Апостол принимает его с заметным усилием, но так бережно, так осторожно, что мы понимаем – трагедия Христа стала его личной трагедией. Испытуемые просматривали по 30 изображений и оценивали «художественную ценность» картины по первому впечатлению. В 2009 году именем художника был назван кратер на планете Меркурий, являющийся одним из самых больших в Солнечной системе. расточил имение свое, живя распутно». Ее ступени, ярко освещенные у пола, постепенно уходят вверх направо, в тень лестничного проема, поглощаются мраком в самом центре изображения (середина буквы), но затем, совершив спиральный подъем влево и вверх, вновь выходят на свет, освещенные уже снизу. Возможно, лучший из портретов Рембрандта.
Внешность Саскии здесь та же, которую мы знаем по предыдущим портретам. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке.
В феврале 1668 года Титус женился, но спустя семь месяцев умер в возрасте двадцати шести лет. И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин».
Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность.
Все оригиналы хранятся в Мюнхенской пинакотеке (картинной галерее). С помощью колоритных цветов (золотой, черный и желтый) зрителю раскрывается энергия, драматизм и торжественность настроения военных. Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. В таком случае фигура в красном — муж соблазненной Вирсавии Урия, которого Давид, тревожимый угрызениями совести, посылает на верную гибель.
Обрисовка обстановки сведена к минимуму. Еще бы.
Неправильность задорного личика Саскии опьяненный счастьем Рембрандт и не думает скрывать. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. В руках он держит небольшую полураскрытую книгу. Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности.
Эту картину по праву считают одной из вершин в творчестве Рембрандта и лучшим изображением обнаженной женской натуры в живописи XVII века. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов.
На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Другая странная фигура – одна из сестер воскресшего, ближе остальных к нам изображенная силуэтом в нижнем правом углу, на первом плане – она подгибает колени, как бы приседая к ногам оживающего брата и в то же время не простирает к нему руки, но в страхе отводит их прочь. В те времена групповые портреты были очень популярны в Голландии. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). В них можно проследить почти все периоды творчества художника. Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости.
Мерцающие краски и изящная игра света и тени подчеркивают образы главных героев. Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике. Фотограф может применить это к фотографии.
Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна. блудного сына, пирующего с куртизанкой.
Шлейф его плаща прибавляет к двум опорам – босым ногам – еще и третью. Юбка написана перемежающимися пятнами серого, зеленого, голубого, желтоватого. В левой руке художник держит палитру, кисть и муштабель (деревянная палочка с шариком на конце, служащая художнику опорой при выполнении мелких деталей). Созданные Рембрандтом в 1660-е годы библейские композиции подводят итог его размышлениям о смысле человеческой жизни. Неровный свет идёт как бы от души человека.
Примечательно, что в Евангелии Лука ясно говорит:«. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Период переезда в Амстердам ознаменовался в творческой биографии Рембрандта созданием множества этюдов мужских и женских голов8, в которых он исследует своеобразие каждой модели, экспериментирует с подвижной мимикой лиц. Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна. Текстура и цвета играют роль в определении настроения картины.
Слава о талантливом мастере быстро разошлась по Амстердаму. Справа на втором плане слабый свет рисует группу женщин. Картина (на первом фото) написана в тот период, когда слава художника достигла своего зенита.
Композиция картины по-шекспировски динамична. "Самсон, угрожающий своему тестю" (1635-ый год, Берлин), наконец, очень сильная картина "Свадьба Самсона" (1638-ой год, Дрезден) – во всех этих картинах Рембрандта содержимое легенды о библейском герое передано со сдержанным величием, без малейшей позы. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8.
Все это не могло не отразиться на творчестве юного художника. На холсте появились посторонние лица.
Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс. В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика. Женился он по любви и не только сохранил, но и приумножил капитал своей любимой. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. Кто они — неизвестно. Женское обаяние составляет суть этого знаменитого произведения.
В 1634 г. он женится на дочери состоятельного бургомистра Саские ван Эйленбюрх. Вместе с глазом постоянно перемещается и желтое пятно, область четкого зрения. По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью». Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. Еще через год, сохранив общий замысел и позу фигуры, Рембрандт создает новый вариант "Флоры" (высота сто двадцать четыре, ширина девяносто восемь сантиметров) этот вариант находится ныне в Лондоне.
В 1653 году испытывая материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу8, после чего в 1656 году заявил о банкротстве. Так появляются картины Рембрандта с названиями «Жертвоприношение Авраама» и «Пир Валтасара». Через левое плечо переброшен светло-синий плащ.
В действительности, эта точка обзора, вероятно, была одобрена самим заказчиком, так как картина должна была висеть над камином в главном здании гильдии в одном ряду с более ранними групповыми портретами. Однако особое место с точки зрения искусства занимают автопортреты художника. Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики.
Социальное положение изображенного лица обозначено необычайно тонко. Также к этому периоду относится одна из самых известных работ мастера «Даная». Изгибаясь всем туловищем и вскидывая босые ноги, он тщетно пытается продолжать борьбу.
Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». И Рембрандт ван Рейн, плоть от плоти и кровь от крови своего народа, писал эту картину как изображение общего, всех равняющего, глубокого горя. Британский искусствовед Кеннет Кларк писал, что всякий, кто хоть раз видел ее, согласится с тем, что перед ним «величайшее полотно из всех когда-либо созданных рукой художника». Автопортреты Рембрандта – история жизни художника на холсте. Он много пишет образ сына, а также людей, которые окружают его в последние годы жизни.
Изображенная на полотне женщина явно ждет кого-то (или чего-то), что дает основания идентифицировать ее образ с Данаей. А что же случилось с Гертье Диркс.
Один из них – портрет Мартина Дая (высота двести десять, ширина сто тридцать пять сантиметров), сделан в 1634-ом году, два года спустя после "Урока анатомии" другой – портрет Матильды ван Дорн (высота двести девять, ширина сто тридцать четыре сантиметра) – в 1643-ем году, через год после знаменитого "Ночного дозора", то есть тогда, когда обстоятельства жизни художника резко изменились и, потрясенный всем случившимся, он вступил в новый период творчества. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn)— голландский художник, художник и офортист. С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается.
Тепло этих портретов делает их очень живыми и художественными. К середине 50-х годов в жизни Рембрандта произошли перемены. Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски. И все же ему всегда казалось, что наряд ее недостаточно роскошен.
Такого унижения самый известный художник Нидерландов не испытывал никогда. Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить. Рембрандт разрабатывает этот жанр как изображение одухотворенной природы.
Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника. Почти так же, как белая повязка на ее голове, бледно ее омертвевшее от страдания изможденное лицо, сомкнуты веки, бессильно поникла ослабевшая кисть тянущейся к сыну правой руки. Образ ангелочка был приписан после смерти супруги. Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля.
Иисус рассказывает притчу о сыне, который получает у отца свою часть имения и расточает ее в дальней стороне, живя распутно. После того как Иисуса распяли, двое его учеников, направлялись в Эммаус, селение неподалеку от Иерусалима. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. В 1634-ом году он, сын мельника, плебей по происхождению, чей отец не имел никаких других званий, кроме "сын Герритса", неведомо по какой счастливой случайности женится на страстно любимой девушке, знатной патрицианке Саскии ван Эйленбурх, которая насчитывает среди своей родни магистратов, писателей, советников и даже художника Вибранта де Хеста, представленного в Штутгартском музее прекрасной картиной.
Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Произведения, созданные с 1626 г. по 1637 г. Раздел 2. Другие дети пошли по стопам родителей, а Рембрандт избрал другой путь – художественный и получил образование в Латинской школе. Среди тех, кто остался в мастерской мастера (с 1648 г. по 1653 г. ), был Николас Мас. В 1653 г. испытывающий материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу и в 1656 г. объявил себя банкротом. Умер Рембрандт 4 октября 1669 г. Произведения Рембрандта хранятся во многих музеях мира: Королевской галерее Маурицхейс, Музее Бойманса-Ван Бёнингена, Дрезденской галерее старых мастеров, Берлинской картинной галерее, Лондонской национальной галерее, Художественной галерее Хэмптон-Корт, Собрании Уоллеса, Метрополитен Музее, Лос-Анджелесском музее искусств, Музее Поля Гетти, Бостонском музее изобразительных искусств, Чикагcком художественном институте, Вашингтонской Национальной галерее искусства. Нарочитый, но замечательно красивый эффект создается чередованием света и тени.
Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях. Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица.
Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8. В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус. К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636).
Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов. почти не сохранилось. Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга».
Беззаботное время художника длилось недолго. Она получила свое нынешнее название лишь в конце XVTII века. Внимание вновь приковано к отцу и сыну.
На каждую картину отводилось по 5 секунд. Евангелисты говорят только, что в него вошел Сатана. К началу 50-х годов 16 века Рембрандт (автопортрет по тексту) теряет многих заказчиков и учеников.
Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию. Несколько пастухов, не ведая про свершившееся чудо, мирно спали на расположенной между нами и лесом опушке, вблизи своих стад, на первом плане, окруженные высокими кряжистыми деревьями. Подобно другим мастерам барокко, он начинает постигать значение резко вылепленной светотени для передачи эмоций8. Бурные и нежные любовные ночи дни, озаренные пьяной радостью творчества.
Ранний период развития мастера стоит под знаком глубоких личных переживаний. В это же время художник получает заказ на серию работ с библейским сюжетом. Остальной частью зрительного поля мы видим мир довольно расплывчато, но этого не замечаем. Хейндрике отказалась отречься от любимого и тогда её саму отлучили от церкви.
Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. Не хватало денег, количество заказов уменьшилось.
Тематика его офортов очень широка. Он пишет с каким-то самозабвением, без устали гравирует любовь Саскии, безоблачное счастье их молодого супружества рождают в нем чувство всемогущества. Он полюбил филистимлянку Далилу и она, прельстившись серебром, которые ей обещали филистимские князья, вызнала от Самсона, что источник его богатырской силы – в его волосах. Это впечатление достигнуто благодаря линейной перспективе.
Финансовое положение ухудшалось, но он продолжал жить на широкую ногу. В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах.
В это же десятилетие появляется целая серия автопортретов. Отец прижимает сына к груди, прощая его.
Она отдалась ему и зачала. Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов) и вскоре имущество художника распродали за долги. Господня». Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия. Отчетливо прослеживается влияние караваджистов. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом.
Раздвинутые руки прочно упираются в стол, левая обращена ладонью вверх. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. Между тем споры вокруг нее не утихают. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи.
Реставрация картины длилась 12 лет. Он копирует позу персонажей их картин – фигура опирается правой рукой на парапет. Влияние искусства Рембрандта было громадным. Напомним о легендарных событиях, предваряющих сюжет фрески Леонардо.
Популярность автора начинает падать. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство.
Но они не видят Христа так, как видим его мы, угадывающие за ним вселенную. Он стал знаменит, его чествовали им восхищались. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему. В это время рождаются картины Рембрандта с названиями «Портрет старика в красном», «Портрет сына Титуса за чтением» и другие работы. Теперь фигура Саскии уже полностью повернулась к зрителю и подчинила себе окружающее пространство.
Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8.
Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи. Почетным местом было среднее и оно было занято Христом.
После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Тончайшие переливы приглушенного света играют на шитье и мехах его одежды, окаймляют его высокую светлую чалму. И тем не менее, это вполне реалистичный групповой портрет амстердамских врачей, заказавших картину. 1669 год. Зато все требования заказчиков были выполнены. Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени.
В «Портрете пожилой женщины» лицо гораздо мельче, художник больше уделяет внимание рукам, одежде. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. И мы начинаем всматриваться в эти старческие черты лица. Автор постарался не только показать внешние особенности всех персонажей, но и раскрыть внутренний мир каждого солдата. Краски лежат на холсте густыми мазками. Однако в Нидерландах, выдержавших упорную, трудную, кровавую борьбу с внешними врагами, тема Голгофы (Голгофой называлась гора, на которой по евангельскому преданию был распят Христос) решалась как тема народного горя.
После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа». Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. Рембрандт всю жизнь очень любил создавать гравюры на металле (офорт), которыми он записал еще раз свое имя в историю живописи. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22.
Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. Рембрандт боготворил свою супругу, часто изображая в различных образах в своих работах. Картина переписывалась художником несколько раз и имеет несколько авторских вариантов.
Работа отличается тщательностью в прорисовке всех образов и деталей. Все определенно и твердо Христос похож на статую, отлитую из бронзы. Смерть Рембрандта была очень печальной. Тогда он подносил ей зеркало и оба они, молодые и шаловливые, дружно смеялись над чудесными превращениями, которые он придумывал для нее. Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов. Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду. В 1969 году, похоронив сына с его невестой, Рембрандт сам умирает, навсегда оставив в этом мире свой творческий след.
Впервые в графическом искусстве Рембрандт решается на неслыханный прием. Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран.
Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии». Так Рембрандт вплетает спираль – символ познания – в естественную систему вещей и натурализирует его, превращая в обыденную вещь – винтовую лестницу. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Жениться на Хендрике Рембрандт не мог.
В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). В 1985 году в музее произошел неприятный случай, который едва не лишил мир возможности созерцать творение Рембрандта.
Много и успешно работает Рембрандт в 1630-ых годах в гравированном на металле рисунке, то есть офорте. Рембрандт переносит нас в какую-то фантастическую подземную пещеру. «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. Реставрация картины длилась 12 лет. Действительно, Рембрандт не сосредоточивает на ней все свое внимание.
Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ. Повреждения затронули около 30 шедевра. Особое место в творчестве Рембрандта занимает автопортрет. Удивляет сделанная на иврите надпись, особое расположение букв которой заставляет вспомнить о соседе Рембрандта еврее Манассе бен Исраэле, с которым, как известно, художник поддерживал отношения. Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество. Краска немедленно начала пузыриться.
Мы либо поднимем брови, либо опустим уголки губ. После того как полотно было подрезано по новому формату, все это исчезло. Рембрандт, картины которого отличались естественностью и реализмом изобразил учеников в тесном кружке, внимательно вслушивающимися в слова доктора Тульпа. Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» является одной из самых ярких вершин творчества известного художника. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург).
Сочетание мерцающих тонов и золотых бликов поражает своей утонченностью и великолепием. Офорт – такая техника гравюры, при которой на металлической «доске» (позднее на медной) иглой рисуют картину, после чего углубления усиливают с помощью травления кислотами, потом наполняют краской и создают отпечаток на мокрой бумаге. Это время, когда он был совсем старым и немощным, нуждался и голодал. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. Они действительно горячо и страстно любили друг друга.
Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе. Например, Даная появляется в сериале Бандитский Петербург как картина Рембрандта Эгина. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность.
У всех портретов Рембрандта этого времени особенный взгляд. Их характеристики даны законченнее, чем у Рембрандта изображены они в ярких реалистических чертах, но в интересах наглядности Рубенс не боится известных элементов условности несмотря на ночь (фон картины темный) локальные, то есть свойственные предметам при их естественном дневном освещении, тона одежд выступают во всей чистоте и яркости, а протянутые слабые руки молодых женщин, наверное, не смогут принять тяжесть тела мертвеца. Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника.
жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными. Религиозный автор сообщает, что по воле Господа жена Маноя после долгих лет бесплодия родила сына и дала ему имя Самсон (по-еврейски солнце). Рембрандт усиливает драматизм происходящего: на картине ангел схватил Авраама за кисть и нож падает.
В конце жизни из-под пера мастера появляется еще один шедевр – «Возвращение блудного сына». Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист. Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту. Он был на грани попадания в тюрьму, но суд был в его пользу, вот таким образом ему разрешили распродать все имущество и отдать долги. Мы не знаем, что выражает его лицо.
Интересен и еще один факт. Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе. Сначала — воспоминание, потом — удивление и потом — горький приговор этим воспоминаниям. К этой теме Рембрандт вернется спустя чуть более 30 лет, в картине «Возвращение блудного сына».
Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц. Весть о предательстве словно парализовала нежного юношу с мягким сердцем, любимого ученика Христа, Иоанна. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике. Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом.
Во всем его облике нет ничего ни преднамеренного, ни иносказательного. Отчаянно защищаясь, запрокинув голову, она впивается ногтями в красное бородатое лицо подхватывающего ее на руки закутанного во все красное бога тьмы вцепившиеся в края ее бледно-желтой, с розоватыми оттенками одежды подруги (слева от нас) стремятся вырвать ее из объятий похитителя – но их отчаянные усилия напрасны. Он был в моде. Это были не только картины итальянских мастеров и гравюры, но также античная скульптура, оружие, музыкальные инструменты7. Картина привлекает к себе необычным колоритом, характерным для творчества художника.
Сегодня картины художника занимают почетное место в любом крупном музее мира. Хотя эта заказная работа начата в 1661 году, она пролежала незаконченной в мастерской Рембрандта до самой его смерти в 1669 году. Его влекло к военному делу.
Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Мы не найдем здесь экзотических одеяний и поз. Стол накрыт. Низкий горизонт помогает подчеркнуть монументальность пейзажа, его величие. Связующим элементом тут, конечно, является смерть и если этот автопортрет — шутка, то она исполнена черного юмора. Здесь видны особенности обоих стилей.
Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. За год до этого он вместе с женой переехал в роскошный дом в престижном районе Амстердама. В этом прохождении ступеней сквозь свет и мрак зритель невольно усматривает символическое подобие хода мыслей философа. Зевс проник к узнице в виде дождя из золота, после чего родился Персей. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8.
Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века. Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма. То есть такое движение можно сделать последовательно. Это самая известная картина Рембрандта. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. В них вы видите печаль.
В 1634 году Рембранд женился на Саскии. Темный лак (снятый позднее) создавал обманчивое впечатление того, что изображенные события происходят среди ночи. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен).
Это период его восхождения. В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция». Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). Написана она была в последние годы жизни мастера.
Один раз любовь к женщине погубила Самсона. Некоторые исследователи полагают, что круги символизируют полушария Земли. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. Но всегда, среди любой работы его тянуло писать одну только Саскию. Фигуры на них располагались в ряд, как на школьной фотографии. После написания картины «Ночной дозор» разразился невероятный скандал.
В то же время автопортрет является отчасти провокационным, ведь художник с женой предстают в образе персонажей библейской притчи о блудном сыне. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне.
В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Саския всегда рядом с ним, юная и сияющая. Он использовался многими художниками.
Его правая рука (на картине слева) согнута в локте, кисть ее скрыта под расстегнутым черным французским плащом, отделанным черным шелком. По традиции на них изображались либо выступающие на войну против Испании ополченцы, либо представители ремесленных цехов. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Рембрандт стал его последним протеже. Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи.
В центре располагается нагая женщина, тело которой освещается ярким солнечным светом. После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа». Хендрикье тоже полюбила художника. Краска немедленно начала пузыриться. Стихии света и цвета, независимые и даже отчасти противоположные в ранних работах художника, теперь сливаются в единое взаимосвязанное целое.
Несоответствие, которое должно было привести к противоречиям в творчестве художника. Он изображал себя без тщеславия искренне и реалистично. На холсте изображена рота ополченцев, которая отправляется в поход.
Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована.
Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. По мнению искусствоведов, в «Возвращении» раскрылся весь психологический талант живописца. Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни.
А вот перед нами самый известный из офортов Рембрандта того же периода – "Воскрешение Лазаря", 1631-1632-ой годы (его высота тридцать шесть, ширина двадцать пять сантиметров). Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс. Картина излучает все тепло и глубину рембрандтовской палитры. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс.
Если мы попытаемся сделать на лице такое же мимическое движение, то нам это не удастся. Создающая впечатление разнобоя и напряжённости случайность запечатленной на полотне ситуации вместе с тем проникнута торжественностью и героическим подъёмом, сближается по своему звучанию с исторической композицией7. Но для нас важно другое. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность.
Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Для Рембрандта это было ещё одним ударом. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. Участок с максимальной остротой зрения в человеческом глазу – так называемое желтое пятно.
Здесь большую роль играет пейзаж. Он изобретал никому до той поры неведомые взрывчатые вещества. Освободившись, умерла через год. Сюжет взят из Нового Завета.
К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Картина Рембрандта «Ночной дозор» вызывает у зрителей, рассматривающих ее, полное ощущение реальности всего происходящего. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров.
Заветной мечтой его было создание летательного аппарата тяжелее воздуха. Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет. Он находит выражение как в позах и мимике лиц, так и особенно в жестах рук. Рубенс создал на эту тему патетическую картину-зрелище.
скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу. В темнице его волосы отросли. Его смерть в 1668 г. стала настоящим ударом судьбы, спустя год художник умер.
В 1632 году Рембрандт переехал в Амстердам, где вскоре женился на богатой патрицианке Саскии ван Эйленбурх. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Со страстью и почитанием преклонялся Рембрандт перед женой. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. «Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта. Внизу, перед выходом, на гравюре справа – раскрытая могила, каменный гроб.
Праздники, судя по всему, сменялись праздниками, как счастливые дни сменяются тревожными. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8.
Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Повреждения затронули около 30 шедевра. Фон черноват паркет – серый. В его повернутом к нам измученном лице читается полная безысходность.
Картины (автопортрет, «Симеон и Анна в Храме», «Христос в Эммаусе» и т. д. ) создаются под влиянием признанных мастеров барокко, художник постигает значение резко выраженной светотени и ее роли для передачи эмоций. Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту. Рембрандт совершил подлинную революцию, показав динамичную композицию и «оживив» своих персонажей. Рембрандт гордо и радостно смеялся. Интересен и еще один факт. Картина полна нежности и сострадания. Всех их объединяет мужественность и патриотический порыв.
Открытый взгляд персонажей, устремленный на зрителя (кажется, что они приглашают разделить их радость бытия), сияющее лицо Рембрандта, будто достигшего всех жизненных благ, – вот настроение этого полотна. Ее самым выдающимся представителем был Рембрандт (Rembrandt Harmensz van Rijn). Самой примечательной на нем является фигура доктора Николаса Тюлъпа (1593-1674), бывшего с 1629 по 1653 годы главным анатомом и лектором Гильдии врачей города Амстердама. В 1669 году, 4 октября он сам покинул этот мир, но навсегда оставил след в сердцах людей, любящих его.
Картина была заказана Рембрандту начальником стрелковой дивизии. Свет то вспыхивает, то угасает, как бы наслаиваясь один на другой.
Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Идёт смена настроения и эмоций на лице и нам кажется, что эти мысли текут какой-то чередой. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Недаром очень остро чувствующему Рембрандта Ван-Гогу чудилось в его портретах что-то «светоносное и утешающее». Ранние образцы групповых портретов отличались несовершенством композиции.
Ему доставляло огромное удовольствие показывать потом Саскии, как и где он ее застиг. Более того, Саския помогает ему реализовать его истинное искусство искусство сверхъестественного и чудесного. Картина излучает все тепло и глубину рембрандтовской палитры. Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке.
Картина Рембрандта «Ночной дозор» вызывает у зрителей, рассматривающих ее, полное ощущение реальности всего происходящего. Отец объясняет ему, что его брат «был мертв, но возвратился к жизни». Встал и пошел к отцу своему. Так что это не был брак по расчету.
Он отбирал сверкающие каменья, чтобы украсить ее. Новых заказов почти не появляется. Правда, как правило, члены группы позировали для них, усевшись в ряд. Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан. Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии.
История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии. Его первый учитель, лейденский художник Якоб ван Сваненбюрх (Jacob van Swanenburgh), в течение трех лет передал юноше основные навыки и знания, необходимые для профессии художника. Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила. Кроме того, необычный контраст, способ наложения света и тени, придали особый волнительный колорит работе. Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии.
Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. В углах этой площадки находятся вылепленные во весь рост немногочисленные свидетели чуда. Когда осматриваешь эти картины, прежде всего поражаешься их глубоким единством. Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь. В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой.
В их числе автопортрет с Саскией, сидящей на коленях, который имеет более известное название – «Блудный сын в таверне». Все они обращены к оживающему мертвецу и среди них господствует ужас. Он был отличным рисовальщиком и гравером. По-видимому, это эскизная работа. «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе.
Царственно протянутая к нам правая рука оказывается в темной, но прозрачной тени на ярко освещенный, зеленоватый шелк юбки падает четкая, как бы колышущаяся тень от цветов, которые она держит в левой руке. Одна из самых известных картин художника «Автопортрет с Саскией» показывает счастливого Рембрандта со своей молодой женой. Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь.
Сын повёрнут к нам спиной. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту. Лицо пожилого мужчины почти закрыто. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7.
Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Он умел строить легкие мосты, придумывал новые пушки и способы разрушать крепости.
Рембрандт показал, какой огромной силой эмоционального воздействия обладает пейзажный жанр, насколько он способен развить у зрителя чувство красоты окружающей действительности, восприимчивость к миру прекрасного. Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете.
Вот какова, в самых общих чертах, действительная ценность этих двух замечательных вещей. Такая форма лестницы позволяет нам видеть ее ступени то сверху (в нижней половине буквы), то снизу (в верхней ее половине). Написана она по мотивам мифа о матери Персея, Данае.
За окном, слева от его лица, видны далекие-далекие горы, у подножия которых протекает река. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)8. Поразителен и действен рембрандтовский схематизм. Не всем нравилась манера Рембрандта изображать человека таким, какой он есть.
Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло. Этот выход задрапирован тяжелыми материями. Это все термины самого Леонардо.
Изнемогает от горя мать Христа, Мария – она не в силах стоять, теряет сознание, падает на руки заботливо обступивших ее людей. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Благоговейно идешь от одной картины к другой, как верующие в церкви идут вслед за крестом. Дела Рембрандта шли плохо. Взгляд глаз затуманен, а уголки губ скорбно опустились вниз.
Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах. Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. Наклонив голову влево от нас, он слушает стремительного и гневного седобородого Петра, верховного апостола, который, сжимая нож в правой руке, шепчет что-то ему на ухо. В 1635 – 1640 –х гг. Вещие слова сказаны. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм).
Задорное, подвижное, слегка асимметричное лицо Саскии полно торжествующей радости жизни. Они заламывают ему руки за спину и заковывают их в тяжелые и гулкие блестящие цепи. Размеры данной картины больше, тона насыщеннее.
«Урок анатомии доктора Тюлъпа» не является документальным полотном -в действительности на вскрытиях тогда обыкновенно присутствовало куда больше наблюдателей. Картина Рубенса тоже находится в Эрмитаже. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. Кажется, что он вечно плачет по судьбе усопшей.
У них родилась девочка Корнелия, её назвали в честь матери художника. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта — Микеланджело да Караваджо «Призвание Матфея». В центре площади находится памятник Рембрандту. Рисунок очаровательный: широкий, легкий и в высшей степени естественный.
Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев. Здесь ему не больше пятнадцати лет все преисполненные нежной любовью рембрандтовские портреты сына указывают на приветливый, кроткий нрав мальчика. Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта. Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках.
Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. В руке этот человек держит высокий шест, на верху которого над нами покачивается большая плетеная корзина – и с краев ее (для рекламы) свисают околевшие от яда крысы.
В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Вертикальная линия отставленного им посоха намечает главную ось картины.
Техническое совершенство Рембрандта тут не вызывает сомнений, разноречия касаются сюжета. Начнем с того, что привычное нам название картины не соответствует действительности: патруль изображенный на ней, на самом деле вовсе не ночной, а самый что ни на есть дневной. Это ступени одного и того же скорбного пути. В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт.
С помощью специального оборудования ученые регистрировали у испытуемых время фиксации взгляда, количество точек фиксации и скорость перемещения от одной точки к другой. Он стоит к нам левым боком – и к этому боку привешена кривая сабля. По существу, это второй из серии автопортретов, на которых он предстает с мольбертом, кистями и муштабелем, употребляемым живописцами в качестве опоры для руки.
Обучение продлилось недолго и в 19 лет Рембрандт возвращается обратно в Лейден. Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась. В 1656 г. он заявил о своем банкротстве. Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов. Рембрандт не мог себе позволить потерять последнее средство к существованию.
Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. В Российских музеях находится семнадцать работ Рембрандта: 3 – в ГМИИ имени А. С. Пушкина и 14 – в Государственном Эрмитаже. Следует отметить, что на аукционах картины Рембрандта появляются крайне редко. - «Портрет молодой женщины в черном чепце» (Portrait of a young woman with a black cap) – 9 000 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Апостол Иаков Старший» (Saint James the Greater) – 25 800 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Пожилая женщина в белом чепце» (Study of an elderly woman in a white cap) – 4 272 000 долларов США (26 января 2006, Sothebys)- «Портрет женщины в возрасте 62 г., вероятно портрет Алтье Эйленбург» (Portrait of a lady, aged 62, perhaps Aeltje Uylenburgh) – 28 675 830 долларов США (13 декабря 2000, Christies)- «Мужской портрет» (Portrait of a Man, Half-Length, With His Arms Akimbo) – 33 200 000 долларов США (декабрь 2009, Christies). В коллекции представлено 119 картин РембрандтаРаздел 1. В этом отношении очень характерен жанровый офорт "Продавец крысиного яда", 1632-ой год (высота четырнадцать, ширина двенадцать сантиметров). Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. Подобные групповые портреты именно в то время были очень популярны среди гильдий врачей. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты.
До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов. В левой руке, вытянутой вперед (вправо от зрителя), он держит светлую замшевую перчатку. Трое его детей умерли ещё во младенчестве. Мерцающие краски и изящная игра света и тени подчеркивают образы главных героев. Даже, когда Рембрандт вышел из моды и продолжал писать обычные портреты на заказ, неожиданно для всех он написал грандиозную картину Возвращение блудного сына.
Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца.
Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Характер и судьба каждого персонажа читаются благодаря кисти известного художника. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство. Этот групповой портрет разительно отличался от полотен других художников драматическим освещением и естественностью персонажей. На картине изображен капитан Кок (в центре), отдающий лейтенанту Виллему ван Рей-тенбургу (в золотистом камзоле) приказ о наступлении.
Они темные. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Рембрандт достигает этого, давая беспокойное движение свето-тени. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов.
Первый из этих портретов – поколенный эрмитажный портрет Саскии в виде Флоры, античной богини весны и цветов, 1634-ый год (высота картины сто двадцать пять, ширина сто один сантиметр). Разные случайности при оттисках на бумаге, «фокусы» веществ для травки углублений – все это дополнительные средства выразительности, которые ценят художники, работающие в этом жанре. Я обвиняю. » (2008)12. Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки.
Сверху стена пещеры убрана оружием покойного – святого Лазаря, друга Христа. Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев. Свет невидим, но зато видны все предметы и фигуры, попавшиеся ему на пути. «Ночной дозор» – один из восьми групповых портретов, заказанных разным художникам Амстердамской гильдией аркебузиров народного ополчения. Например, «Даная» появляется в сериале «Бандитский Петербург» как картина Рембрандта «Эгина». Мы чувствуем, как плечи его и шея как бы наполняются энергией тихо, еще в глубоком сне возвращается он к жизни.
Тема блудного сына неоднократно и ранее возникала в творчестве художника. Через руки этого человека проходило почти все состояние республики. Брак открывает ему двери в самые зажиточные и богатые особняки бюргеров.
За ним подразумевается большое пространство в двух-трех десятках шагов от нас, замыкаемое прямоугольником противоположной стены с тремя светлыми окнами. И вот она перед ним, его юная, цветущая подруга, всякий раз в ином роскошном наряде. Характер и судьба каждого персонажа читаются благодаря кисти известного художника.
Тема блудного сына неоднократно и ранее возникала в творчестве художника. Интересно, что сначала Рембрандт написал белый воротничок. При этом возвышающийся над остальными апостолами Христос оказывается на фоне среднего, самого большого окна.
Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6. Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. Этот босой великан в длинной, ниспадающей серой одежде, с курчавыми черными волосами импозантно выпрямившись, уперев правую (близкую к нам) руку в бок и вытянув левую вверх, спокойно, лицом к лицу со смертью, повелевает исконным таинственным силам природы. Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей.
Возможно это граничит с тем, что популярность художника постепенно угасла и большинство учеников покинули его. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. По мнению искусствоведов, в «Возвращении» раскрылся весь психологический талант живописца. Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему.
Мы видим их уже собравшимися в большой горнице, готовыми к последней вечере. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635).
Рембрандт ван Рийн (1606-1669), сын мельника, приехал 25-летним молодым человеком в Амстердам, экономический центр своей страны. Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. На Иисусе красно-оранжевая одежда раба – хитон с круглым отверстием для головы. На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) родился в городе Лейден в многодетной семье владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна (Harmen Gerritszoon van Rijn). С 1612 г. по 1616 г. Рембрандт, подобно большинству голландских детей своего времени, посещал начальную школу, а с 1616 г. по 1620 г. – латинскую школу, где основными предметами были ораторское искусство и изучение Евангелия. С 1620 г. по 1624 г. Рембрандт обучался живописи. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете.
После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца. А теперь просто посмотрите на эти глаза. Он был художником с необузданной фантазией, сумасбродом и в жизни и в искусстве и только со временем в его творческом методе открыли поразительную логику и тогда его дар окрестили «пророческим». В следующее десятилетие Рембрандт создает как минимум пятнадцать полотен с самим собой. Объясняется это просто.
С помощью колоритных цветов (золотой, черный и желтый) зрителю раскрывается энергия, драматизм и торжественность настроения военных. Быть может, самой крайней степени в своем стремлении к драматической патетике и в то же время пренебрежении к традиционным идеалам героики и к условным художественным канонам, то есть системам точных правил и предписаний, установленных академистами, Рембрандт достигает в самой большой картине самсоновского цикла – "Ослепление Самсона" (длина двести восемьдесят семь, высота двести тридцать восемь сантиметров). Он не обращен на зрителя в суетном желании остановить его, забрать его внимание целиком. Пожалуй, наиболее характерен из них лист "Благовестие пастухам" (высота двадцать шесть, ширина двадцать два сантиметра) изображающий явление ангела с известием о рождении Христа. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. Самая известная из картин Рембрандта.
Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). И вновь на полотне виден духовный образ, художник запечатлевает на нём всю жизнь человека. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков.
«Портрет старика». Он обращен внутрь, в себя, «в уединенье душ».
Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Затем шесть месяцев Рембрандт брал уроки у художника Питера Ластмана (Pieter Lastman) и несколько месяцев занимался в мастерской известных в то время живописцев братьев Яна и Якоба Пинас (Jan and Jacob Pynas)В 1624 г. (по некоторым данным в 1625 г. ) Рембрандт открыл в Лейдене собственную студию, а c 1627 г. стал брать учеников (с 1628 г. по 1631 г. одним из учеников живописца был Герард Доу). В конце 1631 г. Рембрандт переехал в Амстердам и с большим успехом начал практиковать в качестве портретиста. В 1634 г. Рембрандт стал гражданином Амстердама и членом местной гильдии художников. По-видимому, он стоит на пороге смерти. Очень рано он почувствовал в себе художественный талант.
Волнообразные складки на его одежде очень круты, почти осязаемы по ним проходит резкая граница тени (слева) и света (справа). Здесь упор, похоже, делается на успехе. Открытый взгляд персонажей, приглашающий разделить веселье с ними, обращен к зрителям.
Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. В его рукописях мы находим первые в мире чертежи парашюта и вертолета. Пейзаж "Благовестие пастухам" внешне сотворен в неразрывной связи с евангельской легендой.
В московском музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина хранится небольшая по размерам (пятьдесят на пятьдесят сантиметров), но значительная по замыслу картина 1634-го года "Неверие апостола Фомы", выполненная не на холсте, а на квадратной деревянной доске. Этот сюжет часто использовали художники и писатели. Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами.
Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Саскию ван Эйленбурх ныне знает весь мир. Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» является одной из самых ярких вершин творчества известного художника.
К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. На полотне запечатлено вскрытие тела, проведенное доктором Тульпом. Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса). Юная жена стала для художника источником вдохновения и появляется на многих его полотнах.