К этому периоду относят 13 портретов из них атрибуция Рафаэлю одного вызывает споры, а две работы утрачены. Портреты Рафаэля составляют самостоятельную и законченную область творчества художника. Профессор Борис Робертович Виппер дал такое определение Рафаэлю – портретисту: «Рафаэль был замечательным портретистом, одним из самых великих портретистов во всей истории европейской живописи».
В тот же период Рафаэль создает картины Портрет Пьетро Бембо, Святой Георгий и его битва с драконом, Мадонна Конестабиле. Огромный труд рисовальщика стал фундаментом всего портретного искусства Рафаэля с самых первых работ. И эти качества своего друга Рафаэль постарался передать на портрете. Рафаэль продолжает писать портреты и создаёт принципиально новые приёмы в этом жанре, которые повлияли на многие поколения художников вплоть до XVIII-XIX вв.
Первый заказ во Флоренции поступает от Аньоло Дони на портреты его и жены, последний написан Рафаэлем под явным впечатлением от «Джоконды». Портреты Рафаэля явились в определённой мере изобразительным выражением философского понимания человека в эпоху Высокого Возрождения, сконцентрировав в себе художественное воплощение ренессансных идеалов личности. Рафаэль создал не так много портретов. В Риме Рафаэль достиг совершенства как портретист и приобрёл возможность реализовать своё дарование архитектора: с 1514 г. он руководил строительством собора Святого Петра. «написал он портреты Беатриче Феррарской и других женщин, в том числе своей возлюбленной А был Рафаэль человеком очень влюбчивым и падким до женщин и всегда готов был им служить, почему и друзья его (быть может больше, чем следовало) ему потворствовали, когда он предавался плотским утехам».
Рафаэль дарит ему свой рисунок, в ответ немецкий художник прислал Рафаэлю свой автопортрет, дальнейшая судьба которого неизвестна. Портрет Аньоло Дони составляет пару с изображением его жены, Маддалены Дони, автором которого тоже является Рафаэль. Его портреты произвели сильное впечатление на Рафаэля. Позже она была признана портретом Пьетро Бембо, который Рафаэль создал во время пребывания Пьетро при дворе Урбино.
Конечно, Рафаэль не мог не написать портрет папы Юлия II. Этот портрет так поразил современников Рафаэля, что проходящие мимо него трепетали словно перед живым. Рафаэль Санти писал не только картины религиозной тематики, живописец известен и как портретист. С годами портреты Рафаэля приобрели большую глубину и значительность. Еще один влиятельный портрет в исполнении Рафаэля – «Портрет Бальдассаре Кастильоне», который в свое время копировали Рубенс и Рембрандт.
В ранних каталогах эта картина считалась портретом Рафаэля, написанным Бернардо Луини. Рафаэлю на собственную свадьбу он заказал свой портрет и портрет молодой жены. Рафаэль пишет алтарные полотна «Мадонна на троне с Иоанном Крестителем и Николаем из Бари» (около 1505), «Положение во гроб» (1507) и портреты — «Дама с единорогом» (около 1506—1507). «рафаэль был замечательным портретистом, одним из самых великих портретистов в истории европейской живописи».
Их роман продолжался 6 лет, до самой смерти мастера. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. Большинство исследователей предполагают, что эта картина является результатом переосмысления Рафаэлем находок портретной живописи, предложенных в «Моне Лизе». В этом, может быть, сказалось уже то необычное искусство, о котором подробно писал Леонардо : «Художник, знакомый с природой нервов, коротких и длинных мускулов, будет хорошо знать при движении тела, сколько нервов и какие были тому причиной и какой мускул является причиной сокращения этого нерва и какие жилы, обращённые в тончайшие хрящи, окружают и включают в себя названный мускул». Самое лучшее из трёх – портрет графа Бальтассаре Кастильоне (1515 г. ), выдающегося писателя, человека огромной духовной культуры.
Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). Один из лучших – «Донна Велата» (ок. Ф. Пенни. Несколько раз переписывались и руки дамы.
В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Новый папа был прямой противоположностью суровому и воинственному Юлию II, о чём свидетельствовала его «программа действий» : «Будем наслаждаться папством, раз Бог дал его нам». Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». Это самый известный портрет Рафаэля. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Всего Мадонн Рафаэля – более сорока картин, это те которые находятся в музеях. Папа Лев изображён со своими племянниками, кардиналами Джулио де Медичи (стоит слева, позже он займёт папский престол под именем Климента VII) и кардиналом Людовико де Росси (справа).
Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом.
Спорный «Автопортрет», хранящийся в Уффици, очень похож на картину Рафаэля «Христос Благословляющий», но плохая сохранность мешает исследователям точно и окончательно приписать его великому итальянскому мастеру. Наряду с «Донной Гравида» и «Маддаленой Дони» входит в число 3-х первых женских портретов Рафаэля.
В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Одна из них — Мадонна делла Седиа (Мадонна в кресле 1516, Флоренция, Галерея Питти), где фигуры прекрасной молодой матери, прильнувшего к ней испуганного младенца и маленького Иоанна Крестителя естественно и гармонично вписаны в круговое обрамление. Художник показал Папу вовсе не таким, каким был на самом деле человек, которого Эразм Роттердамский, знаменитый гуманист эпохи Возрождения, считавший политику Юлия II главной причиной вражды и ссор в католическом мире именовал «Юлием, не допущенным на небеса». Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников. Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. Биография Рафаэля Санти в его флорентийский период является неполной и запутанной – судя по историческим данным, художник в это время не жил во Флоренции, а часто туда приезжал.
В поисках истины философы выходят из него в отличие от собравшихся у алтаря с остией богословов, они разбиты на отдельные группы на широких мраморных ступенях лестницы. золотых и снял для неё виллу. Проведенный анализ краски указывает на то, что верхний слой на картину нанесен через 100 лет после ее создания.
Бенедикта, св. А он сам решил по возможности сравняться в искусстве живописи с флорентийскими мастерами. На нём тяжёлые одежды преимущественно тёмного цвета и модная шляпа. На голове – едва заметная небольшая диадема. В руках дама держит небольшого единорога. Заказчик картины – кардинал Биббьена, писатель и секретарь при папе Льве X картина предназначалась в подарок французскому королю Франциску I. Портрет был лишь начат художником и кем конкретно из его учеников (Джулио Романо, Франческо Пенни или Перино дель Вага) завершен, доподлинно не известно.
Частично осуществлен авторский замысел Рафаэля в римской вилле Мадама (с 1517 года строительство продолжил архитектор А. де Сангалло Младший), органически связанной с окружающими садами и террасным парком. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Друг Рафаэля, кардинал Биббиена, хотел, чтобы художник женился на его племяннице Марии Довици Биббиене, но ему не удалось добиться исполнения своего желания (однако когда Мария скончалась, ее похоронили в Пантеоне рядом с Рафаэлем как его невесту). После кончины великого художника в 1520 г. Форнарина ушла в монастырь. Вершиной портретной живописи Рафаэля считается портрет его друга Бальдассаре Кастильоне. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе.
Как считают многие искусствоведы эпохи Возрождения и историки творчества художника, Форнарина изображена на двух знаменитых картинах Рафаэля Санти – «Форнарина» и «Дама в покрывале». Считается также, что Форнарина, по всей вероятности, послужила моделью при создании образа Девы Марии в картине «Сикстинская Мадонна», а также некоторых других женских образов Рафаэля. Предполагают, что моделью для мадонны послужила возлюбленная Рафаэля Форнарина. Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». Возможно, картину написал кто-то из учеников великого художника.
Флоренция Картина Рафаэля Санти «Дама в покрывале» (La Donna Velata). Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. Росписи Станцы делла Сеньятура принадлежат к числу таких же абсолютных шедевров мирового искусства, как Сикстинский плафон Микеланджело. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома.
Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем многие картины масляными красками, несколько превосходных портретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове (Donna velata), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др. Галерея Палаццо Питти, Флоренция.
Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. Главным его частным заказчиком стал богатый римский банкир, уроженец Сиены Агостино Киджи.
Плацидия. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. «Немая» была признана работой Рафаэля лишь недавно. С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Исследователи творчества художника Рафаэля Санти и историки живописи эпохи возрождения находят в чертах модели этого женского портрета Рафаэля сходство с лицом девы Марии в его знаменитой картине «Сикстинская мадонна».
Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. Картина мастерской Рафаэля Санти «Иоанна Арагонская» (Joan of Aragon, dona Isabel de Requesens, Vice-Queen of Naples). Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello). Станцы Рафаэля получили названия Правосудие, Диспут, Парнас и Афинская школа.
Сходны обрамляющие фигуру колонны лоджии (в современном виде в «Моне Лизе» они обрезаны), поза модели. Женщина изображена в трехчетвертном повороте. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. Многие малые художники бессодержательно подражали ему, но он был основным источником вдохновения для великих классических художников, таких как Аннибале Карраччи, Никола Пуссен и Энгр. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Своеобразным рубежом здесь оказалась «Сикстинская мадонна». Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу.
В еще большей степени это свойственно фрескам ватиканской Станцы дель Инчендио (1514-1517), выполненным по рисункам Рафаэля его помощниками Джулио Романо и Дж. Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. В Древнем Риме художники рисовали на небольших деревянных дощечках, покрытых слоем воска (кодексах) изображение на которых процарапывалось острой палочкой. В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. Увидев эскиз фрески Рафаэля, Юлий II пришел в такой восторг, что отдал живописцу все поверхности, приказав убрать старые рисунки.
Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер. fornaro – пекарь). В последних флорентийских работах Рафаэля (Положение во гроб, 1507, галерея Боргезе, Рим Святая Екатерина Александрийская, около 1507-1508, Национальная галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело. Таков «Портрет Бальдассаре Кастильоне» (1515—1516, Париж, Лувр) известного урбинского дипломата и гуманиста, в котором благородство и доброжелательность модели подчеркивает изысканно-простая гамма черных, серебристо-серых и белых тонов одежды. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. Иеронима, св.
Картина «Мадонна ди Фолиньо» по своему композиционному построению похожа на знаменитую «Сикстинскую мадонну», с той лишь разницей, что в картине «Мадонна ди Фолиньо» больше действующих лиц и образ мадонны отличается своеобразной внутренней замкнутостью – взгляд ее занят своим ребенком – младенцем Христом. Спор об истине продолжается в Афинской школе, украшающей противоположную стену зала. Живописные решения отличаются тонким благородством, композиции безупречно уравновешены. В сильном движении представлен и младенец Христос. Именно вот таким образом эрудитами и теологами из окружения Папы был выбран сюжет из библейской Книги Маккавеев, повествующий о том, как нечестивец Илиодор (Элиодор), похитивший в Иерусалимском храме деньги, предназначенные для вдов и сирот, был изгнан из храма и наказан небесными посланцами.
Обе руки опираются на парапет, в правой Бембо держит сложенный лист бумаги. «Форнарина» (прибл. Облокотившись на раму картины, видение созерцают и два маленьких крылатых херувима.
Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон». Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника. На голову и плечи женщины накинуто тонкое желтое покрывало. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора Святого Петра в Риме (составил новый план собора положив в его основу архитектурный тип базилики), а также достраивал начатый Браманте двор Ватикана с лоджиями.
Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам. В соседней зале Станца дЭлиодоро в фресках на легендарно-исторические сюжеты (Изгнание Элиодора, Встреча папы Льва I с Атиллой, Месса в Больсене) с особой силой проявилось дарование Рафаэля как мастера светотени и гармоничного, мягкого и светлого колорита. В Марии картины «Мадонна дель Импанната» больше душевной силы, в движениях ее чувствуется энергия и уверенность.
Его мадонны и портреты любимых женщин словно светятся материнской любовью, которой художник недополучил в детстве. Одежда подчёркивает её благородное происхождение. По заказу Папы Юлия II Рафаэль начал работу над росписью залов (станц) Ватикана.
La fornarina or Portrait of a young woman. Форнарина 1518-1519 годы. На шее у неё золотая цепь с подвеской из рубина и изумруда с грушевидной жемчужиной. Сами картоны визуально были чем-то вроде разочарования, так как над ними в основном работали в хорошо организованной и высокопродуктивного мастерской Рафаэля. Мадонна дель Импанната 1514-1515 годы. Согласно средневековым легендам, приручить единорога могла только девственница. Так же, как и «Джоконда» Леонардо, дама на портрете Рафаэля загадочна, грациозна и до сих пор не опознана: для кого была написана картина и кто послужил её моделью – не выяснено.
В 1504 году Рафаэль переехал во Флоренцию, где оставался до 1508 года. Следующей Станцей, расписанной Рафаэлем, была Станца дель Элиодоро, обязанная своим названием фреске «Изгнание Элиодора из храма» (1512). Руки с короткими пальцами украшены перстнями. 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. В доме Маттео Ботти Портрет Ла Велата видел не только Вазари, но и Винченцо Боргини (Отдых, 1584 год) и Бокки (Красоты Флоренции, 1591).
Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. Губы тронуты едва заметной улыбкой.
Оба мэтра благосклонно отнеслись к стараниям молодого художника. Бальдассаре Кастильоне – давний покровитель и друг Рафаэля. Ромуальда, св. Композиция портретов напоминает Мону Лизу: фигуры представлены так же в отношении картинной плоскости.
Портреты Рафаэля, большей частью поясные или поколенные, лишены импозантности. 1505 На полотне изображена молодая светловолосая женщина с белокурым младенцем на руках. Маддалена Дони Иоанна Арагонская 1518 год.
«Донна Велата». Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон).
«Портрет папы Льва» кисти Рафаэля считается одним из первых опытов группового портрета в живописи эпохи Возрождения. Важную роль в этом комплексе должны были играть так называемые «верхние покои» дворца, ныне именуемые Станцами, которые и было поручено расписать Рафаэлю. Портреты композиционно уравновешены, отличаются тонким благородством.
Некоторые исследователи живописи Рафаэля склоняются к тому, что Форнарина изображена художником на картинах «Мадонна делла Седия» и «Фригийская сивилла», а также в росписях станцы дЭлиодоро и в качестве Психеи на фреске виллы Фарнезины «Торжество Психеи на Олимпе». Рафаэль. В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. За исключением нескольких юношеских работ, Рафаэль ранее не обращался к античной тематике. От ее тревожных глаз невозможно оторваться. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца.
Среди других построек Рафаэля: круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (строилась с 1509) и капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-1520) в Риме, нарядные палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) в Риме и Пандольфини (с 1520) во Флоренции. Главная фигура на полотне, конечно, Мария. Картина «Мадонна дель Импанната» свидетельствует о дальнейшем совершенствовании стиля художника, об усложнении образов в сравнении с мягкими лирическими образами его флорентийских мадонн. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей.
После оригинально трактованного портрета Льва X в окружении родственников (1518) в продукции мастерской Рафаэля возрастает вклад учеников и в первую очередь Джулио Романо. Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. Судя по форме шляпы, на портрете изображён какой-то герцог. Размер картины 85 x 60 см, дерево, масло.
1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция). Это самая величественная и совершенная из ватиканских фресок Рафаэля. До 1631 г. «Немая» хранилась в Урбино, а затем была перевезена во Флоренцию.
Так началась история Рафаэлевых Станц. Картина Рафаэля Санти «Мадонна дель Импанната» создавалась великим живописцем практически в одно время с знаменитой «Сикстинской мадонной». Рафаэль Санти – итальянский художник, архитектор.
Джованни умер, когда сыну было 11 лет. Иоанна Арагонская (. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. Вторая — самая прославленная из картин Рафаэля — Сикстинская Мадонна (1513—1514, Дрезден, Картинная галерея). В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei).
Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Подчеркнуть значимость Льва X призваны и фигуры кардиналов изображенных за спиной Папы. Но все же, эта версия является предметом серьезных споров.
