Ищем скульпторов, работающих с современной кинетической скульптурой для потенциального сотрудничества.
Подставка для модели называется подиумом. Глины готовят примерно вдвое больше, чем требуется по предварительному расчету. На него нельзя жалеть времени.
К сожалению, покупные инструменты не обладают этим качеством. Редкие мастера могут позволить себе работать для себя.
Работа эта может быть и творческой и механической, репродуктивной. Еще раз хочется напомнить, что глины встречаются везде. Сам он работал только методом ваяния. Кроме того, при лепке используют деревянные молотки (киянки) для нанесения крупных планов (плоскостей), кронциркуль для проверки правильности взятых на глаз пропорций, отвес и уровень для определения вертикальности и горизонтальности при лепке фигуры. Например, широко известны великолепные произведения выдающихся мастеров первой половины XIX века Ф. Толстого и Н. Уткина. Если ты когда-нибудь бывал наВДНХ (Выставке достижений народного хозяйства) вМоскве, то видел перед входом огромный монумент «Рабочий иколхозница».
Одновременно скульптор применяет в своём деле множество технических приёмов. Например, до нас дошли несколько объемных портретов, отлитых отцом будущего великого архитектора – К. Б. Растрелли. Например, при моделировании складок ткани – мягкой, а при моделировании тела – жесткой. Его следует сразу после работы протереть тряпкой.
Ни в коем случае нельзя приступать к работе, не зная и не чувствуя конечный образ. При больших объемах скульптур придется вставать для отхода, что изменит угол обозрения. Создание скульптуры является творческим процессом. По завершении работы глину незамедлительно переводят в твердый материал (обычно гипс) из-за опасности ее высыхания и растрескивания.
Этоочень древняя профессия. Теперь познакомимся с процессом создания скульптуры.
Некоторые из представителей такой профессии занимаются частной практикой. «Живая рабочая глина — большая красота, — утверждала Голубкина. Если скульптура большая, ее укрепляют каркасом.
Станок бывает наполь-ным и настольным, его нетрудно изготовить в домашних условиях. Стеки изготавливаются из прямослойного самшита, граба, бука. Правильным считается свет боковой, верхний с левой стороны. Для придания скульптуре выразительности пользуются различными глинами. Скульптору приходится затрачивать огромные усилия и, чтобы они не пропали даром, на первом – подготовительном – этапе необходима дисциплина, трезвый и точный расчет.
Перевод произведений в гипс является отдельной областью скульптурного ремесла. Не стоит пытаться чувством решить то, что требует расчета и наоборот. Некоторые мастера прошлого использовали воск для миниатюр. В природе жирные глины залегают выше тощих имеющих большое количество песчаных частиц. Сделав из воска маленький — в несколько сантиметров высотой — эскиз, довольно приблизительный по форме, сразу врубался в мраморный блок, полагаясь на твердость своей руки и безошибочность внутреннего видения. «Мне интересно изучать грань между природным и созданным человеком.
Петли используются для снятия крупных объемов мягкого материала. Эти творческие люди могут быть свободными художниками, не приписанными к какой-либо организации и творить в собственной студии.
Перед употреблением массу советуем хорошо промять, чтобы она стала пластичнее. При изготовлении фигурки основой каркаса становится глаголь, толщина которой зависит от массы скульптуры. Сейчас применяют эглин и цветной пластилин. Хорошо, если цвет выбранного мягкого материала соответствует авторскому замыслу. Пластилин не требует массивного каркаса, так как не оползает под собственной тяжестью.
Каркас устанавливается (а для его изготовления используется проволока разного диаметра, обязательно отожженная) на деревянной площадке со строго параллельными плоскостями. В глине всегда есть крупные частицы. Есть два основных вида скульптурной техники — это лепка и ваяние. Древние скульпторы делали фигуры своих правителей иззолота исеребра иукрашали ими храмы. Столик должен вращаться легко и плавно иначе при лепке может произойти деформация работы. Гораздо сложнее организовать искусственное освещение, так как оно дает более резкие тени.
Все зависит от того исполняет ее сам скульптор или мраморщики (так называются все копировщики, работающие в твердых материалах). Это скелет и фундамент будущего произведения. Каждый из мягких материалов (глина, воск, пластилин) имеет свои особенности и пластические возможности. Искусственно улучшают ее пластические свойства вымораживанием (выветриванием), то есть длительно выдерживают на открытом воздухе. Слишком длинные и слишком короткие неудобны.
И все-таки ей нужны помощники. Чем их меньше, тем глина лучше. Поворотную часть может выполнять спортивный снаряд Грация. Этифигуры сделаны известным скульптором Верой Мухиной.
По отношению к дереву (а также к алебастру и кости) обычно применяется термин «режут», «вырезают», реже — «вырубают». Очень важно, чтобы при длительных сеансах не уставали руки. Глины в природе встречаются различные по цвету и составу. Глина – основной мягкий материал скульптора.
Перечень скульптурных инструментов исчисляется десятками наименований. Сперва лепят небольшую модель, в которой проектируют будущую статую или памятник. Наилучшая для лепки та, которая не прилипает к рукам. В большом объеме он употребляется редко. Рисунок скульптора обладает особой четкостью, конкретностью. Когда сложилось понимание образа, следует приступить к изготовлению каркаса.
— Относиться к ней небрежно — то же, что топтать цветы». Избежать этого помогут лампы дневного света. Иначе при смене цвета изменятся светотеневые отношения, установленные во время лепки.
Затем делают модель той величины, в какой будет осуществляться будущее произведение. Метод Микеланджело уникален, обычно скульпторы работают иначе. При хранении мягкая глина находится под слоем жесткой.
В таком случае лучше работать стоя. Для этого рекомендуем промесить ее на гипсовой доске, оттягивающей лишнюю влагу. Он хорошо лепится, но менее пластичен. Хорошо иметь свободную площадь окон (лучше во всю стену) и застекленную часть потолка (фонарь).
Необходимо, чтобы при повороте столик станка сохранял горизонтальное положение. Чаще всего пользуются влажной серой глиной, которую высоко ценят за мягкость и вязкость. Он дает возможность запечатлеть впамяти объем, движение, соотношение масс.
При лепке нет более чуткого и послушного инструмента, чем рука человека. Каменную скульптуру высекают по образцу гипсовой модели.
Для дерева – стамески, долота. Для камня требуются скарпели, шпунты, троянки, закольники, сверла. Удобно, когда подиум, как и станок, вращается.
Ваяют — в твердых: в мраморе, граните, порфире, базальте эти материалы требуют применения специальных инструментов. Скульптор– это человек, который лепит изглины, вырезает издерева иливысекает изкамня различные фигуры. Эти породы дерева плотны и мало впитывают воду.
Стек (в переводе – палка) в процессе творчества становится частью руки, ее продолжением и должен быть сделан под руку скульптора. Процесс создания скульптуры начинается с ее осмысления. Своего знаменитого «Давида» он высек из глыбы каррарского мрамора испорченной глубоко врезавшейся в нее впадиной (отметим мимоходом, что работать с этой глыбой отказались такие мастера, как Донателло и Леонардо да Винчи). При этом не должно происходить растрескивания.
Пластилин имеет давнюю историю и множество рецептов изготовления. На глаголь крепится весь каркас и он не должен сгибаться под тяжестью глины. Пластичность глины связана с ее насыщением водой. Всекрасивые здания ивеликолепные фонтаны наэтой выставке тоже сделали знаменитые скульпторы, например золотой фонтан «Дружба народов», где огромные сверкающие насолнце золотые фигуры держат вруках дары природы. Как пример, можно привести таких мастеров, как отец и сын Пизано, творившие в конце 13-го и начале 14-го века. Запомните: невозможно стать скульптором, не владея свободно рисунком.
«В твердый горный камень воображение художника вкладывает живую фигуру, которую он извлекает оттуда, удаляя излишки камня», — объяснял Микеланджело. Повторение это делается не на глаз, а при помощи пунктировальной машины: гипсовая отливка обмеривается в мельчайших деталях и все эти обмеры («пункты») переносятся на каменный блок. Часто эти слова считают синонимами, на самом же деле они далеко не равнозначны. При высыхании происходит усадка и растрескивание.
Литейщик заполняет такую форму, например, расплавленной бронзой или чугуном. Таким образом, первые известные русские скульпторы были иностранцами. В центре вращения площадки намечается место будущего произведения. Это легко проверить, поместив над ним на прикрепленном кронштейне отвес. Большинство – выполняют конкретные заказы от клиентов (например, на садово-парковую скульптуру или надгробные плиты). Сегодня работы скульпторов украшают станции метро, здания.
Следующий этап работы – создание эскиза из пластичного материала. Люди высекали изкамня фигуры богов, которым поклонялись какзлым илидобрым духам.