Череп ассоциируется со смертью и первородным грехом. Первая песнь «Потерянного Рая», где побеждённый враг Творца горд своим падением и строит пандемониум, посылая угрозы небу, – самая вдохновенная во всей поэме и послужила первоисточником демонизма Байрона и всех романтиков вообще. В ожидании его возвращения, адские полчища готовятся к битве, совершая разные манёвры.
Отсюда основная идея «Возвращенного рая» – выяснение путей грядущей революции как духовного перерождения человека. Бог повелевает всем Своим Ангелам поклоняться Сыну. Едва дождавшись смерти жестокого Оливера Кромвеля (в 1658 году), англичане поспешили восстановить монархию и посадили на трон полузаконного шотландского короля Карла II (в 1658 году), сына убиенного короля Карла I. Для подтверждения серьёзности в намерении восстановить и сохранить монархию, новые власти распорядились вытащить из земли останки Оливера Кромвеля и глумливо надругались над ними. Из-за этих особенностей в качестве самостоятельного способа эстампа «сухая игла» применялась сравнительно редко, чаще используясь в комбинации с другими способами гравюры на металле.
«Адам и Ева». Уже во второй половине XV века высокий художественный и технический уровень был достигнут в гравюрах таких немецких графиков, как «Мастер игральных карт», работавший в 1435—1455 годы, «Мастер E. S» (1450—1467) и Мартин Шонгауэр (ок. Большую роль играет падший ангел, он же сатана или змей (англ. Serpent). В 1653 г. в Англии была установлена диктатура Кромвеля.
В этот-то период появилась его лучшая поэма «Потерянный рай», доставившая ему мировую славу. На гравюре изображена дата — 1642 год, однако Брейгель старший умер в 1569 году. Джон Мильтон (1608-1674) известный английский поэт и политический деятель, оставил после себя богатое литературное наследие, в котором достойное место занимает его бессмертная поэма Потерянный рай – гордость английской, да и, пожалуй, мировой литературы. Законченная книга «Лондон: Паломничество», содержащая 180 гравюр, была опубликована в 1872 году. Свой собственный неудачный опыт семейной жизни Мильтон распространил на брак вообще и написал полемический трактат «The Doctrine and Discipline of Divorce» («О разводе»).
Еще Иаков I, подчеркивая неразрывную связь епископата с монархией, лаконично заметил: «Нет епископа – нет и короля». Цепи и кольца для крепления пут, вмурованные в стены и балки. Сомнений же было – хоть отбавляй.
На повестке дня стоит один вопрос: начинать ли новую битву со Всевышнем. Их сравнивают с бредом, кошмаром, прорывом подсознательного. Сатана, как верховный Вождь, решает сделать всё сам. Обманным путём Сатана выведывает у Серафима местонахождение сотворённого Мира, уверяя, что хочет просто взглянуть на творение Бога (Серафим – шестикрылый ангел на высшей ступени Небесной иерархии). Святой Иероним напряжённо работает, в руке его перо, голова окружена сиянием. Книга VIII.
С той поры Прозерпина половину года проводит в царстве мертвых и половину — в царстве живых. И, как бы ужасающе это не звучало, архитектурные идеи Пиранези вдохновляли архитекторов режимов тоталитаризма, муссолиниевской Италии, сталинского Советского Союза и гитлеровского Третьего Рейха и в то же время он стал чуть ли не любимым архитектором постмодернизма. Наиболее известные работы гравера — цикл «Темницы» и цикл «Римские древности». На разведку решил отправиться сам Сатана. Голоса разделились почти поровну: одни – за войну, другие – против.
Павла, а потом — в Кембриджском университете. Книга IX. Вживаясь в Змея, Сатана встречает Еву и лживо сообщает ей о том, что вкушал плоды с Древа Познания и не только не умер, но и обрел дар Слова. Однако, многим верующим этого показалось мало. Углубление штрихов производилось химическим путем — травлением кислотами. О пуританских симпатиях поэта свидетельствуют его стихотворные переводы псалмов, ода «На утро рождеcтва Христова» и многие другие произведения. Работа по сотворению нового Мира продолжалась шесть дней.
1514 год Советский искусствовед Ц. Г. Нессельштраус так анализирует эту гравюру: «перед нами морской берег, безграничная даль воды и сумеречное небо, прорезанное радугой и зловещими лучами кометы. Переплетенные и изгибающиеся под неестественными углами лестницы. Гравированными орнаментальными и фигурными изображениями издавна украшались кинжалы, лезвия и ножны мечей, вазы, кубки, металлические пластины для книжных переплетов, поясные пряжки и различные застежки, детали конской сбруи и т. п. Постепенно научились обогащать эти украшения, заполняя углубленный рисунок расплавленной цветной стеклянной массой — эмалью. Развитие революционных событий в Англии конца 40-х годов влечет за собой углубление радикальных настроений Мильтона, что не могло не сказаться на тематике его публицистических выступлений.
Возможно, цифры на гравюре — вовсе не дата. Вот таким образом та же линия в разных ее участках становится то мельче, то глубже и самая ее выемка в доске имеет неправильную, «изъязвленную» форму. Разбегающиеся в разные стороны коридоры с камерами.
В трактате «О воспитании» (1644), выступая против «неизжитого схоластического невежества варварских веков», Мильтон размышляет о путях воспитания добродетельной, всесторонне развитой личности. Душа юноши полна желаний, он жаждет ощутить полноту и радость бытия. Различная продолжительность травления с последовательным выкрыванием лаком тех участков доски, которые более не должны травиться, — так называемое ступенчатое травление изобретенное французским гравером Жаком Калло (1592—1635), позволяет получать штрихи разной глубины, дающие различную силу тона—от легкого серебристого до насыщенного черного.
Он восстает (англ. revolting) против Бога, так как не хочет преклонять колени перед его сыном тайно уводит третью часть ангелов (бунтующих ангелов— англ. rebel Angels) и организовывает вооруженную борьбу против ангелов и является причиной грехопадения человека. Столь же приятна ему жизнь в городе, он любит театр, его пленяют Шекспир и Джонсон. Изображение собаки утверждается здесь как приверженность дьяволу, жадность и зависть.
Все написанное Мильтоном за полвека, при несомненном мастерстве, меркнет рядом с его шедевром – поэмой «Потерянный рай». Так происходит возврат к началу поэмы. Книга VII. М. не отказался от мечты «о новом обществе» : в «Возвращенном рае» Христос основывает «царство божие» на земле, а не на небе, т. е. совершает определенную политическую акцию. Тем временем Сатана достигает поверхности крайней сферы Вселенной (Согласно учению Птолемея, Вселенная представляет собой десять сфер, заключённых одна в другую). Он станет возращённым Раем для праведников, символом духовного перерождения Человека.
Ангелы требуют, чтобы сатана покинул Рай.
Большое количество деталей и их тщательная проработка удивительны. Массивные камни, сложенные в пилоны и арки. Разводные мосты, повисшие внутри здания.
С приходом Смерти в мир «зверь восстал / На зверя, птицы кинулись на птиц, / И рыбы ополчились против рыб». Получил очень хорошее образование — сначала дома и в школе св. «Потерянный рай» подводил итоги многолетним раздумьям автора о религии и философии, о судьбах родины и человечества, о путях его политического и духовного совершенствования. «Похищение Прозерпины на единороге».
Гюстав Доре (1832–1883) родился в Страсбурге в семье инженера. Что такое гравюра. Предлагаемый автором проект предусматривает весьма ограниченное избирательное право с многостепенной системой выборов и постоянный сенат, состоящий из «лучших и способнейших» членов общества. Цикл «Темницы» (1749-1750) «Темницы» по рисунку гораздо более экспрессивны, горячечны, чем другие работы Пиранези того же периода. Архангел показывает Адаму жизнь стана «мастеров и чтителей искусств», которые между тем «пренебрегают / Своим Творцом» и отвергают его дары.
Картина насыщена мелкими объектами — символами, которые бросаются в глаза наблюдателя. После низвержения Сатаны и его ангелов, Бог решает создать иной Мир с иными существами. Пятнадцатилетний художник обратился к издателю Шарлю Филипону, который принял молодого человека в число сотрудников «Journal pour rire». Жена уехала от него в первый же год и своим отказом вернуться довела его до отчаяния.
Адам сражен признанием Евы, но готов умереть вместе с ней. Все они в той или иной мере повлияли на английского поэта. Но общественная жизнь в Англии не ограничивалась только сменами режимов. Разводные мосты, повисшие внутри здания. В трактате «Права и обязанности королей и правительств» (1649), посвященном проблемам политической власти, Мильтон защищает идеи революции, обосновывает теорию «общественного договора» и право народа на тираноубийство.
Разводные мосты, повисшие внутри здания. Он презирает веселье и приветствует «божественную Меланхолию». Тем не менее, родители надеялись, что юноша поступит в политехническую школу.
Более всего ей хочется стать мудрой. Второе сильнейшее впечатление на него оказывает вид первых людей.
Джованни Баттист Пиранези (1720-1778) Пиранези создавал «архитектурные фантазии», поражающие грандиозностью пространственных решений, контрастами света и тени. Мильтон пробует силы в лирическом и драматическом жанрах: пишет стихи «на случай», торжественные элегии на латинском языке, сонеты, стихи на религиозные темы, небольшие пьесы-маски. Цикл «Римские древности» (1748-1788) В этом сборнике Пиранези воссоздал образ Рима во всем его разнообразии. В работах на мифологические темы Дюрер стремился воплотить классический идеал красоты. «Брак не может существовать и сохраняться без взаимности в любви, – провозглашает Мильтон, – там, где нет любви, от супружества остается только внешняя оболочка, столь же безрадостная и неугодная Богу, как и всякое другое лицемерие». Издание The Westminster Review утверждало, что «Доре демонстрирует нам эскизы, в которых зафиксированы наиболее распространенные и вульгарные внешние особенности». Вот таким образом не случайно на пике всадника прикреплен лисий хвост, примета рыцаря — разбойника. Вышедшее в свет в 1854 году недорогое издание романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» с иллюстрациями Доре стало сенсацией и художник приобрел невиданную популярность. В этот-то период появилась его лучшая поэма «Потерянный рай», доставившая ему мировую славу.
Его тема – священная история, а герои – Бог, Дьявол, Мессия, Адам и Ева. 1504 год Художник изучал пропорции, работал над проблемой изображения обнаженного тела. Работы выполнены с поразительной точностью и наводит ужас на зрителя, заставяя поверить в то, что все это действительно существовало. Поэма развивает сюжет книги Бытия о грехопадении людей, о сотворении мира и об образовании ада, который располагается в кромешной тьме (англ. utter darkness) или хаосе.
Поражает прежде всего космическая грандиозность поэмы Мильтона. В этот период происходит становление поэта, формируются его вкусы и убеждения. В течение нескольких лет Доре еженедельно готовил для журнала сатирические рисунки. После затвердевания лака его поверхность коптили.
Показательно, что все инструменты, необходимые для выполнения резцовой гравюры, — штихели (резаны), пунсоны для наколачивания точек, шлифовальные гладилки, шаберы для срезания металлических заусенцев — заимствованы из арсенала ювелирного искусства. 1753 год Питер Брейгель старший (1525-1569) Портрет Брейгеля работы Доминика Лампсония, Таинственна жизнь и судьба Брейгеля. Вот таким образом не случайно на пике всадника прикреплен лисий хвост, примета рыцаря — разбойника. Но наибольшей популярностью пользовались книжные иллюстрации Доре. Однако эти переговоры не увенчались успехом.
Они не хотели вообще никакой церковной власти. Пафосу этой демонической (в буквальном смысле слова) стороны «Потерянного Рая» соответствует идиллическая часть – поэтические описания рая, любви первых людей и их изгнания. Но последняя не есть насилие, а просветление и убеждение, отказ от борьбы. Здесь Данте приобщается высшей благодати, достигая общения с Создателем. По глубокому убеждению Мильтона, знание не способно осквернить подлинную добродетель добродетель же, которую надо оберегать от искушений, не достойна называться таковою.
Все трактаты Мильтона пронизывает мысль о свободе. (Архангел Гавриил является вторым в ангельской иерархии, как вестник Бога. «Потерянный Рай» – христианская эпопея о возмущении отпавших от Бога ангелов и о падении человека. Третьим Ангелом в высшей иерархии находится Архангел Рафаил – целитель.
Христос для Мильтона — лишь великий человек (Greater Man), он символизирует «избранных» представителей будущей революции, победивших силы реакции. Таково самое общее определение гравюры с точки зрения технологии. Искупление может принести только праведная кровь, пролитая за грешников. В годы яростной памфлетной войны, развязанной сторонниками монархии после поражения в революции, рождаются знаменитые трактаты Мильтона «Защита английского народа» (1650) и «Вторая защита английского народа» (1654). Почти одновременно Доре создает цикл рисунков к роману своего друга Теофиля Готье «Капитан Фракасс».
Однако эти переговоры не увенчались успехом. В свое время Доре в основном был известен благодаря своим картинам. он обращается к соотечественникам со страстным призывом объединить усилия в борьбе за республику. Уильям Блейк еще в 1790 г. в «Бракосочетании Неба и Ада» утверждал, что «Мильтон чувствовал себя в кандалах, когда писал о Боге и Ангелах и свободно – когда речь шла о дьяволах и Геенне ибо он был настоящим Поэтом и, сам того не сознавая, принадлежал к партии Дьявола». В старости Мильтон очутился один в тесном кругу семьи — третьей жены (первая умерла рано, вернувшись в дом мужа за несколько лет до смерти), абсолютно чуждой его духовной жизни и трех дочерей от первого брака последних он заставлял читать ему вслух на непонятных им языках, чем возбуждал в них крайне недружелюбное к нему отношение.
Основной металлографский резец — грабштихель — имеет сечение ромба или треугольника. Его вторжение обнаруживают Ангелы-хранители. По окончании курса он провёл шесть лет в имении отца Хортоне (близ Лондона), погруженный в самообразование и самосовершенствование. И Смерть отсрочена для того же: «Много дней / Даровано тебе, дабы ты мог, / Раскаявшись, посредством добрых дел / Исправить зло». Молодой, жизнерадостный дух «LAllegro» не чужд Мильтону, но его внутреннему настроению ближе вдумчиво-серьезное отношение к жизни «Il Penseroso». В 1861 году художник начинает работу над «Божественной комедией» Данте – этот гигантский труд был завершен в 1869 году.
В руке у нее раскрытый циркуль, к поясу привязаны связка ключей и кошель. Правда, каждая глава (книга) предваряется кратким содержанием. 1776 год «Вид пристани Рипа Гранде». После чего – скрылся в чаще. Предпринимая это издание, я не рассчитываю на то, что оно может скоро разойтись и знаю, что мне в несколько лет не покрыть расходов на него, но это только доказывает, что есть идеалисты, которые хотят работать без надежды на скорую пользу». Однако телесные мучения Мильтона не сравнимы с его нравственными страданиями.
«Семейство Сатира». Архангел Рафаил продолжает повествовать Адаму. Джон Мильтон (англ.
Художник с триумфом прибыл в английскую столицу и провел здесь три года, создав 180 гравюр для альбома «Лондон» изданного в 1872 году. В Англии кипели так же религиозные страсти. Альбрехт Дюрер (1471-1528) Автопортрет, 1500, Старая Пинакотека, Мюнхен Альбрехт Дюрер прославился уже в раннем возрасте своими гравюрами и сегодня считается наиболее известным из художников эпохи Возрождения. Красота рождает в нем раскаяние.
Большое количество деталей и их тщательная проработка удивительны. Научиться жить – значит уметь не влюбляться в жизнь, но и не ненавидеть ее. Художник с триумфом прибыл в английскую столицу и провел здесь три года, создав 180 гравюр для альбома «Лондон» изданного в 1872 году. Их сравнивают с бредом, кошмаром, прорывом подсознательного. Он чудодейственным образом вселяется в змеиное тело и стал выжидать момента для осуществления своих коварных планов.
Последний состоит из семи сфер, опоясывающих землю и соответствующих семи планетам (согласно распространённой тогда Птолемеевой системе): сферы Луны, Меркурия, Венеры и т. д., за ними следуют сферы неподвижных звёзд и хрустальная, — за хрустальной сферой расположен Эмпирей, — бесконечная область, населённая блаженными, созерцающими Бога, — последняя сфера, дающая жизнь всему сущему.
После нарушения приказа их изгоняют из Рая и они должны потом добывать себе пропитание. Массивные камни, сложенные в пилоны и арки. Разбегающиеся в разные стороны коридоры с камерами. Земля стонет при грехопадении (782 – 784). До грехопадения Адам определяет сущность природы человека и говорит о невозможности проникновения Зла помимо его собственной воли. Отойдя временно от участия в политической борьбе, мыслитель работал во второй половине 50-х годов над большим теолого-этическим трактатом «О христианском учении».
С одной стороны, гравюра лаконична, здесь нет ничего лишнего, все продумано до мелочей. Издатель А. Ф. Маркс признавался, что «больше двух лет употребил на составление и приготовление этого издания». Эта задача олицетворяется в победе Христа над искусителем — сатаной. «Темницы» по рисунку гораздо более экспрессивны, горячечны, чем другие работы Пиранези того же периода. На крыльях мыши надпись: «Меланхолия I» () Сразу же чувствуя, что крылатую женщину угнетают сомнения и неудовлетворенность, зритель, однако, становится в тупик перед множеством рассеянных здесь намеков. Христос для Мильтона – лишь великий человек (Greater Man), он символизирует «избранных» представителей будущей революции, победивших силы реакции.
Он восстает (англ. revolting) против Бога, так как не хочет преклонять колени перед его сыном тайно уводит третью часть ангелов (бунтующих ангелов— англ. rebel Angels) и организовывает вооруженную борьбу против ангелов и является причиной грехопадения человека. Так он приходит к оптимистическому выводу о неизбежном торжестве Добра в жизни общества – выводу, особенно актуальному в «злые дни» Реставрации. По его мнению, «Добро и Зло, познаваемые нами на почве этого мира, произрастают вместе и почти нераздельно познание Добра настолько связано и переплетается с познанием Зла, в них столько коварного сходства, что их трудно отличить друг от друга».
Травленая же линия офорта выглядит иначе. Наступил седьмой день. Этот последний период жизни, с 1660 по 1674, ознаменовался тремя гениальными произведениями: «Потерянный рай» («Paradise Lost»), «Возвращённый рай» («Paradise Regained») и «Самсон-борец» («Samson Agonistes»).
Его даже ненадолго посадили в тюрьму, но он вырвался на волю, заплатив за себя выкуп. «Святой Иероним в келье». Она развилась главным образом из техники печатания на тканях посредством деревянных штампов (так называемой набойки), тиснения «печатных» пряников при помощи резных досок и т. п. Для печатания гравюр вместо пергамента, употреблявшегося для средневековых миниатюр, стали теперь применять значительно недорогой, новый для Европы материал — бумагу. После нарушения приказа их изгоняют из Рая и они должны потом добывать себе пропитание. Ева поддается искушению.
В стихотворении «К Шекспиру» он славит гений великого драматурга, подчеркивая тем самым свою духовную связь с его наследием. К власти пришёл народный кумир генерал-лейтенант Оливер Кромвель.
«Фонтан Треви». Знаменитый лист этого мастера «Плат св. Назначает Адаму добывать хлеб в поте лица, а Еве рожать в муках. Так якобы был сделан первый отпечаток с ниелло. 1514 год Святой Иероним напряжённо работает, в руке его перо, голова окружена сиянием. В «LAllegro» изображен веселый и беспечный юноша, который гонит прочь меланхолию и славит Евфросину, одну из трех граций, олицетворяющих радости жизни. Все напоминает о временности бытия. В памфлетах 1659–1660 гг. Лес в пьесе символизирует запутанность человеческой жизни, Комус олицетворяет порок.
Там он написал по меньшей мере четыре стихотворных произведения. В 1867 году в Лондоне открылась Галерея Доре имевшая шумный успех. Человеку предстоит пережить грехопадение и стать смертным. Неизгладимое впечатление произвела на него встреча с постаревшим великим Галилеем. Однако в пору ожесточенной борьбы против монархии замысел «Артуриады» стал для него неприемлемым. Цепи и кольца для крепления пут, вмурованные в стены и балки.
Внешний сюжет поэмы несложен: он построен на библейских мифах и представляет рассказ о восстании сатаны против бога, жизни Адама и Евы в раю и их грехопадении. В ответ на то, что Человек отверг дарованную ему высшую истинную Свободу добровольного служения силам Небес, «Бог / В расплату подчинит его извне / Тиранству самозваных вожаков». Восприняв крушение республики как катастрофу и мучительно пытаясь разобраться в причинах трагического излома истории, поэт – в полном согласии с воззрениями своей эпохи – обратился к Книге книг, к тексту Священного писания. Но республика, за которую ратует Мильтон, лишена черт подлинной демократии. Получив дозволение, Сатана устремился к Земному шару, ринувшись вниз от Солнца.
И рассказывает об искусстве жить. Примерно в то же время другой петербургский издатель М. О. Вольф обратился к Доре с предложением проиллюстрировать «Руслана и Людмилу» или «Демона». Адам сомневается в справедливости услышанного (но его сомнение находится в пределах веры) и утверждает, что Божественная природа совершенна и самодостаточна, а человеческая ищет подобного себе. Так, знаменитая резцовая гравюра Дюрера «Всадник, смерть и дьявол» имеющая сравнительно небольшой формат (24, 718, 9 см), гравировалась более трех месяцев, не считая времени, затраченного на предварительное изготовление эскизов. Людей «Лишат свободы внешней, вслед за тем, / Когда они утратят, согрешив, / Свободу внутреннюю». Законы, установленные Богом, лишь высвечивают греховность Человека, но не искореняют грехов и не искупают их. Рядом свернулась в клубок тощая собака. Окончив одну из лучших лондонских школ, Мильтон поступил в Кембриджский университет.
Теряющиеся в темноте и высоте колонны. Но последняя не есть насилие, а просветление и убеждение, отказ от борьбы. Архангел Рафаил рассказывает Адаму о сатанинском замысле создания сверхмощного оружия из частиц вещества, добытого из огненных недр Земли и его реализации (472 – 494).
«Прогулка». Сатанинское сомнение в мудрости Божественного закона основано на том, что никто не помнит своего рождения и сводится к неверию в то, что Ангелы созданы Богом, а не самозародились и не равны ему своей первозданностью (853 – 871). «Il Penseroso» рисует образ человека серьезного, склонного к уединению и раздумьям. В 1861 году художник начинает работу над «Божественной комедией» Данте — этот гигантский труд был завершен в 1869 году.
В отличие от резца, который чисто вынимает полоску металла из толщи доски игла только прорывает, процарапывает ее поверхность, причем барбы здесь обычно сохраняются, так как они придают особенную сочность и красоту оттиску «сухой иглы». Среди них — «Песни старого моряка» Кольриджа (1875), «Неистовый Роланд» Ариосто (1879), «Ворон» Э. По (1883) и многие другие. Право на управление страной он признает именно за «средним классом», буржуазией и новым дворянством – «золотой серединой» общества, отрицая такое право за широкими народными массами. В аллегорической маске «Комус» (1637) автор восхваляет нерушимую, погруженную в себя добродетель, типичную для морального ригоризма пуритан.
На столе, только подставка для книг, на ней труд Святого Иеронима, распятие и чернильница. В сонете «Лорду-генералу Кромвелю» (1652) и в обеих «Защитах» автор прославлял вождя индепендентов как талантливого полководца и государственного деятеля, но, предчувствуя назревавшие перемены, призывал его самого не допустить насилия над свободой и охранить ее от посягательств со стороны других. Их сравнивают с бредом, кошмаром, прорывом подсознательного. Сотворение мира закончилось. В 1638–1639 гг. Однако Мильтон не отказался от своих философских взглядов и политических симпатий: в «Возвращенном рае» — те же элементы материализма и в еще большей степени отход от официального христианства.
Тема «Комуса» – тема испытания добродетели, вечного соперничества добра и зла – с новой силой звучит в позднейших творениях автора. В то же время некоторые офортисты и в этой технике добивались чистоты линий. Иисус сорок дней пребывал в пустыне без еды и пития. Само обращение Мильтона к источнику из которого английский народ заимствовал «язык, страсти и иллюзии» для своей буржуазной революции, было исполнено глубокого смысла: в обстановке победившей реакции поэт как бы заявлял о том, что дух революции не умер, что ее идеалы живы и неистребимы. Действительность постоянно опровергала надежды. Он был глубоко уверен в том, что, присоединив к данному от Бога таланту прилежное изучение, упорный труд, он оставит потомству памятник, достойный того, чтобы быть сохраненным.
Таково содержание и смысл поэмы. Он попытался как-то решить проблемы в своей поэме "Потерянный рай". Всю свою жизнь он готов посвятить изучению наук и искусств. Вторая крупная поэма Мильтона – «Возвращенный рай» – значительно слабее. Большую роль играет падший ангел, он же сатана или змей (англ. Serpent). В кипении политических и религиозных страстей проходила жизнь поэта Джона Мильтона.
Первым в иерархии стоит Архангел Михаил – вождь Небесной рати. Эти особенности материала, над которым работал Мильтон, отражаются на его поэме техническая сторона описаний условна, в изложении мало образности библейские существа часто кажутся только аллегорией.
Пересказывать сюжет "Потерянного рая" – задача довольно сложная. В руке у нее раскрытый циркуль, к поясу привязаны связка ключей и кошель. В 1862 году он издает «Сказки» Перро и «Басни» Лафонтена, в 1863-м иллюстрирует «Дон Кихота» Сервантеса и «Приключения Мюнхгаузена» Распе, в 1866-м выходит в свет большой цикл графических листов к Библии.
Издатель А. Ф. Маркс признавался, что «больше двух лет употребил на составление и приготовление этого издания». В 1862 году он издает «Сказки» Перро и «Басни» Лафонтена, в 1863-м иллюстрирует «Дон Кихота» Сервантеса и «Приключения Мюнхгаузена» Распе, в 1866-м выходит в свет большой цикл графических листов к Библии. Не случайно промонархически настроенные пулицисты (Салмазий, Бромхолл, Роуленд, Филмер и др. ) выступили против Мильтона с рядом памфлетов, дышащих злобой и ненавистью, а его трактат «Иконоборец» был предан анафеме и публично сожжен в Тулузе и Париже. От напряженного труда слабеет зрение Мильтона. В течение нескольких лет Доре еженедельно готовил для журнала сатирические рисунки.
«Рыцарь, смерть и дьявол». В 1855 году были изданы «Озорные рассказы» Бальзака, упрочившие славу молодого мастера. Великое значение «Потерянного Рая» – в психологической картине борьбы неба и ада. В Раю безмятежно блаженствуют Адам и Ева.
На стенах здания висят песочные часы, весы и колокол и начертан магический квадрат. Первоначально он предполагал воспеть в эпосе легендарного короля Артура. Гавриил обещает усилить бдительность и Уриил, успокоившись, возвращается на Небеса. Эта ужасная казнь случилась в 1553 году. В 1867 году в Лондоне открылась Галерея Доре имевшая шумный успех.
Она собирается скрыть свой поступок от Адама, блаженствовать одна и быть знающей. 1496 год Сюжет «Прогулки», на первый взгляд, незамысловат: молодая бюргерская пара в богатых костюмах прогуливается за городом, на заднем плане виден сельский пейзаж и дерево. История эта представляется одной из легенд, каких немало в «Жизнеописаниях» Вазари, к тому же он ошибочно называет изобретателем гравюры на меди флорентийца Мазо Финигуэрра (1426—1464) и относит это событие к 1460-м годам, в то время как первые гравюры на меди появились, по-видимому, в Германии и намного раньше.
«Возвращённый Рай» передаёт историю искушения Иисуса Христа духом зла и написана более холодно и искусственно. Она не может быть осмыслена вне живых связей автора с эпохой, с ее свободолюбивым духом. Разбегающиеся в разные стороны коридоры с камерами. Гравюра рождается почти одновременно как ксилография и как резец.
Вот таким образом он решил сохранить их посредством гравюр. Под влиянием его гравюр создаются декорации к «Гамлету» Шекспира и к опере Бетховена «Фиделио».
Первые образцы «сухой иглы» встречаются еще у немецких граверов эпохи Шонгауэра. Он успел прожить бурную жизнь. Да и у Блока не всё так просто, также как и у Мильтона. При этом Человеку дается совет «Чересчур / Не прилепляться всей душой к вещам, / Которыми не вправе обладать». Для того чтобы научить Адама быть мудрым в земном бытии, Архангел Михаил являет перед ним картины будущего, жизнь на Земле до Великого Потопа, пороки, которым станет предаваться человечество, множество смертей, которые придется пережить. Ева в поэме очень красива и независима от Адама. Желание оценить качество рисунка прежде чем он будет заполнен чернью (после чего уже трудно внести в него какие-либо исправления), а также стремление сохранить его как образец для последующих работ привели к попыткам втирать краску в углубления ниелло и затем оттискивать ее на воск, а позже — и на бумагу.
Такие-то интересные дела творились в Англии на политическом фронте в середине 17-го века. Здесь Сатана попадает в некое место Лимб (преддверие Суетности) и видит тамошних обитателей – отбросы общества.
«Paradise Lost» — христианская эпопея о возмущении отпавших от Бога ангелов и о падении человека. Ящерица — символ притворства, злого демона. «Возвращённый Рай» передаёт историю искушения Иисуса Христа духом зла и написана более холодно и искусственно.
Таково содержание и смысл поэмы. Драматические события «Потерянного рая» разыгрываются на фоне необозримых просторов Вселенной. Обычно автор-художник ограничивался рисованием на доске, которую затем обрабатывал ремесленник – резчик по дереву («формшнайдер»), старавшийся возможно точнее вырезать нанесенное изображение, все линии, штрихи, точки. В 1847 году семья Доре переехала в Париж. Он объясняет смысл сотворения Мира.
Он восхищается прекрасной Землёй. В Раю Сатана замечает спящую змею. Дальнейшая политика лорда-протектора основательно поколебала те надежды, которые Мильтон возлагал на него, которые связывал с молодой республикой. В противоположность героическим эпопеям Гомера и средневековым эпопеям, а также поэме Данте, «Потерянный Рай» не даёт простора творческому вымыслу поэта. Бог творит для него Еву.
Большое количество деталей и их тщательная проработка удивительны. "Возвращённый Рай" Д. Мильтон написал в 1671 году, задумав его как продолжение "Потерянного Рая", как указание на возможность искупления совершённых проступков. Поэма насыщена размышлениями, диалогами, богатой описательной частью. Для Мильтона наступило полное одиночество — и вместе с тем время величайшего творчества. Святой Иероним напряжённо работает, в руке его перо, голова окружена сиянием.
Первый период творческой деятельности Мильтона, включающий в себя годы «учения и странствований», совпадает с предреволюционными десятилетиями (1620–1630-е годы). Книга XI. (Лука, 4:12). Сатана ничего не ответил и с ропотом отступил из Рая.
В течение всей истории гравюры рождаются и отмирают гравюрные техники. Все напоминает о временности бытия. В основу «Потерянного рая» легло ветхозаветное предание о восстании Сатаны против Бога и грехопадении первых людей. Адам размышляет о природе земной Любви, ее человечности. Металлические заусеницы, оставшиеся по краям каждого штриха (барбы), аккуратно срезаются шабером.
Картина насыщена мелкими объектами — символами, которые бросаются в глаза наблюдателю. В памфлете «Иконоборец» (1649), написанном по поручению индепендентского правительства в ответ на книгу епископа Годена «Королевский образ», Мильтон разоблачает роялистскую легенду о короле-«мученике» и доказывает справедливость действий революционного народа, казнившего Карла I – тирана изменника и врага государства. (Согласно Библии, Бог запретил Адаму и Еве кушать плоды от дерева Познания, однако Ева, обманутая змеем, сорвала запретный плод, вкусила его сама и дала вкусить Адаму). В трактате «Скорый и легкий путь к установлению свободной республики» (1660), вышедшем накануне Реставрации, Мильтон утверждает, что свободная республика без короля и палаты лордов есть наилучшая форма правления.
Не насилие, а просвещение и убеждение приведут человечество к светлому будущему. «Меланхолия». На столе, только подставка для книг, на ней труд Святого Иеронима, распятие и чернильница. Сам Сатана, восседая на пышном царском троне, проводит заседание в Пандемониуме.
Книга VI. Но оно передаёт читателю лишь общую канву произведения. Вот такое странное сочетание: кровавый красный флаг в сочетании с белыми невинными розами.
Его влечет тернистый путь познания. В небе, в лучах кометы, распростерла крылья огромная летучая мышь. Главой церкви в Англии стал лично король. Злой дух Комус тщетно пытается соблазнить заблудившуюся в лесу юную Леди.
Общее решение проблемы добра и зла, к которому Мильтон приходит под влиянием гуманистических традиций, сыграло позднее важную роль при обрисовке облика Сатаны в «Потерянном рае». Одни — за войну, другие — против. Великое значение «Потерянного Рая» — в психологической картине борьбы неба и ада.
Архангел говорит ему о мудрости устройства мира, о непостижимости Божественного замысла и о бесполезности попыток познать то, что не дано узнать Человеку Богом, о мудрости неведения, умении «не отравлять / Тревожным суемудрием – услад / Блаженной жизни». Пешеходные мостки на страшной высоте. В 1652 г. наступает полная слепота.
Возникает вопрос: кого послать в столь трудную разведку. Архангел видит их «источник бед / В изнеженности женственной мужчин, / Которым нужно (. ) / Врожденное достоинство хранить». У нее вызревает решение: Адам должен разделить ее участь. Сердца четы просветляются. В земном раю провожатой Данте выступает его возлюбленная Беатриче, восседающая на влекомой грифоном колеснице (аллегория торжествующей церкви) она побуждает Данте к покаянию, а затем возносит его, просветлённого, на небо.
«Потерянный рай» появился в печати в 1667, «Возвращённый рай» и «Самсон-борец» — в 1670.
Мнения, как водится, разделились. А длявыполнения гравюры на меди форматом в современные «пол-листа» с произведения масляной живописи квалифицированному граверу-репродукционисту в XVII—XIX веках требовалось иногда более года. В противоположность героическим эпопеям Гомера и средневековым эпопеям, а также поэме Данте, «Потерянный Рай» не даёт простора творческому вымыслу поэта. Эта задача олицетворяется в победе Христа над искусителем – сатаной.
«Дураки и шуты» Главной загадкой этой гравюры является год ее создания. «Ареопагитика» – не только провозглашение одного из важных принципов демократии, но и блестящий образец философской диалектики. И, однако, этот простой принцип породил огромное количество видов, подвидов, разновидностей гравирования.
Бог дает понять, что лишает Человека блаженства не из жестокости, а для того, чтобы врачевать тот изъян, который возник при грехопадении. Череп ассоциируется со смертью и первородным грехом. Изображение собаки утверждается здесь как приверженность дьяволу, жадность и зависть.
Почти одновременно Доре создает цикл рисунков к роману своего друга Теофиля Готье «Капитан Фракасс». В 1878 году в Санкт-Петербурге вышло роскошное издание русского перевода «Потерянного Рая» Мильтона с иллюстрациями Доре. 1752 год «Вид пристани Рипетта». «Я называю совершенным и благородным такое воспитание, – пишет он, – которое делает человека способным исполнять надлежащим образом, умело и со всею душой любые обязанности, как личные, так и общественные, как мирные, так и воинские».
М. не отказался от мечты «о новом обществе»: в «Возвращенном рае» Христос основывает «царство божие» на земле, а не на небе, т. е. совершает определенную политическую акцию. С 1848 года он начал выставляться в парижском Салоне, в 1852 году оставил работу в журнале ради иллюстрирования книг. Мильтон не ошибся, загадывая наперед. Вторая крупная поэма Мильтона — «Возвращенный рай» — значительно слабее.
В 1878 году в Санкт-Петербурге вышло роскошное издание русского перевода «Потерянного Рая» Мильтона с иллюстрациями Доре. На сей вопрос трудно дать однозначный ответ и тут должен крепко задуматься читатель. Книга XII. Поэма развивает сюжет книги Бытия о грехопадении людей, о сотворении мира и об образовании ада, который располагается в кромешной тьме (англ. utter darkness) или хаосе. Сын Божий изъявляет готовность пожертвовать Собой ради спасения рода человеческого. Теряющиеся в темноте и высоте колонны.
Народ имеет право судить, низлагать и казнить тирана. Бог, наблюдая за приближением Сатаны, объясняет сыну (Иисусу Христу) Своё намерение: Человек создан Им свободным в выборе жизненного пути и, будучи соблазнён Сатаною и будучи не в силах противостоять искушению – будет осуждён на смерность. Он много раз вчитывался в Библию, пытаясь найти в ней ответы на свои сомнения.
Если общественный договор не соблюдается, если монарх, «пренебрегая законом и общим благом, правит только в интересах своих и своей клики», он – тиран. Теряющиеся в темноте и высоте колонны. Гюстав Доре (1832-1883) Доре можно по праву назвать колоссом иллюстрации, так как он, кажется интерпретировал все шедевры мировой литературы. Сюжет «Прогулки», на первый взгляд, незамысловат: молодая бюргерская пара в богатых костюмах прогуливается за городом, на заднем плане виден сельский пейзаж и дерево.
На столе только подставка для книг, на ней труд Святого Иеронима, распятие и чернильница. Четвёртым – Уриил – Архангел раскаяния). Влияние традиций Возрождения и в то же время двойственность восприятия мира и человека, не свойственная ренессансным художникам, отчетливо проявляются в стихотворениях-«близнецах» «LAllegro» («Веселый») и «Il Penseroso» («Задумчивый»). Оба трактата написаны на латыни и обращены ко всему образованному миру. Чтобы получить штрихи и линии разного характера, применяются резцы-штихели различных сечений, срезов и форм, а самые тонкие «волосные» линии наносятся иглами. Но наибольшей популярностью пользовались книжные иллюстрации Доре. Ангелы хором исполняют торжественные гимны.
Главное – помнить, что он «создан / Для высшей цели, чистой и святой». До того как Бог начнет творить мир Словом, Бог-Сын выполнит общеинженерный замысел:Вот, прекратя пылающих колесВращенье, взял он циркуль золотой, – Изделие Господних мастерских, – Чтоб рубежи Вселенной очертитьИ прочих созидаемых вещейИ, в центре острие установив, Другим концом обвел в кромешной тьмеБезбрежной бездны – круг и повелел: – До сей черты отныне, мир, прострись. Массивные камни, сложенные в пилоны и арки.
Родился в семье успешного нотариуса. Сатана поражен видом Рая на Земле.
Примерно в то же время другой петербургский издатель М. О. Вольф обратился к Доре с предложением проиллюстрировать «Руслана и Людмилу» или «Демона». «Алхимик». В 1629 г. он получил степень бакалавра, а еще три года спустя – степень магистра искусств. Твоя окружность и граница – здесь. Ева в поэме очень красива и независима от Адама. В ХVIII и ХIХ вв.
Вышедшее в свет в 1854 году недорогое издание романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» с иллюстрациями Доре стало сенсацией и художник приобрел невиданную популярность. Пятнадцатилетний художник обратился к издателю Шарлю Филипону, который принял молодого человека в число сотрудников «Journal pour rire». Не случайно именно в Библии он почерпнул сюжеты своих последних произведений, в веках сохранивших его имя, – поэм «Потерянный рай» (1667), «Возвращенный рай» (1671) и трагедии «Самсон-борец» (1671). В 1847 году семья Доре переехала в Париж.
В феврале 1652 он ослеп. В 1855 году были изданы «Озорные рассказы» Бальзака, упрочившие славу молодого мастера. Д. Мильтон завершил написание "Потерянного рая" в 1667 году, будучи уже абсолютно слепым (он ослеп в 1652 году). Душистые плоды служат им пищей, прозрачные воды – питьём. Эта техника, особенно широко применявшаяся с середины XV века итальянскими мастерами, — так называемая ниелло (ниель), по-видимому и была одной из непосредственных предшественниц резцовой гравюры. Каждый человек, по учению Кальвина, греховен изначально и его судьба предрешена. Резцовая гравюра на меди в том виде, в каком она применялась старыми мастерами, была суровым, трудным искусством, требовавшим большой внутренней дисциплины и упорства в работе.
Ящерица — символ притворства, злого демона. «Убить книгу – все равно, что убить человека, – заявляет мыслитель. Мильтон выступает прежде всего идеологом «среднего класса» Англии. Журнал The Art Journal обвинил Доре в «выдумывании вместо копирования». В семье Альбрехта было 18 детей, он был третьим ребенком и вторым сыном в семье. Его сын — Брейгель младший гравюрами не увлекался, хотя и был художником.
Подвижность и гибкость линий офорта несравненно больше, чем у вырезанных штихелем. Вот таким образом так задумчивы лица молодых людей. Затем Адаму предстоит увидеть племя воителей, которые совершают «дела великого геройства, но отвергнув правдивые достоинства» и как справедливый акт он воспринимает насыпаемый Богом Великий Потоп. Пафосу этой демонической (в буквальном смысле слова) стороны «Потерянного Рая» соответствует идиллическая часть — поэтические описания рая, любви первых людей и их изгнания. Джерролд позаимствовал эту идею из «Лондонского микрокосма», серии работ Рудольфа Аккермана, Уильяма Пайна и Томаса Роулендсона 1808 года.
Первая песнь «Потерянного Рая», где побеждённый враг Творца горд своим падением и строит пандемониум, посылая угрозы небу, — самая вдохновенная во всей поэме и послужила первоисточником демонизма Байрона и всех романтиков вообще. Пролетая по сферам, ведомый впоследствии Бернардом, Данте видит императора Юстиниана, знакомящего его с историей Римской империи, учителей веры, мучеников за веру, чьи сияющие души образуют сверкающий крест возносясь все выше и выше, Данте видит Христа и деву Марию, ангелов и, наконец, перед ним раскрывается «небесная Роза» — местопребывание блаженных. Но он упорствует в своем высокомерии и нежелании уступать.
Протестантская (лютеранская) вера смотрела на это иначе. Мильтон не распространяет принцип религиозной терпимости на католиков-папистов и резко осуждает «безверие и атеизм». На переднем плане мирно спит маленькая собачка и грозный лев – это обязательная часть легенды о Иерониме Блаженном. Она предлагает Адаму не иметь потомства, «прожорливую Смерть перехитря» или покончить с собой без малодушного ожидания Смерти. Пешеходные мостки на страшной высоте.
Сатана возвращается в Ад, держит речь в тронном зале и ждет рукоплесканий, но вместо этого слышит шипение обратившихся в змей своих соратников. Среди них – «Песни старого моряка» Кольриджа (1875), «Неистовый Роланд» Ариосто (1879), «Ворон» Э. По (1883) и многие другие. Заключительная, третья, часть поэмы посвящена странствованиям Данте по небесному раю.
В первых памфлетах («О реформации», «О епископате» и др. ). Картина насыщена мелкими объектами — символами, которые бросаются в глаза наблюдателя. Но и слепой, писатель продолжает служить республике, диктуя свои сочинения. Советский искусствовед Ц. Г. Нессельштраус так анализирует эту гравюру:.
Его религиозность была сродни религиозности великих ученых эпохи Возрождения – Эразма Роттердамского и Томаса Мора, воплотивших в своем творчестве идеи так называемого «христианского гуманизма». В них, отступая от ханжеской религиозной морали, автор выдвигает неслыханное для своего времени положение о праве на развод, если между супругами нет любви и согласия. Наряду с этим в «Лисидасе» ощущается растущее недовольство автора условиями современной общественной жизни. Жизнь из него будет уходить по капле. В руке у нее раскрытый циркуль, к поясу привязаны связка ключей и кошель.
Трактат «О воспитании» – важная веха в истории гуманистической педагогики. Штрихи «сухой иглы» имеют сравнительно небольшую глубину и под давлением в процессе печати быстрее сбиваются, чем резцовые или травленые (легче всего слетают барбы), что ограничивает число хороших оттисков. Он осторожно подползает к Адаму и Еве.
Отсюда основная идея «Возвращенного рая» — выяснение путей грядущей революции как духовного перерождения человека. Вернувшись из Италии, он поселился в Лондоне, воспитывал своих племянников и написал трактат «О воспитании» («Tractate of Education, to Master Samuel Hartlib») имеющий главным образом биографический интерес и показывающий отвращение Мильтона ко всякой рутине. Особое место среди публицистических произведений Мильтона занимает памфлет «Ареопагитика» (1644) – пылкое выступление в защиту свободной печати.
Переплетенные и изгибающиеся под неестественными углами лестницы. Он задается вопросом о сущности Знания. Воспевая нравственную чистоту, Мильтон противопоставляет строгую мораль безудержной жажде наслаждений, выступает против того, во что практически выродился ренессансный идеал в дворянском обществе, где он стал оправданием аморальности, грубой чувственности, презрения к нравственным ценностям. С детства он проявил способности к рисованию и буквально не выпускал карандаш из рук. Вопросам свободы в личной жизни посвящен цикл трактатов Мильтона о разводе (1643–1645). Но симпатии автора принадлежат в пьесе не Комусу, а Леди.
Два Ангела направляются искать Сатану в райских кущах. 1430— 1498) и Андреа Мантенья (1431-1506).
Таким образом, в ксилографии наметился разрыв между художественным творчеством и техническим выполнением (правда, когда резьбу выполнял высококвалифицированный формшнайдер, в его работе присутствовал определенный творческий момент перевода рисунка в материал). Её отголоски дошли до Англии и раскололи верующих на два непримиримых лагеря. Пешеходные мостки на страшной высоте. Переплетенные и изгибающиеся под неестественными углами лестницы.
После того, как она съела запретный плод, Ева дает Адаму съесть плод во имя их любви, тот слушается, несмотря на то, что ангел Рафаил предупреждал его не есть. Однако Мильтон не отказался от своих философских взглядов и политических симпатий: в «Возвращенном рае» – те же элементы материализма и в еще большей степени отход от официального христианства. В последнем из крупных произведений первого периода – элегии «Лисидас» (1638) – Мильтон, скорбя о безвременной гибели друга, Эдуарда Кинга, размышляет о бренности жизни и о том, успеет ли он осуществить свои замыслы, оправдать высокое назначение поэта.
«Я полагал, – писал он позже, – что было бы низко с моей стороны беспечно путешествовать за границей ради личного интеллектуального развития в то время, как дома мои соотечественники сражались за свободу». Он сознает, что не принял бы подобных упреков от собственного сына, так как производил бы его на свет не желанием, а естеством. Бог говорит о том, что должен впустить в мир Смерть, чтобы «всю мерзость вылизать и грязь пожрать» (629 – 632). Далее поэтическим языком пересказывается библейский сюжет искушения Сатаной (Дьяволом) Иисуса Христа. – Тот, кто уничтожает хорошую книгу, убивает самый разум».
Сатане ничего не оставалось делать, как убраться восвояси. Подобно герою Кристофера Марло – Фаусту, он хотел бы покорить «демонов воды, огня, / Земли и воздуха, чья сила / Стихии движет и светила». Цепи и кольца для крепления пут, вмурованные в стены и балки.