Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Именно работая в Амстердаме, Рембрандт вырабатывал собственный стиль.
Ведь Давид и Ионафан были друзьями, то есть людьми примерно одинаковыми по возрасту. Затем Саул и Давид обменялись ударами. Но великий Рембрандт показывает нам другого Давида. Эта история послужила сюжетом для многих известных живописных полотен. Отсюда видно, как и почему в XVII–XVIII веках под пером редакторов Библии оруженосец Давид из воина, стрелявшего, палившего по врагам, превратился в странноватого оруженосца, отгоняющего противника песнями и игрой на арфе и время от времени неистово плясавшего.
Над этим офортом, поражающим тонкостью светотеневой игры, он работал семь лет, с 1643 по 1649 год8. Так что употребленное Библией выражение «музыкальные орудия», скорее всего, является легким искажением слов «мушкетные орудия». Прямо скажем, столь слащавая картина представляется нам неубедительной.
ит. п. Картина Саул и Давид была написана Рембрандтом в два этапа в 1650-1660 годах.
В долгом и опасном пути его сопровождают верный пёс Нимврод и некий Азария. Глубокое драматическое напряжение свойственно таким работам, как «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660) и «Отречение апостола Петра» (1660). Чего, надо полагать и добивались редакторы. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. Этот эпизод переносит нас из Ветхого Завета в Новый.
Слово АРФА (по-латински, кстати, HARFA или cithara), скорее всего, произошло от слово АРТА или ОРДА при переходе Т-Ф (фита). Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn)— голландский художник, художник и офортист. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Однако все-таки есть в таких библейских описаниях что-то странное.
Он воин, дипломат, властитель и одновременно — поэт и художник. И мы еще раз поражаемся жертве Христовой. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. Такова картина Караваджо «Давид с головой Голиафа» (1627).
Позднейшие редакторы подменили термины и получилось, будто Давид всего лишь изящно «играл на арфе». Давид же играющий на арфе у его ног, полон скрытой силы и уверенности. Урия пал в бою. Групповой портрет «Урок анатомии доктора Тульпа» был построен на невиданной композиционной подоснове – все участники постановки были расставлены пирамидально. Именно ему суждено стать преемником и соперником царя.
Но Саул, после разговора с сыном, разозлился еще больше. Остановимся на данном вопросе подробнее.
Его псалмы — пример того, что язык культуры — один из языков богословия. Позже картину сшили, а утраченный кусок заменили фрагментом совсем другого холста. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630).
В той части Ветхого завета, которая называется Писания, есть Книга Эсфирь, рассказывающая об одной из знаменитых библейских женщин, спасшей свой народ в эпоху владычества персидского царя Ксеркса (именуемого в Библии Артаксерксом). Эсфирь, так же как и Версавия, стала героиней многих театральных постановок, музыкальных произведений и живописных полотен. Он доступен всем и эти его черты трогают нас бесконечно. Такая постановка позволила сплотить единой идеей всех героев сюжета, вследствие чего живая динамика картины позволила современникам говорить о Рембрандте как о незаурядном мастере. Иосиф Флавий рассуждает так: «Саул с этих пор почувствовал себя одержимым какою-то странною болезнью будто его ДУШАТ ЗЛЫЕ ДЕМОНЫ Следовало найти человека, который был бы ОТЛИЧНЫМ ПЕВЦОМ И ВИРТУОЗОМ НА АРФЕ И МОГ БЫ ВСЯКИЙ РАЗ, КАК ЗЛЫЕ ДУХИ ОБУЯЮТ И НАЧНУТ МУЧИТЬ ЦАРЯ, стать у изголовья больного и начать свою ИГРУ и пение Один из царских приближенных заявил, что он знает еще совсем молодого мальчика который отличается умением ИГРАТЬ НА АРФЕ и складывать песни, ДА ВДОБАВОК ЯВЛЯЕТСЯ ЕЩЕ И ОТЛИЧНЫМ ВОИНОМ Всякий раз, как ЗЛЫЕ ДУХИ ПРИВОДИЛИ ЦАРЯ В СМЯТЕНИЕ, ДАВИД ЯВЛЯЛСЯ ЕДИНСТВЕННЫМ ВРАЧОМ ЭТОГО НЕДУГА: он пел царю свои песни, ИГРАЛ НА АРФЕ и тем приводил Саула в себя», т. 1, с. 290.
Летом 1642 года после долгой болезни, медленно угасая, умерла Саския. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. А припадающий к его груди юноша – его бунтующий сын Авессалом. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6.
Темные облака на картине затягивают солнце. Но существует и другая версия по поводу персонажей этой картины. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Современное искусство говорит другим языком. И объятия этих людей напоминают больше не объятия двух товарищей, отважных воинов, которых разлучает судьба, а объятия отца с сыном. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров.
К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Далее, здесь уместно вспомнить, что, например, в «Слове о Полку Игореве» говорится, что певец Баян РОКОТАХУ на струнах. Выдвигалась версия, что героиня Рембрандта – Вирсавия, жена полководца Урии, ожидающая в роскошных покоях царя Давида. Скорее всего, он ПАЛИЛ, СТРЕЛЯЛ из средневекового мушкета или мушкетона. Похоронили его в амстердамской Вестеркерк. А тем более при тенденциозном редактировании старинных летописей в эпоху Романовых.
1631 год ознаменовался для художника переездом в Амстердам – город его будущего успеха. Давид позже раскаивался в содеянном. Он явно осознает низость своего поступка. «А Давид и все сыны Израилевы играли пред Господом на всяких МУЗЫКАЛЬНЫХ ОРУДИЯХ из кипарисового дерева и на цитрах и на псалтирях и на тимпанах и на систрах и на кимвалах» (2 Царств 6:5).
А Ионафану Рембрандт придал свои черты. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Из схватки он вышел победителем и вытащил свою добычу из воды. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи.
Больше того исследователями было установлено, что работа была разрезана на две части (видимо потому, что её хотели продать как две картины). В волнах реки Тигр мальчик вступил в бой с напавшей на него огромной рыбиной.
Кроме того, в исходном славянском оригинале Библии могло стоять и слово ЗАЛП, то есть одновременный выстрел несколькими пушками или ружьями. Неоднократно подчеркивается странное качество воина-оруженосца: ВМЕСТО ТОГО, чтобы охранять царя своим ОРУЖИЕМ и воинским умением, Давид «хорошо ИГРАЕТ НА АРФЕ». Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. Наверное они выразили свое удивление и непонимание, вписав потом на страницы Библии следующие слова: «дочь Саула, смотрела в окно и, увидев царя Давида, СКАЧУЩЕГО И ПЛЯШУЩЕГО пред Господом, УНИЧИЖИЛА ЕГО В СЕРДЦЕ СВОЕМ» (2 Царств 6:16). И хотел Саул пригвоздить Давида копьем к стене, но Давид отскочил от Саула и копье вонзилось в стену Давид же убежал и спасся в ту ночь» (1 Царств 29:9–10). Такова сила искусства.
Рембрандт неоднократно писал портреты и делал портретные эскизы евреев («Голова молодого еврея», 1647–48, Берлин, Государственный музей «Сидящий старый еврей», 1653–54, там же «Старик в кресле», Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) изображал сцены из еврейской жизни (так называемая «Еврейская невеста», 1663–65, Амстердам, Государственный музей — вероятно, библейский сюжет офорт «Синагога», 1648). Вирсавия официально сделалась женою Давида и родила ему сына. Датировка всех этих произведений условна, обстоятельства их создания окружены тайной.
Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Ясное дело, что мушкетоны и пушки принадлежат классу АРТИллерии. Лицо Нафана скорбно, Давид же стоит, опустив глаза, лицо его в тени. Вместо ГРОХОТАХУ написали РОКОТАХУ. На рис. 4. 45 приведено одно из реформаторских произведений XVI–XVIII веков, выполненных в таком «музыкальном духе». Книга 1 Царств рассказывает: «И ЗЛОЙ ДУХ НАПАЛ НА САУЛА и он сидел в доме своем и КОПЬЕ было в руке его, а Давид ИГРАЛ рукою своею на струнах (арфы – Авт. ). – Мы же пошли по иному пути.
Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Однако, скорее всего, МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОРУДИЯ здесь это огнестрельные орудия. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)8.
Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Вирсавия была вынуждена подчиниться. Дело Саула и Давида.
Они договорились встретиться после того, как Ионафан попытается умилостивить царя. Саул был ВООРУЖЕН боевым «копьем», а потому следует ожидать, что и Давид тоже был ВООРУЖЕН. Эта бездонная Книга сохранила для нас удивительные детали.
Наконец, обратим внимание на то, что слово МУЗЫКА, при переходе З, С. Абсолютно ясно, что слов. Давид вынужден бежать, он приказывает своим воинам не убивать Авессалома.
Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). К серии автопортретов примыкает вереница изображений умудрённых жизнью апостолов нередко в лице апостола угадываются черты самого художника8. Скорее всего, перед нами опять-таки задним числом отредактированный текст. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Но Ионафан, любивший Давида известил его об этом.
Теперь Давиду оставалось одно – бежать из страны. Её писали Рубенс и Рембрандт, ей посвятил свою ораторию Гендель, а великий французский драматург Расин написал трагедию «Эсфирь». Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Великий художник XX века Марк Шагал много своих произведений посвятил Давиду. Возможно, потому, что эта иудейская поэзия пронизана предощущением Мессии, Его присутствием. Как бы я хотел умереть вместо тебя. » Этот отцовский вопль невозможно забыть.
Страдающий от неизбывной тоски царь Саул, мечущийся на своей постели. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Перед зрителем — три человека. Я обвиняю. » (2008)12. Ластмановское пристрастие к пестроте и детальность в исполнении6 оказало огромное влияние на молодого художника. Но не арфой, конечно, а мушкетом или мушкетоном.
Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Его прежние подмастерья, позаимствовав и развив какую-либо одну черту раннего Рембрандта, становятся более удачливыми и востребованными художниками, чем их учитель. Картина Рембрандта «Давид и Урия» (1665) при всей ее композиционной простоте поражает шекспировской глубиной и несвойственным XVII веку психологизмом.
«Злые духи», то и дело нападавшие на Саула были, скорее всего, реальными людьми, его врагами на поле боя или заговорщиками, стремившимися убить царя. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Что в оригинале было изображено на третьей части картины эксперты сказать не могут, однако не исключают, что там был изображен третий персонаж. Впервые данная картина выставлялась на продажу на парижском аукционе в 1880 году.
Понял, что человек беспомощен без Бога, что вера в безграничные возможности человека — иллюзия. В 1898 году директор музея Маурицхёйс ибольшой знаток творчества Рембрвндта Абрам Бредиус (Abraham Bredius), приобретая её для личной коллекции, не сомневался в принадлежности холста кисти великого мастера. Мы, христиане, влюблены в поэзию псалмопевца. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. По технике исполнения им созвучны последние картины, объединённые семейной темой, – неоконченное «Возвращение блудного сына» (1666/1669), семейный портрет из Брауншвейга (1668/1669) и т. н. «Еврейская невеста» (1665).
Давид был молод, значит, молод был и Ионафан. Зато все требования заказчиков были выполнены. Он поразительно честен и открыт. Описываются сражения, на полях которых громко звучат «музыкальные орудия», то есть пушки. Библия говорит: «От Саула отступил Дух Господень и возмущал его злой дух от Господа.
Рембрандт также написал маслом портрет еврейского врача и поэта Эфраима Хизкияху Буэно (Бонуса умер в 1665 г. картина хранится в Амстердаме, Государственный музей) и сделал его офортный портрет (1647). Так из зла Господь творит благо. Талантливо играющий и успокаивающий его Давид. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков.
Кстати, в славянском тексте Библии могли также подменить первоначальное слово ГРОХОТ (пушек, мушкетов) ГРХТ на слово ГРТ ИГРАТЬ. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. Мятежный сын восстал на отца. Можно считать, что мессианская вера началась с царя Давида.
Он родоначальник великой династии, к которой прикованы взоры всего мира. Давид и Саул в эти мгновения едины. А именно: «Боянъ же, братие нъ своя вещиа пръсты на живая СТРУНЫ (гуслей – Авт. ) въскладаше, они же сами княземъ славу РОКОТАХУ», с. 27. Правая рука Урии прижата к груди — он не позволяет сердцу открыть свои чувства. Самыми яркими портретами тех лет были, конечно же, портреты любимой жены Саскии.
И вот наступает момент просветления, царь прозревает свою судьбу. Это воплощение сердечной, дружеской привязанности и горечи разлуки: «И плакали оба вместе, но Давид плакал более» (1 Цар 20:41). Азария велел Товии взять с собой желчный пузырь рыбы. Когда с серебром, принесенным из Мидии, все трое вернулись в Ниневию, мальчик, по совету Азарии, смазал рыбьей желчью глаза отца, от чего тот немедленно прозрел.
В разные эпохи разные художники трактуют образ царя Давида по-разному. По этой причине разграничение работ Рембрандта и Ливенса 1628—1632 годов представляет известные сложности для искусствоведов8. Спасенный царь облегченно вздыхал. В ранних произведениях художника преобладает барочная — патетическая, темпераментная, риторическая — живопись с обилием натуралистических деталей («Жертвоприношение Авраама», 1635, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж «Ослепление Самсона», 1636, Франкфурт-на-Майне, Институт Шределя) при этом художник придерживается традиционных сюжетов и иконографии. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7.
Так литераторы сближали грохот орудий с грозной музыкой. Да мало ли какие могли быть увлечения у царей прошлых эпох. Один из них действительно Давид, но это тот, который стоит к нам лицом. Они заставляют его совершить преступление, отправив Урию, мужа Вирсавии, на верную смерть, но они же — источник творчества. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г).
Такова история Авессалома, сына Давида. Злые духи смущенно пятились и исчезали. Когда царю стало известно, что она ждет от него ребенка, он вызвал её мужа из похода. Он изображен играющим на арфе и занимает все пространство холста. После кончины Бредиуса в 1946 году картина перешла во владение музея. Кажется даже, что Господь не нужен ему.
Следовательно, нет ничего удивительного в том, что пальба мушкетонов Давида была затем уклончиво названа «музыкой на арфе». По-видимому, речь тут первоначально шла о военном столкновении Саула с Давидом. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7.
Возможно изображая прощание двух библейских героев, художник рассказывал о своей утрате. В картине Рембрандта «Давид играет для Саула на арфе» мы видим Саула, одержимого тоской. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8. Приняв свой настоящий вид, он превращается в архангела Рафаила, специально посланного Богом, чтобы спасти праведника и его семью. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Герои картины отделены друг от друга, каждый погружён в свои мысли. Так что Давид «играл на АРТИллерии», а не на АРФЕ. Узнав об этом, Давид в страшном горе восклицает: «Сын мой, сын мой. Кое-кто из экспертов придерживается мнения.
После смерти Бредиуса полотно стало собственностью музея. Первое время жизнь в Амстердаме оказалась для Рембрандта улыбкой судьбы. Есть предание, что в раю люди видели души друг друга и им не нужны были слова для общения. Подлинное искусство не лжет.
Ведь латинское слово HARFA (арфа) практически тождественно со словом HORDA или HARTA, ОРДА, АРТА. В картине Рембрандта «Давид играющий на арфе перед Саулом» (ок. Это и портрет самого царя («Царь Давид», 1951 год), величественного и одновременно печального.
Более того, умение мастерски рисовать портреты ослабляло завязки кошельков зажиточных горожан. Впоследствии он понял свое заблуждение. Ионафан на картине неподвижен, он как бы окаменел от горя. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Между ними тяжёлый занавес.
Таким было ощущение Ренессанса, которое мастер разделял в молодости. О чем-то таком, что библейские авторы сочли вполне уместным упомянуть в священной книге. Действительно, так и произошло. Давид же в алом кафтане отчаянно обнимает друга. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики.
Но в таком случае мы начинаем понимать, что именно делал оруженосец Давид в XIV веке. Выставка носит несколько криминальное название: Рембрандт. 1630–1631) мы видим, как музыка смягчает сердце Саула, как «злой дух отступает от него» (1 Цар 16:23), как уходят подозрительность, злоба и жестокость.
Обликом и поведением он больше напоминает женщину. В подобном противостоянии героев заложено всё, что рассказывает Библия об их судьбе. Внешне грозный и величественный Саул внутренне беспомощен. ИГРАТЬ и ГРАЯТЬ, ГРОХОТ (сильный шум) могли путаться и переходить друг в друга. На поле сражения или же во время дворцового переворота, перестрелки во дворце.
Постепенно внешний пафос уступает место внутренней одухотворенности («Давид играющий на арфе перед Саулом», около 1657 г., Гаага, Мауритсхюйс «Аман, Ахасвер и Эсфирь», 1660, Москва, Музей изобразительных искусств имени А. Пушкина). Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. В центре площади находится памятник Рембрандту. Знаменитая «Даная» – одна из самых спорных его картин именно из-за сюжета.
И что позднейшие редакторы могли постараться всячески затушевать. Только Рембрандт мог отважиться показать великого царя, воина слабым и беспомощным. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10.
Один кусок тёмного фона был утрачен. Давид послал приказ отправить Урию в такое место, где бы тот погиб в сражении.
Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. Это начальный фрагмент слова АРТИллерия. Наконец, «огнестрельное слово» ЗАПАЛИТЬ или СПАЛИТЬ СПЛТ (без огласовок) тоже отличается от слова ПЛСТ ПЛЯСАТЬ лишь перестановкой согласных.
И отвечал Саул слугам своим: найдите мне человека, ХОРОШО ИГРАЮЩЕГО и представьте его мне. Ш, практически тождественно (без огласовок) со словом МУШКА, то есть опять-таки МУШКЕТ. Дело Саула и Давида (Rembrandt. Исследователи с трудом подбирают слова для описания их густых «переливающихся и тлеющих в золотистой мгле красок», нанесённых на холст шпателем или мастихиномНа кёльнском автопортрете 1662 года черты автора искажены горькой усмешкой, а на последних автопортретах 1669 года (Галерея Уффици, Лондонская Национальная галерея и Маурицхёйс) он, несмотря на бросающуюся в глаза физическую немощь, спокойно смотрит в лицо судьбе. По ее словам, теперь никаких сомнений в том, что полотно было написано Рембрандтом, нет.
Художник выполнил в технике офорта его портрет (1636) и иллюстрации к его трактату «Камень славы» (1655 интерпретация в мессианском духе сна Навуходоносора по книге Даниэля). В таком случае картина приобретает совсем иную окраску. Их первый ребёнок прожил всего несколько дней. Забывшись, он вытирает слёзы краем бархатного занавеса.
Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Даль). И называться она должна "Давид и Авессалом". Кстати, до сих пор сохранилось устойчивое словосочетание «музыка боя», применительно к военным баталиям. Они находили воплощение в различных сюжетах известнейшим из которых является «Блудный сын в таверне», где вместе с Саскией автор изобразил себя самого в образе разбитного гуляки-прожигателя жизни.
А ведь в книгах 1–4 Царств описано много израильских и иудейских царей, целые династии. Лейтмотив позднего творчества художника – моменты драматизма в проявлении человеческих чувств и переживаний: «Отречение Петра», «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» и неоконченный шедевр «Возвращение блудного сына». Рембрандт скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. Слегка подумав, заменили слово ЗАПАЛ ЗПЛ СПЛ (без огласовок) или слово ПАЛИТЬ ПЛТ или СПАЛЮ СПЛ, на созвучное славянское же слово ПЛЯС ПЛС или ПЛЗ (без огласовок) или ПЛЯСАТЬ ПЛСТ.
Тогда один из слуг его сказал: вот я видел у Иессея вифлеемлянина СЫНА, УМЕЮЩЕГО ИГРАТЬ, ЧЕЛОВЕКА ХРАБРОГО И ВОИНСТВЕННОГО И пришел Давид к Саулу и служил пред ним и очень понравился ему и СДЕЛАЛСЯ ЕГО ОРУЖЕНОСЦЕМ И когда (злой – Авт. ) дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, ВЗЯВ ГУСЛИ, ИГРАЛ И ДУХ ЗЛОЙ ОТСТУПАЛ ОТ НЕГО (от Саула)» (1 Царств 16:14–18, 16:21–23). На картине «Прощание Давида с Ионафаном» (1642) мы видим отчаявшегося юношу, припавшего в рыданиях к груди друга. По каким-то причинам. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Поразителен двойной портрет «Давид и Вирсавия» (1956). В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8.
Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Образы монументальны, а сюжеты обращаются к малоизвестным главам Библии. Первый «бросил копье» (или тоже ВЫСТРЕЛИЛ из мушкета), а второй также ответил выстрелом.
Справа и слева от Урии — пророк Нафан и царь Давид. Как только некие враждебные злые духи в очередной раз нападали на царя Саула, так сразу же ОРУЖЕНОСЕЦ Давид брал переливчатые гусли или сладкозвучную арфу и начинал вдохновенно ИГРАТЬ. Давид будто бы играл именно на арфе, т. 1, с. 290, 298. Отец посылает мальчика в далёкую Мидию (местность в пределах нынешнего Ирана), где у него остались кое какие сбережения. Рассказывая О ВОЙНАХ Давида против Филистимлян, книга 2 Царств описывает следующую сцену переноса ковчега Божия (скорее всего, тут вновь идет речь о переносе какой-то иконы во время войны, дабы под ее покровительством одержать победу). Предположительно, на полотне, в верхнем правом углу был изображён кто-то третий, так как в этом месте вставлен кусок холста изначально не принадлежавший оригиналу, а вырезанный из другого холста, копии портрета кисти Антони ван Дайка (Antoon van Dyck), апозже поверху дописанный автором.
Что мы знаем о Рембрандте.