Продолжаем тему о мастерах мраморной вуали. Сегодня познакомимся с работами итальянского скульптораРафаэля Монти 1818-1881гг. В Риме Рафаэль открыл самую большую мастерскую времен Возрождения – под присмотром Санти трудились более 50 учеников и помощников художника, многие из которых впоследствии стали выдающимися живописцами (Джулио Романо, Андреа Саббатини), скульпторами и архитекторами (Лоренцетто).
И рано остался сиротой (в возрасте 7 лет он потерял мать, а в возрасте 11лет – отца). В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Весталки освобождались от отцовской власти имели право владеть собственностью и распоряжаться ею по своему усмотрению. Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников. Внимание Рафаэля обращено на всё мироздание, глаз его все «ласкает», художество его все восхваляет». Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца.
Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. Самое абсолютное произведение Рафаэля – Сикстинская мадонна (1515-19, Картинная галерея, Дрезден) гармонически сочетает настроение тревоги и глубочайшей нежности. Рафаэль потерял мать в раннем детстве. Георгия, ок.
Они же вместе с Перино дель Вага, Полидоро да Караваджо осуществили самый обширный замысел Рафаэля-декоратора – росписи и стукковую лепнину т. н. Лоджий Рафаэля (1518-1519, Ватикан). Прототипом этого орнамента, получившего название от слова «грот» (пещера), стали фрагменты античных росписей интерьеров Терм Траяна в Риме и «Золотого дома» – дворца императора Нерона, руины которого были обнаружены под землёй в 1481 году. Арки сводов и опорные столбы создают чёткий ритм. Родился 26. 03. 1483 в Урбино, в семье художника Джованни Санти. «Вся картина была — мгновение, но мгновение, к которому вся жизнь человеческая есть одно приготовление», — вспоминал о ней Гоголь. Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют.
Но этот храм античной мудрости пуст. В небольшой Мадонне делла Седия (ок. Вазари подчеркивает, что Рафаэль и родился также в Страстную пятницу 1483 года, 27-ого или 28-ого марта. В живописи Рафаэля появилась динамика драматического действия (Положение во гроб, 1507, Галерея Боргезе, Рим).
Рафаэль был улыбчив и мягок, добр душой. Весталки—жрицыбогиниВестывДревнем Риме, пользовавшиеся большим уважением и почётом. В дни дрезденского восстания в XIX веке русский революционер Михаил Бакунин мечтал поставить «Сикстину» на крепостных стенах, чтобы остановить наступавших врагов. В первом покое (Станца делла Сеньятура – della Segnatura) Рафаэль изобразил духовную жизнь людей в её высших направлениях. В 1504 Рафаэль отправился во Флоренцию, где изучал творчество её выдающихся мастеров (в особенности Леонардо да Винчи и Фра Бартоломмео), а также занимался анатомией и перспективой. Масло, доска.
Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Ф. Пенни.
Породниться с художником хотели многие знатные люди Италии, в том числе близкий друг Рафаэля кардинал Биббиена. В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело. По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura). Славу Рафаэлю принесли многочисленные мадонны, созданные им во Флоренции между 1504-08 (Мадонна Гран-дука, Галерея Питти, Флоренция так называемая Прекрасная садовница, 1507, Лувр). Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов.
ПроизведенияМикеланджело, Леонардо да Винчи и Фра Бартоломео, сама Флоренция – центр всего изящного и прекрасного – все это оказало сильное влияние на художественное развитие Рафаэля, Удивляясь силе Микеланджело, он, однако, примкнул к Леонардо да Винчи и Фра Бартоломео и отдался ревностно изучению старых флорентийцев.
В 1517 – 1519 годах своды, стены и пилястры (пилястра – вертикальный выступ стены, условно изображающий колонну) лоджии расписывали ученики Рафаэля: Перино дель Вага, Джулио Романо, Джованни да Ундине, Пенни. Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна. Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. Это стало поворотным моментом в жизни Рафаэля. Первый учитель – Перуджино. Однако художник также успевал рисовать портреты знатных вельмож, сделал несколько своих автопортретов.
Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. евхаристии – а напротив неё так называемая «Афинская школа». По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. Рафаэль, собственно Раффаэлло Санти (Санцио), Raffaello Santi (Sanzio) (1483-1520) итальянский художник и архитектор.
Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. В 1508 Рафаэль получил от папы Юлия II приглашение в Рим. Его самой известной работой является главный храм западного христианства – базилика св.
Каждая из них решена в неповторимой, почти музыкальной тональности. Рафаэль — это Рафаэль. Однако свадьба Рафаэля и Марии Доваци, одной из племянниц кардинала, так и не состоялась. Петра в Ватикане.
Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Не окончив еще станцы, Рафаэль должен был приняться за украшение Ватиканских лоджий – открытых галерей, окружающих с трёх сторон двор Святого Дамаса. Наконец, Рафаэль увлекался мыслью о восстановлении древнего Рима.
Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро. Он обеспечил Маргариту, чтобы она могла вести достойное существование. Римский период творчества Рафаэля (1509-1520) был временем высшего расцвета его дарования, многосторонней и интенсивной деятельности, включавшей в себя монументальную, декоративную, станковую живопись, портретный жанр, архитектуру. 1503, Ватикан, Пинакотека Мадонна Констабиле, ок. Автор: User:Bibi Saint-Pol – собственная работа из ВикипедииДалее Рафаэль совместно с учениками по просьбе папы Юлия II украшал драматическими эпизодами из христианской истории Станцы дЭлиодоро (1511-1514) и Станцы дель Инчендио (1514-1517).
В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Пройдет всего пять лет и он станет главой Римской школы живописи. Особенно нравилось ему рисовать Мадонн. Он будет шокирован, поражен. Спор об истине продолжается в Афинской школе, украшающей противоположную стену зала.
Нарастающий драматизм фресок этой станцы принимает оттенок театральной патетики в росписях Станца дель Инчендио (1514-17). 1507, Эдинбург, Нац. Никто не смеет бросить взгляд на еще не законченную работу. Вот одна из фресок из греческой мифологии. То был немыслимый труд.
Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника. Ф. Пенни, Перино дель Вага, Дж.
Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. 1510-1511, Мадрид, Прадо Папа Юлий II, ок. Их роман был прервался из-за смерти Марии. 1504, Париж, Лувр два варианта Св. Один из них – Рафаэль, подаривший людям в образе Мадонны бессмертную надежду. 1513, Дрезден, Картинная галерея), одном из самых совершенных и значительных творений Рафаэля.
Он непреклонен.
Биография Рафаэля Санти в его флорентийский период является неполной и запутанной – судя по историческим данным, художник в это время не жил во Флоренции, а часто туда приезжал. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника. Сюжет росписи: четыре сферы духовной деятельности человека: Теология, Философия, Юриспруденция и Поэзия. Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут».
Пространство между галереями он оформил в виде большого внутреннего двора («Двор Бельведера»), который завершается величественной нишей архитектора Пирро Лигорио (1560 г. ) со знаменитым фонтаном в виде шишки итальянской сосны – пинии. Это мой идеал». После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. Ранние произведения (Мадонна Конестабиле, ок. Он сдружился с местными художниками, в частности, с Бартоломео. Фрески были отосланы в Брюссель, а первые три – в Рим в 1519 году.
галерея). Буонарроти поссорится с понтификом и сбежит во Флоренцию. В Станца делла Сеньятура (1509-11) Рафаэль представил 4 области человеческой деятельности: богословие (Диспута), философию (Афинская школа), поэзию (Парнас), юриспруденцию (Мудрость, Мера, Сила), а также соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены на плафоне.
Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). По заказу Юлия II Рафаэль создал цикл росписей парадных залов (так называемых станц) Ватиканского дворца. В этих произведениях Рафаэль старался придать каждому дворцу как можно более нарядный и индивидуальный облик. 405х278 см.
Основные итальянские архитектурные памятники этого периода – светские здания (учебные заведения, ратуши, дома купеческих гильдий, рынки), которые отличаются симметрией, гармоничностью и изящностью деталей, отделкой карнизов, окон, дверей. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. В 25 лет художник попадает в Рим и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (1509 – 1511), среди которых безусловный шедевр мастера— фреска Афинская школа, пишет алтарные композиции и станковые картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения, работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководит строительством собора св. 295х224 смНереида (морское божество, по внешнему виду напоминающее славянских русалок) Галатея влюбилась в пастухаАкида.
Браманте соединил здание старого Ватикана с дворцами Николая V и Иннокентия VII двумя длинными галереями, которые ограничили Ватикан с запада и востока. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. После его смерти мастерской руководили его помощники, здесь Рафаэль приобрел первые навыки ремесла. Художник покинул Урбино 17-летним юношей. В развитии великого таланта сыграли определённую роль наставники: Бальдассаре Кастильоне (Рафаэль до конца своей жизни переписывался с ним), Перуджино (Рафаэль пришёл в его мастерскую в 1501 г. ). Но Рафаэль тоже не успел завершить эту работу, а после смерти художника его базиликальный план реконструкции собора был подвергнут кардинальному пересмотру.
Эти работы были написаны ним в 17-летнем возрасте. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора св.
На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция». Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины.
Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Все эти многочисленные персонажи, поражающие разнообразием обликов, поз, жестов, разбитые на отдельные группы, объединены общим ритмом, как бы незаметно рождающимся внутри каждой группы, переходящим от одной группы к другой, вписывая их в очертания овала (или увиденного в сильном ракурсе круга), разорванного на первом плане, где изображен как бы не замечающий спорящих, погруженный в размышления Демокрит. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Петра и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с Лоджиями.
Лучшей из фресок этой Станцы является «Изведение апостола Петра из темницы» (1514), в которой Рафаэль обнаруживает всю блистательность своего живописного дарования, превращая роспись в настоящую симфонию света. Роспись одной из лоджий Рафаэль доверил своим помощникам Джулио Романо и Джанфранческо Пенни, а другую украсила великолепная фреска Рафаэля «Триумф Галатеи» (1513, Рим, Вилла Фарнезина). Ему не до гостей. Трудно даже себе представить, что эти слова – об одном из смертных. А Огарев писал Грановскому в 1841 году: «В Дрездене Мадонна удивительная. Тогда Агостино махнул рукой и сказал: «Да приводи кого угодно, только пиши, Бога ради. » И Форнарина до последних дней оставалась рядом с Рафаэлем.
В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл. Сикста в Пьяченце. Эти новые тенденции сливаются воедино в Сикстинской Мадонне (ок. В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. Рафаэль не был женат, но был обручен с племянницею кардинала Биббиены.
Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой. Один только "Потоп" потребовал 32 дня почти беспрерывной работы. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году.
Яркое сияние исходящее от фигуры ангела, явившегося апостолу в Мамертинской тюрьме, озаряет фигуру спящего, закованного в вериги апостола, рождает блики на латах задремавшего стража и постепенно угасает во тьме каземата (который и ныне показывают туристам). Центр архитектурного Ренессанса перемещается в Рим.
Каким же должен быть человек, чтобы его величие сравнили с величием природы. 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон). музеи Мадонна с Младенцем, ок.
В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. Мастер перестал есть, спать, а главное работать. Тонкий и ранимый, он всю жизнь чувствовал острую потребность вматеринской любви и нежности.
Рафаэль (собственно Рафаэль Санти), один из величайших живописцев нового времени, родился 6 апреля 1483 года в Урбино. Рафаэль «Обручение Девы Марии» (1504). Так началась история Рафаэлевых Станц. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. В этой и других комнатах папских апартаментов уже имелись произведения Пьеро делла Франческа, Перуджино и Луки Синьорелли, но папа решил, что этими работами нужно пожертвовать, чтобы разместить фрески молодого художника.
8 25 лет художник попал в Рим и с этого момента начался период наивысшего расцвета его творчества: он выполнял монументальные росписи в Ватиканском дворце (1509-11). Молодой, двадцатипятилетний мастер имевший сравнительно небольшой опыт в области фресковой живописи и никогда до этого времени не писавший сложных многофигурных композиций, предстает в Станцах не только как гениальный художник, но и как великий зодчий, выстраивающий из множества отдельных элементов композиции не менее сложные, стройные и гармоничные, чем постройки величайших архитекторов прошлого. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку.
Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Появляется тема торжественного небесного явления Мадонны (алтарь Мадонна ди Фолиньо, 1512, Ватикан, Пинакотека) и одновременно на смену интонациям счастья и светлой гармонии приходит более сложное мироощущение. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. Часто подчиняясь чужим влияниям, Рафаэль брал всегда только то, что было ему родственно и полезно, умея сохранять чувство меры.
В сопровождающих фрески надписях прослеживается идея Божественного правосудия, в то же время аллегорические женские фигуры на сводах и соответствующие им фрески на стенах (Диспута, Афинская школа, Парнас, Основание канонического и гражданского права) воплощают считавшиеся основными в эпоху Возрождения области духовной деятельности и знаний – теологию, философию, поэзию и юриспруденцию. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. Вот таким образом каждый папа считал своим долгом перестроить, достроить, украсить (а, заодно и оставить след в истории) величественный собор Св. В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины.
Петра). Им присущи классическая ясность рисунка и пластической лепки форм, мягкая гармония светлого, нарядного колорита. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти».
С самого детства он наблюдал, как работает в мастерской его отец и учился у него искусству живописи. Микеланджело уже начал свои росписи в Сикстинской капелле. Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». 1505, Флоренция, галерея Питти) еще носит следы стиля Перуджино, хотя уже отличается от нее композицией и более мягкой светотеневой моделировкой. Посредине два великих мыслителя: устремляющий руку и мысль к небу идеалист Платон и смотрящий на землю реалист Аристотель.
Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. В трех очень близких по решению композициях — Мадонна в зелени (1506, Вена, Музей истории искусства), Мадонна со щегленком (1507, Флоренция, Галерея Уффици) и Прекрасная садовница (1506, Париж, Лувр) — он тонко варьирует один и тот же мотив: сидящая на фоне пейзажа Мадонна и играющие у ее ног маленькие дети — Христос и Иоанн Креститель. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Благодаря искусству итальянских зодчих архитектура Ренессанса завоевала всю Европу.
Около 1513 года Рафаэль расписал семейную капеллу Киджи в церкви Санта Мария делла Паче. К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. галерея Коронование Мадонны, ок. Земная жизнь Рафаэля была коротка: он прожил всего 37 лет. В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них (фрески Лоджии Психеи виллы Фарнезина, 1514-18, а также фрески и лепнина из стукко в Лоджиях Ватикана, 1519) своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Дж.
У ангела слева одно крыло. Капеллу закроют на ключ, который отдадут на хранение все тому же любимому архитектору папы Юлия — Донато Браманте. Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». Это видение в картине дозволено созерцать лишь более земным по облику, тяжело оседающим в облаках, облаченным в великолепные одежды Святым Варваре и Сиксту (которому Рафаэль придал сходство с Юлием II). Даже бархатный берет — черный.
Но все же, эта версия является предметом серьезных споров. Уже в написанных почти одновременно Мадонне дель Импанната (ок. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще.
Это прослеживается даже в небольших его картинах: Мадонна Конестабиле, Сон рыцаря, Три грации Огромную роль в жизни Рафаэля Санти и в его искусстве сыграл переезд в Рим, где он стал перенимать мастерство Леонардо да Винчи. Анной Леонардо да Винчи. Портреты Рафаэля, большей частью поясные или поколенные, лишены импозантности.
Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны. Большую часть этих четырех лет он провел во Флоренции, вот таким образом их называют «Флорентийский период». В 1513-1514 гг.
музеи Мадонна дель Грандука, ок. 1502-1503, Санкт-Петербург, Гос. Если им встречался на пути ведомый наказньпреступник, они имели право помиловать его.
1512, Лондон, Нац. Михаил, ок. 1516, Ватикан), основанные на мотивах античной орнаментики.
За исключением Мадонны Альба (ок. 1506-1507, Флоренция, галерея Питти Мадонна Каупер, ок. Иные возразят: мол, это художник всего-навсего любовался собой. За эти годы он создал много картин.
Видимо, в том же году Киджи предложил Рафаэлю расписать две большие лоджии его виллы (позднее получившей название Фарнезина), построенной архитектором Перуцци на берегу Тибра у подножия Яникульского холма. 1509-1510, Вашингтон, Нац. Но для современников сам художник был воплощением добродетели. Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» превозносит Рафаэля – его скромность, чарующую любезность, грацию, трудолюбие, красоту, добрую нравственность, его «прекрасную натуру, бесконечно щедрую на милости». В годы работы в Риме большое место в творчестве Рафаэля по-прежнему занимает образ Мадонны. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Его первыми работами, которые в дальнейшем получили признание любителей искусства, были фреска «Мадонна с младенцем», хоругвь, на которой была изображена «Святая Троица» и образ на алтаре «Коронование святого Николы из Толентино» для храма в городе Читта-ди-Кастелло.
Для того чтобы через четыре года въехать в Рим, а еще через год стать его живой легендой, надо было превзойти самого себя. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. Развитие культуры Возрождения привело и к нововведениям в использовании строительных материалов и технологий, к развитию архитектурной лексики. В 1504 году Рафаэль переехал во Флоренцию, где оставался до 1508 года. Рафаэль «Мадонна Каупер» (1508).
Дерево, масло. В 1500 году уже стал известен как профессиональный художник, художник. В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо).
Однако это никак не сказалось на его творчестве. Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым. Решив использовать энтузиазм молодого художника для воплощения заветной мечты своего отца, папа Лев послал бреве (письменное послание папы) Рафаэлю: «Всем известно, что ты достиг совершенства в искусстве живописи, но Браманте считал тебя также всегда великим архитектором, а так как ты доказал справедливость его мнения моделью этого храма, согласно последнему желанию покойного Браманте, я назначаю тебя строителем собора, желая, чтобы он воздвигнут был возможно скорее и великолепнее». Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). Но уже в «Обручении Девы Марии» (Sposalizio), написанном в конце этого периода, через этот характер просвечивают черты начинающей слагаться индивидуальности Рафаэля.
Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Одна из них — Мадонна делла Седиа (Мадонна в кресле 1516, Флоренция, Галерея Питти), где фигуры прекрасной молодой матери, прильнувшего к ней испуганного младенца и маленького Иоанна Крестителя естественно и гармонично вписаны в круговое обрамление. Они окружены внимательными слушателями. да Удино и др. ), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами. Весь цикл состоит из 52 фресок на библейские сюжеты в обрамлении орнаментальных росписей – гротесков. В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. Петра – символ Ватикана, ставший памятником «золотого века».
1512). Рафаэлю указывают, как пройти к дому маэстро Микеланджело. За исключением нескольких юношеских работ, Рафаэль ранее не обращался к античной тематике. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. Он руководит росписями парадных покоев Ватиканского дворца (т. Его основной работой при папском дворе было расписывание парадных покоев.
Три покоя (stanza) и одна большая зала Ватикана покрыты по сводам и стенам фресками Рафаэля, а потому носят название «Рафаэлевых станц». Рафаэль. Следующей Станцей, расписанной Рафаэлем, была Станца дель Элиодоро, обязанная своим названием фреске «Изгнание Элиодора из храма» (1512). Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков.
Главным его частным заказчиком стал богатый римский банкир, уроженец Сиены Агостино Киджи. Под фигурою Богословия на стене помещается так называемая «La Disputa» – Спор о св. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Он и подумать не может, что очень скоро все устроится само собой. А тот позовет своего протеже Рафаэля вместе полюбоваться запретным плодом. 1507, Флоренция, галерея Уффици Прекрасная садовница, 1507, Париж, Лувр Мадонна Бриджуотер, ок.
Рядом с ним люди чувствовали себя счастливыми. Он наставлял их с той любовью, что обычно питают не к художникам, а к родным детям. Киджи, узнав, что художник водит за собой все время какую-то «модель», возмутился и запретил Рафаэлю приводить чужих во дворец. Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам.
Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Он должен был украсить фресками кабинет папы. Композиционное равновесие сочетается в ней с движением. В конце 1508 г. художник получил приглашение папы Юлия II в Рим.
Силой, мощью, величием. Ф. Пенни в жесткой и даже огрубленной (у Пенни) манере. Творческое развитие мастера в этот период можно проследить на образах мадонн: «Мадонна Грандука» (ок. В Риме он построил также круглую в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (с 1509) и капеллу Киджи церковь Санта-Мария дель Пополо (1512-20), палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) и Бранконио дель Аквила (окончен в 1520, не сохранился). В своей фреске Рафаэль отошёл от точного изложения сюжета и написал сцену известную как «похищение Галатеи». Рафаэль исполнил росписи капеллы Киджи в церкви Санта Мария делла Паче («Пророки и Сивиллы», ок.
Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина». Романо и Дж. Этот камерный портрет действительно необычен. Безупречно и естественно композиционное построение, полны пластической красоты позы персонажей, праздничен колорит, построенный на несложной гармонии красных, синих, белых тонов.
Популярность Рафаэля растёт, он получает много заказов. Из большой толпы его учеников немногие поднялись выше простого подражания. Заказ был сделан в 1500 году и окончен в 1501. Юношеский период творчества Рафаэля завершает алтарный образ Обручение Марии (1504, Брера), по пространственному решению близкий фреске Перуджино Передача ключей в Сикстинской капелле дворца в Ватикане.
В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Она хранится во флорентийской галерее Уффици. «Посмотрите, она все преображает вокруг себя.
500х770 см. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. Их особа была неприкосновенной. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки.
Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). А. Содомой, он вписал в круговые обрамления прекрасные, полные жизни женские фигуры, символизирующие Философию, Поэзию, Теологию и Юстицию, а в прямоугольные обрамления – символически связанные с росписями стен сцены Грехопадения, Суда Соломона, состязания Аполлона и Марсия и изображение Урании. В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. Таков «Портрет Бальдассаре Кастильоне» (1515—1516, Париж, Лувр) известного урбинского дипломата и гуманиста, в котором благородство и доброжелательность модели подчеркивает изысканно-простая гамма черных, серебристо-серых и белых тонов одежды. Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера. К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов.
Но это все в будущем. И в самом деле: лицо это поражает не красотой, а одухотворенностью. К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины. Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Учился у своего отца, Джованни Санти, затем у Перуджино.
Принимавший значительное участие в работах Рафаэля и окончивший «Преображение» Джулио Романо был лучшим учеником Рафаэля. В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан. С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Будь то сам Папа Римский.
Национальная галерея (Вашингтон)Флорентийский период творчества Рафаэля отмечен поисками колорита, который становится более сдержанным, приобретает тональное единство, яркие интенсивные цвета ранних работ, выполненных под влиянием Перуджино, постепенно уходят из его творчества. В 1507 г. произошло знакомство Рафаэля с Браманте. В Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста (Портрет Юлия II, около 1511, Уффици Портрет кардинала, около 1512, Прадо Женщина в покрывале или Донна Велата, около 1513, Галерея Палатина Портрет Б. Кастильоне, 1515-16, Лувр Лев X с кардиналами, около 1518, Галерея Палатина). Той, которая выдает главную тайну Рафаэля: он человек гармонии.
1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция). Рафаэль сгорает от любопытства. Это одна из самых гармоничных композиций Рафаэля. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Четыре года, проведенные под влиянием Флорентийского искусства, помогли ему достичь индивидуального стиля и уникальной техники живописи. А после его смерти она боялась умереть".
Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. Джованни умер, когда сыну было 11 лет. Романо и Дж. Он прожил остаток своей жизни здесь. Рафаэль был большим поклонником женской красоты. Богословие, философия, юриспруденция и поэзия парят в виде аллегорических фигур на потолке и служат как бы заглавиями к четырем большим композициям на стенах.
1505, все – Флоренция, галерея Питти). Фреска «Афинская школа». Римский период был временем расцвета творчества Рафаэля-портретиста.
Из-за религиозного содержания фресок росписи ватиканских лоджий называли «Библией Рафаэля». Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Эрмитаж Мадонна Солли, ок. Рафаэль Санти – итальянский художник, архитектор.
Например, до сих пор сохранилась его копия холста Леонардо «Леда и лебедь». 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. 1504, Шантийи, музей Конде Св.
Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. С именем Рафаэля связывают также проекты ряда римских дворцов и великолепной виллы Мадама. Донато Браманте (1444-1514) – крупнейший представитель архитектуры Высокого Возрождения. Магдалиной и св.
Дерево, темпера. Я только тут понял живопись.
Вершина, достигнутая Рафаэлем в Сикстинской Мадонне, осталась непревзойденной. Все они носят общий характер нежной и глубокой религиозной мечтательности умбрийской школы. Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. Ещё через 4 года стал работать во Флоренции, а в 1508 его пригласил в Рим сам папа Юлий второй, работать вместе с Микеланджело при дворе. Посредниками между землею и небом служат четыре Евангелия, несомые ангелами.
1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. Ко времени пребывания у Перуджино относятся первые картины Рафаэля. В Станца дЭлиодоро (1511-14) с особой силой проявилось дарование Рафаэля – мастера светотени. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра.
1501, Берлин, Гос. 1504-1505, Берлин, Гос. Воспитатель Александра Македонского) 16 – Диоген (древнегреческий философ) 18 – Евклид (или Архимед), древнегреческий математик) 20 – Клавдий Птолемей (астроном, астролог, математик, механик, оптик, теоретик музыки и географ) 22 R – Апеллес (древнегреческий художник, отмечают черты самого Рааэля). Важную роль в этом комплексе должны были играть так называемые «верхние покои» дворца, ныне именуемые Станцами, которые и было поручено расписать Рафаэлю. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора св. В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим. Неудивительно, что ранние работы художника выполнены в стиле Перуджино. В 1502 г. появляется первая рафаэлевская мадонна – «Мадонна Солли» и с этого времени мадонн Рафаэль будет писать всю жизнь.
Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома.
Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой. В верхней части картины изображено чудо преображения Христа на горе Фавор перед тремя апостолами: Петром, Иаковом и Иоанном. В нижней части картины изображены другие апостолы и бесноватый отрок (эта часть полотна была завершена Джулио Романо по эскизам Рафаэля). Художник создал целую галерею портретов, о чём мы скажем в отдельной статье. 58х43 см. А вот современники Рафаэля думали иначе, не сомневаясь, что "его рукой водил сам Господь".
В конце 1508 года Рафаэль начал росписи в средней из трех Станц — Станце делла Сеньятура. В четырех люнетах находятся композиции, раскрывающие содержание каждой из четырех областей человеческой деятельности: Диспут, Афинская школа, Мудрость, Мера и Сила и Парнас. Подробнее остановимся на одной только фреске Ватиканского дворца – «Афинская школа» (1511). Духом античной классики с её культом чувственной красоты проникнута фреска Триумф Галатеи виллы Фарнезина в Риме (1514). На небе все спокойно здесь, на земле, все полно волнения и борьбы.
Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. А рядом, совсем рядом, в двух шагах, плафон Сикстинской капеллы преображается под кистью его могучего и страстного соперника — Микеланджело Буонарроти. И сам станет другим. Фреска Рафаэля «Триумф Галатеи» (ок. Другой женщиной в жизни художника, была красавица Маргарита, названная им самим «Ла Форнарина», дочь пекаря (пекарь – fornaro) по имени Франческо Лути. Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11).
Надпись на могиле Рафаэля в Римском Пантеоне. Ведущим архитектором становится Донато Браманте (1444 – 1514), строго следовавший классическим принципам в архитектуре. 1506, Шантийи, Музей Конде Мадонна с щегленком, ок. В течение двух-трех лет Рафаэль создавал картины исключительно религиозной тематики.
1509—1510) и Афинская школа (1510—1511), расположенные друг против друга на длинных десятиметровых стенах зала имеющих полукруглые завершения. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. Он шел в свою мастерскую и, забыв обо всем, работал весь день и всю ночь напролет. Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно. В 1483 г. в городе Урбино, в семье живописца Джованни Санти родился сын, которого назвали Рафаэлем.
У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). Уже ранние произведения Рафаэля, написанные под влиянием учителя, отличаются тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажа (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, ГЭ все три – около 1500-02). 1504, Париж, Лувр и Вашингтон, Нац. В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. Именно вот таким образом эрудитами и теологами из окружения Папы был выбран сюжет из библейской Книги Маккавеев, повествующий о том, как нечестивец Илиодор (Элиодор), похитивший в Иерусалимском храме деньги, предназначенные для вдов и сирот, был изгнан из храма и наказан небесными посланцами.
В римских мадоннах Рафаэля настроение поэтической идиллии сменяется более глубоким чувством материнства (Мадонна Альба, около 1510-11, Национальная галерея, Вашингтон Мадонна ди Фолиньо, около 1511-12, Ватиканская пинакотека Мадонна в кресле, около 1516, Галерея Палатина). Рафаэль умер тридцати семи лет, оставив незаконченными росписи виллы Фарнезины, Ватиканские лоджии и ряд других работ, завершенных по картонам и рисункам его учениками. Композиции на стенах зала посвящены Теологии, Философии, Юриспруденции и Поэзии — четырем высшим наукам и искусствам изучавшимся в те времена в итальянских университетах. То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан).
Позже во Флоренции, соприкоснувшись с творениями Леонардо и Микеланджело. Вокруг него всегда было много учеников. Отец заметил это, когда брал мальчика в замок, где работали мэтры, виртуозно владевшие кистью, – герцог привечал искусство, выделяя художников. галерея Шотландии Мадонна Эстергази, 1507-1508, Будапешт, Музей изобразительных искусств). Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). Они как бы расступаются, открывая обширный, полный красочного богатства, величия и счастливой полноты бытия мир с голубизной пронизанного золотистым сиянием неба и свежими красками пейзажной панорамы (Диспута), великолепием огромного мраморного храма с уходящим в глубину арочным нефом (Афинская школа), зелеными склонами холма (Парнас).
Только тонкая золотая цепочка украшает грудь.
1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. Однако в это же время он ездил также в Урбино, Перуджу и даже в Рим. Романо. Именно Браманте построил при этой церкви трапезную, где впоследствии Леонардо да Винчи написал свою «Тайную Вечерю».
Эти годы стали решающими для его творческого формирования. Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля.
да Сангалло). Первое художественное образование получил у своего отца, живописца Джованни Санти и после его смерти в 1494 г. продолжал у умбрийского живописца П. Перуджино. «Форнарина» (прибл. Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». Облокотившись на раму картины, видение созерцают и два маленьких крылатых херувима.
Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Среди них особо выделяются Мадонна с младенцем, Сикстинская мадонна, Мадонна со щеглом, Прекрасная садовница и другие.
Этот сравнительно небольшой сводчатый зал с полукруглыми завершениями стен в XVI в. был местом заседания папского суда по гражданским делам (Сеньятура) возможно, что здесь находилась и личная библиотека Юлия II. галерея Три Грации, ок. На этом фоне Рафаэль разворачивает величественные сцены бесед и размышлений древних философов и ученых, богословов и отцов церкви, античных и ренессансных поэтов в присутствии Христа и святых (Диспута), Аполлона и муз (Парнас), Платона и Аристотеля (Афинская школа). О связи с древним Римом напомнил итальянцам папа Юлий II, при котором древний языческий мир и христианский слились воедино, абсолютно не повлияв на целостность христианских воззрений. Первыми работами не на библейские темы были картины «Сон рыцаря» и «Три грации». Вторая — самая прославленная из картин Рафаэля — Сикстинская Мадонна (1513—1514, Дрезден, Картинная галерея). Очевидно, что большое влияние на его первые работы оказал Пьетро Ваннуччи известный как Перуджино.
В исполненной спокойного величия и гармонически стройной композиции росписей большое значение имеют архитектурные фоны, вдохновлённые идеями современной Рафаэлю архитектуры. Римский период Рафаэля открывают фрески Станцы делла Сеньятура (1509-1511, Ватикан) – одного из трех залов, входивших в комплекс папских апартаментов в верхнем этаже Ватиканского дворца. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Два огромных, уходящих в глубину полукружия, объединяющие мир небесный и мир земной, уподобляя пространство фрески огромным алтарным апсидам раннехристианских церквей, делают Диспуту главным композиционным и смысловым акцентом зала.
Ватиканская пинакотекаПоследним шедевром Рафаэля была величественная картина «Преображение» на евангельский сюжет. В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора. Но созданный им в «Триумфе Галатеи» образ античности стал праздничен и полнокровен, полон такой ликующей радости, мощи избытка жизненных сил, что может быть сопоставлен с написанными почти в те же годы Вакханалиями Тициана.
Итальянский художник, один из титанов Возрождения. Свод лоджии разделён на 13 секций, каждая из которых перекрыта отдельным сводом. В остальных секциях последовательно представлены события из Ветхого Завета – история Адама и Евы, Всемирный потоп, деяния патриархов (Авраама, Исаака, Иакова, Моисея) и царей (Давида, Соломона) – всего 48 сцен.
Эпоху, породившую его, называют Высоким Возрождением. Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello). Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция).
"Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной. Но если во время первой их встречи во Флоренции он чувствовал себя учеником, то теперь и сам стал несравненным мастером. Многих удивляло это неожиданное чувство изысканного художника к простолюдинке.
И Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, В этот римский период им созданы между прочим портреты Юлия II и Льва X мадонны: «С покрывалом», «della Sedia», «di Foligno», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская» «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение». 174-121 см.
Росписи Станцы делла Сеньятура представляют наряду с выполненными в те годы фресками Сикстинского плафона Микеланджело (1508-1512) одно из высших достижений искусства итальянского Возрождения. Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. А ужаснувшись, дерзнуло поверить в себя. Пинакотека Брера (Милан)Это символ, но в том числе и манифест новых архитектурных идей мастера. Деятельность Рафаэля-архитектора представляет собой связующее звено между творчеством Браманте и Палладио. При папе Юлии II Ватикан представлял собой ряд разрозненных построек, а в квадратном внутреннем дворике Ватиканского дворца (его ещё называют Апостольским дворцом) среди апельсиновых деревьев стояли античные статуи.
1502—1503) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Творческая деятельность Рафаэля в 1510-е годы была необычайно многообразной и интенсивной. Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне.
Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков. Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело.
1510-х переживает расцвет дарование Рафаэля-декоратора. 1505 Маддалена Строцци, ок. Екатерина Александрийская, ок. Работа датируется 1498 годом.
1503 г. Пинакотека, Ватикан). Они составляют нерасторжимые в своей цельности и гармоничности группы, где каждый персонаж точно занимает свое место и где сама архитектура в ее строгой размеренности и величественности способствует воссозданию атмосферы высокого подъема творческой мысли. 1506, Берлин, Гос.
Рафаэль «Преображение» (1516-1520). VI). В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. Однако в Урбино он познакомился с работами Паоло Уччелло и Лука Синьорелли. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). музеи Спозалицио Обручение Девы Марии, 1504, Милан, галерея Брера Сон рыцаря, ок.
Высокий Ренессанс – первые три десятилетия XVI века. 1505, Вашингтон, Нац. За этот период он написал «Мадонну Солли», «Мадонну Конестабиле» и др. Одновременно во 2-й пол. Они содержат ряд счастливых находок (пейзажная панорама в Чудесном улове, пространственное решение в Передаче ключей, богатство архитектурных мотивов, пластическая красота поз). Но пока он еще на пути к своей бессмертной славе. Среди работ римского периода (Кардинал, ок.
Одет он скромно, во все черное. А такое в то время случалось редко.
Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509 – 1517 года), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. Ученик Платона.
Эти тенденции еще более остро проявились в росписях третьей из ватиканских Станц – Станцы дель Инчендио (1514-1517), выполненных по наброскам Рафаэля его помощниками Дж. Этот римский фонтан (I-II век н. э. ) стоял в центре открытого алтаря старого собора Св. Петра с конца XIII века, в 1608 году был перенесён во двор, получивший её название – della Pigna.
В 1504 году Рафаэль переезжает из Перуджи во Флоренцию. Гроcтеки Рафаэля не имеют себе равных в искусстве эпохи Возрождения. Переезд во Флоренцию в 1504 сыграл огромную роль в творческом развитии Рафаэля.
1514, Флоренция, галерея Питти) и Мадонне с рыбой (ок. галерея Папа Лев X с двумя кардиналами, 1517, Флоренция, галерея Уффици) особенно выделяются Портрет гуманиста Б. Кастильоне (ок. Рафаэль увидит, наконец, роспись Микеланджело. В 1491 году умерла мать Рафаэля Маджиа, а 1 августа 1494 года умер отец. 1507-1508, Лондон, Нац.
Вся биография Рафаэля Санти тем не менее связана с написанием картин с изображением Мадонны. 1516-1517, Мадрид, Прадо) и Преображения (1519, Ватикан, Пинакотека), написанных при участии Дж. Для лоджий Рафаэль исполнил 52 эскиза на сюжеты из Ветхого и Нового завета известные под именем «Рафаэлевой Библии». У Микеланджело – большого мастера изображения человеческого тела – он старается перенять технику рисования правильных поз и мимики лица.
Художник не дает никаких явных намеков и то, что перед нами женщина, лишенная способности говорить, следует лишь из названия. Известное воздействие на него оказал также монументальный стиль фра Бартоломмео. Художник умер в возрасте тридцати семи лет от сердечной недостаточности. В те дни, когда Микеланджело, прогнав дюжину заурядных помощников, взялся один (. ) расписывать Сикстинскую капеллу, в Риме появился молодой Рафаэль. Станцы – это парадные комнаты Ватиканского дворца. Слава художника росла, заказы увеличивались и превосходили реальные возможности Рафаэля, вот таким образом некоторые работы он перепоручал своим помощникам и ученикам.
писал алтарные композиции и станковые картины исключительные по гармоничности замысла и исполнения, работал как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководил строительством собора Святого Петра). 1514-1515, Париж, Лувр) и т. н. Донна Велата, возможно, модель Сикстинской Мадонны (ок. На своде представлены аллегорические фигуры и сцены. К ватиканским фрескам примыкают работы Рафаэля над картонами к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы (1515-16 итальянский карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон и другие собрания). Для того чтобы написать эти знаменитые произведения, ему пришлось закрашивать некоторые другие работы.
«Каждый злой помысел исчезал при одном его виде», – пишет Вазари. Строительство храмов – это традиция длиною в сотни лет. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». В «Споре» действие происходит одновременно на земле и на небе. Идеи Леонардо в области градостроительства оказали на него большое влияние. Знакомство с Браманте имело для Рафаэля как архитектора огромное значение.
Флорентийский период художника подарил миру 20 рафаэлевских мадонн с младенцами, в которых Санти вложил всю тоску о матери. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль. галерея Мадонна в зелени, 1506, Вена, Музей истории искусства Мадонна Колонна, ок. Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio).
От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). Апостольский дворец (Ватикан)Эта фреска считается одним из лучших произведений не только Рафаэля, но и ренессансного искусства в целом. Среди персонажей изображения можно отметить наиболее известные школьникам личности: 2 – Эпикур (древнегреческий философ) 6 – Пифагор (древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев) 12 – Сократ (древнегреческий философ) 15 – Аристотель (древнегреческий философ.
Он разработал эскизы для росписей продолжавшего анфиладу Станц обширного зала, получившего впоследствии название Зала Константина (после смерти Рафаэля эти росписи выполнил его помощник Джулио Романо). 1504, Лондон, Нац. Сын живописца Джованни Санти. 1515-1518, Рим, вилла Фарнезина), выполненных по рисункам Рафаэля его помощниками Дж.
Юлий II, бывший не только покровителем искусств, но и довольно воинственным политиком, видимо, пожелал, чтобы росписи этого зала напоминали о более конкретных и земных материях, чем науки и искусства, а именно — что он наместник апостола Петра на земле, призванный нести неверующим и сомневающимся свет веры, а также о том, что он только что, в 1511 году, заключил с Венецией и германским императором «Священную лигу» против Франции. Здесь находятся фрески на легендарные темы (Изгнание Элиодора, Встреча Льва I с Аттилой, Месса в Больсене, Освобождение апостола Петра из темницы). И далее: «Те, кто так счастливо одарен, как Рафаэль Урбинский, не люди, но смертные боги». Через несколько веков ему вторит Александр Бенуа: «Рафаэль – олицетворение Возрождения. 1505 Донна Гравида, ок.
Это самая величественная и совершенная из ватиканских фресок Рафаэля. 1514, Мадрид Прадо) появляется увлечение демонстрацией пластической красоты поз и жестов. Своды украшены фресками на библейские сюжеты – по 4 небольшие композиции в каждой части. Частично осуществлённым архитекторским замыслом Рафаэля является римская вилла Мадама (с 1517 строительство продолжил А. да Сангалло Младший, не окончено), органично связанная с окружающими садами, террасным парком. Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон». С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II.
Талант мальчика к этому времени уже проявился, что свидетельствует его современник Джорджио Вазари, сообщающий, что начиная с детства Рафаэль был «большим помощником для отца». К сожалению, не известно в точности, как именно Рафаэль помогал ему, так как сведений об этом периоде жизни художника не очень много. В этих произведениях отчётливо проявились черты кризиса, тяготение к маньеризму (неоконченный алтарный образ Преображение, 1519-20, Ватиканская пинакотека). Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши.
Во Флоренции – палаццо Пандольфини (строилось с 1520 по проекту архитектора Дж. В ней есть торжественность и вневременная неизменность чудесного явления иконная знаковость четко рисующихся на фоне неба силуэтов и одновременно все изображенное предстает как живая, полная высокой красоты и глубины человеческого содержания реальность. В неустанных поисках своего идеала, воплотившегося для Рафаэля в образе Богоматери, мае тер создал самое абсолютное свое творение – «Сикстинскую Мадонну» (1512-13) символ материнства и самоотречения.
После смерти Донато Браманте, основного «перестройщика» этого собора, Рафаэль занял должность главного архитектора собора Св. Петра в 1514 году. И Рафаэлю это удалось. Иные композиционные и образные акценты находит Рафаэль в соседней Станце Элиодора (1512-1514). В неустанных поисках своего идеала, воплощающийся для художника в образе Мадонны, он создает самое абсолютное своё творение— Синкстинскую Мадонну (1513), символ материнства и самоотречения.
Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. Обе композиции во многом похожи, но Рафаэль значительно превосходит Перуджино в изяществе и прозрачности. Он даже обвинил художника в плагиате. Если сравнить эту Библию с библейскими картинами Микеланджело в Сикстинской капелле, то ясно выступает вся противоположность между мрачным трагиком и лириком Микеланджело и спокойным эпиком Рафаэлем, отдающим предпочтение отрадному идиллии, грации.
Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер. Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520.
Иеронимом, 1503 г., Лондон, Нац. Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. По эскизам Рафаэля его помощники выполнили живописный декор примыкающих к Залу Константина лоджий двора Сан Дамазо (Лоджий Рафаэля), он собственноручно выполнил изысканный антикизированный орнаментальный декор двух помещений в личных апартаментах кардинала Бибиены в Ватикане, сделал серию огромных картонов на евангельские темы (ныне — Лондон, Музей Виктории и Альберта), по которым были вытканы гобелены для Сикстинской капеллы, руководил раскопками на Палатинском холме, а в 1514 году, после смерти Браманте, был назначен главным архитектором собора Святого Петра. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Петра в Риме (составив новый, уже базиликальный план собора) и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с лоджиями.