В 1504 году Рафаэль создает «Обручение Девы Марии», немногим раньше картину с тем же сюжетом (венчание Марии и Иосифа) написал Перуджино. Миланская Пинакотека Брера, одно из лучших собраний живописи в Италии, получила к своему двухсотлетию прекрасный подарок: 19 марта 2009 г. в залы галереи вернулась отреставрированная картина Рафаэля «Обручение Девы Марии» («Lo sposalizio della Vergine»). Картина «Обручение Марии» не первая точно датированная картина Рафаэля, дошедшая до нас без изменений, но и относящаяся к раннему периоду творчества художника, когда он еще находился под влиянием своего учителя.
Цель настоящей работы – выдвижение и обоснование гипотезы о возможном влиянии изображений на античных римских монетах на творчество Рафаэля Санти на примере его раннего выдающегося произведения «Обручение Марии». Обручение Марии — одна из ранних работ Рафаэля (1504 г. ), завершающая период его творчества в городе Урбино. Заметим, что, в отличие от многих традиционных композиций «Обручения Марии», например, фресок в Сан Джироламо в Спелло, на картине Перуджино и на рисунке Рафаэля «Встреча Фридриха III с Элеонорой Португальской», фланкирующие фигуры обращены почти спиной к зрителю.
Любопытно, что, согласно раннехристианскому преданию (зафиксированному, например, в апокрифе «Первоевангелие Иакова Младшего» (гл. Первосвященник собрал 12 благочестивых мужей из рода Давидова к храму и взял у них жезлы. То же относится к встрече Фридриха III со своей невестой Элеонорой Португальской. Свет, проходящий сквозь храм, символизирует Божье благословение брака Девы Марии и Иосифа. Через мгновение их руки соединятся навсегда.
Для современников Рафаэля символика была очевидна: сходящиеся линии-лучи соединяют сцену Обручения с Храмом – местом Божественного присутствия и дальше – со всей Вселенной. Иосифа и Девы Марии.
Но ученик навсегда сохранил любовь и признательность к учителю. Именно особенностью заказа – посвящением св. Иосифа, жениха Марии.
В Новом Завете сказано, что Девы Мария принесла в жертву за очищение после родов двух голубок (так было принято только у бедняков). Согласно апокрифической традиции, к моменту обручения Иосиф был вдовцом почтенного возраста, уже имевшим нескольких детей. Слева от Марии изображены девушки, а справа от Иосифа — юноши с посохами. Лишь с молодыми подмастерьями ей было уютно как с братьями, которых у нее не было. Но, «поверяя», подобно пушкинскому Сальери, «алгеброй гармонию», мы можем лишь отчасти понять, почему, когда мы смотрим на эту картину, нас охватывает восхищение, почему в музее после созерцания творений Рафаэля трудно переключиться на осмотр других произведений. В 1798 году этот город был вынужден отдать картину наполеоновскому генералу Леки. Франциска (св.
Именно Иосиф избран стать мужем Марии. Храм стоит на подиуме, расположенном на вымощенном уходящими в даль перспективы прямоугольными плитами пространстве посреди растительного пейзажа с виднеющимися селениями вдали. Пространство у Рафаэля открыто сильнее. Но картина Рафаэля имеет хорошо развитую круговую композицию, тогда как у Перуджино она горизонтальна (в стиле, типичном для кватроченто).
Идентификация изображений античных богов и героев во многом опирается на легенды и сюжеты изображений античных монет. Сюжет «Обручения» был особенно популярен в Умбрии на рубеже15-16 веков: в 1478 г. Кафедральный собор Перуджи получил драгоценную реликвию – обручальное кольцо Девы Марии (оно было попросту украдено перуджийцами из церкви города Чиуси в Тоскане).
«Перспективно сокращающиеся линии выложенной плитами площадки увлекают взгляд зрителя к поставленному на ступенчатом возвышении круглому храму, который как бы увенчивает собой всю картину, великолепно согласуясь с полукруглым обрамлением ее верхней части». Около очаровательной хрупкой Марии стоят её подруги. Иосиф был беден. На картине Рафаэля момент обручения Девы Марии и Иосифа предстает актом вселенского значения.
Иосифа в церкви Сан Франческо города Читта ди Кастелло. В этом произведении имеется перспективное изображение храма, построенное с такой любовью, что диву даешься при виде тех трудностей, которые преодолевал автор, добиваясь решения этой задачи» (цитируется по). Капелла св.
Из близости слов virga— «палочка» и virgo— «девственница» в средние века за миндалем закрепилось значение девственной чистоты, а само дерево стало одним из атрибутов Богоматери. Оба посвящения капеллы в церкви св. 17, 8). Собери неженатых мужей из колена Иудова от дома Давидова и пусть они принесут жезлы (посохи свои). Его храм — в первую очередь символ и только затем — манифест новых архитектурных идей.
17, 8). В начале 16-го века владение перспективой было отнюдь не внове, но искусность Рафаэля поразила его собратьев по цеху: «В этом произведении имеется перспективное изображение храма, построенное с такой любовью, что диву даешься при виде тех трудностей, которые преодолевал автор, добиваясь решения этой задачи», – писал Джорджо Вазари об «Обручении» в своих «Жизнеописаниях». Его храм— в первую очередь символ и только затем— манифест новых архитектурных идей. Форнарине надлежит отбыть на виллу Агостино Киджи, где ей предоставят кров и пищу. Примечательно, что композиция сделанного в этот период рисунка Рафаэля «Встреча Фридриха III с Элеонорой Португальской» (частная коллекция семьи Бальдески, Перуджа) отражает традиционное расположение: мужчины во главе с женихом изображены слева, женщины во главе с невестой справа. Иосифа, намекающим на его будущее благочестивое намерение тайно развестись, обозначаемое правовым символизмом обряда снятия обуви «халица». Из близости слов virga — «палочка» и virgo — «девственница» в средние века за миндалем закрепилось значение девственной чистоты, а само дерево стало одним из атрибутов Богоматери.
Панель «Обручение девы Марии» (подписанная и датированная: «RAPHAEL URBINAS MDIIII») была заказана семьей Альбиццини для часовни Святого Иосифа в миноритской церкви Сан Франческо города Читта-ди-Кастелло. Ее чистый девичий профиль, грациозно склоненная головка, благородство черт, сосредоточенная задумчивость с налетом грусти – во всем этом уже узнается Рафаэль. «Ученик превзошел учителя», – эти слова, обращенные в свое время В. А. Этот камерный портрет действительно необычен.
Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши. В Евангелиях нет свидетельств об обручении Марии и Иосифа.
«В «Обручении Марии» очень наглядно проявилось самое, быть может, сильное качество рафаэлевского дарования — его мастерство художественной организации всех элементов картины. Ведь избранником Марии должет был стать тот, чей прут, оставленный в храме, расцветет. Иосифа в выборе имени Иисуса. Только Флоренция могла предоставить необходимые для этого условия.
17, 8). Но сегодня час их разлуки, кажется, настал. В «Обручении» можно найти еще много проявлений геометрической упорядоченности композиции – например, равносторонний треугольник в центре картины. В ней Рафаэль делает переход от преданного (хотя и крупного) последователя местной умбрийской манеры Перуджино, к рангу художника, который воплощает в себе всё итальянское Возрождение. На переднем плане изображена группа участников свадебной церемонии: в центре, на одной оси с Храмом, – священник, держащий за руки Марию и Иосифа, который протягивает ей обручальное кольцо.
Иосифа, согласно апокрифам. Иосифа в церкви Сан Франческо города Читта ди Кастелло. Иосифа, как будто страдающего полидактилией (наличием лишнего пальца) и связывают это с намеком на будущие путешествия св.
Иосифа 19 марта. Не сохранилось никаких сведений об истории создания этих картин. Однако изучение античной нумизматики как визуального или иконографического источника искусства эпохи Возрождения позволяет также лучше понять творческий метод мастеров. А священник, который также расположился в центре картины сближает руки Марии и Иосифа.
Иосиф был выбран по знамению свыше: все претенденты на руку Марии оставили в Храме свои посохи, но только посох Иосифа чудесным образом расцвел (в другом варианте сказания – из посоха Иосифа вылетела голубка). Свое наследство, коли таковое ей причитается, синьора получит законным порядком, но только при условии, что даст грешнику возможность покаяться, не оскверняя его последние часы своим присутствием. Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. 2). Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля.
