Старшая дочь Серова в воспоминаниях об отце писала, с каким творческим горением работал художник над портретами. Серов — художник широкого диапазона: он работал в живописи и графике, в разных материалах и технике, обращался к портрету, пейзажу, жанровой композиции историческим и мифологическим сюжетам, предпринимал опыты в театральной декорации и стенной живописи, книжной иллюстрации и мелкой пластике. В 1907 году Серов и Бакст совершили давно задуманное путешествие в Грецию, результатом чего стали "мифологические" работы художника.
Этим подчеркнута значительность личности Петра. Серов приготовлял как клеемеловые, так и полугипсовые грунты. Серова «Юдифь». Закономерно здесь обращение Серова к темпере. Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион.
Даже незаконченное полотно подтверждает: их желание, несомненно, было бы осуществлено. Чистяков был невероятно жестоким и даже злобным человеком. Репина (1901, ГРМ). На нем были исполнены портреты Д. В. Стасова (1908), Е. П. Олив (1909)и И. А. Морозова (1910).
Не потому, что Савва Иванович был занят, а потому, что их благородие куражился. Боткина, Л. С. Коровина. 1892. Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». Трубниковой (1865-1927). Знакомство с А. Н. Мамонтовым. В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы.
Портреты Г. Л. В доме Серовых всегда было шумно и весело. Грабарь писал: «Серов берет свою модель каждый раз по-другому, так, как не брал до этого еще ни одну из прежних и так, как он находил это для нее наиболее характерным» 10. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино16.
И. Е. Репин рекомендовал подающего надежды живописца к обучению в Академию Санкт-Петербурга. Женитьба на О. Ф. Художник М. Курилко пишет: «Валентин Александрович ставил мольберт почти рядом с натурой. Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по свидетельству дочери Серова, все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана. Портреты П. П.
Дягилев включил ее в программу своей антрепризы. Его картины «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» стали свежим и исключительно сильным словом в изобразительном искусстве. Радость, как жизненная ценность.
Они настолько сблизились, что Валентин часто даже жил в их семье. Тонкое, волевое, творчески взволнованное, дышащее чувством собственного достоинства. В то же время появились его политические карикатуры «1905 год: После усмирения», «1905 год. Здесь, под впечатлением от местных жителей и природы, он создает Татарскую деревню в Крыму и Ифигению в Тавриде, написанную по сюжету древнегреческой трагедии. Выдающийся мастер портретной живописи Валентин Александрович Серов (1865 – 1911) с 8-летнего возраста учился под непосредственным руководством И. Репина. Однажды он заказал у художника картину и обещал заплатить три тысячи рублей. В их доме всегда было многолюдно, велись оживленные разговоры об искусстве интересные научные и культурные диспуты.
Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. Картина знаменует зрелость таланта художника – точный глаз, уверенное мастерство. В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки.
Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения». Иным методом работал Серов в эти годы над многосеансными портретами. Множество «говорящих» деталей, например корова, пасущаяся на фоне воздвигающегося города, превращают картину в занимательный рассказ. В 1900 году Валентин Серов вошел в объединение под названием Мир искусства.
Таковы, например, портреты Г. Н. Федотовой (1905), М. Н. Ермоловой (1905), Г. Л. Гиршман (1907). В основе композиции здесь лежит тот же мотив процессии, что и в «Петре I», но движение становится замедленным и величественным, развертывается вдоль плоскости холста.
1865, 7 (19) января родился в Петербурге. Картина «Девушка, освещенная солнцем» строится на контрасте затененного первого плана и ярко освещенного солнцем – второго. Эта картина пришлась по сердцу многим критикам. И сложно даже назвать другого художника его эпохи (за исключением, разве, Левитана), чье наследие и творческие достижения имели бы такое большое значение и влияние на все последующее русское искусство. К тому же сам отец будущего художника был страстным любителем рисования.
И. Э. Европа уподоблена архаической Коре. Серовский метод работы был жесток. Он обладал авторитарным стилем обучения, постоянно насмехался над любыми, даже самыми небольшими ошибками учеников. Одна из лучших композиций – темпера Петр I (1907, ГТГ).
1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. Когда портрет был закончен императрица Александра Федоровна, некогда учившаяся рисовать, решила показать художнику, где надо подправить изображение. Творчеством художников интересовалась практически вся интеллигенция. Ученики-художники убедили солдат отдать им портрет и ученики принесли его художнику Нерадовскому, который его сохранил.
Занавес (фонд М. Л. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. Орловой. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). Силуэты фигур уподобляются архаическому рельефу, но без его скульптурной четкости.
На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». Встреча с А. Матиссом, посетившим Москву осенью. В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров. Черты этой натурщицы проступают в облике Европы в композиции «Похищение Европы» (1910).
Особенно много работать акварелью Серов начал в конце 1890-х-1900-е годы. Тогда была создана серия портретов близких ему по духу и интересам людей – С. С. По одной из версий, Иду Рубинштейн – танцовщицу, прославившуюся выступлениями в балетах «Клеопатра» и «Шехерезада» – Серов также писал для афиши «Русских сезонов». Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. Большего контраста невозможно придумать. Переезд с матерью в Киев. 1878. Фотографии – вот основной источник, с которым должен был иметь дело Серов.
Иначе. Поездка в Берлин и Париж. 1910. В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики.
Александр Николаевич вспоминал: «Серов очень ценил в моей жене ее "веселость" тот род шутливости, который был ей присущ» 18. – В Египет. » 29. Нарисовал Антокольского, сейчас буду хвастать. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Во второй половине года выполнил несколько заказных портретов: А. И. Абрикосова, М. К. Олив, жены и дочери харьковского губернатора— В. В. Капнист и В. В. Мусиной-Пушкиной.
"Октябрь. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище. При этом также на Серова повлияли художники-символисты и иллюстративные принципы работ Сомова, Добужинского и декоративные работы Бакста. Поленовым и М. А.
Уже в акварельном эскизе (1906, ГТГ) проступает сложный замысел художника. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. Лето 1888 года Серов провел в родовом имении Дервизов Домотканово. Мать будущего художника, охваченная любовью к искусству и страстью к общественной деятельности, часто не находила времени на воспитание сына.
Здесь, как писал Д. В. Портреты Ермоловой, Горького. 1906. Но как ему при всем этом удалось добиться такой реалистичности. Занавес нередко удостаивался специальных аплодисментов публики.
Но у самой Валентины Семёновны к торговым делам не было никакого влечения. Поступление в петербургскую Академию художеств. 1883. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых.
за этюд с натуры». А обращённый к человеку Юра станет актёром и режиссером. Так же преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1910 году состоялась премьера «Шехеразады» в оформлении Л. С.
Легкие и воздушные, они тонут, расплываются в тишине наступающего вечера. Заступничество помогло – Мамонтова перевели из тюрьмы под домашний арест. В карандашном рисунке особенно наглядно прослеживается путь мастера от натурной штудии к лаконичному изображению-знаку, выразительной краткости высказывания, тот поиск «идеальной линии», которому были подчинены последние годы жизни художника. Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках.
а творил образ человека, раскрывая его внутреннее содержание». (1905, ГРМ), Баррикады, похороны Н. Э. Баумана (1905, Гос. Пастернак.
Лауреат Государственных премий 1948 и 1951 гг. В конце лета, возвращаясь из-за границы, три недели пробыл в Москве и Абрамцеве, где написал портреты С. И. Мамонтова и певца его частной оперы, дАндраде. Впоследствии, эти черты характера постепенно усугублялись. Как писал А. Эфрос: «Надо просто перейти на какой-то другой материк, погрузиться в другую действительность, чтобы отсюда добраться до его исторических картин Обращение Серова к личности Петра и к исторической теме в целом связано в том числе и с его сближением с художниками «Мир искусства», основными идеологами ретроспективизма. Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. В 1910-1911 годах мастер, чей талант был признан и в Европе (галерея Уффици заказала Серову автопортрет, а Париж рукоплескал его занавесу для балета «Шехеразада»), вместе с начинающими художниками работал в студиях Жюльена и Коларосси в Париже. Красное пятно безделушки на туалетном столе подчеркивает благородную сдержанность колорита картины и вместе с тем оживляет его.
Его работы узнавались, а непередаваемый стиль ценился. Однако его приход открыл новую эпоху в истории училища. Мамонтова в 1895 году.
В эскизах Серова И. Э. Длительность работы над тем или иным портретом у него зависело во многом от знания модели. Среди них и портрет учителя – И. Е. Один из критиков восторженно отзывался о Шаляпине в роли Олоферна, который, по его мнению, «развертывал "чудеса монументальной пластики", "громоздил один скульптурный момент на другой"» 22, но за каждой позой, за каждым жестом таился определенный смысл, содержание, подсказанное музыкой и главной чертой образа все же оставались понятность и простота.
Он пишет их так, как если бы случайно увидел погружёнными в мысли и мечты. Портрет великого князя Павла Александровича. 1898. Покидая Академию, Серов писал Антокольскому: «Могу работать, как сам хочу, вверяя себя только Репину и Чистякову». Если портретируемый принадлежал к близким знакомым художнику, с которыми он имел возможность постоянно встреться, наблюдать и изучать свою будущую модель, узнавать свойства ее характера, ее духовный строй и так далее, то Серов писал портрет быстро, в течение нескольких сеансов.
Демократические убеждения Серова чётко проявились во время революции 1905-1907 годов: он изобразил ряд сатирических фигур, которые разоблачали карателей. Так и не доучившись до конца, гениальный художник Серов выбирает свободное творчество вместо строгих законов академизма и постоянных наставлений преподавателей. Наиболее противоречивой из них представляется «Похищение Европы». На мамонтовской усадьбе в возрасте 22 лет Серов написал одну из самых лучших своих картин «Девочка с персиками».
В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи19. Мамонтова (1879, ГРМ), двоюродной сестры М. Я. Как же хватало на это сил у него и терпения у модели. Спустя несколько месяцев после постановки «Юдифи» в Мариинском театре в 1907 году Серов был привлечен к оформлению этой же оперы в Париже.
Чаще всего источником вдохновения для Серова служило имение семьи Дервизов – Домотканово. Поездка в Германию. 1903. Мамонтов, по уверению современников, был жестоким и недалеким человеком. 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления».
В 1911-м он рисует К. С. И. Е. Перламутрово светится нежное лицо.
Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». Бенуа. Героями этого портрета стали сыновья художника, Юра (слева) и Саша (справа), которых он изобразил на веранде дачи неподалеку от берега Финского залива. Избран членом ТПХВ. Серов широко использовал метод калькирования: нарисовав фигуру на полупрозрачной бумаге, накрывал рисунок другим полупрозрачным листом и, обведя наиболее удавшиеся контуры, продолжал рисовать уже на новой «подложке». 1884 год— летом, работая в Абрамцеве, создал одно из первых своих значительных произведений— портрет Л. А. Мамонтовой в переписке с Ольгой Трубниковой уже обнаруживаются их взаимные чувства.
Произошло это спустя пять лет после поступления. До конца жизни Серов продолжал учиться. У Врубеля – ночной, даже несколько траурный колорит, роскошь переходящая в царственную, яркая и тяжелая пышность Востока. Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ.
Мир действительный и отраженный в зеркале сливаются. Олив (1909, ГРМ), по признанию И. Э. Он понял несовершенство своего метода работы и необходимость внесения в него корректив.
Репин признавал талант Серова-акварелиста еще в его ученические годы. Даже тень у Серова светоносна. Каждая из работ 1911 года самоценна.
В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию. В картине «Петр I», одной из лучших на этот сюжет в русском искусстве, Серов в случайном отбирает характерное. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец.
Мать будущего художника также была известной личностью. В. О. А где можно было брать основной материал.
В портрете М. Н. Отвлекаясь от натуры, выявляя в ней (с помощью обнаженной линейной логики композиции, обобщенного силуэта, ритма вертикалей и горизонталей, соотношений черного, серого и коричневого) только черты строгости, торжественности, возвышенной одухотворенности и благородства, Серов создал портрет, который стал памятником великой русской актрисе. В пастельном портрете жены художника А. Н. Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту».
Коровиным. С. П. потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. Чехова, по признанию современников, является портрет 1902 года (ГЛМ), написанный Серовым за несколько кратких сеансов. за этюд с натуры».
В феврале родилась дочь Ольга. Встречается с Л. Н. В портрете К. А. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино.
Серов участвовал в создании декораций для нескольких постановок: для Русской частной оперы С. И. Поездка с Л. С. Чистякова. Прекрасно лицо Ермоловой. Текучесть, «подвижная сущность» акварели раскрывает сам процесс создания портрета, отражает темп работы художника, обладающего способностью мгновенно схватывать облик и психологическое состояние модели. Крылова – одного из самых знаменитых циклов Серова. «Не каждый день бывают такие находки.
«Надо знать ремесло, рукомесло. Для нового поколения художников был характерен поворот от изображения «язв общества» к запечатлению гармонии. Детство в столь творческом семейном окружении не могло отрицательно сказаться на Серове. Ермоловой черный уплощенный силуэт фигуры на серо-коричневом фоне почти лишен объема. Орловой (1911, ГРМ) – фиксация первого впечатления, которое трансформировалось в знаменитый парадный портрет княгини. Это наполняет картину теплом домашнего уюта.
Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. На собраниях Валентин Александрович часто отмалчивался и даже был нелюдим. В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей.
Картина Девочка с персиками стала широко известной, причем не только в творческих кругах. Чистякова (1881, ГТГ) и Е. Г. Выход Серова явился единственным подобным актом за всю историю существования Академии. Да ещё и с издевательствами. Рождение сына Михаила. 1897. 1898 год— на открывшейся в январе, в Санкт-Петербурге, в музее барона Штиглица, выставке русских и финских художников, организованной С. П. Дягилевым, Серов был представлен 15 работами на XXVI Передвижной выставке были показаны портреты М. Ф. Морозовой и Ф. Таманьо 23 марта на общем собрании Академии художеств, по предложению Матэ, Репина и Чистякова, В. А. Серов был удостоен звания академика.
Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Поездка в Мюнхен и Голландию. Это случилось в 1871 году. «А я Ольга Орлова и мне все позволено и все, что я делаю, хорошо», – высказывался об образе сам художник.
Другая его работа, написанная годом позже, называлась Девушка, освещенная солнцем. Был написан портрет императора Николая II. Значение света, воздуха, пространства – чисто «пейзажных» компонентов – так велико в этих работах, что Серов в шутку делал вид, что боится, как бы его картину «Девочка с персиками» не приняли за пейзаж.
Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. Лукомской» (1900, ГТГ), где сложная психологическая характеристика модели словно предрекает трагическую судьбу изображенной. Павловой (оба – ГТГ).
В портретах Серова – не разбор отрицательных или положительных свойств человека, а едкая ирония или остроумие, выраженное в блистательной эстетической форме. В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры Девушка, освещенная солнцем (1888, ГТГ). И. Э. 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова12.
Героическая эпохаПетра I, суровая и небывалая, завладевает воображением художника. Беспечность и артистичность Коровина – в позе, одежде, в окружающих его предметах. Тогда с пути не собьешься» 12, – говорил он. Остроуховым, М. С. Ни у одного другого творца не получалось столь мощно и ярко передать игру света и теней. В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами.
Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. Живет с матерью в Мюнхене. В репинской свободной манере с мягкими растушевками выполнены портреты матери («В. С. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. Ростроповича) был исполнен в Париже в конце мая – начале июня 1911 года совместно с И. С.
В стремительном шаге Петра навстречу новой стройке, в бурлящей воде, в тоненьких мачтах кораблей, в несущихся облаках – во всем ощущение динамики преобразований, которые стали возможными благодаря напору воли, энергии, вихревому натиску мужественных людей. В 1906-м Серов приступил к работе над портретом ГЛ. Так, например, работая над портретами членов семьи Юсуповых в их подмосковном имении «Архангельское», художник написал портрет младшего сына в 18 дней, портрет самого Юсупова – в 24 дня, а портрет княгини Юсуповой пастелью – в 7 дней. Грабарь отмечал «то стремление к упрощенности линий и форм, которое характерно для последнего года серовских исканий» 28. Рождение сына Антона. 1902. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене7. Бергман, 1846-1927), композитор и музыкально-общественный деятель. 1871.
Интерес Серова к графическим техникам обусловлен не только индивидуальным дарованием, но и чуткостью к главным тенденциям эпохи, к стилю модерн, тяготеющему к условности языка, декоративной плоскости, выразительности линии и силуэта. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке.
С присущей ему скромностью или иронией художник отмечал: «Я ведь все-таки немного и пейзажист» 5. Привязанность к скупому северному пейзажу, умение увидеть и передать его особую выразительность художник перенес в свои исторические картины («Петр I», 1907, ГТГ «Петр I на работах», 1910-1911, ГТГ, ГРМ) и др. Вскоре Серов покидает академию. Да и картины у Коровина Мамонтов покупал за бесценок. Вместе с В. Д. Неудивительно, что художник пользуется языком архаики: это и живописный лаконизм (всего три цвета: синий, зеленый, коричневый) и плоскостность и обобщённость, декоративность, помогающие создать образ хрупкой, но притягательной балерины.
1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. В стремлении к максимальному обобщению формы художник пришел к графическому минимализму: «Хочу добиться, чтобы в рисунке было как можно меньше карандаша. » 13. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». Серов молча протянул ей палитру.
Для примера стоит взять всю ту же Девушку, освещенную солнцем. Репин был его наставником с 9 лет. Спустя много лет знаменитый уже мастер признался Чистякову: «Помню Вас как учителя и считаю Вас единственным (в России) истинным учителем вечных незыблемых законов формы, чему только и можно учить» 3. В ее композиции основное – не только пластика форм, но и свет. На выставке представлены эскизы монументальных росписей, созданные по заказу издательств, графические «картины по русской истории», декорации для театра, знаменитая афиша для «Русских балетов Сергея Дягилева».
Хотя в результате работа стала самостоятельным полотном, это предположение объясняет, почему перед нами опять не столько портрет реального человека, сколько сценический образ «чаровницы, гибель с собой несущей». Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. К тому времени художник был увлечен эстетикой Древнего.
С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. Прогрессивная нигилистка, приверженка идей Николая Чернышевского, она часто собирала в своем доме интеллигенцию и представителей студенчества. Более того, стиль Ге можно проследить, взглянув на лучшие картины Валентина Серова. Отклоняет приглашение преподавать в Академии художеств.
Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. Родители были всецело поглощены творчеством и общественной деятельностью, вот таким образом у ребенка с юных лет в характере формировались замкнутость и угрюмость. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве.
Получает звание академика живописи. 1899. 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора». Нет, Савва Иванович был себе на уме. Они неизменно вдохновляли Серова на создание острохарактерных образов.
Толстого «Война и мир» (1951-1953). Участник выставок с 1932 г. Работы художника находятся в ГТГ, ГРМ, многих региональных музеях. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г.
Избран членом попечительского Совета Третьяковской галереи. 1900. В жизни Валентин Серов и Константин Коровин были друзьями, которым за неразлучность дали прозвище «Коров и Серовин». Гиршман. 1908. Еще более Серова с мирискусниками объединял интерес к театру. Во всем ощущение художественной интеллектуальной и эмоциональной изощренности.
Можно даже сказать, что он исчерпывается в серовском совершенстве» 30. Дягилева (1909). Валентин Серов – прославленный русский портретист и один из крупнейших мастеров европейской живописи 19 века. И. Е. Однако это пошло Валентину только на пользу: не избалованный чрезмерным вниманием, он развивался как самостоятельная личность. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая.
Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. «Он до страсти любил сцену и имел недюжинный актерский талант» 17, – отмечал И. Э. Первые его произведения – «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем» – поражали современников новизной колорита: он чист и свеж. Во время позднего периода, который начался в 1900 году, Серов был членом влиятельного общества и журнала русского искусства «Мир искусства», который вырос, в частности из неудовлетворенности движением передвижников. Над образом Александра III Серов работал пофотографии.
Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году и продолжил в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ). Поездка с женой в Италию. 1905. Мальчик появился на свет 7 (19) января 1865 года в Петербурге. Симонович (1879, ГТГ) – будущей «Девушки, освещенной солнцем». Бенуа (1908, ГРМ) – передан жизнерадостный нрав женщины. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения.
В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). Валентин Александрович Серовродился в Петербурге 7 января 1865 года (старый стиль) в семье известного композитораАлександра Николаевича Серова.
Например, Врубель, находящийся в 80-е годы в Киеве, был известен лишь узкому кругу лиц. Серов создал большое количество работ, посвященных В. И. Для молодого художника – это было настоящей удачей, которую подарила ему судьба. Ленину («Ходоки у Ленина», «В Смольном», «Зимний взят»). Работал как иллюстратор, создал иллюстрации к поэме Н. А. Участие в Международной выставке мюнхенского Сецессиона. Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним. Мама художника, Валентина Семёновна Серова, тоже музыкальный критик и композитор, родом была из еврейской семьи.
Художник, уставший от изощренности современного и собственного видения мира, пытается в греческой архаике почерпнуть здоровье, силу, цельность. Хрупкой женственности Е. С. С детских лет будущего художника окружала атмосфера искусства. Первой масштабной работой Серова для театра становится оформление постановки оперы А. Н. 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям.
Генриетта Леопольдовна стала излюбленной моделью Серова. Гиршман сохранил фрагменты и втайне от автора отдал на реставрацию. Дальнейшее влияние на Серова оказали картины старых мастеров, которые он рассматривал в музеях России и Западной Европы, дружба с Михаилом Врубелем и (позже) Константином Коровиным, а также творческая атмосфера Абрамцево, с которым он был тесно связан. Но кора корявая, грубая, а пряди волос легкие, пушистые. Первоначально Мамонтов хотел опубликовать все басни с картинками, однако замысел не воплотился в жизнь.
Вскоре Серов заключил соглашение с Дягилевым о создании к следующему балетному сезону занавеса-эпиграфа к «Шехеразаде». «Скупой на восторги» Серов был настолько очарован балетом, что выразил это в хвалебном отзыве: «Так много вложено в эти танцы истинной красоты, красоты одеяний, фона, красоты самих существ, движимых пленительной музыкой Римского-Корсакова, что. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. Работы Серова были признаны лучшими на Римской выставке 1911 года и продемонстрировали всему миру мастерство общеевропейского масштаба, каким обладал Серов. Еще одной особенностью произведения является соединение на одном полотне различных жанров – пейзажа (за окном), натюрморта (на столе) интерьерной и портретной живописи. Внимание художника привлекали подчеркнуто простые, неброские виды русской природы.
Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась. Тем не менее Серов продолжал создавать рисунки вплоть до 1911 года. видишь и ощущаешь близость Востока и признаешь сказку из тысячи и одной ночи» 24. и Ю. С. В манере художника нет подчеркнутого артистизма, блестящей виртуозности. Поездка в Париж. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым.
Даже самые суровые критики отмечали невероятную реалистичность полотна. На таком холсте с очень крупным зерном и саржевым характером плетения нитей был выполнен портрет М. Н. Ермоловой (1905), но большинство портретов маслом художник предпочитал писать на различного вида грунтованных холстах фабричного изготовления, преимущественно покрытых масляным грунтом. Начало систематических занятий с И. Е. Ведь этакое создание. Таков портрет К. Д. 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина.
В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию. Участие в 5-й периодической выставке МОЛХ. 1887.
В настоящее время его картины экспонируются в самых известных музеях России и зарубежья. Домотканово, 1888, ГТГ). Серов писал, что портрет «должен быть не хуже Орловой – такова воля заказчиков» 11. Так, над портретом М. Я. Симонович – «Девушка, освещенная солнцем» – Серов работал в течение почти 90 сеансов. Работа над композициями Похищение Европы и Одиссей и Навзикая портрет Иды Рубинштейн. 1911.
Краски почти те же, что в упомянутом портрете Ермоловой, но звучат иначе изысканнее. Биография художника содержит и еще один весьма интересный промежуток времени. Еще более значим и чувственно достоверен пейзаж в картине «Одиссей и Навзикая». Выражение доброты и энергии уживается в этом лице с беспечностью. Лишь изредка он мог выкинуть пару едких замечаний.
В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. Необходимо подчеркнуть, что личностью она и впрямь была незаурядной и пусть М. В. Нестеров не без ехидства писал про нее «не то бывшая фельшеридца, не то сестра милосердия, счастливо выходившая князя во время его болезни, влюбившая в себя этого по внешности Пьера Безухова, такого огромного, такого породистого», но тем не менее, сам В. И. Суриков отмечал неординарность ее натуры и пожелал сделать одной из героинь полотна «Боярыня Морозова» (подготовительный портрет находится в Саратовском художественном музее), а уехав в эмиграцию Полина Ивановна вдруг занялась гаданием и размещала объявления о своих услугах в парижской прессе, называя себя «мировой известной ясновидицей». Работая над сюжетом «Одиссея и Навзикаи», Серов признавался, что ему бы хотелось написать Навзикаю «не такой, как ее пишут обыкновенно, а такой, какой она была на самом деле» 27. В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы».
С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов. Бакста. Петр на журавлиных ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру.
Смерть отца. 1872. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. 10 марта в знак протеста выходит из состава действительных членов Академии. Ефимовым и Н. Я.
Позирующие Серову видели, как он кроит, примеряет, шьет и по нескольку раз бросает. После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». Заказ послужил поводом для создания не только иллюстраций, но и выдающихся станковых произведений: «Петр II и цесаревна Елизавета Петровна на псовой охоте» (1900), «Екатерина II на соколиной охоте» (1902), «Петр I на псовой охоте» (1902, все три – ГРМ).
«Какой молодец Антон. «Острый глаз, острый карандаш» 4, – говорил о нем Л. О. Официальное оформление выхода из Академии художеств.
Марка в Венеции. Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. Дягилева в Париже Серов принимал живейшее участие в ее судьбе. Серов был близок к кругу зачинателей «Русских сезонов» во главе с С. П.
В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения.
Мать – Валентина Семеновна Серова (урожд. Портрет И. И.
В эти несчастные пропуски он писал пруд (Заросший пруд. Портрет O. K. «Угрюмый и нелегко сходившийся с людьми, Валентин Александрович был очень расположен к ней, находя ее умной, образованной, культурной, простой и скромной, без замашек богатых выскочек и очень симпатичной» 8.
Художник Репин продолжал заниматься с Серовым и в Москве. Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил. Начало его работы на полотне поражало всегда своей смелостью.
В 1909-1910 годах он создает удивительные по своей графической чистоте рисунки балерин «Русских сезонов» – Т. П. Строгий, почти монохромный портрет греющейся у печки С. В. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. Серов писал: «.
Мир искусства считался действительно знаменитой организацией. Обращение к работе над «Юдифью» и «Шехеразадой» было связано во многом с давним интересом Серова к искусству Древнего мира. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. Да и глядит-то она куда. Грабарь.
Фигуры в портретах Серова постепенно становились всё более и более графически изысканными и экономичными, особенно в поздний период (Василий Качалов, 1908, Тамара Карсавина, 1909 многочисленные персонажи из басен Ивана Крылова, 1895-1911). Становится свидетелем расстрела демонстрации 9 января. Симонович-Ефимовой.
Избран действительным членом венского Сецессиона. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил в Антверпене. Домотканово". 1896. Становится членом "Мира искусства". Живописный портрет 1907 года (ГТГ) был причислен И. Э.
Орловой напоминают рисование цветом. Левитана. Игра солнечных пятен создает атмосферу знойного южного дня с его тишиной. Фигуры сообщают природе исторический, «античный» характер пейзаж торжественной мерностью чередующихся планов, эпическим разворотом пространства, прозрачностью красок рождает лирическое чувство, которое является сущностью серовского отношения к античности. Что у Серова получалось такого, что никак не могло получиться у других. Строгий А. Н.
Мая. 1876. Тот же прием использован и в монументальном портрете Ф. И. Именно в этот кружок, по настоянию Серова, были приглашены Коровин и Врубель. Художник давал уроки русскому мальчику каждый день.
Надо кипеть, – говорил он. 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. Очень достоверно передана обстановка комнаты. Работая темперой, художник большей частью пользовался холстом фабричного изготовления, покрытым полугипсовым грунтом, на нем были исполнены портреты А. П. Ленского и А. И. Южина, Иды Рубинштейн (1910) и другие. Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович.
Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (1948-1949), к роману Л. Н. Одна из сложнейших техник Валентина Александровича – игра со светом. Отец будущего художника часто приглашал в гости Тургенева, Антакольского (знаменитого скульптора), Николая Ге и прочих известных личностей. Серова», 1880, ГТГ), хозяина Абрамцево С. И.
Крылова». Поездка с Репиным в Крым и Запорожье. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. Ее организовали разночинцы. Получая широкую популярность, в 1894 году Серов присоединился к передвижникам и взял важные заказы, среди которых были портреты великого князя Павла Александровича 1897 года (Третьяковская галерея), Боткина С. М. 1899 года, Юсуповой Ф. Ф. 1903 года, а также княгини Ольги Орловой (все три портрета находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге). Бенуа – А. К. Становится преподавателем МУЖВЗ.
Дервизом. 1885. Бакста, С. П. Из картин Серова на мифологическую тему «Одиссей и Навзикая» – лучшая, самая глубокая и поэтическая.
Затем он отходил от мольберта, сравнивал работу с натурой и опять принимался за дело, пока ему снова не требовалось взять что-то нужное у модели. Серову и Шаляпину удалось вдохнуть жизнь в каменные рельефы Ассирии.
Портреты певца Таманьо и художника И. Левитана были также выполнены в несколько сеансов. Участие в Международной выставке берлинского Сецессиона. "Девушка, освещенная солнцем" "Заросший пруд".
Сразу же вспоминается его учитель, профессор Чистяков. В Мюнхене Серов изучает коллекцию Старой Пинакотеки, копирует Веласкеса. 1886. Каждый из цветовых компонентов варьируется в ином тоне иной степени интенсивности.
И если не всё творчество Серова можно назвать «отрадным», то есть в этой картине то, с чем художник не расстанется – стремление проникнуть во внутренний мир изображаемого. Своему другуМамонтовуСеров сообщает в 1890 году: Написал я в Костроме два портрета. Не от победы добра над злом, а радость от созерцания красоты. Грабаря, – лучший из овалов, реминисценций живописи XVIII века. В годы учения в Академии художеств большое влияние на Серова имели его преподаватели – И. Репин и П. Чистяков.
Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. Они вместе путешествовали по России, писали картины и этюды. Через два года, в 1882 году, Серов стал учеником Академии художеств. Врубелем Серов писал декорации для домашних постановок, сам участвовал в них. В «девичьих портретах» живопись является средством создания образа юности, ясной, безмятежной, ничем не омраченной. Переезд с матерью в Париж.
Я у них учусь» 7. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. Избран действительным членом Академии художеств. 1904.
Среди них были и приближенные императора. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». В портретах Серова – его современники, разные по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891, ГТГ), обладающий, по образному выражению художника, золотой глоткой, жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1893, ГТГ), одухотворенныйЛевитан (1893, ГТГ), подчеркнуто-нервныйЛесков (1894, ГТГ). Шаляпин.
Гиршман в интерьере ее будуара. Одежда человека, подушка, на которую он опирается, стол – это прежде всего живописные пятна, радующие глаз сочностью цвета. Станиславского (ГТГ), друга детства, когда-то они вместе выступали на сцене в доме Мамонтовых. Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых.
Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. «Монументальность есть в каждом ее движении – просто оживший архаический барельеф. » – говорил он. Затем Серовы обосновались в Москве. 1891. Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве.
Знакомство с семьей Мамонтовых. Хотя и кроме портрета, ему, казалось, было подвластно все. В эти же годы Серов пишет портрет светской львицы, красавицы Генриэтты Гиршман. Работы Серова уже тогда были отмечены печатью таланта и мастерства. Президент Академии Художеств СССР (1962-1968). Учился в Академии Художеств в Петербурге (1927-1931) в мастерской В. Е.
Похоже, княгиня прочла этот «подтекст» и избавилась от картины, подарив её музею Александра III (ныне Русский музей). Виды на урожай 1906 года», картины «Баррикады, похороны Н. Э. Баумана», «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. ». Работа над полотном шла три месяца. Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте. В 1958 г. награжден золотой медалью Министерства Культуры СССР и серебряной медалью Всемирной выставки в Брюсселе. В отдельных случаях Серов не ограничивался эскизом в карандаше, а выполнял его гуашью или темперой в цвете (эскиз к портрету Г. Л. Гиршман).
Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». Врубелевская «Девочка на фоне персидского ковра» появилась за год до «Девочки с персиками». Так началась целая серия портретов императорской семьи. Немножко суховато, но не неблагородно, в отличие от бакстовской сладкой роскоши» 25.
По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»8 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). Рождение сына Александра. 1894. На выставке представлено несколько изображений любимой модели Серова – Веры Калашниковой. Особенно ярко это проявляется в графических портретах последнего десятилетия. Его отец был композитором и музыкальным критиком, а мать — выдающейся пианисткой. По некоторым свидетельствам, Серовым было создано 6 вариантов картины. При их написании художник искал новые, собственные приемы передачи света и тени, стремился к максимальному сохранению свежести красок «при полной законченности, как у старых мастеров».
Пришлось писать с 8 утра до 8 вечера (этак со мной еще не было). Поездка в Париж. 1907. Но Серов здесь как будто не находил места: то ли ввиду своего постоянного желания создавать что-то новое, то ли из-за сложного характера.
Через 6 лет после рождения сына, прожив 51 год, умирает отец. В поисках ключа к созданию нового образа Гиршман он поначалу ориентировался на стиль Энгра, но в процессе работы точка отсчета сменилась: «Уж теперь не Энгр, а, пожалуй, к самому Рафаэлю подбираемся» 9. Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». 18 февраля вместе с В. Д.
в зеркале у края холста). Картина «Лето» (портрет жены Серова) близка к «Девушке, освещенной солнцем» композиционным эффектом: контрастом затененного первого и освещенного второго планов. Она также позировала художнику во время работы над портретом ГЛ. С самого возникновения антрепризы С. П. Возвращение в Россию. В портретах детей Серов стремился захватить позу и жест, чтобы показать и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения искреннюю чистоту и ясность взгляда ребёнка («Дети», 1899, Русский музей «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея). Гиршман – начало целенаправленного поиска «большого стиля», опирающегося на достижения мастеров прошлого и отвечающего запросам нового времени.
Совсем портретчиком становлюсь. Стремление увязать новое с хорошим старым лежит в основе творчества Серова. На хуторе Никольском в Смоленской губернии существовала коммуна из шести человек, где все было общим. Вот в чем особый метод Серова. Начиная с 1890-х годов в творчестве В. А.
Народный художник СССР. Виды на урожай 1906 года (1905, ГТГ). Действительный член Академии Художеств. В начале 1880-х в репинской мастерской устраивались «акварельные воскресенья» для начинающих художников.
Эти рисунки заполняли целую стену той боковой комнаты во двор (в великолепной квартире Сережи в доме 11 по Фонтанке), которая служила "редакцией" в тесном смысле и куда посторонние не допускались. Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». Целью его было оттачивание собственного рисовального стиля, доведение до совершенства лаконичной «серовской» линии. Они задались вопросом, кто же такой Валентин Серов. На полотне изображена дочь Саввы Ивановича обаятельная Верочка.
Возможно из этой духовно питательной замечательной атмосферы и берет начало тот знаменитый Серов-художник, которого в начале двадцатого столетия узнал весь мир. А между тем Серов всегда считал своим учителем Репина, не отрицал идей передвижничества – он просто смотрел на жизнь (и на живопись) под другим углом. Серов писал И. С. Шаляпина (1907, ГЦТМ).
Серов словно пытается проникнуть в тайну, как в детях начинает проступать личность взрослого человека и оказывается прозорлив. Властными, энергичными движениями угля мастер выявляет особую скульптурную стать модели. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный» и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). После этого была Девушка, освещённая солнцем и другие.
Мамонтова (1898), Мариинского театра (1888 и 1907) и антрепризы С. П. Однако колорит работы теряет в свежести импровизационной непосредственности, хотя и утончается, усложняется. Мамонтовыми.
В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». Работы для театра выделены в отдельный раздел выставки. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи.
Техника пастели, традиционно пограничная между живописью и рисунком, у Серова демонстрирует множество вариантов их сочетания: ранние его пейзажи – это скорее «живопись цветными мелками», а портреты Г. Л. Как он рисует. Поездка в Крым и Сочи с В. Д. Дягилева, И. Э.
Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». Рождение дочери Натальи. 1909. И оба трудились по первоисточникам венецианского возрождения. Серов был крайне скромен, оценивая реакцию публики на свою работу.
Вы безусловно знаете, что Врубель и Серов работали одновременно. Именно Серов первым ввел рисование с обнаженной женской модели. Важную роль играет эффект двойного отражения.
Начало работы над портретами семейства Юсуповых. 1901. Симонович-Ефимова. Остроухову: «. я в две недели должен был написать свой персидский занавес, который и написал. за этюд с натуры». Конец XVII и XVIII век». Савинского, затем в аспирантуре ИНЖСА по мастерской И. И.
Обучение в гимназии К. И. 1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. Щербатовой (1911, ГТГ). В 1910 году Серов получил заказ на роспись столовой особняка Носовых на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, который позволил бы художнику реализовать свои идеи. Его рисунок Павловой был использован в первой афише Русского балета в 1909г.
Императрица обиделась и удалилась, а Николай только рассмеялся. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. Кроме музыки, отец увлекался естественными науками, архитектурой и хорошо рисовал. Первые натурные штудии создавались в атмосфере дружеского соревнования с известными уже художниками абрамцевского круга.
Большое значение в формировании художественных взглядов имела жизнь Серова в Абрамцеве и Домотканове. Немецкому мастеру удалось разглядеть в усердном ученике того, кем станет спустя десятилетие Серов. В детстве учился в Париже и Москве у Ильи Репина и в Санкт-Петербургской Академии художеств (1880-1885) у Павла Чистякова. Театр был частью жизни Серова. Безыскусственная, лишенная броских эффектов, она серьезна, строга, хочется сказать, целомудренна. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене. Мария Симонович не смогла вернуться в Россию, какие уж возвращения после революции.
Поленовым подает заявление в Совет Академии художеств, в котором обвиняет президента Академии (и одновременно главнокомандующего петербургским военным округом) в организации расстрела. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. К лучшим произведениям мастера относится акварельный «Портрет С. М.
Чистяков хорошие семена посеял, да и молодежь эта золотая. Представленные на выставке в ГТГ шаржи на Л. С. Кроме музыкантов в их доме бывалиАнтокольский, Репин.
часто девяносто сеансов. Знакомство с Г. Л. Вопрос нерешаемый. В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой9, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения10. Выходит из ТПХВ. 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин).
ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи. Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»14. Тесная связь художника с театром отразилась в создании тонких психологических портретов людей артистической среды. Сарабьянов, «стиль модерн в его русском варианте достигает своих вершин.
Будучи полноправным членом Санкт-Петербургской Академии художеств с 1903 года, в 1905 году Серов ушёл в отставку в знак протеста против казни бастующих рабочих и их семей 9 января, в «Кровавое воскресенье». потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. Возвращение в Москву. Похищение Европы – распространенный сюжет в мировом искусстве, заимствованный из древнегреческой мифологии, о том, как Зевс похитил дочь финикийского царя Агенора Европу, приняв облик быка.
Петр I Портрет Г. Л. Знакомство с К. А. Рождение сына Георгия. 1895. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси. Бакстом в Грецию и на Крит.
Линии скупы, краски лаконичны, колорит картины сведен к контрастам голубого и оранжевого. На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. Он прошел превосходную школу.
В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. И все-таки эта работа лишена цельности чувства, не свободна от манерности. Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году». Мамонтовой (1887, ГТГ) отличаются характерной четкой проработкой контуров острыми штрихами угольно-черного карандаша. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора.
С начала 1900-х гг. Но близость не значит схожесть. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ).
Серов же стал поистине популярен и среди простых людей. Портреты Ф. Таманьо, К. А. «Девочка с персиками» сделала его известным, поставила в один ряд с крупнейшими русскими живописцами и стала самой знаменитой картиной Серова. Украшением выставки является впервые привезенный в Москву подлинный занавес к балету «Шехеразада» – единственный реализованный при жизни Серова проект, отражающий его стремление к монументальной форме. Вряд ли император согласился бы позировать в течение нескольких недель. Похоронен на Донском кладбище в Москве.
В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г.
Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». Поездка художника в Грецию в 1907 году дала новый вектор этому увлечению архаикой. Эскизы отличает единая приглушенная цветовая гамма, поэтично охарактеризованная А. Н. Изучение техники старых мастеров и копирование отдельных их произведений, в особенности Веласкеса, многое подсказывало Серову. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. Она обожала музыку и училась в консерватории Санкт-Петербурга. После усмирения, 1905 год. Однако через год коммуна перестала существовать и ребенка отправили к матери в Мюнхен.
Его творчество было замечено благодарным зрителем и критиками. Портрет Е. П. В качестве фона был выбран главный харьковский зал собрания. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей.
В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. Легко сказать, но трудно поверить. Отец – композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов (1820-1871), автор опер Юдифь, Рогнеда, Вражья сила. Дягилевым, стоял у истоков этого грандиозного предприятия.
Уходя, он сказал: Благодарю вас за глаза. » – рассказывала М. Я. В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». В 1911 году Серов создал знаменитый овальный портрет Генриетты Леопольдовны, в котором он опять прибегает к эффекту «пластического цитирования» или, точнее, своеобразного творческого диалога со «старыми мастерами». Бенуа как «древний ковровый подбор красок» 21.
Настоящий успех принесли Серову иллюстрации на исторические темы. Привычка к внимательному изучению формы, неустанному копированию работ старых мастеров выработалась у него в мастерской П. П. В начале XX века Серов создавал героические портреты в жанре светского портрета он сосредоточился на резком изображении значительных творчески мыслящих художников, писателей, актёров и музыкантов: портреты Максима Горького (1904), музей Горького, Москва Ермоловой Марии (1905), Фёдора Шаляпина (уголь, 1905) – оба в Третьяковской галерее и Елены Ивановны Рерих (1909). Серов и вправду многое перенял у своего наставника. 1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов.
В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра).
Гиршман и О. К. Одним из самых достоверных образов А. П. Александр Николаевич Серов ушел из жизни, когда Валентину было всего 6 лет. Он искал мучительно.
Карсавиной и А. П. 22 ноября (5 декабря) Серов скоропостижно скончался. Разрабатывая эту тему, Серов как бы преодолевал сопротивление материала: испробовав масло, темперу, акварель, он обратился к технике иконописи, написав «Кору» (1910, частное собрание) на иконной доске яичными красками. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). Художник становился все более замкнут, угрюм, резок в суждениях, вспыльчив.
Толстым во время работы над портретом С. А. Толстой. 1893. Поездка в Вену и Италию с И. С. Один из первых ее портретов – свободный рисунок гуашью на картоне (1904, ГТГ) – построен на выразительности изысканного силуэта и кажется идеальным воплощением стиля модерн. От нее веет здоровьем, безмятежностью.
Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). Выразительный образ экстравагантной О. К. Бальмонта (1905, ГТГ), сотканный из угольно-черных динамичных штрихов, которые подчеркивают нервическую натуру эпатирующего публику поэта. Сколько любви и чувства изящного. Продолжение занятий с Репиным. 1880. Я только высмотрел, подметил. Здесь можно увидеть еще один портрет«девушки, освещенной солнцем», – двоюродной сестры художника Марии Симонович, но уже в более старшем возрасте, замужней женщиной, у которой теперь фамилия Львова. Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. Родился сын Георгий.
Мастер не нарушал границ жанра, предельно утрируя характеристику лишь в шаржах. Был написан портрет императора Николая II. Незадолго до смерти он заключил договор с И. Н. «Он сказал: Глаза те же. В 1899-м он был привлечен к изданию Н. И. Например, Мамонтов откровенно издевался над Врубелем (просто глумился). «Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника.
1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. Уже тогда Валентин Александрович заметно выделился среди остальных творцов. «Три впечатления захватили художника особенно: море, архаическая эллинская скульптура и Акрополь» 26. Лицо модели написано иначе, чем все остальное, – более подробно, детализовано. В России Валентина Серова была первая профессиональная женщина-композитор. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления».
Громадное влияние на Серова как на будущего художника оказывал Николай Николаевич Ге. Чему так завидовали многие художники конца 19 века. Член-корреспондент Академии Искусств ГДР. Рисунок выполнялся кистью, обычно одной краской – натуральной умброй, кассельской коричневой землей или асфальтом, жидко разведенным лаком или разбавителем.
Валентину Серову было 22 года, когда к нему пришла первая волна популярности. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Каждые ее поза и жест, лаконичные и выразительные, представляли находку для художника. По сведениям, полученным у Н. П. Ульянова, Серов для грунтовки своих холстов употреблял массу, состоявшую из раствора французского кроличьего клея, приготовленного из 55 г сухого клея и 700 см воды (Клей, вывариваемый из обезжиренных кроличьих шкурок, освобожденных от волоса). Поездка в Рим и Париж. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова.
Он слышал выстрелы, видел убитых. Художник позже неоднократно пишет человека в пленере, но эффект получается иной.
Интересен показанный на выставке вариант разработки костюма и грима Олоферна для Ф. И. Однако в юном Валентине Чистяков увидел настоящего гения. По их мотивам Серов создал несколько вариантов эскизов (1910-1911 ГТГ, ГРМ, ГЦТМ), часть из которых представлена на выставке.
Написанию занавеса предшествовала кропотливая подготовительная работа. Отдельные портреты темперой, как, например, Г. Л. Гиршман (1907), Серов выполнял на незагрунтованной, а только проклеенной тонким слоем столярного клея поверхности среднезернистого, довольно плотного холста.
Симонович в письме на родину. Карзинкиной (1905, БГХМ) вторит мягкий пастельный штрих, а декоративную красоту изображения подчеркивает пустое пространство листа. Портрет получился элегантным и острым.
Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. Радость беспричинная. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. Увезла ее сама модель, которая вышла замуж во Франции.
Недаром Серов был учеником Репина. "Девочка с персиками". 1888. Шаляпина (1905, ГТГ) и в рисунке знаменитой афиши с изображением Анны Павловой в образе Сильфиды (1909, ГРМ), по поводу которой один из современников то ли с иронией, то ли всерьез заметил, что в Париже «портрет Павловой работы Серова вызвал больше откликов в печати, чем сама Павлова» 19. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова.
Олсуфьевой (1911, ГМИИ) соответствует аскетичной натуре этой удивительной женщины – фрейлины императрицы и. художника-реставратора. Но если Дягилев был сердцем постановок, то Серов – душой их и для всех – высшим художественным арбитром» 23, – писала Н. Я. Участие во Всемирной выставке в Париже (Grand Prix за портрет Павла Александровича). Работа над ними была начата по приглашению А. И.
Особый раздел выставки составляют акварельные работы Серова. Они одинаково одеты, на голове – одна и та же копна кудрявых волос, но тем резче проявляется разница в психологии. Также по просьбе Владимира Дервиза, написал портрет его отца, члена Государственного Совета Д. Г. Дервиза. Валентин Серов родился в артистической семье.
В поисках образа Европы в композиции «Похищение Европы» (1910 ГТГ, ГРМ, МАГМА) он мечтал «оживить» древнюю скульптуру Коры, придав ей пластику реальной женщины. Выходит из состава преподавателей МУЖВЗ в знак протеста против отказа допустить к занятиям скульптора А. С. Голубкину ввиду ее "политической неблагонадежности". Пространство увеличено за счет виднеющейся в зеркале части интерьера.
Бенуа писал о шуточных зарисовках, созданных Серовым во время встреч «мирискусников» : «Какие чудесные, необычайно меткие карикатуры нарисовал он на всех нас. 1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства».
Бакста (оба – первая половина 1900-х, ГРМ). 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. Ее сын, микробиолог, лауреат Нобелевской премии Андре Мишель Львов передал портрет в музей дОрсэ в Париже.
1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника. Репиным. Стремясь обрести «современную манеру» изображения древнего мифа, художник переходит от традиционной станковой картины к монументальной форме панно, созвучной и античным первоисточникам и художественным поискам эпохи модерна.
Он создавал не раскрашенную фотографию, стараясь уловить только внешнее сходство. Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. Грабарем к лучшим произведениям Серова. Многоплановость композиции и игра с отражением в зеркале отсылают зрителя к знаменитым «Менинам» Веласкеса. На выставке представлены эскизы к постановке в Мариинском театре 1907 года (ГТГ, ГРМ).
Там были написаны лучшие его пейзажи: «Зимой» (1898, ГРМ), «Баба с лошадью» (1898, ГТГ), «Зимняя дорога в Домотканове» (1904, Рязанский художественный музей), «Стригуны на водопое» (1904, ГТГ) и другие.