есть он мог и постоять за себя.