Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей.
Прекрасной Симонетты уже давно не было в живых – она скоропостижно умерла в возрасте всего 23 лет. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо.
Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно.
На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. обе выполнены с грацией и выразительностью».
Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. А май считался не только концом весны, но и началом лета. Это – гимн и природе и человечеству.
«Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Здесь нет взаимодействия между всеми персонажами – это спектакль, где на лицах актеров следы неизъяснимой грусти.
В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца.
Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Такие подарки были в то время обычным явлением1. Философские версии связаны с неоплатонизмом.
Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий.
В 1537 она была перевезена в Кастелло. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки.
Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация).
Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини.