В семьеЛагареса явно большое значение придается кровнородственным отношениям. Именно после этого в его творчестве произошел небывалый подъем. Онивступают гарантом отношений семьи с внешним миром.
Судьба определила ему стать последним представителем Золотого векаиспанской живописи. Благословенна земля, производящая в изобилии прекрасные плоды.
Вот таким образом творчество Мурильо на протяжении столетий его славы и непризнания существовало как бы вне времени и пространства, не давая науке аргументов для возражения как льстецам, так и хулителям. Исидор» (оба в ризнице этого собора) и две главные в ряду произведений средней поры его деятельности, «Рождество Богородицы» (1655 Лувр) и «Видение св. Все это подтверждается документами. Понимание себя частью своей страны рождалось из воспоминаний о веках реконкисты, когда христианская Испания медленно, пядь за пядью возвращала себе собственные земли, захваченные в VII веке арабами и маврами.
У Мурильо заметно хорошее знание севильских живописных традиций. Очень тонко решен общий колорит картины. Клары» (Дрезденская галерея), «Чума» (у герц.
Правда, Мурильо пришлось доказывать не особую знатность его происхождения, а только его благородность. Введение пейзажа в качестве активного элемента композиции и использование воздушной перспективы устраняет эффект нелепой театральной буффонады, которой возникает у Мурильо вначале, когда он пытается представить явление чуда. Там, в сияющей высоте, Она видит нечто, недоступное взору зрителя. Наотвоеванных территориях одно за другим возникали самостоятельные государства:Леон, Кастилия, Наварра, Арагон, Каталония.
Самая крупная коллекция произведений мастера хранится вМузее Прадо (Мадрид), среди которых «Поклонение пастухов», «Мученичество св. Как уже говорилось ранее, значительная часть работ гения прославляет Богоматерь. Маньяра сидит за столом, указывая на распятие немного театральным жестом руки.
Эта эпоха, конец XV – первая половина XVI века, удивительная. Тот обеими руками указывает на мадонну. В первых работах Мурильо очень много прямых «цитат» известных мастеров, чьи картины украшали соборы Севильи, а молодой художник их штудировал.
Франциска, решил разыскать его. У Лагареса и тетки Мурильо рождается общий ребенок, дочь (она станет монахиней, когда умрет ее муж). Такими перекличками «Видению Лаутерия» были «Апофеоз Фомы Аквинского» и «Св. В 1627 году Гаспар Эстебан, отец Мурильо, скончался.
Представлена, вероятно, местная легенда. он окончил восемь больших картин, заказанных ему для церкви госпиталя «де ла-Каридад» и изображающих подвиги христианского милосердия— произведения, бесподобные столько же по рисунку, перспективе и колориту, сколько и по композиции и выразительности фигур и лиц. Блестяшим примером может послужить первое известноеСвятое семейство. Антония», в берл. Возможности получить качественное образование в столь стесненных условиях было немного.
Один из монахов одолевает теологическую премудрость. В семье Лагареса явно большое значение придается кровнородственным отношениям. Диего насыщает нищих» (в Мадридской академии художеств), «Чудо св. Он первым присоединился к ордену св. В 1675—76 гг. В 1627году умерает отец, а год спустя мать.
Обычно на нем желтый (золотой) плащ поверх голубого. А Мадонна дель Росарио, где показано бого явление Доменику, включает в композицию фигуру лежащей собаки, что оказывается расшифровкой названия ордена (собаки господа). Родившийся в небогатой семье цирюльника, Бартоломе стал в ней четырнадцатым ребенком.
В 1658 году художник прибыл в Мадрид. Кончено. Апокрифы — это легенды, не допущенные официальное церковью в тексты четырех существовавших канонических евангелий: сказания об играх маленького Христа с его братьями (сыновьями Иосифа) о финиковой пальме, выросшей по мольбе Мадонны во время её пути в Египет о нападении на святое семейство зверей и разбойников (дракона, волков, льва и леопарда) о воспитании мальчика Иисуса Иосифом о детстве Марии и многие другие. Решение оказалось верным, поскольку по завершении заказа к нему пришла слава. Композиция не лишена юмора, который, правда, не мешает восприятию сюжета. У Мурильо заметно хорошее знание севильских живописных традиций.
Это колективное творческое начало, постулируемое Р. Менеднесом Пидалем в качестве «одной из устойчевых черт испанского искусства». Иными словами, это представляет собой спонтанную способность к модификации общего мотива, своеобразную многоголосицу в хоровом пении народной культуры. – Это показывает уже одно только рассмотрение репертуара сюжетов. Такполучается потому, что театр и литература и приходят в другие культурылишенными испанских одежд — языка, а живопись выступает в наичестнейшейиспанской форме, у которой нельзя ничего отнять.
Тем не менее, эти упреки не совсем справедливы. В произведениях этого рода (о некоторых из их числа было упомянуто выше) Мадонна является в виде отроковицы или юной девы, стоящей или парящей в воздухе, среди облаков и окруженной сонмом ликующих малюток, ангелов, нередко с лунным серпом или земным шаром под ногами, с неподражаемо переданным в позе и лице выражением девственной чистоты, кротости, молитвенного умиления и неземного блаженства. Жанровые картины художника завоевали популярность еще при его жизни.
Доминик изображенный в центре, призывает монаха жестом прислушаться к словам Франциска. Именно к таковому роду рисунков относятся работы «Святой Иосиф со спящим Младенцем Христом», «Святой Франциск, обнимающий Христа» и «Маленький Иоанн Креститель с ягненком». Они вступают гарантом отношений семьи с внешним миром. Они вступают гарантом отношений семьи с внешним миром.
В ту пору еще малоизвестный, но амбициозный художник согласился. Мы видим отвалившуюся кое-где штукатурку на стене дома.
Прошли долгие годы и во второй половине XX века популярность Мурильо заметно выросла. Появлению такой композиции, несомненно, предшествовал этап целенаправленного ученичества. Их датировка условно увязывается с легендарным отъездом Хуана дель Кастильо.
Однако и прежде и теперь Мурильо оставался самым загадочным, а потому и наименее изученным из творцов «золотого века». Лауретий, подобострастно согнувшись, вступает в беседу с Франциском. Вот таким образом все здесь опирается на легенду, а значит, предположительно. Произведение «Лестница Иакова» отличается большей декоративностью. Однако, в 1670-х годах он брался писать абсолютно новые, не характерные для себя сюжеты.
Основные из них: «Св. Диего» или так называемая «Кухня ангелов» (Лувр, Париж), «Кончина св. Более вероятно, что художник изобразил в «Смятом Семействе» досуг собственной семьи, дав картине религиозное название для того, чтобы убедительнее обосновать ее появление. Ее сын со временем отправится в Новый Свет, а дочь выйдет замуж за судью Трибунала Индий, фигуру, весьма уважаемую и преметную в Севилье. У Лагареса и тетки Мурильо рождается общий ребенок, дочь (она станет монахиней, когда умрет ее муж).
Сеан-Бермудес еще видел некоторые из них висящими на своих местах. Мы видим мальчика идущего по улице.
А «Мадонна дель Росарио», где показано богоявление Доменику, включает в композицию фигуру лежащей собаки, что оказывается расшифровкой названия ордена (собаки господа). Его избили плетью и распяли вниз головой. Карьера мастера постепенно набирает обороты. Все это взято из жизни и показывает нам быт простых андалузсцев. Большеформатное полотно «Смерть инквизитора Педро Арбуэса», также принадлежащее коллекции Эрмитажа, было заказано живописцу трибуналом севильской инквизиции. По всей видимости, работу над каждым своим полотном Мурильо начинал именно с подготовительного рисунка, где прорабатывал позы персонажей, продумывал расположение деталей, «собирал» элементы композиции в единое целое.
Но, Мурильо, скорее всего, не имел в виду голландцев, при написании картины. На первый взгляд они похожи на «Едоков дыни и винограда. В новой манере решается небольшое полотно «Старуха с прялкой». «Детский цикл» 1670-х годов является своего рода предтечей живописи реализма XIX столетия.
В 1678г. А вообще всех произведений Мурильо насчитывается свыше 450. Вскоре он отпустил на волю раба, выросшего в его доме. Мурильо писал также и сильно реалистические жанры из севильской простонародной жизни известные под названием «Уличных ребятишек»— мальчиков и девочек, занятых едой игрой в кости, счетом мелких монет, продажей фруктов ит. п.
Но различия в творчестве художников определялись не только их личностями и характерами, но и сложностью противоречивого искусства конца «золотого века» испанской культуры. Клары» (в Дрезденской галерее), «Чума» (у герц. В 1656 году он написал «Видение святого Антония Падуанского» для кафедрального собора Севильи и получил за эту работу весьма значительную сумму в десять тысяч реалов.
Вероятно, часть именно этих средств художник вложил в торговое предприятие в Новом Свете. Вершиной этих изображений признаны феерические видения Мурильо. Из раннихработ Мурильо, оставшихся в Севилье, можно указать всего несколько.
Сеан-Бермудес еще видел некоторые из них висящими на своих местах. Блестяшим примером может послужить первое известное «Святое семейство». Никто из испанских мастеров так часто не обращался к апокрифическим сюжетам, как Мурильо. Здесь Мурильо великолепно передал сказочность и богатство сновидения. Это колективное творческое начало, постулируемое Р. Менеднесом Пидалем в качестве «одной из устойчевых черт испанского искусства». Иными словами, это представляет собой спонтанную способность к модификации общего мотива, своеобразную многоголосицу в хоровом пении народной культуры.
Сам Лагарес, овдовев, вступает во второй брак, но продолжает хранить прочные связи со своей первой семьей. Именно Дева Мария была покровительницей Севильи, а также всех городов и сел Андалузии. Великий мастер занимался также пейзажной и ландшафтной живописью. Они вступают гарантом отношений семьи с внешним миром. Франциск в экстазе», красуются теперь в музее этого города. Их объединяла борьба как государств христианских против мусульман.
Старые испанские авторы называли эффектные приемы живописи позднего Мурильо — «вапоросо» (от слова пар), т. е. насыщенными переходами цвета, тающими переливами воздушной светотени. Мурильо обратился к теме мученичества.
Оно соединяет в себе прием высвечивания из темноты и использование в качестве модели, очевидно, деревянной раскрашенной статуи. из-под кисти Мурильо вышла великолепная «Пресвятая Дева на облаках с восемью, взирающими на неё, святыми» (в зале капитула севильского собора), а в 1670г. — одно из лучших его созданий в колоритном отношении, «Св. Картина «Маленький нищий» (Вшивый нищий) относится к ранним работам мастера. Андалузцы называли свою землю «краем Марии Пречистой».
Поццо-ди-Борго в Париже) и «Св. Трогательное материнское чувство художник подчеркивал в Святых Семействах. Первая работа 1638 года, подписная изображающаявидение Лаутерия исполнена для францисканской семинарии Царицы ангелов. Онаподкупает наивной непосредственностью. Все это подтверждается документами. Суть композиции именно и составляет какая-то намереная концентрация сугубо технических затруднений: передача пространственной глубины ракурсом и светотеневой моделировкой объемов, обыгрывание вещественности материалов–морщинистой кожи лица, лоснящихся волос, мягкого платка, пористости платья, упругости пряжи.
Место рождения было родиной. Она является своеобразным подведением итогов жизни, таким же программным произведением, как «Менины» Веласкеса или «Автопортрет» Пуссена. Они едят, болтают играют в кости их радости просты, огорчения мимолетны. Тоска же Его и душевные мучения были так велики и молитва – так усердна, что с лица Его падали на землю капли кровавого пота. Этот момент Страстей (страданий) Христовых и запечатлел Мурильо на своей картине. Окончив молитву, Спаситель встал, подошел к спящим ученикам и сказал: «Вы все еще спите. Для Мадонны дель Росарио-Мученичество Св.
Глаза Девы Марии возведены к небу. Семья, в которой родился Эстебан Бартоломе, проживала в арендованном монастырском доме. Вероятно, молодой художник гордится тем, что ему удается создатя.
У нее тонкие черты лица, огромные задумчивые глаза, пушистые волосы. Его картины редко могут быть восприняты однозначно, на волне лишь одного чувства. Севилья был одним из двух портов в Испании, которым было позволено торговать с Америкой (согласно королевскому указу 16-го века).
В этом плане любопытноизображение мадонны с сидящим у нее на коленях младенцем Христом. В произведениях Мурильо Мария также всегда большеглазая, грациозная, нежная и стройная женщина, в отличие от произведений многих испанских мастеров, которые видели в Мадонне, прежде всего мать, со скромно опущенными глазами, смотрящими на её дитя. Смешанные чувства владеют зрителем при просмотре картины «Продавщица фруктов». Такие картины можно видеть в Луврском музее, Мюнхенской пинакотеке, в Имп.
Наблюдательный художник, он не мог не замечать контрастов Севильи — богатства церкви и знати и нищеты народа. Отлучаяиспанского короля от церкви, папа Павел VI дает ему следующую характеристику: Порождение беззакония, Филипп Австрийский, сын Карла именующего себя императором. Мурильо, как все великие испанцы, — замечательный мастер колорита. Королевский дворкочует по стране. Его большие циклы, состоявшие из многих картин, часто исполнялись при помощи учеников.
Так что трудно решить, был ли новорожденный Эстебан Бартоломе долгожданным. Слайд 9. Картина «Мальчики с дыней и виноградом» (1645—46)относится к лучшим полотнам живописца. И этот мотив, несомненно, приходит отРоэласа и его учеников. Антонием часто изображают коленопреклоненного осла. На св.
Популярность среди живописцев Севильи такой практики хорошо известна. Образование единого испанского государства в XV веке напоминает сложение дробей, когда после приведения к общему знаменателю остаются две величины, сумма которых в конечном итоге дает единицу.
Диего насыщает нищих» (в Мадридской академии художеств), «Чудо св. Бонавентура Сурбарана.
Он редко датировал свои работы, о его жизни известно крайне мало. Поражает спокойный и словно отрешенный взгляд Мурильо. Диего, превращающий хлеб в розы» (у Ч. Куртиса, Нью-Йорк). Картина «Иосиф, ведущий младенца Христа» (Санкт-Петербург, Эрмитаж), написанная в 1670 году, трактована как жанровая сценка.
Светотень прозрачна, переход тонов незаметен, а контуры фигур растворяются в воздухе. Годы 1642—1645 остаются наиболее таинственными в жизни Мурильо. Мурильо написал больше 20 картин для капуцинского монастыря Севильи из них 17, в том числе особенно замечательные: «Пречистая Дева во славе», «Св. На их мученическую кончину указывают пальмовые ветви (традиционные символы мученичества в религиозной живописи), которые сестры держат в руках.
Оно соединяетв себе прием высвечивания из темноты и использование в качестве модели, очевидно, деревянной раскрашенной статуи. Непорочное зачатие Христа – важный момент в Библии. Колорит картины неярок, строго продуман и довольно графичен.
В 1665 г. Мурильо был принят в Братство Милосердия. Таковы: «Рождество Богоматери», 1661 г., «Воспитание Девы Марии» 1665 г. и «Непорочное зачатие». Они подходят к дверям кухни, отворяют их (удивленные странным светом, пробивающимся в щель под дверью) и застывают в изумлении. В обоих полотнах библейский сюжет как бы отодвинут на задний план. В Севилью Мурильо возвращается совсем другим художником и вскоре получает крупный заказ отмонастыря ордена францисканцев, а потом вместе с коллегами-художниками (Хуаном Вальдес Леаль, Себастьяном де Льявос, Игнасио Ириарте и др. )создаст Академию художеств в Севилье и станет ее первым главой.
Восседающие на облаках небожители окружены сияющим потоком парящих ангелочков. себя частью единой державы только через собственноеотношение к центральной власти, королю. Слава Мурильо бросила на долгое время глубокую тень на Риберу, Сурбарана, Веласкеса. Но уже в ранних работах чувствуется рассказчик и прирожденный декоратор. Ею любуются и люди и деревья и солнце и море и ручьи.
Фигура очерчена мягкими плавными линиями. На папертях многочисленных церквей толпились, прося милостыню, бедняки, нищие и калеки. Королевский двор кочует по стране. Образование единого испанского государства в XV веке напоминает сложение дробей, когда после приведения к общему знаменателю остаются две величины, сумма которых в конечном итоге дает единицу.
Дитя тянет ручки к матери, которая, оставила шитье, чтобы взять сына. Его задачей было показать историю нищенствующего ордена с первых дней его основания. Не случайно искусство Мурильо пользовалось большим успехом среди разнообразных слоев испанского общества. Постепенно, Мурильо арендовал все более и более комфортабельные дома, пока, наконец, не остановил свой выбор на роскошном особняке, при котором был «сад с бегущей водой».
Вероятно, этот же мальчик послужил живописцу моделью и для произведения «Мальчик в окне» (Лондон, Национальная галерея), в которой также он прорабатывал свой отличительный колорит, продолжая экспериментировать с светом и цветом. После смерти жены 1 января 1664 года Мурильо два года работал довольно медленно.
Но ученики уснули. Вот таким образом все здесь опирается на легенду, а значит, предположительно. он исполнил несколько картин для севильской больницы «de los Venerables Sacerdotes», между прочим «Богоматерь во славе», составляющую одну из главных драгоценностей Луврского музея.
Блестящим примером может послужить первое известное «Святое семейство». И даже в более спокойных по сюжету композициях (таких как «Святой Фома Вильянуэва, раздающий милостыню» Ок. 1668 г., «Милосердие Елизаветы Венгерской». Диего, превращающий хлеб в розы» (у Ч. Куртиса вНью-Йорке) и т. д. Творческая эволюция Мурильо не отличалась ни четкостью, ни последовотельностью.
Картины разительно отличаются друг от друга. Елизавета, королева венгерская, лечит больных» (Мадрид, Прадо). Исидор» (оба в ризнице этого собора) и две главные в ряду произведений средней поры его деятельности, «Рождество Богородицы» (1655 в Луврском музее) и «Видение св.
Они погружены в тень (своими прихотливыми очертаниями она напоминает тень от дерева), постепенно светлеющую к правому краю картины. Эта эпоха, конец XV–первая половина XVI века, удивительная. Но авторитет Испании, сила ее мощи ипотребность в ней самого святого престола быстро заставляют папскоеправительство пойти на попятную, проглотив испанскую пилюлю. Это кажется вероятным, так как в торговой Севилье многие художники работали для верфи. Творческая эволюция Мурильо не отличалась ни четкостью, ни последовотельностью.
Их датировка условно увязывается с легендарным отъездом Хуана дель Кастильо. он исполнил несколько картин для севильской больницы «de los Venerables Sacerdotes» в переводе на русский почтенных священнослужителей между прочим «Богоматерь во славе», составляющую одну из главных драгоценностей Луврского музея. Диего насыщает нищих» (Мадридская академия художеств), «Чудо св. Счастье материнства у Мурильо передано с особой теплотой. Три из них, так наз.
1670-80 гг. «Трагические нотки становятся ноющей тоской, – замечает Е. О. Темный участок фона в нижнем правом углу резко контрастирует с Ее сияющей белой одеждой. Это тема «Уличные ребятишки». Для развития художественной структуры в стране такая дихотомия в сознании оборачивалась определенной свободой в выражениях чувств, настроения, мыслей.
Для каждого сюжета он искал свою композицию, свое звучание. Эрмитаже, в Будапештской и многих других галереях. Мурильо показывает это устремление и богатой цветовой гаммой и светом.
В этих «севильских Мадоннах» воплотилась наивная и страстная вера, свойственная испанскому народу. Бонавентура» Сурбарана. Таково ближайшее окружение Мурильо, когда он из отрока превращается в юношу. Этим, надо полагать, объясняется то, что только маленький Эстебан после 1628 года попадает на воспитание в семью сестры матери.
Ответ прост – весь дневной заработок девочки умещается в ладони.
Этоколективное творческое начало, постулируемое Р. Менеднесом Пидалем в качестве«одной из устойчевых черт испанского искусства». Иными словами, это представляетсобой спонтанную способность к модификации общего мотива, своеобразнуюмногоголосицу в хоровом пении народной культуры. Святой Антоний Падуанский (XIII в. ) родился в Лиссабоне и получил воспитание в церковной школе. Испания вокруг – обычно только территория, по которой легко проехать из одной точки в другую, где говорят на родном языке. Там же в 1664 году был устроен небольшой госпиталь, вход в который украшала надпись, кончающаяся словами: «дом бедных и лестница на небо».
В молодости ему приходилось много писать, чтобы сохранять востребованность. В «Видении Лаутерия» подробно фиксируется отличия нарядов представителей трех орденов. У Мурильо заметно хорошее знание севильских живописных традиций. Хирург владел небольшим поместием и очень может быть, что не одни только женские прелести заставили его жениться на тетке Эстебана, вдове Кристобаля Санчеса Карраскоса, уже успевшей стать к тому же стать матерью двоих детей. Если исходить из возраста вступления в брак самого Мурильо (то есть из семейной традиции), отцу в это время могло быть около шестидесяти лет, а в момент рождения Эстебана -около петидесяти. иными словами, будущий художник был поздним ребенком, четырнадцатым у родителей, а значит, существом легко возбудимым до болезненности и, очевидно, как это бывает часто в таких случаях игрушкой – баловнем всей семьи. Семейства на пути в Египет», «Непорочное Зачатие», «Смерть Петра Арбуэза» и «Видение св.
Доверчивость проявляется и в раскрытых ладонях Девы Марии. Господствующим классам нравилось, что у Мурильо в отличие от живописцев первой половины века народные образы лишены дерзости и силы, вызывающего чувства собственного достоинства.
Диего» или так называемая «Кухня ангелов» (Лувр, Париж), «Кончина св. Значительно плавней и гармоничнее по краскам написанные им для севильского собора «Св. Все это подтверждается документами. Лауретий, подобострастно согнувшись, вступает в беседу с Франциском.
Для «Мадонны дель Росарио»-«Мученичество Св. Андрея» Роэласа и некоторые вещи Сурбарана. Мурильо написал больше 20 картин для капуцинского монастыря Севильи из них 17, в том числе особенно замечательные: «Пречистая Дева во славе», «Св.
Он выполнял большое количество заказов и вёл умеренный образ жизни. Типична для Вальдеса Леаля и работа «Портрет Маньяры».
И этот мотив, несомненно, приходит от Роэласа и его учеников. Он очень часто писал различные варианты мадонн. Маленькие ангелы создают для Нее «живую лестницу», по которой Она восходит к свету. Неизвестно, ни когда он появился на свет, ни откуда взялось его (ныне всемирно известное) имя Мурильо. Он не становится, как Веласкеа, преимущественно портретистом. В 1675—76 гг. музеев «Младенец Иоанн-Креститель с ягненком», в Лонд.
Многие персонажи правдивы, но иногда приукрашены. Именно таково хранящееся в Эрмитаже «Непорочное зачатие». Но уже в ранних работах чувствуется рассказчик иприрожденный декоратор. Так что трудно решить, был ли новорожденныйЭстебан Бартоломе долгожданным. Их датировка условно увязывается с легендарным отъездом Хуана дель Кастильо.
1670 гг. Лауретий, подобострастно согнувшись, вступает в беседу с Франциском. В 1627 году умерает отец, а год спустя мать. Об особом отношении мастера к образу Девы Марии говорит и то, что он не только писал «традиционных» Мадонн, но и «иллюстрировал» различные этапы ее жизни.
В этом плане любопытно изображение мадонны с сидящим у нее на коленях младенцем Христом. Мурильо стал членом братства, написал в 1674—1680 годах серию картин для госпиталя Милосердия (Ла Каридад) в Севилье. «Жажда» («La Sed» Моисей источает воду из скалы), «Умножение хлебов и рыбы» и «Св.
«Старуха с прялкой» показывает поворот к живой модели и умение справиться с трудностью в передаче разнохарактерной фактуры материала. Андрея Роэласа и некоторые вещи Сурбарана. Антония Падуанского» (1656 Севильский собор). Основные из них: «Св.
Полотно «Вознесение» (Санкт-Петербург, Эрмитаж) написано несколькими годами позже. Арагон в те времена пользовался рядом привилегий и некоторыми вольностями. Вероятно, молодой художник гордится тем, что ему удается создать.
Живопись-вершина развития эстетики золотого века. Творчество Вальдес Леаля было диаметрально противоположно искусству Мурильо. Сеан-Бермудес еще видел некоторые из них висящими на своих местах.
В 1668г. В конце XIX столетия слава художника постепенно померкла, критике подвергались слабые стороны его творчества, обозначаемые как «приторная слащавость», «поверхностность», «приглаженность». В 1674г. Что касается «Продавщицы фруктов», то ее традиционно относят к началу 1670-х годов.
На полотне «Иосиф с младенцем Христом» (Москва, ГМИИ) мы видим, как Иосиф обнимая Христа, забавляет его цветущей веткой. В этом плане любопытно изображение мадонны с сидящим у нее на коленях младенцем Христом. Приблизительно к тому же времени относится «Непорочное Зачатие», принадлежащее тому же музею и представляющее едва ли не самое мастерское изображение сюжета, многократно трактованного художником. Легенда гласит, что с его отъездом для Мурильо началась самостоятельная жизнь. Бракосочетание двоюродной сестры Мурильо с судьей ТрибуналаИндий произошло в 1644 году.
Диего» или так называемая «Кухня ангелов» (в Луврском музее в Париже), «Кончина св. Одной из самых известных серий картин Мурильо стал цикл из одиннадцати работ (1671-1674 годы), выполненных для госпиталя Каридад, расположенного в Севилье. Вероятно, обе картины были написаны мастером с одной модели.
Таковы: «Портрет молодого человека в сером» и «Портрет неизвестного кавалера», ок. 1670 г. Возможно, что нежелание Мурильо занять должность придворного живописца, предполагающую частое обращение к портретному жанру проистекало именно из его нелюбви к последнему. Поздние работы Мурильо, причисляемые к жанровым, уже не совсем таковы. Из ранних работ Мурильо, оставшихся в Севилье, можно указать всего несколько. она сама была зачата «без вожделения».
Сам художник был счастлив в браке, эта тема была ему близка. Антонии обычно надета ряса ордена францисканцев. Мурильо изображает распятого Христа висящим не на четырех, а на трех гвоздях. Королевский двор кочует по стране.
Фигура Иакова в бледной одежде малозаметна. Первые сведения о том, что они оказывали влияние на голландскую жанровую живопись, относятся еще к 1650 году, т. е ко времени создания «Едоков дыни и винограда».
В картине «Благословении Иакова Исааком» сцене с участием главных героев отведено значительно меньшее место, чем остальному пейзажу с фигурами. Сам Маньяра был весьма интересной фигурой, впрочем, характерной для своего времени. Апостол Петр прежде был рыбаком из Галилеи, как и его брат Андрей Первозванный.
Белая собачка, сидящая рядом, умильно смотрит на нее. В 1627 году умирает отец, а год спустя мать. Клары» (Дрезденская галерея) и др. К числу лучших произведений мастера принадлежит картина «Святой Фома Вильянуэва, раздающий милостыню» (Севилья, Музей изящных искусств).
Пожалуй именно такая примитивнаялитературность изобразительного языка выделяет прежде всего ранние композицииМурильо. В «Видении Лаутерия» подробно фиксируется отличия нарядовпредставителей трех орденов. А «Мадонна дель Росарио», где показано бого явлениеДоменику, включает в композицию фигуру лежащей собаки, что оказываетсярасшифровкой названия ордена (собаки господа). Место рождения было родиной. Такова работа «Отдых на пути в Египет». Он сумел передать на этих полотнах и глубокое счастье материнства и неувядающую красоту севильских женщин. Так что трудно решить, был ли новорожденный Эстебан Бартоломе долгожданным. Лауретий, подобострастно согнувшись, вступает в беседу с Франциском.
Легенда утверждает, что у Эстебанарано проявляется наклонность к рисованию и заботливый хирург отдает мальчика вученики к Хуану дель Кастильо (1584-1640). Эта эпоха, конец XV – первая половина XVI века, удивительная.
Его лучшими картинами этого жанра признаны знаменитые «Игра в кости», «За едой паштета», «Маленькие торговки», «Мальчик с собакой» и др. из-под кисти Мурильо вышла великолепная «Пресвятая Дева на облаках с восемью, взирающими на неё, святыми» (в зале капитула севильского собора), а в 1670г. — одно из лучших его созданий в колоритном отношении, «Св. Место рождения было родиной. Глядя только на эти картины, можно понять, почему при жизни Мурильо называли «Рафаэлем Севильи». Святой Иосиф поддерживает маленького Иисуса играющего с птичкой и собакой.
Монастырский заказ сделал художника выгодным женихом. В семье Лагареса явно большое значение придается кровнородственным отношениям. Он возносил Мадонну на пьедестал, с высоты которого она представлялась зрителю далекой и, в сущности, безразличной к его мелким земным скорбям и радостям. Исключениями являются лишь «Мадонна-цыганка» и «Вознесение Девы Марии» из коллекции Государственного Эрмитажа, где Мурильо вновь возвратился к своей прежней стилистике. Появлению такой композиции, несомненно, предшествовал этап целенаправленного ученичества. Начинается довольно длинный ряд "Распятий".
Уже в 1673 году некоторые из работ упоминались в инвентарях собраний живописи. Появлению такой композиции, несомненно, предшествовал этап целенаправленного ученичества. Легенда утверждает, что у Эстебана рано проявляется наклонность к рисованию и заботливый хирург отдает мальчика в ученики к Хуану дель Кастильо (1584-1640).
Все это подтверждается документами. Приблизительно к тому же времени относится «Непорочное Зачатие», принадлежащее тому же музею и представляющее едва ли не самое мастерское изображение сюжета, многократно трактованного художником.
Мурильо со своих первых извесных нам шагов в искусстве как-то весь сразу, правда, чрезвычайно наивно раскрывается. Это было для него страшным ударом. Популярность среди живописцев Севильи такой практики хорошо известна. Слитности Родины и Испании не существовало.
Но будет неверным называть такие цитатыпризнаками эклектичности стиля раннего Мурильо.
Андрея», «Добрый пастух Христос», «Святое семейство», «Мадонна с четками». Таким образом, Севилья была городом контрастов — роскоши и нищеты, богатства и убожества. И этот мотив, несомненно, приходит от Роэласа и его учеников. Но спокойное и гармоничное искусство Мурильо тяготело к идеальной трактовке образов.
галерее «Видение св. национ. За этот заказ оскорбленный недоверием художник получил двойную плату.
Мурильо часто обращался к этому не вошедшему в канонические евангелия сюжету. Картина «Мальчик с собакой» написана в середине 50-х годов. Рядом с ним стоит его жена Ревекка, а его Иаков стоит на коленях у ложа отца. Достоверных фактов о жизни Мурильо крайне мало.
Монах, парящий в золотом ореоле, является смысловым центром всей композиции. Леандр» и «Св. Возможность существования множество истин (одной для всей Испании, другой для Андулусии, третьей для Севильи, четвертой для монастыря францинсканцев в городе и так далее), законсервированная характером испанской истории, позволяла художнику не поступаться своей искренностью. При Филиппе II (1556-1598), сыне Карла I исступленный фатализм испанского абсолютизма принимает формы канона.
Художник задался целью максимально достоверно изобразить источник света в полутемном помещении. Это огромные декоративные произведения, предназначенные для украшения дворца. В новой манере решается небольшое полотно «Старуха с прялкой». Мальчик, кажется, немного младше своего «благодетеля», на его лице написана нерешительность и он пытается замаскировать ее, преувеличенно-щегольским жестом отправляя в рот кисть винограда. В первых работах Мурильо очень много прямых «цитат» известных мастеров, чьи картины украшали соборы Севильи, а молодой художник их штудировал. Такими перекличками «Видению Лаутерия» были «Апофеоз Фомы Аквинского» и «Св. Бонавентура» Сурбарана. Доминик изображенный в центре, призывает монаха жестом прислушаться к словам Франциска. И ему волей-неволей приходилось писать то, что хотели получить от него клиенты.
Так что трудно решить, был ли новорожденный Эстебан Бартоломе долгожданным. Он провел около двух лет в Мадриде (вероятно с 1648 по 1650 год), где действительно мог встречаться с Веласкесом и изучать благодаря нему картины великих мастеров в королевских собраниях. «Кухня ангелов» (в Луврском музее, в Париже), «Кончина св. Иисус ответил: «В Рим, чтобы быть заново распятым». Петр понял слова Христа и вернулся в Рим, где его арестовали и бросили в тюрьму.
Однако и прежде и теперь Мурильо оставался самым загадочным, а потому и наименее изученным из творцов «золотого века». Возможно, юный Мурильо написал картину «Поклонение пастухов», находящуюся сейчас в Эрмитаже. Творческой зрелостью отличается эффектное полотно 1656 года для севильского собора Видение Святого Антония Падуанского, прославившее Мурильо в родном городе. Одна из главных тем Мурильо — видения, чудеса, небесные апофеозы.
Но, следует отметить, что в поздних жанровых работах Мурильо гораздо меньше той «беспричинной жизнерадостности», которая характеризует его ранние картины (исключение составляет лишь картина «Маленький нищий» 1650 года). Поццо-ди-Борго, в Париже) и «Св. Мораль очевидна: «Будь прилежен и тогда ты станешь подобен своим авторитетам». И тебя, как и их, увенчает мадонна короной славы. Бракосочетание двоюродной сестры Мурильо с судьей Трибунала Индий произошло в 1644 году.
Сеан-Бермудес еще видел некоторые из них висящими на своихместах. В новой манере решается небольшоеполотно «Старуха с прялкой». Поццо-ди-Борго, Париж) и «Св. Есть у Мурильо и другая Мадонна — хозяйка бедного дома, обычная жена ремесленника. Оба маленькие герои картины сидят на земле, о чем-то беседуют.
Их датировка условно увязывается с легендарным отъездом Хуана дель Кастильо. Именно эти стороны искусства Мурильо вызывали восхищение последующих поколений. Из произведений Мурильо, не упомянутых в предыдущих строках, особенно замечательны: «Ревекка и Елеазар» и «Воспитание Богородицы», в мадридск. Мурильо прожил всю жизнь в Севилье. Мадонна Мурильо – это прелестная девушка, юная, грациозная и целомудренная.
Он смотрит прямо на зрителя, но, в то же время, не видя его. Через несколько дней это и произошло. Это новое политическое единство долгое время не имеет даже столицы. Но уже в ранних работах чувствуется рассказчик и прирожденный декоратор. Мурильо мог бы, подобно Веласкесу стать выдающимся портретистом.
Все персонажи очень характерны для Мурильо. В семье Лагареса явно большое значение придается кровнородственным отношениям. На первый план явственно выступает тема мученичества. Это новоеполитическое единство долгое время не имеет даже столицы. И так повторилось трижды. Но явился Ему ангел с неба и укреплял Его.
В документах городского Совета есть множество записей о том, что бедняки умирали от голода. Их объединяла борьба как государств христианских против мусульман. Такими перекличкамиВидению Лаутерия были Апофеоз Фомы Аквинского и Св. Причем, ценили их не только в Испании, но и по всей Европе.
Она была замужем за хирургом Хуаном Агустином Лагаресом, человеком, несомненно, более обеспеченным чем отец Мурильо. Выдавая себя закороля Испании, Филипп во всем продолжает дело своего отца, соревнуясь с ним вбесчестии и даже старается превзойти его. Популярность среди живописцев Севильи такой практики хорошо известна.
Всех произведений Мурильо насчитывается свыше 450 (по Куртису, 481 по Лефору, 478). Легенда утверждает, что у Эстебана рано проявляется наклонность к рисованию и заботливый хирург отдает мальчика в ученики к Хуану дель Кастильо (1584-1640). Самыми известными работами этой серии стали «Моисей, высекающий воду из скалы» (Севилья, Каридад), «Христос исцеляет паралитика» (Лондон, Национальная галерея) и «Св. Библейская история повествует о том, как Иаков, опасаясь мести брата, совершал путешествие в страну Харран, но по пути уснул и увидел во сне лестницу в небо, по которой спускались ангелы, несущие весть о том, что Бог решил всю страну, на земле которой он спит, подарить ему. Отложив работу, он взял ребёнка на руки, лицо отца спокойно и ласково.
Мальчик внимательно высматривает закопавшееся в лохмотья насекомое. Здесь Мурильо прошёл хорошую школу. В 1627 году умерает отец, а год спустя мать. Среди них можно выделить работы «Лестница Иакова» и «Благословение Иакова Исааком» (обе в Эрмитаже, Санкт-Петербург).
В условиях XVII века именно здесь оказывается сконцентрировано в большом и малом своеобразие национального бытия в целом. Возможность существования множество истин (одной для всей Испании, другой для Андулусии, третьей для Севильи, четвертой для монастыря францинсканцев в городе и так далее), законсервированная характером испанской истории, позволяла художнику не поступаться своей искренностью. Но, распоряжался ими художник не так как прежде: жертвовал монастырям, раздавал бедным.
Доминик изображенный в центре, призывает монаха жестом прислушаться к словам Франциска. Мораль очевидна: «Будьприлежен и тогда ты станешь подобен своим авторитетам». И тебя, как и их, увенчает мадонна короной славы. Реалистично изображены его загорелые руки, грязная рубашка, худые колени, грязные ноги. Коленопреклоненные монахи обращают к ним взоры, воздевают руки в экстатическом восторге. Эрмитаже, в котором вообще имеется 20 картин этого знаменитого испанского художника. Вот таким образом все здесь опирается на легенду, а значит, предположительно. Художник демонстрирует свою способность работать в различных жанрах.
В 1674г. Этим придается большая выразительность корчащемуся в агонии человеческому телу. «Реализм мастера выступает здесь с поразительной силой и глубиной. Они интересовали его не менее, чем классические сюжеты «Вознесения мадонны» и «Непорочного зачатия», множество примеров которых можно найти в музеях всего мира – в Прадо, В Эрмитаже, в Лувре, музеях Севильи и частных коллекциях.
Эстебан Мурильо же любил жизнь в самых разных её проявлениях. В 1670-е годы образ Девы Марии в творчестве Мурильо утратил теплоту, становясь «обобщенно-теологическим». Но даже тогда Мурильо не создавал «проходных» вещей. О жизни будущего художника сохранилось мало достоверных сведений.
Появлению такой композиции, несомненно, предшествовал этап целенаправленного ученичества. Таково ближайшее окружение Мурильо, когда он из отрока превращается в юношу.
И тебя, как и их, увенчает мадонна короной славы. Мурильо со своих первых извесных нам шагов в искусстве как-то весь сразу, правда, чрезвычайно наивно раскрывается. Слитности Родины и Испании не существовало. Петр спросил: «Господи, куда Ты идешь. ».
Он едва не потерял один из заказов – «Непорочное зачатие», часть алтарной росписи для францисканского монастыря. Их фигуры написаны ещё довольно жестко, а их размещение не слишком удачно: они поставлены «лесенкой» — один над другим. Слитности Родины и Испании не существовало. Для «Мадонны дель Росарио» – «Мученичество Св. Андрея» Роэласа и некоторые вещи Сурбарана. Антоний с Младенцем-Спасителем» и «Св.
Существует и гораздо более убедительная версия об этом этапе в жизни Мурильо. До 1633 года творческая эволюция мастера представляла собой динамичное движение вперёд. При Филиппе II (1556-1598), сыне Карла I исступленный фатализм испанского абсолютизма принимает формы канона. На руках у него осталось пятеро детей.
В то же время, для госпиталя Каридад писал ещё один художник, происходивший, также из Севильи — Хуан Вальдес Леаль, выполнявший заказ Мигеля Маньяры. Мягкое, окутывающее сияние придает Ее образу еще большую теплоту и выразительность. Это новое политическое единство долгое время не имеет даже столицы. Иными словами, будущий художник был поздним ребенком, четырнадцатым у родителей, а значит, существом легко возбудимым до болезненности и, очевидно, как это бывает часто в таких случаях игрушкой-баловнем всей семьи.
В первых работах Мурильо очень много прямых «цитат» известных мастеров, чьи картины украшали соборы Севильи, а молодой художник их штудировал. В 1645году он вернулся в Севилью совсем другим художником и вскоре получил крупный заказ от францисканского монастыря. У Мурильо заметно хорошее знание севильских живописныхтрадиций. Из Эскориала». Мурильо – один из наиболее значительных испанских художников XVII века. Одним из примеров такого творчества может послужить картина «Мальчик с собакой», на которой изображен ребенок бедняка.
Королевский двор кочует по стране. И это странно. Творческая эволюция Мурильо не отличалась ни четкостью, ни последовательностью. У Мурильо заметно хорошее знание севильских живописных традиций.
На самом деле, дети, которых мы видим на полотнах «Иоанн Креститель с ягненком» (Санкт-Петербург, Эрмитаж), «Добрый пастырь» (Мадрид, Прадо) и других — типичны для Андалузии их и сейчас можно увидеть в Севилье и окрестных селениях. Если исходить из возраста вступления в брак самого Мурильо (то есть из семейной традиции), отцу в это время могло быть около шестидесяти лет, а в момент рождения Эстебана – около пятидесяти. Вероятно, картины «Спящий Младенец Христос с ангелами» и «Младенец Христос и маленький Иоанн Креститель с ягненком», ок. Заметно смятение чувств и двух кабальеро. В 1668г.
И, тем не менее, работы сильно отличаются друг от друга. Но уже в ранних работах чувствуется рассказчик и прирожденный декоратор. Лицо девочки сильно напоминает лицо Марии из «Непорочного зачатия», созданного художником для монастыря капуцинов и хранящееся в Севилье.
Она подкупает наивной непосредственностью. Милые любопытные ангелочки, боясь разбудить дитя, стоят, обнявшись поодаль. он окончил восемь больших картин, заказанных ему для церкви госпиталя «де ла-Каридад» и изображающих подвиги христианского милосердия— произведения, бесподобные столько же по рисунку, перспективе и колориту, сколько и по композиции и выразительности фигур и лиц. Причём Иосиф показан не старым, а средних лет мужчиной с испанскими чертами лица. В 1678г.
Ее легкая фигурка в белом и голубом одеянии возносится на луне к облакам ("Вознесение Мадонны", 1670–1680). Леандр» и «Св. Сеан-Бермудес еще видел некоторые из них висящими на своих местах.
Самые знаменитые мадонны Мурильо: «Мадонна с младенцем» (Флоренция, Уффици), «Мадонна с четками» (Мадрид, Прадо), «Мадонна с младенцем» имеющая второе название — «Мадонна с салфеткой» (Севилья, Музей изящных искусств) и «Мадонна с младенцем» известная также под названием «Цыганская мадонна» (Рим, галерея Корсини). Величие Испании ушло в прошлое, как и её мечты о всемирном господстве. Учился живописи у Хуана де Кастильо, затем самостоятельно переехал в Кадис (Андалусия) – город, считавшийся в то время культурным центром страны.
Но, 1 января 1664 года, после трудных родов, скончалась жена художника. Пожалуй именно такая примитивная литературность изобразительного языка выделяет прежде всего ранние композиции Мурильо. В «Видении Лаутерия» подробно фиксируется отличия нарядов представителей трех орденов. А «Мадонна дель Росарио», где показано бого явление Доменику, включает в композицию фигуру лежащей собаки, что оказывается расшифровкой названия ордена (собаки господа). Лишь единственный раз он направился в Кадис для работы над росписями монастыря.
Справа внизу — полная тьма — это покинутая земля. Их датировка условно увязывается с легендарным отъездом Хуана дель Кастильо. Здесь, он попытался впервые решить задачу, которую еще не ставил перед собой – изображение натуры при естественном освещении. В этом плане любопытно изображение мадонны с сидящим у нее на коленях младенцем Христом.
Это новое политическое единство долгое время не имеет даже столицы. Юсту и Руфину схватили и казнили. Сохранилось лишь очень небольшое количество портретов, принадлежащих его кисти. Тот обеими руками указывает на мадонну. По некоторым свидетельствам, заботливые родственники, рано заметив способности мальчика к рисованию, отдали его в ученики к Хуану дель Кастильо (1584 — 1640) известному в то время живописцу. Так что возникает сразу несколько вопросов: когда же мальчик родился и от кого он унаследовол свое имя.
Но вскоре Мурильо оказался предоставленным самому себе, так как его учитель уехал в Кадис. Ее сын со временем отправится в Новый Свет, а дочь выйдет замуж за судью Трибунала Индий, фигуру, весьма уважаемую и приметную в Севилье. У Лагареса и тетки Мурильо рождается общий ребенок, дочь (она станет монахиней, когда умрет ее муж). Мурильо всегда охотно писал сцены с Иосифом. Петра из темницы»— в Императорском Эрмитаже, в С. -Петербурге, «Посещение Авраама тремя ангелами»— в Стаффорт-Гоузе, в Лондоне, «Христос в Силоамской купели»— у г. Томлина, в Суффольке, в Англии). Реалистические тенденции и лирический талант Мурильо ярко проявились в бытовом жанре. Из ранних работ Мурильо, оставшихся в Севилье, можно указать всего несколько.
В 1639 году в Кадис отправился и Хуан дель Кастильо. Если исходить из возраста вступления в брак самого Мурильо (то есть из семейной традиции), отцу в это время могло быть около шестидесяти лет, а в момент рождения Эстебана–около петидесяти. Отца звали Гаспар Эстебан, а мать-Мария Перес.
В поздний период творчества, Мурильо, после довольно долгого перерыва, создал несколько блестящих вещей в «детском жанре». Но будет неверным называть такие «цитаты» признаками эклектичности стиля раннего Мурильо. Примечательно, что эти же дети служили прообразами ангелов и юных святых Мурильо.
Если исходить из возраста вступления в брак самого Мурильо (то есть из семейной традиции), отцу в это время могло быть около шестидесяти лет, а в момент рождения Эстебана – около петидесяти. иными словами, будущий художник был поздним ребенком, четырнадцатым у родителей, а значит, существом легко возбудимым до болезненности и, очевидно, как это бывает часто в таких случаях, игрушкой-баловнем всей семьи. Вероятно, между Эстебаном и другими детьми цирюльника была очень большая разница в возрасте. Этим, надо пологоть, обьесняется то, что только маленткий Эстебан после 1628 года попадает на воспитание в семью сестры матери. Она была замужем за хирургом Хуаном Агустином Лагаресом, человеком, несомненно, более обеспеченным чем отец Мурильо. Он происходил из Кордовской провинции, но как раз данное обстоятельство в космополитической Севилье не могло послужить серьезным препядствием для полезного человеку применения его деловых качеств. Хирург владел небольшим поместием, и очень может быть, что не одни только женские прелести заставили его жениться на тетке Эстебана, вдове Кристобаля Санчеса Карраскоса, уже успевшей стать к тому же стать матерью двоих детей. Одновременно, Севилья была и крупным центром всесильной и богатой католической церкви. Дело заключается в самом раскрытии затронутой темы. Строгая и скорбная складка возле рта. Святой Иосиф (отец) изображен не старцем, как это обычно было принято, а молодыми и полным сил.
Возможность существования множество истин (одной для всей Испании, другой для Андулусии, третьей для Севильи, четвертой для монастыря францинсканцев в городе и так далее), законсервированная характером испанской истории, позволяла художнику не поступаться своей искренностью. Реабилитацию испанского художника начинают деятели национальной культуры. Она подкупает наивной непосредственностью.
Доходы живописца были, по-прежнему, весьма значительны. Она подкупает наивной непосредственностью. душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». Маньяра предложил Мурильо написать для госпиталя одиннадцать картин, прославляющих милосердие.
И здесь, Мурильо удалось найти верные решения, хоть и не лишенные сентиментальности. Внизу видны здания и улицы Севильи. Это коллективное творческое начало, постулируемое Р. Менеднесом Пидалем в качестве «одной из устойчивых черт испанского искусства». Иными словами, это представляет собой спонтанную способность к модификации общего мотива, своеобразную многоголосицу в хоровом пении народной культуры. Вот таким образом все здесь опирается на легенду, а значит, предположительно.
Простой народ чтил её как заступницу, слагал о ней песни, сказки и легенды. Содержание их в основном религиозное. Их объединяла борьба как государствхристианских против мусульман.
и мадрид. Оно соединяет в себе прием высвечивания из темноты и использование в качестве модели, очевидно, деревянной раскрашенной статуи. Однако, этот жанр, по-видимому, не слишком привлекал художника. Та, в свою очередь, хорошо позаботилась о ребенке и дала ему приличное образование.
У Лагареса и тетки Мурильо рождается общий ребенок, дочь (она станет монахиней, когда умрет ее муж). Их объединяла борьба как государств христианских против мусульман. Темно-серое небо выписано характерными большими размашистыми мазками. Но уже в ранних работах чувствуется рассказчик и прирожденный декоратор. Про «Непорочные зачатия» исследователь его творчества Куглер сказал: «Произведения эти знаменуют собой одну из вершинXVIIвека и во всей области искусства только они вполне достойны равняться «Сикстинской мадонне» Рафаэля».
Место рождения было родиной. Выполнение этого заказа стало своего рода отчетом о годах ученичества. музее «Отдых св. Их объединяла борьба как государств христианских против мусульман. Оба маленьких героя картины сидят на земле.
Представлена, вероятно, местная легенда. Популярность среди живописцев Севильи такой практики хорошо известна. Что мешает картине выглядеть одним из сюжетов пасторали. В первых работах Мурильо очень много прямых «цитат»известных мастеров, чьи картины украшали соборы Севильи, а молодой художник ихштудировал. Такими перекличками «Видению Лаутерия»были «Апофеоз Фомы Аквинского» и «Св. Бонавентура»Сурбарана.
В народной поэзии Мадонна всегда была красавицей с большими глазами и нежными белыми ручками. Так что трудно решить, был ли новорожденный Эстебан Бартоломе долгожданным. Место рождения было родиной. Правая рука Мадонны поднята, голова чуть откинута, глаза подняты к небу.
Однако, в действительности все обстояло, по-видимому, гораздо прозаичнее. В особенности, это касается работ «Девушек в окне»1670 г. и «Крестьянский мальчик». Популярность среди живописцев Севильитакой практики хорошо известна. Натурщиками для его картин были обычные люди из народа. Суровые уставы инквизиции, особенно конфискация всего имущества осужденных, вызвали волнения в среде арагонских дворян, которые, в итоге, решили убить Арбуэса в надежде, что король испугается и не пришлет ему замену.
Любопытно, что и эту работу Мурильо подписывает. Его творчество оказало большое влияние на искусство Испании, оно было признано в Европе. Во всяком случае, законным супругом Марии Мурильо стал цирюльник, профессия, приносящая более чем скромный доход.
Необычайно виртуозно передано плавное движение ввысь. Со второго из только что указанных годов вообще начинается самый блестящий период творчества Мурильо. Плащ Богоматери развевается, словно подхваченный ветром. Одна из лучших работ такого рода «Мальчик с собакой». Любопытно, что и эту работу Мурильо подписывает.
Бракосочетание двоюродной сестры Мурильо с судьей Трибунала Индий произошло в 1644 году. Отца звали Гаспар Эстебан, а мать-Мария Перес. Из привозимого сырья искуснейшие ремесленники Севильи (точнее её предместий Триане и Макарене), создавали великолепные сосуды, золототканые парчовые алтарные покровы, одежды для духовенства, производили и расписывали массивные и тяжелые церковные свечи. Доминик изображенный в центре, призывает монаха жестом прислушаться к словам Франциска.
Предлогаемая здесь схема трех фигур первого плана, данных на фоне резко сокращающейся прямой перспективы, превратится в дальнейшем в часто повторяемые варианты композиции с идущими Иосифом и младенцем Христом.
Относительно личности монаха давно ведутся искусствоведческие споры. Но он избегает возможной специализации.
Учился живописи он у Хуана де Кастильо. Семейство со св. Мурильо был занят работами для севильской церкви C. -Мариа-ла-Бланка из которых важнейшими могут считаться четыре полукруглые картины: «Торжествующая Церковь» (принадлежала лет 30 тому назад Пурталесу, в Париже), «Непорочное зачатие» (в Луврском музее), «Основание базилики C. -Мариа-Маджоре, в Риме» (в Мадридской акад.
Одна из удивительных и прекрасных его работ находится в Музее Прадо (Мадрид) – «Непорочное зачатие. Значительно плавней и гармоничнее по краскам написанные им для севильского собора «Св. Впечатление движения вверх достигается не одной лишь композицией. Появлению такой композиции, несомненно, предшествовал этап целенаправленного ученичества. Таково ближайшее окружение Мурильо, когда он из отрока превращается в юношу.
В 1627 году умирает отец, а год спустя мать. Бракосочетание двоюродной сестры Мурильо с судьей Трибунала Индий произошло в 1644 году. Таковоближайшее окружение Мурильо, когда он из отрока превращается в юношу.
Но позже он искренне покаялся, был прощён Господом, но всю жизнь плакал о своём поступке. Петр пронес слово Спасителя по всей Малой Азии. Младенец держит в руке маленькую птичку.
Вот таким образом рядом со св. Королевский двор кочует по стране. На фоне таинственного ночного пейзажа, со сложной гаммой темных и светлеющих тонов их крылья и одежды переливаются светлыми пятнами. Пожалуй именно такая примитивная литературность изобразительного языка выделяет прежде всего ранние композиции Мурильо. В «Видении Лаутерия» подробно фиксируется отличия нарядов представителей трех орденов. А «Мадонна дель Росарио», где показано бого явление Доменику, включает в композицию фигуру лежащей собаки, что оказывается расшифровкой названия ордена (собаки господа). Если раньше мастер шел по пути конкретизации образа Мадонны (каждая из его ранних Мадонн не похожа одна на другую, но каждая, в то же время, напоминает уроженку Андалусии), то теперь, художник, напротив, стремился максимально обобщить его.
Слава Мурильо бросила на долгое время глубокую тень на Риберу, Сурбарана, Веласкеса. Диего» или так наз.
Доминик изображенный в центре, призывает монаха жестом прислушаться к словам Франциска. Мораль очевидна: «Будь прилежен, и тогда ты станешь подобен своим авторитетам». И тебя, как и их, увенчает мадонна короной славы. Изображение Богоматери составляют значительную группу произведений Мурильо. Молодой Веласкес написал картину «Непорочное зачатие» (Лондон, Национальная галерея), показав на ней юную, вполне земную девочку с немного скуластым личиком, смущенно опустившую глаза. К ним можно отнести: «Мученичества святого Андрея», «Бичевание Христа», «Распятие», «Святой Франциск, обнимающий Христа». Три из них, так наз. Все это подтверждается документами.
Антония», в Имп. Количество нищих, беспризорных детей и бездомных бродяг было огромно. Искусство мастераавтобиографично. Вскоре Антоний стал любимым учеником и близким другом Франциска.
Прелестный образ Мадонны встречается у художника в различных сюжетах: «Непорочное зачатие», «Благовещение», «Поклонение пастухов», «Отдых на пути в Египет», «Бегство в Египет», «Святое семейство», «Взятие мадонны на небо» и многих других, как написанных по заказу церкви, так и созданных для других заказчиков. Августина, но, узнав о житии св. художеств) и «Сон римского сенатора» (там же). Диего, превращающий хлеб в розы» (у Ч. Куртиса, в Нью-Йорке).
Живопись – вершина развития эстетики золотого века.
Отца звали Гаспар Эстебан, а мать-Мария Перес. Отца звали Гаспар Эстебан, а мать-Мария Перес. Все это косвенно коснулось творчества Мурильо. Клары» (в дрезденской галерее), «Чума» (у герц. Но трагические нотки, появившиеся в его творчестве после смерти жены, снова и снова «звучат» на полотнах.
Подтверждение этому можно найти в его автопортрете, датированном 1672-75 гг. Светлое покрывало на голове Марии и её плечи сливаются с облаком.
Бонавентура» Сурбарана. Вот тогда исчезли испанские вольности под звон мечей в потоках золота и в зловещем зареве костров инквизиции. Типологически, большинство работ восходит к «Едокам дыни и винограда» (ок. 1650 г. ). Возможность существования множество истин (одной для всей Испании, другой для Андулусии, третьей для Севильи, четвертой для монастыря францинсканцев в городе и так далее), законсервированная характером испанской истории, позволяла художнику не поступаться своей искренностью. Сколь бы сильно ни угнетали его, принуждая к повиновению, художник находил возможность к сохранению собственной личности. Во всяком случае, это не те классические образцы, которыми представлена картина «Едоках дыни и винограда». Антония Падуанского» исполненную для алтаря севильского собора. В зрелые годы заказчики не давали художнику покоя.
Значительную группу среди них составляют изображения особого, созданного им типа, посвященные прославлению Богоматери и известные под названием «LImmaculata Concepcion», «LA s uncion» и «La Purisima». Живопись-вершина развития эстетики золотого века. Эта эпоха, конец XV – первая половина XVI века, удивительная. В левом углу в полумраке помещена живая группа женщины с ребенком: к сидящей на полу матери подбегает радостный малыш, показывая ей полученную монету. «Хозяин положения» здесь, по-видимому, мальчик с дыней.
Тот обеими руками указывает на мадонну. Эта эпоха, конец XV – первая половина XVI века, удивительная. Но сестры, не желая, чтобы плоды их рук служили «нуждам» богини любви, отказались продать горшки жрецам. Два года после её смерти Мурильо практически не рисовал. Примером могут служить две его наиболее известные картины, написанные для Каридид — «Иероглифы смерти» и «Конец земной славы». Но будет неверным называть такие «цитаты» признаками эклектичности стиля раннего Мурильо.
Антоний с Младенцем-Спасителем» и «Св. Только в Музее Прадо находится еще две версии. ВВидении Лаутерия подробно фиксируется отличия нарядов представителей трех орденов. Из ранних работ Мурильо, оставшихся в Севилье, можно указать всего несколько.
Такими перекличками «Видению Лаутерия» были «Апофеоз Фомы Аквинского» и «Св. «Едоки дыни и винограда» относятся к лучшим картинам художника. Ваганова. Художник демонстрирует свою способность работать в различных жанрах. Иконография Девы Марии у Мурилъо традиционна (в условиях Испании XVII столетия не представлялось возможным отступить хоть на малость от канона).
В новой манере решается небольшое полотно «Старуха с прялкой». Дыня лежит у него на коленях (он угощает, а второй мальчик – принимает). В 1665году Мурильо был занят работами для севильской церкви Санта-Мариа-ла-Бланка из которых важнейшими могут считаться четыре полукруглые картины: «Торжествующая Церковь» (принадлежала лет 30 тому назад Пурталесу, в Париже), «Непорочное зачатие» (в Луврском музее), «Основание базилики C. -Мариа-Маджоре, в Риме» (в Мадридской акад. У него взгляд на приятеля сверху вниз и слегка насмешливое выражение лица. Но и с библейскими мотивами художник обходился по-прежнему вольно. И этот мотив, несомненно, приходит от Роэласа и его учеников.
Видимо, к началу 1640-х годов онобращает пристальное внимание на особенности караваджистскойживописи тенебросо. Каждый из четырех художников этого века – Рибера, Сурбаран, Веласкес и Мурильо – привносит в общий феномен нечто свое сугубо индивидуальное. Для развития художественной структуры в странетакая дихотомия в сознанииоборачивалась определенной свободой в выражениях чувств, настроения, мыслей. Возможность существования множество истин (одной для всей Испании, другой дляАндулусии, третьей для Севильи, четвертой для монастыря францинсканцев в городеи так далее), законсервированная характером испанской истории, позволялахудожнику не поступаться своей искренностью. Сколь бы сильно ни угнетали его, принуждая кповиновению, художник находил возможность к сохранению собственной личности.
Мы видим усталое, печальное, немолодое лицо. «Старуха с прялкой»показывает поворот к живоймодели и умение справиться с трудностью в передаче разнохарактерной фактурыматериала. Хуан дель Кастильо когда-то учился у знаменитого Хуана де Роэласа (1560 — 1625), которого впоследствии очень почитал Мурильо. Эта работа занимает особое место в европейской портретной живописи XVII века. Для «Мадонны дель Росарио»-«МученичествоСв. Андрея» Роэласа инекоторые вещи Сурбарана. Но будет неверным называтьтакие «цитаты» признаками эклектичности стиля раннего Мурильо. В подобной манере обращения с достижениями предшественников, оригинальнымматериалом других авторов скрывается характерный творческий метод, характерныйдля испанского искусства в целом, а в XVII веке — для золотой середины идеально выраженной, вчастности для театра, школой Лопе де Веги. Да, этот человек был приверженцем религии, но все его ангелы и мадонны прекрасны.
Она представляет сцену из жизни испанского семейства.
Довольно рано жанровые работы мастера стали известны за пределами Испании. Антония Падуанского» (1656 в севильском соборе). В новой манере решается небольшое полотноСтаруха с прялкой. При ФилиппеII (1556-1598), сынеКарла I исступленныйфатализм испанского абсолютизма принимает формы канона. Братство основало большую часовню, посвященную святому Георгию, занимавшую часть большого помещения на территории верфи в Севилье. Вероятно, Мурильо чувствовал в их семье себя комфортно.
Мораль очевидна: Будь прилежен и тогда ты станешь подобен своим авторитетам. В нем сказываются на разных этапах и в разных произведениях различные идеологические воздействия и эстетические вкусыразличных общественных слоев. «Старуха с прялкой» показывает поворот к живой модели и умение справиться с трудностью в передаче разнохарактерной фактуры материала.
Бартоломе Мурильо был скорее лирическим художником. Воспользовавшись слепотой мужа, Ревекка подвела к нему младшего сына, своего любимца — Иакова. В течение двух лет после ее смерти Мурильо почти не писал. Для «Мадонны дель Росарио» – «Мученичество Св. Андрея» Роэласа и некоторые вещи Сурбарана. Но будет неверным называть такие «цитаты» признаками эклектичности стиля раннего Мурильо. Религиозная картина была написана по заказу францисканского монастыря.
Поднимаясь вверх, фон становится светлее, прозрачней, тона легче, серебристее, в их дымке тонут силуэты летящих ангелов. Диего насыщает нищих» (Мадридская академия художеств), «Чудо св. Такая лаконичность композиции – самая характерная черта Мурильо. В трогательные и нежные образы нищих и девочекцветочниц Мурильо вложил всю свою любовь к людям своего города, гордость за их достоинство и красоту». Введение пейзажа в качестве активного элемента композиции ииспользование воздушной перспективы устраняет эффект нелепой театральнойбуффонады, которой возникает у Мурильо вначале, когдаон пытается представить явление чуда.
Елизаветой и Иоанном Крестителем» (в Луврском музее). Слева Дева Мария перематывает нитки, но вся она поглощена игрой ребёнка. Справа композицию завершает столярный верстак, что напоминает зрителю о роде занятий Иосифа (он был плотником). Художник наивно расшифровывает название ордена (доминиканцы — псы господни) включением в композицию лежащей собаки. В этом плане любопытно изображение мадонны с сидящим у нее на коленях младенцем Христом.
Франциск в экстазе», красуются теперь в музее этого города. Один из монахов одолевает теологическую премудрость. Семейство со св. Представлена, вероятно, местная легенда. Первая работа 1638 года, подписная изображающая видение Лаутерия исполнена для францисканской семинарии Царицы ангелов. Она подкупает наивной непосредственностью. Легенда утверждает, что у Эстебана рано проявляется наклонность к рисованию и заботливый хирург отдает мальчика в ученики к Хуану дель Кастильо (1584-1640).
Отец бережно поддерживает мальчика и, возможно, что-то говорит ему или собачке. Еслиисходить из возраста вступления в брак самого Мурильо (то есть из семейнойтрадиции), отцу в это время могло быть около шестидесяти лет, а в моментрождения Эстебана –около петидесяти. иными словами, будущий художник был позднимребенком, четырнадцатым у родителей, а значит, существом легко возбудимым доболезненности и, очевидно, как это бывает часто в таких случаях игрушкой-баловнемвсей семьи. Вероятно, между Эстебаном и другими детьми цирюльника была оченьбольшая разница в возрасте. Этим, надо пологоть, обьесняется то, что толькомаленткий Эстебан после 1628 года попадает на воспитание в семью сестрыматери. Она была замужем за хирургом Хуаном Агустином Лагаресом, человеком, несомненно, более обеспеченным чем отец Мурильо. Он происходил из Кордовскойпровинции, но как раз данное обстоятельство в космополитической Севилье немогло послужить серьезным препядствием для полезного человеку применения егоделовых качеств. Хирург владел небольшим поместием и очень может быть, что неодни только женские прелести заставили его жениться на тетке Эстебана, вдовеКристобаля Санчеса Карраскоса, уже успевшей стать к тому же стать матерью двоихдетей.
Непорочное зачатие писали все испанские художники. Из этих картин, рассеянных в настоящее время по разным музеям, главные: «Св. В 1645г. Слитности Родины и Испании не существовало.
Елизаветой и Иоанном Крестителем» (в Луврском музее). Это новое политическое единство долгое время не имеет даже столицы. «Жажда» («La Sed» Моисей источает воду из скалы), «Умножение хлебов и рыбы» и «Св. В то время, расцвет жизни в Севилье, некогда богатой и процветающей, остался далеко в прошлом. В ранних картинах (Мальчик с собакой, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) больше жизненной прозы, дети некрасивы, естественны.
И этот мотив, несомненно, приходит от Роэласа и его учеников. «Старуха с прялкой» показывает поворот к живой модели и умение справиться с трудностью в передаче разнохарактерной фактуры материала. Елизавета Венгерская, моющая прокаженных»— в Мадридской галерее, «Ангел изводит ап. В ней правдиво изображена сидящая фигура уличного мальчишки. И вновь благодаря своему необычному стилю.
В 18 веке Эрмитаж приобрёл полотно «Святое семейство», небольшой формат которой соответствует интимной трактовке сюжета. Блестяшим примером может послужить первое известное «Святоесемейство». Мурильо превосходен в колорите и светотени. Он не становится, как Веласкеа, преимущественно портретистом. Так получается потому, что театр и литература и приходят в другие культуры лишенными испанских одежд – языка, а живопись выступает в наичестнейшей испанской форме, у которой нельзя ничего отнять.
Но он избегает возможной специализации. Очевидно, эта тема очень волновала Мурильо и он возвращался к ней не раз. Художник отклонил приглашение короля занять место возле престола.
В его руке корзина. Слитности Родины и Испании несуществовало. Неподалеку стоит Иосиф, придерживая мула. К числу первых картин молодого Мурильо этого типа принадлежит еще несколько тяжеловатая и многословная Мадонна, передающая четки Святому Доминику (1642, Севилья, Архиепископский дворец).
Из ранних работ Мурильо, оставшихся в Севилье, можно указать всего несколько. Таковы работы «Два крестьянских мальчика и негритенок», 1668-70 гг и «Игроки в кости», 1670-75 гг. Уже в XV веке испанское духовенство гордилось огромными соборами, бывшими самыми большими готическими сооружениями Европы. Картина «Освобождение апостола Петра из темницы» (Санкт-Петербург, Эрмитаж), написанная для Каридад, отличается необычайной трактовкой светотеневого решения. В этот период и появился на свет будущий великий художник Бартоломе Эстебан Мурильо. Дома у него появились чернокожие рабы.
Именно в это время Мурильо, после долгого перерыва, вновь возвратился к «детскому» жанру и сделал множество «зарисовок» из жизни севильских детей и подростков таких, как «Едоки паштета», «Два крестьянских мальчика и негритенок», «Игроки в кости». Золотистый мягкий свет заполняет все пространство. Живопись-вершина развития эстетики золотого века. Выделенные к настоящему времени работы Мурильо до 1645 года рисуют его мастером активного эксперимента. Все сюжеты черпались из Библии, Евангелия и более поздних легенд о святых.
Он редко датировал свои работы, о его жизни известно крайне мало. Настроение праздника, ликования создается обилием золотистых фонов, контрастов светлого и темного, ясной архитектоникой. Мораль очевидна: «Будь прилежен, и тогда ты станешь подобен своим авторитетам». И тебя, как и их, увенчает мадонна короной славы. В мае 1665года Мурильо был принят в Братство милосердия.
Молодой Мурильо предпочитал изображать видения или же деяния святых. Представлена, вероятно, местная легенда. Испания вокруг – обычно только территория, по которой легко проехать из одной точки в другую, где говорят на родном языке. Темный колорит полотна слева озарен светом исходящим от младенца. У плотника Иосифа настал час отдыха. Нежные хрупкие ангелы облачены в бледно-желтые, розовые и голубые одежды.
В Севилье эта тема пользовалась большой популярностью. В 1665г. Да и не важны детали, когда смотрите в открытое, приветливое и чистое лицо ребенка. художеств) и «Сон римского сенатора» (там же).
Один из монахов одолевает теологическую премудрость. Ее сын со временем отправится в Новый Свет, а дочь выйдет замуж за судьюТрибунала Индий, фигуру, весьма уважаемую и преметную в Севилье. У Лагареса итетки Мурильо рождается общий ребенок, дочь (она станет монахиней, когда умретее муж).
Наступил час и Сын Человеческий предается в руки грешников. Тот обеими руками указывает на мадонну. Блестяшим примером может послужить первое известное «Святое семейство».