О портретном мастерстве художника говорят выполненные им натурные этюды голов для картины «Явление Христа народу». Сложные же отношения с Академией в итоге завершились компромиссом, поскольку к концу 19 в. (вслед за пожеланием Александра III «прекратить раздвоение между художниками») значительная часть наиболее авторитетных передвижников была включена в академический профессорский состав. Напортрете изображен Арсений Тропинин (1809–1885)– единственный сын художника.
Родился в Петербурге в семье композитора А. Н. Равноправным видом творчества постоянно пребывал у мастера и черно-белый рисунок (самоценность последнего закрепилась в его творчестве с 1895, когда Серов исполнил цикл зарисовок животных, работая над иллюстрированием басен И. А. Крылова). Родился в Москве 7 (18) февраля 1780 в купеческой семье. Одна из первых «парсун» – «Портрет царя Федора Иоанновича» начала XVII века из коллекции Государственного исторического музея в Москве.
У заказчиков появляется новый ориентир— искусство Запада (прежде всего Франции): картины покупаются за рубежом иностранные художники приглашаются в Россию, а русские— на учёбу. В 1901 году маслом написан «Портрет Мики Морозова» – жемчужина детских «серии образов» Серова. Губы серьезно сжаты, но в них бездна беззаботного детского счастья. Крамской – художник большого творческого темперамента, глубокий и оригинальный мыслитель.
Традиции портретного искусства не исчезали. И светлеют, очищаются лица и души тех, кто ожидает Спасителя. Фиолетовый цвет в гамме считается самым холодным, в противоположность красному – самому «теплому», даже – «горячему», цвету.
Природа предстает уЩедрина какобраз рая наземле. Темное пространство озарено словно бы внезапно ворвавшимся лучом света. Портрет историка Н. И. Заказчики забрасывали его заказами, но считали беспощадным и даже злым (хотя в жизни это был благороднейший и добрый человек).
Венецианов — создатель целой галереи крестьянских портретов. Начиная с 1822 года Кипренский работает в жанре парадного портрета. Один изсовременников утверждал, что вэтом портрете «округлость тела исвет сделаны мастерски. Всю свою творческую жизнь он посвятил идее духовного пробуждения народа, воплотив ее в картине «Явление Христа народу». Характерные особенности портретной живописи 19 века. Пушкин своего лицейского сверстника в дни Отечественной войны 1912 года.
Тургенева (1872, ГРМ).
Девушка изображена почти в полный рост у раскрытого окна.
Над каждым портретом Серов работал до изнеможения, с полной самоотдачей, так как если бы начатая работа была его последней работой. Впечатление спонтанного, легкого артистизма усиливалось в образах Серова и потому, что он свободно работал в самых различных техниках (акварель, гуашь, пастель), сводя до минимума или вообще на нет различие между этюдом и картиной. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Испытал большое влияние К. П. Брюллова и А. А. Иванова. Венецианова.
В XVIII веке в русской живописи господствовал стиль классицизма. В её взгляде то ли презрение, то ли сострадание, то ли грусть, то ли холодность – загадка. Это осознавал уже И. Крамской.
После распада СССР и конца тоталиризма исчезают идеологические условия, определявшую магистральную линию развития русского портрета. Появились специальные журналы, предпринимались первые попытки коллекционирования и показа русского искусства. Таким образом, в изобразительном искусстве России впервые (если не считать «Артели») возникла мощная арт-группа, не просто дружеский кружок или частная школа, а крупное сообщество единомышленников, которое предполагало (наперекор диктату Академии художеств) не только выражать, но и самостоятельно определять процесс развития художественной культуры по всей стране.
летнего мальчика Кипренский подмечает особое, недетское выражение лица. Стасов, Собрание сочинений, т. III, стр. городах. Александр Николаевич Струговщиков (1808–1878) был другом Брюллова, переводчиком снемецкого языка издателем «Художественной газеты».
Идеи поиска «искры Божией» в земном мире всегда были близки православной культуре, но своей кульминации они достигли во второй половине XIX века, когда именно они стали ключевым аспектом в исканиях творческой интеллигенции – вспомним выдающиеся произведения Ф. М. «Осенний букет» (1892, ГТГ) портрет дочери Веры, как солнечно сияет в теплой тени соломенной шляпы личико дочери художника. Во всяком случае, в лучших русских портретах этого времени сквозит вера в человека. В 1824 году познакомился с художником Венециановым, который определил юношу в свою школу живописи, а когда тот закончил обучение, устроил Тыранова слушателем в Академию художеств.
Он честно ни на шаг не отступил от правды. Новое портретное искусство появилось в петровское время. Черные, глубокие, с чуть расширенными зрачками. К ним относятся, прежде всего, такие художники-портретисты мировой известности как Иван Никитич Никитин (1680-е – после 1742), Андрей Матвеевич Матвеев (между 1701 и 1739), Иван Яковлевич Вишняков (1699 – 1761), Алексей Петрович Антропов (1716 – 1795), Иван Петрович Аргунов (1729 – начало 1802), Федор Степанович Рокотов (1735 – 1808), Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 – 1822), Владимир Лукич Боровиковский (1757 – 1825), Василий Андреевич Тропинин (1776 – 1857), Орест Адамович Кипренский (1782 – 1836), Иван Николаевич Крамской (1837 – 1887), Константин Егорович Маковский (1839 – 1915), Валентин Александрович Серов (1865 – 1911).
Такая живопись несет в себе нравственные идеи, которые в такой способ художник решил выразить. С каким мастерством и силой запечатлены они на его полотнах.
Портрет занимает в творчестве художника значительное место. Это необыкновенное по своей красоте и еще по чему-то лицо сильнее еще поразило его теперь. Умер Ярошенко в Кисловодске 25 июня (7 июля) 1898. Но и более официальные, светские портреты органично сочетают тонкий артистизм с не менее тонким даром художника-психолога. Стоит отметить, что портретный жанр был востребован и коммерчески успешен. Салтыкова – Щедрина.
Накартине представлена аллегория Весны. Странно было, как мог Михайлов найти эту ее особенную красоту. Новоснове этой идиллии– умная ичестная мысль художника окрасоте ивозвышенном значении повседневных крестьянских забот, обособой прелести русской природы. Произведения И. Е.
На регулярных выставках (всего их состоялось 48), которые показывались сперва в Петербурге и Москве, а затем во многих других городах империи, от Варшавы до Казани и от Новгорода до Астрахани, с годами можно было увидеть все больше образцов не только романтическо-реалистической, но и модернистской стилистики. Напортрете изображен двоюродный брат знаменитого поэта игероя войны 1812года Дениса Давыдова– Евграф Владимирович Давыдов (1775–1823).
В 1807–1811 брал уроки живописи у В. Л. Боровиковского. Родился 29 ноября (10 декабря) 1798 в семье художника П. И. Брюллова, брат живописца К. П. Брюллова. Самойлову, удаляющуюся с бала, Е. П. «Кому вцелой русской живописи удалось передать такое истинно летнее настроение, както, которое вложено вего картину Лето, где занесколько угловато посаженной бабой, счуть выправленным профилем, расстилается чисто русская, уже вовсе невыправленная природа: далекая, желтая нива, зреющая враскаленном, насыщенном солнцем воздухе. »– восклицал А. Бенуа. Будучи за мужем за военным инженером генералом-губернатором Казани А. К.
Русские портретисты нередко обращаются к портрету-типу, героями которого становятся безымянные представители как народа, так и революционной интеллигенции, создают образцы подчёркнуто обличительного портрета, широко вводят портретное начало в бытовой и исторические жанры (картины В. И. Сурикова). Игра света на ожерелье слегка оттеняет аристократическую белизну кожи. В 1819 покинул столицу и с тех пор жил в купленной им деревне Сафонково (Тверская губерния), вдохновляясь мотивами окружающего пейзажа и сельской жизни. Толстого.
Динамика живописного почерка отчетливо проступает в передаче орнаментов – И. Е. Ему принадлежит вдохновенный, красочный портрет гусара Е. В.
Антокольский, Л. Н. Он одет врабочий халат, опирается натрость, влевой руке палитра икисти. Особенно ярко русские корни просматриваются в портрете Н. В.
Так, например он пишет обнаженную девушку Машу в позе вакханки, т. е. При этом тропининской манере неизменно присущ специфически интимный, домашний колорит. Вконце 20.
Художник непросто фиксирует ее индивидуальные черты, он возвышает изображенную красавицу над«прозой жизни», утверждая тот женский идеал «чистой красоты», который мы встречаем встихах Пушкина: «Исполнились мои желания. Слева, втолпе, художник изобразил самого себя сящиком красок наголове. Жил в Риме и Флоренции (1857–1869), в Петербурге, а с 1876 – на хуторе Ивановский в Черниговской губернии.
В первой половине XIX в. жил и творил художник Александр Андреевич Иванов (1806—1858). Портреты, принадлежащие к этой линии, отличаются большими размерами, композиционными схемами, заимствованными у парадных полотен Западной Европы XVII века импозантностью и внушительностью, строгой социальной маркировкой и «важной немотой». Живопись в них сочетает объемное и конкретное личное письмо с плоскостными «доличностями»— как это было и в парсуне. Пётр I как приглашал зарубежных мастеров, так и способствовал обучению отечественных.
Портрет лишен статичного позирования: мальчик изображен влегком повороте, его золотистые волосы разметались, налице играет улыбка, небрежно распахнут ворот рубашки. Начиная с Петровского времени развитие портрета идет по основным линиям: архаизирующее искусство, связанное с провинциальным, так называемым «художественным примитивом». Художник передвижник служил своим искусством революционно – демократическим идеалам. «Как она мила была.
Поистине голова Сократа, с которой Тургенев сравнивал голову Хоря. Достоевского (1872, ГТГ) А. Н. Тем не менее, «парадный» портрет, определяющийся уже не идеологией, а кошельком и властью заказчика продолжает существовать (Александр Шилов, Никас Сафронов, Зураб Церетели). Это заметно уже в тех самых похожих на традиционные иконы «парсунах» имена авторов которых, к сожалению, канули в лету.
Портрет писался вПетербурге, вмастерской Брюллова наДворцовой площади. Перед портретом Неизвестной Крамского (1883) при всем мастерстве его выполнения трудно поверить тому, что писал его мастер, создавший портреты А. Литовченко и М. Антокольского. Пленительная итальянская природа ищедрое южное солнце вдохновляли самого одаренного пейзажиста этого поколения Сильвестра Феодосиевича Щедрина (1791–1830).
Кипренский любил рассказывать, какэтот портрет, показанный навыставках вНеаполе иРиме, принимали заработу Рембрандта илиРубенса. Репин писал по поводу своего портрета дочери Веры – о выражении чувства жизни, юности и неги (Репин и Л. Толстой, I, M., 1949, стр. Эта картина показывает зрителю простую русскую девушку. В колорите появляется сдержанность, граничащая порой с сухостью и жесткостью.
На лице любопытство написано. Он снова обращается к жанровому портрету и пишет в основном образы крестьян.
Погодина, В. И. Такая традиционная живопись становится холодным, официальным искусством, поддерживаемым и контролируемым Петербургской Академией художеств. Впервые годы XIXвека изнаполеоновской Франции вРоссию приходит стиль ампир– новое возвращение классицизма. Тарновская позировала художнику в помещении усадебного театра.
Он с детства окружен впечатлениями российской действительности. В. Стасов. Но передачей внешнего сходства вовсе не ограничивается замысел живописца. Это «портреты – картины», близкие к бытовому жанру, достигшему к тому времени пика своей популярности. Период становления, перехода от старых форм культуры, ученичества у Запада был завершён. Лицо ее озарено скорбью широко раскрытых глаз, в сжатых руках — непоколебимая твердость.
Тяжелая каменная громада замка Св. Ярким примером реалистического женского портрета рассматриваемого периода является «Портрет Ольги Сергеевны Александровой-Гейнс», созданный И. Е. Подобно французским импрессионистам, В. А.
Витоге впортрете камерность образа уживается сромантической «приподнятостью», прекрасно переданной жизнью духа великого поэта. Художник соединяет традиционный конный портрет ссюжетным действием. Учился на математических отделениях Киевского и Петербургского университетов (1847–1850), затем поступил в Академию художеств, которую окончил в 1857. Но нет на это однозначного ответа – ведь в женской природе переплетаются сущности обеих.
Парадный официальный портрет сменяют более непринужденные, живые женские образы. Значительную роль классицизм играл и в самом начале XIX века. И. Е. Мы можем только догадываться, строить собственные выводы и предположения. Еще один известный представитель русской живописи начала века — Александр Осипович Орловский (1777-1832).
Русский художник, представитель романтизма (известный прежде всего своими сельскими жанрами). Некоторые изего учеников достойно продолжили его линию вискусстве.
Как бы ни желал художник быть объективным, отречься от своего «эго» во имя чистоты образов, все равно, в каждом произведении он выражает себя, одухотворяет все собственной духовной энергетикой. С большой любовью Репин передал лицо привлекательное своей молодостью, жизнерадостностью, здоровьем. (1840), Воейкова (1842). Витальная энергия, которая видна в мощных формах и ярких красках, сдерживается «застывшей отчеканенностью отрешенных лиц и четкими очертаниями форм». страны.
Портрет – выдающийся жанр русского искусства. Струговщиков позирует вобитом красной кожей кресле (вэтом же кресле мы видим Брюллова назнаменитом «Автопортрете» 1848года). Эти черты выступают с особенной отчётливостью в замечательном портрете Самойловой. Особенно проявилось это в желании узреть «свет Божий» в потемках человеческой души, в коей земное, телесное и мирское непременно озарено живой духовностью.
Здесь впервые ясно заявлено художником, что портрет должен быть живописным произведением. На картине младший мальчик, скосив глаза лучезарные, смотрит прямо на зрителя. Это не вполне портреты, так как типическое преобладает над индивидуальным. К рубежу 60-70 – х годов относятся лучшие портретные работы мастера: Ф. М. И действительно, портретов такого рода у него с тех пор встречалось мало. Ярошенко в портрете сестры милосердия. И сам И. Н.
Всем знакомы имена Айвазовского, Брюллова, Сурикова, Поленова, Васнецова и других. В плоскостности силуэта заметны следы воздействия эстетики модерна. Писал портреты, обычно небольшие по формату, отмеченные тонким лирическим воодушевлением (М. А. Венецианова, жена художника, конец 1820-х годов, Русский музей, Петербург Автопортрет, 1811, Третьяковская галерея).
В 1870 году Крамской стал одним из создателей ТПХВ. Черты лица на первый взгляд могут показаться грубыми. Под веянием эпохи, вследствие повышения интереса общества ко всему национальному, была изменена и тематика учебных и выпускных работ в Петербургской Академии художеств: ученикам стали задавать сюжеты бытового характера, стали частыми темы из отечественной истории. Ее сложенные руки– цитата из«Джоконды» Леонардо да Винчи, которую Кипренский, несомненно, видел вЛувре.
Вся фигура в черном платье четко вырисовывается на буром фоне. Крамской боролся против так называемого «чистого искусства». Жил в Москве. Брюллов (1799-1852).
Он создает острохарактерные народные типажи, многочисленные совершенные образы деятелей культуры, грациозные светские портреты (Баронесса В. И. Икскуль фон Гильдебрандт, 1889). Детская тема необыкновенно важна в Серова творчестве – в сущности и его известность началась с портрета детского («Девочка с персиками»). В притче о портрете, рассказанной Л. Толстым, нет ничего романтического, таинственного, сверхъестественного в духе Гоголя. Характер человека — вот что в 80-х годах все более ценится в портрете. х годов XIXвека среди художников стал популярен жанр интерьера, вкотором отразился интерес заказчиков издворянского общества к«поэзии домашней жизни». Венецианов.
Родился в Тобольске 21 или 23 декабря 1833 (2 или 4 января 1834). Плодотворно работал как педагог (в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, 1863–1868). Брюллов работал вдохновенно, удачливо, пламенно.
В колористическом решении этого портрета особенно поражает нас обилие различных золотистых оттенков, то «кричащих», словно бы вспыхивающих на свету, то спокойно мерцающих, то приглушенных и едва различимых, плавно переходящих в другие тона. Отечественные художники и иностранцы по-разному решают проблему «духовное/декоративное», которая воплощается в принципах взаимоотношения «личное/доличное». Темные глаза-бусины вдумчиво ивнимательно смотрят назрителя, вних читается серьезность, «предуготовленность» ксложным жизненным испытаниям.
Укрывшиеся наверанде отпалящего солнца люди предаются блаженному отдыху.
После окончания Академии художеств Лебедев отправился дляпродолжения обучения впенсионерскую поездку вИталию, откуда писал: «Мне кажется, грешно вИталии (да ивезде) работать безнатуры». Все формы отличались ясностью и отчетливостью. Родился в селе Карповка (Новгородская губерния) 19 (30) марта 1776 в семье крепостных графа А. С. Миниха позднее был отправлен в распоряжение графа И. И. Моркова в качестве приданого за дочерью Миниха.
Количество портретов общественно значительных личностей явно преобладает. Но холодный фиолетовый фон насыщен множеством отсветов, так называемых «рефлексов», которые привносят мажорные ноты в общее меланхолично минорное, проникнутое тонкой лиричной грустью, звучание колорита. Между тем это одно из лучших его созданий.
Мастер социального жанра и портрета в духе «передвижников». Мусоргский (1881, ГТГ), за несколько дней до смерти композитора. В русской живописи это было чем-то абсолютно новым: за милым и чистым образом девочки виднеется окно в тенистый ароматный сад, откуда льется свет играя отражениями на белой скатерти. Откинувшись в кресле, она обращена к зрителю.
Павел Андреевич Федотов (1815–1852) был гвардейским офицером Финляндского полка, новвозрасте 29лет в1844году он оставил военную службу иполностью посвятил себя искусству. Значительную роль классицизм играл и в самом начале XIX века. Портрет С. Мамонтова (1897) нельзя считать достоверным свидетельством того, чем был этот замечательный человек. Поздние произведения мастера (Слуга со штофом, считающий деньги, 1850-е годы, там же) свидетельствуют об угасании колористического мастерства, предвосхищая, однако, острый интерес к драматическому бытописанию, свойственный передвижникам.
В этой области он не имел прямых предшественников. Но к концу 1710-х гг. Ранние передвижники тяготели к мужским портретам. Эмоциональность образу З. В.
Образ Пушкина лишен обыденности, характерные «арапские» черты внешности смягчены. И по своему чуткому психологизму К. Е. Шедевр «персиками с Девочка» (1887) в декабре 1888 года премии удостоился Московского общества любителей художеств. Содержательности портрета художник старается теперь добиться путём подробного и тщательного воспроизведения многочисленных аксессуаров, богато разработанных околичностей – используется ли в качестве фона роскошный интерьер с анфиладой парадных комнат (как в портрете графа Д. Н. Тем не менее, у многих мастеров (Антропов, Мина Колокольников) эта радость бытия и физическое довольство дополняются сдержанным отношением к изображению человека, которое восходит к формам и традициям иконы и парсуны. Задача раскрытия в своем друге его скрытой от посторонних внутренней сущности решена была Крамским в его портрете А. Литовченко.
Достоевского и Л. Н. Накартине она изображена вместе сприемной дочерью, которая своей хрупкостью оттеняет идополняет роскошную, зрелую красоту Самойловой. В портрете Н. Ярошенко нет решительно ничего театрального, зрелищного, никакой патетики.
Точность рисунка и гибкость штриха придают некоторую сухость и декоративность, подчеркивающую артистизм изображенной дамы. Наиболее яркое и полное выражение русский романтический портрет получил в творчестве лучшего портретиста первой четверти 19 века – Ореста Адамовича Кипренского (1782-1836). Салтыков – Щедрин, М. М. Он много раз повторял одни ите же мотивы– величественные панорамы Рима, безмятежные виды скал иморя наюжном побережье Италии вокрестностях Неаполя иСорренто.
Екатерина Павловна Бакунина (1795–1869) была сестрой Александра Бакунина, лицейского друга Пушкина. Примечательны образыДмитрия Жилинского, Александра Шилова, работавшего в манере «фотореализма», Ильи Глазунова.
В галерее портретов И. Репина преобладают люди, полные силы и здоровья. Ноя невидел ее восемнадцать часов– ах. Эта картина создавалась какпарная к«Итальянскому утру» (1823, Кунстхалле, Киль) ибыла отправлена вРоссию вкачестве отчетной вовремя пребывания художника вИталии. Цвета объединены в спокойном гармоничном созвучии. Лицо Джованнины, несмотря настремительную скачку, остается невозмутимо-прекрасным. Этюд горбуна был вписан в Крестный ход, но и сам по себе — это вполне законченное прекрасное произведение, подкупающее неприкрашенной правдой, точностью и мягкостью характеристики и симпатиейхуд ожника к своему предмету (ее часто не хватало западным мастерам в изображении народных типов).
Плавные, круглящиеся линии наполняют композицию равновесием ипокоем. Передвижники создали целую галерею портретов выдающихся деятелей русской культуры. Особой симпатией передвижников пользовалось крестьянство. Композиция построена подиагонали инасыщена движением. Произведения художника даже одного периода часто несхожи.
А Брюсов Серов писал: «Меня ужасно нечто интересует глубоко запрятанное в человеке». Он еще не пришел, он идет, он обязательно придет, говорит художник. Уже в первое десятилетие 19 века в ней проявляются отчетливые романтические черты.
Серов словно бы «согревает» светом в общем-то холодноватый колорит. Там были буря и натиск, здесь – идиллия. Недаром крепко сжатые кисти со вздувшимися жилами замыкают кольцо его рук. На рубеже 19–20 вв. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).
Бравый, бесстрашный герой демонстрирует свою мужественную осанку ивеселую удаль молодости. Шишмарева (1827). Недюжинный талант молодого И. Репина проявился в Портрете В. Шевцовой, впоследствии жены художника (1869).
Русский портрет на протяжении XVIII—начала XIX века создал свою историческую традицию. Модели изображённые на таких портретах, воплощают практически иконное индифферентное предстояние. С беспощадной правдой написан им «Протодьякон» (служитель церкви 1877, ГРМ). Художник обладал незаурядным живописным талантом. Идейным вождем Товарищества передвижных художественных выставок был И. Н. Крамской (1837-1887) – замечательный художник и теоретик искусства.
Умер Крамской в Петербурге 24 марта (5 апреля) 1887. Его блестящее декоративное полотно «Всадница» (1832 ГТГ), где изображена воспитанница графини Ю. П. Мир крестьянской жизни здесь лишен прозаических тягот сельского труда. По-сути, эти образы тоже можно назвать своего рода «незнакомками» – художники не оставили для истории их имен, они стремились создать обобщенный образ своих современниц, представительниц различных социальных слоев.
Но человек не растворяется в нем. В классицизме канонизированными признаками величия природы считались горы, широкие равнины, а также остатки былых героических эпох. Передвижники были едины в своем неприятии «академизма» с его мифологией, декоративными пейзажами и напыщенной театральностью.
Фигура вырисовывается строгим силуэтом. Частности подчинены главному. Так же ворвалась в русскую живопись Верочка Мамонтова. Репиным в 1890 году. В портрете Кипренского всё дышит естественностью и милой простотой.
В 1909 прекратились его провинциальные выставки. По сути дела именно Кипренский стал создателем этого нового для его времени жанра. В дальнейшем эта галерея обогащалась и пополнялась. Вторая половина XIX века – особенный период в истории русской живописи. К числу наиболее обаятельных женских портретов того времени принадлежит знаменитая Девочка с персиками В. Серова (1887) и незаслуженно менее популярный Портрет Н. Петрункевич Н. Ге (1893). Портреты работы мастера (В. И. Даль, А. Н. Майков, М. П. Погодин, все портреты – 1872), достигающие беспрецедентной для русской живописи духовной напряженности.
Альбрехта). В нем ощущается стиль рубежа еще XVII—XVIII веков, влияние национальной школы парсуны. Ее голос звучал с подмостков театра призывом к освобождению.
До Алексеева архитектурные виды выполнялись в основном в гравюре и носили характер «перспектив». Так, в образованных кругах приобрел известность небольшой частный «Русский музеум» П. Свиньина, а при императорском Эрмитаже в 1825 году была создана Русская галерея. Павел Михайлович Третьяков (1832–1898) с 1856 собирал произведения русских художников, преимущественно передвижников, а в 1892 передал свое собрание картин вместе с коллекцией брата С. М. Третьякова в дар Москве. В портретах Репина все продуманно до последней складки, выразительна каждая черта. Горностаева, в котором романтические тенденции Брюллова выступают с меньшей отчетливостью.
Это придает им самостоятельное звучание и превращает в своего рода драгоценную оправу для лиц. Здесь с ещё небывалой силой раскрывается дар Брюллова – колориста. Литовченко (1878, ГТГ) живописным богатством и красотой коричневых, оливковых тонов.
В своих картинах художник показывал жизнь горожан: среди персонажей его произведений были купцы, офицеры, чиновники, бедняки. Его работы отличаются от работ Крамского своей эмоциональностью, драматизмом. Лиричный и загадочный мир чувств и переживаний женщины отображает в своем творчестве В. А. Этот парадный портрет итальянок Джованнины (всадница) иАмацилии Паччини был заказан Брюллову графиней Юлией Самойловой, приятельницей художника, которая взяла навоспитание этих девочек-сирот. Весна и На жатве. Как никогда раньше, Ге уделил большое внимание фону. Здесь можно было бы, конечно и поспорить, все-таки и русские портретисты были хорошо знакомы с античной культурой, копировали многочисленные «антики» – учились рисунку изображая греческие и римские скульптурные портреты и статуи древних божеств.
Этот автопортрет был написан перед отъездом художника вИталию. В этюде гвардейца (для Перехода Суворова через Альпы) в черты лица внесено что-то от автопортрета, вместе с тем внутренняя сила образа и цельность характера его превосходно схвачены.
Учился в Арзамасской школе живописи (1846–1849) и Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853–1861), где одним из его наставников был С. К. Зарянко. ВИталии написал свои лучшие романтические пейзажи рано умерший талантливый художник Михаил Иванович Лебедев (1811–1837). Мирослава привела к отшельнику дочь Феодосия, Марфа, возглавляющая новгородскую оппозицию. На нем простой серый сюртук. Так, достойны внимания поэтичные интерьеры Капитона Алексеевича Зеленцова (1790–1845), пейзажи Григория Васильевича Сороки (1823–1864) иЕвграфа Федоровича Крендовского (1810– после 1853).
История русского портрета XIX века — это страницы русского прошлого и не только потому, что в нем можно узнать внешний облик многих людей того времени. Собрание сочинений, т. I, Спб., 1894, стр. 64). ). С годами роль духовной атмосферы– выраженной фоном, значимыми деталями, – лишь возрастает. В противовес официальному центру русского искусства – петербургской Академии Художеств.
Его кисти принадлежат лирические и сатирически образы на картинах. Репин один из лучших портретистов эпохи. Он ищет не составленного себе наперед идеала. Значительная доля очарования этого создания молодого В. Серова (лучшего, как он позднее признавался) заключается в непосредственности, в свежести его исполнения (хотя писался портрет больше месяца и художник измучил свою модель). Хотя перед нами и обобщенный образ «незнакомки», но как поразительно индивидуальны черты её лица. Их роль в русском искустве трудно переоценить.
В традициях классического портрета детского написан Мика Морозов. В портрете З. В. Но, оттачивая владение техническими приемами живописи по западному образцу, во внутреннем содержании художники оставались всеми нитями связанными с православной духовностью и телесность изображений, столь свойственная европейским шедеврам живописи, отходила на второй план.
Достаточно всмотреться хотя бы в портрет Доменико Марини, метателя тяжести, чтобы оценить своеобразие и меткость портретной характеристики, созданной Брюлловым. Один из основных постулатов романтизма, противоположный классицизму, – утверждение личности человека, его мыслей и мировосприятия в качестве главной ценности в искусстве. В каждом отдельном случае он находил разные композиционные и колористические решения, которыми наиболее выразительно мог раскрыть образ человека изображенного на портрете. Венецианов – создатель целой галереи крестьянских портретов. Очень жизненный портрет князя Голицина, отдыхающего на кресле в своем кабинете. Жизнь народа стала главным содержанием их произведений.
Морозова (1868), Г. Г. Молодой человек изображен в свободной белой рубахе, у деревенской изгороди. Кажется, что лучше всего ему удаются образы интимно-лирические, женские и детские (Н. Я. Дервиз с ребенком, 1888–1889 Мика Морозов, 1901 оба портрета – Третьяковская галерея) либо образы людей творчества (А. Мазини, 1890 К. А. Коровин, 1891 Ф. Таманьо, 1891 Н. А. Лесков, 1894 все – там же), где красочная импрессия, свободный мазок отражают душевное состояние модели. Ге принадлежит один из лучших портретов А. И.
Вправой части картины рядом ссухим пнем тонкие юные деревца тянутся ксолнцу. Воблике чуть усталого Струговщикова художник подчеркнул некоторую нервность иотрешенность. В этом портрете проявляется сильный цветовой аккорд.
Возрастание и расширение художественного понимания, потребностей отражается в появлении множества художественных обществ, школ, ряда частных галерей (Третьяковская галерея) и музеев не только в столицах, но и в провинции, во введении в школьное образование рисования. Первая половина 19 века — яркая страница в культуре России. В творчестве Алексеева же они превратились в один из видов живописного искусства.
Получил премию Московского общества любителей художеств за эту картину. Портрет стал незаменимым средством и самоутверждения и эстетизации жизни. Многочисленные женские портреты Репина — Бенуа Ефрос (1887), Баронесса В. М. Икскуль (1889) и особенно Пианистка Мерси дАржанто (1890), — как бы высоко ни расценивать их живописные достоинства и остроту характеристики, не лишены светской красивости. Широкая панорама Кремля заего спиной– олицетворение дум художника ородном городе. В таком подходе чувствуется вдохновленность мастера шедеврами Рембрандта.
В портретах-картинах изображающих Ю. П. Оба художника были близки своим стремлением к простоте и непринужденности образа человека. Завоевание света и воздуха в портрете действительно заключало в себе известные опасности для этого жанра. В портретах мастера в эти годы всецело доминирует модерн с его культом сильной и гибкой линии, монументально-броского жеста и позы (М. Горький, 1904, Музей А. М. Горького, Москва М. Н. Ермолова, 1905 Ф. И. Шаляпин, уголь, мел, 1905 оба портрета – в Третьяковской галерее Ида Рубинштейн, темпера, уголь, 1910, Русский музей). Очаровательная Амацилия выбежала встречать сестру налоджию.
Надвсеми художниками первой половины XIXстолетия возвышается фигура гениального мастера Александра Андреевича Иванова (1806–1858). Учителем был Репин. И тем не менее созидательная сила художника торжествует над простым воспроизведением. Она написана в розово-золотистых тонах. Образ молодого Шишмарева спокойно – созерцателен.
К числу прекраснейших его произведений этого рода принадлежит его собственный портрет (Музей Александра III), написанный сочно и жирно, в приятных, густых серо – желтых и желто – черных тонах, а также портрет, написанный им со старичка живописца Головоческого (Императорская академия художеств). Для позднего Елизаветинского царствования (конец 1750-х— начало 1760-х) был характерен идеал красоты, связанный с личностью императрицыЕлизаветы Петровны. В то же время, эта безжалостность не помешала создать известную на весь мир картину «Девочка с персиками», которой восхищаются все ценители данного направления искусства. Был одним из учредителей Товарищества передвижников (1870). В 30-е годы XIX века портретные образы Тропинина утрачивают поэтическую целостность, становится сложнее, многограннее, что особенно характерно, художник улавливает порой внутреннюю противоречивость духовного мира своей модели.
Он был простым, «народным» и это постарался показать Тропинин в своей картине. Пословам А. Бенуа, «Венецианов один воспитал целую школу, целую теорию, посеял первые семена русской народной живописи».
Пожалуй, Л. Толстой ближе всего к тому, что создавали русские портретисты. Чуть прищурив глаза, он испытующе смотрит назрителя, словно вопрошает очем-то. Как нетрудно догадаться название «парсуна» – от слова «персона». М. Е.
Эта небольшая по размерам, лирическая по очень и содержанию красивая по живописи картина. Иван Константинович Айвазовский, прожил долгую творческую жизнь. Заметной тенденцией в живописи женского портрета изучаемого периода стал интерес художников к образам женщин из народа, а не только к «светским львицам», богатым заказчицам или же прекрасным незнакомкам. Изысканным колоритом, почти монохромной гаммой коричневато-серых и бледно золотистых тонов художник подчеркивает «иконописность» созданного изображения.
В творчестве Крамского главное место занимала портретная живопись. Цвета увидены художником в их изменчивости импрессионистической иллюзорности. Получил начальное образование у отца, мастера декоративной резьбы, затем учился в Академии художеств (1810–1821).
Эта особенность творчества Алексеева укрепляла растущее самосознание русского общества. Одной из вершин творчества Крамского является портрет Некрасова, Автопортрет (1867, ГТГ) и портрет агронома Вьюнникова (1868, Музей БССР). Это идиллия, увиденная художником изокон «романтической» дворянской усадьбы. Главные иконы деисусного ряда написал Феофан Грек, а пророческий и часть верхнего праотеческого ряда принадлежат кисти Андея Рублева. В лице старого крестьянина столько понятливости и вдумчивости. Островского (1871, ГТГ), И. С.
Л. Толстой раскрывает смысл творческой победы, одержанной художником-портретистом. За холодной и расчетливой хозяйкой И. Е.
Лето. Искусство Андрея Рублёва — гениального художника. Последняя картина тяжело больного художника «Анкор, еще анкор. », отчаянно тихая исумрачная, напоминает мутные сновидения горячки. Друг Пушкина, С. Соболевский, вспоминал, что «портрет заказал Тропинину сам Пушкин тайком иподнес его мне ввиде сюрприза сразными фарсами (стоил он ему 350руб. )». Втворчестве Алексея Гавриловича Венецианова (1780–1847) впервые появляется мир крепостного крестьянства.
В. Серов едва ли не первым среди русских живописцев создал серию детских портретов. Художник И. увидев, Грабарь картину, восхищенно воскликнул: «Девочка с Это. » персиками название, в конце концов, принял и автор сам. При письме портрета Крамской чаще прибегал к графической технике (применение сусла, белил и карандаша). Ратуя за идейную и экономическую свободу творчества, «артельщики» начали устраивать собственные выставки, но к рубежу 1860–1870-х годов их деятельность практически сошла на нет.
Классицистическому стилю отвечают как характер сюжета, так и художественный язык картины. Пусть все живое живет — эти слова Н. Михайловского выражали отход от этического ригоризма. Вглубине комнаты, вмягком рассеянном свете, надиване прилег юноша– возможно, сам художник иликто-то изучеников хозяина дома.
Федотова. Новое, раскрепощенное от канонов академической классики искусство. Путятиной (ГТГ). XXXVI и ел. ). Картина имела шумный успех вЕвропе ивРоссии Брюллова встречали кактриумфатора: «Принес ты мирные трофеи / Ссобой вотеческую сень. – / Ибыл последний день Помпеи / Длярусской кисти первый день» (Е. Баратынский). «Доличности» (то, что ниже лица) трактуются плоскостно, полотно создается ремесленно добросовестно, как своего рода вещь, при трактовке образа человека остаются следы символического мышления— все это является пережитком перехода от Средних веков к Новому времени. Домашние, семейные портреты заказывались художникам и украшали стены гостиных в частных домах. Умер Серов в Москве 22 ноября (5 декабря) 1911.
Отсутствие глубины пространства и устойчивый «треугольник» в компоновке персонажей делают художественную композицию строгой и уравновешенной. Шелка, бархат, кружева словно создают драгоценную оправу для лиц. При всей тщательности передачи подробностей они подчиняются общему выражению лица: брови чуть нахмурены из-под них строго выглядывают глаза, усы опущены вниз, но позволяют угадать скорбное выражение губ. Теперь внимание художника сосредоточивалось только на одной индивидуальности.
Теоретическим истоком творческих идей «передвижников» (выраженных в их переписке, а также в критике того времени – в первую очередь, в текстах Крамского и выступлениях В. В. Стасова) была эстетика философского романтизма. В XVIII веке в русской живописи господствовал стиль классицизма. Летом 1822 его вместе с братом послали за границу за счет Общества поощрения художеств. Этот момент общения со зрителем вообще составляет особенность многих портретов В. А. Точный академический рисунок не сделал Перова копиистом натуры. Её лицо в профиль, наклон головы, поза выражают состояние задумчивости.
Портрет Н. И. Петрункевич (1893) написан художником в конце его жизни. На многих портретах Врубеля лежит печать болезненности и изломанности декадентов. Любимые роли этой трагической актрисы были роли русских женщин, задавленных домостроевским укладом. В портрет вселилась нечистая сила, случайно он попал к другому художнику, тот обнаружил в раме его золото, золото помогло ему стать модным живописцем, льстецом в искусстве (кто хотел Марса, он в лицо совал Марса, кто метил в Байрона, он давал ему байроновское положение). Эти четыре художника работали в одном направлении, однако их картины абсолютно разные.
Широко известны портреты представителей интеллигенции этой эпохи. На портрете – статная, уже немолодая, но волевая женщина. там он Что видит.
Повоспоминаниям современников, «Кипренский был красив собою, спрекрасными выразительными глазами иволнистыми отприроды кудрями». С особенным упорством Третьяков добивался для галереи портретов, написанных непосредственно с натуры. Пётр I как приглашал зарубежных мастеров, таки способствовал обучению отечественных. Н. Ге не считал себя по призванию портретистом.
Начинает складываться отечественная школа живописи (Иван Никитин, Андрей Матвеев, Иван Вишняков, Алексей Антропов, Иван Аргунов). Василий Андреевич Тропинин (1776 (. ) – 1857) стал первым профессиональным московским портретистом, родоначальником московской школы живописи. Колорит стал существенным элементом портретного образа. Мы ищем другого. Весь портрет этот подобен широко распахнутому окну в мир.
Его самое знаменитое полотно Последний день Помпеи стало триумфом русского искусства. Достоевский, указ, соч., стр. П. Свиньин писал обэтой картине, что она «обнаруживает чистую, невинную душу красавицы итот взгляд любопытства, который брошен ею накого-то, вошедшего вту минуту: обнаженные залокоть руки ее остановились вместе свзором, вылетел вздох издевственной груди, покрытой кисейным платочком». Философовой: Венецианов в марте 1823 года сим оставляет свою портретную живопись.
Серов оставил о себе благодарную память и как педагог (в 1897–1909 преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его учеников были К. Ф. Юон, Н. Н. Сапунов, П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин). В позднейших портретах И. Репина больше блеска изящества, непринужденности. Эти настроения вовсе не означали отречения от нравственных идеалов предшествующего поколения (Стрепетова Ярошенко относится к 1884 году). Профиль придает портрету возвышенный характер. Картина Зеленцова подуху близка клучшим произведениям его наставника А. Венецианова. Портрет выдержан втеплом, насыщенном колорите. Император изображен в простой тужурке Преображенского полка эту картину (уничтоженную в 1917, но сохранившуюся в авторской реплике того же года Третьяковская галерея) зачастую считают лучшим портретом последнего Романова.
Их работы отличаются мастерством и точностью в передаче внешности, «схожести» с моделью, хотя еще не достигали полного совершенства. Работа представлялась достаточно кропотливой и ответственной. Объем работы был достаточно большим. В начале 19 века произошли большие изменения в общественной и политической жизни. Русский портретист (1808-1859), занимался иконописным творчеством.
Подругой версии, портрет был заказан самим Соболевским, который хотел видеть поэта не«приглаженного» и«припомаженного», а«растрепанного, сзаветным мистическим перстнем набольшом пальце одной руки». В позднейшей, в том числе советской традиции, тенденциозно исказившей понятие «передвижнического реализма», дело сводилось к социально-критическим, революционно-демократическим сюжетам, которых тут действительно было немало. В картине меньше уюта и интимности, зато больше возвышенного благородства. В лице литератора Струговщикова (1840 ГТГ) читается напряжение внутренней жизни. Подготовительные пейзажные этюды Иванова к«Явлению Христа народу» стали настоящими шедеврами.
Романтические искания, освобождая жизнь от классического ригоризма, открывают новый этап развития реалистических начал. Художник раскрывает зрителям скрытые черты характера модели. В них легче было выявить философский смысл личности, ее общественное призвание. Автопортрет (1848 ГТГ) – печально худое лицо с проницательным взглядом.
Умер Тропинин в Москве 3 (15) мая 1857. Тёплая гамма золотисто-розовых и зеленовато-коричневых тонов, тёплые красноватые тени карнаций в портрете сына художника Арсения (1818) свидетельствуют о связях искусства Тропинина с живописной системой XVIII века. Такая парадигма проявляет себя во многих работах мастеров творческого объединения «Мир искусства», к которому и принадлежал К. А. В своих художественных произведениях художник выражает свою идейно-эстетическую позицию.
Впоследствии он был обвинен всмерти одного изигроков, скоторым случился удар после крупного проигрыша, провел семь лет втюрьме ибыл выслан вСибирь «по подозрению». Отпервого, петербургского периода его жизни, осталось драгоценное наследие– блестящие поживописи работы впортретном жанре («Портрет А. К. Швальбе», «Портрет Е. В. Давыдова», «Портрет графини Е. П. Ростопчиной», «Портрет Д. Н. Хвостовой» идр. ). Точно обвиняемая дает на суде показания, уверенно отстаивая правое дело. Автопортрет написан незадолго до смерти (1892-1893, КМРИ) лицо мастера озарено творческим вдохновением.
И, наконец, вот что рассказывает о портрете Достоевский. Сомов. Между тем в России существовала своя традиция женского портрета. Впейзаже Щедрина образ Вечного города одновременно величественный иинтимный. Например произведения 80 – х годов: «Неизвестная» (1883, ГТГ), «Неутешное горе» (1884, ГТГ).
Искания в области портрета помогают решению психологических задач в картине, способствуют дальнейшему развитию как бытовой так и исторической живописи. Во второй же половине XIX века, в период расцвета реализма, художники и критики видели в Брюллове лишь представителя неприемлемого для них «академического» направления. В 1863-1868 годах Крамской преподавал в Рисовальной школе общества поощрения художников.
Несмотря на небольшой размер, картина кажется очень простой. Веет свежим ивлажным дыханием моря, ароматом нагретых виноградных листьев. Пословам А. Бенуа, «в нем жила детская, ангельская, пытливая душа, настоящая душа пророка, жаждавшая истины инебоявшаяся мученичества». Начиная с А. Венецианова, в русскую рукопись вошли характерные фигуры крестьян.
Приговоры Репина в большинстве случаев метки, взвешены, справедливы. Прообразы Девочки с персиками можно найти у многих русских писателей — у Пушкина, Тургенева, Толстого, Чехова.
Отвесный край фигуры сливается с краем зеркала и подчеркивает архитектурность картины. Отблески ярко-красного халата «вспыхивают» румянцем наего холеном идобродушном лице. Общество стремительно теряло свое влияние. Гамму благодаря ее насыщенности чаще можно определить как барочную, нежели рокальную. «низким» темам в их работах появляются образы крестьян и рабочих.
В своих картинах Орловский порой изображал характерные, острые сцены. Проникновенно исполнены портреты молодого Горького, мудрого Стасова (1883, ГРМ) и др. 1833 К. П. Брюллов, 1836 оба портрета в Третьяковской галерее и др. ).
Екатерина Сергеевна Авдулина (1788–1832)– жена генерал-майора А. Н. Авдулина, большого ценителя искусств иактивного участника Общества поощрения художников, хозяйка особняка наДворцовой набережной идомашнего театра накаменноостровской даче. Тропинину (1776-1857). Далекие Этот двойной портрет – одно из тонких самых творений Серова. Впреддверии начинающейся грозы прекрасная всадница спешит вернуться спрогулки.
Один художник включил в свой портрет куски грубой действительности (словно вырезанные из живого человека глаза) и попадает во власть темной силы. Именно эти черты приведут во второй половине 19 века классицистическую живопись к упадку. Например, портрет Е. С Авдулиной (1822).
В его огромных глазах демоническая сила, в высоком лбу нечто пророческое. Были созданы также собирательные работы крестьян: «Полесовщик» (1874, ГТГ), «Мина Моисеев» (1882, ГРМ), «Крестьянин с уздечкой» (1883, КМРИ). Как было сказано, в 60-х годах решительно изменился сам выбор моделей. с чашей в одной руке и с дугой рукой закинутой за голову. Только в России чувствовал он себя дома, к ней стремился, по ней тосковал на чужбине.
Образы женщины, созданный Кипренским имеет глубокие русские корни. В середине 80-х годов в русском портрете начинает звучать новая нота, прежде всего это проявилось в женском портрете. В картине Фомушка-сыч (1860) Перова передана каждая морщинка старческого лица, каждый жесткий, как проволока, волосок его бороды. В. Перов встретился с Ф. Достоевским вскоре после его возвращения из-за границы, где тот провел два года, скрываясь от должников, замученный непосильным трудом и болезнью.
Характерная группа памятников начального периода— Преображенская серия. Это закономерно – ведь путь творческого поиска неисчерпаем, подвижен и бесконечен. Творец / Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, / Чистейшей прелести чистейший образец».
Особого рода тревожная, «совестная» экспрессия животворит лучшие портреты работы Ярошенко (П. А. Стрепетова, 1884, там же Г. И. Успенский, 1884, Картинная галерея, Екатеринбург Н. Н. Ге, 1890, Русский музей, Петербург). Произведения художника 1840-х годов носят ярко выраженный романтический характер. Другой в угоду публике предает подлинное искусство и также сбивается с пути.
Его фигура дана в отдалении. Только непосредственное участие в строительстве русской культуры давало право находиться изображению того или иного лица в собрании Третьякова. Его пытливый взгляд не упускает из виду и привезенные из дальних стран вещи. И. Репин не забывал, что портретист должен дать оценку своему герою. Серов написал «Девочка с персиками».
Но вот появляется она сама и Левин должен признать, что она была менее блестяща в действительности, но зато в живой было и что-то такое новое, привлекательное, чего не было в портрете. Вспомните, сколько в её жизни грязи земного греха и сколько силы самопожертвования. Уши скрыты подшапкой длинных волос, набледном лице играет лукавая улыбка.
Особенно хороши женские портреты Кипренского. В портрете в рост замечательной русской актрисы М. Ермоловой (1905) все продумано, взвешено и рассчитано. Искусство этого художника, как и любого большого мастера неоднородно.
Человек замечательной судьбы поучительной и своеобразной. Иначе задуман портрет архитектора А. М. Представитель романтизма в русском изобразительном искусстве, мастер портретной живописи.
Да, а поскольку искусство конца XIX века тяготеет к реализму, то и свойство «марийности» – отображение обоих начал и загадочной чистоты, непорочности и грешности, мирской слабости, которая искупается силой божественного всепрощения и милосердия. Высветленный фон вокруг головы напоминает своеобразный нимб– знак избранности. В молодости служил чиновником. На следующий год Серов написал портрет своей сестры Марии Симонович и назвал Впоследствии «Девушка, освещенная солнцем» (1888). Начало XIXвека традиционно называют золотым веком русской культуры.
«Маленький герой», кажется, вот-сделает вот нетерпеливый жест и покинет плоскость выпрыгивая, «картины» нам навстречу. Облик сестры милосердия несет в себе черты собирательного, типического образа. Весна» ивходила всвоеобразный цикл овременах года. Какчерное платье пристало кмилой Бакуниной. Новым стимулом явилось обращение к «Артели» (в 1869).
Вот почему портрет С. Мамонтова более монументален, чем портрет М. Ермоловой В. Серова. Позади него – сельский пейзаж с фигурами жниц. Панорама Дворцовой площади словно вычерчена полинейке, огромное северное небо сдождевыми облаками эффектно «осеняет» парад войск перед Александровской колонной, сооруженной попроекту французского архитектора Монферрана. Кисти мастеров рисовали не только дворян, но и средний класс, выходцев из народа. И вместе с тем непреклонная воля и убежденность. В своих картинах Айвазовский изображает особые моменты в жизни природы (морские пейзажи) ищет прекрасное и возвышенное и необычном.
Несомненно, каждый из этих художников заслуживает отдельной главы в летописи российской живописи, однако мы не претендуем на написание такой хроники. Ярошенко был военным инженером, высокообразованный с сильным характером. В середине XVIII века уже возможно перечислить самобытных и талантливых мастеров. Новизну воззрений привнес в русское искусство романтизм – европейское течение, сложившееся на рубеже XVIII-XIX веков.
Салтыкову и сестёр О. А и А. А. Это особенно заметно в портрете Джованнины Паччини известном под названием Всадница. В нем нет ничего традиционно – репрезентативного. Серов, смело открывший новые возможности живописной выразительности красок, сочетая во многих своих работах импрессионистическую свежесть и непринужденность стремительных мазков с высокой степенью реалистического обобщения и четкости передачи натуры, с правдивой жизненной убедительностью создаваемых образов.
Современников впейзажах Воробьева восхищали «прозрачность красок», насыщенность их светом итеплотой, «свежесть ипостепенность втенях». Петра– символу величия Рима. Вего пленительных натюрмортах фрукты ицветы предстают как«перл творения», какантичный идеал гармонического совершенства, очищенный отвсего «земного» ислучайного. Позировали Венецианову его крепостные крестьяне– жители села Сафонково Тверской губернии. ВИталии, куда Иванов был отправлен впенсионерскую поездку после окончания Академии художеств, он около двадцати лет работал надграндиозным полотном «Явление Христа народу» илишь незадолго досмерти возвратился народину.
Мориц, написанном в 1892 году, В. А. В своих картинах Орловский порой изображал характерные, острые сцены. Кочубей.
Первоначально работа просто называлась – «Портрет Веры Мамонтовой». Самые бесспорные достижения И. Репина — это портреты людей из народа. Здесь прежде всего необходимо отметить имя художника А. Г.
За свою работу Девушка с тамбурином был пожалован званием академика. Краски влице перекликаются срасцветкой халата. Вавтопортрете Тропинин изображает себя какхудожника-труженика, который сумел «выйти влюди» спомощью ремесла, трудолюбия италанта. Вдохновляющим примером для товарищества послужила «Санкт-Петербургская артель художников», которая была учреждена в 1863 участниками «бунта четырнадцати» (И. Н. Крамской, А. И. Корзухин, К. Е. Маковский и др. ) – выпускниками Академии художеств, демонстративно покинувшими ее после того, как совет Академии запретил писать конкурсную картину на свободный сюжет вместо официально предложенной темы из скандинавской мифологии.
За долгие годы творчества он написал многих своих современников. Модель кажется не позирующей, а словно бы живущей в этом живописном пространстве. В. Серов тянулся к кругу близких ему людей мысли и искусства. Мечутся скорбнопрекрасные глаза артистки Стрепетовой (1882, ГТГ), а как написаны острое, умное лицо художника Мясоедова, вдумчивый Третьяков. Художники нередко писали самих себя.
Так, второстепенный художник С. Ф. Мастер писал и титулованных чиновников и коммерсантов. Самойловой Джованина Паччини. Однако стоит отметить, что данное разделение условно. Его последователи по большей части стали поверхностными салонными живописцами, усвоив лишь некоторые внешние приемы Брюллова.
Их непременным участником был Нестор Васильевич Кукольник (1809–1868) известный драматург, журналист, редактор журнала «Художественная газета». Ангела уравновешена зданиями илодками налевом берегу Тибра. В портрете Дети на взморье (1899) два брата в одинаковых курточках с перил разглядывают далекую полоску моря. Целая галерея образов его современников создана им. Был незаконным сыном местного прокурора, барона Г. К. Криденера, фамилию же «Перов» дал будущему художнику в виде прозвища его учитель грамоты, заштатный дьячок.
Оба художника были близки своим стремлением к простоте и непринужденности образа человека. Не одна деталь не является здесь случайной, каждая форма несет смысловую и одновременно декоративную функцию, подчиненную главной задаче – создать жизнеутверждающий, глубоко гуманистический образ прекрасного человека с явным оптимистическим мировосприятием, органически связанной с окружающей его природой. Такие «портреты» – это не просто «портреты» в классическом понимании.
Брюллов построил этот портрет как жанровую картину с двумя персонажами, которые объединены сюжетным действием и архитектурно – пейзажным фоном. С душевным теплом написан больной М. П. Так или иначе, её социальное положение не должно по мысли художника интересовать зрителя. Портрет выразителен и в силуэтном решении. Портрет своей смущающей красотой готов затмить образ живой Анны. Реалистические искания сыграли не маловажную роль в творчестве Брюллова – портретиста. Его большой творческий путь от романтизма к реализму соответствовал общему ходу развития русской живописи XIX века.
Считается основоположником русской печатной карикатуры. Шишмаревых романтические концепции также ещё очень сильны. Он жадно всматривался в лица, в манеры и жесты людей, с которыми его сталкивала судьба.
Портрет залит ровным, спокойным светом. Зато этот портрет более серьезен (хотя его и нельзя назвать психологическим). Древней Руси — одно из высших Постижений русского и всего мирового искусства. У «передвижников» таким художественно-историческим «зеркалом» предстала в первую очередь современность: центральное место на выставках заняли жанрово-бытовые мотивы, Россия в ее многоликой повседневности. – 23 июня 1852 г. ) Его картины называли ярким явлением в живописи 19 века.
Мясоедова (1861) – ГРМ. Виртуозны и его чисто графические портреты исполненные графитным карандашом или углем (Э. Дузе, 1891 Княгиня М. К. Тенишева, 1898 В. А. Серов, 1901). Лица торжественны и спокойны, доблестные чувства героев выражены лишь при помощи жестов. Появились характерные для художников этого периода особенности творческого процесса.
«Спокойствие, которым дышало благодушное старческое лицо Тропинина, досталось ему нелегко. 567. ). После жизненных невзгод и тяжелых испытаний А. Герцен чувствовал себя тогда огорченным, хотя и не утратившим веры во времена более светлые и радостные. Сразу после этого уже популярный среди москвичей Тропинин получил звание «назначенного вакадемики». Серова.
Рациональная ясность, гармоническая уравновешенность, величавая строгость, преодоление земных страстей ради идеалов патриотической доблести– все эти черты классицистического стиля оказались востребованы временем Отечественной войны сНаполеоном. Некрасова, М. Е. С самого детства В. А. Здесь фон разработан И. Е.
Превосходно написанная анфилада комнат напоминает облестящих успехах вобласти изучения перспективы. Работы Чернецова точно отражают вкусы императора– имея склонность квоенному делу, НиколайI требовал отхудожников «протокольной» фиксации натуры визображении парадов, мундиров, вооружения ит. д. И все же встреча их в 1872 году была плодотворна. Ровесника нового века, его легко представить тем юным ревнителем славы старших братьев, каким рисовал А. С. Часто этот идеал проступает в округлой дородности сильно нарумяненных лиц.
Типичными являются портреты Самарина Ю. Ф. В своих художественных произведениях художник выражает свою идейно-эстетическую позицию. Репин проявил себя и как выдающийся педагог: был профессором-руководителем мастерской (1894–1907) и ректором (1898–1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой. Третьяковская галерея, М., 1952, табл. Островского, М. П.
Густым, полнозвучным цветом лепится форма. Опыт художника в бытовой живописи научил его находить значительное и во внешне невзрачном. Воблике 11.
В прежние времена считалось недопустимым эгоизмом изображать современников. Художнику удалось передать характер портретируемого– энергичный итвердый. В этой картине, как и в большинстве произведений Д. Иванова преобладают темно-коричневые тона.
Портрет П. Стрепетовой Н. Ярошенко (1882, Третьяковская галерея) должен быть признан одним из самых замечательных женских портретов в живописи передвижников. Представление о благородной, самоотверженной, волевой личности вдохновляло тогда лучших мыслителей и писателей России (В. Художник-демократ увидел в Ф. Достоевском писателя-демократа.
Давыдова (1809). Краски насыщенные и гармоничные, ни одно пятно не вырывается из красочной гаммы. В самом своем известном произведении «Девятый вал», написанном в 1850 году, он доносит до зрителя великолепную красоту разбушевавшейся морской стихии, многоцветие пенящихся, сверкающих в лучах солнца могучих волн, которые, как кажется, почти достигают облаков. Этот идеал проступает в округлой дородности сильно нарумяненных лиц. Маковский близок прославленному голландскому живописцу.
Над портретами начал работать еще во время обучения в Академии художеств. Первое крупное произведение Серова. Они показывали его нужду, страдания, угнетенное положение. Сцены изжизни купечества идворянства он наполняет мягким юмором, подтрунивая надсовременными нравами («Сватовство майора», «Разборчивая невеста» идр. ). Достоевский касается вопроса о природе портрета в Дневнике писателя, 1873 (Собр.
Чистякову. В своем творчестве Щедрин близко подошел к решению задач пленэрной живописи, явившейся достижением уже следующих поколений художников.
Стоит обратить внимание на постановку фигуры. Как остро щурится хирург Пирогов. Постниковым с дагерротипа, притом искаженного ретушью. Среди шедевров «светского» Серова – Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон (позднее – князь Юсупов), 1903, Русский музей Г. Л. Гиршман, 1907 В. О. Гиршман, 1911 И. А. Морозов, 1910 Княгиня О. К. Орлова, 1911 все – там же).
Молодой художник завоевал уважение, а его талант вызвал восхищение. Если до этого времени кисти живописцев удостаивались за редким исключением лишь представители высших сословий, то во второй половине XIX века портретисты демонстрируют приверженность к «народной теме».
Здесь уместно отметить деятельность П. М. Крамской ничего не подчеркивал: не увеличил зрачков, не выделил освещением какой-либо части лица. Очаровательный мальчик им художник любуется.
В портрете Хвостовой модель обращалась к зрителю с взглядом, полным ожидания сочувствия, она была готова раскрыть навстречу этому сочувствию своё сердце. К тому же он хорошо построен, отвесные полосы юбки подчеркивают его конструкцию.
Только потому, что она была не живая, она была красивее, чем может быть живая. Серова окружало искусство. Девушка сидит в тени, а лучами утреннего солнца освещена поляна на втором плане. (Находились люди, недовольные тем, что великий писатель выглядит у Крамского, как простой мастеровой. ) Но перед холстом Крамского нельзя не признаться, что внешние черты лица теряют значение, когда на тебя в упор смотрят пронизывающие, неподкупно правдивые глаза великого жизнелюбца и соглядатая жизни. Всего более француз прячет свою сущность.
С 1831 – профессор Академии художеств. Этот художник пошел наперекор сложившейся академической рутине– стал писать непоакадемическим схемам, а«а ля натура», что было большой смелостью вте времена. Костомарова (1870, ГТГ) написан необычайно красиво, темпераментно, свежо, свободно. Впоследствии понятие «академизм» стали употреблять для обозначения косного, оторванного от жизни искусства. Художник работал вобласти бытового жанра, придав ему новую высоту иостроту. Перед нами волевая, независимая, несколько грубоватая, но творческая натура. Сияние полной луны превращает реальный уголок Петербурга вчудесное видение. Иванов был истинным художником-мудрецом религиозного чувства, сумевшим вакварельном цикле «Библейские эскизы» сказать новое слово вистории религиозной живописи, представить самое грандиозное инепостижимое с«истинно пасхальной торжественностью» (А. Бенуа).
Девушка сидит в кресле, слегка откинувшись назад и прислонившись к спинке. Портрет самой Самойловой с другой воспитанницей – Амацилией (1839 ГРМ). В основном это были передовые деятели культуры. Хочу отрадного, — признавался в эти годы В. Серов (И.
Ослепительная вспышка молнии расколола ствол могучего дерева. Щедрин был первым, кто начал писать пейзаж напленэре (открытом воздухе), освободив его оттрадиционной академической условности красок. Отличается портрет А. Г.
Тончайшая игра полутонов создает лирическое настроение. В это время почти абсолютно исчезли официальные парадные портреты, столь часто встречающиеся в XVIII и в первой половине XIXвека, так же как и парные супружеские портреты (благодаря чему открывалась возможность выразительного контраста характеров). Первые портреты в истории русской живописи появились сравнительно (в исторической перспективе) недавно – в XVII веке.
Отдаваясь минутному восторгу, он вживается в того, кто находится перед его мольбертом. Он, четырехлетний, момент в предстает сильного эмоционального порыва. Чуть раздуваются ее ноздри, точно она не может отдышаться от быстрого бега. Давыдова. Цветовая гармония свидетельствует о нерастраченных силах художника.
Женщина с портрета несколько надменно смотрит на зрителя, с высоты своей кареты. Все вэтом пространстве напоминает ослужении искусству ихудожественных интересах: копии сантичных статуй, манекен крестьянской девушки вкокошнике уокна, словно оживший отярких солнечных лучей, картины настенах, выполненная в«античном» стиле облицовка печи. В 1899 году он одну создал из лучших своих картин «Дети, Юра и Саша». Однако, за исключением Федотова, у художника не было значительных по таланту учеников. Заказать портрет этому художнику было престижно, но он был безжалостен и выискивал в портретируемых черты, которые высмеивал.
Портрет считается неоконченным.
Несмотря на веяния времени (влияние романтизма), художник не смог полностью избавиться от классицистических канонов. Герои портретов Кипренского подчеркнуто сдержанны, непроявляют своих эмоций, ноналице каждого изних лежит свойственная романтизму печать «предуготовленности» киспытаниям судьбы, значительности человеческой личности независимо отсословия, пола ивозраста. Но в нем ясно выделены характерные черты Ф. Достоевского: высокий лоб, составляющий чуть не половину головы, смотрящие исподлобья глаза, ломаный контур скул, который повторен и усилен в отворотах сюртука. Даля, И. С. Главным представителем романтического направления врусском портретном искусстве стал Орест Адамович Кипренский (1782–1836).
Именно в этой технике выполнен портрет Льва Толстого работы Крамского. Серов выполнял заказы коронованных – Александра III и Николая II. Был одним из членов-учредителей Товарищества передвижников (1870).
Свое отношение кпортрету он выразил встихотворном послании Кипренскому «Любимец моды легкокрылой»– «Себя каквзеркале я вижу, / Ноэто зеркало мне льстит». В 1760—1780-х годах многие черты русского портрета XVIII века определяются окончательно. Уже на первых двух выставках посетители увидели портреты А. Н. Похоже, что она была левша – ведь веер она держит в левой руке. Александрова.
Величавое, плавное течение реки «подводит» взгляд зрителя кдревнему арочному мосту исилуэту собора Св. Каждый день своей жизни она совершает чудо – согревает мир своей помощью, добротой своей души и ценностью своего труда. Кчислу лучших идрагоценных дляпотомков принадлежит портрет Натальи Николаевны Пушкиной, жены великого поэта. Тургенева, Н. А. В портретах людей из народа проявил себя и В. Суриков. В лучших картинах Кипренского отмечается романтическое понимание человеческой личности.
Серова. В этой картине он показал, как говорил позднее И. Е. Репин, «угнетенный народ, жаждущий слова свободы». Серов работал около Репина с раннего детства и очень скоро обнаружил талант и самостоятельность. Одновременно в левых художественных группировках происходит всплеск поиска нового художественного языка, приведший к отличным результатам (Казимир Малевич, Илья Машков, Пётр Кончаловский, Аристарх Лентулов, Александр Осмёркин, Роберт Фальк, Натан Альтман и проч. ). ВИталии Брюллов был одним изоснователей «итальянского» жанра, пользовавшегося большим успехом уколлекционеров ипутешественников.
Именно в этой области, по общему признанию, пальма первенства принадлежала И. Репину. Однако совесть не давала ему покоя, он потерял рассудок и погиб в страшных муках. Но выражение это было так правдиво, что ему и другим казалось, что они давно знали его.
Брюллов обладал ярким талантом и независимым образом мыслей. Родился в Воронеже 15 (27) февраля 1831 в семье помещика. Портрет скорее именно поражает, даже восхищает мастерством письма, нежели волнует. Щедрин критически отнесся к искусству популярных в то время представителей классицизма. Портреты в которых привнесены черты жанра, образы с определенной сюжетной завязкой: «Кружевница», «Пряха», «Гитарист», «Золотошвейка».
«Он безошибочно тайную видел правду жизни», – сказал о нем сам. Серов насыщает светоносной силой каждый мазок своей кисти. Искусство изучал во многом самостоятельно, копируя картины Эрмитажа. Первая половина 19 века – яркая страница в культуре России.
В его Абрамцеве в имении, которое в те годы являлось своеобразным художественной центром жизни и была написана «Девочка с Очаровательную». Жанровая сценка наполнена духом сладостной чувственности. Самым ярким выразителем классицизма врусской живописи стал Федор Петрович Толстой (1783–1873)– замечательный скульптор, художник ирисовальщик. Какое положенье икакая мука Ноя был счастлив 5 минут» (издневника Пушкина 1815года). Излюбленный романтический образ художника – человек на коне. В своих последних работах он проявляет особенно много проницательности.
Много занимался портретописью. Наиболее распространённая портретная техника XIX века – живопись маслом на холсте.
Люди начинают «уходить всебя», предаваться уединенным мечтаниям. В традиционных образах религиозных легенд (апостолы, святые, ангелы) Рублев воплотил реальные черты характера своих современников, отстоявших независимость Руси в битве на Куликовом поле. Они получили название – «парсуна». У А. Чехова в рассказе Красавицы (1888) рассказчик поражен как молнией (гоголевский образ. ) красотой, где-то случайно увиденной девушки. Как будто необъятная гордость и презрение, почти ненависть, были в этом лице и в то же время что-то доверчивое, что-то удивительно простодушное: эти два контраста возбуждали как будто даже какое-то сострадание при взгляде на эти черты.
В Портрете Г. Гиршман (1907) он выбирает момент, когда дама, только что накинув на плечи горностаевое боа, встала из-за трюмо, повернулась в три четверти и фигура ее, дважды повторенная в зеркале, откуда выглядывает и лицо художника, прекрасно вписывается в квадратную раму.
А это так же признак неординарности, самостоятельности и творческого начала. Русский художник. Она погружена в чтение. Репин направляет его в Академию художеств к П. П. Именно В. Серов считается одним из лучших мастеров портретистов 19 века.
Александр Александрович Челищев (1797–1881) с1808года воспитывался вПажеском корпусе, позднее участвовал ввойне 1812года– то есть принадлежал кпоколению, которое определяло судьбу России вначале XIXвека. Гос. Но изображение переросло рамки непритязательного этюда с натуры.
Щедрин отправился впенсионерскую поездку вИталию 1818году ипрожил там из-за болезни досамой смерти в1837году. Данная картина была задумана Венециановым какпарная кработе «На пашне. Работа поражает гениальной виртуозностью исполнения: несколькими движениями кисти «причесаны» волосы, вдохновенно, мелкими мазками выписано измученное, бледное исхудавшее лицо спрозрачными тенями, безвольно повисшая рука Приэтом образ нелишен самолюбования иэлегантной артистичности.
Толстой и др. Русские просторы и покой на знаменитых картинах На пашне. Мы невстретим унего романтических бурь идождливого ненастья, вего пейзажах царит яркое солнце ибезмятежный покой, люди живут единой жизнью сокружающей природой, априрода дарит людям негу, отдохновение, «помогает» вповседневных трудах. В изысканно блеклой гамме портрета продуманно сопоставлены приглушенно коричневый и сероватый тон одежды, яркий красный крест и желтизна световых бликов.
Светлым, гармоническим настроением проникнут его лучший интерьер изображающий комнаты вдоме наставника. Особенно знаменательно изменение портретной тематики. фрегаты Пиратские под флагом с черепом и костями. Шереметьева) или уголок парка в помещичьей усадьбе (портрет К. И. Пожалуй, при всем разнообразии характеров, темпераментов, внешних качеств изображаемых на портретах женщин, главное свойство, что их объединяет, можно назвать словом «марийность», то есть в каждой женщине художник (осознанно или нет) выражает нечто такое, что роднит её с библейской Марией Только вот с какой именно – Девой Марией или же Марией Магдалиной, спросит внимательный читатель и будет абсолютно прав. Красота купеческого зажиточного быта с огромным вниманием показана художником.
Недаром портрет Ф. М. Достоевского (1872) по праву считается лучшим в иконографии великого писателя. Комнаты «оживляют» двое молодых людей, дрессирующих собаку. Весь облик женщины говорит об её утонченности, возвышенности, женщина – само воплощение любви и гармонии.
В портретной живописи художника принято различать как бы два раздельных направления – с одной стороны интимные портреты, характеризующиеся глубоким и тонким психологическим анализом, с другой – парадные, торжественные портреты – картины, где декоративные элементы преобладают над психологическими. С середины века происходит большая демократизация заказчика. И как этот задумчивый взгляд преображает лицо.
Одно из известных произведений начала века на историческую тему – картина Дмитрия Ивановича Иванова «Марфа Посадница», написанная в 1808 году. Ведущее место в их творчестве занили жанровые сцены. 77. ).
В сущности, возвышающее действие на человека раздумий составляет главное содержание холста. Он искусно прятал свои мысли о модели под покровом внешней учтивости. Брюллов пользовался вИталии возможностью изучения женской модели (впетербургской Академии женщины непозировали художникам).
Землемер по образованию, оставив службу ради живописи. Серов стал модным портретистом. Он может служить прямой антитезой раннему портрету Е. В. Среди них – московские художники так называемогосурового стиля («Плотогоны»Николая Андронова, «Строители Братска»Виктора Попкова, «Портрет композитора Кара Караева»Таира Салахова), ленинградцыМихаил Труфанов, Борис Корнеев, Лев Русов, Юрий Тулин, Евсей Моисеенко, Олег Ломакин, Николай Баскаков, Семен Ротницкий.
Но при встрече с А. Герценом во Флоренции этот замечательный человек глубоко его поразил. В жанре портрета передвижники создали галерею образов выдающихся деятелей культуры своего времени: портрет Федора Достоевского (1872) кисти Василия Перова (1833–1882), портрет Николая Некрасова (1877–1878) Ивана Крамского (1837–1887), портрет Модеста Мусоргского (1881), выполненный Ильей Репиным (1844–1930), портрет Льва Толстого (1884) Николая Ге (1831–1894) и ряд других. Эти два портрета являются наглядным примером двух направлений в романтическом стиле: «лирическом» и «героическом». Они хотели изображать живую жизнь. Излюбленный романтический образ художника — человек на коне.
Однако стоит отметить, что данное разделение условно. Но какие замечательные глаза. Посетив Германию, Францию, Италию, Англию и Швейцарию, в 1830 он возвратился в Петербург. Корабли, бороздящие океаны.
14 (по поводу Стрепетовой Ярошенко – ее нервная натура, все, что в ней есть измученного, трагического, страстного). ). произв., М., 1927, т. XI, стр. Один из основных постулатов романтизма, противоположный классицизму, — утверждение личности человека, его мыслей и мировосприятия в качестве главной ценности в искусстве. Его крестьянские портреты (Захарка, 1825 или Крестьянка с васильками, 1839) предстают фрагментами той же просветленно-естественной, классико-романтической идиллии. Все хрупкое, болезненное, неуловимое, недоразвитое, невыявленное мало привлекало его.
Репиным как нельзя более детально. Тем не менее при жизни Брюллова или «великого Карла», как его прозвала элита, почитали не только в России, но и многие выдающиеся люди Европы.
Кто она и куда она едет. Так выполнены портреты художников А. И. В популярной Женщине в окне (по мотивам поэмы М. Ю. Лермонтова Казначейша, 1841) эта непринужденная задушевность обретает эротический привкус. Там Тыранов и умер в возрасте 51 года. Репин также писал Стрепетову (1882).
Одним из главных достижений творчества Алексеева было «оживление» городского пейзажа.