Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. 4) В. – Рожь – одно из лучших произведений в творчестве художника. Высокой стеной подошли они к дороге, уходящей вдаль. Много работал Шишкин и за границей. Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт.
В 1870 году Шишкин становится одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок и остается верным ему в течение всей своей жизни. Это полотно принесло Шишкину заслуженную славу. Что впереди. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера.
И всюду, куда ни кинешь взор, колосятся созревшие хлеба. Копии с работ Калама были обязательны в учебной практике не только Академии, но и московского училища. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области).
В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин удостаивается первой золотой медали, а вместе с ней и права на заграничную командировку. Есть в этом пейзаже особенная поэтичность и даже таинственность. Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
Манер есть самая внешняя сторона произведения искусства и тесно связан с личностью художника-автора и способом и степенью его понимания предмета и обладания техникою искусства. Дорога, поворачивая, врезается в гущу хлебов и они тотчас скрывают ее. В таких картинах, как «Полдень.
Весь пейзаж залит рассеянным светом восходящего солнца. Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. Уже тогда можно было заметить его любовь к искусству и рисованию, в частности. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина.
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Вдали виднеются еще три сосны: они расположены композиционно так, чтобы не сбить зрителя с главного в картине. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Художники вместе путешествовали по России в поисках новой натуры, Крамской наблюдал за успехами Шишкина и восхищался тем, как его друг и коллега был внимателен к природе в самых разных ее состояниях, как точно и тонко он передавал цвет. Ф. Булгаков «Альбом русской живописи.
Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Глубокая предгрозовая тишина царит в природе.
Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще.
Жил преимущественно в Петербурге. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы.
Выставка проходила под девизом «Память в сердце храня». В 1856 году, окончив Училище, художник едет в Петербург и поступает в Академию художеств, чтобы дальше совершенствовать свое мастерство. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности, максимально близкой к реальности» (с. 52, 1). К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил. Здесь он начал усердно трудится над созданием множества шедевров, которые были показаны на выставке, проходившей в академии. Мрачные тени от туч побежали по равнине темными волнами.
Русское богатство". В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно. Воробьева.
Сюжет их – жизнь русских лесов. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25.
Такое положение дел привело к тому, что в 1866 году Шишкин вернулся в Санкт-Петербург. На опушке изображен сосняк – стройный, высокий. Но художник словно чувствовал природу с которой сотрудничал во время написания полотна.
В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля. Однако трактованы они с большей живописной свободой. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Иван Шишкин – один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу.
Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне. Эта картина – очень светлая и яркая. Якоби пенсионер Шишкин выезжает в Германию.
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Успехи молодого художника отмечаются золотыми и серебряными медалями. Биограф Шишкина писал, что до него никто так красиво не писал природу:. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Третьяков решил судьбу картины по-своему.
Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему. Окрестности Москвы. На одной из выставок которые проходили в 80-х годах Шишкина признали лучшим пейзажистом.
Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Знатоки живописи утверждали и утверждают до сих пор, что среди всех русских живописцев «ему, бесспорно, принадлежит место самого сильного рисовальщика». В эго коллекции работ не так много полотен которые были написаны утром или в сумерках.
Ребятам рассказали биографию и показали работы художника Шишкина. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». Это дерево давно должны были спилить на дрова. «Рожь» была написана после того как художник посетил свой родной город, который и вдохновил его своим спокойствием и умеренностью красок. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали.
Мачтовый лес в Вятской губернии". В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф. А.
Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три. В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор.
И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник.
А. Беггров, в 1884 — 1885 гг. издал в двух сериях сборник 24-х фототипических снимков с угольных рисунков исполненных для него Шишкиным. Картина Полдень. Это произведение принесло художнику немалую известность и было выставлено в Дюссельдорфском музее на равных с полотнами других более известных европейских мастеров. В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Им была написана книга История города Елабуги, разработана и осуществлена система местного водопровода.
Кажется, будто исполины тяжелой размеренной поступью шагают по степи. Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856).
В апреле 1874 года умирает жена, оставив двоих детей, дочь и сына, который тоже вскоре умирает. Здесь исчезла всякая таинственность. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды».
Он немало сделал для родного города, а главное когда-то построил действующий водопровод. Краткая биография благородного человека, способного идти на компромисс, показана на примере истории с этой картиной. просто поле, лес, реку, – и они у него выходят так же красивы, как и швейцарские виды. «И вот среди этого лесного царства вдруг возникает фигура старика-лесника, сразу незаметного – его одежда по цвету сродни лесу» (с. 32, 1). На первой передвижной выставке он выступает с картинами «Вечер», «Сосновый лес» и «Березовый лес», а в 1872 году по этюдам с натуры пишет в мастерской Крамского «Сосновый бор.
