Вообще, мыотом времени неочень много знаем изнания эти отрывочны. УБоттичелли нет этого героизма. В«Primavera» мы видим сразу большое количество слоев. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. Вот таким образом ифилософская неоплатоническая тема любви ивесь хмель двора Лоренцо Медичи итрагическая мечта снять зазеркалье Боттичелли– они, конечно, полностью выражены только вкартине «Primavera».
Боттичелли оставил нам очень интересный автопортрет. Этоозначает, чтоих больше нет, ониушли. Этакартина недавно была наочень большой выставке вЛувре, посвященной дому Медичи. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. По-прежнему, пространство дано в глубину, но на этот раз оно не замкнуто, открываясь в сторону неба, причем частичное наложение фигур друг на друга компенсируется их распределением на плоскости.
Этозамечательно описано уБулгакова, когда он в«Мастере иМаргарите» это вкладывает вуста героя: «Помянут меня, – сейчасже помянут итебя. » Вот их помянут– иего помянут. Наэтот вопрос трудно ответить.
Исследователи идентифицируют его с картиной «Мадонна с гранатом». Но давайте попробуем. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги.
Разве можно описать дуновение гения. Онвписан втой части, гдеизображены портреты Академии Медичи. Тема любви, которая так важна вообще дляИталии, которая важна была длятреченто, которая очень важна длякватроченто (тоесть дляXVвека), которая очень важна длявсей философии Медичи, двора Медичи, времени, онаимеет определенную этапность. Онабыла его музой, онаподстегнула его гениальность ивэтом главное. Музыка вдрапировках.
Этобыло удивительно: картины начинали петь, звучать идышать иначе. Очень большое впечатление производит «Пьета», одна изего поздних картин. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику — папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ — дуб и сочетание желтого с голубым — цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. Но красота Симонетты запечатлилась в памяти Боттичелли и послужила ему при написании Граций и других женских образов картины.
«Primavera»– картина действительно необыкновенная, так как, когда вы ее видите вУффици, выневерите своим глазам– такая это красота. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту.
Этоиесть любовь земная илюбовь небесная– одно лицо, нопросто по-разному. Иеронима. Иона делает странный жест рукой, кактолчок икакбы отэтого толчка вдруг еще левее отнее– знаменитый танец трех граций, которые кружатся вэтом лесу. Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения. Судьба этой картины, которая была написана в1482году (посудите сами– более 500лет назад), необыкновенная.
Италия. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга.
На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Этобыла очень большая редкость. Онписал их бесконечно.
Этосамая прекрасная женщина вмире, этобогиня. » Они все обязаны были быть внее влюблены, так как они были толи друзьями, толи вассалами князя. Правильно онем всегда пишут, чтоон непревзойденный поэт линии. Боттичелли пишет эту картину каксвой бесконечно повторяющийся сон обутрате. Через него пройдет время.
Справа стоит Лоренцо ион очень хорошо виден. Ивот левая фигура, фигура Меркурия, одетая вплащ. Чтоже касается Лоренцо Великолепного, томожно сказать определенно, чтоон был личностью такогоже масштаба, какБоттичелли, Леонардо, Микеланджело, Рафаэль, Браманте илиКарпаччо– этобыла гигантская личность эпохи Возрождения, гений своего времени. Примеры тому Мадонна Магнификат и Мадонна с гранатом (обе в Уффици). Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино.
Этаэпоха продолжалась. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Тывлюблен, каквженщину иликаквкакую-то мечту илиидею. Ведь «Primavera»– этосовершенно элитарное произведение искусства, очень изысканное, онотаит всебе огромное количество стилистических загадок. Мастерская Липпи находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось).
Носамым неприятным сточки зрения гигиены была посуда. Например, накартине Пьеро делла Франческа «Рождество» показан этот оркестрик. Такие подарки были в то время обычным явлением. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4.
Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Только настоящий поэт чувствует эпоху, какникто. Юношеская «Мадонна с Младенцем и ангелом» была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици). Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию Мадонны учителя Фра Филиппа. Онсказал: «Акто через сто лет будет знать, похож илинепохож. » Через сто, через пятьсот лет, ктобудет знать, похож илинепохож.
Есть еще много источников, нововсяком случае то, очем мы сейчас говорим, безусловно, было. Какэто можно знать. Особенно «Рождение Венеры», гдеона стоит, прикасаясь кончиками ног краковине иразвеваются ее золотые волосы.
Изломанное тело, такое молодое, нооно сломлено пополам Толи это оплакивание юного погибшего бога, толи это оплакивание Лоренцо, толи оплакивание Джулиано, толи оплакивание того времени, которое было длянего всем– егожизнью, егодыханием, егодружбой, еголюбовью, толи оплакивание Савонаролы, этого безумца. Так завершается этот путь от идиллических грез чувствительного юноши к страстной проповеди пророка. Ноэто был тип, который был признан типом модной ипрекрасной женщины. Былинебыл.
Картины История Виргинии (Бергамо, Академия Каррара) и История Лукреции (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году. Волхвы– первые, ктопришли возвестить новую эпоху, ктопришли возвестить новое время. Перед смертью, какговорят, оннаэтихже самых ступенях собора произнес что-то вроде прощального монолога, вкотором сказал, что, наконец, онможет жизнь свою отдать забрата своего, завеликого человека, атак жизнь его была какбы праздной ипустой. Итакойже был его дед Козимо.
Другие считают, что Меркурий— это сам Лоренцо Великолепный, а среди остальных персонажей находят его любовниц. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Боттичелли абсолютно другой. Дляпоэта иромантика это имеет очень большое значение. Нет, егоинтересует ее функция, еевнешняя форма.
Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Во второй картине, возможно, тоже есть портреты — но кто знает это. Нолюбовь земная– этоможет быть иуличная девушка, услугами которых они тоже пользовались. В 1465 году Филиппе написал Мадонну с Младенцем и ангелами, ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, Мадонны с Младенцем и ангелом (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и Мадонны на лоджии (Уффици). Женщина– предмет поклонения, ноона закрыта перед ними, познание внутреннего мира женщины невтрадициях времени.
Этоочень красивые картины: и«Рождение Венеры» и«Primavera». Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций. Только Флора справой стороны входит втройку фигур, аМадонна– слевой стороны. Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477-1478 годами. Вообще, резонанс Боттичелли вкультуре XXвека огромен.
Туткомплекс признаков. Этотакой всеплач, общее рыдание иэнергетика мощнейшая вэтой картине, гораздо больше, чемвдругих его вещах, в«Клевете» илив«Святом Зиновии». Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Самый простой вариант – картина является предсвадебным наставлением невесте, в Меркурии изображён Лоренцо ди Пьерфранческо, а в качестве средней Хариты, смотрящей на него – Семирамида Аппиани. Гирландайо написал большую фреску, связанную ссемьей Торнабуони ичасть этой фрески находится вЛувре ивнизу написано Боттичелли, ноэто неБоттичелли, этоГирландайо.
Внем есть образ любви ипоражения. Картина Боттичелли «Primavera» («Весна») – одна из самых лирических и поэтичных во всей истории мировой живописи, а ее автора нередко называют «художником Весны», хотя он создал немало знаменитых и узнаваемых картин и фресок. Таместь очень интимная, очень глубокая нота. Его лёгкий огненно-красный плащ, шлем на голове и меч на боку подчёркивают его роль хранителя сада.
Еерастащили накалендари, наженские платки, надизайн, растащили целиком, поэлементам. Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь Лоренцано за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Новся династия Медичи (ведь все-таки ЛевX был папой)– проних нельзя сказать, чтоони только покупали эти должности илитолько делали карьеру. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.
Онистали мадоннами, музами художников ипоэтов, этобыло новое время. Нодело невтом, какая картина больше известна, автом, чтовся полнота философских, поэтических, художественных, каких-то еще очень собственных внутренних интимных мыслей более широко развернута в«Primavera», чемв«Рождении Венеры». КакКаспар, Мельхиор иБальтазар, тривеликих волхва, пришли первые, нопосле пастухов, вясли. Она не просто богиня любви и красоты. Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли.
Этобыла главенствующая тема придворе Медичи, прилюбом рыцарском дворе, вкультуре, гдепрославляется прекрасная дама, гдеидея прекрасной дамы была соединена точно сименем Симонетты Веспуччи, сименем Джулиано илиЛоренцо Медичи, сименем Анджело Полициано, который пишет поэму «Турнир». Ачто значит писать. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет.
203 x 314 см. Писать осебе. Акогда Меркурий своим жезлом касается дерева, гаснет лето, гаснет пора расцвета инаступает осень. Этоестественно.
Онаразделила трагическую участь Венеры Милосской, «Джоконды», «Черного квадрата» Казимира Малевича, так как эту картину растащили нацитаты. Фра Филипп мастер исключительнейший и редкостный талант (Вазари) был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. В этом году он написал Святого Августина на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи. Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения. Надо сказать обэтом автопортрете еще очень важную вещь.
Ятолько частично был. Апотом– переход ктаким картинам, как«Покинутая», как«Саломея сголовой святого Иоанна Крестителя», какпоздние его вещи «Реквием» и«Положение вогроб». АвСредние века эти драпировки, которых очень много, скрывают тела, делая их бестелесными. Галерея Уффици. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой.
Иэто точное соединение сименем Боттичелли, длякоторого оба имени были сокровенными. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. В«Рождении Венеры», всамой композиции, есть жестковатость, разделенность направую илевую половину: нараковину, накоторой она стоит инаусловный лес, какдекорация втех постановках, которые оформлял Боттичелли, сэтой феей, богиней леса, которая выходит излеса сплащом, который она хочет накинуть наплечи Венеры. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности. Многие из наиболее известных произведений художника 70-80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (1449-1492), которых он собрал при своем дворе.
Сохранилась переписка Микеланджело иВиттории Колонны. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Этиоркестры изображены накартинах венецианских художников, натойже самой картине «Концерт».
Возможно, оннеписал стихов, ноон был поэтом-романтиком, который выразил себя вискусстве. Между двумя картинами, «Primavera» и«Рождение Венеры», конечно, очень большая связь, хотябы потому, чтоони были выполнены какдиптих: позамыслу художника одна картина была какбы продолжением другой. Боттичелли, видимо, ужетогда начал писать эту Симонетту Каттанео Веспуччи.
Тамтотже самый Браманте, Полициано, тампортреты современников итам он изображает себя.
Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. Посвоему рождению, посвоему обучению, посвоей жизни он был флорентинцем. Во-первых, тамузыка, которую они исполняли сами. Иони играли напрекрасных духовых инструментах, восновном это были флейтные звуки. Иэто все-таки одна итаже модель уТициана сидит.
Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Онбыл настоящим поэтом, так как дляпоэта важна любовь. Этоочень мощная картина, также, как«Покинутая»– этофигура, сидящая наступеньках зазакрытыми дверями.
Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины.
Есть такой образ– КарлV, подающий кисти Тициану. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Впечатление она нанего производила, вероятно, необычайно сильное. Оплодотворяющий Зефир соединяется с Флорой, порождая Примаверу (Весну) символ живительных сил Природы. И поскольку Меркурий, покровитель искусств, был рожден Майей, то ему посвящается весенний месяц май.
Икакон смотрит нанас: онобращен только кнам, эточеловек систорическим сознанием. Почему мы говорим «мост надбездной». Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, — это Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи. Внем совершенно никогда нет чувства мышцы ипобеды. Павел Муратов написал, чтоплащ уВенеры (илиБогородицы) итуника уМеркурия одинакового цвета иэто правда.
Важно толькото, чему равен итог этих переживаний, платонических иличувственных. Женщина отказывается отсебя, онахочет быть какМэрилин, блондинкой сбольшим бюстом– этокруто, этомодно. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Этому никогда неуделяли достаточного внимания, ноэто так. Обратимся кее изначалью, ктому, какона была написана, чтопослужило основой дляее написания, кембыл Сандро Боттичелли ичем была его знаменитая картина «Primavera» вте далекие времена, впоследней трети XVвека.
5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482 – 1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Ивот таким образом художники эпохи Возрождения рассказывали старые истории нановый лад. Тамбыло представлено «Поклонение волхвов»: когда смотришь наавтопортрет Боттичелли, удивительно, какон выпукло соединяется собщей композицией– друзья Академии, семья ивместе стем, какон отделен вправой нижней части отвсего этого. Онвидел себя ичерез сто лет ичерез двести ичерез триста, онмыслил себя исторически.
Картина написана на основе древнеримской мифологии. Икакинтересно живут эти деревья. Настоящее имя Боттичелли— Алессандро Филипепи (для друзей — Сандро). Он был младшим из четырех сыновей Мариано Филипепи и его жены Змеральды и родился во Флоренции в 1445 году. Никогда уже двери неоткроются иникогда уже ничего невернется. Это – гимн и природе и человечеству.
Иодна бездругой несуществует. Боттичелли изобразил Флору в виде девушки в длинном расшитом цветами платье, с венком на золотых волосах, гирляндой на шее и поясом из полевых цветов. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий.
Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. В Распятии из художественного собрания Фогга изображение мистических мук Магдалины, обнимающей в отчаянии основание креста, являет собой один из самых высоких образцов искусства. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни). Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины).
Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галерея искусств Берлин, Государственные музеи Милан, собрание Креспи), которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на века сохранили черты погибшего. Всеего фигуры– непросто очерченные, форма какбы создается через линию.
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Художники невсегда называют своих отцов. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Оннаписал картину, которая называется «Поклонение волхвов».
Конечно, онбыл чувствилищем времени ивеликим поэтом-романтиком. Аиногда пишут, чтоГирландайо– Боттичелли. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. В 1472 году Боттичеллизаписался в гильдию Святого Луки (объединение художников). Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для штандартов и других тканей (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр. Уних запросто случались иотношения смужчинами какая разница. Сторонники исходят из того, что источниками для Боттичелли являлись не просто Лукреций и Овидий, а философия Фичино и поэзия Полициано, с которыми Боттичелли познакомился в Платоновской Академии. Можноли сказать, чтоона была носительницей исключительных качеств. Ивсе– жизнь кончилась, двери закрыли илоскут синего неба там застеной.
Так как он смотрит нанас, так как идут века имы проходим мимо этой картины. Итретья нота, отделяющаяся отних, – Primavera, Весна. Единство восприятия достигается расположением фигур, подобно тому как единство настроения реализуется в идее поклонения. Онавообще всегда читается справа налево. Этобыли одаренные люди, втом числе боковая линия, которая потом приходит квласти. Вотвэтих словах– «мой Сандро»– вэтом любовь инежность Леонардо, которые небыли ему свойственны. После смерти Савонаролы, Боттичелли впадает в отчаяние.
Докакой степени точно он осознает эту двойную позицию. Справа ислева расположены члены семьи Медичи. Вот, справой стороны группа изтрех фигур. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. В 1537 она была перевезена в Кастелло.
Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Онипереписывались, существует переписка, онистали писать иписать очень много. Выполнение каждого образа являет собою чудо изящества и благородства, но все в целом слишком ограничено и сжато в пространстве отсутствует физическое движение, а вместе с ним и духовный порыв. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия).
В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Онневедает, вкого икакон попадет. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Какая музыка адекватна той музыке, которая звучит вкартине «Весна».
Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Этобыла династия, узурпировавшая, ксчастью дляэпохи идляФлоренции, власть воФлоренции иЛоренцо, может быть, былнаиболее яркой личностью, вершиной. Онистали себя осознавать, онистали осознавать себя исторически. Дело втом, чтопринцип художественной организации пространства очень необычен.
В то же время, здесь ощущается некоторый отход от совершенства пропорций (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Былобы прекрасно реставрировать музыку идать аккомпанемент кэтим картинам. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору.
Ивот таким образом художники пишут ито идругое, ноони пишут, каклюди нового времени. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц.
Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Вэтой картине перспективная точка сходится наместе, которое называется ясли иливертеп.
Есть указания нато, чтоМедичи были создателями какой-то определенной организации, ккоторой принадлежали они ипосвященные люди икоторая называлась «орден волхвов». Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Меркурий (слева) нарциссически красив. Писалли он ее доее смерти.
Этоочень подходит ктому двойственному состоянию, которое передает нам Боттичелли икоторое так внятно людям XXвека. Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер. Иэто семья Медичи, онпоказывает, чтобыл частью этой семьи. Потом втом месте, гдевозникает Флора– сама весна, ониначинают давать плоды, ониуже цветут.
Ивзеркале Хлои, которая бежит отБорея сэтим цветком хмеля взубах. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Есть стихи, посвященныеей, акогда ее хоронили, стихи написал сам Лоренцо Великолепный.
Вообще, вдрапировках музыка есть всегда. Неслучайно это время очень хорошо разделяло две вещи: любовь земную илюбовь небесную. Итальянцы живут наземле античности изих жил античная кровь неуходила никогда иникуда. Справа– Лоренцо иего двор, слева– Джулиано иего двор– мыих узнаем, мыузнаем старого Козимо идаже их предка Джованни ди Биччи, мыузнаем героев медицейской Академии. Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему Поклонение волхвов, одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 1481-1482 года) — в Национальной галерее в Вашингтоне.
Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Этовидно также уТициана: мужчины– личности, аженщины– красавицы, Венеры. Этоответ очень банальный, нодело обстояло именно так. Трудно сказать, такэто было илинетак, ноесть такие сведения. Этофигура Меркурия. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Таквот, дети «Primavera»– этодети весны, этожизнь заново. Вот таким образом, может быть, Боттичелли остается единственным художником, который так остро, тактрагически понял свое время, выразил его рубежными вещами, праздничными, угарными вещами мечты исна, какими были «Primavera» и«Рождение Венеры».
Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Такие подарки были в то время обычным явлением1. ИСандро Боттичелли был одним изподлинных центров жизни Флоренции, так как Сандро Боттичелли был нетолько великим художником, ноон также был придворным.
Первые признаки этого становятся заметны в его творчестве в начале 1480-х годов. Этостекающая вниз линия, которая создает определенный ритм жизни формы. Онкакникто знал ивещи Боттичелли иего иллюстрации к«Божественной комедии».
Считается, чтоздесь еще есть период полгода, ровно полгода– смарта посентябрь. Композиционно полотно делится на три части.
Еще одним общественным заказом — художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория. Затем период безмятежной полноты чувств: «Марс и Венера», «Рождение Венеры», «Паллада и Кентавр», «Мадонна со св. Иоанном Крестителем и св. Иоанном Евангелистом». Двевместе– ветер Борей иХлоя. Движение Венеры едва заметно, но направлено оно от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует, судя по всему, Меркурий. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие.
Авот последователь унего (сам он никогда этого неговорил, но, посути, этотак есть) только один– этоАмедео Модильяни. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил Минерву-пацифику, атрибуты которой копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине оливковые ветви и венок) символизируют добродетель. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано.
Фигура, стоящая отдельно, абсолютно отдельно, такой одинокий голос. Боттичелли был художником итальянским, флорентийским, художником Возрождения XVвека. Каждая эпоха имела своих звезд, свой тип красоты, носителем которого был некий прототип. Онпишет ее икакчеловек своего времени. Емунежалко было вкладывать деньги вбессмертие, онменял деньги набессмертие.
ВоФлоренции XVвека художники часто пишут этот сюжет, этокакое-то общее место, каждый должен это сделать. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Этовот такой феномен любви. Относительно настоящих больших музыкантов эпохи Боттичелли сказать особо нечего.
В 1537 она была перевезена в Кастелло. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. XXвек обожает эту красоту, этокрасота особая, немного ущербная. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Джулиано Медичи позаконам того времени был отчаянно влюблен водну очаровательную женщину. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Ивсе-таки извсех картин, наверное именно «Весна» производит самое мощное иглубокое впечатление.
Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Стиль Боттичелли, егообраз постоянно мелькают, даже впесенках Вертинского они есть.
В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Мысвами видим приемную эпохи Возрождения, мысвами видим культуру накотурнах, мынесмотрим нанее сдругой стороны, мынезаглядываем внутрь нее– сточки зрения того, накаком уровне была медицина, накаком уровне была гигиена, какони мыли посуду, какчасто они переодевали рубашки, какчасто они купались итак далее. Боттичелли на картине изобразил Зефира, преследующего нимфу Хлорис из их союза возникает Флора затем видим Венеру, танец Граций и, наконец, Меркурия, который, устремив взгляд ввысь, снимает кадуцеем пелену облаков, препятствующую созерцанию. После смерти Симонетта становится прекрасной дамой Боттичелли. Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения.
Флоренция. Ивдруг именно это произведение наряду с«Джокондой» становится предметом такой невероятной агрессии. Этоавтопортрет врост, оннепогрудный инепрофильный. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Нет.
Большое произведение Боттичелли— «Венчание Богоматери» (1490 г. ) проникнуто уже иным духом. Мариано Филипепи скончался 20 февраля и похоронен на кладбище Оньисанти. Зато в«Primave-ra» это зеркально дробный образ, то, чтоназывается «отразившийся вовсех зеркалах». Всяэта картина Боттичелли написана так, каквего время художники неписали.
Любовь земная илюбовь небесная всплетении противопоставлены мудрости, мудрость слюбовью небесной противопоставлены любви земной итак далее. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Егозанятием были охоты, турниры, праздники, любовь. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. 1470, Флоренция, Уффици) и Мадонна с Младенцем и ангелами (1465-1467, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. Боттичелли был художником-романтиком. Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин Святой Себастьян (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре. Короче говоря, судьба этой картины необычна идвусмысленна.
Ониникогда ненаступают наземлю, онипарят навершок надземлей. Исследователи предложили несколько толкований. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Онпоказывает, содной стороны, себя внутри очень определенной картины– это«Поклонение волхвов». Тамсидит натроне Мадонна смладенцем (конечно, вее чертах мы узнаем все туже Симонетту), стоит Иосиф. Ачто зачеловек была Симонетта.
Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли. Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как Мадонна в розарии (ок. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много живейших и прекраснейших картин (Вазари). Изображая кентавра, художник пользовался конкретным античным прообразом — фигурой саркофага, хранящегося ныне в Ватиканском музее.
Просветы образуют арку, напоминающую многочисленные изображения Мадонны, в том числе и самого Боттичелли. Можно полностью уничтожить произведение припомощи вот такой популяризации, но, повсей вероятности, ни«Джоконда», ни«Весна», нидаже Венера Милосская этой ликвидации неподлежат. Этосоединение темы любви, которая есть вэтой картине, стемой весны. Длилось это недолго: Симонетта очень рано умерла, ввозрасте 29лет, отбытовой чахотки. А май считался не только концом весны, но и началом лета. Собственно говоря, этоавтопортрет любого художника.
Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Этилюди мыслили себя иначе, онивидели себя вистории– нетолько вистории библейской инетолько вистории античной, героической. Картина висела над софой, называемой летуччо. «Primavera» ненаписана какповествование. Очевидно, такова была система отношений.
Гений излодейство существовали вместе, одновременно. Известно, чтоона была женщиной необычайной красоты ибыла прекрасной дамой воФлоренции. Чтоэто законцертная музыка. Ион никак немог понять, кого она ему напоминала ипрошел мимо. Сних новое время иначалось. Неисключено, чтокто-то изних ибыл внее влюблен. Онстоит усамого края картины исмотрит нанас.
Чего стоят только воспоминания Бенвенуто Челлини. Онииграли наинструментах, которые сейчас остались разве что вретро-оркестрах. Какон писал линию, какон писал музыку линии.
Тамвсе. Работа эта получилась достойной наивысшей похвалы ибо на лице этого святого он выразил ту глубину, остроту и тонкость мысли, которая свойственна лицам исполненным премудрости. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино дел ла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску Благовещение (Флоренция, Уффици). В таком случае ее содержание близко содержанию картины Венера и Марс. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Этовосхищение, этожелание, ноотнюдь непознание.
Происходит такое смещение: именем Боттичелли подписывается целый ряд других художников. Вероятно, этосочетание нежных струнных идуховых инструментов создавало такую печальную исладостную музыку. Козимо продолжал линию Лоренцо, только уже вXVIвеке, визменившихся условиях. Иеще можно кэтому добавить, опять сославшись наШекспира: в«Отелло» ивочень многих других произведениях Шекспира прекрасно выражено это ренессансное отношение кженщине– точно также, какв«Двенадцатой ночи», гдеОливия– предмет поклонения.
Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Такие подарки были в то время обычным явлением. Чтоответил Микеланджело. В«Двенадцатой ночи» Шекспира описаны двор герцога Орсино иего отношения сОливией ивсе это точно соответствует тому, чтопроисходило воФлоренции. Он впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний. Первая– когда он был, таксказать, пажом илидругом своего герцога Джулиано ивторая– когда он начал вспоминать, когда он остался безних, когда он начал писать эти картины, когда он написал «Весну». Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование.
Еелучше некасаться. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. обе выполнены с грацией и выразительностью». Меркурий гасит пору цветения всентябре. Этого никто незнает. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки.
Небудем говорить отом, сколько он там наврал, ноон написал эти мемуары. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. Мысейчас называем их словом «звезда». Надней царит Купидон– маленький беспощадный бог, конечноже, слепой. Всеэти люди остались вего творчестве ивего портретах, каквколлективных, такинаписанных снатуры.
Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Былли Боттичелли внее влюблен, каквженщину. Ихконцерты показаны накартинах очень многих художников. Онбыл, какмы уже говорили, очень похож нагерцога Орсино из«Двенадцатой ночи», такогоже типа молодой человек. Трифигуры справа, которые составляют аккорд.
Даже уТициана есть такая картина «Любовь земная илюбовь небесная». Онсвою лепту вносил вэту среду. Варнавы.
Онобманывается все время. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо.
И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Образы Амедео Модильяни очень близки образам Боттичелли.
Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Сандро Боттичелли (или, какего звали, Алессандро Филипепи) родился в1445году. Онасидела натурнире, вее цвета были одеты люди, выступающие натурнире, вее цвета была одета свита Джулиано, онговорил: «Посмотрите, какона прекрасна. » Ивсе говорили: «О, какона прекрасна.
Идело невтом, чтоона лишена «квадратного» содержания, тоесть повествовательности, онаочень метафизична. Так как в больницу поступали прежде всего зараженные чумой, роспись, вероятно, была заказана Боттичелли по случаю окончания поразившей город эпидемии. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Этоочень трагический финал. Таквот в«Весне» какраз есть все эти оттенки.
Возрождение.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра).
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Онабыла несубъектом, аобъектом. Боттичелли сказал вэтой картиневсе. Итак было всегда.
Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: Юность Моисея, Искушения Христа (напротив) и Наказание восставших Левитов. Инепотому, чтоподделывают, апотому, чтоточное авторство установить сложно. Определенность вэтих вопросах вовсе ненужна. Хмель варили, когда все зацветает, этоозначало, чтопришла весна.
Итолько тогда понял инаписал: «Этоже был мой Сандро». Тондо предназначались для украшения апартаментов флорентийской знати или для коллекций произведений искусства. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Время великих композиторов еще ненастало. Мыпросто знаем, чтоприжизни Джулиано, дозаговора (онаже умерла задва года дозаговора), онбыл внее влюблен иэто было афишировано, этовходило вкультуру, этовходило втрадицию. Онвовсе небыл таким, каквсе остальные художники Флоренции этого времени.
Великий божественный труд, увенчавшийся созданием человека, повторяется и самим человеком, мыслящим и созидающим. Во всяком случае, образы его Симонетты (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций Весны. Иногда подкартинами Филиппино Липпи ставят вопрос: этоБоттичелли илиэто Филиппино Липпи. Акто длянего Дездемона, оночень хорошо объясняет вмонологе– возлюбленная, дочь, утеха, ноего совершенно неинтересует, чтовнутри этой шкатулки. Этотакаяже дружба, которая описана в«Двенадцатой ночи», когда Виола изображала изсебя мужчину ивместе сОрсино восхищалась красотой Оливии. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи.
Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо — сыновей брата Пьеро Подагрика. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Картину «Primavera» можно прочитать внескольких абсолютно разных вариантах.
Модильяни– итальянец, флорентинец, окончивший флорентийскую Академию. Вискусстве очень важно, когда ты сказал все инесказал ничего. Вообще, ничего никогда небывает однозначно. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Какэто можно обсуждать.
Авот вся композиция в«Primavera»– этосплошная музыка, просто музыка. Каждая эпоха предлагает нам свой тип красавицы.
Авсе остальные вздыхали иговорили: «Ах, ну какая красавица, какая богиня. » Этоже говорил иБоттичелли. Новот уБоттичелли эти линии стекают вертикально, завиваются извиваются. Иунего нетолько есть эта магия ритма, которая так характерна дляБоттичелли, нетолько определенное чувство музыкальности, нодаже повнутреннему состоянию он очень близок Боттичелли. Такое впечатление, чтоФилиппино Липпи толи ее писал, толи кого-тоеще. Наверное, оназамечательно звучалабы, еслибы ее найти. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году.
Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении (Шастель). Боттичелли служил женской красоте. Чтоже касается членов Академии изображенных накартине, тоневсе отождествлены. Какиебы нибыли Медичи, ноих писали великие художники иим служили воФлоренции. Ведь это не портрет, не икона, религиозной сюжет, а новое светское искусство, фантазия, рожденная пылким воображением художника. Умер Боттичелли в безвестности.
Джулиано Медичи, младший брат Лоренцо Великолепного, былидеальным рыцарем своего времени, какописывают его историки икакописывает его молва. Нонасамом деле я– мост».
Ктоеще изображен наэтой картине, помимо самого художника. Вчесть нее устраивались турниры, охоты, ейсочиняли сонеты, ейвсе поклонялись. Каково же содержание картины. Если влюблен, каквженщину, торазве это обязательно жажда обладания. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Инепростым придворным, онбыл театральным художником.
Этонетолько невозможно повторить, этодаже невозможно описать словами. Например, один инструмент называется виола, виола дамур, виола да гамба. Ивот в«Primavera» очень глубокая тайна ивот таким образом доконца она неназываема. Именем Боттичелли называются картины, которых он неписал. Дерево, темпера.
Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. Ноболее всего он был другом младшего брата Лоренцо Великолепного, Джулиано Медичи.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Боттичелли– дегероизированный художник. Этитри грации тоже сцеплены ссобой.
Когда муж привез ее воФлоренцию она стала настоящей звездой, эталоном идеалом красоты. Именно орден волхвов, так как они чувствовали себя волхвами. Онаимела определенный тембр, высокий игрудной, очень нежный, очень сладостный звук. Онипили очень часто все изодного кубка. Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище dei Popolani (Пополанской). Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли.
Тамжестковато эта композиция разбита, онанесколько угловата. Пауза, цезура. Ноя недумаю, чтобы сама культура обсуждала эти качества женские имважны были другие вещи. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Наочень иочень многих картинах показаны эти концерты.
Нетолько тогда, когда ушла Симонетта, атогда, когда иДжулиано ушел тоже. Атам, гдестоят Мадонна (илиВенера, тутуже трудно сказать) итри грации, надеревьях вдруг одновременно ицветы флердоранжа– образ свадеб, любви ибольшие оранжевые плоды. Вообще, еготворчество необыкновенно неровное. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Именно после смерти Джулиано, в1478году, онпишет свою картину «Весна».
Онготовил театральные постановки дома Медичи, оноформлял охоты, оноформлял турниры, онбыл обаятелен, обходителен, онобожал Лоренцо Великолепного, онбыл членом медицейской Академии, онбыл практически членом семьи. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Говорят, чтоон был забыт уже прижизни.
В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св. И, конечно, это породило особое искусство. Намочень трудно сейчас понять вообще, ачто это такое было.
Ведь вкаждую эпоху такой тип всегда существовал исуществует. Если брать францисканское представление олюбви, кнему больше подходит тема братства– «ты мой брат», тема связи людей, братства человеческого итема понимания. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий).
Небыло нихудожника, нискульптора– никого, ктоненаписалбы «Поклонение волхвов». Философские версии связаны с неоплатонизмом. Отдавшись целиком живописи, он стал последователем своего учителя и подражал ему так, что Фра Филиппо его полюбил и своим обучением вскоре поднял его до такой степени, о которой никто не мог бы и подумать. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas).
Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Этоодинокий голос. Отелло абсолютно неволнуется внутренним миром Дездемоны, онсовсем ее непонимает. Картина висела над софой, называемой летуччо. В поздний период творчества он попал под влияние пламенного проповедника Савонароллы и больше не писал картин на мифологические темы.
Нодело невэтом, адело втом, чтоМодильяни, также, какиБоттичелли, – великий поэт линии. Теперь уже можно уяснить себе, что такое композиция детали.
Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Значит, онабыла великая женщина того времени, необыкновенная умница.
Дляискусства это абсолютно неважно инаэтот вопрос очень трудно ответить.
Известно, чтотворчество Боттичелли делится надве части. Хотя, конечно, судьба уэтих произведений невероятная.
Иеронима дышит уверенностью и достоинством.