К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. Но ученик навсегда сохранил любовь и признательность к учителю. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. Каждая Мадонна Рафаэля полна неимоверной прелести.
Этот камерный портрет действительно необычен. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. «Период мадонн» – так называется флорентийский период творчества Санти. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах.
Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св.
На протяжении всего периода пребывания в Ватикане, Рафаэлю удалось поработать над другими заказами. Самым талантливым был Джулио Романо. Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II.
Возможно тогда Рафаэль стал гностиком, что позднее отразилось в символизме его картин. Первые портреты относятся к флорентийскому периоду («АньолоДони», ок. Талант художника проявился у Рафаэля еще в раннем детстве и по словам родоначальника современного искусствознания Джорджо Вазари он был «большим подспорьем для своего отца, придворного живописца герцого Урбинского». Рафаэль рано стал сиротой: мать умерла в 1491 г., а отец – в 1494 г. Первой подтвержденной документально работой Рафаэля был Алтарь Барончи (Baronci altarpiece) для церкви Святого Николая Толентинского (Saint Nicholas of Tolentino) в городке Чита-ди-Кастелло, расположенном между городами Урбино и Перуджа. В 1504 г. художник переезжает во Флоренции, но при этом ведет «кочевой» образ жизни и работает в различных городах Италии. Он предпочитал Мантенью, Леонардо, Синьорелли, Джованни Беллини и Пьетро Перуджино, однако его также впечатлили фламандские художники Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам.
Среди десятка римских рафаэлевых Мадонн – самая трогательная и известная из всех существующих изображений Богоматери «Сикстинская Мадонна». Святая Мария и младенец, этот сюжет использовался художником чаще всего. Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария.
Рафаэль взволнован, он спешит увидеть и изучить стиль самых главных творцов Италии. Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника.
Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. Рафаэль оставил заметный след и в итальянской архитектуре. В конце 1509 года Рафаэль уезжает в Рим, там он будет жить до самой своей кончины.
Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина». Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника. Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). С картиной Микеланджело Святой Матфей он поступает так же.
Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне.
Джованни Нанни вернулся в Удине, где создал ряд хороших картин. Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Следующий папа Лев Х также был восхищен мастерством Рафаэля и поддержал продолжение росписи.
1507 г., Старая Пинакотека, Мюнхен) отображают его вновь обретенное господство над современным флорентийским стилем, по крайней мере, в композициях относительной простоты. Однако это никак не сказалось на его творчестве. В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл.
С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Именно в выставочных коллекциях – самые лучшие картины такого великого художника, как Рафаэль Санти. 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок.
Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. Это дало толчок к изучению Рафаэлем анатомии, механики движений живых тел, сложных поз После этого появляются на свет картины, где главные герои приобретают взволнованные движения, необыкновенные позы (Положение во гроб, Святая Екатерина Александрийская). Рафаэль потерял мать в раннем детстве. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. К себе прижала сына так любовно, его оберегая от врагов».
В последних флорентийских работах Рафаэля («Положение во гроб», 1507, галерея Боргезе, Рим «Св. Однной из самых ярких и мастерских работ художника, является роспись сводов капеллы Киджи. В «Мадонне деллаСедия» (ок. Биография Рафаэля Санти в его флорентийский период является неполной и запутанной – судя по историческим данным, художник в это время не жил во Флоренции, а часто туда приезжал.
У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. Их одинаковый размер даёт основание полагать, что обе картины составляли пару.
Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). Затем был переезд во Флоренцию и знакомство с работами и техникой Леонардо да Винчи. Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Желая проверить Рафаэля, Папа поручил ему заняться комнатой, предназначенной для своей личной библиотеки.
В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра. Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон». Работа датируется 1498 годом. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще.
Рим не стал исключением. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). 1513, Картинная галерея, Дрезден). Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой.
К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов. В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. Росписи СтанцыделлаСеньятура (1509-11) – одно из самых совершенных творений Рафаэля. У ангела слева одно крыло.
В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. По традиции того времени женихи держали в руках жезлы во время сватанья. В декабре 1504 года Рафаэль Санти уезжает во Флоренцию.
В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Первостепенное значение для него имело знакомство с методом Леонардо да Винчи. В каждой из комнат художник размещает фрески в соответствии с задуманным планом. Ему поручают расписать фресками четыре комнаты дворца, так называемые станцы.
В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). 1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). Только Флоренция могла предоставить необходимые для этого условия. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов.
По одной из легенд Рафаэль купил МаргаритуЛутиу ее отца за 3 000 золотых, в период, когда она была помолвлена. В церкви Санта Мария делла Паче хранится одна из самых выдающихся работ Рафаэля – прекрасная фреска «Сивиллы и Ангелы», украшающая капеллу Киджи. В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим. Такой обаятельный образ женщины создает Рафаэль в известной всему миру картине под названием «Сикстинская мадонна». Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка.
Не сохранилось никаких сведений об истории создания этих картин. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». Оба мэтра благосклонно отнеслись к стараниям молодого художника.
И Рафаэль учится и работает. Папа римский Лев X продолжил программу художественного оформления, таким образом, Станца дель Инчендио ди Борго была расписана между 1514 г. и 1517 г. Давление растущего числа заказов Рафаэля означало, что большую часть работы по росписи сделали помощники из мастерской по его эскизам. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Рафаэль Санти является одним из самых известных мастеров эпохи Возрождения. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция).
Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна. 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон). В работах Рафаэля Санти присутствует необычайное согласие форм, гармония красок и движений. Зная чувство меры, баланса гармонии во всем, работы Рафаэля не «кричат», но отвести взгляд от них невозможно. В этом заключен выдающийся талант Рафаэля: он не только знаком смельчайшими чертами и оттенками человеческой натуры, но и способен точно передать свои знания и наблюдения языком живописи.
1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. Талант Рафаэля был отмечен и признан, когда художнику было всего 17 лет.
Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе. Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков. Рафаэль брал от лучших художников самое лучшее и идеально использовал весь опыт мастеров прошлого для создания своих сюжетов.
Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера. По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной. Джованни умер, когда сыну было 11 лет. Примером, подтверждающим этот факт, могут послужить изображения фигур Богоматери, Иисуса Христа и двенадцати апостолов, выполненные в церкви Сан-Франческо в городе Перуджа. Вот, что в своих «Жизнеописаниях» рассказывает о ней Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св.
Он прожил остаток своей жизни здесь. 1514-15, Лувр) и т. н. «Донна Велата», возможно – модель «Сикстинской мадонны» (ок. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. Библейская тема была путеводной нитью творчества на протяжении всей жизни Рафаэля. Говорят, он увидел ее случайно, выкупил у отца и поселил в доме, где и навещал до самой смерти.
Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна». 1503 г. Пинакотека, Ватикан). По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. Главная фигура на полотне, конечно, Мария. Сивиллы Рафаэля предстают перед зрителем в абсолютно новом образе, такими, какими их не изображали прежде. 1505, Питти, Флоренция «МаддаленаСтроцци», ок 1505, там же «Донна Гравида», ок. 1505, там же).
Как архитектор, Рафаэль некоторое время руководил строительством собора Святого Петра. Благодаря чуткому руководству отца, Рафаэль продемонстрировал ошеломительные успехи в живописи и, пребывая еще совсем в юном возрасте, уже помогал ему при выполнении многих работ. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба.
Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция». Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы.
К портретному жанру Рафаэль обращался и в станковой живописи, проявляя здесь свою самобытность, раскрывая в модели наиболее характерное и значительное. То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл. 1509) с ее строгим интерьером, капелла Киджи в церкви Санта Мария дельПополо (заложена ок.
Там образовался центр культуры ренессанса, где Рафаэль был всеобщим любимцем. Один из важнейших творческих периодов великого мастера связан именно с этим городом. Новым домом художника стала Флоренция. Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников. Она хранится во флорентийской галерее Уффици.
Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. В 1513-1514 гг. Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. К флорентийскому периоду принадлежат многие из его наиболее прославленных изображений Девы Марии и младенца Христа.
Рафаэль (1483-1520) родился в итальянскои городе Урбино. Ф. Пенни. Рентгеновский снимок готовой работы подтверждает, что изначально на картине присутствовал другой фон. Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето.
Но самым знаменитым шедевром Рафаэля стала «Сикстинская Мадонна», написанная по заказу монахов церкви Святого Сикста. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог).
1513-14, Санта Мария делла Паче, Рим) и полная языческой жизнерадостности фреска «Триумф Галатеи» (ок. 1506-07, Уффици), «Мадонна в зелени» (1506, Музей истории искусств, Вена), «Прекрасная садовница» (1507, Лувр). Полотно да Винчи Леда и лебедь Санти срисовывает для себя почти полностью.
Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. Как отмечает все тот же Вазари, юный Рафаэль «помогал отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино». По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura).
Проведенный анализ краски указывает на то, что верхний слой на картину нанесен через 100 лет после ее создания. 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция). Среди римских работ выделяются портрет гуманиста БальдассареКастильоне (ок. Минуло совсем немного времени и мастерство Рафаэля оказалось отточенным настолько, что стиль и технический уровень работ не только не уступал уровню нового наставника, но и в некоторой мере превосходил его. А он сам решил по возможности сравняться в искусстве живописи с флорентийскими мастерами. Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели.
Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам. Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. При содействии Донато Браманте Санти становится придворным художником Папской резиденции. От ее тревожных глаз невозможно оторваться. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии.
Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль. В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли.
1514-15, вилла Фарнезина, Рим). Выполненные в 1515-16 картоны для шпалер с эпизодами истории апостолов Петра и Павла (Музей Виктории и Альберта, Лондон) стилистически близки к росписям Станц, однако в них появляются уже первые признаки исчерпанности классического стиля Рафаэля, – черты холодного совершенства, увлечение зрелищным началом, эффектностью поз избытком жестикуляции. Так началась история Рафаэлевых Станц. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. Здесь было у кого поучиться. От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой. Лишившись обоих родителей, Рафаэль продолжал часто приезжать вУрбино. После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию.
Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл.
Больше всего в это время его привлекает образ мадонны с ребенком. Екатерина Александрийская», ок. Так, счастливый обладатель «Мадонны Грандуке» герцог Тосканский настолько влюбился в купленную почти спустя 300 лет после создания картину, что никогда с ней расставался, даже брал с собой в путешествия. В композиции картины «Обручение Марии» всё приведено к «золотой мере» (А. Бенуа), ничего не отвлекает от главной группы Марии и Иосифа. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора.
В своей «Афинской школе» он изобразил себя рядом с Перуджино, словно сожалея, что не может всегда быть с ним. Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне.
Переезд сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности.
«Форнарина» (прибл. Среди них выделяются три близких по композиционному решению картины: «Мадонна со щегленком» (ок. На последнем полотне, которое сейчас хранится в музее французского города Шантийи изображены богини Невинность, Красота и Любовь, держащие в руках золотые шары – символы совершенства. Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля. В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви.
Нежная и юная мать – именно такой изображает Рафаэль мадонну, прославляя в ней гармоничного человека, который прекрасен и душой и телом. К ранним работам Рафаэля Санти, датируемым 1504 годом, относятся две небольшие, высотой всего 17 сантиметров, картины – загадочный «Сон рыцаря» и «Три грации». Сикста в Пьяченце. Увидев эскиз фрески Рафаэля, Юлий II пришел в такой восторг, что отдал живописцу все поверхности, приказав убрать старые рисунки. В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св.
Величием и композиционной завершенностью впечатляют «Мадонна Альба», «Мадонна с рыбой», «Мадонна в кресле» и другие. Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно. Рафаэль оказал огромное влияние на последующее развитие итальянской и европейской живописи, став наряду с мастерами античности высшим образцом художественного совершенства.
Однако, множественные попытки женить молодого человека со стороны его покровителей ни к чему не приводили. Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11).
Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello). Среди его построек – маленькая церковь СанЭлиджодельиОрефичи (заложена ок. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. У Рафаэля были многочисленные ученики, хотя никто из них не вырос в выдающегося художника. Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне.
В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело. Он идеально владел линией, умел мастерски выделять композиционные центры. Умер Рафаэль в ее постели.
Но сам сюжет картин подсказывает, что, скорее всего, они были приурочены к какому-нибудь знаменательному событию (например, конфирмации) в жизни юного аристократа и, возможно, стали первыми работами Рафаэля, выполненными на заказ. Внизу пара флегматичных пухлых ангелочков залюбовались на мать и дитя. Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым.
Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Ее, несущую необычно серьезного ребенка, приветствуют святая Варвара и папа Сикст Второй с «зашифрованным» в правой руке именем (приглядитесь – на ней 6 пальцев). В «Сикстинской Мадонне» Рафаэль находит верные интонации для изображения материнской любви и нежности и более не теряет этого ощущения.
Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. Станцы Рафаэля получили названия Правосудие, Диспут, Парнас и Афинская школа. Рафаэль был большим поклонником женской красоты.
В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. «Кусочек неба, мостик облаков – и к нам с тобой спускается Мадонна. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию.
Другое помещение декорировано росписями, рассказывающими истории из жизни Понтификов. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой.
Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины.
Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция). Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро. Из глубины анфилады грандиозных арочных пролетов выступает группа античных мыслителей, в центре которой величавый седобородый Платон и уверенный, вдохновенный Аристотель, жестом руки указующий на землю, основатели идеалистической и материалистической философии. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи.
Там он знакомится с Микеланджело, Леонардо да Винчи, Бартоломео Порта. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер.
Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют. Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан. Занявший место умершего Юлия II папа Лев X в 1514 году назначил Санти главным архитектором и хранителем ценностей. Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу.
К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины. Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши. Черты «Сикстинской Мадонны» и «Мадонны в кресле» — это черты знаменитой Форнарины, римской возлюбленной Рафаэля.
«Мадонна в кресле» продолжает и развивает излюбленный сюжет художника. Примечательно, что для столь высокого образа Девы Марии Рафаэлю позирует женщина низкого происхождения и низкого рода занятий. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели.
Всего Мадонн Рафаэля – более сорока картин, это те которые находятся в музеях. Исслеователи ку Эта атмосфера предопределила судьбу Рафаэля. В еще большей степени это свойственно фрескам ватиканскойСтанцыдельИнчендио (1514-17), выполненным по рисункам Рафаэля его помощниками Джулио Романо и Дж.
Его мадонны и портреты любимых женщин словно светятся материнской любовью, которой художник недополучил в детстве. Но несмотря на большую загруженность художник находит возможность выполнять частные заказы и создает такие шедевры, как «Донна Велата» (Donna Velata, 1516), «Святое семейство под дубом» (Holy Family below the Oak, 1518), «Форнарина» (La Fornarina, 1518). Умер Рафаэль 6 апреля 1520 г. Отец мальчика умер рано, когда Рафаэлю было всего 11 лет. В 1504 году молодой художник Рафаэль Санти переехал во Флоренцию, где был глубоко восхищен стилем и техникой Леонардо да Винчи. И в 1504 году Рафаэль покинул мастерскую Перуджино. Рафаэль торопился увидеть ценность гравюры в распространении его работ и через его сотрудничество с болонским мастером репродуктивной гравюры Маркантонио Раймонди, его репутация и влияние распространилось по всей Европе. VI).
Приятно отметить, что работа хорошо сохранилась. Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов. Он даже обвинил художника в плагиате.
Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. Художники-классицисты жившие после Рафаэля, считали его лучшим в живописи. 1515-16) и в т. н. Лоджиях Рафаэля Ватиканского дворца (1518-19). Но все же, эта версия является предметом серьезных споров. На картинеФарнаринана рентгене было обнаружено рубиновое кольцо, символ обручения. Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520.
На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». В обычном религиозном сюжете прославляется величие человека, который во имя высшего долга способен идти навстречу мукам и даже смерти. Четыре года спустя Рафаэль распрощался с мастерской Перуджино. Содержанием его искусства остается лирическая тема светлой материнской любви, которой он придает особую значительность.
Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. Совсем иначе он писал своих мадонн.