Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. Например, писатели лев толстой и фёдор достоевский в своих кабинетах вместо икон держали репродукцию сикстинской мадонны, считая её вершиной религиозного живописного творчества. В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. 1503 г. Пинакотека, Ватикан).
По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura). В каждой из комнат художник размещает фрески в соответствии с задуманным планом. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти.
На стенах выставки кроме картин рафаэля разместили стихи его современников — поэтов и друзей художника, а также его отца. Святой Георгий – один из самых популярных христианских святых и покровитель Англии. В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Совсем иначе он писал своих мадонн.
Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши. Рафаэль Санти был одним из самых светлых и радостных художников эпохи Возрождения. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно.
Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. На второй, грации вознаграждают его выбор добродетели золотыми яблоками Гесперид.
Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520.
Больше всего в это время его привлекает образ мадонны с ребенком. Композиция «Распятия» близка к другим панелям на ту же тему исполненным Перуджино – вроде внушительного Алтаря Киджи для Сант-Агостино в Сиене. Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетания пятна и линии и т. д. ) в рисунке достигается пластическая моделировка, тональные и световые эффекты.
Меня спрашивают об удивительных историях, связанных с выставкой. Здесь было у кого поучиться. Он отличается необыкновенным чувством пропорции и остротой визуального восприятия. Для Рафаэля-портретиста важным было не только умение передать внешнее сходство, но и характер.
Папа Лев изображён со своими племянниками, кардиналами Джулио де Медичи (стоит слева, позже он займёт папский престол под именем Климента VII) и кардиналом Людовико де Росси (справа). Так, счастливый обладатель «Мадонны Грандуке» герцог Тосканский настолько влюбился в купленную почти спустя 300 лет после создания картину, что никогда с ней расставался, даже брал с собой в путешествия. Билеты на выставку продаются как в кассах музея, так и онлайн. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины.
Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон». Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов.
В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим. Чтобы умилостивить дракона, город посылал ему по нескольку овец в день. Таким образом, Рафаэль – хотя он пока не желает и, возможно, не может преодолеть влияния Перуджино – показывает в картине «Распятие» свой собственный духовный склад. Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны.
Рафаэль (1483-1520) родился в итальянскои городе Урбино. Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. Ему поручают расписать фресками четыре комнаты дворца, так называемые станцы.
В технологическом отношении различаются рисунки сухими и жидкими красящими веществами. Затем был переезд во Флоренцию и знакомство с работами и техникой Леонардо да Винчи. 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон).
VI). К себе прижала сына так любовно, его оберегая от врагов». Он идеально владел линией, умел мастерски выделять композиционные центры. В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. Портрет Рафаэля настолько соответствовал рассказам о папе и его крутом характере, что историк искусства Вазари сразу же отметил это: « пользуясь уже величайшее известностью, он написал маслом портрет папы Юлия, настолько живой и похожий, что при одном виде портрета люди трепетали, как при живом папе».
Он убил его и спас от смерти девушку. Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. В XII – XVI веках получили широкое распространение металлические (свинцовые и серебряные) штифты известные ещё со времён античности.
Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело. Всего Мадонн Рафаэля – более сорока картин, это те которые находятся в музеях. В ней преобладает влияние не Перуджино, а Леонардо да Винчи, который усовершенствовал так называемую «серпантинную» позу – с изгибами тела вокруг его собственных осей. Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе. «Портрет графа Кастильоне» называли идеалом целой эпохи им восхищались Рембрант и Рубенс.
Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Работа датируется 1498 годом.
Таким образом рафаэль решает задачу изображения созерцательной и активной жизни. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию.
Оба мэтра благосклонно отнеслись к стараниям молодого художника. Сфера применения рисунка чрезвычайно обширна. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». Станцы Рафаэля получили названия Правосудие, Диспут, Парнас и Афинская школа.
«Форнарина» (прибл. Там он знакомится с Микеланджело, Леонардо да Винчи, Бартоломео Порта. Зная чувство меры, баланса гармонии во всем, работы Рафаэля не «кричат», но отвести взгляд от них невозможно. В 1513-1514 гг. После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию. В прославленной картине Рафаэля «Сикстинская мадонна» им создан обаятельный образ женщины, которая идет по облакам навстречу своей участи, зная, что ради счастья людей она должна отдать смерти самого дорогого ее сердцу сына. Она придаёт движение, грацию и трехмерность даже статическим фигурам.
Самым талантливым был Джулио Романо. С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. У Рафаэля были многочисленные ученики, хотя никто из них не вырос в выдающегося художника. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца.
Однако это никак не сказалось на его творчестве. При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора. То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). Жесткий властитель, один из тех, кто терзал лоскутно-княжескую Италию, он отверг предложение Микеланджело изобразить его с книгой или крестом, потребовав меч. Во Флоренции молодой мастер познакомился с да Винчи и Микеланджело – мастерами, оказавшими наиболее сильное влияние на творчество Рафаэля Санти.
Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». Хронологически портреты Рафаэля можно разделить на ранние, написанные, преимущественно во Флоренции и отмеченные влияние Леонардо да Винчи и портреты зрелой поры, написанные с 1508 по 1520 год, после того как художник переселился в Рим. Объединение в росписях образов христианской религии и языческой мифологии свидетельствовало о распространении в среде гуманистов того времени идей примирения христианской религии с античной культурой и о безусловной победе светского начала над церковным. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку.
Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов. Главная фигура на полотне, конечно, Мария.
«Екатерина Александрийская» ясно свидетельствует о неустанных поисках формы, лежавших в основе образного творчества Рафаэля. Внизу два ангела, глядящие вверх и как бы возвращающие нас к главному образу — мадонне и ее недетски задумчивому младенцу. «Период мадонн» – так называется флорентийский период творчества Санти. Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан. Сикста в Пьяченце. Копье сломалось, но храбрый рыцарь продолжил битву с драконом мечом. Но несмотря на большую загруженность художник находит возможность выполнять частные заказы и создает такие шедевры, как «Донна Велата» (Donna Velata, 1516), «Святое семейство под дубом» (Holy Family below the Oak, 1518), «Форнарина» (La Fornarina, 1518). Умер Рафаэль 6 апреля 1520 г. В 1504 году Рафаэль приезжает во Флоренцию, где в то время живут и работают великие художники Италии – да Винчи, Микеланджело.
Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной.
1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). От ее тревожных глаз невозможно оторваться. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок.
В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. В Древнем Риме художники рисовали на небольших деревянных дощечках, покрытых слоем воска (кодексах) изображение на которых процарапывалось острой палочкой. Новый папа был прямой противоположностью суровому и воинственному Юлию II, о чём свидетельствовала его «программа действий» : «Будем наслаждаться папством, раз Бог дал его нам».
Так началась история Рафаэлевых Станц. Рафаэль был большим поклонником женской красоты. 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля.
Рафаэль построил Базилику Святого Петра, внеся изменения в первоначальный замысел умершего предшественника Донато Браманте, сделал перепись памятников Древнего Рима. В конце 1509 года Рафаэль уезжает в Рим, там он будет жить до самой своей кончины. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов.
Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Она хранится во флорентийской галерее Уффици. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Так вот, главная история, чудо, заключается в том, что в сложных условиях нам таки удалось её организовать, в краткие сроки и на высшем уровне, — сказала марина лошак имея в виду сложности с вывозом картин, которые пришлось застраховать на беспрецедентные 500 миллионов евро.
1507 г., Старая Пинакотека, Мюнхен) спиралевидное движение и сложная психологическая взаимосвязь между фигурами (прибл. Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля. Гению мастера принадлежат Церковь Сант-Элиджо-дельи-Oрефичи, Капелла Киджи, Дворец Видони-Каффарелли. В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл.
Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой. В любом случае, по прошествии стольких сотен лет со дня его смерти, теперь можно только строить догадки о ее причине, так как некоторые факты биографии остаются неизвестными, а вместо них появилось множество домыслов, слухов, фантазий и догадок. Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины.
Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника. Алтарь сочетает в себе две сцены, распространенные в иконографии кватроченто: коронацию Богоматери (занимающую верхнюю часть картины) и Дарование Пояса Богородицы святому Фоме (нижняя часть) – эпизод, традиционно связываемый с Успением. Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой. Святая Мария и младенец, этот сюжет использовался художником чаще всего.
Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. С картиной Микеланджело Святой Матфей он поступает так же. Рафаэль потерял мать в раннем детстве. Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). «Кусочек неба, мостик облаков – и к нам с тобой спускается Мадонна.
Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Этот камерный портрет действительно необычен.
Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль. Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. К флорентийскому периоду принадлежат многие из его наиболее прославленных изображений Девы Марии и младенца Христа. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл.
Полотно да Винчи Леда и лебедь Санти срисовывает для себя почти полностью. Эти две панели, возможно, составляли единый диптих, представленный Сципионе ди Томмазо Боргезе. Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci).
Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. Пейзаж этой картины Рафаэля выписан с особой тщательностью. Можно сказать, что хорошее и красивое некоторым образом одно и то же».
Период творчества, посвященный изображению Мадонны, называют флорентийским периодом. Однной из самых ярких и мастерских работ художника, является роспись сводов капеллы Киджи.
Одна из них одна хранится в коллекции Кука (город Ричмонд), а другая – в Лиссабонской Галерее. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум».
И Рафаэль учится и работает. К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция».
Cын означенного Лоренцо и величайший ценитель искусства, обнаружив части картины в мусоре развалин, приказал воссоединить их как можно лучше». К числу древнейших сухих красящих веществ относится уголь. В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. В этих и в картинах Святого семейства он показал своё развивающееся мастерство композиции и экспрессии.
Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция). Папа Юлий II известен потомкам больше, чем многие другие выдающиеся первосвященники и правители.
Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина». За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. По преданию, при Успении Богоматери, среди апостолов, собравшихся в Иерусалим на Её погребение, не было Фомы.
Большинство его работ над собором Cвятого Петра были изменены или уничтожены после его смерти и принятия проекта Мичеланджело, выжили только несколько рисунков. У ангела слева одно крыло. Он прожил остаток своей жизни здесь. Художники-классицисты жившие после Рафаэля, считали его лучшим в живописи. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр).
Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит.
На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра. У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. В эпоху Возрождения входит в употребление сланцевый, так называемый итальянский, карандаш («чёрный мел») и сангина («краcный мел»).
В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Джованни Нанни вернулся в Удине, где создал ряд хороших картин. Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют. Ее, несущую необычно серьезного ребенка, приветствуют святая Варвара и папа Сикст Второй с «зашифрованным» в правой руке именем (приглядитесь – на ней 6 пальцев).
Его отец, Джованни Санти, был художником при дворе Федерико да Монтефельтро, герцога Урбино и несомненно обучал Рафаэля основным техникам. Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника. В них явно ощутимо влияние на Рафаэля великих флорентийских мастеров старшего поколения, особенно Леонардо да Винчи, чьё не дошедшее до нас в оригинале полотно «Битва при Ангиари» (1505) дало блестящий пример искусства на военную тематику. Папа Лев был почитателем и покровителем Рафаэля в последние годы жизни художника. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл.
Художник изображая Мадонну, вспоминал всех красавиц, которых он видел в своей жизни. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще.
В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна. Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи.
Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II.
Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. Джованни умер, когда сыну было 11 лет. Как архитектор, Рафаэль некоторое время руководил строительством собора Святого Петра. К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины.
Но Рафаэль был всегда необычайно требователен к себе, чтобы он ни изображал – живую плоть или неживую ткань и всегда сохранял верность своему художественному принципу (сходство должно быть непременным), вот таким образом он не польстил папе изобразив его дородным и холёным эпикурейцем. Папа римский Лев X продолжил программу художественного оформления, таким образом, Станца дель Инчендио ди Борго была расписана между 1514 г. и 1517 г. Давление растущего числа заказов Рафаэля означало, что большую часть работы по росписи сделали помощники из мастерской по его эскизам. При содействии Донато Браманте Санти становится придворным художником Папской резиденции. Тема картины могла быть заимствована из стихотворения «Пуника» поэта Силия Италика. Материальное ощущение контрастной текстуры бархата и шелка в костюме папы придает еще больше достоинства великолепному портрету Льва X с его племянниками.
Рост изобразительной мощи картин Рафаэля после его приезда во Флоренцию хорошо заметен в картинах «Сон рыцаря» и «Три грации». Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. На первой панели спящий рыцарь Сципион должен выбрать между Венерой (наслаждением) и Минервой (добродетелью).
Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера. Среди десятка римских рафаэлевых Мадонн – самая трогательная и известная из всех существующих изображений Богоматери «Сикстинская Мадонна». Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии.
Он даже обвинил художника в плагиате. А он сам решил по возможности сравняться в искусстве живописи с флорентийскими мастерами. Это дало толчок к изучению Рафаэлем анатомии, механики движений живых тел, сложных поз После этого появляются на свет картины, где главные герои приобретают взволнованные движения, необыкновенные позы (Положение во гроб, Святая Екатерина Александрийская).
Поэзия образа привезли восемь живописных полотен и три рисунка из собрания галерей уффици во флоренции и других итальянских музеев. Рафаэль санти — традиционно один из самых почитаемых в россии западных художников. Картины Рафаэля вдохновляют человечество и по сей день. Но явственна связь этих картин Рафаэля и с фламандской живописью – особенно с Иеронимом Босхом (яркий свет и человекоподобные монстры в сцене «Святого Михаила»). Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello).
Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11). В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. На протяжении всего периода пребывания в Ватикане, Рафаэлю удалось поработать над другими заказами. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи.
В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Талант художника проявился у Рафаэля еще в раннем детстве и по словам родоначальника современного искусствознания Джорджо Вазари он был «большим подспорьем для своего отца, придворного живописца герцого Урбинского». Рафаэль рано стал сиротой: мать умерла в 1491 г., а отец – в 1494 г. Первой подтвержденной документально работой Рафаэля был Алтарь Барончи (Baronci altarpiece) для церкви Святого Николая Толентинского (Saint Nicholas of Tolentino) в городке Чита-ди-Кастелло, расположенном между городами Урбино и Перуджа. В 1504 г. художник переезжает во Флоренции, но при этом ведет «кочевой» образ жизни и работает в различных городах Италии. От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой. В этом заключен выдающийся талант Рафаэля: он не только знаком смельчайшими чертами и оттенками человеческой натуры, но и способен точно передать свои знания и наблюдения языком живописи. Каждая Мадонна Рафаэля полна неимоверной прелести. В Италии точный, детально разработанный и пластически ясный рисунок, характерный для мастеров XV века (Пизанелло, Поллайоло, Мантенья, Карпаччо), приобретает особую насыщенность и живую выразительность у художников Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Андреа дель Сарто).
Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Картины Рафаэля полны невероятного очарования, нежности и гармонии. В декабре 1504 года Рафаэль Санти уезжает во Флоренцию. Лица обработаны легкой светотенью и, в результате, они более грациозны, чем у Перуджино.
В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Когда овец больше не стало, чудовищу стали отправлять сыновей и дочерей местных граждан. Именно такие люди изображены на его полотнах. Изысканное моделирование фигуры Екатерины Александрийской, небольшое скручивание ее тела в момент, когда она облокачивается на колесо своего мученичества (на котором шипы с целью смягчить элемент жестокости заменены округлыми шишками) хорошо отражают сбалансированный характер искусства Рафаэля.
«Портрет папы Льва» кисти Рафаэля считается одним из первых опытов группового портрета в живописи эпохи Возрождения. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция). Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Внизу пара флегматичных пухлых ангелочков залюбовались на мать и дитя. Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели.
Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Но все же, эта версия является предметом серьезных споров. Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди.
На третий день после Успения Богородица явилась Фоме и в утешение передала ему Свой Пояс. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Наполовину картина для личного поклонения, наполовину коллекционная работа, «Екатерина Александрийская», вероятно, была написана перед самым отъездом Рафаэля в Рим. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. Работы того периода отражают его интерес к образу Мадонны с ребенком. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам.
На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря».
Это первое, абсолютно новое портретное произведение того времени. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). Такой обаятельный образ женщины создает Рафаэль в известной всему миру картине под названием «Сикстинская мадонна». Друг Рафаэля, граф-гуманист Бальдассар Кастильоне, представивший тип идеального человека в своём трактате «Кортеджиано» («Придворный») наибольшим образом отвечал представлениям художника об идеальном человеке.
Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. Директор гмии им.