Вся картина выстроена на диалоге прямых линий и дуг. Возле Иосифа, облачённого в праздничное одеяние, – юноши. Эта картина является выдающимся произведением молодого Рафаэля, который обретает зрелость в период работы в Читта ди Кастелло в 1503-1505 гг. испытав влияние позднего Перуджино (Пьетро Вануччи) и творчески переосмысливая его. Сюжет картины, в целом, соответствует апокрифической «Золотой легенде» Якова Ворагинского. Иоанна, весело протягивающего ему птичку, к величайшей радости и к величайшему удовольствию и того и другого. Храм в рафаэлевском «Обручении Марии» разительно отличается от храма на одноименной картине Перуджино и во многом схож с Темпьетто Браманте, как и с другими проектами (например, Франческо ди Джорджио).
Таким образом, Рафаэль, который в «Обручении» многократно применил «божественную пропорцию», стал одним из пионеров использования золотого сечения в ренессансной живописи.
Учитель и ученик создают алтарные образы на тему «Обручения» почти одновременно: Перуджино писал свою картину для Кафедрального собора Перуджи между 1500 и 1504 гг., Рафаэль исполнил заказ богатого семейства Альбиццини в 1504 г. Его «Обручение» предназначалось для капеллы Св. На картине, как понятно из её названия изображена Мария, обручающаяся с Иосифом. Учитель и ученик создают алтарные образы на тему «Обручения» почти одновременно: Перуджино писал свою картину для Кафедрального собора Перуджи между 1500 и 1504 гг., Рафаэль исполнил заказ богатого семейства Альбиццини в 1504 г. Его «Обручение» предназначалось для капеллы Св.
Брак Девы Марии и Иосифа по-разному трактуется в католицизме и православии. Иосифа в церкви Св. Кому Господь покажет знамение, тому отдашь Деву в соблюдение девства ее.
Примером такого интереса явился европейский проект (2009-2012) «Translatio nummorum» Историко-Художественного института во Флоренции (Общество научных исследований имени Макса Планка), Берлинского Мюнцкабинета (Фонд прусского культурного наследия) и Гумбольдтского университета (Берлин) совместно с Берлинско-Бранденбургской Академией наук (Проект «Census. Композиционный центр произведения – притягивающий взгляд центральный портал «идеального храма», сквозь который, контрастируя с зияющей темнотой окон под куполом, просвечивает голубое небо. Один из них в досаде переламывает посох о колено. Главные персонажи, конечно, Мария и Иосиф. Некоторые исследователи-медики усматривают смыслы в изображении деформированной стопы св.
С одной стороны, свет, проходящий сквозь тело храма – символ Божьего благословения брака Марии и Иосифа, с другой – храм получается расположенным на самой границе между миром человеческим (обозначенным заполненной людьми площадью) и миром нетронутой природы и само соединение этих двух планов – символ соединения двух природ во Христе – божественной и человеческой. Источником, вдохновлявшим Перуджино и Рафаэля, была «Золотая легенда» (Legenda Aurea) – составленный около 1260 г. архиепископом Генуи Якопо да Варацце сборник христианских сказаний и житий святых, который по своей популярности уступал в 14 -16 веках только Библии. не испытавшей брака. Джорджио Вазари в своем «Жизнеописании Рафаэля из Урбино, живописца и архитектора» писал: «В церкви Св. Им стал Иосиф-плотник.
Талант Рафаэля был отмечен и признан, когда художнику было всего 17 лет. Ведута (на итальянском – «вид») хранилась в Урбино, откуда были родом Браманте и его младший современник Рафаэль и где они оба вполне могли ее видеть. В соответствии с удаляющейся перспективой, показанной на мостовой и в углах портика, фигуры «Обручения девы Марии» пропорционально уменьшаются в размерах. Далекие очертания гор и холмов, простирающиеся до самого горизонта, составляют задний план этой картины Бернард Бернсон.
Но только в руках у Иосифа прут расцветает и это означает высшее предзнаменование. Мы видим красивую церковь, а на заднем плане величественную природу. Заказчиком Рафаэля был Филиппо ди Лодовико Альбеццини, нотариус, торговец тканями, служивший в разные периоды приором города, а также капитаном района Скалоччьо, членом советов «Шестнадцати» и «Тридцати двух». Отклонив фигуру Первосвященника вправо (у Перуджино он стоит прямо по центру), Рафаэль подчеркивает трогательное одиночество Марии – избранницы, смиренно принимающей свой жребий.
55 г. до н. э. ). Саннадзари в 1804 завещал ее главной больнице Милана. Рафаэль потерял мать в раннем детстве. Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем».
Любопытно, что, согласно раннехристианскому преданию (зафиксированному, например, в апокрифе «Первоевангелие Иакова Младшего» (гл. На всю ночь жезлы были оставлены во храме, а на другой день, когда первосвященник со служителями церкви и избранными 12 мужами вошли во храм, тогда увидели, что жезл Иосифа расцвел. При том, что Рафаэль полностью повторяет иконографическую программу Перуджино, в художественном отношении его картина — значительный шаг вперед. Фигуры «Обручения девы Марии» с их небольшими овальными головками и крошечными чертами лица также кажутся скопированными с работ Перуджино.
Но можно рассудить и иначе: эти фоновые фигуры оттеняют значительность главных образов – Марии, Иосифа и Первосвященника. «Противопоставление упругих, круглящихся линий фигур и жестких, прямоугольных очертаний плит площади как бы примиряется в образе идеального храма, построенного содружеством циркульных и прямых линий и плоскостей», – отмечает в своей книге «Рафаэль» (1971) В. Н. Гращенков. Причину этого сходства нельзя назвать с уверенностью. Все три сюжета – матримониальные. Иосифу обеих капелл – объясняется трактовка иконографического новаторства Рафаэля и Перуджино, вслед за Пьеро делла Франческа, написавших первые алтарные образы с сюжетом «Обручения Марии», то есть с акцентом на роль св.
За спинами людей простирается почти пустынная площадь, мощенная крупными плитами, в центре которой возвышается Иерусалимский Храм. Но о музыкальности Рафаэля можно и нужно говорить имея в виду несколько ее аспектов. Сюжет «Обручения» был особенно популярен в Умбрии на рубеже 15-16 веков: в 1478 г. Кафедральный собор Перуджи получил драгоценную реликвию – обручальное кольцо Девы Марии (оно было попросту украдено перуджийцами из церкви города Чиуси в Тоскане).
Их одинаковый размер даёт основание полагать, что обе картины составляли пару. «Обручение» – одна их тех картин, что сродни стихам или музыкальному сочинению. Чувство ритмической организации распространяется даже на самую живопись «Обручения».
Иосифа и женихов. Девственная чистота не считалась добродетелью в иудаизме. Все они в знак того, что претендуют на руку Девы Марии, пришли сюда с жезлами (прутьями). В центре картины изображён священник, благословляющий Марию и Иосифа.
1). Очевидно сходство храма изображенного Рафаэлем, со знаменитым Темпьетто – возведенным в 1502 г. в Риме по проекту Донато Браманте круглым купольным храмом Сан Пьетро, который стал новым словом в архитектуре Ренессанса. Иосифа.
И далее после анализа идей Лист заключает: "Для меня, увидевшего в "Св. В «Золотой легенде» рассказывается, что Мария воспитывалась в Иерусалимском Храме. И эта музыкальность во всем — в композиционной симметрии картины, которая лишена, однако, малейшего оттенка навязчивости и схематизма, в ее общей ритмике, вплоть до Звучания архитектурных форм. Робко протягивает Мария тонкую руку навстречу избраннику.
Ему явился ангел и сказал: Захария. Волшебные свойства золотого сечения, лежащего в основе гармоничных пропорций, были заново открыты европейским искусством на рубеже 15-16 веков благодаря исследованиям Леонардо да Винчи: он ввел сам термин «золотое сечение» и проиллюстрировал трактат Луки Пачоли «De Divina Proportione» («О божественной пропорции»), вышедший в 1509 г., через пять лет после создания «Обручения». На переднем плане изображена группа участников свадебной церемонии: в центре, на одной оси с Храмом, — священник, держащий за руки Марию и Иосифа, который протягивает ей обручальное кольцо.
Св. В композиции картины «Обручение Марии» всё приведено к «золотой мере» (А. Бенуа), ничего не отвлекает от главной группы Марии и Иосифа. И в 1504 году Рафаэль покинул мастерскую Перуджино. Имени Иисуса) взаимосвязаны благодаря роли св. «Обручение девы Марии» было написано перед самой поездкой Рафаэля во Флоренцию, где он познакомился со скульптурами Донателло, а также искусством его прославленных старших современников, Леонардо да Винчи и Микеланджело. Жених протягивает обручальное кольцо, чтобы надеть на палец невесте.
