Другой поэт-футурист – Бенедикт Лифшиц (автор книги о русском футуризме Полутораглазый стрелец) так описывал работу над его портретом художника-футуриста В. Бурлюка: Владимир пишет мой поясной портрет. Ранний Дж. в 1913 манифесте Искусство шумов Л. Руссоло, на много лет предваряя конкр. вкусу, Дохлая луна, Взял и др. «У нас нет жизни, а есть только одни воспоминания о более славном прошлом Мы живем в великолепном саркофаге, в котором плотно привинчена крышка, чтобы не проник свежий воздух», – жаловался Маринетти. Судьбы всех ОБЭРИУтов сложились трагически. Свои картины они посвящали поезду, автомобилю, самолётам (см.
«Ага. Первый футуристический манифест Маринетти уже через несколько дней после его появления в «Фигаро» был переведен на русский и опубликован в петербургской газете «Вечер» 8 марта 1909 г. Он сразу же привлек к себе внимание художников и литераторов.
Знакомство с популярными изложениями достижений физики и психологии приводит футуристов к стремлению изображать не сами предметы, но образующие их энергетические, магнитные, психические поля и «силовые линии», развивая здесь на визуальном уровне живописные находки Ван Гога. – Зритель, помещенный в центр такой картины, по мнению футуристов именно ее силовыми линиями вовлекается в активное участие в изображенном событии. манифесты и многочисленные, часто скандальные общественные выступления). Я думаю у все на слуху сочетание «футуристическое будущее», «футуристический пейзаж».
принцип симультанности (одновременности). футуристов прошла в Париже в 1912 и затем проехала по всем худож. Свои поэмы и картины они посвящали автомобилю, поезду, электричеству. Вот таким образом и основными составителями манифеста Пощечина общественному вкусу стали поэты. Они с восторгом встретили Первую мир.
Реализовать их они пытались достаточно простыми (или даже примитивными) приемами. Основными эгофутуристическими издательствами становятся московский «Мезонин поэзии» Вадима Шершеневича и петроградский «Очарованный странник» Виктора Ховина. Наиболее полно он был реализован в визуальных и словесных искусствах Италии и России. России существовало несколько футуристич.
ФУТУРИЗМ (от лат. Одно из самых репрезентативных кубофутуристических произведений – картина К. Малевича Авиатор (1914). В лучших работах футуристов (особенно Северини, Боччони, Балла) эти попытки привели к созданию высокохудож. Недалеко от него ушел в своем творчестве и К. Карра. принципами. Я горячо люблю молодежь ибо она права даже в своих ошибках, тогда как старики ошибаются даже тогда, когда правы. Мы так подробно остановились на личности Маринетти для того, чтобы более понятным стали радикальные выпады футуристов – ведь, как мы уже говорили, футуризм получил широкое распространение в России. Само название «футуризм» подразумевает культ будущего, отрицание и осмеивание прошлого вместе с настоящим. Кроме Маринетти, основоположниками футуризма были Джакомо Балла (художник), Умберто Боччони (художник и скульптор), Луиджи Руссоло (художник и композитор), Карло Карра (художник и график), Джино Северини (художник, график и скульптор), Франческо Балилла Прателла (композитор и музыковед).
Прежде всего движение. В лит. Активно работал в скульптуре, где явно прослеживается влияние кубизма. 20 февраля 1920 года председателем «Ассоциации» был избран Есенин. Маринетти провозглашал: «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». Для футуристов был характерен пафос разрушения.
Бунт, 1911) и т. п. Руссоло. Они писали о труде и быте крестьянина, о драматических и трагических коллизиях его жизни. Футуризм с его прославлением войны как «гигиены мира», с культом сильного кулака и агрессии пришёлся, что называется, «ко двору». Под первой, собственно художественной программой, «Манифестом художников-футуристов» (11 февраля 1910 г. ), подписались все итальянские художники — члены группы: Умберто Боччони (1882—1916 г. ), Джакомо Балла (1871 — 1958 г. ), Карло Карра (1881 — 1966 г. ), Джино Северини (1883—1966 г. ) и Луиджи Руссоло (1885—1947 г. ). В социально-политическом плане очищение мира от старой рухляди они видели в войнах и революциях – «война – единственная гигиена мира».
3. Так, Боччони использовавший в одной скульптуре самые разные материалы (стекло, дерево, картон, железо, кожу, конский волос, одежду, зеркала, электрические лампочки и т. д. ), стал предвестником поп-арта. Архитектура в стиле футуризм зародилась в самом начале 20 века в Италии. Гоночный автомобиль, «несущийся как шрапнель», представлялся им прекраснее Ники Самофракийской.
Пространство лишено перспективы и горизонта, состоит из цветных плоскостей и цилиндрических объемов. По его приглашению в 1914 году в Петербург приезжал Ф. Г. Маринетти. Другим примером футуристического издания, в котором также использован типографский набор, является «Заумная книга» В. Крученых и Алягрова изданная в 1916 году. Члены «Гилеи» придерживались доктрины кубофутуризма в его рамках появилась заумная поэзия изобретённая Хлебниковым и Кручёных. Уже к концу 1914 г. футуризм стал испытывать кризис.
К. Малевич «Авиатор» (1914)Для нее характерна та же геометризация изображения, что и для кубистов. Если интересует душа – познай машину. Руссоло. Урбанистические пейзажи рассматривались с высоты птичьего полета или с крыла аэроплана. Свои поэмы и картины они посвящали автомобилю, поезду, электричеству. Автомобилю, поезду, электричеству, вокзалу футуристы посвящают свои поэмы и картины.
Каждое выступление футуристов сопровождалось какими-либо провокационными выходками, будь то одежда, жесты или громкие заявления. Что же касается Андрея Кравцова, то он по образованию был медиком и жил в Харькове. В социально-политическом плане очищение мира от старой рухляди они видели в войнах и революциях — «война — единственная гигиена мира».
эмоций (стекла, дерева, картона, железа, кожи, конского волоса, одежды, зеркал, электрич. Северини – гл. Внешние углы книги обрезаны так, что в развернутом виде она шестиугольная. Футуристы были настоящими революционерами, считая себя сторонниками социальной революции.
Д. Северини «Санитарный поезд, мчащийся через город» (1915). Особенно активно она действовала с 1910 по 1915 (сб. : Садок судей, Пощечина обществ. Наиболее полно он был реализован в визуальных и словесных искусствах Италии и России.
Футуризм (от лат. После военного периода каждый «уцелевший» художникфутурист двигался в своем направлении.
худож. В картине Дж.
ориентации, касающихся самых разных видов искусства и сторон человеч. Но футуризм в живописи это целая эпоха в истории искусств. Но невооруженным глазом можно увидеть, что художники явно шли на поводу у своих идолов. Время манифестируется футуристами как необходимое четвертое измерение художественного пространства и реализуется с помощью симультанности изображения разновременных событий. Начался футуризм с опубликования в парижской газете «Фигаро» 20 февраля 1909 г. «Манифеста футуризма» итальянским поэтом Ф. Т. Северини – главными представителями футуризма в живописи. Текст «Заумной книги» в разделе, написанном А. Крученых, набран прописным гротеском и отпечатан красной краской.
Он сочетал различные материалы и интерпретировал форму, пытаясь продлить предмет в пространстве («Антиизящная»). Заменить психологию человека, отныне исчерпанную, лирическим завладением материала» (Из «Манифеста итальянского футуризма»). В «Политической программе футуризма» (1913), которую подписали У. Боччони, К. Карра, Л. Руссоло и Ф. Маринетти, говорится: «Абсолютный суверенитет – Италии.
Между тем книга весьма любопытна. исканиям. Футуризм давал художникам полную свободу по использованию цветового спектра. В России возникло футуристическое движение кубофутуризма, да и лучизм Гончаровой и Ларионова основывался на развитии футуристической доктрины об энергетических полях и «силовых линиях».
Именно по этим причинам они с удовольствием отозвались о Первой мировой войне, шли туда воевать добровольцами, где и в конечном итоге погибали. На полотнах художники стремились достичь этого различными способами. Главные принципы их художественного кредо – движение, энергия, сила, скорость, симультанность (simultanй (фр. ) – одновременный), континуитет всех фактов и событий, проникновение всего во все и сквозь все – энергетическая прозрачность бытия. Позже Маринетти стал сторонником итальянского фашизма. Маринетти. В литературной России существовало несколько футуристических группировок, наиболее плодотворной из них и близкой к собственно футуризму была «Гилея», в которую входили А. Крученых, В. Маяковский, В. Хлебников, братья Бурлюки, В. Каменский и др. 20 февраля 1909г.
Картина Дж. Картины Давида Бурлюка («Футуристическая женщина», «Портрет песнебойца фигуриста Василия Каменского»), отличались невообразимой яркостью образов, братья талантливо пропагандировали идеи футуризма и для этого не жалели ни сил, ни времени: организовывали литературные встречи и вечера, ездили в разные города и села, выступая с лекциями на тему футуризма в живописи и литературе. Главные принципы их художественного кредо – движение, энергия, сила, скорость, симультанность (simultanй (фр. ) – одновременный), континуитет всех фактов и событий, проникновение всего во все и сквозь все – энергетическая прозрачность бытия. Он зародился в поэтических кругах (первым эго-футуристом назвал себя Северянин и пошло-поехало: Алексей Крученых, Велимир Хлебников, Борис Пастернак, Владимир Маяковский, Василий Каменский и так далее)Они создавали разные группы и объединения.
«Добившись шумного успеха, скандальной славы, выпустив больше десятка книг, осуществив театральные постановки, футуристы чувствуют, что их историческая миссия выполнена» (С. Футуризм – это явный отказ от всего классического и привычного, возвышенного и романтичного. Футуристы стремились на всех уровнях изменить традиционную систему литературного текста, начиная от смешения всех и всяческих жанров (вплоть до синтезирования многих искусств — футуристическая опера «Победа над солнцем», 1913 г., музыка М. Матюшина, текст Крученых, декорации Малевича), введения новых принципов стихосложения, основанных на композиционных «сдвигах» и смысловых парадоксах, разработки тонического стиха, визуальной (графической) поэзии использования архаической, фольклорной и бытовой лексики и кончая беспредельным «словотворчеством и словоновшеством» — изобретением зауми. Упоенные новейшими достижениями техники, они призывали «вырезать раковую опухоль» традиционной культуры ножом техницизма, урбанизма и новой науки. движение как ряд одновременно переданных на плоскости движений («Динамизм собаки на поводке», 1912).
Перспектива того, что техническая революция нового столетия неизбежно приведет к превращению человека в придаток машины, «в винтик, в штифтик, в органную клавишу», повергала в ужас всех сознательных гуманистов. Во всех своих произведениях, как теоретических, так и художественных (стихи, роман Мафарка-футурист) Маринетти, как и его сподвижники, отрицал не только художественные, но и этические ценности прошлого. фаз на одно изображение, как бы наложением ряда последоват.
Наиболее полно он был реализован в визуальных и словесных искусствах Италии и России. К. Карра в своем манифесте Живопись звуков, шумов, запахов (1912), доводя до логич.
Скорее, это был образ жизни. Реализовать их они пытались достаточно простыми (или даже примитивными) приемами. В первые годы эгофутуризм противопоставлялся кубофутуризму (будетлянтству) по региональному (Петербург и Москва) и стилистическому признаку. Новые течения в искусстве нередко заявляют о своём появлении публикацией художественных программ и, как правило, всячески ниспровергают предшествующие «открытия». поля и силовые линии, развивая здесь на визуальном уровне живописные находки Ван Гога.
ФутуризмФутуризм (от лат. Этот «супермен», созданный необузданной фантазией идеолога и вождя футуризма, – подобие человека без каких-либо социальных признаков, но обладающее огромной биологической волей. 11 февр. В 1913 г. был опубликован «Манифест механического искусства», а Северини и его товарищи населили свои картины механическими существами, похожими на роботов (хотя слово это возникло лишь в 1920 г. ). кадров кинопленки на один. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро — наиболее известные имена.
выступления). формы, цвета, движения и звука, Балла стал предтечей и кинетизма (см. Футуризм в русской литературе Группа «Гилея» (В. Будетлянство Хлебникова.
Но уже 1913 лидер украинского футуризма Михаил Семенко издал сборник стихов Pr. Александр Богомаз и Велимир Хлебников умерли. Словом, все сиюминутные достижения цивилизации, упоённой техническим прогрессом. В это время насилие было необходимой принадлежностью внутренней политики.
принципы их худож. На увеличение словаря поэта в его объёме произвольными и производными словами. 2. Василий Васильевич Каменский (1884—1961) писал стихи и занимался изобразительным искусством с юных лет. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования. «Гилея» была самым влиятельным объединением футуристов, но не единственным: существовали также эгофутуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), «Центрифуга» (Москва), группы в Киеве, Харькове, Одессе, Баку.
силовых полей. Свою издательскую деятельность будетляне начали поздней осенью 1912 года. К. Кара в своем манифесте «Живопись звуков, шумов, запахов» (1912), доводя до логического предела принцип синестезии, утверждал, что ощущения всех этих невизуальных феноменов можно добиться с помощью абстрактных ансамблей красок и форм.
Изображение становилось безличным, то есть безоценочным. «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слезы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью», — заявлял Маринетти. Суть за-умной лексики, активно создаваемой Хлебниковым, Крученых, Каменским, состояла в попытке выявления изначального архетипического смысла звука, фонемы, который, по их убеждению, ближе к сущности, чем фиксируемый разумом и построения на этой основе нового языка, очищенного от бытовых значений. Маринетти. К. Карра перенял у кубистов однообразность серо-коричневых тонов. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных.
Гоночный автомобиль, «несущийся как шрапнель», представлялся им прекраснее Ники Самофракийской. Основные черты — Культ будущего и дискриминация прошлого вместе с настоящим. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро — наиболее известные имена. «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины». Поезда, автомобили, самолёты – распространенные объекты изображения.
Бурная и не всегда корректная полемика ни к чему не привела. Основоположником направления и автором термина является итальянский Филиппо Маринетти – поэт, фашист и солдат. В 1909 г. Маринетти публикует свой первый футуристический манифест «Le Futurisme», который содержал радикальные лозунги, направленные против всего старого и догматичного: «Избавьте Италию от всей заразы – историков, археологов искусствоведов, антикваров. », «Тащите огня к библиотечным полкам. », «Направьте воду из каналов в музейные склепы. », «Крушите древние города. » и т. д. Футуризм— одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ. Эгофутуризм». Но ещё в 1910 г. «будетляне» (первая русская футуристическая группа) выпустили первый сборник «Садок судей», в этом же году они стали называть себя группой «Гилея». практики в сферу самой жизни. Эго-футуризм Северянина. Северини. переустройства мира.
Алягров — это псевдоним Романа Осиповича Якобсона (1896—1982), впоследствии эмигрировавшего в Америку и ставшего там знаменитым филологом, профессором Гарвардского университета. Футуристы находились в кипящем котле духовных, худож., полит.
ансамблей красок и форм. А это уже первые шаги в сторону будущего поп-арта. В 1914 году состоялось первое общее выступление эгофутуристов и будетлян в Крыму в начале этого года Северянин кратковременно выступает с кубофутуристами («Первый журнал русских футуристов»), но затем решительно отмежёвывается от них. Ф. Т.
В сентябре 1919 года Есенин и Мариенгоф разработали и зарегистрировали в Московском совете устав «Ассоциации вольнодумцев» -- официальной структуры «Ордена имажинистов». Боччони увлечен идеей передачи движения в среде, но не механического расклада его на ряд единовременных движений (как у Балла), а показ мира энергии и скоростей как особого мира с его брутальной красотой, полного катастроф и драматизма. культуры из провинциальной Италии. Борис Пастернак и Николай Асеев выработали собственный стиль, далекий от футуризма. Дж. В современном мире их особенно зачаровывали скорость, мобильность, динамика, энергетика.
Он также провозгласил «телеграфный стиль», положив начало минимализму. В августе 1914 г., после начала Первой мировой войны, Маринетти ведёт пропаганду за вступление Италии в войну, организовывает манифестации с публичным сожжением австрийского флага, за что был арестован и посажен в тюрьму. манифесты и многочисл., часто скандальные обществ. целое различные моменты внутр. Боччони, пришедший к убеждению, что в одной скульптуре необходимо использовать как можно больше различных материалов для усиления пластических эмоций (стекла, дерева, картона, железа, кожи, конского волоса, одежды, зеркал, электрических лампочек и т. п. ), стал предвестником поп-арта и таких типов современных артефактов, как ассамбляж инсталляция, абстрактная скульптура. Футуристы же, напротив, всячески восхваляли и пропагандировали свои технократические утопии: «Отныне жар куска стали или дерева возбуждает в нас страсть сильнее, чем улыбка или слезы женщины» (Из «Манифеста»).
При этом в их манере членить объёмы легко заметить влияние кубистической живописи, которую сами футуристы упрекали в «застылости». и Б. Смиренские, К. Вагинов, К. Олимпов, Грааль-Арельский, Д. Дорин, Александр Измайлов) пыталось организовывать громкие выступления, анонсировало широкую издательскую программу, но было закрыто по распоряжению петроградского ЧК 25 сентября 1922 г. Понятие «крестьянская поэзия» вошедшее в историко-литературный обиход, объединяет поэтов условно и отражает только некоторые общие черты, присущие их миропониманию и поэтической манере. Создателями «Ордена» стали приехавший из Пензы Анатолий Мариенгоф, бывший футурист Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин. В социально-полит.
В 30-е гг. Вскоре они выпустили «Манифест техники футуристической живописи». В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки и от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражения сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира. Издание, о котором идет речь, вышло в серии «Книжная коллекция» издающейся уже не первый год. Рус.
Многие из них выступали и как художники. Футуристы обвиняли кубистов в «замаскированном академизме». и проч. Психологизм объявляется анархизмом. У меня эти фразы ассоциировались с техникой будущего, с какими то внеземными технологиями.
К этому течению также примыкал Сергей Есенин. Автор слова и основоположник направления— итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма «Красный сахар»). Футуристы были революционерами в искусстве. период. В дальнейшем футуризм, развиваясь, образует новое направление – так называемый пространственный симультанизм, который связывается с идеей одновременности – «Разве мы не видали иной раз на щеке человека, с которым разговариваем, лошадь, проезжающую в далеком конце улицы. » (Из «Манифеста итальянского футуризма») – и идеей пространства, в котором хаотически перемещаются тела и предметы.
культуре. вызывает у отдельных футуристов желание запечатлеть эти процессы на полотне. У. Боччони и Л. Руссоло обычно применяли гамму красок, построенную на острых и резких контрастах цвета. Некоторые представители этого направления вступили в новую литературную организацию «ЛЕФ», название которой расшифровывалось как «Левый фронт искусства». Авангардистское художественное течение, зародившееся в 1910-х – начале 1920-х годов двадцатого века и наиболее широко распространившееся на своей родине – в Италии и в России.
Примером совместной работы поэтов и художников стала футуристская опера «Победа над Солнцем», либретто которой написал Алексей Кручёных, а декорации оформил Казимир Малевич. Свои мысли и чаяния, связанные с новым литературнохудожественным учением, Маринетти изложил в книге «Футуризм» изданной в 1911 году и в четырехтомном «Манифесте футуризма», увидевшем свет в 1920м. Гл. поля или состояния души передаются с помощью абстр.
В изобразит. живописи, подписанные У. Боччони, Дж. Типичными кубофутуристическими произведениями стали портреты Владимира и Давида Бурлюков в книге Василия Каменского Танго с коровами (1914). Слишком уж агрессивный на первых порах футуризм новую власть больше не устраивал.
29 января 1919 года в Союзе поэтов состоялся первый литературный вечер имажинистов. Сам Маринетти до 1943 г. опубликовал не менее 85 манифестов футуристической ориентации, касающихся самых разных видов искусства и сторон человеческой жизни вообще, выводя тем самым футуризм за пределы собственно художественной практики в сферу самой жизни. Все вместе они основывают общество эгофутуристов издают несколько листовок и манифестов, сформулированных в крайне абстрактных и эзотерических выражениях (например, «Призма стиля -- реставрация спектра мысли») предтечами эгофутуристов были объявлены такие поэты «старой школы», как Мирра Лохвицкая и отец Олимпова Константин Фофанов.
Игорь СеверянинПомимо Северянина, в группу входили поэты Константин Олимпов, Георгий Иванов, Стефан Петров (Грааль-Арельский), Павел Кокорин, Павел Широков, Иван Лукаш и др. Он был написан для молодых итальянских художников. Но в мае 1915 г. Италия вступает в войну на стороне стран Антанты и Маринетти добровольцем уходит на фронт. После Первой мировой войны Маринетти организовал политическую партию футуристов и издал соответствующий манифест, разделявший функции партии и одноименного направления в искусстве: футуристическое искусство должно было продолжать дело омоложения и укрепления итальянского гения, а футуристическая партия – «отражать самосознание всего общества в его гигиеническом революционном порыве». Время манифестируется футуристами как необходимое четвертое измерение худож. Как бы парит и сама фигура авиатора. Однако всё это было уже отзвуком былого футуристического шума.
— Маринетти: «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». Люди, образуя подобие клина, разрывают простран-ство полотна («и движения их треугольны»). В «Манифесте живописи» в качестве основных рекомендовались только два признака: употребление самых ярких – «красных, которые кричат», – красок и непременный, обязательный дивизионизм, однако ничего не говорилось о цветовой структуре, о содержательной стороне цвета.
Главные принципы их художественного кредо – движение, энергия, сила, скорость, симультанность (simultanй (фр. ) – одновременный), континуитет всех фактов и событий, проникновение всего во все и сквозь все – энергетическая прозрачность бытия. Как бы парит и сама фигура воздухоплавателя. Смотрящий на полотно с большим трудом, максимально используя все свое воображение, выделял всадника на красной лошади в картине «Эластичность» (У. Группа молодых художников из Милана, а затем и из других городов немедленно откликнулась на призыв Маринетти— и своим творчеством и собственными манифестами. И конечно же, прославление машины индустриализации, урбанистической цивилизации. Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке».
систему лит. — Динамика и скорость как высшие художественные ценности. Некоторые из них приветствовали Октябрьскую революцию (Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Василий Каменский, Осип Брик, Николай Асеев, Василий Кандинский) и стремились развивать искусство в революционном духе.
Балла, К. Kappa, Л. Руссоло, Дж. имажинизм был наиболее организованным поэтическим движением в Москве ими устраивались популярные творческие вечера в артистических кафе, выпускалось множество авторских и коллективных сборников, журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном» (1922--1924, вышло 4 номера), для чего были созданы издательства «Имажинисты», «Плеяда», «Чихи-Пихи» и «Сандро» (двумя последними руководил А. Кусиков). Основная декларация футуристов: «Полней-шее уничтожение законченной линии и законченной статуи. Ненависть к существовавшему до них языку.
В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. войну, многие из них ушли воевать добровольцами и погибли. Но на самом деле оказалось что это немного не так.
Поверх лица изображена вилка, не столько выписанная, сколько воссозданная, вещная. Упоенные новейшими достижениями техники, они стремились вырезать раковую опухоль традиц. Для этого художник должен быть «вихрем сенсаций», живописной силой и энергией, а не холодным логическим интеллектом. Футуристов, по большей части интересовала лишь форма.
Имажинизм Есенина и Мариенгофа. Статич. Основными художественными принципами футуризма стали движение, скорость, энергия. Книгу открывает контурный портрет Крученых, нарисованный Николаем Ивановичем Кульбиным (1868—1917). Направление футуризма можно выразить тремя М город, машина, масса.
Они с восторгом встретили Первую мировую войну, многие из них ушли воевать добровольцами и погибли. Он бы был достоин забвения, если бы это было единственным его достижением. Здесь набирало силу националистическое движение, позже приведшее к установлению фашизма. Упоенные новейшими достижениями техники, футуристы стремились вырезать «раковую опухоль» старой культуры ножом техницизма и последних достижений науки. Осенью 1912 года Игорь Северянин отделился от группы, быстро набирая популярность среди русских писателей-символистов и затем широкой публики.
Итальянский футуризм создал целостное, всеобъемлющее мировоззрение. Если кубисты придумали изображать объект одновременно со многих точек пространства, футуристы предпочти смотреть на мир со многих точек времени. Группа молодых талантливых художников из Милана, а затем из др. жизни человека – воспоминания, переживания, пластич. В музыке искать гармонию шумов.
вызывает у отдельных футуристов желание запечатлеть эти процессы на полотне. В лучших работах футуристов (особенно Северини, Боччони, Балла) эти попытки привели к созданию высокохудожественных оригинальных произведений, вошедших в сокровищницу мирового искусства. Огромная толпа приходит в лихорадочное движение в «Восстании» Л. Руссоло (1912, Городской музей, Гаага). Маринетти.
Футуристов предреволюц. Футуристы находились в кипящем котле духовных, художественных, политических исканий начала века, который просто бурлил и готов был взорваться в любую минуту и выплеснуть в мир все что угодно. Более могущественный флот и более могущественная армия, народ, гордящийся тем, что он – итальянский народ, – для войны, единственной гигиены мира и для величия Италии. ». Свои стихотворения участники группы называли «поэзы».
Культ города с его динамикой и безликостью. Прославляя динамику современного мира, Балла пытается изобразительными средствами передать основополагающие категории футуризма – «движение», «скорость», применяя принцип симультанности, т. е. В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Словом, всем сиюминутным достижениям цивилизации, упоённой техническим прогрессом. Устав подписали другие члены группы и его утвердил нарком просвещения А. Луначарский. Футуризм был первым авангардным течением в русской литературе.
Балла традиционен в выборе своих сюжетов: «Дама с собачкой», «Девочка, бегающая по балкону» (1912, Галерея современного искусства, Милан). Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро— наиболее известные имена. Русские художники начала ХХ века, заинтересованные идеями футуризма, откликнулись на душевный порыв молодых итальянских «революционеров в искусстве» и начали создавать художественные произведения в данном стиле, которые все-таки имели некоторые отличительные черты. Упоенные новейшими достижениями техники, они призывали «вырезать раковую опухоль» традиционной культуры ножом техницизма, урбанизма и новой науки.
Футуризм в живописи это не только композиции фигур. Если «Аббатство гаеров» было просто кружком, объединившим молодых поэтов Константина Вагинова, братьев Владимира и Бориса Смиренских, К. Маньковского и К. Олимпова и о его деятельности мало что известно, то созданное в 1921 г. «Кольцо поэтов» (В. При этом сами литераторы нередко выступали в роли оформителей собственных книг.
Художники посвящают свои работы машинам и механизмам. Заимствуя цветовые переходы и угловато-грубоватые формы. Кинетическое искусство) и позднейших синтетич.
Им удается изображать невероятно яркие образы. futurum – будущее) – одно из авангардистских течений в европейском искусстве 10-20-х гг. пространства и реализуется с помощью симультанности изображения разновременных событий.
Будетляне — так называли себя русские футуристы. В 1919 году имажинисты вошли в литературную секцию Литературного поезда им. Кандинского, супрематизма К. С.
Начался с опубликования в париж. Маринетти говорил: «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». Фигуры безликих солдат – винтики военной машины. Многие из авторов эмигрировали (Давид Бурлюк, Игорь Северянин, Илья Зданевич, Александра Экстер), умерли (Велимир Хлебников, Александр Богомазов), покончили с собой (1930 -- Владимир Маяковский), некоторые отошли от идеалов футуризма и выработали собственный индивидуальный стиль (Николай Асеев, Борис Пастернак). Космополитические убеждения этому итальянцу были предначертаны судьбой. Реализовать их они пытались достаточно простыми (или даже примитивными) приемами. — Принцип симультанности — наложение последовательных фаз на одно изображение движения. Футуристы воспевали цивилизацию и технический прогресс.
Автор слова и основоположник направления— итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма «Красный сахар»). Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». Их сборник Садок судей 1 увидел свет еще в 1910 году. и электрич. Эта техника получила название «принцип симультанности».
Боччони, 1912). Своей конечной цели – создать синтетическое искусство будущего – футуристам достичь не удалось. В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч.
Но опровержением этой самой концепции послужила скульптура известного футуриста Умберто Боччони «Единственная форма протяженности в пространстве» (1913, Нью-Йорк, Музей современного искусства). В книге «Будетлянский клич. » факсимильно воспроизведены пять книг русских футуристов. Все здания отличались современным необычным видом и некой странностью форм. Психологизм – характерная черта мещанской литературы, умирает.
Игнатьев деятельно взялся за дело: писал рецензии, стихи, теорию эгофутуризма. аэроживопись). Футуристы не имели такой выдающейся позиции в укр. Еще одной важной особенностью эстетики Ф. стало стремление ввести в изобразит.
Чувствуем себя построенными из стали. ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова. Для футуризма характерны отказ от традиционной грамматики, право поэта на свою орфографию, словотворчество, скорость, ритм. с парохода современности» Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней».
На этом этапе были нужны общедоступные, понятные широким массам формы. — Пафос разрушения и взрыва. В 1912 г. Боччони выступил автором «Манифеста футуристической скульптуры». Давид Бурлюк — основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея».
Руссоло. Боччони, Умберто (1882-1916)Итальянский художник и скульптор, один из основателей футуризма. Учился в Риме в мастерской Д. Балла. В 1909 г. вокруг Игоря Северянина сложился кружок петербургских поэтов, в 1911 г. принявший название «Ego» и в том же году И. Северянин самостоятельно издал и разослал по конторам газет небольшую брошюру под названием «Пролог (Эгофутуризм)». В России «кубофутуризм» было также одним из самоназваний поэтической группы «Гилея», противопоставлявшим её эгофутуризму Игоря Северянина и его последователей (а впоследствии и другим футуристическим группировкам, таким как «Мезонин поэзии» и «Центрифуга»).
В опубликованном в 1913 г. манифесте «Искусство шумов» Л. Руссоло, на много лет вперед предвосхищая конкретную музыку Штокхаузена, Кейджа, выдвигает идею музыки, состоящей исключительно из одних натуральных шумов. Нек-рое знакомство с теориями зрения, концепцией фиксации изображения на сетчатке глаза и т. п. Апельсиновые корки, летящие из зала на сцену, наряд полиции в конце выступления – все это было практически обязательной и желанной частью выступлений «людей будущего».
Например, у позднего Дж. Один из художественных приемов футуризма – принцип симультанности: прием наложения друг на друга разных положений одного и того же объекта, в результате которого достигалось впечатление непрерывного движения (представители: А. Балла, У. Боччони, Л. Попова). Именно по таким личным предпочтениям в цвете складывался индивидуальный стиль. и поясняет: – это ядра.
ассоциации и т. п. Напротив, культ машины вдохновлялся мечтой о «создании механического человека с заменимыми частями». К тому времени уже достаточно известными были последователи братьев Бурлюков. Будетлянство Хлебникова. ориг.
вызывает у отдельных футуристов желание запечатлеть эти процессы на полотне. При этом симультанность относится у них не только к совмещениям внешних форм и явлений, но и к стремлению объединить в некое художественное целое различные моменты внутренней жизни человека – воспоминания, переживания, пластические ассоциации и т. п. Гоночный автомобиль, «несущийся как шрапнель», представлялся им прекраснее Ники Самофракийской., теоретик А. Полторацкий. В результате футуристам удалось достичь создания предельно напряженного динамического художественного пространства чисто живописными средствами, чего не удавалось никому ни до них, ни после них за исключением, пожалуй, только В. Кандинского в его «драматический» период. В творчестве их привлекала форма и любое новаторское видение привычных вещей.
изменения всего изобразит. -выразит. Маринетти еще у истоков научно-технич. Футуристы стремились на всех уровнях изменить традиционную систему литературного текста, начиная от смешения всех и всяческих жанров (вплоть до синтезирования многих искусств – футуристическая опера «Победа над солнцем», 1913 г., музыка М. Матюшина, текст Крученых, декорации Малевича), введения новых принципов стихосложения, основанных на композиционных «сдвигах» и смысловых парадоксах, разработки тонического стиха, визуальной (графической) поэзии использования архаической, фольклорной и бытовой лексики и кончая беспредельным «словотворчеством и словоновшеством» – изобретением зауми. Но самоназвание это, надо сказать, широкого распространения не получило. Первыми художниками, поддержавшими футуристическое течение в России, были братья Бурлюки (Николай, Владимир и Давид), которые в 1910 году создают общество последователей кубофутуризма «Гилея».
Гончарова, К. Малевич. Хлебников, А. Кручёных, В. Маяковский, Д. Бурлюк и др. ) — в 1912 г. ее участники выпустили манифест «Пощечина общественному вкусу», в котором призывали «бросить Пушкина, Достоевского и пр. Но в силу запутанности эстетической программы и оторванности самих произведений от реальности значение непосредственно сюжета сведено у них почти до минимума. Футуризм – это искусство антигуманизма, которое должно отразить наступление времени техники. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных.
одно из главных направлений в искусстве Авангарда нач. Новая Генерация пропагандировала современные западно-европейские направления (дадаизм, сюрреализм), что противоречило установкам официальной критики и журнал перестал существовать еще в общей ликвидации литературных организаций в 1932. Зритель, помещенный в центр такой картины, по мнению футуристов именно ее силовыми линиями вовлекается в активное участие в изображенном событии.
Еще одним подтверждением этому служит получение Ф. Маринетти звания академика. Крученых выставлял пейзажи импрессионистского толка, но, познакомившись с братьями Бурлюками, стал убежденным футуристом. 1910 появляется Манифест художников-футуристов, а 11 апр. выхода художника за пределы искусства.
Единая цветовая палитра у футуристов отсутствовала. Бум, бумтарарх – разрыв снаряда. Под давлением господствующей коммунистической идеологии журнал вынужден был стать боевой трибуной пролетарского искусства и от деструкции перейти к пропаганде конструктивизма и супрематизма (ряд статей напечатал в Новой генерации К. Малевич), а затем был вовсе запрещен. Но они не передавали никакого сколько-нибудь определенного содержания.
Северини, У. Боччони, Л. Руссоло, М. Сирони, Ю. Анненков и др. В изобразительном искусстве следует отметить кубофутуризм— направление, в котором в разное время работали такие художники, как Малевич, Бурлюк, Гончарова, Розанова, Попова, Удальцова, Экстер, Богомазов и др. Но, захваченный новым революционным футуристическим потоком, художник, следуя тезису манифеста: «У бегущей лошади не четыре ноги, а двадцать и их движения треугольны», придал и бегущей девушке и играющему музыканту свою особую динамику. Ф. не был единым художественно-эстетич. Но у футуристов (кубофутуристов) геометризация играет меньшую роль и присутствует не всегда.
20 в. Наиболее полно был реализован в визуальных и словесных искусствах Италии и России. В апреле 1910 года был опубликован второй «Манифест футуристов». Ключевым лозунгом итальянских футуристов в литературе стал – «Слова на свободе. » – не выражать словами смысл, а дать самому слову управлять смыслом (или бессмыслицей) стихотворения. футуристов желание запечатлеть эти процессы на полотне. Футуристов предреволюционной России отличало обостренное ощущение грядущего «мирового переворота», неизбежности «крушения старья» и возникновения «нового человечества».
Статические формы кубизма футуристы наполнили энергией силовых полей и динамикой движения. В результате на картинах возникают как бы «смазанные» кадры с изображением собаки, лошадей с бесчисленным количеством ног, многокрылой ласточки или автомобиля, велосипеда со множеством колес. Знакомство с популярными изложениями достижений физики и психологии приводит футуристов к стремлению изображать не сами предметы, но образующие их энергетич., магнитные, психич. Откроем фигуру, как окно и заключим в нее среду, в которой она живет» (Из «Манифеста итальянского футуризма»). произведений, вошедших в сокровищницу мирового искусства.
В манифесте Маринетти провозглашается «телеграфный стиль», что, в частности положило начало ещё и минимализму. В современном мире их особенно зачаровывали скорость, мобильность, динамика, энергетика. Он сразу же привлек к себе внимание художников и литераторов.
«Манифест искусство шума» (итал. Larte dei rumori)— программная работа итальянского футуриста Луиджи Руссоло изданная им 13 марта 1913 года. искусство звук чисто визуальными средствами.
Балла, Джакомо (1871-1958)Итальянский художник, представитель футуризма. Уроженец Турина, художественное образование получил в вечерней Школе рисунка. Балла – представитель первой волны футуристического искусства, на чьем творчестве учились У. Боччони и А. Северини. — Воспевание достижений цивилизации и технического прогресса. lude, a 1914 – Дерзание и Кверофутуризм, за годы революции он издал еще 8 сборников. «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слезы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью», – заявлял Маринетти.
и эстетич. вызывает у отд. Его «Галерея Милана» (1912, собрание Дж. лучащихся, динамически закручивающихся в пространстве цветоформ (или пластич.
К неофутуристам критика причисляет метаметафористов А. Парщикова и К. Кедрова, а также Г. Айги, В. Соснору, Горнона, С. Бирюкова, Е. Кацюбу, А. Альчук, Н. Искренко. Произведение того же автора «Динамизм мускулов» (1913, собрание Бартарелли, Милан) вызывает удивление своеобразной трактовкой формы самих мышц и однообразно серой гаммой красок. Гоночный автомобиль, «несущийся как шрапнель», представлялся им прекраснее Ники Самофракийской.
Старкина). С установлением в России советской власти футуризм постепенно стал исчезать. Наши холсты, – писал он, – будут выражать пластич. В период революц.
Энергетические поля или состояния души изображаются футуристами с помощью абстрактных лучащихся динамически закручивающихся в пространстве цветоформ (или пластических объемов в скульптуре – например у Боччони). Верно на экзаменах провалился», – кричат из зала. Хотя постепенно футуризм охватил всю Европу – Англию, Германию, Польшу, Францию. лампочек и т. п. ), стал предвестником Поп-арта и таких типов совр. Северини «Автобус» (собрание Куртьон, Париж) со свойственной этому автору академической методичностью показывает, как это может происхо-дить.
Автомобилю, поезду, электричеству, вокзалу футуристы посвящают свои поэмы и картины. Знакомство с популярными изложениями достижений физики и психологии приводит футуристов к стремлению изображать не сами предметы, но образующие их энергетические, магнитные, психические поля и «силовые линии», развивая здесь на визуальном уровне живописные находки Ван Гога. – Зритель, помещенный в центр такой картины, по мнению футуристов именно ее силовыми линиями вовлекается в активное участие в изображенном событии. представителями Ф. в живописи. Музыкой города считался шум города. Вот таким образом каждый футурист использовал те цвета, которые ему нравились. При этом преобладают зигзаги, конусы и мелькающие формы.
Национализм и шовинизм, бунтарско-анархич. Агитирует за вступление Италии в Первую Мировую войну и сам участвует в ней добровольцем. Футуризм – это стратегия единого художественного поведения. Эта стратегия включает: разрыв с традициями прошлого, вызывающие иногда агрессивные жесты, желание поддеть, порой оскорбить зрителя, чтобы пробудить его к новой эстетике, словотворчество (образование новых слов), создание новых рифм и разрушением старых канонов во всех формах искусства и общественной жизни в целом. Непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3. Произведения футуристов в колористическом плане существенно отличались друг от друга.
Войны и революции они считали омолаживающей силой одряхлевшего мира. Кроме того в 1912 году он основал первое эгофутуристическое издательство «Петербургский глашатай», которое издало первые книги Рюрика Ивнева, Вадима Шершеневича, Василиска Гнедова, Грааль-Арельского и самого Игнатьева. В совр.
Начался футуризм с опубликования в парижской газете «Фигаро» 20 февраля 1909 г. «Манифеста футуризма» итальянским поэтом Ф. Т. Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». 2.
Русский футуризм, в отличие от итальянского, был более литературным направлением, хотя многие из поэтов-футуристов экспериментировали и с изобразительным искусством. Примером совместной работы поэтов и художников стала футуристская опера «Победа над Солнцем», либретто которой написал Алексей Кручёных, а декорации оформил Казимир Малевич. Различия между итальянским и русским футуризмом существовали и в идеологии. культуры ножом техницизма, урбанизма и новой науки. вызывает у отдельных футуристов желание запечатлеть эти процессы на полотне. Был узаконен коллаж как прием. психику, в частности психофизиологию восприятия, а это требует и принцип.
Шумы, ворвавшиеся в мир вместе с новой техникой, очаровали футуристов и они стремятся передать (во всяком случае постоянно декларируют это) их в своих работах. В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. В живописи футуристов после 1912 года стали проявляться ярко выраженные элементы кубизма. Имажинистскую «Декларацию», опубликованную 30 января 1919 г. в воронежском журнале «Сирена» (а 10 февраля также в газете «Советская страна», в редколлегию которой входил Есенин), кроме них подписали поэт Рюрик Ивнев и художники Борис Эрдман и Георгий Якулов. Некоторое время под влиянием футуризма был Бажан.
Здесь же присутствует пила игральная карта (символизирующая, видимо, рискованный характер авиации первых ее лет) и вывески (аптека, что, в общем-то, тоже понятно в данном случае), которые плавают в безвесии. Отношение к войне и революции как к омолаживающей силе одряхлевшего мира. с парохода современности» и сформулировали 4 права поэтов: 1. Живопись урбанистического типа выглядела, как кошмарное впечатление от жизни в мегаполисе. Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим.
О возникновении петроградского «Ордена воинствующих имажинистов» было объявлено в 1922 г. в «Манифесте новаторов», подписанном Алексеем Золотницким, Семеном Полоцким, Григорием Шмерельсоном и Влад. Пик, пик, пик – ласточка пролетает над полем сражения. объемов в скульптуре – напр., у Боччони). Скорость. Малевича). Один из современников описал, как читал свое стихотворение о войне Маринетти: «Бум, бум. Инициатором был поэт и художник Алексей Елисеевич Крученых (1886—1968).
В опубл. Слово futurum в буквальном переводе с латинского означает «будущее», «будущность». Вскоре Крученых перебрался в Москву, где Давид Давидович Бурлюк (1882—1967) свел его с Владимиром Владимировичем Маяковским (1893—1930) и Виктором (Велемиром) Владимировичем Хлебниковым (1885—1922).
В книге «Взорваль» А. Крученых (1913), факсимиле которой также приведено в сборнике «Будетлянский клич. », текст частично набран, а частично написан от руки и воспроизведен литографским способом. доктрины об энергетич. В 1918 итальянские футуристы создали политическую партию, которая начала сближаться с «фашиями» Б. Муссолини. И в 1910 г. выступает соавтором «Технического манифеста футуристической живописи». Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных.
Футуристы пытались сделать свое творчество «выражением стремительных перемен», которые наступили в век капиталистического развития. В то же время, представители русского футуризма характеризовались левыми и антибуржуазными убеждениями ряд их приветствовал Октябрьскую революцию (Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Василий Каменский, Осип Брик, Николай Ассев, Василий Кандинский) и стремились развивать искусство в революционном духе. Она иллюстрировала и другие издания футуристов, среди которых «Игра в аду» А. Е. Крученых и В. В. Хлебникова (1914) и «Война» А. Крученых (1916). В России возникло футуристич.
Бунт, 1911) и т. п. Неслучайно футуризм возник в Италии, стране-музее.
Северини «Бронепоезд» (1915, собрание Цейслер, Нью-Йорк) серо-зеленая масса одновременно палит из полураскрытого бронированного склепа. Футуризм был радикальной программой, которая основана на идее разрыва с прошлым. Парки, кафе, рестораны, танцовщицы – все это уже не раз было представлено до него. Первый коллектив эгофутуристов вскоре распадается.
художник совсем отходит от футуризма, возвращаясь к традиционной манере выражения. «Нет шедевров без агрессивности», — провозглашал он.
«Футуристы не боятся свистков, они боятся лишь легких знаков одобрения», – гордо провозглашает очередной оратор-футурист. Русская формальная школа). Меня сейчас разложат на основные плоскости искромсают на мелкие части и, устранив таким образом смертельную опасность внешнего сходства, обнаружат досконально «характер моего лица». Шумы, ворвавшиеся в мир вместе с новой техникой, очаровали футуристов и они стремятся передать (во всяком случае постоянно декларируют это) их в своих работах.
Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных. Футуризм — одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ: имажинизм Есенина и Мариенгофа, конструктивизм Сельвинского, Луговского, эго-футуризм Северянина, будетлянство Хлебникова, ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова и, наконец, «ничевоков», так ничего и не создавших. с парохода современности» и формулировал 4 права поэтов:1. Боччони был самой яркой и одаренной личностью в футуристическом движении. строя искусства.
Умственная гигиена – развитие физической силы, спорт, бойкот музеев и библиотек. поэтом Ф. Т. Его первые шаги связаны с «Манифестом футуризма», который был опубликован в парижской газете «Фигаро» 20 февраля 1909 года.
В результате возникают «смазанные» кадры с изображением лошади или собаки с двадцатью ногами, автомобиля или велосипеда с множеством колес и т. п. Маринетти. Но в то же время они писали антивоенные произведения (поэма «Война и мир» Маяковского, «Война в мышеловке» Хлебникова). Художник не мог отказаться от первоначального эмпиризма в передаче своих ощущений. вызывает у отдельных футуристов желание запечатлеть эти процессы на полотне.
Упоенные новейшими достижениями техники, футуристы стремились вырезать «раковую опухоль» старой культуры ножом техницизма и последних достижений науки. После самоубийства Игнатьева «Петербургский глашатай» прекращает своё существование. Мы тоже машины. Но, обо всем по порядку.
Футуризм – это тотальное отрицание, в том числе и эстетства. Это – образ будущих «настоящих арийцев» неотвратимо наступающей «массовой культуры» фашизма. Футуризм (лат. future – будущее) – авангардистское течение, распространенное главным образом в Италии и России. Наряду с ними возникло и много средних и слабых, чисто эксперимент. Конструктивизм Сельвинского, Луговского.
искусстве начинается тенденция последоват. Родоначальниками русского футуризма считаются члены петербургской группы «Гилея». Таковы предпосылки официального искусства, утвержденного властями итальянского фашизма. с парохода современности». Остановка есть зло, значит – футуристы употребляли такие принципы динамизации (ускорение) своего художественного текста: тексты записывались без знаков препинания, без больших и малых букв.
Организацию и пропагандирование эгофутуризма взял на себя 20-летний поэт Иван Игнатьев, основавший «Интуитивную Ассоциацию». Сам Маринетти до 1943 опубликовал не менее 85 манифестов футуристич. В 20-е годы XX столетия стала очень популярной в мировом изобразительном искусстве идея «делания вещей». Ритм. Северини, написанная в 1923 году, так и называлась – «Машинизм в искусстве».
Энергетич. Первым из русских поэтов использовал слово «футуризм» Игорь Северянин, предложив термин «эгофутуризм» – так назывался выпущенный им в 1911 г. сборник «Пролог. участники петроградских литературных групп «Аббатство гаеров» и «Кольцо поэтов им. Отсюда введение звука в название картин типа «Скорость автомобиля свет шум», «Форма кричит: Бива Италия. » (Балла) и т. п.
Весь этот образ как будто витает, плавает. «Изгнав психологию из литературы, футуристы ввели ее в живопись и заставили передавать психические состояния» (Тастевен Г. «Футуризм»). Основные приемы футуристов в работе над композицией заключались в следующем: делался реалистический набросок с натуры, потом – рисунок, который преображался в соответствии с произведенным на автора впечатлением (манера импрессионистов). В лучших работах футуристов (особенно Северини, Боччони, Балла) эти попытки привели к созданию высокохудожественных оригинальных произведений, вошедших в сокровищницу мирового искусства. Для нее характерна та же геометризация изображения, что и для кубистов.
революции (см. В книге есть контурные портреты А. Кравцова изображенного во весь рост спиной к зрителю и сидящего в кресле В. Каменского. Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим.
Бунт, 1911) и т. п. Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». Маринетти говорил: «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». Но у футуристов (кубофутуристов) геометризация играет меньшую роль и присутствует не всегда. Футуризм – стиль в изобразительном искусстве и его особенности можно назвать переломной точкой, с которой начинается тенденция к последовательному выходу художников за пределы искусства.
Русские художники-футуристы были независимы от западных художников, к примеру, воспевалось не превосходство техники, а одиночеством людей среди машин. В чём его главное содержание. А кроме того, проходило множество устных выступлений, футуристических вечеров. Это одна из самых известных работ Джакомо Баллы.
Знакомство с популярными изложениями достижений физики и психологии приводит футуристов к стремлению изображать не сами предметы, но образующие их энергетические, магнитные, психические поля и «силовые линии», развивая здесь на визуальном уровне живописные находки Ван Гога. Русские художники сами в тот период часто бывали в Европе и идеи и манифесты футуристов оказались во многом созвучны их собственным исканиям. В 1919 г. Маринетти вступил в фашистскую партию. Главным принципом Маринетти до конца его жизни было желание «с вершины мира бросать вызов звездам».
Первая значит. Каждая работа несет в себе символ и это творение не исключение. Он ввел в скульптурную технику не употребляемые до этого материалы и пришел к «деланию вещей». В России футуризм на первых порах заявил о себе в живописи, затем – в поэзии. Другие отрицали революционные потрясения. Основными чертами русского футуризма были бунтарство, анархичность, выражение массовых настроений толпы отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат поиски раскрепощённого «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка. В этой серии были воспроизведены такие издания, как библейская «Книга Руфь» и пушкинские «Маленькие трагедии» с гравюрами Владимира Андреевича Фаворского (1886—1964), «Кола Брюньон» Ромена Роллана с иллюстрациями Евгения Адольфовича Кибрика (1906—1978), «Мертвые души» Н. В. Гоголя, проиллюстрированные Марком Шагалом (1887—1985) и «Для голоса» В. В. Маяковского в оформлении Эль (Лазаря Марковича) Лисицкого (1890—1941). Первая значительная выставка итальянских футуристов прошла в Париже в 1912 г. и затем проехала по всем художественным центрам Европы (Лондон, Берлин, Брюссель, Гамбург, Амстердам, Гаага, Франкфурт, Дрезден, Цюрих, Мюнхен, Вена).
Статические формы кубизма футуристы наполнили динамикой движения и энергией силовых полей. В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. Маринетти хотел пробудить дух нац. Давид Бурлюк— основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». Статья Дж.
В пластике мы должны отвергнуть прежнюю застылость и стремиться передать движение. Реализовать их они пытались достаточно простыми (или даже примитивными) приемами. Активный организатор, он был основателем ряда украинских футуристических группировок и журналов: Фляминго (1919 – 21), Аспанфут (1921 – 24) в Киеве, а после переезда в Харьков журнал Новая генерация (1928 – 30). Увеличение словаря произвольными и производными словами (слово — новшество). После победы в Октябрьской революции большевиков футуризм начал окончательно исчезать. художники сами в тот период часто бывали в Европе и идеи и манифесты футуристов оказались во многом созвучны их собств.
Постепенно его композиции все больше тяготеют к абстракциям («Опасности войны», 1915). Однако в действительности русский футуризм не вылился в целостную художественную систему.
Это тот самый «Ромка Якобсон», которого В. В. Маяковский упомянул в стихотворении «Товарищу Нетте — пароходу и человеку». движение завершился с началом этой войны. Рус. 1910. предела принцип синэстезии (см.
Время манифестируется футуристами как необходимое четвертое измерение художественного пространства и реализуется с помощью симультанности изображения разновременных событий. В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочее и прочее с парохода современности». Футуризм, как отдельное направление в искусстве, отрицает прошлое и настоящее, превознося и культивируя будущее.
газете Фигаро 20 февр. Эго-футуризм Северянина. Характерный пример — книга «Нагой среди одетых» В. Каменского и А. Кравцова, увидевшая свет в феврале 1914 года. Артефактов, как ассамбляж инсталляция, абстр.
Во всех своих произведениях, как теоретических, так и художественных (стихи, роман) Маринетти, как и его сподвижники, отрицал не только художественные, но и этические ценности прошлого. Николай Заболоцкий провел в лагерях шесть лет – с 1938 по 1944 гг. К. М. Фофанова». А рычащий гоночный автомобиль, с которым «по красоте не сравнится никакая Никэ Самофракийская», – само совершенство. Слово Италия должно господствовать над словом свобода.
Эгофутуристы печатались также в газетах «Дачница» и «Нижегородец». Конструктивизм Сельвинского, Луговского. Единой творческой школы с единой идейной и поэтической программой они не образовали. Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк)В литературе для футуризма были характерны отказ от традиционной грамматики, право поэта на свою орфографию, словотворчество, ритм. Свои картины они посвящали поезду, автомобилю, самолётам (см.
Исходя из нее, можно сделать вывод, что искусство футуристов рассчитано на восприятие не людей, а роботов. Этот манифест появился на первой странице «Фигаро», газета выпускалась огромным тиражом во Франции.
В результате возникают «смазанные» кадры с изображением лошади или собаки с двадцатью ногами, автомобиля или велосипеда с множеством колес и т. п. 4. газете Вечер 8 марта 1909. Об этих художниках мы предполагаем отдельно рассказать в одной из будущих статей.
(Балла) и т. п. направлением или движением.
В эпатажности подобных заявлений футуристам не было равных. Реальные формы, объекты тяготеют к криптограмме, к зашифрованности. В отличие от западных художников, воспевающих превосходство техник и новейших достижений человечества, русских художников-кубофутуристов (так они себя называли) больше волновала тема одиночества человека среди современного урбанизированного ландшафта. прозрачность бытия. теоретиком футуризма.
Маринетти. выставка итал. Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней».
Давид Бурлюк— основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». Е. Ф. Ковтун в упомянутой выше монографии ни о нем, ни о книге «Нагой среди одетых» даже не упоминает. Устаревшими были объявлены жалость, уважение к человеческой личности, романтическая любовь. В отличие от кубизма, сторонников которого интересовал прежде всего живописный метод, футуризм был не только направлением изобразительного искусства, но также и активней-шим общественно-политическим течением.
Главные принципы их художественного кредо — движение, энергия, сила, скорость, симультанность (simultan (фр. ) — одновременный), континуитет всех фактов и событий, проникновение всего во все и сквозь все — энергетическая прозрачность бытия. 1909 Манифеста футуризма итал. центрам Европы (Лондон, Берлин, Брюссель, Гамбург, Амстердам, Гаага, Франкфурт, Дрезден, Цюрих, Мюнхен, Вена). этапа для других направлений в худож.
Некоторые представители футуризма, стихи которых были знамениты в России, эмигрировали. В книге «Взорваль» текст помещен не на однотонной бумаге, а на фоне беспредметных цветовых пятен иногда занимающих почти всю поверхность листа. Вместо божества – «величественное электричество, единственная и божес-твенная мать будущего человечества» (Из «Манифеста»). Собственно и сам Ф. как некое целостное художественно-эстетич.
Он был написан для молодых итальянских художников. Ларионов, Н. С. Он также кидал вызов всему корпусу художественного наследия и не довольствовался требованием совершенной автономии искусства (уже символистами была развита теория искусства для искусства). Знакомство с популярными изложениями достижений физики и психологии приводит футуристов к стремлению изображать не сами предметы, но образующие их энергетические, магнитные, психические поля и «силовые линии», развивая здесь на визуальном уровне живописные находки Ван Гога. Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». Упоенные новейшими достижениями техники, они призывали «вырезать раковую опухоль» традиционной культуры ножом техницизма, урбанизма и новой науки.
В «Манифесте искусства механизмов» от 1923 года так и было сказано: «Мы воспринимаем как механизмы. Во всем подчеркивалось право сильной личности и отрицание жалости к человеческим «винтикам» – так проповедовал футуристический лидер и идеолог Ф. Т. видов искусства. Однако, здоровье поэта было сильно подорвано, он умер в 1958 г. после второго инфаркта. Главные художественные принципы — скорость, движение, энергия, которые некоторые футуристы пытались передать достаточно простыми приёмами.
Стремясь в своих футуристич.
Союз молодежи, моск. Мотоцикл был объявлен более совершенным творением, нежели скульптуры Микеланджело. Велосипедист. жизни вообще, выводя Ф. за пределы собственно худож.
«Гилея» была самым влиятельным, но не единственным объединением футуристов: существовали также эго-футуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), группы «Центрифуга» и «Мезонин поэзии» в Москве, группы в Киеве, Харькове, Одессе, Баку. Национализм и шовинизм, бунтарско-анархический характер, экзальтированно-эпатажный тон манифеста в сочетании с апологией часто поверхностно понятых новейших научно-технических достижений и полным отрицанием всех духовно-культурных ценностей прошлого оказали свое действие. Среди первых изданий — книжки «Старинная любовь», «Игра в аду», «Мирсконца». Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». XX в., отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрыв с традиционной культурой, эстетику современной урбанистической цивилизации отсюда «динамическое», совмещенное изображение разных стадий движения в живописи, телеграфный стиль или «высвобождение» звукового состава слова («заумь») в поэзии ведущие русские представители (Маяковский, Хлебников, Каменский формальные новшества футуристов отразились в конструктивизме. Помимо Северянина в группу вошли поэты Константин Олимпов, Георгий Иванов, Стефан Петров (Грааль-Арельский), Павел Кокорин, Павел Широков, Иван Лукаш и другие.
с парохода современности». Сенсорика совр. Начался футуризм с опубликования в парижской газете «Фигаро» 20 февраля 1909 г. «Манифеста футуризма» итальянским поэтом Ф. Т. пространства.
Как жанр «крестьянская поэзия» сформировалась в середине XIX века. Помимо Москвы («Орден имажинистов» и «Ассоциация вольнодумцев») центры имажинизма существовали в провинции (например, в Казани, Саранске, в украинском городе Александрии, где имажинистскую группу создал поэт Леонид Чернов), а также в Петрограде-Ленинграде. Можно сказать, что изображенные предметы символизируют характерность авиации первых ее лет. И, наконец, «ничевоков».
Это будет само динамическое ощущение». интеллектом. Давид Бурлюк — основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». К ним можно отнести Давида Бурлюка, Игоря Северянина, Александра Экстера. Общество эгофутуристов издало несколько листовок и манифестов, сформулированных в крайне абстрактных и эзотерических выражениях (например, «Призма стиля – реставрация спектра мысли»). Эгофутуризм – явление кратковременное и неровное. Движение часто передается путем наложения последоват. Энергетические поля или состояния души изображаются футуристами с помощью абстрактных лучащихся динамически закручивающихся в пространстве цветоформ (или пластических объемов в скульптуре — например у Боччони).
«Движение, которое мы хотим воспроизвести на полотне, не будет более закреплённым мгновением всемирного динамизма, это будет само динамическое ощущение. » — заявляли футуристы. Художники-футуристы многое заимствовали у кубистов: Натана Альтмана (Анна Ахматова, 1914), Роберта Фалька (Крымский дворик, 1915), Казимира Малевича (Уборка ржи, 1912). Футуризм в поэзии предусматривает использование новых слов, вульгарной лексики, профессионального жаргона.
Давайте рассмотрим одну из работ. Изобразительное искусство футуристов во многом было сходно с кубизмом и экспрессиониз-мом. В русском футуризме немало антивоенных произведений, в противоположность милитаризму Маринетти (поэма «Война и мир» Маяковского, «Война в мышеловке» Хлебникова). Членами «Гилеи» были Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Василий Каменский и Бенедикт Лившиц.
