Портретная галерея формировалась на протяжении почти тридцати лет: первая серия заказов исполненных специально для галереи «лучших людей», последовала в 1869 году, а последний портрет приобретен в год смерти собирателя (И. Э. Чехова». Он выделен из полумрака избы красным цветом своей рубахи.
На написании отдельных портретов Третьяков настаивал годами. Достоевского, к моменту исполнения портрета В. Г. Для своей галереи Третьяков заказывал художникам портреты, приобретал их с выставок, разыскивал или, по его выражению, «добывал», выменивал, покупал в частных коллекциях и антикварных магазинах, вел переговоры с родственниками и близкими людьми, хранившими изображения интересовавших его деятелей.
То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Процесс рисования будет разбит на простые задания. Они словно противопоставлены друг другу.
Будучи большим ценителем музыки (за один месяц собиратель мог посетить до 20 концертных и оперных представлений), Третьяков с неусыпным вниманием относился к формированию в галерее блока портретов музыкантов и композиторов, чье творчество, по-видимому, он находил самобытным. Они, бесспорно, входят в «большую» историю русского искусства. Говоря о систематической коллекции, быть может, Репин имел в виду коллекцию В. А. Программной работой Репина была картина на тему «Воскрешение дочери Иаира», небольшой эскиз которой представлен в Третьяковской галерее. Скупой на слова, Третьяков оставил несколько точных определений своего «детища».
Некоторые из них тяготели к охранительно-консервативному лагерю. Вся центральная часть написана самим Репиным. Репина писать портрет известного «ретрограда» Каткова, «клеймившего позором всякое свободное слово» 24. Перовым в 1872 году выпустившего в свет романы «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Записки из подполья», «Бесы» политического эмигранта А. И.
Окончательный вариант картины изображает только ватагу бурлаков, тянущих бечевой судно. Достоевского (1872), А. Н. Вот, посмотрите, его портрет Писемского 8211 какой шедевр.
Все они так или иначе разделяли основные положения славянофильской доктрины, полагая, что «Европа идет по ложному пути», обличали ее за буржуазность и бездуховность, отвергали революционные, социалистические идеи и материализм, противопоставляя им христианские идеалы. Первым произведением в цикле революционных жанров явился эскиз «Под конвоем» (1876). Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». И все же Крамской не просто любил и уважал, но и глубже многих понимал Третьякова. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству.
Об этом достаточно сказано в литературе. Унылый осенний пейзаж составляет выразительный фон для изображенной на переднем плане телеги, запряженной тремя тощими лошадьми, на которой увозят в далекую ссылку политического «преступника». Тургенева31, в которых, по свидетельству А. П.
В этом проявилась глубина репинского проникновения в жизнь. Собиратель хотел видеть портрет в натуральную величину изображающий «Горбунова на сцене рассказывающим» 28. Секрет создания великих произведений искусства в синтезе фундаментальных навыков и тонкого понимания приемов воплощения. Названные модели, бесспорно, являются национальными героями эпохи. По выражению Павла Михайловича, его галерею составляют портреты «русских писателей, композиторов и вообще деятелей по художественной и ученой части» 1. В галерее репинских портретов особое место занимает изображение знаменитой актрисы П. А.
У Третьякова было несколько графических портретов М. И. Горемыкина и Н. Н. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. В его взгляде осуждение и тревога. По свидетельству современников, портрет отличался безусловным глубоким сходством.
Модели оправдывались, выдвигая самые разные причины – отсутствие «хорошего расположения духа или по крайней мере спокойствия», «непритворную» скромность и «убеждение, что деятельность моя /И. А. Сихры и С. Н. Ге, 1867), высланного Николаем I навсегда из России поэта-гражданина Н. А. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. К числу лучших произведений этих лет принадлежит «Протодиакон» (1877).
Каждый может рисовать. Катков22, портрет которого безуспешно пытался заказать П. М. В письмах он оценивает, критикует, требует и ищет новое. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок.
В «Запорожцах» очень сильно проявилось одно из важнейших качеств репинского искусства: яркое ощущение художником богатства человеческой натуры, разнообразия характеров, красоты сильно выраженной индивидуальности. Во Франции Репин создал ряд произведений, рисующих природу и быт этой страны. Анненковым. Репин прекрасно уловил свойственную Третьякову строгую манеру держаться. Крестьянство не пошло за народниками. Однако нужно отчетливо представлять, что собиратель самостоятельно производил выбор портретируемых, а его современники далеко не всегда были единодушны в признании роли тех или иных представителей русской культуры, которых сегодня мы упоминаем в ряду «лиц, дорогих нации».
