В первую очередь это касается работ Рафаэля Монти. Продолжаем тему о мастерах мраморной вуали. Сегодня познакомимся с работами итальянского скульптораРафаэля Монти 1818-1881гг.
Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. Рафаэль выбирает темы, отражающие различные виды интеллектуальной деятельности человечества: философию, поэзию, богословие и юриспруденцию. По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura). Картина эта хранилась Лоренцо Нази при жизни его с величайшим благоговением, как в память Рафаэля, бывшего его ближайшим другом, так и ради достоинства и совершенства самого произведения, которое, однако, чуть не погибло 17 ноября 1548 года, когда от обвала горы Сан-Джордже обрушился вместе с соседними домами и дом самого Лоренцо.
Внизу два ангела, глядящие вверх и как бы возвращающие нас к главному образу — мадонне и ее недетски задумчивому младенцу. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Станцы – это парадные комнаты Ватиканского дворца. Слава художника росла, заказы увеличивались и превосходили реальные возможности Рафаэля, вот таким образом некоторые работы он перепоручал своим помощникам и ученикам. Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл.
На своде представлены аллегорические фигуры и сцены. Творческое развитие мастера в этот период можно проследить на образах мадонн: «Мадонна Грандука» (ок. Популярность Рафаэля растёт, он получает много заказов. Он должен был украсить фресками кабинет папы. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию.
В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Полотно да Винчи Леда и лебедь Санти срисовывает для себя почти полностью. Петра в Ватикане. Самым талантливым был Джулио Романо. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Его самой известной работой является главный храм западного христианства – базилика св.
Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Там уже были подобные работы в разных залах, но они, в основном, были закрашены, так как были заказаны предшественником и злейшим врагом папы Юлия II Родриго Борджиа папой Александром VI.
Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Дерево, темпера. Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков. Она хранится во флорентийской галерее Уффици.
Но все же, эта версия является предметом серьезных споров. Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой.
«Каждый злой помысел исчезал при одном его виде», – пишет Вазари. Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). Фреска «Афинская школа».
Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников. Сикста в Пьяченце. У Рафаэля были многочисленные ученики, хотя никто из них не вырос в выдающегося художника. 1516 г., Палаццо Питти, Флоренция), одного из немногих женских портретов романского периода, неизвестна, но жест ее руки, указывающий на сердце, был уместен для супружеского портрета. По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной.
Рафаэль был большим поклонником женской красоты. Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля. В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря».
В картинах с Девой Марией и младенцем Христа он экспериментировал с новыми композиционными формами и фигуральными мотивами. Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. Национальная галерея (Вашингтон)Флорентийский период творчества Рафаэля отмечен поисками колорита, который становится более сдержанным, приобретает тональное единство, яркие интенсивные цвета ранних работ, выполненных под влиянием Перуджино, постепенно уходят из его творчества. В 1507 г. произошло знакомство Рафаэля с Браманте. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности.
Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым. Рафаэль. С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Неудивительно, что ранние работы художника выполнены в стиле Перуджино. В 1502 г. появляется первая рафаэлевская мадонна – «Мадонна Солли» и с этого времени мадонн Рафаэль будет писать всю жизнь. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний.
1512). В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Оба мэтра благосклонно отнеслись к стараниям молодого художника. К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов.
Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. Этот камерный портрет действительно необычен. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль.
«Кусочек неба, мостик облаков – и к нам с тобой спускается Мадонна. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. В церкви Санта Мария делла Паче хранится одна из самых выдающихся работ Рафаэля – прекрасная фреска «Сивиллы и Ангелы», украшающая капеллу Киджи. Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии.
Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. В 1504 году молодой художник Рафаэль Санти переехал во Флоренцию, где был глубоко восхищен стилем и техникой Леонардо да Винчи. Работа датируется 1498 годом.
Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам. Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. И рано остался сиротой (в возрасте 7 лет он потерял мать, а в возрасте 11лет – отца). Родился 26. 03. 1483 в Урбино, в семье художника Джованни Санти. Ватиканская пинакотекаПоследним шедевром Рафаэля была величественная картина «Преображение» на евангельский сюжет. Для того чтобы написать эти знаменитые произведения, ему пришлось закрашивать некоторые другие работы.
И далее: «Те, кто так счастливо одарен, как Рафаэль Урбинский, не люди, но смертные боги». Через несколько веков ему вторит Александр Бенуа: «Рафаэль – олицетворение Возрождения. Рафаэль Санти – итальянский художник, архитектор. Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов. В 1500 году уже стал известен как профессиональный художник, художник. Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello).
В одной из Станц можно увидеть цикл фресок, посвященных основополагающим принципам, на которых строится человеческое общество: философия, юриспруденция, религия и искусство. Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). Воспитатель Александра Македонского) 16 – Диоген (древнегреческий философ) 18 – Евклид (или Архимед), древнегреческий математик) 20 – Клавдий Птолемей (астроном, астролог, математик, механик, оптик, теоретик музыки и географ) 22 R – Апеллес (древнегреческий художник, отмечают черты самого Рааэля). При содействии Донато Браманте Санти становится придворным художником Папской резиденции. В своей фреске Рафаэль отошёл от точного изложения сюжета и написал сцену известную как «похищение Галатеи». Рафаэль исполнил росписи капеллы Киджи в церкви Санта Мария делла Паче («Пророки и Сивиллы», ок.
Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Главная фигура на полотне, конечно, Мария. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра.
К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины. Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. 1503 г. Пинакотека, Ватикан). Он даже обвинил художника в плагиате.
Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок.
405х278 см. 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. 58х43 см. 174-121 см.
Рафаэль «Мадонна Каупер» (1508). Но для современников сам художник был воплощением добродетели. Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» превозносит Рафаэля – его скромность, чарующую любезность, грацию, трудолюбие, красоту, добрую нравственность, его «прекрасную натуру, бесконечно щедрую на милости». Натурщица для «Дони Валетты» (прибл.
После его смерти мастерской руководили его помощники, здесь Рафаэль приобрел первые навыки ремесла. Художник покинул Урбино 17-летним юношей. В развитии великого таланта сыграли определённую роль наставники: Бальдассаре Кастильоне (Рафаэль до конца своей жизни переписывался с ним), Перуджино (Рафаэль пришёл в его мастерскую в 1501 г. ). Если им встречался на пути ведомый наказньпреступник, они имели право помиловать его. Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны. Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе. Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют.
Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели. Земная жизнь Рафаэля была коротка: он прожил всего 37 лет. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина».
То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. Его отец, Джованни Санти, был художником при дворе Федерико да Монтефельтро, герцога Урбино и несомненно обучал Рафаэля основным техникам.
Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой.
В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро. Именно Браманте построил при этой церкви трапезную, где впоследствии Леонардо да Винчи написал свою «Тайную Вечерю». После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора св.
Молодые, полные безмятежности пророчицы находятся в согласии с духовным миром, а их предсказания более не носят угрожающий характер проклятий. К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов.
Однако это никак не сказалось на его творчестве. Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон). Ученик Платона.
295х224 смНереида (морское божество, по внешнему виду напоминающее славянских русалок) Галатея влюбилась в пастухаАкида. Рафаэль потерял мать в раннем детстве.
Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи.
1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция). Его работы в области архитектуры и прикладного искусства свидетельствуют о нем как о разносторонне одаренном деятеле Высокого Возрождения, снискавшем громкую славу у современников. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины.
К портретному жанру Рафаэль обращался и в станковой живописи, проявляя здесь свою самобытность, раскрывая в модели наиболее характерное и значительное. В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим. В четырех люнетах находятся композиции, раскрывающие содержание каждой из четырех областей человеческой деятельности: Диспут, Афинская школа, Мудрость, Мера и Сила и Парнас. Подробнее остановимся на одной только фреске Ватиканского дворца – «Афинская школа» (1511). В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви.
В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара.
Раздвинутые сверху по сторонам занавеси открывают легко идущую по облакам Марию с младенцем на руках. Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон». Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция». Вот одна из фресок из греческой мифологии. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши. В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл.
Внизу пара флегматичных пухлых ангелочков залюбовались на мать и дитя. В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. Рафаэль Санти является одним из самых известных мастеров эпохи Возрождения. Автор: User:Bibi Saint-Pol – собственная работа из ВикипедииДалее Рафаэль совместно с учениками по просьбе папы Юлия II украшал драматическими эпизодами из христианской истории Станцы дЭлиодоро (1511-1514) и Станцы дель Инчендио (1514-1517).
В третьем – можно познакомиться с некоторыми важными политическими событиями прошлых столетий. Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника. Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция).
Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти.
По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Внимание Рафаэля обращено на всё мироздание, глаз его все «ласкает», художество его все восхваляет». Он прожил остаток своей жизни здесь.
Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. В каждой из комнат художник размещает фрески в соответствии с задуманным планом. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. В декабре 1504 года Рафаэль Санти уезжает во Флоренцию. От ее тревожных глаз невозможно оторваться.
Рим не стал исключением. В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан.
Ему поручают расписать фресками четыре комнаты дворца, так называемые станцы. Возможно он и был мягок, но также чрезвычайно талантлив, что было равносильно его стремлениям. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли.
Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). С картиной Микеланджело Святой Матфей он поступает так же. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году.
Пинакотека Брера (Милан)Это символ, но в том числе и манифест новых архитектурных идей мастера. Деятельность Рафаэля-архитектора представляет собой связующее звено между творчеством Браманте и Палладио. Петра и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с Лоджиями. Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна.
Дерево, масло. После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию. Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). В конце 1509 года Рафаэль уезжает в Рим, там он будет жить до самой своей кончины. У ангела слева одно крыло.
На фресках Рафаэля показана гениальность нахождения простых изобразительных средств для передачи этих сложных абстрактных понятий. Донато Браманте (1444-1514) – крупнейший представитель архитектуры Высокого Возрождения. В античной культуре Сивиллы – это прорицательницы, способные предсказывать далекое будущее, зачастую – грядущие беды и несчастья. Джованни умер, когда сыну было 11 лет.
Там он знакомится с Микеланджело, Леонардо да Винчи, Бартоломео Порта. При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков.
Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. Рафаэль «Обручение Девы Марии» (1504). Так началась история Рафаэлевых Станц.
Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. Ее, несущую необычно серьезного ребенка, приветствуют святая Варвара и папа Сикст Второй с «зашифрованным» в правой руке именем (приглядитесь – на ней 6 пальцев). В верхней части картины изображено чудо преображения Христа на горе Фавор перед тремя апостолами: Петром, Иаковом и Иоанном. В нижней части картины изображены другие апостолы и бесноватый отрок (эта часть полотна была завершена Джулио Романо по эскизам Рафаэля). Художник создал целую галерею портретов, о чём мы скажем в отдельной статье. Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой. Всего Мадонн Рафаэля – более сорока картин, это те которые находятся в музеях. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II.
VI). У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу.
Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»).
Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». 1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11). За эти годы он создал много картин.
Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. Фреска Рафаэля «Триумф Галатеи» (ок. Масло, доска.
В 1513-1514 гг. Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены.
Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти.
Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. Другое помещение декорировано росписями, рассказывающими истории из жизни Понтификов. Первый учитель – Перуджино. Апостольский дворец (Ватикан)Эта фреска считается одним из лучших произведений не только Рафаэля, но и ренессансного искусства в целом. Среди персонажей изображения можно отметить наиболее известные школьникам личности: 2 – Эпикур (древнегреческий философ) 6 – Пифагор (древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев) 12 – Сократ (древнегреческий философ) 15 – Аристотель (древнегреческий философ.
В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело. Скорее всего, его интересы разнообразны: его привлекает торговля, политика искусство, литература, наука. 500х770 см. В конце 1508 г. художник получил приглашение папы Юлия II в Рим. Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника.
Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». «Форнарина» (прибл. В отличие от ранних, более светлых по настроению, лиричных мадонн, это величавый образ, полный глубокого значения.
Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Один из важнейших творческих периодов великого мастера связан именно с этим городом. На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Джованни Нанни вернулся в Удине, где создал ряд хороших картин. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Во Флоренции ему стало очевидно, что его стиль нуждается в некоторых изменениях, если учитывать последние инновационные стили Леонардо да Винчи и Микеланджело.
Среди десятка римских рафаэлевых Мадонн – самая трогательная и известная из всех существующих изображений Богоматери «Сикстинская Мадонна». В 1508 году Рафаэль был приглашен работать в Рим, ко двору папы Юлия II, человека властного, честолюбивого и энергичного, стремившегося приумножить художественные сокровища своей столицы и привлечь к себе на службу самых талантливых деятелей культуры того времени. Станцы Рафаэля получили названия Правосудие, Диспут, Парнас и Афинская школа. Святая Мария и младенец, этот сюжет использовался художником чаще всего.
А он сам решил по возможности сравняться в искусстве живописи с флорентийскими мастерами. К себе прижала сына так любовно, его оберегая от врагов». Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена.
Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой. Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера. Рафаэль «Преображение» (1516-1520). Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка.