Пластика, с одной стороны, техника скульптуры из мягких материалов (глина, пластилин, воск, эглин), с другой — художественно-изобразительное средство, позволяющее придать скульптуре образность. В 20 в. обновляются методы и материалы скульптуры, скульпторы (А. Майоль, А. Бурдель, Г. Мур, С. Т. Коненков, В. И. Мухина) расширяют круг тем, жанров изобразительных и выразительных возможностей скульптуры, находят возможности ее обновления (мемориальные ансамбли, музеи и комплексы скульптур на открытом воздухе и т. д. ). По преданию, он совершил двенадцать подвигов и был затем принят в сонм бессмертных богов. Она называется так потому, что устанавливается на станке или подставке и предназначается для выставок, музеев, общественных и жилых помещений (последнее даже породило специальное понятие "кабинетная скульптура"). Несколько раз эта загогулина, как ее прозвали на заводе, снималась с места, опять и опять проверялись крепления и усиливалась ее мощь.
Он был вырезан из одного куска скалы и его длина составляет 29 метров, а высота 13 метров. Мы расскажем здесь о таком интересном виде искусства, как глиптика или инталия (итальянское слово intaqlio означает резьба по камню). В станковой скульптуре большое место занимают портрет (Лениниана Н. А. Андреева, работы А. С. Голубкиной, С. Д. Лебедевой, В. Н. Домогацкого и др. ), а также изображение человека-борца (Булыжник – оружие пролетариата И. Д. Шадра), воина (Часовой Л. В. Шервуда), рабочего (Металлург Г. И. Мотовилова). «Тени, божественная игра теней на античных мраморах.
Л. Гиберти, двери Баптистерия во Флоренции (1404 – 1424) (см. (В. до н. э., Париж, Лувр). также ВЕРСАЛЬ).
Различают низкий рельеф или барельеф (от французского слова bas – низкий), то есть такой, в котором изображение меньше чем наполовину своего объема выступает над плоскостью фона и высокий рельеф или горельеф (от французского слова haut – высокий), когда изображение выступает над плоскостью фона больше чем наполовину своего объема, а местами округляясь, частично даже отрывается от фона. Скульптор, благодаря виртуозной обработке гранита передал мягкость и упругость форм человеческого тела, сохранив при этом многие традиционные черты (фронтальность, статичность, торжественность поз, связь с блоком камня и т. п. ). Основные из них – статуя, группа из двух или более фигур, связанных между собой по содержанию и композиционно, голова, бюст (погрудное или поясное изображение человека). Наскальные рельефы Дацзу (Dazu Rock Carvings)КитайПричудливые наскальные рельефы Дацзу считаются самыми тонкими и изысканными для своего времени. Жанры и направления малой скульптуры — портрет, жанровые композиции, натюрморт, пейзаж.
Рельефом (фр. Этому помог иносказательный, но тем не менее понятный и выразительный язык аллегории. К. Клодт, Н. С. Пименов). Итак, все прозрачное или воздушное не должно быть предметом сего искусства. Религиозное искусство обращается в мифологическое. 9.
Гордеев, И. П. Основные формы рельефа – барельеф и горельеф. Некоторые скульптуры связаны с историческими событиями.
до н. э., Париж, Лувр). 23), А. Г. Сотникова есть также много молодых и талантливых мастеров. Своего полного расцвета искусство достигло только в созданиях Фидия.
Полное «прочтение» скульптуры возможно тогда, когда понимается суть материала — его физических качеств и возможностей, красоты и разнообразия фактуры. Они всегда бывают обобщенными по замыслу и художественной форме, отличаются крупными размерами (обычно в две-три натуральные величины), долговечностью материала. Мелочная детализация нарушила бы единство этого скульптурного блока. В 1969 г. на месте, где находилась деревня, был открыт мемориальный комплекс. При этом следует иметь в виду, что каждый жанр или раздел скульптуры (как и других видов искусства) вовсе не есть нечто застывшее и неизменное. Исключительная дренажная система интегрированная в это произведение искусства, всё еще находится в рабочем состоянии и поддерживает Будду в безопасности от стоков воды.
Мелочная детализация нарушила бы единство этого скульптурного блока. Особый светло-кремовый оттенок кости очень выигрышно придает особую теплоту предметам. в нем могут использоваться перспективные сокращения и живописные эффекты (солнечные лучи, облака, волны). С вылепленного из глины подлинника скульптурного произведения снимается гипсовая, так называемая черная форма, состоящая из двух или нескольких частей. Глиптикой (греч.
Не менее известен памятник Николаю I (1856-1859 гг., скульптор П. К. Клодт, архитектор О. Монферран), пьедестал которого увенчан горельефами в честь знаковых событий периода царствования императора (восстание декабристов в 1825 году, холерный бунт на Сенной площади в 1831 году, награждение Сперанского за первый свод законов в 1832 году, открытие Веребьинского моста в 1851 году). При этом не всякий памятник будет хорошо выглядеть на фоне открытого пространства площади. 22), И. С. Ефимова, П. М. Кожина (Барсук, морж и выдра илл.
Оттиск же, как, например изображение на монетах, оказывается барельефом. Статуя была найдена на острове Милос в 1820г. В эпоху барокко создаются также многочисленные парадные портреты и памятники. Именно здесь и проходит водораздел между станковым и монументальным искусством. также ВЕРСАЛЬ).
Арп, А. Джакометти), абстрактного искусства (А. Высокое мастерство композиции, ритмичной и э то же время необычайно естественной, прелесть лепки изящных драпировок заставляют предполагать, что автором этого фриза, возможно, был сам Фидий (V в. до н. э. ) или его ближайшие талантливые помощники.
Ясно одно: художник должен владеть материалом, а не материал довлеть над художником. Еще одна его подлинная работа – голова Афродиты, полная выражения и соединяющая в себе красоту человеческую с красотой божественной. В скульптуре малых форм возможны сатирические образы, шаржи. Козловский. Эти изделия используются для украшения любого интерьера.
Памятник был открыт 7 августа 1782 года. Что же обозначает само слово "скульптура. Уникальным примером высокохудожественного синтеза архитектуры и скульптуры представляет собой афинский Акрополь (450-410 до н. э. ) (см. Круглые скульптуры украшают углы кровли нижнего яруса и верх колоннады. В 1830-40-е гг.
Можно сказать, что тени неравнодушны к шедеврам. Малые, пространственно -- объемные формы, ландшафтный дизайн и кинетическая скульптура. Пластинки эти укреплялись на деревянном каркасе. Трудно передать на словах все богатство и разнообразие оттенков мысли, заключенных в нем. Но тем не менее выразительность и содержательность скульптурных форм чрезвычайно сильны. Станковая скульптура охватывает очень широкий круг сюжетов.
Ромм: «Героическое начало ярче выражено во фризе Мартоса. Они представляют собой уже не вогнутый, как у геммы, а выпуклый рельеф.
В коллекции Эрмитажа хранится знаменитая александрийская камея (III века до н. э. ) из собрания герцога Гонзага (илл. Тем самым определяются особенности пластического языка скульптуры, её размеры излюбленные жанры (портрет, бытовой жанр, анималистический жанр). Различные аспекты, развивая основную идею памятника, делают ее многограннее и богаче.
Свет и тень служат средством выявления художественно-пластической сущности скульптуры. Часто при создании рельефов используется цвет. Произведения этого рода вводят нас в действительно новый мир искусства. Но чтобы участвовать в этом процессе, необходимо овладеть хотя бы минимумом знаний, раскрывающих определенные законы и правила скульптуры.
Художественное литье скульптур по моделям в земляные формы. Основными разновидностями скульптуры являются круглая скульптура и рельеф. Это делается затем, чтобы избежать изображения человека в натуральную величину, так как оно может выглядеть как муляж (точный слепок), что нехудожественно и неприятно.
Фальконе работал над ним больше двенадцати лет. Произведения этого художника являеются в греческом искусстве выражением совершенства.
Его засыпают заказами. В абстрактной скульптуре ярче, чет- че, тоньше подмечены стержневые моменты того или иного явления (например, «Женщина, расчесывающая волосы» А. Архипенко «Лежащая фигура» Г. Мура «Вариации» Н. Габо «Птица» К. Бранкузи). (Из этого вовсе не следует, что греки не знали ваяния в мраморе, а римляне – бронзового литья имеется в виду лишь преобладание одних методов создания скульптуры над другими и то в отдельные периоды, когда, видимо и возникли эти термины). Создавая скульптурное произведение, мастер мыслит его в определенном материале. Эти превосходные произведения, являющиеся художественными образами и документами эпохи, украшают залы Третьяковской галереи в Москве, Русского музея в Ленинграде, музея-усадьбы Кусково под Москвой.
Особым видом станковой скульптуры является так называемая скульптура малых форм. Это простейший способ получения отливок скульптур. Такое произведение называется станковым.
В 13-16 вв. Особенно это относится к произведениям из фарфора и фаянса, которые обычно расцвечиваются разными красками, так что их выразительность создается не только объемом, но и цветом. Вспомните портреты Перикла, Сократа и т. п. Они со-масштабны человеку по многим параметрам, начиная с размера, а потому адекватны интерьеру любой эпохи. Это время объединения страны, роста городов, расцвета культуры. Это делается затем, чтобы избежать изображения человека в натуральную величину, так как оно может выглядеть как муляж (точный слепок), что нехудожественно и неприятно.
Как правило, объект изображения в скульптуре – человек, реже – животное (анималистический жанр), еще реже – природа (пейзаж) и вещи (натюрморт).
Если нужно сделать несколько гипсовых экземпляров, то с полученной отливки снимается вторая, так называемая «кусковая форма». Скульптура часто служила средством украшения утвари, орудий труда и охоты использовалась в качестве амулетов. Именно таким надолго запомнился он Шубину (портрет исполнялся посмертно) и таким сохранил его образ для потомства великий скульптор.
Б. Пигаль, Э. М. Фальконе, Ж. А. Гудон во Франции, А. Канова в Италии, Б. Торвальдсен в Дании). Таков Геракл, если рассматривать его спереди. Они считаются неоценимо важными для наследия человечества. Растрелли для триумфального столпа в честь петровских побед.
Эти тенденции прослеживаются в гранитной статуе фараона Аменемхета Ш. Фигура фараона дана в традиционной позе. Можно назвать еще ряд знаменитых его произведений: «Венера Аральская», «Юнона Людовизи», «Гермес Антной», «Ародита» и др.
Именно в силу своей повествовательности, психологизма, драматической выразительности и эмоциональной глубины станковая скульптура нуждается в соответствующих условиях для экспонирования. В живописном рельефе фон перестает быть гладким (как в барельефе и горельефе) и превращается в подобие пейзажа с деревьями, облаками, горами или воспроизводит интерьер того помещения, где происходит действие.
Но заключительный этап работы – отделка поверхности – производится всегда самим автором. Центральными в С. 20-30-х гг. Произведения этого художника являются, в греческом искусстве, выражением совершенства. Создавая скульптурное произведение, мастер мыслит его в определенном материале. Работая над многофигурными композициями, скульпторы строят их в расчете на круговое обозрение и продумывают силуэт всего произведения в целом.
Колоссальная статуя стоящей девственной богини Афины Паллады, в афинском Парфеоне, (12 метров в высоту) и колоссальная статуя Зевса, сидящего на троне, в Олимпийском храме, (13 м в высоту) – два главных светила на художественном небосклоне Фидия. Стратиник, Антигон.
Она включает различные виды скульптурной композиции (голова, бюст, фигура, группа), различные жанры (портрет, сюжетная, символическая или аллегорическая композиция, анималистический жанр). Таковы, например, «Марсий» Ф. Ф. Помимо авторской работы художника (лепка, резьба, обработка твердых материалов) важную роль в скульптуре играет вспомогательный труд мастеров-ремесленников (рубка камня, формовка, отливка, чеканка и др. ). Может тиражироваться промышленно, что не характерно для станковой скульптуры.
Для монумента необходима дистанция между ним и зрителем, чтобы можно было прочувствовать его величие. В 15-19 вв.
В памятниках, сооруженных в 20-30-х гг. до н. э. Эти тенденции прослеживаются в гранитной статуе фараона Аменемхета III.
Часто при создании рельефов используется цвет. В это понятие не совсем справедливо включают иногда и миниатюрные произведения глиптики (резьбы на камне), камеи (на многослойных камнях или раковинах) инталии (на камнях с углубленным изображением), металлические плакетки и произведения нумизматики. Однако у каждого из них есть своя специфика.
В. Лишев, Е. Ф. Белашова и др. ). Фоном рельефа могут быть выступающие изображения (пейзаж, архитектура).
Моделью может служить и сама скульптура если нужно сделать такую же (восстановить ее первоначальный вид), то пластилином наращивают на реставрируемой или восстанавливаемой скульптуре недостающие части по начальному образцу. Обычно размер станковой скульптуры приближен к натуральной величине. Барельеф – это неглубокий рельеф. Это станковая скульптура. Ангкор-Ват (Angkor Wat)КамбоджаХрам в Ангкор Ват является крупнейшим религиозным памятником в мире.
Это немудрено – они достаточно похожи по своему строению и по самой идее выпуклого изображения на поверхности. скульптура становится более свободной в композиционных решениях, создает сложные по психологическим и пластическим концепциям образы человека (Донателло, Микеланджело, Л. Бернини, А. Гудон, О. Роден, Ф. И. Шубин). Одним из наиболее развитых жанров станковой скульптуры является портрет (бюст, портретные статуи, рельеф), дающий уникальную возможность для восприятия — рассмотрение скульптуры с разных точек зрения, что представляет огромные возможности для многосторонней характеристики портретируемого. Это хорошо понимали сами мастера станковой скульптуры. Жанры и направления малой скульптуры -- портрет, жанровые композиции, натюрморт, пейзаж.
Был сделан важный шаг вперёд в создании свободно стоящих (т. Особенно распространены станковые статуэтки зверей и домашних животных исполняющиеся мастерами, которых называют анималистами (от латинского слова animal – животное). Три его статуи дошли до нас в мраморных воспроизведениях: «Копьеносец», «Амазонка», «Диадумен». В скульптуре замысел мастера воплощается в вещественном реальном объеме. Будучи по своему характеру искусством многотиражным, то есть таким, когда созданное художником произведение повторяется затем (в условиях промышленного производства) в тысячах экземпляров, скульптура малых форм этой своей особенностью граничит с прикладным искусством. Все здание пронизано движением, переданным в нарастании горизонтальных форм, переходящих в главной центральной части в вертикаль взлетающего пилона.
Она включает различные виды скульптурной композиции: голова, бюст, торс, фигура, группа. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе, Ж. А. Гудон во Франции, А. Канова в Италии, Б. Торвальдсен в Дании).
Пещеры Элефанта (Elephanta Caves)Остров Гарапури (Gharapuri Island), ИндияПещерный храм на острове Гарапури был назван одним из семи чудес Индии. Скульпторы 19 – 20 вв.
Юношей отправился в Петербург, где на его способности обратил внимание Ломоносов. Резные камни (геммы) служили амулетами, печатями, украшениями (Камея Гонзага, 3 в. до н. э., С. -Петербург, Эрмитаж). Свет, падающий из окна сквозь желтое стекло, мягко освещает фигуру. Монумент отличаются лаконизмом форм и подчеркнуто суровой мощностью.
Это очень удобный материал для создания округлых форм. Одна из разновидностей рельефа – «классический рельеф», который относится к монументально-декоративной скульптуре (характерен для искусства античности и классицизма). Размещение фигур и атрибутов по вертикали, по горизонтали и в глубину строится, подчиняясь простейшим геометрическим отношениям: 1 : 2, 1 : 4, 1 : 8 изображения первого плана не выступают за границы высоты кромки рельефа и т. д. В самостоятельных творческих работах выпускников Академии, особенно созданных дая определенного интерьера или для фасада здания, система пропорционирования усложняется в соответствии с законами «Золотого сечения». Можно назвать еще ряд знаменитых его произведений: «Венера Аральская», «Юнона Людовизи», «Гермес Антной», «Ародита» и др. Что ж, тогда стоит раскрыть этот секрет.
становятся тема революции (Октябрь А. Т. Матвеева), образ участника революционных событий, строителя социализма. Темы единения стихий — Воды, Земли и Неба — и утверждения России как морской державы раскрываются средствами монументально-декоративной скульптуры через аллегорию, ретроспективную аналогию исторический (в понимании конца XVIII — началаXIX в. ) рельеф. Какие-то отдельные элементы могут отдаленно напоминать реальную форму иначе было бы крайне сложно «прочитать» идею скульптуры. Большое значение имеют четкость и цельность силуэта.
Прекрасен ленинский вдохновенный взор, как бы устремленный в светлое будущее человечества. В подобном рельефе основную изобразительную роль играет силуэт. обложку). В скульптуре утверждаются сюжеты, взятые из современной жизни, крестьянская тема (Ф. Сложная и многоэтапная технология скульптуры сопряжена с большим физическим трудом.
Скульптурный портрет известен со времен Древнего Египта (Статуя писца Каи, сер. Челлини и др. ). Бюстом (фр. Монументальность (как и станковость) есть своеобразие пластического мышления того или иного художника, а не вопрос качества созданного произведения. Монументальная скульптура, рассчитанная на восприятие с больших расстояний, выполняется из долговечных материалов (гранит, бронза, медь, сталь) и устанавливается на больших открытых пространствах (на естественных возвышениях, на искусственно созданных насыпях). Такая органическая связь с плоскостью и является особенностью рельефа.
К этому времени мы относим такую скульптуру, как «Боргезский боец» – Агасий Эфесский. до н. э. ). 8. Главными объектами скульптуры являются человек и изображения животного мира. 3. Рельефы изображающие летящих гениев славы со знаменем в руках, венчают арку ворот.
В обязанности этого бога входило наблюдение за уровнем подъема воды во время разлива Нила. В станковой скульптуре большое место занимают портрет (Лениниана Н. А. Андреева работы А. С. Голубкиной, С. Д. Лебедевой, В. Н. Домогацкого и др. ), а также изображение человека-борца (Булыжник – оружие пролетариата И. Д. Шадра), воина (Часовой Л. В. Шервуда), рабочего (Металлург Г. И. Мотовилова). Различные аспекты, развивая основную идею памятника, делают ее многограннее и богаче. Такой рельеф называется "койланоглиф". Однако опыт 1950-60-х гг.
Русские монументальные рельефы. Три статуи его дошли до нас в мраморных воспролизведениях: «Копьеносец», «Амазонка», «Диадумен». К ним можно отнести маленькие фигурки из полудрагоценных камней, дерева, бронзы, фарфора, фаянса, стекла пластины с рельефным изображением, выполняющие функции фибул (застежек), брошек, амулетов, камей, монет, медалей и т. д. Совсем иначе ведет себя привязанная на поводу другая, видимо, чужая, взятая в бою, лошадь. Искусством отсекать лишнее назвал Микеланджело скульптуру в камне и мраморе. В Санкт-Петербурге можно увидеть множестве примеров рельефной скульптуры. В скульптуре утверждаются сюжеты, взятые из современной жизни, крестьянская тема (Ф.
Колдер) и т. п. 5. В. Лишев, Е. Ф. Белашова и др. ). Городские памятники (их сооружение обычно находится под контролем государства) увековечивают тех людей, которые приобрели всеобщую известность. Воплощение ярких человеческих характеров, проникнутых духом жизнеутверждения, становится ее главной задачей (творчество Донателло, Якопо делла Кверча, А. Верроккьо). В эпоху эллинизма (III – I века до н. э. ) еще продолжали применять расцветки. Щедрина, многочисленные торсы, создававшиеся в XIX—XX веках.
Гений русской науки и искусства предстает перед нами в портрете-бюсте (обычная для шубинских портретов композиция, внутри которой он находил, однако, всякий раз новые решения), с лицом, поражающим живостью, умом и пытливой энергией. Ведь вместе с идейным содержанием памятник несет и функции архитектурно-художественные. Монументально-декоративная скульптура начала развиваться с античности: Марк Аврелий (161 – 180, Рим), Микеланджело Давид (1501 – 1504, Флоренция), Э. М. Фальконе Петр I (1766 – 1778, Санкт-Петербург), В. И. Мухина Рабочий и колхозница (1935 – 1937, Москва).
ПсковМонумент – очень значительный по размерам памятник. итальянская скульптура, опираясь на античную традицию, всё больше тяготеет к выражению идеалов ренессансного гуманизма. В 1778 году отделка статуи была закончена. Среди наиболее известных композиций: «Амур на дельфине», «Амур на морском льве», «Аполлон и Дафна», «Минерва, окруженная военными трофеями», «Персей и Андромеда» и др. В них содержатся обстоятельные рекомендации относительно формирования ансамблей за счет размещения статуй и бюстов, объединенных общей сюжетно-тематической программой.
Она точно повторяет модель, только в обратной, вогнутой форме. Крупнейшие представители скульптуры барокко – Л. Бернини в Италии, А. Шлютер в Германии, П. Пюже во Франции, где в тесной связи с барокко развивается классицизм (черты обоих стилей переплелись в творчестве Ф. Жирардона, А. Куазевокса и др. ). Мощные объемы тела Геракла подчеркнуто тяжеловесны: мышцы его кажутся наполненными изнутри пока бездействующей, но огромной физической силой. Постижение объема происходит не только у скульптора, но и у зрителя.
В круглой скульптуре очень трудно решить многофигурную сцену. также БАПТИСТЕРИЙ), барельеф Ф. Рюда Марсельеза (1832, Париж, Триумфальная арка) (см. Произведения этого рода вводят нас в действительно новый мир искусства. Классическая скульптура – мраморная скульптура. Статуя была найдена на острове Милос в 1820г.
Страдание и наслаждение, мистическое и эротическое сливаются воедино. Материал своими качествами вносит те или иные оттенки в характеристику образа ибо. Для камеи обычно выбирают двухслойный камень, так что изображение, которое вырезают в верхнем слое, по цвету отличается от фона (нижнего слоя камня). (от итальянского relievo – выступ, выпуклость, подъем) занимает по своим изобразительным возможностям промежуточное место между круглой скульптурой и изображением на плоскости (рисунком, живописью, фреской).
Между тем не надо забывать, что древние греки раскрашивали свои скульптурные произведения. Рельефом (фр. В памятниках сооруженных в 20-30-х гг.
В. И. Ленин изображен стоящим во весь рост, в пальто, накинутом на плечи. Был сделан важный шаг вперёд в создании свободно стоящих (т. (Аполлон, Аремида, Латона, Дионис, Афродита и Эрос --то любимцы Праксителя).
Фигуры как бы вдавлены в поверхность и выступают из нее лишь наполовину или еще меньше. Он был распространен в искусстве Древнего Востока, Египта и в античной резьбе по камню. Высоко взметнув вверх серп и молот, дружно шагают вперед молодые и прекрасные гиганты – рабочий и колхозница, олицетворяющие весь советский народ. Катакомбы Ком эль-Шукафа (Kom el Shoqafa)Александрия, ЕгипетКатакомбы в Александрии включают в себя гробницы, скульптуры и другие археологические артефакты, являющиеся смесью греческих, римских и египетских особенностей.
Наконец, четвертый план – противоположный берег Стикса с фигурками грешников и лодочника Харона, собирающегося перевозить в своей ладье новую партию. скульптура играет активную роль декоративного или пространственного организующего компонента в архитектуре общественных зданий и комплексов используется при создании градостроительных композиций, в которых наряду с многочисленными новыми памятниками (М. В это время она наконец выделилась как особый род деятельности. здесь будет город заложен. ) – вот основное эмоциональное содержание памятника. В расположении скульптуры сохраняется идущий от древнерусской традиции иерархический принцип, а ее объемно-пластическая моделировка и степень обобщения форм обеспечивают «прочтение» сюжетов зрителем на значительной высоте. Но изображения богов являются теперь чаще как свободные приношения в храмы, чем как собственно предметы поклонения.
Рельеф, как и круглая скульптура, обладает тремя измерениями (хотя третье, глубинное измерение часто бывает несколько сокращенным, условным). Европейская скульптура средних веков существовала в тесной связи с архитектурой. Такой рельеф называется койланоглиф.
Парковая скульптура взаимодействует с природным окружением, что определяет ее лирическое звучание и тяготение к аллегорическим образам. Между тем не надо забывать, что древние греки раскрашивали свои скульптурные произведения. "Райские" восточные врата баптистерия во Флоренции (1425-1452, Л. Гиберти). Если спросить любого человека, знает ли он, что такое скульптура, конечно, да, - ответит он.
Камеи возникли примерно во времена Александра Македонского. Воплощение ярких человеческих характеров, проникнутых духом жизнеутверждения, становится её главной задачей (творчество Донагелло, Л. Гиберти, Верроккьо, Луки делла Роббиа, Якопо делла Кверча и др. ). На знаменитом 3, 5 метровом рельефе изображён в королевском одеянии отец Антиоха I Теоса Коммагенского (Antiochus I of Commagene), Царь Митридат (King Mithridates), пожимающий руку Геркулеса. Четыре фронтона украшены скульптурными композициями: северный портик — горельефом «Воскресение Христа» (1839-1843 гг., скульптор Ф. Лемер), южный — «Поклонение волхвов» (1839-1844 гг., скульптор И. П. Витали), западный — «Исаакий благословляет императора Феодосия» (1842-1845 гг., скульптор И. П. Витали), восточный — «Исаакий Далматский, останавливающий императора Валента» (1841-1845 гг., скульптор Ф. Лемер). 21).
В 15-16 вв. Примерами станковых композиций могут служить многочисленные скульптурные группы Е. А. Основными разновидностями скульптуры являются круглая скульптура и рельеф. Тени за них цепляются, одаряют их убранством», .
Л. Гиберти, двери Баптистерия во Флоренции (1404-1424) (см. А. Л. Но в данном случае речь идет лишь о том виде мелкой пластики, которая украшает быт.
Челлини и др. ). Монтаж ее и одевание ее сталью были самыми тяжелыми моментами работы. Располагаясь в городской или природной среде, она организовывает архитектурный ансамбль, органично входит в естественный ландшафт, украшает площади, архитектурные комплексы, создавая пространственные композиции, которые могут включать в себя архитектурные сооружения, мемориальные формы (триумфальная арка, триумфальная колонна, обелиск, плита с рельефом и надписями), монументальную скульптуру. Геракл (иначе Геркулес) в античной мифологии олицетворял силу и мужество. Попытки преодоления кризиса скульптуры наметились в конце XIX – начале XX вв., когда в рамках стиля «модерн» вновь возрождается стремление к синтезу искусств, в котором скульптура (в особенности связанная с интерьером, оформлением фасадов, т. е. рельеф, станковая и декоративная скульптура) занимают важное место. Скульптор изобразил могучего бородатого атлета отдыхающим после одного из подвигов.
Великим представителем аргосского искусства явился Поликет. Станковую скульптуру рассматривают на близком расстоянии, вне зависимости от ее окружения, от соседних с ней произведений или архитектуры интерьера. 20). Создателем этого вида рельефа считается гениальный итальянский скульптор XV в. Донателло.
Мастера рельефа часто используют средства и возможности живописи и графики. Принципы барокко получили свое полное и последовательное выражение в скульптуре 17 века.
Чаще всего он используется в матрицах и печатях. Такая техника соединения золота и слоновой кости называлась хрисоэлефантинной техникой. Скульпторы наиболее всего чувствительны к объему и форме. Арп, А. Джакометти), абстрактного искусства (А.
В годы Великой Отечественной войны 1941-45 на первый план выступает тема Родины, советского патриотизма, воплотившаяся в портретах героев (В. Легенда приписывает создание первой геммы греческому резчику VI-V веков до н. э. Мнесарху (отцу философа Пифагора). 4). Итак, в чем состоит отличие барельефа и горельефа. Долгое время понятия «скульптура» и «пластика» считались синонимами, однако смысловая нагрузка их различается.
Почти вся скульптура нового времени (за исключением фарфора и майолики) делается однотонной, ровно окрашенной (тонированный гипс, патинированная бронза) или имеет естественный цвет материала из которого она выполнена (мрамор, дерево, гранит). С этим временем можно связать имена таких художников, как Кефисодот («Эйрена с младенцем Плутосом»), Силанион («Платон», «Сапфо»), Скопас (фронтонные группы храма Афины Алеи в Тегее), Пифий («Мавсол»). По обеим сторонам ворот, обрамленных полуциркульной аркой, стоят одиннадцатиметровые (вместе с пьедесталом) скульптурные группы (см. Затем воспроизводит эскиз в глине в большем размере и дорабатывает его. Царский писец и градоначальник Фив был по тем временам великий человек.
В 15-16 вв. Характерный головной убор – немес, с изображением урея – священной змеи, охраняющей царя, а также три его имени, начертанные в картуше (украшении в виде полуразвернутого свитка) на троне, напоминают, что перед нами владыка всего Египта. Что же обозначает само слово скульптура. также АФИНСКИЙ АКРОПОЛЬ), дворцовый ансамбль Версаля (см. Памятник всегда обращается к широким массам зрителей и утверждает положительный образ (разумеется, с точки зрения тех, кто этот памятник сооружает).
Однако этот горельеф не разрушает плоскости стены, его формы как бы развиваются из плоских каменных блоков прямо на зрителя, живут в реальном, а не иллюзорном пространстве. 17) не нуждается в подписи.
Более интимно содержание надгробных сооружений, посвященных памяти отдельного человека. В Древней Руси высокого уровня достигло искусство рельефа (киевские шиферные рельефы, убранство владимиро-суздальских храмов).
Обнаженный Геракл стоит, тяжело опираясь на столб, покрытый львиной шкурой. Терезы» (Рим Церковь Санта Мария дела Виттория) стала своего рода образцом барочной скульптуры. также БАПТИСТЕРИЙ), барельеф Ф. Рюда Марсельеза (1832, Париж, Триумфальная арка) (см. Эффект возвышения достигается постаментом (опора, подставка), который как бы переносит монумент в иное пространство, отделяя его от земли и превращая в опознавательный признак выделения из обыденной реальности. Такова его бронзовая группа Запорожец после битвы (илл.
Следует отметить такие скульптуры, как «Раненный галл», «Умирающий воин», «Галл и его жена». К числу особенно примечательных работ Шубина относится портрет М. В. Ломоносова (илл.
Создается контраст резко выступающих освещенных частей и глубоко западающих темных впадин между фигурами это усиливает ощущение динамики и драматизма образов. Эти рельефы как бы конкретизируют и развивают основную идею памятника. Фоном рельефа могут быть выступающие изображения (пейзаж, архитектура). Монументальная скульптура, рассчитанная на восприятие с больших расстояний, выполняется из долговечных материалов (гранит, бронза, медь, сталь) и устанавливается на больших открытых пространствах (на естественных возвышениях, на искусственно созданных насыпях). Аникушиным, замыкает одну из центральных магистралей города. Это один из ярких примеров аллегорического решения темы. Это либо портрет умершего (статуя, бюст, рельеф), либо аллегорические фигуры гениев, плакальщиц, порой также сопровождающие портретное изображение умершего или, наконец, это просто архитектура так называемых малых форм иногда украшенная урной, драпировками или различными аллегорическими знаками, символизирующими кратковременность человеческой жизни.
Ж. Давид дАнже, А. Л. Бари, Ф. Рюд во Франции). Есть ряд разновидностей круглой скульптуры.
При выборе материала для памятника важно учитывать задуманную композицию. Такая органическая связь с плоскостью и является особенностью рельефа. Мартоса и И. П.
Габо, А. Певзнер), сюрреализма (Х. В. Кузнецов, Н. Я. Данько и др. ). Высокое мастерство композиции, ритмичной и э то же время необычайно естественной, прелесть лепки изящных драпировок заставляют предполагать, что автором этого фриза, возможно, был сам Фидий (V в. до н. э. ) или его ближайшие талантливые помощники.
Сначала скульптор лепит маленький эскиз из пластилина или из глины, передающий первоначальный замысел. Многочисленные деревянные идолы (ксоаны), считавшиеся свалившимися с неба, напоминали позднейшим эллинам о начальном времени их пластики. Выразительность фигуры, силуэт, расцветка особо существенны в парковой скульптуре, мелкой пластике.
В их число входят фигурки северохолмогорских мастеров и японские миниатюры — нэцкэ. Из скульпторов Возрождения в других странах приобрели известность Клаус Слютер (Бургундия), Ж. Гужон и Ж. Пилон (Франция), М. Пахер (Австрия), П. Фишер и Т. Рименшнейдер (Германия). buste, от ит. История скульптуры знает несколько типов рельефов, различающихся по отношению изображения к фону, по степени погружения в него, по «живописному» или «графическому» характеру трактовки формы. Бернини поместил свою группу в глубокую нишу на фоне золотых луче. Итальянское Возрождение характеризуется заметным подъемом в реализации рельефов.
Эта способность — необходимый компонент пластического творчества, как «чувство цвета» у живописца или «абсолютный слух» у музыканта. также ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА В ПАРИЖЕ).
Одежды слегка драпируют его сильное юношеское тело. Монументально-декоративная скульптура начала развиваться с античности: Марк Аврелий (161-180, Рим), Микеланджело Давид (1501-1504, Флоренция), Э. М. Фальконе Петр I (1766-1778, Санкт-Петербург), В. И. Мухина Рабочий и колхозница (1935-1937, Москва). 24). Преимущественный интерес к декоративным задачам отличает скульпторов маньеризма (Б. Они станковы не только по размерам, способу моделировки поверхности, но и по своей функции. Сюжетно конкретизированное и раскрытое в скульптурной группе, это движение, как основная мелодия (хочется сказать: марш победившего народа), получает подготовку и опору, словно в оркестровой инструментовке, в звучании архитектурных форм всего здания. В. Вучетич, Ю. Микенас, Л. В. Буковский, Г. Йокубонис и др. ).
Это раньше всего проявилось в детской игрушке. animal — животное).
Ф. Каменский, М. А. Чижов, В. А. Беклемишев, Е. А. Лансере). Именно здесь и проходит водораздел между станковым и монументальным искусством. 10. в нем могут использоваться перспективные сокращения и живописные эффекты (солнечные лучи, облака, волны). Скульптура развивает и разъясняет идею и назначение сооружения, в то же время усиливая звучание архитектурных форм (иногда по соответствию, а иногда по контрасту).
Кроме этого барельефы нередко прокрашивались красками различных оттенков для того, чтобы максимально «поднять» изображение. Попытки преодоления кризиса типичны для скульптуры конца 19 – начала 20 вв. Одним из самых ярких образцов использования горельефов в декоре является Исаакиевский собор (1819-1858 гг., архитектор О. Монферран). Скульптор стремится к предельной лаконичности, суровому отбору и сохранению лишь тех абсолютно необходимых деталей и частностей, без которых смысл произведения был бы неясен.
С вылепленного из глины подлинника скульптурного произведения снимается гипсовая, так называемая «черная форма», состоящая из 2 или нескольких частей. При его содействии Шубина определили в Академию художеств, по ее окончании получил право на поездку за границу (Париж, Рим). Нельзя поставить на городской площади памятник лицу, которое близко только самому скульптору – жена, брат, друг (не только по причинам техническим и экономическим), тогда как создать их портреты для выставки или музея в станковом плане вполне возможно.
Барельефы пользуются наибольшей популярностью. Греческое искусство впервые достигло свободы в своих творениях не только в натуралистическом направлении, точно передавая анатомию тела и движения души, но и в независимости этого изображения от всех прочих духовных сил и от соседних миров искусств. Чеканка известна была еще в Древней Греции. Однако если быть внимательным, то можно убедиться в том, что и скульптура сопутствует нам повсюду. Ногучи, США) или гигантские стилизованные фигуры людей (Г. Иллюзию третьего плана создает Стикс – река забвения.
К мелкой пластике относят античные терракотовые статуэтки, бронзовые фигурки, японские нэцкэ (с 17 в. ), фарфоровые статуэтки, народную игрушку. – писал знаменитый французский скульптор Огюст Роден. Природу и среду, окружающие человека, можно передавать в скульптуре лишь косвенно, с помощью какой-либо детали. Те же тенденции присущи и скульптуре других социалистических стран, выдвинувшей ряд крупных мастеров (К. Фальконе (илл.
«Классический рельеф» не разрушает плоскости стены, а как бы стелется параллельно фону. И лишь заступничество сжалившихся богов спасло людей от полного истребления. Но у Мартоса некоторые фигуры похожи на изваяния, в их позах есть что-то застывшее.
Наверно, одним из самых известных произведений искусства в Санкт-Петербурге, которое относится к монументальной скульптуре, является «Медный всадник»— памятник Петру I. Это работа французского скульптора Этьена Мориса Фальконе, выполненная в 1768-1770 гг. Прекрасные образцы парковой монументально-декоративной скульптуры, деревянной резьбы, парадного портрета появляются уже в 1-й половине 18 в. (Б. Змею вылепил русский скульптор Федор Гордеевич Гордеев. В последние годы Ленинские премии были присуждены скульпторам: С. Т. Коненкову – за скульптуру Автопортрет, М. К. Аникушину – за памятник Пушкину в Ленинграде, А. П. Кибальникову – за памятник Маяковскому и Л. Е. Кербелю – за памятник Карлу Марксу (оба – в Москве).
Внешнее сходство при этом не важно. Среди советских мастеров-анималистов, работающих и в этой области, нужно назвать в первую очередь В. А. Ватагина (Моржи илл. Обычный размер станковой скульптуры – приближенный к натуральной величине. По мастерству исполнения и по размерам это настоящая царица камей. Она точно повторяет модель, только в обратной, вогнутой форме.
Различные формы скульптуры существовали у всех народов мира издавна: женские фигуры и рельефы неолита (Венера из Савиньяно (Модена), 10-8 тыс. Вся эта безупречная картина застыла навсегда. Эта скульптура работы С. Д. Шапошникова (илл. Она называется так потому, что устанавливается на станке или подставке и предназначается для выставок, музеев, общественных и жилых помещений (последнее даже породило специальное понятие кабинетная скульптура). В искусстве готики, где рельефы и статуи апостолов, пророков, святых, фантастических существ, а порой и идеализированные образы реальных лиц буквально заполняют порталы соборов, галереи верхних ярусов, ниши башенок и выступы карнизов, скульптура играет особенно заметную роль. Сохмет изображалась львиноголовой. Вот как описывает их автор монографии «Русские монументальные рельефы» А. Г.
2), чтобы почувствовать всю разницу понимания объемно-пластической формы. Она словно борется со сном или грезит наяву. Из скульпторов Возрождения в других странах приобрели известность Клаус Слютер (Бургундия), Ж. Гужон и Ж. Пилон (Франция), М. Пахер (Австрия), П. Фишер и Т. Рименшнейдер (Германия).
По преимуществу станковым жанром является портрет, но условия его бытования весьма сложны. 18). К таким произведениям можно отнести статую М. М. Антокольского Иван Грозный (илл.
Колдер) и т. п. Модернистские тенденции в скульптуре, порывающие с национальными реалистическими традициями, приводят к полному отказу от изображения действительности, нередко – к созданию декларативно антигуманистических образов. В обязанности этого бога входило наблюдение за уровнем подъема воды во время разлива Нила. Скульптура больших размеров из глины делается на каркасе (из железных стержней, проволоки и кусочков дерева), укрепленном на станке – треноге с вращающейся горизонтальной доской. 3 тыс.
Но есть вид рельефа, который вовсе не связан с архитектурой и даже противопоказан ей. Монументально-декоративная скульптура решает большие идейно-образные задачи.
Памятник должен не только обладать выразительным силуэтом, но быть также соразмерным, пропорциональным, должен представлять собой целостное произведение искусства. Располагаясь в городской или природной среде, она организовывает архитектурный ансамбль, органично входит в естественный ландшафт, украшает площади, архитектурные комплексы, создавая пространственные композиции, которые могут включать в себя архитектурные сооружения, мемориальные формы (триумфальная арка, триумфальная колонна, обелиск, плита с рельефом и надписями), монументальную скульптуру. В Древней Греции и Риме они часто присутствовали на фронтонах храмов. Композиция его как бы делится на два яруса. Геммы представляют собой вырезанный на камне обратный (вогнутый) рельеф, который дает выпуклый оттиск на пластичном материале (воске, пластилине, глине).
Своего полного расцвета искусство достигло только в созданиях Фидия. Рельеф как разновидность скульптуры часто был связан с архитектурным сооружением. На одном из торанов есть даже скульптура Якшини (Yakshini), поддерживающей эстакады архитрава.
Живописный рельеф часто применялся в рельефах для передачи дальнего плана, но иногда способом живописного рельефа выполнялось изображение, включая фигуры переднего плана (рельеф алтаря церкви Сан-Антонио в Падуе, 1446-1450, Донателло). Скульптура — более широкое понятие. Развитые формы скульптуры известны у народов Древнего Востока (Царица Нефертити, 14 в. до н. э., Берлин Государственные музеи рельефы из дворца Ашшурнасирапала II в Нимруде, 883-859 до н. э., Лондон, Британский музей), Древней Америки. Нельзя поставить на городской площади памятник лицу, которое близко только самому скульптору – жена, брат, друг (не только по причинам техническим и экономическим), тогда как создать их портреты для выставки или музея в станковом плане вполне возможно.
Одним из ярчайших образцов монументально-декоративной скульптуры являются фигуры и рельефы на здании Адмиралтейства в Санкт-Петербурге (1806- 1823 гг., архитектор А. Д. Захаров). К. Растрелли и др. ). Работа по доставке и установке камня на место заняла целых полтора года. Лаконизм заключается в умении обобщать форму и концентрировать содержание художественного образа. В виде прекрасной женщины, закутанной в плащ, осыпанный звездами изображена статуя Ночь (илл. (Донателло, Л. Бернини, Гудон, Ф. И. Шубин, В. И. Мухина).
Затем воспроизводит эскиз в глине в большем размере и дорабатывает его. Выражения лиц, позы, напряженность фигур, трактовка форм сильных молодых тел, сопротивляющихся физическим страданиям (обратите внимание на правую фигуру измученного пыткой, но все еще упорного человека) – все говорит о мужестве этих людей. Они появились еще в каменном веке и встречаются в архитектуре всех древних культур.
Однако не всякий памятник будет хорошо выглядеть на фоне открытого пространства площади. Всю композицию они пытаются вписать либо в форму целого бивня, либо в его отдельный кусок. Следует все же сказать, что к проблеме раскраски скульптурного произведения надо подходить очень осторожно, так как сложившиеся традиции одноцветной пластики воспитали в нас определенное понимание прекрасного в скульптуре. Скульптор Мартос.
Для живописной картины характерны многокрасочность и иллюзорное пространство. Эти манеры в основном повторяются периодически в истории мировой и русской скульптуры. Голову Петра лепила его ученица, французская портретистка Мари-Анна Колло. К Пулковским высотам обращены скульптурные группы, доминирующие в его образной концепции.
Мы уже говорили о монументально-декоративной группе В. И. Мухиной Рабочий и Колхозница. Раньше, чем в скульптурах других стран, во 2-й половине 13, начале 14 вв, новые, реалистические тенденции проявились в скульптурах Италии (Никколо Пизано и другие скульпторы). Щедриным на тему: «Изяслав Мстиславович на поле брани» в качестве конкурсных работ на соискание золотой медали. М., 1953.
В. Кузнецов, Н. Я. Данько и др. ). Зачатки греческой скульптуры были очень ничтожны. В справедливости слов Родена можно убедиться, взглянув на фрагмент фриза Парфенона. 1), с трактовкой этой формы в античной же статуе I века до н. э. работы Аполлония известной под названием Бельведерский торс (илл. Сюжетно конкретизированное и раскрытое в скульптурной группе, это движение, как основная мелодия (хочется сказать: "марш победившего народа"), получает подготовку и опору, словно в оркестровой инструментовке, в звучании архитектурных форм всего здания.
В палеолитических стоянках (Монтеспан во Франции, Виллендорф в Австрии и др. ) обнаружены изображения животных и женщин – прародительниц рода, отличающиеся остротой жизненных наблюдений при обобщенности и грубоватости форм. Помимо них, выделяют еще два вида рельефов: контррельеф и койланаглиф. Под станковой скульптурой подразумевают изделия, которые предназначены для выставок, музеев, жилых интерьеров, а так же для продажи (бюсты, головы, различные отдельные фигуры или их группа, связанная единым сюжетом).
Идеализм и реализм, стиль и природа сливаются в греческом искусстве в одно неразрывное целое. С. Ефимов, В. А. Ватагин), заметно обновляется скульптура малых форм (В. (Аполлон, Аремида, Латона, Дионис, Афродита и Эрос -–то любимцы Праксителя).
На первый взгляд провести границу между памятником и монументом очень сложно. 3 тыс. Станковая скульптура охватывает очень широкий круг сюжетов. Научиться понимать его, расширять в этой области свой кругозор должен каждый культурный человек.
Рельеф (от итальянского relievo – выступ, выпуклость, подъем) занимает по своим изобразительным возможностям промежуточное место между круглой скульптурой и изображением на плоскости (рисунком, живописью, фреской). Затем по форме отливается точное гипсовое воспроизведение модели, так называемая отливка. Лансере изображающие всадников, скачущих воинов, охотников.
Станковая скульптура по содержанию отличается чрезвычайным разнообразием. Каждый приезжающий в Ленинград непременно в первые же дни идет посмотреть на знаменитый, стоящий на площади Декабристов (бывшей Сенатской площади) памятник Петру I (Медный всадник) работы Э. -М. Этот гребень волны ритмически повторяет движение поднявшегося на дыбы коня. Как особая разновидность станковой скульптуры выделяется мелкая пластика.
Рассмотрим одно из надгррбий работы этого мастера, созданное им для могилы Кожуховой (илл. Она называется так потому, что устанавливается на станке или подставке и предназначается для выставок, музеев, общественных и жилых помещений (последнее даже породило специальное понятие кабинетная скульптура). П. Архипенко, А. Лоран), конструктивизма (Н. К монументальной скульптуре относятся однофигурные и многофигурные композиции, конные памятники, мемориальные ансамбли, монументы в память выдающихся людей и событий, памятные статуи, бюсты, рельефы. Он привлекает более миллиона туристов со всего мира каждый год. Он также призван напоминать людям о каких-то значимых событиях.
Можно сказать, что она оживает только под воздействием света. Главными объектами скульптуры являются человек и изображения животного мира. Уложенная в кожух (общая покрышка, объединяющая все куски) кусковая форма дает возможность формовать и отливать следующие экземпляры из гипса, бетона, пластмассы или из какого-нибудь металла. Существует две разные, но одинаково лестные трактовки символики этого произведения искусства.
В своей книжке Опыт о правилах медальерного искусства, написанной в первой половине XIX века, президент Академии художеств А. Н. Оленин, правильно понимавший своеобразие скульптуры, так определил возможности и границы этого вида искусства: Ваяние, употребляя единственно дерево, камень или металлы в своих произведениях, должно ограничиваться представлением абсолютно плотных тел. Самая важная и красивая скульптура изображает Тримурти (Trimurti).
Разнообразие произведений мелкой пластики велико. Она как бы «очеловечивает» архитектуру, усиливает ее духовную насыщенность. Он был распространен в искусстве Древнего Востока, Египта и в античной резьбе по камню. Высота и длина произведения могут быть доведены до 80 сантиметров и метра.
Пластика малых форм — это небольшие произведения жанрово-бытовой тематики, портретные статуэтки и др. изготавливающиеся во многих экземплярах и рассчитанные на широкое распространение. Даже при очень значительном уплощении скульптурные массы их соотношения оказывают важнейшее влияние на характер восприятия, формируют художественный образ произведения. Развивается анималистическая скульптура (И. Различаются круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон и рельеф (изображение располагается на плоскости — барельеф и горельеф).
14). Монументальная скульптура (памятники, монументы) связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура) станковая скульптура, не зависящая от среды имеет размеры, близкие к натуре или меньшие и конкретное углублённое содержание. Однако есть существенное отличие. И. Орловский), к жанровой характерности (П. Сюжетно конкретизированное и раскрытое в скульптурной группе, это движение, как основная мелодия (хочется сказать: марш победившего народа), получает подготовку и опору, словно в оркестровой инструментовке, в звучании архитектурных форм всего здания.
Ни одной из таких деревянных фигур не дошло до нас, но зато сохранилось много изваяний из рыхлого известняка (poros) или из крупнозернистого островного мрамора. Скульпторы обязательно учитывают это в своей работе. Высота и длина произведения могут быть доведены до 80 сантиметров и метра. Великим представителем аргосского искусства явился Поликет.
Интересны в этом смысле, например, соображения М. М. Антокольского, который не хотел выставлять одну из своих работ во дворе (то есть на открытом воздухе) и писал И. Е. Репину:. Эту функцию исполняют изображения Полтавской и Гангутской битв на пьедестале растрел-лиевского памятника Петру I. За «лепление» их по эскизам М, И. свидетельствует о вновь пробудившемся интересе к полихромной скульптуре.
Колоссальная статуя стоящей девственной богини Афины Паллады в афинском Парфионе (12 метров в высоту) и колоссальная статуя Зевса, сидящего на троне, в Олимпийском храме (13 м в высоту) – два главных светила на художественном небосклоне Фидия. 10). Свет и тень служат средством выявления художественно-пластической сущности скульптуры. Мы говорили об особенностях монументальной и монументально-декоративной скульптуры. Фигура фараона дана в традиционной позе.
Особым разделом монументальной скульптуры является скульптура мемориальная (надгробие), которую устанавливают на могилах в память заслуг и нравственных достоинств умерших. Перевод гипсового, глиняного или бронзового скульптурного произведения в мрамор (или камень) осуществляется при помощи так называемой пунктирной машины: все выпуклости и углубления формы на гипсовой модели точно отмеряются и переносятся на мрамор, в котором по этим отметкам снимается, срубается все лишнее. Может тиражироваться промышленно, что не характерно для станковой скульптуры. Кирову, скульптор Н. В. Томский, – в Ленинграде К. А. Тимирязеву, скульптор С. Д. Меркуров и Н. Э. Бауману, скульптор Б. Д. Королев, – в Москве Т. Г. Шевченко в Харькове, скульптор М. Г. Манизер), в монументально-декоративной скульптуре, украшавшей крупные общественные здания, станции метрополитена, всесоюзные и международный выставки (Рабочий и колхозница В. И. Мухиной), ярко проявилось социалистическое миропонимание, реализовались принципы народности и партийности советского искусства. 2. В 40-70-х гг.
Пластический язык статуи прост и лаконичен. В период 1530-1570 годов фантастическиерельефы и лепнину создавали французские маньеристы. Дочь верховного бога Ра, богиня войны и палящего зноя.
Каганович акцентирует внимание на роли пьедестала в щем образном решении монумента, пишет о том, как настаивав И. П. В XX веке развитие скульптуры принимает противоречивый характер. 19). Обширные рельефы, которые тянутся на многие километры изображают в основном сцены из древних индуистских эпосов. Крупнейшие представители скульптуры барокко – Л. Бернини в Италии, А. Шлютер в Германии, П. Пюже во Франции, где в тесной связи с барокко развивается классицизм (черты обоих стилей переплелись в творчестве Ф. Жирардона, А. Куазевокса и др. ). Металлы могут обрабатываться и в холодном виде – путем ковки, чеканки, то есть выбивания рельефа ударами молотка изнутри по листу металла (по готовой, вогнутой форме).
Почти вся скульптура нового времени (за исключением фарфора и майолики) делается однотонной, ровно окрашенной (тонированный гипс, патинированная бронза) или имеет естественный цвет материала из которого она выполнена (мрамор, дерево, гранит). Прокофьев более непосредственно выражает свои чувства. 210. ). Мартос, М. И. 1. Удачно выбранный материал сам по себе не может быть гарантией успеха. Оно даже подавляет основную тему исцеления.
Иногда бога Тота изображают держащим зубчатую линейку – символ разлива Нила. - монумент очень близок памятнику. «Апоксиомен», «Геркулес Фарнезский», «Гермес» и др. Шаблон скульптуры может быть изготовлен из любого материала – пластилина, гипса (наиболее приемлемые и удобные материалы) из дерева, пластмассы, металла.
Однако, даже учитывая всю относительность этих границ, нельзя считать их несущественными, нельзя от них отказываться или искусственно их нарушать. Скульптура благородна, стационарна. Экстаз передан с убедительностью реального события и одновременно как мистическое чудо.
П. Архипенко, А. Лоран), Конструктивизма (Н. Выразительные средства в скульптуре разрабатываются с большей тщательностью. Характерный головной убор – немес – с изображением урея – священной змеи, охраняющей царя, – а также три его имени, начертанные в картуше (украшении в виде полуразвернутого свитка) на троне, напоминают, что перед нами владыка всего Египта.
Установленная на кровле пилона группа Рабочий и Колхозница в своей композиции последовательно повторяет это движение: сначала – вперед, а затем – ввысь. Во 2-й половине 18 – 1-й половине 19 вв. Она точно повторяет модель, только в обратной, вогнутой форме.
Материалами скульптуры являются камень (мрамор известняк, песчаник, гранит и др. ), дерево, кость, металл (бронза, медь, железо и др. ), глина и обожженная глина (керамика — терракота, майолика, фаянс, фарфор и др. ), гипс. Она включает различные виды скульптурной композиции (голова, бюст, фигура, группа), различные жанры (портрет, сюжетная, символическая или аллегорическая композиция, анималистический жанр). 16).
Моисей, величественный и властный, возвышается над народом. Станковая скульптура — род скульптуры имеющий самостоятельное значение. Станковая скульптура по содержанию отличается чрезвычайным разнообразием. Глубина и иллюзорность такого рельефа как бы разрушают плоскость стены.
С. 112— 113). Ведь вместе с идейным содержанием памятник несет и функции архитектурно-художественные. Она изображена тончайшим восковым рельефом, сквозь который просвечивает черная поверхность доски.
Начинается один из наиболее плодотворных периодов в творчестве мастера. Рассмотрение этих типологических признаков и составляет основу анализа рельефа. Часто в скульптуре присутствуют и животное и человек. Каждая из них изображает трех прекрасных женщин – морских нимф, несущих глобус. Они также создавались по законам линейной перспективы, но фигуры первого плана вылеплены с большей объемностью, что способствует созданию иллюзии глубины пространства.
В 13-16 вв. Именно в рельефе во все времена создавались многофигурные сюжетные композиции. Различные аспекты, развивая основную идею памятника, делают ее многограннее и богаче.
Станковая скульптура, прямо не связанная с архитектурой, носит более интимный характер. Это время объединения страны, роста городов, расцвета культуры. Герои Мартоса сохраняют твердость духа и в страданиях. Что же обозначает само слово скульптура.
4. Таке-Бостан (Taq-e Bostan)ИранРезные работы Таке-Бостан находятся в горах Загрос (Zagros) на Великом шёлковом пути. Знание этих закономерностей и выразительных особенностей скульптуры нужны как детям, так и педагогам (настоящим и будущим).
Сроки кончались, работа шла днем и ночью, никто не уходил с рабочей площадки домой. В. Вучетич, Ю. Микенас, Л. В. Буковский, Г. Йокубонис и др. ). Уникальным примером высокохудожественного синтеза архитектуры и скульптуры представляет собой афинский Акрополь (450 – 410 до н. э. ) (см. Памятник Минину и Пожарскому М., 1990. Манцу в Италии, В. В. Аалтонен в Финляндии и др. ). Вопросы синтеза с архитектурой — один из важнейших в понимании и восприятии монументальной и монументально-декоративной скульптуры.
Важным этапом истории скульптуры является античность идеалами которой были создание образа гармонически развитого человека (Мирон, Фидий, Поликлет, Пракситель, Скопас). С. Ефимов, В. А. Ватагин), заметно обновляется скульптура малых форм (В.
(Е. Городские памятники (их сооружение обычно находится под контролем государства) увековечивают тех людей, которые приобрели всеобщую известность. Памятник героическим защитникам Ленинграда, созданный архитекторами С. Б. Человек выдерживает напор стихии, сопротивляется ей и как бы бросает ей вызов.
многочисленные парадные портреты и памятники. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, Изд-во Искусство, 1938, стр. Леонардо да Винчи говорил, что в скульптуре тень и свет накладывает сама природа. В эпоху эллинизма (III – I века до н. э. ) еще продолжали применять расцветки. Исполнена она, по всей видимости, Александром (или Агесандром).
В XV-XVI вв. По легенде, во время строительства в воду упало так много камня, что её течение действительно изменилось, сделав воду более безопасной для проходящих судов. 9). Рельеф, как и круглая скульптура, обладает тремя измерениями (хотя третье, глубинное измерение часто бывает несколько сокращенным, условным).
В группе три фигуры. Мелкая пластика, малая пластика, скульптура малых форм — самый распространенный вид скульптуры.
Классический рельеф обычно расположен на гладком фоне. Далу во Франции, К. Менье в Бельгии и др. ). и 38 годом до н. э.
Малые, пространственно — объёмные формы, ландшафтный дизайн и кинетическая скульптура.
Каменским и скульптором МД. Далу во Франции, К. Менье в Бельгии и др. ).
Станковая скульптура – род скульптуры имеющий самостоятельное значение. В нижнем – революционный отряд – шесть фигур людей разных возрастов – устремляется на защиту республики. С. 54—55). Живописный рельеф часто применялся в рельефах для передачи дальнего плана, но иногда способом живописного рельефа выполнялось изображение, включая фигуры переднего плана (рельеф алтаря церкви Сан-Антонио в Падуе, 1446 – 1450, Донателло). Бессильно поникшая Тереза, запрокинув голову, покоится на мраморном облаке.
Другая разновидность мелкой пластики— резьба по кости (слоновой, моржовой), произведения которой также имеют небольшие размеры. На них вырезаны сцены изображающие жизненный цикл Будды. Скульптура, будучи искусством объемным, требует соответствующей организации окружающего пространства, архитектурной среды. Они учатся изготовлять каркас и лепить объемную скульптуру малых форм.
Все эти возможности возникают только при рассматривании круглой скульптуры. Отливка конной статуи также заняла много времени. Мастер передает это соответствующей посадкой головы статуи, выразительной лепкой обобщенных объемов лица. Бюст Паниной близок к Голицыну – образ аристократа, но усталого, пресыщенного.
На гробнице, склонившись на одно колено, рыдает над урной прекрасный крылатый гений. Воплощение ярких человеческих характеров, проникнутых духом жизнеутверждения, становится её главной задачей (творчество Донагелло, Л. Гиберти, Верроккьо, Луки делла Роббиа, Якопо делла Кверча и др. ). Искусство рубежа XVIII и XIX веков со свойственным ему многообразием стилистических тенденций порождает в рельефах, предназначенных для одного архитектурного сооружения и построенных по общим законам передачи глубины в пределах основных планов использование различных композиционных приемов, ритмического строя, пластической обработки поверхности.
С. 38). Есть еще одно отличие памятника от монумента: его расположение всегда продиктовано архитектурной средой города. Для создания своего творения мастера берут кусок дерева, зарисовывают на нем силуэт предмета, который хотят воплотить в жизнь и, работая ножом, придают ему форму, характерные черты. Отдельные попытки расцвечивать скульптурные произведения делались и в XIX веке.
Затем по форме отливается точное гипсовое воспроизведение модели, так называемая «отливка». Художник-анималист В. А. Это дает возможность изображать множество фигур на архитектурном и пейзажном фоне, который в свою очередь зрительно воссоздает уходящее вглубь пространство с использованием перспективных сокращений. По большому счету скульптуры можно делать из чего угодно.
Обычный размер станковой скульптуры — приближенный к натуральной величине. Древние греки в расчете на последующую отливку из бронзы, как правило, лепили статуи из глины и вот таким образом родился термин пластика, тогда как римляне, преимущественно ваявшие из мрамора, называли свои произведения скульптура (отсюда же и термин скарпель или скальпель – нож, резец). Медный всадник прекрасен и вблизи и на далеком расстоянии. И в самом деле, пейзаж, в котором все строится на передаче пространства, света и воздуха изобразить в скульптуре (если это не рельеф) невозможно.
Федор Иванович Шубин – мастер реалистического скульптурного портрета (1740-1805). Мастера рельефа часто используют средства и возможности живописи и графики. Ответить можно кратко: в глубине. Во 2-й половине XVIII – 1-й половине XIX вв.
Центральными, в середине 20-30-х гг., становятся тема революции (Октябрь А. Т. Матвеева), образ участника революционных событий, строителя социализма. Чтобы понять суть скульптурного произведения, необходимо уметь разбираться в «игре» поверхностей, вчувствоваться в формообразование, его образность, так как скульптура — это не бесплотный объем, а образ, выраженный в определенном материале, выполненный в определенной технике и раскрывающий определенную идею. Преимущественный интерес к декоративным задачам отличает скульпторов маньеризма (Б. Звучание мемориального надгробного памятника обычно бывает лирическим интимным.
В честь этого события была выбита медаль. - мелкую пластику (произведения небольшого, «миниатюрного» размера). Любая скульптура чувствительна к освещению.
В скульптуре замысел мастера воплощается в вещественном реальном объеме. Во 2-й половине 19 в. в русской и западно-европейской скульптуре находит отражение общий процесс демократизации искусства. Они получают прочные теоретические знания, практические профессиональные умения и навыки в овладении высоким скульптурным мастерством, а так же познать основные лепные и скульптурные процессы: выполнение моделей из пластичных материалов (пластилин, глина). Эпигон, Пиромах, Стратиник, Антигон.
Попробуем разобраться в этом. Второй план составляет группа летящих теней. Уложенная в кожух (общая покрышка, объединяющая все куски) кусковая форма дает возможность формовать и отливать следующие экземпляры из гипса, бетона, пластмассы или из какого-нибудь металла. Ф. Каменский, М. А. Чижов, В. А. Беклемишев, Е. А. Лансере).
Исполнена она, по всей видимости, Александром (или Агесандром). Скульптурный портрет известен со времен Древнего Египта (Статуя писца Каи, сер. Так различаются между собой рельефы И. П.
В связи с этим для искусства скульптуры характерен определенный круг тем: в скульптуре можно вылепить портреты современников или деятелей прошлых эпох, создавать композиции на бытовые темы изображать аллегорические фигуры, олицетворяющие общие понятия (труд, мир, дружба народов, победа и т. д. ). Мужские статуи изображают молодых, безбородых, нагих людей женские статуи в одежде. также АФИНСКИЙ АКРОПОЛЬ), дворцовый ансамбль Версаля (см. Представители строгой классики, а впоследствии – классицизма, для раскрытия величавого спокойствия своих образов предпочитали непрерывность силуэтных очертаний, создаваемую спокойно перетекающим объемом. А также знаменитую мраморную статую – «Венеру Милосскую».
Статуя служит центром главной площади города. Очень мастерски они изображают все пропорции человеческого тела. Монумент же в таких деталях не нуждается, так как атрибуты скрывают за собой глубокий смысл, понятный вне времени и вне пространства (например, монумент «Родина-мать» в Волгограде статуя Свободы в Нью-Йорке, монумент О. Цадкина «Разрушенный город», напоминающий о бомбардировке голландского города Роттердама в 1940 г. ).
За бюст Екатерины Второй Шубина избирают академиком. В скульптуре замысел мастера воплощается в вещественном реальном объеме. Иногда бога Тота изображают держащим зубчатую линейку- символ разлива Нила. Малые, пространственно — объемные формы, ландшафтный дизайн и кинетическая скульптура. С ее уст срывается сладостный крик, веки полузакрыты.
В этом смысле границы живописи, бесспорно, шире. Это так называемый живописный рельеф. Самым древним видом мелкой пластики считается искусство глиптики (резьба, выполняемая на твердых полудрагоценных минералах).
до н. э. Козловским и Ф. Ф. С одной стороны, произведения мелкой пластики утилитарны и не имеют большого значения в жизнедеятельности человека (брелоки для ключей, выполненные в виде рельефных изображений), с другой — несут серьезные религиозные, гражданские идеи. Выразительность не только лица, но и всей статуи, полное соответствие внешнепластического вида внутреннему миру героя – обязательное условие для монументального памятника. Растрелли, что в 1950-х годах именно ему приписывали исполнение их моделей (Там же.
В настоящее время для чеканки часто используются пневматические отбойные молотки. Лучше всего для нее условия музея или выставки. Особым видом станковой скульптуры является так называемая скульптура малых форм. Реалистический характер древнегреческих статуй и рельефов (нередко связанных с культовой архитектурой), надгробных стел, бронзовых и терракотовых статуэток наглядно проявляется в высоком мастерстве изображения обнажённого или задрапированного человеческого тела.
Для более полного воплощения сюжета авторы иногда используют прием докомпоновывания. Эти группы – лучшее произведение скульптора Ф. Ф. Щедрина – поражают своей величавостью, силой и вместе с тем женственной грацией, с которой нимфы поддерживают громадную сферу. Материалами для воплощения являются: камень, металл, дерево, глина, воск, стекло. Известен бюст Стасова работы М. М. Антокольского, раскрашенный И. Е. Репиным. Сперанским, В. А.
Однако не всякий памятник будет хорошо выглядеть на фоне открытого пространства площади. Габо, А. Певзнер), Сюрреализма (Х. Благородные очертания этих статуй красиво выделяются на фоне стен центральной башни. Монументальная и монументально-декоративная скульптура тесно связана с архитектурой. Получил развитие рельеф с историко-повествовательными сюжетами, украшающий триумфальные колонны и арки сложился тип конного памятника (статуя Марка Аврелия, впоследствии установленная Микеланджело на площадь Капитолия в Риме). Первоначально, в узком смысле слова, под скульптурой понимали ваяние, высекание, вышелушивание, рубку, вырезание, то есть такой путь создания художественного произведения, при котором художник снимает, сбивает лишние куски или слои камня либо дерева, стремясь как бы высвободить заключенную, таящуюся в блоке скульптурную форму. Жанры и направления малой скульптуры — портрет, жанровые композиции, натюрморт, пейзаж.
Анималист обращается к художественной характеристике животного, его повадкам. Высоко взметнув вверх серп и молот, дружно шагают вперед молодые и прекрасные гиганты – рабочий и колхозница, олицетворяющие весь советский народ.
Модернистским течениям последовательно противостоит советская скульптура, развивающаяся по пути социалистического реализма. И. Ленину, скульптор С. А. Евсеев и С. М. Некоторые рельефные композиции становятся практически неотличимы от мраморных статуй (примером такого подхода отлично служит «Экстаз святой Терезы» Бернини). Тораны (Toranas)Санчи (Sanchi), ИндияСанчи это маленькая деревня в Индии, которая славится своими ступами или буддийскими мемориалами. Развивается анималистическая скульптура (И. Он также и бог письмен и организатор мира, разогнавший мрак и рассеявший потемки души. Ее можно встретить буквально на каждом шагу.
Греция не знала искусства гранения драгоценных камней и геммы вырезали на сердолике, халцедоне, агате и других полудрагоценных камнях, которые затем вставляли в перстни. Попробуем разобраться в этом. Познакомимся теперь с монументально-декоративной скульптурой.
В 40 -70-х гг. В скульптуре малых форм возможны сатирические образы, шаржи. Различают низкий рельеф или барельеф (от французского слова bas – низкий), то есть такой, в котором изображение меньше чем наполовину своего объема выступает над плоскостью фона и высокий рельеф или горельеф (от французского слова haut – высокий), когда изображение выступает над плоскостью фона больше чем наполовину своего объема, а местами округляясь, частично даже отрывается от фона. Будучи по своему характеру искусством многотиражным, то есть таким, когда созданное художником произведение повторяется затем (в условиях промышленного производства) в тысячах экземпляров, скульптура малых форм этой своей особенностью граничит с прикладным искусством.
В основу эскизов Козловского были положены приемы построения рельефов К-Б. Гордеева исполненные для семьи Голицыных. Все они соединены между собой с помощью благоустроенных проходов и троп.
Барельефы используются и сейчас.
(Е. Уложенная в кожух (общая покрышка, объединяющая все куски) "кусковая форма" дает возможность формовать и отливать следующие экземпляры из гипса, бетона, пластмассы или из какого-нибудь металла. Памятник всегда обращается к широким массам зрителей и утверждает положительный образ (разумеется, с точки зрения тех, кто этот памятник сооружает).
Возникновение этих двух терминов исторически обусловлено. «Св. Звучание мемориального надгробного памятника обычно бывает лирическим интимным. Особенно распространены станковые статуэтки зверей и домашних животных исполняющиеся мастерами, которых называют анималистами (от латинского слова animal – животное).
Может тиражироваться промышленно, что не характерно для станковой скульптуры. также ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА В ПАРИЖЕ). Он всегда связан с архитектурным сооружением и раскрывает замысел здания. busto — торс, туловище) называют погрудное изображение человека в круглой скульптуре. По форме надгробия чрезвычайно различны.
7. Ни на одном из торанов нет пустого места. Раньше, чем в скульптурах других стран, во 2-й половине 13 – начала 14 вв. Материал своими качествами вносит те или иные оттенки в характеристику образа.
Из числа его произведений к такому идеалу приближается Сидящий мальчик (илл. Мраморные рельефы словно оживали под лучами греческого солнца. Примером в этом плане могут служить произведения Ф. Г. Освещение может быть удачным или неудачным. Построенный в двенадцатом веке храм поражает не только своим массивным размером, но и невообразимой сложностью рельефа, а также различными деватами (незначительными божествами женского пола), которые украшают стены храма.
Скульптура развивает и разъясняет идею и назначение сооружения, в то же время усиливая звучание архитектурных форм (иногда по соответствию, а иногда по контрасту).
Вся фигура словно подалась вперед. А также знаменитую мраморную статую – «Венеру Милосскую». Так, например, Ништадскому миру (1721), которым закончилась победоносная Северная война русских со шведами, посвящена аллегорическая композиция Мир и изобилие. Станковая скульптура охватывает очень широкий круг сюжетов. Она как бы очеловечивает архитектуру, усиливает её духовную насыщенность. Так, античные мастера для своих скульптур чаще всего избирали мрамор.
Он изобразил Ленина с открытой головой, благодаря чему виден ленинский огромный лоб. Сформулировать законы его пропорциональности на основе математических расчётов попытался Поликлет в теоретическом сочинении Канон. На передних стенах дворца были вырезаны изображения «Бессмертных» (Immortals) – 300 знаменитых благородных охранников персидских царей.
В круглой скульптуре очень трудно решить многофигурную сцену. Чеканные медали, плакетки и монеты, скульптурные украшения на бытовых предметах, ювелирные скульптурные изделия из драгоценных металлов, художественная резьба по камню, дереву и кости, - все это различные виды прикладной скульптуры.
Все здание пронизано движением, переданным в нарастании горизонтальных форм, переходящих в главной центральной части в вертикаль взлетающего пилона. Скульптор И. Козловский, архитектор П. Бутенко «Дружине Александра Невского» (1993). В поисках устойчивых духовных и эстетических жизненных ценностей она развивалась разнообразными путями (Импрессионизм, Неоклассицизм, Экспрессеонизм и т. д. ). Дело не в том, что мировые запасы мрамора иссякли.
Некоторые исследователи предполагают, что эта тенденция идет от Пабло Пикассо. итальянская скульптура, опираясь на античную традицию, все более тяготеет к выражению идеалов ренессансного гуманизма (Возрождение). Композиция, расчлененная с исключительным мастерством, точно рассчитана. Как говорил Лао-Цзы, «горшки делают из глины, но глина перестает быть ею, превращаясь в горшок». К этому времени мы относим такую скульптуру, как «Боргезский боец» – Агасий Эфесский.
Мур, Великобритания). При освобождении отливки раскалывается и таким образом уничтожается и сама «черная форма». Шмелеву не только реконструировать программу, положенную в основу архитектурного ансамбля, но и раскрыть целостную систему гармонических пропорций композиции «Золото Древнего Египта». Арсамея (Arsameia)Гора Немрут-Даг (Mount Nemrut), ТурцияНа руинах Арсамеи в Турции вы можете увидеть самый древний известный человечеству пример рельефной резьбы из двух фигур, застывших в рукопожатии.
Затем по форме отливается точное гипсовое воспроизведение модели, так называемая отливка. В произведении автор может экспериментировать и проявлять всю свою индивидуальность. Античные рельефы и работы резьбы по камню являются самыми долговечными формами искусства.
В связи с этим для искусства скульптуры характерен определенный круг тем: в скульптуре можно вылепить портреты современников или деятелей прошлых эпох, создавать композиции на бытовые темы изображать аллегорические фигуры, олицетворяющие общие понятия (труд, мир, дружба народов, победа и т. д. ). Отдельные попытки расцвечивать скульптурные произведения делались и в XIX веке. Все они устанавливаются в общественных местах, чаще всего на открытом воздухе. Один из самых древних видов искусства.
Он также и бог письмен и организатор мира, разогнавший мрак и рассеявший потемки души.
Манцу в Италии, В. В. Аалтонен в Финляндии и др. ). Одним из наиболее развитых жанров станковой скульптуры является портрет (бюст, портретные статуи, рельеф), дающий уникальную возможность для восприятия – рассмотрение скульптуры с разных точек зрения, что представляет огромные возможности для многосторонней характеристики портретируемого. Отходный материал должен быть сведен до минимума. Скульптура больших размеров из глины делается на каркасе (из железных стержней, проволоки и кусочков дерева), укрепленном на станке – треноге с вращающейся горизонтальной доской. В. И. Ленину (скульптор С. А. Евсеев и С. М.
Киров, скульптор Н. В. Томский – в Ленинграде, К. А. Тимирязев, скульпторы С. Д. Меркуров и Н. Э. Бауман, скульптор Б. Д. Королев – в Москве, Т. Г. Шевченко – в Харькове, скульптор М. Г. Манизер), в монументально – декоративной скульптуре, украшавшей крупные общественные здания, станции метрополитена, всесоюзные и международный выставки (Рабочий и колхозница В. И. Мухиной), ярко проявилось социалистическое миропонимание, реализовались принципы народности и партийности советского искусства. Его алтарная группа «Экстаз св.
Поставленная твердо и упористо фигура Ленина развернута в неторопливом и уверенном движении. «Райские» восточные врата баптистерия во Флоренции (1425 – 1452, Л. Гиберти). Со стороны города видны лишь обелиск и стена, облицованная гранитом.
Скульптура может служить опорой в архитектурной конструкции (атланты, кариатиды) или украшать здания (фронтоны, метопы, порталы, лепные плафоны, панно). Следует отметить такие скульптуры, как «Раненный галл», «Умирающий воин», «Галл и его жена». Во многом скульптура перекликается с архитектурой. Первоначальная глиняная модель при всём этом уничтожается, так как, освобождая форму, приходится вынимать из нее глину.
Более пятидесяти тысяч скульптур и ста тысяч гравюр и офортов разных размеров от очень маленьких до грандиозных можно увидеть стоящими в солнечном свете. 149 жителей Хатыни были сожжены заживо или расстреляны. Это делается затем, чтобы избежать изображения человека в натуральную величину, так как оно может выглядеть как муляж (точный слепок), что нехудожественно и неприятно.
Во-первых, памятник имеет более камерные формы выражения, а монумент всегда величественен.