Оба мэтра благосклонно отнеслись к стараниям молодого художника. Учёные изучили «Преображение» при помощи современно рентген-аппаратуры и установили, что с начала Рафаэль изобразил пророков и Св. Такие картины Рафаэля – яркое отражение его возвышенных чувств и чистых искренних эмоций.
Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи.
Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов. Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера. В палаццо удачно соединился тип флорентийского (палаццо Строцци) и римского дворца. Как архитектор, Рафаэль некоторое время руководил строительством собора Святого Петра.
Однной из самых ярких и мастерских работ художника, является роспись сводов капеллы Киджи. Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию.
Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Сюжет картины основан на истории приключения молодого Товия и его спутника и хранителя – Архангела Рафаила, рассказанной в книге Товита (апокрифический Ветхий Завет). При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора. Рафаэль создал образ богоматери, понятный каждому.
Силой, мощью, величием. В декабре 1504 года Рафаэль Санти уезжает во Флоренцию. Композиция «Мадонна с рыбой» построена по принципу пересечения диагоналей, со сложной динамикой геометрических форм и напоминает композиционное решение фрески Рафаэля «Изгнание Элиодора» в Станце дЭлиодоро. Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. Его посмертная репутация была еще больше, так как в конце XIX века его оценили почти все критики, как величайшего художника, который когда-либо жил, художника, который выразил основные доктрины христианской церкви через образы, которые имеют физическую красоту, достойную античного искусства. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP.
Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна». В архитектуру он внес не меньший вклад, чем в живопись. В центре картины над всеми возвышается на троне Дева Мария с Младенцем Христом на коленях. К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. В композиции картины с косыми пересечениями линий уже просвечивается будущее барокко.
1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция). Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. Он даже обвинил художника в плагиате.
Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам.
Однако это никак не сказалось на его творчестве. Величайшее творение станковой живописи Рафаэля «Сикстинская мадонна» (1513-1514). В отпевании великого художника приняли участие папа римский и высшее духовенство.
Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. Эта огромная алтарная картина была заказана кардиналом Джулио Медичи епископом Набронским. По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной.
В дни дрезденского восстания в XIX веке русский революционер Михаил Бакунин мечтал поставить «Сикстину» на крепостных стенах, чтобы остановить наступавших врагов. Его первым заказом стало оформление Станца делла Сеньятура, комнаты расположенный на верхнем этаже дворца Ватикана и которая почти несомненно использовалась папой в качестве библиотеки. Медичи (будущий папа Климент VII).
Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello). Верхнюю часть картины, представляющую преображение Господне как видение и отличающуюся утончённой зрелой живописью, написал Рафаэль. Но все же, эта версия является предметом серьезных споров. Киджи, узнав, что художник водит за собой все время какую-то «модель», возмутился и запретил Рафаэлю приводить чужих во дворец. Трое из которых символизируют добродетели – Веру, Надежду, Милосердие.
Рафаэль потерял мать в раннем детстве. Период творчества, посвященный изображению Мадонны, называют флорентийским периодом. большое Несение Креста, наконец, прелестнейшее из работ Пресвятой Девы, созданных художником, всесветно знаменитая Сикстинская Мадонна» – произведение, не имеющее равного себе во всей западноевропейской живописи, представляющее собою полнейшее воплощение идеала в христианском искусстве. После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет.
При содействии Донато Браманте Санти становится придворным художником Папской резиденции. В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим.
Полотно да Винчи Леда и лебедь Санти срисовывает для себя почти полностью. Он непреклонен. Среди десятка римских рафаэлевых Мадонн – самая трогательная и известная из всех существующих изображений Богоматери «Сикстинская Мадонна». Эта картина осталась неоконченной – дописывал её после смерти Рафаэля Джулио Романо. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году.
Пройдет всего пять лет и он станет главой Римской школы живописи. О смерти Рафаэля существует много легенд иногда бросающих тень на его репутацию. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина».
Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. Она остаётся в своём возвышенном идеальном мире и идёт в мир земной. Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер. Внизу пара флегматичных пухлых ангелочков залюбовались на мать и дитя. Именно такие люди изображены на его полотнах. Иоанна Крестителя и св.
Даже бархатный берет — черный. Св. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). Ромуальда, св. Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция).
Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно. 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. Ему поручают расписать фресками четыре комнаты дворца, так называемые станцы.
Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. Работа датируется 1498 годом. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки.
А после его смерти она боялась умереть». К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины. Вице-король Неаполя герцог Медина де лас Торрес, человек политического склада, решил использовать ситуацию в своих интересах и приложил максим усилий, чтобы приобрести полотно Рафаэля «Мадонна с рыбой» в подарок Филиппу IV. Не зря он, как минимум, два своих произведения «Три грации» и «Амур и грации» посвятил прекрасным богиням римской мифологии – древнегреческим харитам. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II.
В третьем зале — «Зале пожара» — потолок еще раньше был расписан учителем Рафаэля П. Перуджино. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Заказ на написание полотна Рафаэль получил от папы Юлия II. А Огарев писал Грановскому в 1841 году: «В Дрездене Мадонна удивительная. Он будет шокирован, поражен.
По его проекту ее заканчивал А. да Сангалло Младший для кардинала Дж. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой.
С картиной Микеланджело Святой Матфей он поступает так же. На сводах потолка написаны 52 сцены из Ветхого и Нового заветов, окруженный орнаментом стены сплошь покрыты чрезвычайно разнообразными арабесками и фигурными изображениями, близко напоминающими декоративную живопись древних римлян. Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой.
Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. Джованни умер, когда сыну было 11 лет.
Так иносказательно трактовались христианским богословием поимка Товией рыбы (рыба – христианский символ) и излечение слепоты Товита, отца Товии, символизировало его духовное прозрение и приобщение к вере. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. Они расположены в следующем зале — Станца дель Элиодоро. Но это все в будущем. Самым талантливым был Джулио Романо. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют. Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»).
Испытавший благотворное влияние итальянского Ренессанса Карл V (1500 – 1568 гг. ), стал первым испанским монархом, решившим сохранять художественные ценности во владении испанской короны и выставлять произведения светского искусства в своём загородном дворце Эль Прадо. В прославленной картине Рафаэля «Сикстинская мадонна» им создан обаятельный образ женщины, которая идет по облакам навстречу своей участи, зная, что ради счастья людей она должна отдать смерти самого дорогого ее сердцу сына. У ангела слева одно крыло. Будь то сам Папа Римский.
Буонарроти поссорится с понтификом и сбежит во Флоренцию. Картина была сильно повреждена, но первая реставрация только ухудшила её состояние. Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. Святая Мария и младенец, этот сюжет использовался художником чаще всего.
Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши. Рафаэль был улыбчив и мягок, добр душой. В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело. Самое лучшее из трёх – портрет графа Бальтассаре Кастильоне (1515 г. ), выдающегося писателя, человека огромной духовной культуры. Легкостью изяществом, богатством фантазии отличаются чисто декоративные росписи, выполненные помощниками Рафаэля по его рисункам в зале Психеи виллы Фарнезина (около 1515-1516) и в т. н. Лоджиях Рафаэля Ватиканского дворца (1518-1519). В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. 1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж).
Темы фресок, образующих единый цикл – это олицетворение и прославление Истины (Vero), Добра, Блага (Bene), Красоты, Прекрасного (Bello). Вместе с тем это как бы три взаимосвязанные сферы деятельности человека – интеллектуальная, нравственная и эстетическая. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля. Так началась история Рафаэлевых Станц. Он и подумать не может, что очень скоро все устроится само собой.
Этот камерный портрет действительно необычен. В каждой из комнат художник размещает фрески в соответствии с задуманным планом. Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок.
Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. У Рафаэля были многочисленные ученики, хотя никто из них не вырос в выдающегося художника. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело).
«Форнарина» (прибл. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Тогда Агостино махнул рукой и сказал: «Да приводи кого угодно, только пиши, Бога ради. » И Форнарина до последних дней оставалась рядом с Рафаэлем. Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio).
Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника. Его книга об идеальном человеке своей эпохи Придворный (1513 – 1518 гг. ) имела не только воспитательное значение, но и ярко отразила дух и жизнь своего времени. В 1515 новый папа Лев X назначает его «хранителем древности». «Кусочек неба, мостик облаков – и к нам с тобой спускается Мадонна.
Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон». «Посмотрите, она все преображает вокруг себя. Мать Рафаэля предположительно заботилась о своём малолетнем сыне сама вместо того, чтобы отправлять его няне. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. я чувствовал себя лучшим всякий раз, когда возвращался от нее домой. » — восклицал Кюхельбекер. Ходили легенды, что тем самым Рафаэль хотел обыграть оригинальное имя римского епископа, которое с латыни переводится как «шестой». Справа от Богоматери – Св.
Во Флоренции он прожил четыре года изредка выезжая в Урбино, Перуджу, Болонью. Иоанна, весело протягивающего ему птичку, к величайшей радости и к величайшему удовольствию и того и другого. Он прожил остаток своей жизни здесь. Картины Рафаэля вдохновляют человечество и по сей день. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца.
Бенедикта, св. Плацидия. И сам станет другим. Он идеально владел линией, умел мастерски выделять композиционные центры. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля.
На этой фреске изображён Аполлон в окружении муз, вдохновенно играющий на виоле, ниже изображены знаменитые и безымянные поэты, драматурги, прозаики, в большинстве античные (Гомер, Сафо, Алкей, Вергилий, Данте, Петрарка). Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. Там он знакомится с Микеланджело, Леонардо да Винчи, Бартоломео Порта.
Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля.
Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11). В наследии Рафаэля выделяются три портрета неофициального характера: на одном из них предстаёт кардинал в красной мантии и шапочке (около 1518 г. ), обладатель сильного характера, на другом – неизвестная привлекательная молодая женщина, так называемая Дама в покрывале (около 1514 г. ). Рафаэль неустанно черпал от них вдохновение. Все картины Рафаэля – яркое отражение его тонкой натуры.
В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. Тесные отношения с его родителями упомянутые современниками послужили причиной его мягкого характера. В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл.
Таковы его сивиллы-прорицательницы в римском соборе Санта Мария делла Паче, пророк Исайя в Сан-Агостино. В 1513-1514 гг. Наиболее известной постройкой художника является вилла Мадама.
Иисуса окутывает сияние («облако светлое») и озаряет остальных персонажей. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра. Над фресками станц Рафаэль работал девять лет – с 1508 по 1517 год. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа.
Это мой идеал». Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне.
Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). Рядом с ним люди чувствовали себя счастливыми. А такое в то время случалось редко. Именно в выставочных коллекциях – самые лучшие картины такого великого художника, как Рафаэль Санти. Вспомнить хотя бы настоящий шедевр искусства того времени «Сикстинскую мадонну». В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино.
Если присмотреться внимательнее, то кажется, словно на протянутой руке Сикста «красуются» шесть пальцев. Лаврентия, св. Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома.
Художественный язык религии – это образы святых. Рафаэль был большим поклонником женской красоты. В одно время, Микеланджело был весьма раздражен уникальным мастерством Рафаэля быстро перенимать техники других художников.
Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. Мавра и св. Вилла была закончена на треть, когда Рафаэль неожиданно умер. Ф. Пенни.
Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл. Территория была отвоевана у французов в ходе борьбы за северные итальянские земли. От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой.
Это дало толчок к изучению Рафаэлем анатомии, механики движений живых тел, сложных поз После этого появляются на свет картины, где главные герои приобретают взволнованные движения, необыкновенные позы (Положение во гроб, Святая Екатерина Александрийская). Но пока он еще на пути к своей бессмертной славе. Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон).
Мозаики капеллы выполнены по рисункам самого художника. В еще большей степени это свойственно фрескам ватиканской Станцы дель Инчендио (1514-1517), выполненным по рисункам Рафаэля его помощниками Джулио Романо и Дж. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Свое первое сооружение — церковь Сан – Элиджо дельи Орефичи — возвел в 1509.
Рафаэль увидит, наконец, роспись Микеланджело. Рафаэль Санти был одним из самых светлых и радостных художников эпохи Возрождения. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще.
В конце 1509 года Рафаэль уезжает в Рим, там он будет жить до самой своей кончины. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели.
Затем был переезд во Флоренцию и знакомство с работами и техникой Леонардо да Винчи. Выполненные в 1515-1516 годах картоны для шпалер с эпизодами истории апостолов Петра и Павла (Музей Виктории и Альберта, Лондон) в них появляются уже первые признаки исчерпанности классического стиля Рафаэля, – черты холодного совершенства, увлечение зрелищным началом, эффектностью поз избытком жестикуляции. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки.
Иоанна обнажёнными, но позже «одел». Петра. Работы того периода отражают его интерес к образу Мадонны с ребенком. Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем многие картины масляными красками, несколько превосходных портретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове (Donna velata), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др. Одет он скромно, во все черное.
Немного раньше, Рафаэль изготовил в красках десять замечательных по красоте и рисунку больших картонов (в красках) на сюжеты из Деяний св. Художники-классицисты жившие после Рафаэля, считали его лучшим в живописи. К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов. Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут».
К себе прижала сына так любовно, его оберегая от врагов». Зная чувство меры, баланса гармонии во всем, работы Рафаэля не «кричат», но отвести взгляд от них невозможно. После этих работ Рафаэль вернулся снова в Перуджу. Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе. Царственно – величавая заступница человеческая нисходит на землю. Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти.
Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520.
То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. Влюбившись в Форнарину, говорят, он и часа не мог провести без нее и потому она всегда была рядом. Иероним со львом, его главным признаком.
По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura). да Сангалло по проекту Рафаэля. Вот таким образом в своих работах неустанно передавал чарующие формы высоких замыслов. В 1797 году Наполеон перевёз «Преображение» во Францию и в Ватикан вернулась только после свержения императора в 1815 году. Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку.
Он наставлял их с той любовью, что обычно питают не к художникам, а к родным детям. У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. Вокруг него всегда было много учеников. Однако в следующие шесть лет, прогресс в соборе проходил очень медленно и его единственным вкладом, по-видимому, был прогнозируемое дополнение нефа к центрально запланированному проекту Браманте. Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне.
1503 г. Пинакотека, Ватикан). После смерти Браманте Рафаэль стал главным архитектором на строительстве собора Св. Станцы Рафаэля получили названия Правосудие, Диспут, Парнас и Афинская школа. Третья фреска Станцы делла Сеньятура «Парнас» – олицетворение идеи Bello – Красоты, Прекрасного. В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены.
Рафаэль похоронен в Римском Пантеоне, построенном во времена императорского Рима. На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция». Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров.
Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). К тому же в последние годы Рафаэль много работал и как-то признался: «Я надеюсь не упасть под такой тяжестью». Рафаэль сгорает от любопытства. Рафаэль — это Рафаэль. Я только тут понял живопись. Большую роль в укрупнении коллекции сыграл король Филипп IV (1606-1665 гг. ): он предписывал скупать ценные предметы искусства.
Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников. 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон). Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария.
В этих полотнах Рафаэль показал себя как выдающийся мастер колорита. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. На его потолке написаны разные сцены из Ветхого Завета. А он сам решил по возможности сравняться в искусстве живописи с флорентийскими мастерами. Таким образом понтифик хотел отметить включение Пьяченцы (городок в 60 км к юго-востоку от Милана) в состав Папской области. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов.
Всего Мадонн Рафаэля – более сорока картин, это те которые находятся в музеях. Она хранится во флорентийской галерее Уффици. Мастер перестал есть, спать, а главное работать. VI).
Многих удивляло это неожиданное чувство изысканного художника к простолюдинке. А тот позовет своего протеже Рафаэля вместе полюбоваться запретным плодом. «Мадонна с рыбой» не отличается красочность колорита и широким спектром световых эффектов. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei).
Незыблемо и желанно перед зрителем возникает образ неповторимого, чудесного видения. Художник изображая Мадонну, вспоминал всех красавиц, которых он видел в своей жизни. К этому времени относится строительство нескольких палаццо в Риме: палаццо Видони-Каффарелли (1515) палаццо Бранкониа дель Аквила, в котором чувствуется увлечение художника античностью. «Вся картина была — мгновение, но мгновение, к которому вся жизнь человеческая есть одно приготовление», — вспоминал о ней Гоголь.
Папа Юлий II поручил Рафаэлю украсить росписями папские покои в Ватиканском дворце, так называемые станцы (комнаты). Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. Иероним – церковный писатель, секретарь папы Дамасия I – читает Вульгату, созданный им канонический латинский текст Библии, переводу которого с греческого (Новый Завет) и древнееврейского (Ветхий Завет) он посвятил 20 лет работы. Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку.
Картина была заказана неаполитанским аристократом Джеронимо дель Досе для своей капеллы Св. Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь). Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль. Главная фигура на полотне, конечно, Мария.
Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). В церкви братьев сервитов находящейся в капелле семейства Ансидеи, св. Мадонна движется и неподвижна.
В более чем десяти картинах варьируется один и тот же мотив: юная мать и маленькие дети, организующие, так называемую, пирамиду, которой часто пользовались мастера Возрождения. На картине Рафаэля Спаситель изображён парящим в воздухе, как при Вознесении. От ее тревожных глаз невозможно оторваться. Только тонкая золотая цепочка украшает грудь. Мария спускается торжественно и смело, держа на руках своего младенца. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II.
Джованни Нанни вернулся в Удине, где создал ряд хороших картин. В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. Никто не смеет бросить взгляд на еще не законченную работу. В перуджинский период художник создает первую монументальную композицию для церкви – «Обручение Марии», знаменующую новый этап в его творчестве. Картины Рафаэля полны невероятного очарования, нежности и гармонии.
Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро. Палаццо Пандольфини во Флоренции строилось Дж. Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит.
Ее, несущую необычно серьезного ребенка, приветствуют святая Варвара и папа Сикст Второй с «зашифрованным» в правой руке именем (приглядитесь – на ней 6 пальцев). Второе церковное здание Рафаэля — капелла Киджи в церкви Санта-Мариа дель Пополо (1512—20) в отличие от предыдущей постройки тяжеловесна и перенасыщена декором. Иеронима, св. Композиция палаццо повлияла на композицию галереи в Фонтенбло.