Имя Рафаэля безусловно хорошо известно самому широкому кругу читателей. Форнарина ощущала каждой клеточкой тела эти нежнейшие прикосновения кисти. Счастливый Агостино выделил живописцу прекрасные апартаменты с видом на просторный, ухоженный сад. Рафаэль преодолел суховатость и некоторую скованность своих ранних портретов. Подобный оборот дела вовсе не входил в расчеты дочери хлебопека. В течение года любовники не расставались ни на один час. «Я покорился, стал жертвой зноя любовного», — прочитала как-то Форнарина на одном из набросков.
Маргарита не тосковала о покойном. Лишь розовый цвет мандарина Напоминает щеки твои. Форнарина не сопротивлялась. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509 – 1517 года), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. Для художника она явилась синтезом многолетних исканий в наиболее близкой ему теме.
Толстой) прекрасное – это тайна, которую мы стремимся распознать. Слышала ли эти слова завещания Форнарина. Приходилось ковать железо, пока горячо, теперь не оставалось времени для размышлений. По завещанию она получила приличную сумму и могла в дальнейшем вести роскошную жизнь. Этому можно поверить.
Но, перебравшись в роскошный дворец, лукавая дева изменила свои намерения. Версия авторства Джованни Санти выдвигалась искусствоведом Адольфом Вентури. fornarino – булочник) определил её прозвище – Форнарина. Право так называться художнику дают не только прекрасные Мадонны его кисти, но и два знаменитых женских портрета неофициального характера – «Донна Велата» и «Форнарина».
В это же время в Риме проживал богач Агостино Чиги – крупный землевладелец и банкир, соперничавший с папой в любви к искусствам и владелец роскошного дворца – виллы Фарнезино. 1502 – 1503) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Но не в правилах Рафаэля было отступать. Расписал фресками станцы Ватикана – одной из самых знаменитых стала его Афинская школа. Художник слабел на глазах.
Это окончательно погубило его. куртизанки, существа сладострастного, жадного и лживого. Живописные творения Рафаэля украшают самые знаменитые музеи мира.
Убедясь, что конец близок, Рафаэль умолял не пускать к нему Форнарину. Разумеется, влюбленный банкир, обрадованный, что от него не требуют большего, немедленно же обещал все устроить. Он был окружен ими, как князь – свитой. Сделка оказалась для Рафаэля куда более «выгодной», чем он ожидал.
Это произошло в 1518 году. Девушка затмила всех. Секретарь папы в своём письме свидетельствует, что до самой своей смерти Рафаэль заботился о старом учёном: «Его кормит и угождает ему, как сын, богатый художник, очень любимый папой именем Рафаэль из Урбино это молодой человек необыкновенной доброты и изумительно талантливый». Не пропускали шикарную куртизанку и другие состоятельные мужчины. Рафаэлло появился на свет в маленьком горном городке Урбино (Умбрия) 6 апреля 1483 года в семье живописца и поэта-гуманиста Джованни Санти (Санцио).
Великий Рафаэль скончался в Великую Пятницу, 6 апреля 1520 года, в день своего рождения. Музеи Ватикана были основаны в 1506 г. папой Юлием II. Для гения творение – это цель его жизни (Шопенгауэр) красота выше гения, так как не требует понимания (О.
И вот, когда в 1514 году Лев X назначил Рафаэля главным архитектором собора Св. Художнику сделали кровопускание, но мастеру от него стало только хуже. Он не слушал увещеваний друзей и учеников. Не прекращал Рафаэль и работу над алтарными образами («Мадонна делла Тенде», ок.
И да и нет. А между 1503 и 1504 годами по заказу семейства Альбиццини для церкви Сан-Франческо в небольшом городке Читта ди Кастелло художником был создан алтарный образ «Обручение Марии», который завершил ранний период его творчества. Пальцы, касавшиеся небес синевы голубиной, Сжали волосяную кисть и на холсте зацвели Краски, звучные, будто бронза и дантовские терцины, – И бывший ангел становился сыном Земли. Намек был достаточно откровенным, чтобы не понять его.
И вот, когда в 1514 году Лев X назначил Рафаэля главным архитектором собора Св. А. С.
1508 г. «Мадонна Альба», 1509 г. «Мадонна с рыбой», «Мадонна дель Импанната», обе в 1514 г. ). Этому можно поверить. Именно в Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста.
Сначала это его мало беспокоило. Когда подобное произошло в советское время с одним художником, его коллеги острили по этому поводу: «Надо же, художник был так себе, а умер как Рафаэль».
Он не слушал увещеваний друзей и учеников. Оправдываясь, что любимый из-за нее теряет заказы, а следовательно — деньги и славу, она согласилась покинуть «их гнездышко». Она была дочерью пекаря (форнаро – пекарня, форнарина – булочник) булочника Франческо Лути из Сиены. Он не уставал от ее присутствия и никогда не скучал рядом с ней. Уайльд) гений – это терпение (Л.
Они с удовольствием принимали приглашение прекрасной ветреницы. Сначала это его мало беспокоило. Рафаэлю тогда было одиннадцать лет. В тот же вечер бедный пастух был схвачен, а прекрасная «Психея» предалась любовным утехам в компании с обезумевшим от счастья Чиги. Под его взглядом Маргарита расцветала, как дивный цветок.
И все это только на уровне гипотез. Небесный образ, запечатленный Рафаэлем, навсегда вошел в историю живописи как нечто нежное, девственное и чистое. Указывается, что она вероятнее всего послужила прототипом некоторых других женских образов Рафаэля римского периода («Мадонна делла Седия» и «Фригийская сивилла», а также фигура в Станце дЭлиодоро и Психея на фреске виллы Фарнезины).
Маргарита тоже присматривалась к знаменитому художнику: выглядит, как юный князь, хотя ему минул 31 год, манеры изысканны, но без надменности и обращается к ней, дочери простого пекаря, как к знатной патрицианке. Она даже предложила свои объятия бывшему жениху, бежавшему из монастыря, но Томазо с презрением бросил ей в лицо горсть земли.
Уста ее запечатлеть. – И, вняв человеческому желанию, Модель улыбнулась, но улыбкой божественною вполне. Они простились долгим поцелуем и Рафаэль уехал, взяв обещание с Маргариты прийти завтра. Указывается, что она вероятнее всего послужила прототипом некоторых других женских образов Рафаэля римского периода («Мадонна делла Седия» и «Фригийская сивилла», а также фигура в Станце дЭлиодоро и Психея на фреске виллы Фарнезины).
Сопротивления не последовало. Рафаэль предоставил девушке право сделать выбор самостоятельно. Большинство элементов классической легенды о Форнарине сложились в XVIII – XIX веках. У него одного возвышенность идей и форм заключает в себе интимное, чисто человеческое и сугубо поэтическое содержание. Сказано – сделано. Это вполне можно было допустить, ведь еще в 25 лет он получил «место секретаря апостолических бреве» – сан весьма значительный даже для молодых прелатов. Ранняя работа Рафаэля называлась «Мадонна с Младенцем», когда он был ещё учеником Перуджино.
В них столько жизни, добра, ласки. В конце, обезумев от страсти, банкир на коленях просил красавицу о взаимности.
В эпоху Возрождения сюжет Венеры Небесной был очень популярен. Стареющий банкир «попался» на юные прелести Маргариты, которые она ему беззастенчиво предложила.
Не девушка – богиня. Ранние произведения («Мадонна Конестабиле», ок. Такова была эта порочная женщина, обожествленная своим великим любовником. В последние годы своей жизни Рафаэль был признанным главой римской художественной школы. Маргарита не тосковала о покойном. Приказав подать обед, Рафаэль сам прислуживал дорогой гостье.
В майском номере историко-художественного журнала Stile Arte профессор Куруз объяснил значение символов в двух известных женских портретах – «Донна Велата» и «Форнарина». Правду от Рафаэля скрыли. Увесистый кошелек с дукатами сломил его сопротивление. Рафаэль скончался в самом расцвете лет – 6 апреля 1520 года, ему исполнилось 37. Несмотря на вполне приличное состояние, оставленное Рафаэлем, Маргарита не изменила образ жизни.
Та, смущаясь, ответила, что живёт неподалёку, а её отец – хлебопёк. Он спас ее от «домогательств» Томазо. Возлюбленная и натурщица – Форнарина.
Бедный художник. эпохи романтизма и историзма. Но девушка, покраснев до ушей, не приняла столь дорогого подарка. Банкир обезумел от радости и страстно клялся ей в любви, умоляя о взаимности. Рафаэль оставил ей огромное наследство, на которое она могла бы долго и безбедно жить.
Увидеть любовника ей удалось, лишь когда его глаза навеки закрылись. В эту эпоху не проходило месяца, чтобы из Неаполя, Болоньи, Модены и других городов Италии, Испании и даже Голландии какой-нибудь молодой художник не приезжал в Фарнезино к Рафаэлю с просьбой принять его в число учеников.
Сделка не только состоялась, но и оказалась для Рафаэля куда более «выгодной», чем он ожидал. Небесный образ, запечатленный Рафаэлем, навсегда вошел в историю живописи как нечто нежное, девственное и чистое. Форнарина ответила согласием: между позором и монастырем она выбрала любовь. Преуспевающий сиенский пекарь Лути был изгнан из родного города тираном Петруччи. Флорентийцы быстро оценили «мастера Мадонн». Ловкая интриганка и здесь не оплошала.
Ни море, ни реки не могут потушить этот огонь и все-таки я не могу обходиться без него, так как в своей страсти я до того счастлив, что, пламенея, хочу еще больше пламенеть». Влюблённые вынуждены были вернуться. Будто бы Рафаэль проснулся посреди ночи и не обнаружил Форнарину рядом.
Девушка боялась даже выйти из дома. Художник слабел на глазах. Маргарите казалось, что именно в эти часы они были особо близки. Никто не слышал, что тихо произнесла Рафаэлю перед уходом Маргарита, до кардинала донесся лишь сдавленный голос художника: «Очень тебя люблю» Он понял, почему его племянница так и осталась в невестах.
К должности придворного живописца при папском дворе с 1514 года добавилась обязанность главного архитектора Ватикана, а через год – и «комиссара древности», «префекта всех камней». На самом деле её имя было Маргарита Лути. Гении видят явления во взаимодействии друг с другом и создают бессмертные произведения искусства. Всегда готовый получить новые знания и опыт, Рафаэль самостоятельно занялся изучением разносторонних достижений флорентийского искусства, не прерывая творческой деятельности.
Девушка боялась даже выйти из дома. Девушка стала любовницей Рафаэля, повелительницей его сердца. Шесть лет тихого домашнего счастья и напряженной работы.
«Прекрасна, как Мадонна Рафаэля» – эти слова звучат высшей похвалой духовной и физической красоте женщины, гимном ясному счастью материнства. А Рафаэль до последних дней жизни был покорен ее совершенством, теплом и нежностью. (Я ангел чертовски везучий: Влюбился, а красками лишь поигрываю иногда. ) Как налитые плоды в благодатную осень, покачиваются глаза на тоненьких венках бровей. И это тоже было правдой. Проектировал собор св. Этот роман отнимал у Рафаэля уйму времени и жизненных сил. Среди ее новых знакомых были только ученики и помощники художника и «прекрасная Империя» — бывшая знаменитая куртизанка, а теперь верная возлюбленная Агостино Киджи, родившая ему дочь.
А Рафаэль до последних дней жизни был покорен ее совершенством, теплом и нежностью. Синдромом Адели страдал и Рафаэль. Но глаза Темные, пылающие угли. Искусствовед Павел Муратов предполагает, что она умерла в монастыре в 1520-х годах. На следующий день Рафаэль пришел к папаше Лути за разрешением рисовать его дочь.
Полуобнажённая красавица на портрете с лёгкой улыбкой прикрывает грудь. Она была не так глупа, чтобы заснуть, предчувствуя этот визит.
Петра, к сожалению, не успев окончить начатого, похищенный безжалостной смертью. Сюжет изображения влюбленной пары «художник-натурщица» стал пользоваться вниманием живописцев XIX в. эпохи романтизма и историзма. Врачи пустили больному кровь, тем самым, ослабив его здоровье, вместо того чтобы укрепить. Выгнав того из комнаты, он тут же сам овладел Маргаритой.
Рафаэль тяжело заболел и скончался в возрасте 37 лет. Он классик из классиков, как Пракситель, Моцарт или Пушкин. Рафаэль (1483-1520) из Урбино или Рафаэль Урбинский, как его называли, будто имя его титул, князя живописи, родился и рос в Умбрии, даже в названии местности заключающей в себе нечто поэтическое, что уловил Блок:С детских лет – видения и грезы, Умбрии ласкающая мгла. На оградах вспыхивают розы, Тонкие поют колокола.
Измученное сердце гения остановилось 6 апреля 1520 года, в день его рождения. Никто не слышал, что тихо произнесла Рафаэлю перед уходом Маргарита, до кардинала донесся лишь сдавленный голос художника: «Очень тебя люблю» Он понял, почему его племянница так и осталась в невестах. На его загородной вилле Фарнезина в то время расписывал стены Рафаэль. В родном Урбино, заново застроенном при Федериго да Монтефельтро, который хотел сравняться с Периклом, где подолгу жил Пьетро делла Франческа и где сформировался Браманте, Рафаэль обрел особую природу живописного мышления, архитектурного по структуре, что сделало из него уникального мастера композиции. Удивительны уже первые его картины, созданные еще в Умбрии, – «Мадонна Конестабиле» и «Обручение Марии». Тогда же появились подобные эротичные картины, например.
Гении невозможны без вдохновения или страсти. Согласно этому мифу Рафаэль встретил Форнарину в 1514 году, когда работал над оформление виллы Агостино Чиги «Фарнезина» в Риме.
Таким образом, репутация прекрасной булочницы подмочена как литературными, (пусть даже весьма сомнительными), так и живописными источниками. 1506 г. «Прекрасная садовница», 1507 г. ). К тому же, богатые заказчики выстраивались к нему в длинную очередь.
Не раздумывая, художник протянул ожерелье девушке. В это же время продолжались росписи парадных покоев папы (станц Ватикана) и лоджий Ватиканского дворца, создавались картоны для гобеленов Сикстинской капеллы. В течение пяти часов, до самого рассвета, Франческо Пенни терпеливо ожидал учителя.
Исследователи жизни Рафаэля до сих пор не могут понять, как этот учтивый красавчик с томным лицом, длинными ресницами и черными вьющимися волосами смог остаться верен своей мужской природе и не стал любовником кого-нибудь из своих учителей или богатых покровителей. В 1518 году на Форнарину позарился юный болонец Карло Тирабоччи. Стоило Чиги переступить порог ее комнаты, как Форнарина бросилась ему на шею. Красота Маргариты получила достойную оправу. Такова первая версия биографии прекрасной Булочницы. Джорджио Вазари писал в своей книге о нём: «Рафаэль написал портрет настолько прекрасный, что она была на нём вся живая».
Биографические данные о Рафаэле немногочисленны. Однако Тирабоччи однажды волей-неволей пришлось объясниться с товарищами. Ещё одним ярким представителем эпохи Возрождения был прославленный художник флорентийский мастер Сандро Ботичелли с его картиной «Рождение Венеры». Однако Тирабоччи однажды волей-неволей пришлось объясниться с товарищами.
Лицо женщины спокойно, взгляд устремлён вдаль, жест руки напоминает движение, называемое «Стыдливая Венера». Особым покровительством она пользовалась у Агостино Киджи. Интриганка не мешала ему насладиться первым самым сладким поцелуем. Но Вазари грешил тем, что, не представляя кроме интригующих намёков бесспорных доказательств иногда с ловкостью переплетал факты и вымыслы.
По завещанию она получила приличную сумму и могла в дальнейшем вести роскошную жизнь. Рафаэль. «Я покорился, стал жертвой зноя любовного», – прочитала как-то Форнарина на одном из набросков. Этот роман отнимал у Рафаэля уйму времени и жизненных сил. Именно тогда пишет с нее Рафаэль свое бессмертное творение – «Сикстинскую мадонну». Юное создание с ангельским личиком имело порочную натуру. Сюжет изображения влюбленной пары «художник-натурщица» стал пользоваться вниманием живописцев XIXв. Преуспевающий сиенский пекарь Лути был изгнан из одного города тираном Петруччи.
Изображение влюбленной пары можно найти и в ювелирных украшениях, например, 1880-х гг. На ловца и зверь бежит. Из их троих детей в живых остался только старший – Рафаэлло. Франческа Пенни и Джулио Романо не отходили от его постели. Их жизнь оставалась для всего Рима тайной. Рафаэль называл её своей Психеей – «своей душой». И, словно сквозь тяжкие тучи, Сквозь пелену к сету пробились его глаза. Она словно приросла к земле.
Энгр в своих картинах «Большая одалиска» и «Рафаэль и Форнарина» (5 работ), а также Франсуа Эдуар Пико в своем «Рафаэле и Форнарине». Это случилось в эпоху именуемую Возрождением, в первые годы XVI века, в Риме, при папе Льве X из дома Медичи, покровительством ученым, артистам и поэтам как бы воскресившим блестящие времена Перикла и Августа. Ей было всего 17–18 лет (год рождения точно не известен), но по обычаям того времени она уже была на выданье и имела жениха — Томазо Чинелли, пастуха в одном из имений Киджи. Светлые чувства и талант почему-то вызывают у некоторых черную зависть.
Это движение часто называют «Стыдливая Венера». И вот таким образом неудивительно, что благодаря множеству рекомендаций исходивших в том числе от урбинского герцога делла Ровере (племянника папы Юлия И) и папского архитектора Браманте, работавшего над украшением Ватикана, Рафаэль на 25-м году жизни был приглашен к папскому двору. Этим все и кончилось.
В момент знакомства с Рафаэлем Маргарите Лути было всего семнадцать лет. Приходилось ковать железо, пока горячо, теперь не оставалось времени для размышлений. Рафаэль записал в банке на ее имя две тысячи дукатов, «развязав ей руки», да и банкир поглядывал на женщину своего друга призывным взглядом. В 1520 году, после смерти Рафаэля, Джулио Романо было поручено закончить начатые его учителем работы (одна из них – роспись зала Константина в Ватикане), в этом же году Романо написал портрет обнажённой женщины, который традиционно назвал «Форнарина».
Ее изображения, украшают многие музеи мира. Рафаэль привлекал к себе людей редкими душевными качествами, с которыми, по словам Вазари, «соединилось столько грации, трудолюбия, красоты, скромности и доброй нравственности», что его можно было считать не человеком, «но смертным Богом». Форнарина еще не спала. Ловкая интриганка и здесь не оплошала. Кстати, Форнарина, отдаваясь Рафаэлю, уже не была девственницей. В 1518 – 1519 годах Рафаэль написал портрет женщины имя которой до сих пор будоражит воображение – «Форнарина». Рафаэль признался в любви, но сразу же предупредил, не раскрывая причин, что жениться не сможет: у него был долг перед невестой и еще, полагают биографы, папа Юлий II обещал художнику кардинальский сан (что, естественно исключало брак).
На картине «Форнарина» художник изобразил нежную чувствительную темноволосую женщину с обнажённой грудью. Первые сеансы проходили под неусыпным надзором тетки. Но вся ее неуверенность в себе исчезала, лишь только Рафаэль после долгого трудового дня возвращался домой. Классическое искусство Рафаэля синтетично, музыкально и удивительно соразмерно. И напрасно.
Из-за этих любовных подвигов его здоровье вконец истощилось. Напрасно некоторые пытаются оправдать ее. Рафаэль к тому времени стал все чаще жаловаться на здоровье и, в конце концов, слег.
Банкир обещал избавить ее от назойливого жениха и в тот же вечер четверо людей в масках схватили доверчивого парня и, связав его по рукам и ногам, доставили в монастырь Сан-то-Козимо, настоятель которого, двоюродный брат Агостино Чиги, согласился (конечно, небескорыстно) продержать Томазо в темнице сколько потребуется. Банкир провел у Форнарины весь день. Шесть лет тихого домашнего счастья и напряженной работы. Однажды Рафаэлю действительно стало лучше и, решив, что здоровье, наконец, вернулось к нему, он пригласил к себе Форнарину и занялся с ней любовью. То, что происходило там между Маргаритой и Томазо, наверное, отрезвило бы его. Кроме того, под более поздними слоями краски реставраторам удалось обнаружить на портрете «Форнарина» рубиновое кольцо (вероятно обручальное), которое впоследствии было тщательно закрашено.
Джулио Романо был одним из ближайших учеников художника, которого по свидетельству Вазари, «Рафаэль любил так, что будь Джулио его сыном, он не мог бы любить его сильнее и потому-то он всегда и пользовался его помощью в самых важных работах». На ловца и зверь бежит. Врачи, не догадываясь о причинах недомогания, раз за разом пускали ему кровь. Оказалось, что Маргарите очень бы хотелось хоть разок прогуляться по чудесному парку Фарнезино, но она боится позволить себе такую смелость. Ты увидишь, какие картины я напишу с Маргариты. Художник и архитектор Рафаэль был первым из великих, певцом женской красоты и мастером мадонн.
И художник покорно выполнял эти прихоти, буквально сгорая в объятиях ненасытной любовницы. Заявлять, что Форнарина, какой бы она ни была на самом деле, послужила моделью для «Донны Велато» и «Сикстинской мадонны» нет никаких оснований. Римские художники и скульпторы эпохи Ренессанса сблизили образ Венеры с иконографией Афродиты Анадиомены, то есть «Афродиты, рождённой из пены», с картины Апеллеса (придворного художника Александра Македонского) и древнегреческих скульптур изображающих Афродиту перед купанием, стыдливо прикрывающей свою наготу. Врачи, не догадываясь о причинах недомогания, раз за разом пускали ему кровь.
Образ Форнарины с одноименного портрета Рафаэля использовал художник XIX в. Энгр в своих картинах «Большая одалиска» и «Рафаэль и Форнарина» (5 работ), а также Франсуа Эдуар Пико в своем «Рафаэле и Форнарине». Только Рафаэлю ни одна женщина не могла заменить Маргариту. Маргарита цеплялась за ножки кровати и превосходно разыгрывала отчаяние.
Только Рафаэлю ни одна женщина не могла заменить Маргариту. Ну, это всё равно, что если бы мы выбросили всё осквернённое постельное бельё. Получив по завещанию после ранней кончины 37-летнего Рафаэля (сплетня гласит, что ему стало плохо в её постели) достаточное состояние, тем не менее, продолжала вести распутную жизнь и стала, как утверждают, одной из самых знаменитых римских куртизанок. У Форнарины же было другое заболевание – нимфомания. Вторым доказательством послужили документы, согласно которым именно записавшись «вдовой Маргаритой», Форнарина ушла в монастырь Святой Урсулы недалеко от Рима в 1520 году после смерти Рафаэля.
Любовь и коварство. Интересная мысль о гениях принадлежит Наполеону: «Гениальные люди – это метеоры, призванные сгорать, чтобы осветить свой век». Любовь удваивает гений. Но незнакомка отказалась от подарка. В портретах создан идеальный образ человека Возрождения («Б.
Агостино же в свою очередь предложил Маргарите стать его любовницей. Красота Маргариты получила достойную оправу. В доме Маттео Ботти Портрет Ла Велата видел не только Вазари, но и Винченцо Боргини (Отдых, 1584 год) и Бокки (Красоты Флоренции, 1591). Юному созданию было мало ласк и восхищения.
Миллионы людей ежегодно замирают в восхищении перед образом «Сикстинской Мадонны», давно ставшей главным сокровищем Дрезденской галереи. Его отец женился поздно, взяв в супруги дочь урбинского купца Мадже Чиарле. Тогда с негодованием и слезами в голосе она поведала ему о преследованиях пастуха. Также, как и на Портрете Форнарина у молодой женщины есть украшение в виде жемчужины в волосах (указывает на имя Маргарита — жемчужина на латыни и греческом). Эта легенда вполне соответствует образу женщины-натурщицы под именем Форнарина.
Он выделил для нее несколько роскошно убранных комнат рядом с апартаментами художника. Не в правилах Рафаэля было отступать. «Я побежден, прикован к великому пламени, которое меня мучает и обессиливает.
Уже в 1514 году папа Лев поручил Рафаэлю продолжение реконструкции собора Св. Среди ее новых знакомых были только ученики и помощники художника, а также «прекрасная Империя» – в прошлом знаменитая куртизанка, а теперь верная возлюбленная Агостино Киджи, родившая ему дочь.
Не удивительно, что теперь только в редких случаях, мастер успевал сам закончить картину. Она могла целый день терпеливо простоять у окна ради светлых мгновений счастья.
Но увлеченный рассказами очевидцев о «битве гигантов» – живописном состязании Микеланджело и Леонардо да Винчи, «забыв о своих выгодах и удобствах», он переезжает во Флоренцию. Он не только много раз рисовал её, он посвящал ей прекрасные сонеты. Под его взглядом Маргарита расцветала, как дивный цветок. О, как я горю. Когда хотят сказать, что мужчина до последнего своего мгновения оставался мужчиной, то произносят фразу: Умер как Рафаэль. Рафаэль Санти (1483-1520) – один из трех величайших художников Возрождения. Отношение Рафаэля к Маргарите Лути – типичный пример любовной зависимости.
Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512 – 1520 года) в Риме. Но это не более, чем предположение. Форнарина, с своей стороны, поддерживала в нем подобную иллюзию. «О, как ты прекрасна. » – повторял маэстро при каждом взмахе карандаша. Петра, в следующем году художник был назначен «комиссаром древностей» – руководителем всех археологических раскопок в Риме и его окрестностях.
Итак, она невеста. Автопортрет, написанный в 1506 году, представляет человека, общение с которым гасило все «неудовольствия» и «всякие низкие и дурные замыслы. Их называли также титанами той эпохи. О, как я горю. А когда он улыбнулся, девушка почувствовала, что прекраснее мужчины она не встречала.
Картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» признана самой выдающейся картиной, в которой художнику удалось показать божественное слияние двух начал – мужского и женского. Молодой художник имел множество заказов в Сиене. Род деятельности её отца-булочника (итал. Маргарита взглянула на продавца. Как соглашается большинство искусствоведов, Форнарина изображена на двух знаменитых картинах Рафаэля – «Форнарина» (1518 – 1519), «Донна Велата» (1514 – 1515) и в его знаменитой "Сикстинской Мадонне" (1512 – 1513).
«Я побежден, прикован к великому пламени, которое меня мучает и обессиливает. Слышала ли эти слова завещания Форнарина. Итальянский художник, график и архитектор, представитель флорентийской школы. До рассвета оставалось еще часа четыре и эту последнюю ночь они должны провести вместе.
Ночью тяжело больной Рафаэль пробудился в тревоге — Форнарины нет рядом. скажем, за десять поцелуев. Узнав, что его невеста прячется во дворце, пастух Томазо послал ей угрожающее письмо. На первом сеансе Маргарита позировала для Психеи, украсившую позднее виллу Фарнезино.
Франческо Луги уже давно рассчитался с долгами и теперь процветал. Этим все и кончилось. Он выделил для нее несколько роскошных комнат рядом с апартаментами художника. Это произошло в 1518 году.
Она рыдала, била себя в грудь и только силой ее могли удалить. В этой передаче демонстрировалась также знаменитая картина Рафаэля «Ла Форнарина». Маргарите казалось, что именно в эти часы они были особо близки.
Все произошло совсем как в сказках про принцев и прекрасных пастушек и даже сверх того. Сюжет изображения влюбленной пары «художник-натурщица» стал пользоваться вниманием живописцев XIXв. Римский банкир Биндо Альтовиди, чей портрет Рафаэль согласился написать, на полгода, пока художник работал над картиной, превратил свой дворец в изысканный римский бордель. Форнарина потребовала доказательств.
В 1527 году в Риме умер переводчик Гиппократа на латинский язык Рабио Кальве, о котором говорили: «он был необыкновенно учён и почти святой жизни и вот таким образом умер в бедности». В них столько жизни, добра, ласки. Рафаэль обожал свою юную Форнарину. Рафаэль записал в банке на ее имя две тысячи дукатов, «развязав ей руки», да и банкир поглядывал на женщину своего друга призывным взглядом. Физические силы художника иссякли.
Не пропускали шикарную куртизанку и другие состоятельные мужчины. Девушке было семнадцать лет и звали её Маргаритой Лути. Вскоре Рафаэля перестали удовлетворять сеансы позирования. Изначально картина находилась в коллекции флорентийского купца Маттео Боттега из Кремоны (города в итальянском регионе Ломбардия), а в 1615 году стала собственностью Козимо II. Маргарита цеплялась за ножки кровати и превосходно разыгрывала отчаяние.
эпохи романтизма и историзма. Форнарина потребовала доказательств. Уж лучше бы она поднесла ему чашу с ядом. Художник искал модель для фрески «Амур и Психея» и на берегу Тибра встретил Маргариту Лути, которую пригласил к себе в студию в качестве модели. В основе одной лежала возвышенная светлая любовь девушки к Рафаэлю. Гений – это талант в состоянии аффекта и он в состоянии подчинить себе множество людей.
Говорилось, что у нее возникали романы с заказчиками Рафаэля и даже с его учениками. Слава художника и образрванного галантного человека летела впереди него. Хорошо, она простит его, но с условием являться к ней не иначе, как по приглашению. У него было много знакомых, но мало друзей. Так как во время этого буйного эротического действа художник умер.
Известная всему миру «Сикстинская мадонна» Рафаэля известна менее широкому кругу почти скандальной историей, связанной с позировавшей художнику моделью. О, он исполнит все, что она прикажет. И локон твой – Цвета вселенского мрака, Млечным Путем текущий, И на волнах его, переливаясь, блестит звезда Из серебра челлинтевского. Как часто возвышенное и низменное идут рядом. Каждую ночь они запирались в комнате Маргариты, предаваясь любовной науке.
Женщина, которая своими ненасытными ласками погубила гения в самом расцвете его таланта. Образ Форнарины с одноименного портрета Рафаэля использовал художник XIXв. Стены его загородной виллы Фарнезина в то время расписывал Рафаэль.
Ему завидуют и только. Этой простой булочнице было мало и ласк молодого художника и его щедрости. Так что если к кому и применимо выражение умер от любви, то это к Рафаэлю. В 1619 году Портрет Ла Велата купила семья Медичи. Дрезденская галерея.
Впоследствии, а, может быть и одновременно, творческий союз превратился в любовный. Они с удовольствием принимали приглашение прекрасной ветреницы. В настоящее время портрет украшает Палатинскую галерею Палаццо Питти во Флоренции. Повинуясь желаниям владельца, Рафаэль принялся за работу на мифологические сюжеты. В годы юности Рафаэля Урбино уже пережил краткий период расцвета, но еще в 1507 году при дворе герцога Урбинского собиралась художественная элита со всей Италии, там служил граф Бальдассаре Кастильоне и время бесед в его знаменитой книге «О придворном» он относит к четырем мартовским вечерам 1507 года.
А мастера мучает совесть – внезапная, злая: Кажется, будто они поменялись ролями. Жениха. Именно тогда пишет с нее Рафаэль свое бессмертное творение – «Сикстинскую мадонну».
Перино-дель-Вага убил Тирабоччи. Имя безвременно умершей в 1514 году Марии упоминается на памятной доске рядом с захоронением великого художника в римском Пантеоне. По словам Дж. К счастью Форнарины, ей доложили о приходе Агостино Чиги.
Рафаэль оказался в крайне трудном положении. А когда он улыбнулся, девушка почувствовала, что прекраснее мужчины она встречала. Особым покровительством она пользовалась у Агостино Киджи. Встретив прелестную девушку, Рафаэль захотел, чтобы она стала его моделью. Так начался новый этап в жизни и творчестве Рафаэля – этап славы и всеобщего преклонения.
К счастью Форнарины, ей доложили о приходе Агостино Чиги. Родился в небольшом городке Урбино, в семье местного художника Джованни Санти. Повинуясь желаниям владельца, Рафаэль принялся за работу на мифологические сюжеты. Личность красавицы на портрете тоже окутана тайной. Однажды художник прогуливался по парку и любовался живописными пейзажами дворцового парка. Современники художника оставили нам такие воспоминания. Ее невидящий взгляд необычайно больших глаз затуманен тревогой о сыне. Это вконец погубило славного мастера.
Ему завидуют и только. Картина воспевает красоту женского тела, что осуждалось в то время. Высшим достижением художественного гения Рафаэля явилась «Сикстинская Мадонна» (15131514 гг. ). Фрески на вилле Фарнезина стали еще одним памятником любви художника к Маргарите. Но только Рафаэлю становилось лучше, он вновь попадал в вампирские объятия Форнарины. Она могла целый день терпеливо простоять у окна ради светлых мгновений счастья.
С именем Рафаэля связано много романтических легенд, его жизнь окутана домыслами. Молодые люди повздорили. Он обратился к врачам и ему поставили диагноз – резкое истощение организма. Простодушная дочь хлебопека и сама, по-видимому, разделяла подобный взгляд, но уже поздно было думать о принце, когда она просватана за пастуха. Один за другим эти молодчики навещали Маргариту в ее покоях, но ей и этого было мало.
Покорила своей ангельской чистотой, скромностью и грацией. Увы, этот наивный ребенок в действительности была наглой и порочной куртизанкой. О ее жизни известно мало. На левом плече женщины браслет с надписью «Рафаэль Урбинский», который даёт повод предположить, что моделью служила возлюбленная художника. Последние годы жизни Рафаэль работал на износ. Ловкая интриганка, оправдываясь тем, что была бы в отчаянии, если бы из-за нее Рафаэль отказался от своей славы и заработка, на самом деле преследовала абсолютно другую цель. Маргарита уже направилась к двери, когда Томазо удержал ее.
Или, палитру отбросив, В губы ее целовать и не краской, а кровью своей Их написать. Он бежал в Рим с дочерью и сестрой и здесь обратился за помощью к своему земляку Агостини Киджи (Чиги), чье богатство и власть простирались до самого папского престола. Их внешняя красота неотделима от духовного совершенства и благородства («Мадонна в зелени» и «Мадонна с безбородым Иосифом», обе в 1505 г. «Мадонна со щегленком», ок. Пушкина в Москве.
Он как-то признался: В жилах моей возлюбленной течет не кровь, а раскаленная лава. Громадную известность художник приобрел многочисленными (не менее 15) флорентийскими Мадоннами, привлекающими своим разнообразием и классическим совершенством художественного решения одной темы. И обезумевший от страсти банкир пообещал исполнить любую просьбу неверной подруги Рафаэля. Но никогда не пахло так спело Яблоком райским простое его жилье. В дом пекаря Франческо Луги привел Рафаэля покровительствующий семейству Агостино Киджи.
Оправдываясь, что любимый из-за нее теряет заказы, а следовательно – деньги и славу, она согласилась покинуть «их гнездышко». Некоторые исследователи видят сходство этого лица с лицом «Сикстинской мадонны», что свидетельствует о том, что знаменитый образ Мадонны копировался с вполне реальной женщины. Читайте статью Имя художника —ребус на картине.
Но Форнарина стала самой дорогой и, пожалуй, самой развратной римской куртизанкой. Рафаэлю шел 31-й год и если его нельзя было назвать красавцем, во всяком случае, он был очень интересным мужчиной.
Фрески на вилле Фарнезина стали еще одним памятником любви художника к Маргарите. В благодарность за посещение художник предложил Маргарите превосходное золотое ожерелье. Рафаэль старался закрывать глаза на многочисленные романы любимой, молчал, когда она приходила лишь под утро, будто не знал, что «его маленькая Форнарина», его прекрасная Булочница, стала одной из самых известных куртизанок Рима. Он поднялся и пошел искать ее.
Это был период расцвета искусства, период, когда создавались хорошо известные мировые шедевры – «Тайная Вечеря», «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, «Портрет Папы Юлия II», «Преображение», «Портрет Аньоло и Мадонны Дони», «Сикстинская Мадонна», «Святое Семейство», «Мадонна со щеглёнком», «Триумф Галатеи», она считается лучшей картиной Рафаэля, «Обручение Девы Марии», картина удивительной красоты, мудрости и грусти, знаменитая роспись «Сикстинская Капелла», скульптура «Давид» Микеланджело, архитектура Собора Святого Петра в Риме (Ватикан), строительство которого возглавил Рафаэль в 1514 г. и многое-многое другое. Дело окончилось дуэлью. Рафаэль решил предложить девушке поработать в качестве модели и пригласил ее к себе в студию. По осмотре парка художник привел Маргариту в мастерскую.
Подобный оборот дела вовсе не входил в расчеты дочери хлебопека. Форнарина не была против кратковременных встреч с Агостино. В основе одной лежала возвышенная светлая любовь девушки к Рафаэлю.
Речь идёт, прежде всего, об изображённой жемчужной заколке в волосах женщин. Это окончательно погубило его. 1513), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514 – 1518 года) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками). Они разговаривали и целовались.
Форнарина – в их ряду. Пекарь нанял учеников и помощников. Рафаэль же оставался в неведении о вероломстве своей возлюбленной. Интриганка не мешала ему насладиться первым самым сладким поцелуем.
Он никогда ни с кем не соперничал, никому не завидовал и не критиковал других. Первые сеансы проходили под неусыпным надзором тетки. Рафаэль считается художником «небесной женской красоты», который умел с исключительной точностью облачать в поэтические формы образы своего времени.
Узнав о тяжкой болезни художника, Лев X послал умирающему свое благословение. Такая поза стала называться «Венера Целомудренная» или «Стыдливая». Такова первая версия любовной связи прекрасной Булочницы и великого Рафаэля. Они смотрят далеко вперёд, опережая эпоху на много веков. Последние годы жизни Рафаэль работал на износ.
Адвокатом этой версии выступает историк искусства Вазари, он называет Форнарину «женщиной, которую он (Рафаэль) любил до самой смерти». «Занавес раздвинулся и тайна небес открылась глазам человека В Богоматери идущей по небесам, не приметно никакого движения но чем больше смотришь на нее, тем больше кажется, что она приближается», – так писал о картине поэт В. Жуковский. Увы, этот "наивный ребенок" в действительности была наглой и порочной куртизанкой. Кастильоне», 1514 – 1515). О судьбе портрета известно крайне мало. Но глаза Темные, пылающие угли. Ловкая девица встретила его полуодетой с обнаженными плечами.
Так началась эта связь, которая продлилась шесть лет, до самой смерти мастера. Её ангельское личико было столь беспечным и чистым, что Рафаэль пришёл в смятение. Рафаэль доверил роспись третьей «Станцы дель Инчендио» (15151517 гг. ) по своим картинам любимому ученику Джулио Романо и другим молодым художникам. Как соглашается большинство искусствоведов, Форнарина изображена на двух знаменитых картинах Рафаэля — «Форнарина» (1518—1519), «Донна Велата» (1514—1515) и в его знаменитой "Сикстинской Мадонне" (1512—1513). Само небо послало мне ее. ». По завещанию он оставил своей любовнице достаточно, чтобы вести честную жизнь. Чтобы не возникло лишних разговоров о ней как о содержанке, он нотариально оформил половину дома на ее имя.
В тени деревьев он неожиданно заметил отдыхающую девушку. И напрасно. Так Рафаэль и Форнарина поселились в доме Агостино Чиги.
не трудно догадаться куда: к дому хлебопека Лути. Петра, к сожалению, не успев окончить начатого, похищенный безжалостной смертью. Ранний период творчества Рафаэля так и называется – «перуджинский». И начался их роман, который продолжался шесть лет, до самой смерти мастера. Один раз человеческой душе было подобное откровение дважды случиться оно не может. Считается, что именно Форнарина многие годы была музой художника и стала моделью для многих прекрасных мадонн мастера, в том числе и знаменитой «Сикстинской мадонны».
И это тоже было правдой. Вина Форнарины не подлежит теперь никакому сомнению. «Я провожу вас к карете, Мадонна Маргарита», — сказал прелат, увидев, как без единого звука, чтобы не потревожить любимого, она рыдает в соседней комнате. Она лишилась невинности несколько месяцев назад в объятиях жениха – Томазо Чинелли. Рафаэль обожал свою юную форнарину. Вместо этого Рафаэль радовался жизни, миру, людям и возможности творить.
В 1518 году Рафаэль принял в число учеников юного болонца по имени Карло Тирабоччи, который почти тотчас же по приезде в Фарнезино сошелся с Маргаритой. Такие жемчужины назывались «ромашками» или «маргаритками» и их носили замужние женщины.
Есть мнение, что это мог сделать Джулио Романо, который позже «внёс поправки» в полотно. Обнаружив её в комнате своего ученика, выдернул из постели и потащил в спальню. Он выкупил дочь у отца за 3 тыс. Но вопрос авторства «Мадонны с младенцем» до сих пор окончательно не решён.
Рафаэль писал людей добрыми все его персонажи имеют вид честных людей. «Мадонна» Рафаэля на века стала художественным олицетворением материнства, духовной красоты, горького счастья и мученичества. Банкир обезумел от радости и страстно клялся ей в любви, умоляя о взаимности. Рафаэлю пришлось еще раскошелится. Кто же была та женщина, которую он рисовал с таким упоением.
Этим объясняются некоторые несовпадения его информации. Долгое время легенда о прекрасной возлюбленной Рафаэля Форнарине считалась мифом. Как и следовало ожидать, она отвергла этот неуместный подарок. Считается, что Рафаэль изобразил ее как минимум на двух своих знаменитых полотнах: «Форнарина»: и «Дама под покрывалом» («Дона Велата», «Дам под вуалью») Также считается, что она стала моделью для ряда мадонн художника, включая Сикстинскую.
В доме было приведено в порядок всего несколько комнат, да и мебели не хватало. Уж лучше бы она поднесла ему чашу с ядом. Вазари, они кажутся «скорее вылепленными из плоти и крови, нежели красками и рисунком». Наконец, художник не выдержал. Форнарина ощущала каждой клеточкой тела эти нежнейшие прикосновения кисти. По совету образованной, разбирающейся в искусстве и литературе куртизанки она занялась изучением греческого языка, много читала, чтобы быть достойной своего гениального возлюбленного.
Мысль Достоевского о том, что «Красота спасёт мир» была навеяна впечатлениями от знаменитых картин Рафаэля. Сопротивления не последовало. Лишь перед смертью ушла в обитель Св. Некоторое время тому назад телеканал «Россия К» посвятил передачу «Искусственный Отбор» трём гигантам эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэлю.
Но великий художник не отличался терпением. Суммы называли самые разные – от 50 до 3000 золотых. Обнаружив её в комнате своего ученика, выдернул из постели и потащил в спальню. Так дочка пекаря стала натурщицей и любовницей великого итальянского живописца. Все его картины кажутся легкими и воздушными. «Прекрасна, как Мадонна Рафаэля» — эти слова вот уже больше четырех веков звучат высшей похвалой духовной и физической красоте женщины, гимном ясному и горькому материнскому счастью.
О, он исполнит все, что она прикажет. С именем Рафаэля (1483–1520гг. ) связано много романтических легенд, а его творчество стало синонимом чувства меры, красоты, совершенства и грации в искусстве. Но если флорентийские Мадонны – это трогательные юные матери, поглощенные заботой о ребенке, то римские Богоматери – светлые богини, несущие миру одухотворенную гармонию жертвенности, независимо от того, царят ли они над другими фигурами («Мадонна ди Фолиньи», 1511 – 1512 гг. ) или решены в интимно-жанровом плане («Мадонна в кресле», 15141515 гг. ). «Я провожу вас к карете, Мадонна Маргарита», – сказал прелат, увидев, как без единого звука, чтобы не потревожить любимого, она рыдает в соседней комнате.
Рафаэль был очень востребован, его предпочитали Леонардо, который редко заканчивал работы и Микеланджело, отличавшегося взрывным характером. Это знаменитая «Донна Велата» («Дама под покрывалом») – воплощённая рафаэлевская идея женской красоты и индивидуальности.
Значит, Маргарита на первых порах обманула Рафаэля, заявив, что выходит замуж не по любви. Великий Рафаэль скончался в Великую Пятницу, 6 апреля 1520 года, в день своего рождения. Не существовало в XVIв. добавилась обязанность главного архитектора Ватикана, а через год — и «комиссара древности», «префекта всех камней». Недостаток своих сил и времени он старался восполнить энтузиазмом своих учеников, в особенности, Джованни Пенни и Джулио Романо, которым часто принадлежит уже не только исполнение кистью, но и изготовление картонов поздних фресок Рафаэля. Но только Рафаэлю становилось лучше, он вновь попадал в вампирские объятия Форнарины. Я хочу, чтобы твой любовник знал, чего ты стоишь, - так оканчивалось послание Томазо.
Империя давно смирилась с этим, а Маргарита только начала привыкать. Ночью тяжело больной Рафаэль пробудился в тревоге — Форнарины нет рядом. Рафаэль Санти родился 6 апреля 1483 года в семье придворного поэта и живописца урбинских герцогов Джованни Санти. Он «счастливо не замечал разлада между идеалом и действительностью». Образ Форнарины с одноименного портрета Рафаэля использовал художник XIXв. Могла ли дочь хлебопека отыскать лучшего защитника, чем Агостино Чиги, хозяина пастуха.
И нет в мире более абсолютной Мадонны, чем Сикстинская. Случай не заставил себя ждать. Первые уроки рисования мальчик получил от отца, но Джованни рано умер. Он поднялся и пошел искать ее. В этом вопросе компромиссу не было места: честолюбивый Лев Х (1513 – 1521) возлагал на Рафаэля больше надежд, чем на бунтаря Микеланджело, абсолютно не считаясь с ограниченностью сил художника.
В доме было приведено в порядок всего несколько комнат, да и мебели не хватало. Энгр в своих картинах «Большая одалиска» и «Рафаэль и Форнарина» (5 работ), а также Франсуа Эдуар Пико в своем «Рафаэле и Форнарине». Форнарине предложили уйти, но комедиантка, схватившись за ножки постели, превосходно разыграла отчаяние. Франческо Пенни был принужден замолчать.
Ее прозрачная юбка едва прикрывала колени. По словам Вазари, его можно было считать не человеком, «но смертным Богом». Форнарина, с своей стороны, поддерживала в нем подобную иллюзию.
Форнарина ответила согласием: между позором и монастырем она выбрала любовь. В эту же ночь он посетил Форнарину в ее каморке. Рафаэль был счастлив. Форнарина позировала для создания образов мифологических красавиц Психеи и Венеры. Рафаэль предоставил девушке право сделать выбор самостоятельно. Рафаэль пригласил ее к себе в студию.
Многочисленные изображения Богоматери («Сикстинская мадонна», ок. физические силы художника иссякли. за десять поцелуев. Пекарь нанял учеников и помощников. К должности придворного живописца при папском дворе с 1514г. Внешне общительный и открытый, художник редко с кем бывал откровенен.
Кроткость и душевную ясность Рафаэль унаследовал от матери. Да, но это потому, что он был по природе божественно неприкосновенен». золотых, снял для нее виллу. Маргарита видела, с какой любовью Рафаэль накладывает каждый штрих.
Рафаэль был почти в отчаянии – юное создание не свободно. Если бы Рафаэль не создал ничего, кроме «Сикстинской Мадонны», «Триумф Галатеи» или Форнарины», его имя осталось бы в веках. Так как во время этого буйного эротического действа художник умер. Поистине неземной облик прекрасной молодой женщины с младенцем на руках зачаровывает.
«Венера» Тициана. Он заплатил отцу Маргариты 3000 золотых и увёз возлюбленную в Рим. Он проклинал Маргариту, осыпал её яростными упрёками и грозился отомстить.
Задумав украсить дворец, Агостино Чиги предложил Рафаэлю расписать главную галерею виллы. В двадцать лет гений живописи написал знаменитую «Мадонну Конестабиле». Известно, что он был постоянно окружен последователями и поклонниками своего творчества. Как-то раз ее посетил хозяин дворца Агостино Чиги. "Я хочу, чтобы твой любовник знал, чего ты стоишь", – так оканчивалось послание Томазо. Урсулы, где записалась как вдова Рафаэля. Он создал огромную галерею женщин – мадонн, включая его знаменитую «Сикстинскую Мадонну», вот таким образом его называли мастером мадонн.
Она словно приросла к земле. Работа в станцах захватила Рафаэля, но она была столь огромна, что постепенно художник «оброс» многочисленными помощниками и учениками, «которым он помогал и которыми руководил с чисто отеческой любовью. Тогда неверная любовница Рафаэля рассказала ему свое недоразумение с Томазо, умолчав, конечно, о связи с ним и просила избавить ее от дальнейших преследований жениха, которого она не любит и никогда не любила. Все это время она не переставала тайно видеться со своим бывшим женихом Томмазо. Форнарина не сопротивлялась.
Скончался Рафаэль в день, когда ему исполнилось 37 лет. Для переезда влюбленные выбрали время, когда Франческо Луги уехал из города по делам банкира. Настоящее имя Форнарины – Маргарита Лути, дочь пекаря из рисского квартала Трастевере. Они убеждены, что Форнарина – не более, чем красивый миф, мистификация и, что пока не найдены свидетельства её существования, нет никаких оснований считать, что Форнарина была моделью для «Донны Велата» и «Сикстинской мадонны». Более того, благодаря им, в частности, эти музеи и стали знаменитыми. Но позже известный искусствовед Роберто Лонги опровергал её. Добавим «Страсти по Матфею» Баха, которое представляет собой божественное произведение и которое вы могли бы слушать каждый день.
Ничего подобного я раньше не видел. Гениальность и злодейство. Не прекращая связи с Агостино Киджи, она стала едва ли не самой дорогой куртизанкой Рима. Империя давно смирилась с этим, а Маргарита только начала привыкать. Наш мир несовершенен.
В 1518 году Рафаэль принял в число учеников юного болонца по имени Карло Тирабоччи, который почти тотчас же по приезде в Фарнезино сошелся с Маргаритой. Форнарина позировала для мифологических красавиц Психеи и Венеры. Изображение влюбленной пары можно найти и в ювелирных украшениях, например, 1880-х гг. Томазо, с нетерпением ожидающий свадьбы, стал упрекать Маргариту в намерении изменить своему слову: ведь Рафаэль, как и большинство богатых мужчин того времени, вел распутную жизнь, пользуясь услугами куртизанок разного уровня.
В 11 лет остался круглым сиротой.
Это было вполне допустимо, ведь еще в 25 лет он получил «место секретаря апостолических бреве» — сан весьма значительный даже для молодых прелатов. Художник же оставался в неведении о вероломстве своей возлюбленной. Франческо Лути уже давно рассчитался с долгами и теперь процветал.
Художник никогда не искал друзей и покровителей. Легенда о смерти художника породила множество шуток.
Их жизнь оставалась для всего Рима тайной. Он не уставал от ее присутствия и никогда не скучал рядом с ней. Маргарита видела, с какой любовью Рафаэль накладывает каждый штрих. По дороге его гнев сменился беспредельным желанием обладать ей сейчас же. Его врожденное чувство меры исключительное чутье пространства, равновесия и гармонии породили искусство «вечной красоты» – спокойное, возвышенное идеальное. Они разговаривали и целовались.
В дом пекаря Франческо Лути привел Рафаэля покровительствующий семейству Агостино Киджи. Некоторые исследователи пришли к соглашению, что на знаменитых картинах изображена Форнарина – легендарная возлюбленная Рафаэля. По дороге его гнев сменился беспредельным желанием обладать ей сейчас же.
Девушка была дочерью хлебопека, за что мастер прозвал ее Форнарина (forno – печь, fornaj – пекарь). Для заказчиков Рафаэль был исполнительным гением с ангельской душой. Тоогда купи его. В течение пяти часов, вплоть до рассвета, Франческо Пенни терпеливо ожидал учителя.
А узнаваемый общий прототип, который проступает не только в «Донне Велата» и «Сикстинской мадонне», но и в «Мадонне делла Седия» и «Форнарине» – это один обобщённый устойчивый женский образ, рафаэлевский идеал женской красоты, независимый от модели. Один за другим эти молодчики навещали Маргариту в ее покоях, но ей и этого было мало. Одного взгляда было достаточно художнику, чтобы понять – такой красивой женщины, как Маргарита, он еще не видел.
Ведь она не отходила от постели Рафаэля ни на минуту, меняла компрессы, кормила фруктами.