Зал, который надо миновать по пути к лоджии Амура и Психеи, зовется залом Галатеи – по полной языческой жизнерадостности фреске Рафаэля «Триумф Галатеи» изображающей, как считают некоторые ученые, знаменитую куртизанку Империи. «триумф Галатеи» (итал. Trionfo di Galatea)— фреска, созданная в 1512 году итальянским художником Рафаэлем для виллы Фарнезина в Риме. Рафаэль написал на этот сюжет прекрасное произведение, где Галатея изображена стоящей в раковине, которую везут дельфины, управляемые Амуром. Фреска «Триумф Галатеи» – одна из малочисленных росписей великого Рафаэля Санти на мифологическую тему, выполненная целиком лично самим живописцем. На первом этаже виллы Фарнезина, в просторном зале, расположенном слева от Лоджии Психеи, можно увидеть одну из самых знаменитых работ Рафаэля Санти в Риме. Фреска «Триумф Галатеи», написанная Рафаэлем в 1512 году, привлекает внимание ценителей искусства на протяжении уже многих десятилетий.
«триумф Галатеи» — фреска, созданная в 1512 году итальянским художником Рафаэлем для виллы Фарнезина в Риме.
В Риме граф познакомился с искусством Высокого Ренессанса и культурой римской виллы. Юный граф Федерико 2 Гонзага (1500-1540) с 1526 года воздвигает на острове Те сельскую виллу (в 1, 5 км от городского Палаццо Дукале). Политика – это искусство возможностей. Важную роль в этом комплексе должны были играть так называемые «верхние покои» дворца, ныне именуемые Станцами, которые и было поручено расписать Рафаэлю.
В следующие четыре года Рафаэль проживал то в Урбино, то в Перудже, то во Флоренции. Он разработал эскизы для росписей продолжавшего анфиладу Станц обширного зала, получившего впоследствии название Зала Константина (после смерти Рафаэля эти росписи выполнил его помощник Джулио Романо). Юлий II, бывший не только покровителем искусств, но и довольно воинственным политиком, видимо, пожелал, чтобы росписи этого зала напоминали о более конкретных и земных материях, чем науки и искусства, а именно — что он наместник апостола Петра на земле, призванный нести неверующим и сомневающимся свет веры, а также о том, что он только что, в 1511 году, заключил с Венецией и германским императором «Священную лигу» против Франции.
Таков «Портрет Бальдассаре Кастильоне» (1515—1516, Париж, Лувр) известного урбинского дипломата и гуманиста, в котором благородство и доброжелательность модели подчеркивает изысканно-простая гамма черных, серебристо-серых и белых тонов одежды. Таким образом, знакомиться с живописью художник начал еще с раннего детства. Везут нимфу два дельфина. Правда, Рафаэль «усовершенствовал» раковину Галатеи, снабдив её колёсиками с лопастями.
Слева, на другой лестнице, мечутся заслышавшие шум солдаты, на латах которых играют отсветы красноватого пламени факелов и холодного света скользящей между темных облаков луны. Около 1513 года Рафаэль расписал семейную капеллу Киджи в церкви Санта Мария делла Паче. В своей фреске Рафаэль отошёл от точного изложения сюжета и написал сцену известную как «похищение Галатеи». Именно вот таким образом эрудитами и теологами из окружения Папы был выбран сюжет из библейской Книги Маккавеев, повествующий о том, как нечестивец Илиодор (Элиодор), похитивший в Иерусалимском храме деньги, предназначенные для вдов и сирот, был изгнан из храма и наказан небесными посланцами.
Рафаэль сразу же распознал автора: «Это рука Микеланджело. » – воскликнул он. Рим снова жил на широкую ногу. Все эти многочисленные персонажи, поражающие разнообразием обликов, поз, жестов, разбитые на отдельные группы, объединены общим ритмом, как бы незаметно рождающимся внутри каждой группы, переходящим от одной группы к другой, вписывая их в очертания овала (или увиденного в сильном ракурсе круга), разорванного на первом плане, где изображен как бы не замечающий спорящих, погруженный в размышления Демокрит. Справа расположены три фигуры, в которых сочетаются черты людей, лошадей и рыб. Тогда Полифем оторвал от горы целую скалу и бросил ее в Акида, раздавив несчастного. Вот таким образом из всей серии предполагаемых мифологических сцен было выполнено только несколько.
Архитектонику всей системы росписей Сеньятуры определяют величественные многофигурные композиции Диспута (ок. Те же морские пенящиеся волны и обнаженная богиня, легко ступающая по водной глади.
Джулио Романо, например, написал большую часть изображения «Истории Психеи». Усевшись на землю у входа, он принялся зазывать покупателей. Композиционное равновесие сочетается в ней с движением. На стенах Виллы художник создает одно из самых известных произведений «Триумф Галатеи». Группа философов слева погружена в изучение текстов, через плечо одного из них заглядывает человек в белой чалме, возможно, великий восточный философ Аверроэс. Рафаэль блестяще справился с этой работой, после чего приступил к украшению Станцы дель Инчендио и Станцы д Элиодоро. Галатея превращает кровь возлюбленного в быстротекущую реку.
В трех очень близких по решению композициях — Мадонна в зелени (1506, Вена, Музей истории искусства), Мадонна со щегленком (1507, Флоренция, Галерея Уффици) и Прекрасная садовница (1506, Париж, Лувр) — он тонко варьирует один и тот же мотив: сидящая на фоне пейзажа Мадонна и играющие у ее ног маленькие дети — Христос и Иоанн Креститель. Некоторые детали картины явно имеют схожесть с работой Сандро Боттичелли «Рождение Венеры». «Триумф Галатеи», одну из своих лучших монументальных работ, Рафаэль написал собственноручно в 1514 – 1515 годах. Юлий II был великим политиком, вот таким образом его миссия увенчалась успехом: он укрепил папский престол и наполнил церковную казну. Практически всю свою юность Рафаэль провел в Читта дель Кастелло. В греческой мифологии красивая Нереид Галатея влюбилась в крестьянского пастуха Акиса.
Каждая из них решена в неповторимой, почти музыкальной тональности. Главным его частным заказчиком стал богатый римский банкир, уроженец Сиены Агостино Киджи. Портреты Рафаэля, большей частью поясные или поколенные, лишены импозантности.
Обезумевшая от горя девушка превратила кровь своего любимого в быструю и прозрачную реку. За исключением нескольких юношеских работ, Рафаэль ранее не обращался к античной тематике. По эскизам Рафаэля его помощники выполнили живописный декор примыкающих к Залу Константина лоджий двора Сан Дамазо (Лоджий Рафаэля), он собственноручно выполнил изысканный антикизированный орнаментальный декор двух помещений в личных апартаментах кардинала Бибиены в Ватикане, сделал серию огромных картонов на евангельские темы (ныне — Лондон, Музей Виктории и Альберта), по которым были вытканы гобелены для Сикстинской капеллы, руководил раскопками на Палатинском холме, а в 1514 году, после смерти Браманте, был назначен главным архитектором собора Святого Петра. Это одна из самых гармоничных композиций Рафаэля. Облокотившись на раму картины, видение созерцают и два маленьких крылатых херувима.
Это видение в картине дозволено созерцать лишь более земным по облику, тяжело оседающим в облаках, облаченным в великолепные одежды Святым Варваре и Сиксту (которому Рафаэль придал сходство с Юлием II). Но этот храм античной мудрости пуст. В это время влиятельным покровителем художника является банкир Агостино Киджи, виллу которого Рафаэль украшает фресками «Легенда об Амуре и Психее» и «Триумф Галатеи». Один из амуров, на которого смотрит Галатея, указывает ей путь.
В это же время в Риме он пишет самое известное свое произведение – «Сикстинская мадонна». Микеланджело уже начал свои росписи в Сикстинской капелле.
Но созданный им в «Триумфе Галатеи» образ античности стал праздничен и полнокровен, полон такой ликующей радости, мощи избытка жизненных сил, что может быть сопоставлен с написанными почти в те же годы Вакханалиями Тициана.
Изначально предполагалось украсить лоджии виллы серией фресок мифологических сцен. Служители церкви вели такой образ жизни, который дал повод Рафаэлю объяснить двум посетителям своей мастерской слишком красный цвет лица у святых на картине: «Они краснеют, видя вас – римских кардиналов». Яркое сияние исходящее от фигуры ангела, явившегося апостолу в Мамертинской тюрьме, озаряет фигуру спящего, закованного в вериги апостола, рождает блики на латах задремавшего стража и постепенно угасает во тьме каземата (который и ныне показывают туристам). Произведение отдаленно напоминает другое – всемирно известный шедевр «Рождение Венеры» кисти Боттичелли. Рафаэль был в зените своей карьеры.
Следующей Станцей, расписанной Рафаэлем, была Станца дель Элиодоро, обязанная своим названием фреске «Изгнание Элиодора из храма» (1512). И по водам спасается от Полифема. Влюбленные часто прогуливались по морскому побережью и однажды их заметил жестокий и коварный Полифем. Правда говорят, внизу предусмотрительно была натянута сеть, чтобы эти приборы вылавливать.
Художники, архитекторы и скульпторы были очень востребованы. Сюжет был навеян поэтической фантазией в обработке флорентийского поэта Анжело Полициано. На картине Галатея изображена колеснице в виде раковины, запряженной дельфинами. Роспись одной из лоджий Рафаэль доверил своим помощникам Джулио Романо и Джанфранческо Пенни, а другую украсила великолепная фреска Рафаэля «Триумф Галатеи» (1513, Рим, Вилла Фарнезина). Приди ко мне и все, что я имею, будет принадлежать тебе. К несчастью, в это же время был одержим любовью к Галатее и циклоп Полифем.
Италия всегда давала миру идеал прекрасного и Рафаэль в своей «Галатее» возвысил человека до красоты божества. Юность Федерико (1515-17) прошла в окружении французского короля Франциска 1- страстного ценителя античности и итальянских художников (покровитель Леонардо). В 1580 году виллу приобрёл кардинал Фарнезе давший ей в отличие от стоявшей на другом берегу виллы Фарнезы название «Фарнезина», которая так и осталась за виллой, хотя она ещё не раз меняла своих владельцев. Лучшей из фресок этой Станцы является «Изведение апостола Петра из темницы» (1514), в которой Рафаэль обнаруживает всю блистательность своего живописного дарования, превращая роспись в настоящую симфонию света. Эти годы стали решающими для его творческого формирования. Галатею сопровождает огромная свита: тритоны, морские кентавры с прекрасными нимфами на спинах и маленькие амуры.
Именно так Рафаэль увидел морскую богиню. Используя сложные ракурсы и светотень (приёмы, которыми славилась живописная школа Рафаэля), художник прекрасно передал пластику тела. Когда в 1701 году Ричардсон пришёл в «Фарнезину» взглянуть на фреску Рафаэля, он был неприятно удивлён долгим поиском ключа от зала, где находилась фреска.
Согласно античному мифу, прекрасная морская нимфа Галатея полюбила юношу по имени Ацис. В конце 1508 года Рафаэль начал росписи в средней из трех Станц — Станце делла Сеньятура. Большой почитатель искусства, Агостино Чиги, в 1510 году пригласил Рафаэля поучаствовать в росписи только что построенной Виллы Фарнезины.
С именем Рафаэля связывают также проекты ряда римских дворцов и великолепной виллы Мадама. Их свирепый вид объясняется простым предположением, что Рафаэль, вероятно, никогда не видел живого дельфина. Творческая деятельность Рафаэля в 1510-е годы была необычайно многообразной и интенсивной. Рафаэль не рисовал ни одного из главных событий истории.
Он выбрал сцену идеала нимфы (Stanze, я, 118-119). Имеет ли она в себе какое-либо совершенство, я не знаю, но очень стараюсь его достигнуть». Галатея ездит на колеснице раковины, запряженной двумя дельфинами. Агостино Чиги в 1510 году затеял строительство великолепного дворца Вилла Фарнезина, который оформляет с великолепной роскошью.
Спор об истине продолжается в Афинской школе, украшающей противоположную стену зала. Вторая — самая прославленная из картин Рафаэля — Сикстинская Мадонна (1513—1514, Дрезден, Картинная галерея). Бытует мнение, что вдохновение для картины художник позаимствовал в поэме «Триумф Галатеи» греческого поэта и философа Феокрита. «Триумф Галатеи» – фреска, созданная в 1512 году итальянским художником Рафаэлем для виллы Фарнезина в Риме. Одна из них — Мадонна делла Седиа (Мадонна в кресле 1516, Флоренция, Галерея Питти), где фигуры прекрасной молодой матери, прильнувшего к ней испуганного младенца и маленького Иоанна Крестителя естественно и гармонично вписаны в круговое обрамление.
В 1500 году художник уезжает в Перуджу, где поступает на обучение в мастерскую Перуджино. И с тех самых пор Галатея считается покровительницей рек, морей, океанов и всех тех, кто как-то связан с водой. Детские годы Федерико прошли при дворе Папы Юлия 2 (покровителя и заказчика Рафаэля Санти (Станцы) и Микельанджело (Плафон Сикстинской капеллы) (Рим, Ватикан). Что касается техники моделирования работы, то она была одолжена у Микеланджело.
Переехав в Рим, он по-прежнему работал и на заказ. Известно, что Рафаэль был ярым поклонником античной эпохи. В «Метаморфозах» древнеримского поэта Овидия рассказывается, что Галатея, для возвращения к жизни своего любимого, превратила его кровь, струящуюся из-под скалы, в источник с чистейшей водой.
У совершенства долгая предыстория, но всё имеет своё завершение. Правда, дополненная собственными штрихами Рафаэля, которые не замечал авто техники. Все предостережения заглушались шумными торжествами, чувственными комедиями, авторами которых зачастую были (. ) кардиналы. Среди римских покровителей Рафаэля был богатейший банкир и купец Агостино Киджи (1466 – 1520), прозванный современниками Великолепным.
Это самая величественная и совершенная из ватиканских фресок Рафаэля. Решив украсить свою римскую виллу, Агостино Киджи пригласил в 1511г. Не остался равнодушным к работам Рафаэля и страстный поклонник живописи, некий Агостино Чиги, который и заказал одну из самых знаменательных работ – «Триумф Галатеи».
Папа своим примером уже не сдерживал стремление кардиналов к роскоши. С 1514 года Рафаэль руководит строительством собора Святого Петра. 1509—1510) и Афинская школа (1510—1511), расположенные друг против друга на длинных десятиметровых стенах зала имеющих полукруглые завершения. Для тебя я вскармливаю одиннадцать молодых оленей (шеи их украшены прекрасными ожерельями) и четырех медвежат.
В 1504 году Рафаэль переехал во Флоренцию, где оставался до 1508 года. В спор погружены и выходящие из храма последними Платон и Аристотель, шествующие на фоне уходящих в глубину арок церковного нефа и небесной синевы. В какой-то момент, когда на него перестали обращать внимание, Микеланджело проскользнул во дворец и незаметно проник в расписываемый Рафаэлем зал, поскольку там по случайному совпадению никого не было, то вдоволь насмотревшись на работу соперника, Буонаротти взял кусок угля нарисовал на стене прелестную головку и незаметно вышел. Примерно в 1503 году Рафаэль написал большой алтарный образ – Коронование Марии. художников Перуцци, Себастьяно дель Пьомбо и Рафаэля.
Обнаженные тела идеально подчеркнуты златистыми тонами, нежно голубым небом и синим морем. Спустя год им была создана работа «Обручение Марии», которой он и завершил ранний период творчества. Видимо, в том же году Киджи предложил Рафаэлю расписать две большие лоджии его виллы (позднее получившей название Фарнезина), построенной архитектором Перуцци на берегу Тибра у подножия Яникульского холма. На вершине Парнаса — играющий на скрипке Аполлон в окружении муз и великих поэтов древности и современной Рафаэлю Италии среди них можно узнать Гомера, Данте, Ариосто. После смерти печально известного папы Александра VI Борджиа, блестящего мастера политических интриг, чья жестокость и лицемерие не знали границ, а страшная смерть стала достойным возмездием (он выпил яд, приготовленным им для другого, кстати, родственника), папский престол занял Юлий II. Слева, Тритон (частично человек, частично ловите рыбу), похищает морскую нимфу позади них другой Тритон использует раковину в качестве трубы.