Среди целого ряда портретов И. Е. Репина один из самых замечательных – портрет П. М. Третьякова, основоположника галереи живописи русских художников, ставшей впоследствии настоящей национальной сокровищницей. Мне показалось символичным, что выставку открывает полотно И. Е. Репина «Портрет П. М. Третьякова». Морозова, на Пречистенке Но Репин однажды настоял на своем и в 1882 году Третьяков позировал ему, но правда по немногу и к 1883 году портрет был завершен.
В галерее имеются два портрета П. М Третьякова: 1876 года кисти Крамского и более известный портрет 188 года кисти И. Е Репина. Но самый известный портрет Третьякова был написан И. Е Репиным в 1883 году.
Писарев сделал попытку «свергнуть с пьедестала» Пушкина и добился успеха в решительной борьбе против эстетики, что привело к восстанию против навязанных авторитетов и к попытке заставить публику пересмотреть традиционные ценности. Его нельзя поставить в ряд с портретами Пирогова, Рубинштейна, Дельвига. Репину, К. Ф.
Островского (1871), В. И. Исследователю важно подчеркнуть, что никто из названных писателей не принадлежал к «новым людям», которых выбрало себе радикальное крыло русского демократического движения 1860-х годов. Аксенова, автора популярных романсов композитора А. А. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Своего рода прообразом галереи Третьякова может считаться портретная серия, получившая название «Преображенской», которая была создана анонимными авторами. Для своей галереи Третьяков заказывал художникам портреты, приобретал их с выставок, разыскивал или, по его выражению, «добывал», выменивал, покупал в частных коллекциях и антикварных магазинах, вел переговоры с родственниками и близкими людьми, хранившими изображения интересовавших его деятелей.
Возглавляемые Н. Г. Третьяков не был первым устроителем портретной галереи выдающихся русских деятелей. Напротив, оно развивалось неровно, задуманное Третьяковым растягивалось во времени, шло, так сказать, «скачками».
Пушкина обличали также и с позиций православия, утверждая, что он находился под влиянием ложных атеистических, эгоистических и безнравственных европейских ценностей, тем самым продолжая служить делу, начатому Петром I. К 1872 году «литературные страсти» улеглись и была объявлена всероссийская подписка на первый памятник А. С. П. М. Третьяков был очень скромным, сдержанным человеком. И даже в позе Третьякова есть отголоски особенности этой личности.
Один из исследователей обратил внимание, что композиция картины подозрительно напоминала другую работу художника — «Аллею парка в Риме» (Бродский был скуп на оригинальные названия). В них обнаружилась любопытная история. Писано на балконе в общественном Коммерческом саду. Писемского (1869), М. П.
Портрет мог остаться в галерее, как в случае с портретом любимого Третьяковым композитора А. Н. Пушкину в Москве (открыт в 1880 году). Но сделать портрет по материалам и воображению было нелегко. Тургенева31, в которых, по свидетельству А. П.
Третьяков не хотел, чтобы портреты исполнялись одним живописцем, «одной кистью», вот таким образом к заказам старался привлекать самых разных художников – от известных, уже получивших признание, до малоопытных и начинающих живописцев, стимулируя таким образом новые начинания и предоставляя возможность проявить свой талант малоизвестным и молодым художникам. Волнухин «Портрет П. М. Третьякова»). Крамскому (последние два – отказались). Даргомыжского11. Серов еще не писал в это время портретов. Тут и пришел на помощь Савицкий.
Чехова». Софья же стала женой брата Репина — Василия, оркестранта Мариинского театра. «Аксаков был художник в душе – наставлял он Крамского, – страстно любил природу, литературу, музыку, театр сохранил до старости любовь ко всему этому любил и умел пользоваться всем, что дает нам мир Божий, пользоваться без вреда ближним и потому мог до старости сохранить ясное, покойное и довольное расположение духа» 14. Скептически настроен и казак в оранжевом, выглядывающий из-под руки хохочущего казака в центре.
Каждый может рисовать. Погодин, а после его смерти – И. С. Событиями в судьбе галереи были приобретение этюдов А. Иванова к картине «Явление Христа народу», собрания коллекционера Ф, И. Прянишникова, коллекции картин Верещагина, таких капитальных произведений, как «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова» Сурикова, «Крестный ход в Курской губернии» и «Протодьякон» Репина и др. Историю, похожую на анекдот, подтвердила рентгенограмма.
Находясь в восторге от только что прослушанной новой оперы «Вражья сила» композитора А. Н. Так что Поленов просил меня убрать этот этюд с выставки, так как он не нравится ни художникам, ни членам — г. Мосолову и еще каким-то. Тут почти не было стен — сплошные окна.
Горавскому, В. Г. Стернина, «довольно специфического состава» 21. Третьяков обговаривал тип портрета (поколенный или погрудный, с руками или без рук, фон – нейтральный или иной).
Дом Третьякова в Замоскворечье, «в Толмачах», купленный в 1851 году, где было положено начало галерее, постепенно разрастался и перестраивался вместе с ростом коллекции и уже с 70-х годов широко посещался публикой. Она запечатлела участников так называемого «Всепьянейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы», возникшего на рубеже 1680 – 1690-х годов по инициативе Петра I. Такое сопоставление может кому-то показаться излишне натянутым. Столкновение различных группировок в пресловутой полемике 1850 – 1860-х годов в значительной мере предопределила «двойственность позиции» В. Г. На написании отдельных портретов Третьяков настаивал годами.
Названные модели, бесспорно, являются национальными героями эпохи. Ге, 1867), высланного Николаем I навсегда из России поэта-гражданина Н. А. Никакого подчеркивания государственных заслуг человека, намеков на профессиональную принадлежность первостепенная задача для портретиста – найти и выразить «движущую идею личности», ее высшую сферу, которая проявляется не в талантах, уме и даже не в характере, сколько во внутреннем потенциале человека, устремленном к «всеобщему благу». Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Во второй половине 1880-х годов Третьяков обеспокоен отсутствием в коллекции многих имен – причем акцент с писателей сменился в сторону художников: «Нахожу достаточным иметь один портрет, удовлетворяющий меня да и вообще достаточно иметь по одному портрету желаемого лица, так как многие (из публики) находят, что и теперь в собрании портретов слишком много, а между тем у меня многих еще нет: нет Вашего большого портрета /Крамского – Т. Ю. /, нет Репина, Маковского, В. Верещагина, Прянишникова, Ярошенко, Каткова (никто не хотел написать его) и еще кого-нибудь – вдруг не припомню» 10.
Алябьева или А. Л. Этот героический период русского искусства можно понять, прочувствовать и изучить в Москве, в «Третьяковке» так, как нигде больше. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой).
«Историко-хронологический» и «монографический» принцип развески картин в экспозиции 1882 года отвечал заявленному тезису о собирании русского искусства в его развитии. Погодина (1872) и других. Чуть позже Третьяков признался, что полностью согласен с Репиным8 в его равнодушии «к благим намерениям» в искусстве, что «в деле живописного искусства» ключевым оказывается сама живопись, а сам Павел Михайлович готов «восхищаться всяким пустяком, художественно написанным иначе и не может быть для тех, кто любит собственно живописное искусство. » 9. Глаза ясные и добрые.
Едва ли случаен заказ портрета И. Ф. Портрет производит яркое и сильное впечатление. Вера Николаевна Третьякова (урожденная Мамонтова 1844–1899) была человеком неординарным. «Складывая» национальный портрет, он отдает первенствующую роль и предпочтение литераторам, определяющим нравственные ориентиры нации. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.
Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Чуткость к искусству, всегдашняя искренность, готовность оказать материальную и нравственную поддержку, а главное, одушевлявшая Третьякова высокая цель снискали ему глубокое уважение и любовь художников.
Все они так или иначе разделяли основные положения славянофильской доктрины, полагая, что «Европа идет по ложному пути», обличали ее за буржуазность и бездуховность, отвергали революционные, социалистические идеи и материализм, противопоставляя им христианские идеалы. Серова (1870), А. С. Ряд портретов удался легко и сразу, но целый блок портретов так и не был реализован. Размер портрета обычно приближен к натуре.
Вся центральная часть написана самим Репиным. Он требовал большего. Некоторые из них тяготели к охранительно-консервативному лагерю. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина).
Катков22, портрет которого безуспешно пытался заказать П. М. Модели изображались в основном сидящими, форма одежды – свободная, лишенная орденов, медалей, всякой официальности. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Третьяков — коренной москвич, получил домашнее образование и, по его словам, «с юности беззаветно любил искусство». Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет».
Еще секунда и новая строка послания будет придумана. П. М. Это не помешало художнику неоднократно писать портреты Софьи.
Майкова (1871), А. Ф. Сихры и С. Н. Аксаков. Даргомыжского (1869), Ф. И. Толстого в 1873 году, писатель уже издал «Войну и мир» и приступил к созданию «Анны Карениной».
Центральная группа словно недовольна своей ролью. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Желая иметь «достойный» портрет писателя, Третьяков пытался заказывать его многим живописцам: В. П. Руки, скрещенные на груди, ярко выделяются на фоне черного сюртука.
Они выдвигали нравственные требования, внося «этический критерий» в политическую жизнь и программу Славянского комитета: идея национальной политики сводилась для них к тому, что Россия должна решать свои задачи в Европе, опираясь на славянство ибо российская внешняя политика в отношении славян является бескорыстной в отличие от других европейских держав. Заказы портретов становятся единичными. Одним из первых был заказан живописный портрет А. С. Третьяков заказывает для своей портретной галереи целый ряд портретов, по определению Г. Ю.
«Преображенская» серия, задуманная Петром I, объединяла, быть может, впервые в русском искусстве соратников и единомышленников. Серова исполненного И. П. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Тем не менее из всех постреволюционных пейзажных работ Бродского «Аллея парка» наиболее интересна: несмотря на изменения, картина сохранила очаровательное изящество модерна, которого в советском реализме уже, увы, не было. В коллекцию попадали и достаточно «средние» по уровню портреты, о чем собиратель искренне сожалел, однако всякий раз поступал по-разному. Его облик запечатлен в ряде живописных и скульптурных произведений (С.
На первые годы падает множество заказов и совместная работа с художниками над поиском образа. Фон – стены любимой им галереи картин. Художник не стал счищать уже готовое изображение и просто внес в него ряд нехитрых изменений: переодел прохожих по моде 30-х годов XX века, «отобрал» у детей серсо, убрал мраморные статуи и немного видоизменил деревья. Гончарова (1869), А. Н. Способная пианистка, она чутко понимала музыку и это передалось ее дочерям.
После демонтажа она сохраняется в Государственной Третьяковской галерее имеет высокую степень сохранности и находится во внутреннем дворе главного здания Третьяковской галереи (прислонена к стене). Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Говоря о систематической коллекции, быть может, Репин имел в виду коллекцию В. А. По выражению Павла Михайловича, его галерею составляют портреты «русских писателей, композиторов и вообще деятелей по художественной и ученой части» 1. Репин первый привел к общему знаменателю портретируемых Третьяковым, определив их доминирующим качеством этическую составляющую. На этот факт уже обращали внимание исследователи25.
Впереди процессии идут певчие и несут огромную, украшенную цветными лентами сень от иконы с позолоченным куполом, в которой мерцает пламя свечей. собрание мое, картин русской школы и портретов (выделено автором – Т. Ю. )» 2. Достоевского (1872), А. Н. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица.
Погодин, наряду с ним Ф. И. Своей почти полувековой собирательской деятельностью, поддержкой наиболее талантливых и ярких художников Третьяков не меньше, чем идеологи «передвижников»— Иван Крамской или В. В. Стасов, — оказал влияние на формирование художественной культуры России второй половины XIX века и помог ее расцвету. В перечислительном ряду выдающихся портретов абсолютно справедливо упоминание имени Ф. М.
И живопись этого этюда находили непонятной. Однако чем дальше в парк — тем больше красочных слоев. Коровин начал использовать эту технику только в конце 1880-х годов. Вяземского (1874) и других деятелей культуры. В результате получился добротный портрет дамы в модном платье на лесной аллее.
Названные модели тяготели к почвенничеству: к кругу писателей-самобытников историков, филологов, музыкантов интересы которых обращены к «своей почве», к народным и национальным началам, к изучению древней русской культуры и фольклора. Вот только все это оказалось мифом, который художник создал намеренно.
4 декабря Павел Михайлович Третьяков скончался. Но не это главное. К этому времени коллекционирование в России перестало быть чисто дворянским занятием. Они словно противопоставлены друг другу. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Портрет П. М. Третьякова (1883) не считается особо удачным.
Внимание художника тяготит их. Белинского, провозгласили превосходство гоголевского, сатирического направления над «пушкинским». Но встречи ждать долго, а мысли нахлынули. В письмах он оценивает, критикует, требует и ищет новое.
Проанализировав эти две нестыковки, сотрудники Третьяковской галереи пришли к выводу, что портрет был написан только в 1887 году, а более раннюю дату Коровин дописал, чтобы подчеркнуть собственное новаторство. Когда И. Н. Однако люди и животные в его работах всегда были редкостью. Для «Монахини» Илье Репину позировала Софья Репина, урожденная Шевцова.
Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Репина писать портрет известного «ретрограда» Каткова, «клеймившего позором всякое свободное слово» 24. Любопытное, на первый взгляд, совпадение. Скупой на слова, Третьяков оставил несколько точных определений своего «детища». Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок.
Красивое, правильное русское лицо обрамлено бородой, как носили в 80-х годах. Он не мог не сознавать необходимости попадания того или иного деятеля в «круг избранных», «людей, дорогих нации», выдающихся деятелей эпохи, принятых как интеллектуальной элитой, так и публикой, зрительской аудиторией, ради которой строился и создавался его музей национального искусства. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Гончарова – Т. Ю. /не так замечательна. » 4. «Мое личное мнение то, что в живописном искусстве нельзя не признать главным самую живопись» 7, – сделал важное заявление Третьяков.
Вплотную к созданию портрета он приступил только в 1886 году и закончил его в следующем году. А. В. И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила» (1887).
Примером поведения для современников стал новый «мыслящий человек», который ставит разум и пользу выше устаревших авторитетов. Случались промедления: вторгались жизненные обстоятельства, мешала краткость светового дня в зимнем Петербурге и нехватка ясных дней, препятствовала занятость тех или иных людей (их отъезд из России) и даже душевное состояние и личные качества портретируемого. Келером-Вилианди в 1870 году. Достоевского, к моменту исполнения портрета В. Г. 1898). Глинки12.
Стройная теория «Коровин — предтеча русского импрессионизма» была беспощадно разрушена объективными технико-технологическим исследованиями. Она обучала грамоте не только своих чад, в ее доме собиралось более десяти ребятишек, которых женщина учила читать и писать. Об этом достаточно сказано в литературе. Рисованию можно научить так же, как математике, музыке или грамоте. Одним из членов Славянского комитета был М. Н. Келеру-Вилианди, А. Г. Характерен жест рук, выражающий собранность, даже некоторую замкну- I тость характера.
Крамской работал над портретом Л. Н. Но Третьяков пошел на принцип и подпись Савицкого кощунственно стер с картины скипидаром. Его высоко ценили Достоевский и Тургенев, Островский и Мусоргский. Собиратель хотел видеть портрет в натуральную величину изображающий «Горбунова на сцене рассказывающим» 28. В его взгляде осуждение и тревога.
Белинского, «первого и самого главного» литературного критика XIX столетия, заявившего, с одной стороны, о главенствующем положении Пушкина в качестве национального поэта, а с другой – критически относившегося к «содержанию» в произведениях поэта. Взгляд отрешенный, нейтральный, устремленный вдаль, он словно пронзает зрителя, проходит сквозь него. Процесс рисования будет разбит на простые задания. Третьяков уделяет большое внимание исторической достоверности портретов, которые создавались посмертно, разрабатывая вместе с художниками многие подробности и важные детали будущего изображения – его волнует сходство не только физиогномическое, но прежде всего «творческого лица».
К числу удачных работ Репина надо отнести картину «М. На этом портрете Репин изобразил еще молодого мудреца, задумавшегося о чем-то старом, как мир. «Утро в сосновом лесу» изначально не было «Утром»: называлась картина «Медвежье семейство в лесу», а самих мишек на ней было всего двое. Не менее интересную загадку оставил для исследователей ученик Репина — Исаак Бродский.
Когда полотно доставили купцу Павлу Третьякову, тот возмутился: платил за Шишкина (заказывал авторскую работу), а получил Шишкина и Савицкого. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных.
«. Я задался собрать русскую школу, как она есть в последовательном ее ходе» 5, – так обозначил в 1879 году П. М. В обожествлении Пушкина радикалы улавливали повелительные интонации навязываемой точки зрения, которая несла угрозу самостоятельному мнению и свободе слова. Тонкие, длинные пальцы характеризуют коллекционера как аристократа с утонченной натурой.
С ним Павел Михайлович встречался, был знаком и ни один портрет не удовлетворял его вполне» 32. Шишкин, как честный человек, авторство себе приписывать не стал. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Салтыкова-Щедрина.
Однако не отрицали при этом многих европейских ценностей и достижений. Портреты «соборян», как их часто именуют специалисты, представляют собой участников своего рода петровского «братства» в военных действиях, в государственных делах и в царских шуточных затеях и развлечениях. И все же Крамской не просто любил и уважал, но и глубже многих понимал Третьякова. В последние годы Павел Михайлович часто недомогал. Годом зарождения его галереи принято считать год 1856, когда были приобретены картины «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Финляндские контрабандисты» В. Г. Худякова. Во время работы над картиной Репин серьезно поссорился с моделью.
Чернышевским критики-публицисты, утилитаристы, ссылаясь на В. Г. Портрет не был исполнен. Эта техника масляной живописи позволяла написать картину за один сеанс. Помимо этого искусствоведы выяснили, что «Портрет хористки» был выполнен в определенной художественной манере — a la prima. Анненковым. Будучи большим ценителем музыки (за один месяц собиратель мог посетить до 20 концертных и оперных представлений), Третьяков с неусыпным вниманием относился к формированию в галерее блока портретов музыкантов и композиторов, чье творчество, по-видимому, он находил самобытным.
«Письмо» обезоруживало прямотой и дерзким вызовом всему художественному сообществу: «Серов еще не писал в это время портретов» — зато их писал он, Константин Коровин. Рассмотрим "ближний круг". Нам не известны годы приобретения графических портретов русских гитаристов А. О. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Портретная галерея формировалась на протяжении почти тридцати лет: первая серия заказов исполненных специально для галереи «лучших людей», последовала в 1869 году, а последний портрет приобретен в год смерти собирателя (И. Э. И вот уже перед нами не царь, а отец.
Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Среди названных имен – идеолог славянофильской доктрины М. П.
Модель была женщина некрасивая, даже несколько уродливая. А в 1887 он заказал Репину живописный портрет композитора «в период сочинения им оперы «Руслан и Людмила», любимой оперы собирателя. В 1918 году, по декрету о национализации, подписанному В. И. Лениным, галерея получила свое теперешнее название «Государственная Третьяковская галерея», чем было увековечено имя ее основателя. Строгих правил или канона не существовало.
В его глазах читается печаль, тоска. Если ранее, как отмечает наблюдательный современник, портреты в галерее Третьякова были «скучены и внизу и наверху», то теперь «развешены по мастерам» «в хронологическом порядке», обращая внимание публики на «манеру художника» 6. Гуну, И. Н. Константин Коровин». Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.
Его галерея имела «предшественников» не только в европейском, но и в русском искусстве. Писался этот портрет со всякими неудобствами: у живописца не было даже мольберта и он должен был кое-как примоститься у столика, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский. Однако нужно отчетливо представлять, что собиратель самостоятельно производил выбор портретируемых, а его современники далеко не всегда были единодушны в признании роли тех или иных представителей русской культуры, которых сегодня мы упоминаем в ряду «лиц, дорогих нации». Даля (1871), Ф. М. Третьяков дальнейший вектор развития галереи. «Портрет А. П.
Начатые работы порой могли и не иметь продолжения. Толстого (1874), П. А. Он и изображен сосредоточенным, глубоко задумавшимся, ушедшим в себя. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным.
Критик «Отечественных записок» отказался признать Пушкина национальным поэтом – и его обвинили в «плевании на могилу Пушкина» 16. «В 1883 году в Харькове портрет хористки. Черная одежда Третьякова также контрастирует с позолотой рам, обрамляющих картины. Даже когда рука больше не слушалась, а буквы походили на странные каракули, он отвечал на каждое обращенное к нему слово, писал много сам. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. «Репину удалось писать свой портрет всего четыре дня: 2-го, 3-го, 4-го и 5-го марта, после чего уже начался последний смертельный период болезни.
Дружинин, сторонник теории «искусства для искусства», объявил Пушкина идеалом истинного художника, назвав труд Анненкова «первым памятником великому писателю от потомства», при этом рьяно нападал на литературу «гоголевского» направления. От милых смешных деталей (бабочка, птичка, жучок, гусеница), которые должны были в скучные часы позирования напоминать Вере Николаевне ее детей, пришлось отказаться. Именно в этот период, с конца 1860-х годов, П. М.
Островского, актера Малого театра в Москве, затем Александринского в Петербурге. Третьяков всякий раз радовался верному выбору. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Думается, сама модель вызывала эту несколько суховатую строгую манеру.
Но можно предположить, что изображение «скромного обаяния буржуазии» в 1930 году с идеологической точки зрения было уже неуместным. Как соавтор Савицкий поставил на полотне и свою подпись. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Все портреты схожи по размеру, у них общий композиционный принцип: «соборяне» изображены по пояс, на нейтральных фонах, на портретах присутствуют пояснительные надписи. Д. И.
Вот только замысел пейзажа Ивану Шишкину подсказал другой художник — Константин Савицкий. Перову, И. Е. Он несколько суховат, написан как бы равнодушно, а ведь Репин любил П. М. Третьякова, высоко его ценил и понимал моральную высоту его личности.
Сходство черт лица и выражение поразительны. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Самое главное, что должен делать ученик – усвоить проверенную временем информацию и последовательно дополнять ее, посвящая как можно больше времени практике. В этой книге я расскажу вам о последовательности шагов, которая приведет вас к возможности научиться рисовать.
Браз. Некрасова сатирика М. Е. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Глинки (1869), И. А. В Третьяковской галерее хранится его картина «Аллея парка», на первый взгляд ничем не примечательная: работ на «парковую» тематику у Бродского было много. Верещагину, И. П.
Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Это было еще в 1880 году. Это портреты А. Н.
В самом деле, портреты писателей и поэтов превосходят по количеству все остальные. Они не всегда были легкими и простыми – нередко приходилось касаться денежных вопросов, а зависимость даже от дружески расположенного человека не может не связывать. Здесь Репин любил читать письма. Но сама идея создания портретной галереи «соборян», по мнению известного исследователя Л. А. Таким образом и современники заметили перемены, произошедшие в галерее Третьякова: движение от портретной «соборности» к конкретной личности.
Портрет заказал живописцу сам Павел Михайлович. Перовым в 1872 году выпустившего в свет романы «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Записки из подполья», «Бесы» политического эмигранта А. И. По свидетельству современников, портрет отличался безусловным глубоким сходством. Письма связывали его с друзьями, живущими иногда далеко, а иногда и рядом — в Петербурге.
Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Маркиной, явно противостояла традиционным портретным галереям Рюриковичей и Романовых, в которых героями почитались «первые персоны» соответственно их высокому государственному статусу. В завещании, составленном в 1860 году, всего через четыре года после покупки первых картин, он писал: «Для меня истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие».
Добавим от себя, что тогда же были заказаны (но не всегда осуществлены или осуществлены позже) портреты М. И. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Они, бесспорно, входят в «большую» историю русского искусства. Будучи допущенным до заседаний и выполняя подготовительные эскизы и рисунки к произведению, Репин также пользовался фотоаппаратом. Кроме того, в эти годы у Репина была уйма работы.
Выдающийся деятель отечественной культуры Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) посвятил свою жизнь одной идее, одной цели — собиранию произведений русской школы живописи, с тем чтобы, по собственным его словам, «нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в. полезных учреждениях». «Портреты, находящиеся у Вас теперь, между картинами имеют характер случайный, они не составляют систематической коллекции русских деятелей, – писал Репин собирателю, – но за немногими исключениями представляют лиц, дорогих нации, ее лучших сынов, принесших положительную пользу своей бескорыстной деятельностью, на пользу и процветание родной земли, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею» 13.
Вот, посмотрите, его портрет Писемского 8211 какой шедевр. А. С. Пушкина). Хорошо известна история с несколькими заказами портрета И. С. Модели оправдывались, выдвигая самые разные причины – отсутствие «хорошего расположения духа или по крайней мере спокойствия», «непритворную» скромность и «убеждение, что деятельность моя /И. А. «Портрета В. М. Ему небезразлично, как будет изображен тот или иной персонаж (на воздухе или в интерьере), какими должны быть аксессуары, его окружающие, в чем будет одет изображаемый.
Ни одно не осталось безответным. Нередко задается вопрос, сколько произведений насчитывает портретная галерея Третьякова. Были годы чрезвычайно «урожайные».
Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Горбунова – писателя, близкого кругу «молодой редакции» журнала «Москвитянин» и А. Н. Досталось же Третьяковым. Тютчева (1873), А. К.
У Третьякова было несколько графических портретов М. И. Так Третьяковым была начата многолетняя, самоотверженная собирательская работа, скромная, не рассчитанная на рекламу и восхваления (известно, что Третьяков едва не заболел ог огорчения после восторженной статьи о нем Стасова и «сбежал» из Москвы от торжеств по передаче Галереи в дар городу).