Для позднего елизаветинского царствования (конец 1750-х— начало 1760-х) был характерен идеал красоты, связанный с личностью императрицы Елизаветы Петровны. Все же, чем дальше от Петербурга, тем явственнее черты парсуны будут проявляться в провинции— на протяжении всего XVIII века, а то и 1-й половины XIX века. На нем простая рубашка с отложным воротником, невысокое жабо. Одновременно в левых художественных группировках происходит всплеск поиска нового художественного языка, приведший к отличным результатам (Казимир Малевич, Илья Машков, Пётр Кончаловский, Аристарх Лентулов, Александр Осмёркин, Роберт Фальк, Натан Альтман и проч. ). Пётр I как приглашал зарубежных мастеров, так и способствовал обучению отечественных.
Очень сложные, детализированные работы этого периода. Русское искусство постепенно сближается с реальной действительностью. В 1660-х годах поляк Стефан Лопуцкий писал «с живства» (с натуры) самого Алексея Михайловича, а голландец Даниил Вухтерс— патриарха Никона.
Основание Академии стало логическим завершением преобразований в искусстве. Почему. В 1760—1780-х годах многие черты русского портрета XVIII века определяются окончательно. Смех должен быть не громкий, но рассыпчатый. Портрет стал незаменимым средством и самоутверждения и эстетизации жизни. Левицкий и Рокотов переходят от парадного портрета к камерному.
Этому в значительной степени способствовали постановления Стоглавого собора (1551), который узаконил возможность написания на иконах царей, князей и народа, а также Собора 1553-4 гг. Серова. В таком подходе чувствуется вдохновленность мастера шедеврами Рембрандта. И. Е.
В своих последних работах он проявляет особенно много проницательности. Вспомните, сколько в её жизни грязи земного греха и сколько силы самопожертвования. Серов словно бы «согревает» светом в общем-то холодноватый колорит.
Воплотить Греческий проект Екатерине так и не удалось. Но о нем напоминают памятники искусства. Живопись в них сочетает объемное и конкретное личное письмо с плоскостными «доличностями»— как это было и в парсуне. Вот почему портрет С. Мамонтова более монументален, чем портрет М. Ермоловой В. Серова. Откинувшись в кресле, она обращена к зрителю. Иисус сидит за столом напротив апостолов и со спины вполоборота смотрит прямо на зрителя.
Третьяковская галерея, М., 1952, табл. Стасов, Собрание сочинений, т. III, стр.
«Доличности— шелк, бархат, пенящиеся или плоские, как бы стекловидные кружева, золотое шитье и ювелирные украшения— поражают щедрой, порой кажущейся избыточной цветовой насыщенностью и орнаментальностью. Благодаря им, этот жанр начал развиваться в новом качестве. Тем не менее, «парадный» портрет, определяющийся уже не идеологией, а кошельком и властью заказчика продолжает существовать (Александр Шилов, Никас Сафронов, Зураб Церетели).
Частности подчинены главному. Торжественное открытие его состоялось 20 февраля 1818 года. Хочу отрадного, — признавался в эти годы В. Серов (И.
Губы серьезно сжаты, но в них бездна беззаботного детского счастья. С. Герасимов «Мать партизана» (1943-1950). В портрете в рост замечательной русской актрисы М. Ермоловой (1905) все продумано, взвешено и рассчитано.
Русский портрет на протяжении XVIII—начала XIX века создал свою историческую традицию. Помещая свой портрет в этот дворец, Екатерина стремилась продемонстрировать свою причастность европейским правящим династиям (монархи Европы были связаны друг с другом родственными узами, так что собрание было своего рода фамильной галереей) и одновременно вписать себя в чреду российских правителей. Русские художники 18 века осваивали новые приемы европейской живописи и изображали на своих полотнах не только царей, но и различных бояр, купцов, патриархов, которые старались не отставать от моды и часто поручали местным художникам нарисовать портрет.
(Из следующего поколения к ней принадлежали Рокотов, Левицкий, Боровиковский). (по делу Висковатого), когда было разрешено писать на иконах наряду с обычными сюжетами также и притчи, что позволяло более свободное обращение с иконописным каноном и открывало перед художниками широкие возможности для внедрения в иконопись многообразных бытовых мотивов.
Александра Петровна Струйская вдохновляла поэтов и художников не только своего времени. Возможно, потому, что он невольно воскрешал воспоминания о ее политической неудаче. Фиолетовый цвет в гамме считается самым холодным, в противоположность красному – самому «теплому», даже – «горячему», цвету. Изображая своего героя в определённой среде, художник более находил своей модели местов пространстве.
Так или иначе, её социальное положение не должно по мысли художника интересовать зрителя. «Русские портретисты нередко обращаются к портрету-типу, героями которого становятся безымянные представители как народа, так и революционной интеллигенции, создают образцы подчёркнуто обличительного портрета, широко вводят портретное начало в бытовой и исторические жанры (картины В. И. Сурикова)»32. Здесь впервые ясно заявлено художником, что портрет должен быть живописным произведением. Но человек не растворяется в нем.
«Итак, проблема реального изображения человеческого лица в творчестве Ушакова и Владимирова была связана с общим пробуждением в широких художественных и литературных кругах 60-х годов интереса к окружающей действительности и прежде всего к изображению реального человека со всеми индивидуальными особенностями его внешности и психологической характеристики»)16. Мы ищем другого. Стремление к «идеальной» талии нередко приводило к трагическим последствием. Портрет П. Стрепетовой Н. Ярошенко (1882, Третьяковская галерея) должен быть признан одним из самых замечательных женских портретов в живописи передвижников.
Что ни лицо — биография. Владимиров рекомендует создавать изображение таким, каким художник его видит в жизни. Красота купеческого зажиточного быта с огромным вниманием показана художником. В. Серов едва ли не первым среди русских живописцев создал серию детских портретов. Знаки ордена Св.
С середины века происходит большая демократизация заказчика. Давайте обратимся к творчеству хотя бы одного из них. Петр мечтал и о создании Академии художеств. В этюде гвардейца (для Перехода Суворова через Альпы) в черты лица внесено что-то от автопортрета, вместе с тем внутренняя сила образа и цельность характера его превосходно схвачены.
Для обозначения западноевропейских художников, работавших в России, существует особый термин – «россика». В середине XVIII века уже возможно перечислить самобытных и талантливых мастеров. Ярким примером реалистического женского портрета рассматриваемого периода является «Портрет Ольги Сергеевны Александровой-Гейнс», созданный И. Е.
Н. Царькова «Тайная вечеря» (2002)Вот как сама художница объясняет эту работу: «По сути, я ничего не изменила в этом известном евангелическом сюжете, просто «зашла» с обратной стороны., В своих портретах он запечатлел облик многих своих современников. Период становления, перехода от старых форм культуры, ученичества у Запада был завершён.
(См. Выставка очень наглядно демонстрирует развитие портрета от первых шагов в этом жанре до вершин русского реалистического искусства. Миниатюрный портрет всегда имеет небольшой формат (от 1, 5 до 20 см) и отличается особой тонкостью художественных приемов, своеобразной техникой исполнения использованием только ему присущих средств и способов выражения. Здесь фон разработан И. Е.
Но изображение переросло рамки непритязательного этюда с натуры. Эти изображения создавались по памяти или со слов очевидцев и хотя они дают нам некие представления об изображенных лицах, по сути такие «иконные» портреты еще не являются портретами в подлинном смысле слова. Подобно французским импрессионистам, В. А. Портреты, принадлежащие к этой линии, отличаются большими размерами, композиционными схемами, заимствованными у парадных полотен Западной Европы XVII века импозантностью и внушительностью, строгой социальной маркировкой и «важной немотой». В это время совершался переход от парсуны к портрету. Он честно ни на шаг не отступил от правды.
Однако императрице портрет не понравился. Их творчество приближается к реализму. Кроме художественных произведений их авторству принадлежит первые русские сочинения по теории искусства— сочинение Владимирова (1665—1666) и «Слово к люботщательному иконного писания» Ушакова (ок.
К тому же он хорошо построен, отвесные полосы юбки подчеркивают его конструкцию. Н. Ге не считал себя по призванию портретистом. Отечественные художники и иностранцы по-разному решают проблему «духовное/декоративное», которая воплощается в принципах взаимоотношения «личное/доличное».
Твердого ответа на этот вопрос нет. Цвета увидены художником в их изменчивости импрессионистической иллюзорности. Юсуповой.
Они были созданы почти одновременно.
Во 2-й пол. Центром этого города стал монументальный Софийский собор (проект тоже разработал Камерон) – в память о главной христианской святыне, находившейся во владении турок, храме Святой Софии в Константинополе. Портрет С. Мамонтова (1897) нельзя считать достоверным свидетельством того, чем был этот замечательный человек. Голова дамы украшена диадемой с большим эгретом. Достоевский, указ, соч., стр. К ним относятся, прежде всего, такие художники-портретисты мировой известности как Иван Никитич Никитин (1680-е – после 1742), Андрей Матвеевич Матвеев (между 1701 и 1739), Иван Яковлевич Вишняков (1699 – 1761), Алексей Петрович Антропов (1716 – 1795), Иван Петрович Аргунов (1729 – начало 1802), Федор Степанович Рокотов (1735 – 1808), Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 – 1822), Владимир Лукич Боровиковский (1757 – 1825), Василий Андреевич Тропинин (1776 – 1857), Орест Адамович Кипренский (1782 – 1836), Иван Николаевич Крамской (1837 – 1887), Константин Егорович Маковский (1839 – 1915), Валентин Александрович Серов (1865 – 1911). Они нарядны, декоративны, красочны.
Картина, с одной стороны, становится жизненно правдивой (такие скульптуры вполне могли присутствовать в интерьере, где императрица представала очам подданных), а с другой – по-прежнему передает зашифрованную в аллегорическом образе идею. Для этих художников иконопись уже не является «единственным» ценным жанром живописи— портретный жанр ими ставится в один ряд с нею. Да, а поскольку искусство конца XIX века тяготеет к реализму, то и свойство «марийности» – отображение обоих начал и загадочной чистоты, непорочности и грешности, мирской слабости, которая искупается силой божественного всепрощения и милосердия. Пусть все живое живет — эти слова Н. Михайловского выражали отход от этического ригоризма.
В. Л. Так Татьянин день стал Днем студента.
Константинополь так и не стал столицей новой православной империи. Она будет влиять на некоторых художников, близких к Канцелярии от строений. Недюжинный талант молодого И. Репина проявился в Портрете В. Шевцовой, впоследствии жены художника (1869). Камерный портрет, по природе своей обращенный к сфере частного, а не общественного, служит выражением имперских амбиций верховной русской «помещицы», угодья которой должны простираться до самого Константинополя. Здесь можно было бы, конечно и поспорить, все-таки и русские портретисты были хорошо знакомы с античной культурой, копировали многочисленные «антики» – учились рисунку изображая греческие и римские скульптурные портреты и статуи древних божеств.
Идеалом красоты считались «осиные талии», бледные лица изнеженность и утонченность. Заметной тенденцией в живописи женского портрета изучаемого периода стал интерес художников к образам женщин из народа, а не только к «светским львицам», богатым заказчицам или же прекрасным незнакомкам. Владимира для собраний его кавалеров. Их работы отличаются мастерством и точностью в передаче внешности, «схожести» с моделью, хотя еще не достигали полного совершенства. Такие «портреты» – это не просто «портреты» в классическом понимании. Аргунов быстро и легко усвоил язык европейской живописи и отказался от старорусских традиций. Примечательны образы Дмитрия Жилинского, Александра Шилова, работавшего в манере «фотореализма»34, Ильи Глазунова.
На протяжении шести столетий (с XI века до XVII) древнерусская живопись, продолжая византийскую традицию, развивалась почти исключительно в церковном русле. Первой попыткой русского художника написать портрет с натуры, по мнению Овчинниковой, надо считать работу 1671 года, когда Репьев, Фёдор Юрьев написал царя Алексея (не сохр. ).
Примечателен цикл портретов братьев князей Репниных, созданных во 2-й пол. Но портретов сейчас в нем нет: они хранятся в разных музеях, большая часть – в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Но этот образ обязательно должен был быть идеологически правильным.
Князь Мышкин уже слышал кое-что о Настасье Филипповне, когда к нему в руки попадает ее портрет. Одним из крупных художников, работавших в области эмали на рубеже XVIII — XIX веков, был Д. И. Евреинов (1742 — 1814), многоплановый, обладавший поразительным чувством цвета и гармонии тонов художник, безукоризненно владевший всеми тайнами работы по эмали, академик Петербургской Академии художеств, придворный мастер. Эта магистральная линия отличается преемственностью.
Интересен и групповой портрет купцов Никитниковых (Церковь Троицы в Никитниках, роспись 1652—1653) в сцене «Великого входа»). И тем не менее созидательная сила художника торжествует над простым воспроизведением. Низкий горизонт выделяет фигуру, придает ей мощь, величие. Художник раскрывает зрителям скрытые черты характера модели. Традиции портретного искусства не исчезали. Но к концу 1710-х гг.
Помните у Пушкина, слова Ленского: как похорошели у Ольги плечи, что за грудь Похожие описания красивой женщины можно встретить у всех классиков, описывающих женщин высшего общества. Холст, масло, 211 х 233 см. Одна из самых известных Татьян — Татьяна Шувалова. Толстого. Изысканным колоритом, почти монохромной гаммой коричневато-серых и бледно золотистых тонов художник подчеркивает «иконописность» созданного изображения. Холст, масло, 91 х 85 см.
также Царские патрональные иконы). Опыт художника в бытовой живописи научил его находить значительное и во внешне невзрачном. Достоевский касается вопроса о природе портрета в Дневнике писателя, 1873 (Собр. Дама в прозрачной накидке изображена на фоне окна, почти закрытого темно-красной завесой. Широко известны портреты представителей интеллигенции этой эпохи.
В картине меньше уюта и интимности, зато больше возвышенного благородства. Художник-демократ увидел в Ф. Достоевском писателя-демократа. Бецкой заказал художнику портрет промышленника П. А. Многочисленные женские портреты Репина — Бенуа Ефрос (1887), Баронесса В. М. Икскуль (1889) и особенно Пианистка Мерси дАржанто (1890), — как бы высоко ни расценивать их живописные достоинства и остроту характеристики, не лишены светской красивости. Примечательны образы Дмитрия Жилинского, Александра Шилова, работавшего в манере «фотореализма», Ильи Глазунова. Этот орден был учрежден 22 сентября 1782 года, его статут (то есть документ, описывающий порядок награждения орденом и связанные с ним церемонии) написал Александр Андреевич Безбородко – фактический руководитель российской внешней политики. Эти изображения создавались по памяти или со слов очевидцев и хотя они дают нам некие представления об изображенных лицах, по сути такие «иконные» портреты еще не являются портретами в подлинном смысле слова. Если в XVIII веке отображение социального положения в любом портрете считалось абсолютно необходимым, то в конце XIX века на первом плане – личность, со всей сложностью внутренней духовной жизни и с неповторимостью индивидуальных черт внешности.
Вместе с тем такой мягкий свет и гладкие, аккуратные, практически незаметные мазки. В центре картины стоит мать партизана с гордо поднятой головой.
Основным жанром— портрет»20. И по своему чуткому психологизму К. Е. Портрет «фактически взял на себя основное бремя освоения художественных принципов Нового времени»23. И. Репин не забывал, что портретист должен дать оценку своему герою. Пётр I как приглашал зарубежных мастеров (см. Большинству миниатюристов не свойственно было глубокое раскрытие характера своих моделей.
Мастерство тегеранских художников, работавших в первой четверти XIX столетия при дворе династии Каджаров (1796 – 1925), выражалось в ювелирной передаче одеяний и натюрморта. Появилась новая техника: письмо темперой по дереву сменила живопись маслом на холсте. Однако совесть не давала ему покоя, он потерял рассудок и погиб в страшных муках. В портрете З. В. Магистральная линия (Никитин и Матвеев) развития портрета уверенно идет вперед, а парсуна теряет свою привлекательность в глазах высокопоставленных заказчиков.
Вся фигура в черном платье четко вырисовывается на буром фоне. Портрет «фактически взял на себя основное бремя освоения художественных принципов Нового времени». Так же ворвалась в русскую живопись Верочка Мамонтова.
Подчеркнут конфликт личности с окружающей действительностью. Для позднего елизаветинского царствования (конец 1750-х— начало 1760-х) был характерен идеал красоты, связанный с личностью императрицы Елизаветы Петровны. На нем простой серый сюртук. Помимо литературы изменение концепции привело и к развитию портретного жанра в 1660-х.
Портрет стал незаменимым средством и самоутверждения и эстетизации жизни. В авторитетном британском журнале «Ланцет» в 1820-е годы было высказано мнение, что в мышечной слабости, заболеваниях нервной системы и других недугах женщинам стоит винить вес своих платьев, составлявший около 20 килограммов. Это существа из плоти и крови, они могут взаимодействовать с Екатериной, общаться с нею. Белоснежная пена кружев и золотистых волос в сочетании с фарфоровой нежной кожей придают салонный характер этому образу.
Но можно выдвинуть предположение. Доличности— шелк, бархат, пенящиеся или плоские, как бы стекловидные кружева, золотое шитье и ювелирные украшения — поражают щедрой, порой кажущейся избыточной цветовой насыщенностью и орнаментальностью. В 20-х годах XIX века фигура женщины напоминает песочные часы: округлые «вздутые» рукава, осиная талия, широкая юбка. Кстати, персики выращивали в оранжерее Мамонтовых. В.
Художники нередко писали самих себя. Решение новых государственных задач сопровождалось созиданием новой культуры. За ее спиной родная земля. Эмоциональность образу З. В. Одним из видных сентименталистов в портретной живописи был В. Л. Боровиковский. Это тоже несовместимо с традиционными канонами «Вечери», но таким образом я хотела подчеркнуть связь с днем сегодняшним.
«сурового стиля» («Плотогоны» Николая Андронова, «Строители Братска» Виктора Попкова, «Портрет композитора Кара Караева» Таира Салахова), ленинградцы Михаил Труфанов, Борис Корнеев, Лев Русов, Юрий Тулин, Евсей Моисеенко, Олег Ломакин, Николай Баскаков, Семен Ротницкий33. Но нет на это однозначного ответа – ведь в женской природе переплетаются сущности обеих. Начиная с А. Венецианова, в русскую рукопись вошли характерные фигуры крестьян.
Чертами индивидуальной характеристики отличаются иконописные изображения митрополитов московских Петра и Алексея (работа Дионисия), Кирилла Белозерского и Дмитрия Прилуцкого (работа Дионисия Глушицкого). Тем не менее, «парадный» портрет, определяющийся уже не идеологией, а кошельком и властью заказчика продолжает существовать (Александр Шилов, Никас Сафронов, Зураб Церетели).
Королева Виктория как-то вывихнула лодыжку, наступив себе на подол. Сравним, например, два портрета Екатерины II кисти Иоганна Баптиста Лампи – «Портрет Екатерины II с фигурами Истории и Хроноса» и «Портрет Екатерины II с аллегорическими фигурами Истины и Силы (Крепости)». Эти изображения Петра I положили начало развитию эмалевого портретного искусства в России. «Русские портреты XVIII и XIX столетий.
Портрет Натальи Николаевны Гончаровой- Пушкиной. Отсюда особые правила (канон) и художественные средства иконописи. Рождаются новые светские жанры— и в том числе портрет. Холст, масло, 184 х 229 см.
Таврическая выставка открылась 6 марта 1905года и закрылась 26 сентября. Будучи за мужем за военным инженером генералом-губернатором Казани А. К. Как нетрудно догадаться название «парсуна» – от слова «персона». На ней экспонировалось 2286 портретов, около 300 портретов не вошло в экспозицию «за полным отсутствием места». Часто этот идеал проступает в округлой дородности сильно нарумяненных лиц. Что ни лицо — характер.
Однако ко времени победы классицизма портрет был уже «обременен» барочно-рокайльными тонами, которые в различных вариантах сохранились до конца столетия, преобразившись в «неоклассические» оттенки сентиментального и предромантического характера, «к тому же портрет был способен синтезировать различные стилевые тенденции до эффекта внестилевого состояния»30. Портрета Татьяны Шуваловой не сохранилось.
Этот идеал проступает в округлой дородности сильно нарумяненных лиц. Благодаря работам Рокотова можно узнать историю его времени.
В к сер. Этюд горбуна был вписан в Крестный ход, но и сам по себе — это вполне законченное прекрасное произведение, подкупающее неприкрашенной правдой, точностью и мягкостью характеристики и симпатиейхуд ожника к своему предмету (ее часто не хватало западным мастерам в изображении народных типов). Вся передовая дворянская элита стремилась быть запечатленной на полотнах кисти великого живописца. Собрание сочинений, т. I, Спб., 1894, стр. Период становления, перехода от старых форм культуры, ученичества у Запада был завершён.
Во-первых, это картины большого формата. В портретах людей из народа проявил себя и В. Суриков. Он приумножил славу русского портрета.
Характер человека — вот что в 80-х годах все более ценится в портрете. При этом она обладала внутренним единством— сначала она была направлена на овладение основными художественными принципами Нового Времени, затем, догнав их, стала развиваться в соответствии с общеевропейскими стилевыми тенденциями (барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, предромантизм). XVIII века уже возможно перечислить самобытных и талантливых мастеров.
Особенно этому способствовала его любимая тема «Спас Нерукотворный» с крупным изображением человеческого лица. И. Г. Точно обвиняемая дает на суде показания, уверенно отстаивая правое дело. Мастера Оружейной палаты (её иконописной палаты, созданной в 1640-е) дают важнейший материал для изучения русского портрета, в развитии которого в XVII веке происходит перелом.
Образы выписаны в манере рококо с его чувственностью и эмоциональностью. Академическая иерархия жанров отводила портретному серединное положение— он не был приоритетным, в отличие от исторической картины, то есть не мог умножать «героический огнь и любовь к отечеству», воспитывая и просвещая его— однако он имел свои преимущества. Широко известны портреты представителей интеллигенции этой эпохи. Их творчеству характерны коренные сдвиги в сторону реализма. Значительная доля очарования этого создания молодого В. Серова (лучшего, как он позднее признавался) заключается в непосредственности, в свежести его исполнения (хотя писался портрет больше месяца и художник измучил свою модель).
Самые бесспорные достижения И. Репина — это портреты людей из народа. Может быть инвентор (скорее всего им был все тот же Николай Львов) нарочно замаскировал политическое содержание в непривычную форму. Вот таким образом довольно рано сформировался набор устойчивых формул – иконографических схем (позы, жесты, атрибуты), которые выражали определенные идеи. Но к концу 1710-х гг. XXXVI и ел. ). Березовая Роща Куинджи обязательно поднимает настроение своей яркостью красок и колорита ну и конечно простотой и некоторой декоративностью.
Это и был интимный портрет, который стал более распространенным уже в ХХ веке. Шубин на всю жизнь сохранил чувство признательности и любви к своему гениальному земляку.
Отвесный край фигуры сливается с краем зеркала и подчеркивает архитектурность картины. В картине Фомушка-сыч (1860) Перова передана каждая морщинка старческого лица, каждый жесткий, как проволока, волосок его бороды. В прежние времена считалось недопустимым эгоизмом изображать современников. Он принес с собой внимание к чувствам и интересам простого человека, преимущественно из «среднего» класса.
Во 2-й пол. Вся жизнь этого времени проникнута пафосом военных побед и духом преобразований. Идеи появлялись спонтанно, как озарения, в процессе работы. В его творчестве предугадано и живопись следующего века. Фигура вырисовывается строгим силуэтом.
