завершения эмпирич. мотивы. Они служили им лишь одним из способов познания сущего. 1908.
Будущие художники-постимпрессионисты (многие из которых ранее примыкали к импрессионизму), начали искать новые методы и выразительные средства, которые были бы более созвучны эпохе. И хотя ряд направлений постимпрессионизма (неоимпрессионизм, отчасти наби – французский вариант модерна) не выходит из указанных временных границ, творчество его ведущих мастеров (прежде всего постимпрессионизм Сезанна, В. ван Гога, П. Гогена, А. де Тулуз-Лoтрека) своей проблематикой кладёт начало многим тенденциям изобразительного искусства XX в. Представители постимпрессионизма не хотели писать простые поверхностные картины, на которых изображенный сюжет содержал тольковидимую часть мира, как обычно изображали вещи реалисты. 1902-1904 гг. Около 1910– Ларионова).
Он переживает тяжелый кризис, его мучают сомнения и картины нередко отражают тревожное состояние его души: «Невермор» (1897, Институт Курто, Лондон) «Материнство» (1896, коллекция Рокфеллера, Нью-Йорк) большая композиция «Откуда мы пришли. Однако постимпрессионизм неотделим от импрессионизма. художественно-эстетич. Поль Сезанн «Автопортрет» (1875)Французский художник-художник, яркий представитель постимпрессионизма. Получил хорошее общее образование, но в детстве способностей к живописи не проявлял. Эта композиция отличается причудливым сочетанием французской и полинезийской традиций.
В1904 несколько месяцев вПариже провёл Д. Д. Бурлюк, в1906 около месяца– Ларионов (вэто время проходила персональная выставка Гогена). Новозникновение «русского сезаннизма» как оригинального направления относится к1912–1913. Однако отношения их кончаются ссорой и разрывом. Она имеет противоположную направленность: если наэтапе «освобождения» Сезанн воспринимался как один изразрушителей канонов натурализма, тотеперь видится основателем традиции обращение кнему знаменует возвращение кценностям «чистой» живописи. В 1880—1881 гг.
Принимая многие художественно-эстетич. Ван Гог. Во Франции выступает со своими картинами голландец Винсент Ван Гог (1853-1890) искусство которого теснейшим образом граничит с развитием французской живописи. Многие исследователи причисляют «наби» к этой французской разновидности модерна. division – разделение или пуантилисты – от франц.
Постимпрессионизм. В невиданном творческом подъеме Ван Гог начинает лихорадочно работать, как будто чувствуя, как мало времени ему отпущено («Красные виноградники в Арле», 1888). Письма. характер, что подготовило опр. 19 – нач.
Это две фазы периода разложения традиционной академической системы и перехода к искусству 20 в. Художники этого направления, уходя от академического изображения реальности (реализма в живописи), так же отказываются от поиска выражения сиюминутных впечатлений (творчества импрессионистов). postimpressionisme, от лат. 7–9). Прежняя, академическая система их неустраивала изаоснову новой системы обучения были взяты живописные принципы Сезанна (поКончаловскому– «метод», поМалевичу– «система»). Сильное воздействие на них в этом плане оказала серия статей Давида Sutter «Les Phenomenes de la vision» в журнале «LArt», в которых были сформулированы 167 правил, существенно повлиявших на становление нового движения.
«Постимпрессионисты использовав завоевания импрессионистов, перешагнули тот рубеж, перед которым остановились их предшественники. прием), а разделение. Краски Сезанна — это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, голубого и охристого) и, естественно, белого.
Его представители (Кончаловский, Куприн, Машков, Р. Р. Фальк, А. И. Мильман, В. В. Рождественский, Г. В. Фёдоров) нестолько подражают Сезанну, сколько используют его приёмы имотивы для создания русской версии стиля, заметно сдвинутого всторону декоративности ибрутальности. Мастера П., почти все ранее примыкавшие к импрессионизму, с середины 1880-х гг. Воспоминания современников.
Первый этап сезаннизма приходится нагоды расцвета «Бубнового валета» (1912–1916). Цвет лепит предметы, – говорил Сезанн. Гоген)» («Золотое руно».
способ разложения сложных цветовых тонов на элементарные составляющие (научно выверенные локальные цвета), к-рые необходимо было наносить на холст раздельными точечными мазками с расчетом на их оптич. Пронизывающе-ярким, лимонно-желтым светом залито уличное кафе. Представители: П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген и др. Ван Гог считал, что есть цвета, которые «любят» и есть такие, что «ненавидят» друг друга. Л. -М., 1962 Крючкова В. А. Гоген не стремится к оптической верности в передаче окружающего мира.
По сути, все они могут быть квалифицированы как постимпрессионизм. Но он не боролся с её пороками, а бежал от них. Одной изпричин «возвратного сезаннизма» явилась преподавательская деятельность художников авангарда. Особенную выразительность имеют большие одноцветные поля его картин. Если «Ночное кафе» исполнено тревоги и агрессивности, то это полотно пронизано чувством спокойствия и умиротворенности.
искусства, япон. Тогда же был опубликован «Манифест символизма» французского поэта Жана Мореаса. Поиски своего особого пути в искусстве характеризуют и творчество Поля Гогена (1848-1903).
Совершенно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны. Шнитке в «Pianissimo», написанной по мотивам рассказа Ф. Кафки, в этом произведении с помощью пуантилизма изображается аппарат для изощрённой казни иглами. К середине 1880-х годов начался кризис импрессионизма.
Поль Синьяк. искусства, в частности на эстетику и практику Кандинского.
После кратковременного (1893-1895) возвращения во Францию из-за болезни и отсутствия средств он навсегда уезжает в Океанию: сначала на Таити, а с 1901 г. на остров Хива-Оа (Маркизские острова), где берёт себе в жены молодую таитянку и интенсивно работает: пишет пейзажи, рассказы, работает журналистом. период 80-х гг. Каждый из этих мастеров работал самостоятельно и искал свой собственный путь в искусстве. Человек напряженной внутренней жизни, обостренных чувств, художник не мог смириться с окружающей действительностью, полной противоречий и несправедливости. Её использовал Д. Д.
Эти поиски шли разными путями: и «синтетический» символизм Гогена и «набидов» и «декоративная стихия» модерна Тулуз-Лотрека и конструктивистское видение мира Сезанна и сверхчувствительная выразительность формы и цвета Ван Гога, – и явились связующим звеном между искусством XIX и XX вв., дав развитие многим ведущим художественным тенденциям последующего времени. и достаточно утомит. построенностью и выверенностью композиций. П. Сезанн называл свое искусство «размышлением с кистью в руках». Различные направления и индивидуальные творческие системы активно влияли друг на друга.
Здесь, на юге Франции, он находит, как пишет своему брату Тео, цветовую гамму Делакруа, линии японской гравюры (увлечение которой было тогда повсеместным) и пейзажи, «как у Сезанна». Одновременно с импрессионистами в 80-х гг. Техника разделения – это сложная система гармонии, это скорее эстетика, чем техника. Восполнить этот пробел помогали зарубежные поездки. Постимпрессионизм (от французского слова postimpressionisme) – направление в мировой живописи возникшее в конце 19 века, вследствие упадка популярности импрессионизма и является естественным продолжением развития этого течения. В1918 Кончаловский, Лентулов, Шевченко идругие были приглашены вреформированное МУЖВЗ (ГСХМI иII).
Эти поиски шли разными путями: и «синтетический» символизм Гогена и «набидов» и «декоративная стихия» модерна Тулуз-Лотрека и конструктивистское видение мира Сезанна и сверхчувствительная выразительность формы и цвета Ван Гога, – и явились связующим звеном между искусством XIX и XX вв., дав развитие многим ведущим художественным тенденциям последующего времени. ГРМ), Гончарова («Пейзаж скрасной землёй». Сильное воздействие на них в этом плане оказала серия статей Давида Сютте (Sutter) Les Phenomenes de la vision в журнале LArt, в к-рых были сформулированы 167 правил, существенно повлиявших на становление нового движения.
смешение в глазу зрителя. nabis от древнееврейского navi — пророк) объединяла таких художников, как М. Дени (один из главных ее теоретиков), П. Боннар, Э. Бернар, Ж. -Э. Вюйяр, П. Серюзье, К. Руссель, скульптор А. Майоль. Его целью было выразить себя. - обобщенное название периода худож. Общим качеством становится подчёркнуто станковый характер картины, отказ отсхематизации формы ицвета, внимание кпространству и«протекающему» голубому тону вживописи мастера. Неоимпрессионисты (или дивизионисты – от франц.
плане, обращаясь к худож. Кто мы. Группа Наби, набиды (франц.
период 80-х гг. Живопись Ван Гога иГогена активно воздействовала нарусских художников настадии формирования авангарда, помере его стремительного роста уступая место фовизму, кубизму ифутуризму. Вконце 1900-х отдельные попытки писать вего манере предпринимали Кончаловский («Франция.
эзотерич. Новые течения декларировали неприятие эстетики импрессионизма и реализма. На протяжении 1907–1908 интерес кпостимпрессионизму быстро возрастал. Но Танги умер и картины Сезанна пошли с молотка. религиозностью в ее просветленно-элегич.
(Мартиника)», «Красный берег» и«Натюрморт (Фрукты)») ипять произведений Ван Гога («Садовник», «Солнце вдеревьях», «Колыбельная (Госпожа Рулен)», «Ночное кафе вАрле» иакварель «Зуав»). Постимпрессионизм – (фр. Осн. Немного раньше вжурнале «Мир искусства» (1904.
В 1884 г. произошла встреча молодых художников Поля Синьнка (1863-1935) и Жоржа Сера (1863-1935). Разрабатывая теорию дополнительных цветов, Сера в формальной сфере особое внимание уделял контрастам цветов, тонов, линий. Позднее признание получило и творчество Поля Сезанна (1839-1906). он посещает Брюссельскую Академию художеств. ГРМ) идругих работах, где авторы преподносят публике «сниженный» образ творческой личности. В картине Таитянка, держащая плод силуэт женщины очерчен простыми и ясными контурами. Узор юбки напоминает форму ветвей и листьев над головой женщины.
Порой он использует приемы обратной и сферической перспективы. У Синьяка и Кросса цветовые решения их картин имели более открытый эмоц. Для набидов характерно увлечение др. Это качество постимпрессионизма, как и«упрощение рисунка» (выражение тогдашней критики), станет основой сближения двух главных источников авангарда– новой французской живописи инародного искусства. Наих картинах предметы укрупнены (как иразмер полотен), пространственные смещения утрированы, объёмы кажутся весомее, цветовые контрасты интенсивнее ирезче. ". Это сезаннизм с«поправкой» Матисса, отчасти народного искусства (мотив подноса или фольклорной картинки навтором плане), его образы отмечены жизненной энергией иоптимизмом.
Художники занимались поисками, которые приводили к возникновению различных направлений из которых и сложился постимпрессионизм: пуантилизм (Жорж Сёра, Поль Синьяк), символизм Гогена и группы «наби» (Морис Дени, Поль Серюзье, Пьер Боннар), создание линейно-живописного строя будущего стиля модерн (Тулуз-Лотрек и др. ), принципы Cезанна и проч. орнаментикой и вост. Повышенный интерес к линеарному эстетизму и мягкой музыкальности обобщенных цвето-форм фактически вплотную приблизил их к Арт Нуво (см: Модерн). (времени его кризиса) пытаются найти новые и, по их мнению, более созвучные эпохе изобразительные средства, стремятся преодолеть эмпиризм художественного мышления и перейти от свойственной импрессионизму фиксации отдельных мгновений жизни к воплощению её неких длительных состояний — духовных и материальных. Авторство термина «постимпрессионизм» принадлежит британскому критику Роджеру Фраю (Roger Fry). Он начал заниматься живописью еще в Бельгии, когда был миссионером в «черной стране» бельгийских шахтеров — Боринаже. Единственное, что объединяет всех художников – постимпрессионистов, – это определенное отталкивание от импрессионизма как от некоего фундамента, на основе которого начались их собственные художественно-эстетические искания, выражавшиеся в стремлении передать на полотне не сиюминутные, но длительные, сущностные состояния жизни, как материального так и духовного происхождения. Напрямую переходили к серьезным размышлениям по поводу того или иного явления.
Л. Б., В. Б. Именно он обозвал «постимпрессионистами» художников, выставлявшихся в Лондоне в 1910-м году. В следующем, 1895 году торговец картинами Воллар предложил Сезанну прислать свои произведения на выставку и художник, не выставлявшийся до этого 20 лет, отправил в Париж 150 картин.
ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ (фр. («Едоки картофеля», 1885). Наней экспонировались потри картины Сезанна («Портрет жены художника», «Натюрморт» и«Чёрный замок») иГогена («Пейзаж. фигуры и ландшафт импрессионистские вибрации и случайное с классич. 1908. Важным событием впроцессе узнавания постимпрессионизма молодыми московскими художниками стала выставка «Салон Золотого руна» (1908).
ученых), опыты в сфере оптики, Сера предложил и реализовал на практике почти механический способ разложения сложных цветовых тонов на элементарные составляющие («научно» выверенные локальные цвета), которые необходимо было наносить на холст раздельными точечными мазками с расчетом на их оптическое смешение в глазу зрителя. К постимпрессионизму относят П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека, представителей неоимпрессионизма и группы «наби». Лит. : Ревалд Дж. 30), а древнейшим его «предвосхищением» – средневековый гокет, где мелодия рассекается на фрагменты исполняемые по очереди разными певцами. «Точечная фактура» нередко используется в целях музыкальной изобразительности.
Первой попыткой можно считать доклад поэта ихудожника С. П. Боброва наВсероссийском съезде художников (конец 1911), вкотором он декларировал создание Ларионовым иГончаровой нового течения– пуризма, аего истоком провозглашались постимпрессионизм ирусский изобразительный фольклор. он опубликовал теоретическую работу «От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму», посвященную памяти Сера, в которой, оправдывая методику дивизионизма, доказывал, что разделение цветов логически было предопределено ходом истории искусства. С. 29) инициировал их публикацию вфевральском номере журнала «Искусство» (1905. Около 1909. Поиски шли различными путями: это и пуантелизм (Жорж Сёра, Поль Синьяк) и символизм Поля Гогена и группы «наби» (Морис Дени, Поль Серюзье, Эдуард Вюйар, Пьер Боннар и др. ) и создание линейно-живописного строя стиля модерн (Анри де Тулуз-Лотрек и др. ) и проникновение в конструктивную основу предмета (Поль Сезанн) и даже предвещавшая опыты экспрессионизма живопись Винсента Ван Гога. пер.
Для Гогена характерна непрестанная жажда перемены мест: в 1887 он внезапно уезжает на Мартинику, в 1888 возвращается в Понт-Авен, зимой того же года появляется в Арле на юге Франции («Арлезианка», 1888), работает вместе с Ван-Гогом, мечтающим создать братство художников. Фанатично трудился над своими картинами. Опираясь на психофизиологию восприятия цвета, научные теории цвета (Э. Шеврейля и др. Этой картиной Сёра удалось создать атмосферу остановившегося времени. Вторая волна сезаннизма зарождается в1917–1920, впериод распада общества «Бубновый валет» ипобеды радикальных течений авангарда.
Они существуют в условном мире искусства, где эти предметы преображаются художником. ГТГ). 1908–1909 «Цыганка». Он заставляет их служить себе, выражению своего внутреннего состояния.
Образы его картин окрашены пессимистическими и тревожными настроениями. И хотя ряд направлений П. (неоимпрессионизм, символизм, французский вариант «модерна» «наби») качественно замыкается в указанных временных границах, творчество его ведущих мастеров П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена, А. де Тулуз-Лотрека своей проблематикой кладет начало истории изобразительного искусства 20 в. К выдающимся представителям постимпрессионизма в живописи относятся Винсент Ван Гог, Поль Гоген и Поль Сезанн. Фонд Петра Кончаловского), Ларионов («Груши». Отсылка кГогену читается в«Автопортрете сжёлтыми лилиями» Гончаровой (1907–1908. М., 1994. Каждый из постимпрессионистов, сохраняя жизнеподобие, преодолел непреложный принцип традиционной художественной системы «подражания природе». Только после 30 лет Ван Гог целиком посвящает себя живописи.
Вотличие отпервого, бубновалетского периода, теперь это неколлективное движение художники, ранее принадлежавшие кразным группировкам (бывшие бубновалетцы Кончаловский, А. В. Лентулов, Рождественский, близкий кним А. А. Осмёркин, бывшие ослинохвостовцы А. В. Шевченко иК. С. Малевич), «приникают» кСезанну поодиночке, находят индивидуальные стилистические решения «внутри» сезанновской традиции. законам контраста и градации. На этом острове он и умирает. Петербург). Немур».
Он хотел «слиться с природой» и в 1891 г. уехал на Таити (остров во Французской Полинезии), где проживал в Папеэте, создав там 80 полотен. postimpressionisme – от лат. post — после и импрессионизм), общее название течений в живописи кон. Влияние Гогена сказалось вбольшей степени натематике иобразной структуре– тяготении к«первобытному» иэкзотическому («Портрет негритянки» Куприна. Пронизывающе-ярким, лимонно-желтым светом залито уличное кафе.
Однако постимпрессионизм неотделим от импрессионизма. В духовно-теоретическом плане сильное влияние на них оказали восточные эзотерические учения, получившие в те годы достаточно широкое распространение в Европе (в частности, вышедшая в 1889 г. книга Э. Шюре «Великие Посвященнные» стала для них почти настольной книгой). Другой причиной стал интерес ктеории искусства, связанный состремлением художников понять истоки авангардного движения, азатем подвести его итоги.
К постимпрессионистам относят представителей пуантилизма (Ж. Сера, П. Синьяк), участников группы «Наби», А. де Тулуз-Лотрека. Глубже других восприняла искусство Гогена Н. С. Гончарова. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ (от лат. Художники занимались поисками, которые приводили к возникновению различных направлений из которых и сложился постимпрессионизм: пуантилизм (Жорж Сёра, Поль Синьяк), символизм Гогена и группы «наби» (Морис Дени, Поль Серюзье, Пьер Боннар), создание линейно-живописного строя будущего стиля модерн (Тулуз-Лотрек и др. ), принципы Сезанна и проч. Постимпрессионизм (от лат. (латинский) post — после и импрессионизм), условное собирательное обозначение основных направлений французкой живописи конца 19 — первых лет 20 вв. (века) Мастера П., почти все ранее примыкавшие к импрессионизму, с середины 1880-х гг. Изщукинской коллекции были воспроизведены «Цветы ввазе» и«Масленица» Сезанна, «Таитянский пейзаж (Лошадь надороге)» (вжурнале назван «Остров Таити») Гогена и«Арена вАрле» («Бой быков») Ван Гога.
плане сильное влияние на них оказали вост. Хотя свою деятельность они начинали вместе с импрессионистами их дороги быстро разошлись.
Восприняв от импрессионизма чистоту и звучность цвета, постимпрессионизм противопоставил ему поиски постоянных начал бытия, устойчивых материальных и духовных сущностей, обобщающих, синтетических живописных методов, повысил интерес к философским и символическим аспектам, к декоративно-стилизующим и формальным приемам. 1908–1909. В 1894 г. Танги умер и картины Сезанна пошли с молотка. духовными традициями. И хотя ряд направлений П. (неоимпрессионизм, символизм, французский вариант «модерна» — «наби») качественно замыкается в указанных временных границах, творчество его ведущих мастеров — П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена, А. де Тулуз-Лотрека — своей проблематикой кладет начало истории изобразительного искусства 20 в. Щукин собирал произведения постимпрессионизма сначала 1900-х, ноцеленаправленно– в1904–1908 (доэтого его интересовали преимущественно импрессионисты, после 1908– Анри Матисс, Пабло Пикассо иАндре Дерен).
искания. ее теоретиков), П. Боннар, Э. Бернар, Ж. -Э. Речь идет о Поле Сезанне, Винсенте Ван Гоге, Поле Гогене и Жорже Сёра. Наиболее ярким выражением идей Сёра можно назвать картину «Воскресный день на острове Гранд-Жатт». В пейзажах Ван Гога, как в душе человека, происходит «столкновение страстей»: скалы содрогаются, деревья взывают о помощи. Законом для них стало одно из высказываний Делакруа о колорите: Колористич.
В его пейзажах почти нет совершенно прямых линий. post – после, т. е. Тем не менее, художники, ныне объединяемые под термином «постимпрессионисты», не были объединены ни общей программой, ни школой, ни методом. В 1899г. Они существуют в условном мире искусства, где эти предметы преображаются художником.
Эти элементы абстрагирования, заложенные в самом методе Сезанна, привели впоследствии искусство его последователей к полной условности форм и отвлеченности. Его создателями были учредители общества «Бубновый валет», организационно противопоставившие себя группе Ларионова вконце 1911. Однако постимпрессионизм неотделим от импрессионизма. Писсарро: ". 8–9) врубрике «Парижский салон 1904» были помещены репродукции ссеми работ Гогена, картин Ван Гога («Поле») иСезанна («Фрукты ипеченье»).
Кроме того, вырос интерес к философским и символическим началам искусства, что также было результатом определенного духовного кризиса европейской культуры этого времени, поисков художниками устойчивых идейно-нравственных ценностей. Бретань», 1888, частная коллекция, Нью-Йорк). учения, получившие в те годы достаточно широкое распространение в Европе (в частности, вышедшая в 1889 г. книга Э. Шюре Великие Посвященнные стала для них почти настольной книгой). и романтических тонах.
Постоянно конкурируя за способы выражения с меняющимся импрессионизмом (существующем параллельно), художники-постимпрессионисты прибегают даже к декоративной стилизации. Всего за свою жизнь он нарисовал около 30 афиш ("Джейн Авриль в Жарден де Пари", 1893), в которых наиболее ярко выразился его великолепный талант рисовальщика. М., 1976. гравюру, но особенно – на творчество Гогена, его символич.
Единственное, что объединяет художников П., – их опр. В1908 Париж посетил И. И. Машков. Синьяк неоднократно подчеркивал, что главный их принцип не пуантилирование (писание точками — лишь технический и достаточно утомительный прием), а разделение. Художников объединяло лишь то, что основой их творческих поисков был импрессионизм. Цвет у него становится главным выразителем эмоций.
После неожиданной скоропостижной смерти Сера на 32 году жизни (1891) лидерство в группе занял П. Синьяк. Черты его стилистики очевидны вработах Кончаловского в1908, Бурлюка– в1908–1909, А. В. Куприна в1910 (одна изего картин неофициально называлась «Пейзаж вманере Ван Гога». Напротив, один из основоположников импрессионизма Камиль Писсарро, дебютировавший в Салоне 1859 г. и участвовавший в Салоне отверженных (1863) как импрессионист, с 1985 г. переходит на позиции постимпрессионизма и в течение пяти лет работает в технике пуантилизма. Этому способствовали рассказы его единственного покупателя коллекционера Танги.
почву для фовизма и экспрессионизма. Тем не менее, художники, ныне объединяемые под термином «постимпрессионисты», не были объединены ни общей программой, ни школой, не методом. Возникшие новые течения декларативно отказывались от эстетики импрессионизма и реализма. Во французской живописи они ближе всего стояли к символистам (см. : Символизм) П. Пюви де Шаванну и О. Редону. post – после и импрессионизм) общее название течений в живописи кон. он с группой последователей поселяется в деревне Понт-Авен (Бретань), где еще сохранились самобытные нравы, обычаи, верования, старинные костюмы его привлекает жизнь среди людей, не затронутых современной цивилизацией («Видение после проповеди», 1888, Национальная галерея, Эдинбург «Свинопас. Различные направления и индивидуальные творческие системы активно влияли друг на друга.
Он пишет таитянок то на фоне раскаленного песка, розоватые тона которого оттеняют янтарно-смуглые тела женщин («А, ты ревнуешь. », 1892, Музей изобразительных искусств, Москва), то среди тропической зелени («Таитянка с плодом манго»). Несмотря на болезни (в том числе проказу), бедность и депрессию, лучшие свои работы Гоген написал именно там. 27 начало «Вариаций для оркестра», op. Если рассматривать созданные в Арле произведения, то можно заметить, как художника покидает постепенно ощущение гармонии бытия. Его наследие – не легкий этюд того, что видишь. Во-первых, в каждом предмете Сезанн пробовал выявить его геометрическую основу. Начало постимпрессионизма приходится на кризис импрессионизма в конце XIX века.
Кросс, Л. Писсаро и др. ), к-рый был гл. Для периода П. характерно активное взаимовлияние направлений и индивидуальных творческих систем. Восприятие постимпрессионизма русскими художниками было изначально двойственным. Он располагает объекты так, чтобы подчеркнуть иллюзию трехмерности изображает предметы одновременно с двух точек зрения (в так называемой двойной перспективе). 2). Всё кажется материально ощутимым и объемным.
Не случайны вот таким образом и их стремление к монументальной живописи — росписи храмов, залов дворцов и частных домов и их тесные контакты с театром (Theatre de lOeuvre). жизни гл. В своем творчестве набиды опирались на широкий круг предшественников (прерафаэлитов, символистов, некоторые тенденции и формы народного французского искусства, японскую гравюру, но особенно — на творчество П. Гогена, его «символический синтетизм»). Единственное, что объединяет художников П., — их определенное отталкивание от импрессионизма как от некоего фундамента, на основе которого начались их собственные художественно-эстетические искания.
Они не входили, как импрессионисты, в единую группу. Первым объектом подражания и«цитирования» стал Ван Гог. Этот крайне трудоемкий способ письма привел к эффекту создания более интенсивных (хотя и достаточно сухих) цветов, тонов, света в живописи.
П. Сезанн неукоснительно держался метода работы с натуры.
Огромное впечатление насовременников произвёл представительный показ постимпрессионистов навыставке «100лет французского искусства» (1912. Тем не менее, сейчас основоположниками постимпрессионизма принято считать четырех художников, которые подвели своеобразный итог искусству XIX века и задали вектор развития последующим поколениям художников. Целью искусства стало самовыражение, а не подражание природе. Быстро пополнялись произведениями постимпрессионизма собрания Щукина (кначалу 1910-х ему принадлежало 16картин Гогена, восемь– Сезанна ичетыре– Ван Гога) иМорозова (вего коллекции выделялись 17первоклассных «Сезаннов»). Обобщенное название периода художественной жизни и художественного феноменального поля во Франции (в основном), возникшего после (post) импрессионизма (последняя выставка импрессионистов — 1886 г. ), на его основе и длившегося до появления кубизма, т. е. Впрочем, это его увлечение было недолгим.
П. Сезанн «Гора Сент-Виктуар». Эти идеи близки идеям позитивизма. и мифол. Была прочерчена граница между импрессионизмом в его классическом виде и возникшим постимпрессионизмом. Пг., 1920).
Они существуют в условном мире искусства, где эти предметы преображаются художником. Еще не столь дерзкие, как кубисты и супрематисты, но уже рискнувшие «менять свои глаза», постимпрессионисты произвели мягкие трансформации в световосприятии и наполнили полотна неоднозначной мыслью. Под влиянием импрессионистов техника Ван Гога становится более свободной, смелой, палитра высветляется («Пейзаж в Овере после дождя», 1890). При этом Синьяк подчеркивает, что они ищут не только «общей гармонии», но недуховной гармонии, о которой импрессионисты не заботились». В эстетич. ГРМ).
В духовно-теор. ученых), опыты в сфере оптики, Сера предложил и реализовал на практике почти механич. мифологией, христ.
Дневники. Обе– 1928). Группа «Наби», «набиды» (франц. Пристальное внимание художника стали привлекать образы скромных тружеников (Доктор Рей, 1889 г. Колыбельная, 1889 г. Портрет почтальона Рулена, 1889 г. ).
При этом многие мелкие направления (например, пуантилизм), существовали только в данный хронологический период. Шостакович в опере «Нос», А. Г. Желая преодолеть эмпиризм художественного мышления, они отказались от стремления импрессионистов запечатлеть сиюминутность («впечатление») и принялись осмысливать длительные состояния окружающего мира, стремились запечатлеть длительные, сущностные состояния жизни, причем— и материальные и духовные. Однако некоторое время импрессионизм и постимпрессионизм (несмотря на его название), существуют параллельно, причем постимпрессионизм одновременно и принимал и отвергал некоторые принципы своего предшественника.
Вюйяр, П. Серюзье, К. Руссель, скульптор А. Майоль. postimpressionisme, от лат. Он говорил, что работает не с натуры, а «параллельно натуре». В настоящем исправленном издании текст дополнен множеством великолепных иллюстраций, многие из которых публикуются впервые (при подборе издательство консультировалось с ведущими искусствоведами России). (времени его кризиса) пытаются найти новые и, по их мнению, более созвучные эпохе изобразительные средства, стремятся преодолеть эмпиризм художественного мышления и перейти от свойственной импрессионизму фиксации отдельных мгновений жизни к воплощению её неких длительных состояний духовных и материальных.
Отсюда следовало, что все их полотна похожи. Законом для них стало одно из высказываний Делакруа о колорите: «Колористическое искусство, очевидно, граничит с математикой и музыкой». те, которые пришли после импрессионистов (пост значит после).
Красоты природы уже не так манили взор зачинателей нового жанра. Набиды изучали древнюю символику, восточные легенды и т. п. Они прокламировали соединение искусства с наукой. При этом многие мелкие направления (например, пуантилизм), существовали только в данный хронологический период.
В 1899 он опубликовал теор. Постимпрессионизм широк и необъятен. Работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками». Но в итоге именно Сезанн стал родоначальником новых форм в европейском искусстве. Тогда же был опубликован «Манифест символизма» французского поэта Жана Мореаса. Опираясь на психофизиологию восприятия цвета, научные теории цвета (Э. Шеврей-ля и др.
Картина Люсьена ПиссарроМетодика пуантилизма существовала и в музыке – точечная музыка. Это две фазы периода разложения традиционной академической системы и перехода к искусству 20 в» Сезанн, например (и его последователи сезаннисты), считал, что задача художника заключается не в фиксации мгновенных впечатлений от действительности, а в глубоком её изучении, выявлении и передаче общих, основополагающих качеств— объема, структуры, весомости в интересе вечного монументального характера мира, его устойчивых, непреходящих черт. Поль Сезанн (1839—1906) начал творческий путь вместе с импрессионистами, участвовал в их первой выставке 1874 г., затем уехал в родной Прованс (г. После множества экспериментов и формируются направления сложившиеся в постимпрессионизм, а сами направления со временем породят разнообразие стилей модерна (Модернизм).
Он геометризировал форму изображаемых предметов и фигур и делал их структуру однородной. Повышенный интерес к линеарному эстетизму и мягкой музыкальности обобщенных цветоформ фактически вплотную приблизил их к Ар Нуво (см: Модерн). первого десятилетия XX в. К П. относят таких самобытных художников, как Сезанн, Ван Гог, Гоген, Тулуз-Лотрек и такие камерные направления в живописи того времени, как неоимпрессионизм и «набиды». ГРМ)– один изнаиболее близких кпервоисточнику образцов гогеновского декоративизма (фризовая композиция, плоскостный фон, «сказочный» колорит, статичные позы женщин).
Куда идем. » (1897, Музей искусств, Балтимор). Встатьях конца 1920-х Малевич доказывает принципиальное отличие «нового искусства», родоначальником которого явился Сезанн, от«изобразительного», тоесть образно-повествовательного искусства вцелом («Анализ нового иизобразительного искусства (Поль Сезанн)» «Новое иизобразительное искусство». Ещё одно отличие было близко русским новаторам: замена категории света накатегорию цвета (А. А. Фёдоров-Давыдов). Поль Гоген всего лишь «мечтал на картинах».
(от лат. Под влиянием К. Писсарро увлёкся пейзажами. Ван Гог писал, что он не старается изобразить то, что перед глазами. Его не интересовали динамика окружающей среды и изменчивость цвета в атмосфере. Литературное наследие. Он отказался от произвольных мазков и заменил их тщательно выверенными точками.
Однако главная роль в определении творческого метода постимпрессионизма принадлежала П. Сезанну, В. Ван Гогу и П. Гогену. Критический очерк». обр. Многие исследователи причисляют наби к этой франц.
(времени его кризиса) пытаются найти новые и, по их мнению, более созвучные эпохе изобразительные средства, стремятся преодолеть эмпиризм художественного мышления и перейти от свойственной импрессионизму фиксации отдельных мгновений жизни к воплощению её неких длительных состояний – духовных и материальных. ". во Франции, возникшего после импрессионизма (последняя выставка импрессионистов – 1886) на его основе и длившегося до появления кубизма, т. е. На фоне вспаханной нивы и огромного солнечного диска появился разбрасывающий семена крестьянин (Сеятель, 1888 г. ), затерялись в осеннем винограднике собирающие урожай женщины (Красный виноградник, 1888 г. ). Не случайны вот таким образом и их стремление к монументальной живописи – росписи храмов, залов дворцов и частных домов и их тесные контакты с театром (Theatre de 1Oeuvre). Соч. : Жорж Сера. Поль Сезанн начал свой творческий путь вместе с импрессионистами, учавствовал в их первой выставке 1874г., затем уехал в родной Прованс (г. Экс), где жил замкнутой, но напряженнейшей творческой жизнью. Подобные цветовые блоки помогают создать двухмерное изображение – простое искусство, к которому стремился Гоген.
Испытывал с детства, проведённого в Перу (на родине матери), тягу к экзотическим местам и считал цивилизацию «болезнью». Постимпрессионизм виделся новым словом даже всравнении споздним импрессионизмом («соборами» Клода Моне), поскольку резко смещал акцент спередачи видимых свойств натуры наеё интерпретацию. теоретиком, вдохновителем и самоотверженным практиком этого движения.
Здесь нет ничего от «ускользающего мгновения» импрессионистов, это типичный постимпрессионизм. Желая преодолеть эмпиризм художественного мышления, они отказались от стремления импрессионистов запечатлеть сиюминутность («впечатление») и принялись осмысливать длительные состояния окружающего мира, стремились запечатлеть длительные, сущностные состояния жизни, причем – и материальные и духовные. Они черпают из природы, «этого источника красоты» многие элементы своих произведений, но организуют их в целостные композиции по-своему, чем исключаются элементы случайного, присущие природе и она предстает на их полотнах в своей «подлинной реальности».
Постимпрессионизм – (фр. Гоген становится одним из наиболее значительных художников постимпрессионизма. pointiller — писать точками) — группа художников во главе с Ж. Сера (П. Синьяк, А. -Э. Кросс, Л. Писсаро и др. ), который был главным теоретиком, вдохновителем и самоотверженным практиком этого движения.
Мазок Ван Гога тоже делается носителем эмоций. Мастера П., почти все ранее примыкавшие к импрессионизму, с середины 1880-х гг. postimpressionisme, от лат.
Это Винсент Ван Гог, Поль Сезанн и Поль Гоген. Сущностью его исканий была передача формы соотношениями красочных тонов. Набиды изучали древнюю символику, вост. Желая преодолеть эмпиризм художественного мышления, они отказались от стремления импрессионистов запечатлеть сиюминутность («впечатление») и принялись осмысливать длительные состояния окружающего мира, стремились запечатлеть длительные, сущностные состояния жизни, причём— и материальные и духовные. XIX в. — сер. Тот же прием использован и в изображении деревянного стола. знаниям совр. Синьяк, А. -Э.
В частности, Синьяк писал, что неоимпрессионисты «придерживались неизменных законов искусства: ритма, чувства меры и контраста» и пришли «к новой технике, желая достигнуть наибольшей силы света, колорита и гармонии, что им казалось невозможным ни при каком другом способе». В конце 1880-х гг.
Постимпрессионизм – (фр. работа точками удивительная вещь. Стул и башмаки в картинах Ван Гога, яблоки Сезанна, несмотря на внешнее сходство с реальными предметами, не тождественны им. находки своих предшественников на основе научных достижений. Таитянские полотна праздничны по цвету, уподобляясь ярким декоративным панно («Таитянские пасторали», 1892, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В 1893 Гоген возвращается во Францию, едет в Бретань, осваивает технику гравюры на дереве, однако в1895 вновь возвращается на остров.
разновидности модерна. Его талант раскрылся позже. Трактат Синьяка, приведенные в нем многочисленные цитаты из Делакруа, пафос научного подхода к теории цвета в живописи оказали сильное влияние на последующее развитие европейского искусства, в частности на эстетику и практику В. Кандинского. То же настроение присутствует и в картине Ночной кабачок в Арле. Возникшие новые течения декларативно отказывались от эстетики импрессионизма и реализма.
В постимпрессионизме воплотилась идея отказа от изображения одной лишь зримой действительности (в противовес реализму) и сиюминутных впечатлений (в противовес импрессионизму). Первые его произведения носят подчас подражательный характер («Сена возле Йенского моста», 1875). Неоимпрессионисты (или дивизионисты — от франц.
Вцелом он продолжает иразвивает «западническую» концепцию происхождения авангарда исобственного творчества («От Сезанна досупрематизма. Они уже стремятся изображать самые основные, "главные" элементы окружающего мира. 1908. Помимо формальных элементов, Гончарову роднит сГогеном своеобразная «почвенность», оттенок мистицизма художница заимствует унего итип «загадочного» натюрморта, включающего портрет– толи «живое», толи написанное нахолсте лицо («Натюрморт спортретом ибелой скатертью».
Воздух «выкачан», все связи симпрессионизмом оборваны. Художник любуется её спокойным смуглым лицом, естественной грацией позы. отталкивание от импрессионизма как от некоего фундамента, на основе которого начались их собств. Так, А. Г. Явленский пережил увлечение живописью Ван Гога в1905, Гогена– в1907.
Иная судьба ожидала наследие Сезанна. Совсем иное настроение чувствуется в картине «Спальня художника в Арле». искусство очевидно граничит с математикой и музыкой.
В1891 г. Гоген уезжает на Таити – один из островов Тихого океана. сейчас уже невозможно писать в старой беспорядочной манере. Свой творческий принцип, выработанный им во 2-й половине 1870-х гг., он назвал «воплощением», реализацией. Сезанн, например (и его последователи сезаннисты), считал, что задача художника заключается не в фиксации мгновенных впечатлений от действительности, а в глубоком её изучении, выявлении и передаче общих, основополагающих качеств— объёма, структуры, весомости в интересе вечного монументального характера мира, его устойчивых, непреходящих черт. pointiller – писать точками) – группа художников во главе с Ж. Сера (П.
Термин «постимпрессионизм» ввел в обиход английских критик Роджер Фрай, выражая общее впечатление об устроенной им в Лондоне в 1910 г. выставке современного французского искусства, на которой были представлены работы Ван Гога, Тулуз-Лотрека, Сёра, Сезанна и других художников. Говоря об этой композиции, необходимо отметить и другие новые решения, введенные Сезанном и ставшие важнейшими для последующих поколений художников. Символизм в изобразительном искусстве: Франция и Бельгия. post – после, т. е.
Трактат Синьяка, приведенные в нем многочисл. Ван Гог стремился с помощью цветовых созвучий выразить свое отношение к изображаемому. Самыми яркими представителями этого течения считаются: А. Тулуз-Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec), В. Ван Гог (Vincent van Gogh), П. Гоген (Paul Gauguin), П. Сезанн (Paul Cezanne), Ж. Сёра (Georges Seurat), П. Синьяк (Paul Signac) и группа Наби, в которую входили: П. Боннар (Pierre Bonnard), М. Дени (Maurice Denis), Э. Вюйар (Edouard Vuillard). Вот его крылья.
Содной стороны, они увидели внём определённый этап вразвитии искусства, накотором оно освободилось отобязанности воспроизводить видимый мир согласно академическим правилам (иреалистической традиции) неслучайно Кончаловский вписьме Машкову (1908) назвал Ван Гога иСезанна «освободителями». 1909 и«Деревенские купальщицы». К концу 80-х годов имя Сезанна стало чем-то вроде легенды, мифа.
Этот крайне трудоемкий способ письма привел к эффекту создания более интенсивных (хотя и достаточно сухих) цветов, тонов, света в живописи. (от лат.
В 1894 г. Писсарро писал: "Я нахожу, что сам метод (постимпрессионизма. НГХМ). «Техника разделения — это сложная система гармонии, это скорее эстетика, чем техника.
1870-1900. Заметное влияние оказал Ван Гог наЛарионова иН. С. Гончарову: оба некоторое время писали «вибрирующим мазком» (Дж. Ревалд), пытаясь совместить свето- ицветопередачу натуры. 19 — нач. С XX столетия Сезанн становится вождем нового поколения. И хотя ряд направлений П. (Неоимпрессионизм, Символизм, французский вариант Модерна – Наби) качественно замыкается в указанных временных границах, творчество его ведущих мастеров – П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена, А. де Тулуз-Лотрека – своей проблематикой кладет начало истории изобразительного искусства 20 в. Будущие художники-постимпрессионисты (многие из которых ранее примыкали к импрессионизму), начали искать новые методы и выразительные средства, которые были бы более созвучны эпохе.
При этом многие мелкие направления (например, пуантилизм), существовали только в данный хронологический период. синтетизм). С конца1880-х гг. – Ю. Б. ) плох: вместо того, чтобы помогать художнику, он сковывает и замораживает его.
Постимпрессионизм (от лат. легенды и т. п. Будущие художники-постимпрессионисты (многие из которых ранее примыкали к импрессионизму), начали искать новые методы и выразительные средства, которые были бы более созвучны эпохе. division — разделение или пуантилисты — от франц. (1886-1910 гг. ). Экс), где жил замкнутой, но напряженнейшей творческой жизнью.
Никакого возмущения со стороны "классиков" это не вызвало. Лепка форм становится лаконичнее, конструктивно обобщеннее. Однако «комплексное» воздействие постимпрессионизма (кнему вконце 1900-х– начале 1910-х примешивалось влияние фовизма, затем кубизма) сочеталось убудущих авангардистов сусвоением уроков отдельных мастеров. 19 в. – сер. Например, ночное кафе для него – место, «где можно сойти с ума» или «совершить преступление».
смесью этих раздельных элементов, взятых в нужных пропорциях согласно осн. Он пишет не столько то, что видит, сколько то, что хочет увидеть вокруг себя. Ранний период его творчества связан с импрессионизмом. Начало постимпрессионизма приходится на кризис импрессионизма в конце XIX века.
Её тетраптих «Сбор плодов (1908. Ранние его работы имеют определенные черты старой голландской традиции. В постимпрессионизм входят два течения – пуантилизм (Поль Синьяк, Жорж Сера, некоторое время к ним примыкал Камиль Писсарро) и интеллектуальный декоративизм (Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Анри Матисс, Жорж Руо, Пьер Боннар). ГТГ), «Автопортрете сПетром Кончаловским» Машкова (1910. Образы его картин окрашены пессимистическими и тревожными настроениями.
Началом постимпрессионизма принято считать середину 1880-х, когда состоялась последняя выставка импрессионистов и был опубликован Манифест символизма (1886) поэта Жана Мореаса. От Ван Гога до Гогена. Термин «постимпрессионизм» ввел в обиход английских критик Роджер Фрай, выражая общее впечатление об устроенной им в Лондоне в 1910 г. выставке современного французского искусства, на которой были представлены работы Ван Гога, Тулуз-Лотрека, Сёра, Сезанна и других художников.