Так как объекты в натюрморте располагаются на ограниченном пространстве, задний план чаще всего делается однородным, чтобы не отвлекать внимание и не перегружать фотографию деталями. Хотя и с ними можно фотографировать, просто это не каждому натюрморту подойдёт. Натюрморт при своей кажущейся простоте самый, пожалуй, сложный жанр фотографии.
Натюрморты лучше всего снимать со штатива. И это тоже может быть красиво и гармонично. Фон в этом жанре изобразительного искусства играет очень важную роль. Важно просматривать построение композиции именно, через видоискатель. Некоторые ухитряются снимать натюрморты вообще не используя фон как некий предмет.
Посмотрите, хотя бы, на живописцев. Делая обычную фотографию, фотограф просто запечатлевает обычное течение окружающей действительности. Высказывание Генри Фокса Толбота о том, что «голландская школа живописи служит для нас авторитетным источником в изображении предметов повседневной, обыденной жизни», похоже, не осталось без внимания, о чем свидетельствуют, например, работы Роджера Фентона, Уильяма Лейка Прайса и Дрю Даймонда.
А без штатива такая съемка попросту невозможна. Для переносного источника начните с бокового освещения, а затем пробуйте разные углы. В фотографической энциклопедии Фреда и Глории Макдарров слову «натюрморт» дается следующее определение: «Общий термин для фотографий неодушевленных объектов изделий и товаров, часто для использования в рекламе». Любой стол в вашем доме может играть эту роль. Смазка, нерезкость в натюрморте исключены. Особенно если на них красивые цветы и красивые предметы домашнего обихода. В Голландии же вообще не существовало единого термина: каждая специализация (завтраки, цветочные букеты, рыбные натюрморты) имела сове собственное название.
Чтобы натюрморт обрел смысл, следует четко представлять себе, какова его тема. Натюрморт следует строить постепенно, по частям и последовательно. Всё готово. Просто запечатлеть скомпонованные вместе предметы оказывается уже недостаточно. Лучше разбить, сделать отдельно летний, осенний, зимний, весенний натюрморты.
Но, тем не менее, сделать это будет достаточно сложно. К тому же, если не использовать вспышки источники света достаточно слабые. Чем проще, тем лучше – это главный принцип минимализма. Предметным столом для натюрморта может послужить всё что угодно. Главный критерий тут – прочность этого предметного стола и его достаточная площадь.
Ну, например, одно яблоко положить около вазы. Можно рядом поставить или положить еще один или несколько каких-то предметов. И в фотографии в том числе. Вы же не хотите превратить ваш натюрморт в собственный портрет в отражении вас и камеры. В начале XX века фотография ищет новые способы и объекты для воплощения жанра натюрморта. Когда небольшие объекты расположены на поверхности стола, натюрморт иногда называют «настольной» (table top) фотографией. И не пропускать мелочей, на которых часто и держится она. Да, это, конечно, сложно.
Важно увидеть необычное, в расположении обычных вещей. Вернитесь к натюрморту через несколько дней или даже недель, могут возникнуть новые идеи. Фотоаппарат должен стоять устойчиво. Особенно если требуется участия множества объектов в композиции.
И воплотить его в жизнь, в реальность, под силу далеко не каждому художнику. И важно, чтобы второстепенные элементы формировали сюжет вместе с главным объектом. Даже на полу можно организовывать композиции из предметов для съемки натюрмортов. Природа, например, красива сама по себе. Можно просто положить на нее кусок бумаги или красивой фанеры, например.
В качестве примера тут можно привести натюрморты классика чехословацкой фотографии середины прошлого века Вацлава Йиру, которые он создавал в своей студии или вне ее ночью исключительно при лунном свете, не используя при этом никакие дополнительные источники света. Ее сложнее сделать это в натюрморте. Почему.
Французское сочетание nature morte (мертвая или умерщвленная природа) отличается от английского still life и немецкого stilleben (спокойная, тихая жизнь) не только написанием, но и значением. Натюрморты часто снимаются на закрытых диафрагмах (хотя это не правило, всё зависит от ситуации). Композиция выстроена.
При этом штатив будет практически необходим, даже в случае работы на коротких выдержках. Свет можно пропустить через полупрозрачные предметы, сквозь бутылку, вазу, пакеты и пр. Если приходится делать другую работу или создание натюрморта «не идет», то он может и подождать. Также автор фото получил красивый рисунок боке (размытие), (в который как раз попали окно с задними цветами) придавший ощущение мягкости, свежести и чистоты. В этой ситуации лучше не повышать светочувствительность (её значения будут достаточно экстремальные и приведут к появлению сильных шумов), а закрепить камеру. Портретистов и пейзажистов намного больше.
Поэкспериментируйте с различными позициями вашего источника света. Начинаем снимать. Расширяется круг предметов: наряду с такими банальными бытовыми вещами, как вилка или очки, появляются индустриальные предметы (инструменты, детали машин и станков).
Да и не только стол. И вот почему. Свет поставлен. Фото натюрморты основаны на абсолютно другой концепции, отличной от обычной фотографии. Наверное, вот таким образом и не каждому художнику под силу создать хороший натюрморт.
С бликующим фоном работать очень тяжело даже хорошим мастерам фотографии. И решить ее быстро получается далеко не у каждого фотографа и художника. Кто о чём, а я снова о цветах.
Кому-то этот этап может показаться несущественным, несложным. Создание композиции – это, пожалуй, самый сложный этап в работе над натюрмортом. Фото натюрморты, как известно, достаточно популярный вид фотографии. Точнее, абсолютно не так. Там, где ничего до этого не было. Для фото натюрморта более важна композиция, свет и детали.
Минимализм всегда был сложным жанром в изобразительном искусстве. Да и тема не должна быть слишком общей: можно, конечно, попробовать сделать натюрморт с сюжетом «Времена года», но либо объектов будет много (нужно ведь каждое время раскрыть), либо сюжет будет сложно читаться. Такой уж это жанр в искусстве – все должно быть четко. Цветы заднего плана из-за размытия буквально слились с окном. Или красный мак. Но это совсем не так.
Так что рекомендуем сдвинуть вазу в одну из сторон кадра. Не каждому под силу передать на картине настроение. Не забывайте и про фон вашего натюрморта. Он позволит тщательно проработать композицию и меньше отвлекаться на постановку точки съемки.
Основными объектами таких натюрмортов были цветы, фрукты или мертвая дичь. Много ли среди них настоящих мастеров натюрморта. Ну вот.
Да даже сложенная «шалашиком» и поставленная рядом газета сможет сработать как отражатель. А притенять свет из окна можно при помощи оконных штор или жалюзи. Ведь именно он задает все настроение картины (и фотографии, естественно). То же самое можно сказать и об искусстве фотографии.
Фото натюрморты сосредоточены на цвете, контрасте, тенях и свете. Манипуляции с диафрагмой и максимальное использование возможностей оптики при фотосъемке в этом жанре дают массу вариантов для воплощения идеи фотографа. Очень быстро вы поймете, что некоторые предметы не гармонируют друг с другом, например, по цвету, по размеру, по смыслу Композиция получается непропорциональной, «заваливается» на одну или на другую сторону. Если вы используете естественный свет, то, очевидно, что вам придется перемещать свой предмет, чтобы изменить угол наклона это гораздо проще, чем перестроить окно.
На светлом фоне хорошо снимать «женские» натюрморты, на темном – «мужские». Можно, конечно, просто ставить на твёрдую поверхность и использовать задержку спуска затвора (чтобы фотоаппарат не шатался от нажатия на кнопку), но удобнее всё-таки использовать штатив. Но не забывайте что из любых правил бывают исключения).
Первым делом нужно учесть, что смысловой и геометрический центры любой картины, в том числе и фотографии и, естественно, натюрморта – далеко не всегда совпадают. Угол наклона тоже важен. Фотографы нередко повторяли композицию и использовали те же предметы, что и художники.
Теплые оттенки цветов хорошо контрастируют с таким фоном. Очень сложно.