В рембрандтовской схеме, модель можно фотографировать и анфас. Рембрандт считал, что истинная цель художника заключается в изучении натуры, поэтому все картины живописца получались, чересчур фотографичными: нидерландец старался передать каждую эмоцию изображенного человека.
Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто подобно автору прошёл через годы горестных испытаний. А ниже – «Урок анатомии доктора Деймана», заказной групповой портрет для анатомической школы в Амстердаме. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года.
В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Вскоре после этого умирает жена мастера и убитый горем художник вместе с сыном перемещается из роскошного поместья в дешёвую съёмную квартиру. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Над этим офортом, поражающим тонкостью светотеневой игры, он работал семь лет, с 1643 по 1649 год8. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Наибольшая глубина страдания воплощена в образе упавшей без чувств Богоматери c ее худым изможденным лицом труженицы.
Характерно, что на автопортретах Рембрандт склонен к узкому освещению. Апофеозом картины выступает триумфальная арка – символ былых успехов и предвестник новой славной победы. Обучение продлилось недолго и в 19 лет Рембрандт возвращается обратно в Лейден. Заказов становилось все меньше. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631).
И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился и, побежав, пал ему на шею и целовал его». Например, Даная появляется в сериале Бандитский Петербург как картина Рембрандта Эгина.
в Амстердаме) и «Возвращение блудного сына» (имп. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Я обвиняю. » (2008)12. На картине достаточно и иных подробностей, строго и беспристрастно отображенных, вроде грязных ног казненного преступника (именно такие тела отдавали медикам). Не только сюжет этого второго «Урока анатонии», но и его композиция вам кажется странной.
Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). «Даная» Рембрандта не стала исключением, эту картину художник писал не для продажи. На холсте появились посторонние лица.
По традиции на них изображались либо выступающие на войну против Испании ополченцы, либо представители ремесленных цехов. Это самая известная картина Рембрандта. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Этот групповой портрет разительно отличался от полотен других художников драматическим освещением и естественностью персонажей. На картине изображен капитан Кок (в центре), отдающий лейтенанту Виллему ван Рей-тенбургу (в золотистом камзоле) приказ о наступлении.
В это время рождаются картины Рембрандта с названиями «Портрет старика в красном», «Портрет сына Титуса за чтением» и другие работы. Он знает лишь, что его жена любима, а потому прекрасна в своем роскошном корсаже, шелковой юбке, великолепной наколке и драгоценном ожерелье и что все должны восхищаться ею. На полотне запечатлено вскрытие тела, проведенное доктором Тульпом. Дела шли все хуже.
Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. Он много пишет образ сына, а также людей, которые окружают его в последние годы жизни. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков.
С позиции же зрителя герои картины сгруппированы в форме пирамиды, что также является инновацией жанра. Чем выше, тем четче тени на подбородке, лучше выделяется лицо из обрамляющей тени, становится более трехмерным. Узкое освещение отлично подходит для крупного плана и эмоционального образа. После недолгого обучения Рембрандт уезжает в родной город, чтобы самостоятельно заниматься живописью в собственной мастерской.
В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Они темные. Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство.
Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Мерцающие краски и изящная игра света и тени подчеркивают образы главных героев. Самой примечательной на нем является фигура доктора Николаса Тюлъпа (1593-1674), бывшего с 1629 по 1653 годы главным анатомом и лектором Гильдии врачей города Амстердама. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни. Мерцающие краски и изящная игра света и тени подчеркивают образы главных героев.
Забудьте про 45 сбоку и прочие правила выставления вспышки: ставьте на ощупь, выработайте у себя это ощущение света. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. «Св. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев.
С помощью колоритных цветов (золотой, черный и желтый) зрителю раскрывается энергия, драматизм и торжественность настроения военных. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7.
Возможно, причина была в том, что в разгар работы умирает его возлюбленная Саския от туберкулеза. Британский искусствовед Кеннет Кларк писал, что всякий, кто хоть раз видел ее, согласится с тем, что перед ним «величайшее полотно из всех когда-либо созданных рукой художника». Она более драматична и сужает лицо. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Она получила свое нынешнее название лишь в конце XVTII века.
Популярность автора начинает падать. Техническое совершенство Рембрандта тут не вызывает сомнений, разноречия касаются сюжета. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8.
Одним из неразрешённых вопросов творческой биографии Рембрандта является его художественная перекличка с Ливенсом. Эрмитаж, 797), а в 1682 — «Еврейская невеста» (в амстердамском музее). Бледные лица и сам труп яркими светлыми пятнами выделяются на мрачном и темном фоне картины. В те времена групповые портреты были очень популярны в Голландии.
Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Люди изображенные на картине, не расположены прямыми рядами, а собраны в форме полумесяца, окружая хирургический стол (если представить вид сверху). Работа отличается тщательностью в прорисовке всех образов и деталей. Такое изображение лишено рембрандтовского драматизма, но приятно глазу и подходит даже для гламура. Кто-то пустил слух, что художник женился на деньгах А это ложь.
Рембрандт боготворил свою супругу, часто изображая в различных образах в своих работах. Картина полна нежности и сострадания. Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике. Темный лак (снятый позднее) создавал обманчивое впечатление того, что изображенные события происходят среди ночи.
Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Даже, когда Рембрандт вышел из моды и продолжал писать обычные портреты на заказ, неожиданно для всех он написал грандиозную картину Возвращение блудного сына. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены.
Заполняющий и рисующий свет должны пересекаться приблизительно под углом 90-120. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Новых заказов почти не появляется.
Повреждения затронули около 30 шедевра. Внимание вновь приковано к отцу и сыну. Съемка с подсвеченной стороны – broad lighting – подходит для лиц без следов опыта и эмоций, в том числе для съемки подростков. А уцелевшая часть (124 на 100 см) хранится теперь в Амстердаме. Зевс проник к узнице в виде дождя из золота, после чего родился Персей.
Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Интересен и еще один факт. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. Одна из первых картин Рембрандта, художник завершил работу над ней в 26 лет, вскоре после переезда в Амстердам.
Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Сын повёрнут к нам спиной. дв., 1657 и др. ).
гал. ), «Портрет Саскии» (в дрезд. Картина переписывалась художником несколько раз и имеет несколько авторских вариантов. Однако, счастье и довольство выпали на долю гениальному мастеру не надолго. Сочетание мерцающих тонов и золотых бликов поражает своей утонченностью и великолепием.
Характер и судьба каждого персонажа читаются благодаря кисти известного художника. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6.
С помощью колоритных цветов (золотой, черный и желтый) зрителю раскрывается энергия, драматизм и торжественность настроения военных. Отец объясняет ему, что его брат «был мертв, но возвратился к жизни». К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634).
Рембрандт совершил подлинную революцию, показав динамичную композицию и «оживив» своих персонажей. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. После написания картины «Ночной дозор» разразился невероятный скандал.
Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей. Я обвиняю. » (2008). Павел в темнице», 1627, в штутгартской галерее). Кульминационный момент перехода от напряжения чувств к разрешению страстей воплощен в скульптурно выразительных позах, скупых жестах, в эмоциональном строе колорита, ярко вспыхивающего в центре картины и гаснущего в затененном пространстве фона. Понимая этот факт, его родители в13 лет отдали Рембрандта учиться изобразительному искусству к лейденскому историческому живописцу Якобу ван Сваненбюрху, который был католиком. Разнообразные по жанру и тематике произведения Рембрандта проникнуты идеями нравственности, духовной красоты и достоинства обычного человека, пониманием непостижимой сложности его внутреннего мира, многогранности его интеллектуального богатства, глубины его душевных переживаний.
Заполняющий свет выставляем слабее рисующего. муз., 1648: гравюра «Христос исцеляет больных» «Поклонение волхвов», в букингемск.
Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. представляет известные сложности для искусствоведов. Еще более того: в некоторых картинах подобного рода, он как бы старается отринуть от себя всякое представление о присущей античным богам красоте форм и умышленно вдается в некоторую карикатурность (напр.
Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком. Обычно, лицо остается наиболее ярко освещенной частью портрета. В центре площади находится памятник Рембрандту. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. В 1985 году в музее произошел неприятный случай, который едва не лишил мир возможности созерцать творение Рембрандта. Похоронили его в амстердамской Вестеркерк.
В сравнении с его зрелыми работами они необычайно красочны, художник стремится тщательно выписать каждую деталь материального мира, как можно достовернее передать экзотическую обстановку библейской истории. На кёльнском автопортрете 1662 года черты автора искажены горькой усмешкой, а на последних автопортретах 1669 года (галерея Уффици, Лондонская Национальная галерея и Маурицхёйс) он, несмотря на бросающуюся в глаза физическую немощь, спокойно смотрит в лицо судьбе. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Реставрация картины длилась 12 лет.
Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию. Изображенная на полотне женщина явно ждет кого-то (или чего-то), что дает основания идентифицировать ее образ с Данаей. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 г. им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» (наход. Картина Рембрандта «Ночной дозор» вызывает у зрителей, рассматривающих ее, полное ощущение реальности всего происходящего. Драматизм не создать на пустом месте. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан.
Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Мы не найдем здесь экзотических одеяний и поз. Позднее он полюбил другую женщину, кормилицу сына Гертье Диркс, вот таким образом в «Данае» были совмещены образы двух любимых женщин. Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах. Первоначально на левом краю картины располагались еще две фигуры, а по трем остальным краям проходили узкие полосы серебряной амальгамы. Создавая этот автопортрет, Рембрандт отказался от театральных приемов, свойственных его ранним автопортретам и изобразил себя очень просто. Реставрация картины длилась 12 лет.
Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца.
Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Это «Элси Кристиэнс на висилице» (1664) из коллекции музея Метрополитен. в эрмитажной «Данае»).
Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни, каковы два «Святых семейства», 1645 и 1646 годов. Тепло этих портретов делает их очень живыми и художественными. Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев. Краски лежат на холсте густыми мазками. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626).
Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Написана она была в последние годы жизни мастера. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты.
Не всем нравилась манера Рембрандта изображать человека таким, какой он есть. Текстура и цвета играют роль в определении настроения картины. Влияние искусства Рембрандта было громадным. Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника.
Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. В двух случаях это были крупные и престижные заказы.
Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. После того как полотно было подрезано по новому формату, все это исчезло. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. После того, как в 1631 (1632) году он переехал в Амстердам, в самом скором времени он снискал настоящую славу талантливого художника.
Офорт – такая техника гравюры, при которой на металлической «доске» (позднее на медной) иглой рисуют картину, после чего углубления усиливают с помощью травления кислотами, потом наполняют краской и создают отпечаток на мокрой бумаге. в «Уроке анатомии»), световые же рефлексы от этой главной группы распространяются на прочие ближайшие к ней лица или аксессуары и, наконец, остальные части картины тонут в прозрачном, глубоком полумраке, полном воздушности.
Но их усилия оказались тщетными. Лишь ангелы, спускающиеся в полумрак бедного жилища, напоминает нам о том, что это не обыкновенная семья. Картина излучает все тепло и глубину рембрандтовской палитры. В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов. Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» является одной из самых ярких вершин творчества известного художника. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Это время, когда он был совсем старым и немощным, нуждался и голодал. «Урок анатомии доктора Тюлъпа» не является документальным полотном -в действительности на вскрытиях тогда обыкновенно присутствовало куда больше наблюдателей. Кто они — неизвестно.
«Ночной дозор» – один из восьми групповых портретов, заказанных разным художникам Амстердамской гильдией аркебузиров народного ополчения. После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа». По этой причине разграничение работ Рембрандта и Ливенса 1628—32 гг.
В первые амстердамские годы видное место в творчестве Рембрандта занимает жанр автопортрета изображая себя в фантастических одеяниях и замысловатых позах, он намечает новые пути развития своего искусства. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника.
Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. Среди портретов Саскии наибольшей известностью пользуются: — «портрет невесты Pембрандта» (в кассельск.
В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Однако попробуйте положить его на грудь или кисти рук. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов.
После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики.
Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Он тратил на них массу денег до такой степени, что в 1656 г. был объявлен несостоятельным должником, а в 1658 г. должен был оставить свой дом и переселиться в гостиницу. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Тема блудного сына неоднократно и ранее возникала в творчестве художника.
Между тем споры вокруг нее не утихают.
«Ганимед» дрезденского музея). Урок анатомии у доктора Тюльпа. Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» является одной из самых ярких вершин творчества известного художника.
Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника. Написана она по мотивам мифа о матери Персея, Данае. В левой руке художник держит палитру, кисть и муштабель (деревянная палочка с шариком на конце, служащая художнику опорой при выполнении мелких деталей).
После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа». После распродажи в 1657—58 гг.
В конце жизни из-под пера мастера появляется еще один шедевр – «Возвращение блудного сына».
Кажется, что он вечно плачет по судьбе усопшей. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. В течение всего XX века голландцы вели кропотливую работу по скупке полотен Рембрандта и их возвращению на родину в результате этих усилий наибольшее число картин Рембрандта можно ныне увидеть в амстердамском Рейксмюсеуме24. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415.
По мнению искусствоведов, в «Возвращении» раскрылся весь психологический талант живописца. Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему.
Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. Характер и судьба каждого персонажа читаются благодаря кисти известного художника.
Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. В центре площади находится памятник Рембрандту. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались). Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския.
Снимки показали, что на самом деле художник переписал ее после смерти супруги. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Но, несмотря ни на что, бог Зевс, превратившись в золотой дождь, проник в подземелье. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631).
В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. Очень рано он почувствовал в себе художественный талант.
Существуют также версии о том, что мужчина в красной накидке – Вечный Жид (евангельский персонаж, отказавший привязанному к кресту Спасителю в просьбе облокотиться на его дом по дороге на Голгофу и наказанный за это вечным скитанием до самого второго пришествия). История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов. Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов. Он использовался многими художниками. Вскоре прекрасная Даная родила на свет сына Персея. Насколько спереди. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634).
Дом-музей Рембрандта), который он наполнял скупленными им у антикваров предметами искусства7. Одна из самых известных картин художника «Автопортрет с Саскией» показывает счастливого Рембрандта со своей молодой женой. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. В двух случаях это были крупные и престижные заказы.
Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8. Беззаботное время художника длилось недолго. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. Более чем: в 1723 году пожар уничтожил всю верхнюю часть картины. Ещё одна интересная догадка – в этом мужчине Рембрандт изобразил самого себя. Краска немедленно начала пузыриться.
Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Краска немедленно начала пузыриться. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса.
«встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг.
Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Интересным является и тот факт, что при написании золотого дождя (на картине снизу) и золотого света, который мы видим сейчас, художник замешивал в масляную краску толченый янтарь. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства.
1669 год. На холсте изображена рота ополченцев, которая отправляется в поход. Разные случайности при оттисках на бумаге, «фокусы» веществ для травки углублений – все это дополнительные средства выразительности, которые ценят художники, работающие в этом жанре. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года.
А что касается приданного невесты, то художник его не промотал, а существенно приумножил. Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6. Активное действие отсутствует, статичные, внешне сдержанные персонажи, подчас окутанные сиянием парчовых одежд, выступают из окружающего их затенённого пространства. Рембрандт всю жизнь очень любил создавать гравюры на металле (офорт), которыми он записал еще раз свое имя в историю живописи. Зато все требования заказчиков были выполнены.
Также к этому периоду относится одна из самых известных работ мастера «Даная». Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Еще бы. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания. Фигуры на них располагались в ряд, как на школьной фотографии.
Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом.
Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Картина привлекает к себе необычным колоритом, характерным для творчества художника.
о банкротстве. Так появляются картины Рембрандта с названиями «Жертвоприношение Авраама» и «Пир Валтасара». В 1968 году в Амстердаме стартовал исследовательский проект «Рембрандт», поставивший своей целью составление выверенного реестра произведений Рембрандта с использованием новейших методов атрибуции. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. гал., 1634 «Христос с учениками на пути в Эммаус», в луврск.
Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Начнем с того, что привычное нам название картины не соответствует действительности: патруль изображенный на ней, на самом деле вовсе не ночной, а самый что ни на есть дневной. Стиль живописи говорил о более позднем периоде его творчества. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму.
История создания картины своими истоками уходит в 1636 год. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Отличительная черта рембрандтовского творчества 1650-х годов— ясность и монументальность крупнофигурных композиций6. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8.
Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. тогда, когда художник олицетворяет Спасителя, Богоматерь, учеников и последователей Христовых («Снятие со Креста» в эрмит. Так, чтобы в глазах были блики. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)8.
Рембрандт скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме. Трое его детей умерли ещё во младенчестве. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи.
Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. Образ ангелочка был приписан после смерти супруги. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве.
Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. Мы не знаем, что выражает его лицо. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена.
В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Ранние образцы групповых портретов отличались несовершенством композиции. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта.
Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля. Зато все требования заказчиков были выполнены. гал. ) и «Рембрандт с его женою» (там же). Тема блудного сына неоднократно и ранее возникала в творчестве художника.
Фотограф может применить это к фотографии. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8.
Всех их объединяет мужественность и патриотический порыв. Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов. дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни.
Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Вот таким образом добавляем заполняющий свет. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Картина Рембрандта «Ночной дозор» вызывает у зрителей, рассматривающих ее, полное ощущение реальности всего происходящего.
Женился он по любви и не только сохранил, но и приумножил капитал своей любимой. Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Если тень окажется слишком сильной на подбородке, ее можно смягчить отражателем.
Фотограф лишен этих инструментов и обременен этими обязанностями. Например, «Даная» появляется в сериале «Бандитский Петербург» как картина Рембрандта «Эгина». Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. Повреждения затронули около 30 шедевра.
Стандартным вариантом является short lighting, съемка с теневой стороны. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора». При использовании одного источника света, тени получатся очень плотными. В облике почтенного старца и его блудного сына выражается целая гамма разнообразных чувств: раскаяние и любовь, милосердие и горечь запоздалого прозрения. Вся картина выдержана в особых красно-коричневых тонах с элементами золотых оттенков, от неё одновременно веет роскошью и трогательным родительским милосердием. Горячая красно-коричневая, то вспыхивающая, то гаснущая трепетная масса светоносной краски усиливает эмоциональную выразительность произведений Рембрандта, как бы согревая их теплым человеческим чувством. Некоторые исследователи полагают, что круги символизируют полушария Земли. Более поздняя версия этой композиции из Мюнхена— пример того, как качественно копировали картины Рембрандта его подмастерья8.
Картина была заказана Рембрандту начальником стрелковой дивизии. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. «Урок анатомии» определяется как представитель жанра «групповой портрет».
Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Объясняется это просто. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту. Насколько слабее – зависит от пожеланий фотографа к плотности тени, но обычно очень слабый.
Рембрандт обожал свою Саскию, она была его музой и другом. Картина излучает все тепло и глубину рембрандтовской палитры. Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ.
Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту. Главная отличительная особенность рембрандтовского колорита — отсутствие красочности — замечается как в ранних, так и в позднейших его работах ни в одной из его картин нет тех красок, какими блещут произведения итальянских мастеров или, например, работы главы фламандской школы — Рубенса. Передвигая рисующий свет в диапазоне примерно 45-80 от плоскости лица модели (от почти сбоку модели до между моделью и фотографом), вы получаете разную форму и плотность тени на фотографируемой части лица, тем самым увеличивая или ослабляя драматизм изображения. Портрет женщины на нижнем слое картины имел большое сходство с Саксией. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8.
Встал и пошел к отцу своему. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Апофеозом картины выступает триумфальная арка – символ былых успехов и предвестник новой славной победы. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало.
Разница в том, что художнику доступен целый ряд приемов создания драматического эффекта. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007) и «Рембрандт. Правда, как правило, члены группы позировали для них, усевшись в ряд.
Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. Сегодня картины художника занимают почетное место в любом крупном музее мира.
Самая известная из картин Рембрандта. Интересен и еще один факт. В амстердамском доме художника с 1911 года также действует музей, где выставлены преимущественно офорты25. Почему я акцентировал ваше внимание на «из очень состоятельного семейства».
Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике. Мастерство в области передачи света и тени вырабатывалось у Рембрандта постепенно.
Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643). Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. По мнению искусствоведов, в «Возвращении» раскрылся весь психологический талант живописца. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. В это же время художник получает заказ на серию работ с библейским сюжетом. Подобные групповые портреты именно в то время были очень популярны среди гильдий врачей.
В центре располагается нагая женщина, тело которой освещается ярким солнечным светом.