Опасения Эдуарда Мане умереть в безвестности не оправдались, очень скоро к нему пришла заслуженная слава, а портрет, писанный с Эмиля Золя стал почитаться, как один из лучших в его портретном творчестве еще при жизни, как самого автора, так и его главного действующего лица. «портрет Эмиля Золя» (фр. Portrait dmile Zola) — картина, написанная в 1868 году французским художником Эдуаром Мане (douard Manet, 1832—1883). «портрет Эмиля Золя» (фр. Portrait dmile Zola) — картина, написанная в 1868 году французским художником Эдуаром Мане (douard Manet, 1832—1883). Картина Эдуарда Мане Портрет Эмиля Золя: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Где это видано. «Мальчик со шпагой» — мальчуган с наивным и удивленным взглядом, держащий обеими руками большую шпагу с портупеей. Вот в чем, как мне кажется, заключается то, что называют законом валеров.
Впервые она участвовала в выставке-салоне в 1870 году. Это ихпервая ночь, закоторой следуют месяцы любовного опьянения. Они заново открывают друг друга. Кристина уходит отсвоей генеральши, Клод отыскивает дом вБеннекуре, пригороде Парижа, всего задвести пятьдесят франков вгод. Необвенчавшись сКристиной, Клод называет её женой, авскоре его неопытная возлюбленная обнаруживает, что беременна. Мальчика назвали Жаком. После его рождения Клод возвращается кживописи, нобеннекурские пейзажи уже наскучили ему: онмечтает оПариже. Кристина понимает, что хоронить себя вБеннекуре для него невыносимо: втроем они возвращаются вгород.
Это — нечто неосознанное, это — сама натура художника. Никто не старается найти правильную точку зрения. Это уже первый шаг. Дальше следуют «Испанский певец» и «Мальчик со шпагой». Я утверждаю, что эта картина — поистине плоть и кровь Эдуарда Мане.
Что до меня, то мои симпатии, признаюсь, на стороне других произведений художника откровенную резкость, правдивые и сильные пятна «Олимпии» я ценю выше, чем изысканное, но поверхностное изящество «Мальчика со шпагой». Ей брошена кость. Сейчас он в той поре, когда буря насмешек стихает, когда у публики уже заболели бока от хохота и она готова вновь стать серьезной. В сопоставлении этих белых тонов преодолена огромная трудность. Объясню свою мысль.
9 декабря в качестве юнги он поднимается на борт корабля Гавр-и-Гваделупа. Ее шокирует и возмущает не внутренняя структура картины, а ее общий, чисто внешний вид. После статей Золя, после выставки на авеню Альма было бы трудно просто-напросто устранить его. Это обобщение, плод ясного и точного видения художника, придало картине нечто очень светлое искреннее, грациозно-очаровательное и жизненное до терпкости. Только оскорбления.
На стене над столом можно различить чёрно-белую репродукцию картины Мане «Олимпия», которая частично закрывает гравюру с картины Веласкеса «Триумф Вакха или Пьяницы», а также цветную гравюру Утагавы Куниаки II с изображением японского борца. Выставка 1867 года не принесла ему ни одного покупателя. Его ждет судьба великих мастеров, таких, как Делакруа и Курбе. Что все это означает. Непосредственный переход от тени к свету был предметом его постоянных поисков.
Голова мальчугана — чудо моделировки и подкупающей нежности. Подхожу теперь к последним произведениям, к тем, которых публика еще не знает. Сравнительно новым лицом была Берта Моризо, третья и центральная фигура на картине. Верность тонов определяет планы, наполняет картину воздухом, всему придает силу. Я чуть не забыл четыре замечательные марины — «Пароход», «Бой «Кирседжа» и «Алабамы», «Морской вид в тихую погоду» и «Рыбачье судно, возвращающееся с попутным ветром», — великолепные волны которых свидетельствуют о том, что художник был на море и любит его, а также семь картин — натюрморты и цветы, которые, к счастью, уже становятся общепризнанными шедеврами.
Повторяю, в течение трех лет он чувствовал себя оглушенным ударами учительской линейки. Среди них — брошюра с очерком Золя «Новый путь живописи: Эдуар Мане». Вы не знаете, не знаю этого и я. Но я знаю, что вам удалось создать живописное произведение большой художественной силы, то есть передать своеобразным языком правду света и тени, реальность предметов и людей.
Впрочем, я предпочитаю «Флейтиста» — симпатичного мальчугана из оркестра, который изо всех сил и от всей души дует в свою флейту. Мане не в силах глядеть на эти непроданные полотна без грусти и тревоги.
Только в 1860 году им был написан «Любитель абсента» — полотно, где еще чувствуется неясный след влияния Тома Кутюра, но где уже есть зачатки собственной манеры художника. Своеобразие — вот главное пугало. В картине немного зеленой листвы, несколько деревьев и в глубине — река, в которой плещется женщина в рубашке на переднем плане — двое молодых людей сидят перед другой, обнаженной женщиной, которая только что вышла из воды и обсыхает на воздухе. Она умерла во время родов, через пять дней после Мане. Клод работает, забывая оеде исне, нонеидет дальше набросков— ничто неудовлетворяет его. Зато вся компания молодых живописцев искульпторов— легкий ициничный насмешник Фажероль, честолюбивый сын каменотеса Магудо, расчетливый критик Жори— уверены, что Клод станет главой новой школы. Жори прозвал её«школой пленэра». Вся компания, разумеется, занята нетолько спорами обискусстве: Магудо сотвращением терпит рядом ссобойшлюху-аптекаршуМатильду, Фажероль влюблен впрелестную кокотку Ирму Беко, проводящую время схудожниками бескорыстно, вот ужподлинно излюбви кискусству. Пора толпе приблизиться к нему и отдать себе отчет в том, что же ее так нелепо пугает.
В 1865 году она начала свою профессиональную подготовку и взяла уроки рисунка. Ноги девушки украшают изящные туфли-панталеты. Я не теряю надежды, что кто-нибудь из них еще выступит и скажет правду. Но с появлением его «Завтрака на траве», мне кажется, он с очевидностью обнаруживает ту индивидуальность, которую я пытался кратко объяснить и истолковать. Но они прекрасны особой красотой иначе говоря — они живут своей собственной жизнью.
Ее шокирует и возмущает не внутренняя структура картины, а ее общий, чисто внешний вид. В этом — своеобразие, неповторимая прелесть произведения.
Считается, что именно тогда Эдуард и познакомился с Сюзанной. Но в Лувре никто не станет возмущаться.
«Завтрак на траве» — самое большое полотно Эдуарда Мане, в котором он осуществил мечту всех художников, — дать в пейзаже фигуры в натуральную величину. Я должен был написать эти строки, прежде чем говорить об Эдуарде Мане как о художнике.
Критики на самом деле больше не обходят Мане. Но подлинным центром притяжения стала картина Эдуарда Мане Завтрак на траве. В Испанию он ездил только один раз, в 1865 году и его картины носят слишком своеобразный характер, чтобы можно было видеть в нем всего лишь незаконного сына Веласкеса и Гойи». Никто не старается найти правильную точку зрения. Неужели жюри опять не примет его работы.
Эти произведения, бесспорно, входят в великую семью творений человечества. Присутствовали при этом и полицейские, виноват, — художественные критики, — которые утверждали, что этого человека побивали камнями за то, что он кощунственно посягал па святилище Красоты.
Я сказал — шедевр и не отступлю от своего мнения. Однажды он попробовал поговорить об этом с отцом Эдуарда.
Но в данном случае я склонен рассматривать долгое и трудное ученичество Эдуарда Мане как признак самобытности. Вот в чем, как мне кажется, заключается то, что называют законом валеров. Кончик покрывала девушка придерживает рукой. У нее нет ни методы, ни точки зрения. 208 x 264 см.
Не начинаете ли вы чувствовать, что в этом таланте есть еще что-то, кроме черных кошек. Его полотна приняты, но зато плохо повешены: «в углу, слишком высоко или прямо рядом с дверью». Какое мне дело до философских абстракций.
Будущее принадлежит ему сам я не рискнул бы ограничить его только настоящим. Одни ничего не понимают, другие сравнивают. Заговорил он свежим и изящным языком, который сбил с толку публику. Один требует цвета, другой — рисунка, третий — морали. Все эти заверения грешат, несомненно, некоторыми преувеличениями.
Мы не привыкли к столь простому и искреннему восприятию действительности. Ее работы напоминали раннего Мане (Испанский период), прославившиеся темной палитрой с резким контрастом светлых и темных пятен. Дело, пожалуй, в том, что публика, видя, что он пишет сцены с персонажами, одетыми в испанские костюмы, решила: он подражает запиренейским образцам. Вот таким образом нелишне сообщить, что если Эдуард Мане писал своих espada и majo (тореро и щёголь – А. К. ), то делал он это по той простой причине, что в мастерской у него были испанские костюмы, расцветка которых ему нравилась. Зрителю видна и тёмно-красная обивка кровати.
«Трагический актер» — портрет Рувьера в роли Гамлета, одетого в черное, — замечателен по выполнению. Вот тогда я взял бы скептиков за руку и подвел их к картинам Эдуарда Мане. Публика увидела только соответствующим образом трактованный сюжет.
О нем слишком много говорили. Из только что названных картин я предпочитаю «Уличную певицу». Фигура негритянкив розовом справа также вписана в треугольник.
Париж. Вот как я объясняю рождение всякого подлинного художника, в частности, Эдуарда Мане. В каждом полотне кисть художника говорит одним и тем же языком, простым и точным. Звали ее Сюзанна Мане и была она женой мастера. Позже на него повлияла манера импрессионистов с их более светлыми оттенками.
Наконец, остаются еще четыре картины, едва успевшие подсохнуть: «Курильщик», «Гитарист», «Портрет госпожи М», «Молодая дама 1866 года». В 1865 году Эдуарда Мане опять приняли в Салон. Только оскорбления. Эмиль Золя изображён сидящим вполоборота к зрителю, с открытой книгой в руках (полагают, что это «История живописи» Шарля Блана).
В этом случае анализ имеет своим предметом нечто целое, гений художника может быть изучен всесторонне и можно нарисовать его точный и верный портрет, не боясь упустить ни единой подробности.
В левой части полотна изображена японская ширма. Смешно было бы пытаться превратить такого живописца в мечтателя и мистика.
Затем его зрение прояснилось, он ясно увидел вещи, язык его развязался и он заговорил. Перед ним — письменный стол, заваленный книгами, журналами и другими предметами, связанными с творчеством писателя. В заключение скажу, что в «Молодой даме 1866 года» ясно выражена та врожденная изысканность, которая свойственна Эдуарду Мане как светскому человеку.
Но о связи его с Сюзанной в тот период никто ничего не знал. Чтобы понять и оценить этот талант, нужно — повторяю еще раз — позабыть о тысяче вещей.
Это сообщает произведению особую четкость, глубокую правдивость и редкое обаяние. Мане упрекали в подражании испанским мастерам. У него есть последователи он – глава школы, мэтр новой художественной молодежи. Каковы же мои воззрения в области искусства.
«Испанский певец» – сидящий на зеленой деревянной скамье испанец, поющий и перебирающий струны, удостоился благосклонного отзыва. «Портрет госпожи М» — одно из лучших произведений художника. Она стала его студенткой, моделью и другом. Мане с ней познакомился годом раньше в Лувре, где она копировала Рубенса. Кастаньяри, так резко высказывавшийся о Завтраке на траве, не боится сказать теперь, что Золя Мане – это один из лучших портретов в Салоне. Тут публика приходит в неистовство.
Теперь, предупредив публику, мне значительно легче высказать свои взгляды. Деньги тают. Среди них – брошюра с очерком Золя «Новый путь живописи: Эдуар Мане». Красота живет в нас самих, а не вне нас.
Я им ответил, что судьба, несомненно, уготовила уже место в Лувре для «Олимпии» и для «Завтрака на траве». В общем, толпа отказалась судить о «Завтраке на траве» так, как судят о подлинных произведениях искусства она увидела в картине только людей, закусывающих на траве после купанья и решила, что в трактовке сюжета художник преследовал непристойную, скандальную цель, тогда как на самом деле он стремился лишь к резким контрастам и к смелому изображению цветных пятен. На стене над столом можно различить чёрно-белую репродукцию картины Мане «Олимпия», которая частично закрывает гравюру с картины Веласкеса «Пьяницы или Триумф Вакха», а также цветную гравюру Утагавы Куниаки II с изображением японского борца.
Едва только пришла ему в голову эта мысль, он выбрал какой-то объект — живое существо или вещь, поместил его в своей мастерской и стал воспроизводить на холсте согласно особенностям своего зрения и своего понимания. Эмиль Золя изображён сидящим вполоборота к зрителю, с открытой книгой в руках (полагают, что это «История живописи» Шарля Блана). Скажите-ка им погромче, мой дорогой мастер, что вы — не тот, за кого они вас принимают, что для вас картина—просто предлог для анализа. Эдуард Мане родился в богатой буржуазной семье.
Я не выдумываю. В основе композиции картины положено многократное повторение треугольноеформы. Опасная любовь.
Размещенные на столе фрукты выступают на сером фоне между отдельными фруктами, в зависимости от того, ближе или дальше расположены они друг от друга, возникают валёры (валёр – в живописи и графике: оттенок тона, определяющий светотеневое соотношение в пределах одного цвета – А. К. ), образующие целую гамму оттенков. На заднем плане едва виден с графином в руке Леон Леенхофф, предположительно, сын Мане. Он работал в течение шести лет, перед вами его произведения. Таким образом, многообразные творения неиссякающего человеческого гения оказались сведенными к древнегреческому образцу. Перед нами любопытный случай, который, в двух словах, сводится к следующему.
Кто такой этот Коэл – об этом история умалчивает. Я хочу анализировать только факты, а произведения искусства — это не что иное, как факты. В насмешку говорилось, что полотна Эдуарда Мане напоминают лубочные картинки. Неужели он по-прежнему кажется вам забавным шутником. В левой части полотна изображена японская ширма2345.
И вот он создает произведения, ставшие его плотью и кровью. Эдуард Мане подумал: зачем же лгать, почему не сказать правду. Публика увидела только соответствующим образом трактованный сюжет. Карикатуристы завладевают человеком и его произведением репортеры смеются еще громче, чем бескорыстные насмешники.
Невежды издеваются откровенно люди образованные изучавшие искусство в мертвых школах, рассматривая произведение, раздражаются, не находя того, чему их учили, к чему они привыкли. В задачу Мане входило освободить художников от доктрин академизма и литературных сюжетов. Даже самые отъявленные враги Эдуарда Мане признают, что он хорошо пишет мертвую натуру.
Однако налицо очевидная эволюция. Посмотрим, каковы взгляды толпы на искусство. Эмиль Золя изображён сидящим вполоборота к зрителю, с открытой книгой в руках (полагают, что это «История живописи» Шарля Блана). Фрагонара, училась живописи у К. Коро, работая с ним на пленэре.
На стене над столом можно различить чёрно-белую репродукцию картины Мане «Олимпия», которая частично закрывает гравюру с картины Веласкеса «Триумф Вакха или Пьяницы», а также цветную гравюру Утагавы Куниаки II с изображением японского борца. Не сегодня-завтра он будет понят и признан. Через год он снова энтузиазмом пишет на страницах LArtiste. В ней — весь художник и только он один. Холст, масло. Мане, однако, был единственным среди импрессионистов, кто писал военные сцены.
Среди ее учеников были младшие братья Эдуарда Мане – Эжен и Гюстав. Но вот об именах тех, кто на этих работах изображен, мы почти ничего не знаем. Находят, что Эдуарда Мане что-то роднит с испанскими мастерами и он нигде не подтверждает этого в такой степени, как в «Мальчике со шпагой».
У него есть последователи он — глава школы, мэтр новой художественной молодежи. Когда появляется какой-нибудь Делакруа, его освистывают за то, что он не похож на других. Он выставляет «Поругание Христа стражей» и свой шедевр — «Олимпию».
А уж философы, если надо, позаботятся о выработке соответствующих формул. Но вражда по отношению к нему пока еще существует.
Эдуарду это так наскучило, что он только и мечтал, как бы убежать в гимнастический зал. Не требуйте от него ничего, кроме точной, буквальной передачи. Тёмно-красный треугольник обивки кровати в нижнем левом углу перекликается с чётким торчащим уголком подушки выше. Там, он подружился с Антоненом Прустом.
Меня как человека интересует человеческая природа, моя великая праматерь человеческое творение, произведение искусства трогает и восхищает меня постольку, поскольку в его основе я обнаруживаю художника, брата, который показывает мне природу в новом аспекте со всей силой или со всей нежностью своего «я». Ее отец известный писатель Эммануэль Гонсалес, а мать музыкант. Изучая сегодня художника Эдуарда Мане, мне не дано испытать этой радости. Музей Орсэ. Он не умеет ни воспевать, ни философствовать. Теперь взгляните на букет и, пожалуйста, поближе: розовые, синие, зеленые пятна.
Среди них — брошюра с очерком Золя «Новый путь живописи: Эдуар Мане». Она охотно приняла бы то же самое, если бы только оно было иначе ей преподнесено. Из его натюрмортов я особенно восхищался роскошным букетом пионов — «Ваза с цветами» и картиной под названием «Завтрак» обе останутся в моей памяти наравне с «Олимпией».
Он развертывается во всей своей широте, в своей искренности и мощи. Весь Париж стоял на голове. Это движение наблюдается не только в области науки во всех сферах человеческого знания и творчества люди стремятся найти в окружающей действительности четкие и определенные принципы.
Передо мной — грандиозное зрелище, каждый акт которого меня увлекает и глубоко волнует. Сначала глаз замечает лишь широко положенные пятна. Но с появлением его «Завтрака на траве», мне кажется, он с очевидностью обнаруживает ту индивидуальность, которую я пытался кратко объяснить и истолковать.
Все дело в привычке. Он покинул море и отправился в Италию и в Голландию. М-сье Мане весьма плохо встретил этот совет. Вся картина, как я сказал, сияет и лучится.
Первые значительные произведения созданы им, самое большее, шесть-семь лет тому назад. Светящиеся тени Тициана вдохновляли его, а примитивисты выводили из себя. В общем, этот вопрос так и остался без ответа. Неужели он так никогда ничего не продаст.
Франция. Этот художник говорил своим собственным языком, который отныне принадлежал только ему.
Эдуард Мане применяет этот метод в каждой своей работе в то время как другие ломают себе голову, выдумывая новую «Смерть Цезаря» или нового «Сократа, пьющего цикуту», он спокойно помещает в своей мастерской какие-нибудь предметы или людей и принимается писать, тщательно анализируя натуру. Именно он познакомил Сезанна с Мане. У французского живописца Эдуарда Мане тоже была такая любимая модель. Затем появляются художественные критики и вносят в эту сумятицу еще больший беспорядок.
Путешествие через Атлантику и пребывание в Рио оставили глубокий след в сознании Мане. Правда, там Леон был представлен всем как младший брат Сюзанны. Согласен, что между его первыми произведениями и работами этих мастеров есть известное сходство, – ведь каждый из нас чье-то детище.
Тогда люди с восхищением и симпатией направились бы прямо к тем полотнам, которые создают неожиданное и странное впечатление именно их стали бы спокойно и внимательно изучать с надеждой обнаружить в них проявление еще одной грани человеческого гения. На стене над столом можно различить чёрно-белую репродукцию картины Мане «Олимпия», которая частично закрывает гравюру с картины Веласкеса «Пьяницы или Триумф Вакха», а также цветную гравюру Утагавы Куниаки II с изображением японского борца. Повторяю, единственная причина всего этого — первое впечатление. Такая-то поза показалась комичной, такой-то цвет рассмешил до слез, такая-то линия уморила чуть ли не сотню человек. Ева Гонсалес (19 апреля 1849 г. – 5 мая 1883 г. ), французская художница, родилась в Париже. В левой части полотна изображена японская ширма. После анализа — синтез.
Импрессионизм. Гонсалес выросла в среде ценителей искусства. Я вижу в нем живописца-аналитика. От последней картины у художника сохранился только эспада переднего плана — «Мертвый человек», — очень близкий по манере «Мальчику со шпагой». Эмиль Золя изображён сидящим вполоборота к зрителю, с открытой книгой в руках (полагают, что это «История живописи» Шарля Блана). Неужели жюри опять не примет его работы. Я подчеркиваю эту черту произведений Эдуарда Мане ибо она является преобладающей и делает их тем, что они есть.
Эдуард Мане привлекал сверстников своей простотой и открытой манерой. Перед нами любопытный случай, который, в двух словах, сводится к следующему. Толпа почти всегда смеется по пустякам. Произведение нравится ей или не нравится — вот и все. Своеобразие — вот главное пугало.
Все равно. Впервые ее работы были выставлены в Салоне в 1864 г., когда Берте было всего 23 года. В 1879 году она вышла замуж за Анри Герарда, графического художника. Так, обнаженную женщину в «Завтраке на траве» художник поместил, разумеется, только ради того, чтобы написать нагое тело.
Но пусть только появится новый яркий талант и вы опять услышите шиканье и свист. И что же, по-вашему, ей делать среди оглушительного шума современных мнений.
Под впечатлением от общения с ним Б. Моризо примыкает к импрессионистам и на знаменитой выставке 1874 г. показывает 9 своих работ, одной из которых была картина У колыбели (1872, Музей Орсэ, Париж). Отказ был бы здесь равносилен преступлению, узаконенному убийству. Деньги тают. Все сбиты с толку и вот тут одних охватывает веселье, других — злоба. Одни ничего не понимают, другие сравнивают.
Отсюда недалеко и до обвинения в плагиате. Затем она выставляла свои работы каждый год. Попугай в картине «Женщина с попугаем» вызывает такие же плоские остроты, как некогда кот в «Олимпии».
Среди них — брошюра с очерком Золя «Новый путь живописи: Эдуар Мане». Впрочем, Эдуарду Мане достаточно набраться терпения. Это сообщает произведению особую четкость, глубокую правдивость и редкое обаяние. Я не свергаю ни одного кумира, не отрицаю ни одного художника.
Он познакомил нас с Олимпией, с современной девушкой, которую вы встречаете на улицах кутающей худые плечи в изношенную полинялую шаль. Она охотно приняла бы то же самое, если бы только оно было иначе ей преподнесено. Неужели вам все еще смешно.
Все сбиты с толку и вот тут одних охватывает веселье, других — злоба. Повторяю, единственная причина всего этого — первое впечатление. «Смотрите и судите, — сказал бы я. — Вот чудак, вот непризнанный художник. В сущности — все это только смех, только вздор. О жизни Сюзанны того периода почти ничего не известно.
Все дело в воспитании. Женщина без малейшего намека на одежду среди двух одетых мужчин. Хорошо освещено его задумчивое лицо и книга, которую писатель держит в руках.
О нем слишком много говорили. В левой части полотна изображена японская ширма. Изучая на примере Эдуарда Мане то, как принимают у нас оригинальных художников, я протестую против подобного рода приема из этого частного случая я делаю общий вывод, относящийся ко всем подлинным художникам. Но по возвращении вновь терпит неудачу на приемных экзаменах.
При этом детали исчезли. В 1869 году она встретила Эдуарда Мане. «Из вас ничего не получится», — говорит учитель, что означает: «Вне меня нет спасения, а вы — не я». Но вражда по отношению к нему пока еще существует.
Известно, насколько успешно он преодолел эту трудность. Эмиль Золя изображен сидя вполоборота за письменным столом в мягком кресле. Чем больше вглядываешься в препятствие, тем меньше испытываешь страха и недоверия. Однако налицо очевидная эволюция. Мане упрекали в подражании испанским мастерам.
В семнадцать лет, ко времени окончания коллежа, в нем пробудилась любовь к живописи. Здесь перед нами, по словам балагуров, лубочная картинка. Путешествие побудило в Мане жажду творчества и, когда 13 июня 1849 года, он сходил по трапу на французский берег, его дорожный чемодан был набит рисунками. В 1868 г. в Лувре она знакомится с Э. Манэ, а в 1874 г. выходит замуж за его брата Эжена. Счастливы те, кого учителя не признают своим детищем. Выставка 1867 года не принесла ему ни одного покупателя. Обнаженная женщина беспечно расположилась на солнечной поляне в компании двух молодых кавалеров, одетых в современные костюмы.
Сам же Мане говорил, что существует только одна правда – сразу передать то, что видишь. Какое мне дело до совершенства, о котором мечтает кучка людей. Скандал был полным. Кроме того, как я говорил, неожиданной кажется здесь и какая-то элегантная угловатость. Ее акварельные работы с их яркими цветами и мягкими формами пользовались большим успехом.
Ансамбль представляет собою определенное единство и целостность. Но никто не направляет толпу. Эта женщина привела в негодование публику, ничего, кроме нее, в картине не увидевшую. Публику никогда не удастся излечить от страха. Ту же геометрическую форму образует и зелёная драпировка над ними.
В 1864 году Эдуард Мане выставил «Мертвого Христа с ангелами» и «Бой быков». И только в 1863 году, через год после смерти отца Эдуарда, они обвенчались и Мане увез жену вместе с сыном в Париж. Боже, какое неприличие. После статей Золя, после выставки на авеню Альма было бы трудно просто-напросто устранить его.
Кастаньяри, так резко высказывавшийся о «Завтраке на траве», не боится сказать теперь, что «Золя» Мане — это «один из лучших портретов в Салоне». Чрезвычайно талантливая внучка Ж. О. Ни малейшей убежденности, ни малейшей заботы об истине.
Таково уж непостоянство, царящее в мире: Эдуард Мане, принятый в Салон дважды подряд, в 1866 году получил решительный отказ оригинальную, неожиданную «Олимпию» принимают, но зато отвергают «Флейтиста» и «Трагического актера» — полотна, которые хоть и отмечены целиком индивидуальностью художника, все же не обнаруживают ее так явственно. Показать художника во весь рост, раскрыть его индивидуальность — задача вообще нелегкая. Критики на самом деле больше не обходят Мане. Всю барную стойку, натюрморт на переднем плане художник соорудил самостоятельно. Жюри поймет, что было бы неумно умышленно скрывать на предстоящем торжестве одну из самых своеобразных и самых искренних фигур современного искусства. Все эти заверения грешат, несомненно, некоторыми преувеличениями.
Мане не в силах глядеть на эти непроданные полотна без грусти и тревоги. Неужели он так никогда ничего не продаст. Отсюда недалеко и до обвинения в плагиате. Что касается меня, то я предпочитаю «Мертвого Христа с ангелами», — здесь я снова нахожу подлинного Эдуарда Мане, со всеми особенностями его зрения, с его смелой рукой. Серьезное искусство наводит глубочайшую скуку чтобы его немного оживить, надо найти в Салоне картину, над которой можно было бы посмеяться. Дерзкий художник, над которым насмехались, применяет весьма мудрые приемы и если на его произведениях лежит особый отпечаток, то это объясняется только весьма своеобразной манерой видеть и передавать натуру. Объясню свою мысль.
В третьих, в Мане меня поражает его несколько сухая, но чарующая грация. Сюзаннабыла известна, как замечательная пианистка. Каждый вновь появляющийся — всегда чудовище, паршивая овца в стаде. Это было бы поучительно. Я окидываю взглядом историю человечества и вижу, что всегда, на всех широтах и при любых обстоятельствах люди испытывали непреодолимую потребность творить, воспроизводить вещи и живые существа средствами искусства.
Впрочем, тут есть и предвзятость: искусство живет только фанатизмом.