Но художественные средства парсуны восходят к иконописи: первые портреты создавались выходцами из Оружейной палаты (важнейшего центра художественной жизни XVII века), точнее – из ее иконописной мастерской. И вместе с тем непреклонная воля и убежденность. На почве модернизма возникают другие художественные направления (экспрессионизм, кубизм, фовизм, супрематизм и т. д. ) и вместе с ними – произведения, номинальноназываемыепортретом, но напрочь лишенные его специфики – с демонстративным и бунтарским уходом от реального облика человека, который превращается в некую отвлеченную, условную схему – из углов. А в роли апостолов я решила изобразить своих итальянских друзей и знакомых. Другой в угоду публике предает подлинное искусство и также сбивается с пути.
Профиль придает портрету возвышенный характер. Развивая концепцию национального портрета, И. П. Но в первом История и Хронос (Время) изображены как люди – женщина и старец с соответствующими атрибутами: История заносит деяния Екатерины в свои письмена, а Хронос с косой у подножья ее трона взирает на императрицу с восхищением – над нею не властно время.
Часто этот идеал проступает в округлой дородности сильно нарумяненных лиц. «сурового стиля» («Плотогоны» Николая Андронова, «Строители Братска» Виктора Попкова, «Портрет композитора Кара Караева» Таира Салахова), ленинградцы Михаил Труфанов, Борис Корнеев, Лев Русов, Юрий Тулин, Евсей Моисеенко, Олег Ломакин, Николай Баскаков, Семен Ротницкий. Отдаваясь минутному восторгу, он вживается в того, кто находится перед его мольбертом. История России в лицах — так можно коротко сказать о творческом наследии Д. Г. Левицкого. В его огромных глазах демоническая сила, в высоком лбу нечто пророческое.
Однако строительство храма завершилось только в 1788 году, а сооружение «орденского дома», судя по всему, даже не начиналось. Его кисти принадлежит целая галерея портретов великих людей 18-го века. За холодной и расчетливой хозяйкой И. Е. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Тема его картины – героизм простого советского человека в годы войны.
В третьих, собственно отечественная школа (Иван Никитин, Андрей Матвеев, Иван Вишняков, Алексей Антропов, Иван Аргунов). Идеи поиска «искры Божией» в земном мире всегда были близки православной культуре, но своей кульминации они достигли во второй половине XIX века, когда именно они стали ключевым аспектом в исканиях творческой интеллигенции – вспомним выдающиеся произведения Ф. М. Он искусно прятал свои мысли о модели под покровом внешней учтивости.
Чуть раздуваются ее ноздри, точно она не может отдышаться от быстрого бега. XVI века по инициативе Ивана Грозного создаются летописные своды с миниатюрами, где неоднократно изображался сам царь (как идеолизированный монарх).
Гамму благодаря ее насыщенности чаще можно определить как барочную, нежели рокальную. Скульптор изобразил Ломоносова без парика, подчеркнув огромный открытый лоб мыслителя. Именно в парадном портрете Левицкий раскрывается как мастер.
В галерее портретов И. Репина преобладают люди, полные силы и здоровья. Репин также писал Стрепетову (1882). «Русские портретисты нередко обращаются к портрету-типу, героями которого становятся безымянные представители как народа, так и революционной интеллигенции, создают образцы подчёркнуто обличительного портрета, широко вводят портретное начало в бытовой и исторические жанры (картины В. И. Сурикова)». В начале 1780-х годов близ Царского Села по проекту Чарлза Камерона (шотландского архитектора, работавшего в России) был построен образцовый город София.
Перед художниками ставились требования отобразить в искусстве пафос исторических событий. Тем не менее, у многих мастеров (Антропов, Мина Колокольников) эта радость бытия и физическое довольство дополняются сдержанным отношением к изображению человека, которое восходит к формам и традициям иконы и парсуны. Тарновская позировала художнику в помещении усадебного театра. Удивительная одаренность Рокотова быстро принесла ему известность и признание при дворе (он писал парадные портреты Екатерины II и наследников престола), но лучшие произведения относятся к московскому периоду его жизни, где расцвел талант художника в области интимных, камерных портретов.
(по делу Висковатого), когда было разрешено писать на иконах наряду с обычными сюжетами также и притчи, что позволяло более свободное обращение с иконописным каноном и открывало перед художниками широкие возможности для внедрения в иконопись многообразных бытовых мотивов7. Ярошенко в портрете сестры милосердия. Одежда и прическа женщины говорят о времени создания картины. Репиным как нельзя более детально. Характерная группа памятников начального периода— Преображенская серия.
Тогда же по решению Стоглавого собора в исподнем ряду икон (нижнем) могли появляться и цари и князи и святители и народы, которые живы суще. А Иван Грозный сам требовал отобразить в искусстве исторические события и свои деяния. Простота композиции, почти математическая симметрия пятен повышают силу воздействия портрета. В XX веке после головокружительного взлета портрет вновь переживает упадок. И. Н. Крамской передает нам в этом произведении и свою грусть, вечную тоску художника по идеалу и совершенству, – словно бы вдохновение, совершенство едва уловимому, мимолетному.
В портрете Дети на взморье (1899) два брата в одинаковых курточках с перил разглядывают далекую полоску моря. Все это безусловно противоречит канону парадности, установившемуся в русской живописи XVIII столетия. В 1771 году президент Академии художеств И. И. Портрет своей смущающей красотой готов затмить образ живой Анны.
Владимир Иванович Гау. Высокая национально-патриотическая идея памятника как нельзя более отвечала чувствам русского народа, сокрушившего войска Наполеона. Мориц, написанном в 1892 году, В. А.
На столе луковицы и гербарий — предметы страсти любителя ботаники. XVII века— Ивана, Александра и Афанасия Борисовичей. Среди них— московские художники т. н. Лицо ее озарено скорбью широко раскрытых глаз, в сжатых руках — непоколебимая твердость.
У него в лице актрисы с ее полураскрытыми устами больше темперамента, больше характера, но нет такой собранности и внутренней напряженности. П. П. Начинает складываться отечественная школа живописи (Иван Никитин, Андрей Матвеев, Иван Вишняков, Алексей Антропов, Иван Аргунов). Скажем, Настасья Филипповна у Достоевского тоже обладает выдающимися плечами и грудью.
Зато этот портрет более серьезен (хотя его и нельзя назвать психологическим). Портреты Виоллье отличаются утонченностью и изысканностью моделировки, сочностью красок. Часто русские художники 18 века были вынуждены воплощать в портретном образе представление заказчика о самом себе, но никак не действительный образ. Характерная группа памятников начального периода— Преображенская серия.
Победоносный орел покоится на законах и вооруженный перуном страж рачит о целости оных. Полутона и воздушность создают своеобразную поэтическую атмосферу в картине. К середине XVIII в. уже появились самобытные и талантливые портретисты. Особенно важно, что сходство с моделью становится уже обязательным. Хотя перед нами и обобщенный образ «незнакомки», но как поразительно индивидуальны черты её лица.
Это закономерно – ведь путь творческого поиска неисчерпаем, подвижен и бесконечен. Гос. Только в этот период был сделан решительный шаг на нелегком пути русской живописи от иконописного «лика» к индивидуальному лицу9. 567. ). Похоже, что она была левша – ведь веер она держит в левой руке.
И, наконец, вот что рассказывает о портрете Достоевский. Но хочется немного больше информации, больше изображений (портретов художников). В выделении характерного силуэта фигуры, выразительных контуров Серов пошел дальше своего учителя. Кончаловский «Портрет В. Э. Мейерхольда» (1938). При этом аллегорический образ теперь «спрятан» как изображение в изображении.
Поистине голова Сократа, с которой Тургенев сравнивал голову Хоря. А это так же признак неординарности, самостоятельности и творческого начала. Портрет стал незаменимым средством и самоутверждения и эстетизации жизни. Л. Толстой раскрывает смысл творческой победы, одержанной художником-портретистом.
Но вот за портрет принимается Михайлов, художник-профессионал, скромный и честный труженик, вдумчивый искатель правды в искусстве. Портреты, принадлежащие к этой линии, отличаются большими размерами, композиционными схемами, заимствованными у парадных полотен Западной Европы XVII века импозантностью и внушительностью, строгой социальной маркировкой и «важной немотой». Новое портретное искусство появилось в петровское время. Портрет С. Мамонтова нельзя отождествлять с демоническим портретом старого ростовщика, о котором рассказывает Гоголь. Чтобы с новыми силами оттолкнуться от земли и взмыть к небывалымвысотам.
XVI века по инициативе Ивана Грозного создаются летописные своды с миниатюрами, где неоднократно изображался сам царь (как идеализированный монарх). С. Герасимов так сказал об идее этой картины: «Я хотел показать в её образе всех матерей, которые отправили на войну своих сыновей». Чтобы с новыми силами оттолкнуться от земли и взмыть к небывалымвысотам.
Иван Грозный стремился прославить и увековечить на иконах и фресках свои деяния его замыслы поддерживал митрополит Макарий, вокруг которого сосредоточились образованнейшие люди и художники своего времени. Формально сохраняя в портрете П. А. Любопытно, что от обоих жанров требуется следование натуре10. Галерея женских образов настолько обширна, что каждый, надеемся, найдет в ней работы, которые привлекут их внимание.
Часто этот идеал проступает в округлой дородности сильно нарумяненных лиц. Ее голос звучал с подмостков театра призывом к освобождению. Точный академический рисунок не сделал Перова копиистом натуры.
Один художник включил в свой портрет куски грубой действительности (словно вырезанные из живого человека глаза) и попадает во власть темной силы. Салахов создал галерею образов деятелей культуры: композиторов Д. Д. Шостаковича, Кара Караева, Ф. М. Д. Девушка сидит в кресле, слегка откинувшись назад и прислонившись к спинке.
Цвета объединены в спокойном гармоничном созвучии. В начале 1780-х годов их портреты были заказаны Левицкому – картины предназначались для «орденского дома», а портрет Екатерины должен был находиться в центре ансамбля. И как этот задумчивый взгляд преображает лицо.
Работ этого тончайшего миниатюриста сохранилось немного. Драпировка напоминает одежды великих деятелей античной древности.
Серов насыщает светоносной силой каждый мазок своей кисти. Портрет становится скорее отражением состояния души художника, чем модели. Особую красоту придавало выпуклое стекло. К 1760-м годам портретное искусство было уже широко освоено не только при императорском дворе, но и в отдалённых помещичьих усадьбах. Парадный официальный портрет сменяют более непринужденные, живые женские образы.
«художественным примитивом». Как и Ломоносов, – выходец из Архангельской губернии. Модель кажется не позирующей, а словно бы живущей в этом живописном пространстве. О чем она думает. Начиная с Петровского времени развитие портрета идет по основным линиям: архаизирующее искусство, связанное с провинциальным, так называемым «художественным примитивом».
Портрет становится скорее отражением состояния души художника, чем модели. Их место занял предмет-атрибут, который, как и аллегория, сообщал идею сочинения, но в то же время не нарушал принцип жизнеподобия – выражаясь языком XVIII столетия, приличествовал представленной ситуации. Гамму благодаря ее насыщенности чаще можно определить как барочную, нежели рокальную».
«Например, приобщенность к идеалам носила заразительно персональный характер, а пример предков приобретал конкретность участия рода в созидании славы Российской»30. А. Литовченко представлен в коричневом осеннем пальто, в войлочной шапке в его руке — недокуренная папироса другая спрятана за спиной из кармана свешиваются светлые перчатки.
«Царский титулярник»). Отечественные художники и иностранцы по-разному решают проблему «духовное/декоративное», которая воплощается в принципах взаимоотношения «личное/доличное». Мужчины прежде всего ценили в женщине ну назовем это верхней частью. У заказчиков появляется новый ориентир— искусство Запада (прежде всего Франции): картины покупаются за рубежом иностранные художники приглашаются в Россию, а русские— на учёбу.
В 1460-70-х годах новгородский боярин Антипа Кузьмин заказал икону «Молящиеся новгородцы», в нижней части которой был изображен заказчик с семейством— это еще не боярский семейный портрет, но уже смелая попытка изобразить на иконе группу светских лиц5. Осуществить это удалось уже его дочери Елизавете, учредившей в 1757 году в Петербурге Академию трех знатнейших художеств (живописи, скульптуры и архитектуры).
И что же мы видим. Идея, традиционно выражавшаяся средствами парадного портрета, облечена в форму камерного.
Остроумный парадокс (помещица, но каковы ее владенья. ) должен был привлечь внимание зрителей. Перед нами волевая, независимая, несколько грубоватая, но творческая натура.
В колористическом решении этого портрета особенно поражает нас обилие различных золотистых оттенков, то «кричащих», словно бы вспыхивающих на свету, то спокойно мерцающих, то приглушенных и едва различимых, плавно переходящих в другие тона. фигур, граней или жецветовых пятен. Если ранее портреты создавались по памяти, то теперь их начинают писать с натуры12. В позднейших портретах И. Репина больше блеска изящества, непринужденности. У А. Чехова в рассказе Красавицы (1888) рассказчик поражен как молнией (гоголевский образ. ) красотой, где-то случайно увиденной девушки. Рядом с царскосельским храмом собирались возвести дом Кавалерской думы Ордена Св.
Но при встрече с А. Герценом во Флоренции этот замечательный человек глубоко его поразил. «Открытие характера происходит постепенно во всех видах изобразительного искусства и занимает временное пространство, совпадающее в общих чертах с периодом правления Петра Великого», пишут исследователи портрета в России. «Итак, проблема реального изображения человеческого лица в творчестве Ушакова и Владимирова была связана с общим пробуждением в широких художественных и литературных кругах 60-х годов интереса к окружающей действительности и прежде всего к изображению реального человека со всеми индивидуальными особенностями его внешности и психологической характеристики»). Это является шагом вперед по сравнению с предыдущими иконными портретами, где реальная личность дается в виде небольшой фигуры в молитвенной позе Например, в иконе «Положение риз» (ок.
Как отмечают Лихачев и Панченко, (говоря, правда, о литературе) именно с данного периода на Руси возникает интерес к индивидуальности, к личностям, заканчивается время Средневековья и происходит открытие индивидуального начала. На почве модернизма возникают другие художественные направления (экспрессионизм, кубизм, фовизм, супрематизм и т. д. ) и вместе с ними — произведения, номинальноназываемыепортретом, но напрочь лишенные его специфики — с демонстративным и бунтарским уходом от реального облика человека, который превращается в некую отвлеченную, условную схему — из углов. Важным было учесть общественное мнение о том или ином человеке.
Шереметева. Это портреты Нарышкиной, Лопухиной, княжны Суворовой, Арсеньевой. И сам И. Н.
В портрете Н. Ярошенко нет решительно ничего театрального, зрелищного, никакой патетики. Лучшей его работой является женский портрет.
Эти же мастера исполнили росписи Золотой палаты Кремля (1547—1552) с изображением притч, аллегорий и событий из истории, воссозданием образов князей (Александр Невский, Андрей Боголюбский, Василий III, Иван Грозный и проч. )7. Здоровый румянец и загар, крепкое, сильное тело стали признаками низкого происхождения. Парсуна вывела русскую живопись на дорогу станковизма— придала ему не только черты сходства, но и картинности, придала ей место в формирующемся светском интерьере. В созданных им портретах практически не встречается нейтральный фон, – он изображает модель в типичном для нее окружении, чтобы глубже раскрыть её внутренний мир, показать зрителю атмосферу, среду, с которой модель находится в неразрывной связи. Черные, глубокие, с чуть расширенными зрачками.
Шелка, бархат, кружева словно создают драгоценную оправу для лиц. Динамика живописного почерка отчетливо проступает в передаче орнаментов – И. Е. Боровиковский – талантливейший художник конца XVIII – начала XIX вв. Их творчеству характерны коренные сдвиги в сторону реализма. Иранские дамы начинают носить очень широкую юбку, напоминающую европейский кринолин.
Темное пространство озарено словно бы внезапно ворвавшимся лучом света. Ранние передвижники тяготели к мужским портретам. Но холодный фиолетовый фон насыщен множеством отсветов, так называемых «рефлексов», которые привносят мажорные ноты в общее меланхолично минорное, проникнутое тонкой лиричной грустью, звучание колорита. «Доличности» (то, что ниже лица) трактуются плоскостно, полотно создается ремесленно добросовестно, как своего рода вещь, при трактовке образа человека остаются следы символического мышления— все это является пережитком перехода от Средних веков к Новому времени27. В Портрете Г. Гиршман (1907) он выбирает момент, когда дама, только что накинув на плечи горностаевое боа, встала из-за трюмо, повернулась в три четверти и фигура ее, дважды повторенная в зеркале, откуда выглядывает и лицо художника, прекрасно вписывается в квадратную раму.
Чрезвычайно широкие темные шальвары затканы крупным повторяющимся узором. В. Стасов. И когда она появляется сама, князь Мышкин сразу узнает ее и в ответ на ее удивление тому, что он ее узнал, признается, что такой он ее себе и воображал, точно видел ее глаза где-то во сне. Это «портреты – картины», близкие к бытовому жанру, достигшему к тому времени пика своей популярности. В 1670-х годах в Оружейной палате создаются «титулярники»— сборники портретов русских и иностранных государей, в основном еще условные, но иногда, когда за образцы брались западноевропейские гравированные портреты, с попытками индивидуализации (см.
«Доличности» (то, что ниже лица) трактуются плоскостно, полотно создается ремесленно добросовестно, как своего рода вещь, при трактовке образа человека остаются следы символического мышления— все это является пережитком перехода от Средних веков к Новому времени. Мастера Оружейной палаты (её иконописной палаты, созданной в 1640-е) дают важнейший материал для изучения русского портрета, в развитии которого в XVII веке происходит перелом. Создается ряд значительных произведений портретного искусства, образов выдающихся людей того времени.
Во-первых, существовало архаизирующее искусство, связанное с провинциальным, т. н. Колорит стал существенным элементом портретного образа. Владимиров создаёт изображение таким, каким он видит его в жизни.
Произведения И. Е. У заказчиков появляется новый ориентир— искусство Запада (прежде всего Франции): картины покупаются за рубежом иностранные художники приглашаются в Россию, а русские— на учёбу.
Их портретам свойственна деликатность, вдумчивость, сдержанная внимательность. В жанре официального портрета в конце XVIII в. неоспоримым авторитетом считался С. Щукин (1762-1828), ученик Д. Левицкого. На многих портретах Врубеля лежит печать болезненности и изломанности декадентов. В XX веке после головокружительного взлета портрет вновь переживает упадок.
Но первые русские портретные образы конкретных личностей дошли лишь от начала XVII века. В своих работах Боровиковский раскрывает всю красоту женщины того времени.
Ушаков много работал над изображением человеческого лица. В чем отличие иконы от картины. Многие детали я переделывала по нескольку раз.
Лиричный и загадочный мир чувств и переживаний женщины отображает в своем творчестве В. А. Модели изображались в основном на гладком фоне. Картины этих художников — эталон живописи для меня. Это необыкновенное по своей красоте и еще по чему-то лицо сильнее еще поразило его теперь.
Согласно этому проекту, Россия должна была изгнать турок из Европы, овладеть Константинополем и образовать на Балканах, во-первых, независимую Греческую империю (во главе которой должен был встать внук императрицы великий князь Константин), а во-вторых – государство Дакию под эгидой России, в которое должны были войти Дунайские княжества, освобожденные от власти турок. Тем не менее, у многих мастеров (Антропов, Мина Колокольников) эта радость бытия и физическое довольство дополняются сдержанным отношением к изображению человека, которое восходит к формам и традициям иконы и парсуны. В. Серов тянулся к кругу близких ему людей мысли и искусства.
Востребованным оказался и образ современника. Репиным в 1890 году. Пожалуй, Л. Толстой ближе всего к тому, что создавали русские портретисты. Или Настасья Филипповна – то демоническая женщина, то воплощение сострадания, милосердия и чуткости. При нём была создана царская мастерская палата, которая в XVII в. стала основой школы царских изографов Оружейной палаты. В Русском царстве того периода жанр портрета назывался «парсуна» – искажённая транскрипция латинского слова «persona» — «личность», «особа».
Российская история в лицах – так часто называют творчество Левицкого. Ушаков занимался опытами в области изображения человеческого лица, что привело к крупному развитию искусства. Он схватывает и передает не только черты характера, душевный склад, но и телосложение человека, его осанку, жесты, манеры, костюм и обстановку и, что было в русском портрете чем-то новым, краски, характеризующие ту или другую личность. Он написал много икон на этот сюжет, передавая в каждом новый оттенок внутреннего настроения человека. Недаром крепко сжатые кисти со вздувшимися жилами замыкают кольцо его рук. В 1460-70-х годах новгородский боярин Антипа Кузьмин заказал икону («Молящиеся новгородцы»), в нижней части которой был изображен заказчик с семейством— это еще не боярский семейный портрет, но уже смелая попытка изобразить на иконе группу светских лиц.
Одним из ранних портретов XV века является шитая пелена Сергея Радонежского (1429 год): вероятно, автор портрета знал усопшего. «Доличности» (то, что ниже лица) трактуются плоскостно, полотно создается ремесленно добросовестно, как своего рода вещь, при трактовке образа человека остаются следы символического мышления— все это является пережитком перехода от Средних веков к Новому времени. Витальная энергия, которая видна в мощных формах и ярких красках, сдерживается «застывшей отчеканенностью отрешенных лиц и четкими очертаниями форм». По существу, это историческая картина-портрет. Д. Г.
Между краем рубашки и юбкой виднелось обнаженное тело. (Находились люди, недовольные тем, что великий писатель выглядит у Крамского, как простой мастеровой. ) Но перед холстом Крамского нельзя не признаться, что внешние черты лица теряют значение, когда на тебя в упор смотрят пронизывающие, неподкупно правдивые глаза великого жизнелюбца и соглядатая жизни. Серов создал портретную галерею «высочайших особ», в том числе портреты Великого князя Георгия Михайловича императора Александра III, Великого князя Павла Александровича, коронационный портрет Николая II и др. Классицизм не был единственным течением дворянской культуры в век Просвещения. На плечах драпировка, ниспадающая глубокой, резко очерченной складкой. Портрет считается неоконченным. В годы правления Мухаммад-шаха (1834-1848) усиливается проникновение в Иран европейской культуры, в частности моды.
На смену ему пришел сентиментализм. Что ее ожидает в будущем. Центральной темой его становится человек. Витальная энергия, которая видна в мощных формах и ярких красках, сдерживается «застывшей отчеканенностью отрешенных лиц и четкими очертаниями форм»26. Парадному портрету всегда свойственна панегерическая (то есть торжественная, восхваляющая) интонация: модель – это обязательно совершенный монарх или великий полководец или выдающийся государственный деятель, воплощение тех добродетелей, которые должны быть свойственны его сану и роду деятельности. Они назывались «парсуны», от латинского слова persona – личность, лицо.
Перед художниками ставились требования отобразить в искусстве пафос исторических событий. То есть в портретах любого человека старались изобразить как идеал. Нередко дамы путались в собственных юбках. Репин не передает их точно, не уподобляется авторам старинных персидских миниатюр, а крупными мазками намечает изгибы орнаментальных линий, донося до зрителя не графичность их образа, а особую подвижность и выразительность, музыкальность и поэтичность, что сродни изысканному ритму восточной поэзии. Чистые прозрачные стекла становились неотъемлемым элементом произведения.
В плоскостности силуэта заметны следы воздействия эстетики модерна. То же можно видеть и на картинах – в религиозной живописи. Период становления, перехода от старых форм культуры, ученичества у Запада был завершён. Её непосредственность, живой ум и любознательность умело переданы художником. Эти настроения вовсе не означали отречения от нравственных идеалов предшествующего поколения (Стрепетова Ярошенко относится к 1884 году). Но какие замечательные глаза.
После смерти императрицы в 1796-м замысел был и вовсе позабыт. В 1760—1780-х годах многие черты русского портрета XVIII века определяются окончательно. С середины века происходит большая демократизация заказчика. 14 (по поводу Стрепетовой Ярошенко – ее нервная натура, все, что в ней есть измученного, трагического, страстного). ).
77. ). Первые портреты в истории русской живописи появились сравнительно (в исторической перспективе) недавно – в XVII веке. Таннауэр «Портрет Петра I»Следующий новый шаг в жанре портрета сделали художники XVIII в. Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский. Заказчики забрасывали его заказами, но считали беспощадным и даже злым (хотя в жизни это был благороднейший и добрый человек).
Гамму благодаря её насыщенности чаще можно определить как барочную, нежели рокальную»28. Особенно влияние усиливается после воссоединения Украины с Россией10. Художественная ценность миниатюрных портретов способствовала изысканию всевозможных способов предотвращения их от порчи, особенно миниатюры исполненной на хрупких материалах — пергаменте, картоне, бумаге и слоновой кости.
Искусству Петровской эпохи присущ высокий пафос утверждения. Античные камеи вдохновили французского художника А. Лагрене.
Среди них – московские художники так называемогосурового стиля («Плотогоны»Николая Андронова, «Строители Братска»Виктора Попкова, «Портрет композитора Кара Караева»Таира Салахова), ленинградцыМихаил Труфанов, Борис Корнеев, Лев Русов, Юрий Тулин, Евсей Моисеенко, Олег Ломакин, Николай Баскаков, Семен Ротницкий. Женщину не могут запугать немецкие захватчики. Владимиров рекомендует создавать изображение таким, каким художник его видит в жизни. В лице старого крестьянина столько понятливости и вдумчивости. А на портрете изображена дочь Мамонтова, 12-летняя Вера. Приговоры Репина в большинстве случаев метки, взвешены, справедливы.
Портрет Левицкого связан с историей ордена Святого равноапостольного князя Владимира. В лице – воплощение народного гнева, которую ощущают даже фашисты: на фоне этой героической русской женщины немецкий офицер кажется жалким. Во второй половине XX в. жанр русского живописного портрета обогатили художники нового поколения: Николай Андронов, Виктор Попков, Таир Салахов, Борис Корнеев, Лев Русов, Евсей Моисеенко, Олег Ломакин, а также Дмитрий Жилинский, Александр Шилов (работает в манере «фотореализма»), Илья Глазунов. Т. Широко известны портреты представителей интеллигенции этой эпохи. Художники-портретисты 18 века действительно выдающиеся мастера. Его пытливый взгляд не упускает из виду и привезенные из дальних стран вещи. Александрова.
В нем ощущается стиль рубежа еще XVII—XVIII веков, влияние национальной школы парсуны. Галерея была очень представительной – в нее входило 59 живописных портретов. Он находит выразительные позы, жесты, показывая знатных вельмож.
Слева тщательно выписана изящная колонна со сложной капителью. (Аналогичные явления характерны для большинства стран, которые переходят от Средневековья к Новому времени). Большинство его скульптурных портретов исполнены в форме бюстов.
Они получили название – «парсуна». Тончайшая игра полутонов создает лирическое настроение. Маковский близок прославленному голландскому живописцу. В русской живописи это было чем-то абсолютно новым: за милым и чистым образом девочки виднеется окно в тенистый ароматный сад, откуда льется свет играя отражениями на белой скатерти. Сомов.
Общение изображаемого человекас вымышленными персонажами (мифологическими и евангельскими) становится нормой. По-сути, эти образы тоже можно назвать своего рода «незнакомками» – художники не оставили для истории их имен, они стремились создать обобщенный образ своих современниц, представительниц различных социальных слоев. фигур, граней или жецветовых пятен.
Главным героем советского портрета становится представитель народа» (Большая Советская Энциклопедия). Все хрупкое, болезненное, неуловимое, недоразвитое, невыявленное мало привлекало его. Портрет – выдающийся жанр русского искусства.
Краски насыщенные и гармоничные, ни одно пятно не вырывается из красочной гаммы. Русских художников отправляли учиться за границу на государственный счет (это называлось «пенсионерство», поскольку ученики получали «пенсион» для поездки). Перед портретом Неизвестной Крамского (1883) при всем мастерстве его выполнения трудно поверить тому, что писал его мастер, создавший портреты А. Литовченко и М. Антокольского.
На портрете – статная, уже немолодая, но волевая женщина. Он жадно всматривался в лица, в манеры и жесты людей, с которыми его сталкивала судьба.
Главным для этой новой эстетики становится требование от искусства «живства», «живоподобия»— ощущается необходимость правдивой передачи окружающего мира, верности природы. 1666). Одна из первых «парсун» – «Портрет царя Федора Иоанновича» начала XVII века из коллекции Государственного исторического музея в Москве.
С середины века происходит большая демократизация заказчика. Задача портретиста иная – это прежде всего рассказ о человеке. Мы можем только догадываться, строить собственные выводы и предположения. Пожалуй, при всем разнообразии характеров, темпераментов, внешних качеств изображаемых на портретах женщин, главное свойство, что их объединяет, можно назвать словом «марийность», то есть в каждой женщине художник (осознанно или нет) выражает нечто такое, что роднит её с библейской Марией Только вот с какой именно – Девой Марией или же Марией Магдалиной, спросит внимательный читатель и будет абсолютно прав.
Он и пригласил художника погостить в своей усадьбе, а заодно – и написать для него ряд картин, среди которых – портрет своей любимой жены, активно поддерживавшей деятельность мужа и разделявшей его интересы. Однако в дворянских семьях XVII и XVIII века имя оставалось популярным. В средневековом портрете это был вневременной образ. Именно в этой области, по общему признанию, пальма первенства принадлежала И. Репину. Во второй половине 19 века возродилась тяга к искусственности.
Всего более француз прячет свою сущность. В её взгляде то ли презрение, то ли сострадание, то ли грусть, то ли холодность – загадка. Пётр I как приглашал зарубежных мастеров, таки способствовал обучению отечественных. Но, оттачивая владение техническими приемами живописи по западному образцу, во внутреннем содержании художники оставались всеми нитями связанными с православной духовностью и телесность изображений, столь свойственная европейским шедеврам живописи, отходила на второй план. В углу полотна в образе служанки я изобразила себя, смотрящую через приоткрытую дверь.
Созданные им женские образы (например, портрет М. И. Лопухиной) полны нежных элегических чувств и идиллических настроений. Новая идеология требовала новой структуры портрета.
Особенность манеры этого художника проявляется в написании лиц красновато-коричневой краской с белыми штрихами и голубыми тенями. Русские портретисты нередко обращаются к портрету-типу, героями которого становятся безымянные представители как народа, так и революционной интеллигенции, создают образцы подчёркнуто обличительного портрета, широко вводят портретное начало в бытовой и исторические жанры (картины В. И. Сурикова).
Одновременно портрет отвечал новому художественному вкусу (он получил название сентиментализм) – стремлению к естественному интересу к внутренней жизни человека, его чувствам в противовес прискучившей рассудочности. В живописи сентиментализм сказался в «чувствительных» сюжетах, в приторно-слащавой трактовке крестьянских образов, в пасторальной обрисовке природы. В портрет вселилась нечистая сила, случайно он попал к другому художнику, тот обнаружил в раме его золото, золото помогло ему стать модным живописцем, льстецом в искусстве (кто хотел Марса, он в лицо совал Марса, кто метил в Байрона, он давал ему байроновское положение). Однако не только атрибуты позволяют художнику указать на общественный престиж человека. В них легче было выявить философский смысл личности, ее общественное призвание.
На губах еле заметная улыбка. Портрет выразителен и в силуэтном решении. И. Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784)В этом портрете он сумел показать природную красоту и достоинство человека вне зависимости от его сословной принадлежности. Портрет залит ровным, спокойным светом. Вот таким образом хочется больше увидеть, чтобы вновь насладиться живописью.
Шубин работал в основном с мрамором, очень редко обращался к бронзе. Дионисий (ок. Это заметно уже в тех самых похожих на традиционные иконы «парсунах» имена авторов которых, к сожалению, канули в лету. С последней четверти XVIII века в портреты начали вводить неопределенно мерцающий пейзаж. Только потому, что она была не живая, она была красивее, чем может быть живая.
64). ). Весь портрет этот подобен широко распахнутому окну в мир. В этом ему помог Ломоносов. Женщина с портрета несколько надменно смотрит на зрителя, с высоты своей кареты. Пусть доминантой в портрете оказывается памятник блестящей победе над Турцией, но он же заставляет задуматься и о дальнейшем развитии событий, о Греческом проекте – плане, реализовать который Екатерине, несмотря на успешные военные действия, не удалось. В нем ощущается стиль рубежа еще XVII—XVIII веков, влияние национальной школы парсуны.
Особенно этому способствовала его любимая тема «Спас Нерукотворный» с крупным изображением человеческого лица. Название портретов условно и дано в связи с тем, что в руке мужчина держит письмо. Стоит обратить внимание на постановку фигуры. Этот момент общения со зрителем вообще составляет особенность многих портретов В. А. Между тем в России существовала своя традиция женского портрета. Возникают новые портреты-типы и портреты-картины, отражающие будни советских людей и их героические подвиги (художники Кузьма Петров-Водкин, Георгий Ряжский, Александр Дейнека, Сергей Герасимов, Семён Чуйков).
Прочитайте о них. К 1760-м годам портретное искусство было уже широко освоено не только при императорском дворе, но и в отдалённых помещичьих усадьбах. Издание Великого князя Николая Михайловича»— знаменитое 5-томное издание с черно-белыми иллюстрациями 1087 портретов, осуществленное председателем Русского Исторического общества великим князем Николаем Михайловичем в 1905—1909 годах по результатам выставки русского портретного искусства, состоявшейся в 1905году в Таврическом дворце. Особенно проявилось это в желании узреть «свет Божий» в потемках человеческой души, в коей земное, телесное и мирское непременно озарено живой духовностью. Между тем это одно из лучших его созданий.
Он ищет не составленного себе наперед идеала. Двумя главными тенденциями были обмирщение (ведущим становилось искусство не религиозное, а светское, отвечавшее новым интересам и потребностям) и приобщение к европейскими традициям, в том числе и в изобразительном искусстве. Достоевского и Л. Н. произв., М., 1927, т. XI, стр. Его работы относят к жанру классицизма.
Во-вторых, на парадном портрете модель изображается в полный рост. Смех и слезы светской красавицы должны быть красивы и изящны. Отечественные художники и иностранцы по-разному решают проблему «духовное/декоративное», которая воплощается в принципах взаимоотношения «личное/доличное». К числу наиболее обаятельных женских портретов того времени принадлежит знаменитая Девочка с персиками В. Серова (1887) и незаслуженно менее популярный Портрет Н. Петрункевич Н. Ге (1893). Живопись в них сочетает объемное и конкретное личное письмо с плоскостными «доличностями»— как это было и в парсуне.
Известно, что этот портрет не был заказан Екатериной. Это не вполне портреты, так как типическое преобладает над индивидуальным.
Как бы ни желал художник быть объективным, отречься от своего «эго» во имя чистоты образов, все равно, в каждом произведении он выражает себя, одухотворяет все собственной духовной энергетикой. Кто она и куда она едет. Во всяком случае, в лучших русских портретах этого времени сквозит вера в человека.
Чертами индивидуальной характеристики отличаются иконописные изображения митрополитов московских Петра и Алексия (работа Дионисия), Кирилла Белозерского и Дмитрия Прилуцкого (работа Дионисия Глушицкого). Но целью парсуны было все же не столько запечатлеть конкретную личность (хотя черты лица в этих изображениях индивидуализированы), сколько прославить человека как представителя знатного рода. Среди них— московские художники т. н. Но выражение это было так правдиво, что ему и другим казалось, что они давно знали его. Однако с поисками красивого в портрете начинает незаметно просачиваться светское, парадное, салонное, а порой и обывательское и как ни оправдано было стремление к красоте, к молодости, к радостям жизни, оно нередко угрожало тем высоким принципам, которые вдохновляли предшествующие поколения.
Такая парадигма проявляет себя во многих работах мастеров творческого объединения «Мир искусства», к которому и принадлежал К. А. Образцы портретного жанра в русле реализма создают художники-передвижники: Василий Перов и Иван Крамской, Николай Ге, Николай Ярошенко и особенно Илья Репин. Для позднего Елизаветинского царствования (конец 1750-х— начало 1760-х) был характерен идеал красоты, связанный с личностью императрицыЕлизаветы Петровны. Еще один прием – низкий горизонт. Игра света на ожерелье слегка оттеняет аристократическую белизну кожи. Картины несколько схожи, но забыть их невозможно.
Странно было, как мог Михайлов найти эту ее особенную красоту. В 1760—1780-х годах многие черты русского портрета XVIII века определяются окончательно. Тогда же по решению Стоглавого собора в исподнем ряду икон уже могли появляться цари и князи и святители и народы, которые живы суще.
Одним из ранних портретов XV века является шитая пелена Сергея Радонежского (1429 год): вероятно, автор портрета знал усопшего. О чем мечтает. Собранность духовных сил человека, его готовность принять удары судьбы и вместе с тем решимость защищаться — такова основная тема этого портрета. Черты лица на первый взгляд могут показаться грубыми.
Лица на иконах насыщаются новым политическим и историческим содержанием, портретируемые исторические лица начинают играть ведущую роль в композиции иконы— их дают на первом плане, они становятся непосредственными участниками событий. спасибо за статью. Сравнение портретов русских мастеров и приезжих мастеров (см. В моду вошел корсет.
Это осознавал уже И. Крамской. Облик сестры милосердия несет в себе черты собирательного, типического образа. Витальная энергия, которая видна в мощных формах и ярких красках, сдерживается «застывшей отчеканенностью отрешенных лиц и четкими очертаниями форм». Талия должна быть неестественной по объему – около 55 см. Одновременно в левых художественных группировках происходит всплеск поиска нового художественного языка, приведший к отличным результатам (Казимир Малевич, Илья Машков, Пётр Кончаловский, Аристарх Лентулов, Александр Осмёркин, Роберт Фальк, Натан Альтман и проч. ). В таких работах проявляются гуманистические идеалы, живой интерес творческой интеллигенции к судьбам народа родной страны.
Сколько интереса и лукавства таит в себе этот взгляд. Шубин Федот Иванович – русский скульптор, сын крестьянина. К 30-м годам XX в. в русском портретном жанре вновь стал востребованным реализм, назывался он теперь «социалистическим реализмом». Тем не менее, у многих мастеров (Антропов, Мина Колокольников) эта радость бытия и физическое довольство дополняются сдержанным отношением к изображению человека, которое восходит к формам и традициям иконы и парсуны. россика), так и способствовал обучению отечественных.
И все же встреча их в 1872 году была плодотворна. Левицкий с одинаковым мастерством работал в жанре парадного и камерного портрета. Сравнение портретов русских мастеров и приезжих мастеров (см. Эти же мастера исполнили росписи Золотой палаты Кремля (1547—1552) с изображением притч, аллегорий и событий из истории, воссозданием образов князей (Александр Невский, Андрей Боголюбский, Василий III, Иван Грозный и проч. ).
Примечательны образыДмитрия Жилинского, Александра Шилова, работавшего в манере «фотореализма», Ильи Глазунова. В. Серов «Девочка с персиками» (1887).
Реже миниатюра делалась двусторонней — с изображениями на лицевой и оборотной сторонах.