По силе выражения «Портрет старушки»пера гениального Рембрандта из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина представляется одним из самых законченных в этой серии. Но и старушка с портрета и другие его старики как бы говорят с портретов – это не страшно.
Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. Кто любит очень сильно своих внучат. В последние годы творчества художник усилено работал на стирании грани дистанции между портретируемым и живописцем, пытался по большей части уловить внутренний мир модели, этот портрет является тому примером. Взгляд глаз затуманен, а уголки губ скорбно опустились вниз. На этом уроке, мы будем рисовать портрет старенькой бабушки лет семидесяти. Надпись «АЕТ 76» говорит о том, что Эйтенбогарту было семьдесят шесть лет, когда была написана картина. Он обращен внутрь, в себя, «в уединенье душ».
Идёт смена настроения и эмоций на лице и нам кажется, что эти мысли текут какой-то чередой. Картинная галерея. Это мамина мама и папина мама. Жениться на Хендрике Рембрандт не мог. Недаром очень остро чувствующему Рембрандта Ван-Гогу чудилось в его портретах что-то «светоносное и утешающее».
И вновь на полотне виден духовный образ, художник запечатлевает на нём всю жизнь человека. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. Это возвышает даму, она здесь немного монументальна. И фон картины золотистый, мерцающий. Художник больше уделяет внимание рукам, одежде, а лицо пожилого мужчины почти закрыто.
И одновременно напряженно нарастает в картине звучание красного цвета. Возможно, это уже даже прабабушка. Величие и глубина таланта Рембрандта раскрылись особенно полно в его позднем творчестве.
Барокко. Кто печет самые вкусные на свете пирожки. Возможно, лучший из портретов Рембрандта. Неровный свет идёт как бы от души человека. Хейндрике отказалась отречься от любимого и тогда её саму отлучили от церкви. Он был художником с необузданной фантазией, сумасбродом и в жизни и в искусстве и только со временем в его творческом методе открыли поразительную логику и тогда его дар окрестили «пророческим». «Портрет старушки» отличается особым психологизмом. Великолепный красный цвет бархата на первом плане и сверкающий золотом тюрбан в глубине обеспечивают зрительную четкость в целом строгому изложению сюжета.
Кассель. Мастер тщательно выписывает руки, а одежду даёт мелкими мазками. Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами. Рембрандт достигает этого, давая беспокойное движение свето-тени. Художник нахлобучивает на него шляпу, которая просто придавливает старика и скрывает его лицо. На лице – печаль далекого воспоминания. Свет то вспыхивает, то угасает, как бы наслаиваясь один на другой.
Для Рембрандта это было ещё одним ударом. У каждого ребенка обычно бывает по две бабушки. Холст, масло. Портрет Николаса Рутса 1631Этот портрет показывает нам, какого рода клиентура была у Рембрандта в конце десятилетия, благодаря его умению изображать представителей высшего общества, чьё богатство проявлялось не только в выставленных напоказ драгоценностях и одежде, но также в позе и манере держаться. Портрет Яна Утенбогарта (Иоганн Эйтенбогарт) 1633. Нидерланды (Голландия). Ну, конечно, бабушка.
То есть такое движение можно сделать последовательно. «Портрет старика». Он не обращен на зрителя в суетном желании остановить его, забрать его внимание целиком. К середине 50-х годов в жизни Рембрандта произошли перемены. 175, 5 x 210, 5 см.
Если мы попытаемся сделать на лице такое же мимическое движение, то нам это не удастся. Рембранду удалось это сделать играя светом и ретроспективой, ловко нанося мазки тёмной краски, ему удалось создать сложнейшие комбинации оттенков серого и тёмно-серого, ловко создав с помощью них сложные сочетания теневого цвета. Из мерцающей тьмы, обволакивающей фигуры и лица, потайной фонарик художника как бы выхватывает, реализует мир высшей духовности.
Интересно, что сначала Рембрандт написал белый воротничок. У них родилась девочка Корнелия, её назвали в честь матери художника. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. Она словно уходит в свою жизнь. И мы начинаем всматриваться в эти старческие черты лица. Горькое одиночество сквозит в согбенной фигуре, наполовину поглощенной мраком. Кто поет песенки и рассказывает сказки на ночь.
И это очень большое счастье – иметь бабушку. Сначала — воспоминание, потом — удивление и потом — горький приговор этим воспоминаниям. Лицо пожилого мужчины почти закрыто.
Мы либо поднимем брови, либо опустим уголки губ. Кто вяжет теплые носочки и варежки. В «Портрете пожилой женщины» лицо гораздо мельче, художник больше уделяет внимание рукам, одежде.
Хендрикье тоже полюбила художника. Рембрандт не мог себе позволить потерять последнее средство к существованию. Государственный музей, Амстердам Священник-ремонстрант (протестант) Иоганн Эйтенбогарт (1557—1644) играл ключевую роль в процессеобращения Голландии к протестантизму. Попробуем нарисовать карандашом поэтапно бабушку или прабабушку. У всех портретов Рембрандта этого времени особенный взгляд.