Позже (1870 год) реализм распадается на две ветви: натурализм и импрессионизм. В произведениях, выставленных в следующем Салоне (1850-1851), его дерзость идет еще дальше. В этом образе нежность и любовь матери сочетаются с чувством долга перед человечеством. Зрителя призывают к изучению динамики французской истории: смерть деда-революционера, рядом – его современники в костюмах рубежа веков (укороченные панталоны).
Они рисуют типичные характеры и показывают при этом, в каких общественных условиях сформировался тот или иной герой произведения., 1890, ТГ и картины евангельского цикла Н. Н. Вскоре Курбе приходит к тональной живописи и моделировке объемов светом.
Женщина выглядит отрешенной от всех забот. 1852 «Любопытствующие у витрины», ок. Гиперреализм можно смело назвать максимально точным отражениемдействительности иантитезой концептуальному искусству.
Касаткина и др. Его художественный язык достаточно богат, чтобы не прибегать к чисто внешним эффектам. Домье откликается на него созданием образа Робера Макэра — афериста и проходимца, то умирающего, то воскресающего вновь (серия «Карикатюрана», 1836-1838).
Испуганно смотрит на незнакомого мужчину девочка (когда его забрали, она была слишком мала и потому забыла своего отца) изумлением полны глаза жены, сидящей у рояля. Родился в Париже в 1796 г. Был учеником А. Мишаллона и Ж. В. Бертена — художников-академистов. Прибыв в Париж, художник поступил в мастерскую к Деларошу. Особенности взаимовлияния живописи и фотографииКритический реализмЛекция 4. На первом полотне изображены революционные события и участвующие в них люди. Движение основано художниками Артуром Стритоном и Вальтером Холке.
Наконец имеет свою выставочную организацию — ТПХВ. Энгельс, "Диалектика природы"). В 1863 году выходит повесть «Казаки», ставшая важным этапом в его творчестве. Подобные произведения во многом повлияли на принятие «сентябрьских законов» (вступивших в силу в конце 1834 г. ), направленных против органов печати. Кроме того, эти же принципы постепенно перекинулись и на другие сферы искусства, например, архитектуру и литературу. Домье вместе с художником Травьесом создает серию литографий под названием «Французские типы» (1835-1836). Выдвинутая передвижниками программа народности искусства выражалась в художественном освоении различных сторон народной жизни в изображении типических событий этой жизни, часто с критической тенденцией (Земство обедаете Г. Г. Мясоедова, 1872, ТГ Встреча иконы К. А. Савицкого, 1878, ТГ).
В таком духе выполнена картина «Ноша» имеющая несколько вариантов. демократическое искусство прочно завоевало общественную трибуну. Если рождается шторм, то это происходит в воспитательных целях. Термин «импрессионизм» имел вначале пренебрежительный оттенок – критик Луи Леруа написал фельетон «Выставка импрессионистов».
Примечательна литография «Империя — это мир», на которой показано поле с крестами и надгробиями.
Особое внимание стоит уделить работам известного французского художника Гюстава Кюрбе, который сильно отличался от остальных художников тем, что только он вызывал сильный резонанс в обществе своими картинами. Тень от обеих фигур сливается в единое пятно. В России в первой половине XIX в. тенденции реализма присущи портретам К. П.
Группа выпускников Академии, возглавляемая И. Н. Однако Репин не имеет соперников в изображении толпы, шествия.
В обличительной манере исполнены и другие серии литографий: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839-1842), «Лучшие дни жизни» (1843-1846), «Пасторали» (1845-1846). Уже в первых произведениях Л. Н. Толстого, опубликованных в 50-х гг. Мотив трансформации мира в соцреализме становится более главным. Архипова, Н. А. В образе маленького Христа Рафаэль сквозь младенческую хрупкость раскрывает черты героического.
Свет в них играет особую роль, он подчеркивает стремление автора к наибольшей выразительности. На полотнах изображены обособленными не только люди, но также и дома с улицами. значительно возрастает роль портрета и пейзажа, а позже — исторической живописи. Художник рисует множество антимилитаристских сатир («Мир проглатывает шпагу» и др. ).
Она принесла Дрездену мировую славу. Критика вынесла свой приговор, охарактеризовав художника как человека «более опасного, чем Курбе». Из сумрачной чащи леса наперерез всаднику скачут призраки – дьявол, смерть с песочными часами, напоминая о быстротечности всего земного, о соблазнах жизни. Гениальность Достоевского проявлялась в необыкновенной способности писателя открывать читателю потаенные иногда ужасающие, поистине мистические глубины человеческой натуры, показывая чудовищные душевные катастрофы в самой обыденной обстановке («Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бедные люди», «Идиот»).
Яркие представители направления соцреализма в советской живописи: Александр Дейнека («Оборона Севастополя», «Мать», «Будущие летчики», «Физкультурница»), В. Фаворский, Кукрыниксы, А. Герасимов («Ленин на трибуне», «После дождя», «Портрет балерины О. В. Лепешинской»), А. Пластов («Купание коней», «Ужин трактористов», «Колхозное стадо»), А. Лактионов («Письмо с фронта»), П. Кончаловский («Сирень»), К. Юон («Комсомолки», «Люди», «Новая планета»), П. Васильев (портреты и марки с изображением Ленина и Сталина), В. Сварог («Герои-летчицы в Кремле перед полётом», «Первое мая – пионеры»), Н. Баскаков («Ленин и Сталин в Смольном») Ф. Решетников («Опять двойка», «Прибыл на каникулы»), К. Максимов и др. Так, раскрывая понятие «реализм», он прямо заявляет о своих целях: «Быть в состоянии передавать нравы идеи, внешний вид моей эпохи согласно моей оценке — одним словом, создать искусство живое — такова была моя цель». И. Е.
Именно автопортрет был впервые выставлен им в Салоне («Автопортрет с черной собакой», 1844).
Искусство соцреализма должно быть понятным, доступным, массовым по форме. вторая половина 19 века – европейский реализмВторой этап в развитии французского реализма (1848-1870)Глава 1. Художник изобразил революционера, возвратившегося в родной дом из ссылки. В 1882 году начинается самый значительный, самый плодотворный период его творчества. Мастер не побоялся монотонности, его фигуры статичны. Коровина (На миру, 1893, ТГ), С. В. Художник запечатлел самый трагический момент.
Однако свойственный искусству 1860-х гг. Появление данного направления во французской живописи в первую очередь граничит с именем художника Гюстава Курбье. Репина, 1870-1873. Как способ освобождения художника от потребителя выступает такая характеристика соц.
Были открыты закон линейной и воздушной перспективы и закон светотени. Обращаясь к народным пословицам Брейгель создает сатиры на современное общество. Работница внимательно смотрит на свое изделие, однако ее мысли витают где-то далеко. Но обо всем по порядку. Ещё со школьной скамьи мы помним, что реалистическое изображение – это объективное изображение действительности такой, какой она есть на самом деле.
Нужно заметить, что Домье создавал не только литографии. В основе его – вера в силы и возможности человека, жадный интерес к земной жизни. Не случайна инвалидность героев, насылаемая природой (Как закалялась сталь).
Подобный эффект можно увидеть в таких полотнах, как «Выход из школы» (ок. Это хорошо прослеживается на картине под названием «Вечер в Кейпкоде», на которой двое отдыхают совсем рядом, но при этом не чувствуется их единства, каждый сам по себе. Справа отчетливо вырисовывается голова мертвого старика.
Выдающимися советскими скульпторами-монументалистами эпохи соцреализма были Вера Мухина (монумент «Рабочий и колхозница»), Николай Томский (барельеф из 56 фигур «Оборона, труд, отдых» на Доме Советов на Московском проспекте в Ленинграде), Евгения Вучетича (памятник «Воин-освободитель» в Берлине, скульптура «Родина-мать зовет. » в Волгограде), Сергея Коненкова. Непревзойденным мастером психологического романа был Федор Михайлович Достоевский (1821–1881). Наследие его огромно.
Отражение мира становится непосредственным, реальным. Инквизиция свирепствовала в Нидерландах. Также к выдающимся писателям-реалистам XIX века относятся французы Гюстав Флобер («Мадам Бовари»), Ги де Мопассан («Милый друг», «Сильна как смерть»), Оноре де Бальзак (серия романов «Человеческая комедия»), англичанин Чарльз Диккенс («Оливер Твист», «Дэвид Копперфильд»), американцы Уильям Фолкнер и Марк Твен.
Вот таким образом свет и колорит в его пейзажах чаще всего носят условный характер. Любимым же эффектом Домье является контражур, при котором на светлом фоне затемняется первый план («Перед купанием», ок. Боттичелли было имя золотых дел мастера, к которому он первоначально попал в учение.
Впервые термин «реализм» применительно к живописи использовал Г. Курбе. художники. Нравственные искания, любовь, быт помещичьей усадьбы открываются читателю в романе «Дворянское гнездо» (1858 г. ). Сюжет произведения прост: по набережной медленно идет женщина одной рукой она тащит огромную корзину с бельем рядом, цепляясь за ее юбку, маленькими шажками плетется ребенок. Одно из лучших произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» повествует о постепенном распаде семьи и вымирании помещиков Головлевых. После того как несколько картин, особенно много значащих для автора, было отвергнуты как экспонаты Всемирной выставки в Париже, в 1855 году он открыл собственный «Павильон Реализма».
Иванова). Иными словами, гиперреалисты создают так называемую «ложную реальность» или «убедительную иллюзию». Но согласитесь, что если несколько человек видят одну и ту же картину или ситуацию, то опишут (или нарисуют) они её по-разному. Эмпиризм признаёт источником знания не разум, а чувственный опыт. В. Г. Перов. Эти художники создали глубоко реалистическое искусство. Неудивительно, что Наполеона III Домье ненавидит с той же силой, что и Луи Филиппа.
Влечение к идеальной гармоничной красоте мира, стремление найти путь к познанию законов природы пронизывают его творчество. Например, в академической живописи пейзаж существовал в основном как фон, на котором разворачивался сюжет картины.
Создал трактат "Четыре книги о пропорциях человека 1528 г. ". Смерть переселенца, 1889, ТГ), А. Е.
На этой выставке находилась картина Клода Моне «Впечатление. Крамского: Кочегар и Курсистка Н. А. Художник всячески старается, чтобы его обличительные работы заставили обывателей почувствовать зло, которое исходит от привилегированного класса и, естественно, правителя.
Восход солнца» (1872). Он не ставит своей задачей изображение социальных проблем или сатиру. Особая линия в искусстве передвижников — творчество Н. Н. Ге и И. Н.
Показан безмятежный сельский пейзаж, пасется корова, весело кружатся стрижи. Расцвет деятельности ТПХВ — 1870-е начало 1890-х гг. Титаническая личность Толстого представляет собой характерную для русской культуры фигуру автора, для которого литература была тесно связана с общественной деятельностью, а исповедуемые идеи пропагандировались прежде всего примером собственной жизни. Одним из самых замечательных писателей середины века был Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883). Такой синтез в полной мере был осуществлен уже в 1880-х гг. Милле (1814-1875) в своих эпически монументальных и полных жизненной правды картинах показал французское крестьянство, его труд, его моральную силу («Сборщицы колосьев», «Анжелюс»), Гюстав Курбе (1819-1877) в «Дробильщиках камня» и «Вязальщицах» показал спокойное и уверенное достоинство трудового народа, а в «Похоронах Орнане» – значительность повседневной жизни, хотя начинал он с романтически взволнованных образов («Потрет Шопена»).
Впервые термин «реализм» был употреблен французским литературным критиком Жюлем Жанфлери, который в своей книге «Реализм» (1857) трактовал это понятие как искусство, созданное для противостояния таким течениям как романтизм и академизм. Венецианова, пейзажам С. Ф. Массивные фигуры, сгорбленные спины, грубые одежды, но Брейгель видит в народе энергию, трудолюбие, цельность.
Более точное понятие было сформулировано Горьким в 1934-м году на съезде писателей. Такие как: «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883). На середину столетия приходится начало литературной деятельности величайшего русского писателя, мыслителя и общественного деятеля графа Льва Николаевича Толстого (1828–1910). для монастыря св. Родоначальник русского реализма – художник Павел Федотов, его знаменитые картины «Сватовство майора», «Свежий кавалер», в своих работах он разоблачат порочнее нравы общества и высказывает свое сочувствие бедным и угнетенным людям. Реализм (от лат.
Однако он, так же, как ребенок, не сразу научился писать шедевры. Реализм в его понимании являлся элементом романтизма. Левитана, И. И.