В конце 1920-х годов попытка возродить футуризм была предпринята объединением ОБЭРИУ. Всего же в книге пять рисунков, воспроизведенных литографским способом. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро— наиболее известные имена. Вообще в русском футуризме стихи играли большую роль. Свои поэмы футуристы посвящают поездам, автомобилям, вокзалам, электричеству. В результате возникают «смазанные» кадры с изображением лошади или собаки с двадцатью ногами, автомобиля или велосипеда с множеством колес и т. п.
В сборнике «Будетлянский клич. » факсимильного воспроизведения этих изданий мы не найдем. Ослиный хвост и др. ), отличавшиеся друг от друга стилистич. Балла, К. Карра, Л. Руссоло, Дж. К. Малевич как бы одевает русских крестьян в стальные одежды промышленности. Наталья Гончарова. Принципиальный, шумный, последовательный антиэстетизм футуризма привел его в художественной практике к хаосу композиции и дисгар-монии цвета.
«Заумная книга» иллюстрирована цветными линогравюрами и коллажами Ольги Владимировны Розановой (1886—1918). Автомобилю, поезду, электричеству, вокзалу футуристы посвящают свои поэмы и картины. В поэзии освободить слово от уз устарелого синтаксиса. Чаще всего на полотнах отображались геометрические фигуры, которые были весьма многограны.
Футуризм (от лат. В рез-те футуристам удалось достичь создания предельно напряженного динамич. Маттиоли, Милан) с геометрией плоскостных форм представляет собой тот же компромисс, что и «Читающие женщины» Дж.
Стиль зародился в Италии, в начале 20 века, а точнее между 1910 и 1920 годов. Особенно активно она действовала с 1910 по 1915 г. (сборники: «Садок судей», «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая Луна», «Взял» и др. На первый план выдвигается глагол. После круг наследовалей стал стремительно рости. Например: «Убьём свет луны» (1909 г. ) или «Манифест против Монмартра» (1913 г. ).
Реализовать их они пытались достаточно простыми (если не сказать примитивными) приемами. 20 февраля 1909 года в газете «Фигаро» Маринетти опубликовал «Манифест футуризма». Футуристы совместили эти элементы в один «кадр»: на картине они показывали фазы движения одновременно. В 1907 г. знакомится в Милане с Ф. Маринетти. Отстранение «от гордого чела своего из банных веников сделанный Венок грошовой славы».
Хорошо, что немногочисленные «вылазки» в 1848-1870 годах на поле данных событий дали ему шанс продемонстрировать, что он способный и на наиболее либеральное отношение к исторической реальности. По мнению футуристов, больше препятствий для движения делают прилагательные и предлоги. Факсимиле этого сборника стихов открывает книгу «Будетлянский клич. ». Именно с Ф. в европ.
По своей сути такая личность – та же машина, но в биологическом смысле («гигиенически» и «сумасброднофизически») идеальная. ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова. Война для него была единственной очистительной силой – «гигиеной мира». Северини в «Читающих женщинах» видна трехмерность в футуристических неуравновешенных фигурах. Танцы – главная тема, которая стала лабораторией для его футуристических экспериментов. Увлекался дивизионизмом, особенно работами Ж. Сера.
Королевичем. Он выступает соредактором «Манифеста художников-футуристов» (1910). В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки и от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражения сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира.
Мотоцикл они объявили более совершенным творением, чем скульптуры Микеланджело. скульптура.
Всякий юноша, который проводит день в библиотеке, потерян.
В 1919--1925 гг. Обычные оптические иллюзии возвелись ими в абсолют и подкрепи-лись различными псевдонаучными толкованиями (в которых имели место дилетантизм и алогичность), поскольку идейный предводитель футуризма – Ф. Т. Мотоцикл был объявлен более совершенным творением, нежели скульптуры Микеланджело. Наиболее известные представители этого стиля Дж.
Имажинизм как поэтическое движение возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Художественная форма как необходимый элемент творчества просто отсутствовала. Это был очень удачный рекламный ход. Поэзия футуризма и живопись кубофутуризма (публично этот термин был озвучен в 1913 году Корнеем Чуковским) тесно переплетены в истории. В декабре 1912 г. они выпустили манифест «Пощёчина общественному вкусу», который призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч.
11 февраля 1910 г. появляется «Манифест художников-футуристов», а 11 апреля того же года – «Технический манифест футуристической живописи», подписанные У. Боччони, Дж. Бывшие футуристы составили ядро ЛЕФа (Левого фронта искусств), распавшегося к концу 1920-х. Многие из футуристов эмигрировали (Давид Бурлюк, Игорь Северянин, Илья Зданевич, Александра Экстер), умерли (Велимир Хлебников, Александр Богомазов), покончили с собой (в 1930 г. Владимир Маяковский), некоторые отошли от идеалов футуризма и выработали собственный индивидуальный стиль (Николай Асеев, Борис Пастернак). В конце 1920-х годов была попытка возродить футуризм – было организовано объединение ОБЭРИУ. ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства) – группа писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1927-начале 1930-х гг. Она распалась в конце 1920-х годов. Родина футуризма — Италия.
в газете «Фигаро» Маринетти опубликовал «Манифест футуризма». Именно с футуризма в европейском искусстве начинается тенденция последовательного выхода художника за пределы искусства. Русский футуризм, в отличие от итальянского, был более литературным направлением, хотя многие из поэтов-футуристов экспериментировали и с изобразительным искусством. Первый футуристич.
В «Манифесте футуристической литературы» он же мечтал о создании «механического человека с заменимыми частями» – удобного бесчувственного робота, начисто лишенного сознания, не требующего к себе ничего, кроме технического ухода. стиха, визуальной (графич. ) поэзии использования архаич., фольклорной и бытовой лексики и кончая беспредельным словотворчеством и словоновшеством – изобретением зауми. В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки.
Футуристы стремились на всех уровнях изменить традиц. 1913 год. того же года – Технический манифест футуристич. В 1911 г. в Париже Боччони сблизился с кубистами, синтезируя в творчестве искания новейшей живописи, в значительной мере и кубистской (триптих «Состояния души»). Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования. полях и силовых линиях. Здесь нет, например, работ, пожалуй, наиболее талантливого представителя оформительского футуризма — Михаила Федоровича Ларионова (1881—1964), а его соратница Наталия Сергеевна Гончарова (1881—1962) представлена лишь несколькими рисунками в коллективно оформленном сборнике.
Использованы и типографские линейки. и проч. эксперимента, подготовит. В период революционных переворотов они ощущали себя соучастниками этих событий и считали свое искусство «революцией мобилизованным и призванным».
аэроживопись). Футуризм— одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ. «Наш прекрасный мир стал еще прекраснее – теперь в нем есть скорость» (там же). Футуристический стиль широко используется в дизайне интернет ресурсов. Передача движения достигалась просто и без затей.
Название стиля отображает главный его принцип – создать образ будущего. Стихотворение отпечатано черной краской. И, наконец, «ничевоков».
Стоит отметить, что слово «футуризм» в переводе с латинского означает «будущее». «Новые реальности» сводились к изображению их в виде обыкновенных, бытовых предметов, которые, однако, практически не употребляются. Как направленность в изобразительном искусстве футуризм существовал до начала 1920х годов. Имажинизм Есенина и Мариенгофа. В результате футуристам удалось достичь создания предельно напряженного динамического художественного пространства чисто живописными средствами, чего не удавалось никому ни до них, ни после них за исключением, пожалуй, только В. Кандинского в его «драматический» период.
Давид Бурлюк. скульптурах-конструкциях к объединению пластич. Вдохновителем и вождем нового течения и автором «Манифеста» стал писатель Эмилио Филиппо Томмасо Маринетти (Emilio Filippo Tommaso Marinetti, 1876—1944). формы кубизма футуристы наполнили динамикой движения и энергией психич.
Наиболее известные русские художники-футуристы: Д. и Н. Бурлюки, М. Ларионов, Н. Гончарова, М. Матюшин, Н. Кульбин, А. Экстер и другие. В результате возникают «смазанные» кадры с изображением лошади или собаки с двадцатью ногами, автомобиля или велосипеда с множеством колес и т. п. Вот тут русские футуристы проявляли полную солидарность с итальянскими коллегами. В принципе, основной частью стратегии продвижения нового мировоззрения было то, чем так охотно и ловко пользовался Маринетти, а именно: шум, гам, скандал. Мы тоже механизированы». В 1912 г. в Париже состоялась первая выставка художников-футуристов. Что было для художников-футуристов определяющим признаком будущего. гордости у своих соотечественников и ввести их на Олимп тогдашней европ.
Это был отчасти возврат к карнавальной культуре (аналог карнавалов в России – святки), когда происходит смена социальных ролей, недозволенное становится возможным и даже желательным. Эти композиции, в свою очередь, должны были возбуждать у зрителя свободные ассоциации, порождающие движение мысли и эмоциональный эффект.