Со временем она стала очень популярна в Европе благодаря тому, что ею были написаны многочисленные портреты королевских особ и их приближенных изображенных в тонкой и изящной манере стиля рококо. Живя и работая некоторое время в Париже, она познакомилась с основоположником стиля рококо Антуаном Ватто, написала с уважением и любовью его портрет пастелью. Еще одним известным художником стиля рококо (а позже и неоклассицизма) в Италии был Батони Помпео (1708-1787), в творчестве которого, особенно в портретах, все яснее проявлялись реалистические тенденции, хотя еще и носящие поверхностный характер.
Роскошь венецианского искусства соединилась с утонченностью культуры XVIIIв. Его излюбленная тема – радости и праздники, часто выражается через ритмический язык танца. Конечно, художники несколько льстили моделям – но не слишком. В композиционных решениях рассудочный, рациональный характер получает преимущество над эмоционально-непосредственным выражением. В написанных там работах, помимо сюжета, нет ничего итальянского.
Ширину этих юбок обеспечивали надетые под них фижмы на китовом усе. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. В юном возрасте поступил в Академию художеств, где с 1766 по 1774 г. учился у Ж. -М.
Победа Баха над знаменитым у себя во Франции Луи Маршаном в музыкальном турнире, который так и не состоялся публично (Маршан, услышавший игру Баха, предпочел тайно ретироваться), оказалась возможной не только в силу несоизмеримости талантов двух музыкантов. С 1760-х гг. В последние годы существования империи, в то время, когда над Францией нависла угроза вторжения, мастер выставил картину «Леонид в Фермопилах» (1799-1814). серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже).
Не имея денег, весь долгий путь он проделал пешком. В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. cartelle от carte – карта, свиток бумаги) – то же, что картуш – элемент, знакомый по искусству Барокко, Но слово "рокайль" было тогда новым. Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки.
В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. В России веяния рококо, особенно сильные в середине XVIII в., проявились главным образом в отделке дворцовых интерьеров (в том числе созданных В. В. Растрелли), лепном декоре зданий, в ряде отраслей декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, художественное серебро и фарфор, мебель, ювелирное искусство). Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Родиной стиля считается Франция, где направление развивалось в период с 1720 до 1760 года.
На полу— узорный паркет и ковры-гобелены. Вот таким образом его поездка в Италию была отложена до 1775 г., когда он отправился туда вместе со своим учителем в качестве стипендиата.
Понятно, что не во всякую дверь красавица могла войти, не разворачиваясь боком, но модельеры наконец-то включили инженерную мысль и изобрели складывающиеся фижмы. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. создал панели Дубового кабинета ПетраI в Большом дворце. Не только французские, но и русские вельможи стремились заказать у Робера картины для украшения своих дворцов (в частности, князь Юсупов, для усадьбы которого художник исполнил несколько пейзажей). Женщина, её образ, её капризы, её требования – вот что лежит в основе нового стиля. Фон обычно делался приглушенным (цвета морской волны, серый, светло-желтый, лиловый, розовый) и оттенялся более интенсивным цветом лепнины и резьбы.
Для живописи характерны эротико-мифологические, эротические, а так же пасторальные (пастораль) сюжеты. Пожалуй, этот новый идеал был своеобразным ответом на последние годы Людовика XIV. Плоские пилястры большого ордера заменяются выпуклыми полуколоннами, придающими стене более живописный вид. Начало этого стиля приходится на период 1715-1723 гг.
Например, в отечественном справочном издании В. Г. Чаще всего платье выполнялось цельнокроеным. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. Архитектор Ж. Ф. Блондель Младший назвал Н. Пино Ватто орнамента.
Несмотря на свою простоту, эти картины полны поэзии, которую художник сумел уловить, наблюдая жизнь, но в них отсутствуют назидательность и сентиментальность, свойственные многим его современникам, например Ж. Б. Грёзу. В эту эпоху основным трендом в моде является украшательство. Легкими, скользящими линиями прорисованы черты лица, прическа, складки платья.
В колорите интерьера рококо преобладают нежные пастельные тона. Другой, характерной чертой того времени, была эротика. В 1754г.
Лепной орнамент рокайля в технике стукко обычно оставляют белым с частично вызолоченными деталями. Почти все большие художники XVIII века были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Если для барокко характерны массивная мебель, яркие балдахины, цветовые контрасты и богатая настенная живопись (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры), то в рококо цветовая гамма интерьеров очень нежная. Название это появилось уже после смерти «галантного времени» и было рождено любителями классицизма, которым страшно хотелось отделить себя от вычурной избыточности недавней моды.
План зала — овальный (форма, типичная для стиля Рококо), но даже эта форма зрительно замаскирована раскреповками (выступающими трюмо и заглубленными зеркалами). Его фигура неподвижна, глаза из-под полуопущенных век пристально смотрят на зрителя. Часто предметы и украшения имели капризно ассиметричную форму. – рококо в его французском варианте, т. е. В жаркое лето кавалеру с дамой было приятно зайти в прохладный полумрак пещеры, где бил небольшой фонтан, бежал ручеек, а на стенах среди грубо обработанных, поросших мхом камней виднелись искусно сделанные лепные украшения в виде раковин (атрибутов морского бога) и переплетающихся растений.
Основными элементами стиля помимо рокайля являются традиционный картуш (франко-фламандский вариант названия: картель, немецкий: рольверк), фламандские кнорпель (хрящ) и ормушль (ушная раковина). Фрагонар. Оргии Пале-Рояля не были тайною для Парижа: пример был заразителен.
Главным становится стремление растворить детали в общем объёме предметов. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Братья Мартен прославились изобретением цветных лаков, не хуже китайских. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион.
Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест. Расписывал карету Ф. Буше, бронзовые детали выполнил Ф. Каффиери Второй. Форма раковины постепенно стала основным декоративным мотивом рококо, который стали называть «рокайль».
Клодион (1738-1814). Все предметы интерьера изготовлены с большим вниманием к комфорту и мелочам жизни. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты). Недаром это «столетие париков, карет, менуэтов, треуголок» (Натан Эйдельман) еще называют «галантный век».
Пушкин в своем «Арапе Петра Великого». В 1704-1708 создаётся перевод «1001 ночи», один за другим издаются сборники восточных сказок: татарских (1719), персидских (1712), монгольских (1732), китайских (1723), перуанских (1733).
Если в Большом стиле падуги и десюдепорты украшали тяжелыми гирляндами и круглой скульптурой, то в век Рококо их сменил тончайший лепной и расписной орнамент. Под него надевали камзол. Скорее это каприз – неприятие формальной жесткости барочных конструкций и серьезности содержания барочной музыки, а вместе со всем этим и монументальных музыкальных форм барокко (кстати и в других видах искусства тоже).
Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график. Планы зданий рококо большей частью асимметричны и строятся часто на круглых, овальных и восьмиугольных комнатах резкий прямой угол избегается даже между стеной и потолком, а линия соединения маскируется рельефным орнаментом, неподвижная плоскость стены дробится, углубляется, комнаты тем самым получают еще более нарядную причудливую форму. Нарушая традиционную бесцветность скульптурного материала, Лемуан вносил в свои портреты трепет жизни, непосредственность восприятия. Д. Дидро писал об этом мастере третьего сословия: «Вот поистине мой художник — это Грёз». Уже в скором времени он предстал перед судом, отрекся от М. Робеспьера и был освобожден.
Последним крупным живописцем рококо был Жан Оноре Фрагонар, тонкий портретист и пейзажист, как и Ватто, не вписывающийся в рамки просто модного стиля. Он кажется плывущим и колеблющимся подобно морским волнам. Основные элементы стиля: рокайль— завиток и картель— забытый ныне термин, применявшийся для наименования рокайльных картушей. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики.
Картелль (франц. мелочь, безделушка). Из художников следует отметить портретную живопись Антропова и Рокотова (Россия), Франсуа Буше (Франция), Антуан Ватто. Конечно, без таких украшений сложно было представить приличную усадьбу, но, поверьте, не гипсовый декор был главным в это время – гедонистическое время, посвященное «Купидону и Венере». Художественный стиль Рококо был зарожден во Франции в начале восемнадцатого века. Французское слово rococo произошло от rocaille – т. е.
Уподобленная маскараду жизнь светских салонов французской столицы была поставлена в зависимость от моды и капризов королевы Марии Лещинской (1725—1768) и фавориток короля: герцогини де Шатору (с 1743г. ), маркизы де Помпадур (с 1745г. ), графини Дю Барри (с 1769г. ). На основе архитектуры рокайльных построек синтезировалось жанровое многообразие искусств.
Фигура женщины, алчной, но образованной, — средоточие нового стиля. по документу из РГИА).
Одним из основоположников стиля «рококо» был талантливый художник Антуан Ватто, давший наиболее абсолютное воплощение принципам этого стиля. Это же слово встречается в Карманном словаре изящных искусств аббата А. Булье (1759). Резная деревянная мебель в стиле рококо миниатюрна, удобна, с закруглёнными очертаниями.
Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). Мягкие пастельные жемчужно-серые, золотистые или серебряные тона, блестящие плоскости зеркал, тихо позванивающие хрустальные люстры делали эти комнаты похожими на музыкальные шкатулки. На рубеже XVIII-XIX вв.
Дамы затягивали талию до предела, а широченные юбки напоминали сноп. Их сердца, сделанные из железа, Марс посчитал неуязвимыми для стрел Амура. Гражданская доблесть одних вырисовывается на фоне переживаний других. Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности.
Сам Фальконе являлся управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. Это произведение, в котором проявилась тонкая наблюдательность автора, не укладывается в рамки «галантных празднеств». Неоценим вклад французских мастеров Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. — Нескромные сокровища Д. Дидро. руководил мануфактурой Гобеленов (обязанность первого живописца короля), где выполнил картоны для известной серии Любовь богов. Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером. Первым из значительных мастеров живописи в стиле рококо является Ватто.
И женщины и мужчины носили шелковые одежды нежных тонов, кружева и напудренные парики, у женщин – с завитыми в спирали локонами, у мужчин – с косичками. Его рассматривают в качестве этапа, связующего эпохи ЛюдовикаXIV (Большой стиль) и ЛюдовикаXV, но в истории искусства Франции «стиль ЛюдовикаXV» («Le style de Louis Quinze»), совпадающий по времени с годами правления этого короля (1715—1774), не отождествляют с Рококо. Для мебели в стиле рококо используется дерево, в основном орех и липа, так как эти породы прекрасно поддаются резьбе. Существуют сведения о том, что в XVIIIв.
В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное. Однако в отношении французского искусства подобная трактовка неприемлема. Отсюда слабая распространенность стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций барочно-рокайльного стиля середины XVIII в. искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Ф. Б. Растрелли). серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже).
Если в «Клятве Горациев» представлены идеализированные, несколько абстрагированные образы, то в вышеназванных портретах он, наоборот, утверждает материальную сторону мира без какой бы то ни было идеализации. В тематике преобладают пасторали, буколика, то есть пастушеские мотивы, где персонажи не обременены тяготами жизни, а предаются радостям любви на фоне красивых ландшафтов в окружении овечек. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Приложение 6).
Стиль рококо, отрицая симметрию и прямую линию, характерен, тем не менее, композиционной целостностью своих орнаментов, своеобразным равновесием их элементов и сложным, но ясно прочитываемым ритмом. В эпоху рококо эстетизируются не цели, а средства искусства.
В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менее великого, но без такого же «титула»). Декоративную косметику в то время применяли весьма щедро. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. (иллюстрации см. В декоративно-прикладном искусстве рококо огромное внимание уделяется специфике разнообразных бликующих и блестящих материалов – золота, бронзы, бисера, шелка и т. д. Широкое распространение получили изделия из фарфора (декоративные украшения, мелкая пластика и т. п. ). Главный создатель пасторального жанра, Буше изображал в своих композициях сентиментальных пастушков и пастушек или чувственных красавиц из античной мифологии («Триумф Венеры», 1740 «Купание Дианы», 1742 «Уснувшая пастушка», 1745). В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов ("Падение Симона-мага").
Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса 1.
В этом состояло главное отличие рококо от барокко. В отличие от манерной живописи многих современников Ватто, «Паломничество на остров Киферу» поражает своей эмоциональностью и поэтичным очарованием. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). В эту эпоху художники стремились найти изысканные, редкие оттенки, которые получали удивительные названия: «цвет потерянного времени», «голубиная шейка», «цвет бедра взволнованной нимфы», «веселая вдова», «резвая пастушка». Он успешно работал в Петергофе, где в 1718—1720гг.
Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур (см. – времяправления регента Филиппа Орлеанского и достигает расцвета в эпоху короля Людовика XV. Людовик (впрочем, как и многие его предшественники) мало интересовался государственными делами, все свое время посвящая охоте, бесконечным балами другим развлечениям. Так, беспечнорезвясь, развлекаясь и прожигая жизнь, Людовик XV придумал знаменитое изречение После нас хоть потоп. Что ж, король, как говорится, как в воду глядел – после смерти Людовика XV, в 1789 г., разразилась Великая Французская революция и королевская власть во Франции была уничтожена. Если в Большом стиле ЛюдовикаXIV комод (изобретение мастера А. Ш. Булля) еще сохраняет тектоничность, проистекающую от ящичной конструкции (нескольких ящиков, расположенных один над другим, на четырех ножках), то в эпоху Рококо появляются пузатые комоды, в которых за слоем грунта, позолотой и нежно-голубой, розовой и салатной окраской с росписью цветами абсолютно невозможно опознать изначальную конструкцию.
Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой. Шедевром театральной серии Ватто стала картина «Жиль» (1720). Особенно эмоциональны и лиричны его пейзажи («Мельница», 1752).
Рококо (Rococo), стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале XVIII века и распространившийся по всей Европе. китайщиной – шинуазери (от фр. Характерны их названия: розовый помпадур, цвет бедра испуганной нимфы, сомон (цвета семги), палевый, бланжевый (кремового оттенка), карникино (телесный), гри де перль (жемчужно-серый), перванш (серо-голубоватый), планшевый (желтоватый, светло-охристый цвет). В России памятником в стиле рококо по праву считают дворец Петра III в Ораниенбауме. Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь. А в рококо намечается отдельное течение, получившее название «шинуазри», что дословно означает «китайщина».
Достойны внимания многочисленные серии гравюр Буше, среди которых иллюстрации к произведениям Мольера и других авторов, а также серия Крики Парижа с изображениями уличных сценок. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Так, одна из наиболее знаменитых его картин, «Клятва Горациев» (1784), сюжет которой был взят из трагедии Корнеля, посвященной трем молодым римлянам, готовым расстаться с жизнью во исполнение долга, воспринимается как революционный призыв.
Реальный мир непригляден, но поэзия заслоняет его чудесным миражем, человек эпохи рококо презирает «тьму низких истин» и предпочитает ей «приятные заблуждения». Остров Цитера обретает космические очертания.
chinoiserie – китайщина). Идеи гедонизма становятся основой творчества многих поэтов и писателей, создававших свои произведения в стиле рококо.
Такую неудобную одежду могли носить только люди, не занятые никаким трудом. В архитектуре французских отелей (архитекторы Ж. М. Оппенор, Ж. О. Мейсонье, Ж. Бофран и др. ) пышное оформление рокайльных интерьеров сочеталось с относит, строгостью внешнего облика. Богатая тонкими переливами и несколько блёклая по колориту рокайльная живопись (на её стилистические особенности во многом повлияла декоративная изысканность произведений А. Ватто, эстетическое содержание творчества которого, однако, далеко выходит за идейные и художественные рамки рококо) также имела преимущественно декоративный характер (французские мастера Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Натье, Ф. Буше, отчасти Ж. О. Фрагонар). Каблуки обуви знатных дам (высотой «в четыре пальца») нередко обтягивали красной кожей. В моду входит китайский фарфор (посуда, вазы, статуэтки), шёлк и чай.
Кювийе прославился и своими графическими фантазиями, собранными в альбомах Книга картушей («Livre de Cartouches, 1737), Обрывки причуд (Morceaux de Caprice, 1745—1755) и других (позднее эти сборники издавались в Париже). Часто применяется сочетание чёрно-белых цветов в оформлении под современный стиль рококо. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца.
В Италии крупнейший представитель того времени— Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция— 1770, Мадрид). Мода на сказку преобразуется в крупнейшее явление литературной жизни. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). По иронии судьбы Кювийе был карликом и в его творчестве, как в кривом зеркале, отразились все причуды стиля рокайля.
Восемнадцатый век стал последним этапом эпохи перехода от феодализма к капитализму. Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции. Рокайль (от фр. rok – скала, утёс) – главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. В эрмитажном полотне замысел художника прозвучал более отчетливо, хотя и здесь авторская позиция выражена недостаточно ясно. Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства.
Название стиль получил за свою затейливость, напоминавшую узоры камней и раковин. mise-en-abme — положения в бесконечности). Рококо больше не ждал от своих героев подвигов и преодоления себя. Мелодические звуки «свирели» они предпочитают громовым раскатам героической «трубы». Натье, Ф. Буше, Ж. О.
Эмоциональность и меланхолическая мечтательность придают характерам образов Ватто особую утонченность, которой уже не достигают непосредственные последователи мастера, превратившие его мотивы и манеру в изысканную и поверхностную моду. Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным, сияющим белизной пейзажным антуражем. Судя по иллюстрации в книге, ваза воспроизводит тип античного сосуда — мастоса. Индивидуальную манеру Кювийе иногда считают высшей точкой развития рокайльного стиля.
«Стиль ЛуиXV» трактуют в качестве переходного к стилю рокайля. В архитектуре многих церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман) их пространственные конструкции, торжественность стиля барокко сочетаются со свойственным стилю рококо изысканным живописным и скульптурным внутренним убранством, при этом создавая впечатление сказочного изобилия и лёгкости. Фрагонара).
Во Франции в трактовке фасада продолжал господствовать классицизм 17 в. Только ряд незначительных изменений смягчал строгость архитектурного образа. В этой работе художник намеревался показать возможность примирения враждующих партий. К характерным работам мастера относится его картина "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком" (Государственный Эрмитаж). Батони родился в Лукке, в семье золотых дел мастера и первые художественные навыки получил у своего отца. Эти творения великого фламандца произвели на Ватто неизгладимое впечатление. Она стала трактоваться в виде причудливого завитка с двойным S-образным изгибом.
Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. Вернувшись на родину, во Францию, он стал необыкновенно популярен.
пустяк, безделушка). Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль. Нижний ряд играл роль панели.
Само название стиля рококо произошло от французских слов rococo и rocaille, которые означают декоративный мотив в форме раковины. Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. На самом деле в первой половине XVIII века не было никакого стиля рококо. А одной из самых распространенных форм живописного произведения в этом стиле можно считать декоративное панно. Еще в период Регентства, в 1704г., Ж. А. Галлан начал публиковать собственный французский перевод сказок Тысячи и одной ночи.
Одним из главных достижений эпохи Рококо считают открытие технологии и художественных возможностей европейского фарфора (первая европейская мануфактура была пущена в 1710г. В этом отношении наиболее характерен портрет молодого Энгра (1800), необычайно мягкий и живописный. Фон создают три полуциркульные арки, опорой для которых служат колонны. Мебель эпохи рококо очень изящна. Искусство рококо в основном представлено только в деталях.
В 1736г. Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество. К примеру, пересказанная братьями Жюлем и Эдмоном Гонкурами — авторами обстоятельных исследований «Искусство XVIII века» и «Любовницы ЛюдовикаXV» (1859—1870) — история создания «чудесной вазы» для фруктов, некогда украшавшей Малый Трианон в Версале, форма которой была будто бы отлита из золота с «несравненной груди Марии Антуанетты».
Люди хотели видеть себя со стороны, красоваться перед собой и друг перед другом (это, в частности, стимулировало развитие портретного жанра). Жюстокор имел в начале века более прямую форму, затем претерпел эволюцию: его полы стали шире, как бы торчали в разные стороны. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). Даже писатели эпохи Просвещения подпадают под воздействие этой моды но если Вольтер или Монтескье применяют элементы восточной фантастики и экзотики всё же, главным образом, для коварной маскировки своих мыслей «подрывающих устои», то писатели рококо ценят сам сказочный мираж во всём его призрачном великолепии. Большое распространение в искусстве рококо и всего 18 века получили портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи купальщиц, нимф, амуров их ставили в парке, украшали ими беседки, салоны, купальни. А. С.
Буше делал декорации для опер и спектаклей и картоны для гобеленов мануфактуры Бове две серии картонов, Итальянские деревенские праздники (1736) и Благородная пастораль (1755), находятся в коллекции Хантингтон в Сан-Марино (Калифорния). Рококо привнёс в искусство любовь к сельским идиллиям и пасторалям. Парикмахерское искусство отзывалось на любое событие столь чутко, что в 1774 году некий иностранец писал: «Ежедневные новости можно узнать, рассматривая головки женщин».
Оно создало свой собственный язык форм, начисто отбросив столетиями культивируемые ордерные каноны и логику конструктивной и тектонической выразительности. Конкурсная работа молодого художника на Римскую премию — «Бой Марса с Минервой», написанная в 1771 г., хотя и пришлась по нраву академическим кругам (она была исполнена в академической манере), полагающейся награды Давиду так и не принесла. (иллюстрации см. Яркие краски уступили место разбеленным, приглушенным тонам.
Влияние Рубенса и мастеров фламандской школы заметно в ранних жанровых работах молодого художника («Савояр», ок. Он появился как своеобразная реакция протеста против строгости и даже некоторой жесткости музыкальных форм барокко. Теперь такие изделия завозятся в большом количестве.
Её «трубный глас» нестерпим для изнеженного слуха этих поэтов. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан. Первые работы в России итальянского архитектора Антонио Ринальди (1709—1794), приехавшего в Петербург в 1754г. Этот художник обучал маркизу де Помпадур рисованию, в 1755—1770гг. Это, разумеется, мое личное восприятие творчества Буше, хотя оно отчасти совпадает с современной оценкой французских искусствоведов, отмечающих «слащавость и невысокий художественный вкус его стиля».
На полу — ковер мануфактуры Обюссон. Приложение 5). Наступившие в живописи господство светской тематики обусловило отказ от присутствия в интерьере иконописи. Стиль рококо стал блестящим завершением стиля барокко. Мебель изящна и легка.
Скульптурные группы, как правило, состоят из двух-трех фигур. Позже Давидом была написана картина, прославляющая этого героя революции. Он деструктивен и атектоничен, это объясняет тот факт, что стиль Рококо не получил распространения в композиции архитектурного экстерьера (внешнего вида зданий).
Своим предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли. Стены оформляются деревянными панелями.
Именно в эпоху рококо появляются первые передвижные ширмы, канапе, шезлонги и бержеры (глубокие кресла). Другой, характерной чертой того времени была эротика. Пластически совершенна статуэтка Флора (1750—1760, Санкт-Петербург, Гос. В 1736 г. Ж. Мондон, французский ювелир и резчик по дереву, опубликовал альбом гравюр под названием «Первая книга форм рокайль и картель» (от фр. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном.
Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Герцог Орлеанский, соединяя многие блестящие качества с пороками всякого рода, к несчастию, не имел и тени лицемерия. Кроме того, обязательны различные скульптуры, статуэтки и другие декоративные предметы интерьера. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б.
Память о величии и достоинстве искусства Рафаэля сочетается здесь с чисто рокайльной игривостью складок одежд Афродиты, трактовки ее фигуры. В этом отношении наиболее значительно его полотно под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил двух своих сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789). Сюжет пьесы сводится к следующему.
Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. В своих колористических исканиях рокайльные мастера шли от Рубенса, Веронезе и венецианцев, но предпочитали не их насыщенные, сочные цвета, но бледные полутона: красный становится розовым, синий — голубым, появляются лимонно-желтые, блекло-голубые, розовые, сиреневые цвета, даже вымышленные — вроде «цвета бедра испуганной нимфы». На этом основании Рококо иногда представляют как естественное развитие Барокко. Ножки мебели выгнуты изящной линией. Это было искусство, которое было отмечено печатью высокого мастерства, которое изумляло своим изяществом и грацией, но болезненно-хрупкое идейно опустошенное, вполне чуждое шумной «суете» социальной жизни словно в башне из слоновой кости, оно замыкается в узких пределах спальни и будуара. За стилем барокко следует стиль рококо.
Стиль Рококо (исключая его разновидности в других странах) является истинно французским изобретением, не связанным с тенденцией перерастания архитектуры Классицизма в Барокко. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. годами больного поколения, которое пребывало в веселом греховном блеске и цветущем тлении. предшествовал французский стиль Регентства (1715—1722). Была даже особая специализация среди художников— квадратурист. Фрагонар создавал тонкие и лиричные пейзажи («Берег моря близ Генуи», 1773), одухотворенные и искренние портреты («Мадам Фрагонар», «Маргарита Жерар»), свежие по колориту жанровые сцены («Прачки», «Поцелуй украдкой», 1780-е) и реалистичные и немного ироничные мифологические композиции («Похищение рубашки Амуром», ок.
Особенно модным в век Рококо считали цвет кака дофин (франц. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. Столичные любовные интрижки, «анекдоты, летопись обедов», «тысяча прелестных мелочей, о которых не догадываешься даже, когда отдаляешься» от столицы, образуют её привычную среду. И никогда ранее интерьер так точно не соответствовал характеру жизненного уклада.
Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых. Эрмитаж). Roc). Вот таким образом слово «рокайль» приобрело более широкое значение. Отсюда и успехи жанра идиллии, с её условным миром галантных пастушек и пастушков, нежными напевами свирели и журчанием прозрачных ручьев, успехи феерий в драматургии и «фейных сказок» (contes des fes) в повествовательной литературе. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях ("Свидание", "Погоня").
Принципиальное различие обоих стилей можно рассмотреть на примере их типичных мотивов. Маркиза Помпадур была творцом эпохи Рококо. Вся орнаментика отличается легкостью, тонкостью изяществом. Отсюда родилось название нового стиля – рококо.
«Коронование» характеризуется новой, более яркой цветовой гаммой (здесь присутствуют черные, белые, зеленые, красные и золотистые тона), в которой угадывается стремление живописца передать краски такими, какие они есть на самом деле и несоответствием между реалистическим портретом и театрально напыщенной и вялой композицией. Г. Гейне назвал первую половину XVIIIв.
Цветовая гамма обладает белёсостью и прозрачностью, напоминающей нанесённые на фарфоровую посуду эмалевые краски, роспись по шелку. При распространении в искусстве других европейских стран (постройка Нёймана И. Б., Кнобельсдорфа Г. В., Пёппельмана М. Д. ), рококо частенько выступало местным вариантом позднего барокко. Девятнадцатилетним юношей Батони переезжает в Рим и остается здесь до конца своей жизни. Его бытовые сцены вполне соответствуют характеру стиля рококо— уютные гостиные, праздники, карнавалы.
Считалось, что это барокко в своём позднем развитии. В дальнейшем Давид продолжает работать с материалами античной истории. Ведущим декоратором того времени был Ж. -О. Модным словом становится bagatelle (фр. Ни одно войско в мире не может овладеть ее крепостью.
Большинство из них не сохранилось и они известны только по литературным описаниям. С 1759г. Но при этом барокко больше стремится проявить монументальную торжественность, а рококо подчеркивает изящество и легкость в искусстве.
Один из наиболее ранних случаев употребления терминоврокайль и картель — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. К числу лучших его работ этого периода относятся «Автопортрет с палитрой» (1794), портреты супругов Серизиа (1795).
Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого — возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Философия рококо – это мир будуара игры карнавала.
Декольте чаще всего делалось очень низким, сильно открывавшим грудь и шею. За свое долгое правление Король Солнце сменил множество фавориток – от бывшей одной из первых юной и стыдливой мадмуазель де Лавальер (из-за которой Дюма уморил сына Атоса) до царившей в его жизни последние 30 лет сурово-высоконравственной госпожи Ментенон, при которой Версаль «стал так уныл, что даже кальвинисты завыли бы от тоски». огромную популярность имели сентиментальные сочинения Ретифа де ла Бретона и Ш. де Лакло.
В работе мастеров-мебельщиков показательна эволюция формы комода. Здесь изображены простые и спокойные сцены жизни семьи: стирающая белье прачка, ребенок которой забавляется мыльными пузырями («Прачка», ок. Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Пышность и яркость, действительно, роднили этот стиль с барокко. Художник вывел на передний план актера в белой одежде.
Он подчеркивает изящество и грациозность своих моделей, создает мягкие лирические образы юности и красоты. В 1726г. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792). Приложение 8).
Центром интерьера становится камин, над ним — огромное зеркало. Франсуа Буше (1703–1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор.
В искусстве стиля рококо иллюзия занимает место действительности. 1767). Эрмитаж ок.
Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. «Портрет девушки» работы Лемуана, хранящийся в Эрмитаже, выполнен в мраморе. В Италии была распространена «легкая» поэзия, пастораль.
Человек эпохи рококо влюблен в декорацию вообще, а также в её праздничную личину. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). Для отделки и декора – богато расшитые ткани, главным образом шёлк. Провисев над входом в лавку всего пятнадцать дней, «Вывеска Жерсена» привлекла множество зрителей. В таком случае «стиль ЛюдовикаXV» является историко-региональным, а стиль Рококо — историческим.
(см. На рукавах были широкие обшлага. В Италии, в Венеции возникло так называемое венецианское рококо. Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф. Рокайль становится основным мотивом декора. Платья в изобилии отделываются гирляндами, фалбалой, пуфами.
Главными признаками этого стиля становятся изогнутая капризная линия, напоминающая очертания раковины и иная гамма цветов — легкие пастельные тона, розовые, голубоватые, сиреневые, серебристые. Устаревающий паркет уже предлагается заменить более современным напольным покрытием: ламинатом, плиткой (для кухни и ванной). Многократные отражения зеркал друг в друге и падуга (закругление перехода от вертикальной плоскости стены к плафону) не дают возможности оценить конфигурацию и истинные размеры помещения.
Слово «рококо» сочетает французское слово «рокайль» (ракушка, декоративная раковина, дробленый камень) и «барокко» — итальянский стиль искусства, предшествующий рассматриваемому периоду. Этим объясняется происхождение названия рокайль. ниже). Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже. На карманах— огромные клапаны.
Так, выдающийся рисовальщик, орнаменталист и резчик по дереву Николя Пино (1684—1754), ученик отца — Пино Старшего, работавшего в Версале и Ж. Боффрана, в 1716г. Шинуазри представляет собой отдельное романтическое стилистическое течение внутри Рококо. Юбка на каркасе, выполнялась почти без складок. Причем подобные названия не казались смешными или постыдными. Меняется и формальный строй его работ.
Эти рисунки стали хорошей школой для мастера. Фальконе — один из крупнейших французских скульпторов XVIII в. Учился у Ж. Лемуана. Он развил так полюбившийся современникам приём декорирования в стиле рококо – использование асимметричных композиций, получивший название «контраст».
Король Прусский Фридрих I был большим поклонником всего французского искусства. Так изменились критерии физической красоты. Недаром мебель рококо кажется будто бы отлитой из одной пластичной массы.
Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо. Философские темы ванитас, суеты сует, пляски смерти, распространенные в эпоху Возрождения и Барокко (XVI—XVIIвв. ) исчезают вместе с ощущением времени, которое будто бы останавливается.
Художник выполнял также эскизы для изделий из фарфора Венсенской и Севрской мануфактур. Искусство рококо отразило своё время, явилось порождением эпохи торжествующего в своей предсмертной агонии феодального абсолютизма, зерцалом его эмоционального мира. В настоящее время она находится в зале Государственных музеев в Берлине. Эмалевые створки, расписанные на чисто светский житейский сюжет любовного характера, обрамлены узким бордюром вогнуто-выпуклой формы. Например, в "Святом семействе" (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части.
Произведения Шардена лишены манерности Буше, в них нет повествовательности и драматизма. Ведь в представлениях европейца Восток — край утонченной неги и изысканных наслаждений. В 1795 г. Давид задумал полотно «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (реализация данного замысла произошла только в 1799 г. ). Ценили Грёза просветители, считавшие, что искусство — великая воспитательная сила. Рококо (франц.
За время нахождения в тюрьме Давид успел написать уголок Люксембургского сада (1794), наполненный спокойствием и умиротворением и автопортрет (1794), оставшийся незаконченным, в котором царит абсолютно противоположное чувство. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра). для обозначения причудливых форм предшествующей его творчеству эпохи. Ныне это уникальное произведение хранится в музее Московского Кремля. Так родилось название нового стиля.
Постепенно форма раковины действительно стала одним из основных мотивов стиля Рококо. Художнику покровительствовала маркиза де Помпадур: она содействовала получению Буше крупных заказов (декоративные работы для дворцов Фонтенбло, Бельвю и Креси), а в 1752 г. помогла ему поселиться в Лувре. Кроме фарфора— в моде серебро.
Основоположником этого стиля, в творчестве которого впервые наглядно проявились основные черты рококо, считается Антуан Ватто (1684-1721), хотя в целом творчество художника далеко выходит за его рамки. Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ). Буше – самый знаменитый и удачливый мастер, работавший в стиле рококо.
Однако сам художник не верил в такой исход, а потому картина получилась излишне холодной и академической. Перед камином — каминный экран, столик, кресла. Цветовая гамма интерьеров в стиле рококо— очень нежная используются пастельные тона: розовый, голубой, светло-зеленый в сочетании с золотом и серебром. появились Персидские письма Ш. Л. Монтескьё, в 1748г. Здесь всё возвращается, ускользает исчезает и ничто не прочно.
Хотя рисункам Буше не хватает глубины и искренности, они по-своему выразительны и изящны. Проучившись несколько лет у местного художника, Ватто отправился в Париж. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Мейсене и Челси). И здесь рококо ждало открытие.
У Буше во всем чувствуется свойственное рококо сочетание острой наблюдательности и декоративной утонченности, чувственной непосредственности и игривого притворства. Выросший в семье ремесленника, он прекрасно знал жизнь простых людей.
Буше считал, что природа недостаточно красива и совершенна, к тому же плохо освещена, вот таким образом свою живопись он делал пестрой и светлой, стараясь использовать голубые и розовые оттенки. Нимфы, защищавшие Цитеру, согласились решить исход войны единоборством предводителей. Именно в стиле Рококо формируется композиционная схема оформления салонов и гостиных.
Это— ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. К примеру, белое с оттенком слоновой кости панно обрамлялось позолоченной лепниной. Женщина стала главным объектом искусства.
Здесь прежде всего следует сказать о творчестве великих французских клавесинистов Франсуа Куперена и Жана Филиппа Рамо. В нее были включены не только орнаменты, но и проекты зданий, фонтанов, решёток и др. Однако это искусство представляло собой не новый стиль, а дальнейшее развитие особенностей венецианской школы. Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742). Примеров интернациональных проявлений стиля нет, основные сведения о нем на сегодняшний день ограничиваются краткими, схематичными и не всегда точными характеристиками в крупных изданиях Всеобщей и Малой историй искусства и Всеобщей истории архитектуры. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Эстетизируется как бы не сама жизнь, а лишь её мгновения, причём, наиболее приятные.
Шарден начал творческий путь с натюрмортов. Для рококо типичные небольшие комнаты с закругленными углами или же овальные в плане. Так же находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг.
Они находились в полном согласии с эстетикой Рококо. Вместо огромных парадных залов барокко появляются небольшие нарядные салоны рококо. В 1734 г. он выпустил собрание своих декоративных работ под названием «Книга орнаментов». Подобные элементы отрабатывались художниками-орнаменталистами.
Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Рококо несёт в себе в основном орнаментальную направленность само его название происходит от сочетания двух слов: барокко и рокайль (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка ракушками и камешками фонтанов и гротов). (до этого архитектор работал в Украине), созданы в стиле рокайля. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Иллюзия торжествует. С этого времени в мастерской Давида начинает складываться то классическое направление в искусстве, которое позднее будет названо ампиром (что означает «стиль империи»).
Это портретная живопись Антропова и Рокотова. bagatelle — безделица, пустяк). Модным словом становится bagatelle (фр. Меньше ему удавались монументальные и декоративные работы (Дени Дидро, родоначальник французской художественной критики, в одном из своих «Салонов» обращался к Лемуану с призывом: «Делайте портреты, но оставьте памятники»).
Используются резьба, золоченая бронза, фарфор, мозаика из камня или различных пород дерева, лаковая живопись и т. д. С барокко данный стиль схож общим стремлением к завершенности форм. Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие). Это пасторали (идиллические сцены из жизни пастушек и пастухов), галантные сцены и мифологические сюжеты эротическим оттенком. Проникнув во Францию, мушки за несколько лет превратились из средства маскировки в молчаливые слова «галантного языка»: пара родинок, наклеенных над верхней губой и на левой груди, сообщали кавалеру, что путь от губ ведет к сердцу, мушка между виском и глазом говорила о страстности своей хозяйки, вырезанная в форме полумесяца обещала вечернее свидание.
«Изящный» – ключевое слово данной эпохи. Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере. Изначально этот термин относился лишь к маленькой части стиля, а именно к украшению фонтанов и модных тогда садовых гротов «диким» камнем и «рокайлями» – раковинами (настоящими, каменными, а чаще – гипсовыми). Ярко-красный, алый цвет именовали la fillette (как у девочки).
Рококо – стиль, основанный на детали. Музей изобразительных искусств им. В распространении стиля Рококо важное значение имеют биографии отдельных мастеров.
К 1757 относится триумфальный успех Фальконе в Салоне, где он выставил Купальщицу и Грозящего амура (обе — Париж, Лувр). стиль рококо повсеместно вытесняется классицизмом. Живопись рококо отображает богатство тонких переливов цвета. Данный поступок можно рассматривать как призыв художника к защите отечества. Еще Дидро в свое время говорил о Буше: «Его распутство должно пленять щеголей, легкомыслящих женщин, молодежь, людей света, то есть всех тех, кому чужды истинный вкус и правдивость». Наиболее известным для русскоязычного читателя является, наверное, Жан-Марк Натье (1685-1766), так как путешествуя в 1717 году по Голландии, он познакомился там с Петром I, написал его портрет и получил приглашение стать придворным живописцем. Маскарад и жизнь для такого человека являются синонимами.
Картина пронизана вибрирующим светом, который, сочетаясь с золотистыми, нежно-зелеными и бледно-розовыми тонами, делает изображение трепетным и подвижным. Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. Отдельные детали туалета и отделки подвергаются дальнейшему совершенствованию. приехал с архитектором Ж. Б. Леблоном по приглашению ПетраI в Петербург. В период Неоклассицизма середины и второй половины XVIIIв. В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя). 1737), мать, читающая вместе с маленькими дочерьми молитву возле накрытого к обеду стола («Молитва перед обедом», 1744).
Этот метод "пропускания" живого восприятия действительности сквозь призму идеала характерен не только для искусства Батони-портретиста, но и для его творчества в целом и знаменует начало нового направления европейского стиля – классицизма конца XVIII столетия. 1709). Антуан Ватто родился в 1684 г. в Валенсьене в семье кровельщика. Уже давно установлено, что баховская таблица расшифровки мелизмов (значков, которыми кодировались определенные мелодические обороты, украшавшие основные звуки мелодии) есть не что иное, как упрощенная таблица французского композитора дАнглебера.
Кювийе, подобно Мейссонье, создал около пятисот рисунков для гравюр, впечатляющих экстравагантностью, бесконечной фантазией, даже вычурностью. Зародилось рококо ещё в XVII столетии во времена правлении Людовика XIV – «короля-солнце», а превратилось в господствующий стиль уже в XVIII столетии, когда на престол взошёл Людовик XV (1720-1774 г. г. ). Впервые о художнике заговорили после создания им картины «Отец семейства, читающий Библию». 1754, Париж, Лувр).
В 1750-х гг. В тесной связи со стилем рококо стоят также фиабы (драматические сказки) Карло Гоцци, который растворял жизнь в потоке изощренной иллюзии. Однако искусство рококо имело ярко выраженные, только ему присущие особенности. ниже). Молодыми современниками Верне были Луи Габриэль Моро Старший, писавший изысканные по колориту виды Парижа и его окрестностей («Холмы в Медоне») и Гюбер Робер, побывавший в Италии, любивший писать античные руины и соединявший в одной композиции несколько разных памятников.
В период его расцвета богатая знать увлеклась предметами, привезёнными с Востока. Расписывались и стеновые деревянные обшивки (панели).
Приложение 1). Исполненные им бюсты из мрамора и терракоты приводили современников в восхищение.
Пино вернулся во Францию, где стал одним из ведущих орнаменталистов стиля Рококо. Термин рококо в ироничном смысле (добавив к слову рокайль двойное окончание, наподобие: обезьянничанье) использовал Ж. Ж. Руссо, когда высмеивал вкусы и нравы эпохи маркиз. Неопределенные — лавандовый цвет (цвета льна или холодного золота), серо-лавандовый (зеленоватого оттенка) — и экстравагантные названия: цвет живота только что постригшейся монахини. Иногда занимательные эффекты перемещались прямо в музыкальную сферу, пародируя или изображая коллегу-композитора или передразнивая некоторые профессиональные привычки самих музыкантов.
Можно сказать, что это был своеобразный шаг назад. Главным (как и в любое время) было мировоззрение.
В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). мотивы рококо достаточно ясно звучат в творчестве Д. Давыдова, Батюшкова и главным образом раннего Пушкина, а также других поэтов, которые прививали русской дворянской поэзии жанр анакреонтической песни, эротической элегии, галантных мифологических «картин» и пр. В России в начале XIXв. Великосветская знать, разбогатевшая буржуазия считали своим долгом иметь в своем дворце или отеле «китайский зал», отделанный деревянными лаковыми панно, обставленный китайской мебелью и украшенный китайским фарфором.
В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. rococo), рокайль (от орнаментального мотива рокайль), стиль, получивший развитие в европейских пластических искусствах первой половины XVIII в. Возник во Франции в период кризиса абсолютизма, отразив свойственные аристократии гедонистические настроения, тяготение к бегству от действительности в иллюзорный и идиллический мир театральной игры. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Он мастер мимолетного наброска с натуры. Именно в это время (1709-1728) Маттиас Даниэль Пеппельман строит знаменитый дворец Цвингер – жемчужину саксонского барокко, где теперь расположена Дрезденская картинная галерея.
Стиль рококо впервые в истории культур воздвиг удобство и комфорт в ранг искусства. Идеал женщины в эпоху рококо меняется. Однако до середины XIXв. Появление же самого слова рокайль граничит с эстетикой Большого стиля эпохи Короля Солнце ЛюдовикаXIV (вторая половина XVIIв. ). Вьена, синтезировавшего в своем творчестве два стиля: классицизм и рококо. Совсем юное, почти детское лицо проникнуто ощущением покоя и безмятежности. Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник».
Помпео Джироламо Батони (1708-1787 гг). в Петербурге. Нежно-голубые и розовые краски зазвучали в пейзажах Каналетто и Ф. Гварди. По возвращении на родину им была выставлена картина «Велизарий, просящий подаяние» (1781). В Риме на протяжении пяти лет (1775-1780) Давид изучал античное искусство, а также творчество мастеров эпохи Возрождения (Рафаэля и художников болонской школы) и барокко.
Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. Развития направления позволило пересмотреть идейную наполненность картин. можно сказать, что рококо — это «гламур» XVIII века, целиком обусловленный особым образом жизни: богатым, праздным, наполненным красотой и изяществом, флиртом и соблазнением.
При Елизавете новый импульс развития получают отечественные наука и искусство. Он испытал заметное влияние итальянских мастеров XVII-XVIII вв. Мода на шинуазри открыла путь идеям Просвещения в завуалированной форме сказок, притч, аллегорий, стилизаций. Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо. Их поэзия – это «поэзия мимолетностей» (posie fugitive), которая живёт мигом и является грациозным порождением великосветской суеты.
Видным художником является Пьетро Лонги. В 1728 г. на т. н. Выставке молодежи, которая устраивалась под открытым небом на площади Дофина, Шарден показал две работы — «Скат» и «Буфет».
в Германии встречается синоним рокайля — «Grillenwerk» (вычурная работа). Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. Флора — подлинный шедевр камерной пластики. Стиль стал новым способом мироощущения, способом пересмотреть ценности и идеалы. Другие известные примеры рококо портретного включали: Гете в Кампаньи (1787) немецкого художника Иоганн Генрих Вильгельм Tisschbein и Моцарт в Pianoforte (1789) их он написал с помощью австрийского художника Джозефа Ланге.
в живописи С. Риччи и Дж. Б. Тьеполо, к примеру в Палаццо Лабиа. Роль динамичных криволинейных форм, значимых уже в барокко усиливается. Еще одна особенность заключается в том, что даже в Париже стиль рококо формируется в 1740-х гг. Здесь господствуют безудержная фантазия и камерная подчеркнуто хрупкая декоративность. Позднее он стал брать уроки у живописца Клода Жилло, а затем — у гравера Клода Одрана.
Мейссонье. Клод Мишель взял имя Клодиона, словно предчувствуя свою исключительность в многочисленном семействе потомственных лотарингских скульпторов и декораторов Аданов, с которыми был связан по материнской линии.
Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). Стилю Рококо 1730—1740-хгг. Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п.
Графиня Дю Барри была созданием этой эпохи. Но теперь её форма резко изменилась.
Помпео Батони не был мастером-монументалистом. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого – возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность.
Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу. Бернардо Беллотто работал также в Германии. Постепенно форма раковины стала основным декоративным мотивом, который и называли словом rocaille от roc – скала, камень, грот. Большой успех Шардену принесли жанровые работы, написанные в 1730-1740-х гг. Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Отделка предметов достигает высочайшего уровня.
Продолжая традиции искусства рококо, Фрагонар достиг особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Остров Цитера — неприступная цитадель богини любви Венеры.
Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. Ватто представил в Академию одну из лучших своих картин — «Паломничество на остров Киферу» (1717). cartel – карта, свиток бумаги). Однако, являясь логическим завершением тяжеловесного барочного искусства, рококо трансформировал некоторые его идеи в нечто принципиально новое, непохожее на искусство своего предшественника.
Классическая мебель в этой стилистике получает более яркую, необычную обивку. Происходил из среды ремесленников. На портретах изображено то, что художник наблюдает в действительности. Утянутые корсетом «в рюмочку», напудренные до бумажной белизны, которую оттеняли атласные и бархатные «мушки», – они напоминали хрупкие фарфоровые статуэтки.
Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Давид изобразил его сидящим у городских ворот Константинополя и просящим подаяние. О каких характерных особенностях в музыке можно говорить в связи с этим стилем. В ранний период развития французского рококо (примерно до 1725) в отделку помещений вводился дробный орнамент, предметам обстановки придавались прихотливо изогнутые формы (так называемый стиль регентства). Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии. Хотя художник писал в стиле рококо, в его творчестве сильны реалистические тенденции.
Реалистичная и правдивая жанровая живопись Шардена раскрывает перед зрителем мир искренних человеческих чувств, связывающих героев его картин. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Его кисти принадлежат такие произведения, как "Падение Симона-мага" (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), "Ахилл среди дочерей Ликомеда" (Флоренция, Уффици), "Возвращение блудного сына" (Турин), "Кающаяся Магдалина" (Дрезденская картинная галерея), "Святое семейство", "Геркулес на распутье", "Великодушие Сципиона Африканского" (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см. Французский скульптор. стиль Людовика XV.
Если в картине «Убитый Лепелетье» художник скрыл некрасивость профиля героя, запрокинув его голову, то в новом произведении изображенного мог узнать любой. Рококо – стиль, основанный на детали. Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных.
Само собой, что внешняя отделка инструмента: вычурная, богатая, полная мелких украшений и тончайших деталей неизбежно дополняла единство стиля. Во многом такой эффект был достигнут благодаря лаконизму, обобщенности и большим планам. Дело в том, что крой тогдашних туфель с «французским» каблуком- рюмочкой действительно зрительно уменьшал ступню. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики.
по документу из РГИА). Поэты рококо, воспаряют в мир феодальной сказки из которого изгнано всё, что может напоминать о грубой прозе окружающей жизни, отталкиваясь при этом от мира «низкой черни». в Майссене).
При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны. Рейнольдс был ярым поклонником швейцарской портретистки Ангелики Кауфман (1741-1807). Грёз посетил Италию, но эта поездка мало что дала ему. В них есть все: от изгибающихся стен и волнистых порталов, невероятных аркад и висящих в воздухе галерей до капризных дверных ручек извивающихся светильников и невероятных картинных рам.
Но удивительная гармония красок и мастерство исполнения позволили Шардену показать материальную сущность предметов, сделать их осязаемо реальными. Венера, нимфы и амуры затмевали остальные божества. В это же время появилась еще одна картина Давида — портрет графа Потоцкого (1781), который был написан благодаря одному эпизоду из жизни мастера. Ходить в таких туфельках было неудобно и утомительно – но красиво. Б. Лемуан во Франции, И. И. Кендлер в Германии).
Эти ассоциации усиливались многими фонтанами и водоёмами, разбросанными по регулярным паркам времен Людовика XIV. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. До середины XIX века искусство рококо не выделялось как отдельное стилевое направление.
В 1721г. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. Скульптурная деталь, применяемая для украшения фасада, делается более выпуклой, приобретает самодовлеющее значение, не подчиняясь больше основным архитектурным линиям.
слово рококо не являлось названием художественного стиля, его употребляли исключительно в негативном значении иногда в качестве синонима слова барокко (которое тоже считали наименованием дурного вкуса). Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями.
Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. Рококо – изысканный и утончённый стиль начала восемнадцатого века. В 1734 г. за композицию «Ринальдо и Армида» Буше получил звание академика.
Чаще всего художник писал знатных лиц. На картине изображена женщина из народа, по-прежнему верная идеям революции. Наполеон выразил желание, чтобы в произведении искусства было прежде всего отражено восхваление империи и тогда Давид по его заказам написал две крупные композиции: «Коронование императора и императрицы» (1806-1807) и «Присяга армии Наполеону после раздачи орлов на Марсовом поле в декабре 1804 г» (1810). Развитое рококо (примерно 1725-50) широко использовало в декоре резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д. в убранстве помещений большую роль играли рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях (десюдепорты и др. ), а также многочисленные зеркала, усиливавшие эффект лёгкого движения (так называемый стиль Людовика XV). Наряду с рисунками, гравюрами, эскизами для гобеленов и фарфора, театральными декорациями (оформление оперы-балета «Галантная Индия», 1735), художник создавал и станковые картины, отличающиеся той же декоративностью. Особую роль стали играть зеркала.
Естественно, внутри все было еще пышнее, чем снаружи. В современном дизайне его можно использовать подетально, сочетая с другими стилями. Эти декоративные мотивы пользовались большой популярностью и были включены в арсенал декоративных средств под названием genre pittoresque (живописная, живая манера). Сияние кожи оттеняли «мушками» – фальшивыми родинками, вырезанными из черного бархата или тафты. Этот стиль отличался легкостью, грациозностью интимно-кокетливым характером.
Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре. Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Ротье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Рококо в живописи стал более утонченным и интимным аналогом барокко. Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно. Среди материала к «Клятве» были десятки портретных рисунков, характеризующихся достоверностью и правдивостью, среди которых, например, рисунок головы Лепелетье де Сен-Фаржо, убитого монархистами.
Налицо повальное увлечение т. н. На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. ) приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). Женщины, жившие в этих домах, не были похожи на пышных красавиц Тициана и Рубенса.
Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой.
«осколки раковины». Стены членятся тонкими тягами на отдельные панно, расположенные в два ряды. По сути, этот образ можно рассматривать и как образ самой революции, недаром между синим фартуком и белой повязкой ярко пламенеет красная косынка (три цвета революционного знамени). Примерно в это же время Давидом было написано одно из самых значительных полотен эпохи — «Зеленщица» (1795).
Вот таким образом рокайль не несет в себе конструктивного смысла и качеств тектоничности. Если для барокко необходима вся гамма эмоций – от радости до трагедии, то для наслаждающихся рококо – лишь изысканно тонких изящных. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии.
К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Так, в знаменитом интерьере — Зеркальном зале Отеля принца де Субиз (Htel Soubise), классике французского Рококо, оформленном по проекту архитектора Жермена Боффрана (1667—1754), живописные десюдепорты созданы выдающимися художниками своего времени, в том числе Франсуа Буше. Любил также работы французской портретистки Элизабет Виже – Лебрен (1755-1842).
Еще один цвет, зеленовато-бежевого оттенка, называли caca doie (тот же продукт, но не дофина, а гуся). Есть только настоящее, без прошлого и будущего. Духовная опустошенность, эмоциональная усталость на закате Рококо породила сентиментализм, который плавно перешел из эпохи маркиз в век демократических идеалов Просвещения. Любимыми темами художников Рококо были не сила и страсть, а нежность и игра.
Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов. Её наиболее последовательным выражением являлась «легкая поэзия» XVIII в. (галантная пастораль, любовная песенка), которая воспевала прелести «Цитерских забав» и могущество «плута Купидо», слепо подражала образцам французского рококо. Место недосягаемого идеала красоты занимает доступное и пикантное.
Шили эти орудия добровольной пытки из кожи, замши, атласа, парчи и бархата. Художник изображал быт третьего сословия Франции — мелкой буржуазии и трудового народа.