Музей Лакенхал в Лейденесейчас находится на реконструкции, поэтому картина Рембрандта из цикла пять органов чувств, символизирующая зрение «Продавец очков», являющаяся собственностью музея, до весны 2019 года будет путешествовать по разным музеям мира. Картина Питера Пауля Рубенса Аллегория пяти чувств. Эта картина – пример того, что называется Пять Органов Чувств (и про историю их показа на картинах я и буду рассказывать сегодня).
Позади ствола мальвы – печь с горящими углями, на ней – перегонный аппарат. Тот факт, что юный художник поставил подпись на своей работе, говорит о том, что уже в то время он серьёзно подходил к своему творчеству. У французской арт галереи «Обоняние» перекупил уже упомянутый Томас Каплан за сумму, предположительно составляющую 4 млн евро. На столе, на полу – астрономические инструменты, морские раковины, монеты и медали, книги.
Вторая серия осталась неосуществленной. В живописи чаще всего аллегорию пяти чувств представляют стандартным образом. На сегодняшний день миру известны ещё три картины из данной серии. Как свидетельствовали современники, одновременно Рубенс мог «непринужденно беседовать с теми, кто приходил его навестить». Всему он предпочитал интересную беседу, чтение или занятия своими коллекциями. А что бы значил на этой картине пес.
В проеме арки – городской пейзаж и фонтан во дворе дома, в котором располагается это собрание. Справа видно галерею с высоким расписным арочным потолком и с картинами по всей стене (над попугаем просматривается «Снятие с креста) и полноразмерными статуями (самая крупная, ближе к рамке с цветами – Венера, рядом с ней – Эрот с луком, самая высокая – Геракл с дубиной на пьедестале). Вероятно, его нарисовали из-за чувствительности собачьего носа к запахам.
Он написал их еще будучи учеником в студии голландского художника Pieter Lastman (Питера Ластмана). Стол с посудой для ароматов, печка с ретортами для перегонки ароматов. Одна серия должна была представлять, «в соответствии с желаниями Ее Величества», «события преславной жизни и героические деяния» самой королевы, тогда как другая — «сражения» и «триумфы» ее покойного супруга Генриха IV. Продали картину на аукционе Bloomfield в Нью-Джерси 22 сентября, а в каталоге картина была записана как «Triple Portrait with Lady Fainting» (Тройной портрет с леди без сознания). Комната и зал, видимый в правильной задней части, показывают картины, которые также связаны с этими тремя чувствами: Возвещение и Визит Минервы в Парнас (слушание), Дантист (прикосновение) и Наказание Рича Эпулона и Свадьбы в Кане (вкус). Но очень скоро вокруг «Пациента, упавшего в обморок» стало происходить что-то невообразимое. Пара картин уникальна во включении копий их собственных работ группой владельцев Антверпенской школы.
Обычно, говоря о том, что кто-то бесчувственный, подразумевают его полнейшую безэмоциональность, апатию к происходящим вокруг событиям. Судьба у голландского художника была не из легких, как и большинство гениальных людей Рембрандт скончался в одиночестве и бедности. Торги шли между двумя интерактивными покупателями из Европы по телефону. Один из участников пытался обойти своего соперника, увеличивая ставки в разы. Он сам готов был выложить за эту работу Рембрандта 2, 5 млн евро. Потом с такой второй пластины можно было делать третью (которая была эквивалентна первой) итп качество при этом ухудшалось, конечно и знатоки, типа, сразу видели с какого поколения пластин был напечатан уже сам оттиск.
Предлагаемые за картину суммы росли в геометрической прогрессии. В будущем мать видела своих сыновей продолжателями дела отца. На заднем плане две женщины снимают с растущих вдоль стены кустов цветы (белые розы. ). Чуть поодаль справа – косули из желез которых добывали ароматические вещества. Рядом с Флорой на полу – баночки, скляночки и зверюшки (может быть их железы использовались для приготовления стойких духов. ). На картине была изображена молодая женщина без сознания, а также рядом была старая дама, которая при помощи платка пыталась привести её в чувства (наверняка, на платке была нюхательная соль). Что заставило авторов потратить время и усилия. В самом центре картины – Амур и Венера, которые символизируют любовь.
Или восхищение поступком героя или удивление от чего-либо, ранее не виданного. Тот, увидев картину на экране компьютера, практически моментально распознал в ней руку юного Рембрандта. Но на чем и как воспроизвести звуки: музыкальные инструменты, ансамбль на репетиции и сама покровительница музыки муза Эвтерпа играет на кифаре (. ). В левом простенке – триптих «Благовещение», как иллюстрация того, что Мария услышала, что она родит Христа. На рабочем месте музыкантов (круглый стол с пюпитрами) стоит метроном, на трехногих табуретках – подушечки, слева, справа и на полу – смычковые инструменты (контрабас, виолончель, альт, скрипки), на полу – флейты. Идеи такого рода носились в воздухе. «Немедленно покупай», - крикнул он в телефонную трубку своему агенту, но было уже поздно. Сквозь проем арки просматриваются городской пейзаж и фонтан.
На левой стене – большой гобелен, перед ним – шкаф с кубками, модель вселенной. Предположительно, это муж молодой женщины. Позднее Ян Сикс с сожалением заявил, что даже ставка в 2 млн долларов окупилась бы сполна.
До 12 февраля 2017 года все четыре картины находятся в доме-музее Рембрандта (Museum het Rembrandthuis) в Амстердаме. Разные художники в разные времена писали картины о природе (цикл Joachim Beuckelaer «Вода», «Земля», «Огонь», «Воздух»). И вдруг всего за каких-то 15 минут на «Пациента» сразу было сделано несколько десятков ставок по телефону. Картина Торговец очками показывает взгляд и несет в себе долю сатиры, выражение продать кому-то очки в переносном значении означает обман, так что продавец очками явно пытается продать очки слепым клиентам. Затем они на время переедут в Лувр (Louvre).
Они воспроизвели собственные работы. «The Spectacle Seller» (Продавец зрелищ) находится в Нидерландах, а точнее, в Лейдене в музее Лакенхал (Museum de Lakenhal), а «The Operation» (Операция) и «Three Singers» (Три певца) принадлежат Тому Каплану, частному нью-йоркскому коллекционеру. Получалась вот какая картина: сначала были Аллегории Всего Высокого (и зеркала там были простыми атрибутами этого самого Высокого, например, Венеры, Любви, но могли и Гордыни) затем, начиная с конца 16 и затем в первой половине 17 веков всё сменилось Показом Всего Просто-Земного (в котором зеркала тоже были просто-зеркалами, без аллегорических наворотов – но возможно с некими фунциональными коннотациями, как на натюрмортах Божена, например). В картине «Обоняние» центральное место отведено Флоре – богине цветов, одной из богинь плодородия в греческом пантеоне богов.
Чуть в глубине – еще одна печь с перегонным аппаратом. Среди рубенсовских полотен есть пять под общим названием «Чувства» (у этих картин – двойное авторство: Питер Пауль Рубенс и Ян Брейгель Старший). Самое насыщенное полотно – «Зрение». Возможно, желание познакомить детей с разнообразием мира (к тому моменту – картины датируются 1618 годом – у Яна Брейгеля дети уже были взрослыми, а у Рубенса старшему сыну было 3 года). В итоге «Пациент» (аллегория обоняния, het reuk) ушёл с молотка за 870. 000 долларов (782. 000 евро). Естественно, что для живописцев «видеть» – значит «жить».
Музей Прадо, Мадрид. Для того, чтобы изобразить, надо было это видеть и надо было об этом знать. Справа – галерея с картинами и полноразмерными статуями. Как родились картины. Кроме того, эти полотна – как фотографии того времени. Также эксперты считают, что именно серия «Пять чувств» являются самыми первыми работами известного мастера.
Изображение трех людей, пытающихся петь, показывают нам слух и носит название Три певца. На жердочке сидят попугаи, скорее всего – говорящие.
На полках – древнеримские и древнегреческие бюсты философов, полководцев, фигурки – копии скульптур с римских гробниц работы Микельанджело Буонаротти (. ). Будучи протестантом, его отец с семьей бежал в Германию, спасаясь от террора. Остаток дня художник проводил в кругу семьи и друзей, «пришедших отужинать с ним вместе».
Представитель авторитетного торгового дома Ян Сикс Файн Арт (Jan Six Fijn Art) из Амстердама, следивший за процессом, понял, что происходит что-то странное и позвонил своему директору Яну Сиксу в Амстердам. К этому моменту аукционист уже успел опустить молоток. Питер Пауль Рубенс родился в семье антверпенского адвоката.
Наиболее сильные – радость, удивление, страх, сострадание, гнев и множество других. По словам одного из биографов, Рубенс «необычайно любил свой труд и потому жил всегда так, чтобы работать легко, не нанося ущерба своему здоровью». В этот раз удалось пройтись по дому-музею голландского художника, мастера светотени Рембрандта. В этих произведениях поражает их энциклопедичность. Вторую пластину не нужно было снова гравировать, углубления вытравливались кислотой.
Так он работал «до пяти часов вечера, затем садился на коня и отправлялся на прогулку за город или на городские укрепления или как-либо иначе старался дать отдых своему уму». Сидящие в зале не могли понять, что происходит. Здесь же забавляются мартышки зрительной трубой и очками-пенсне.
Заглушить боль помогает дипломатическая деятельность. Самой яркой и насыщенной является картина «Зрение», которая интересна и в плане композиционного решения.
На картине вы увидите также некоего мужчину. На полотне «Слух» звуки, естественно, воспроизвести нельзя. Здесь же мартышки играют очками (пенсне) и зрительной трубой. Центральное место – Венера и Амур, как символ того, что всем в мире движет любовь. Рубенс «терпеть не мог излишеств в вине и пище, а также в игре».
На полу и на столе расположены астрономические приспособления, книги, монеты, медали. Пятая работа, олицетворяющая вкус из серии Рембрандта «Пять органов чувств», считается на сегодняшний день безвозвратно утерянной. В январе 1622 года Рубенс отправился в Париж, где с французской королевой Марией Медичи, матерью Людовика XIII, заключил договор на исполнение картин для двух галерей из нового Люксембургского дворца.
Собака представляет острое обоняние и цивету, зловоние. А когда книги стали доступнее, дешевле, появился учебник Яна Амоса Коменского «Мир чувственных вещей в картинках». А Питер с 14 лет начал обучаться живописи имея к этому непреодолимое желание. С учётом аукционных сборов, работа Рембрандта обошлась французской арт галерее Талабардон Готье (Talabardon Gautier), приобретшей панель, в один миллион долларов. Никто из искусствоведов и не сомневался, что это действительно был Рембрандт. Рядом с ней – путти, младенец. Это монограмма означает: Выполнено Рембрандтом Харменсом (Rembrandt Harmenz fecit).
Картины, музыкальные инструменты, убранство стола, мебель, кухонная утварь – чего только нет. Эти картины Ян Брейгель и его потомки повторяли в разных вариантах – видимо, была потребность. Все, что мы воспринимаем, в той или иной мере вызывает у нас определенные чувства. В возрасте 11 лет, Питер вместе со старшим братом стал посещать латинскую школу. По мнению экспертов, это картина «Smell» (Запах), которая была написана предположительно в 1625 году на тот момент еще очень молодым Рембрандтом. Это «Охота на тигров», «Двойной портрет Альберта и Изабеллы», «Вакханалия», «Портрет герцога Лерма» и другие работы Рубенса, «Мадонна в цветах» Рубенса и Брейгеля и еще несколько неопознаваемых живописных работ.
Справа поодаль на круглой печи стоит большая колба со сложной крышкой, на которой сбоку располагается реторта для сбора конденсата (тоже перегонный аппарат). Но у Рембрандта все совершенно по-другому. И все же привычная активность не покидала Рубенса до последнего дня жизни. Эти эмоции, проявляемые нами и называют чувствами.
Бросалось в глаза и очевидное стилистическое и композиционное сходство вновь обретённого произведения с тремя уже известным картинами Рембрандта этой серии и то, что все четыре работы написаны в одной цветовой гамме. Слева от нее – горящие угли в круглой жаровне, на углях стоит ваза с чем-то пахучим. Чувства – это высшее проявление эмоций.