Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. Там он знакомится с Микеланджело, Леонардо да Винчи, Бартоломео Порта. Джованни Нанни вернулся в Удине, где создал ряд хороших картин.
Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello). Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов.
По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Первый учитель – Перуджино. Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. Он сделал все возможное, чтобы придать шедевру первоначальный облик, но следы повреждений полностью скрыть не удалось. К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл.
Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро. Обе композиции во многом похожи, но Рафаэль значительно превосходит Перуджино в изяществе и прозрачности. Джованни умер, когда сыну было 11 лет. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро).
Внизу пара флегматичных пухлых ангелочков залюбовались на мать и дитя. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. Полотно да Винчи Леда и лебедь Санти срисовывает для себя почти полностью.
К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов. На рентгеновском снимке видно 17 отдельных элементов, соединенных гвоздями, новую живопись и четыре вставки с левой стороны. В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо).
Все лица на картине источают умиротворение и полны покоя. Ее, несущую необычно серьезного ребенка, приветствуют святая Варвара и папа Сикст Второй с «зашифрованным» в правой руке именем (приглядитесь – на ней 6 пальцев). Оба мэтра благосклонно отнеслись к стараниям молодого художника. У Рафаэля были многочисленные ученики, хотя никто из них не вырос в выдающегося художника.
В 1504 году 21-летний Рафаэль Санти очутился во Флоренции: молодой художник переехал в колыбель Возрождения следом за Перуджино. Рафаэль взволнован, он спешит увидеть и изучить стиль самых главных творцов Италии. Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». VI).
Начав работу, Рафаэль так поразил Юлия II, что тот распорядился выгнать всех работавших в других комнатах художников, разрушить созданные ими фрески и поручить весь проект одному лишь 25-летнему Рафаэлю. Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль. Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля.
Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон». Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны.
В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши. Святая Мария и младенец, этот сюжет использовался художником чаще всего.
В обычном религиозном сюжете прославляется величие человека, который во имя высшего долга способен идти навстречу мукам и даже смерти. Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе. Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Бенуа определил эти вариации как "чарующие живописные сонеты".
Родился 26. 03. 1483 в Урбино, в семье художника Джованни Санти. Как отмечает все тот же Вазари, юный Рафаэль «помогал отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино». Слухи о божественном таланте молодого художника дошли и до Юлия II, который вознамерился во что бы то ни стало украсить свое правление выдающимися произведениями искусства. По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura). Всего Мадонн Рафаэля – более сорока картин, это те которые находятся в музеях.
Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Но справедливости ради нужно отметить, что в «Мадонне Конестабиле» уже отчётливо просматриваются черты живописного стиля Рафаэля: изящество и плавность линий, ритмичность и гармоничность образов. Он прожил остаток своей жизни здесь.
То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Тесные отношения с его родителями упомянутые современниками послужили причиной его мягкого характера. Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон).
Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». Вот, что в своих «Жизнеописаниях» рассказывает о ней Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Каждая Мадонна Рафаэля полна неимоверной прелести. Рафаэль Санти – итальянский художник, архитектор.
Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны.
Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию.
В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520. Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело. В декабре 1504 года Рафаэль Санти уезжает во Флоренцию.
Семнадцатилетний Рафаэль был вполне сложившимся художником, что подтверждает контракт 1500 года, где Рафаэль впервые подписался как «магистр Рафаэль Иоганнис Сантис из Урбино». Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина». Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым. После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию. Сикста в Пьяченце. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». Больше всего в это время его привлекает образ мадонны с ребенком.
Такой обаятельный образ женщины создает Рафаэль в известной всему миру картине под названием «Сикстинская мадонна». Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника.
Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера. Умер Рафаэль в ее постели. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа.
Так началась история Рафаэлевых Станц. Там образовался центр культуры ренессанса, где Рафаэль был всеобщим любимцем. Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно.
Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). С картиной Микеланджело Святой Матфей он поступает так же.
Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. 1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр).
У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка.
В 1500 году уже стал известен как профессиональный художник, художник. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины.
Здесь было у кого поучиться. Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров.
Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Совсем иначе он писал своих мадонн. Талант художника проявился у Рафаэля еще в раннем детстве и по словам родоначальника современного искусствознания Джорджо Вазари он был «большим подспорьем для своего отца, придворного живописца герцого Урбинского». Рафаэль рано стал сиротой: мать умерла в 1491 г., а отец – в 1494 г. Первой подтвержденной документально работой Рафаэля был Алтарь Барончи (Baronci altarpiece) для церкви Святого Николая Толентинского (Saint Nicholas of Tolentino) в городке Чита-ди-Кастелло, расположенном между городами Урбино и Перуджа. В 1504 г. художник переезжает во Флоренции, но при этом ведет «кочевой» образ жизни и работает в различных городах Италии. Рафаэль расписал фреску с сивиллами и пророками на входной арке часовни Киджи в Санта-Мария-делла-Паче. Иоанна, весело протягивающего ему птичку, к величайшей радости и к величайшему удовольствию и того и другого.
Однако это никак не сказалось на его творчестве. Возможно тогда Рафаэль стал гностиком, что позднее отразилось в символизме его картин. Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. В каждой из комнат художник размещает фрески в соответствии с задуманным планом.
Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Прекрасные ангелы порхают вокруг распятия и собирают в чаши Кровь Спасителя. Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. Но все же, эта версия является предметом серьезных споров. 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон).
В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. К себе прижала сына так любовно, его оберегая от врагов». 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл.
Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. Но несмотря на большую загруженность художник находит возможность выполнять частные заказы и создает такие шедевры, как «Донна Велата» (Donna Velata, 1516), «Святое семейство под дубом» (Holy Family below the Oak, 1518), «Форнарина» (La Fornarina, 1518). Умер Рафаэль 6 апреля 1520 г. Отец мальчика умер рано, когда Рафаэлю было всего 11 лет.
С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. Простор в построении пейзажа, гармония форм архитектуры, уравновешенность и цельность всех частей композиции свидетельствуют о становлении Рафаэля как мастера Высокого Возрождения. От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой. Раздвинутые сверху по сторонам занавеси открывают легко идущую по облакам Марию с младенцем на руках.
У ангела слева одно крыло. Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер. При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора. В 1513-1514 гг. Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией.
В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP.
Рафаэль (1483-1520) родился в итальянскои городе Урбино. 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция).
Черты «Сикстинской Мадонны» и «Мадонны в кресле» — это черты знаменитой Форнарины, римской возлюбленной Рафаэля. Самым талантливым был Джулио Романо. Рафаэль был большим поклонником женской красоты. «Период мадонн» – так называется флорентийский период творчества Санти.
Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция). Натурщица для «Дони Валетты» (прибл.
Характер изображения можно назвать скорее лирическим, чем драматическим. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Мать Рафаэля предположительно заботилась о своём малолетнем сыне сама вместо того, чтобы отправлять его няне. Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан. Этот камерный портрет действительно необычен.
Среди десятка римских рафаэлевых Мадонн – самая трогательная и известная из всех существующих изображений Богоматери «Сикстинская Мадонна». Исслеователи ку Эта атмосфера предопределила судьбу Рафаэля. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет.
«Кусочек неба, мостик облаков – и к нам с тобой спускается Мадонна. Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели. Все они возвышают и идеализируют человека, воспевают красоту, гармонию и изящество.
1503 г. Пинакотека, Ватикан). При содействии Донато Браманте Санти становится придворным художником Папской резиденции. Ему поручают расписать фресками четыре комнаты дворца, так называемые станцы.
Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. «Мадонна в кресле» продолжает и развивает излюбленный сюжет художника. Примечательно, что для столь высокого образа Девы Марии Рафаэлю позирует женщина низкого происхождения и низкого рода занятий. Однако в следующие шесть лет, прогресс в соборе проходил очень медленно и его единственным вкладом, по-видимому, был прогнозируемое дополнение нефа к центрально запланированному проекту Браманте.
Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. Работа датируется 1498 годом. Речь идёт о первой достоверно документированной работе Рафаэля – алтарном образе «коронование блаженного Николая Толентинского, победителя Сатаны», заказанным Андреа Барончи для капеллы в церкви сан-Агостино маленького городка Читта-ди-Кастелло недалеко от Перуджи.
Лишившись обоих родителей, Рафаэль продолжал часто приезжать вУрбино. Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Но только Рафаэль смог использовать тондо с большим мастерством и свободой. Он даже обвинил художника в плагиате.
По контракту Рафаэлю помогал его старший коллега Эванджелиста Пьян ди Мелето. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. Фото сегодня не способно на то, чего в свое время добился портрет Папы Юлия II – люди, впервые видевшие его, пугались и плакали, настолько идеально Рафаэль сумел передать не только лицо, но и настроение и характер объекта изображения. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера).
Говорят, он увидел ее случайно, выкупил у отца и поселил в доме, где и навещал до самой смерти. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. На картинеФарнаринана рентгене было обнаружено рубиновое кольцо, символ обручения. Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. Джулио Романо и Джованни Франческо Пенни, которые были ответственны за образную часть плана, настолько точно интерпретировали стиль Рафаэля, что трудно установить, это они или их мастер нарисовали эскизы с образами для лоджии. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку.
Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим. А он сам решил по возможности сравняться в искусстве живописи с флорентийскими мастерами. Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников.
Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Станцы Рафаэля получили названия Правосудие, Диспут, Парнас и Афинская школа. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи.
В конце 1509 года Рафаэль уезжает в Рим, там он будет жить до самой своей кончины. Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний.
Рафаэль потерял мать в раннем детстве. На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция». Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля.
Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. От ее тревожных глаз невозможно оторваться. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). - "Мадонна с безбородым Иосифом" (Эрмитаж)А. Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. Возможно он и был мягок, но также чрезвычайно талантлив, что было равносильно его стремлениям.
Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра. Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Рафаэль умер тридцати семи лет, оставив незаконченными росписи виллы Фарнезины, Ватиканские лоджии и ряд других работ, завершенных по картонам и рисункам его учениками.
Джованни был образованным человеком и хорошо осведомлен о современных художниках того времени. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. Так, счастливый обладатель «Мадонны Грандуке» герцог Тосканский настолько влюбился в купленную почти спустя 300 лет после создания картину, что никогда с ней расставался, даже брал с собой в путешествия. Она хранится во флорентийской галерее Уффици.
Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11). «Форнарина» (прибл. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл.
Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам. Она изменяла Рафаэлю с АгостиноКиджи, учениками художника и, впоследствии, стала самой знаменитой куртизанкой Рима. В «Сикстинской Мадонне» Рафаэль находит верные интонации для изображения материнской любви и нежности и более не теряет этого ощущения. В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. Главная фигура на полотне, конечно, Мария.
И Рафаэль учится и работает. Серьезно и печально-тревожно смотрит она куда-то вдаль, как будто предвидя трагическую судьбу сына. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти».
Юный художник прибывает во Флоренцию и первое, что поражает его до глубины души, — Давид — гигантская скульптура Микеланджело, недавно установленная на пощади Синьории. Следующие четыре года Рафаэль проведет во Флоренции. Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл.