Несомненно, Рафаэль не стал бы Рафаэлем без этих непростых для него лет напряженной работы. В отличие от мастерской организованной Микеланджело, мастерская Рафаэля работала более быстро и продуктивно. Будучи не в силах справиться самостоятельно, Рафаэль поручал значительный объем работ своим ученикам. Ранние работы Рафаэля похожи на творения его учителя. В 1501 году Рафаэль приходит в мастерскую Пьетро Перуджино в Перудже, поэтому ранние работы выполнены в стиле Перуджино.
В начале своей карьеры Рафаэль работал в различных местах Умбрии и Тосканы. Некоторые произведения Рафаэля Санти, картины, наброски, эскизы, стали существенно отличаться от работ наставника. Это 1-я станца из 4-х, над которыми работал Рафаэль. Рафаэль изучает античное искусство, делает зарисовки с работ Донателло, с композиций Леонардо и Микеланджело. За годы работы над Станцами Рафаэль становится знаменитостью, самой яркой звездой Рима.
Несмотря на загруженность работами в Ватикане, Рафаэль выполняет заказы церквей на создание алтарных образов: «Святая Цецилия» (1514—1515), «Несение креста» (1516—1517), «Видение Иезекииля» (около 1518). Самой последней, предсмертной работой Рафаэля было Преображение Господне (в ватиканском музее) великий художник успел исполнить в этой картине только верхнюю часть остальное исполнено в ней его учениками, уже после его кончины. С 1500 г. Рафаэль работал в мастерской Перуджино, где в 1504 г. написал «Обручение Марии» («Спозалицио», ныне в музее Брера в Милане) в 1505 г. переехал во Флоренцию, где выполнил много живописных работ.
Мадонна Грандука (Madonna del Granduca) – самая таинственная работа Рафаэля, закончена в 1505 г. Её предварительный набросок четко обозначает наличие пейзажа на втором плане. Рафаэль Санти, величайший живописец, работавший в Риме с Браманте, на протяжении 1514—1520 гг., несомненно, был самым значительным зодчим Италии. Учитывая огромный объём предстоящей работы, Рафаэль набрал учеников, которые по его эскизам выполнили большую часть заказа, четвёртая станца Константина — полностью расписана учениками. В 1504 — 1508 годах Рафаэль работал во Флоренции, там же в эти годы работали Микеланджело и Леонардо да Винчи. Одним из самых знаменитых помещений виллы Фарнезина является Лоджия Психеи, над декоративным оформлением которой работал Рафаэль вместе со своими учениками.
Основным вкладом Рафаэля в историю архитектуры является разработка типа центрического крестово-купольного сооружения, над которым работало не одно поколение итальянских архитекторов. Рафаэль, тонкий и восприимчивый, так точно сумел уловить самую суть искусства своего учителя, что его первые работы можно было принять за шедевры мастера Перуджино. Портрeт Пьетро Бембо (Pietro Bembo) – одна первых работ Рафаэля 1504 г., представляет юного Пьетро Бембо, ставшего кардиналом, практически двойником художника. Рафаэль создает картину «Положение во гроб» (La deposizione), последнюю работу во Флоренции. Сегодня это единственная работа Рафаэля, которая принадлежит России.
Работы Рафаэля приводили в восторг власть имущих – при исполнении последующих заказов первоочередной важности многие знаменитые мастера того времени были отстранены от дел в его пользу. В период обучения у Пьетро Перуджино Рафаэль начал работать над образами своих классических Мадонн. Среди графических работ Рафаэля есть несколько композиций, созданных в сотрудничестве с Маркантонио Раймонди, который создал множество гравюр по рисункам великого мастера. Рафаэль был чрезвычайно динамичным и деятельным человеком, поэтому, несмотря на короткую жизнь, художник оставил после себя богатейшее наследие, состоящее из произведений монументальной и станковой живописи, графических работ и архитектурных достижений.
Кроме того известными произведениями юношества Рафаэля являются работы «Архангел Михаил, поражающий сатану», «Три грации» и «Сон рыцаря». В 2016 году в России впервые прошла выставка работ Рафаэля Санти. Обучаясь в Перудже, Рафаэль часто приезжал домой в урбинский городок Читта де Кастелла, где вместе с итальянским художником Пинтуриккьо делал заказные работы. На этой первой в России выставке, посвященной Рафаэлю, представлены 11 работ мастера из музеев Италии.
Предложение это понравилось Рафаэлю и он переехал в Рим, бросив свои флорентийские работы и неоконченный им образ для семейства Деи, который, однако, в этом виде был после смерти Рафаэля установлен мессером Бальдассаре из Пеши в приходской церкви своего родного города.
1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. Это самая величественная и совершенная из ватиканских фресок Рафаэля. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро. Рим не стал исключением. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. Вице-король Неаполя герцог Медина де лас Торрес, человек политического склада, решил использовать ситуацию в своих интересах и приложил максим усилий, чтобы приобрести полотно Рафаэля «Мадонна с рыбой» в подарок Филиппу IV. Не преминул Рафаэль также поступить и с фигурой св.
Но самым знаменитым шедевром Рафаэля стала «Сикстинская Мадонна», написанная по заказу монахов церкви Святого Сикста.
Единственным украшением поверхности купола являются тонкие буквы надписи вокруг отверстия под фонарем: «Ты, господи, воздвиг свод небесный, звезды мы же — храм твой» (ср. И туг же сам Рафаэль, создатель этого произведения изобразивший самого себя в зеркало. Рафаэль неустанно черпал от них вдохновение.
В конце 1509 года Рафаэль уезжает в Рим, там он будет жить до самой своей кончины. В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). Ученик Платона.
Фреска Рафаэля «Триумф Галатеи» (ок. Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). А был Рафаэль человеком очень влюбчивым и падким до женщин и всегда был готов им служить, почему и друзья его (быть может, больше чем следовало) считались с ним и ему потворствовали, когда он предавался плотским утехам. Использование античных образцов здесь чувствуется явственное, чем в палаццо Бранкониа. А возможно и сам художник «поперчил» свою жизнь такой девушкой.
Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым. Мавра и св. Одна из них сидит на земле у самого нижнего края картины и в удивительном повороте с младенцем на руках обернулась к другой которая, как видно, рассказывает ей о том, что случилось со священником, а первая к этому прислушивается с чисто женской, очень тонко подмеченной непосредственностью.
Сюжет картины основан на истории приключения молодого Товия и его спутника и хранителя – Архангела Рафаила, рассказанной в книге Товита (апокрифический Ветхий Завет). Главная фигура на полотне, конечно, Мария. Циклоп Полифем, также влюблённый в Галатею, подстерёг Акида и раздавил его скалой Галатея превратила своего несчастного возлюбленного в прекрасную прозрачную речку. Свое первое сооружение — церковь Сан – Элиджо дельи Орефичи — возвел в 1509. Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». Всего Мадонн Рафаэля – более сорока картин, это те которые находятся в музеях.
В том же городе монахини св. В этих полотнах Рафаэль показал себя как выдающийся мастер колорита. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино.
Напротив, тектоническая сущность постройки составляет основу ее архитектурного образа. 20), заказанная ему цехом римских ювелиров.
Иоанна обнажёнными, но позже «одел». В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо).
174-121 см. Вспомнить хотя бы настоящий шедевр искусства того времени «Сикстинскую мадонну». Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP.
В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Такие картины Рафаэля – яркое отражение его возвышенных чувств и чистых искренних эмоций. VI). Точное время переезда Рафаэля в Рим не известно, но в октябре 1509 г. он получил постоянную должность «апостольского живописца» при дворе папы Юлия II, поручившего ему расписать папские комнаты (станцы) в Ватикане. В 1797 году Наполеон перевёз «Преображение» во Францию и в Ватикан вернулась только после свержения императора в 1815 году.
Он наставлял их с той любовью, что обычно питают не к художникам, а к родным детям. Хотя многие историки опровергают существование данной возлюбленной, т. к. Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. Дерево, масло.
В трех очень близких по решению композициях — Мадонна в зелени (1506, Вена, Музей истории искусства), Мадонна со щегленком (1507, Флоренция, Галерея Уффици) и Прекрасная садовница (1506, Париж, Лувр) — он тонко варьирует один и тот же мотив: сидящая на фоне пейзажа Мадонна и играющие у ее ног маленькие дети — Христос и Иоанн Креститель. Петра, который по приказанию Ирода заключен в тюрьму под охраной вооруженной стражи. В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело. А после его смерти она боялась умереть».
«Мадонна с рыбой» не отличается красочность колорита и широким спектром световых эффектов. На третьей стене, где находится другое окно, он изобразил на одной стороне Юстиниана, вручающего свод законов ученым-юристам на предмет его исправления, а над этой историей – фигуры Умеренности, Стойкости и Мудрости. Бенедикта, св. Это видение в картине дозволено созерцать лишь более земным по облику, тяжело оседающим в облаках, облаченным в великолепные одежды Святым Варваре и Сиксту (которому Рафаэль придал сходство с Юлием II). Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу.
В композиции картины с косыми пересечениями линий уже просвечивается будущее барокко. Невозможно во всех подробностях перечислить все те прекрасные находки, которыми этот изобретательный художник обогатил выражение лиц пленников изображенных им на этой фреске. Рафаэль. Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето.
На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция». Почему. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II.
К себе прижала сына так любовно, его оберегая от врагов». Композиция палаццо повлияла на композицию галереи в Фонтенбло. Итак, Рафаэль за эти годы приобрел в Риме большую славу.
Много картин написал он и для Франции, в частности для короля, – св. Иоанна, который в свою очередь ему поклоняется вместе со св. Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. Облокотившись на раму картины, видение созерцают и два маленьких крылатых херувима.
Он воплощение идеального человека эпохи Возрождения, но вместе с тем это не обобщенный собирательный образ, а живой, узнаваемый современниками флорентиец. Данная история так и будет существовать, обретая все новые факты и приобретая новые развития событий, ведь личная жизнь известных людей всегда интересует общество. В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. Первой постройкой Рафаэля была церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (рис.
Многих удивляло это неожиданное чувство изысканного художника к простолюдинке. Донато Браманте (1444-1514) – крупнейший представитель архитектуры Высокого Возрождения. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины.
В церкви Санта Мария делла Паче хранится одна из самых выдающихся работ Рафаэля – прекрасная фреска «Сивиллы и Ангелы», украшающая капеллу Киджи. Картина эта настолько выписана, что нельзя представить себе миниатюры лучше и иначе написанной. Темы фресок, образующих единый цикл – это олицетворение и прославление Истины (Vero), Добра, Блага (Bene), Красоты, Прекрасного (Bello). Вместе с тем это как бы три взаимосвязанные сферы деятельности человека – интеллектуальная, нравственная и эстетическая.
Это же относится и к Богоматери с её благостным и поистине божественным выражением лица, да и в целом — и луг и дубрава и все прочее в этом произведении в высшей степени прекрасно. Фигуры в этой картине кажутся не изображенными, а выпуклыми и круглыми. Ранние произведения (Мадонна Конестабиле, ок. История эта по красоте и качеству исполнения не уступает только что описанной ночной сцене. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина».
Иеронима, св. Иоанну Крестителю, которого ему подносит св. Во Флоренции он прожил четыре года изредка выезжая в Урбино, Перуджу, Болонью.
На его потолке написаны разные сцены из Ветхого Завета. И сам станет другим. В 25 лет художник попадает в Рим и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (1509 – 1511), среди которых безусловный шедевр мастера— фреска Афинская школа, пишет алтарные композиции и станковые картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения, работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководит строительством собора св.
Декоративные приемы Рафаэля были подхвачены Джулио Романо, Джованни да Удине, Б. Перуцци. Эти портреты привлекли активное внимание зрителя либо из-за пристального взгляда модели, как и у Кастильоне, либо большей непосредственностью, как и в случае с указывающей протянутой рукой мастера фехтования. К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов.
Этому способствовал и раскрепованный антаблемент, связывавший сандрики окон со стеной и ее декором (выполнен, как и статуи, Джованни да Удине). На этой картине он представил опаленную скалу изображающую средоточие земли и исходящее из ее трещины огненное и серное пламя в фигуре же Люцифера, все тело которого, обожженное и пылающее, переливается различными цветами, можно было видеть все оттенки гнева, питаемого отравленной и спесивой гордыней и направленного на того, кто сбивает спесь с лишившегося своего царства, которое могло бы быть мирным и уверенного в том, что он обречен на вечную муку. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio).
Национальная галерея (Вашингтон)Флорентийский период творчества Рафаэля отмечен поисками колорита, который становится более сдержанным, приобретает тональное единство, яркие интенсивные цвета ранних работ, выполненных под влиянием Перуджино, постепенно уходят из его творчества. В 1507 г. произошло знакомство Рафаэля с Браманте. Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан. Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой.
Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. 500х770 см. Поистине это – скорее чудо, чем дело рук человеческих. Святая Мария и младенец, этот сюжет использовался художником чаще всего. Что касается лепнины и гротесков, то эти работы возглавил Джованни из Удине, Джулио Романо же ведал фигурами, хотя и работал над ними немного. да Сангалло по проекту Рафаэля. В 1515 новый папа Лев X назначает его «хранителем древности». Картина была заказана неаполитанским аристократом Джеронимо дель Досе для своей капеллы Св. Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь).
Интерес Рафаэля к архитектуре проявился прежде всего в его живописи. Новым домом художника стала Флоренция. Обе картины и по сию пору находятся в доме наследников означенного Таддео. Он и подумать не может, что очень скоро все устроится само собой.
Франциска и св. Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. Такое единение возникало только при нем и уже больше никогда не повторялось. Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера. Похож же он настолько, что кажется живым. Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит.
На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Произведение это стоило семьдесят тысяч скудо и до сих пор хранится в папской капелле. С картиной Микеланджело Святой Матфей он поступает так же. Выполненные в 1515-1516 годах картоны для шпалер с эпизодами истории апостолов Петра и Павла (Музей Виктории и Альберта, Лондон) в них появляются уже первые признаки исчерпанности классического стиля Рафаэля, – черты холодного совершенства, увлечение зрелищным началом, эффектностью поз избытком жестикуляции. Михаила, поражающего дьявола, которая считалась удивительным произведением. Другое помещение декорировано росписями, рассказывающими истории из жизни Понтификов. По истечении этого срока и неожиданно для Рафаэля кардинал напомнил ему об обещанном.
Она остаётся в своём возвышенном идеальном мире и идёт в мир земной. Ватиканская пинакотекаПоследним шедевром Рафаэля была величественная картина «Преображение» на евангельский сюжет. Важную роль в этом комплексе должны были играть так называемые «верхние покои» дворца, ныне именуемые Станцами, которые и было поручено расписать Рафаэлю.
Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели. Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. В общем каждый выдумывает на свой лад. 1509—1510) и Афинская школа (1510—1511), расположенные друг против друга на длинных десятиметровых стенах зала имеющих полукруглые завершения.
Величайшее творение станковой живописи Рафаэля «Сикстинская мадонна» (1513-1514). После этих работ Рафаэль вернулся снова в Перуджу. Библейская тема была путеводной нитью творчества на протяжении всей жизни Рафаэля.
К тому же в последние годы Рафаэль много работал и как-то признался: «Я надеюсь не упасть под такой тяжестью». На картине Рафаэля Спаситель изображён парящим в воздухе, как при Вознесении. В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. 295х224 смНереида (морское божество, по внешнему виду напоминающее славянских русалок) Галатея влюбилась в пастухаАкида.
Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши. Рафаэль родился в небольшом итальянском городке Урбино у Джованни и Маджии Санти. Лучшей из фресок этой Станцы является «Изведение апостола Петра из темницы» (1514), в которой Рафаэль обнаруживает всю блистательность своего живописного дарования, превращая роспись в настоящую симфонию света.
Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля. Наиболее известной постройкой Рафаэля является вилла Мадама. Рафаэль сгорает от любопытства. Тогда Агостино махнул рукой и сказал: «Да приводи кого угодно, только пиши, Бога ради. » И Форнарина до последних дней оставалась рядом с Рафаэлем.
Анна. А Огарев писал Грановскому в 1841 году: «В Дрездене Мадонна удивительная. Станца, называемая делла Сеньятура, с фресками «Диспут», «Афинская школа» (рис. Талант художника проявился у Рафаэля еще в раннем детстве и по словам родоначальника современного искусствознания Джорджо Вазари он был «большим подспорьем для своего отца, придворного живописца герцого Урбинского». Рафаэль рано стал сиротой: мать умерла в 1491 г., а отец – в 1494 г. Первой подтвержденной документально работой Рафаэля был Алтарь Барончи (Baronci altarpiece) для церкви Святого Николая Толентинского (Saint Nicholas of Tolentino) в городке Чита-ди-Кастелло, расположенном между городами Урбино и Перуджа. В 1504 г. художник переезжает во Флоренции, но при этом ведет «кочевой» образ жизни и работает в различных городах Италии. В этой истории изображены всякого рода опасности: справа мы видим, как одни женщины разносят в разных сосудах, в руках и на голове воду для тушения огня, в то время как яростный порыв с ужасающей силой закручивает им волосы и одежду и как другие, ослепленные дымом и не различая друг друга, пытаются заливать пламя, слева же изображены больной старик, который лишился чувств от слабости и от одного вида полыхающего пламени и которого, как Анхиза нес Эней в описании Вергилия, несет юноша, в чьей фигуре видны и смелость и сила и напряжение всех членов под тяжестью старика, беспомощно навалившегося ему на плечи. Трое из которых символизируют добродетели – Веру, Надежду, Милосердие. Вот таким образом в своих работах неустанно передавал чарующие формы высоких замыслов.
Все картины Рафаэля – яркое отражение его тонкой натуры. Следующей Станцей, расписанной Рафаэлем, была Станца дель Элиодоро, обязанная своим названием фреске «Изгнание Элиодора из храма» (1512). Второе церковное здание Рафаэля — капелла Киджи в церкви Санта-Мариа дель Пополо (1512—20) в отличие от предыдущей постройки тяжеловесна и перенасыщена декором. В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св.
Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. Вторая — самая прославленная из картин Рафаэля — Сикстинская Мадонна (1513—1514, Дрезден, Картинная галерея). Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509 – 1517 года), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. Иеронима в кардинальском облачении.
В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. Масло, доска.
Учёные изучили «Преображение» при помощи современно рентген-аппаратуры и установили, что с начала Рафаэль изобразил пророков и Св. Все эти многочисленные персонажи, поражающие разнообразием обликов, поз, жестов, разбитые на отдельные группы, объединены общим ритмом, как бы незаметно рождающимся внутри каждой группы, переходящим от одной группы к другой, вписывая их в очертания овала (или увиденного в сильном ракурсе круга), разорванного на первом плане, где изображен как бы не замечающий спорящих, погруженный в размышления Демокрит. Так началась история Рафаэлевых Станц. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти».
1502—1503) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Самое лучшее из трёх – портрет графа Бальтассаре Кастильоне (1515 г. ), выдающегося писателя, человека огромной духовной культуры. В 1504 году Рафаэль переехал во Флоренцию, где оставался до 1508 года. Медичи (будущий папа Климент VII).
Ромуальда, св. После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию.
Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора св. В ранних полотнах Рафаэля Санти прослеживается влияние учителя, но через 2-3 года художник демонстрирует авторский стиль. По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной.
Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков. На ней представлены мудрецы всего мира, спорящие друг с другом на все лады. К портретному жанру Рафаэль обратился еще в годы работы во Флоренции, но лучшие его работы в этом жанре относятся к римскому периоду. В еще большей степени это свойственно фрескам ватиканской Станцы дель Инчендио (1514-1517), выполненным по рисункам Рафаэля его помощниками Джулио Романо и Дж.
Мария спускается торжественно и смело, держа на руках своего младенца. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. 1518 г., Национальная галерея старинного искусства, Рим) – портрет так называемой возлюбленной Рафаэля.
Легкостью изяществом, богатством фантазии отличаются чисто декоративные росписи, выполненные помощниками Рафаэля по его рисункам в зале Психеи виллы Фарнезина (около 1515-1516) и в т. н. Лоджиях Рафаэля Ватиканского дворца (1518-1519). Полотно да Винчи Леда и лебедь Санти срисовывает для себя почти полностью. Рафаэль «Преображение» (1516-1520). Ротонда, занявшая такое важное место в «Обручении Марии» (рис.
Юлий II, бывший не только покровителем искусств, но и довольно воинственным политиком, видимо, пожелал, чтобы росписи этого зала напоминали о более конкретных и земных материях, чем науки и искусства, а именно — что он наместник апостола Петра на земле, призванный нести неверующим и сомневающимся свет веры, а также о том, что он только что, в 1511 году, заключил с Венецией и германским императором «Священную лигу» против Франции. Художник умер в возрасте тридцати семи лет от сердечной недостаточности. Вот одна из фресок из греческой мифологии. Портреты Рафаэля, большей частью поясные или поколенные, лишены импозантности.
В отпевании великого художника приняли участие папа римский и высшее духовенство. В 1508 году Рафаэль был приглашен работать в Рим, ко двору папы Юлия II, человека властного, честолюбивого и энергичного, стремившегося приумножить художественные сокровища своей столицы и привлечь к себе на службу самых талантливых деятелей культуры того времени.
Пинакотека Брера (Милан)Это символ, но в том числе и манифест новых архитектурных идей мастера. Деятельность Рафаэля-архитектора представляет собой связующее звено между творчеством Браманте и Палладио. В своей фреске Рафаэль отошёл от точного изложения сюжета и написал сцену известную как «похищение Галатеи». Рафаэль исполнил росписи капеллы Киджи в церкви Санта Мария делла Паче («Пророки и Сивиллы», ок.
Исчезни всё и останься лишь его творение, оно будет говорить о том времени неослабно восхищающие слова. Эти годы стали решающими для его творческого формирования. В наследии Рафаэля выделяются три портрета неофициального характера: на одном из них предстаёт кардинал в красной мантии и шапочке (около 1518 г. ), обладатель сильного характера, на другом – неизвестная привлекательная молодая женщина, так называемая Дама в покрывале (около 1514 г. ). Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро).
Рафаэль «Мадонна Каупер» (1508). Еще меня удивляют возгласы — «Форнарина — любовь всей его жизни», хотя даже если и была сильная любовь, то длилась она всего 6 лет, а это никак не вся жизнь. Видимо, в том же году Киджи предложил Рафаэлю расписать две большие лоджии его виллы (позднее получившей название Фарнезина), построенной архитектором Перуцци на берегу Тибра у подножия Яникульского холма. Таково палаццо Видони (Каффарелли), спроектированное согласно Вазари Рафаэлем в 1515 г. и строившееся Лоренцетти. Он разработал эскизы для росписей продолжавшего анфиладу Станц обширного зала, получившего впоследствии название Зала Константина (после смерти Рафаэля эти росписи выполнил его помощник Джулио Романо). Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников.
Но все же, эта версия является предметом серьезных споров. Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Рафаэль (1483-1520) родился в итальянскои городе Урбино.
Так иносказательно трактовались христианским богословием поимка Товией рыбы (рыба – христианский символ) и излечение слепоты Товита, отца Товии, символизировало его духовное прозрение и приобщение к вере. Рафаэль Санти является одним из самых известных мастеров эпохи Возрождения. Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна.
В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. Четыре года спустя Рафаэль распрощался с мастерской Перуджино. А рядом с ним – фигура со спины, держащая в руках небесную сферу, это – портрет Зороастра.
Благодаря чуткому руководству отца, Рафаэль продемонстрировал ошеломительные успехи в живописи и, пребывая еще совсем в юном возрасте, уже помогал ему при выполнении многих работ. Иисуса окутывает сияние («облако светлое») и озаряет остальных персонажей. Так же, как и во Флоренции, в Риме занимал художника образ Мадонны, который он воплотил еще не менее десяти раз.
У Рафаэля были многочисленные ученики, хотя никто из них не вырос в выдающегося художника. Екатерину, причем он придал этим двум святым девам самое прекрасное и самое нежное выражение лица и самые замысловатые (что редко встречалось в те времена) прически, какие только можно себе представить. Первоначальный план не известен. Станцы Рафаэля получили названия Правосудие, Диспут, Парнас и Афинская школа. Немного раньше, Рафаэль изготовил в красках десять замечательных по красоте и рисунку больших картонов (в красках) на сюжеты из Деяний св. Иоанна Крестителя и св.
И в числе всего прочего здесь и полированный золотой шар на спинке папского кресла, в котором как в зеркале (таков его блеск) отражаются и оконные проемы и плечи самого папы и окружающее его помещение и все это выполнено с такой тщательностью, что ни один мастер не сделает, да и не сможет сделать это лучше. Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. Творческая деятельность Рафаэля в 1510-е годы была необычайно многообразной и интенсивной. Не менее искусства и таланта проявлено художником в той сцене, где св.
Достаточно вспомнить тех святых, которые, образуя полукруг, восседают на облаках: они кажутся не только живыми по своему колориту, но и абсолютно объемными благодаря тем ракурсам и сокращениям, в которых они изображены, уже не говоря о разнообразии их одеяний, ложащихся в великолепнейших складках и о выражении их ликов, в которых больше небесного, чем земного. В декабре 1504 года Рафаэль Санти уезжает во Флоренцию.
Это мой идеал». «Каждый злой помысел исчезал при одном его виде», – пишет Вазари. Недаром мессер Франческо Мазини, дворянин из Чезены, который без помощи всякого учителя, но с детства побуждаемый из ряда вон выходящим природным влечением, сам занялся рисунком и живописью и написал картины, получившие высокую похвалу знатоков, хранит у себя среди многих рисунков и античных мраморных рельефов несколько кусков означенного картона, нарисованного Рафаэлем для истории Элиодора и ценит их так, как они действительно этого заслуживают. Однако свадьба Рафаэля и Марии Доваци, одной из племянниц кардинала, так и не состоялась. Петра, св. Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря».
Большую роль в укрупнении коллекции сыграл король Филипп IV (1606-1665 гг. ): он предписывал скупать ценные предметы искусства. В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. Вообще говоря, жил он не как художник, а по-княжески. Но пока он еще на пути к своей бессмертной славе.
На этой фреске изображён Аполлон в окружении муз, вдохновенно играющий на виоле, ниже изображены знаменитые и безымянные поэты, драматурги, прозаики, в большинстве античные (Гомер, Сафо, Алкей, Вергилий, Данте, Петрарка). Никто не смеет бросить взгляд на еще не законченную работу. Двухчастное членение фасада придает архитектуре здания крупную, «героическую» масштабность (утерянную в многочисленных уменьшенных репликах палаццо). Изображённые Рафаэлем утончённые чувство юмора и обходительность фактически вернули именно те качества, которые Кастильоне хотел найти в его идеальном придворном.
Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. Он непреклонен.
Справа от Богоматери – Св. Противоположное видим мы в образе св. Павла, летящих с мечами в руках и спешащих на защиту святой церкви.
По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura). Жилые комнаты находятся не только в бельэтаже, но и в первом этаже, со стороны сада, разбитого на месте традиционного двора, куда они раскрываются трехпролетной арочной лоджией. В Риме художник также украсил фресками виллу банкира Агостино Киджи, который был его покровителем.
Вилла была закончена на треть, когда Рафаэль неожиданно умер. Не меньшая страстность проявляется в фигуре того, кто принимает младенца и в ком забота о нем сочетается с ужасом перед смертью. А затем, побуждаемый просьбами одного из камергеров папы Юлия, он написал на дереве образ для главного алтаря церкви Арачели, на котором он изобразил парящую в небе Богоматерь и на фоне прекраснейшего пейзажа св. Яркое сияние исходящее от фигуры ангела, явившегося апостолу в Мамертинской тюрьме, озаряет фигуру спящего, закованного в вериги апостола, рождает блики на латах задремавшего стража и постепенно угасает во тьме каземата (который и ныне показывают туристам). 58х43 см.
Он будет шокирован, поражен. Внизу пара флегматичных пухлых ангелочков залюбовались на мать и дитя. Правда, в истории Льва III об этом ничего не написано, тем не менее художнику, быть может, просто вздумалось изобразить это именно так. Вскоре после этого Агостино Киджи, богатейший сиенский купец и величайший друг всех даровитых людей, заказал Рафаэлю роспись капеллы, так как незадолго до того Рафаэль написал для него в одной из лоджий его дворца за Тибром, ныне именуемого Киджи, в нежнейшей своей манере Галатею в колеснице, влекомой по морю двумя дельфинами и окруженной тритонами и всякими морскими божествами. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. Он прожил остаток своей жизни здесь.
О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. В неустанных поисках своего идеала, воплощающийся для художника в образе Мадонны, он создает самое абсолютное своё творение— Синкстинскую Мадонну (1513), символ материнства и самоотречения. В верхней части картины изображено чудо преображения Христа на горе Фавор перед тремя апостолами: Петром, Иаковом и Иоанном. В нижней части картины изображены другие апостолы и бесноватый отрок (эта часть полотна была завершена Джулио Романо по эскизам Рафаэля). Художник создал целую галерею портретов, о чём мы скажем в отдельной статье. Я только тут понял живопись.
Из глубины анфилады грандиозных арочных пролетов выступает группа античных мыслителей, в центре которой величавый седобородый Платон и уверенный, вдохновенный Аристотель, жестом руки указующий на землю, основатели идеалистической и материалистической философии. В четырех люнетах находятся композиции, раскрывающие содержание каждой из четырех областей человеческой деятельности: Диспут, Афинская школа, Мудрость, Мера и Сила и Парнас. Подробнее остановимся на одной только фреске Ватиканского дворца – «Афинская школа» (1511).
св. Ведь на лицах этих можно без всяких слов прочитать и страдание и страх и самую смерть. Иосифа. Популярность Рафаэля растёт, он получает много заказов.
22). «Вся картина была — мгновение, но мгновение, к которому вся жизнь человеческая есть одно приготовление», — вспоминал о ней Гоголь. данные о ней появились спустя пару столетий после смерти художника.
Так он изобразил св. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. Возможно, образ Рафаэля был для людей слишком сладок, его картины были слишком правильными, одухотворенными и идеализированными, что народ решил «добавить» в его жизнь перчинку в виде нереальной любви к куртизанке. В другом тондо над окном, смотрящим на Бельведер, представлена Поэзия в обличий Полигимнии, увенчанной лаврами, которая в одной руке держит древний музыкальный инструмент, а в другой – книгу.
Плацидия. На своде представлены аллегорические фигуры и сцены. А так как история эта изображена Рафаэлем над окном, вся стена оказывается более темной, поскольку свет ослепляет зрителя, смотрящего на фреску.
Буонарроти поссорится с понтификом и сбежит во Флоренцию. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. Мозаики капеллы выполнены по рисункам самого художника.
Она хранится во флорентийской галерее Уффици. В дни дрезденского восстания в XIX веке русский революционер Михаил Бакунин мечтал поставить «Сикстину» на крепостных стенах, чтобы остановить наступавших врагов.
Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер. И вот, в бытность свою в Урбино, он написал для Гвидобальдо, военачальника у флорентинцев, две маленькие, но прекраснейшие картины во второй своей манере, которые находятся и поныне у светлейшего и превосходительнейшего Гвидобальдо, герцога Урбинского.
1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. Петра). Ф. Пенни. Около 1513 года Рафаэль расписал семейную капеллу Киджи в церкви Санта Мария делла Паче.
Другую картину он написал для синьора Лионелло да Карпи, властителя Мельдолы и поныне здравствующего в возрасте девяноста лет. Думаю счастливым оно было до 8 лет именно в этом возрасте мальчик потерял мать. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. Елизаветой и Иосифом. В конце 1508 г. художник получил приглашение папы Юлия II в Рим.
Пройдет всего пять лет и он станет главой Римской школы живописи. А св. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах.
Засим последовало избрание Льва X, пожелавшего продолжения этой работы. Павла, св. В этой работе художника колорит не был целью, он стал средством передачи настроения композиции – чувства тревоги. Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне.
А держал он при себе в работе всегда множество людей, помогал им и наставлял их с любовью, которую обычно питают не к художникам, а к родным детям. Ведь он стремился изобразить эти события именно в той последовательности, в какой они описаны и вместе с тем обогатить их привлекательными и значительными подробностями. Что же касается его личной жизни, то здесь данные немного противоречивые.
Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция). После его смерти мастерской руководили его помощники, здесь Рафаэль приобрел первые навыки ремесла. Художник покинул Урбино 17-летним юношей. В развитии великого таланта сыграли определённую роль наставники: Бальдассаре Кастильоне (Рафаэль до конца своей жизни переписывался с ним), Перуджино (Рафаэль пришёл в его мастерскую в 1501 г. ). По разным источникам девушка предстает перед нами светлой и чистой, Рафаэль рисует с нее образ Мадонн, но в других источниках говорится, что Маргарита была куртизанкой, которая целенаправленно свела с ума Рафаэля и свела его в могилу. Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. А он сам решил по возможности сравняться в искусстве живописи с флорентийскими мастерами.
1512). В церкви братьев сервитов находящейся в капелле семейства Ансидеи, св. Это подчеркивает и трижды повторяющийся мотив круга — символа совершенства: стоящая на алтаре остия, золотой круг, на фоне которого слетает к алтарю голубь — Дух Святой и восседающие на облаках Христос, Мария и Иоанн Креститель.
Ни в одном произведении, пожалуй, не удалось достичь такого единства идеального и реального, как в живописи Ватиканского дворца. Выросший под впечатлением урбинской архитектуры, в атмосфере преклонения перед ее главным создателем, Лаураной (отец Рафаэля воспевал Лучано да Лаурану в стихах), Рафаэль, естественно, оказался ближе других к своему земляку и наставнику Браманте, покровительствовавшему молодому художнику в Риме. Одет он скромно, во все черное. Дерево, темпера. В 1513-1514 гг.
Однако это никак не сказалось на его творчестве. Рядом с ним люди чувствовали себя счастливыми.
Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». Обе эти картины выставляются напоказ в дни торжественных праздников.
Вилла была закончена на треть. Киджи, узнав, что художник водит за собой все время какую-то «модель», возмутился и запретил Рафаэлю приводить чужих во дворец. 21), но позднее оно было значительно развито в длину и надстроено. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. Слухи о божественном таланте молодого художника дошли и до Юлия II, который вознамерился во что бы то ни стало украсить свое правление выдающимися произведениями искусства. подобное использование надписи во дворе урбинского замка).
24).
Известно, что он был обручен с племянницей кардинала Бибиена, Марией. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. По его проекту ее заканчивал А. да Сангалло Младший для кардинала Дж. Этот камерный портрет действительно необычен.
Джованни Нанни вернулся в Удине, где создал ряд хороших картин. Елизавета, с большой живостью и непосредственностью обратившая свои взоры на св. Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут».
Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. Он должен был украсить фресками кабинет папы. К этому времени относится строительство нескольких палаццо в Риме: палаццо Видони-Каффарелли (1515) палаццо Бранкониа дель Аквила, в котором чувствуется увлечение художника античностью. Рафаэль похоронен в Римском Пантеоне, построенном во времена императорского Рима. Рафаэль — это Рафаэль. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр).
Действие разыгрывается здесь на фоне огромного беломраморного храма его фасад украшают колоссальные статуи Аполлона и Минервы уходящие в глубину одна за другой три огромные арки безупречно вписаны в арочное завершение стены. В третьем зале — «Зале пожара» — потолок еще раньше был расписан учителем Рафаэля П. Перуджино. Третья фреска Станцы делла Сеньятура «Парнас» – олицетворение идеи Bello – Красоты, Прекрасного. Именно вот таким образом эрудитами и теологами из окружения Папы был выбран сюжет из библейской Книги Маккавеев, повествующий о том, как нечестивец Илиодор (Элиодор), похитивший в Иерусалимском храме деньги, предназначенные для вдов и сирот, был изгнан из храма и наказан небесными посланцами.
С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Только тонкая золотая цепочка украшает грудь. Микеланджело уже начал свои росписи в Сикстинской капелле. «Кусочек неба, мостик облаков – и к нам с тобой спускается Мадонна. Ее, несущую необычно серьезного ребенка, приветствуют святая Варвара и папа Сикст Второй с «зашифрованным» в правой руке именем (приглядитесь – на ней 6 пальцев). В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи.
В это же время, пользуясь уже величайшей известностью, он написал маслом портрет папы Юлия, настолько живой и похожий, что при одном виде портрета люди трепетали, как при живом папе. 1503 г. Пинакотека, Ватикан).
Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля. Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci).
Цецилией, замученной в кипящем масле. Цецилию и св. В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. В центре картины над всеми возвышается на троне Дева Мария с Младенцем Христом на коленях. Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. Но несмотря на большую загруженность художник находит возможность выполнять частные заказы и создает такие шедевры, как «Донна Велата» (Donna Velata, 1516), «Святое семейство под дубом» (Holy Family below the Oak, 1518), «Форнарина» (La Fornarina, 1518). Умер Рафаэль 6 апреля 1520 г. Рафаэль появился на свет в Урбино, городе на востоке Италии, в семье провинциального художника Джованни Санти. В другом варианте она «испортилась» после встречи с художником, когда ей стало не хватать одного любовника, то она завела второго, потом третьего, а Рафаэль закрывал на это все глаза, потому как любил сильно, но от переживаний подорвал здоровье и в итоге умер.
При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора. Но созданный им в «Триумфе Галатеи» образ античности стал праздничен и полнокровен, полон такой ликующей радости, мощи избытка жизненных сил, что может быть сопоставлен с написанными почти в те же годы Вакханалиями Тициана. Простор в построении пейзажа, гармония форм архитектуры, уравновешенность и цельность всех частей композиции свидетельствуют о становлении Рафаэля как мастера Высокого Возрождения.
Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон». Будь то сам Папа Римский.
Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. К портретному жанру Рафаэль обращался и в станковой живописи, проявляя здесь свою самобытность, раскрывая в модели наиболее характерное и значительное. Он даже обвинил художника в плагиате.
За исключением нескольких юношеских работ, Рафаэль ранее не обращался к античной тематике. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. А когда мальчик подрос, отец стал упражнять его в живописи, обнаружив в нем большую склонность к этому искусству и прекраснейшее дарование.
Петра. Рафаэль «Обручение Девы Марии» (1504). Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). В палаццо удачно соединился тип флорентийского (палаццо Строцци) и римского дворца. В перуджинский период художник создает первую монументальную композицию для церкви – «Обручение Марии», знаменующую новый этап в его творчестве. Рафаэль был большим поклонником женской красоты.
Стоило художникам начать вместе с ним какую-нибудь работу, как они тотчас же абсолютно естественно объединялись и пребывали в постоянном согласии. 1514 г., Национальная пинакотека, Болонья), который ввел идеал классической красоты, вдохновивший эмильских художников от Пармиджанино до Рени. Плацидия.
В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию. Его книга об идеальном человеке своей эпохи Придворный (1513 – 1518 гг. ) имела не только воспитательное значение, но и ярко отразила дух и жизнь своего времени. 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон). Св. Задумчивая фигура философа, выставленная на передний план композиции, является первым свидетельством исследования Рафаэлем недавно представленного потолка Сикстинской капеллы расписанного Микеланджело. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра.
Участвовали также Джован Франческо, болонец, Перино дель Вага, Пеллегрино из Модены, Винченцио из Сан Джиминьяно и Полидоро из Караваджо, не говоря о многих других, писавших истории и фигуры и все прочее, в чем нуждалось такого рода произведение, законченное Рафаэлем с таким совершенством, что он даже выписал из Флоренции мозаичный пол работы Луки делла Роббиа. Также старшие (иногда упоминается что младшие) брат и сестра умерли в раннем возрасте. С именем Рафаэля связывают также проекты ряда римских дворцов и великолепной виллы Мадама.
Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello). Фреска «Афинская школа». Картина была сильно повреждена, но первая реставрация только ухудшила её состояние.
Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника. 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция).
Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. А делал он это не без уважительной причины. Одна из них — Мадонна делла Седиа (Мадонна в кресле 1516, Флоренция, Галерея Питти), где фигуры прекрасной молодой матери, прильнувшего к ней испуганного младенца и маленького Иоанна Крестителя естественно и гармонично вписаны в круговое обрамление. Мастер перестал есть, спать, а главное работать. А тот позовет своего протеже Рафаэля вместе полюбоваться запретным плодом. В конце 1508 года Рафаэль начал росписи в средней из трех Станц — Станце делла Сеньятура.
Именно Браманте построил при этой церкви трапезную, где впоследствии Леонардо да Винчи написал свою «Тайную Вечерю». Лаврентия, св. Сияние отражается на воинских доспехах яркими вспышками, переданными настолько живо, что блики, мерцающие на полированной стали, кажутся куда более правдоподобными, чем это доступно передать живописи. Рафаэль также писал портреты кругу друзей: в дополнение к этому портрету Бальдассаре Кастильоне, портреты Андреа Наваджеро и Агостино Беациано (прибл. В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл.
Эта огромная алтарная картина была заказана кардиналом Джулио Медичи епископом Набронским. Во Флоренции художник приобщается к художественным идеалам ренессансного искусства, знакомится с произведениями античности. На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца.
Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Композиция «Мадонна с рыбой» построена по принципу пересечения диагоналей, со сложной динамикой геометрических форм и напоминает композиционное решение фрески Рафаэля «Изгнание Элиодора» в Станце дЭлиодоро. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля.
Иероним со львом, его главным признаком. Палаццо Пандольфини во Флоренции строилось Дж. Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520. Автор: User:Bibi Saint-Pol – собственная работа из ВикипедииДалее Рафаэль совместно с учениками по просьбе папы Юлия II украшал драматическими эпизодами из христианской истории Станцы дЭлиодоро (1511-1514) и Станцы дель Инчендио (1514-1517).
Там он знакомится с Микеланджело, Леонардо да Винчи, Бартоломео Порта. В архитектуру он внес не меньший вклад, чем в живопись. Эта картина осталась неоконченной – дописывал её после смерти Рафаэля Джулио Романо.
Так, апсиды, план лоджий и центральный круглый двор заимствованы из планов бань Тита. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Однако вернемся к гравюрам. Петра и св.
Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. Не зря он, как минимум, два своих произведения «Три грации» и «Амур и грации» посвятил прекрасным богиням римской мифологии – древнегреческим харитам. На тот момент Рафаэлю был 31 год. И рано остался сиротой (в возрасте 7 лет он потерял мать, а в возрасте 11лет – отца).
Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). Апостольский дворец (Ватикан)Эта фреска считается одним из лучших произведений не только Рафаэля, но и ренессансного искусства в целом. Среди персонажей изображения можно отметить наиболее известные школьникам личности: 2 – Эпикур (древнегреческий философ) 6 – Пифагор (древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев) 12 – Сократ (древнегреческий философ) 15 – Аристотель (древнегреческий философ.
Каждая из них решена в неповторимой, почти музыкальной тональности. Лишенный прямого въезда с главной улицы, сад трактовался как органичный элемент жилой части дома. Но этот храм античной мудрости пуст. А такое в то время случалось редко. Рафаэль создал образ богоматери, понятный каждому. Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа.
Рафаэль потерял мать в раннем детстве. Оба мэтра благосклонно отнеслись к стараниям молодого художника. Желая проверить Рафаэля, Папа поручил ему заняться комнатой, предназначенной для своей личной библиотеки.
Архитектура, выбранная им для этой композиции и рассудительность в планировке тюрьмы таковы, что рядом с ним другие художники (в выполнении этого сюжета) настолько же бестолковы, насколько он прекрасен. После смерти Браманте Рафаэль стал главным архитектором на строительстве собора Св. Вещь эта почитается истинным чудом ибо в ней можно видеть всю жестокость тех, кто с величайшей яростью ведет Христа, чтобы распять его на Голгофе и страшнейшую предсмертную муку, когда, упав под тяжестью крестового дерева, он обращает лик свой, орошаемый потом и кровью, к безудержно рыдающим Мариям, среди которых мы видим Веронику, протягивающую к нему руки и предлагающую свой плат с любовью величайшей.
К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. Ротонда «Обручения», архитектурные качества которой особенно ярко выявляются при сопоставлении ее с ротондой на фреске Перуджино «Передача ключей», легко поднимается на шестнадцатигранном ступенчатом основании. Один из важнейших творческих периодов великого мастера связан именно с этим городом.
В высшей степени примечательно, что Рафаэль изучив манеру Перуджино, подражал ей настолько точно и решительно во всем, что его копии невозможно было отличить от оригиналов его учителя и нельзя было установить никакой разницы между его вещами и вещами Пьетро. И далее: «Те, кто так счастливо одарен, как Рафаэль Урбинский, не люди, но смертные боги». Через несколько веков ему вторит Александр Бенуа: «Рафаэль – олицетворение Возрождения. То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан).
Там же – обнаженная фигура сидящего св. Незыблемо и желанно перед зрителем возникает образ неповторимого, чудесного видения. Земная жизнь Рафаэля была коротка: он прожил всего 37 лет. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. Работа датируется 1498 годом. И в это же время он знакомится с Маргаритой Лути (Форнарина, что означает булочница, прозвище данное ей Рафаэлем).
У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. Испытавший благотворное влияние итальянского Ренессанса Карл V (1500 – 1568 гг. ), стал первым испанским монархом, решившим сохранять художественные ценности во владении испанской короны и выставлять произведения светского искусства в своём загородном дворце Эль Прадо. Рафаэль изобразил в этой истории св. Художественный язык религии – это образы святых. На этой же стороне и над упомянутым выше окном он впоследствии изобразил гору Парнас. Это небольшое здание в форме греческого креста отличается от родственных по композиции церквей значительно большим отношением высоты помещения к его ширине (высота под куполом равняется двум с половиной его диаметрам).
Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем многие картины масляными красками, несколько превосходных портретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове (Donna velata), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Его самой известной работой является главный храм западного христианства – базилика св.
Варианты с «куртизанкой» тоже на любой вкус. Папа Юлий II поручил Рафаэлю украсить росписями папские покои в Ватиканском дворце, так называемые станцы (комнаты). Мадонна движется и неподвижна. Воспитатель Александра Македонского) 16 – Диоген (древнегреческий философ) 18 – Евклид (или Архимед), древнегреческий математик) 20 – Клавдий Птолемей (астроном, астролог, математик, механик, оптик, теоретик музыки и географ) 22 R – Апеллес (древнегреческий художник, отмечают черты самого Рааэля). Сложное построение по уровням напоминает виллу Адриана в Тиволи. Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе, а аполостолы полулежали у его ног, прикрывая глаза от яркого света.
Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе. Таков «Портрет Бальдассаре Кастильоне» (1515—1516, Париж, Лувр) известного урбинского дипломата и гуманиста, в котором благородство и доброжелательность модели подчеркивает изысканно-простая гамма черных, серебристо-серых и белых тонов одежды. Ему поручают расписать фресками четыре комнаты дворца, так называемые станцы.
Вокруг него всегда было много учеников. Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». 1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж).
Петра в Ватикане. Пара была помолвлена, но свадьба должна была состояться через 3 года. Композиционное равновесие сочетается в ней с движением. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. При содействии Донато Браманте Санти становится придворным художником Папской резиденции. Петра и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с Лоджиями.
Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют. Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам. На последнем полотне, которое сейчас хранится в музее французского города Шантийи изображены богини Невинность, Красота и Любовь, держащие в руках золотые шары – символы совершенства. Мавра и св. А на другой стороне представил папу, передающего канонические декреталии в обличий папы Юлия, написанного им с натуры, в сопровождении кардинала Джованни деи Медичи (будущего папы Льва), а также кардинала Антонио ди Монте и кардинала Алессандро Фарнезе (будущего папы Павла III), не говоря о других портретах.
И его детство, конечно же, нельзя назвать счастливым.
В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой. Величием и композиционной завершенностью впечатляют «Мадонна Альба», «Мадонна с рыбой», «Мадонна в кресле» и другие.
Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. «Посмотрите, она все преображает вокруг себя.
Но для современников сам художник был воплощением добродетели. Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» превозносит Рафаэля – его скромность, чарующую любезность, грацию, трудолюбие, красоту, добрую нравственность, его «прекрасную натуру, бесконечно щедрую на милости».
Изображая свои модели в спокойной позе, трехчетвертном повороте, он не стремится придать им импозантность и в то же время избегает слишком резких характеристик. Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. Над фресками станц Рафаэль работал девять лет – с 1508 по 1517 год. Главным его частным заказчиком стал богатый римский банкир, уроженец Сиены Агостино Киджи.
Среди десятка римских рафаэлевых Мадонн – самая трогательная и известная из всех существующих изображений Богоматери «Сикстинская Мадонна». При ней – несколько путтов, отличающихся необыкновенной красотой. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов.
От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой. Самым талантливым был Джулио Романо. Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль.
Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Многие исследователи творчества Рафаэля столетия спустя полагали, что в образе Сикстинской мадонны Рафаэль запечатлел последнюю любовь своей жизни — темноглазую дочку булочника, Форнарину. На этой картине изображена св. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон).
Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны.
Рафаэль увидит, наконец, роспись Микеланджело. В каждой из комнат художник размещает фрески в соответствии с задуманным планом. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. 18), «Парнас» и «Три добродетели» (1509—1511 гг. ) и вторая станца, фрески которой изображают «Изгнание Элиодора», «Мессу в Больсене», «Освобождение апостола Петра из темницы» и «Встречу папы Льва I с Аттилой» (1511—1514 гг. ), были замечательным достижением монументального реализма в живописи и ее синтеза с архитектурой.
Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. Она строилась Антонио да Сангалло Младшим по проекту Рафаэля для кардинала Джулио Медичи (будущий папа Климент VII). Они расположены в следующем зале — Станца дель Элиодоро.
Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». Роспись одной из лоджий Рафаэль доверил своим помощникам Джулио Романо и Джанфранческо Пенни, а другую украсила великолепная фреска Рафаэля «Триумф Галатеи» (1513, Рим, Вилла Фарнезина). За эти годы он создал много картин.
Иеронима, св. В этой росписи присутствуют такие творения, как Диспута, Парнас, Афинская школа, среди них более сорока персонажей, ни один из которых не повторяет позу и фигуру другого. Наиболее известной постройкой художника является вилла Мадама.
От ее тревожных глаз невозможно оторваться. Неудивительно, что ранние работы художника выполнены в стиле Перуджино. В 1502 г. появляется первая рафаэлевская мадонна – «Мадонна Солли» и с этого времени мадонн Рафаэль будет писать всю жизнь.
Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника. Великолепный карниз с широким фризом (его украшает лишь надпись), рустованные углы и портал составляют все украшение стены. О смерти Рафаэля существует много легенд иногда бросающих тень на его репутацию. У ангела слева одно крыло. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария.
Силой, мощью, величием. Для него же он выполнил небольшую картину с изображением Христа, молящегося в саду и трех апостолов, уснувших неподалеку от него. Иоанна, св. Сикста в Пьяченце. Сын живописца Джованни Санти.
Рентгеновский снимок готовой работы подтверждает, что изначально на картине присутствовал другой фон. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. Увы, бракосочетание не состоялось, невеста через некоторое время умерла. Спор об истине продолжается в Афинской школе, украшающей противоположную стену зала. Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11). К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины. Царственно – величавая заступница человеческая нисходит на землю.
«Форнарина» (прибл. По эскизам Рафаэля его помощники выполнили живописный декор примыкающих к Залу Константина лоджий двора Сан Дамазо (Лоджий Рафаэля), он собственноручно выполнил изысканный антикизированный орнаментальный декор двух помещений в личных апартаментах кардинала Бибиены в Ватикане, сделал серию огромных картонов на евангельские темы (ныне — Лондон, Музей Виктории и Альберта), по которым были вытканы гобелены для Сикстинской капеллы, руководил раскопками на Палатинском холме, а в 1514 году, после смерти Браманте, был назначен главным архитектором собора Святого Петра. 405х278 см. Но это все в будущем.
Для Рафаэля-портретиста важным было не только умение передать внешнее сходство, но и характер. Даже бархатный берет — черный. Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Иоанна, а также фигура другой святой, столь же прекрасной.
Творческое развитие мастера в этот период можно проследить на образах мадонн: «Мадонна Грандука» (ок. История эта выполнена с большой непосредственностью и вместе с тем тщательно выписана. Джованни умер, когда сыну было 11 лет. Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. Несмотря на угловое расположение (рис. Это одна из самых гармоничных композиций Рафаэля.
Рафаэль был улыбчив и мягок, добр душой. Иероним – церковный писатель, секретарь папы Дамасия I – читает Вульгату, созданный им канонический латинский текст Библии, переводу которого с греческого (Новый Завет) и древнееврейского (Ветхий Завет) он посвятил 20 лет работы. Внимание Рафаэля обращено на всё мироздание, глаз его все «ласкает», художество его все восхваляет». Туда привели одержимого отрока с тем, чтобы, сойдя с горы, Христос его освободил.
Михаила, который изображен в небесном облике, но в железных и золотых доспехах и исполненный отваги и грозной силы, уже сразил Люцифера своим копьем, повергнув его ниц. В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим.