Художественный реализм, реализм в искусстве, представители реализма, картины реализм, художники реалисты, реализм, картины в стиле реализм, черты реализм, реализм 19, реализм и романтизм века, критический реализм. Художники реалисты, как правило, старались изобразить предметы через призму мирских правил, основанных на опыте и лишенные каких-либо приукрашиваний и объяснений. Самые известные художники-реалисты – Эдвард Хоппер, Фредерик Маккаббин, Илья Репин, Иван Шишкин, Василий Поленов, Василий Суриков, Исаак Левитан и другие. Еще один автор в стиле гиперреализм, чьи работы поражают своей реалистичностью и заставляют многих приглядеться к ним еще разок – это итальянский художник из Милана по имени Марко Грасси. Саймон Хеннесси (Simon Hennessey) британский художник гипперреалист.
Перед тем как начать рисовать свою картину известный художник реалист выполняет первоначальную обработку эскиза на компьютере. Художник Метью Корнелл (Matthew Cornell) из Калифорнии стал известен своими реалистичными пейзажами. Работы современного 40-летнего художника, который родился в городе Тодди, Италия, поражают своей реалистичностью и деталями. Картины были представлены на персональных выставках четырех молодых художников-реалистов Джона Братби, Деррика Гривза, Эдварда Миддледча, Джека Смита.
Кроме всего прочего, Эрик – пока единственный в мире художник-гиперреалист, рисующий исключительно акварельными красками. Одним из самых скандальных художников реалистов того времени, вызывавший бурю критики и осуждения, был Густав Курбье. Эти гиперреалистичные работы разных художников можно легко спутать с фотографиями, но все они были нарисованы рукой своего невероятно талантливого автора.
Чтобы картины казали еще реалистичнее, художник добавляет на радужные оболочки отражение объектов, на которые смотрит глаз.
Вот почему великие реалисты XVII века так высоко чтили его. Реалистические тенденции под влиянием меняющихся общественно-исторических условий и самой психики современного человека нередко уступают место периодам декаданса, отчужденному от жизни формализму или возврату к прошлому в виде вульгарного эпигонства, представленного, например, «искусством» фашистского третьего рейха или номенклатурным «искусством» сталинизма. Ситуации из жизни сельских людей получали, благодаря художнику, героическую окраску.
начало которой ведут либо от Возрождения («ренессансный реализм»), либо от Просвещения («просветительский реализм»), либо с 30-х гг. Вместе с тем для выявления тех или иных граней глубинного содержания жизни требуются порой резкая гиперболизация, заострение, гротескная утрировка "форм самой жизни", а иногда и условно-метафорическая форма художественного мышления. Это произведение носило название «Смерть Сарданапала». После того как несколько картин, особенно много значащих для автора, было отвергнуты как экспонаты Всемирной выставки в Париже, в 1855 году он открыл собственный «Павильон Реализма».
При всей их эскизности они удивительно верно передают характер изображаемого (портреты Э. Л. Праховой и Р. С. Левицкого, С. С. Боткина и другие). Это, по словам Г. И. Успенского, «новый, народившийся, светлый образ человеческий». Заметное место в графике художников реалистов занимал портрет-набросок. Годы творческой зрелости протекают в условиях нарастающей революционной ситуации. Например, в графике И. Н. Крамского наряду с портретом значительное место занимает пейзаж.
В основном они изображали неприглядные стороны городской жизни. Иными словами, гиперреалисты создают так называемую «ложную реальность» или «убедительную иллюзию». В графике передвижников эта тема получила всестороннее развитие. «У него, – писал В. В. Стасов, – натура была одной породы с Гоголем, у него тоже были две главные ноты – юмор и трагедия». В 1839 году переехал в Париж.
М. Васнецов «В кружале. Из пейзажистов после А. Ахенбаха, Вильройдера, Дузетта, мариниста Эшке следовали Иернберг, Отто Рейнигер, Томас Гербст, Густав Шенлебер, Герман Байш, ученик Руссо, к сожалению, редко обновляющий свои сюжеты, Теодор Гаген, отличающийся простотой и правдой в пейзажах (любил сдержанные тона), Цюгель и Вейсгаупт — пейзажисты изображавшие домашних животных, как пособников труда человеческого.
Реализм (от лат. В следующем году были выставлены «Funeral at Ornans» (1849–50, Лувр), «Stonebreakers» (1849, Лувр). В эпоху средневековья художники, подчиняясь влиянию церкви, отошли от реального изображения мира, присущего художникам античности (Аполлодору, Зевксису, Паррасию и Палефилу). Среди акварелей В. И. Сурикова чаще всего встречаются портретные зарисовки и пейзажи.
Господствующий капиталистический строй был враждебно настроен к тем видам искусства, которые были непосредственно связаны с общественной жизнью коллектива (общественные здания, ансамбли широкого гражданского значения), реализм как направление в искусстве в полной мере смог развернуться в изобразительном искусстве и частично в скульптуре. В его альбомах сохранилось множество зарисовок. Образы их индивидуальны. Густав Курбе (1819–77) – французский художник, родился в городе Орнане.
Ф. А. Бруни (1800—1875), возглавлявший Академию художеств с 1855 года, утвердил академический романтизм картиной «Медный змий» (1841, Русский музей). Переходя к скандинавским народам можно убедиться, что и до них дошли перемены в направлении искусства, как по содержанию, так и в технике. В 60-х годах начинается творческая деятельность И. Н. Крамского. Предпосылки для развития искусства Возрождения раньше всего складываются во Флоренции.
Появление подобных работ В. А. Серова, С. В. Иванова, А. Е. Архипова не осталось незамеченным прогрессивной художественной критикой. В XV-XVI веках создается передовое реалистическое искусство. Переход на службу к миланскому герцогу Моро оказался самым плодотворным. На картине мы видим в светлой утренней тишине – длинный мыс, ниспадающий в море.
Многие из передвижников постоянно сотрудничали в таком популярном издательстве, как «Посредник». А. Степанов, П. М. Боклевский). Однако он, так же, как ребенок, не сразу научился писать шедевры. Рафаэль получает заказ на роспись парадных комнат Ватиканского дворца (с 1509 по 1517 г. ).
В основном, он учился путем копирования шедевров В Лувре. Он выполнил множество набросков, в которых изучал позы и жесты отдельных фигур. Исследователи творчества художника приходят к мысли, что именно Кипренскому удалось в живописи приблизиться к тому методу отображения жизни, который в литературе «открывали» Пушкин, Баратынский, Батюшков, в музыке — Глинка, Алябьев. С детства мальчик проявлял способности к рисованию. Но благодаря этой картине молодой художник стал очень известен.
Основными тематиками художников, писавших свои полотна в стиле реализма, были жанровые сцены городской и сельской жизни простых людей (крестьян, рабочих), сценки уличных событий и происшествий, портреты завсегдатаев уличных кафе, ресторанов и ночных клубов. Клод Моне «Впечатление.
Он хорош и в изображении приморского берега и катящихся на него волн при облачном небе. 2 ноября 1870 года Г. Г. Мясоедовым было организовано Товарищество передвижных выставок.
Произведение Хоппера «Шахтерский город в Пенсильвании», которое описывает бритоголового человека, стоящего на фоне стены изображает свет неизвестного происхождения. Интерес художников реалистов к этой проблеме закономерен и понятен. Днем рождения реализма считают выставку французского художника Гюстава Курбе «Павильон реализма» 1855 года, не смотря на то, что еще до него многие художники работали в реалистической менере (Жюль Бретон, Жан-Франсуа Милле, Теодор Руссо и многие другие). Примечательно, что художники «Мира искусства» – объединения, далекого на первый взгляд от проблем современности, оказались в эту сложную эпоху захвачены величием происходящего. Истоки такого отношения к революционным событиям следует искать в традициях русского искусства второй половины XIX века, в первую очередь – в искусстве художников передвижников. для монастыря св. Почти одновременно — Скарбина, ученик французских художников, как реалист и колоритный виртуоз кисти выступил с картинами разнообразного содержания (рынки, мастерские, женские фигуры, писанный с французскими шиком), Ганс Герман, Лепсиус — все реалисты нового направления. Не обращая на них внимания, решительно следует по избранному пути всадник.
Дуниковский), латышские (Т. Его влияние стало громадным. ". Прославившийся Маркус Ларсон писал водопады и горы при различном освещении, озера, пожары — все блестяще колоритно и виртуозно, поражал эффектами, но редко — интимным настроением его уподобляют немцу Эдуарду Гильденбрандту. Эти же принципы унаследовали его ученики — продолжатели русского пейзажа.
Антонио, собств. В середине XV века Боттичелли черпал вдохновение в современных ему произведениях, писаниях Данте (он был первым иллюстратором божественной комедии) и Боккаччо, религиозные события у Боттичелли пронизаны волнующим трепетом личного переживания, значительно перерастают рамки придворной культуры двора Медичи и отражают противоречия того времени.
Одно из величайших произведений мирового искусства XVI века – "Сикстинская Мадонна", написанная Рафаэлем между 1515-1518 гг. Развивая тему русского крестьянства, они отталкивались от традиций «крестьянского жанра» 1870-х годов и обогащали его новым содержанием.
Это придает необычайную легкость ее поступи. Здесь интересен каждый, даже беглый набросок. Самостоятельно Р. возродился в XIX столетии с 1848 г. Милле (Millet) отдал все свои силы исключительно изображению жизни рабочего люда и преимущественно изображению его труда. Это и дало толчок к появлению и развитию американского реализма. Н. Крамской, В. Г. Перов, И. Е. Репин и другие).
Входишь в музейный зал, где висят полотна Ореста Адамовича Кипренского и сразу попадаешь в особый мир. 19 в. («собственно реализм»). Существует два основных типа сюрреалистического искусства—Фантезийный (художникамэтого направленияможно отнести Сальвадора Дали, Рене Магритта) и автоматизма (Хуан Миро). Д. Поленов «Бабушкин сад», К. Е. Маковский «Болгарские мученицы»). Передвижники обращались к специфической области графического искусства – иллюстрированию и оформлению книг. Ему посвящены листы Н. В. Неврева («Семейные расчеты», «У постели больной»), наброски городских типов К. В. Лебедева («Чиновник», «Коммивояжер», «Цыган»). Сеченов и Д. И. Менделеев в естественных науках – все они в разных формах приняли участие в общественном движении, которое, по словам В. И. Ленина, было одушевлено «горячей враждой к крепостному праву». В 1860-е годы особенно широко развиваются те виды изобразительного искусства, где.
Творчество А. А. Иванова (1806—1858) с его идеями, методами живой натурной работы было протестом против академического застоя. Именно там проходило обучение живописи в биографии Курбе. тем, что Энгельс считал основным признаком реализма. Не обладая подчас суриковской глубиной проникновения в дух эпохи, они, тем не менее, создавали интересные композиции, любопытные яркими подробностями, выразительностью типажа.
И. С. Остроухов и другие художники. Сентябрьский снег (1903) и Февральская лазурь (1904) И. Э. Грабаря, Зеленый шум (1904) А. А. Рылова, Мартовское солнце (1915, все Москва, ГТГ) К. Ф. Юона, северные пейзажи К. А. Коровина и А. Е. Архипова – в русской живописи, поздние пейзажи норвежца Ф. Таулова с тающими снегами, произведения поляка Я. Станиславского, болгарина Н. Петрова, полотна многочисленных пейзажистов шведской школы – принца Евгения и других и анималиста Б. Лильефорса содержат в себе образы, формирующие устойчивые художественные представления о природе страны. Русь (1898-1900, Ленинград, ГРМ), темпераментная, бурная Земля (1898, Варшава, Национальный музей) польского живописца Ф. Рушица, углубленные в мир природы картины чешского живописца А. Славичека У нас в Каменичках (1904, Прага, Национальная галерея), а также его праздничные по настроению виды Праги. Она принесла Дрездену мировую славу.
Проявление стремлений к изображению реальной жизни в бытовой живописи существовало в Скандинавии наряду с другими направлениями. Жанровая тема и портрет, создаваемые на основе живых наблюдений, конкретно-изобразительная трактовка натуры (а не обобщенно-пластическое ее претворение) объединяют творческие интересы обширной группы скульпторов разных стран. Прекрасными акварелистами были В. Е. Маковский, И. Н. Крамской, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов. Кюрбе создавал портреты своего времени, на которых была изображена простая сельская жизнь.
Вообще шведские пейзажисты немного космополиты и почти все изучали искусство за границей, Эдвард Берг, замечательнейший из них, хотя и работал в Германии, Франции и у Калама в Швейцарии, но по возвращении в отечество начал с 1857 г. разрабатывать пейзаж шведской природы — сосновые леса, березовые рощи, тихие воды, не чуждаясь грандиозной стороны своей родины (водопады), но не прибегая к блестящим внешним световым эффектам. Идеалы общенационального порядка создали почву для творческого подъема. XIX столетия романтизм Делакруа с преобладанием колорита над формой отвергал классические сюжеты из мифологии и истории греков и римлян и сделал шаг к Р. в красочном отношении. Как в живописи, так и в рисунке он охотно использовал двухфигурные композиции («В швейцарской», «Беседа в трактире»). Художник А. К. Саврасов (1830-1897) – питомец московской художественной школы – с совершенным откровением выразил состояние русского пейзажа в произведении «Грачи прилетели». Имея резкую социальную направленность, он получил название критического. Сейчас это один из наиболее сложных и эффектных стилей, который стремится к передаче тонкой структуры и фактуры жизни.
Подлинным основоположником стиля "высокого Возрождения" был Леонардо да Винчи (1452-1519), гений, чье творчество знаменовало грандиозный качественный сдвиг в искусстве реализма. В 1508 Рафаэль был приглашен работать в Рим, ко двору папы Юлия II. Это название картины и стало в дальнейшем термином. Огромную роль в этом движении сыграло развитие русского пейзажа, где главное место занимает художественная правда природы. Словом Р. французские критики назвали направление в живописи, которое избрал Курбэ (1819—1877) в противодействие не только идеалистическому направлению, но и всякому другому избиравшему сюжеты для картин не из окружающего современного общества и притом почти исключительно — рабочего, трудового класса.
"Тайная вечеря" привлекла его возможностью развернуть перед зрителем большую человеческую драму, показывая различные характеры, вскрыть душевный мир человека и точно и ясно обрисовать его переживания. Первая мысль будущей известной картины «Крах банка» не была связана с изображением толпы вкладчиков, заполнивших банковские залы.
XIX в. и быстро получил распространение в различных искусствах и странах. Влечение к идеальной гармоничной красоте мира, стремление найти путь к познанию законов природы пронизывают его творчество. Если в литературе слово натурализм получило значение как выражение низкого Р., то в живописи различие между Р. и натурализмом не в такой степени определённо, один из критиков Курбэ (Кастаньяри) признавал законность нового направления и называл его натурализмом, тем более, что новосоставленное тогда слово Р. казалось многим — не в духе французского языка.
В ходе развития искусства реализм приобретает конкретно-исторические формы и творческие методы (например, просветительский реализм, критический реализм, социалистический реализм). все роды живописи получили, наконец, отпечаток манерности с полным удалением от природы.
На выставке представлены и многочисленные акварельные пейзажи В. И. Сурикова. В 1870 – 1880-х годах среди членов Товарищества было широко распространено устройство многолюдных вечеров, где все присутствующие имели возможность рисовать друг друга. Таковы Оскар Бьорк (Моряки, Коровьи стойла), Карл Ларсон (декоративные стенные композиции — напр., жизнь женщины различных времён в Швеции), Рихард Берг, сын Эдварда Берга (Гипнотический сеанс) и, наконец, Андерс Цорн, блестящий художник разнообразного содержания, писавший испанских нищих, цыган, английских мисс, моряков, движение воды, лунный свет, сцену в омнибусе, бал и т. п. В Норвегии Карл Гансен колоритно писад сцены народно-бытовые он работал в Копенгагене, многие другие — почти постоянно вне отечества, но некоторые окончательно почерпнули силы лишь по возвращении в отечество. Но не следует воспринимать этих художников как только копировальщиков западного искусства.
Картина "четыре сцены из жизни св. Раухфус попытался оказать ему помощь, но было уже поздно. Но изображенный праздник весны и любви овеян нежной грустью и беспокойством. Ориентация «Посредника» на самые широкие круги читающей публики требовала особого, предельно простого по форме графического решения. Милле был уже убежденный реалист, но более мягкий, чем Курбэ.
Блай-и-Фабрега). Передвижничество с его последовательным демократизмом – явление абсолютно нового порядка. Он получил правительственный заказ на картину «Агарь и Измаил», но, не закончив ее, сменил тему заказа Так появились знаменитые «Сборщицы колосьев». На стенах контаты Станцы делла Сеньятура (комната печати) размещены композиции "Диспут, Умеренность и Сила", "Афинская школа", "Парнас" и "Мудрость". Саврасов же проповедовал своим творчеством нежную любовь к природе, чуткость, трепетность.
Касаткин, С. В. Иванов. Положение Милле в мире искусства резко изменилось в 1848 году. Белинский учил не только отражать действительность, но и возвышаться над нею.
В его облике – воля, разум, нравственная красота человека, верного долгу. Роспись воспринимается как воплощение мечты о светлом будущем. каждая поставленная точка разом меняет композицию». Реализм (от лат.
Но вместе с тем углубленное понимание «крестьянского жанра» в живописи и графике 1890-х годов далеко не исчерпывает того новаторства, которое привнесли в Товарищество передвижники младшего поколения. непримиримая вражда к крепостничеству могла быть выражена наиболее ярко и целеустремленно. Одновременно с этим направлением существует и другое, как раз противоположное. Много работал над портретом и Н. А. Ярошенко. Крамской, назвавший ее "портретом того, что думали народы", считал, что Мария в трактовке Рафаэля заступница человечества, образ истинного человеческого достоинства и высокой душевной чистоты.
Сандро – это лишь прозвище, а в действительности он назывался Филипени. Энгельс, "Диалектика природы"). В конце XIX —начале XX вв. Но в 1900-е годы она получает гораздо более глубокое и многообразное толкование. «Главное для меня композиция, – говорил В. И. Суриков.
Веласкес, писавший святых, портреты (весьма реально) изображал также картёжников и гуляк из простонародья. Критики того времени яростно обвиняли великого художника за его чрезмерный натурализм. Реализм основан на художественном отражении жизни в формах самой жизни, на правде видимого, через которую художник как бы проникает в правду существующего.
Работы В. А. Серова па крестьянские темы отмечены особой одухотворенностью и лиризмом. Начиная с 1830 г. выступления мастеров сатирической графики, во главе с Домье и пейзажистов барбизонской школы, утверждают в искусстве задачу «полного отображения своего времени» (Бальзак). Кристоф Бишоп изображал сельские сцены играющих детей интимную домашнюю жизнь. — В Англии натурализм проявлялся независимо от французского и совсем в особой форме. Участники этого движения писали на пленэре в импрессионистской манере.
Из века в век художники совершенствовали свои навыки. В этом направлении создали свои великолепные полотна О. А. Кипренский (1783-1836), А. О. Орловский (1777-1832), К. Д. Флавицкий (1830-1866). Боттичелли было имя золотых дел мастера, к которому он первоначально попал в учение. Революция 1905 года всколыхнула все русское искусство.
Норвежский художник Вереншильд (Verenskiold) иллюстрируя саги и сказки, выработал особый стиль рисунка, соответствующий духу сказочных событий, а немецкий художник Швинд писал целые картины, приспособляя и рисунок и колорит ко впечатлениям от легенд, которые этими картинами он хотел передать. В "Афинской школе" прославление разума, античной науки и философии. Передвижники не просто восприняли достижения обличительного искусства своих предшественников и, прежде всего, основоположника критического реализма П. А. Федотова. Почти все крупнейшие представители Товарищества – В. М. Васнецов, Н. Н. Ге, В. Е. Маковский, И. Е. Репин, Н. А. Ярошенко в 1870 – 1880-е годы работали над иллюстрацией.
В графике Н. А. Касаткина важнейшая тема 1900-х годов выражена не менее отчетливо, чем в живописи (этюды к картине «Шахтерская смена» и другие). Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов в эстетике и философии, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. А. Некрасов в литературе, деятели «Могучей кучки» в музыке, участники «Бунта четырнадцати» и В. Г. Перов в живописи, Й. М. О безысходной крестьянской доле с горечью повествует художник реалист В. Г. Перов («Ходоки-просители», «Странники»). Э. Залькалн, Г. Я. Шкилтер) скульпторы. М. Васнецов «Портрет В. М. Максимова», Н. Д. Кузнецов «Портрет В. И. Сурикова», Г. Г. Мясоедов «Портрет К. В. Лемоха», И. С. Остроухов – портреты С. С. Боткина, А. А. Киселева).
Кроме идеи замысла, все большее внимание стало обращаться на искусство самой живописи.
живопись и которые отличаются натурализмом в темах, весьма разнообразных по роду. Рескин учит точному воспроизведению природы во всех её подробностях в живописи, группа прерафаэлитов на деле показала приложение этого учения, но к изображению сцен и событий не современной жизни, а священных событий. Из них Отто Зиндинг после долгих и переменных чуждых влияний не мог уже сделаться настоящим норвежцем, но Густав Венцель, Иергенен, Кольстоэ и Христиан Крог изображают национальный тяжёлый труд — рыболовство для снискания насущного хлеба и домашнюю жизнь рабочего люда. Его тем или иным образом переживают основоположники новых национальных школ пластики в Исландии (Эйнар Йоунссон), Румынии (Д.
В Германии одним из первых представителей реального направления в живописи был Менцель, который писал толпы народа на площадях и в садах, работы на заводах (Новейшие циклопы, 1876), a также и коронования или церковные службы изображая, следовательно, все классы общества, но темы его не всегда немецкие, часто французские и итальянские. В Бельгии в 1850—70 гг. Работая над эскизом, В. И. Суриков чаще других авторов прибегал к акварели. Интерес к их произведениям и деятельности не ослабевает с годами.
Главное для него – создание ярких положительных образов людей из народа – рабочих, бесправных, но поднимающихся на борьбу. Термин «импрессионизм» имел вначале пренебрежительный оттенок – критик Луи Леруа написал фельетон «Выставка импрессионистов».
Это искусство создает новую концепцию портретного творчества. Эта роспись в настоящем своем виде представляющая руину была выполнена между (1495-1497). Они находились под влиянием движения импрессионистов и позаимствовали у них многие концепции: изображение повседневной жизни на фоне природы, умение схватить мгновение и передать его при помощи краски, уловить эффект освещения, контраст и т. д.
Именно тогда главной темой их творчества становится жизнь русского крестьянства. Собственно, открытие этой важнейшей темы было сделано несколько ранее, когда Н. А. Ярошенко написал своего могучего «Кочегара», а К. А. Савицкий показал силу и величие человека труда в «Ремонтных работах на железной дороге». Его глаза смотрят твердо и прозорливо. Он не ставит своей задачей изображение социальных проблем или сатиру. С. В. Иванов создал в эти годы свой широко известный цикл, посвященный переселенцам.
В 1890 году, давая обзор Восемнадцатой передвижной выставки, В. В. Стасов отмечал «неподкупную правду изображения» у этих мастеров. Фредерик McCubbin «Письмо» (1884)По-другому эту школу называют австралийским импрессионизмом. После падения Вандомской колонны Курбе был несправедливо осужден, заключен в тюрьму. Хотя он писал и религиозные картины, но вся его художественная деятельность была энергическим протестом против господствовавшего направления, слишком удалившегося от действительности не только по сюжетам, но и по выполнению их.
Представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма Возрождения с наибольшей полнотой воплотил в своем творчестве Рафаэль Санти (1483-1520), младший современник Леонардо, проживший короткую, но чрезвычайно насыщенную жизнь. Черты возвышенной поэтичности, утонченности и аристократической изысканности, присущие Флоренции XV века, во времена правления Лоренцо Медичи, находят наиболее яркое воплощение в творчестве Сандро Боттичелли (1445-1510). Леонардо смело меняет эту традицию.
1860-е годы оказались для художника гораздо более успешными. В первые десятилетия XX века создаются углубленный в духовное состояние человека памятник Н. В. Гоголю в Москве (1904-1909) Н. А. Андреева, жизненно психологические произведения Р. Ваутерса (статуя Домашние заботы, 1913, Антверпен, Королевский музей изящных искусств), статуи чешского скульптора Я. Штурсы, дающие непосредственно-чувственное истолкование обобщающих тем, работы испанских мастеров, запечатлевших народные типы – брутально-характерные (О. Брейгель не мог оставаться равнодушным свидетелем происходящего. Безусловно, часть этих художников, а равно тяготевший к увлекательному повествованию норвежец Н. Аструп и писавшие яркие, броские пейзажи, содержащие в себе красочные декоративные эффекты, швед Г. Норман, русский Н. П. Крымов, латыш В. Ю. Пурвит и особенно Ф. Ходлер в своих видах альпийских гор и озер их умонастроение и творческие идеи весьма близки движению национальной романтики и могут быть рассмотрены в его границах.
В. Д. Поленов одним из первых нанес удар «серописанию» передвижников и указал новую цель в искусстве — стремление к художественной правде. Особое внимание привлекают и области художественной деятельности передвижников, до сих пор еще недостаточно известные – рисунок, акварель, книжная иллюстрация. Крог — резкий, но правдивый реалист. е. конкретизации как национальных исторических, социальных примет, так и физических интеллектуальных и духовных особенностей) предпочтение в способах изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска) преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно — к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания). Он впервые получил внимание публики благодаря «After Dinner at Ornans» (Лилль) в 1849. Это хорошо прослеживается на картине под названием «Вечер в Кейпкоде», на которой двое отдыхают совсем рядом, но при этом не чувствуется их единства, каждый сам по себе. Его художественный язык достаточно богат, чтобы не прибегать к чисто внешним эффектам.
Термин «реализм» был выдвинут французским литературным критиком Шанфлери в 50-х гг. (см. А у романтиков пейзаж был приукрашен. Леопольд Калькрейт — сильный реалист изображающий поселян, рыбаков и другой рабочий люд. Восход солнца» («Impression, soleil levant»).
Эти факты многое говорят о культурном уровне семьи будущего художника. Левицкий, Кипренский и Тропинин — оставило замечательные образцы реальной колоритности. Рубенс даже не искал красоты изображая только крепкие, здоровые тела. Характерная черта этого направления — постановка и отражение в художественном творчестве острых социальных проблем, осознанное стремление произносить «приговор» явлениям общественной жизни. В 1905 году он обращается к образу А. М. Горького.
Родоначальник русского реализма – художник Павел Федотов, его знаменитые картины «Сватовство майора», «Свежий кавалер», в своих работах он разоблачат порочнее нравы общества и высказывает свое сочувствие бедным и угнетенным людям. Советское правительство всегда придавало большое значение политике партии в искусстве. Создал трактат "Четыре книги о пропорциях человека 1528 г. ". Они (модели И. Б. ) были удивительно похожи, живо схвачены и очень серьезно нарисованы». В 1873 году он бежал в Швейцарию, где провел несколько лет в нищете.
Брейгель увидел, что они достойны лучшей участи, способны отстоять свои права на жизнь. «Реализм Курбье» сразу же вызвал острую реакцию общества и критиков, которые утверждали, что тот, «прикрываясь реализмом, клевещет на натуру», называли его ремесленником в живописи, делали на него пародии в театре и всячески очерняли. Известный П. Ж. Прудон (Proudhon), посвятивший на истолкование значения Курбэ половину своей книги Искусство (на русском — перевод Курочкина), считает Курбэ идеалистом в Р. С другой стороны, по технике Курбэ не удовлетворяет всем новейшим требованиям, так как она после него сделала (Мане, 1832—83) успехи в изображении предметов природы, освещённых на открытом воздухе (пленеризм, от франц. Тем не менее, две более ранних картины Курбе были приняты. Показан безмятежный сельский пейзаж, пасется корова, весело кружатся стрижи.
Для стиля реализм характерны правдивое, объективное изображение действительности со всеми её противоречиями. Так, в эскизе будущей известной картины «Вечеринка» художник наделяет героиню – декламирующую курсистку – чертами особой одухотворенности. Неутомимым рисовальщиком на этих вечерах был П. А. Брюллов (наброски-портреты скульптора Г. Р. Залемана, архитектора А. П. Брюллова). В набросочном рисунке всегда ощутимо непосредственное впечатление, порожденное живым общением с изображаемым человеком (В. Движение основано художниками Артуром Стритоном и Вальтером Холке.
Выдающимися советскими скульпторами-монументалистами эпохи соцреализма были Вера Мухина (монумент «Рабочий и колхозница»), Николай Томский (барельеф из 56 фигур «Оборона, труд, отдых» на Доме Советов на Московском проспекте в Ленинграде), Евгения Вучетича (памятник «Воин-освободитель» в Берлине, скульптура «Родина-мать зовет. » в Волгограде), Сергея Коненкова. Творчество передвижников имеет поистине непреходящую художественную ценность. Это он — Карл Брюллов заставил обратить взоры на русскую живопись своим гениальным романтическим произведением «Последний день Помпеи» (1832, Русский музей). Сам выходец из крестьян, он знал их жизнь и нужды. И. И. Левитан (1860—1900), ученик Саврасова, передал в красках то, что не поддается логике, разуму, а принадлежит лишь любви.
В работах отражены жестокие события современности. Благодаря выбору предметов из обычной жизни, упрямству, смелости художника, его работы часто оскорблялись. Лауриц Ринг отдался изображению крестьянских сцен Анна Анкер (Погребальный обряд), Михаэль Анкер (Рыбаки на берегу) сильный реалист в изображении жизни датских моряков.
Подобные эскизы позволяют еще более почувствовать беспощадную силу перовского сарказма. Более точное понятие было сформулировано Горьким в 1934-м году на съезде писателей. Эпоха Возрождения – время величайшего культурного и художественного подъема, положившего начало развития реалистического искусства последующих эпох.
Мягче, но тоже правдив Христиан Скредзвиг (На лодке в летнюю северную ночь, Праздничный вечер, Крестьянин с кошкой). Смятение, подчеркнутое жестом руки, судорожно сжимающей кошелек, мрачный облик выделяют его среди других апостолов.
В его гравюрах – образы крестьян, горожан, рыцарей. Однако и прежнее время — напр. В Дании пейзажная живопись шла вообще также национальным путём: Кристен Кебке, Петр Христиан Сковгард (рощи, парки, с 1839 г. ), поэтический реалист Вильгельм Кинен, маринисты: Мельби, Эмануэль Ларсен, Сёренгсен — в особенности первый — отличаются большими достоинствами из молодых — Лохен, Торольф Педерсенс, Торвальд Нисс пейзажисты Иоахим и Нильс Сковгарды (сыновья Петера-Христиана Сковгарда), хотя и пишут натуралистические пейзажи, но переходят в декоративно-стилистическое направление, по определению историка искусств Мутера.
Но по прошествии двух лет художник показал в салоне новое произведение, названо им «Резня на Хиосе». Новый период шведского искусства начался после 1879 г., когда Гуго Сальмсон пошёл по следам Бастиена Лепажа и овладел новой французской техникой с ним сходен Август Гагборг (Сцены на морском берегу, Работы полевые).
Но согласитесь, что если несколько человек видят одну и ту же картину или ситуацию, то опишут (или нарисуют) они её по-разному. Келлер по содержанию иногда может быть назван реалистом и во всяком случае решает сложные колоритные задачи с полной современной виртуозностью. Зарисовки с натуры, носящие этюдный характер, выполнены им в основном карандашом («Голова казака», «Казак» – рисунки для картины «Покорение Сибири Ермаком», наброски к «Переходу Суворова через Альпы» и другие). В конце 1870 – начале 1880-х годов в творчестве передвижников появляется еще одна тема, ярко говорящая о гражданственности их искусства – революционное народничество.
можно прибавить Сурбарана, Рубенса, ван-Дейка, реалистов по исполнению. Картины Курбе восхищают откровенностью, энергией, прочной композицией. Его Работы (1835) — реальные картины, напоминающие Курбэ: сильные, могучие люди без всяких прикрас.
Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Пачуря), в дальнейшем отошедшие от этого опыта польские (К. В 1847 его произведение «Wounded Man» (Лувр) раскритиковали, не приняв в салон. Продолжателями его традиций можно назвать движение художников-передвижников, которое было основано в 1870 году четырнадцатью лучшими художниками-выпускниками московской Академии художеств совместно с другими московскими живописцами.
Впервые термин «реализм» был употреблен французским литературным критиком Жюлем Жанфлери, который в своей книге «Реализм» (1857) трактовал это понятие как искусство, созданное для противостояния таким течениям как романтизм и академизм. В советском искусстве и художественной критике уже в конце 1920-х гг. В эскизах к первому варианту «Отказа от исповеди» художник в своих композиционных поисках идет несколько иным путем.
В особенности реальна живопись русских пейзажистов, например, Левитана, Волкова, Дубовского, Остроухова и др. Манцу в Италии, В. Димитров-Майстора, С. Венев в Болгарии и др. ). Рафаэль создал свой идеал прекрасного, гармонически развитого человека. «Все это вы должны дать широким массам», – говорил он. Людьми в то время двигала жажда получения новой информации, стремление к познанию мира и открытию неизвестного.
В их осанке – напряжение воли, в лицах – взволнованность чувств и мыслей. Кипренский словно шутя одолел вершины портретного мастерства (хотя это досталось ему ценою невероятного труда) и открыл своими холстами путь в европейское искусство. Альфред Вальберг любил изображать не только свою родную, но и итальянскую природу. Все великие художники реалистического направления при изображении человека стремились использовать язык ясный и понятный, чтобы зритель, независимо от нации, расы и уровня образования, мог «прочитать» произведение художника-реалиста. Его наиболее прославленные зрелые картины – "Весна" (ок.
Наступивший в двадцатых гг. Лучшим листам этого времени присущ тот же драматический лаконизм, что и его знаменитой картине «Расстрел». А между тем Федотов был первым из художников, кто сумел своими произведениями бытового жанра разрушить броню академической эстетики классицизма и проложить путь новому направлению в русском искусстве.
В середине XIX столетия романтизм был оттеснен с передовых рубежей французской художественной культуры (а также и литературы) мощным реалистическим движением. Исключительно велико по объему графическое наследие И. И. Шишкина. у французов Бастьена Лепажа (весьма смягченный Курбэ) и Рафаэлли изображающих, подобно Курбэ, обыденную и преимущественно рабочую жизнь. Среди крупнейших представителей реализма в различных видах искусства 19-20 вв. Содержание социальных кризисов определяет искусство Дюрера. Ярким выразителем идейного реализма явился В. Г. Перов (1833—1882).
Его излюбленные модели – молодые женщины из близкого художнику круга демократически настроенной молодежи («Прогрессистка», портреты неизвестной, О. Е. Шумовой-Симонович). В этом образе нежность и любовь матери сочетаются с чувством долга перед человечеством. Адольф Нордлинг — изобразитель интимной жизни морских волн.
Экснер, Фермерен, Дальсгард писали сцены, часто весьма простого содержания из простонародного быта: из них замечателен Дальсгард жизненной энергией.
В таком духе писали Гольман Гунт, Миллес (Джон Эверет Millais) верующие не находили в их произведениях ничего священного. Данное полотно описывало войну Греции за независимость. Подвергая критике основы существующего буржуазного общества, художники-реалисты были благородными гуманистами, верившими в Добро, Высшую Справедливость, Всеобщее Равенство и Счастье для всех без исключения. В начале XX в. традиции реализма были особенно устойчивыми в России (творчество В. А. Серова, К. А. Коровина, С. В. Иванова, Н. А. Касаткина и др. ).
Сила воздействия художественного образа не зависит от степени сходства, подражания реальному объекту. Его работы пользовались большим спросом у коллекционеров. XIX век не внес серьезных изменений в систему преподавания Академии художеств. Первоначальный замысел, намеченный в эскизе, часто был еще более острым, чем в картине. И художник преодолевает скептическое отношение к миру.
Не смотря на это, его эстетические теории не предназначались для распространения. В процессе исторического развития всего искусства в целом реализм приобрел конкретные формы и методы, вследствие чего выделяют три его стадии: просветительский (Эпоха Просвещения, конец 18 века), критический (19 век) и социалистический реализм (начало 20-го века). Систо в Пьяченце. Очень симпатичны сельские виды и зимы Ридберга.
Диаз «Старая мельница около Барбизона»В чём же отличие пейзажей последователей Барбизонской школы от пейзажей художников других направлений. Серы, но гармоничны марины Ганстева в норвежских фиордах. Созданный художником образ мадонны полон глубокого содержания.
Петер Крейер (Kryer) открывает с 1871 г. движение датских реалистов новейшего пошиба (Рыбаки вытягивают сети на Скагене) его Комитет французской выставки замечателен жизненностью фигур и превосходным сложным освещением. Были открыты закон линейной и воздушной перспективы и закон светотени. Ярким примером этого могут служить листы из серии «Голод», эмоциональная напряженность которых как бы предвещает серовскую графику эпохи первой русской революции. Жан Франсуа Милле родился 4 октября 1814 года в деревне Грюши, в Нормандии.
На полотнах изображены обособленными не только люди, но также и дома с улицами. Используя наряду со штриховкой тоновое пятно, художник добивается своеобразной выразительности в передаче мягкого, чисто петербургского колорита («Невский проспект», «На Николаевском мосту»). Излюбленная репинская техника этой поры – штриховой и тоновой рисунок карандашом. Из последующих можно назвать Бонвена (прачки, швеи) и Рибо (Теодюл) — реалиста в изображениях не только кабачков, но и религиозных сцен. Яркие представители направления соцреализма в советской живописи: Александр Дейнека («Оборона Севастополя», «Мать», «Будущие летчики», «Физкультурница»), В. Фаворский, Кукрыниксы, А. Герасимов («Ленин на трибуне», «После дождя», «Портрет балерины О. В. Лепешинской»), А. Пластов («Купание коней», «Ужин трактористов», «Колхозное стадо»), А. Лактионов («Письмо с фронта»), П. Кончаловский («Сирень»), К. Юон («Комсомолки», «Люди», «Новая планета»), П. Васильев (портреты и марки с изображением Ленина и Сталина), В. Сварог («Герои-летчицы в Кремле перед полётом», «Первое мая – пионеры»), Н. Баскаков («Ленин и Сталин в Смольном») Ф. Решетников («Опять двойка», «Прибыл на каникулы»), К. Максимов и др. Этому шагу предшествовало однако возрождение реального пейзажа в Англии (Констебль), послужившее на пользу самому Делакруа, а в тридцатых годах XIX века группа пейзажистов во Франции (Руссо, Каба (Cabat), Дюпре и др. ) абсолютно возродила реальный пейзаж с внутренним содержанием или настроением.
В Парижской коммуне (1871) Курбе был президентом федерации искусств. Во всяком случае бытовая живопись (жанр) — родоначальница Р. Бытовая живопись, как она и прежде понималась, возродилась и даже зацвела в Голландии в XVII стол. Тогда же Серов много работает для революционных сатирических журналов.
Искусственно противопоставляя Иуду всему собранию как изгоя и злодея. Дело в том, что пейзажу придавали различное значение. Творчество Питера Брейгеля Старшего, прозванного Мужицким (ок.
Более подробно мы рассказываем об импрессионизме в отдельной статье. Мы ответим на этот вопрос положительно: конечно, является. Термин «реализм» принадлежит французскому литературному критику Ж. Шанфлёри, он первым употребил его в 50-х годах XIX в. для обозначения искусства, противостоящего романтизму и академизму). Складывалось новое мировоззрение, свободное от духовного гнета церкви. Пореформенная деревня привлекала пристальное внимание передового русского общества.
Французские картины, написанные в духе реализма, зачастую принадлежали к пейзажному жанру, в них авторы пытались передать окружающую их природу, красоту французской провинции, сельские пейзажи, которые, по их мнению, как нельзя лучше демонстрировали «настоящую» Францию во всем её великолепии. Графика здесь уже сближается с монохромной живописью.
В 1855 году Курбе представил свету работу «Painters Studio» (Лувр). Иван Николаевич Крамской (1837, Острогожск — 1887, Санкт – Петербург) — русский художник и рисовальщик, мастер жанровой исторической и портретной живописи, художественный критик. 1485 г. ) и "Рождение Венеры" (ок.
ФЕДОТОВ ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ — известный русский художник и рисовальщик, основоположник критического реализма в бытовом жанре, aкадемик живописи (1849г. ), aвтор поэмы «Женитьба майора» (1847г. ). Это знаменитые картины Репина, Сурикова, Перова, Левитана, Крамского, Васнецова, Поленова, Ге, Васильева, Куинджи и других выдающихся русских-художников-реалистов. Обращаясь к народным пословицам Брейгель создает сатиры на современное общество. Также к выдающимся писателям-реалистам XIX века относятся французы Гюстав Флобер («Мадам Бовари»), Ги де Мопассан («Милый друг», «Сильна как смерть»), Оноре де Бальзак (серия романов «Человеческая комедия»), англичанин Чарльз Диккенс («Оливер Твист», «Дэвид Копперфильд»), американцы Уильям Фолкнер и Марк Твен.
Самым первым произведением Делакруа было «Ладья Данте», которая была выставлена в художественном салоне, но не произвела должного эффекта на публику. В таких союзах мужчины и женщины заметно отчуждение, взаимное недовольство, а также гнев. Естественное восприятие действительности и точная передача ее на холсте окончательно воплотились на холстах спустя лишь несколько эпох, на рубеже XIX-XX веков под логичным термином «Реализм».
Различны проявления реалистических тенденций и в разных видах и жанрах искусства. Эти художники создали глубоко реалистическое искусство.
25 лет спустя после основания Товарищества передвижники говорили, что необходимо помочь «русскому искусству возвратиться на родную почву, выработать свой язык, свои приемы, свое мировоззрение». Зиновия, воскресившего ребенка и кончина святого. Много и охотно рисуя портреты своих единомышленников и друзей – членов Петербургской артели художников (портреты Н. В. и Н. Д. Дмитриевых-Оренбургских, Н. А. Кошелева), родных и близких, он создает образы, отмеченные глубиной и точностью характеристик. Отсюда и название реализма XIX века «критический», потому, что он критиковал в первую очередь антигуманную сущность жестокого эксплуататорского строя, показывал вопиющую нищету и страдания обиженного простого народа, несправедливость и вседозволенность власти имущих. В основе его – вера в силы и возможности человека, жадный интерес к земной жизни.
Так, эскиз «Сельского крестного хода на Пасхе» строится на гротескном решении центральных фигур – женщины, несущей оклад иконы, дьяка, мужчины с хоругвью. Итак, он сделал первые шаги и указал пути развития этого течения.
Его необычная манера принесла ему заслуженное признание, не подвластное времени. Он писал крестьян с глубиной и проникновенностью, напоминающими о религиозных образах. Некоторые шведские художники работали в чужих краях, как, напр., Гуго Биргер — настоящий виртуоз (Завтрак в Гранаде), умерший в молодости. В 1870-е годы реализм разделился на два основных направления – натурализм и импрессионизм.
Они умело и с любовью изображали свой австралийский пейзаж, показывая его отличительные особенности. Мадокс Броун не только переносился в прошедшие времена, но изображал и современную жизнь. Но простые сцены, воспроизводимые на картинах художника, трактовались им как возвышенно-исторические. Такая встреча запечатлена, например, в листе И. Е. Репина «Рисовальный вечер», где среди изображенных И. С. Остроухов, В. И. Суриков и другие. Гармонично уравновешенные крупные зоны светлых тонов цвета, четкая линейная и воздушная перспектива сообщают редкую ясность лирическому замыслу его парижских пейзажей, а также неаполитанских видов, которые художник пишет в 1908-1911 годах. Полученные за картину деньги позволили Милле перебраться в деревню Барбизон близ Парижа.
Реализм (от позднелат. Отталкивающий облик иуды раскрывает идею предательства острее и глубже. Живопись). Таковы рисунки И. Е. Репина, связанные с его работой над известными картинами «Арест пропагандиста», «Не ждали», «Отказ от исповеди», портретные наброски и композиционные листы Н. А. Ярошенко на близкие революционному народничеству сюжеты (этюды к картине «У Литовского замка», «Под конвоем», «Прогрессистка»), а также зарисовки К. Е. Маковского, сделанные им в 1881 году в зале суда на процессе первомартовцев. В 20 – е годы XVI в. в творчестве Дюрера стали сильнее ощутимы веяния грозной эпохи крестьянских войн и реформации.
Эмпиризм признаёт источником знания не разум, а чувственный опыт. В 1890-е годы в Товарищество вступили В. А. Серов, А. Е. Архипов, Н. А. А. Р. Эр-нандес) или живописно-выразительные (М.
В 1878 году в Товарищество передвижных художественных выставок вступил И. Е. Репин. Термин «реализм» употребляется в двух значениях — широком и узком. В. Е. Маковский постоянно и много рисовал с натуры. также господствовало влияние Курбэ Шарль de Гру (de Groux) изображал сцены болезни, смерти и бедности, мансард и подвалов Луи Дюбуа — может быть, наиболее сильный из бельгийских реалистов. В русском портрете революционных лет эта действительность воплощается как напряженная, драматическая сила, сообщающая экспрессию таким произведениям, как автопортрет М. А. Врубеля (1904, Москва, ГТГ), Человек в очках (1905-1906, Москва, ГТГ) М. В. Добужинского. В эскизах картины «Иван Грозный и сын его Иван», выполненных карандашом и акварелью, для Репина было наиболее важно найти положение основных фигур, выявить их характерную пластику: жесты, поворот головы. Его знаменитые романы «Красное и черное», «Красное и белое» показали читателям, что описание обычных сцены жизни и повседневных человеческих переживаний и эмоций возможно выполнить с величайшим мастерством и возвести это в ранг искусства.
Также художники прибегали к более контрастным формам выражения образов. Крестьяне Брейгеля полны энергии, деятельны, хлопотливы, трудолюбивы. Даже пары на картинах видятся зрителю бесконечно одинокими.
Высокий демократический подъем сказался в это время на всех областях культуры. Реализм в его понимании являлся элементом романтизма. Ссора стрельцов», «Симеон Гордый в иконописной мастерской», М. П. Клодт «Встреча боярина со скоморохами на масленице»).
В его портретах выступали люди могучего духа, устремленные в будущее. Важную роль играла также острая бытовая сатира, мастером которой был П. М. Шмельков. Из них последний — писатель и художник, вынесший идеи натурализма из Парижа, где он был в 1880 г. Бедная и некрасивая швея, работающая до утреннего света, врач и бедная озябшая женщина, дележ хлеба между бедными (Борьба за существование) — это один ряд картин Кроге. Швед Карл Вальбом писал крестьян на манер Тенирса и Август Линдгольм изображал сцены наподобие старых нидерландцев Метсю и Герарда Доу, но первым новейшим колористом был Иоганн Фредрик Гуккерт (Hoeckert): в 1856 г. он написал Церковную службу в Лапландии за этим следовала Внутренность лапландской хижины.
Не все ясно в судьбе этого замечательного художника. Сейчас дадим лишь общую характеристику. Представители этого направления стремились наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.
Это – относительно «мирное» собрание людей, где только жесты рук, скупо намеченные движения мужских фигур выдают внутренний драматизм происходящего. Бастиен Лепаж, Лермит и Рафаэлли — реалисты в неодинаковой степени в живописном отношении они более реальны, чем Курбэ, так как воспользовались уроками пленеризма и импрессионизма, хотя не все в разумной мере.
Скупость, тупость, ограниченность, трусость, чревоугодие – воплощается в образах живых людей ("Пословицы", Берлин, государственный музей). Во Франции в XVIII стол. Инквизиция свирепствовала в Нидерландах. У большинства художников Товарищества встречаются рисунки исполненные сепией, сангиной, углём, тушью.
Пейзажист Ионгкиндс (Jongkinds) более резкий колорист, чем француз Коро, на которого он походит, передаёт настроение широко и несколько по-импрессионистски в морских пейзажах изображает обстановкою жизнь моряков. На этой выставке находилась картина Клода Моне «Впечатление. Однако сходство не есть единственное достоинство портрета: требуется ещё реальность высшего порядка — жизненность и сверх того — характерность, только не грубая, тривиальная, низкая. Трагичные образы беззащитных крестьян, беспомощных перед лицом жестокой силы. Позже (1870 год) реализм распадается на две ветви: натурализм и импрессионизм.
Для этого они избегали симметричных изображений. Зиновия" полна большого драматизма и выразительности. Яркий пример работ такого рода – многочисленные эскизы картины «Боярыня Морозова». Уровень техники репродуцирования в те годы был очень низким. Отражение мира становится непосредственным, реальным.
Особо ощутимы новые черты в произведениях Н. Л. Касаткина, работавшего над серией картин и рисунков, посвященных шахтерам. Ранние произведения Боттичелли отличаются мягким лиризмом и безмятежностью. Знакомство с ними значительно дополняет и расширяет паше представление о графике многих передвижников. В рамках реалистического творчества возможны фантастические или гротесковые образы, символы и иносказания, заострение черт реальности, отдельные отступления от внешнего правдоподобия ради выразительности и правды целого.
Падала художественная культура, падала изобразительная грамота. В то же время он не скрывает трагических сторон действительности. Выдающие скульпторы-реалисты 19 века: Константин Менье («Грузчик», «Индустрия», «Пудлинговощик», «Молотобоец») и Огюст Роден («Мыслитель», «Шагающий», «Граждане Кале»).
Реалистическое искусство пользуется языком, ясным для всех, оно доступно людям всего земного шара и стремится отображать реальную действительность правдиво, без искажений. В 1880-е годы И. Е. Репин создает серию листов, посвященных Петербургу. Тем же стремлением «проникнуть» в самые глухие места России, куда не попадали выставки Товарищества, объясняется внимание многих передвижников к гравюре.
Восход солнца» (1872). Например, в рисунке «Гитарист-бобыль» художник развивал мысль о неуютной, заброшенной старости, столь драматично прозвучавшую затем в картине того же названия. События запечатлены не столько очевидцем, сколько участником этой народной трагедии.
Пейзаж). Художники — искатели национальной живописи — создали новое понимание русского пейзажа. Браунерова и других). В ней последовательно изображены четыре эпизода из религиозного придания: гибель мальчика под колесами повозки, оплакивание умершего мальчика, чудо св.