Портрет Прасковьи Мамонтовой стал самым дорогим лотом среди проданных в понедельник, 26 ноября, произведений русского искусства. Имя человека, купившего «Портрет Прасковьи Мамонтовой», не сообщается. Портрет Прасковьи Мамонтовой я видел на предаукционном показе несколько лет назад. На картине «Портрет Прасковьи Мамонтовой» Серов изобразил дочь русского издателя Анатолия Мамонтова и двоюродная сестра Веры Мамонтовой, которая, в свою очередь, позировала для другого произведения художника «Девочка с персиками». Кроме этого, Серов написал ещё несколько портретов Прасковьи Мамонтовой – двоюродной сестры Веры Мамонтовой.
Картина Валентина Серова «Портрет Прасковьи Мамонтовой» была продана на торгах аукционного дома Sothebys в Лондоне за 1, 217 миллиона фунтов стерлингов или около 1, 951 миллиона. Картина Валентина Серова «Портрет Прасковьи Мамонтовой» продана в рамках аукциона русского искусства на торгах Sothebys, которые проходят в Лондоне, за 1, 2 млн (почти 2 млн), что стало ценовым рекордом для работ живописца. В рамках аукциона русского искусства на торгах Sothebys, которые проходят в Лондоне, картина Валентина Серова «Портрет Прасковьи Мамонтовой» продана за 1, 2 млн (почти 2 млн). Девочка – Прасковья Мамонтова, двоюродная сестра «девочки с персиками» Веры. Портрет Прасковьи Мамонтовой кисти Валентина Серова продан на вечерних торгах Sothebys в Лондоне в рамках аукциона русского искусства за 1, 2 миллиона фунтов стерлингов, что является рекордом стоимости для работ художника, сообщает аукционный дом.
На торгах аукционного дома Sothebys в Лондоне продана картина Валентина Серова Портрет Прасковьи Мамонтовой. Картина Валентина Серова "Портрет Прасковьи Мамонтовой" продана в рамках аукциона русского искусства на торгах Sothebys за 1, 2 млн фунтов стерлингов (почти 1, 9 млн), что стало ценовым рекордом для работ живописца. На картине Портрет Прасковьи Мамонтовой изображена дочь русского издателя Анатолия Мамонтова и кузина Веры Мамонтовой изображенной на полотне Серова Девочка с персиками.
Так-то многие знали и призывали остановить продажу, говорили, что это все равно как если бы Лувр ради нового здания решил продать «Джоконду», предлагали обратиться в суд, активисты провели протестный марш, собравший, кажется, около 150 человек, но безуспешно. Предполагаю, что что-то из этого относится к каким-то временным выставкам. Хотя те, кто следит за русским арт-рынком, конечно, заметили, что Серов за последние два года как-то «активизировался» и у него случилось несколько рекордных продаж. И что в нем такого особенного. ». О том, что такое «идейный реализм», с тонким юмором писал Константин Коровин, ближайший друг Серова, вспоминая годы ученичества в Московском училище живописи: «Ученики спорили, жанристы говорили: важно, что писать, а мы отвечали – нет, важно, как написать.
Книга Запечатленное время также была издана (в 1986году) – в архиве сохранены черновики и последняя версия рукописи с авторскими пометками. Здесь есть один любопытный нюанс.
Самое весомое – серебряный ковш (весом 4кг) в псевдорусском стиле, с фигурой мчащегося на коне охотника с соколом на руке, с торчащими во все стороны лошадиными мордами и коленками. А также портрет работы Серова, написанный в 1910 году в Биаррице, где у Цетлиных была вилла и еще три его работы: акварельный портрет Анны Цетлиной (матери Михаила Осиповича) и два рисунка – обнаженная натурщица и еще один портрет Марии. «Первой профессии» — поскольку сложилась и вторая. Эти два выдающихся произведения написаны в одни и те же годы и создавались в сходных условиях.
Цетлины умудрились сохранить свою коллекцию искусства во время скитаний по странам и континентам (они уехали из Парижа в Нью-Йорк в 1941 году, оставив коллекцию во Франции и Мария Самойловна вернулась за ней лишь в 1947-м, уже после смерти мужа и переправила ее в США). Мне показалось, что первая реакция художественного сообщества на эту сенсационную продажу – недоумение: «Ничего себе, вот это деньжищи. Из коллекции Цетлиных в экспозиции демонстрируется около 15 произведений. В Израиле существует закон о вывозе художественных ценностей, но он запрещает вывозить лишь еврейские рукописи старше 300 лет и археологические артефакты, найденные после 1971 года.
И даже делают. На торгах аукционного дома Sotheby. Обе эти картины имели сенсационный успех и были восприняты как новое слово в искусстве, до сих пор они считаются жемчужинами отечественной живописи. В 1910 году им написано полотно Похищение Европы и несколько вариантов Одиссея и Навзикаи. Только репродукции этого портрета во всех монографиях и альбомах черно-белые, поскольку «местонахождение неизвестно» (а он, оказывается и не уходил из семьи, его выставила на аукцион правнучка изображенной на портрете четы). Когда же в 1889 году Третьяков приобрел для своей галереи Девушку, освещенную солнцем Серова, вспоминали, как Илларион Прянишников, некогда типичный «шестидесятник» и член-учредитель Товарищества передвижников, ходил по выставке, где экспонировалась серовская картина и во всеуслышанье ругался: «Это не живопись, это какой-то сифилис. ». Но, в сущности, так оно и было.
Итак, Валентин Александрович Серов (1865 – 1911) отныне входит в десятку самых дорогих русских художников и, судя по всему, останется в ней надолго: дороже него только Василий Кандинский, Казимир Малевич, Марк Шагал и Алексей Явленский. После революции он на короткое время стал директором Новгородского губернского архива. Но получил от коллеги суровый ответ: «Нет. Весело глядят (озорные, темно-карие) глаза. Почему именно портрет Марии Цетлиной, по сути, главный шедевр коллекции. Крошечная фигурка мальчика-пастушка в отцовском картузе как бы держит композицию картины. Ученики Училища живописи были юноши без радости.
Серов был очень удовлетворен портретом. Наверняка вызовут интерес работы Павла Челищева и коллекция рисунков Филиппа Малявина.
Хотя, конечно, не исключено, что какие-то работы Серова могли ускользнуть от его внимания. Так как, во-первых, муниципалитету на строительство нового музейного здания нужно 15–20 млн шекелей (это около 3 млн и никакая Маревна столько не стоит и акварели Волошина тоже и даже графические Ларионов с Гончаровой из цетлинской коллекции, вместе взятые), а во-вторых, как уже говорилось, эксперты Christies в русском искусстве разбираются: понятно ведь, что вещь для аукциона им нужна была первостатейная. Марии Самойловне хотелось сохранить это собрание целиком, а не делить между тремя детьми. Как-то не тянет на многомиллионную аукционную звезду.
Двадцатидвухлетний Серов писал невесте из Венеции о своем увлечении «мастерами XVI века Ренессанса»: «Легко им жилось, беззаботно. В (тонких, смуглых) руках она держит (золотистый) персик. Вот что они сообщили аукциону Christies: «Более 50 лет назад мэрия Рамат-Гана пообещала семье Цетлиных, что коллекция будет хорошо представлена, занимая весомое место в культурной жизни города. (Хотя усадьба Рачинских оказалась после революции жестоко разгромлена — вплоть до вскрытия старых могил, — большая часть архива, к счастью, уцелела и оказалась в РГАЛИ). Коллекция в течение десятилетий хранилась кое-как и около тридцати работ было утрачено. Так как, во-первых, муниципалитету на строительство нового музейного здания нужно 15 – 20 млн шекелей (это около 3 млн и никакая Маревна столько не стоит и акварели Волошина тоже и даже графические Ларионов с Гончаровой из цетлинской коллекции, вместе взятые), а во-вторых, как уже говорилось, эксперты Christies в русском искусстве разбираются: понятно ведь, что вещь для аукциона им нужна была первостатейная. Марии Самойловне хотелось сохранить это собрание целиком, а не делить между тремя детьми.
Оценочная стоимость картины составляла 300-500 тысяч фунтов. Забытым оказался и предшествующий отечественный опыт – все русское искусство до шестидесятых годов XIX века Стасов и вместе с ним многие передвижники считали «подражательным и раболепным». Серов, ученик Репина, «пасынок передвижничества», по выражению Михаила Нестерова, буквально с первых шагов в искусстве оказался «чужим», ни на кого не похожим художником. А потом аналогичный сюжет повторяется с портретом четы Грузенберг.
И вот на аукцион Sotheby39s попадает портрет Прасковьи Мамонтовой, не какой-то этюдик на картоне, а большой портрет «холст-масло» времен «Девочки с персиками» (кстати, Параша Мамонтова была ей двоюродной сестрой), воспроизведенный у Грабаря аж на целую полосу, подлиннее некуда, – что же тут удивительного, что он устанавливает ценовой рекорд. Но с «Парижским кафе» такого, скорее всего, не произойдет).
Имя покупателя не сообщается. А также портрет работы Серова, написанный в 1910 году в Биаррице, где у Цетлиных была вилла и еще три его работы: акварельный портрет Анны Цетлиной (матери Михаила Осиповича) и два рисунка — обнаженная натурщица и еще один портрет Марии.
Вдобавок, портрет Цетлиной стал самой дорогой картиной, когда-либо проданной на «русских торгах» (все превосходящие Серова по цене русские мастера продавались на торгах импрессионизмом и модернизмом) и этот рекорд, вероятно, тоже превзойден будет не скоро. В портрете Левитана ничто не указывает на то, что изображён именно художник (хотя известно, что Исаак Ильич также позировал в своей мастерской). Хотя знаю, что такие предположения существуют.
Розовый цвет кофточки удачно оттеняется черным цветом бантика и красной гвоздикой. Видимо, на нее подействовало неодобрительное отношение к портрету ее светских друзей. В 23 раза выше эстимейта. Для него разрабатываются игрушки и игры, многие из которых мы сегодня назвали бы «развивающими».
В США разрешена и практикуется, вызывая, тем не менее, многочисленные споры. «Портрет Прасковьи Мамонтовой» стал самым дорогим лотом среди проданных в понедельник, 26 ноября, произведений русского искусства. Это было время высшего расцвета передвижничества, но одновременно и начало того перелома, который Игорь Грабарь назвал «поворотом от идейного реализма к реализму художественному». Фотографии (4альбома) относятся к последним годам жизни Андрея Тарковского они сделаны самим режиссером во время его путешествий, а также изображают его с друзьями и родственниками. К тому же Оскар Грузенберг – знаменитая историческая фигура. На портрете нет ни солнца, ни тарелки на стене (как в Девочке с персиками), ни капризного мопса (как в Портрете Феликса Юсупова), ни благородного коня (как в Портрете великого князя Павла Александровича).
Мужем блистательной княгини был князь В. Н. Орлов, очень богатый и влиятельный человек. Почему для этих целей был выбран именно Рамат-Ган, не совсем понятно. Вначале Серов шел ощупью, немножко из подражания Репину, работавшему в Абрамцеве над сугубо крестьянскими темами – «Проводы новобранца», «Крестный ход», - но уже и там у него были свои собственные темы и свой серовский подход к крестьянскому быту.
Вопреки сложившимся в искусстве представлениям, быка он сделал не белоснежным, а рыжим. Отец умел к тому же рисовать, даже мечтал когда-то стать живописцем. Музей русского искусства, где хранилось собрание и сам портрет, до 2014 года, охотно согласился с весьма не сложными условиями дарительницы, поменяв название на «Музей русского искусства имени Марии и Михаила Цетлиных» лишь только в 1996 году.
При сопоставлении первых шедевров Серова – Девочки с персиками или Девушки, освещенной солнцем – с поздними, последними работами (портретом Иды Рубинштейн или Похищением Европы) может показаться, что произведения, которые разделяет менее четверти века, написаны разными художниками или, точнее, художниками, принадлежащими к различным эпохам. Почему для этих целей был выбран именно Рамат-Ган, не совсем понятно. И вот вице-мэр города Рамат-Ган Муки Абрамович и главный куратор и художественный директор музеев Рамат-Гана (их там четыре) Меир Ааронсон решили сыскать средства на благоустройство музеев города и Музея русского искусства в частности. Из практики ведущих музеев мира Рамат-Ган почерпнул, что результаты успешного аукциона могут значительно повлиять на будущее музеев. Но к 1880-м годам эта школа оказалась основательно забытой. И какие-то унылые пейзажи с лошадками и сарайчиками еще.
Удивительные краски использует художник. Серов купил усадьбу у Дервиза. Во время написания картины Прасковье было шестнадцать лет. Поэзия юности, выраженная поэзией света и цвета, – вот, в сущности, тема картины. Это место подарило ему вдохновение для множества замечательных пейзажей и портретов.
Интересно, кто отвалил за этот портрет такую сумму., – писал о картине Игорь Грабарь. Природа – вот что именно вдохновляло Валентина Серова в этом месте.
С семейством Мамонтовых Серов поддерживал дружеские отношения в течение всей жизни. В дневных торгах Sothebys есть еще несколько интересных блоков. Что пароход. Майский день – это не интерьер, не натюрморт и не пейзаж: это нечто среднее, где разные пространства экспрессивно сопоставлены. Интересно, что при этом обе работы имели своим первоисточником живопись старых мастеров, в первую очередь художников венецианского Возрождения.
Девочка с персиками – лирическая поэма о светлой юности, созданная талантом и молодостью двадцатидвухлетнего художника, безмерно влюбленного в жизнь и лучшее её порождение – человека. В Девушке, освещенной солнцем нет уже такой непосредственной поэтичности, хотя она также проникнута тихой радостью бытия. В Девочке с персиками изображена дочь С. И. Мамонтова – Вера. (Яркий, солнечный) свет, падающий из окна, заливает всю фигуру девочки. Так что, может быть, «племя младое, незнакомое» будет смотреть в каком-нибудь таком музее на портрет Марии Цетлиной так же, как сегодня публика глазеет в Третьяковской галерее на «Девушку, освещенную солнцем», купленную Третьяковым вопреки общему передвижническому недоумению и недовольству. О эта линия руки, складка платья, узор материи. Им стал сначала типографский, а затем и издательский бизнес. В свете много говорили о ее огромных тратах на шляпы и туалеты. А интересно – из-за кого же такие семейные страсти. ).
Свет рождает красивую игру (голубых и сиреневых) теней на ее розовой кофточке. За этот портрет, как и за портрет Марии Цетлиной, торговались несколько человек. Коллекция была сравнительно небольшой: акварели Максимилиана Волошина, театральные эскизы Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, Леона Бакста, графика Александра Бенуа, работы Филиппа Малявина, Дмитрия Стеллецкого, Маревны — весь цвет парижской эмиграции (кроме Волошина, конечно), всего около 80 вещей. Собственно, я это уже услышала в соцсети от другого очень хорошего художника, который, впрочем, добавил, что «в мировой истории искусства Серов где-то рядом с Цорном и Каролюс-Дюраном».
Жизнь талантливого живописца оборвал приступ стенокардии – 5 декабря 1911 года Валентина Серова не стало. Из коллекции Цетлиных в экспозиции демонстрируется около 15 произведений. Серов очень любил Домотканово, его природу. Главная изюминка Домотканово – это прогулка по усадебному парку, дорожки которого выводят к прудам, лавочкам, беседкам.
Например, депутат Кнессета Леонид Литинецкий в программе «Герой дня» на 9-м канале израильского телевидения жаловался, что узнал о том, что портрет пойдет с молотка, лишь «в субботу вечером», то есть меньше чем за двое суток до аукциона. Денег нет, судя по всему, ни на что. Кажется, что все в этой картине говорит о (радостной, счастливой, молодой, безмятежной) жизни юного существа. Тем более что провенанс у нее достойный: она была подарена во время официального визита президента Французской Республики Феликса Фора одному из членов его делегации, морскому офицеру.
Торги Christies неизменно славны большими подборками работ Фаберже, нередко с императорским провенансом. Они радовались и восхищались, что мы вот написали похоже на них. Эта картина в центре внимания недели русских аукционов в Лондоне. Да ничего, в общем-то, не приключилось. Словом, новый рекорд установлен, но факт вызвал удивление». Инструкции Тарковского по расположению камер и углам съемки наверняка представляют интерес для историков кино и молодых режиссеров. Почему именно портрет Марии Цетлиной, по сути, главный шедевр коллекции. Кстати, два предшествующих портрету Мамонтовой аукционных рекорда Серова установлены не в последнюю очередь благодаря тому, что «Тарас Бульба» в монографии Грабаря фигурирует в списке, а «Охота с борзыми» там даже репродуцирована.
И никто уже не скажет, что это второсортный портрет второстепенного художника. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». И свое дело Анатолий Мамонтов отстраивал уже самостоятельно. Это «Девочка с персиками» из школьного учебника и «Девушка, освещенная солнцем» в Третьяковской галерее, странная голая Ида Рубинштейн в Русском музее, Европа на быке, княгиня вроде какая-то и даже не одна, актриса Ермолова и вот «Петр I на строительстве Петербурга».
Та, что продается на Sothebys, некогда была куплена у художника Георгием Костаки. Пригласили экспертов Christies, выбрали один экспонат и выставили на торги. Дело, конечно, хозяйское, но его портреты раньше стоили раз в двадцать дешевле. Дело не в русском арт-рынке, а в Серове. В этой грубости явственно обнаружилась пропасть, разделявшая молодого Серова и его коллег из передвижнического цеха, многие из которых, в том числе Прянишников, тогда считались корифеями русской живописи (Прянишников, кстати, был преподавателем Московского училища живописи в те годы, о которых вспоминал Коровин). И вот вице-мэр города Рамат-Ган Муки Абрамович и главный куратор и художественный директор музеев Рамат-Гана (их там четыре) Меир Ааронсон решили сыскать средства на благоустройство музеев города и Музея русского искусства в частности.
Часть из них изготавливались в Абрамцевской столярной мастерской. Из практики ведущих музеев мира Рамат-Ган почерпнул, что результаты успешного аукциона могут значительно повлиять на будущее музеев. Наверно, Искушение Святого Иллариона – лучшая картина этого художника не первого ряда. В разных странах на этот счет существуют разные законодательства.
В общем фоне изображения, как и во внешности девочки, преобладают гранатовый и тёмно-серый цвет, дополняющие общее ощущение напряжённости. Упорно добиваясь свежести живописи при полной законченности, Серов замучил многодневными сеансами и Веру Мамонтову и свою двоюродную сестру М. Я. Симонович, позировавшую ему в Домотканове для Девушки, освещенной солнцем. Пригласили экспертов Christies, выбрали один экспонат и выставили на торги. В 1959 году М. С. Коллекция была сравнительно небольшой: акварели Максимилиана Волошина, театральные эскизы Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, Леона Бакста, графика Александра Бенуа, работы Филиппа Малявина, Дмитрия Стеллецкого, Маревны – весь цвет парижской эмиграции (кроме Волошина, конечно), всего около 80 вещей.
Речь идет о монографии «Валентин Александрович Серов. Действительно, Серов – художник такого склада, что плохо вписывается в понятия «арт-рынок», «аукционный рекорд», «сенсация» и т. п. Ну что такое Серов. Репин, занимаясь с мальчиком Серовым не где-нибудь, а в Париже с его богатейшими музейными коллекциями, ни словом не обмолвился о возможности «обучения» у старых мастеров, говоря исключительно об изучении натуры. Тут он пишет сад, горшки с цветами, кур и индюшек.
Жизнь и творчество» 1913 года, в конце которой Игорь Грабарь приводит список всех (известных на тот момент) произведений художника, с датами и указанием собраний. В колористическом решении он также отступил от традиции использовав ту гамму, которая привлекала его в тот период. Вслед за магазином книг для детей она начинает издавать журнал «Детский отдых» — в нем сотрудничали многие знакомые писатели и художники.
В большинстве стран Европы диаксация (de-accession, то есть продажа музейных произведений с целью закупки более нужных музею) запрещена. Девочка прибежала из сада, который виден через раскрытое окно. А потом возникает и магазин детской игрушки – и это особая история. Вообще. Кто же такие вообще эти Рачинские. В1900 году матрешка имела большой успех на Всемирной выставке в Париже. аж за четыре с лишним миллиона. (Нежное) лицо девочки похоже на персик, лежащий на столе.
Если бы Серов не написал ни одного, портрета, он с не меньшим правом мог бы перейти в историю как «крестьянский Серов» : так много лет, сил, любви и таланта отдал он изображению русской деревни и крестьянского быта. Какие там дела. А уж если оно там еще и репродуцировано, – тем более.
В мае 1907 года Серов отправился в Грецию, которая произвела на него большое впечатление своими памятниками и скульптурами. Картина вся овеяна безмятежной радостью весенней поры в жизни человека. Это «влеченье, род недуга» началось в Абрамцеве в тринадцатилетнем возрасте, там же оно развивалось, окрепло в юношеские годы и выковалось в своеобразный серовский стиль в Домотканове после женитьбы. В аннотации к этому портрету в каталоге Sotheby39s написано, в частности, следующее: «Данная работа предположительно находилась в ее частной коллекции на Западе и потому была неизвестна Грабарю, когда он составлял свою неполную монографию о художнике». Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. И эта на первый взгляд точно вылинявшая картина вдруг захватывает нас красотой живописи, поэтичностью настроения, острой характерностью пейзажного жанрового изображения русской деревни.
Он подсмотрел в жизни естественно-непринужденную позу присевшей на мгновение за стол с персиками девочки, о чем-то вдруг неожиданно задумавшейся. 14-летнюю Прасковью Мамонтову 22-летний художник написал в тот же год, что и ее двоюродную сестру Веру в Девочке с персиками. «Они были художники, – писал Коровин, – и думали, что и мы будем точно такими же их продолжателями и продолжим все то, что делали они.
Мы допытывались, что с ним случилось. Коллекция четы Цетлиных очень большая и важная. В понедельник на аукционе Sotheby. Цетлины умудрились сохранить свою коллекцию искусства во время скитаний по странам и континентам (они уехали из Парижа в Нью-Йорк в 1941 году, оставив коллекцию во Франции и Мария Самойловна вернулась за ней лишь в 1947-м, уже после смерти мужа и переправила ее в США). Представителей этой семьи он изобразил на более десяти картинах, рисунках и этюдах, в том числе на самой знаменитой своей картине «Девочка с персиками», на которой была запечатлена Вера Саввична Мамонтова.
Здесь удивителен скорее не рекорд, а эстимейт. Там же создает книжный магазин «Детское воспитание» — им занимается супруга издателя. Скорее всего, я сейчас услышу в ответ, что это я, мол, передергиваю и что «на самом деле Серов – очень хороший художник». И ведь не за Кандинского там или Малевича, а за какого-то серенького Серова.
И тем более не буду строить предположений относительно коррупционной составляющей всего этого «дела» и относительно «тайного заказа» хищного коллекционера, разыскивающего по мировым закоулкам шедевры и «разводящего» их простодушных владельцев, не подозревающих о том, какими сокровищами они обладают. Впрочем, есть страничка в facebook, но я не буду давать на нее ссылку, так как там просто несколько репродукций с подписями, частично на английском, частично на иврите и по этим репродукциям ничего понять нельзя: там, разумеется, есть серовский портрет Марии Цетлиной, а также театральный эскиз Гончаровой, две работы Маревны, одна – Николая Тархова, а также по одной картинке Арье Эль-Ханани (он же Лев Сапожников, архитектор и дизайнер), Амшея Нюренберга, Полины Мамичевой-Нюренберг и Теофила Фраермана. Кроме той композиции, которая выставлена на торги известны еще три варианта (все немного друг от друга отличаются) – в коллекции королевы Елизаветы, в Эрмитаже (из коллекции Юсупова) и в частных руках в Америке. Из Парижа она дюжинами вывозила платья. Что поезд. Валентин Александрович Серов родился в Петербурге в 1865 году. Сюжеты идеи, поучения отягощали их головы. И установила его яркая сюжетная работа – не чета портрету.
И – хотя историки спорят – считается, что именно для этого магазина была создана первая деревянная разъемная многофигурная кукла – проще говоря, «матрешка» (имя Матрена было тогда традиционным для крестьянской среды). Репин не то чтобы помог, он практически заменил мальчику рано ушедшего отца. Имена авторов русского варианта — токарь Василий Звездочкин из Сергиева Посада и московский художник Сергей Малютин (он, кстати, был художником в частной опере Саввы Мамонтова, а как архитектор разработал эскизный проект знаменитого Дома Перцовой на Пречистенской набережной – но простите, это я опять ухожу в сторону :). На картине «Портрет Прасковьи Мамонтовой» изображена дочь русского издателя Анатолия Мамонтова и кузина Веры Мамонтовой изображенной на полотне Серова «Девочка с персиками». Одновременно с Серовым создавал свои первые шедевры Врубель – в 1886 году, годом раньше Девочки с персиками, написана его Девочка на фоне персидского ковра. Я хочу таким быть – беззаботным в нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Княгиня Орлова была одной из самых элегантных женщин Петербурга.
Домотканово сыграло большую роль в творчестве Серова. Репин так говорил про Тошу Серова: «я любовался зарождающимся Геркулесом в искусстве» («Геркулесу» было всего 10 лет), а потом: «Ну, Антон, пора поступать в Академию». Прекрасную жизнь в юности не видели. И, стало быть, намерение Серова писать «только отрадное» означало не что иное, как соединение «порванной связи времен», возвышение вечных ценностей искусства, воплощенных в полотнах старых мастеров, желание руководствоваться только соображениями художественного порядка – качества, совершенства, красоты, гармонии – соображениями, почти забытыми искусством середины века. Как заклинание двукратно повторено «хочу, хочу отрадного», так как в нынешнем веке Серов отрадного не видит, оно где-то там, у «беззаботных» старых мастеров.
Однако даже эксперты не ожидали девяти миллионов фунтов за портрет Марии Цетлиной. На сей раз их более шестидесяти: бриллиантовая подвеска в форме креста, нефритовая шкатулка (все из приобретений НиколаяII), двенадцать ручек для тростей. Так что формально никто ничего не нарушил. s также были проданы несколько картин Ивана Айвазовского, полотна Василия Верещагина, Ильи Репина, Ивана Шишкина, Константина Коровина, Мартироса Сарьяна. Тоже большой, разветвленый род — только дворянский из польской шляхты. Вот дело, которое дороже всех на свете.
Сюжеты все вышли, – отвечал он нам со вздохом отчаяния». Как видите — принципиально название не поменялось. (Легкие, светлые, радостные, свежие) тона говорят о чистоте, нежности девочки, передают радость жизни. Вот таким образом чудесная стопа с толстощеким котиком, сидящим в сказочном саду, расписанном эмалями, наверняка будет продана дороже эстимейта. В ореоле струящегося света мягко вырисовывается девочка в розовом с приколотой к черному банту красной гвоздикой.
Это, несомненно, лучший портрет кисти Серова, когда-либо появлявшийся на торгах. Например, депутат Кнессета Леонид Литинецкий в программе «Герой дня»на 9-м канале израильского телевидения жаловался, что узнал о том, что портрет пойдет с молотка, лишь «в субботу вечером», то есть меньше чем за двое суток до аукциона. Начал в 23 года с аренды сроком на три года «типографии со словолитней» (терминология-то какая. ) в Армянском переулке. Если собственная биография Серова небогата событиями, то само время было ими столь богато, что многие даты жизни художника ознаменованы «поворотами» или «переломами» в художественном мире и в собственном серовском творчестве.
Несомненно редкой вещью является шкатулка с видом и планом Тобольска из серебра с чернью и позолотой (последняя четверть XVIIIвека, 60-80тыс. ). Вот, например, что о них пишет Илья Эренбург: «Михаил Осипович Цетлин Михаилу Осиповичу нравились все: и Бальмонт, который импровизировал, сочинял сонеты-акростихи и архиученый Вячеслав Иванов и Маяковский. Конечно, есть знатоки, специалисты, эксперты, коллекционеры, которые знают про Серова гораздо, гораздо больше.
Им хотелось все исправлять, направлять, влиять. Эти два девичьих портрета, созданные практически одновременно, образуют удивительную контрастную пару: сумрачный траурный, ночной колорит, восточная пышность, преизбыточная роскошь и статика у Врубеля пленэрная живопись, светлые серебристые тона, ясность мотива, оживление и радость в самом движении кисти, как и в характере модели, – у Серова. Коллекция в течение десятилетий хранилась кое-как и около тридцати работ было утрачено. Но большинство было на стороне что написать: нужны картины с оттенком гражданской скорби.
Денег нет, судя по всему, ни на что. В расцвете сил и славы тогда были Суриков, Репин, Поленов. Где и познакомился с оперной певицей (ну, понятно, где ж еще, как не в Милане, где Ла Скала. ) также из России — дочерью коллежского асессора Марией Александровной Лялиной (увы, ее портрета я, как ни искала, обнаружить не смогла. Десятилетием ранее Крамской писал Репину о том, что русским художникам «непременно нужно двинуться к свету, краскам и воздуху», то есть обрести свободу от нормативных передвижнических требований к «сюжету». Васильки, которые продает Sothebys, принадлежали Симонетте Колонна (1922-2011).