А между тем, по словам В. Маяковского, была одна «новая черта у самовлюбленнейшего Есенина: он с некоторой завистью относился ко всем поэтам, которые органически спаялись с революцией, с классом и видели перед собой большой оптимистический путь», — таких толкований было много. Сохранились и посмертные фотографии Есенина (в том числе и негативы), сделанные М. Наппельбаумом, на некоторых из них отчетливо видно проникающее ранение под правой бровью, не отмеченное в акте судебно-медицинской экспертизы. Позднее эти настроения усилились, окрепли и вдохновили его на «Песни забулдыги», «Исповедь хулигана», «Москву кабацкую». Сам Сергей Александрович в автобиографии 1922 года написал, что в РКП никогда не состоял, так как чувствовал себя гораздо «левее». Художник А. М. Аникин В книге: ЕСЕНИН С. А. Стихотворения.
Крепко сжатые челюсти выдаются острым углом. Эти слова, опубликованные год назад, – о Сергее Есенине. (На украинском языке. ) Киев, «Днипро», 1975. Губы сомкнуты с выражением упрямства и горечи.
«По окончании танца он вскочил с места и на огромном зеркале идущем во всю стену, острым камешком своего кольца начертил два четких слова: «Люблю Дункан» Мировая знаменитость избалованная непрестанными успехами, очевидно, первый раз в жизни столкнулась с подобным выражением восторга», — записал со слов очевидцев Вс. Потом меня учили плавать. Но 27 декабря 1925 года его не стало, в номере гостиницы «Англетер» поэт был найден повешенным. Но вернемся к стихам. «От происхождения до душевного склада — все располагало его отвернуться от «Керенской России» и не за страх, а за совесть поддержать «рабоче-крестьянскую». Многое происходящее тогда в «Стойле Пегаса» можно объяснить эпатажным состоянием, желанием «зажечь» публику.
Все, что граничит с расследованием обстоятельств его смерти, до сих пор является темной, постыдной историей с путаными, противоречащими показаниями «свидетелей», грубыми нарушениями ведения дела по факту смерти, ненадлежащей документацией. Глаза запали. Подобно тому, как образ Есенина (по двум описанным портретам) поразительно противоположен образу представителя современности — мужественного и закаленного революцией, — и отравы его тогдашних стихов безнадежно далеки и от современности вообще и от революции, в частности. Не зашёл только к А. Дункан. Ведь Есенина уже печатают все тонкие московские журналы, не привечают пока лишь толстые, да и «Радуница» — первый сборник стихов — практически готова. Прототип Чекистова не кто иной, как Лейба Троцкий, живший в эмиграции в городе Веймар. Волосы падают на лоб — по не по-прежнему это уже не мягкие кудри они жестки и непокорны.
Первое из дошедших до нас изображение Сергея Александровича датируется 1915 годом. (На киргизском языке. ) Фрунзе, «Мектеп», 1974. Но вернемся к стихам. Конечно, это безмерно льстило молодому поэту. На нем был коричневый костюм, высокий накрахмаленный воротник и зеленый галстук.
Тревожное поведение поэта тогда заметили многие. Однако и другие черты характера поэта тонко подметил и отразил Юнгер. Здесь впервые (еще слабо) начинают звучать те мотивы безнадежности и обреченности, которые в последние годы жизни поэта выпрут, станут краеугольным камнем его творчества. (Исчезли только дневники Зинаиды Райх, первой официальной жены. ) И все они были на редкость очаровательными, умными, талантливыми, сыгравшими свои роли в его личной и творческой судьбе.
Простился с Софьей Андреевной Толстой, зашёл к сёстрам, побывал у матери. И с особым любопытством рассматривают юные читатели портрет Есенина. Муж сестры Есенина, Екатерины, В. Наседкин (расстрелян, как и П. Орешин, в марте 1938 года), придя домой из «Англетера», сказал, что на самоубийство это непохоже, «такое впечатление, что мозги вылезли на лоб». Их роман, начиная со знакомства, — сплошь лавстори со всеми подобающими комментариями. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Стихи.
mospagebreak Художник А. С. Осташев В книге: ЕСЕНИН С. А. Черемуха. Из стихов абсолютно ясно видно, что до «Республики» Есенину гораздо меньше дела, чем до «апостола Андрея», «Авраама», «Светлого храма», «Мати пречистой девы» и т. д. (Портрет см. Портрет Есенина, относящийся к этому времени, чрезвычайно показателей. и т. п. Можно ли судить по одному слову из целой фразы.
Художник М. А. Ильин В книге: ЕСЕНИН С. А. Соловьиный рассвет. Ведь есть и другие мысли: «Злой октябрь осыпает перстни // с коричневых рук берез». Какую благую почву подготовила она для того, чтобы преступление века стало самоубийством. Но есть и другие точки зрения.
И, если к 1920 году как-то повернулось поэтическое настроение Есенина, то и личная жизнь его пошла по новому направлению. Портрет Есенина, относящийся к этому времени, чрезвычайно показателей. Художник Г. К. Пондопуло В книге: Сафонов В. Завтрак в Эрфурте. Там еще более выразительно все то, что мы отметили в портрете 1916 года.
Существуют еще более ранние портреты Есенина. Принадлежат они редактору одного из литературных альманахов — и ничего тут не добавишь Поэту и при жизни и после смерти везло на такого рода респондентов. Конечно, деревня далека была от этой безжалобности, беспечальности и кротости. И, если к 1920 году как-то повернулось поэтическое настроение Есенина, то и личная жизнь его пошла по новому направлению.
С портрета смотрит совсем юношеское, несколько женственное, лицо. Последнее, впрочем, может обгоняться, во-первых, своеобразной полуженской прической и, во-вторых, слащавой ретушью фотографа.
Но в то же время психологическая глубина. Художник В. Григорьев На обложке книги: СЕРГЕЙ ЕСЕНИН Стихотворения и поэмы. Есенин в стихах «Голубени» бесконечно далек от окружающего. Его поэзия — вне школ. (Дело 10055 заведено на С. А. Есенин вспоминает себя забиякой и сорванцом и утверждает: «если б не был я поэтом, то, наверно, был мошенник и вор». Она уже была далеко от него.
Сразу после октябрьского переворота Есенин оказался не в партии, вспоминал Г. Иванов, но в непосредственной близости к «советским верхам», ведь представить его у Деникина, Колчака или в эмиграции «психологически невозможно». Что-то — озорством. Ей на прощанье он сказал: «Пришёл проститься. Но когда «свободомыслящие» коллеги по цеху узнали о том, что на сборнике «Голубень» появится посвящение императрице, Есенина приперли к стене за «гнусный поступок». Двери ее дома были открыты для него всегда. М. : Советская Россия: Современник, 1981. А пока — 1921 год. Вдавливание на лбу могло произойти от давления при повешении.
Встреча с Айседорой Дункан. Губы сомкнуты с выражением упрямства и горечи. Но искать — осторожно, не размахивая строчками, вырванными из контекста «Иорданской голубицы»: «Небо — как колокол, // Месяц — язык, // Мать моя — родина, // Я — большевик». Практически целое столетие отделяет нас от того времени.
А вот другой рассказ — будто Дункан, быстро заприметившая голубоглазого парня, обратилась с вопросом к «декадентскому батьке» С. Полякову: Кто этот юноша с таким порочным лицом. Жизнь С. Есенина подходила к концу. Блюмкин сидел за этим же столом. А каждый известный нам фотографический и авторский портрет Есенина – замечательное дополнение к собственному восприятию, уникальная возможность лучше узнать и почувствовать его душу. Для визита он надел длиннополую поддевку, причесал волосы на крестьянский манер и, стоя перед ответственным лицом без шапки, кланяясь, специально окая, просил «ради Христа» сделать «божескую милость» и дать ему бумаги «для крестьянских стихов». в «Гибели Есенина», 2-ое и 3-е изд. Последний запечатлен и в поэтических образах, в неоконченной пьесе «Страна негодяев», где один из героев — комиссар Чекистов (он же Лейбман) — прибыл, по замыслу автора из Веймара в Россию «укрощать дураков и зверей» и «перестроить храмы божие в места отхожие».
Овал его удлинен и мягок. Но гибельность его «неземной» позиции уже сказывается в этом сборнике. Стихи и поэмы.
Художник Н. А. Крисаченко. — Прим. Киев: Радяньска школа, 1986. Что же касается имажинизма, то сам поэт говорил на этот счет Ивану Розанову следующее: «Слово о полку Игореве» — вот откуда, может быть, начало моего имажинизма». Чем хорош образ, созданный непрофессиональным художником. Нет, это не про актера и не про стриптизера.
Рождественский. И попробуйте объяснить публике, что поэта под общий шаблон загнать невозможно. Да и одно название книжки уже достаточно красноречиво. «Секс-идол России на все времена, он изнывал от тоски безразличия его женщины его любили, а он их не любил» Как вы думаете, о ком это написано. Иногда, наоборот, она сразу бросается в глаза и является чрезвычайно важной, определяющей.
Непосредственная близость к «советским верхам» — что это означало в действительности, понять по отзывам нелегко. По мнению В. Ходасевича, Есенин таким образом «щегольнул». Есенин интимен, нежен, лиричен, — революция публична, эпична, катастрофична. Да и одно название книжки уже достаточно красноречиво. Он едва успел убрать из набора «Благоговейно посвящаю» Хотя несколько корректурных оттисков все же просочились в руки библиофилов.
Перед нами его портрет, рисованный в 1916 году. Именно так было у Есенина. Среди мальчишек всегда был коноводом и драчуном и ходил всегда в царапинах. Ну, куда ты годишься. Поэт говорит о том, что он полюбил людей в кандалах, не ведающих страха их грустные взоры со впадинами щек.
(На чувашском языке. ) Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1975. Выше мы привели ряд цитат из «Сельского Часослова». Алма-Ата, «Жазуши», 1982. Неестественной многим показалась и поза погибшего: закостеневшая правая рука согнута в локте, «специалисты» делали вывод, что поэт хватался рукой за батарею Но здесь не нужно быть специалистом, чтобы понять — висельник не сможет согнуть руки в локтях, в минуту удушения от петли тело обвисает мешком.
Душевные силы этого человека иссякли. По неофициальной — его убили. Значит, любой портрет Есенина – не просто отражение его внешнего облика на определенный момент времени. Он абсолютно не похож на портреты 1914-16 годов. Вед 2.
Это и пытливый ум и противоречивость и нервная напряженность. Есенин не только в случайную писательскую компанию, где его встретил Воронский, но и в литературу «принес и гам и угар». В руках букет бумажных васильков. Угол челюсти почти не заметен. Я неумело и испуганно плескал руками и, пока не захлебывался, он все кричал: "Эх, стерва. Крепко сжатые челюсти выдаются острым углом.
Он надеялся, что большой поэт как-то подсоберет его, подскажет, что делать дальше. Подобно тому, как образ Есенина (по двум описанным портретам) поразительно противоположен образу представителя современности – мужественного и закаленного революцией, – и отравы его тогдашних стихов безнадежно далеки и от современности вообще и от революции, в частности. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Из стихов абсолютно ясно видно, что до «Республики» Есенину гораздо меньше дела, чем до «апостола Андрея», «Авраама», «Светлого храма», «Мати пречистой девы» и т. д.
Если всмотреться во многие фотографии Сергея Александровича 20-х годов, то на них отчетливо видна богемность. Выходит он подбоченясь, как-то «по-молодецки» раскачиваясь. Есенина в МЧК по борьбе с контрреволюцией и преступлением, передано в Совнарсуд 27. 01/1920 г. ) После больницы в январе 1924-го его арестовали вместе с Ганиным в кафе «Домино».
Щеки подрумянены. Улыбка ухарская, но смущенная». Это портрет Сергея Есенина, сделанный знакомым поэта, юристом Владимиром Юнгером. Перед отъездом он заглянул к Мариенгофу — помириться, к детям — Тане и Косте (их матери — Зинаиды Райх не было дома). " "Стерва" – у него было слово ласкательное. ред. ) приехал из деревни, но по внешнему виду на деревенского парня похож не был.
Он абсолютно не похож на портреты 1914-16 годов. Вместе любуемся зеленоглавой березкой – застенчивой красавицей. Да и можно ли «поместить» Есенина в какое-либо художественное направление, литературную школу. И все же он отвечает всем участникам действа статьей под названием «Россияне»: «Не было омерзительнее и паскуднее времени в литературной жизни, чем время, в которое мы живем. Просто странно, что подобные строки писались я печатались в 1920 году, когда подавляющее большинство населения России мыслило не «Девой», но революцией и когда земля не «качалась в снах», а гудела и вздрагивала от залпов гражданской войны. Поразительным внешним сходством оригинала с произведением.
Портрет сделан цветными карандашами. Как ничтожна толпа в своем понимании Гения. На обложке книги: Сербин П. К. Изучение творчества С. А. Есенина в школе. В книжке есть кое-где слабые упоминания о «Железном слове — Республика», но на фоне мистических, церковных, поповских мотивов, эти упоминания звучат крайне неубедительно.
Что это было. И не верить этому нет причин. Здесь чрезвычайно верно подмечено, что есенинские настроения периода «Москвы Кабацкой» гибельны не только для него самого. В заключении о причинах гибели Есенина судмедэксперт Гиляревский написал: «На основании данных вскрытия следует заключить, что смерть Есенина последовала от асфикции, произведенной сдавливанием дыхательных путей через повешение. Нам известна его фотографическая карточка, относящаяся к 1914 году.
Белокурому Лелю, конечно, не отказали. Чувствую себя плохо, наверное, умру». Скорее всего, так. Глаза запали. Иногда она слаба, едва заметна.
На лоб нависают мягкие кудрявые волосы. По официальной версии — он покончил жизнь самоубийством. Волосы падают на лоб – по не по-прежнему это уже не мягкие кудри они жестки и непокорны. Есенизм заразителен.
Есенинские стихи отучают также от вывер, от беспутного и бесцельного жонглирования словом, образом, от выворачивания поэтической шубы наизнанку, от хождения колесом и от прочих циркаческих упражнений на еху и вящее изумление ошарашенной и оглушенной публики, боящейся, «как бы не отстать от века». И общее выражение лица – уже не выражение наивной радостности и удивленности. Я это вам через Блюмкина в одну минуту устрою». Женственная мягкость овала лица исчезла абсолютно.
И их немедленно познакомили. Вот лишь несколько выводов из его частного расследования: «. Но и я кого-нибудь зарежу Под осенний свист. Он заранее телеграфировал В. Эрлиху найти 2— 3 комнаты — хотел потом перевезти сестер. А если к этому прибавить: умело спровоцированные зрителями скандалы Есенина в «Стойле Пегаса», его непосредственное участие в разработке и огласке программы имажинистов, которые, по словам А. Луначарского, злостно надругались над современной Россией, отважную переписку Сергея Александровича с Луначарским, коллективные просьбы имажинистов выпустить их из России, заходы Есенина и Мариенгофа на «Зойкину квартиру» — в так называемый «салон» Зои Шатовой, задержание и привозы Есенина на Лубянку, — то портрет «хулигана» Есенина начинает приобретать отчетливые, выпуклые черты.
В книжке есть кое-где слабые упоминания о «Железном слове – Республика», но на фоне мистических, церковных, поповских мотивов, эти упоминания звучат крайне неубедительно. Выше мы привели ряд цитат из «Сельского Часослова». и т. п. В данном смысле его стихи играют положительную роль.
Весной 1916 года Есенин был призван на военную службу — с Высочайшего соизволения назначен санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд 143, жил в Царском Селе, недалеко от Иванова-Разумника, был представлен ко двору, где его стихи слушали, «затаив дыхание, боясь пропустить слово». Оттого-то короткая жизнь поэта оборвалась катастрофой». Но во время одного из выступлений до того спокойная лошадь вдруг так тряхнула головой, что Есенин от неожиданности «вылетел из седла и, описав в воздухе головокружительное сальто-мортале, растянулся на земле», сказав потом, что он лучше сложит голову в честном бою. Тяжелое за эти годы состояние государства в международной схватке за свою независимость случайными обстоятельствами выдвинуло на арену литературы революционных фельдфебелей, которые имеют заслуги перед пролетариатом, но ничуть не перед искусством. » — писал поэт, упоминая далее и Сосновского и Троцкого. Продолговатое лицо, отрочески-нежное, кажется почти девичьим.
И общее выражение лица — уже не выражение наивной радостности и удивленности. Для настоящей книги сделан с него рисунок тушью). Женственная мягкость овала лица исчезла абсолютно. Но это никак не помешало ей сохранять отношения с Есениным.