Некоторые ухитряются снимать натюрморты вообще не используя фон как некий предмет. Там, где ничего до этого не было. Основными объектами таких натюрмортов были цветы, фрукты или мертвая дичь.
Фото натюрморты сосредоточены на цвете, контрасте, тенях и свете. Также автор фото получил красивый рисунок боке (размытие), (в который как раз попали окно с задними цветами) придавший ощущение мягкости, свежести и чистоты.
Фотоаппарат должен стоять устойчиво. Много ли среди них настоящих мастеров натюрморта. Да, это, конечно, сложно. И вот почему. Всё готово. Главный критерий тут – прочность этого предметного стола и его достаточная площадь. А притенять свет из окна можно при помощи оконных штор или жалюзи.
Важно увидеть необычное, в расположении обычных вещей. В фотографической энциклопедии Фреда и Глории Макдарров слову «натюрморт» дается следующее определение: «Общий термин для фотографий неодушевленных объектов изделий и товаров, часто для использования в рекламе». И решить ее быстро получается далеко не у каждого фотографа и художника. Любой стол в вашем доме может играть эту роль. Ну вот.
Для фото натюрморта более важна композиция, свет и детали. Вы же не хотите превратить ваш натюрморт в собственный портрет в отражении вас и камеры. Отражателем, скажем, может служить обыкновенный лист бумаги формата А4, прислоненный к чему-нибудь на вашем предметном столе. Фото натюрморты основаны на абсолютно другой концепции, отличной от обычной фотографии.
И в фотографии в том числе. Ну, например, одно яблоко положить около вазы. Не каждому под силу передать на картине настроение. Точнее, абсолютно не так. Расширяется круг предметов: наряду с такими банальными бытовыми вещами, как вилка или очки, появляются индустриальные предметы (инструменты, детали машин и станков).
Да и не только стол. То же самое можно сказать и об искусстве фотографии. Очень сложно. А без штатива такая съемка попросту невозможна.
Не забывайте и про фон вашего натюрморта. Особенно если на них красивые цветы и красивые предметы домашнего обихода. Поэкспериментируйте с различными позициями вашего источника света. Когда небольшие объекты расположены на поверхности стола, натюрморт иногда называют «настольной» (table top) фотографией. Как бы вам это не показалось странным, контролировать и регулировать естественный солнечный свет из окна достаточно легко.
Высказывание Генри Фокса Толбота о том, что «голландская школа живописи служит для нас авторитетным источником в изображении предметов повседневной, обыденной жизни», похоже, не осталось без внимания, о чем свидетельствуют, например, работы Роджера Фентона, Уильяма Лейка Прайса и Дрю Даймонда. Композиция выстроена. Чем проще, тем лучше – это главный принцип минимализма.
Фото натюрморты, как известно, достаточно популярный вид фотографии. Минимализм всегда был сложным жанром в изобразительном искусстве. Или красный мак. Для переносного источника начните с бокового освещения, а затем пробуйте разные углы.
Природа, например, красива сама по себе.
Можно рядом поставить или положить еще один или несколько каких-то предметов. Кому-то этот этап может показаться несущественным, несложным. Фотографы нередко повторяли композицию и использовали те же предметы, что и художники. Начинаем снимать. Почему.
Но, тем не менее, сделать это будет достаточно сложно. Просто запечатлеть скомпонованные вместе предметы оказывается уже недостаточно. Очень быстро вы поймете, что некоторые предметы не гармонируют друг с другом, например, по цвету, по размеру, по смыслу Композиция получается непропорциональной, «заваливается» на одну или на другую сторону. Создание композиции – это, пожалуй, самый сложный этап в работе над натюрмортом. Можно просто положить на нее кусок бумаги или красивой фанеры, например.
В Голландии же вообще не существовало единого термина: каждая специализация (завтраки, цветочные букеты, рыбные натюрморты) имела сове собственное название. Ведь именно он задает все настроение картины (и фотографии, естественно). Смазка, нерезкость в натюрморте исключены. Наверное, вот таким образом и не каждому художнику под силу создать хороший натюрморт.
Да даже сложенная «шалашиком» и поставленная рядом газета сможет сработать как отражатель. Так что рекомендуем сдвинуть вазу в одну из сторон кадра. Но не забывайте что из любых правил бывают исключения). На светлом фоне хорошо снимать «женские» натюрморты, на темном – «мужские». Ее сложнее сделать это в натюрморте.
Кто о чём, а я снова о цветах. В начале XX века фотография ищет новые способы и объекты для воплощения жанра натюрморта. Даже на полу можно организовывать композиции из предметов для съемки натюрмортов.
С бликующим фоном работать очень тяжело даже хорошим мастерам фотографии. Теплые оттенки цветов хорошо контрастируют с таким фоном. Предметным столом для натюрморта может послужить всё что угодно. И это тоже может быть красиво и гармонично. Такой уж это жанр в искусстве – все должно быть четко.
Посмотрите, хотя бы, на живописцев. Натюрморты лучше всего снимать со штатива. Французское сочетание nature morte (мертвая или умерщвленная природа) отличается от английского still life и немецкого stilleben (спокойная, тихая жизнь) не только написанием, но и значением. Фон в этом жанре изобразительного искусства играет очень важную роль.
Свет поставлен. Цветы заднего плана из-за размытия буквально слились с окном. Но это совсем не так.
И воплотить его в жизнь, в реальность, под силу далеко не каждому художнику. Угол наклона тоже важен. Портретистов и пейзажистов намного больше.