большое "Несение Креста", наконец, прелестнейшее из работ Пресвятой Девы, созданных художником, всесветно знаменитая "Сикстинская Мадонна» – произведение, не имеющее равного себе во всей западноевропейской живописи, представляющее собою полнейшее воплощение идеала в христианском искусстве. Он был дипломатом, философом, поэтом, автором знаменитого трактата «Придворный». 1503 г. Пинакотека, Ватикан). Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно.
«Сикстинская Мадонна» (итал. Отец заметил это, когда брал мальчика в замок, где работали мэтры, виртуозно владевшие кистью, – герцог привечал искусство, выделяя художников. Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетания пятна и линии и т. д. ) в рисунке достигается пластическая моделировка, тональные и световые эффекты. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. В этих полотнах Рафаэль показал себя как выдающийся мастер колорита.
Считается, что композиция портрета создана под влиянием «Моны Лизы» Леонардо да Винчи (1505-1506). Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. В Италии точный, детально разработанный и пластически ясный рисунок, характерный для мастеров XV века (Пизанелло, Поллайоло, Мантенья, Карпаччо), приобретает особую насыщенность и живую выразительность у художников Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Андреа дель Сарто). Папа Юлий II известен потомкам больше, чем многие другие выдающиеся первосвященники и правители. Так, в одной из росписей Станцы делла Сеньятура, названной «Григорий IX передает на хранение Декреталии», под видом Папы Григория IX изображен пригласивший художника в Рим Юлий II. Сфера применения рисунка чрезвычайно обширна.
Выяснилось, что сначала это была Дама с собачкой, а потом поверх собаки появился единорог. Ему поручают расписать фресками четыре комнаты дворца, так называемые станцы. Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов. Большое влияние на раннего Рафаэля имел его учитель Перуджино и северные мастера.
Этот портрет Юлия II, вероятно, единственный, где Рафаэль льстит своей модели. Этот камерный портрет действительно необычен. Гладкие черные волосы обрамляют нежное, смуглое лицо.
Плацидия. Читайте статью Имя художника —ребус на картине. Портрет молодой женщины написан художником совместно с учениками его мастерской. Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля.
По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura). Она хранится во флорентийской галерее Уффици. В XII – XVI веках получили широкое распространение металлические (свинцовые и серебряные) штифты известные ещё со времён античности. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам.
В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной.
Название картины – условное и не совсем объяснимое, тем более, что моделью считается Елизавета Гонзага – жена герцога Урбинского Гвидобальдо Монтефельтро (или сестра герцога Джованна). Он даже обвинил художника в плагиате. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Лаврентия, св. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины.
В конце 1509 года Рафаэль уезжает в Рим, там он будет жить до самой своей кончины. Но пристальное внимание автора к аналитическим эффектам фламандского искусства побуждает исследователей приписывать «Юношу с яблоком» Рафаэлю, так как его внимание в те годы было занято именно фламандской школой. Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. Музей Прадо, Мадрид. С картиной Микеланджело Святой Матфей он поступает так же.
1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). Иоанна Крестителя и св. В трактовке образа юноши нет никаких признаков внутреннего напряжения.
Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». В церкви братьев сервитов находящейся в капелле семейства Ансидеи, св. Их руки, как и у Джоконды, расположены одна поверх другой. Изобразительное мастерство художника обманывает наблюдателя.
Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. Святое семейство под дубом 1518 год. В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). Тем не менее доказать, что портрет «Форнарина» принадлежит Рафаэлю, не смог никто.
Лаврентия, св. 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. У ангела слева одно крыло.
Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». Ок. Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели.
1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон). Размер картины 144 x 110 см, дерево, масло. Это видение в картине дозволено созерцать лишь более земным по облику, тяжело оседающим в облаках, облаченным в великолепные одежды Святым Варваре и Сиксту (которому Рафаэль придал сходство с Юлием II). Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. Пинакотека Ватикана, Рим.
Сикста в Пьяченце. Первый учитель – Перуджино. Она сидит в лоджии на фоне озерного пейзажа. Размер картины 158 x 125 см, дерево, масло. Первые портреты относятся к флорентийскому периоду (Аньоло Дони, 1505, Питти, Флоренция Маддалена Строцци, около 1505, там же Донна Гравида, 1505, там же).
По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. 1507 г., Старая Пинакотека, Мюнхен) отображают его вновь обретенное господство над современным флорентийским стилем, по крайней мере, в композициях относительной простоты. В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл. Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем многие картины масляными красками, между прочим, несколько превосходных портретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове ("Donna velata"), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др.
Его лицо спокойно и приветливо, взгляд одухотворён, отмечен умом и добротой. В конце 1508 года Рафаэль начал росписи в средней из трех Станц — Станце делла Сеньятура. Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши. Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»).
Также, как и на Портрете Форнарина у молодой женщины есть украшение в виде жемчужины в волосах (указывает на имя Маргарита — жемчужина на латыни и греческом). VI). Бенедикта, св.
Ее, несущую необычно серьезного ребенка, приветствуют святая Варвара и папа Сикст Второй с «зашифрованным» в правой руке именем (приглядитесь – на ней 6 пальцев). Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция). Ромуальда, св. При содействии Донато Браманте Санти становится придворным художником Папской резиденции. Он разработал эскизы для росписей продолжавшего анфиладу Станц обширного зала, получившего впоследствии название Зала Константина (после смерти Рафаэля эти росписи выполнил его помощник Джулио Романо).
К себе прижала сына так любовно, его оберегая от врагов».
Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан. 1516 г. Галерея Питти. Переехав в Рим, 26-летний мастер получает должность «художника апостольского Престола» и поручение расписать парадные покои Ватиканского дворца, с 1514 руководит строительством собора святого Петра, работает в области церковной и дворцовой архитектуры, в 1515 назначается Комиссаром по древностям, отвечает за изучение и охрану античных памятников, археологические раскопки. В эпоху Возрождения входит в употребление сланцевый, так называемый итальянский, карандаш («чёрный мел») и сангина («краcный мел»). 1514, галерея Питти, Флоренция). В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II.
Мадонна ди Фолиньо 1511-1512 годы. Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой. Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны. В декабре 1504 года Рафаэль Санти уезжает во Флоренцию. Здесь портретное искусство Рафаэля достигает своих вершин. Каждая из них решена в неповторимой, почти музыкальной тональности.
Размер портрета 82 x 61 см, дерево, масло. Алтарная картина Рафаэля Санти «Мадонна ди Фолиньо». Его внезапная смерть прервала соперничество двух великих мастеров. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Святая Мария и младенец, этот сюжет использовался художником чаще всего.
Наиболее ярко замечательное дарование живописца проявилось во фресках Станцы делла Сеньятура (комнаты печати). В наследии Рафаэля выделяются три портрета неофициального характера: на одном из них предстаёт кардинал в красной мантии и шапочке (около 1518 г. ), обладатель сильного характера, на другом – неизвестная привлекательная молодая женщина, так называемая Дама в покрывале (около 1514 г. ). Для Киджи Рафаэль написал фрески «Три грации» и «Галатея». Для фрески «Амур и Психея» Рафаэль стал искать модель и однажды увидел 17-летнюю дочь пекаря Маргариту Лути. В ранних полотнах Рафаэля Санти прослеживается влияние учителя, но через 2-3 года художник демонстрирует авторский стиль.
Размер картины 320 x 194 см, дерево, масло. В 1619 году Портрет Ла Велата купила семья Медичи. В XIX веке этот «Мужской портрет» Рафаэля, который можно отнести к периоду его юности (ок. Слева, на другой лестнице, мечутся заслышавшие шум солдаты, на латах которых играют отсветы красноватого пламени факелов и холодного света скользящей между темных облаков луны.
В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. По-новому в картине «Мадонна дель Импанната» решена и композиционная проблема, художник Рафаэль Санти отходит от прежнего спокойного решения, основанного на взаимных повторах линий и путем более контрастного объединения мотивов пирамидальной композиции достигает равновесия не столько статического, сколько динамического. Прозвище «Форнарина» дал ей Рафаэль (от итал. Ещё через 4 года стал работать во Флоренции, а в 1508 его пригласил в Рим сам папа Юлий второй, работать вместе с Микеланджело при дворе. Чувство цвета, проявленное в «Донне Гравиде», Рафаэль потом вновь использует в портрете кардинала Федра Ингирами.
В каждой из комнат художник размещает фрески в соответствии с задуманным планом. Лучшей из фресок этой Станцы является «Изведение апостола Петра из темницы» (1514), в которой Рафаэль обнаруживает всю блистательность своего живописного дарования, превращая роспись в настоящую симфонию света. В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины. Левая рука, мягко подчеркивает выпуклость живота, пристальный взгляд направлен на зрителя. Но Рафаэль был всегда необычайно требователен к себе, чтобы он ни изображал – живую плоть или неживую ткань и всегда сохранял верность своему художественному принципу (сходство должно быть непременным), вот таким образом он не польстил папе изобразив его дородным и холёным эпикурейцем.
Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков. Иоанна Крестителя и св. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна. Его отец, Джованни Санти, был художником при дворе Федерико да Монтефельтро, герцога Урбино и несомненно обучал Рафаэля основным техникам.
Портрет Рафаэля настолько соответствовал рассказам о папе и его крутом характере, что историк искусства Вазари сразу же отметил это: « пользуясь уже величайшее известностью, он написал маслом портрет папы Юлия, настолько живой и похожий, что при одном виде портрета люди трепетали, как при живом папе». Рафаэль же пытался решить новые задачи, опираясь на свою сложившуюся образную систему. На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Яркое сияние исходящее от фигуры ангела, явившегося апостолу в Мамертинской тюрьме, озаряет фигуру спящего, закованного в вериги апостола, рождает блики на латах задремавшего стража и постепенно угасает во тьме каземата (который и ныне показывают туристам).
В Мадоннах Рафаэля римского периода идиллическое настроение его ранних произведений сменяется воссозданием более глубоких человеческих, материнских чувств (Мадонна Альба, около 1510-1511, Национальная галерея, Вашингтон Мадонна ди Фолиньо, около 1511-1512, Ватиканская пинакотека) как полная достоинства и душевной чистоты заступница человечества выступает Мария в самом знаменитом произведении Рафаэля – Сикстинской Мадонне (1514-1519, Картинная галерея, Дрезден). Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина».
Его посмертная репутация была еще больше, так как в конце XIX века его оценили почти все критики, как величайшего художника, который когда-либо жил, художника, который выразил основные доктрины христианской церкви через образы, которые имеют физическую красоту, достойную античного искусства. Но этот храм античной мудрости пуст.
Купец Аньоло Дони женился Маддалене Строцци в 1503 году, но портреты Рафаэля, вероятно, были выполнены в 1506, в период, когда художник пристально изучал искусство Леонардо да Винчи. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Он прожил остаток своей жизни здесь. От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой. Юлий II, бывший не только покровителем искусств, но и довольно воинственным политиком, видимо, пожелал, чтобы росписи этого зала напоминали о более конкретных и земных материях, чем науки и искусства, а именно — что он наместник апостола Петра на земле, призванный нести неверующим и сомневающимся свет веры, а также о том, что он только что, в 1511 году, заключил с Венецией и германским императором «Священную лигу» против Франции.
Одно из самых выразительных произведений мастера – «Портрет Томмазо Ингирами» (ок. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Напротив, мы видим в «Автопортрете» спокойное отражение реальности, представленное путём богатой синтетической способности. К ватиканским фрескам близки картоны Рафаэля к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы (1515-1516 итальянский карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон и другие собрания). В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим.
Так возникали либо искусственно драматизированные образы, например «Несение креста» (1517 Мадрид, Прадо), либо работы, в которых уже ощущается оттенок академизма, например «Святое семейство под дубом». Этот овал придает изображенному некую неизменность и в то же время композицию пронизывает круговое движение, которому невольно подчиняется и зритель: взгляд Папы Сикста направлен вверх, к Мадонне, улыбающаяся Святая Варвара смотрит вниз, а взоры маленьких херувимов вновь обращены к Мадонне. В 1510-х годах Рафаэль много работает в области алтарной композиции. Нарастающий в этих фресках драматизм принимает оттенок театральной патетики в росписях Станца дель Инчендио (1514-1517), которые Рафаэль исполнял уже с многочисленными помощниками и учениками. В 1513-1514 гг.
Но созданный им в «Триумфе Галатеи» образ античности стал праздничен и полнокровен, полон такой ликующей радости, мощи избытка жизненных сил, что может быть сопоставлен с написанными почти в те же годы Вакханалиями Тициана. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Рафаэль не приукрашивает этого человека (хотя и не старается акцентировать внимание на физическом недостатке – косоглазии), но подчеркивает его высокий духовный мир.
Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. К числу древнейших сухих красящих веществ относится уголь. И в портрете супруга Маддалены Дони фоном служит небо, природа. Национальная галерея античного искусства, Рим. Взгляд ребёнка наоборот живой и любознательный.
Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой. В живописи Ренессанса есть очень немного примеров портретов беременной женщины. С именем Рафаэля связывают также проекты ряда римских дворцов и великолепной виллы Мадама. Созданные им во Флоренции многочисленные изображения Мадонн (Мадонна Грандука, 1504, Галерея Питти, Флоренция Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем или Прекрасная садовница, 1507, Лувр, Париж Мадонна со щеглом, Уффици) принесли молодому художнику всеитальянскую славу. Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11). 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). Рафаэль Санти, самые известные произведения которого – это безусловно Мадонны, писал картины на одном дыхании. Вершиной портретной живописи Рафаэля принято считать луврский портрет его друга Бальдассаре Кастильоне (1515)1, который вызывал восхищение таких знатоков, как Рубенс и Рембрандт2.
Рафаэль потерял мать в раннем детстве. Можно сказать, что хорошее и красивое некоторым образом одно и то же». Они выявили несколько живописных слоев и много любопытных деталей. В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Джованни да Удине, Перино дель Вага, Франческо Пенни и другим), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами. В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний.
В 1500 году уже стал известен как профессиональный художник, художник. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). В трех очень близких по решению композициях — Мадонна в зелени (1506, Вена, Музей истории искусства), Мадонна со щегленком (1507, Флоренция, Галерея Уффици) и Прекрасная садовница (1506, Париж, Лувр) — он тонко варьирует один и тот же мотив: сидящая на фоне пейзажа Мадонна и играющие у ее ног маленькие дети — Христос и Иоанн Креститель. Видимо, в том же году Киджи предложил Рафаэлю расписать две большие лоджии его виллы (позднее получившей название Фарнезина), построенной архитектором Перуцци на берегу Тибра у подножия Яникульского холма. Тем не менее, многие искусствоведы считают «Автопортрет» работой Рафаэля флорентийского периода.
К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. Размер портрета 120 x 95 см, холст, масло. К моменту, когда эта картина была признана частью творчества Рафаэля (1928 год), она оказалась сильно переделанной и называлась «Святой Екатериной». Около 1513 года Рафаэль расписал семейную капеллу Киджи в церкви Санта Мария делла Паче. Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). Однако это никак не сказалось на его творчестве. Портреты парные, фигуры в них повернуты друг к другу. При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора.
Картина итальянского художника эпохи ренессанса Рафаэля Санти «Форнарина» (La Fornarina). Рафаэль выкупил дочь у отца за 3 тыс. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов.
Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. Мавра и св. Его работы в области архитектуры и прикладного искусства свидетельствуют о нем как о разносторонне одаренном деятеле Высокого Возрождения, снискавшем громкую славу у современников. На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция».
Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Все эти многочисленные персонажи, поражающие разнообразием обликов, поз, жестов, разбитые на отдельные группы, объединены общим ритмом, как бы незаметно рождающимся внутри каждой группы, переходящим от одной группы к другой, вписывая их в очертания овала (или увиденного в сильном ракурсе круга), разорванного на первом плане, где изображен как бы не замечающий спорящих, погруженный в размышления Демокрит. Много споров вызвала «Форнарина» (1518–1519), хранящаяся в Национальной галерее в Риме. Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони.
Томмазо Ингирами действительно прославился своей необыкновенной ученостью, об этом свидетельствуют и предметы изображенные перед ним. Иеронима, св. После оригинально трактованного портрета Льва X в окружении родственников (1518) в продукции мастерской Рафаэля возрастает вклад учеников и в первую очередь Джулио Романо. Его книга об идеальном человеке своей эпохи Придворный (1513 – 1518 гг. ) имела не только воспитательное значение, но и ярко отразила дух и жизнь своего времени. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу.
А в основе цветового решения портретов лежит контраст – у Анджело темный кафтан с широкими красными рукавами, у Маддалены общий тон портрета светлее и мягче. Рафаэль также писал портреты кругу друзей: в дополнение к этому портрету Бальдассаре Кастильоне, портреты Андреа Наваджеро и Агостино Беациано (прибл. Работа датируется 1498 годом. В сформировавшийся здесь кружок гуманистов входили Бальдассаре Кастильоне и Пьетро Бембо, а также всеобщий любимец Рафаэль, который часто приезжал в Урбино. В этом портрете также видят сходство с «Моной Лизой» Леонардо да Винчи, в частности, в трёхчетвертном обороте, взгляде на зрителя справа налево, разделённых в пробор волосах.
Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520. Немного раньше, Рафаэль изготовил в красках десять замечательных по красоте и рисунку больших картонов (в красках) на сюжеты из Деяний св. fornarino, булочник). Музей Лувр, Париж.
Сегодняшние критики приписывают это произведение Рафаэлю и считают, что его можно приурочить примерно к 1505 году, к флорентийскому периоду творчества мастера. «Шедевр Рафаэля – луврский портрет графа Кастильоне, – пишет Алпатов – После мучительной загадочности Джоконды глаз отдыхает перед портретом Рафаэля, открытым взору каждого и вместе с тем возвышенно прекрасным». Портрет тонко сбалансирован. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели.
Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Большинство его работ над собором Cвятого Петра были изменены или уничтожены после его смерти и принятия проекта Мичеланджело, выжили только несколько рисунков. В начале XVI века имя Кастильоне в Италии было синонимом эрудиции и взыскательного художественного вкуса.
Легкостью изяществом, богатством фантазии отличаются чисто декоративные росписи, выполненные помощниками Рафаэля по его рисункам в зале Психеи виллы Фарнезина (около 1515-1516) и в т. н. Лоджиях Рафаэля Ватиканского дворца (1518-1519). В 1508 году Рафаэль был приглашен работать в Рим, ко двору папы Юлия II, человека властного, честолюбивого и энергичного, стремившегося приумножить художественные сокровища своей столицы и привлечь к себе на службу самых талантливых деятелей культуры того времени. Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии.
Друг Рафаэля, граф-гуманист Бальдассар Кастильоне, представивший тип идеального человека в своём трактате «Кортеджиано» («Придворный») наибольшим образом отвечал представлениям художника об идеальном человеке. 1512, Прадо, Мадрид). Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне.
В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. В конце 1508 года Рафаэль, видимо, по рекомендации своего земляка архитектора Браманте был приглашен Папой Юлием II в Рим. Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). Именно в Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста (Портрет кардинала, около 1512, Прадо, Мадрид Дама в покрывале или Донна Велата, около 1516, Галерея Палатина, Флоренция портрет Бальдассаре Кастильоне, 1515-1516, Лувр, Париж и другие). Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. Твердые формы сводятся здесь к чистым сферическим объемам, с тщательно подобранными цветами.
Во Флоренции в это время работали Леонардо да Винчи и Микеланджело и молодой провинциал, знакомый до этого времени лишь с традициями Раннего Возрождения, очень быстро усваивает стилистику и методы работы мастеров Высокого Возрождения, много рисует с натуры изучает анатомию и богатство пластики движений, поз, ракурсов, учится моделировать светотенью мягко круглящиеся объемы. Браманте было поручено начать строительство нового грандиозного собора Святого Петра и одновременно преобразить небольшой Ватиканский дворец, сделав его частью грандиозного архитектурного комплекса. Творческая деятельность Рафаэля в 1510-е годы была необычайно многообразной и интенсивной.
Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро. Рафаэль был большим поклонником женской красоты. Она превратила урбинский двор в известный центр ренессансной культуры.
Интересен в этом отношении «Портрет кардинала» (ок. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. Среди десятка римских рафаэлевых Мадонн – самая трогательная и известная из всех существующих изображений Богоматери «Сикстинская Мадонна». Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci).
Джованни был образованным человеком и хорошо осведомлен о современных художниках того времени. Единорог – мифическое существо, символизирующее целомудрие (в широком смысле духовную чистоту и искания). В творчестве Рафаэля, автора знаменитой «Сикстинской Мадонны» (1513–1514, Картинная галерея, Дрезден), немного женских портретов.
Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). Портрет «Дама в покрывале» отличается от портрета Бальдассаре Кастильоне замечательными колористическими достоинствами. 1513, музей Гарднер, Бостон).
В этих работах (фрески Лоджии Психеи виллы Фарнезина, 1514-1518 фрески в Лоджиях Ватикана, 1519 алтарный образ Преображение Христово, 1520, Ватиканская пинакотека) отчетливо проявились черты кризиса Возрождения, тяготение к маньеризму. Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело.
1509—1510) и Афинская школа (1510—1511), расположенные друг против друга на длинных десятиметровых стенах зала имеющих полукруглые завершения. Является одним из известнейших произведений итальянского Ренессанса. С этим произведением связывают эпизод из личной жизни мастера.
Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника. Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра. Вершиной портретной живописи Рафаэля принято считать луврский портрет его друга Бальдассаре Кастильоне (1515), который вызывал восхищение таких знатоков, как Рубенс и Рембрандт.
Хронологически портреты Рафаэля можно разделить на ранние, написанные, преимущественно во Флоренции и отмеченные влияние Леонардо да Винчи и портреты зрелой поры, написанные с 1508 по 1520 год, после того как художник переселился в Рим. Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера. Малая Мадонна Каупера. Взгляд Мадонны немного отсутствующий, будто она находится где-то далеко.
Это одна из самых гармоничных композиций Рафаэля. Картина мастерской Рафаэля Санти «Святое семейство под дубом». Картина эта настолько выписана, что нельзя представить себе миниатюры лучше и иначе написанной. Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. Это первое, абсолютно новое портретное произведение того времени. После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию.
Выполненные в 1515-1516 годах картоны для шпалер с эпизодами истории апостолов Петра и Павла (Музей Виктории и Альберта, Лондон) в них появляются уже первые признаки исчерпанности классического стиля Рафаэля, – черты холодного совершенства, увлечение зрелищным началом, эффектностью поз избытком жестикуляции. «Кусочек неба, мостик облаков – и к нам с тобой спускается Мадонна. В технологическом отношении различаются рисунки сухими и жидкими красящими веществами. -1577) – дочь неаполитанского короля Федериго (впоследствии низложенного), жена Асканио, принца Талиакоссо, знаменитая своей красотой. Папа Лев был почитателем и покровителем Рафаэля в последние годы жизни художника.
В последствии Рафаэлю пришлось вернуться в Урбино, где, за смертью матери и отца его Джованни, все его имущество оставалось без присмотра. Находится в Галерее старых мастеров в Дрездене (приобретена в 1754 году). 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». Там он знакомится с Микеланджело, Леонардо да Винчи, Бартоломео Порта. Madonna Sistina) – картина Рафаэля.
Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля. Оберхубер считает, что это был первый настоящий «живой человек», написанный художником. По эскизам Рафаэля его помощники выполнили живописный декор примыкающих к Залу Константина лоджий двора Сан Дамазо (Лоджий Рафаэля), он собственноручно выполнил изысканный антикизированный орнаментальный декор двух помещений в личных апартаментах кардинала Бибиены в Ватикане, сделал серию огромных картонов на евангельские темы (ныне — Лондон, Музей Виктории и Альберта), по которым были вытканы гобелены для Сикстинской капеллы, руководил раскопками на Палатинском холме, а в 1514 году, после смерти Браманте, был назначен главным архитектором собора Святого Петра. В сравнении с жизненной полнотой образов этой картины первое по времени тондо Рафаэля, «Мадонна Коннестабиле», кажется еще полной наивного благочестия.
Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. Он расположен в одном из центральных залов и висит напротив «Моны Лизы» Леонардо да Винчи. То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). Его представляют в виде коня c одним рогом, выходящим изо лба. Пример умения Рафаэля приводить природные элементы к синтетическому видению, выходящему за рамки конкретных ситуаций, является портрет женщины под названием «Донна Гравида» (галерея Питти, Флоренция).
Внизу пара флегматичных пухлых ангелочков залюбовались на мать и дитя. Ряд его произведений этого рода, в числе которых следует назвать «Мадонну ди Фолиньо», подводят нас к величайшему созданию его станковой живописи – «Сикстинской мадонне». В зале Ватикана Станца делла Сеньятура (1509-1511), где скреплялись печатью папские декреты и буллы, художник Рафаэль Санти представил сюжеты в области духовной деятельности: богословие (Диспута), философию (Афинская школа), поэзию (Парнас), юриспруденцию (Мудрость, Мера, Сила), каждая из стен этого сравнительно небольшого помещения имела для росписи полукружье, горизонтальное основание которого находилось выше уровня глаз стоящего зрителя. Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне.
После этих работ Рафаэль вернулся снова в Перуджу. Микеланджело уже начал свои росписи в Сикстинской капелле. Эти годы стали решающими для его творческого формирования. Рафаэль с большим чувствстом показывает будущую мать, её спокойную гордость. Композиционное равновесие сочетается в ней с движением.
«Портрет графа Кастильоне» называли идеалом целой эпохи им восхищались Рембрант и Рубенс. Рафаэль построил Базилику Святого Петра, внеся изменения в первоначальный замысел умершего предшественника Донато Браманте, сделал перепись памятников Древнего Рима. Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. Полотно да Винчи Леда и лебедь Санти срисовывает для себя почти полностью. Портрет юноши с яблоком (1505), хранящийся в галерее Уффици, связан с картинами на тему святого Михаила и святого Георгия.
В образах, созданных Рафаэлем, отразились его мечты о земном счастье и красоте. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа.
Роспись одной из лоджий Рафаэль доверил своим помощникам Джулио Романо и Джанфранческо Пенни, а другую украсила великолепная фреска Рафаэля «Триумф Галатеи» (1513, Рим, Вилла Фарнезина). Начав работу, Рафаэль так поразил Юлия II, что тот распорядился выгнать всех работавших в других комнатах художников, разрушить созданные ими фрески и поручить весь проект одному лишь 25-летнему Рафаэлю. Мавра и св. Родился 26. 03. 1483 в Урбино, в семье художника Джованни Санти.