В России реализм в живописи второй половины 19-го века неразрывно связан с развитием демократических общественных идей. Цель данной работы – раскрыть тему реализма в живописи XIX века и познакомиться поближе с его основателями. Считается, что реализм продолжил своё существование в двух направлениях: натурализме и импрессионизме и проявился в различных видах искусства: литературе, живописи, музыке.
Различные грани реализма в живописи представляют собой барочный иллюзионизм Караваджо, Вермеера и Веласкеса импрессионизм Мане и Дега, нюненские работы Ван Гога, прецизионизм Эдварда Хоппера. Реализм в живописи России во второй половине ХХ века прочно связан с развитием общественных демократических идей. Критический реализм в живописи быстро стал любимым течением всех жителей страны. Среди реалистов особое место занимает Эжен Делакруа, которого относят к такому направлению в живописи как романтизм, но реализм в его картинах нельзя не отметить.
Реализм в живописи стал основным художественным направлением в СССР. Определенной художественной системой характеризуется реализм в живописисередины ХХ века, которая обоснована теоретически в качестве эстетически осознанного метода. Тогда, в 1855 году живописец Гюстав Курбе представил миру серию картин под названием «Павильон реализма», которая поразила всех своей смелостью и красотой реальных сюжетов. По его словам, реализм в искусстве, литературе и живописи в основном предназначен утвердить бытие в качестве действия.
Итак, реализм в живописи и других направлениях искусства стал являть собой совершенно новый тип творческого сознания. Различные грани реализма в живописи представляют собой барочный иллюзионизм Караваджо, Вермеера и Веласкеса импрессионизм Мане и Дега, нюненские работы Ван Гога, прецизионизмЭдварда Хоппера. Реализм в китайской живописи 1990-х годов отличается остросоциальной направленностью с нотками иронии, сатиры. Благодаря им реализм в живописи укрепил свои позиции, проявившись в историческом и бытовом жанре, пейзаже и портрете.
Реализм в живописи середины 19 века характеризуется определенной художественной системой, которая теоретически обоснована в качестве эстетически осознанного метода. Реализм стал одним из основных направлений живописи в России, США, стран Западной Европы. Они несли с собой реализм в живописи, создавая пейзажи исторические картины, портреты. Жанры пейзаж, портрет и натюрморт, в стиле реализма, пользуются большим успехом на выставках картин художников-профессионалов, мастеров масляной живописи.
Самостоятельно Р. возродился в XIX столетии с 1848 г. Милле (Millet) отдал все свои силы исключительно изображению жизни рабочего люда и преимущественно изображению его труда. Манцу в Италии, В. Димитров-Майстора, С. Венев в Болгарии и др. ). Дж. Более точное понятие было сформулировано Горьким в 1934-м году на съезде писателей.
Во Франции в XVIII стол. В Германии одним из первых представителей реального направления в живописи был Менцель, который писал толпы народа на площадях и в садах, работы на заводах (Новейшие циклопы, 1876), a также и коронования или церковные службы изображая, следовательно, все классы общества, но темы его не всегда немецкие, часто французские и итальянские. К реалистам принадлежит и Джон Филипп изучивший в Испании Веласкеса: он был сильный колорист и тем отличался от прежних жанристов, довольствовавшихся больше композицией картин. Из последующих можно назвать Бонвена (прачки, швеи) и Рибо (Теодюл) — реалиста в изображениях не только кабачков, но и религиозных сцен. — В Англии натурализм проявлялся независимо от французского и совсем в особой форме.
Живопись). Почти одновременно — Скарбина, ученик французских художников, как реалист и колоритный виртуоз кисти выступил с картинами разнообразного содержания (рынки, мастерские, женские фигуры, писанный с французскими шиком), Ганс Герман, Лепсиус — все реалисты нового направления. Сарджент и Т. Эйкинс в США) живописи, в графике (О.
Лауриц Ринг отдался изображению крестьянских сцен Анна Анкер (Погребальный обряд), Михаэль Анкер (Рыбаки на берегу) сильный реалист в изображении жизни датских моряков. Этому шагу предшествовало однако возрождение реального пейзажа в Англии (Констебль), послужившее на пользу самому Делакруа, а в тридцатых годах XIX века группа пейзажистов во Франции (Руссо, Каба (Cabat), Дюпре и др. ) абсолютно возродила реальный пейзаж с внутренним содержанием или настроением. Созданный художником образ мадонны полон глубокого содержания.
тем, что Энгельс считал основным признаком реализма. Настроение это он облекает телесной явственностью, придает образам человеческую правдивость, что и делает картины Боттичелли реалистичными. Имея резкую социальную направленность, он получил название критического. Деятельными участниками передвижных выставок были В. Е.
Вообще шведские пейзажисты немного космополиты и почти все изучали искусство за границей, Эдвард Берг, замечательнейший из них, хотя и работал в Германии, Франции и у Калама в Швейцарии, но по возвращении в отечество начал с 1857 г. разрабатывать пейзаж шведской природы — сосновые леса, березовые рощи, тихие воды, не чуждаясь грандиозной стороны своей родины (водопады), но не прибегая к блестящим внешним световым эффектам. Новый период шведского искусства начался после 1879 г., когда Гуго Сальмсон пошёл по следам Бастиена Лепажа и овладел новой французской техникой с ним сходен Август Гагборг (Сцены на морском берегу, Работы полевые). Кроме этого художники того времени, благодаря изучению пропорций человека, научились создавать трехмерные реалистичные изображения на плоском полотне.
Скупость, тупость, ограниченность, трусость, чревоугодие – воплощается в образах живых людей ("Пословицы", Берлин, государственный музей). Вы не можете сказать, что мои картины реалистичны, хотя я использую методы реалистичной живописи. у французов Бастьена Лепажа (весьма смягченный Курбэ) и Рафаэлли изображающих, подобно Курбэ, обыденную и преимущественно рабочую жизнь. Но благодаря этой картине молодой художник стал очень известен.
живопись и которые отличаются натурализмом в темах, весьма разнообразных по роду. традиции критического реализма развивались в творчестве выдающихся мастеров, сохранявших связи с демократическим движением (Т. Ге 1890-х гг. ).
Из пейзажистов после А. Ахенбаха, Вильройдера, Дузетта, мариниста Эшке следовали Иернберг, Отто Рейнигер, Томас Гербст, Густав Шенлебер, Герман Байш, ученик Руссо, к сожалению, редко обновляющий свои сюжеты, Теодор Гаген, отличающийся простотой и правдой в пейзажах (любил сдержанные тона), Цюгель и Вейсгаупт — пейзажисты изображавшие домашних животных, как пособников труда человеческого. Таковы Оскар Бьорк (Моряки, Коровьи стойла), Карл Ларсон (декоративные стенные композиции — напр., жизнь женщины различных времен в Швеции), Рихард Берг, сын Эдварда Берга (Гипнотический сеанс) и, наконец, Андерс Цорн, блестящий художник разнообразного содержания, писавший испанских нищих, цыган, английских мисс, моряков, движение воды, лунный свет, сцену в омнибусе, бал и т. п. В Норвегии Карл Гансен колоритно писад сцены народно-бытовые он работал в Копенгагене, многие другие — почти постоянно вне отечества, но некоторые окончательно почерпнули силы лишь по возвращении в отечество. Леопольд Калькрейт — сильный реалист изображающий поселян, рыбаков и другой рабочий люд.
Энгельс, "Диалектика природы"). Адольф Нордлинг — изобразитель интимной жизни морских волн. все роды живописи получили, наконец, отпечаток манерности с полным удалением от природы.
Родоначальник русского реализма – художник Павел Федотов, его знаменитые картины «Сватовство майора», «Свежий кавалер», в своих работах он разоблачат порочнее нравы общества и высказывает свое сочувствие бедным и угнетенным людям. На стенах контаты Станцы делла Сеньятура (комната печати) размещены композиции "Диспут, Умеренность и Сила", "Афинская школа", "Парнас" и "Мудрость". Отражение мира становится непосредственным, реальным. В 1871 г. за картину «Воскрешение дочери Иаира» он получил золотую медаль и звание классного художника.
Позже (1870 год) реализм распадается на две ветви: натурализм и импрессионизм. Пейзажист Ионгкиндс (Jongkinds) более резкий колорист, чем француз Коро, на которого он походит, передает настроение широко и несколько по-импрессионистски в морских пейзажах изображает обстановкою жизнь моряков.
Он не ставит своей задачей изображение социальных проблем или сатиру. С этого момента слава художника ширилась. Творческий диапазон художника огромен: картины из современной народной жизни («Крестный ход в курской губернии», 1880-83), сюжеты из славянской мифологии («Садко», 1876) исторические полотна («Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1878-91), портреты. Брейгель увидел, что они достойны лучшей участи, способны отстоять свои права на жизнь. Начиная с 1830 г. выступления мастеров сатирической графики, во главе с Домье и пейзажистов барбизонской школы, утверждают в искусстве задачу «полного отображения своего времени» (Бальзак). Мягче, но тоже правдив Христиан Скредзвиг (На лодке в летнюю северную ночь, Праздничный вечер, Крестьянин с кошкой).
Идеалы общенационального порядка создали почву для творческого подъема. Репин, Илья Ефимович (1844-1930)Русский художник, представитель реализма. Родился в Харьковской губернии в семье военных поселенцев. Самостоятельно Р. возродился в XIX столетии с 1848 г. Милле (Millet) отдал все свои силы исключительно изображению жизни рабочего люда и преимущественно изображению его труда. Саврасова, А. И.
Дело в том, что пейзажу придавали различное значение. Причудливая форма искусства берет корни в Париже. Обращаясь к народным пословицам Брейгель создает сатиры на современное общество. Реализм в его понимании являлся элементом романтизма. В более узком, конкретно-историческом смысле понятие реализм прилагается к художественным явлениям, возникшим не ранее 17 в. Таковы реализм голландской живописи 17 в. (в особенности творчество Рембрандта и Ф. Халса) и испанца Д. Веласкеса, связанный с идеологией "третьего сословия" так называемый просветительский реализм 18 в. (Ж. Б. С. Тема крестного хода – одна из популярнейших в русской живописи.
Смерть переселенца, 1889, ТГ), А. Е. В человеке над всем должен господствовать разум». Ситуации из жизни сельских людей получали, благодаря художнику, героическую окраску.
Куинджи, И. И. Это название картины и стало в дальнейшем термином., 1890, ТГ и картины евангельского цикла Н. Н. Ранние произведения Боттичелли отличаются мягким лиризмом и безмятежностью. Крестьяне Брейгеля полны энергии, деятельны, хлопотливы, трудолюбивы. Эти художники создали глубоко реалистическое искусство. Менье в Бельгии). Она принесла Дрездену мировую славу.
Во всяком случае бытовая живопись (жанр) — родоначальница Р. Бытовая живопись, как она и прежде понималась, возродилась и даже зацвела в Голландии в XVII стол. Месонье во Франции, Я. Матейко в Польше) и портретной (В. Яркие представители направления соцреализма в советской живописи: Александр Дейнека («Оборона Севастополя», «Мать», «Будущие летчики», «Физкультурница»), В. Фаворский, Кукрыниксы, А. Герасимов («Ленин на трибуне», «После дождя», «Портрет балерины О. В. Лепешинской»), А. Пластов («Купание коней», «Ужин трактористов», «Колхозное стадо»), А. Лактионов («Письмо с фронта»), П. Кончаловский («Сирень»), К. Юон («Комсомолки», «Люди», «Новая планета»), П. Васильев (портреты и марки с изображением Ленина и Сталина), В. Сварог («Герои-летчицы в Кремле перед полётом», «Первое мая – пионеры»), Н. Баскаков («Ленин и Сталин в Смольном») Ф. Решетников («Опять двойка», «Прибыл на каникулы»), К. Максимов и др. Репиным и В. И. Критики того времени яростно обвиняли великого художника за его чрезмерный натурализм.