Тот продал её миланскому торговцу предметами искусства Саннадзари. Идея круглого храма вдохновляла художников и архитекторов Ренессанса: со времен античности круг считался идеальной фигурой, символизирующей бесконечную сущность Бога, его справедливость и совершенство. Но сам сюжет картин подсказывает, что, скорее всего, они были приурочены к какому-нибудь знаменательному событию (например, конфирмации) в жизни юного аристократа и, возможно, стали первыми работами Рафаэля, выполненными на заказ. Его храм— в первую очередь символ и только затем— манифест новых архитектурных идей.
Так началась история Рафаэлевых Станц. Джеймс Холл исследователь символов, пишет что в картинах посвященных сюжету Девы Марии могут быть изображены «неудачливые поклонники держат прутики, один из них может быть изображён ломающим свой прут о колено». От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой.
Из близости слов virga – «палочка» и virgo – «девственница» в средние века за миндалем закрепилось значение девственной чистоты, а само дерево стало одним из атрибутов Богоматери. В своей «Афинской школе» он изобразил себя рядом с Перуджино, словно сожалея, что не может всегда быть с ним. «Обручение девы Марии» Рафаэля, ставшее несколько лет назад объектом вандальской атаки, является одной из самых известных и почитаемых картин художника. Вряд ли Рафаэль видел Темпьетто (не сохранилось никаких сведений о том, что он в годы учения в Перудже посещал Рим).
Отклонив фигуру Первосвященника вправо (у Перуджино он стоит прямо по центру), Рафаэль подчеркивает трогательное одиночество Марии – избранницы, смиренно принимающей свой жребий. Иосифу и Св.
Бернардина Фельтрского против роскошных свадеб и дорогой одежды горожан и с этим связано изображение на первом плане обеих картин просто, а не по современной моде одетых персонажей. Именно благодаря присущей рафаэлевским произведениям внутренней «размерности» — свойству, в столь ярком выражении характерному скорее для зодчего, нежели для живописна, — мастеру удается так органично включать в свои композиции архитектурные мотивы. С одной стороны, свет, проходящий сквозь тело храма— символ Божьего благословения брака Марии и Иосифа, с другой— храм получается расположенным на самой границе между миром человеческим (обозначенным заполненной людьми площадью) и миром нетронутой природы и само соединение этих двух планов— символ соединения двух природ во Христе— божественной и человеческой.
Словно демонстрируя свое владение законами перспективы и понимание ее смысла, Рафаэль показывает храм таким образом, что мы одновременно видим оба его дверных проема и пространство за ними (ведь слово «перспектива» в переводе означает как раз«сквозное зрение»). Возможно, Браманте и Рафаэль вдохновлялись одним и тем же образцом: так называемой «Урбинской ведутой» (1475) Пьеро делла Франческа – изображением площади идеального города с центрическим храмом. По традиции того времени женихи держали в руках жезлы во время сватанья. Через два года она была приобретена Академией изящных искусств, а затем выставлена в Пинакотеке Брера, одной из крупнейших миланских галерей.
С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Все они собрались во храм и усердно молились, да явит им Бог волю свою. Приятно отметить, что работа хорошо сохранилась.
Такие представления были воплощены, например, на картине Рафаэля Обручение Девы Марии. Если Перуджино вытягивает композицию по горизонтали (портики по обе стороны храма, стоящие на одной линии фигуры переднего плана), то Рафаэль разворачивает пространство картины вглубь. Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно. Рафаэль же, как и Перуджино использует свидетельство святого Иеронима, который в свою очередь основывался на библейской истории о расцветшем миндалевым деревом жезле Аарона (Чис. Иосиф стоит босой, с чудесно процветшим жезлом в руках.
Процесс обручения изображён не в помещении, не в храме, а на открытом воздухе. Ритмическая организованность, которую мы можем воспринимать подсознательно, но способны и проанализировать, служит здесь как бы канвой для тонкого, сложного, неповторимого узора, прелесть которого, будь он соткан из слов, звуков или линий и цвета, можно лишь почувствовать, но не объяснить. Цецилии" символ, - этот символ существует. С одной стороны, свет, проходящий сквозь тело храма — символ Божьего благословения брака Марии и Иосифа, с другой — храм получается расположенным на самой границе между миром человеческим (обозначенным заполненной людьми площадью) и миром нетронутой природы и само соединение этих двух планов — символ соединения двух природ во Христе — божественной и человеческой.