В середине XV века Боттичелли черпал вдохновение в современных ему произведениях, писаниях Данте (он был первым иллюстратором божественной комедии) и Боккаччо, религиозные события у Боттичелли пронизаны волнующим трепетом личного переживания, значительно перерастают рамки придворной культуры двора Медичи и отражают противоречия того времени. Федотова повествуют о жизни маленького человека в условиях крепостнической России. Развитие традиций передвижничества происходит уже в советское время — в деятельности художников Ассоциации художников революционной России (АХРР). е. конкретизации как национальных исторических, социальных примет, так и физических интеллектуальных и духовных особенностей) предпочтение в способах изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска) преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно — к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания).
Название понятия уже говорит само за себя и в дословном переводе с позднелатинского означает «вещественный». Он любил называть себя «посредственным тружеником» и ежедневным каторжным трудом отрабатывал свое громкое имя. Но по прошествии двух лет художник показал в салоне новое произведение, названо им «Резня на Хиосе». Так, например, в пастели «Осень, отлет журавлей» (1865-1866) жест девушки-пастушки, наблюдающей за полетом журавлиной стаи, вот-вот должен измениться а если взглянуть на композицию «Гуси», выставленную в Салоне 1867 г., то кажется, что еще мгновение — и мерцающий свет переменится.
Чарльз Берчвилд, который жил в одно время с Хоппером и также являлся художником, отметил, что люди будущих поколений смогут составить более явственный портрет эпохи по картинам данного художника, нежели по всем имеющимся учебникам социальной истории. В основном они изображали неприглядные стороны городской жизни. Его знаменитые романы «Красное и черное», «Красное и белое» показали читателям, что описание обычных сцены жизни и повседневных человеческих переживаний и эмоций возможно выполнить с величайшим мастерством и возвести это в ранг искусства. Суриковым, творчество которых представляет собой вершины передвижнического реализма.
Так передовое Русское искусство освободилось от официальной опеки придворной Академии. Данное обстоятельство показалось современной живописцу публике неслыханной дерзостью. Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) было учреждено в 1870 г. Первая выставка открылась в 1871 г. Это событие имело свою предысторию. Скупость, тупость, ограниченность, трусость, чревоугодие – воплощается в образах живых людей ("Пословицы", Берлин, государственный музей). Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) было учреждено в 1870 г. Первая выставка открылась в 1871 г. Это событие имело свою предысторию.
Слева молодёжь в белых шарфах, новое поколение. Смерть переселенца, 1889, ТГ), А. Е. Дело в том, что пейзажу придавали различное значение.
Он уже не мог удовлетворяться тем, что перестало отвечать его замыслам. Форма же должна быть классической. Деятельными участниками передвижных выставок были В. Е. Классическая форма более ясная.
XIX в. и принесших ему известность (трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», кавказские и севастопольские рассказы), проявился мощный талант. С самого детства юный Милле был окружен атмосферой трудолюбия и благочестия. Недаром в пояснении к картине Курбе писал: «Так начинают и так кончают». Такой синтез в полной мере был осуществлен уже в 1880-х гг. Это произведение носило название «Смерть Сарданапала». Ведущим направлением в литературном творчестве был критический реализм. Рафаэль получает заказ на роспись парадных комнат Ватиканского дворца (с 1509 по 1517 г. ).
Реалистические тенденции под влиянием меняющихся общественно-исторических условий и самой психики современного человека нередко уступают место периодам декаданса, отчужденному от жизни формализму или возврату к прошлому в виде вульгарного эпигонства, представленного, например, "искусством" фашистского третьего рейха или номенклатурным "искусством" сталинизма. Леонардо смело меняет эту традицию. К их мнению прислушивались. В творчестве Коро следовал непосредственному впечатлению и всегда оставался предельно искренним («Мост в Манте», «Башня ратуши в Дуэ»).
Крылов стал создателем русской реалистической басни. К началу 1870-х гг. В них воплощены черты передовых людей эпохи немецкой крестьянской войны, которая "пророчески указала на грядущие классовые битвы" (Ф. мастером была написана серия композиций под единым названием «Адвокаты». Кюрбе создавал портреты своего времени, на которых была изображена простая сельская жизнь. Сам выходец из крестьян, он знал их жизнь и нужды. Классическими образцами советской литературы стали темы больного страдающего тела.
Например, в листе под названием «Это убило то» он дает зрителю понять, что избрание Наполеона III положило начало многим бедам. В литературе Реализм в литературе — правдивое изображение реальной действительности. Художник старается направить внимание зрителя на вылепленные светом лица. Но не следует воспринимать этих художников как только копировальщиков западного искусства.
Большую часть жизни Тургенев прожил за границей. Жизнь должна быть изображена не слишком удаляющейся. В человеке над всем должен господствовать разум». реализма. в кругах буржуазной публики отмечается подъем интереса к творчеству художника. В его портретах выступали люди могучего духа, устремленные в будущее.
Коровина (На миру, 1893, ТГ), С. В. Требования молодых художников выражали желание обратить искусство к проблемам современной жизни. В картинах «Отказ от исповеди» (1879-85), «Не ждали» (1884), «Арест пропагандиста», 1880-92 тема эта воплощена с невиданной масштабностью и смелостью. Вот таким образом все фигуры даны при резком освещении (известно, что, работая над этой композицией, мастер ставил бюсты-модели под яркий свет лампы). В 1863 г. в Петербургской Академии художеств произошел так называемый бунт 14-ти. Помимо этого, он работает в портретном жанре (чаще всего моделью является он сам) и пишет полотна на религиозные и литературные сюжеты («Лот с дочерью», 1841). РМ), богатство и величие родной природы (произведения А. К. Саврасова, А. И. Куинджи, И. И. Левитана, И. И. Шишкина), героические страницы национальной истории (творчество В. И. Сурикова) и революционного освободительного движения (Арест пропагандиста, Отказ от исповеди И. Е. Репина).
Сандро – это лишь прозвище, а в действительности он назывался Филипени. значительно возрастает роль портрета и пейзажа, а позже – исторической живописи. Г-н Курбе пишет буржуа». Крамского, 1872, ТГ Что есть истина. Перед нами тотальная власть человека над слабостью своего тела.
В это время во Франции выходят целые сборники карикатур, рисующих быт и нравы общества той эпохи. Тем не менее удивительно живы в его произведениях образы русских людей. РМ) (Приложение 1), богатство и величие родной природы (произведения А. К. В этих картинах появляются те же гротескные образы, что и в графических работах Домье. 1485 г. ) и "Рождение Венеры" (ок.
В каждом из произведений этого жанра навеки запечатлен миг из жизни той эпохи. Подлинным основоположником стиля "высокого Возрождения" был Леонардо да Винчи (1452-1519), гений, чье творчество знаменовало грандиозный качественный сдвиг в искусстве реализма. Выдающие скульпторы-реалисты 19 века: Константин Менье («Грузчик», «Индустрия», «Пудлинговощик», «Молотобоец») и Огюст Роден («Мыслитель», «Шагающий», «Граждане Кале»). В работах отражены жестокие события современности.
Домье понимает, что изучая искусство живописи самостоятельно, он не сможет продвинуться далеко и тогда (с 1822 г. ) начинает брать уроки рисования у Ленуара (администратора Королевского музея). Для усиления впечатления мастер обобщает представляемые образы. Созданный художником образ мадонны полон глубокого содержания. Маковский, Н А. Ярошенко, В. Д.
Все персонажи изображены именно так, как они выглядели на самом деле. Восход солнца» («Impression, soleil levant»). Вообще такое противоречие было вполне в духе той эпохи.
«Реализм Курбье» сразу же вызвал острую реакцию общества и критиков, которые утверждали, что тот, «прикрываясь реализмом, клевещет на натуру», называли его ремесленником в живописи, делали на него пародии в театре и всячески очерняли. Это стремление прослеживается и в дальнейших работах Курбе. Донести силой художественного слова до образованного, живущего в достатке читателя всю глубину народной нищеты и горя, показать величие простого крестьянина – таков был смысл поэзии Н. А. Некрасова (поэма «Кому на Руси жить хорошо», 1866–1876 гг. ) Свою поэтическую деятельность поэт понимал как гражданский долг служения своей стране. Характеры героев его произведений противоречивы: мягкий, чистосердечный, совестливый, но пассивный, не способный «встать с дивана» Илья Ильич Обломов («Обломов», 1859 г. ) образованный, одаренный, романтически настроенный, но опять же по-обломовски бездеятельный и безвольный Борис Райский («Обрыв», 1869 г. ).
В результате у него получались фигуры, отличающиеся предельной объемностью. Годы творческой зрелости протекают в условиях нарастающей революционной ситуации. Мы ответим на этот вопрос положительно: конечно, является. Термин «реализм» принадлежит французскому литературному критику Ж. Шанфлёри, он первым употребил его в 50-х годах XIX в. для обозначения искусства, противостоящего романтизму и академизму). он работает также в живописи и акварели, но для его ранних живописных работ («Гравер», 1830-1834 автопортрет, 1830-1831) характерно отсутствие выработанной манеры порой их бывает трудно отличить от произведений других художников. Министр Гизо провозглашает лозунг «Обогащайтесь. ». Обычный бытовой мотив у Домье приобретает почти героические черты.
Определена социальная роль каждого из членов семьи. Диаз «Старая мельница около Барбизона»В чём же отличие пейзажей последователей Барбизонской школы от пейзажей художников других направлений. Рафаэль создал свой идеал прекрасного, гармонически развитого человека. Идеи критического реализма зародились в эпоху Просвещения (18 в. ).
Для импрессионизма не так важно, что изображено на рисунке, но важно, как изображено. Итак, реализм проявил себя по-разному и в различных странах: в России – в творчестве передвижников, в Италии – веризм, маккьяйоли, в Австралии – гейдельбергская школа, в США – школа мусорного ведра, во Франции – барбизонская школа. Человек преодолевает немощь своего тела. Кроме «Дробильщиков камней», художник выставил в Салоне полотна «Похороны в Орнане» (1849) и «Крестьяне, возвращающиеся с ярмарки» (1854). Таковы картины С. А.
На картине мы видим в светлой утренней тишине – длинный мыс, ниспадающий в море. Драматизм усиливается благодаря резкому контрасту света и тени. Идеалы общенационального порядка создали почву для творческого подъема. Творчество Питера Брейгеля Старшего, прозванного Мужицким (ок.
Смена, 1895, ТГ). Касаткину (картина Углекопы. Например, в полотне «Купальщицы» (1853), вызвавшем бурю негодования из-за того, что показанные в нем толстые представительницы французской буржуазии оказались непохожими на прозрачных нимф с картин салонных мастеров, да и нагота их представлена художником предельно осязаемо и объемно. Участники этого движения писали на пленэре в импрессионистской манере.
Бытовой жанр являлся ведущим в их творчестве. Домье пишет фигуры адвокатов, с театральными жестами выступающих перед публикой («Защитник», 1840-е) или самодовольно обсуждающих свои грязные махинации за пределами досягаемости чужого взгляда («Три адвоката»). Деятельными участниками передвижных выставок были В. Е. На литографии изображена жуткая картина: на полу, рядом с пустой кроватью, лежит труп рабочего, подмявший под себя мертвого ребенка в затемненном углу находится убитая женщина.
И действительно, хотя выведенные на полотно персонажи не отмечены какой-то особой красотой и одухотворенностью, тем не менее они даны правдиво и искренне. Искусство соцреализма – воплотительное в силу того, что оно должно сказку сделать былью. Буржуа таковы. тем, что Энгельс считал основным признаком реализма. Главным героем реализма стал «средний», обыкновенный человек, герой будней и повседневности. Эта роспись в настоящем своем виде представляющая руину была выполнена между (1495-1497).
Так, на одном листке зритель мог увидеть, как Конституция укорачивает платье Свободы, а на другом — Тьера изображенного в виде суфлера, подсказывающего каждому политическому деятелю, что нужно говорить, а что делать. Существует два основных типа сюрреалистического искусства—Фантезийный (художникамэтого направленияможно отнести Сальвадора Дали, Рене Магритта) и автоматизма (Хуан Миро). открывшего в 1855 году в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма». Краска уверенно и энергично наносится с помощью шпахтеля.
Чернышевского Что делать. Касаткина и др. Ведущими принципами реализма 19 в. стали объективное отображение существенных сторон жизни, сочетающиеся с высотой и истинностью авторского идеала воспроизведение типичных характеров и ситуаций при полноте их художественной индивидуализации предпочтение в способах изображения «форм самой жизни» с преобладающим интересом к проблеме «личность и общество». Со временем Курбе понимает, что ему нужно искать новый художественный метод. Создавая автопортреты, Курбе несколько романтизирует свой облик («Раненый», 1844 «Счастливые влюбленные», 1844-1845 «Человек с трубкой», 1846).
Прекрасный знаток леса, художник очень точно передает строение, породу, масштабы каждого дерева («Лес Фонтенбло», 1848-1850 «Дубы в Агремоне», 1852). Милле и Курбе стали предшественниками импрессионизма. Романы соцреализма дают примеры того, как воплощается возможность упорядочить благородную стихию душевности. Искусственно противопоставляя Иуду всему собранию как изгоя и злодея. Первые его работы, созданные для продажи, были выполнены в манере А. Ватто и Ф. Буше, называемой maniere fleurie, что означает «цветистая манера». Соцреализм исходит из статичности, то есть из предзаданности истины.
Просто грубая констатация факта с социальной диалектикой. Он первый употребил слово «реализм» применительно к живописи.
Главной темой его произведений стало изображение жизненных тягот трудового народа. В 1863 г. в Петербургской Академии художеств произошел так называемый бунт 14-ти. 1862). В его гравюрах – образы крестьян, горожан, рыцарей.
Самым первым произведением Делакруа было «Ладья Данте», которая была выставлена в художественном салоне, но не произвела должного эффекта на публику. Ж. Ф. То же и в живописи. Но прежде чем в 1873 году художник уедет из России, он испытает свой первый настоящий успех, связанный с появлением на выставке в марте 1873 года картины «Бурлаки на Волге». В некрасовском «Современнике» впервые напечатал свою трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность» Л. Н. Толстой, печатал первые рассказы И. С. Тургенев, печатались Гончаров, Белинский, Герцен, Чернышевский. Гончарову удалось создать образ весьма типичной породы людей, показать распространенное явление общественной жизни того времени, получившее с подачи литературного критика Н. А. Добролюбова название «обломовщина».
Отсюда и название реализма XIX века «критический», потому, что он критиковал в первую очередь антигуманную сущность жестокого эксплуататорского строя, показывал вопиющую нищету и страдания обиженного простого народа, несправедливость и вседозволенность власти имущих. В XV-XVI веках создается передовое реалистическое искусство. Следующий роман Л. Н. Толстого – «Анна Каренина» (1874–1876 гг. ). Складывалось новое мировоззрение, свободное от духовного гнета церкви. Сам Домье это прекрасно осознает и начинает работать в жанре карикатурного портрета, при этом он пользуется весьма своеобразным методом: сначала вылепливает портретные бюсты (в которых характерные черты доводятся до гротеска), которые потом будут его натурой при работе над литографией. В 1508 Рафаэль был приглашен работать в Рим, ко двору папы Юлия II.
Одним из наиболее самобытных художников своего времени был Уильям Тернер (1775-1851). Брейгель увидел, что они достойны лучшей участи, способны отстоять свои права на жизнь. На стенах контаты Станцы делла Сеньятура (комната печати) размещены композиции "Диспут, Умеренность и Сила", "Афинская школа", "Парнас" и "Мудрость". Переход на службу к миланскому герцогу Моро оказался самым плодотворным. Исключительно правдиво удалось писателю изобразить галерею портретов крестьян в принесшей ему славу серии рассказов, первый из которых «Хорь и Калиныч» был опубликован в журнале «Современник» в 1847 г. «Современник» печатал рассказы один за другим. Тема крестного хода – одна из популярнейших в русской живописи. Из века в век художники совершенствовали свои навыки.
Достоевского, Ч. Диккенса, О. де Бальзака, Т. Манна, Л. Н. В начале XX в. традиции реализма были особенно устойчивыми в России (творчество В. А. Серова, К. А. Коровина, С. В. Иванова, Н. А. Касаткина и др. ). Недаром одни современные критики прозвали ее «прославлением безобразного», а другие, наоборот, старались оправдать автора, ведь «не вина художника, если материальные интересы, жизнь маленького города, провинциальная мелочность оставляют следы своих когтей на лицах, делают потухшими глаза, морщинистым лоб и бессмысленным выражение рта. Шишкина) (Приложение 2),, героические страницы национальной истории (творчество В. И.
Это знаменитые картины Репина, Сурикова, Перова, Левитана, Крамского, Васнецова, Поленова, Ге, Васильева, Куинджи и других выдающихся русских-художников-реалистов. Роспись воспринимается как воплощение мечты о светлом будущем. Позднее наблюдается оттачивание стиля, разработка определенных тем.
Третий великий роман великого писателя – «Воскресение» (1889–1899 гг. ), названный Р. Ролланом «одной из прекраснейших поэм о человеческом сострадании». Также художники прибегали к более контрастным формам выражения образов. Вторая половина XIX в. оказалась чрезвычайно богатой на таланты. Третьим крупным стилистическим направлением в культуре XIX века являлся реализм. Фредерик McCubbin «Письмо» (1884)По-другому эту школу называют австралийским импрессионизмом. Крамского, 1872, ТГ Что есть истина.
Более подробно мы рассказываем об импрессионизме в отдельной статье. Таковы картины С. А. Утопическая схема долженствования начинает заполнять реальную жизнь. Несмотря на то что ранние произведения Домье еще достаточно композиционно перегружены и воздействуют не столько выразительностью образа, сколько повествовательностью, в них уже намечен стиль. Расцвет английской живописи приходится в XIXв.
Крестьяне Брейгеля полны энергии, деятельны, хлопотливы, трудолюбивы. приезжали многие французские художники для изучения натуры. В России реализм носил название передвижничество. Систо в Пьяченце.
И художник преодолевает скептическое отношение к миру. Манцу в Италии, В. Димитров-Майстора, С. Венев в Болгарии и др. ). Зиновия" полна большого драматизма и выразительности. Он выполнил множество набросков, в которых изучал позы и жесты отдельных фигур. Черты возвышенной поэтичности, утонченности и аристократической изысканности, присущие Флоренции XV века, во времена правления Лоренцо Медичи, находят наиболее яркое воплощение в творчестве Сандро Боттичелли (1445-1510).
В "Афинской школе" прославление разума, античной науки и философии. В советском искусстве эти традиции стали одним из источников формирования социалистического реализма. В середине XIX столетия романтизм был оттеснен с передовых рубежей французской художественной культуры (а также и литературы) мощным реалистическим движением. Глядя на известную картину Милле «Швея» (1853), зритель видит только самые необходимые атрибуты портнихи: ножницы игольницу и утюги. Этот круг одинокого фанатизма экспрессивно очерчен светотеневыми контрастами и (в особенности в «Не ждали») Самое значительное произведение на революционную тематику.
Постепенно в 30-е годы происходит возрастание роли природы и природного начала. Клод Моне «Впечатление. Так, например, в 1840-х гг. Толстого и многих других.
Возникновение данного течения часто связывают с творчеством известного французского художника Гюстава Курбе, который открыл в Париже выставку своих работ и назвал её «Павильон реализма». Брейгель не мог оставаться равнодушным свидетелем происходящего. В романе объединен огромный и разнообразный материал, его идейный потенциал неизмерим. Абсолютно противоположное настроение наблюдается в программной композиции Милле «Человек с мотыгой», выставленной в Салоне 1863 г. То, что это произведение стоит особняком от всего, что уже было написано, осознавал и сам автор.
Человек в пейзажах Коро органично входит в мир природы. Для этого они избегали симметричных изображений. Перед нами мирская аскеза. Представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма Возрождения с наибольшей полнотой воплотил в своем творчестве Рафаэль Санти (1483-1520), младший современник Леонардо, проживший короткую, но чрезвычайно насыщенную жизнь.
Естественное восприятие действительности и точная передача ее на холсте окончательно воплотились на холстах спустя лишь несколько эпох, на рубеже XIX-XX веков под логичным термином «Реализм». Сам он говорит об этом так: «Я делаю в моих картинах то, что солнце делает в природе». Брюллова, О. А. Даже пары на картинах видятся зрителю бесконечно одинокими. Курбе провозгласил своей целью создание «нового искусства» в противовес помпезной академической живописи Второй империи.
Жанровая живопись в России существовала издавна, но настоящего развития она достигла в 19 веке, в период расцвета реализма. Репиным и В. И. Этим символическим образом мастер не только продемонстрировал итоги пережитой трагедии, но с помощью светотеневых контрастов и динамичных линий вывел яркий образ, воплощающий мощь страны. Образы их индивидуальны. И действительно, его слова оказались пророческими.
Такой принцип позднее найдет свое выражение в работах художников-импрессионистов. 1860). Мальчик был очень сообразительным и его одаренность заметил местный священник.
Позднее реалистические тенденции развили в своём творчестве Г. Курбе и Ж. Ф. Милле (Франция), А. Менцель и М. Либерман (Германия), М. Мункачи (Венгрия) и др. Свою трудовую деятельность будущий художник начал с должности клерка, потом работал продавцом в книжном магазине. Недаром в одном из писем 1962 г. Милле отметил: ««Человек с мотыгой» принесет мне критику многих людей, которые не любят, когда их занимают делами не их круга, когда их беспокоят». Так передовое Русское искусство освободилось от официальной опеки придворной Академии.
В конце XIX —начале XX вв. 1834) прекрасно переданы солнечным свет, синева неба, прозрачность воздуха. Его глаза смотрят твердо и прозорливо.
В эпоху средневековья художники, подчиняясь влиянию церкви, отошли от реального изображения мира, присущего художникам античности (Аполлодору, Зевксису, Паррасию и Палефилу). Толстой вплотную подошел к созданию исторического романа-эпопеи «Война и мир» (1863–1869 гг. ) Собственный опыт участия в Крымской войне и обороне Севастополя позволил Толстому достоверно изобразить события героического 1812 года. В этом отношении характерны такие произведения, как «Колокольня в Аржантёе», где нежная зелень окружающей природы и влажность воздуха очень тонко, но в то же время с большой достоверностью передают прелесть весны, «Воз сена», в котором ощутим радостный трепет жизни.
Тропинина, картинам на темы крестьянского быта А. Г. Кипренского и В. А. Алексей Венецианов, Алексей Саврасов, Андерс Цорн, Андрей Рябушкин, Анри Фантен-Латур, Архип Куинджи, Борис Кустодиев, Валентин Серов, Василий Верещагин, Василий Перов, Василий Поленов, Василий Суриков, Вильям Адольф Бугро, Владимир Маковский, Георгиос Яковидис, Григорий Мясоедов, Гюстав Курбе, Джеймс Тиссо, Джон Сингер Сарджент, Джон Эверетт Милле, Ефим Волков, Жан-Франсуа Милле, Иван Владимиров, Иван Крамской, Иван Шишкин, Илья Репин, Иоаннис Алтамурас, Иохан Хендрик Вейсенбрух, Исаак Левитан, Камиль Коро, Клавдий Лебедев, Констан Труайон, Константин Маковский, Константинос Воланакис, Михаил Лебедев, Николай Богданов-Бельский, Николай Ге, Николай Пимоненко, Николай Ярошенко, Николаос Гизис, Ньюэлл Конверс Уайет, Оноре Домье, Павел Федотов, Теодор Руссо, Томас Икинс, Уинслоу Хомер, Фёдор Васильев, Шарль-Франсуа Добиньи, Эдуард Мане, Юлиус Леблан Стюарт, Янис Царухис. Выход их вызвал большой общественный резонанс.
Мрачное настроение погребального обряда подчеркивают и суровые скалистые уступы. Как отдельный элемент реализм, если это желание отразить жизнь как она есть, ничего не приукрашивая и не искажая, был присущ всем эпохам и, пожалуй, всем художественным жанрам (говорят о реализме в древнем и средневековом фольклоре, в искусстве античности и Просвещения и др. ). Характерно, что уже в этой работе просматриваются особенности поздних живописных произведений Домье, в которых также единичное событие обобщается, придавая тем самым композиции монументальную выразительность в сочетании со «случайностью» выхваченного жизненного момента. И. Е.
В их осанке – напряжение воли, в лицах – взволнованность чувств и мыслей. ". В лицо героям дует резкий ветер, отчего идти намного труднее, да и ноша кажется тяжелее. Произведение Хоппера «Шахтерский город в Пенсильвании», которое описывает бритоголового человека, стоящего на фоне стены изображает свет неизвестного происхождения. Он считал, что этим достигается разнообразие и живость линий.
Первоначально придерживался общепринятой точки зрения, что высоким искусством является только пейзаж с историческим сюжетом, взятым преимущественно из античной истории или мифологии. Начиная с 1830 г. выступления мастеров сатирической графики, во главе с Домье и пейзажистов барбизонской школы, утверждают в искусстве задачу «полного отображения своего времени» (Бальзак). Народное сознание должно быть оптимистично. Со временем рисунок Домье несколько трансформируется, штрих становится более выразительным.
Зиновия, воскресившего ребенка и кончина святого. Но изображенный праздник весны и любви овеян нежной грустью и беспокойством. Конфликт поколений, разворачивающийся на фоне столкновения между переживающим кризис дворянским сословием и новой генерацией разночинцев (воплощенной в образе Базарова), сделавших знаменем идейного самоутверждения отрицание («нигилизм»), показан в романе «Отцы и дети» (1862 г. ). Удачи не сделали его небожителем, а неудачи не озлобляли.
Надпись на первой могильной плите гласит: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 г», на последнем — «Погибшие у Седана 1870 г». Особое отношение к литературе восходит истоком к началу столетия, к эпохе блестящего развития русской словесности, вошедшей в историю под названием «Золотого века».
Он издавал журналы «Современник», «Отечественные записки», на страницах которых впервые увидели свет произведения многих в последствии знаменитых русских писателей. Поэзией и сентиментальной мечтательностью проникнуто полотно «После обеда в Орнане» (1849). Ситуации из жизни сельских людей получали, благодаря художнику, героическую окраску. Но впоследствии замысел изменился и образы приобретают явно портретные черты. Поленов. Французские картины, написанные в духе реализма, зачастую принадлежали к пейзажному жанру, в них авторы пытались передать окружающую их природу, красоту французской провинции, сельские пейзажи, которые, по их мнению, как нельзя лучше демонстрировали «настоящую» Францию во всем её великолепии.
«Сельский крестный ход на Пасхе».
Передвижники показывают не только бедность, но и красоту народного быта (Приход колдуна на крестьянскую свадьбу В. М. Максимова, 1875, ТГ), не только страдание, но и стойкость перед лицом жизненных невзгод, мужество и силу характера (Бурлаки на Волге И. Е. Репина, 1870-1873. Связан он с развитием блестящей пейзажной живописи. Человек для культуры соцреализма интересен лишь тогда, когда он творец.
Данное полотно описывало войну Греции за независимость. В нем все кажется необычным и непривычным: тема (похороны одного из обывателей маленького городка) и герои (мелкие буржуа и зажиточные крестьяне, реалистично написанные). Куинджи, И. И. В реалистичных произведениях часто встречаются внутренние конфликты личности.
Сурикова) (Приложение 2) и революционного освободительного движения (Арест пропагандиста, Отказ от исповеди И. Е. Репина). Ге 1890-х гг. ). В таких союзах мужчины и женщины заметно отчуждение, взаимное недовольство, а также гнев. К числу самых известных представителей реализма в литературе стоит отнести М. Твена, Ф. М. Саврасова, А. И.
Иванова (В дороге. Суриковым, творчество которых представляет собой вершины передвижнического реализма. Иванова (В дороге. Жанровые сцены П. А. Роман соцреалистического направления в основном разворачивает события в маленьких городах.
Это придает необычайную легкость ее поступи. Эти произведения были отмечены глубиной исторического познания прошлого. Перед нами – вереница персонажей, каждый из которых – самостоятельная портретная индивидуальность.
В центре стоит народный генотип – он носитель здоровья. Он глубоко сочувствует народному движению в Нидерландах, но хорошо видит, что одно крестьянство не в силах разрешить всех жизненных противоречий. Реалистические тенденции под влиянием меняющихся общественно-исторических условий и самой психики современного человека нередко уступают место периодам декаданса, отчужденному от жизни формализму или возврату к прошлому в виде вульгарного эпигонства, представленного, например, «искусством» фашистского третьего рейха или номенклатурным «искусством» сталинизма.
Вот почему великие реалисты XVII века так высоко чтили его. Так, произведения, направляемые в Салон (среди которым «Агарь в пустыне», 1845 «Гомер и пастушки», 1845), говорят о том, что художник не только обращается к античным сюжетам, но и сохраняет композицию классического пейзажа, что тем не менее не мешает зрителю узнать в изображенной местности черты французского ландшафта. Показательно предисловие, написанное автором к каталогу этой своеобразной выставки. Его наиболее прославленные зрелые картины – "Весна" (ок.
В 1870-е годы реализм разделился на два основных направления — натурализм и импрессионизм. Важное место в литературе 70-х гг. Трагичные образы беззащитных крестьян, беспомощных перед лицом жестокой силы.
Первоначально это были преимущественно городские виды и композиции с архитектурными памятниками Италии, куда он вновь отправляется в 1834 г. Так, например, в пейзаже «Утро в Венеции» (ок. Следствием этого процесса явилось взаимодействие жанров — в бытовой картине усиливается роль пейзажа, развитие портрета обогащает бытовую живопись глубиной обрисовки характеров, на стыке портрета и бытовой картины возникает такое оригинальное явление, как социально-бытовой портрет (Полесовщик И. Н. Крамского: Кочегар и Курсистка Н. А. Ярошенко). Смелые по колористическим и свето-воздушным исканиям, с искаженной масштабностью объектов, его картины являются как бы предшественниками импрессионизма («Дождь, пар и скорость»). В 1839 г., с большим трудом убедив отца в правильности выбранного пути, Курбе отправился в Париж. Щедрина.
Реализма – как партийность. 1853-1855), «Вагон третьего класса» (ок. Картина "четыре сцены из жизни св. Произведения Курбе отличаются статичностью форм, насыщенностью тонального колорита. Ранние произведения Боттичелли отличаются мягким лиризмом и безмятежностью.
С 1830-х гг. Ипполит Тен писал: "смотря на церковные стекла и статуи, на примитивную живопись, мне кажется, что род человеческий выродился, чахоточные святые, безобразные мученики, плоскогрудые девы, процессия бесцветных, сухих, грустных личностей, отражающих на себе страх угнетения". Падала художественная культура, падала изобразительная грамота. Крупнейшим представителем барбизонской школы был Теодор Руссо, который, будучи уже известным пейзажистом, отошел от академической живописи и приехал в Барбизон.
Это название картины и стало в дальнейшем термином. Имея резкую социальную направленность, он получил название критического. Первоначально предполагалось не вырисовывать каждое отдельное лицо — это видно из эскиза. В его облике – воля, разум, нравственная красота человека, верного долгу.
Их взгляды во многом определяли общественное сознание населения России того времени. В связи с этим развивалось такое направление как анография на принципиально новом уровне (пришло это со средневековой Руси). Позднее художник будет сдержаннее, его заинтересует более скромная природа, однако больше внимания он будет уделять различным ее состояниям. занимает М. Е. Салтыков-Щедрин, сатирическое дарование которого с наибольшей силой проявилось в «Истории одного города».
Репиным и В. И. В 1870 году в Петербурге было образовано «Товарищество передвижных художественных выставок». Динамика романов соцреализма состоит в становлении сознания. Подвергая критике основы существующего буржуазного общества, художники-реалисты были благородными гуманистами, верившими в Добро, Высшую Справедливость, Всеобщее Равенство и Счастье для всех без исключения. Но благодаря этой картине молодой художник стал очень известен.
Критики того времени яростно обвиняли великого художника за его чрезмерный натурализм. Содержание социальных кризисов определяет искусство Дюрера. Драматургия II половины XIX в. была представлена пьесами А. Н. Островского («Свои люди – сочтемся», «Доходное место», «Женитьба Бальзаминова», «Гроза» и пр. ) и А. В. Сухово-Кобылина (трилогия «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина»). Примечательно, что головы персонажей показаны в разных поворотах, благодаря чему создается впечатление, будто фигуры движутся, что еще больше подчеркивает напряженность композиции. Ге 1890-х гг. ).
Вершиной русской поэзии II половины XIX в. было творчество Николая Алексеевича Некрасова (1821–1878). Площадь полотна 21 кв. м. Кроме того, Н. А. Некрасов известен своей издательской деятельностью.
В процессе исторического развития всего искусства в целом реализм приобрел конкретные формы и методы, вследствие чего выделяют три его стадии: просветительский (Эпоха Просвещения, конец 18 века), критический (19 век) и социалистический реализм (начало 20-го века). Социальная аллегория, основа которой – факт из жизни семьи художника. Уцелела лишь одна ветка, но и та не сдается и продолжает сопротивляться буре. В пейзажах Коро редко встретишь борьбу стихий, ночной мрак, что так любили романтики. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. С 1860-х гг. Нужно заметить, что Курбе не сразу пришел к такой композиции.
Успех пришел к художнику в начале 1840-х благодаря портретным работам («Автопортрет», 1841 «Мадемуазель Оно», 1841 «Арман Оно», 1843 «Делез», 1845). Герои настолько близко придвинуты к раме, что видна лишь часть фигур. Писатели-реалисты изображают человека многосторонне.
Это и дало толчок к появлению и развитию американского реализма. Хотя на протяжении 1850-1860-х гг.
Лошадь становится символом советской культуры вообще (с животными общаются герои Молодой гвардии). Отталкивающий облик иуды раскрывает идею предательства острее и глубже. Рождение реализма в живописи чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (1819—1877). Маковский, Н А. Ярошенко, В. Д.
Именно таким образом была создана литография «Законодательное чрево» (1834), на которой представлена следующая картинка: прямо перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, расположились министры и члены парламента Июльской монархии. Впоследствии вся серия была издана И. С. Тургеневым в одной книге, получившей название «Записки охотника». Это сделано мастерски. Под листом стоит характерная подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки».
на первую треть столетия. Искусство Хоппера отражает тему, которая была основной в советских фильмах послевоенных лет – тему одиночества. Практически все люди, реально проживающие в одном из домов на улице Транснонен (в том числе дети и старики), были убиты за то, что кто-то из рабочих осмелился выстрелить в полицейского. Сюжет – похороны деда Курбе., 1890, ТГ и картины евангельского цикла Н. Н. Столь же высока сила воздействия и в произведениях, раскрывающих роль рабочих в борьбе с угнетателями: «Он нам больше не опасен», «Не вмешивайтесь», «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года». Курбе даёт зрителю пищу для размышлений.
Господствующий капиталистический строй был враждебно настроен к тем видам искусства, которые были непосредственно связаны с общественной жизнью коллектива (общественные здания, ансамбли широкого гражданского значения), реализм как направление в искусстве в полной мере смог развернуться в изобразительном искусстве и частично в скульптуре. Тематические и исторические картины трудно четко отделить от жанровых.
Поленов. Предпосылки для развития искусства Возрождения раньше всего складываются во Флоренции. Не обращая на них внимания, решительно следует по избранному пути всадник. По словам самого Л. Н. Толстого, главной мыслью в романе была «мысль народная».
Архипова, Н. А. Основными тематиками художников, писавших свои полотна в стиле реализма, были жанровые сцены городской и сельской жизни простых людей (крестьян, рабочих), сценки уличных событий и происшествий, портреты завсегдатаев уличных кафе, ресторанов и ночных клубов. Ярошенко). Однако Курбе не останавливается на достигнутом. Так, «Похороны в Орнане» представляют собой крупноформатное полотно, необычное по замыслу и значительное по художественному мастерству.
Так, в полотно «Дробильщики камней» (1849-1850) социальный смысл был заложен живописцем сознательно. Первая же их выставка, открытая в 1871 году имела огромный успех у публики, она демонстрировала отображение реальной жизни простого русского народа, находящегося в ужасных условиях нищеты и угнетения.
В «Крестном ходе» толпа показана как единый массив. А у романтиков пейзаж был приукрашен. Просветители (Д. Однако после посещения Италии (1825) его взгляды резко меняются и он начинает поиск иного подхода к действительности, что сказывается уже в ранних работах («Вид на Форум», 1826 «Вид Колизея», 1826). Открытием темы, связанной с трудом и жизнью рабочего класса, русская живопись обязана Н. А.
Он сам говорил о том, что слышит голоса деревьев и понимает их. В других листах он обращается к теме буржуазной благотворительности («Современная филантропия», 1844-1846), продажности французского суда («Деятели правосудия», 1845-1849), напыщенного самодовольства обывателей (лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке», входящий в серию «Салон 1857 года»).