Раздолье, простор, угодье. Полотно «На севере диком» показывает, как высоко было мастерство художника. В академии его картины одна за другой награждались медалями.
Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. «В Московском училище живописи и ваяния, где более трех лет занимался художник, широко применялась прогрессивная педагогическая система А. Г. Венецианова, основанная на внимательном и бережном отношении к натуре» (с. 5, 2). Никогда еще Шишкин не писал такого неба и такого, наполненного воздухом, пейзажа. География работ Шишкина чрезвычайно широка. В Цюрихе Иван Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни.
Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в купеческой семье. «Утро» полностью лишено всего этого. Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты.
Однако все его наброски предельно просты – сосна у воды, куст на болотистой равнине, берег реки. В них нет политики и социальной направленности. Крамским. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте.
Их он стремился передать как можно конкретнее. Рожь. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина.
Он, как гордый богатырь, ожидает поединка со стихией. Совсем другая по настроению картина «Дождь в дубовом лесу».
Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы. Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением. «В последние десятилетия XIX века, в трудный для Товарищества период, когда возникшие в его среде разногласия грозили распадом всей организации, Шишкин был с теми художниками, которые продолжали исповедовать демократические просветительские идеалы шестидесятых годов» (с. 17, 2).
Воробьев. Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Каждое дерево обладает своим «характером». Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду.
По обочинам ее цветы – сверкают на солнце ромашки, цветет неприхотливый боярышник, низко наклонились тонкие стебельки метелочек. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы.
Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний.
Широкая, простирающаяся до самого горизонта равнина (художник специально располагает пейзаж вдоль вытянутого холста). Картина написана в холодной серебристо-зеленой гамме. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой.
Чувствуется глубина оврага, глушь. Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. Но облачное небо уже начинает светлеть.
Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы. На удивление личная жизнь пейзажиста складывалась не так хорошо, как профессиональная.
Это несомненно. За картину «Лесная глушь» (1872) Шишкин получает звание профессора пейзажной живописи. Это очевидно. Яркими примерами являются «Рожь», «Болото» и «Полдень».
В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Создать же национальный пейзаж можно было только в России, куда Шишкин и вернулся в 1865 году. Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. 1) В. – «Корабельная роща» – это символ Родины, её спокойствия, величия, незыблемости. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Шишкина влекла жажда художественного исследования природы.
Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке. Мощный ствол его никогда не согнется под ударами ветра. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким.
Но такие все-таки имеются, знаменитое творение «Утро в сосновом лесу» было написано во время рассвета. Однажды он пропал на несколько дней и вернулся с полотном «Лесная глушь» за которое его удостоили профессорского звания. «Замысел картины подсказал Шишкину Савицкий К. А. Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. В 1860-х гг.
На первом плане несколько столетних сосен-исполинов. Ближе всего к зрителю – просторное поле.
Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало. Городом, который он предпочел посетить стал Мюнхен. Идущие под дождем люди усиливают ощущение обжитости природы. Широкие просторы ржаного поля изобразил художник в картине. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах. Проселочная дорога вьется среди полей и теряется вдали. Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. А их было немало. В семидесятых годах художник много работает над изучением природы. Здесь художник познакомился с работами многих известных художников анималистов и пейзажистов, которые уже добились мирового признания.
Волнующееся поле спелой ржи словно налито золотом, отливающим тускловатым блеском. Первое место занимает Шишкина Рожь. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые. Лучшая работа этих лет – Полдень. В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя.
Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Полотно «Дама с собачкой» покрыто занавесом тайны и лишь недавно коллекционеры смогли определить, что эта картина была написана великим художником Шишкиным. Художник изобразил сосновый мачтовый лес, освещенный солнцем. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня.
Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Помимо солнечных летних пейзажей, Шишкин изобразил зимнюю холодную ночь. В 1852 году Иван едет в Москву и поступает в Московское училище.
Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. В 1848 году, не закончив казанской гимназии (чтобы не сделаться чиновником, как Шишкин объяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь. Крамским.
Зимний лес на этой картине скован морозом, он как будто оцепенел. Благодать. Он их назвал «Записки достопримечательностей разных». Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Состояние покоя подчеркивает прозрачный, скользящий по чистым камням ручей. Но движение продолжают высокие сосны, выстроившиеся в ряд вдоль дороги.
Спасла его, видимо, привычка к труду: из-за своего самолюбия Шишкин не мог позволить себе упустить то место, которое он уже прочно занимал в художественных кругах и продолжал писать картины, которые становились все популярнее благодаря передвижным выставкам. Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. Приближается страшная гроза. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника.
Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. В 24-летнем возрасте Шишкин переехал в Санкт-Петербург на учебу в Академии художеств. У него были какие-то свои трения с Савицким. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Каждое из них вызывало интерес зрителей.
Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. Сосны не только верно изображены, не только похожи, но красивы и выразительны.
В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. До конца разгадать личность изображенной на полотне дамы так и не удалось. — Ср. Здесь его творчество расцвело. Природа насыщена сырым воздухом.
Художник пейзажист Иван Иванович Шишкин исполнил более ста работ. В 1858 году он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 году— малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 году— большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали.
«Произведения, созданные Шишкиным в годы учения, носили нередко романтические черты» (с. 7, 2). Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. В январе 1856 годаИван Шишкин поступил в петербургскую Академию художеств, однако учился без интереса. Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера.
Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта.
Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. С вниманием биолога он осматривал и ощупывал стволы деревьев, травы, мхи, мельчайшие листья. Нужно также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным художником: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком.
Самыми главными произведениями его жизни были и остаются такие полотна как «Утро в сосновом лесу», «Дождь в дубовом лесу», «Полдень», «В окрестностях Москвы», «Корабельная роща». Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы. Вот таким образом талант Ивана Шишкина иногда гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках и офортках, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Васильева.
Среди ранних графических работ Шишкина интересен лист исполненный в 1853 году, с двадцатью девятью пейзажными набросками, большинство которых очерчено. Картина «Рубка леса» (1867) – своеобразный итог раннего периода творчества художника. Художник Шишкин, как ни кто другой видел в природе леса все потаенные красоты в диких заросших местах куда редко ступала нога человека.
Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. Медведей написал Савицкий в самой картине. Наставником будущего живописца в Москве был А. Мокрицкий.
На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: ". Иван Иванович Шишкин родился 25 января (13 января по старому стилю) 1832 года, в Елабуге, ныне Татарстан, в купеческой семье. Тем более, что остров славился своей живописной природой. В 1984 -85 г. г.
В течение всей жизни Шишкин писал лес. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве). Мрачное настроение. Условность и некоторая декоративность цветового решения соседствуют здесь с тщательной проработкой деталей, с тем пристальным всматриванием в натуру, которое станет отличительной чертой всего дальнейшего творчества мастера.
До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме».
Шишкин был членом кружка аквафортистов. Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ».
Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Все вокруг погружено в зимний сон. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме».
Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла в знаменитой картине «Рожь». Из-за горизонта уже ползут первые грозовые тучи. Сосновый бор».
Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк.
Кстати, последнее со всей наглядностью выявляет исследование произведений Шишкина в инфракрасном свете. Характерна в этом смысле «Рожь». Спустя некоторое время он посетил Женеву, а затем Дюссельдорф, где им было выполнено полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства.
организованы две выставки работ художника. Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией.
Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Картина «В лесу графини Мордвиновой» поражает нас не свойственной Шишкину проникновенностью и сосредоточенностью настроения. В окрестностях Москвы.
Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина "Сосновый бор. 90-е годы Шишкин встретил полный сил. Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Шишкин передает изумительную красоту зимнего пейзажа, спокойную и величавую. «Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». После смены обстановки и входа в творческое окружение, юноша словно ожил.
Тогда только картина будет выглядеть достоверно. Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи. «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин.
Случайность. В сентябре за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864) Шишкин получает звание академика и с октября окончательно поселяется в Петербурге. Крамской в письме от 10 апреля 1872 года извещая Третьякова об отправке картин, называет картину Шишкина замечательнейшим произведением русской школы.
Здесь он познакомился с сообществом аквафортистов и вернулся к старому увлечению гравирования «царской водкой» которое не оставлял до конца своих дней. Знойный летний день предвещает грозу. В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. Ничуть не бывало.
Неподвижна кудрявая зелень дуба-великана. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва.
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране.
До 1860 года Шишкин продолжает обучение в Петербургской Академии художеству С. М. Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень. Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. Картина «Утро в сосновом лесу» (рис. 2) пользуется популярностью занимательным сюжетом. Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-1860).
Шишкин стремился к другому. Богато нюансирован цвет. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку.
В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу. Эту технику художник освоил еще за границей. От долго стоящей жары небо обесцветилось, утратило звонкую синеву. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. В своей теще, которая поселилась у него, он находил даже поддержку этому. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын.
Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. «Но, пожалуй, самой мощной по своему звучанию явилась картина «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги» (с. 20, 1). Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах» (с. 40, 1). В 90-е гг.
Они были куплены и художник получил первые большие деньги. Летом 1880 года Шишкин был уже ее женихом. Помимо лесных пейзажей художник не редко изображал степные или прибережные мотивы. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Биография художника зашифрована в его творениях.
Он усердно работал как во время занятий в академии, так и во время пленэров. Именно этот чуткий педагог помог Ивану найти себя в художестве. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство. Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье.
Для Шишкина мрачная природа – нонсенс. Могучая, полная богатырских сил природа, богатый, привольный край. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь».
Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве. Он передал тишину, успокоенность леса. «Молодые художники постоянно бывали в доме Шишкина. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора.
Кроме этого увлекался археологоией историей. Справа темнеет непроходимая чаща леса.
И в этом уже проявляется своеобразие художника. Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). В 1860 году Шишкин блестяще, с Большой Золотой медалью заканчивает Академию художеств. В полотнах Шишкина, созданных в эти годы, очевидны черты романтизма, сквозь которые уже проступал спокойный и уравновешенный взгляд на природу. У работы было очень много положительных отзывов.
В лучших произведениях Шишкина все настойчивей и сильней начинают звучать эпические ноты. Шишкин выпускал эстампы то отдельными листами, то целыми сериями, которые он объединял в альбомы, пользовавшиеся большим успехом. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. А. Беггров создал фотоснимки с угольных рисунков исполненных для него Шишкиным. Шишкин вообще любил высшие точки состояний природы, равно как и наиболее мощные и стойкие породы деревьев (рис. 1).
Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника.
В его картинах – чуткое отношение к деталям. В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Проходя от картины к картине, дети увидели вековые сосны, простор и раздолье полей, «жителей» леса.
Лес выглядит небольшим и просторным. Шишкин стал одним из участников российского художественного объединения «Передвижники», благодаря которым выставки картин талантливых художников проходили в различных городах. Судьба ее в настоящее время неизвестна. Начал систематическое обучение Шишкин в гимназии в Казани, но работа чиновника не привлекала его.
Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. Одинокая сосна на краю обрыва несет в себе некую символичность и одиночество. Она была представлена в 1878 году на VI Передвижной выставке. Художник постоянно рисовал в подмосковном лесу – в Сокольниках изучая форму растений, проникая в анатомию природы и делая это с огромным увлечением. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме.
Этюд Сосна на Валааме – один из восьми удостоенных в 1858 году серебряной медали – дает представление об увлеченности, с которой художник подходит к изображению натуры и о начавшем проявляться уже в то время характерном свойстве дарования Шишкина – содержательном восприятии природы. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887).
С Крамским у них были особенно теплые отношения. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Отец не стал настаивать.
Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень». Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. Весной 1862 года вместе с В. И. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Если первый план выписан подробно, то самый дальний пейзаж теряет четкость, размыт. Мастер смело экспериментировал.
А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Прозрачный ручей на переднем плане, в котором можно сосчитать все камушки. В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году». В Рубке леса это видно по упругой округлости спиленной ели, которая кажется стройной античной колонной, сокрушенной варварами. Художник увлечен не только красотой открывшегося перед ним вида, но и разнообразием природных форм.
Шишкин Иван Иванович родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком городке, расположенном на высоком берегу Камы. Он охотно с ними занимался, брал их на этюды, совершал с ними дальние поездки» (с. 19, 2). Пейзаж представляет зрителю высший летний расцвет. Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя.
В июне 1865 года он возвращается в Россию, лето проводит на родине – в Елабуге. На родине Шишкина эту картину оценили настолько высоко что пожаловали ему титул академика. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Он считал, что только длительное напряженное изучение натуры может со временем открыть путь пейзажисту для самостоятельного творчества.
Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. Густые кроны бросают на них тень.
«Отобразить родную природу без прикрас, рассказать о ней правдиво и ясно – к этому стремился Шишкин» (с. 14, 2). Ему уже сопутствовала известность.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Все сковано морозом и погружено в тень. Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей.
Много картин И. И. Шишкин находил, что такая работа способствует постижению форм природы, помогает совершенствованию рисунка. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого.
Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа.
Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в семье купца. До 1865 года он будет жить в основном в Германии, Швейцарии и Франции. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей. Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега.
Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. К ним относятся Уголок заросшего сада. В 12 лет Ивана отдали в 1-ю казанскую гимназию.
Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого зимнего дня. Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин. В восьмидесятые-девяностые годы художника все чаще привлекают изменчивые состояния природы, быстро проходящие моменты.
Большую часть картины занимают серые облака. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). он все же побывал в Германии, где познакомился с Дюссельдорфской художественной школой. Примером таких работ является картина Рубка леса.
Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). Так в реальной жизни не бывает.