Аукционный дом Christies опубликовал заявление, которое опровергает сообщения американских СМИ о продаже картины Леонардо да Винчи Спаситель мира саудовскому принцу Бадеру бин Абдулле бин Мохаммеду бин Фархану аль-Сауду. Картину «Спаситель мира» Леонардо да Винчи, проданную в середине ноября за рекордные 450, 3 млн, приобрел принц Саудовской Аравии Бадер бин Абдулла бин Мохаммед бин Фархан аль Сауд. 7 декабря The New York Times сообщила, что картину купил принц Бадер, друг наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Салмана, в ноябре возглавившего антикоррупционный комитет страны. Картина получила название «Принц Мира» или в оригинале «Prince Of Peace».
Картина, приобретенная принцем в Walton Fine Arts gallery, состоит из двух частей. На картине есть частично стертая надпись «Aetatis AN / MENS 4», которая позволяет предположить, что портрет написан, когда принцу был 1 год и 4 месяца— в марте 1631 года2. Картина Леонардо да Винчи Спаситель мира была куплена саудовским принцем Бадром бен Абдуллой бен Мухаммедом бен Фарханом Аль Саудом.
Он тонко передавал особенности характера своих заказчиков и виртуозно изображал их позы и детали одежды. Аукционному дому Christies своим основным источником дохода он назвал недвижимость. Однако, поскольку биограф не упоминает о карлике, некоторые предполагают, что речь идет о портрете принца кисти Веласкеса, находящемся в коллекции Уоллес, где тот изображен один. Браун допускает эту гипотезу7.
Однако поскольку картина явно написана до этой даты, карлик не может быть Лескано. Именно в нем находится древнейший архитектурный памятник Аль-Хиджр, внесенный в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Leonardo da Vinci, Salvator Mundi, 65. 7 x 45. 7 см, credit: Christies Согласно официальным документам, предоставленным в New York Times, принц Бадер бен Абдулла бин Мохаммед бен Фархан аль-Сауд заплатил аукциону Christie 450. 3 миллионов за картину «Сальватор Мунди», написанную великим Леонардо да Винчи. Его динамичная поза натолкнула Панторбу на мысль, что он был добавлен на картину позднее8. И даже не в Саудовскую Аравию.
Кстати, теперь стало понятно, почему картина «Сальватор Мунди» появится вскоре в филиале Лувра в Абу-Даби, ведь ее покупателем стал саудит. В настоящее время он является председателем медиахолдинга Riyadh-based Saudi Research and Marketing Group (SRMG), в состав которого входит 15 журналов и газет, в том числе арабское ежедневное издание Asharq Al-Awsat. Художник учился в Лондоне, Риме и Неаполе, затем в 1738 году вернулся на родину, где пользовался покровительством знатных людей как на севере (в Шотландии), так и на юге (в Англии). Его одеяния подчеркивают его высокий статус. В одной руке он держит маршальский жезл, другая покоится на рукояти шпаги.
Пока что вся рекордная сумма аукционному дому не выплачена. Изображенный рядом карлик (или карлица) держит яблоко и погремушку и контрастирует с наследником могущественной империи, который «не нуждается» в этих обычных детских атрибутах. Хосе Камон Азнар указал6, что костюм карлика, включающий ожерелье, является женским2. Еще у Бадера бизнес, связанный с переработкой отходов, членство в правлении энергетической компании и т. д. Но отправится самая дорогая картина в мире не домой к принцу Бадеру. Это, по его мнению, «объясняет стилистистическую разницу, замеченную Панторбой и полотно может восприниматься, как одна из визуальных игр, столь любимых Веласкесом и творческими умами его времени, которые восхищались путаницей между миром реальным и изображенным»4.
и т. п. Хулиан Гальего, чтобы решить проблему несочетания хронологии выдвигает, как он сам пишет, «рискованную идею», что портрет написан в излюбленном Веласкесом жанре «картина в картине»: то есть карлик изображен на фоне парадного портрета карлика, а линия ковра— это граница реального мира и заднего полотна. Однако там ему около трех лет, так что это не может быть «самый первый» портрет принца4. Оба окончили Университет имени короля Сауда в Эр-Рияде— возможно, там и познакомились. Традиционная идентификация карлика как Франсиско Лескано по прозвищу «Дитя из Вальескаса» (он же на другом портрете кисти Веласкеса) была предложена Морено Вильей, который предположил, что портрет в таком случае написан в 1634 году, когда Лескано поступил на службу к принцу.
А первым её пристанищем станет недавно открывшийся филиал Лувра в Абу-Даби. Хоть принц Бадер и является для текущей правящей династии Саудитов очень дальним родственником (его династия Фарханы идет от брата правителя Саудовской Аравии в XVIII веке), но наследному принцу Саудовской Аравии Мухаммеду ибн Салману аль Сауду он ровесник и однокашник.
Но произойдет это только после того, как покупка будет оплачена. На нем тёмно-зелёный, расшитый золотом1 «военный мундир», (включая миниатюрную кирасу), алая перевязь и кружевной «вандейковский» воротник. По странному стечению обстоятельств, рекордная покупка «Спасителя мира» произошла практически одновременно с началом антикоррупционной кампании наследного принца Мухаммеда. Все это— символы генеральского ранга. При создании работ из этой серии, Принс использовал обложки романов на медицинскую тематику, увеличивал их изменял фон используя мрачную палитру, «закрывал» медсёстрам рты хирургическими масками, создавая максимально зловещую атмосферу. Предположительно, речь идет именно об этом портрете. Он был очень хорошо принят графом-герцогом, который приказал ему пойти и поцеловать руку Его Величества с глубочайшими благодарностями за то, что тот не призвал другого живописца, а предпочел дожидаться его, чтобы написать портрет принца, который он и сделал незамедлительно».
Таким образом, художник апеллирует к стереотипному восприятию медсестры как «ангела милосердия» или же сексуального объекта. Автор картины, Аллан Рэмзи – старший сын и полный тёзка шотландского поэта, драматурга и фольклориста. Рядом на подушке покоится головной убор с роскошным пером.