Отказываясь от жанровости и тщательной детализации, присущих творениям мастеров раннего Возрождения, Леонардо да Винчи углубляет характеристики, связывает фигуры с природой, с необъятным миром, в котором господствует человек, он стремится к передаче глубины человеческих чувств и переживаний. Диаз «Старая мельница около Барбизона»В чём же отличие пейзажей последователей Барбизонской школы от пейзажей художников других направлений.
Но не следует воспринимать этих художников как только копировальщиков западного искусства. Это и дало толчок к появлению и развитию американского реализма. Ученик Перуджино – Рафаэль семнадцатилетним юношей обнаружил настоящую творческую зрелость, создав ряд образов, полных гармонии и душевной ясности. В работах отражены жестокие события современности. В его гравюрах – образы крестьян, горожан, рыцарей. Архипова, Н. А.
В начале XX в. традиции реализма были особенно устойчивыми в России (творчество В. А. Серова, К. А. Коровина, С. В. Иванова, Н. А. Касаткина и др. ). Так передовое Русское искусство освободилось от официальной опеки придворной Академии. Альфред Вальберг любил изображать не только свою родную, но и итальянскую природу. противостоял принятому академизму и был социально опасен. Сандро – это лишь прозвище, а в действительности он назывался Филипени.
Восход солнца» («Impression, soleil levant»). Швед Карл Вальбом писал крестьян на манер Тенирса и Август Линдгольм изображал сцены наподобие старых нидерландцев Метсю и Герарда Доу, но первым новейшим колористом был Иоганн Фредрик Гуккерт (Hoeckert): в 1856 г. он написал Церковную службу в Лапландии за этим следовала Внутренность лапландской хижины. Художник писал очень много картин на религиозную тему, но не переставал «хулиганить».
Наступивший в двадцатых гг. Таковы картины С. А. Сурикова) (Приложение 2) и революционного освободительного движения (Арест пропагандиста, Отказ от исповеди И. Е. Репина). Самым первым произведением Делакруа было «Ладья Данте», которая была выставлена в художественном салоне, но не произвела должного эффекта на публику.
можно прибавить Сурбарана, Рубенса, ван-Дейка, реалистов по исполнению. Домье во Франции) и скульптуре (К. Всякий художник, конечно, должен был изображать предметы с более или менее полным напоминанием соответственной действительности, но в особенности ясным это представляется в портретной живописи. Подлинными шедеврами в этом жанре являются «Портрет М. П. Мусоргского» (1881), написанный незадолго до смерти композитора и грандиозное полотно «Торжественное заседание Государственного Совета» (1903). Творчество Питера Брейгеля Старшего, прозванного Мужицким (ок.
Зиновия, воскресившего ребенка и кончина святого. Из них последний — писатель и художник, вынесший идеи натурализма из Парижа, где он был в 1880 г. Бедная и некрасивая швея, работающая до утреннего света, врач и бедная озябшая женщина, дележ хлеба между бедными (Борьба за существование) — это один ряд картин Кроге. Маковский, Н А. Ярошенко, В. Д.
Альфред Вальберг любил изображать не только свою родную, но и итальянскую природу. Впервые термин «реализм» применительно к живописи использовал Г. Курбе. Это сделано мастерски.
Сам выходец из крестьян, он знал их жизнь и нужды. Из последующих можно назвать Бонвена (прачки, швеи) и Рибо (Теодюл) — реалиста в изображениях не только кабачков, но и религиозных сцен. Первый успех к Репину пришел в 1873 г. на выставке в Вене с работой «Бурлаки на Волге». Мов — меланхолический поэт природы, но маринист Месдаг — превосходный изобразитель Северного моря и жизни моряков, строгий реалист, в последние годы несколько переставший разнообразить свои мотивы.
также господствовало влияние Курбэ Шарль de Гру (de Groux) изображал сцены болезни, смерти и бедности, мансард и подвалов Луи Дюбуа — может быть, наиболее сильный из бельгийских реалистов. Жанровые сцены П. А. Термин «реализм» был выдвинут французским литературным критиком Шанфлери в 50-х гг. Словом Р. французские критики назвали направление в живописи, которое избрал Курбэ (1819—1877) в противодействие не только идеалистическому направлению, но и всякому другому избиравшему сюжеты для картин не из окружающего современного общества и притом почти исключительно — рабочего, трудового класса. Ведущими принципами реализма 19 в. стали объективное отображение существенных сторон жизни, сочетающиеся с высотой и истинностью авторского идеала воспроизведение типичных характеров и ситуаций при полноте их художественной индивидуализации предпочтение в способах изображения «форм самой жизни» с преобладающим интересом к проблеме «личность и общество». Черты возвышенной поэтичности, утонченности и аристократической изысканности, присущие Флоренции XV века, во времена правления Лоренцо Медичи, находят наиболее яркое воплощение в творчестве Сандро Боттичелли (1445-1510). Термин «реализм» употребляется в двух значениях — широком и узком.
В середине XV века Боттичелли черпал вдохновение в современных ему произведениях, писаниях Данте (он был первым иллюстратором божественной комедии) и Боккаччо, религиозные события у Боттичелли пронизаны волнующим трепетом личного переживания, значительно перерастают рамки придворной культуры двора Медичи и отражают противоречия того времени. Его наиболее прославленные зрелые картины – "Весна" (ок. В 1882 году начинается самый значительный, самый плодотворный период его творчества. Появление данного направления во французской живописи в первую очередь граничит с именем художника Гюстава Курбье.
Его Работы (1835) — реальные картины, напоминающие Курбэ: сильные, могучие люди без всяких прикрас. На заработанные деньги Репин уехал в Петербург, где поступил в Академию художеств. Поленов.
Левицкий, Кипренский и Тропинин — оставило замечательные образцы реальной колоритности. Выдающимися советскими скульпторами-монументалистами эпохи соцреализма были Вера Мухина (монумент «Рабочий и колхозница»), Николай Томский (барельеф из 56 фигур «Оборона, труд, отдых» на Доме Советов на Московском проспекте в Ленинграде), Евгения Вучетича (памятник «Воин-освободитель» в Берлине, скульптура «Родина-мать зовет. » в Волгограде), Сергея Коненкова. Он пишет жанровые сценки, натюрморты, морские пейзажи («Бушующее море», 1870).
Н. Крамской, В. Г. Перов, И. Е. Репин и другие). Пейзажист Ионгкиндс (Jongkinds) более резкий колорист, чем француз Коро, на которого он походит, передаёт настроение широко и несколько по-импрессионистски в морских пейзажах изображает обстановкою жизнь моряков.
В их осанке – напряжение воли, в лицах – взволнованность чувств и мыслей. Петер Крейер (Kr yer) открывает с 1871 г. движение датских реалистов новейшего пошиба (Рыбаки вытягивают сети на Скагене) его Комитет французской выставки замечателен жизненностью фигур и превосходным сложным освещением. Известный П. Ж. Прудон (Proudhon), посвятивший на истолкование значения Курбэ половину своей книги Искусство (на русском — перевод Курочкина), считает Курбэ идеалистом в Р. С другой стороны, по технике Курбэ не удовлетворяет всем новейшим требованиям, так как она после него сделала (Мане, 1832—83) успехи в изображении предметов природы, освещенных на открытом воздухе (пленеризм, от франц.
В конце XIX —начале XX вв. Были открыты закон линейной и воздушной перспективы и закон светотени. Из пейзажистов после А. Ахенбаха, Вильройдера, Дузетта, мариниста Эшке следовали Иернберг, Отто Рейнигер, Томас Гербст, Густав Шенлебер, Герман Байш, ученик Руссо, к сожалению, редко обновляющий свои сюжеты, Теодор Гаген, отличающийся простотой и правдой в пейзажах (любил сдержанные тона), Цюгель и Вейсгаупт — пейзажисты изображавшие домашних животных, как пособников труда человеческого. Но по прошествии двух лет художник показал в салоне новое произведение, названо им «Резня на Хиосе». В 1500 г. в творчестве Дюрера произошел перелом: пафос и драматизм ранних работ сменилось уравновешенностью и гармонией. Изучение произведений Итальянских мастеров повлияло на Дюрера: он вновь обратился к остро индивидуальным образам. Рафаэль создал свой идеал прекрасного, гармонически развитого человека.
Этому шагу предшествовало однако возрождение реального пейзажа в Англии (Констебль), послужившее на пользу самому Делакруа, а в тридцатых годах XIX века группа пейзажистов во Франции (Руссо, Каба (Cabat), Дюпре и др. ) абсолютно возродила реальный пейзаж с внутренним содержанием или настроением. Ярошенко). Зиновия" полна большого драматизма и выразительности.
В эпоху средневековья художники, подчиняясь влиянию церкви, отошли от реального изображения мира, присущего художникам античности (Аполлодору, Зевксису, Паррасию и Палефилу). В «Крестном ходе» толпа показана как единый массив. Его глаза смотрят твердо и прозорливо.
Произошло это 18 июля 1610 года. В таких союзах мужчины и женщины заметно отчуждение, взаимное недовольство, а также гнев. Картина "четыре сцены из жизни св. На картине мы видим в светлой утренней тишине – длинный мыс, ниспадающий в море. Клод Моне «Впечатление. Но поскольку автор художественного произведения действительность изображает субъективно, т. е.
Эта роспись в настоящем своем виде представляющая руину была выполнена между (1495-1497). Фредерик McCubbin «Письмо» (1884)По-другому эту школу называют австралийским импрессионизмом. Он хорош и в изображении приморского берега и катящихся на него волн при облачном небе. также господствовало влияние Курбэ Шарль de Гру (de Groux) изображал сцены болезни, смерти и бедности, мансард и подвалов Луи Дюбуа — может быть, наиболее сильный из бельгийских реалистов.
Курбе, Гюстав (1819-1877)Французский художник и график, основоположник реализма. Учился недолгое время в Орнане и Безансоне, потом в Париже в студии Сюиса, но главной школой Курбе стал Лувр, где он копировал творения старых мастеров, в первую очередь Караваджо и Веласкеса. На полотнах изображены обособленными не только люди, но также и дома с улицами. Живопись). Также художники прибегали к более контрастным формам выражения образов.
В этом образе нежность и любовь матери сочетаются с чувством долга перед человечеством. Реализм (от позднелат.
Являясь творческим приемом, он выполняет задачу по непрерывному развитию наиболее ценных человеческих способностей, благодаря которым становится возможной победа над природными силами ради здоровья и долголетия человечества и великого счастья на планете. Показан безмятежный сельский пейзаж, пасется корова, весело кружатся стрижи. Адольф Нордлинг — изобразитель интимной жизни морских волн. Искусственно противопоставляя Иуду всему собранию как изгоя и злодея. Участники этого движения писали на пленэре в импрессионистской манере.
Данное полотно описывало войну Греции за независимость. Венецианова, пейзажам С. Ф. Существует два основных типа сюрреалистического искусства—Фантезийный (художникамэтого направленияможно отнести Сальвадора Дали, Рене Магритта) и автоматизма (Хуан Миро). В 13 лет его отдали на выучку к иконописцу.
Милле был уже убежденный реалист, но более мягкий, чем Курбэ. Представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма Возрождения с наибольшей полнотой воплотил в своем творчестве Рафаэль Санти (1483-1520), младший современник Леонардо, проживший короткую, но чрезвычайно насыщенную жизнь. В таком духе писали Гольман Гунт, Миллес (Джон Эверет Millais) верующие не находили в их произведениях ничего священного. Некоторые шведские художники работали в чужих краях, как, напр., Гуго Биргер — настоящий виртуоз (Завтрак в Гранаде), умерший в молодости. Впервые термин «реализм» был употреблен французским литературным критиком Жюлем Жанфлери, который в своей книге «Реализм» (1857) трактовал это понятие как искусство, созданное для противостояния таким течениям как романтизм и академизм. В середине XIX столетия романтизм был оттеснен с передовых рубежей французской художественной культуры (а также и литературы) мощным реалистическим движением. Иными словами, гиперреалисты создают так называемую «ложную реальность» или «убедительную иллюзию».
Группа выпускников Академии, возглавляемая И. Н. Леонардо смело меняет эту традицию. В образе маленького Христа Рафаэль сквозь младенческую хрупкость раскрывает черты героического.
В процессе исторического развития всего искусства в целом реализм приобрел конкретные формы и методы, вследствие чего выделяют три его стадии: просветительский (Эпоха Просвещения, конец 18 века), критический (19 век) и социалистический реализм (начало 20-го века). Влияние французских пейзажистов на бельгийских началось уже в тридцатых годах, но бельгийцы сначала поклонялись величественным мотивам иностранной природы только в пятидесятых годах Киндерманс первый вернулся к изображению простой отечественной природы, Фурмуа напомнил Гоббему, Теодор Барон — писал зимы и меланхолическую осень, Клайс — спокойное море, Лэманс — лунные ночи, Ферстретер, Куртенс — все это реалисты и колористы. В таком духе писали Гольман Гунт, Миллес (Джон Эверет Millais) верующие не находили в их произведениях ничего священного.
Иванова (В дороге. Милле был уже убежденный реалист, но более мягкий, чем Курбэ.
В последние годы он писал в основном пейзажи, создавая обобщенный величественный образ природы «Хижина в горах», 1873). Шишкина) (Приложение 2),, героические страницы национальной истории (творчество В. И. На этой выставке находилась картина Клода Моне «Впечатление. Художник изобразил революционера, возвратившегося в родной дом из ссылки. Касаткина и др.
Также к выдающимся писателям-реалистам XIX века относятся французы Гюстав Флобер («Мадам Бовари»), Ги де Мопассан («Милый друг», «Сильна как смерть»), Оноре де Бальзак (серия романов «Человеческая комедия»), англичанин Чарльз Диккенс («Оливер Твист», «Дэвид Копперфильд»), американцы Уильям Фолкнер и Марк Твен. Кипренского и В. А. значительно возрастает роль портрета и пейзажа, а позже – исторической живописи. Но изображенный праздник весны и любви овеян нежной грустью и беспокойством.
Но согласитесь, что если несколько человек видят одну и ту же картину или ситуацию, то опишут (или нарисуют) они её по-разному. Пейзаж).
Мы ответим на этот вопрос положительно: конечно, является. Термин «реализм» принадлежит французскому литературному критику Ж. Шанфлёри, он первым употребил его в 50-х годах XIX в. для обозначения искусства, противостоящего романтизму и академизму). Коровина (На миру, 1893, ТГ), С. В. В XV-XVI веках создается передовое реалистическое искусство. В 20 – е годы XVI в. в творчестве Дюрера стали сильнее ощутимы веяния грозной эпохи крестьянских войн и реформации.
Норвежский художник Вереншильд (Verenskiold) иллюстрируя саги и сказки, выработал особый стиль рисунка, соответствующий духу сказочных событий, а немецкий художник Швинд писал целые картины, приспособляя и рисунок и колорит ко впечатлениям от легенд, которые этими картинами он хотел передать. Норвежский художник Вереншильд (Verenskiold) иллюстрируя саги и сказки, выработал особый стиль рисунка, соответствующий духу сказочных событий, а немецкий художник Швинд писал целые картины, приспособляя и рисунок и колорит ко впечатлениям от легенд, которые этими картинами он хотел передать. Переход на службу к миланскому герцогу Моро оказался самым плодотворным. И художник преодолевает скептическое отношение к миру.
Таковы Оскар Бьорк (Моряки, Коровьи стойла), Карл Ларсон (декоративные стенные композиции — напр., жизнь женщины различных времён в Швеции), Рихард Берг, сын Эдварда Берга (Гипнотический сеанс) и, наконец, Андерс Цорн, блестящий художник разнообразного содержания, писавший испанских нищих, цыган, английских мисс, моряков, движение воды, лунный свет, сцену в омнибусе, бал и т. п. В Норвегии Карл Гансен колоритно писад сцены народно-бытовые он работал в Копенгагене, многие другие — почти постоянно вне отечества, но некоторые окончательно почерпнули силы лишь по возвращении в отечество. 1485 г. ) и "Рождение Венеры" (ок. Эмпиризм признаёт источником знания не разум, а чувственный опыт.
Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) было учреждено в 1870 г. Первая выставка открылась в 1871 г. Это событие имело свою предысторию. живопись и которые отличаются натурализмом в темах, весьма разнообразных по роду. Когда в 1610 году до художника дошли слухи, что папа Павел V хочет его помиловать, Караваджо хотел возвратиться в Рим, но по возвращении в Порто-Эрколе он умер (или был убит).
«realis» – действительный, вещественный) представляет собой направление в искусстве, возникло оно в конце 18 века, достигло пика своего расцвета в 19, продолжает развиваться в начале 20 века и существует до сих пор. В 1508 Рафаэль был приглашен работать в Рим, ко двору папы Юлия II. Такой синтез в полной мере был осуществлен уже в 1880-х гг. Боттичелли было имя золотых дел мастера, к которому он первоначально попал в учение. Термин «импрессионизм» имел вначале пренебрежительный оттенок – критик Луи Леруа написал фельетон «Выставка импрессионистов».
В Дании пейзажная живопись шла вообще также национальным путем: Кристен Кебке, Петр Христиан Сковгард (рощи, парки, с 1839 г. ), поэтический реалист Вильгельм Кинен, маринисты: Мельби, Эмануэль Ларсен, Сёренгсен — в особенности первый — отличаются большими достоинствами из молодых — Лохен, Торольф Педерсенс, Торвальд Нисс пейзажисты Иоахим и Нильс Сковгарды (сыновья Петера-Христиана Сковгарда), хотя и пишут натуралистические пейзажи, но переходят в декоративно-стилистическое направление, по определению историка искусств Мутера. Это хорошо прослеживается на картине под названием «Вечер в Кейпкоде», на которой двое отдыхают совсем рядом, но при этом не чувствуется их единства, каждый сам по себе. Мягче, но тоже правдив Христиан Скредзвиг (На лодке в летнюю северную ночь, Праздничный вечер, Крестьянин с кошкой). Он любил называть себя «посредственным тружеником» и ежедневным каторжным трудом отрабатывал свое громкое имя.
Это придает необычайную легкость ее поступи. Кристоф Бишоп изображал сельские сцены играющих детей интимную домашнюю жизнь. Брейгель не мог оставаться равнодушным свидетелем происходящего. Во всяком случае бытовая живопись (жанр) — родоначальница Р. Бытовая живопись, как она и прежде понималась, возродилась и даже зацвела в Голландии в XVII стол. Очень симпатичны сельские виды и зимы Ридберга. В основе его – вера в силы и возможности человека, жадный интерес к земной жизни.
«Реализм Курбье» сразу же вызвал острую реакцию общества и критиков, которые утверждали, что тот, «прикрываясь реализмом, клевещет на натуру», называли его ремесленником в живописи, делали на него пародии в театре и всячески очерняли. (см. Такие как: «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883). Рафаэль получает заказ на роспись парадных комнат Ватиканского дворца (с 1509 по 1517 г. ).
Этот круг одинокого фанатизма экспрессивно очерчен светотеневыми контрастами и (в особенности в «Не ждали») Самое значительное произведение на революционную тематику. Ведущим жанром творчества Курбе стала тематическая картина, героями которой предстают люди из народа и современники художника («Мастерская художника», «Здравствуйте, господин Курбе», 1854-55). Курбе провозгласил своей целью создание «нового искусства» в противовес помпезной академической живописи Второй империи.
Серы, но гармоничны марины Ганстева в норвежских фиордах. Новый период шведского искусства начался после 1879 г., когда Гуго Сальмсон пошёл по следам Бастиена Лепажа и овладел новой французской техникой с ним сходен Август Гагборг (Сцены на морском берегу, Работы полевые).
Крог — резкий, но правдивый реалист. Интерес к творчеству барбизонцев проявляли знаменитый русские пейзажисты Ф. Васильев, И. Левитан, А. Саврасов. 29 мая 1606 после спора был убит человек и обвинен в этом Караваджо. Роспись воспринимается как воплощение мечты о светлом будущем.
Его знаменитые романы «Красное и черное», «Красное и белое» показали читателям, что описание обычных сцены жизни и повседневных человеческих переживаний и эмоций возможно выполнить с величайшим мастерством и возвести это в ранг искусства. для монастыря св. РМ) (Приложение 1), богатство и величие родной природы (произведения А. К.
В картинах «Отказ от исповеди» (1879-85), «Не ждали» (1884), «Арест пропагандиста», 1880-92 тема эта воплощена с невиданной масштабностью и смелостью. В Бельгии в 1850—70 гг. В Бельгии в 1850—70 гг. В России в первой половине XIX в. тенденции реализма присущи портретам К. П.
Мадокс Броун не только переносился в прошедшие времена, но изображал и современную жизнь. В "Афинской школе" прославление разума, античной науки и философии. ". Вот почему великие реалисты XVII века так высоко чтили его.
Лауриц Ринг отдался изображению крестьянских сцен Анна Анкер (Погребальный обряд), Михаэль Анкер (Рыбаки на берегу) сильный реалист в изображении жизни датских моряков. Инквизиция свирепствовала в Нидерландах. Почти одновременно — Скарбина, ученик французских художников, как реалист и колоритный виртуоз кисти выступил с картинами разнообразного содержания (рынки, мастерские, женские фигуры, писанный с французскими шиком), Ганс Герман, Лепсиус — все реалисты нового направления. Репина, 1870-1873. Естественное восприятие действительности и точная передача ее на холсте окончательно воплотились на холстах спустя лишь несколько эпох, на рубеже XIX-XX веков под логичным термином «Реализм».
В 1863 г. в Петербургской Академии художеств произошел так называемый бунт 14-ти. Для этого они избегали симметричных изображений. Чернышевского Что делать. — В Англии натурализм проявлялся независимо от французского и совсем в особой форме. Если в литературе слово натурализм получило значение как выражение низкого Р., то в живописи различие между Р. и натурализмом не в такой степени определенно, один из критиков Курбэ (Кастаньяри) признавал законность нового направления и называл его натурализмом, тем более, что новосоставленное тогда слово Р. казалось многим — не в духе французского языка. Его целью является реальное и объективное воспроизведение предметов и объектов окружающего мира, с сохранением их типичных черт и особенностей.
Очень симпатичны сельские виды и зимы Ридберга. Хотя он писал и религиозные картины, но вся его художественная деятельность была энергическим протестом против господствовавшего направления, слишком удалившегося от действительности не только по сюжетам, но и по выполнению их. Складывалось новое мировоззрение, свободное от духовного гнета церкви. Он выполнил множество набросков, в которых изучал позы и жесты отдельных фигур. Его художественный язык достаточно богат, чтобы не прибегать к чисто внешним эффектам.
Федотова повествуют о жизни маленького человека в условиях крепостнической России. В Дании пейзажная живопись шла вообще также национальным путём: Кристен Кебке, Петр Христиан Сковгард (рощи, парки, с 1839 г. ), поэтический реалист Вильгельм Кинен, маринисты: Мельби, Эмануэль Ларсен, Сёренгсен — в особенности первый — отличаются большими достоинствами из молодых — Лохен, Торольф Педерсенс, Торвальд Нисс пейзажисты Иоахим и Нильс Сковгарды (сыновья Петера-Христиана Сковгарда), хотя и пишут натуралистические пейзажи, но переходят в декоративно-стилистическое направление, по определению историка искусств Мутера. Серы, но гармоничны марины Ганстева в норвежских фиордах.
Лейбль в Германии. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Однако Репин не имеет соперников в изображении толпы, шествия. Итак, получается, что художник-реалист изображает действительность такой, какой он её видит.
Отсюда и название реализма XIX века «критический», потому, что он критиковал в первую очередь антигуманную сущность жестокого эксплуататорского строя, показывал вопиющую нищету и страдания обиженного простого народа, несправедливость и вседозволенность власти имущих. Щедрина. Однако и прежнее время — напр.
Вообще шведские пейзажисты немного космополиты и почти все изучали искусство за границей, Эдвард Берг, замечательнейший из них, хотя и работал в Германии, Франции и у Калама в Швейцарии, но по возвращении в отечество начал с 1857 г. разрабатывать пейзаж шведской природы — сосновые леса, березовые рощи, тихие воды, не чуждаясь грандиозной стороны своей родины (водопады), но не прибегая к блестящим внешним световым эффектам. Курбе и Ж. Б.
XIX в. и быстро получил распространение в различных искусствах и странах. Из века в век художники совершенствовали свои навыки. Но прежде чем в 1873 году художник уедет из России, он испытает свой первый настоящий успех, связанный с появлением на выставке в марте 1873 года картины «Бурлаки на Волге». Известный П. Ж. Прудон (Proudhon), посвятивший на истолкование значения Курбэ половину своей книги Искусство (на русском — перевод Курочкина), считает Курбэ идеалистом в Р. С другой стороны, по технике Курбэ не удовлетворяет всем новейшим требованиям, так как она после него сделала (Мане, 1832—83) успехи в изображении предметов природы, освещённых на открытом воздухе (пленеризм, от франц. После того как несколько картин, особенно много значащих для автора, было отвергнуты как экспонаты Всемирной выставки в Париже, в 1855 году он открыл собственный «Павильон Реализма».
Левицкий, Кипренский и Тропинин — оставило замечательные образцы реальной колоритности. Систо в Пьяченце.
Его Работы (1835) — реальные картины, напоминающие Курбэ: сильные, могучие люди без всяких прикрас. Веласкес, писавший святых, портреты (весьма реально) изображал также картежников и гуляк из простонародья. Отталкивающий облик иуды раскрывает идею предательства острее и глубже. Милле во Франции, А. фон Менцель в Германии и др. ) исторической (Э. Его расцвет был связан с широким демократическим подъемом 1840-х годов, разрешившимся революцией 1848 года.
Более подробно мы рассказываем об импрессионизме в отдельной статье. Крог — резкий, но правдивый реалист.
Над ней Репин вплотную работал три года, настойчиво отыскивая наиболее выразительную композицию и впечатляющий типаж. Во Франции в XVIII стол. Трагичные образы беззащитных крестьян, беспомощных перед лицом жестокой силы. В основном они изображали неприглядные стороны городской жизни.
Подлинным основоположником стиля "высокого Возрождения" был Леонардо да Винчи (1452-1519), гений, чье творчество знаменовало грандиозный качественный сдвиг в искусстве реализма. В Германии одним из первых представителей реального направления в живописи был Менцель, который писал толпы народа на площадях и в садах, работы на заводах (Новейшие циклопы, 1876), a также и коронования или церковные службы изображая, следовательно, все классы общества, но темы его не всегда немецкие, часто французские и итальянские. Левитана, И. И. Французские картины, написанные в духе реализма, зачастую принадлежали к пейзажному жанру, в них авторы пытались передать окружающую их природу, красоту французской провинции, сельские пейзажи, которые, по их мнению, как нельзя лучше демонстрировали «настоящую» Францию во всем её великолепии. Не обращая на них внимания, решительно следует по избранному пути всадник.
Выдающие скульпторы-реалисты 19 века: Константин Менье («Грузчик», «Индустрия», «Пудлинговощик», «Молотобоец») и Огюст Роден («Мыслитель», «Шагающий», «Граждане Кале»). Произведение Хоппера «Шахтерский город в Пенсильвании», которое описывает бритоголового человека, стоящего на фоне стены изображает свет неизвестного происхождения.
В его портретах выступали люди могучего духа, устремленные в будущее. Пейзаж). Годы творческой зрелости протекают в условиях нарастающей революционной ситуации.
В его облике – воля, разум, нравственная красота человека, верного долгу. Брюллова, О. А. Голландцы разрабатывали, кроме того, сюжеты неодушевленной природы, как то: цветы, плоды, битую дичь и т. п. (см. ) Снейдерс изображал на огромных полотнах рыбные и мясные лавки и картины его пользовались спросом и известностью. все роды живописи получили, наконец, отпечаток манерности с полным удалением от природы.
у французов Бастьена Лепажа (весьма смягченный Курбэ) и Рафаэлли изображающих, подобно Курбэ, обыденную и преимущественно рабочую жизнь. Вигго Иогансен — отличный изобразитель интимной домашней жизни прекрасно владеет новейшими колоритными приемами. Даже пары на картинах видятся зрителю бесконечно одинокими. Шарден, Ж. А.
Предпосылки для развития искусства Возрождения раньше всего складываются во Флоренции. Наступивший в двадцатых гг. Тропинина, картинам на темы крестьянского быта А. Г. Веласкес, писавший святых, портреты (весьма реально) изображал также картёжников и гуляк из простонародья.
Написанные в одно время и представленные на парижском Салоне 1850-51 г. картины Курбе «Похороны в Орнане», «Дробильщики камня», «Послеобеденный отдых в Орнане», заявили о нем как о ярком мастере реалистической школы. Испуганно смотрит на незнакомого мужчину девочка (когда его забрали, она была слишком мала и потому забыла своего отца) изумлением полны глаза жены, сидящей у рояля. Образы их индивидуальны.
Однако он, так же, как ребенок, не сразу научился писать шедевры. Реалистические тенденции в искусстве XX в. характеризуются поисками новых связей с действительностью, новых образных решений и средств художественной выразительности, о чём свидетельствует искусство таких различных мастеров, как Ф. Мазерель в Бельгии, Д. Ривера и Д. Сикейрос в Мексике, Р. Кент, А. Рефрежье в США, А. Фужерон и Б. Таслицкий во Франции, Р. Гуттузо, Дж. Характерная черта этого направления — постановка и отражение в художественном творчестве острых социальных проблем, осознанное стремление произносить «приговор» явлениям общественной жизни. Швед Карл Вальбом писал крестьян на манер Тенирса и Август Линдгольм изображал сцены наподобие старых нидерландцев Метсю и Герарда Доу, но первым новейшим колористом был Иоганн Фредрик Гуккерт (Hoeckert): в 1856 г. он написал Церковную службу в Лапландии за этим следовала Внутренность лапландской хижины.
Реалистические тенденции под влиянием меняющихся общественно-исторических условий и самой психики современного человека нередко уступают место периодам декаданса, отчужденному от жизни формализму или возврату к прошлому в виде вульгарного эпигонства, представленного, например, «искусством» фашистского третьего рейха или номенклатурным «искусством» сталинизма. Рубенс даже не искал красоты изображая только крепкие, здоровые тела. И. Е. Однако и прежнее время — напр. Рубенс даже не искал красоты изображая только крепкие, здоровые тела.
Реализм основан на видимом сходстве, подобии образа и действительности, но реалистическое творчество — это не мелочно-протокольное, бездумное копирование натуры, а сознательный отбор основных, определяющих черт изображаемого, проникновение в его сущность, значительность и глубина идей, образов. А у романтиков пейзаж был приукрашен. Некоторые шведские художники работали в чужих краях, как, напр., Гуго Биргер — настоящий виртуоз (Завтрак в Гранаде), умерший в молодости. Движение основано художниками Артуром Стритоном и Вальтером Холке.
Реализм художника вызвал резкое неприятие со стороны официальных кругов, т. к. Создал трактат "Четыре книги о пропорциях человека 1528 г. ". Петер Крейер (Kryer) открывает с 1871 г. движение датских реалистов новейшего пошиба (Рыбаки вытягивают сети на Скагене) его Комитет французской выставки замечателен жизненностью фигур и превосходным сложным освещением. Одновременно с этим направлением существует и другое, как раз противоположное.
Крамского, 1872, ТГ Что есть истина. Если в литературе слово натурализм получило значение как выражение низкого Р., то в живописи различие между Р. и натурализмом не в такой степени определённо, один из критиков Курбэ (Кастаньяри) признавал законность нового направления и называл его натурализмом, тем более, что новосоставленное тогда слово Р. казалось многим — не в духе французского языка. Содержание социальных кризисов определяет искусство Дюрера. plein air) импрессионизм также внёс свою долю в технику живописи, настаивая на обобщении тонов и уменьшении подробностей. Леопольд Калькрейт — сильный реалист изображающий поселян, рыбаков и другой рабочий люд.
Это произведение носило название «Смерть Сарданапала». Особая сила их искусства — в широких социальных обобщениях на основе правдивого изображения явлений жизни. Кристоф Бишоп изображал сельские сцены играющих детей интимную домашнюю жизнь. Одновременно с этим направлением существует и другое, как раз противоположное. Удачи не сделали его небожителем, а неудачи не озлобляли. Восход солнца» (1872).
(см. Словом Р. французские критики назвали направление в живописи, которое избрал Курбэ (1819—1877) в противодействие не только идеалистическому направлению, но и всякому другому избиравшему сюжеты для картин не из окружающего современного общества и притом почти исключительно — рабочего, трудового класса. Суриковым, творчество которых представляет собой вершины передвижнического реализма. Падала художественная культура, падала изобразительная грамота. Переходя к скандинавским народам можно убедиться, что и до них дошли перемены в направлении искусства, как по содержанию, так и в технике. Господствующий капиталистический строй был враждебно настроен к тем видам искусства, которые были непосредственно связаны с общественной жизнью коллектива (общественные здания, ансамбли широкого гражданского значения), реализм как направление в искусстве в полной мере смог развернуться в изобразительном искусстве и частично в скульптуре.
е. конкретизации как национальных исторических, социальных примет, так и физических интеллектуальных и духовных особенностей) предпочтение в способах изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска) преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно — к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания). Мадокс Броун не только переносился в прошедшие времена, но изображал и современную жизнь. Из них последний — писатель и художник, вынесший идеи натурализма из Парижа, где он был в 1880 г. Бедная и некрасивая швея, работающая до утреннего света, врач и бедная озябшая женщина, дележ хлеба между бедными (Борьба за существование) — это один ряд картин Кроге. Он хорош и в изображении приморского берега и катящихся на него волн при облачном небе. Реализм (от лат.
Кюрбе создавал портреты своего времени, на которых была изображена простая сельская жизнь. можно прибавить Сурбарана, Рубенса, ван-Дейка, реалистов по исполнению. Основными тематиками художников, писавших свои полотна в стиле реализма, были жанровые сцены городской и сельской жизни простых людей (крестьян, рабочих), сценки уличных событий и происшествий, портреты завсегдатаев уличных кафе, ресторанов и ночных клубов. Но о чем бы Репин не писал, к какому бы жанру не обращался, поражает его художнический дар ощутить главную идею эпохи, умение увидеть отражение этой идеи в частных судьбах и характерах людей. Крамского: Кочегар и Курсистка Н. А.
.