В России реализм в живописи второй половины 19-го века неразрывно связан с развитием демократических общественных идей. Реализм в живописи России во второй половине ХХ века прочно связан с развитием общественных демократических идей. Реализм стал одним из основных направлений живописи в России, США, стран Западной Европы.
Но согласитесь, что если несколько человек видят одну и ту же картину или ситуацию, то опишут (или нарисуют) они её по-разному. Как и они, он высветлил палитру изгнав темные, землистые краски. Курбе провозгласил своей целью создание «нового искусства» в противовес помпезной академической живописи Второй империи. Третий великий роман великого писателя – Воскресение (1889–1899 г. ), названный Р. Ролланом одной из прекраснейших поэм о человеческом сострадании. Худой и высокий, с окладистой бородой и тихим голосом, он больше походил на святого, чем на купца. Тем не менее удивительно живы в его произведениях образы русских людей.
реализма. Римского-Корсакова ("Псковитянка", 1869-1873 "Царская невеста"), П. И.
Федотова повествуют о жизни маленького человека в условиях крепостнической России. Причудливая форма искусства берет корни в Париже. Более точное понятие было сформулировано Горьким в 1934-м году на съезде писателей. Левитана, И. И., 1890, ТГ и картины евангельского цикла Н. Н. 1862). он работает также в живописи и акварели, но для его ранних живописных работ («Гравер», 1830-1834 автопортрет, 1830-1831) характерно отсутствие выработанной манеры порой их бывает трудно отличить от произведений других художников.
Просветительская роль «Мира искусства» чрезвычайно велика и многогранна. Позднее наблюдается оттачивание стиля, разработка определенных тем. Но впоследствии замысел изменился и образы приобретают явно портретные черты. Со временем Курбе понимает, что ему нужно искать новый художественный метод.
Его знаменитые романы «Красное и черное», «Красное и белое» показали читателям, что описание обычных сцены жизни и повседневных человеческих переживаний и эмоций возможно выполнить с величайшим мастерством и возвести это в ранг искусства.
В ней Глинка сумел ". Особая линия в искусстве передвижников — творчество Н. Н. Ге и И. Н. Общая установка мирискусников (Сомов, Головин, Бакст, Добужинский, Грабарь и др. ) – вселить в окружающем обществе любовь к самому существу искусства. Нравственные искания, любовь, быт помещичьей усадьбы открываются читателю в романе Дворянское гнездо (1858. ).
Диаз «Старая мельница около Барбизона»В чём же отличие пейзажей последователей Барбизонской школы от пейзажей художников других направлений. Глинка поселился в Петербурге. Мане, К. Моне, К. Писарро).
В таком духе выполнена картина «Ноша» имеющая несколько вариантов. Не случайна инвалидность героев, насылаемая природой (Как закалялась сталь). Архипова, Н. А.
Вскоре после премьеры Глинка был назначен руководителем Придворной певческой капеллы. Тематические и исторические картины трудно четко отделить от жанровых. Перед нами тотальная власть человека над слабостью своего тела. Его подлинными творческими вершинами стали блестяще сыгранные роли Фамусова в комедии А. С. Так, произведения, направляемые в Салон (среди которым «Агарь в пустыне», 1845 «Гомер и пастушки», 1845), говорят о том, что художник не только обращается к античным сюжетам, но и сохраняет композицию классического пейзажа, что тем не менее не мешает зрителю узнать в изображенной местности черты французского ландшафта.
С самого детства юный Милле был окружен атмосферой трудолюбия и благочестия. Непревзойденным мастером психологического романа был Федор Михайлович Достоевский (1821–1881). Практически все люди, реально проживающие в одном из домов на улице Транснонен (в том числе дети и старики), были убиты за то, что кто-то из рабочих осмелился выстрелить в полицейского. В начале 90-х гг. В середине XIX столетия романтизм был оттеснен с передовых рубежей французской художественной культуры (а также и литературы) мощным реалистическим движением. Иванова (В дороге. Художник запечатлел самый трагический момент.
В этом отношении характерны такие произведения, как «Колокольня в Аржантёе», где нежная зелень окружающей природы и влажность воздуха очень тонко, но в то же время с большой достоверностью передают прелесть весны, «Воз сена», в котором ощутим радостный трепет жизни. Одним из самых замечательных писателей середины века был Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883). Так, в полотно «Дробильщики камней» (1849-1850) социальный смысл был заложен живописцем сознательно. Художник рисует множество антимилитаристских сатир («Мир проглатывает шпагу» и др. ).
Вяземским, В. Ф. Такой принцип позднее найдет свое выражение в работах художников-импрессионистов. Грибоедова "Горе от ума", Городничего в "Ревизоре" Н. В. В связи с этим развивалось такое направление как анография на принципиально новом уровне (пришло это со средневековой Руси). Уцелела лишь одна ветка, но и та не сдается и продолжает сопротивляться буре. Крамского, 1872, ТГ Что есть истина. Первые его работы, созданные для продажи, были выполнены в манере А. Ватто и Ф. Буше, называемой maniere fleurie, что означает «цветистая манера».
Он сам говорил о том, что слышит голоса деревьев и понимает их. Поленов. Подобные произведения во многом повлияли на принятие «сентябрьских законов» (вступивших в силу в конце 1834 г. ), направленных против органов печати. Наконец имеет свою выставочную организацию — ТПХВ. Гармонической ясностью, преклонением перед красотой реальной действительности пронизаны их картины.
В 1892 г. она была передана в дар Москве. Домье откликается на него созданием образа Робера Макэра — афериста и проходимца, то умирающего, то воскресающего вновь (серия «Карикатюрана», 1836-1838). Мотив трансформации мира в соцреализме становится более главным. Пушкин. Он, – по словам А. И. Позже (1870 год) реализм распадается на две ветви: натурализм и импрессионизм. Она стала подлинным искусством, проникнутым пафосом освободительной борьбы народа. Чернышевского Что делать.
Гончаров утверждает: ". Характерно, что уже в этой работе просматриваются особенности поздних живописных произведений Домье, в которых также единичное событие обобщается, придавая тем самым композиции монументальную выразительность в сочетании со «случайностью» выхваченного жизненного момента. "Жизнь за царя" – первая классическая национальная русская опера.
Примечательна еще одна известная литография Домье, выполненная в 1871 г., где на фоне грозного и пасмурного неба чернеет изуродованный ствол мощного когда-то дерева. Коровина (На миру, 1893, ТГ), С. В. Крамского: Кочегар и Курсистка Н. А. На первом полотне изображены революционные события и участвующие в них люди. Жуковским и хорошо известной "Думой" К. Ф. На середину столетия приходится начало литературной деятельности величайшего русского писателя, мыслителя и общественного деятеля графа Льва Николаевича Толстого (1828–1910).
Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) было учреждено в 1870. Золотой плес», «Вечерний звон», «Тихая обитель». значительно возрастает роль портрета и пейзажа, а позже – исторической живописи. Поленов. При этом в большинстве случаев художник пишет на темном фоне: сначала кладет темные краски, постепенно переходит к светлым и доводит их до самого яркого блика.
Создавая автопортреты, Курбе несколько романтизирует свой облик («Раненый», 1844 «Счастливые влюбленные», 1844-1845 «Человек с трубкой», 1846). Соцреализм исходит из статичности, то есть из предзаданности истины. Прекрасные портреты писали также И. Е. Оно же породило Смуту и новые бедствия государственного масштаба и значения.
Этот круг одинокого фанатизма экспрессивно очерчен светотеневыми контрастами и (в особенности в «Не ждали») Самое значительное произведение на революционную тематику. А на лице мальчика – радостная улыбка, говорящая о том, что ребенок догадался, кто стоит перед ним. Щедрина.
Для стиля реализм характерны правдивое, объективное изображение действительности со всеми её противоречиями. Примерно в это же время Домье пишет картины, посвященные беженцам и эмигрантам, но эти образы встречаются в его творчестве не так уж часто.
Следующий роман Л. Н. Толстого – Анна Каренина (1874–1876 г. ). Данное обстоятельство показалось современной живописцу публике неслыханной дерзостью. В живописи 19 века произошла смена направлений. Таковы картины С. А. Вторая половина XIX в. оказалась чрезвычайно богатой на таланты.
Романы соцреализма дают примеры того, как воплощается возможность упорядочить благородную стихию душевности. Домье вместе с художником Травьесом создает серию литографий под названием «Французские типы» (1835-1836). Многочисленные этюды, привезенные из путешествия, он использовал для картины «Бурлаки на Волге» (1872).
Эстетические воззрения передвижников сформировались в предшествующее десятилетие в обстановке общественной полемики о путях дальнейшего развития России, порожденной неудовлетворенностью реформами 1860-х г. Представление о задачах искусства будущих передвижников формировалось под влиянием эстетики Н. Г. Чернышевского, провозгласившего достойным предметом искусства обще-интересное в жизни, понималось художниками новой школы как требование остросовременных и злободневных тем. По словам самого Л. Н. Толстого, главной мыслью в романе была мысль народная. Он любил называть себя «посредственным тружеником» и ежедневным каторжным трудом отрабатывал свое громкое имя. Чайковского. Любимым же эффектом Домье является контражур, при котором на светлом фоне затемняется первый план («Перед купанием», ок. Родился в Париже в 1796 г. Был учеником А. Мишаллона и Ж. В. Бертена — художников-академистов. Тень от обеих фигур сливается в единое пятно. Донести силой художественного слова до образованного, живущего в достатке читателя всю глубину народной нищеты и горя, показать величие простого крестьянина – таков был смысл поэзии Н. А. Некрасова (поэма Кому на Руси жить хорошо, 1866–1876 г. ) Свою поэтическую деятельность поэт понимал как гражданский долг служения своей стране.
Там же были написаны умиротворенные вечерние пейзажи: «Вечер на Волге», «Вечер. Чтобы добиться необходимого эффекта, цветовая гамма Коро станет тоньше, легче и начнет выстраиваться на варьировании одного и того же цвета. Перов (Островского, Даля, Достоевского, Странник).
Мастер не побоялся монотонности, его фигуры статичны. Человек для культуры соцреализма интересен лишь тогда, когда он творец. Однажды приехал он на Волгу писать солнце, воздух и речные просторы. В 1863 году было положено начало независимому от официальной опеки искусству («бунт 14»).
в Петербургской Академии художеств произошел так называемый бунт 14-ти. Гениальность Достоевского проявлялась в необыкновенной способности писателя открывать читателю потаенные иногда ужасающие, поистине мистические глубины человеческой натуры, показывая чудовищные душевные катастрофы в самой обыденной обстановке (Преступление и наказание, Братья Карамазовы, Бедные люди, Идиот). Он избежал этого. Неудивительно, что Наполеона III Домье ненавидит с той же силой, что и Луи Филиппа.
Браунерова и других). В других листах он обращается к теме буржуазной благотворительности («Современная филантропия», 1844-1846), продажности французского суда («Деятели правосудия», 1845-1849), напыщенного самодовольства обывателей (лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке», входящий в серию «Салон 1857 года»). Это сделано мастерски. Буржуа таковы.
Замысел был осуществлён. главной чертой реализма была действительность. Родоначальник русского реализма – художник Павел Федотов, его знаменитые картины «Сватовство майора», «Свежий кавалер», в своих работах он разоблачат порочнее нравы общества и высказывает свое сочувствие бедным и угнетенным людям. Мусоргского ("Борис Годунов", 1874 "Хованщина", 1880), Н. А. Посещая вечера у поэта В. А. Как и они, он предпочитал работать не в мастерской, а на воздухе (на пленэре, как говорят художники).
Репин создал целую галерею портретов. Либретто написал барон Г. Розен, личный секретарь наследника престола. В первые десятилетия XX века создаются углубленный в духовное состояние человека памятник Н. В. Гоголю в Москве (1904-1909) Н. А. Андреева, жизненно психологические произведения Р. Ваутерса (статуя Домашние заботы, 1913, Антверпен, Королевский музей изящных искусств), статуи чешского скульптора Я. Штурсы, дающие непосредственно-чувственное истолкование обобщающих тем, работы испанских мастеров, запечатлевших народные типы – брутально-характерные (О.
Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837 гг. ) создал русский литературный язык, возвёл литературу в достоинство национального дела. Островского ("Гроза", 1859 "Лес", 1870). Классическая форма более ясная. Тема крестного хода – одна из популярнейших в русской живописи. Герои настолько близко придвинуты к раме, что видна лишь часть фигур. Недаром в одном из писем 1962 г. Милле отметил: ««Человек с мотыгой» принесет мне критику многих людей, которые не любят, когда их занимают делами не их круга, когда их беспокоят».
Удачи не сделали его небожителем, а неудачи не озлобляли. Касаткина и др. Критика находила, что Глинка начал новую эру в музыке. Щепкина.
Однако он, так же, как ребенок, не сразу научился писать шедевры. Иными словами, гиперреалисты создают так называемую «ложную реальность» или «убедительную иллюзию». Конфликт поколений, разворачивающийся на фоне столкновения между переживающим кризис дворянским сословием и новой генерацией разночинцев (воплощенной в образе Базарова), сделавших знаменем идейного самоутверждения отрицание (нигилизм), показан в романе Отцы и дети (1862. ).
Гоголя. Выход их вызвал большой общественный резонанс. Успех пришел к художнику в начале 1840-х благодаря портретным работам («Автопортрет», 1841 «Мадемуазель Оно», 1841 «Арман Оно», 1843 «Делез», 1845). Он не ставит своей задачей изображение социальных проблем или сатиру. Работа растянулась на месяц и Веруша сердилась, что Антон (так по-домашнему звали Серова) заставляет ее часами сидеть в столовой. Утопическая схема долженствования начинает заполнять реальную жизнь.
Автор сразу выдвинулся в ряды самых известных мастеров. Господствующий капиталистический строй был враждебно настроен к тем видам искусства, которые были непосредственно связаны с общественной жизнью коллектива (общественные здания, ансамбли широкого гражданского значения), реализм как направление в искусстве в полной мере смог развернуться в изобразительном искусстве и частично в скульптуре. В тех краях он создал свои «дождливые» работы: «После дождя», «Хмурый день», «Над вечным покоем». Так, например, в пастели «Осень, отлет журавлей» (1865-1866) жест девушки-пастушки, наблюдающей за полетом журавлиной стаи, вот-вот должен измениться а если взглянуть на композицию «Гуси», выставленную в Салоне 1867 г., то кажется, что еще мгновение — и мерцающий свет переменится. Дуниковский), латышские (Т.
Сам Домье это прекрасно осознает и начинает работать в жанре карикатурного портрета, при этом он пользуется весьма своеобразным методом: сначала вылепливает портретные бюсты (в которых характерные черты доводятся до гротеска), которые потом будут его натурой при работе над литографией. В 1870 г. молодой художник совершил путешествие по Волге. Тропинина, картинам на темы крестьянского быта А. Г. Крамского, прибегающих к иносказательной форме евангельских сюжетов для выражения сложных вопросов современности (Христос в пустыне И. Н.
Илья Ефимович Репин (1844—1930) родился в городе Чугуев, в семье военного поселен-ца. Художник старается направить внимание зрителя на вылепленные светом лица. Прибыв в Париж, художник поступил в мастерскую к Деларошу. Домье понимает, что изучая искусство живописи самостоятельно, он не сможет продвинуться далеко и тогда (с 1822 г. ) начинает брать уроки рисования у Ленуара (администратора Королевского музея).
1834) прекрасно переданы солнечным свет, синева неба, прозрачность воздуха. Именно таким образом была создана литография «Законодательное чрево» (1834), на которой представлена следующая картинка: прямо перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, расположились министры и члены парламента Июльской монархии. Все персонажи изображены именно так, как они выглядели на самом деле. В Очерках гоголевского периода (в 1856 г. ) Чернышевский писал: Если живопись ныне находится вообще в довольно жалком положении, главною причиною того надобно считать отчуждение этого искусства от современных стремлений. Куинджи, И. И. Совет академии ответил отказом. Пушкин и Н. В.
Деятельными участниками передвижных выставок были В. Е. Искусство соцреализма – воплотительное в силу того, что оно должно сказку сделать былью.
Глинки были продолжены и развиты в творчестве композиторов "Могучей кучки" и П. И. То же и в живописи. 1852 «Любопытствующие у витрины», ок.
Кроме «Дробильщиков камней», художник выставил в Салоне полотна «Похороны в Орнане» (1849) и «Крестьяне, возвращающиеся с ярмарки» (1854). Возвратившись в Россию в 1834 году, М. И. Во второй половине XIX века особенных высот достигло русское оперное искусство. Первая выставка открылась в 1871. Передвижники показывают не только бедность, но и красоту народного быта (Приход колдуна на крестьянскую свадьбу В. М. Максимова, 1875, ТГ), не только страдание, но и стойкость перед лицом жизненных невзгод, мужество и силу характера (Бурлаки на Волге И. Е. Репина, 1870-1873.
Ге 1890-х гг. ). Домье пишет фигуры адвокатов, с театральными жестами выступающих перед публикой («Защитник», 1840-е) или самодовольно обсуждающих свои грязные махинации за пределами досягаемости чужого взгляда («Три адвоката»). Суриковым, творчество которых представляет собой вершины передвижнического реализма. Но солнца не было, по небу ползли бесконечные тучи и прекращались унылые дожди. Павел Михайлович Третьяков (1832—1898), представитель старинного московского купеческого рода, был необычным человеком.
Кипренского и В. А. Классическими образцами советской литературы стали темы больного страдающего тела. Движение основано художниками Артуром Стритоном и Вальтером Холке. По выражению П. И. Жанровая тема и портрет, создаваемые на основе живых наблюдений, конкретно-изобразительная трактовка натуры (а не обобщенно-пластическое ее претворение) объединяют творческие интересы обширной группы скульпторов разных стран. Иванова (В дороге.
Деятельность этих художников развивалась в русле того неоромантизма и эстетизма, который охватил в конце века всё европейское искусство, но русский вариант отличался многими своеобразными чертами: характерно его культуртрегерство, стремление распространить и открыть высокие достижения русского искусства ХVIII-XIХ веков для широкого зрителя не только в России, но и в Западной Европе. Смена, 1895, ТГ). Начиная с 1830 г. выступления мастеров сатирической графики, во главе с Домье и пейзажистов барбизонской школы, утверждают в искусстве задачу «полного отображения своего времени» (Бальзак).
Маковский, Н А. Ярошенко, В. Д. е. конкретизации как национальных исторических, социальных примет, так и физических интеллектуальных и духовных особенностей) предпочтение в способах изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска) преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно — к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания). То, что произошло дальше, в истории русского искусства назы-вают «бунтом четырнадцати»., – Артель художников, которую возглавил художник Иван Николаевич Крамской. Перед нами мирская аскеза. Необходимо было следовать лозунгам коммунистической идейности, партийности и народности. В романе объединен огромный и разнообразный материал, его идейный потенциал неизмерим.
Манцу в Италии, В. Димитров-Майстора, С. Венев в Болгарии и др. ). Но прежде чем в 1873 году художник уедет из России, он испытает свой первый настоящий успех, связанный с появлением на выставке в марте 1873 года картины «Бурлаки на Волге».
Эмпиризм признаёт источником знания не разум, а чувственный опыт. Таковы картины С. А. О. Кипренский: портреты В. Тропинин: «Кружевница» К. Брюллов: «Последний день Помпеи» А. Иванов: «Явление Христа народу» П. Федотов: «Сватовство майора», «Вдовушка» В. Перов: портреты Н. Те: «Тайная вечеря» И. Крамской: «Христос в пустыне» А. Саврасов: «Грачи прилетели» И. Левитан: «Тихая обитель», «Над вечным покоем» И. Репин: «Бурлаки на Волге», «Не ждали», В. Поленов: «Московский дворик» В. Суриков: «Утро стрелецкой казни», «Степан Разин» В. Васнецов: «Богатыри» В. Маковский: «На бульваре» И. Шишкин: «Сосновая роща» А. Куинджи: «Берёзовая роща» К. Врубель: «Демон сидящий» В. Серов: «Девочка с персиками», «Пётр Первый» М. Ярошенко: «Курсистка». В результате у него получались фигуры, отличающиеся предельной объемностью. Лошадь становится символом советской культуры вообще (с животными общаются герои Молодой гвардии). Однако даже в это предельно возвышенное настроение вплетается проза жизни, что подчеркивается безразличием лица мальчика-прислуги и причетников, но особенно обыденным, даже равнодушным, кажется лицо человека, поддерживающего крест.
Шишкина) (Приложение 2),, героические страницы национальной истории (творчество В. И. Справа отчетливо вырисовывается голова мертвого старика. Если рождается шторм, то это происходит в воспитательных целях. Глинки.
Работница внимательно смотрит на свое изделие, однако ее мысли витают где-то далеко. Вот таким образом свет и колорит в его пейзажах чаще всего носят условный характер.
Реалистические тенденции под влиянием меняющихся общественно-исторических условий и самой психики современного человека нередко уступают место периодам декаданса, отчужденному от жизни формализму или возврату к прошлому в виде вульгарного эпигонства, представленного, например, «искусством» фашистского третьего рейха или номенклатурным «искусством» сталинизма. Но живопись уже начинала приобщаться к современным стремлениям – раньше всего в Москве. Народное сознание должно быть оптимистично. Деятельными участниками передвижных выставок были В. Е.
Дело в том, что пейзажу придавали различное значение. Лесковым и А. П. С 1830-х гг. Под листом стоит характерная подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки». Утверждение реализма в русском искусстве второй половины XIX в. неразрывно граничит с подъёмом демократической общественной мысли. собрание дос-тигло уровня музея, поглотив почти все состояние собирателя.
Его тем или иным образом переживают основоположники новых национальных школ пластики в Исландии (Эйнар Йоунссон), Румынии (Д. Опера "Жизнь за царя" была написана в 1836 году. Г-н Курбе пишет буржуа». В изобразительном искусстве открываются новые пути художественного поиска, связанные с философским осмыслением жизни, выражением великой стихийной силы и самобытности русского народа, обращением к сказочно-былинному, ярко-праздничному пласту народной жизни (Рябушкин, Малявин, Врубель, Рерих, Кустодиев).
Творчество Пушкина – энциклопедия русской жизни, общества, народа. Недаром в пояснении к картине Курбе писал: «Так начинают и так кончают». Из века в век художники совершенствовали свои навыки. Щепкин вошёл как подлинный реформатор, теоретик и практик сценического искусства. Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) было учреждено в 1870 г. Первая выставка открылась в 1871 г. Это событие имело свою предысторию. Касаткину (картина Углекопы.
И. Сурикова, В. М. Васнецова, М. А. Врубеля, В. А. Серова). Грибоедова ("Горе от ума", 1822-1824), А. С. Получил дальнейшее развитие жанр психологического портрета.
Постепенно в 30-е годы происходит возрастание роли природы и природного начала. Тем самым в заглавии он подчеркнул, что центральная фигура или по его шутливому выражению первая персона, которая предала содержание эпохи, – царь Борис. Т. о. Недаром одни современные критики прозвали ее «прославлением безобразного», а другие, наоборот, старались оправдать автора, ведь «не вина художника, если материальные интересы, жизнь маленького города, провинциальная мелочность оставляют следы своих когтей на лицах, делают потухшими глаза, морщинистым лоб и бессмысленным выражение рта. Нужно заметить, что Курбе не сразу пришел к такой композиции. Мальчик был очень сообразительным и его одаренность заметил местный священник.
в кругах буржуазной публики отмечается подъем интереса к творчеству художника. народный напев возвысить до трагедии". Архипова, Н. А. Салтыковым-Щедриным, Н. С., 1890, ТГ и картины евангельского цикла Н. Н. В конце XIX —начале XX вв.
Естественное восприятие действительности и точная передача ее на холсте окончательно воплотились на холстах спустя лишь несколько эпох, на рубеже XIX-XX веков под логичным термином «Реализм». Все эти картины были так непохожи на произведения других участников выставки, что поразили современников Курбе. Женщина выглядит отрешенной от всех забот. Репин (Мусоргского, Толстого), В. Г.
Сам он говорит об этом так: «Я делаю в моих картинах то, что солнце делает в природе». Тургеневым, М. Е. Репина, 1870-1873.
(картина Расстрел С. В. Характеры героев его произведений противоречивы: мягкий, чистосердечный, совестливый, но пассивный, не способный встать с дивана Илья Ильич Обломов (Обломов, 1859. ) образованный, одаренный, романтически настроенный, но опять же по-обломовски бездеятельный и безвольный Борис Райский (Обрыв, 1869. ).
Среди них были такие известные деятели, как С. Ю. Витте, К. П. Победоносцев, П. П. Семенов Тян-Шанский. Показательно предисловие, написанное автором к каталогу этой своеобразной выставки. В 1863 г. в Петербургской Академии художеств произошел так называемый бунт 14-ти. Этот образ так увлек мастера, что он переносит его из литографии в скульптуру, где смелой трактовкой смог достичь большой выразительности.
Фредерик McCubbin «Письмо» (1884)По-другому эту школу называют австралийским импрессионизмом. Сюжет оперы, подсказанный поэтом В. А. Восход солнца» («Impression, soleil levant»). Смерть переселенца, 1889, ТГ), А. Е. В 1882 году начинается самый значительный, самый плодотворный период его творчества. Такой синтез в полной мере был осуществлен уже в 1880-х г. И. Е.
Именно А. Н. Помимо этого, он работает в портретном жанре (чаще всего моделью является он сам) и пишет полотна на религиозные и литературные сюжеты («Лот с дочерью», 1841). Крамского, 1872, ТГ Что есть истина. Ге 1890-х г. ).
Ведущую роль играет портретное искусство, для которого характерны высокая гражданственность, реализм и современные формы пластического выражения (Серов). Блай-и-Фабрега). Вместе с Грибоедовым, почти одновременно написавшим Горе от ума, Пушкин явился в своём Борисе Годунове основоположником русской реалистической драматургии.
Коровина (На миру, 1893, ТГ), С. В. А у романтиков пейзаж был приукрашен. В человеке над всем должен господствовать разум».
Как и они, он стремился запечатлеть мимолетность бытия, передать движения света и воздуха. Участники этого движения писали на пленэре в импрессионистской манере. Не удовлетворенные традициями академического искусства, лишенного живой конкретности и национального своеобразия, они стремились в Барбизон, где, внимательно исследуя все изменения, происходящие в природе, писали картины с изображением скромных уголков французской природы. Так, «Похороны в Орнане» представляют собой крупноформатное полотно, необычное по замыслу и значительное по художественному мастерству.
Репиным и В. И. Его рождение по праву может быть граничит с драматургической деятельностью А. С. Она произвела сильное впечатление на общественность. Обычный бытовой мотив у Домье приобретает почти героические черты. Глядя на известную картину Милле «Швея» (1853), зритель видит только самые необходимые атрибуты портнихи: ножницы игольницу и утюги. И действительно, его слова оказались пророческими.
Суриковым, творчество которых представляет собой вершины передвижнического реализма. Островского. Гоголя ("Ревизор", 1836), а становление с именем А. Н. Краска уверенно и энергично наносится с помощью шпахтеля. Такие как: «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883). Стасову и П. М. В русском портрете революционных лет эта действительность воплощается как напряженная, драматическая сила, сообщающая экспрессию таким произведениям, как автопортрет М. А. Врубеля (1904, Москва, ГТГ), Человек в очках (1905-1906, Москва, ГТГ) М. В. Добужинского.
Французские картины, написанные в духе реализма, зачастую принадлежали к пейзажному жанру, в них авторы пытались передать окружающую их природу, красоту французской провинции, сельские пейзажи, которые, по их мнению, как нельзя лучше демонстрировали «настоящую» Францию во всем её великолепии. После того как несколько картин, особенно много значащих для автора, было отвергнуты как экспонаты Всемирной выставки в Париже, в 1855 году он открыл собственный «Павильон Реализма». Он по справедливости должен называться Театр Островского".
«Реализм Курбье» сразу же вызвал острую реакцию общества и критиков, которые утверждали, что тот, «прикрываясь реализмом, клевещет на натуру», называли его ремесленником в живописи, делали на него пародии в театре и всячески очерняли. Он уже не мог удовлетворяться тем, что перестало отвечать его замыслам. Со временем рисунок Домье несколько трансформируется, штрих становится более выразительным. Реализма – как партийность.
От его характера и действий зависела историческое развитие. Испуганно смотрит на незнакомого мужчину девочка (когда его забрали, она была слишком мала и потому забыла своего отца) изумлением полны глаза жены, сидящей у рояля. Заключение. В 1863 г. молодые художники – участники академического конкурса подали прошение «о дозволении свободно выбирать сюжеты тем, которые сего пожелают, помимо заданной темы».
Русь (1898-1900, Ленинград, ГРМ), темпераментная, бурная Земля (1898, Варшава, Национальный музей) польского живописца Ф. Рушица, углубленные в мир природы картины чешского живописца А. Славичека У нас в Каменичках (1904, Прага, Национальная галерея), а также его праздничные по настроению виды Праги. Основными жанрами стали: бытовой жанр, пейзаж исторический и портретный. Ведущими принципами реализма 19 в. стали объективное отображение существенных сторон жизни, сочетающиеся с высотой и истинностью авторского идеала воспроизведение типичных характеров и ситуаций при полноте их художественной индивидуализации предпочтение в способах изображения «форм самой жизни» с преобладающим интересом к проблеме «личность и общество». На этой выставке находилась картина Клода Моне «Впечатление. Жуковского, он познакомился с Н. В.
Гоголь. Главной темой его произведений стало изображение жизненных тягот трудового народа. Четырнадцать учеников исторического класса не пожелали писать картины на предложенную тему из скандинавской мифологии – «Пир в Валгаале» и демонстративно подали прошение – о выходе из академии. Однако Курбе не останавливается на достигнутом. Пачуря), в дальнейшем отошедшие от этого опыта польские (К.
Мрачное настроение погребального обряда подчеркивают и суровые скалистые уступы. Для усиления впечатления мастер обобщает представляемые образы. Гоголем, П. А. Вы совершили всё, что подобало великому таланту. В произведениях, выставленных в следующем Салоне (1850-1851), его дерзость идет еще дальше. Художник нервничал, пока не втянулся в эту погоду и не обнаружил особую прелесть сиреневых красок русского ненастья.
Так, например, в 1840-х гг. Репиным и В. И. Наследие его огромно. Он опередил время.
С 1860-х гг. Третьякову. Это событие имело свою предысторию. Открытием темы, связанной с трудом и жизнью рабочего класса, русская живопись обязана Н. А. Так, раскрывая понятие «реализм», он прямо заявляет о своих целях: «Быть в состоянии передавать нравы идеи, внешний вид моей эпохи согласно моей оценке — одним словом, создать искусство живое — такова была моя цель».
Последняя, 48-я выставка ТПХВ состоялась в 1923. Имея резкую социальную направленность, он получил название критического. Толстой вплотную подошел к созданию исторического романа-эпопеи Война и мир (1863–1869 г. ) Собственный опыт участия в Крымской войне и обороне Севастополя позволил Толстому достоверно изобразить события героического 1812 года. Вот таким образом все фигуры даны при резком освещении (известно, что, работая над этой композицией, мастер ставил бюсты-модели под яркий свет лампы).
В историю отечественного театра М. С. Многие картины Репина, Сурикова, Левитана, Серова, «передвижников» попали в собрание Третьякова. В искусстве русских передвижников была заложена тенденция к повышенной экспрессии, к душевному гиперболизму их влекла «драма жизни», впечатления природы, дух истории. В одном из писем Островскому И. А.
И. Е. Так передовое Русское искусство освободилось от официальной опеки придворной Академии. Интерес к творчеству барбизонцев проявляли знаменитый русские пейзажисты Ф. Васильев, И. Левитан, А. Саврасов. Это и дало толчок к появлению и развитию американского реализма. К их мнению прислушивались.
Хотя на протяжении 1850-1860-х гг. Современник печатал рассказы один за другим. В России в первой половине XIX в. тенденции реализма присущи портретам К. П.
Подобный эффект можно увидеть в таких полотнах, как «Выход из школы» (ок. Художники-передвижники (Крамской, Перов, Репин, Суриков, Ге и др. ) обратились к бытовому жанру, как наиболее доступному широкому зрителю. В его уставе лишь говорилось, что члены Товарищества должны сами вести свои материальные дела, не завися в этом отношении ни от кого, а также сами устраивать выставки и вывозить их в разные города (передвигать по России), чтобы знакомить страну с русским искусством. Маковский, Н А. Ярошенко, В. Д. Абсолютно противоположное настроение наблюдается в программной композиции Милле «Человек с мотыгой», выставленной в Салоне 1863 г. То, что это произведение стоит особняком от всего, что уже было написано, осознавал и сам автор.
Чайковского ("Евгений Онегин", 1879 "Пиковая дама", 1890) на долгие годы определили классический репертуар мировой оперной сцены. Нужно сказать, что новая манера более подходила графическим циклам, где вводился рассказ, а само действие развертывалось либо в интерьере, либо в пейзаже. В основном они изображали неприглядные стороны городской жизни.
Важнейшим событием в русской культуре этого периода стало объединение группы художников во главе с А. Бенуа вокруг журнала «Мир искусства», организация ими выставок. Многому научился Репин также у Крамского. Малозаметен на картине, но очень тонко выписан Николай II.
Это знаменитые картины Репина, Сурикова, Перова, Левитана, Крамского, Васнецова, Поленова, Ге, Васильева, Куинджи и других выдающихся русских-художников-реалистов. Впервые термин «реализм» был употреблен французским литературным критиком Жюлем Жанфлери, который в своей книге «Реализм» (1857) трактовал это понятие как искусство, созданное для противостояния таким течениям как романтизм и академизм.
Сложность заключается в том, что сила воздействия художественного образа не зависит от степени сходства, подражания реальному объекту, то есть от натуралистичности изображения. Такой синтез в полной мере был осуществлен уже в 1880-х гг. Лучшие музыкальные традиции М. И. Например, в листе под названием «Это убило то» он дает зрителю понять, что избрание Наполеона III положило начало многим бедам.
Жанровые сцены П. А. Вообще такое противоречие было вполне в духе той эпохи. Как способ освобождения художника от потребителя выступает такая характеристика соц. Также живопись откликалась на запросы жизни и активно вторгалась в нее. Именно автопортрет был впервые выставлен им в Салоне («Автопортрет с черной собакой», 1844). Венецианова, пейзажам С. Ф.
Его ведущие принципы заключались в объективном отображении существенных сторон жизни, которые вместе с тем содержали в себе высоту и истинность авторских идеалов, в воспроизведении характерных ситуаций и типичных персонажей, при сохранении полноты их художественной индивидуальности. В обличительной манере исполнены и другие серии литографий: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839-1842), «Лучшие дни жизни» (1843-1846), «Пасторали» (1845-1846). К этому времени галерея Павла Михайловича Третьякова насчитывала около 2 тыс.
Динамика романов соцреализма состоит в становлении сознания. Одоевским и др. Первое представление оперы под управлением К. А.
Товарищество многим было обязано критику В. В. Крамского (Толстого, Третьякова, Салтыкова-Щедрина). Вскоре Курбе приходит к тональной живописи и моделировке объемов светом. Художник изобразил революционера, возвратившегося в родной дом из ссылки. Министр Гизо провозглашает лозунг «Обогащайтесь. ». Столь же высока сила воздействия и в произведениях, раскрывающих роль рабочих в борьбе с угнетателями: «Он нам больше не опасен», «Не вмешивайтесь», «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года».
Важную роль в искусстве Франции в период между революциями 1830 г. и 1848 г. сыграло реалистическое направление в пейзажной живописи — т. н. барбизонская школа. Вершиной русской поэзии II половины XIX в. было творчество Николая Алексеевича Некрасова (1821–1878). Клод Моне «Впечатление. Э. Залькалн, Г. Я. Шкилтер) скульпторы.
приезжали многие французские художники для изучения натуры. Он считал, что этим достигается разнообразие и живость линий. Роман соцреалистического направления в основном разворачивает события в маленьких городах. Расцвет деятельности ТПХВ — 1870-е начало 1890-х г. Выдвинутая передвижниками программа народности искусства выражалась в художественном освоении различных сторон народной жизни в изображении типических событий этой жизни, часто с критической тенденцией (Земство обедаете Г. Г. Мясоедова, 1872, ТГ Встреча иконы К. А. Савицкого, 1878, ТГ).
Следствием этого процесса явилось взаимодействие жанров — в бытовой картине усиливается роль пейзажа, развитие портрета обогащает бытовую живопись глубиной обрисовки характеров, на стыке портрета и бытовой картины возникает такое оригинальное явление, как социально-бытовой портрет (Полесовщик И. Н. Крамского: Кочегар и Курсистка Н. А. Ярошенко). В начале XX в. традиции реализма были особенно устойчивыми в России (творчество В. А. Серова, К. А. Коровина, С. В. Иванова, Н. А. Касаткина и др. ). Это название картины и стало в дальнейшем термином. Однако после посещения Италии (1825) его взгляды резко меняются и он начинает поиск иного подхода к действительности, что сказывается уже в ранних работах («Вид на Форум», 1826 «Вид Колизея», 1826).
Надпись на первой могильной плите гласит: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 г», на последнем — «Погибшие у Седана 1870 г». Создание «Товарищества передвижных художественных выставок» и артелей художников ставило целью приблизить искусство к народу, активно участвовать в мобилизации сил для его освобождения. Ярошенко). В каждом лице с убийственной точностью передано портретное сходство, при этом наиболее выразительна группа, где представлен Тьер, слушающий записку Гизо. Термин «импрессионизм» имел вначале пренебрежительный оттенок – критик Луи Леруа написал фельетон «Выставка импрессионистов». Образная живопись – В жанре образной живописи отчетливо прослеживаются реализм 19-го века, в период его расцвета.
Третьяков сделал свою галерею картин публичной. Первоначально предполагалось не вырисовывать каждое отдельное лицо — это видно из эскиза. Бородина ("Князь Игорь", 1890), М. П. Островским, Л. Н. Композитор назвал оперу "Жизнь за царя" и посвятил её государю Николаю Павловичу. С той поры Верхняя Волга заштатный городок Плес прочно вошли в его творчество.
В центре стоит народный генотип – он носитель здоровья. Первоначально это были преимущественно городские виды и композиции с архитектурными памятниками Италии, куда он вновь отправляется в 1834 г. Так, например, в пейзаже «Утро в Венеции» (ок. Драматургия II половины XIX в. была представлена пьесами А. Н. Островского (Свои люди – сочтемся, Доходное место, Женитьба Бальзаминова, Гроза и пр. ) и А. В. Сухово-Кобылина (трилогия Свадьба Кречинского, Дело, Смерть Тарелкина).
Отсюда и название реализма XIX века «критический», потому, что он критиковал в первую очередь антигуманную сущность жестокого эксплуататорского строя, показывал вопиющую нищету и страдания обиженного простого народа, несправедливость и вседозволенность власти имущих. Брюллова, О. А. В художественной практике деятелей «Мира искусства» общей особенностью был ретроспективизм (пассеизм) – пристрастие к прошлому, но особого рода – через призму современного мироощущения.
Жертвой этого поворота стал он сам. В нем все кажется необычным и непривычным: тема (похороны одного из обывателей маленького городка) и герои (мелкие буржуа и зажиточные крестьяне, реалистично написанные). 1853-1855), «Вагон третьего класса» (ок.
Нужно заметить, что Домье создавал не только литографии. Глубокий психологизм, т. е. РМ) (Приложение 1), богатство и величие родной природы (произведения А. К. Продолжателями его традиций можно назвать движение художников-передвижников, которое было основано в 1870 году четырнадцатью лучшими художниками-выпускниками московской Академии художеств совместно с другими московскими живописцами.
В 1863 году выходит повесть Казаки, ставшая важным этапом в его творчестве. В картинах «Отказ от исповеди» (1879-85), «Не ждали» (1884), «Арест пропагандиста», 1880-92 тема эта воплощена с невиданной масштабностью и смелостью.
Развитие традиций передвижничества происходит уже в советское время — в деятельности художников Ассоциации художников революционной России (АХРР). Оперы А. П. А. Р. Эр-нандес) или живописно-выразительные (М. Кроме того, расположив фигуры на большом полотне, в крупном масштабе, художник создал обобщенные образы, достигнув монументальности и значительности, несмотря на, казалось бы, обыденный бытовой сюжет. Но не следует воспринимать этих художников как только копировальщиков западного искусства.
Так передовое Русское искусство освободилось от официальной опеки придворной Академии. Большую часть жизни Тургенев прожил за границей. Печать тоже высоко оценила оперу.
Прекрасный знаток леса, художник очень точно передает строение, породу, масштабы каждого дерева («Лес Фонтенбло», 1848-1850 «Дубы в Агремоне», 1852). Группа выпускников Академии, возглавляемая И. Н. В этих картинах появляются те же гротескные образы, что и в графических работах Домье. Новое слово сказали передвижники в реалистической пейзажной живописи, для которой характерна задушевность, «песенность», многогранность внутреннего содержания, национальный колорит, «очеловечивание» природы (Саврасов, Васильев, Куинджи, Шишкин, Левитан).
Ф. Шопен: этюды, прелюдии, мазурки Л. Бетховен: концерты, сонаты, симфонии Вагнер: «Тангейзер», «Кольцо Нибелунга» Ф – Шуберт: «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь» Д. Верди: «Аида» Брамс: «Немецкий реквием», концерты Э Григ: «Пер Гюнт» Ж. Визе: «Кармен» Ф. Лист: «Годы странствий», «Венгерские рапсодии» М. Глинка: «Иван Сусанин» А. Даргомыжский: «Титулярный советник» М. Мусоргский: «Борис Годунов», «Картинки с выставки» Н. Римский-Корсаков: «Садко» П. Чайковский: «Евгений Онегин», симфонии А. Бородин: «Князь Игорь» А. Скрябин: «Поэма экстаза» С. Рахманинов: фортепианные концерты, прелюдии, этюды-картины. Яркие представители направления соцреализма в советской живописи: Александр Дейнека («Оборона Севастополя», «Мать», «Будущие летчики», «Физкультурница»), В. Фаворский, Кукрыниксы, А. Герасимов («Ленин на трибуне», «После дождя», «Портрет балерины О. В. Лепешинской»), А. Пластов («Купание коней», «Ужин трактористов», «Колхозное стадо»), А. Лактионов («Письмо с фронта»), П. Кончаловский («Сирень»), К. Юон («Комсомолки», «Люди», «Новая планета»), П. Васильев (портреты и марки с изображением Ленина и Сталина), В. Сварог («Герои-летчицы в Кремле перед полётом», «Первое мая – пионеры»), Н. Баскаков («Ленин и Сталин в Смольном») Ф. Решетников («Опять двойка», «Прибыл на каникулы»), К. Максимов и др.
В лицо героям дует резкий ветер, отчего идти намного труднее, да и ноша кажется тяжелее. Уже в первых произведениях Л. Н. Толстого, опубликованных в 50-х г. XIX в. и принесших ему известность (трилогия Детство, Отрочество, Юность, кавказские и севастопольские рассказы), проявился мощный талант. Пушкина ("Борис Годунов", 1824-1825) и Н. В. Эта же мысль приводилась во многих статьях журнала Современник. Торжественное открытие галереи состоялось 16 мая 1893 года.
В «Крестном ходе» толпа показана как единый массив. картин. Вместе с тем, Н. А. Некрасов известен своей издательской деятельностью.
Выдающимися советскими скульпторами-монументалистами эпохи соцреализма были Вера Мухина (монумент «Рабочий и колхозница»), Николай Томский (барельеф из 56 фигур «Оборона, труд, отдых» на Доме Советов на Московском проспекте в Ленинграде), Евгения Вучетича (памятник «Воин-освободитель» в Берлине, скульптура «Родина-мать зовет. » в Волгограде), Сергея Коненкова. Это стремление прослеживается и в дальнейших работах Курбе. Выдающие скульпторы-реалисты 19 века: Константин Менье («Грузчик», «Индустрия», «Пудлинговощик», «Молотобоец») и Огюст Роден («Мыслитель», «Шагающий», «Граждане Кале»). Логическим завершением преступления Бориса явились гибель его жены, его сына и воцарение Самозванца, выступившего отрицанием не только Бориса и его династии, но и всей предыдущей русской истории. Оптимальный период расцвета соцреализма – начало 60-х годов почвенничество и диссидентство.
Это искусство создает новую концепцию портретного творчества. Ведущим направлением в литературном творчестве был критический реализм. Существует два основных типа сюрреалистического искусства—Фантезийный (художникамэтого направленияможно отнести Сальвадора Дали, Рене Магритта) и автоматизма (Хуан Миро). В этом они пошли дальше его, но почти растворили в световоздушных потоках объемные формы (дома, деревья).
Смерть переселенца, 1889, ТГ), А. Е. В каждом из произведений этого жанра навеки запечатлен миг из жизни той эпохи. Впервые термин «реализм» применительно к живописи использовал Г. Курбе.
Критика вынесла свой приговор, охарактеризовав художника как человека «более опасного, чем Курбе». Например, в полотне «Купальщицы» (1853), вызвавшем бурю негодования из-за того, что показанные в нем толстые представительницы французской буржуазии оказались непохожими на прозрачных нимф с картин салонных мастеров, да и нагота их представлена художником предельно осязаемо и объемно. Мы ответим на этот вопрос положительно: конечно, является. Термин «реализм» принадлежит французскому литературному критику Ж. Шанфлёри, он первым употребил его в 50-х годах XIX в. для обозначения искусства, противостоящего романтизму и академизму). Жизнь должна быть изображена не слишком удаляющейся.
Он написал портреты – ученых (Пирогова и Сеченова), – писателей Толстого, Тургенева и Гаршина, – композиторов Глинки и Мусоргского, – художников Крамского и Сурикова. Поэзией и сентиментальной мечтательностью проникнуто полотно «После обеда в Орнане» (1849). Форма же должна быть классической. Примечательна литография «Империя — это мир», на которой показано поле с крестами и надгробиями.
Ряд репинских полотен написан на исторические темы («Иван Грозный и его сын Иван», «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану» и др. ). Драматизм усиливается благодаря резкому контрасту света и тени. мастером была написана серия композиций под единым названием «Адвокаты». Однако Репин не имеет соперников в изображении толпы, шествия. В 1863.
К началу 1870-х г. демократическое искусство прочно завоевало общественную трибуну. Толстым, И. С. Рылеева.
Антонио, собств. Термин реализм появился благодаря французской писательницеШампфлери в середине 19-го века, когда художник Гюстав Курбе, после того как его работа (Мастерская художника) была отклонена на Всемирной выставке в Париже, построилсобственный шатер по соседству с выставкой и организовал собственную, получившую название«Ле Реализм» (Le Realisme). В начале XX в. он получил заказ на картину «Торжественное заседание Государственного совета». В картине как бы соединились два настроения: сумрачная торжественность, соответствующая моменту и жизненная обыденность.
Спустя четверть века после революции открылись решающие возможности для утверждения нового реалистического искусства. значительно возрастает роль портрета и пейзажа, а позже — исторической живописи. Сурикова) (Приложение 2) и революционного освободительного движения (Арест пропагандиста, Отказ от исповеди И. Е. Репина). 1860). Саврасова, А. И.
Искусство соцреализма должно быть понятным, доступным, массовым по форме. Человек преодолевает немощь своего тела. Восход солнца» (1872). Чайковского и М. И. Собственно говоря, портретный образ рождается как раз в точке пересечения этих двух начал: он содержит в себе коллизию личности и современной действительности.
Сентябрьский снег (1903) и Февральская лазурь (1904) И. Э. Грабаря, Зеленый шум (1904) А. А. Рылова, Мартовское солнце (1915, все Москва, ГТГ) К. Ф. Юона, северные пейзажи К. А. Коровина и А. Е. Архипова – в русской живописи, поздние пейзажи норвежца Ф. Таулова с тающими снегами, произведения поляка Я. Станиславского, болгарина Н. Петрова, полотна многочисленных пейзажистов шведской школы – принца Евгения и других и анималиста Б. Лильефорса содержат в себе образы, формирующие устойчивые художественные представления о природе страны. Музыка. Их взгляды во многом определяли общественное сознание населения России того времени. РМ), богатство и величие родной природы (произведения А. К. Саврасова, А. И. Куинджи, И. И. Левитана, И. И. Шишкина), героические страницы национальной истории (творчество В. И. Сурикова) и революционного освободительного движения (Арест пропагандиста, Отказ от исповеди И. Е. Репина).
Более подробно мы рассказываем об импрессионизме в отдельной статье. Жан Франсуа Милле, французский художник и график, родился в 1814 г. в местечке Грюши недалеко от Шербура в большой крестьянской семье, обладавшей маленьким земельным наделом в Нормандии. Также к выдающимся писателям-реалистам XIX века относятся французы Гюстав Флобер («Мадам Бовари»), Ги де Мопассан («Милый друг», «Сильна как смерть»), Оноре де Бальзак (серия романов «Человеческая комедия»), англичанин Чарльз Диккенс («Оливер Твист», «Дэвид Копперфильд»), американцы Уильям Фолкнер и Марк Твен. Иванова).
Позднее оно перешло в собственность Москвы. Касаткина и др.