1898). Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Одно из лучших его произведений 90-х годов картина «Осенний букет» (1892) изображает дочь художника В. И. Репину на фоне осеннего сада, с букетом цветов в руках.
На этот факт уже обращали внимание исследователи25. «Репину удалось писать свой портрет всего четыре дня: 2-го, 3-го, 4-го и 5-го марта, после чего уже начался последний смертельный период болезни. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Кисть Третьякова изображена с присущей Репину натуралистичностью.
Толстого в 1873 году, писатель уже издал «Войну и мир» и приступил к созданию «Анны Карениной». Репину, К. Ф. Именно в этот период, с конца 1860-х годов, П. М.
Лучшее в картине – образ самого пропагандиста. Серов еще не писал в это время портретов. Третьяков всякий раз радовался верному выбору. Портретную галерею Репина отличает огромная широта социального охвата. Он портретировал всех: от бурлаков и русских мужиков до царских сановников. Портрет П. М. Третьякова (1883) не считается особо удачным. И живопись этого этюда находили непонятной.
В 1878 году Репиным был написан первый вариант картины «Арест пропагандиста», второй, основной вариант которой датируется 1880–1892 годами. Действие происходит в тюремной камере. Таким образом и современники заметили перемены, произошедшие в галерее Третьякова: движение от портретной «соборности» к конкретной личности.
Картина исполнена суровой трагической сосредоточенности. Модель была женщина некрасивая, даже несколько уродливая. Островского, актера Малого театра в Москве, затем Александринского в Петербурге. Даргомыжского11. «Аксаков был художник в душе – наставлял он Крамского, – страстно любил природу, литературу, музыку, театр сохранил до старости любовь ко всему этому любил и умел пользоваться всем, что дает нам мир Божий, пользоваться без вреда ближним и потому мог до старости сохранить ясное, покойное и довольное расположение духа» 14. Горбунова – писателя, близкого кругу «молодой редакции» журнала «Москвитянин» и А. Н.
Здесь Репин любил читать письма. Некрасова сатирика М. Е. Маркиной, явно противостояла традиционным портретным галереям Рюриковичей и Романовых, в которых героями почитались «первые персоны» соответственно их высокому государственному статусу. Майкова (1871), А. Ф. Третьякову. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках.
«Историко-хронологический» и «монографический» принцип развески картин в экспозиции 1882 года отвечал заявленному тезису о собирании русского искусства в его развитии. Исследователю важно подчеркнуть, что никто из названных писателей не принадлежал к «новым людям», которых выбрало себе радикальное крыло русского демократического движения 1860-х годов. Возглавляемые Н. Г. Даргомыжского (1869), Ф. И.
Выступающее из мрака бледное лицо приговоренного выражает гордую непреклонность, сознание своей правоты и нежелание «смириться». «Портрет А. П. Никакого подчеркивания государственных заслуг человека, намеков на профессиональную принадлежность первостепенная задача для портретиста – найти и выразить «движущую идею личности», ее высшую сферу, которая проявляется не в талантах, уме и даже не в характере, сколько во внутреннем потенциале человека, устремленном к «всеобщему благу». Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Поставленная перед художником задача была очень трудной.
Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Алябьева или А. Л. Он и изображен сосредоточенным, глубоко задумавшимся, ушедшим в себя.
Она запечатлела участников так называемого «Всепьянейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы», возникшего на рубеже 1680 – 1690-х годов по инициативе Петра I. Такое сопоставление может кому-то показаться излишне натянутым. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. И одновременно этот взгляд раскрывает для нас трагедию Мусоргского. Дружинин, сторонник теории «искусства для искусства», объявил Пушкина идеалом истинного художника, назвав труд Анненкова «первым памятником великому писателю от потомства», при этом рьяно нападал на литературу «гоголевского» направления. П. М. Третьяков был очень скромным, сдержанным человеком.
Тут почти не было стен — сплошные окна. Третьяков обговаривал тип портрета (поколенный или погрудный, с руками или без рук, фон – нейтральный или иной). Третьяков заказывает для своей портретной галереи целый ряд портретов, по определению Г. Ю. Писарев сделал попытку «свергнуть с пьедестала» Пушкина и добился успеха в решительной борьбе против эстетики, что привело к восстанию против навязанных авторитетов и к попытке заставить публику пересмотреть традиционные ценности.
Эта картина, называющаяся «Бурлаки на Волге», находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Оно называется по имени артистки «Актриса Пелагея Антиповна Стрепетова» и имеет в подзаголовке слово «этюд». Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Чернышевским критики-публицисты, утилитаристы, ссылаясь на В. Г.
Писемского (1869), М. П. Гуну, И. Н. Перову, И. Е. В перечислительном ряду выдающихся портретов абсолютно справедливо упоминание имени Ф. М. В самом деле, портреты писателей и поэтов превосходят по количеству все остальные.
Его высоко ценили Достоевский и Тургенев, Островский и Мусоргский. И вот уже перед нами не царь, а отец. Стернина, «довольно специфического состава» 21. Желая иметь «достойный» портрет писателя, Третьяков пытался заказывать его многим живописцам: В. П.
Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Образ революционера еще раз был показан Репиным в картине «Отказ от исповеди» (1879–1885). Гармония человека с природой ощущается и в колорите картины, построенном на сочетании осенних красок. Он сидит между двумя жандармами с шашками наголо. Однако в умных, спокойных глазах Третьякова читается духовная одаренность. Портрет был сделан всего за четыре сеанса.
Стрепетовой. Аксенова, автора популярных романсов композитора А. А. Письма связывали его с друзьями, живущими иногда далеко, а иногда и рядом — в Петербурге. Одним из первых был заказан живописный портрет А. С. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. «Преображенская» серия, задуманная Петром I, объединяла, быть может, впервые в русском искусстве соратников и единомышленников.
Третьяков дальнейший вектор развития галереи. Павел Михайлович задумчив, спокоен, он глубоко ушел в себя. Браз. Третьяков оставляет впечатление несколько замкнутого человека.
Примером поведения для современников стал новый «мыслящий человек», который ставит разум и пользу выше устаревших авторитетов. Одним из членов Славянского комитета был М. Н. Тонкие, длинные пальцы характеризуют коллекционера как аристократа с утонченной натурой. П. М.
Глинки (1869), И. А. Островского (1871), В. И. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Даля (1871), Ф. М. Священник пришел сюда к заключенному, чтобы исповедать его перед казнью. Начатые работы порой могли и не иметь продолжения. Гончарова – Т. Ю. /не так замечательна. » 4.
Он несколько суховат, написан как бы равнодушно, а ведь Репин любил П. М. Третьякова, высоко его ценил и понимал моральную высоту его личности. Он требовал большего. Третьяков уделяет большое внимание исторической достоверности портретов, которые создавались посмертно, разрабатывая вместе с художниками многие подробности и важные детали будущего изображения – его волнует сходство не только физиогномическое, но прежде всего «творческого лица». Тема человека в его отношении к природе особенно интересует Репина. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры.
Глинки12. Белинского, провозгласили превосходство гоголевского, сатирического направления над «пушкинским». Красивое, правильное русское лицо обрамлено бородой, как носили в 80-х годах. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.
Это портреты А. Н. Рисованию можно научить так же, как математике, музыке или грамоте. Однако не отрицали при этом многих европейских ценностей и достижений. «. Я задался собрать русскую школу, как она есть в последовательном ее ходе» 5, – так обозначил в 1879 году П. М. Превосходно написана рука коллекционера – с красивыми длинными пальцами, лежащими на драпе купеческого сюртука. Современники считали портрет очень удачным и находили не только внешнее, но и глубокое внутреннее сходство.
Налитое кровью, мясистое лицо протодиакона, украшенное синим носом и бровями, которые Стасов сравнивал с пиявками, растопыренная пятерня, лежащая на животе, самый колорит картины, насыщенный горячими оттенками и как бы передающий жар тучной плоти, – все создает необычайно яркий образ «льва духовенства», в котором «ни на одну йоту не имеется ничего духовного», который весь «плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев бессмысленный, но торжественный и сильный» (Стасов). Он сидит, осторожно облокотившись на мягкую спинку стула. Серова (1870), А. С. После окончания «Бурлаков» Репин провел три года (1873– 1876) вне России, преимущественно в Париже, в качестве пенсионера Академии художеств. Константин Коровин».
Келером-Вилианди в 1870 году. Рыжеватые краски, данные в букете осенних цветов и в пейзаже, повторены в одежде девушки. Сюжетом для этой картины послужило историческое предание о том, как запорожцы на предложение турецкого султана Магомета IV перейти к нему на службу ответили письмом, полным самых острых насмешек и «соленых» словечек. Сочиняющими это знаменитое послание они и предстают в картине Репина.
И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила» (1887). Были годы чрезвычайно «урожайные». «Вы неверно называете этюдом портрет диакона – это даже более, чем портрет, – это тип, словом, это картина», – писал Репин П. М. Но встречи ждать долго, а мысли нахлынули. Кроме того, в эти годы у Репина была уйма работы.
В те времена доля солдатской жены была нелегкой. К числу удачных работ Репина надо отнести картину «М. Вяземского (1874) и других деятелей культуры. Но при всей широте репинского интереса к человеку на первом месте для него стояли «люди, дорогие нации», –выдающиеся деятели русской культуры.
Репин создал замечательные крестьянские портреты («Мужик с дурным глазом», 1877) и великолепные по характерности портреты царских сановников (этюды к картине «Заседание Государственного совета»: «Портрет И. Л. В «Протодиаконе» еще больше, чем в «Бурлаках», выразился пафос искусства Репина. Контраст между группой оборванных людей, обращенных во вьючных животных и нарядной гуляющей толпой глубоко поразил Репина. «Мое личное мнение то, что в живописном искусстве нельзя не признать главным самую живопись» 7, – сделал важное заявление Третьяков. Его рука с длинными тонкими пальцами – это рука человека тонкой психологической организации. Аксаков.
Характерен жест рук, выражающий собранность, даже некоторую замкну- I тость характера. Из глубины прямо на зрителя движется разнородный людской поток и словно врывается в реальное пространство. Ему небезразлично, как будет изображен тот или иной персонаж (на воздухе или в интерьере), какими должны быть аксессуары, его окружающие, в чем будет одет изображаемый. Пушкина обличали также и с позиций православия, утверждая, что он находился под влиянием ложных атеистических, эгоистических и безнравственных европейских ценностей, тем самым продолжая служить делу, начатому Петром I. К 1872 году «литературные страсти» улеглись и была объявлена всероссийская подписка на первый памятник А. С. Руки, скрещенные на груди, ярко выделяются на фоне черного сюртука.
Репин писал Стрепетову дважды. Нередко задается вопрос, сколько произведений насчитывает портретная галерея Третьякова. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет».
Внимание художника тяготит их. Первый раз он изобразил ее в роли Лизаветы из драмы Писемского «Горькая судьбина» (1881). Ни одно не осталось безответным. Размер портрета обычно приближен к натуре. Это было еще в 1880 году. Он дал лицу прямой поворот и почти прямое освещение, написал его, как говорил Стасов, «все в свету», то есть без сколько-нибудь резких теней.
Эта тема была подсказана ему самой жизнью. Если ранее, как отмечает наблюдательный современник, портреты в галерее Третьякова были «скучены и внизу и наверху», то теперь «развешены по мастерам» «в хронологическом порядке», обращая внимание публики на «манеру художника» 6. Своего рода прообразом галереи Третьякова может считаться портретная серия, получившая название «Преображенской», которая была создана анонимными авторами. Когда И. Н.
Едва ли случаен заказ портрета И. Ф. Изображая лицо Мусоргского, художник стремился показать его характерную особенность – мягкость, открытость. Но сделать портрет по материалам и воображению было нелегко. Третьяков не хотел, чтобы портреты исполнялись одним живописцем, «одной кистью», вот таким образом к заказам старался привлекать самых разных художников – от известных, уже получивших признание, до малоопытных и начинающих живописцев, стимулируя таким образом новые начинания и предоставляя возможность проявить свой талант малоизвестным и молодым художникам. Крамской работал над портретом Л. Н. Столкновение различных группировок в пресловутой полемике 1850 – 1860-х годов в значительной мере предопределила «двойственность позиции» В. Г. Глаза ясные и добрые.
«В 1883 году в Харькове портрет хористки. Но по своему значению это больше, чем индивидуальный портрет. Д. И. Серова исполненного И. П. Портрет Мусоргского поражает нас жизненностью образа.
Во второй половине 1880-х годов Третьяков обеспокоен отсутствием в коллекции многих имен – причем акцент с писателей сменился в сторону художников: «Нахожу достаточным иметь один портрет, удовлетворяющий меня да и вообще достаточно иметь по одному портрету желаемого лица, так как многие (из публики) находят, что и теперь в собрании портретов слишком много, а между тем у меня многих еще нет: нет Вашего большого портрета /Крамского – Т. Ю. /, нет Репина, Маковского, В. Верещагина, Прянишникова, Ярошенко, Каткова (никто не хотел написать его) и еще кого-нибудь – вдруг не припомню» 10. Прежде всего это был выбор самого собирателя, отразивший его уровень понимания актуальности того или иного деятеля в создаваемом им пантеоне лучших людей России. В коллекцию попадали и достаточно «средние» по уровню портреты, о чем собиратель искренне сожалел, однако всякий раз поступал по-разному.
В Третьяковской галерее представлен эскиз картины «Запорожцы». Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Белинского, «первого и самого главного» литературного критика XIX столетия, заявившего, с одной стороны, о главенствующем положении Пушкина в качестве национального поэта, а с другой – критически относившегося к «содержанию» в произведениях поэта. Думается, сама модель вызывала эту несколько суховатую строгую манеру.
Они выдвигали нравственные требования, внося «этический критерий» в политическую жизнь и программу Славянского комитета: идея национальной политики сводилась для них к тому, что Россия должна решать свои задачи в Европе, опираясь на славянство ибо российская внешняя политика в отношении славян является бескорыстной в отличие от других европейских держав. Но едва ли не самой большой выразительностью обладают глаза Мусоргского. Погодин, наряду с ним Ф. И. Но сама идея создания портретной галереи «соборян», по мнению известного исследователя Л. А.
Пушкину в Москве (открыт в 1880 году). Художник хотел контрастно противопоставить бурлаков господскому обществу. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Витте», 1903). Верещагину, И. П. «Портреты, находящиеся у Вас теперь, между картинами имеют характер случайный, они не составляют систематической коллекции русских деятелей, – писал Репин собирателю, – но за немногими исключениями представляют лиц, дорогих нации, ее лучших сынов, принесших положительную пользу своей бескорыстной деятельностью, на пользу и процветание родной земли, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею» 13.
А. В. Черная одежда Третьякова также контрастирует с позолотой рам, обрамляющих картины. Находясь в восторге от только что прослушанной новой оперы «Вражья сила» композитора А. Н.
Портрет не был исполнен. Во внешнем "круге" особенно заметны две фигуры: хохочущий казак в красном жупане и мрачный запорожец с повязкой на голове. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Близко наблюдая бурлаков (Репин дважды ездил на Волгу, где изучал их жизнь), знакомясь с их биографиями, Репин открыл в них целый мир, сам по себе достойный изображения. В его глазах читается печаль, тоска. Хорошо известна история с несколькими заказами портрета И. С.
Любопытное, на первый взгляд, совпадение. Он не мог не сознавать необходимости попадания того или иного деятеля в «круг избранных», «людей, дорогих нации», выдающихся деятелей эпохи, принятых как интеллектуальной элитой, так и публикой, зрительской аудиторией, ради которой строился и создавался его музей национального искусства. Погодина (1872) и других.
В Третьяковской галерее представлен небольшой эскиз картины и ее вариант «Бурлаки идущие вброд» (1872). При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу.
Заказы портретов становятся единичными. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Его галерея имела «предшественников» не только в европейском, но и в русском искусстве. Портреты «соборян», как их часто именуют специалисты, представляют собой участников своего рода петровского «братства» в военных действиях, в государственных делах и в царских шуточных затеях и развлечениях.
Крамскому (последние два – отказались). Далее по часовой стрелке – казак подавившийся смехом, следом еще один запорожец, что едва не падает от хохота, далее полуголый казак, с удовольствием смакующий каждое слово письма, пара громко смеющихся воинов, казак без тени улыбки на лице, совсем еще юный казак, с удовольствием принимающий участие в процессе написания ответа. Нам не известны годы приобретения графических портретов русских гитаристов А. О.
Он развелся со своей супругой, обвиняя в бюрократизме, покинул ряды Товарищества, занимавшегося организацией передвижных выставок художников, к тому же значительно ухудшается здоровье художника. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Гончарова (1869), А. Н. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века.
Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Тютчева (1873), А. К. Совершая однажды прогулку по Неве, Репин увидел группу бурлаков, тянувших баржу.
собрание мое, картин русской школы и портретов (выделено автором – Т. Ю. )» 2. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. С 1894 года по 1907 занимает должность руководителя мастерской в художественной Академии, а в 1901 году получает большой заказ от правительства.
Напротив, оно развивалось неровно, задуманное Третьяковым растягивалось во времени, шло, так сказать, «скачками». Количественное снижение портретов, вероятно, граничит с программным поворотом в коллекционировании Третьякова. Добавим от себя, что тогда же были заказаны (но не всегда осуществлены или осуществлены позже) портреты М. И. «Складывая» национальный портрет, он отдает первенствующую роль и предпочтение литераторам, определяющим нравственные ориентиры нации. «Портрета В. М. И даже в позе Третьякова есть отголоски особенности этой личности.
Келеру-Вилианди, А. Г. Рассмотрим "ближний круг". Среди названных имен – идеолог славянофильской доктрины М. П. Чуть позже Третьяков признался, что полностью согласен с Репиным8 в его равнодушии «к благим намерениям» в искусстве, что «в деле живописного искусства» ключевым оказывается сама живопись, а сам Павел Михайлович готов «восхищаться всяким пустяком, художественно написанным иначе и не может быть для тех, кто любит собственно живописное искусство. » 9.
Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Ряд портретов удался легко и сразу, но целый блок портретов так и не был реализован. «Портрет композитора М. П. Мусоргского» (1881) явился значительным достижением художника.
В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). В 70-е годы Репин создал несколько картин, посвященных теме революционного народничества. Случались промедления: вторгались жизненные обстоятельства, мешала краткость светового дня в зимнем Петербурге и нехватка ясных дней, препятствовала занятость тех или иных людей (их отъезд из России) и даже душевное состояние и личные качества портретируемого. Чуть ленивому выражению ее глаз отвечает безвольное движение рук, держащих поникшие цветы.
Сходство черт лица и выражение поразительны. Рядом шествует остальная городская знать: военный в мундире, купец с золотой цепью на животе и высокое духовенство. Названные модели тяготели к почвенничеству: к кругу писателей-самобытников историков, филологов, музыкантов интересы которых обращены к «своей почве», к народным и национальным началам, к изучению древней русской культуры и фольклора. И действительно, «Протодиакон», создавая необычайно живой индивидуальный образ, одновременно является типом, настолько все элементы его характеристики подчинены раскрытию социальной сущности этого образа. Портрет производит яркое и сильное впечатление.
Мужа постоянно отправляли в далекие походы, а Татьяна Степановна, живя с детьми в военном поселении, чтобы прокормить семью, была вынуждена много трудиться на самых тяжелых и грязных работах. Его нельзя поставить в ряд с портретами Пирогова, Рубинштейна, Дельвига. Однако в процессе работы замысел картины претерпел существенные изменения. Фон – стены любимой им галереи картин.
Критик «Отечественных записок» отказался признать Пушкина национальным поэтом – и его обвинили в «плевании на могилу Пушкина» 16. Горавскому, В. Г. Его черный, наглухо застегнутый сюртук усиливает это впечатление.
Писано на балконе в общественном Коммерческом саду. Он потрясает глубиной человеческого содержания, внутренним трагизмом образа. Все портреты схожи по размеру, у них общий композиционный принцип: «соборяне» изображены по пояс, на нейтральных фонах, на портретах присутствуют пояснительные надписи. Погодин, а после его смерти – И. С.
Толстого (1874), П. А. А в 1887 он заказал Репину живописный портрет композитора «в период сочинения им оперы «Руслан и Людмила», любимой оперы собирателя. Но не это главное. Это является причиной, по которой данное изображение Стрепетовой кажется нам этюдом для какой-то картины, где ее состояние получит объяснение в сюжете.
Третьяков не был первым устроителем портретной галереи выдающихся русских деятелей. Герарда», «Портрет С. Ю. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Строгих правил или канона не существовало. Он его представил в халате, с малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, с наклоненною немного головой, что-то глубоко обдумывающим.
Салтыкова-Щедрина. А с двух сторон эта благородная публика оцеплена конными полицейскими и сотскими с бляхами на груди.