«мадонна у лестницы» известна как самая ранняя работа Микеланджело. Сегодня речь пойдет о Микеланджело и его ранних скульптурных работах, среди которых Пьета и Давид.
В карнизе он постепенно усиливает рельеф (начиная от фриза через пояс сухариков и шнур перлов к консолям), завершая всю композицию симой. 150. Над всем господствует мощный центральный купол и на подкупольное пространство ориентированы все части вписанного в квадрат греческого креста, а также примыкающие к перекрестьям прямоугольные помещения, перекрытые небольшими куполами. Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня. Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса.
Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной. Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж). И здесь бог изображен в активном действии. Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения. Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан). Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони (6 марта 1475–18 февраля 1564), широко известен как Микеланджело – итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и инженер эпохи Высокого Возрождения, который оказал беспрецедентное влияние на развитие западного искусства.
Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре. Будучи человеком с высоко развитым гражданским и этическим сознанием, Микеланджело, неудовлетворенный окружавшей его социальной действительностью, сосредоточил все свои мысли к старости на вечных вопросах. Мучение Св. В начале 1400 года архитектор Брунеллески изучал развалины классических зданий в Риме и создал две церкви, Сан-Лоренцо и Санто-Спирито, в которых воплотил классические принципы. Мать Микеланджело — Франческа ди Нери дель Миниато ди Сиена.
На последней панели, представлено «Отделение света от тьмы». Илл. Илл. В постройках Микеланджело, писали они, мы видим искаженной любую деталь согласно случаю и произволу.
И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности. Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533). Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов. Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре. Примеров почти полного копирования всего несколько.
К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых. Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация. Поначалу Микеланджело начал обрабатывать глыбу для композиции иного типа, зафиксированной на одном рисунке в Оксфорде. Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом. Спаренные колонны едва умещаются в отведенных им нишах, где им явно слишком тесно.
Как архитектор, он положил начало маньеризма в Библиотеке Лауренциана. Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541. Илл.
97, 98. 79, 142. Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет. В «Распятии Петра» солдаты занятые своей обязанностью рыть яму и поднимать крест, в то время как на них смотрят люди и обсуждают происходящее. Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях. Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина "Мучения Св.
Илл. Таков, несомненно, был его основной замысел. С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи. Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил.
С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника. Илл. Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий. Но роспись обладает и другим аспектом. В «Страшном суде» у Микеланджело была возможность, в беспрецедентном масштабе изобразить фигуры, которые в действии также стремятся ввысь или падают и их стаскивают.
Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе. Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее. 164. Илл. Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств). Это два составных звена единой архитектурной концепции.
В действительности оно так и получилось. 75-78. Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу. Ему пришлось вступить в жестокую борьбу с последователями Антонио да Сангалло и с ворами, которые нагревали себе руки на этой крупнейшей по тому времени постройке.
Илл. Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая. Вторым живописным произведением Микеланджело, выполненным в конце 1504-начале 1505 года, был не дошедший до нас картон для фрески в Зале Совета флорентийского Палаццо Синьории.
Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований. Петра (Музео Петриано). Петра. Илл.
В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни. Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом. В таком толковании космической катастрофы уже не остается места для героя и героического деяния, не остается места и для милосердия.
80. Группа повернута теперь к зрителю тем углом постамента, где находится правая рука Христа. Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу. Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции.
130. При такой обработке карниза последний воспринимается как набухающая масса самой стены. Илл. Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров. 158, 159.
И горе ее столь безмерно и велико, что оно перерастает из личного горя в горе всего человечества. Такой трактовкой Микеланджело достигает соподчиненности боковых дворцов главному. В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны.
Он стал уже высекать статую св. В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка. В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо. В основном интерьеры старых церквей покрыты фресками в стиле Позднего Средневековья и Раннего Возрождения, начиная от Джотто и до Мазаччо в капелле Бранкаччи, обе эти работы Микеланджело изучал и копировал на рисунках. 131, 132.
Микеланджело провел лишь год в мастерской, когда у него появилась уникальная возможность. Второй этаж двора должен был иметь лоджию, откуда открывался великолепный вид на сад и Тибр. Совсем необычен иконографический тип Мадонны. Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533).
И в небесной зоне и в земной слишком много внутренне неоправданного движения, что придает всей сцене несколько внешний характер. В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой). Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело. Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает. На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni). Миклеланджело Буонарроти— итальянский художник Высокого Возрождения, чьи работы бесспорно оставили след в истории и повлияли наразвитие и становление Западного искусства.
Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности. Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон. Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня. Однако, несмотря на огромное количество накопившегося материала, в спорных вопросах часто известна только точка зрения самого Микеланджело. Ее глаза закрыты, в последний раз прощается она со своим сыном. В ангеле Микеланджело всё динамично.
Те немногие скульптуры и рисунки, которые Микеланджело выполнил в последний период своей жизни, посвящены одной теме – страданиям и смерти Христа. Камень стал казаться ему слишком материальным и весомым для воплощения его все более порывавших с ренесансным сенсуализмом идеалов. Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса. Пейзаж пустынен и гол. В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка. Великолепное произведение искусства изображает божий суд над человечеством, первоначально вызвавший осуждение из-за наготы. Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту.
В качестве модели для «Сотворения», Микеланджело изобразил себя в процессе росписи потолка. Эти рисунки, выполненные в необычайно тщательной манере сангиной либо итальянским карандашом, призваны были служить образцами для учившегося рисовать Кавальери, который был страстным поклонником античного искусства и обладателем первоклассной коллекции антиков. В этом же году Микеланджело выполнил глиняную модель купола, а между 1558 и 1561 годами – его деревянную модель, относительно которой идут не затихшие и по сей день научные споры. Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов. По-видимому, это была статуя Вакха.
Другие художники, такие как Понтормо, привлекали скрученные фигуры «Страшного суда» и фресок капеллы Паолина. Потолок Сикстинской капеллы — работа беспрецедентного величия, как по своим архитектоническим формам, которым подражали многие художники по росписи потолка в стиле барокко, так и по богатству его изобретательности в изучении фигур. Моисей восседает в торжественной позе. Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя. Это было благодатное время для Микеланджело Буонарроти. 7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению.
Это, конечно, не так. Как всегда, Микеланджело разрабатывал проект собора св. В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело. Петра. 161. Кроме того, все эти детали обобщенные, не детализированные.
Он как-то сказал своему ученику, Асканьо Кондиви: «Однако, богатый я, возможно, был, я всегда жил как бедный человек». Тем самым ей отводится центральное место. В ней есть такая свежесть и мужественность, такая дантовская суровость, что хотя она была не основной, а побочной линией в творчестве Микеланджело, у нас все же есть все основания считать его одним из великих поэтов Италии.
Илл. В двух дошедших до нас планах, выполненных мастером в 1559-1560 гг., четко намечены основные оси: две оси перекрещиваются под прямым углом (), две – под косым (). Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью.
Нередко следы от зубьев троянки перекрещиваются и тогда фактура камня очень напоминает перовые рисунки Микеланджело. Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки.
Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело. Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны. В ноябре 1497 года французский посол Святого Престола кардинал Жан Билэр де Лагрола поручил ему высечь «Пьету», скульптура показывает Деву Марию, оплакивающую тело Иисуса.
Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8). Илл. К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь.
Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные. В противоречии с библейским рассказом Адам и Ева одновременно нарушают закон, предначертанный богом. Микеланджело был убеждён в том, чтобы взять на себя проект. Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев. Некоторые мастера XVII в. стиля барокко копировали его, но так, чтобы исключить буквальное сходство.
Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии. В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом. Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу. Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура. И только в тех случаях, когда это необходимо.
Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного. Илл. Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов. Кардинал Рафаэль Риарио, тот, кому продали статую, обнаружил обман, но его настолько впечатлило качество скульптуры, что он пригласил художника в Рим. Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541. 25, 26. Он стал эмигрантом, вращаясь в Риме в кругу таких же эмигрантов-республиканцев, каким был и он сам. Для «Страшного суда» Микеланджело черпал вдохновение из фрески Мелоццо да Форли в церкви Санти-Апостоли в Риме.
Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора. Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить. 155. В усталом старческом лице есть какая-то отрешенность от всего земного.
Петра со стороны апсид. Фреска изображает Второе пришествие Христа и его суд над душами. 126.
Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл. Этому миру естественных чувств Микеланджело противопоставляет тот высший свет, где повержена Правда и где царят Измена, Коварство, Навет и Лесть. Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире. Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа.
Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому. Илл. Кверча был художником, близким по духу Микеланджело.
Внезапно раздался крик: мы пропали. Это помогало ему сохранять чувство целого. Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад.
Зато вид группы справа мало удачен. Три года напряженнейшей работы пропали даром. Некоторые фигуры на рельеф переданы достаточно смело. Илл. 3, 4.
Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой. Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела. Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы. Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно.
Этот жест символизирует молчание. 163. И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению. Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров.
Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи). Теперь она находится в базилике святого Петра. Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет.
Для достижения гармонии он должен был стремиться к точности, ясности и особой упорядоченности художественного языка. Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию. На западе он считается величайшим скульптором и хотя о живописи отзывался не лестно, его фрески в Сикстинской капелле, «Страшный суд» и другие трудыпомогли обрести ему место среди величайших художников.
Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши. Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы. Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция. Самым знаковым изображением является композиция «Сотворение Адама» изображающая Бога, прикасающегося пальцем к человеку. Действительно, учеба менее всего интересовала Микеланджело.
Илл. Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии). 134. Микеланджело дает единую систему устремляющихся кверху сил: огромные пилястры большого ордера находят себе продолжение в раскрепованных выступах аттика, в спаренных колоннах тамбура, в ребрах купола, наконец, в колонках фонаря. Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело.
В таком теле ее и изобразил Микеланджело. Младенец Христа, которого сдерживает рука его матери, уже готов выйти в мир. Однако и здесь царит дух отчужденности. Ему жалко расставаться с плотскими благами (295), земные утехи продолжают казаться ему милыми, хотя он уже глубокий старик и всем своим существом ощущает приближение смерти (300). И потому мне всегда казалось, что скульптура – светоч живописи и что между ними та же разница, что между солнцем и луной.
Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода. Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам. У ног Христа, справа, восседает на облаке св. Илл. Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности.
Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы. При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать. Но на этом движении лежит печать мучительной скованности. 36.
С замечательным искусством воплощена в нем идея жертвенности. Все фигуры полны бьющей через край жизненной энергии, полны необычайной активности, возрастающей по мере приближения к алтарной стене. 183. Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы. На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo).
Илл. 179-181.
173. И все же он работал со свойственной ему энергией и напором. Против этого варианта и выступил со всей присущей ему страстностью Микеланджело.
Именно вот таким образом жрица стала мечтать о быстрой смерти. Постоянно соприкасаясь с видными зодчими своего времени (Браманте, Джулиано да Сангалло Антонио да Сангалло и др. ), мастер постепенно освоил новую и грудную для него профессию, связанную с целым рядом проблем специфически технического порядка. Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца.
Так завершает свой творческий путь один из величайших художников Возрождения. И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа. В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье. В их трактовке Микеланджело достигает невиданной дотоле рельефности и динамики. 110, 112.
Недаром его любимым материалом была бронза. Особенно выразительна правая фигура.
К этому же его приглашают и стены, грозно наступающие со всех сторон. Возмущенные римляне заклеймили Даниэле презрительной кличкой исподнишник, которая преследовала его как тень, до конца жизни. Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки. «Мадонна Брюгге», во время её создания, в отличие от других таких статуй, которые показывают Деву Марию, с гордостью представляет своего сына.
Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи. Незадолго до своей смерти в 1534 году папа Климент VII заказал Микеланджело нарисовать фреску «Страшный суд» на стене алтаря Сикстинской капеллы.
При достройке внутреннего двора палаццо Фарнезе Микеланджело был связан тем, что второй этаж уже близился к своему завершению и он мог внести в него лишь незначительные изменения (замена чередующихся полукруглых и треугольных фронтонов над окнами только треугольными и незначительное занижение вписанных между полуколоннами глухих арок). Некоторые из фресок, как, например выжившая «Ливийской Сивиллы», демонстрируют внимательность художника к деталям, таким, как руки и ноги.
Первый раз в 1518 году, когда он сжег наброски, этюды и картоны, служившие ему подспорьем при выполнении росписи потолка Сикстинской капеллы, второй раз – за несколько дней до своей смерти, когда он приказал уничтожить все находившиеся в доме рисунки. Посетив Рим в 1570 году, он предлагал сбить со стены фреску Микеланджело и написать на ее месте новую композицию на ту же тему, но гораздо более глубоко интерпретированную. 160. По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах. Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено.
Антония" – первая из известных картин Микеланджело. Этот пластический антропоцентризм Микеланджело сумел нейтрализовать в Мадонне Дони, где ему удалось замечательно связать три фигуры переднего плана в единую группу. Это утверждение остаётся недоказанным, однако, сам Микеланджело верил в него.
Он писал их на клочках бумаги, на конвертах, на рисунках. Яркие виньетки на потолке Сикстинской капеллы производят эффект калейдоскопа. В настоящее время она стоит во флорентийском соборе, причем ей придано верное положение, которое было впервые научно обосновано П. Я. Павлиновым. «Скованный раб» — одна из более поздних статуй для гробницы папы Юлия. Илл.
Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый). Несмотря на такое восхваление, он был не совсем доволен и поручил своему помощнику Асканио Кондиви написать отдельную краткую книгу (1553), вероятно, основанную на комментариях самого художника.
Окруженные фигурками гениев, сивиллы и пророки листают тяжелые фолианты, развертывают свитки, думают о прочитанном, записывают свои мысли, прислушиваются к божественному голосу. В этот списокработ вошли как скульптурыи архитектурные проекты, так и живописные труды. Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение. Ради этого он не боялся жертвовать внешним изяществом формы, столь ценимым его современниками. Но школярская учеба не привлекала мальчика.
Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане. Тольнаи полагает, что эта модель пропала, а Кёрте отождествляет ее с моделью, хранящейся в музее при соборе св.
Он даже не дотрагивается до нее. На самом же деле между ними лежала бездна. Но какой ценой. Вазари прямо пишет: Микеланджело создал Давида в знак того, что он защитил свой народ и справедливо им правил, – так и правители города должны мужественно его защищать и справедливо им управлять.
Голова лишена сил, чтобы выпрямиться. 5, 6.
Илл. Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo). Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны. Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам.
Хотя годы экономического подъема Флоренции были уже позади, город продолжал оставаться выдающимся культурным центром. В одном из своих писем (к Бартоломео Ферратини. ) он писал: кто отступил от плана Браманте, как это сделал Сангалло, отступил и от истины. Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями.
В личной жизни, Микеланджело был воздержан. В плане Микеланджело все части подчинены главному, основному, от чего внутреннее пространство кажется отлитым как бы из одного куска.
Илл. Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире. Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу. Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу. Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках.
Он был выполнен спустя 25 лет после того, как художник нарисовал свою внушающую страх фреску на потолке Капеллы. И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим.
Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко. Илл. Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа.
Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния. Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении. В 1547 году была сделана новая деревянная модель, к которой, возможно, восходит гравюра Дюперака (этот французский гравер был страстным поклонником архитектурного творчества Микеланджело, чьи проекты он тщательно воспроизводил в своих гравюрах).
185, 186. Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора. Гробницы Лоренцо и Джулиано, в отличие от кваттрочентистских гробниц, обычно тяготеющих к плоскости стены, свободно развернуты в пространстве. 136.
И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына. Илл. Старые источники свидетельствуют, что на восточном фасаде собора и на палаццо Фарнезе были установлены временные деревянные карнизы в размер будущих каменных, дабы позволить Микеланджело внести необходимые исправления. И здесь мрамор, местами грубо обработанный, а местами и совсем сырой, обладает такой благородной фактурой, что незаконченность статуи невольно воспринимается как сознательный прием великого скульптора, умевшего ценить красоту дикого камня.
Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно. Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско. Этим же чувством страха охвачены все фигуры в правой части композиции: и двигающаяся из глубины группа приверженцев, казалось бы, готовая к восстанию, но так на него и нерешающаяся и пребывающие в полном молчании фигуры среднего плана и бредущий с закрытыми глазами старик и сгрудившиеся внизу женщины, дрожащие от ужаса.
184. Фигура победителя дана в настолько сложном контрапосте, что у зрителя невольно создается впечатление известной нарочитости и искусственности запечатленного здесь мотива движения.
37. Илл. Особенно выразительна Мария, прижавшаяся щекой к бессильно поникшей голове Христа.
Он вернулся к работе у Медичи. 21, 22. Илл.
Петра, с чем папа был полностью согласен. Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело — мраморный Вакх.
Матфей дан в совсем необычной для апостола позе. Последняя сделалась в его руках могучим орудием для выражения глубоко личных эмоций. Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости. В борьбу включился и Микеланджело.
Эта же идея положена в основу и крайнего левого наброска на том же оксфордском рисунке. В картине подчёркиваются крутящие движения присутствующее в «Мадонне Брюгге». Его биограф Паоло Джовио рассказывает: «По натуре он был настолько грубым и неотёсанным, а его внутренние привычки — невероятно убогими, что лишили последующего поколения учеников, которые, возможно, последовали бы за ним».
Илл. 17, 18, 19, 20. Поэзия зрелого Микеланджело порою трудна для понимания и особенно трудна для перевода. В плане Браманте отдельные пространственные ячейки более или менее равноценны, причем каждая из них обладает известной замкнутостью и обособленностью.
По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах. С годами мысль становится все более весомой, а вместе с тем и более трудной для понимания, настойчиво звучат мотивы, почерпнутые из философии флорентийских новоплатоников, усложняется сама поэтическая ткань (обилие усеченных слов, сложные инверсии и т. д. ). Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника. С ним были связаны многие исторические события и легенды древнего Рима, напоминавшие о великом прошлом Италии и его нередко называли caput mundi (главой мира).
Занятие несколькими видами искусств в его время не было чем-то необычным. «Мадонна Дони» изображающая Святое семейство имеет элементы всех трёх предыдущих работ: фриз с фигурами на заднем плане имеет вид барельефа, в то время как круглая форма и динамичность фигур напоминают «Тондо Таддеи». 177, 178.
Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду. Таким представил его и Микеланджело. И как раз эту ренессансную основу микеланджеловской архитектуры не учуяли маньеристы, вставшие на путь чисто внешнего усвоения ее отдельных деталей, которые они произвольно вырывали из идейного контекста. Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного. Помимо этого, Микеланджело был одним из лучших архитекторов своего времени.
155, 156. Однако папа на это не согласился и 8 июля издал приказ (breve), в котором категорически требовал немедленного приезда художника в Рим. В 1488 году, в возрасте тринадцати лет, Микеланджело отдали на обучение Гирландайо. Рубенс написал копию работы Леонардо, а Бастиано да Сангалло – работы Микеланджело. В окружающих Христа фигурах художник передал разные оттенки отчаяния и скорби.
Семья Буанарроти утверждала, что происходят от графини Матильды ди Каносса. Илл. Центрально-купольная партия была связана со светскими, чисто ренессансными течениями.
Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело. В 1546 году Микеланджело назначили архитектором собора Святого Петра в Риме. это сам Микеланджело и символ всей его жизни. 13, 14, 15.
Внучатый племянник Микеланджело, Микеланджело Младший, опубликовал стихи в 1623 году с родовыми изменениями местоимений и это длилось до тех пор, пока Джон Аддингтон Саймондс не перевёл их на английский язык в 1893 году и восстановил в них оригинальный пол. Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными. Илл. Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены.
Илл. 107, 108. Микеланджело не мог иметь единомышленников, так как от природы был отшельником и меланхоличной личностью, «bizzarro e fantastico», человек, который «уходил от компании мужчин». Попадая на площадь Капитолия испытываешь совсем особое чувство.
Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного. Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой.
Таким образом, перед Микеланджело стояла задача расписать люнеты над окнами, распалубки и потолок, причем он должен был связать тематику своих фресок с тематикой росписей кваттрочентистских мастеров. Стихи Микеланджело писал не по заказу, а для себя, что называется для души. И все-таки, как прирожденный скульптор, он не мог от него полностью отказаться.
Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи. Илл. Микеланджело какое-то время работал над скульптурой Бертольдо ди Джованни. Ради усиления центральной оси Микеланджело располагает над воротами надстройку, украшенную папским гербом. Микеланджело был нанят Папой Римским Юлием II и трудился над созданием фрески с 1508 по 1512 год.
Первая представляла собой последнюю главу книги о жизни художников (1550) живописца и архитектора Джорджо Вазари.
Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева. Действительность не оправдала их надежд. 174. Тело Христа поддерживают Мария Магдалина, Богоматерь и Иосиф Аримафейский, в образе которого Микеланджело дал свой автопортрет. Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений.
В процессе росписи потолка, Микеланджело исследовал различные тела. 7, 8. Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы. Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба. В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо. Илл.
Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий. 122-125. выдать как античную работу и. продать гораздо дороже». Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью. Илл.
Договор согласовали в августе следующего года. В тот период, у него была самая большая мастерская во Флоренции. Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой.
Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи. Фигура коренастая, сильная, мужественна. Илл. 135, 139.
Например, деревянная модель собора св. Обаяние микеланджеловского таланта было столь неотразимо, что герцог надеялся извлечь для себя из этого пользу, окружив свой трон ореолом славы великого художника, который должен был находиться при его дворе. Илл. Илл. 33, 34.
Илл. Илл. Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции. Если можно так выразиться, то при рождении творческого замысла он оперировал не столько количеством, сколько качеством.
Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп. Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора. Эпоха Возрождения на редкость богата выдающимися мастерами, но она все же не выдвинула художника, равного Микеланджело. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе.
Тут столкнулись два сильных характера. Страдая и мучаясь от сознания, что погибли все те кумиры, которым он поклонялся в юности, Микеланджело все более уходит в мир глубоко личных переживаний. Здесь она была призвана символизировать свободу республики. Растет и ширится волна религиозной нетерпимости. Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал.
Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи. По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II. Её должны были разместить снаружи Кафедрального собора Флоренции. Наоборот, они вырастают из стены, образуя вместе с ней единую, неделимую массу.
Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии). И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане. 145. Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции.
Его крепкая, мужественная фигура полна энергии. К архитектуре Микеланджело подошел как скульптор. Внимательное обследование поверхности обоих росписей и изучение соединительных швов данной работы показало, что Микеланджело потратил на выполнение первой фрески 85 рабочих дней, а на выполнение второй – 87. Купол, завершенный только после его смерти, Банистер Флетчер назвал «величайшим творением эпохи Возрождения». Илл.
Недаром он утверждал, что архитектурные члены зависят от членов тела. Уже в росписи Сикстинского потолка Микеланджело проявил себя как большой мастер архитектуры. Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром). Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое.
Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело. Зато в третьем этаже, целиком восходящем к его проекту, он дал волю своей фантазии. 169. 48-55.
Последняя привлекала к себе всеобщее внимание и вокруг нее шли непрерывные споры между представителями разных художественных направлений. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии.
Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти. Пророк Иеремия, предвидевший падение Иерусалима, является изображением самого художника. Внизу, по той же оси, размещена ниша с водоемом, фланкированным фигурами речных божеств. Он действует только словом. В последующие месяцы он вырезал полихромное деревянное «Распятие» (1493), в качестве подарка настоятелю флорентийской церкви Санто-Спирито, который позволил ему некоторое время исследовать анатомию на трупах в больнице церкви.
В это время Микеланджело работал над рядом архитектурных проектов. Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет. Все пропорции приземистые, купол – мощный и тяжелый.
Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок). Невольно создается такое впечатление, как будто мастер решил в последний раз бросить открытый вызов классицистам всех времен и всех мастей. Римский художник Рафаэль, видимо изменил свой стиль после того, как увидел эту работу. Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело.
Здесь все построено на контрастах. Но плата за обеспеченность художника была дорогой.
170. Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции. Согласно Кондиви, Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи, для которого Микеланджело работал над скульптурой святого Иоанна Крестителя, попросил Микеланджело «исправить её таким образом, чтобы выглядело, будто она была погребена» следовательно, он сможет «отправить её в Рим. В этих фигурах мы наблюдаем мучительную борьбу между стремящейся к счастью и полному раскрепощению силой и тяжелой, аморфной, ревниво оберегающей свои права массой камня. В роли помощников для небольших сцен, художник нарисовал двадцать юношей.
Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св. Илл. До сегодняшнего дня в базилике не хватает фасада.
Микеланджело создавал конструкцию часовни Медичи по собственному усмотрению. Илл. 106, 113. Обеими фресками восхищаются и сохранены их копии.
Со стороны фасада стены оставлены почти гладкими, они расчленены лишь тонкими пилястрами. Уже современники мастера расходились во мнениях относительно идейного толкования этих фигур.
Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина Мучения Св. В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери. С каждой из этих точек зрения она неожиданно раскрывает новые аспекты, поразительные по своему пластическому богатству и выразительности.
Лоренцо «Великолепного» и его брата Джулиано похоронили недалеко от них. Мучение Св. Микеланджело именовал их как «ignudi». Илл. Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа. Давая в одной фреске два разновременных эпизода, художник разделил поле изображения с помощью дерева на две равных части.
В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере. В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию. Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело.
Отправляясь от евангельского текста (Евангелие от Матфея, XXIV, 30-31), Микеланджело изображает не сцену суда, в которой царь славы уже разделил всех воскресших на грешников и праведников, а тот момент, который ему непосредственно предшествует (adventus Domini): появление Христа на облаках когда восплачутся все племена земные и увидят сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. В работах известных под общим названием «Рабы», каждая показывает фигуру, отчаянно пытающуюся освободиться из уз скалы, в которой застрял. 16. В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом.
И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути. В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город. В результате третий этаж выглядит гораздо более нарядным и богатым, чем первый и второй этажи, скованные классической доктриной.
Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу. 89-91.
В конце 1494 года политическая ситуация во Флоренции стала спокойнее. Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы. Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м). Работал он над ней медленно и с большими перерывами.
109-112, 116-119. Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику. С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога. Завершение этой работы заняло около четырёх лет (1508–1512). Илл. В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя.
Это были тяжелые годы. Именно вот таким образом он так любил вылепленные от руки глиняные модели, сближавшие в его глазах архитектуру со скульптурой. К моменту завершения скульптуры Микеланджело было 24 года. В мыслях о смерти он хочет обрести точку внутренней опоры. Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини.
Понимая ее неизбежность, он всячески стремился подготовить себя к ее мудрому приятию. Микеланджело трудился над фреской с 1534 года до октября 1541 года. В зодчестве его более всего привлекала анатомия (иначе говоря, костяк и мышцы, выраженные с помощью членений), а не число и геометрия, единство нервной и мускульной системы, а не простой внешний облик здания. В его представлении план был организмом, способным к движению, а архитектурные членения (полуколонны, пилястры, обрамления окон и дверей, антаблементы и т. д. ) – элементами, драматизирующими взаимодействие несущих и несомых частей. Его любимой стихотворной формой был сонет, но он писал также мадригалы, эпиграммы, восьмистишия (стансы).
Илл. Так он работал еще за шесть дней до своей смерти над скульптурной группой Оплакивание Христа (Пьета Ронданини).
Другие архитектурные работы включали: церковь Сан-Джованни-деи-Фиорентини, часовня Сфорца (капелла Сфорца) в церкви Санта-Мария-Маджоре и Порта Пиа. В отличие от многих более ранних описаний библейского героя, которые изображают Давида торжествующим после сражения с Голиафом, Микеланджело был первым художником изобразившим его в напряженном ожидании до легендарной схватки. Скульптуру «Бахуса» Микеланджело заказали с указанием специфической темы, молодой бог вина. Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении. Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску.
Микеланджело родился 6 марта 1475 года в Капрезе возле провинции Ареццо, регионе Тоскана. Враги Микеланджело, объединившиеся вокруг Витрувианской Академии в Риме (1542), характеризовали его архитектурные формы как ублюдки античных ордеров, а его восприятие архитектуры в целом как чисто варварское.
Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло. Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет. 159. Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции.
Его рука сгибается к плечу. В конечном итоге мастер выполнил лишь две боковых гробницы и стоящую около входной стены статую Мадонны. На Капитолийский холм ведет широкая лестница. Такой комплекс беспорядочных фигур редкость для флорентийского искусства, где его, как правило, можно найти только в изображениях, показывающих либо «Избиение младенцев» или «Муки ада».
В начале 1504 года Леонардо да Винчи поручили изобразить «Битва при Ангиари» между силами Флоренции и Милане в 1434 году в зале заседаний совета в Палаццо Веккьо. Илл. Там он познакомился с техникой фрески. Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки). Это человек действия (vir activus). Более всего он ценил в ней массу, беспокойную, динамичную, пронизанную движением.
Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей. Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт. Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей. Эту постыдную работу продолжали и позднее. В это время Микеланджело учился трудным рельефам, которые высекал Якопо делла Кверча вокруг главного входа Базилики Сан-Петронио, включая фреску «Сотворение Евы», композиция возродившуюся на потолке Сикстинской капеллы.
Он сконструировал верхний этаж Палаццо Фарнезе и интерьер церкви Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири, в которой он изменил арочный интерьер Древнеримской бани. 92, 93, 94. Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту.
По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино. «Восставший раб» — одна из двух более ранних статуй такого рода для гробницы папы Юлия, которую скульптор довёл до почти законченного состояния. Мелоццо изображал фигуры с разных сторон, словно они плывут в Небесах и их видят снизу.
Кумская сивилла – греческая жрица, которая много лет провела в итальянском городке Кумы.
Полон подлинного трагизма также образ Иосифа Аримафейского – идеальный автопортрет художника. ботинках». С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции. Обычно изменение какой-либо одной части неизбежно влекло за собой изменение другой.
Отсюда рождается трагизм этого образа, по духу своему близкого к флорентийской статуе апостола Матфея и к позднейшим статуям рабов. Илл. Илл. В часовне также находится Мадонна Медичи созданная Микеланджело.
Мысль о смерти, – пишет он, – которая по природе своей разрушительна, порождает чудо, сохраняя тех, кто становится к ней причастным, поскольку она ограждает их ото всех людских страстей. 171. Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь.
Фигура передаётся в контексте с увиденным на фреске «Отделение света от тьмы». Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti). Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело. Их толковали по-разному, как ангелов, муз или просто как художественное оформление.
В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни. Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным.
Илл. Картина получила широкое признание от пэров. В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора. Микеланджело расписал потолок Сикстинской капеллы (Sistine Chapel).
47.
И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело. Илл. Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства. 162. Мёртвые восставшие из могил, будут отправлены либо в Рай или в Ад.
Петра.
Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня. Илл. Еще в 1546 году он выполнил глиняную модель. Но его удерживают сотоварищи, один из которых схватил его за руку, а другой поднес палец к губам, явно призывая к молчанию, к непротивлению злу. Первый членился по вертикали колоннами, второй – пилястрами коринфского ордера.
К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы. Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал. 86-88. Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena). Небольшой вестибюль (9, 510, 5 м) заполнен расширяющейся книзу лестницей с тремя маршами.
Они исходят из предпосылки, будто Микеланджело иллюстрировал своим творением какие-то развернутые идеологические программы, либо конкретные литературные произведения. Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи. Микеланджело приступил к росписи начиная с более поздних сцен повествования.
Вскоре Микеланджело обрел в Риме влиятельного покровителя – Якопо Галли, богатого банкира, получившего блестящее литературное образование и владевшего знаменитой коллекцией антиков.
Она буквально потрясает своим величием и своей мощью. Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи. Скульптор Лоренцо Гиберти трудился пятьдесят лет для создания бронзовых дверей Баптистерия, которые Микеланджело описал как «Врата рая». Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями. В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом.
Вазари кратко сформулировал современное мнение: «Безусловное чудо, что бесформенный кусок камня превратился в совершенство, которое природа вряд ли способен воссоздать во плоти». За полгода во Флоренции, Микеланджело работал над двумя статуями, «Молодого Иоанна Крестителя» и «Спящего Амура».
Картины включали детали местности и группы фигур, «Опьянение Ноя» было первым в этой группе. В своих стихотворениях (особенно поздних) он выражал глубокие мысли и высокие чувства, стремясь к максимальной сжатости и энергичной целенаправленности стиха. Чем старее становился Микеланджело, тем чаще навещали его мысли о смерти. Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц. Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад.
Два из наиболее известных своих творений «Пьета» и «Давид», Микеланджело создал, прежде чем ему исполнилось тридцать. Более вероятно, что Микеланджело собирался увенчать собор св. Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу. Статуя осталась незаконченной.
Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней. Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле. Он покинул безопасный двор Медичи и вернулся в дом своего отца. И этой же цели служит цвет.
Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань. Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь. Зато изумительны по своей высочайшей одухотворенности поздние рисунки Микеланджело (наброски для Благовещения в Лондоне и Оксфорде, для Распятия в Париже, Лондоне, Виндзоре и Оксфорде, для стоящей Мадонны в Лондоне). При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви. Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше). Позже написать «Битву при Кашине» доверили Микеланджело.
23, 24. И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть. Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей). Она напоминает мощную лавину. Микеланджело вернулся во Флоренцию в 1499 году.
все члены изменяются по ширине и длине во время движения. Стены длинного зала (46, 2 м) расчленены пилястрами большого ордера, обрамления окон простые и строгие, заполнения много легче обрамления, благодаря чему полностью отсутствует конфликтная борьба сил. Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов.
10, 11, 12. С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений. Членения стены не накладываются на нее в виде декоративной ордерной сетки. Она сидит на мраморном троне и изучает древнюю книгу.
Но в этой незаконченности есть свое большое очарование. Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи. На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти. Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии.
И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело. С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе). 174.
И тот, кто не знает, что такое старость, должен терпеливо ждать ее прихода ибо раньше он этого испытать не может. 109, 111. Все эти вещи не принадлежат к числу лучших творений мастера. 32.
В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой. В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию). В результате они предстают зрителю трагически одинокими.
Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения. Илл. Вскоре её стали рассматривать как один из великих шедевров скульптуры в мире, «раскрытие всех возможностей и силы искусства скульптуры».
По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа.
Кондиви описывал, что он был безразличен к пище и напитку, ел «больше из потребности, чем для удовольствия» и что он «часто спал в одежде. Эта фреска самая широкая в манере изображения и была написана за один день. Илл. Мощная фигура Марии доминирует в композиции.
Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение. В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica).
Илл. Микеланджело полностью подчиняет его форме. Всюду подчеркнута пластическая масса стены, не спокойная и статичная, а полная внутреннего движения, так что стена кажется как бы пружинящей. Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици.
Рельеф Микеланджело «Битва кентавров» создан в то время, когда он был ещё юношей, связанный с Академией Медичи. «Тондо Таддеи» 1502 года показывает младенца Христа, который испугался снегиря, символа распятия. Сегодня она находится в Лувре. 119, 111.
Илл. Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения. Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело – мраморный Вакх. 73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia).
Но все усилия напрасны. В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо.
Илл. Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона).
Вернувшись к идее центрально-купольного сооружения. Во всех скульптурных, живописных работах Микеланджело сквозит одна-единственная тема – человек. По его собственным словам, он собирался сделать фасад Сан Лоренцо так, чтобы и по архитектуре и по скульптуре он стал зерцалом всей Италии (lo specchio di tutta Italia). Он побежден. В то время, Флоренция была крупнейшим центром искусства и учения в Италии.
1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум.
На всем его искусстве лежит печать прозаизма, а это было как раз совершенно чуждо Микеланджело. Илл. В это время Микеланджело высекал рельефы «Мадонны у лестницы» (1490—1492) и «Битву кентавров» (1491—1492). Потолок Сикстинской капеллы был расписан между 1508 и 1512 годами.
Петра со свойственной ему методичностью и целеустремленностью. Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим. При этом консоли кажутся пребывающими в непрерывном движении, как будто это лента, то уходящая в стену, то вновь из нее появляющаяся. Как бы высоко ни расценивать Битву при Кашина, ее композиция все же далека от совершенства, что по-видимому, понимал сам мастер.
Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее.
Илл. Илл. Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера.
Недаром они украшали пилястры. Поверхность мрамора тщательно отполирована, все детали отделаны с высочайшей степенью законченности, равную которой мы найдем лишь в скульптурах Бернини. Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает. В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски). Последняя была предназначена для хора старого собора св.
С замечательным искусством обыгрывал он контраст между нейтральной стеной и активным членением, причем при выполнении последнего всегда отдавал предпочтение камню (травертину) перед стукком и кирпичом. Мадонна Брюгге была единственной скульптурой Микеланджело, покинувшей Италию при жизни художника.
Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса. Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию. Илл. Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла. 151. Но этим роль античного наследия не была исчерпана.
В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики. Вазари прямо пишет:. Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге. Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема. За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года.
2. Фигуры несчастных грешников сдвинуты к самому краю композиции, так что в центре образуется просвет, все более и более отдаляющий их от райского блаженства. Такой подход к искусству исключал плоский натурализм.
Илл. План имеет девять панелей иллюстрирующие сцены из Книги Бытия и расположены в архитектурной раме. Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы. Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин.
Художник охотно принял это предложение. Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя. Илл.
Обоих Лоренцо и Микеланджело обманул посредник с реальной стоимостью работы. Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена.
Несмотря на невысокое мнения о живописи, Микеланджело также написал две наиболее влиятельных работы в стиле «фреска» в истории западного искусства: сцену из Генезиса на потолке и Страшный суд на стене алтаря в Сикстинской капелле в Риме. Этому его научила скульптура. Порта Пиа не похожа ни на римские триумфальные арки, ни на средневековые ворота. В расчете опять-таки на специфику зрительного восприятия Микеланджело дал в центре площади повышающийся к середине трехступенчатый овал, служащий своеобразным подиумом для конного монумента. Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы. Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами.
Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи. После смерти Буонарроти Вазари во втором издании (1568) опубликовал опровержение. Илл. И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло. Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель.
Его мировоззрение приобретает трагический характер. Ни одна из работ не была закончена и обе потеряны, когда зал заседаний восстановили. Для Микеланджело архитектура была средством выражения больших героических идей. И в ней мастер смело порывает с традицией.
167. В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений. В то же время работа очень отличается от работы Микеланджело по характеру.
Этот эпизод драматично изображен в фильме 2014 года Охотники за Сокровищами с Джорджем Клуни в главной роли. 140, 141. При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи. Фигура погружается в сон. Он полон героизма, полон духовной и физической мощи. Из других статуй, предназначенных для гробницы, две известны как «Умирающий раб» и «Скованный раб», находятся сейчас в Лувре. Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать.
Картина получила широкое признание от пэров. Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными. Илл.
30), довольно точно передающая ее общий вид. Илл. Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге. Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано. В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе.
Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений. 99, 101, 102. Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом. Ева послушно следует слову творца. Выразителем и защитником этого второго мира выступает юноша в центре, собирающийся произнести страстную обвинительную речь против палачей. На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался.
41. С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие. Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело.
И результаты были самыми плачевными.
В 1547 году он взял в работу завершение собора Святого Петра, начатый по проекту Браманте и с рядом промежуточных эскизов нескольких архитекторов. Совсем иные настроения и психологические оттенки воплощены в тех фресках, которые украшают распалубки и люнеты и на которых изображены предки Христа. Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды. 46. Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью.
Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы. е. уважением классической традиции). Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя.
Тело бессильно сползает вниз и все попытки удержать его кажутся безнадежными. Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков.
Одно из центральных изображений, «Сотворение Адама» — одна из самых известных и наиболее воспроизведённых работ в истории искусства. И это приводит к трагической разобщенности образов. Илл.
Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года. Разорванный фронтон над дверью перерезает своими углами фланкирующие дверь колонны. На двух фресках капеллы Паолина, «Распятие Петра» и «Распятие Павла», Микеланджело использовал различные группы фигур, чтобы передать сложное повествование. Наоборот, в лагере маньеристов, архитектурные работы Микеланджело вызывали бурю восторгов. Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише).
Его гений искал более широкого поля деятельности. Но обрабатывая так глыбу камня, художник всегда был связан ее первичной формой, которую Гильдебранд называл пространством камня. В так называемом «Умирающем рабе», Микеланджело вновь использовал фигуру с выраженным контрапостом, предложив специфическую позу человека, в этом случае просыпающегося ото сна. В двух незаконченных скульптурных группах (Положение во гроб и Оплакивание Христа) Микеланджело дал совсем новое понимание традиционной темы, в которой аскетизм замысла обрел, наконец, адекватные себе формы выражения.
39. По контрасту с фасадом стены интерьера обладают богатой системой членений (фланкирующие ниши полуколонны первой зоны, обрамляющие ниши-табернакли, полуколонны второго пояса, сложные по ритму кассеты купола), которая подчеркивает устремление основных линий к венчающему купол фонарю.
Илл. В росписи Сикстинского потолка они еще не являются лейтмотивом, поскольку Микеланджело на этом этапе своего развития полностью сохранял веру в те высокие гуманистические идеалы, которые были порождены лучшими умами эпохи Возрождения.
Поскольку для Микеланджело архитектурное произведение было живым организмом, он стремился в своих набросках прежде всего выявить действие и противодействие сил.
Он избегает детализированной характеристики места. Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин.
Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир. Мастер XIX в. Огюст Роден применил эффект незавершенных мраморных блоков. Он спроектировал как интерьер самой библиотеки, так и её вестибюль.
Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу. При этом движение лишено всякой скованности. 149. 81-84.
Илл. Илл. Маньеристы использовали его пространственное сжатие и извивающиеся позы его скульптуры «Победа». По словам Кондиви, он собирался написать специальный трактат по анатомии, поставив главный акцент на moti (то есть движениях) и apparenza (внешняя структура). Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность.
Последняя основана на теме предложенной Полицианом и заказана Лоренцо де Медичи. И здесь невольно напрашивается сравнение с его живописью, в которой пространство существует лишь как вместилище для пластических тел. Регистр его фактурных приемов был необычайно широк. Илл. В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов.
Для всех архитектурных частей он выбрал холодного тона белый мрамор с серыми прожилками, для статуй – теплого тона желтоватый мрамор, близкий к цвету слоновой кости. Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции).
Илл. Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино. И здесь его постигает страшный удар.
И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций. В 1506 году Микеланджело начал писать фреску, но заказы папы Юлия II отвлекли его от этой работы и он принужден был отказаться от мысли довести ее до конца. Творчество Микеланджело Буонарроти кратко можно охарактеризовать как величайшее явление в искусстве всех времен – так его оценивали при жизни, так продолжают считать по сей день. На фреске изображено большое и уродливое тело старухи. Илл.
Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной. Обычно это любовная лирика, полная скрытой страсти и преклонения перед земной красотой. Но как раз этого не произошло. Синьория (городской совет), торговые гильдии, богатые покровители, такие как Медичи и их банковские партнеры оказывали поддержку искусству.
К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции. Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени. Они утратили волю. Благодаря такому композиционному решению пространство приобретает динамику и поистине космический размах. 86-91. С завершением Давида пришёл другой заказ.
И тогда полностью раскрываются ее красоты. Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью. Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи.
Библиотеку открыли в 1571 году, а вестибюль оставался неполным до 1904 года. Живую форму ребёнка позже адаптировал Рафаэль в картине «Мадонна Бриджуотер».
Арсенал его технических приемов был безмерно богат. Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны. В правой части фрески он ограничивается унылой горизонталью пустыни, подчеркивая тем самым, что этот пейзаж служит местом горестного изгнания. Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж.
Ими были семь пророков Израиля и пять сивилл, прорицательниц античного мира. Это предназначенные для украшения гробницы Св. Все это придает его архитектуре величественный характер. Илл. Илл. Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus).
Он нехотя согласился и провёл три года создавая чертежи и модели для фасада, а также пытался открыть новый мраморный карьер в Пьетрасанте специально для проекта. Кто хочет найти себя и насладиться собою, тот не должен искать развлечений и удовольствий. С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года). Это была немногочисленная партия культурных людей, возглавляемая Контарини, Поле и Садолето.
Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей. Слева мы видим райский сад. 175, 176.
Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. (Сегодня, Капрезе известна как Капрезе-Микеланджело) На протяжении нескольких поколений его семьи были мелкими банкирами.
Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны). Молодой герой попирает коленом прижатого к земле побежденного, который склонился в три погибели. Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе. Но спустя долгие годы она осознала, что не попросила вечной молодости.
И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида. На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений. И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим. В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность. В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон.
Все они базировались на рисунке. Подобными приемами, новыми для его времени, мастер добился в своем плане замечательной ясности и гармонии, освободив архитектурный облик площади от всего случайного и наносного.
56-71). Он должен думать о смерти. В том же году, Медичи изгнали из Флоренции в результате восстания Савонаролы.
Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл. Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры.
Антония – первая из известных картин Микеланджело. 146-148. Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 года в небольшом городке Капрезе, неподалеку от Флоренции. Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов. В последние десятилетия своей жизни Микеланджело больше всего занимался архитектурой.
Илл. Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными. Илл.
166, 167. Главный акцент он ставит на обрамлении проема ворот с его сильно выработанным рельефом. Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень). Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты. Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка.
Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам. Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело. Он победил. В этом отношении особенно примечательны его стансы, датируемые до 1534 года (67).
Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути. В период детства Микеланджело, команду художников вызвали из Флоренции в Ватикан, чтобы украсить стены Сикстинской капеллы. Его преемник, Павел III сыграл важную роль вначале и завершении проекта художником. Но Микеланджело упорно отклонял все приглашения, прибегая к различного рода деликатно замаскированным отказам. Республика изменялась после падения антиренессансного священника и правителя Флоренции Джироламо Савонаролы (казнён в 1498 г. ) и восхождения гонфалоньера Пьеро Содерини.
Наиболее талантливым был художник Даниэле да Вольтерра. И это понимает только один человек – апостол Петр. Уже в глубокой старости Микеланджело выполнил еще два архитектурных проекта. Вот почему человек и человеческая фигура являлись главной и основной темой микеланджеловского искусства. Маньеристы, широко использовавшие отдельные архитектурные мотивы из проектов и построек Микеланджело, наивно думали, что великий мастер был их единомышленником.
После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи). Последняя архитектурная работа Микеланджело – Порта Пиа (1561). Создавая их, он больше интересовался пластическими эффектами, нежели пространственными. Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства.
Среди самых знаменитых фресок на потолке – «Сотворение Адама», «Грехопадение и изгнание Адама и Евы», «Потоп», «Пророк Иеремия» и «Кумская сивилла». В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа). Илл. Художественное творчество Микеланджело кратко можно охарактеризовать следующим образом.
38. Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто. Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов. Скульптором запечатлен момент, когда снятое с креста тело собираются положить во гроб. 114, 115.
Илл. Илл. 116-119. 182, 187, 188, 189.
Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья.