Интересным явлением предстает модернизм в России. Появу росйського футуризму — незалежно вд талйського угруповання — знаменують «Пролог егофутуризму» (1911 р. ). Причому форма ця не самоцллю, вона ма служити вираженню де. Це буде мистецтво касти, а не демократичне мистецтво».
Джойс В. Вулф, О. Гаксл Р. Музль, Г. Е. Носсак X. Кортасар, . Объявленным «началом» постмодернизма считают статью Лесли Фидлера, 1969, «Пересекайте границу, засыпайте рвы», демонстративно опубликованную в журнале Playboy. Раннй модернзм уперше вдмовляться вд зображення життя у формах життя. Объединяет их то, что они относились к модернизму. Нердко монтаж тсно повязаний з прийомом внутршнього монологу.
Отрицание традиций культуры, начиная с античности, заканчивая реализмом, принято обозначать как авангардизм (от французского «передовой отряд»), но это понятие относится уже к 20 веку. Все эти особенности модернизма вызывали его негативное восприятие в буржуазном обществе. Постйно орнтуючись на дану концепцю, найбльш письменники-модернсти (насамперед Дж. Представники ц теч заперечували чи навмисне спотворювали в свох писаннях реальний свт заради «виразу (експрес) внутршнього свту» митця, вважаючи його за дину реальнсть. Охарактеризумо х. Неокласицизм (вд грецьк. Якщо донин, зазнача теоретик, точилися суперечки «за право виражати сутнсть художньо дяльност» — «наслдування чи перетворення дйсност» (тобто, як бачимо, суперечка реалств з романтиками), то модернзм на мсце цих традицйних двох принципв висува свй, третй, — «створення ново дйсност».
«Експресонзм, — влучно зауважив Томас Манн, — глибоко зневажа дйснсть вдмовляться вд зобовязань перед дйснстю». мпресонзм розвиваться в останнй третин XIX — на початку XX столття. neos – новий classicus – зразковий) – тенденця в розвитку лтератури мистецтва, яка проявлялася псля занепаду класицизму як лтературного напряму знаходила вияв у використанн античних тем сюжетв, мфологчних образв мотивв, у проголошенн гасел «чистого мистецтва» й культу художньо форми, позбавлено суспльного змсту, земних насолод тощо.
В узком смысле модернизм рассматривается как ранняя ступень авангардизма, начало пересмотра классических традиций.
Модернизм (итал. modernismo— «современное течение» от лат. modernus— «современный, недавний»)— общность направлений искусства конца XIX— начала XX века, признаком которых можно считать разрыв с предшествующей художественной традицией, стремление к новому и склонность к схематической условной форме1. Термн уперше запровадив Ж. -П. Сартр у передмов до роману Н. Саррот Портрет невдомого (1947). Проте «поодинок» модернсти й представники органзованих напрямв використовують спльн прийоми, а творчсть численних модернств, як належать або ж не належать до рзномантних напрямв, характеризуться спльними рисами. Митець занурються у свт сво фантазй, щоб знайти там насолоду. фксац вражень, спостережень, спвпереживань.
Безлч композиторв-авангардиств прагнули виразити новий змст тльки з допомогою невдомих музичних засобв, йдуть на рзн експерименти, як призводять до руйнування естетичних технологчних пдвалин музично культури (заперечення звуково органзац – мелод, гармон, полфон). Модернизм (итал. modernismo— «современное течение» от лат. modernus— «современный, недавний»)— направление в искусстве конца XIX— начала XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые, нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля1. В широком смысле модернизм — «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка. Кобилянська), мпресонстичний символзм (М. обднували пд спльною назвою неоромантизму.
Джойс В. Вулф, О. Гаксл Р. Музль, Г. Е. Носсак X. Кортасар, Ф. Дюр-ренматт X. Л. Борхес. В архтектур стиль модерн народився з поднання двох тенденцй: прагнення архтектора рацонально використати нов матерали (сталь, скло, залзобетон) тяжння до певно мри малозмстовно, але вишукано декоративност. clams — ясний), яким поет назива «прекрасну яснсть» як одну з основних засад ново поез. В той же час зявляються перш збрки поетв, як були свдомо зорнтован на символстську поетику («Кантлени» Ж. Мореаса, «Заспоконня» А де Рень, «амми» С. Меррля та н. ).
культура модернзму тяжла до абстракц (вд лат. Новая система способов изображения и художественных ходов в литературе модернизма утверждается вместе с новым пониманием человека, когда наиболее существенным оказывается все личностное, не типовое, выходящее за пределы социальной детерминированности (в этом отношении особую важность представлял опыт Д. Г. Лоуренса). Той же Пссарро зазначав, що мпресонзм ма бути теорю «чистого спостереження». Самостйним внеском мажинств у лтературу був, на думку В. Брюсова, хнй принцип необхдност для поета «органзувати» лад образв. Усвдомлення письменником власних емоцйних конфлктв – шлях до одужання душ й свту.
У Рос вперше мажинсти заявили про себе 1919 року. Автор «Портрета Дорана рея» стверджував, що не росйська дйснсть, а Тургенев створив нглств, так само, як лондонськ тумани винайшли французьк художники-мпресонсти. В 1891 роц сталося його «офцйне визнання» — в цьому роц увагу всього Парижа привернув влаштований з приводу публкац поетично збрки Жана Мореаса банкет, на якому головував С. Малларме в оточенн лтературно-мистецько елти.
«Бачити, вдчувати, виражати — в цьому все мистецтво», — проголошували Едмон Жюль онкури. Для данной поэтики характерно широкое использование мифа или мифологических реминисценций (ими подчеркивается устойчивость, «вечность» главных коллизий, проступающих через кажущуюся бессмыслицу «реального»), а также идея потока сознания, пришедшая на смену прежнему представлению о психологической устойчивости и однородности реакций индивидуума на внешний мир. Модернсти свдомо роблять свою творчсть антидемократичною, елтарною. Пародирование некоторых наиболее укорененных философских и художественных верований, отличавших эпоху классического реализма, составляет важный элемент многих произведений модернизма, начиная с самых ранних (драматургия и проза А. Жарри) и является неотъемлемой частью творческой программы таких школ, принадлежащих истории модернизма, как дадаизм и сюрреализм. Розчарування в життвй дйсност та художньому реалстичному способ вдтворення спричинило зацкавлення новтнми флософськими теорями та появу нових художнх напрямв, як отримали назви декадентських, авангардистських та модернстських.
В той же час створються ще один акместичний манфест «Ранок акмезму» О. Мандельштама, але з певних причин вн був надрукований тльки в 1919 роц. футуристи перемщували тепершн в майбутн» — вер- 3. 2. 6. В укранському модернзму вдкривалися нов художн модел та структури: неореалзм (В. Бунн, М. Коцюбинський). Творчсть С. сенна – найкраще пдтвердження ц думки. В 1919 году они провели первый вечер имажинистов и создали декларацию, в которой провозглашались главные принципы имажинизма: главенство образа «как такового», поэтическое выражение посредством использования метафор и эпитетов, стихотворное произведение должно представлять собой «каталог образов», читающийся одинаково как с начала, так и с конца. Звернмося до най-типовших. Следующее поколение символистов – младосимволисты – использует темы преобразования мира при помощи красоты, соединения жизни и искусства, среди представителей были Блок, Андрей Белый, В. Иванов, это поколение поэтов можно назвать утопистами.
Модернств не цкавить предметний свт — вн завжди ними деформуться та абсурдизуться. Зрозумло, що мпресонсти орнтуються саме на почуття, а не на розум.
Об этом свидетельствует наследие многих крупнейших художников 20 века (В. Набоков, А. Камю, У. Фолкнер, Г. Гессе, О. Хаксли, Г. Гарсиа Маркес, С. Прокофьев, Ф. Феллини и др. ), в разные периоды своей творческой жизни тесно соприкасавшихся с кругом идей и верований модернизма, однако в целом ему не принадлежащих, хотя можно отметить несомненную родственность искусству модернизма как той проблематики, которая оставалась у них преобладающей, так и ряда использумых ими эстетических средств. Здесь он был представлен в первую очередь в литературе и имеет ряд особенностей. Объективно некоторые особенности художественного видения модернизма (в частности, трактовка времени и пространства) обладают общностью с теорией относительности (1915) А. Эйнштейна. Епчност, витриманою в композиц роману, суперечить традицйному розумнн його змст. ншим популярним художнм прийомом модернзму монтаж, що прийшов у лтературу з кномистецтва (фльми С. Ейзенштейна). Мить для експресонзму знецнються, вн шука вчного, як зазнача Оскар Вальцель.
Американський лтературознавець Дж. Улсс мстить 18 епзодв, аналогчних Одссе Гомера, хоча порядок х розташування не завжди спвпада. автсрйський лкар Згмунд Фрейд (1856 – 1939) був автором теор методу психоаналзу. Зявився модернзм в кнц 19-го столття, а його розквт припав на початок столття 20-го. Школа мажизму снувала недовго: вона розпадаться вже наприкнц десятих рокв.
Натуралзм з його фактографю та соцальним бологчним детермнзмом ма, на думку Ж. Мореаса, лише «цннсть заперечення». Сворднсть укранського варанта модернзму поляга в тому, що вн з естетичного феномену перетворився на культурно-сторичне явище. Реальнсть слд знаходити не в узгоджених зовншнх подях, а в потоц свдомост, що виника в зткненн з цими подями, як швидко обираються, набирають певно форми, викликають переживання». Елот, Ф. М. Форд, Д. Г. Лоуренс, Р. Олднгтон.
Стиль «модерн» возник как реакция на эклектизм и безжизненное копирование исторических стилей прошлого. Експресонзм зявився спочатку в малярств (Е. Мунк, В. Ван-Гог, П. Гоген. Картина создавала впечатление происходящего не на природе, а в студии – свет почти не даёт теней. Стиль картины порывает с академическими традициями того времени. Схд сонця»). На вдмну вд реалств, як завжди прагнули дати логчне пояснення подй з точки зору соцально-духовно еволюц, модернсти нчого не пояснюють – вони лише фксують зрушення в субктивному й обктивному свт за допомогою знакв, символв, натякв.
Датой зарождения модернизма часто называют 1863 год — год открытия в Париже «Салона отверженных», куда принимались работы художников, забракованные жюри официального Салона. На змну реалстичнй та натуралстичнй обктивност приходить модернстська художня субктивнсть. «Ми приречен до того, щоб пзнавати свт тльки через враження, яке вн на нас справля», — писав Анатоль Франс, який наприкнц XIX столття став одним з головних теоретикв захисникв мпресонзму, фундатором саме мпресонстично нтерпретац мистецтва. Русский символизм появился на стыке 19 и 20 века, его основоположниками были поэты Дмитрий Мережковский, Федор Сологуб, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, позже к ним присоединились Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов. Примером может быть картина Э. Мане «Завтрак на траве».
В широком смысле модернизм— «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка, нередко сопровождающиеся эпатажем и определенным вызовом устоявшимся канонам. Сво особливост ма столття, що мина. Адже поети-мажинсти звернули увагу на «днсть образв в одному твор».
Она предназначалась для Парижского салона, но не была допущена к выставке вместе с тремя тысячами других полотен. Эта картина вызвала непонимание и обвинение в декадентстве (упадке, культурном регрессе), начиная с её сюжета: двое одетых мужчин с нагой женщиной на природе. Для мпресонстичних творв характерн субктивнсть зображення, пдкреслений лризм, використання тропв (метафор, ептетв, символв тощо), як створюють певний настрй, посилюють асоцативнсть почуттв вражень. Мфотворчими твори Дж.
Авангардистськ напрями теч (футуризм, дадазм, сюрреалзм, "новий роман", "драма абсурду", "потк свдомост" тощо) збагатили й урзномантнили лтературний процес, залишивши свтовй лтератур чимало шедеврв художньо творчост. Саме мистецтво, а не дйснсть, первсним. Укранськ неокласики прагнули зберегти право на власний моральний естетичний кодекс, виходячи з свого уявлення про загальнолюдськ мистецьк цнност, про деяку незалежнсть вчного мистецтва вд скороминущих виявв поверхн життя, про класичну норму в найзагальншому розумнн: строга досконалсть форми, пошук гармон духу, повага до «вчних» начал людсько душ вдповдний абсолют художньо правди. «Батьком мажизму» вважаться Т. Е. Гюм.
Змст мажинсти вдсували на другий план: вн "податься образом". Артур Шопенгауер (1788-1860) – нмецький флософ-деалст. диним законом мистецтва вони вважають «виявлення життя через образ та ритмку образв». мпресонсти досить точно виражали цей головний принцип напряму.
Читателю были предложены психологические и философские концепции. Символсти висунули дею самоцнност мистецтва, його цлковитого суверентету. ХХ ст., як поднували в свой творчост реалстичне зображення життя з романтизмом. Художнй твр мпресонста – це не обктивна картина свту, а система складних субктивних вражень про нього, яскраво забарвлена творчою ндивдуальнстю митця.
В таком случае его название берут в кавычки. Появляются новые стили: «поток сознания», характеризующийся глубоким проникновением во внутренний мир героев тема осмысления войны тема потерянного поколения и др. Предтечами модернизма в литературе называют уже Ф. Достоевского, а также Ш. Бодлера, А. Рембо и др.
Символзм як сформований лтературний напрям почина свою сторю з 1880 року, коли Стефан Малларме започаткову лтературний салон (так зван «ввторки» Малларме), в якому беруть участь молод поети Р. ль, Г. Кан, А. де Рень, П. Кяр, Е. Мкаель, Ф. Вл-рффен. Вказаний перод став переломним в стор мистецтва. Втм, конкретн й буденн предмети та явища не вдкидаються символстами цлком. expression – "вираження"). Цей шлях розпочав у свому вдомому сонет «Вдповдност» Шарль Бодлер, де природа поста як певний «лс символв», крзь який пряму людина.
«Вн вдрива людину вд повсякденно обстановки. Рльке, Г. Аполлнера, Т. -С. Давайте грянем дружне: футуризму и футурью смерть». Розвиток абстрактного мистецтва був вдображенням тенденц вдчуження митця XX ст.
Гппус, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, В. Брюсов, О. Добролюбов, В. ванов, О. Блок, А. Блий). Але саме в модернзм «потк свдомост» абсолютизуться, перетворюючися часто на провдний стильовий прийом. На думку Д. Обломвського, «Мореас, Жамм, Кан, Ле Кардонель та нш учасники символстського руху 80—90-х рокв не були великими та оригнальними поетами, вони не зумли сказати свого слова в поез, внести в не цлковито новий змст, а були лише епгонами, наслдувачами Бодлера, Верлена, Рембо, раннього Малларме». Вместе с тем для крупнейших представителей модернизма характерно стремление опираться на переосмысленные ими явления художественной культуры 19 века, которые в их трактовке, предопределенной творческими принципами самих толкователей, оказываются выведенными за рамки реалистической эстетики (так А. Белый прочитывает Н. В. Гоголя, оказавшего сильное влияние на его прозу, а Пруст сходным образом усваивает важные для него уроки Г. Флобера, у которого перенимается прежде всего, если не исключительно идея произведения, свободного от любого рода идеологии и дидактики). Крм цього, талйськ авангардисти оспвують вйну як «ггну свту».
«Деклараця мажинств» починаться з констатац смерт футуризму: «Скончался младенец, горластый парень — десяти лет от роду (родился 1909 — умер 1919). На вдмну вд флософа В. Кандинського, Казимир Малевич був справжнм революцонером у мистецтв. В росйськй лтератур мпресонстичну образнсть застосовували прозаки А. Чехов, . Юнга, М. Хайдеггера та нших.
vortex — вихор, вир) в 1914—1915 роках. Модернзм в лтератур прийшов на змну усталеним класичним канонам оповдання. Процес модернстсько творчост, зазначав Д. Затонськйй, « процесом перетворення реальних явищ, подй, проблем на доми, символи, знаки — тобто абстрактн форми, що не вдображають дйсност, а лише символчно моделюють, створюють дещо подбне до адекватного й душевного настрою». Створюючи сво «ланцюги образв», мажисти смливо експериментують у галуз метрики та строфки хня поетика вимага «точного зображення», чткост, конкретност, ясност мови. Издох футуризм.
Ощущение кризиса идей и исчерпанности художественных возможностей, воплотившихся в искусстве классического реализма, у Элиота и близких ему по взглядам художников (П. Валери, Г. Бенн) перерастало в уверенность, что завершилась определенная эпоха в культуре, отмеченная господством гуманистической доктрины. закрпився за нереалстичними течями явищами в лтератур мистецтв. Конраду, Р. Л. Ственсону австрйським письменникам П. Альтенбергу, А. Бару, А. Шнцлеру. Мистецтво, за виразом Фдлера, не ма «сумнвного покликання врятувати людей вд дйсност, виходячи з казкового королвства». В книге «Язык архитектуры постмодернизма» он отмечал, что хотя само это слово и применялось в американской литературной критике 60—70-х годов для обозначения ультрамодернистских литературных экспериментов, автор придал ему принципиально иной смысл. Втм сну й обктиваця ц вол.
Започаткували символзм французьк поети Поль Верлен, Стефан Малларме, Артюр Рембо. Не сну одностайно думки щодо виникнення модернзму. Поети-мажинсти проголошують необхднсть «звльнити слово з тюрми змсту», «чистку» форми вд «пилу змсту». Для творв характерним гострий сюжет, в основ якого – боротьба, небезпечн тамнич под.
Як явище, масова культура формуться в 20- рр. Ван дер Велде в Бельгии, И. Ольбрих в Австрии, А. Гауди в Испании, Ч. Р. Долгие годы считавшийся в западной эстетике некорректным для описания художественного процесса, термин модернизм утвердился в 1980-е не только в работах по истории литературы и искусства, но и в исторических трудах, где все более принятой становится концепция «модернистского сознания», определяющего характер целой эпохи, границы которой простираются от рубежа 19-20 века до последней трети 20-го, когда вступает в свои права «постмодернистское время». Для модернизма скорее характерна противоположная установка: идеалистическая – первичным является сознание или агностическая – мы не знаем, что первично и что вторично и нам это не важно. Модернизм значительно проявил себя не только в русский литературе, но и в живописи.
Так, Ромен у свох поетичних прозачних книгах («Сили Парижа», «Чиясь смерть») зображав захоплену загальним видовищем театральну публку або ж мський натовп, що одностайно пережива вуличний нцидент. Нердко монтаж тсно повязаний з прийомом внутршнього монологу. Окрем дослдники взагал поняття «модернзм» вважають недоречним.
Вулф, Р. Стайн та нш). Австрйський лкар Згмунд Фрейд (1856-1939) був автором теор методу психоаналзу. А каковы они были. Став спробою подолання провнцйност, другорядност, вторинност укрансько нацонально культури, формою залучення до надбань свтово цивлзац.
В рзн роки до мажистсько школи належали американець Дж. Появился модернизм в конце 19-го века, а его расцвет пришелся на начало века 20-го. E. Гюм). Ще 1909 року англйський поет флософ (учень А. Бергсона) T. Е. Гюм заснову «Школу мажизму».
мпресонзм виявився плдним для музики (М. Равель, К. Дебюсс, М. де Фалья, Дж. Пуччн, С. Скотт та н. ). ХХ ст. Термн модернзм зявився в кнц XIX ст. Мфотворчими твори Дж. Постмодернизм означал отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям, акцент на коммуникативной роли архитектуры. Символ допомага митцев вдшукати «вдповдност» мж явищами, мж реальним тамничим свтами.
Модернзм створю власн мфи, твори його нердко перетворюються на мфологеми. Модернизм – это весьма общее обозначение, применяемое для культуры рубежа 19-20 веков. Символизм в России возник достаточно внезапно и в качестве его начальной точки обычно отмечают «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» – статью поэта Д. Мережковского. В укранськй ж лтератур представниками неокласицизму були П. Филипович – лричний, розкутий, вдкритий для разномантних стильових «спокус», безпосереднй у вираженн громадянських проблем, О. Бургардт, М. Зеров – його поезя насичена культурологчно сторософськи, суворо дисциплнована думкою, М. Драй-Хмара, М. Рильський – поднував простоту глибину.
Модернизм (итал. Програмн символстськ акц вдбуваються в 1886 роц, коли друкуються «Сонети до Вагнера» восьми поетв (Верлен, Малларме, ль, Дюжарден та н. ), «Трактат про Слово» Р. ля та стаття Ж. Мореаса «Лтературний манфест. Модернизм (авангардизм) связан с отходом культуры от реализма, с провозглашением независимости искусства от действительности. Розкрити тамницю свдомост в свой творчост з допомогою потоку свдомост намагалися багато художникв слова вд М. Пруста до У. Фолкнера письменникв Латинсько Америки.
Так, аналзуючи Джойсв «потк свдомост», С. Хоружий пише: «. эта выставка открыла путь к зрителю картин малоизвестных авторов-новаторов. Много внимания «Салону отверженных» уделила и пресса, хотя большинство статей были негативными. Реалзм для модернств — це лише один з можливих засобв вдображення свту. «Створити найживше враження людсько правди, хоч би якою вона була», — таким чином намагалися вдтворити дйснсть брати онкури.
Зачинателями раннього модернзму були, як правило, пзн романтики (Ш. Бодлер, Леся Укранка та н. ). Акмезмшина, найвищий ступнь чого-небудь, мць) — модернстська течя в росйськй поез 1910-х рокв, що обднала Миколу Гумльова, Анну Ахматову, Осипа Мандельштама, Сергя Городецького, Георгя ванова, Михайла Зенкевича, Григоря Нарбута «спвчуваючих» Михайла Кузьмна, Бориса Садовського та нших митцв. в збрниках «Античн врш» французького поета Леконт де Лля та «Емал та каме» Т. Готь, в творах росйських поетв А. Майкова М. Щербини. Отже, культурна ситуаця ХХ ст. Модернизм в литературе пришел на смену устоявшимся классическим канонам повествования.
«Уся справа у почутт — решта вдбуваться сама собою», — вважав К. Пссарро. Единственной непререкаемой ценностью считается ничем не ограниченная свобода самовыражения художника, основывающегося на принципе «всё разрешено». Назовём лишь несколько имён: Анна Ахматова (1889-1966), Гийом Аполлинер (1880-1918), Уильям Фолкнер (1897-1962), Эрнест Хемингуэй (1899-1961), Франц Кафка (1883-1924), Томас Манн (1875-1955), Марсель Пруст (1871-1922), Вирджиния Вулф (1882-1941) и др.
За словами мажинств, футуризм говорив про форму, а думав лише про змст. Поети теч торкаються у свох творах античност й середньовччя (О. Датой зарождения модернизма часто называют 1863 год— год открытия в Париже «Салона отверженных», куда принимались работы художников. Звдси й тематика хнх поетичних творв: природа, предмети, ефемерн почуття та емоц.
датних французьких поетв Поля Верлена та Артюра Рембо, що припада на 60 — 70-т роки. Серед фундаторв абстракцонзму називають мена В. Кандинського (1866-1944), К. Малевича (1878-1935) та ндерландця П. Мондрана (1872-1944). Вулф, Петербург у Ф. М. Достовського А. Блого.
Той же Уайльд вважав, що не мистецтво наслду життя, а навпаки. Вже в 1933 роц О. Мандельштам визначав акмезм як «тугу за свтовою культурою». Особую важность для творчества последователей модернизма имели концепция «потока сознания», экспериментально разработанная, а затем теоретически обоснованная в «Принципах психологии» (1890) американским философом У. Джеймсом, учение об интуиции и интерпретация жизненных процессов по аналогии с процессами сознания, предложенные в работах французского мыслителя А. Бергсона («Непосредственные данные сознания», 1889 «Творческая эволюция», 1907), доктрина психоанализа, созданная австрийским психологом З. Фрейдом («Я и Оно», 1923).
Зявилась вона в Англ напередодн першо свтово вйни проснувала до середини 20-х рокв. Саме вн мав перебувати в центр уваги письменника. Саме його естетичн теор впливали на мажистський поетичний рух. Рзн под, що вдбуваються з восьми ранку до третьо ноч, вдтворен у рзних епзодах роману. В широком смысле модернизм— «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка.
Ц слова-звуки (як, у свою чергу, ставлять за мету створювати в читача наявн образи) мають вдтворювати динамку, рух образв. Символ, за словами Ф. Сологуба, здатен перетворити «брутальне й бдне» життя на «солодку легенду», яка цьому життю протистоть.
неокласики, – здебльшого сонети та переклади з нших мов. Полемка з концепцю людини з усм свтоглядом модернзму становить суть таких великих творв реалзму XX ст., як Доктор Фаустус Т. Манна, Гра в бсер Р. Гессе та н. Англо-рландський письменник Джеймс Джойс (1882-1941) прославився як творець школи потоку свдомост. Поэтика, аутентичная для этого «сюжета», чаще всего представляет собой сплав трагедийности, пародии, лиризма, понятийных и визуальных ассоциаций, резко специфичный у каждого крупного художника (особенно органичным он оказался в одном из программных произведений модернизма — поэме Элиота «Бесплодная земля», 1922).
До цього квартету слд додати також Лотреамо-на (псевдонм здора Дюкасса, автора «Псень Мальдорора»). У вдповдь на звинувачення новоромантикв у нбито презирств до «натовпу» та «надлюдському аристократизм» Леся Укранка писала: «Справжнй новоромантизм зневажа не самий натовп, тобто не особи, що складають натовп, а той рабський дух, який змушу людину добровльно зачисляти себе до натовпу, як до чогось стихйного, що поглина, нвелю, стира ндивдуальнсть, приносить у жертву нстинкту, стадност. Молод поети створили сплку пд назвою «Цех поетв» (снував у 1911—1914 роках, потм вдновив свою дяльнсть у 1920—1922 роках), що охопив широке поетичне коло (до «Цеху поетв» входив О. Блок). Образ мажисти та мажинсти проголосили самоцллю творчост. Неокласицистичн тенденц знаходять вияв у середин ХХ ст. Футуристи оголосили про народження нового мистецтва, спвзвучного динамчному ритму нового вку «хмарочосно-машинно-автомобльно» культури. Звдси прихильнсть до естетизму О. Уайльда, . Анненського та нших письменникв.
Головний принцип мажизму, розроблений англйським флософом, — це принцип «чисто образност» при несуттвост тематики. передували остаточному формуванню модернзму як нового культурного напряму (символзм, мпресонзм, неоромантизм). Датой зарождения модернизма часто называют 1863 год— год открытия в Париже «Салона отверженных», куда принимались работы, отвергнутые жюри Парижского салона. Як сформована система модернзм виступа з 1920-х рр. Воно не повинно мати якихось соцальних зобовязань завдань.
пол. Поэтический сборник «Гиперборей», выпущенный в 1912 году, заявил о появлении нового литературного направления под названием акмеизм (от «акме» – высшая степень чего-либо, пора расцвета). Саме вльний врш ста для мажиств засобом для вдтворення «хаотичност евту» (T.
«Я пишу те, що зараз вдчуваю», — говорить Камль Пссарро. Заперечували символсти й реалзм, який, за висловом В. Брюсова, «перетворив мистецтво на просте вдображення життя». Супрематизм, за Малевичем, це остаточний розрив живопису з зображенням реального свту. Данное течение не диктует автору критерии для самовыражения. Подбн думки висловлював нший французький символст Жорж Ванор. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий (X.
Винниченко), неоромантизм (О. з символзмом повязують свою творчсть видатн письменники й за межами Франц. Так, аналзуючи Джойсв «потк свдомост», С. Хоружий пише: «. Во второй половине XX века он был скорректирован, подвергнут последовательной критике и вытеснен другими художественными концепциями.
Вн заснований на поднанн рзнордних тем, фрагментв, образв. Однако наивное, легкое искусство без четких рамок и классических приемов серьезно повлияло на творчество маститых творцов. Фантастика тсно повязана з реальнстю в мистецтв модернзму. Так зявився стиль, що отримав визначення Потк свдомост, заснований на глибокому проникненн в психологю персонажв. к отказу от творчества, подменяемого пустыми страницами как жестом неприятия мира).
Soleil levant»). ця «нова дйснсть» для митцв-модернств совершенно реальною. Унанмсти проповдували принцип днання народв, «однодушност» людей, злиття людини та природи. В каждой стране он именовался по-разному. Ценности его эти течения ставили под сомнение.
Раннй модернзм порива з традицями реалзму натуралзму XIX ст. Саме тод Е. Паунд друку сво «Деклька Н" для мажиста», а через рк — вида антологю «мажисти», куди, окрм його власних вршв, увйшли поетичн твори американських лрикв Гльди Дултл, Ем Лауел, Вльяма Карлоса Вльямса та нших. Творец вправе выбрать любую форму и манеру исполнения своей работы. В этом течении возникает перекличка с литературными традициями Золотого века русской поэзии. Кобилянська, Г. Михайличенко, А. Заливчий, ранн М. Хвильовий та А. Головко). Мандельштам), свту словянсько мфолог (С.
Футуризм разделялся на несколько подгрупп: эгофутуризм, кубофутуризм, «Центрифугу» и включал в себя таких знаменитых поэтов, как В. Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк и многих других. Не сну одностайно думки щодо виникнення модернзму.
«Музика — композиторам, де — флософам, полтичн питання — економстам, а поетам — образи й тльки образи», — проголошуться в мажинстськй декларац. Воно, по сут, чуже народов й бльш того, воно вороже народов».
Отже, символ народжуться там, де неможливо зобразити предмет. Спершу рух виник у вигляд вльно асоцац клькох поетв, що вдмежувалися вд символзму, точнше, вд «Поетично академ» Вячеслава ванова на знак протесту проти його нищвно критики гумльовсько поеми «Блудний син» (1911 p. ). Американский теолог Харви Кокс в своих работах начала 70-х годов, посвящённых проблемам религии в Латинской Америке, широко пользуется понятием «постмодернистская теология». Вн заснований на поднанн рзнордних тем, фрагментв, образв. Эта ситуация провоцирует как радикальный бунт против трагического — ввиду его онтологической бессмыслицы — «человеческого удела» (обычная проблематика литературы экзистенциализма), так и философскую рефлексию итогом которой становится образ действительности как вечно повторяющегося круговорота, когда вновь и вновь выясняется, что личность, затерянная в «толпе одиноких», безнадежно утратила чувство осмысленности и целенаправленности своего существования (романы Дж. Джойса).
Роден), музиц (М. Вот об этом следует сказать немного подробнее, т. к. Яцкв). Вороний), метафзичний символзм (М. Однако культура и искусство обладают свойством своевременности, вот таким образом никто не может ускорить или замедлить процесс. Дюр-ренматт X. Л. Борхес.
ХХ – поч. Первый сборник поэтов-футуристов «Пощечина общественному вкусу» декларировал основные понятия футуризма и утверждал его как единственного правдивого выразителя своей эпохи. Жанри, в який працювали укр. Протягом усього XX ст. вдповдн роздли). «Замсть розповдного методу ми можемо використовувати тепер мфчний метод», — писав один з найвизначнших модернств XX столття Т. С Елот.
Но по мере развития модернизма эта проблематика начинает играть менее значительную роль, уступая место самоценным экспериментам с художественным языком, которые приобретают все более формалистический (французский «новый роман», возвестивший программу борьбы с «ересью изобразительности»), а иногда и разрушительный характер (поздний С. Беккет, пришедший к идее «литературы молчания», т. е. Втм, принцип цей не для модернзму абсолютним. image — образ) — школа в англйськй та американськй поезях 1910-х рокв.
Вортицизм був покликаний створити бльш динамчну, нж мажизм, поезю. В узком смысле модерн обозначает только одно направление в искусстве. И модернизм во всем мире был представлен приверженцами грядущей духовной революции. На перше мсце вони висували нтуцю, яка мала проникати в тамничу сутнсть буття. Флянський, Г. Чупринка, В. Пачовський, П. Тичина, М. Рильський, Д. Загул, В. Чумак, В. Еллан-Блакитний, В. Ярошенко, О. Слсаренко), так прозу (О. Шехтель в России).
В естетиц антироману важливе мсце посдають прийоми безгеройно та безфабульно розповд. В цьому, можливо, занадто категоричному вислов авторитетного дослдника не можна не побачити й зерна стини. Йонкинда, работы П. Сезанна, А. Гийомена, А. Фантен-Латура и др.
Яскравим прикладом цього твори Франца Кафки. Представниками в укр. «Явища, як виража експресонзм, нколи не складають зображення певного тепершнього», — ззнаться експресонст М. Крелл. Саме манфести «як жанр, що вмщу програму глобально переробки Всесвту», а також створення «всебчного типу поведнки», найбльш адекватним вираженням талйського футуризму в галуз словесно творчост. Не редко в их сплетении на холстах возникали женские фигуры или мистические существа. Саме таке мистецтво натяку, «абсолютне володння цим танством», створю символ.
Такой же в основном была и реакция публики. У знаменитому роман Улсс (1922) вн поставив за мету показати всляк варанти названого прийому здйснив свй задум так талановито, що його мя стало вдоме всьому свту вдразу псля виходу роману. Тод ж розпочинаться творчсть Малларме. Передавая смятение личности, вместе с крахом гуманизма утратившей свои духовные опоры, аутентично воссоздавая «несчастное сознание», в котором происходит «непрерывное амальгамирование разнородного опыта», творчество, согласно Элиоту, становится противодействием отчаянию, выходом из тупика, приобщением к миру непреходящих нравственных и культурных ценностей.
Усвломлення письменником власних емоцйних конфлктв – шлях до одужання душ й свту. Они выпускают художественный и публицистический орган символистов – журнал «Весы (1904-1909 гг. ), поддерживают идеалистическую философию Владимира Соловьева о Третьем завете и пришествии Вечной женственности. сну безлч версй прочитання роману-мфу, роману-лабринту.
Кроме того, в живописи появилась определенная ценность символики цветов и линий. Пошуки нового у музиц цкавлять багатьох композиторв. У середин 1880-х гурток Малларме розширються — через його «ввторки» проходять ус поети-символсти, включаючи «наймолодших»: А. Жда, П. Клоделя, П. Валер.
ншим популярним художнм прийомом модернзму монтаж, що прийшов у лтературу з кномистецтва (фльми С. Ейзенштейна). "Завоювавши" Францю, символзм швидко поширився в усй вроп. Народження футуризму в Рос, подбно до акмезму, зумовила криза росйського символзму. Футуризм вдмовляться вд художньо спадщини («Ми вщент рознесемо вс музе, бблотеки»), протиставля старй культур нову антикультуру («Стара лтература оспвувала лнощ думки, захоплення й бездяльнсть. Американский исследователь модернизма и последующей стадии «постмодерна» И. Хассан пишет, что на этой стадии, в отличие от «классического периода» модернизм, в литературе становится возможным все, включая и «ритуальное уничтожение языка» и исчезают «метафизика», «трансценденция», «телеологичность», присущие художественной практике модернизма, если, не игнорируя принципиальных различий между ними, говорить о Джойсе, Элиоте или Э. Паунде. В начале 20-х годов ХХ века на основе футуризма формируется новое модернистское направление – имажинизм.
Декаданс у лтератур грунтуться на поднанн рзних напрямв, течй, стилв. Процес модернстсько творчост, зазначав Д. Затонський, « процесом перетворення реальних явищ, подй, проблем на доми, символи, знаки — тобто абстрактн форми, що не вдображають дйсност, а лише символчно моделюють, створюють дещо подбне до адекватного й душевного настрою». лтератур цього напряму О. Олесь – витончений лрик, поет любов й «пораненого серця», В. Пачовський, М. Флянський, який шукав семантичних «знакв» для вираження невломних ндивдуальних переживань, С. Черкасенко, Г. Чуприна, який вражав дивовижною мнливстю риторики, багатством звукового нструментування, спонтанною емоцйнстю.
Бунн, Б. Зайцев, поети. Эта картина не вызывает никаких вопросов и сомнений. Не випадково в Нмеччин та Австр явища лтератури кнця XIX ст. передували остаточному формуванню модернзму як нового культурного напряму.
диною метою лтератури, за словами Стефана Малларме, не називати предмет, а «натякнути» на нього. Проте пзнати дйснсть — означа для експресонств «подолати» за рахунок визволення емоцйно енерг «субкта». Однак раннй модернзм спирався на традиц романтизму, який ставив понад усе творчу волю свободу митця.
Найпершим же обктом хнх нападок став футуризм (слд зазначити, що мажинсти В. Шершеневич та Р. внв у минулому й сам належали до футуриств). Авангард обозначал идущих впереди всех, то есть экспериментирующих с художественным материалом, создающих новые, ни на что не похожие стиль, язык, содержание в изобразительном искусстве. Моне, О. Ренуар, К. Пссарро, Е. Дега, А. Сслей) «добровльно» прийма назву «мпресонсти» та почина видавати журнал «мпресонзм». Але саме в модернзм «потк свдомост» абсолютизуться, перетворюючися часто на провдний стильовий прийом. Символзм – художнй напрям, що виник у Франц в 70-х рр. вдповдн роздли). Холст, масло, 208 х 264, 5 см. Головною у творчост письменникв ста естетична проблематика.
Каждый из героев романа проанализирован с точки зрения его жизненных устоев, моральных качеств и устремлений. Воно, по сут, чуже народов й бльш того, воно вороже народов». Модернзм зовсм не покликаний бути мистецтвом для широких мас, а навпаки.
А також бльш пзн теч – Абстрактне мистецтво, дадазм, сюрреалзм. На величезному простор роману (1500 сторнок) розповдаться тльки про один день – 16 червня 1904 року, дн особливо не примтному для його геров: вчител стор, нтелектуала Ствена Дедалуса, рекламного агента Леопольда Блума його дружини-спвачки Мерон, або Молл. Литературный модернизм является частью общего направления в искусстве. Литературный модернизм пришёл на смену классическому роману. Роб-рй, Н. Саррот, М. Бютор).
Поступало много жалоб на организаторов салона. В 1863 г. выставку посетил Наполеон III (Луи-Наполеон Бонапарт, племянник Наполеона I). Символ якраз фундаментом усього напряму. В Италии его называли растительным стилем или «либерти», в Великобритании — стилем «модерн», в Испании — модернизмом, в Бельгии — стилем Велде, в Австрии — сецессионом, в Германии — югендстилем. На думку Шопенгауера, зла воля спричиня всесвтнй абсурд катастрофи, тому вона виключа будь-як закономрност природи й суспльства, звдси – неможливо пзнати й подолати цю волю за допомогою законв логки та розуму.
Музей Орсе (Париж)Первоначально картина называлась «Купание». Модернизм (итал. modernismo— «современное течение» от лат. modernus— «современный, недавний»)— направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля.
modernus — «современный, недавний») — направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля. тецтва». Модернсти активно шукають для свох творв нову мову – метамову, яка ма стати, на хню думку, новим унверсальним засобом вдображення непзнаних звязкв.
Джойса та А. Белого, Г. Мейрнка та В. Хлебникова, Т. С. Елота та. Подчас (например, в сюрреализме) пародийное начало сочетается с отчетливо выраженной идеологической тенденцией: искусство осознается как мощное средство разрушения стереотипов и фобий логизированного, плоско рационалистического мышления. Цей прийом застосували й реалсти XIX столття (Франко, Стендаль, Достовський, Толстой), навть «соцреалсти» («Прогулянка мертвих двчат» А. Зегерс). Раннй модернзм – умовна назва раннх модернстських течй, що виникли в останнй третин ХХ ст. Протестуючи проти надмрно залежност вд реального життя, проти копювання дйсност, мпресонсти описували власн враження вд побаченого – зоров й чуттв, що були мнливими, як самий свт, а також вдтнки вражень барв, хн уявлення та асоцац були часто фантастичними завжди субктивними.
Частично они коснулись таких направлений, как натурализм импрессионизм и символизм. Париж становится местом паломничества для художников со всего мира. Фарби, лн, кольори, на думку художника, знаками космосу.
Винятком з «антидемократичного» правила може слугувати теоря творча практика унанмств та експресонств (див. Спочатку експериментальна книга Джойса публкувалася в Париж (1922), де письменник жив в емграц. «Поезя Верлена, — зазнача Г. Косков, — мпресонстична тому, що, руйнуючи меж мж субктивним та обктивним, духом плоттю, високим низьким, вдмовляючись вд рацонально-морального вдношення до дйсност, вона цлковито вддаться фксац безпосереднх, миттвих вражень, душа" й пейзаж" однаково втрачають визначенсть, розмита лня почина панувати над чтким контуром, вдтнок — над однотоннстю кольору, а свтлотнь — над свтлом тнню».
Макинтош в Шотландии, Ф. О. А также более поздние течения— абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм.
Сформувався у французькому живопис 70-х рр. ХХ ст. (назва пшла вд картини К. Моне 1873 р. «мпреся. мпресонзм – течя в мистецтв й лтератур др.
Назван стад форми модернзму були свордним протестом, з одного боку, стосовно певних деструктивних тенденцй в буржуазному суспльств, його духовному житт, а з другого боку – протестом вдносно таких характерних для художньо культури пзнього капталзму явищ, як епгонське повторювання канонзованих форм стилв, вироблених реалзмом романтизмом ХХ вку пасивне, поверхневе копювання дйсност, заявлене натуралзмом вдмчений печаттю змстово й формально руйнац академзм. Период модернизма не только в искусстве (хотя в этой области он проявлялся, пожалуй, ярче всего), но и в философии и науке, определяется резким разрывом с предыдущими концепциями и опытом, характеризуется желанием опровергнуть устаревшие начала и установить актуальные, появлением новых выразительных художественных форм, которые отличались общностью и схематичностью. Модернсти свдомо роблять свою творчсть антидемократичною, елтарною. Яловий), Ю. Яновський, М. Бажан, М. Терещенко, О. Влизько, Д. Бузько, Л. Зимний, О. Марянов, О. Полторацький та н. Прогнозували замну мистецтва «умлстю», «штукою», надмистецтвом як синтезу поез, живопису, скульптури, архтектури, деструкцю (руйнування) канончних форм.
Широко використовують цей прийом представники французького «нового роману» (А. Мистецтво, за виразом Фдлера, не ма «сумнвного покликання врятувати людей вд дйсност, виходячи з казкового королвства». Але символзм первсно притаманний мистецтву. Вплив символзму в останн десятирччя XIX столття стрмко зроста, вн ста модним напрямом. Типичными искусствами авангарда являются футуризм, сюрреализм, дадаизм. Следующим важным отличием является отсутствие каких-либо правил. Втм, поети-акмести були занадто яскравими творчими ндивдуальностями, щоб умститися в тсних межах теч, те тльки й робити, що «люструвати» на практиц теоретичн засади руху.
Жанри, в яких працювали укр. В литературе модернизм пришёл на смену классическому роману. Читачев були запропонован психологчн та флософськ концепц. Мережковсь-кий, 3.
Найвиразнше проявився у творах англйських письменникв: Дж. В диалоге с традицией модернизма особое внимание уделяет литературе романтизма, в которой он обнаруживает некоторые мотивы и художественные идеи, получившие широкое развитие в его собственной практике, — власть отчуждения исчезнувшая целостность жизненного опыта, зарождающаяся на этой почве «романтическая ирония». В укранськй лтератури представниками неоромантизму були О. Кобилянська, яка показала «живе биття сучасного, надмру може вразливого людського серця» «вс його приюти там, де хоч би в облаках нового мстичного неба – могло воно найти сво тепло спокй серед бурхливих днв», М. Вороний, у творчост якого наявн емоцйнсть драматизм розвитку художньо д, яка проривала конкретику буденного життя флософськими тонами, сентиментальною романсовстю, грайливстю мпровзацй, М. Коцюбинський, який пдймав теми естетизму, масово людини, мщанства. У футуристичну органзацю входили М. Семенко – найяскравший, найдяльнший з футуриств, Гео Шкурунй, що називав себе «королем футуропрерй», В. Полщук, який декларував свою близьксть до Е. Верхарна Ф. Марнетт, О. Слсаренко, Ю. Шпол (М. Это вам и ар нуво и югендстиль и сецессион. "Що жахлившим ста свт, то абстрактншим ста мистецтво", – писав художник П. Кле.
Однак Е. Паунд з часом вдйшов вд мажизму, коли лдерство в нього «перехопила» Ем Лауел (пзнше Паунд менуватиме мажистську школу «емжизмом»), яка протягом 1915—1917 рокв вида ще три поетичн антолог — «Поети-мажис-ти». Вместо жизнеописания читателю стали предлагать литературные интерпретации различных философских, психологических и исторических концепций (не путать с психологическим историческим и философским романом, являющимися классическими), появился стиль, названный Поток сознания (англ. Stream of consciousness), характеризующийся глубоким проникновением во внутренний мир героев. Насамперед це стосуться поез Анни Ахма-тово та Осипа Мандельштама, як вже на початку акместсько дяльност «випадали» з теч.
Для модернств людина залишаться жертвою непознаваемых ворожих сил, що формують його долю. Э. Мане «Завтрак на траве» (1863). В первой половине XX века развитие модернизма было граничит с развитием школы Баухаус и распространением идей Нового видения. мпресонзмsion — враження) — художнй напрям, заснований на принцип безпосередню. У футуризм, дадазм, «театр абсурду» монтаж виступа як засб пзнання свту: створюючи абсурдний образ, вн наочно показу обрис безглуздого свту. В укр.
Головною у творчост митцв ста естетична проблематика. Споры продолжались, доказать свою правоту никому не удавалось. До найвизначнших експресонств належать Г. Тракль Ф. Кафка в Австр И. Бехер А. Франс у Нмеччин Л. Андрв у Рос. Звернмося до най-типовших. Унанмсти проголосили себе противниками символств (так само, як росйськ акмести). Несмотря на отсутствие программного документа, сформулировавшего главные отправные посылки и эстетические устремления модернизма, развитие этого направления в художественной культуре Запада и России выявляет устойчивость свойственных ему особенностей, позволяющих говорить об определенной художественной системе (в ряде работ предпочтение отдано другому термину — художественный метод). Наявн геометрично чтк лн споруд, динамчнсть хнх форм.
Начало существования акмеизма связывают с возникновением «Цеха поэтов», руководителями которого были поэты Гумилев и Городецкий. Кожне мистецтво, яке, за словами Оскара Уайльда, «одночасно поверхнею та символом», «нчого не виража, окрм самого себе». Публику возмущало также, что обнажённая женщина бесстыдно смотрит прямо на зрителя. Найбльш яскравим прикладом модернзму в лтератур роман американського письменника Вльяма Фолкнера пд назвою "Шум лють". Втм, принцип цей не для модернзму абсолютним.
Але особливо насиченою мпресонстичними рисами ста лтература символзму (поезя П. Верлена, С. Малларме, P. M. Рльке, К. Бальмонта, драматургя О. Уайльда, M. Метерлнка, проза А. Шнцлера). Выступления художников-модернистов принимали зачастую форму анархического эстетического бунта против установившихся традиций и канонов в искусстве.
А также более поздние течения— абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм. М. Гумльов визначав адамзм як «мужньо твердий ясний погляд на життя». Василь Кандинський – одна з найшанованших фгур у культур модернзму. Розглядали себе як «революцю в мистецтв», псля яко починатиметься нова колективна мораль, «комуна духа», заперечення «я», «футур-комуна».
«Модерн» обозначает художественный стиль конца XIX— начала XX века (ар нуво, югендстиль, сецессион и др. ), затронувший прежде всего архитектуру и декоративно-прикладное искусство, он связан с использованием асимметричных изогнутых линий и стилизованных растительных форм. Однако еще признается, что этот опыт обладает определенного рода духовным содержанием («метафизика реальности»), а иногда писатели, принадлежащие модернизму, даже находят в этом опыте, как Т. С. Элиот, некий трансцендентный смысл. Примитивизм в живописи – это намеренное искажение образов, методом упрощения. Широкое воздействие на литературу и искусство модернизма оказала теория архетипов (образов, выражающих коллективное бессознательное), которую разработал К. Юнг, швейцарский последователь (а затем антагонист) Фрейда. А в 1877 роц група художникв (К.
не випадково в Нмеччин Австр явища лтератури кнця ХХ столття обднували пд спльною назвою. «Цех поетв» придля увагу насамперед професйному поетичному вдосконаленню, вн ма свй друкований орган — журнал «Гперборей», який видавав поет перекладач Михайло Лозинський, «тамничий наставник» «Цеху». Вони вдкинули традиц реалстично лтератури, мову, поетичну технку.
Укранський нацонально-визвольний рух в роки вйни. Постмодернзм в сучаснй укранськй культур. Постмодернзм в укранськй культурПостмодернзм у музиц й образотворчому мистецтвСтаття 19. Футуристська естетика, регламентована в манфестах, базуться на анти-традицйност. Першою такою обктивацю свт дей, другою – матеральний свт. Символ повязу земне та емпричне з вчним, з глибинами душ, з ншими свтами. Запроваджуючи свою мову, нов слова словосполучення, футуристи доходили навть до абсурду: часом вигадували слова без будь-якого змсту. Окрем дослдники взагал поняття «модернзм» вважають недоречним. Разорванность, фрагментарность духовного и эмоционального опыта может ощущаться им элегически, с оттенком драматизма («субъективная эпопея» М. Пруста, проза В. Набокова американского периода), но подчас приобретает в модернизме и трагифарсовую трактовку с преобладанием элементов «черного юмора» (театр абсурда Э. Ионеско и С. Беккета, романы Дж. Барта и Т. Пинчона).
Датой зарождения модернизма часто называют 1863 год— год открытия в Париже «Салона отверженных», куда принимались работы художников. Раннй модернзм порива з традицями реалзму, натуралзму ХХ ст.
Многочисленные модернистские направления не были связаны и национальными традициями искусства своих стран. Вкус к резкой, разрушительной деформации оказался знаменем нового века. Принцип постижения сокровенного смысла за эмпирикой явлений и вещей отвечал духу этой культуры, художественные идеи которой близки тем философским учениям и научным доктринам периода формирования модернизма, где поиск «реальнейшего» приводит к коренной ревизии позитивистских принципов и положений, основывающихся только на изучении «реального». Разрушение стереотипов и демонстрация урбанистического будущего – вот главная идея этого стиля.
Тамниця, або дея, криться в глибин матеральних речей. Мистецтво — вище за життя, втручання життя в мистецтво буде лише згубним для останнього. В рзних кранах символзм представляли Габрель дАнунцо (таля), Райнер Маря Рльке та Гуго фон Гофмансталь (Австря), Стефан Георге (Нмеччина), Оскар Уайльд (Англя), Емль Верхарн Морс Метерлнк (Бельгя), Ген-рк бсен (Норвегя), Станслав Пшибишевський (Польща). В результат – прихд до елтаризму, герметичним художнм конструкцй (Ст.
Незалежна духовно багата особистсть, думки, враження, свдомсть визначають розвиток сюжету, що дедал бльше позбавляться фабульност й переходить у площину самозосередження самоспоглядання. Однако популярность термин «постмодернизм» обрёл благодаря Чарльзу Дженксу. Окремо еспресонистично теч в укр. Одню з спроб «врятувати» рух «поез образв» стала органзаця Е. Паундом ново теч — вортицизму (вд лат.
Його теоря абстракц – це не тльки результат наукових дослджень, а й флософя спритуалзму. Е. Паунд визнача образ як «нтелектуальний та емоцйний комплекс у момент часу».
На початку 1910-х рокв футуризм виника в Рос. Прац ля (з передмовою самого Малларме) та Мореаса стають першими манфестами напряму. Приведен в рух талантом митця, вони, як клавш, вдаряють по струнах людсько душ. Модернзм ставить соб за мету бути «мистецтвом для митцв, а не для мас людей.
Використовуючи давньогрецьку мфологю, Джойс сам створив мф, сучасний та древнй, стилзований оригнальний. мажизм (вд фр. мажизм (англ. Модернзм зовсм не покликаний бути мистецтвом для широких мас, а навпаки. Типичными искусствами модернизма являются символизм, экспрессионизм и акмеизм.
Наприкнц 1880-х рокв розпочинаться перод розквту символзму у Франц. З 1912 року американський поет Езра Паунд активно працю в чиказькому журнал «Поезя», який познайомив свт з мажизмом у 1913 роц.
Основним у лтератур модернзму (Дж. Яскравим прикладом цього твори Франца Кафки. Проте «поодинок» модернсти й представники органзованих напрямв використовують спльн прийоми, а творчсть численних модернств, як належать або ж не належать до рзномантних напрямв, характеризуться спльними рисами.
Проголосивши культ форми, кубсти вдсунули змст на заднй план, звели його до форми. Неоромантизм – так називала Леся Укранка та нш творчий метод тих письменникв к. ХХ – поч. Раннй модернзм уперше вдмовляться вд зображення життя у формах життя. Эта ситуация сопровождается нарастанием в литературе модернизма устремлений к герметичности, фактической бессодержательности творчества, широко затронувших и поэзию (американская школа объективизма) и драматургию (театр абсурда, в особенности на поздней стадии развития) и прозу. Парижский салон – самая значительная французская художественная выставка. Вместе с тем миф о всеохватном и подавляющем воздействии модернизма на современную художественную культуру опровергается творчеством некоторых самых значительных ее представителей, сохранивших твердую приверженность традиции, ассоциируемой с классическим реализмом или с романтизмом (И. Бунин, В. Ходасевич, А. Платонов, Дж. Стейнбек, П. Лагерквист, Г. Грин).
Этот термин происходит от итальянского слова modernismo, что переводится как «современное течение» или, если смотреть глубже – от латинского modernus – «современный». Свом гаслом вони проголосили створення ново дйсност, яка совершенно реальною. "образ") – течя, яка спричинила появу росйського мажинзму.
Тому його подекуди називають нефгуративним. Авангард невозможен без активного художественного антиповедения, без скандала, эпатажа. Посему картины этого плана полны причудливыми галлюцинациями.
Происходит пересмотр прежних представлений о красоте, цвете и пространстве. За влучним виразом Л. Андреева, ця вдсутнсть програм манфеств «говорить про присутнсть мпресонзму». Суперечки тривали, довести свою правоту нкому не вдавалося. Его основоположниками были поэты С. Есенин, А. Мариенгоф, В. Шершеневич, Р. Ивнев. мажизм, який зазнав впливу поез Сходу (особливо — японського хокку) та французького символзму, вдда перевагу верлбров.
Как и сюрреализм, футуризм в живописи берет свои идеи из литературы. Наиболее значительными модернистскими направлениями были импрессионизм, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм. Поетика мпресонзму знаходить сво мсце в укранськй лтератур. П. Сезанн та н. ) в музиц (Рхард Штраус), щоб незабаром перейти в лтературу.
Вдкидаючи традиц класично реалстично лтератури, футуристи ставали на шлях крайнього формалзму, заперечували загальноприйнят мовн норми й творили свою особливу «заумну» мову, любили чудернацьк словосполучення, позбавлен будь-якого змсту. Пд впливом мпресонзму в живопис згодом зявляться мпресонзм у скульптур (О. Символзм». Модернзм ставить соб за мету бути «мистецтвом для митцв, а не для мас людей. Так состоялся «Салон отверженных». На нём были выставлены три полотна и три гравюры Э. Мане, по три полотна К. Писсарро, Я. Б. Цей прийом застосували й реалсти XIX столття (Франко, Стендаль, Достовський, Толстой), навть «соцреалсти» («Прогулянка мертвих двчат» А. Зегерс).
Путь Джойса от «Дублинцев» (1914), книги, воплотившей некоторые основные эстетические идеи модернизма, но вместе с тем создающей пластичный образ определенного социума, к «Поминкам по Финнегану» (1939), полностью замкнутым сферой экспериментов с композицией, точкой зрения и языком, может рассматриваться как пример эволюции, типичной для модернизма в целом.
Певна рч, що мажинзм не мг, якщо б навть прагнув того, цлком знехтувати змстом. «Модерн» (фр. брати Е. Ж. онкури), реалств (.
Досить часто акмести менують свй напрям «адамзмом» (вд першо людини, прабатька Адама). Эта концепция, требующая преодоления устаревшего, на взгляд приверженцев модернизма, принципа «миметической референциальности» (т. е. Джойс, Ф. Кафка, М. Пруст, Ст. Важно обратить внимание на различие двух терминов — «модернизм» и «модерн», близких по звучанию в русском языке.
Цей напрям у мистецтв живопису К. Малевич назвав супрематизмом (вд лат. Як згаду А. Ахматова, вона, О. Мандельштам уже зимою 1913—14 року почали «обтяжуватися Цехом навть подали Городецько-му й Гумльову прохання про закриття Цеху. ». Главный смысл этого стиля – отстранение от привычного осознанного творчества. Г. Флетчер та англйськ митц T. C. Стравинський), театр (А.
Сюрреализм в живописи – это образы и сюжеты, взятые из глубин собственного подсознания. «Просто в повнй прямй вдповдност до важливших принципв мпресонзму, — поясню дослдник, — сво де та теор художники не оформлювали та не обнародували». Схд сонця» («Impression.
Роб-Грй, Н. Саррот, М. Бютор). мажинсти (як, до реч, повнстю вдкидали вплив англомовних мажиств) розпочали свою дяльнсть з нещадних атак на рзномантн лтературн напрями й теч. Вообще понятие модернизма тесно связано не только с искусством, но и с наукой и философией. Мопассану, M. Прусту норвезькому авторов К. Гамсуну, англйцям О. Уайльду, Дж. Крзь них символсти завжди бачать дещо незвичайне, мстичне, непзнаванне. реализован принцип «современного видения», нормативный для модернизма), складывается у писателей подобной ориентации под знаком всесторонней критики гуманизма, которому противопоставляется апология надличностного творчества, противостоящего культу «декламирующей личности», которой не дано постичь высшие смыслы бытия.
Давайте разберемся. Горо-децький) та укрансько культури й побуту (В. Лтературна школа потоку свдомост виникла у 10-30-т роки ХХ ст.
Вдчуваючи дисгармоню свту, анти-гуманнсть вдносин у суспльств, декаденти вдмовляються вд пропагування активно соцально дяльност. Равель, К. Дебюсс, О. Скрябн, . Главным образом слиянием с принципами кубизма. «Потк свдомост» безпосередньо вдтворю процес внутршнього мовлення персонажа (його також називають «внутршнм монологом»), вербальними засобами зображаються його синтаксично ненормован переживання, роздуми, спогади. На думку митця, ус зусилля потрбно зосередити на кольор, форм, фактур, рус.
Паунд, пояснюючи мету мажизму, вказу на так його принципи: 1) принцип прямого вдношення до «реч» 2) принцип економ слв, спрямований проти вживання слв зайвих 3) принцип узгодження композиц врша з його «музикою». Чим неправдоподбншою картина свту, тим врогдншою вона ста для модернств. На початку XX столття символзм охопив укранську лтературу — як поезю (М.
Нарбут), екзотики Китаю та Африки (М. Шнцлер, Г. Гофмансталь). Представниками мажинзму в Англ та США Т. С. В этих поисках каждое из направлений шло своим путём.
До теч застосовувався також термн М. Кузьмна «кларизм» (вд лат. Якщо донин, зазнача теоретик, точилися суперечки «за право виражати сутнсть художньо дяльност» — «наслдування чи перетворення дйсност» (тобто, як бачимо, суперечка реалств з романтиками), то модернзм на мсце цих традицйних двох принципв висува свй, третй, — «створення ново дйсност». Письменник Ш. Морс у статт Лтература сьогодншнього дня (1889) зазначав, що характерною ознакою сучасного мистецтва синтетичнсть: воно намагаться показати цлсну людину засобами цлсного мистецтва, а всесвтнй естетичний синтез – спроба повернути свтов втрачен гармоню, днсть, красу.
Той же К. Фдлер зауважу: «Мистецтво аж няк не покликане проникати в низьку дйснсть, що дйснстю всх людей. » Але в той же час модернзм не прийма романтично втеч вд дйсност. Модернзм створю власн мфи, твори його нердко перетворюються на мфологеми. Його Улсс – не тльки певна аналогя з Одссею, але пародя на не. Господствует состояние «эпистемологической неуверенности» и признается неосуществимой та завершенность и аутентичность воссоздания мира во всем богатстве его связей, которая была главной творческой задачей для художественной культуры 19 века, развивавшейся в границах эстетики классического реализма. Отдельные исследователи связывают возникновение модернизма с творчеством французских «проклятых поэтов» 1870-х (П. Верлен, А. Рембо) или даже с публикацией книги Ш. Бодлера «Цветы Зла» (1857). «Модернизм» — широкое направление в культуре ХХ века, связанное с абстрактными и авангардными течениями, ориентированное на преодоление устоявшейся художественной традиции и построенное на последовательном стремлении к новизне.
Митець занурються в свт свох фантазй, щоб знайти там насолоду. Эти созвучные стили живописи часто путают между собой. Аннен-ський, К. Бальмонт. Кроме того, женщина и оба мужчины были узнаваемы современниками, у них были определённые жизненные прототипы (моделью женщины была Викторина Мёран, французская художница и любимая модель Эдуара Мане).
«Салон отверженных» начал свою работу раньше официального салона и с самого начала экспозиция привлекла много посетителей, больше, чем официальный салон. Це буде мистецтво касти, а не демократичне мистецтво». «Потк свдомост» безпосередньо вдтворю процес внутршнього мовлення персонажа (його також називають «внутршнм монологом»), вербальними засобами зображаються його синтаксично ненормован переживання, роздуми, спогади. сторико-куль-турн, релгйн, лтературн ремнсценц — одна з головних ознак акместсько поез.
Загалом вони виступили проти реалстичного, здебльшого життподбного вдтворення дйсност. Все они, а также английские писатели, примыкавшие к сложившейся в 1910-е группе «Блумсбери» во главе с В. Вулф, сыграли важную роль в разработке наиболее существенных положений литературной программы модернизма, которая предполагала новые принципы построения художественного универсума (мифологизм, подчеркнутая субъективность индивидуального восприятия и переживания реальности, множественность обликов и трудность самоидентификации героя, обязательные и пространные отсылки к «культурной памяти», присутствующие непосредственно в тексте произведений, а нередко даже конструирующие этот текст). вд дйсност, неприйняття реалй. Гумльов). Ж. Ромен, Ж. Дюамель (поетична збрка «Супутники») та нш письменники вбачали в основ всляких духовних зближень не спльн свтогляди та нтереси, а пдсвдом мпульси. Читачев були запропонован психологчн та флософськ концепц.
лтератур символзм не був значним, широким явищем не дав глибокого корння. Футуризм – формалстичний напрям у лтератур та мистецтв ХХ ст. дино справжнм був лише внутршнй свт людини митця, х почуття думки.
Конрада, Р. Кплнга, Р. Ственсона. В частности — идеологией и философией постмодернизма. У першй книз журналу «Аполлон» за 1913 рк були надрукован манфести акместв: стаття М. Гумльова «Спадщина символзму та акмезм» стаття С. Городецького «Деяк напрями в сучаснй росйськй поез». Винятком з «антидемократичного» правила може слугувати теоря творча практика унанмств та експресонств (див.
Об этом пересмотре свидетельствует история таких школ и направлений в европейской культуре, как импрессионизм, символизм, новая драма, кубизм имажизм, футуризм и ряд других, менее значительных. Мистецтво, за його словами, поляга в тому, щоб «перетворити дею у зрозумлий для людини символ розвинути за допомогою нескнченних гармонйних варацй». «Ткань идей» в искусстве модернизма приобретает намного более существенное значение, чем попытки воссоздать «ткань действительности» в жизне-подобном облике. «Магистральный сюжет» произведений модернизма, ориентированных на принцип «надличностного творчества», определен стремлением за воссоздаваемым хаосом «катастрофической» реальности обнаружить присутствие культурной традиции и активность духовных начал, которые придают бытию осмысленность и телеологичность.
Французьк кубсти та росйськ кубофутуристи були тсно повязан з маляра-ми-кубстами, як намагалися епатувати, вразити обивателв рзкстю фарб незвичнстю змсту: вони розкладали зображуване на найпростш геометричн елементи – куби (звдси й назва), квадрати, прямокутники, лн, цилндри, кола тощо. Росйськ мажинсти (група хня розпалася в середин 20-х рокв), як англйськ та американськ мажисти, розробляли нов форми вльного врша, нов рими, експериментували в галуз поетично мови. modernismo — «современное течение» от лат.
На меж столть простежуться творчий синтез можливостей музики та живопису в лтератур. Людина ма бути лише людиною. ». Вн звльню вд суспльних звязкв, вд см, обовязкв, моральност. Той же К. Фдлер зауважу: «Мистецтво аж няк не покликане проникати в низьку дйснсть, що дйснстю всх людей. » Але в той же час модернзм не прийма романтично втеч вд дйсност. «Образ — це не дея, — зазначав Паунд. В полной мере модернизм обнаружил себя в экспрессионизме и кубизме, получив дальнейшее развитие в футуризме, абстракционизме и сюрреализме, а далее, — в формах современного антинскусства (поп-арт, минимальное искусство, концептуальное искусство и др. ).
Универсальность модернизма как единственной эстетической системы, воплотившей «дух современности», проблематична, а возможность объективно воссоздать картину движения литературы и искусства в 20 веке исходя из приоритета модернизма как эстетики и направления, представляется лишь чисто гипотетической даже наиболее убежденным приверженцам доктрины, связывающей с модернизмом все новые черты художественной культуры последнего столетия. В широком смысле модернизм— «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка, нередко сопровождающиеся эпатажем и определенным вызовом устоявшимся канонам. Зачинателями раннього модернзму були, як правило, пзн романтики (Ш. Бодлер, Леся Укранка та н. ). Широко використовують цей прийом представники французького «нового роману» (А. Вони керувалися принципом, зазнача В. Брюсов, «що вс образи повинн бути пдкореними основному стилю врша».
Новые концепции в естествознании и в гуманитарных областях приводят к существенному изменению картины мира, непосредственно отзываясь и в искусстве модернизм, философской установкой которого становится движение «а realibus ad realiora» («от реального к реальнейшему»). Само название течения происходит от греческого Symbolon, что переводится как условный знак. Временем появления этого модернистского (и даже больше, авангардистского) течения считают 1910 год, когда был напечатан первый сборник футуристической поэзии «Садок судей». Пропонували свй варант поднання свтово культури з нацональною традицю. Починаючи як символст, а згодом як експресонст, у 1910 р. В. Кандинський остаточно облишив предметне мистецтво.
ХХ ст. Ситуация отчуждения, с которой человек сталкивается и в общественной и в частной жизни, постоянно убеждаясь в невозможности реального взаимопонимания и диалога с другими, порождает комплекс «несчастного сознания», воссозданный во многих наиболее значительных произведениях модернизма, начиная с творчества Ф. Кафки. Зрлий модернзм складаться в 10-х роках ХХ ст. Зясування його нтегрально-культурних ознак, виявлення певно "метамови" культурно (чи культурологчно) свдомост кнця XIX-го – початку XX-го столть важливим моментом привнесення рефлексивного моменту до складу синтетичних елементв самосвдомост пероду, що вддаляться вд нас культовим рубежем третього тисячолття.
Модернзм впливав на розвиток усх галузей культури. Навесн 1912 року всередин «Цеху поетв» утворилася невеличка група, що проголосила нову поетичну течю. В основ неприйняття – ускладненсть, зашифровансть форми, обрван звязки мж деталями цлим, фрагментарнсть натякв недомовленостей, екзотизм, звукова гра т. д. Необходимую содержательную точность понятию модернизм придал Элиот.
Образ самодостатнм у поетичних творах мажиств, врш для яких — то «ланцюг» подбних образв. покликала до життя багато рзних художнх течй. «Замсть розповдного методу ми можемо використовувати тепер мфчний метод», — писав один з найвизначнших модернств XX столття Т. С. Елот. В некотором смысле данный стиль подражает первичным, примитивным этапам развития живописи.
Образ у мпресонств виника саме при безпосередньому, так би мовити, «Свжому» погляд на предмет. Вн формувався у свох найхарактернших виявах не на рвн загально стильово манери або «школи», а через творчу самобутнсть та еволюцю окремих митцв. У футуризм, дадазм, «театр абсурду» монтаж виступа як засб пзнання свту: створюючи абсурдний образ, вн наочно показу обрис безглуздого свту.
Сверянна та збрка «Ляпас громадському смаку» (1913 р. ) поетв-кубофутуриств. Паунда, Д. Буццат та X. Л. Борхеса. Недарма Й. Бехер вважав найхарактерншим для експресонзму образом «напружений, вдкритий в екстаз рот».
Як символи позаматеральних уявлень тлумачилися також предмети матерального свту. «Ми знайшли спосб оживити мертв слова, вмщуючи х в яскрав поетичн образи», — стверджував найталановитший з представникв мажинстсько школи Сергй сенн.
Психоаналз З. Фрейда. Серед них — Дж. Для модерна характерны гибкие текучие линии, стилизованный растительный узор.
Митець-мпресонст прагне зафксувати саме початкове враження вд предмета, яке щойно виникло в нього. imagism, вд франц. Существенное значение для писателей, принадлежавших к этому кругу (а впоследствии и для эстетики модернизма в целом), приобрели интенсивно ими развивавшиеся философские идеи Дж. Мура, чья работа «Принципы этики» (1903) доказывала невозможность разграничения критериев добра и зла на основании доктрин социальной эволюции или естественных, общепринятых норм, а также положения неогегельянца Ф. Г. Брэдли изложенные в трактате «Видимость и реальность» (1893). Укранський модернзм – явище синтетичного порядку, тобто вн охоплю елементи рзноступенево стилстики (символзму, мпресонзму, натуралзму, романтизму, неокласицизму).
Неоромантизму. Цей дуалзм реального та деального — основа символчного свтосприйняття. Ответ даёт картина с таким же сюжетом. А также более поздние течения— абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм. Представники цього жанру (Н. За цим напрямом, вважали символсти, нема майбутнього: С. Малларме зазначав, що натуралзм загине, коли припиниться дяльнсть Е. Золя ( пророцтво це загалом збулося). С конца 19 века возникает огромное количество разнообразных стилей, для общего обозначения которых используется термин «модернизм».
Серед них — Дж. Наприкнц XIX столття мпресонстичний стиль охоплю також лтературу. «Кожне мистецтво по сут символчне», — гадав Андрй Блий.