Ее гости увидели картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» — над ней Репин работал 11 лет. Чувствуя себя демократом течении многих лет Репин обращается также к Революционной теме, создавая ряд картин подолгу собирая образы героев, Арест пропагандиста, под конвоем по грязной дороге, Сходка при свете лампы, насыщенную психологизмом картина Отказ от исповеди и другие работы. За свою дипломную работу — картину на библейский мотив «Воскрешение дочери Иаира» — Репин получил Большую золотую медаль и возможность поехать в Европу, чтобы изучать западноевропейское искусство. В процессе работы над картиной Репиным были написаны этюды-портреты ее персонажей. Летом 1870 года Репин ездил на Волгу для работы над картиной «Бурлаки на Волге», за которую получил первую премию ОПХ.
В 1870 году Репин начинает работу над первой своей большой картиной «Бурлаки на Волге». В Париже Репин много работает, пишет этюды, а также картины «Парижское кафе» (1875, частное собрание, Стокгольм) и «Негритянка» (1875, ГРМ), создает на былинный сюжет полотно «Садко» (1876, ГРМ).
А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Лучшее в картине – образ самого пропагандиста. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. 1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII.
«Арест пропагандиста» был задуман под впечатлением проходившего в Петербурге в 1878 г. политического «Процесса 193-х». И. Е. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.
Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Портрет был сделан всего за четыре сеанса. «Портрет композитора М. П. Мусоргского» (1881) явился значительным достижением художника. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Пестрые, звучные оттенки колорита подчеркивают впечатление озорного веселья, смелости, молодечества запорожцев. Рассмотрим "ближний круг". И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.
Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Казалось, она спит.
Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. Рыжеватые краски, данные в букете осенних цветов и в пейзаже, повторены в одежде девушки. Вариант картины под названием «Быдло империализма» (1917) хранится в Азербайджанском государственном музее искусств им. Р. М. Мустафаева (Баку).
На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.
В Третьяковской галерее представлен эскиз картины «Запорожцы». Этот мужчина слыл в городе колдуном. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Живописные эскизы находятся в ГРМ (1870) и ГТГ (недатированный) графические эскизы (1870) – в ГТГ и в частном собрании (Чехия).
Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.
Прослышав, что отвары из свежего сена полезны для здоровья, Нордман ввела эти напитки в повседневный рацион191. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Первый факт. Репин стал очевидцем казни народовольцев. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Репин прекрасно уловил свойственную Третьякову строгую манеру держаться.
я работал завороженный. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Так ли это – судить зрителям. Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу.
Репин был очень дружен с Мамонтовым. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192.
За окном летний день. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Вегетарианцем стал и сам Репин.
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Репин встречал их по средам. Окончательный вариант картины изображает только ватагу бурлаков, тянущих бечевой судно. Часть работы проходила на даче в Белогорке отсюда Репин периодически выезжал в Петергоф и Александрию, чтобы сделать зарисовки царской одежды165. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Замысел ее зародился у художника еще в 1868 году — именно тогда появился первый акварельный эскиз, посвященный теме бурлаков. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. В середине XX века советские искусствоведы считали эту работу утраченной: так, Илья Зильберштейн писал, что следы картины затерялись в Киеве в начале 1920-х годов128. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Герарда», «Портрет С. Ю. О чем эта история.
Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Центральная группа словно недовольна своей ролью. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Внимание художника тяготит их. Наталья Борисовна с момента сближения с Репиным начала собирать и систематизировать всю выходящую в прессе информацию об Илье Ефимовиче. Но с 1863 года он стал учеником Академии (до 1871 года) и учеником не последний. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
Выступающее из мрака бледное лицо приговоренного выражает гордую непреклонность, сознание своей правоты и нежелание «смириться». Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. После Октябрьского переворота картина была экспроприирована и передана в Русский музей. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. В 1863 году Репин решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств. Репин Илья Ефимович – великий русский художник.
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.
О непримиримости двух мировоззрений: одного – прогрессивного, гонимого, почти растоптанного, но не сломленного, другого – заскорузлого, костного, меркантильного, утратившего истинность. Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. В его глазах читается печаль, тоска. После окончания «Бурлаков» Репин провел три года (1873– 1876) вне России, преимущественно в Париже, в качестве пенсионера Академии художеств.
Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
Священник пришел сюда к заключенному, чтобы исповедать его перед казнью. Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». Программной работой Репина была картина на тему «Воскрешение дочери Иаира», небольшой эскиз которой представлен в Третьяковской галерее. Много учился на написании портретов близких и друзей.
Этюд получился превосходный. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Чуть ленивому выражению ее глаз отвечает безвольное движение рук, держащих поникшие цветы. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель.
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. На моих друзей она производила то же впечатление. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
Первый раз он изобразил ее в роли Лизаветы из драмы Писемского «Горькая судьбина» (1881). Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Революционеры периода «Народной воли» предстают на репинских полотнах непреклонными борцами с самодержавием, но в то же время отчужденными от российского общества. Портрет дан в резкой светотени, делящей лицо на темную и светлую половины.
Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). В 1889 г. он ее закончил. Он его представил в халате, с малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, с наклоненною немного головой, что-то глубоко обдумывающим. Репин забыл о конкурсе, об Академии. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
Образ Пророка у Репина получился непривычным: уже немолодой, длинноволосый, бородатый интеллигент в рубище вместо одежды— таким его представил художник, находившийся под влиянием толстовских взглядов. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Но русские мужики были совершенно равнодушны к их пропаганде. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.
По данным исследователей, несмотря на активную деятельность репинской мастерской, между художниками и его питомцами постепенно нарастало отчуждение. Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». Мне минутами становилось страшно. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. О картине появилось много статей в периодической печати. Сочиняющими это знаменитое послание они и предстают в картине Репина. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым.
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Создавая этот образ, Репин, видимо, больше стремился к тому, чтобы запечатлеть яркую экспрессию лица Стрепетовой, раскрыть определенное психологическое состояние, чем дать глубокую портретную характеристику прославленной актрисы.
Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Он сидит между двумя жандармами с шашками наголо. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Репин мастерски использовал те немногие возможности, которые давала больничная одежда – малиновые отвороты халата, видную из-под него вышитую русским узором рубаху, –для того, чтобы оттенить красочность в самом внешнем облике композитора.
Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Америка—Франция—Россия. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
«Бурлаки на Волге» украшали бильярдную в петербургском дворце владетельной особы. Мужа постоянно отправляли в далекие походы, а Татьяна Степановна, живя с детьми в военном поселении, чтобы прокормить семью, была вынуждена много трудиться на самых тяжелых и грязных работах. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Унылый осенний пейзаж составляет выразительный фон для изображенной на переднем плане телеги, запряженной тремя тощими лошадьми, на которой увозят в далекую ссылку политического «преступника». Репин никуда не делся. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.
Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой).
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Она ушла из жизни в 1931 году55. Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.
После Бурлаков это наиболее значительное произведение. Они словно противопоставлены друг другу. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Он идет прямо к матери.
В то же время, как отмечал Чуковский, в своих новаторских идеях Наталья Борисовна порой заходила слишком далеко. Эта тема была подсказана ему самой жизнью. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью.
Крестьянство не пошло за народниками. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Корней Чуковский вспоминал о порядках в доме Репиных: жена художника была вегетарианкой, выступала против ношения мехов и в любой мороз ходила в тоненьком пальто. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.
Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Гармония человека с природой ощущается и в колорите картины, построенном на сочетании осенних красок. Репин писал Стрепетову дважды. Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году».
Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней».
Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной. «Вы неверно называете этюдом портрет диакона – это даже более, чем портрет, – это тип, словом, это картина», – писал Репин П. М. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Прежде чем приступить к тому или иному очерку, Илья Ефимович несколько раз рассказывал его гостям, появлявшимся в Пенатах. И. Е.
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Но при всей широте репинского интереса к человеку на первом месте для него стояли «люди, дорогие нации», –выдающиеся деятели русской культуры.
Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Портрет Мусоргского поражает нас жизненностью образа. Во Франции Репин создал ряд произведений, рисующих природу и быт этой страны. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. В облике Ивана Грозного претворились некоторые черты художника Г. Г. Мясоедова, композитора П. И. Бларамберга, а в облике сына Ивана – писателя Гаршина и художника В. К. Менка. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
В «Запорожцах» очень сильно проявилось одно из важнейших качеств репинского искусства: яркое ощущение художником богатства человеческой натуры, разнообразия характеров, красоты сильно выраженной индивидуальности. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. В те времена доля солдатской жены была нелегкой.
Витте», 1903). К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.
В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Мастер остался верен себе – улавливать в жизни самое главное и стараться не грешить против истины. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном.
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке.
Первым произведением в цикле революционных жанров явился эскиз «Под конвоем» (1876). Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. В шестнадцать лет юноша покинул и мастерскую и родительский дом: ему предложили 25 рублей в месяц за работу в кочевой иконописной артели, которая по мере выполнения заказов перемещалась из города в город11. От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией.
Он портретировал всех: от бурлаков и русских мужиков до царских сановников. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». «Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Она была закончена только в 1891 году. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. художественный музей им.
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Берег Волги. Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства.
Он наслаждался зрелищем отдыха великого человека, когда тело его, утомленное годами, а может быть и проделанной физической работой, нуждалось в отдыхе, а неустанный и бодрый дух настойчиво требовал пищи для своей непрекращающейся деятельности. Третьяков»109. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. И художник и Стасов считали портрет весьма удавшимся.
Создавая свои исторические картины, Репин стремился к достоверности, вот таким образом старался точно передать все детали: одежду, предметы быта. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет».
Круг одиночек-фанатиков обычно очерчен художником композиционным построением картин, психологической пластикой персонажей, светотеневыми контрастами и «говорящими» деталей. Совершая однажды прогулку по Неве, Репин увидел группу бурлаков, тянувших баржу. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве».
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ.
Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Каждая фигура прописана четко и динамично, вероятно именно вот таким образом картина так напоминает стоп-кадр хорошего фильма. Он дал лицу прямой поворот и почти прямое освещение, написал его, как говорил Стасов, «все в свету», то есть без сколько-нибудь резких теней.
А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Блики яркого света лежат на лице, бороде, рубашке, в каждом мазке искрится свет и это вместе с нервностью мазков, коротким и быстрым ударом кисти передает горячую возбужденную натуру модели. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. В результате Репин создал большое значительное произведение, в котором с исключительной экспрессией была раскрыта идея свободы народа, его независимости, гордого казацкого характера и его отчаянного духа.
Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
Но едва ли не самой большой выразительностью обладают глаза Мусоргского. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Поступил не сразу, а после курса обучения в вечерней художественной школе. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Но по своему значению это больше, чем индивидуальный портрет.
Вид царя ужасен: его лицо испачкано кровью, глаза вылезли из орбит, редкие волосы растрепались. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.
О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Они жили в Пенатах в течение двух недель.
До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года).
К тому времени как Репин окончил Академию, он был уже довольно известным художником и получил свой первый крупный заказ. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера.
Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). В этом проявилась глубина репинского проникновения в жизнь.
Мне минутами становилось страшно». И одновременно этот взгляд раскрывает для нас трагедию Мусоргского. Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1500 рублей. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу.
Однако в процессе работы замысел картины претерпел существенные изменения. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными.
Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше.
Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Репин считал сам эту картину красивой.
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.
Публике картина понравилась. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. В эту минуту в комнату вошел Христос.
Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Историческое предание о том, как запорожцы – вольные казаки на повеление турецкого султана Махмуда IV добровольно сдаться ответили дерзким письмом, послужило мощным творческим импульсом для Репина, детство и юность проведшего на Украине и хорошо знавшего народную культуру. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. В. В. Стасов терпеливо позировал и портрет вышел удачным.
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). Горе отца затмевает страдания умирающего сына. Эта история получила название «бунт 14». Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. К числу лучших произведений этих лет принадлежит «Протодиакон» (1877). Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».
В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Его приблизили к себе И. Крамской и В. Поленов.
Третьякову. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Действие происходит в тюремной камере.
Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.
Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ).
Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Сходство черт лица и выражение поразительны.
К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Я отворачивался от этой картины, прятал ее. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
Общение с прежними друзьями было только заочным. Продолжая обличительные традиции Федотова, Перова, Репин изображает хозяев жизни высокомерными, чванливыми, хитрыми, циничными, далекими от чудотворной иконы. И действительно, «Протодиакон», создавая необычайно живой индивидуальный образ, одновременно является типом, настолько все элементы его характеристики подчинены раскрытию социальной сущности этого образа. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.
Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Стасов присылает ему все, что он просит. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. В его взгляде осуждение и тревога. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.
По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу.
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Стрепетовой. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос.
И вот уже перед нами не царь, а отец. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Однако в умных, спокойных глазах Третьякова читается духовная одаренность. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.
Одно из лучших его произведений 90-х годов картина «Осенний букет» (1892) изображает дочь художника В. И. Репину на фоне осеннего сада, с букетом цветов в руках. Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.
В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Тема человека в его отношении к природе особенно интересует Репина.
Полностью погрузиться в новую работу ему не давали академические обязательства, связанные с конкурсом на малую золотую медаль, однако, по признанию художника, ни во время игр с товарищами в городки, ни во время общения со знакомыми барышнями он не мог освободиться от зреющего замысла26. Репин дважды подавал прошения об отставке. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Жизнь впереди, какой она будет. »203 В последующие годы художник не раз создавал собственные изображения. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб.
В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.
В 1925 году Репин надеялся, что сумеет выбраться на выставку собственных картин, организованную в Русском музее, с воодушевлением сообщал, что вместе с детьми Верой и Юрием собирается побывать ещё и в Москве, посетить Румянцевский музей и Третьяковскую галерею. Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. У изголовья горят светильники, желтоватое их мерцание освещает и девочку и Христа, который уже дотронулся до ее руки. Портретную галерею Репина отличает огромная широта социального охвата. Репин создал замечательные крестьянские портреты («Мужик с дурным глазом», 1877) и великолепные по характерности портреты царских сановников (этюды к картине «Заседание Государственного совета»: «Портрет И. Л.
Его черный, наглухо застегнутый сюртук усиливает это впечатление. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Изображая лицо Мусоргского, художник стремился показать его характерную особенность – мягкость, открытость.
В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. С первого раза Илье не удалось попасть в академию и он стал учиться в Рисовальной школе при Обществе поощрения художников, где познакомился с преподававшим там молодым живописцем И. Н. Крамским.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Не доносчик ли.
Имя Репина стало широко известным. Образ революционера еще раз был показан Репиным в картине «Отказ от исповеди» (1879–1885). Он выделен из полумрака избы красным цветом своей рубахи. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы, что абсолютно отвечает истории».
В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Этот красный цвет, привлекая к фигуре пропагандиста внимание зрителя, помогает художнику выразить и внутреннее содержание образа, подчеркнуть горячую страстность натуры пропагандиста. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично.
Все заняты. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
Убийство свершилось. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Художнику удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни, в своём творчестве он сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо реагировал на злобу дня. Л. Н. Толстого». Овладевая в Академии основами художественного мастерства, Репин развивался как художник и гражданин прежде всего под влиянием таких исключительных людей в искусстве, как Стасов и Крамской. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Раскрывая характер писателя, подчеркивая его значимость в обществе, тем не менее, Репин не идеализирует Толстого, не пытается окружить его ореолом исключительности.
Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы.
Завершает картину тонкая, нервная рука с обручальным кольцом на безымянном пальце, деталь, способная рассказать о человеке больше, чем обширная монография. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
Налитое кровью, мясистое лицо протодиакона, украшенное синим носом и бровями, которые Стасов сравнивал с пиявками, растопыренная пятерня, лежащая на животе, самый колорит картины, насыщенный горячими оттенками и как бы передающий жар тучной плоти, – все создает необычайно яркий образ «льва духовенства», в котором «ни на одну йоту не имеется ничего духовного», который весь «плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев бессмысленный, но торжественный и сильный» (Стасов). Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.
Пятый факт. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Окружившие их запорожцы — профессор Петербургской консерватории Рубец, художник Кузнецов, коллекционер Тарновский и др. В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату.
Однако в 1892 г. художник внес в нее частичные изменения. Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. Он потрясает глубиной человеческого содержания, внутренним трагизмом образа.
Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Работал весь день, не замечая времени. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. По нему судились народники, участвовавшие в «хождении в народ» с целью поднять крестьянство на социалистическую революцию. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Близко наблюдая бурлаков (Репин дважды ездил на Волгу, где изучал их жизнь), знакомясь с их биографиями, Репин открыл в них целый мир, сам по себе достойный изображения.
Но, несмотря на тяжелую жизнь, мать И. Е. Репина, будучи образованной женщиной, смогла приобщить детей к книгам. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). В «Протодиаконе» еще больше, чем в «Бурлаках», выразился пафос искусства Репина. Возвращается в Россию летом 1876 года.
Именно стилистическая близость Репина к одному из родоначальников импрессионизма позволила устроителям выставки «Импрессионизм. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Картина исполнена суровой трагической сосредоточенности. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва).
Вся центральная часть написана самим Репиным. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ).
Данный заказ имел политическое значение, однако, привлек художника возможностью делать небольшие этюды и зарисовки собравшихся лиц. Портрет производит яркое и сильное впечатление. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам.
Художник хотел контрастно противопоставить бурлаков господскому обществу. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника.
Сюжетом для этой картины послужило историческое предание о том, как запорожцы на предложение турецкого султана Магомета IV перейти к нему на службу ответили письмом, полным самых острых насмешек и «соленых» словечек. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. В Третьяковской галерее представлен небольшой эскиз картины и ее вариант «Бурлаки идущие вброд» (1872). За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции).
Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. В галерее репинских портретов особое место занимает изображение знаменитой актрисы П. А. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Позднее полотно было отреставрировано специалистами. Эта картина, называющаяся «Бурлаки на Волге», находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. В 70-е годы Репин создал несколько картин, посвященных теме революционного народничества. Поставленная перед художником задача была очень трудной.
При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). В 1878 году Репиным был написан первый вариант картины «Арест пропагандиста», второй, основной вариант которой датируется 1880–1892 годами.
Каждый персонаж переживает что-то своё. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Комната небогатой интеллигентной семьи. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.
Глаза ясные и добрые. Горемыкина и Н. Н. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».
Оно называется по имени артистки «Актриса Пелагея Антиповна Стрепетова» и имеет в подзаголовке слово «этюд». Зачастую таких смутьянов они связывали и отправляли к сотскому.