По проекту Рафаэля они были возведены в 1513—1518 годах в виде 13 аркад, в которых по эскизам Рафаэля были расписаны учениками 52 фрески на библейские сюжеты. Здесь можно полюбоваться прекрасной фреской «Триумф Галатеи», написанной Рафаэлем в 1512 году. Попроекту Рафаэля они были возведены в1513—1518 годах ввиде 13 аркад, вкоторых поэскизам Рафаэля были расписаны учениками 52 фрески набиблейские сюжеты. Остальные фрески по эскизам Рафаэля расписали его ученики. Нореставраторы, работающие надвосстановлением первоначального облика Зала Константина, недавно обнаружили фрагменты фрески, которые, возможно, были написаны не учениками Рафаэля, асамим мастером.
Осталисьсведения, что он отдал своему поверенному ключ от Сикстинской капеллы с наставлением ни в коем случае не показывать фрески Рафаэлю. На фреске Рафаэля «Афинская школа» изображены, в числе прочих, Леонардо да Винчи в образе Платона (в центре в красном плаще), Микеланджело в образе Гераклита (сидит в глубокой задумчивости), Браманте в образе Евклида (с циркулем в руках) и, наконец, сам Рафаэль в образе Аппелеса. Попроекту Рафаэля они были возведены в1513—1518 годах ввиде 13 аркад, вкоторых поэскизам Рафаэля были расписаны учениками 52 фрески набиблейские сюжеты. Фрески виллы Фарнезина (сейчас она называется так в честь семьи Фарнезе, купившей её в 1579г. ) – интереснейшая часть художественного наследия Рафаэля.
Античное снова стало плотью и кровью. Трое из которых символизируют добродетели – Веру, Надежду, Милосердие. Лично мастер оформил 4 стены. Незыблемо и желанно перед зрителем возникает образ неповторимого, чудесного видения. Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши.
Когда в 1701 году Ричардсон пришёл в «Фарнезину» взглянуть на фреску Рафаэля, он был неприятно удивлён долгим поиском ключа от зала, где находилась фреска. Но этот храм античной мудрости пуст. «Форнарина» (прибл.
Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. Родился 26. 03. 1483 в Урбино, в семье художника Джованни Санти. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. Первый учитель – Перуджино. Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл.
Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). Седовласый Платон, которому Рафаэль придал сходство с Леонардо да Винчи, указывает рукой на небо в знак того, что первичен дух Аристотель простирает руку ладонью вниз в знак того, что первична материя. Все поля были обрамлены Удине роскошными гирляндами плодов. возник запрестольный образ св. Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля.
Фрески Рафаэля стали воплощением гуманистической мечты возрождения о духовном и физическом совершенстве человека, его высоком призвании и его творческих возможностях. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. Спор об истине продолжается в Афинской школе, украшающей противоположную стену зала. Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти.
С картиной Микеланджело Святой Матфей он поступает так же. Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна. На небе все спокойно здесь, на земле, все полно волнения и борьбы. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. Молодой мастер продолжал работать в качестве помощника у Перуджино, пока не переехал во Флоренцию.
Композиция делится на три части. Этот овал придает изображенному некую неизменность и в то же время композицию пронизывает круговое движение, которому невольно подчиняется и зритель: взгляд Папы Сикста направлен вверх, к Мадонне, улыбающаяся Святая Варвара смотрит вниз, а взоры маленьких херувимов вновь обращены к Мадонне. Взале Ватикана Станца делла Сеньятура (1509-1511), где скреплялись печатью папские декреты ибуллы, художник Рафаэль Санти представил сюжеты вобласти духовной деятельности: богословие («Диспута»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, Мера, Сила»), каждая изстен этого сравнительно небольшого помещения имела для росписи полукружье, горизонтальное основание которого находилось выше уровня глаз стоящего зрителя. Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция). Потомство попыталось именно здесь найти различия и произвести выбор.
Созданные им во Флоренции многочисленные изображения Мадонн (Мадонна Грандука, 1504, Галерея Питти, Флоренция Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем или Прекрасная садовница, 1507, Лувр, Париж Мадонна со щеглом, Уффици) принесли молодому художнику всеитальянскую славу. А он сам решил по возможности сравняться в искусстве живописи с флорентийскими мастерами. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина».
Обстановка, в роде настольного звонка, написаны по-северному реалистично. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым. Италия всегда давала миру идеал прекрасного и Рафаэль в своей «Галатее» возвысил человека до красоты божества. Не зря он, как минимум, два своих произведения «Три грации» и «Амур и грации» посвятил прекрасным богиням римской мифологии – древнегреческим харитам.
Живописно переданная нагота является взору как пластика. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. В1500-1504 годах Рафаэль, посвидетельству Вазари, учился ухудожника Перуджино вПерудже.
Святая Мария и младенец, этот сюжет использовался художником чаще всего. Наше описание пойдет в хронологическом порядке, по мере создания шедевров. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. При содействии Донато Браманте Санти становится придворным художником Папской резиденции.
Рафаэль создал образ богоматери, понятный каждому. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер. В этих работах (фрески Лоджии Психеи виллы Фарнезина, 1514-1518 фрески в Лоджиях Ватикана, 1519 алтарный образ Преображение Христово, 1520, Ватиканская пинакотека) отчетливо проявились черты кризиса Возрождения, тяготение к маньеризму.
Переехав вРим, 26-летний мастер получает должность «художника апостольского Престола» ипоручение расписать парадные покои Ватиканского дворца, с1514 руководит строительством собора святого Петра, работает вобласти церковной идворцовой архитектуры, в1515 назначается Комиссаром подревностям, отвечает заизучение иохрану античных памятников, археологические раскопки. Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе. И что же.
В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля.
В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. За исключением нескольких юношеских работ, Рафаэль ранее не обращался к античной тематике. Темы фресок, образующих единый цикл – это олицетворение и прославление Истины (Vero), Добра, Блага (Bene), Красоты, Прекрасного (Bello). Вместе с тем это как бы три взаимосвязанные сферы деятельности человека – интеллектуальная, нравственная и эстетическая.
В 1500 году уже стал известен как профессиональный художник, художник. Юлий II, бывший не только покровителем искусств, но и довольно воинственным политиком, видимо, пожелал, чтобы росписи этого зала напоминали о более конкретных и земных материях, чем науки и искусства, а именно — что он наместник апостола Петра на земле, призванный нести неверующим и сомневающимся свет веры, а также о том, что он только что, в 1511 году, заключил с Венецией и германским императором «Священную лигу» против Франции. Рафаэль Санти – итальянский художник, архитектор.
1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). Переезд благотворно сказался на карьере и мастерстве юноши – учитель познакомил Рафаэля с именитыми живописцами, скульпторами и архитекторами. Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон).
Фото сегодня не способно на то, чего в свое время добился портрет Папы Юлия II – люди, впервые видевшие его, пугались и плакали, настолько идеально Рафаэль сумел передать не только лицо, но и настроение и характер объекта изображения. В церкви Санта Мария делла Паче хранится одна из самых выдающихся работ Рафаэля – прекрасная фреска «Сивиллы и Ангелы», украшающая капеллу Киджи. Это видение в картине дозволено созерцать лишь более земным по облику, тяжело оседающим в облаках, облаченным в великолепные одежды Святым Варваре и Сиксту (которому Рафаэль придал сходство с Юлием II). Везут нимфу два дельфина. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум».
Многочисленные масляные картины, выходившие при ЛьвеX из мастерской Рафаэля в качестве его собственных произведений, по большей части были исполнены Джованни-Франческо Пенни или Джулио Романо по более или менее законченным рисункам или эскизам Рафаэля. Назначение комнаты отражается в сюжетах фрески на потолке — богословие, поэзия, философия и право, которые соответствуют классификации книг в соответствии с дисциплинами.
Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией имягким лиризмом пейзажных фонов («Сон рыцаря», Национальная галерея, Лондон «Три грации», Музей Конде, Шантийи «Мадонна Конестабиле», Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург все— около 1500-1502). Но Лев Х перенёс в Рим не только свою страстную любовь к искусствам, но и сибаритство своего Флорентийского дома. Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). Место действия есть облачное, пронизанное светом небо.
Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург все — около 1500-1502). Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. Это одна из самых гармоничных композиций Рафаэля. Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам. Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом.
Подпись Рафаэля (RSVM)— у ворота его одеяния. Первые портреты относятся кфлорентийскому периоду («Аньоло Дони», 1505, Питти, Флоренция «Маддалена Строцци», около 1505, тамже «Донна Гравида», 1505, тамже).
Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. Вершину Парнаса венчают стройные лавровые деревья на фоне облачного голубого неба. Работа датируется 1498 годом. Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией.
Он даже обвинил художника в плагиате. Согласно античному мифу, прекрасная морская нимфа Галатея полюбила юношу по имени Ацис. Но благоговейное слушание небесной музыки выражено торжественно и с настроением. Рафаэль неустанно черпал от них вдохновение.
Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро. И что же.
За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Один из амуров, на которого смотрит Галатея, указывает ей путь. Что же касается ватиканских фресок, то «Станца делла Сеньятура» расписывал сам мастер, «Станца дЭлиодоро»— Рафаэль и ученики. Царственно – величавая заступница человеческая нисходит на землю. Облокотившись на раму картины, видение созерцают и два маленьких крылатых херувима.
1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. Она остаётся в своём возвышенном идеальном мире и идёт в мир земной.
Простые по грудь изображения этого рода — «Женщина в покрывале» в палаццо Питти, прообраз его Сикстинской Мадонны, затем изумительный портрет знаменитого придворного Бальдассаре Кастильоне в Лувре, образец на все времена, великолепный живописный по самому замыслу портрет Джулиано де Медичи в собрании г. Хульчинского в Берлине и превосходный портрет кардинала в Мадридской галерее, принадлежащий к самым зрелым произведениям рафаэлевской кисти. Самым талантливым был Джулио Романо. Рафаэль с учениками расписывал помещение в период с 1511 по 1514 гг. Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем».
Все предостережения заглушались шумными торжествами, чувственными комедиями, авторами которых зачастую были (. ) кардиналы. На облаках же слева стоит на коленях св. Из глубины анфилады грандиозных арочных пролетов выступает группа античных мыслителей, в центре которой величавый седобородый Платон и уверенный, вдохновенный Аристотель, жестом руки указующий на землю, основатели идеалистической и материалистической философии. В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. У совершенства долгая предыстория, но всё имеет своё завершение. В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины.
Близок по композиционному решению фреске Перуджино Передача ключей святому Петру в Сикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля Обручение Марии (1504, Галерея Брера, Милан). Фрески РафаэляАдам и Ева 1509-1511Афинская школа 1509Триумф Галатеи 1511Диспута 1510Пророк Исайя 1512 Фрески и последние картины РафаэляИзведение Петра из темницы, 1514Суд Соломона 1518-1519Торжество Психеи на Олимпе 1517-1518Форнарина или Маргерита Лути, 1519Преображение 1520 В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Джованни да Удине, Перино дель Вага, Франческо Пенни и другим), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами. Так началась история Рафаэлевых Станц. Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа.
Именно в Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста (Портрет кардинала, около 1512, Прадо, Мадрид Дама в покрывале или Донна Велата, около 1516, Галерея Палатина, Флоренция портрет Бальдассаре Кастильоне, 1515-1516, Лувр, Париж и другие). Нижнюю часть, представляющую напрасные усилия апостолов исцелить без помощи Спасителя бесноватого отрока, закончили ученики, особенно Джулио Романо. Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности.
Переезд во Флоренцию сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля.
Живописно переданная нагота является взору как пластика. Рафаэль Санти является одним из самых известных мастеров эпохи Возрождения. Цецилии, стоящей между четырьмя святыми, находящийся в пинакотеке Болоньи.
Портрет Бальдассаре Кастильоне, 1515Дама в покрывале 1516Иоанна Арагонская 1518Святое семейство под дубом, 1518Святой Михаил и Дьявол 1518 Первые портреты относятся к флорентийскому периоду (Аньоло Дони, 1505, Питти, Флоренция Маддалена Строцци, около 1505, там же Донна Гравида, 1505, там же). В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. Арки, кариатиды и потолок, украшенный Папским гербом, — другие корифеи по эскизам Рафаэля. После смерти печально известного папы Александра VI Борджиа, блестящего мастера политических интриг, чья жестокость и лицемерие не знали границ, а страшная смерть стала достойным возмездием (он выпил яд, приготовленным им для другого, кстати, родственника), папский престол занял Юлий II.
При преемнике Юлия II Джулиано Медичи, принявшего имя Льва Х искусство расцвело ещё больше. Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан. Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков.
Впоследние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих изних своим ученикам ипомощникам (Джулио Романо, Джованни даУдине, Перино дель Вага, Франческо Пенни идругим), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами. В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви.
Живопись отличается силой, хотя и несколько суха. Они составляют нерасторжимые в своей цельности и гармоничности группы, где каждый персонаж точно занимает свое место и где сама архитектура в ее строгой размеренности и величественности способствует воссозданию атмосферы высокого подъема творческой мысли. Тематика фресок соответствует обстановке, подчеркивая могущество Римской церкви, которой подчинены все земные силы и божественное проведение, охраняющее ее. То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан).
Цецилии, стоящей между четырьмя святыми, находящийся в пинакотеке Болоньи. Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11). Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл.
взят в плен французами, но ему удалось бежать. Себя Рафаэль изобразил в виде одного из двух юношей, беседующих с Зороастром и Птолемеем. Вспомнить хотя бы настоящий шедевр искусства того времени «Сикстинскую мадонну».
К числу таких более значительных произведений относится прославленное «Несение креста» Мадридского музея Прадо известное под названием «Спазимо ди Сичилия», в котором сказывается влияние гравюр на меди Шонгауэра и гравюр на дереве Дюрера. Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. После смерти Рафаэля он создал цикл порнографических рисунков, что вызвало скандал из-за которого он был вынужден переехать в Мантую. В перуджинский период художник создает первую монументальную композицию для церкви – «Обручение Марии», знаменующую новый этап в его творчестве.
Станцы Рафаэля (от итальянского слова «комната», Stanze di Raffaello) — четыре комнаты, которые стали частью комплекса музеев в Ватикане. В каждой из комнат художник размещает фрески в соответствии с задуманным планом. Все картины Рафаэля – яркое отражение его тонкой натуры. Художник учтиво ответил: « И я скажу Вам, что для того, чтобы написать красавицу, мне надо видеть много красавиц при условии, что Ваша милость будет находиться со мной, чтобы сделать выбор наилучшей.
Станцы Рафаэля – это четыре зала величиной 6 на 9 метров, в каждом из которых по четыре фресковых композиции. Среди римских покровителей Рафаэля был богатейший банкир и купец Агостино Киджи (1466 – 1520), прозванный современниками Великолепным.
Станцы Рафаэля получили названия Правосудие, Диспут, Парнас и Афинская школа. Варвара. В третьем – можно познакомиться с некоторыми важными политическими событиями прошлых столетий. Характеры своей убедительностью первые обращают на себя внимание.
Его портреты этого периода показывают близкое следование природе. Вот таким образом в своих работах неустанно передавал чарующие формы высоких замыслов. Художники, архитекторы и скульпторы были очень востребованы. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи.
Но уже в «Обручении Девы Марии» (Sposalizio), написанном в конце этого периода, через этот характер просвечивают черты начинающей слагаться индивидуальности Рафаэля. Живопись отличается силой, хотя и несколько суха. Из большой толпы его учеников немногие поднялись выше простого подражания. Для лоджий Рафаэль исполнил 52 эскиза на сюжеты из Ветхого и Нового завета известные под именем «Рафаэлевой Библии».
Между 1513 и 1516гг. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. В последних флорентийских работах Рафаэля (Положение во гроб, 1507, галерея Боргезе, Рим Святая Екатерина Александрийская, около 1507-1508, Национальная галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело. Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. Но благоговейное слушание небесной музыки выражено торжественно и с настроением.
Эти годы стали решающими для его творческого формирования. Затем последовал запрестольный образ для Сан Систо в Пьяченце, «Сикстинская Мадонна», гордость Дрезденской галереи, величайшее чудо рафаэлевского искусства. Первую роспись Рафаэль сделал на богословскую тему «Диспут».
Таков «Портрет Бальдассаре Кастильоне» (1515—1516, Париж, Лувр) известного урбинского дипломата и гуманиста, в котором благородство и доброжелательность модели подчеркивает изысканно-простая гамма черных, серебристо-серых и белых тонов одежды. Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. Два продольных поля потолка представляют, как бы на протянутых коврах, суд богов над Амуром и Психеей и свадебный пир вновь соединившихся. Другое помещение декорировано росписями, рассказывающими истории из жизни Понтификов.
Искусствоведы не уверены, что полотно рисовал Рафаэль: есть мнение, что оно принадлежит кисти его отца изобразившего жену с маленьким сыном. евхаристии – а напротив неё так называемая «Афинская школа». Сюжет был навеян поэтической фантазией в обработке флорентийского поэта Анжело Полициано.
Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра. Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). Сопровождаемая тритонами, нереидами и морскими кентаврами, обворожительная богиня несется по морю на своей раковине, влекомой дельфинами, амуры прицеливаются в нее из луков. Рафаэль был в зените своей карьеры.
В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Всоседней зале Станца дЭлиодоро вфресках налегендарно-исторические сюжеты («Изгнание Элиодора», «Встреча папы Льва Iс Атиллой», «Месса вБольсене») сособой силой проявилось дарование Рафаэля как мастера светотени игармоничного, мягкого исветлого колорита. Близок покомпозиционному решению фреске Перуджино «Передача ключей святому Петру» вСикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля «Обручение Марии» (1504, Галерея Брера, Милан). Сюда же без колебаний следует отнести Святые семейства, большую картину архангела Михаила, портрет Иоанны Аррагонской в Лувре, так называемую «Жемчужину» и «Святое семейство под дубом» Мадридского музея. 1509—1510) и Афинская школа (1510—1511), расположенные друг против друга на длинных десятиметровых стенах зала имеющих полукруглые завершения.
Даже мадонны его в высшей степени различны: из одной художественной идеи – изображения молодой матери с ребенком – Рафаэль сумел извлечь столько совершенных образов, в которых она может проявиться, Другая отличительная черта творчества Рафаэля – сочетание в чудной гармонии всех духовных дарований. К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов. Созданные имвоФлоренции многочисленные изображения Мадонн («Мадонна Грандука», 1504, Галерея Питти, Флоренция «Мадонна смладенцем Христом иИоанном Крестителем» или «Прекрасная садовница», 1507, Лувр, Париж «Мадонна сощеглом», Уффици) принесли молодому художнику всеитальянскую славу. 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны.
Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. Между 1513 и 1516 гг. С большим мастерством написана фреска «Изведение Петра», рассказывающая о чудесном освобождении из темницы апостола Петра. Бесспорно, Рафаэль в этом направлении превзошел самого себя, когда собственноручно исполнил прославленные фрески из истории Амура и Психеи (1516–1517) на потолке и в откосах сводов соседней большой галереи той же самой виллы.
Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели. Именно вот таким образом эрудитами и теологами из окружения Папы был выбран сюжет из библейской Книги Маккавеев, повествующий о том, как нечестивец Илиодор (Элиодор), похитивший в Иерусалимском храме деньги, предназначенные для вдов и сирот, был изгнан из храма и наказан небесными посланцами. Рим не стал исключением. Величайшее творение станковой живописи Рафаэля «Сикстинская мадонна» (1513-1514).
С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция). Рафаэль потерял мать в раннем детстве. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной. Не окончив еще станцы, Рафаэль должен был приняться за украшение Ватиканских лоджий – открытых галерей, окружающих с трёх сторон двор Святого Дамаса.
Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера. Его портреты этого периода показывают близкое следование природе. Правда, Рафаэль «усовершенствовал» раковину Галатеи, снабдив её колёсиками с лопастями.
«Триумф Галатеи», одну из своих лучших монументальных работ, Рафаэль написал собственноручно в 1514 – 1515 годах. Микеланджело уже начал свои росписи в Сикстинской капелле. Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). Кватиканским фрескам близки картоны Рафаэля ксерии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы (1515-1516 итальянский карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории иАльберта, Лондон идругие собрания). Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). Сюжеты отображают реальные и вымышленные истории из жизни Папства.
Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. Имеет ли она в себе какое-либо совершенство, я не знаю, но очень стараюсь его достигнуть».
Она хранится во флорентийской галерее Уффици. В центре композиции— фигуры Аристотеля и Платона. В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). В 1513-1514 гг.
На этой фреске изображён Аполлон в окружении муз, вдохновенно играющий на виоле, ниже изображены знаменитые и безымянные поэты, драматурги, прозаики, в большинстве античные (Гомер, Сафо, Алкей, Вергилий, Данте, Петрарка). Наплафоне помещения Рафаэль создал соответствующие главным композициям аллегорические, библейские имифологические сцены— «Грехопадение», «Победу Аполлона над Марсием», «Астрономию» и«Суд Соломона».
По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura). Современный экскурсионный маршрут начинается с последней, к оформлению которой мастер уже не успел приложить кисть. В Мадоннах Рафаэля римского периода идиллическое настроение его ранних произведений сменяется воссозданием более глубоких человеческих, материнских чувств (Мадонна Альба, около 1510-1511, Национальная галерея, Вашингтон Мадонна ди Фолиньо, около 1511-1512, Ватиканская пинакотека) как полная достоинства и душевной чистоты заступница человечества выступает Мария в самом знаменитом произведении Рафаэля – Сикстинской Мадонне (1514-1519, Картинная галерея, Дрезден). Вокруг Аполлона с музами Рафаэль изобразил знаменитых греческих и римских поэтов, поместив их в прославленном кругу и своих более близких современников, где рядом с Гомером, Вергилием, Горацием, Анакреоном стоят Данте, Петрарка, Боккаччо, Ариосто и даже Микеланджело, выступающий здесь как автор поэтических циклов. Гению мастера принадлежат Церковь Сант-Элиджо-дельи-Oрефичи, Капелла Киджи, Дворец Видони-Каффарелли.
Творческая деятельность Рафаэля в 1510-е годы была необычайно многообразной и интенсивной. Нечто новое дает портрет ученого Ингирами у м-с Гарденер в Бостоне: его задумчивый взор вверх во время писания выражает мгновенный взгляд. На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу— Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой— живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). На картине мадонна повернута к зрителю профилем, глаза устремлены на книгу, руки нежно прикасаются к сыну.
При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора. В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим. Этот камерный портрет действительно необычен. Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли.
Следующей Станцей, расписанной Рафаэлем, была Станца дель Элиодоро, обязанная своим названием фреске «Изгнание Элиодора из храма» (1512). Рим снова жил на широкую ногу. В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело.
В трех очень близких по решению композициях — Мадонна в зелени (1506, Вена, Музей истории искусства), Мадонна со щегленком (1507, Флоренция, Галерея Уффици) и Прекрасная садовница (1506, Париж, Лувр) — он тонко варьирует один и тот же мотив: сидящая на фоне пейзажа Мадонна и играющие у ее ног маленькие дети — Христос и Иоанн Креститель. Ко времени пребывания у Перуджино относятся первые картины Рафаэля. К портретному жанру Рафаэль обращался и в станковой живописи, проявляя здесь свою самобытность, раскрывая в модели наиболее характерное и значительное. Видимо, в том же году Киджи предложил Рафаэлю расписать две большие лоджии его виллы (позднее получившей название Фарнезина), построенной архитектором Перуцци на берегу Тибра у подножия Яникульского холма.
Сикста в Пьяченце. У Рафаэля были многочисленные ученики, хотя никто из них не вырос в выдающегося художника.
Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно. Служители церкви вели такой образ жизни, который дал повод Рафаэлю объяснить двум посетителям своей мастерской слишком красный цвет лица у святых на картине: «Они краснеют, видя вас – римских кардиналов».
Первая фреска Рафаэля «Афинская школа» — достойный образец монументальной живописи. Их стены расписал огромными фресками мастер эпохи Возрождения Рафаэль Санти и его ученики. Джованни умер, когда сыну было 11 лет. Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон».
Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция».
С именем Рафаэля связывают также проекты ряда римских дворцов и великолепной виллы Мадама. Такие картины Рафаэля – яркое отражение его возвышенных чувств и чистых искренних эмоций. Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор».
1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон). И Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, В этот римский период им созданы между прочим портреты Юлия II и Льва X мадонны: «С покрывалом», «della Sedia», «di Foligno», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская» «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение».
Напоенный светом воздух полон исчезающими в дымке головками ангелов и серафимов. В конце 1509 года Рафаэль уезжает в Рим, там он будет жить до самой своей кончины. К несчастью, в это же время был одержим любовью к Галатее и циклоп Полифем.
В декабре 1504 года Рафаэль Санти уезжает во Флоренцию. Мадонна движется и неподвижна. Он разработал эскизы для росписей продолжавшего анфиладу Станц обширного зала, получившего впоследствии название Зала Константина (после смерти Рафаэля эти росписи выполнил его помощник Джулио Романо). Важную роль в этом комплексе должны были играть так называемые «верхние покои» дворца, ныне именуемые Станцами, которые и было поручено расписать Рафаэлю. Возвращение к временам античного Рима позволило Эпикуру, основателю целого направления в античной философии, проповедовавшего равнодушную отрешённость от действительности с её грузом забот и невзгодами, праздновать победу: свободные отношения в мире наслаждений и чувственности процветали. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины.
К портретному жанру Рафаэль обратился еще в годы работы во Флоренции, но лучшие его работы в этом жанре относятся к римскому периоду. Среди других построек Рафаэля: круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (строилась с 1509) и капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-1520) в Риме, нарядные палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) в Риме и Пандольфини (с 1520) во Флоренции. 1503 г. Пинакотека, Ватикан). Впоследних флорентийских работах Рафаэля («Положение вогроб», 1507, галерея Боргезе, Рим «Святая Екатерина Александрийская», около 1507-1508, Национальная галерея, Лондон) появляется интерес ксложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело.
В отличие от ранних, более светлых по настроению, лиричных мадонн, это величавый образ, полный глубокого значения. Бесспорно, Рафаэль в этом направлении превзошел самого себя, когда собственноручно исполнил прославленные фрески из истории Амура и Психеи (1516-1517) на потолке и в откосах сводов соседней большой галереи той же самой виллы. возник запрестольный образ св. После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию. Мария спускается торжественно и смело, держа на руках своего младенца. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок.
Античное снова стало плотью и кровью. Все эти многочисленные персонажи, поражающие разнообразием обликов, поз, жестов, разбитые на отдельные группы, объединены общим ритмом, как бы незаметно рождающимся внутри каждой группы, переходящим от одной группы к другой, вписывая их в очертания овала (или увиденного в сильном ракурсе круга), разорванного на первом плане, где изображен как бы не замечающий спорящих, погруженный в размышления Демокрит. Небесная Владычица снисходит на облаках, держа на руке обнаженного младенца. Лучшей из фресок этой Станцы является «Изведение апостола Петра из темницы» (1514), в которой Рафаэль обнаруживает всю блистательность своего живописного дарования, превращая роспись в настоящую симфонию света. В античной культуре Сивиллы – это прорицательницы, способные предсказывать далекое будущее, зачастую – грядущие беды и несчастья. Третью комнату — «Станца дель Инчендио» расписывали в основном ученики. Напоенный светом воздух полон исчезающими в дымке головками ангелов и серафимов.
Характеры своей убедительностью первые обращают на себя внимание. Небесная Владычица снисходит на облаках, держа на руке -обнаженного младенца.
Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника. Кроме того, язык форм здесь повсюду грубее, краски менее нежны, чем это было свойственно Рафаэлю. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. Место действия есть облачное, пронизанное светом небо.
Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Они окружены внимательными слушателями.
Группа величественно объединена. Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. Первостепенное значение для художника имело знакомство сметодом великого Леонардо даВинчи. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. Это небольшие помещения прямоугольной формы, площадь каждого составляет около 50 м кв.
Джулио Романо, например, написал большую часть изображения «Истории Психеи». Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой. Нарастающий вэтих фресках драматизм принимает оттенок театральной патетики вросписях Станца дель Инчендио (1514-1517), которые Рафаэль исполнял уже смногочисленными помощниками иучениками. Варвара. Рядом расположились христианские святые, восседающие на облаках, в массе которых мы видим фигурки херувимов — любимый прием Рафаэля, заметный и в других произведениях, включая «Сикстинскую мадонну».
На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Ему поручают расписать фресками четыре комнаты дворца, так называемые станцы. С именем Рафаэля связаны росписи трех комнат Ватиканского дворца: «Станца делла Сеньятура» (1508 — 1511), «Станца дЭлиодоро» (1511 1514), «Станца дель Инчендио» (1515 — 1517). Три покоя (stanza) и одна большая зала Ватикана покрыты по сводам и стенам фресками Рафаэля, а потому носят название «Рафаэлевых станц». деСангалло Младший), органически связанной сокружающими садами итеррасным парком. Хотя по описанию Вазари Рафаэль становится учеником Перуджино до смерти отца, вероятно вымысел. В«Мадоннах» Рафаэля римского периода идиллическое настроение его ранних произведений сменяется воссозданием более глубоких человеческих, материнских чувств («Мадонна Альба», около 1510-1511, Национальная галерея, Вашингтон «Мадонна диФолиньо», около 1511-1512, Ватиканская пинакотека) как полная достоинства идушевной чистоты заступница человечества выступает Мария всамом знаменитом произведении Рафаэля— «Сикстинской Мадонне» (1514-1519, Картинная галерея, Дрезден).
В «Споре» действие происходит одновременно на земле и на небе. В конце 1508 года Рафаэль начал росписи в средней из трех Станц — Станце делла Сеньятура. Каждая из них решена в неповторимой, почти музыкальной тональности. В первом покое (Станца делла Сеньятура – della Segnatura) Рафаэль изобразил духовную жизнь людей в её высших направлениях. Все поля были обрамлены Удине роскошными гирляндами плодов. Два огромных, уходящих в глубину полукружия, объединяющие мир небесный и мир земной, уподобляя пространство фрески огромным алтарным апсидам раннехристианских церквей, делают Диспуту главным композиционным и смысловым акцентом зала.
Наконец, Рафаэль увлекался мыслью о восстановлении древнего Рима. К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. По эскизам Рафаэля его помощники выполнили живописный декор примыкающих к Залу Константина лоджий двора Сан Дамазо (Лоджий Рафаэля), он собственноручно выполнил изысканный антикизированный орнаментальный декор двух помещений в личных апартаментах кардинала Бибиены в Ватикане, сделал серию огромных картонов на евангельские темы (ныне — Лондон, Музей Виктории и Альберта), по которым были вытканы гобелены для Сикстинской капеллы, руководил раскопками на Палатинском холме, а в 1514 году, после смерти Браманте, был назначен главным архитектором собора Святого Петра.
Обстановка, в роде настольного звонка, написаны по-северному реалистично. Там он знакомится с Микеланджело, Леонардо да Винчи, Бартоломео Порта.
Папа Юлий II поручил Рафаэлю украсить росписями папские покои в Ватиканском дворце, так называемые станцы (комнаты). Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника. Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют.
Один из важнейших творческих периодов великого мастера связан именно с этим городом. Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу— в знак того, что мир идей обретается в горних пределах Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз— в знак того, что мир идей связан с земным опытом. Справа расположены три фигуры, в которых сочетаются черты людей, лошадей и рыб. Яркое сияние исходящее от фигуры ангела, явившегося апостолу в Мамертинской тюрьме, озаряет фигуру спящего, закованного в вериги апостола, рождает блики на латах задремавшего стража и постепенно угасает во тьме каземата (который и ныне показывают туристам).
Чарующее волшебство, секрет одного только Рафаэля, разлитое во всем составе живописи, всегда налицо в ней. Принимавший значительное участие в работах Рафаэля и окончивший «Преображение» Джулио Романо был лучшим учеником Рафаэля. Рафаэль не был женат, но был обручен с племянницею кардинала Биббиены.
Над фресками станц Рафаэль работал девять лет – с 1508 по 1517 год. Оба мэтра благосклонно отнеслись к стараниям молодого художника. Но участие самого Рафаэля в этих росписях неодинаково. Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой.
Это самая величественная и совершенная из ватиканских фресок Рафаэля. Вот таким образом из всей серии предполагаемых мифологических сцен было выполнено только несколько. Рафаэль получил отпапы Юлия IIприглашение вРим, где онсмог ближе познакомиться сантичными памятниками, принимал участие вархеологических раскопках. Всего Мадонн Рафаэля – более сорока картин, это те которые находятся в музеях. К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины.
Он прожил остаток своей жизни здесь. Под фигурою Богословия на стене помещается так называемая «La Disputa» – Спор о св. Полотно да Винчи Леда и лебедь Санти срисовывает для себя почти полностью. Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне.
Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. Джованни Нанни вернулся в Удине, где создал ряд хороших картин. Посредниками между землею и небом служат четыре Евангелия, несомые ангелами. художников Перуцци, Себастьяно дель Пьомбо и Рафаэля.
Портреты Рафаэля, большей частью поясные или поколенные, лишены импозантности. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. Папа своим примером уже не сдерживал стремление кардиналов к роскоши. Изначально предполагалось украсить лоджии виллы серией фресок мифологических сцен.
Решив украсить свою римскую виллу, Агостино Киджи пригласил в 1511г. Политика – это искусство возможностей. Кроме того, сложная паутина его друзей играла значительную роль в обеспечении художника заказами, в таком количестве, что он уже, наверное, никогда не остался бы без работы. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой.
Последней картиной руки Рафаэля было Преображение Господне на горе Фаворе, теперь – в Ватиканской галерее. Рафаэль оказал огромное влияние напоследующее развитие итальянской иевропейской живописи, став наряду смастерами античности высшим образцом художественного совершенства. Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello). Композиционное равновесие сочетается в ней с движением. Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520.
Вэтих работах (фрески «Лоджии Психеи виллы Фарнезина», 1514-1518 фрески вЛоджиях Ватикана, 1519 алтарный образ «Преображение Христово», 1520, Ватиканская пинакотека) отчетливо проявились черты кризиса Возрождения, тяготение кманьеризму. С каким мастерством Рафаэль писал в это время «фрески», когда сам брался за кисть, показывают его прекрасные сивиллы над капеллой Киджи в Санта Мария делла Паче в Риме и еще яснее его волшебная богиня моря Галатея в нижнем этаже виллы Фарнезины. В любом случае, по прошествии стольких сотен лет со дня его смерти, теперь можно только строить догадки о ее причине, так как некоторые факты биографии остаются неизвестными, а вместо них появилось множество домыслов, слухов, фантазий и догадок. У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. Вторая — самая прославленная из картин Рафаэля — Сикстинская Мадонна (1513—1514, Дрезден, Картинная галерея).
Используя сложные ракурсы и светотень (приёмы, которыми славилась живописная школа Рафаэля), художник прекрасно передал пластику тела. Во Флоренции он прожил четыре года изредка выезжая в Урбино, Перуджу, Болонью. Однако это никак не сказалось на его творчестве. Группа величественно объединена.
Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Именно вРиме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста («Портрет кардинала», около 1512, Прадо, Мадрид «Дама впокрывале» или «Донна Велата», около 1516, Галерея Палатина, Флоренция портрет Бальдассаре Кастильоне, 1515-1516, Лувр, Париж идругие). Одна из них — Мадонна делла Седиа (Мадонна в кресле 1516, Флоренция, Галерея Питти), где фигуры прекрасной молодой матери, прильнувшего к ней испуганного младенца и маленького Иоанна Крестителя естественно и гармонично вписаны в круговое обрамление. Третья фреска Станцы делла Сеньятура «Парнас» – олицетворение идеи Bello – Красоты, Прекрасного. В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль.
Главным его частным заказчиком стал богатый римский банкир, уроженец Сиены Агостино Киджи. Переезд воФлоренцию сыграл огромную роль втворческом становлении Рафаэля. Около 1513 года Рафаэль расписал семейную капеллу Киджи в церкви Санта Мария делла Паче. Роспись одной из лоджий Рафаэль доверил своим помощникам Джулио Романо и Джанфранческо Пенни, а другую украсила великолепная фреска Рафаэля «Триумф Галатеи» (1513, Рим, Вилла Фарнезина). После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора Святого Петра в Риме (составил новый план собора положив в его основу архитектурный тип базилики), а также достраивал начатый Браманте двор Ватикана с лоджиями. Но все же, эта версия является предметом серьезных споров. На облаках же слева стоит на коленях св.
Рафаэль (собственно Рафаэль Санти), один из величайших живописцев нового времени, родился 6 апреля 1483 года в Урбино. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. Но созданный им в «Триумфе Галатеи» образ античности стал праздничен и полнокровен, полон такой ликующей радости, мощи избытка жизненных сил, что может быть сопоставлен с написанными почти в те же годы Вакханалиями Тициана.
Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов. Потомство попыталось именно здесь найти различия и произвести выбор.