Жанровые и батальные картины, а особенно портреты художника, очень популярны, несмотря на отсутствие художественного образования у самого Андрея Шишкина. Предлагаемый комплект открыток «И. И. Шишкин в портретах» знакомит с портретным рядом художника Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898 гг. ). И. крамской как портретист создал ряд портретов своих знаменитых современников, а И. Шишкина писал даже дважды. Портрет И. И. Шишкина — одна из ранних работ К. Е. Маковского (1839-1915).
Портрет И. И. Шишкина был выставлен на XIX Передвижной художественной выставке под авторским названием «Пробный оттиск». Во второй половине 70-х годов XIX века Илья Ефимович Репин создал целую галерею портретов выдающихся деятелей русской культуры, в том числе И. И. Шишкина, обнаружив чисто репинскую жизненность и яркость психологических характеристик. В 2008 году Елабужский государственный музей-заповедник выпустил набор открыток «И. И. Шишкин в портретах».
Существует два портрета художника Ивана Ивановича Шишкина, написанных Иваном Крамским: 1873г. Подбор репродукций с портретами известного русского художника и аннотации к ним были подготовлены старшим научным сотрудником Дома-музея И. И. Шишкина Надеждой Курылёвой. Портрет художника Ивана Ивановича Шишкина— картина русского художника Ивана Николаевича Крамского, созданная в 1873г.
Это дерево навсегда стало символом русской земли. «Он стоит на высоком постаменте и смотрит на свой дом. Природа насыщена сырым воздухом. Мрачные тени от туч побежали по равнине темными волнами. У работы было очень много положительных отзывов.
Но движение продолжают высокие сосны, выстроившиеся в ряд вдоль дороги. Преподавали в нём художники-передвижники, которые, стремясь сломать вековые западные методы, царившие в Академии, решили создать новую свободную школу, в которой стремились воспитывать новое поколение русских художников. В 1867 г. эта картина была показана на Всемирной выставке в Париже. В 1870 г. художник становится членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок, вступает в Общество русских акварелистов. Иван Иванович Шишкин принимает активное участие в выставках в Академии художеств, Всемирных выставках в Париже (1867 г. и 1878 г. ), а также Всемирной выставке в Вене (1873 г. ). В 1873 г. он становится профессором живописи Императорской Академии художеств. Умер Иван Иванович Шишкин 8 марта 1898 г. С 2004 г. по 2014 г. на аукционах работы Ивана Ивановича Шишкина выставлялись достаточно часто. Вместо этого художник был представлен к ордену, чем, видно, был раздосадован. Тема русского леса после "Рубки леса" продолжалась и не иссякала до конца жизни художника.
Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства. Сосны не только верно изображены, не только похожи, но красивы и выразительны. Поваленные деревья – частое явление, которое изображал Шишкин Иван Иванович.
Пожалуй, это был последний счастливый период великого русского художника И. Шишкина. Очерки по истории русской живописи II половины XIX века»). Вместе с К. Е. Маковским И. И. Шишкин учился в Московском училище живописи и ваяния. Проселочная дорога вьется среди полей и теряется вдали. Он поселился в деревне, снова сошелся с однокашниками по Московскому Училищу живописи и ваяния и Академии художеств, часто выпивавшими вместе с ним. Последний, предположительно и является автором картины. В 1850-х гг.
С Крамским у них были особенно теплые отношения. Этот человек был по-настоящему влюблен в леса, рощи, реки и озера России, вот таким образом прорабатывал их до мельчайших деталей в своих работах. А чуть раньше скончался его отец.
Осокин был польщен таким вниманием сына одного из самых влиятельных людей в городе, к которому почувствовал искреннее уважение за его рисунки и восторженное поклонение искусству, давал ему краски, кисти, учил всему, что знал сам. Это послужило свою роль в его карьере, как художника. Рисунок И. Е. Репина «Шишкин на заседании Академии художеств» находится в Государственном Русском музее. Посещавший знаменитые "четверги" Санкт-Петербургской Артели художников И. Е. Репин, рассказывал о нем впоследствии: "Громче всех раздавался голос богатыря И. И. Шишкина: как зеленый могучий лес, он поражал всех своим здоровьем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. С юности им владела страсть к живописи и в 1852 году он покидает родные места и едет в Москву, в Училище живописи и ваяния.
Мастер портрета, блестяще владеющий рисунком Илья Ефимович Репин умел схватывать характерное для внешности портретируемого. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – "Вид на острове Валааме" (1858). В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину "В окрестностях Петербурга" (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Учился в Казанской гимназии, но в 1852 г. оставил ее и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В период с 1856 г. по 1860 г. юноша был студентом Петербургской Академии художеств.
Картины с названиями «Сосновый бор», «Бревна. Местность Кукко", демонстрировавшейся на академической выставке 1860 года и удостоенной Большой золотой медали. «Небольшой автопортрет 1854 года, написанный Шишкиным старательно, но не сухо, показывает, что юный художник достаточно прочно усвоил основы рисунка с натуры» (Ф. С. Мальцева «Мастера русского реалистического пейзажа.
«Утро в сосновом лесу» – это классика русского реалистичного пейзажа.
Если бы поэт жил во время написания картины, наверняка эту строфу заимствовал бы Шишкин. В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов. Училище возникло в 1893 году после реформы Академии. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. Работа над картиной происходила в 1889 году.
Впереди – синяя пропасть, наверху – такого же цвета ясное, но грустное небо. Глядя на картину «Рожь», невольно вспоминаются строки из поэзии О. Мандельштама: «И сосна до звезды достает. ». Однако талант автора от этого не становится меньше – стоит взглянуть на произведение «Итальянский мальчик». Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина "Корабельная роща" (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции. Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Другие картины, воссоздающие величавые лесные массивы – «Чернолесье», «Лесная глушь», «Еловый лес», «Заповедник.
Член-учредитель ТПХВ (см. Глядя на эту известнейшую картину, невольно вспоминаются строфы из стихотворения Лермонтова, которые являются продолжением этого пейзажа Шишкина: «Стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь и снегом сыпучим Одета, как ризой, она». Цветовая гамма этой работы – теплая состоит в основном из салатовых, коричневых, охристых и желтоватых оттенков.
Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя. Но облачное небо уже начинает светлеть. Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега. Под изображением подпись художника: «Сам с себя 1854 17 февраля». Волнующееся поле спелой ржи словно налито золотом, отливающим тускловатым блеском. Рожь. Иван Иванович Шишкин – великий русский художник, родился 13 января 1832 года в городе Елабуга.
Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Во время учебы его работы неоднократно отмечались наградами: в 1856 г. двумя малыми серебряными медалями, в 1958 г. – большой серебряной медалью, в 1859 г. – малой золотой медалью, а в 1860 г. – большой золотой медалью и пенсионерством для дальнейшего обучения за границей. С 1861 г. по 1866 г. Иван Иванович Шишкин занимается в мастерских известных европейских художников, осваивает технику литографии и офорта, технику рисунка пером. В 1865 г. он возвращается на родину и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» ему присваивается звание академика. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы.
8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. На первом плане несколько столетних сосен-исполинов.
Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя. Так, И. И. Шишкина Крамской написал с этюдником и зонтиком на фоне лесной поляны. Эта картина – очень светлая и яркая. Шишкин работал над «Рубкой леса» в 1867 году во время поездки на Валаам. Этот шедевр известный многим ценителям живописи еще с детства, был написан в 1878 г. Картина «Рожь» передает широту русской земли и души русского человека: две трети полотна занимает голубое небо с низкими белоснежными облаками, а остальное пространство отведено ржаному полю, в некоторых местах которого прорастают высокие сосны.
От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Приближается страшная гроза. Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу. Иван Шишкин – один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу. Кажется, будто исполины тяжелой размеренной поступью шагают по степи.
Эти страшные невзгоды надломили художника. Сосновый бор», «Лес (Шмецк близ Нарвы)», «Уголок заросшего леса. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера.
Только на Sothebys за это время было продано 17 картин. Картина написана в холодной серебристо-зеленой гамме. Это живое лицо разом делающее вас, постороннего наблюдателя, знакомым художника. Никогда еще Шишкин не писал такого неба и такого, наполненного воздухом, пейзажа.
Подлинной школой для Шишкина стал Валаам, служивший местом летней работы на натуре академическим ученикам-пейзажистам. Биограф Шишкина писал, что до него никто так красиво не писал природу:. Крамским.
Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина "Сосновый бор. Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил. На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: ".
Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Широкая, простирающаяся до самого горизонта равнина (художник специально располагает пейзаж вдоль вытянутого холста). Он, как гордый богатырь, ожидает поединка со стихией.
Учился в МУЖВЗ (1852-56) и в петербургской АХ (1856-65 профессор с 1873, руководитель пейзажного класса в 1894-95) пенсионер АХ в Мюнхене, Праге, Дюссельдорфе (1862-65). Художник Бялыницкий-Бируля высоко оценил полотно «На севере диком» и дал комментарий, что Лермонтов был бы счастлив, увидев такую достойную иллюстрацию к своему стихотворению. Тяжёлые душевные переживания надломили, но не сломали художника. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа.
Прослеживаются схожие черты с автопортретом, над которым в 1856 году работал сам Шишкин. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1890) и целый ряд других. К ним относятся "Уголок заросшего сада. Замысел ее подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года "Туман в сосновом лесу", написанный, по всей вероятности, как и "Бурелом", после поездки в вологодские леса.
Он попробует найти счастье еще раз. Ближе всего к зрителю – просторное поле. Неподвижна кудрявая зелень дуба-великана. Раздолье, простор, угодье.
Художник долго выбирал животное, которое могло бы стать символом русского леса: кабан, лось или медведь. Некоторые другие картины Ивана Шишкина (с названиями) также включены в книги художественной литературы, что доказывает неоценимый вклад живописца в развитие русского искусства XIX века. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. А еще через год, в 1875 году, умер маленький сын Константин. В его облике нету еще того горя, которое поселится через несколько лет и— навсегда.
Картины (с названиями), большая часть которых представлена пейзажами, располагаются в Третьяковской галерее и других авторитетных государственных учреждениях, но судьба «Итальянского мальчика» остается неизвестной. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним.
Образование, труд, любовь к занятиям — вот девиз Шишкина в ту пору. Иван ИвановичШишкин — русский художник-пейзажист, гравёр-аквафортист, рисовальщик. И. Н. Крамской занимает особое место среди художников, писавших портреты И. И. Шишкина. Здесь прошло его детство, сюда он постоянно приезжал и писал этюды для своих картин, рисовал с натуры камские берега, сосновые леса. Как известно, в 1852 году Иван Шишкин стал студентом этого училища.
Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. В свободное время художники зарисовывали Елабугу и её окрестности.
Благодать. Передвижники). Это излюбленная тема Шишкина – тема вековых хвойных лесов, лесной глухомани, природы величавой и торжественной в своем невозмутивом покое. Один из критиков писал: «Едва ли кто из товарищей И. И. Шишкина представлял собой такой цельный и законченный образ, такую фигуру, как этот истинный «поэт природы». По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. Чувствуется глубина оврага, глушь.
Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Если первый план выписан подробно, то самый дальний пейзаж теряет четкость, размыт. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1889), "Молодые сосенки у песчаного обрыва. Шишкин и Гине учились в Казанской гимназии и там ещё сдружились». просто поле, лес, реку, – и они у него выходят так же красивы, как и швейцарские виды.
В эту пору художник живёт в доме своих родителей в городе Елабуге. С момента задумки до полного завершения работы над полотном прошло 4 года и сегодня «Утро в сосновом лесу» красуется в Третьяковской галерее, как и другие картины художника Шишкина (с названиями проблем нет, все работы подписаны). Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе.
А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Время создания портрета — период с 1848 по 1852 год. Его избранницей станет его же ученица, моложе его на 18 лет, Ольга Антоновна Лагода (1850—1881) они поженятся в 1880 году, но вскоре скончается и она, оставив новорожденную дочь Ксению.
Для семидесятых годов такой картиной стала "Рожь" (1878). Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. О его рисунках постепенно узнала вся школа.
Сныть-трава" (1884), "Лес (Шмецк близ Нарвы)", "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г. ), "На песчаном грунте. Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. В 1860 году Шишкин блестяще, с Большой Золотой медалью заканчивает Академию художеств. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля. Все вокруг погружено в зимний сон. Последняя работа автора является наиболее известной. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина "Туманное утро" (1885). В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые.
Шишкин передает изумительную красоту зимнего пейзажа, спокойную и величавую. Внешний образ Шишкина был очень привлекателен. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж.
Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали. Могучая, полная богатырских сил природа, богатый, привольный край. По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне. Шишкина и Крамского связывала долгая и плодотворная дружба, они часто работали вместе. Перед зрителем— художник-пейзажист, вышедший искать натуру для своих полотен.
Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей. Окончив Академию с Большой золотой медалью в 1860 году, Шишкин получает право на поездку за границу в качестве пенсионера. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. И. Шишкин остался один с маленькой дочерью Лидией (1869—1931). Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна ("Родник в сосновом лесу") снова вызвала восторженные похвалы Крамского. В этом этюде отчетливо видно характерное для Шишкина стремление содержательно воспринимать природу. Большую часть картины занимают серые облака. Однако первые два меньше всего нравились Шишкину.
За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. В скором времени этот семинарист удивил всех своими успехами». Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Он создал по памяти ряд портретов-набросков, среди которых целая серия рисунков под названием «Шишкин на заседании Совета Академии художеств».
Достойным завершением цельного и самобытного творчества Шишкина явилась картина 1898 года "Корабельная роща". Лишь редкий луч холодного солнца проникает в царство снега и бросает легкие золотистые пятна на ветви сосен, на лесную поляну вдали. В 80-90-х годах XIX столетия писались самые известные картины Шишкина. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын.
Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие. Дорога, поворачивая, врезается в гущу хлебов и они тотчас скрывают ее. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». В. П. Верещагин и К. Ф. Гун находились в Елабуге в 1862 — 1863 гг. На аукционе MacDougalls полотно «Сумерки» (Twilight) «ушло» за 2 100 000 фунтов стерлингов (5 июня 2013). А картина «Лесная поляна» (The Forest Clearing) успела побывать на аукционах Christies дважды: в ноябре 2005 г. она была продана за 736 000 фунтов стерлингов, а в апреле 2008 г. – уже за 3 177 000 долларов США. Изящные искусства ведут ко всему прекрасному искреннему, благородному — ко всему, что зовется надеждою, советом и утешением», — это одна из его записей о значении живописи, которая как нельзя лучше соответствует мечтательному, романтическому образу восемнадцатилетнего юноши, который всю свою дальнейшую жизнь будет служить искусству.
По воспоминаниям А. Т. Комаровой (племянницы и биографа художника), «на товарищей он производил впечатление очень скромного малого, держался в стороне от буйной компании и удивлял всех своей работой. Данный комплект не претендует на полное раскрытие образа И. И. Шишкина. Сныть-трава», «В сосновом лесу» и другие.
Шишкин сосредоточил внимание на фрагментах природы, в связи с чем тщательно осматривал, прощупывал изучал каждый стебель, ствол дерева, трепещущую листву на ветках, воспрянувшие травы и мягкие мхи Воодушевление естествоиспытателя руководило кистью художника. Иван Иванович Шишкин (1832-1898) родился в зажиточной купеческой семье. Последнюю свою работу он так и не закончил. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. Биограф И. И. Шишкина А. Т. Комарова вспоминала: «Ни один человек не имел на Ивана Ивановича такого сильного влияния, как Крамской, он всегда вспоминал его, когда затруднялся чем-нибудь в картинах или хотел знать беспристрастную оценку своих вещей». Мощный ствол его никогда не согнется под ударами ветра. В заголовке «Рожь», как кажется на первый взгляд, нет ничего величественного и интригующего, но стоит вглядеться в величавые сосны, которые стоят как богатыри, складывается впечатление, что эти деревья являются своего рода защитникам ржаных полей и всей русской земли. Между тем помимо "Сосен, освещенных солнцем" и сочного по живописи, чрезвычайно выразительного пейзажа "Дубы.
Кстати именно за «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», посланной в Россию в качестве своего рода отчёта, Иван Иванович Шишкин получил право называться академиком. Подобная тенденция характерна только для работ, где используется большая цветовая палитра. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. На них Иван Иванович в одной и той же позе: сидит за столом, пишет, размышляет.
Русское богатство". В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». В окрестностях Москвы" (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. И. А. Осокин приехал в Елабугу вместе с другими художниками по приглашению И. В. Шишкина расписывать иконостас Спасского собора. Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого зимнего дня.
Искусствоведы доказали, что «Утро в сосновом бору» писалась с натуры. Справа темнеет непроходимая чаща леса. Через несколько месяцев после создания этого портрета Иваном Крамским, в 1874 году, умерла жена И. Шишкина— Евгения Александровна (сестра художника Ф. А. Васильева, скончавшегося годом раньше). Свои художественные взгляды того периода (1852–1856) художник отразил в набросках к биографии: «Явный протест против классицизма: я, Перов, Маковский К., Седов, Ознобишин».
В темной глуши бора случайный луч солнца, который пробивается сквозь тяжелые кроны деревьев, – показатель времени суток, в данном случае – утра. И всюду, куда ни кинешь взор, колосятся созревшие хлеба. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку.
В том числе:– «Поляна» (The Clearing, 1878) – 289 250 фунтов стерлингов (25 ноября 2008, Sothebys)- «Лесной пейзаж» (Forest Landscape) – 847 400 долларов (15 апреля 2009, Sothebys)– «Ручей» (The Brook) – 722 500 долларов (2 ноября 2009, Sothebys)– «Темное дерево» (The Dark Wood) – 1 217 250 фунтов стерлингов (7 июня 2010, Sothebys)– «Стога, Преображенское» (Haystacks, Preobrazhenskoe) – 397 250 фунтов стерлингов (28 ноября 2011, Sothebys)- «Сосновый бор» (Pine Forest) – 881 250 фунтов стерлингов (26 ноября 2012, Sothebys). Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Этот портрет не вызывает чувства жалости.
Созданные Шишкиным монументальные и жизне-утверждающие образы родной природы, созвучные демократическим идеям творчества передвижников, сыграли важную роль в борьбе за народный характер русской культуры в 70-90-х гг. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина "Утро в сосновом лесу". Силу не угасшего духа мы чувствуем во всём облике портретируемого.
Зимний лес на этой картине скован морозом, он как будто оцепенел. Эту технику художник освоил еще за границей.
Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Мачтовый лес в Вятской губернии". Что ждет остальные деревья, которые стоят на заднем плане известно самому Шишкину, но обрубленные под корень пеньки навевают тоску и свидетельствуют о превосходстве человека над природой.
Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. К тому времени относится большое количество образов И. И. Шишкина, созданных К. Е. Маковским. Самыми знаменитыми его картинами, которые знают практически все – это Утро в сосновом лесу, над которой он трудился вместе с К. Савицким, Сосновый лес, Бурелом и многие другие.
Весь пейзаж залит рассеянным светом восходящего солнца. Позже Шишкин и Маковский станут членами Общества товарищества передвижных выставок. На рисунке И. Е. Репин изобразил И. И. Шишкина в период преподавания в Академии художеств (1894–1895), где он был профессором-руководителем пейзажной мастерской Высшего художественного училища. После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. Глубокая предгрозовая тишина царит в природе.
Картина "Полдень. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину "Зима" (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи.
Пронизывая сетку мелкого дождя, висящую над дубовой рощей, с неба льется серебристый свет, он отражается серо-стальными бликами на мокрых листьях, серебрится поверхность черного намокшего зонта, мокрые камни, отражая свет, приобретают пепельный оттенок. Картины напоминают красивые, но все же случайно сделанные фотографии. В окрестностях Москвы" выбивалась из общего строя. В окрестностях Москвы», «Прогулка в лесу» – это лишь малая, но достойная коллекция произведений великого русского художника-реалиста.
Деревня Константиновка близ Красного Села» и «Рубка леса» демонстрируют это наилучшим образом. Похоронили великого живописца в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре.