Существует два портрета художника Ивана Ивановича Шишкина, написанных Иваном Крамским: 1873г. Портрет И. И. Шишкина был выставлен на XIX Передвижной художественной выставке под авторским названием «Пробный оттиск». Портрет художника Ивана Ивановича Шишкина— картина русского художника Ивана Николаевича Крамского, созданная в 1873г.
По заказу Третьякова Крамской написал серию портретов для создания галереи выдающихся русских людей, среди которых и появляется портрет пейзажиста Шишкина. Подбор репродукций с портретами известного русского художника и аннотации к ним были подготовлены старшим научным сотрудником Дома-музея И. И. Шишкина Надеждой Курылёвой. Предлагаемый комплект открыток «И. И. Шишкин в портретах» знакомит с портретным рядом художника Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898 гг. ). Портрет И. И. Шишкина — одна из ранних работ К. Е. Маковского (1839-1915). И. крамской как портретист создал ряд портретов своих знаменитых современников, а И. Шишкина писал даже дважды.
Во второй половине 70-х годов XIX века Илья Ефимович Репин создал целую галерею портретов выдающихся деятелей русской культуры, в том числе И. И. Шишкина, обнаружив чисто репинскую жизненность и яркость психологических характеристик. В 2008 году Елабужский государственный музей-заповедник выпустил набор открыток «И. И. Шишкин в портретах».
Творчеству Аксакова, как и Шишкина, не присущи вымысел, фантазия. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь».
8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. Под изображением подпись художника: «Сам с себя 1854 17 февраля». Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника.
Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Дубы, как и сосны, в его представлении стали своего рода символом, метафорой этой мощи. Этот шедевр известный многим ценителям живописи еще с детства, был написан в 1878 г. Картина «Рожь» передает широту русской земли и души русского человека: две трети полотна занимает голубое небо с низкими белоснежными облаками, а остальное пространство отведено ржаному полю, в некоторых местах которого прорастают высокие сосны. Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина "Корабельная роща" (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции.
Но детали не нарушают целостности общего впечатления. Их знакомство, важное для обоих, произошло, по-видимому, в конце 1866 года. К началу семидесятых годов, как следствие бурного развития в России капиталистических отношений и новой волны революционно-освободительного движения, вся социальная жизнь в стране значительно осложнилась и перед реалистическим искусством встали новые, более многообразные задачи.
Картиной "Рожь" завершаются в семидесятых годах завоевания Шишкина – пейзажиста эпического склада. Уже к началу шестидесятых годов, ко времени намечавшегося разрыва прогрессивных художественных сил с отживающим, омертвевшим академизмом, Шишкин заявил себя мастером, тяготеющим к правдивому, жизненно убедительному отображению родной природы.
В последнее десятилетие своей жизни художник полон удивительной творческой силы. Вариант того же мотива мы находим в картине Омского музея изобразительных искусств Старые липы (1894). Таковы Швейцарский пейзаж (1866) – вариант картины Вид в окрестностях Дюссельдорфа или, например, пейзаж В роще (1869) – более светлый по колориту и чуть более пространственный, чем его ранний вариант 1865 года.
Высказывания молодого художника отличаются независимостью, порой резкой прямолинейностью. Правда, судя по заграничным этюдам Шишкина, в частности, по пейзажу Буковый лес в Швейцарии (1863) исполненному в период занятий у Коллера, профессиональное мастерство молодого художника, несомненно, выросло, палитра стала светлее, рисунок крепче. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. В нем в какой-то мере развивается мотив пейзажа Полдень.
Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. Работа над картиной происходила в 1889 году.
9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. В окрестностях Москвы. Так, В. В. Чуйко писал: Поразительнее всего его Туман. Однако талант автора от этого не становится меньше – стоит взглянуть на произведение «Итальянский мальчик». Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. Однако первые два меньше всего нравились Шишкину.
Правда, трактует он его спокойно и сдержанно. И. Н. Крамской занимает особое место среди художников, писавших портреты И. И. Шишкина.
Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». Мери-Хови (1889), созданный в излюбленной художником местности близ станции Куоккала.
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Однако, несмотря на все достоинства картины, современники отдали предпочтение другому произведению Шишкина Туман (местонахождение неизвестно), экспонировавшемуся одновременно с ней на восемнадцатой передвижной выставке. Солнечный день (1895) – тоже одна из удачных работ Шишкина позднего времени, когда он достигает поразительной виртуозности в передаче форм, не прибегая к дробной выписанности деталей. Здесь тот же прием трактовки зелени – почти намеком, быстрым сильным косым штрихом. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство».
Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. В картине Лесная глушь все просто и вместе с тем необычно. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Художник их штудировал прямо в лесу.
Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии), породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Легкие тени скользят по коре, падают на землю. Среди долины ровныя.
Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). Этот прием усиливает ощущение широты пейзажного образа.
Впереди – синяя пропасть, наверху – такого же цвета ясное, но грустное небо. Выразительный мотив стелющихся над землей горизонтально расположенных ажурных листьев, как бы создающих верхний невесомый настил почвы, с давних пор привлекал Шишкина и неоднократно им варьировался в рисунках, офортах и этюдах, встречался в его картинах. Позже Шишкин и Маковский станут членами Общества товарищества передвижных выставок. Он кропотливо изучает натуру. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие.
В том числе и поэтический пейзаж В лесу графини Мордвиновой. Конкретность и жизненность образа сочетаются в ней с обыденностью мотива.
– один из самых пространственных пейзажей русской живописи. Но уже в следующем году он снова возвращается к проблеме сиюминутного состояния природы в картине Дождь в дубовом лесу (1891). Этюд Полдень.
Весной 1863 года Шишкин отправляется в Цюрих, чтобы поступить в мастерскую Рудольфа Коллера, где намерен, в частности, поупражняться в изображении животных. Главной темой исполненного Шишкиным этюда Полдень. Картина имеет чрезвычайно внушительный вид, здоровая, крепкая и даже колоритная. Завоевав право на заграничное пенсионерство, Шишкин не спешил покинуть родину. В глубине – уходящие в черноту леса стройные ряды деревьев.
Так была основана Артель художников, куда вступает и Иван Шишкин в конце 1860-х годов. Крамским. Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остается неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Подтверждением тому служат не только данная и ряд других близких ей картин, но и множество превосходных графических листов с изображением неба, облаков, которые в дальнейшем именно в графике будут постоянно интересовать Шишкина (но, конечно, это не то взволнованное проникновение в жизнь неба, которое мы находим у Ф. А. Васильева).
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Картины напоминают красивые, но все же случайно сделанные фотографии. Характерно, что первоначальный натурный рисунок становится и эскизом картины.
Сейчас эти мечты стали явью. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Подобного рода тональные рисунки представляют собой одну из вершин в развитии его графического мастерства. Все полно жизни.
Практически каждый русский художник писал дорогу среди бескрайних полей. Мелкая, скрупулезная техника уступает место мягкому обобщению форм. Художник Шишкин, как ни кто другой видел в природе леса все потаенные красоты в диких заросших местах куда редко ступала нога человека. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу».
В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину "В окрестностях Петербурга" (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. «Небольшой автопортрет 1854 года, написанный Шишкиным старательно, но не сухо, показывает, что юный художник достаточно прочно усвоил основы рисунка с натуры» (Ф. С. Мальцева «Мастера русского реалистического пейзажа.
На ней мы видим дикое место с буйной растительностью среди скал и в расщелинах камней. 1.
Внизу, за утесом, уходит вдаль лесной массив, сливающийся с туманом. Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. Все сковано морозом и погружено в тень. Это суховато написанное (как обычно у Клодта) произведение маловыразительно по живописи.
Мери-Хови. Подобная тенденция характерна только для работ, где используется большая цветовая палитра. По истечении полугода занятий он покинул его мастерскую. Прослеживаются схожие черты с автопортретом, над которым в 1856 году работал сам Шишкин.
Данный комплект не претендует на полное раскрытие образа И. И. Шишкина. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
О тех годах очень хорошо сказал известный революционер-демократ Н. В. Шелгунов. Изображая на заднем плане то освещенные, то погруженные в тень стволы, а совсем вдали деревья, которые видны уже до самых макушек, Шишкин создает впечатление большого, просторного и светлого леса. Их он стремился передать как можно конкретнее. В его облике нету еще того горя, которое поселится через несколько лет и— навсегда. И. Шишкин остался один с маленькой дочерью Лидией (1869—1931).
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Биограф И. И. Шишкина А. Т. Комарова вспоминала: «Ни один человек не имел на Ивана Ивановича такого сильного влияния, как Крамской, он всегда вспоминал его, когда затруднялся чем-нибудь в картинах или хотел знать беспристрастную оценку своих вещей». К наиболее значительным листам относится рисунок Крымские орешины (1884) исполненный в той же технике угля.
С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. 1891 год оказался чрезвычайно плодотворным для Шишкина.
Перед зрителем— художник-пейзажист, вышедший искать натуру для своих полотен. Во время учебы его работы неоднократно отмечались наградами: в 1856 г. двумя малыми серебряными медалями, в 1958 г. – большой серебряной медалью, в 1859 г. – малой золотой медалью, а в 1860 г. – большой золотой медалью и пенсионерством для дальнейшего обучения за границей. С 1861 г. по 1866 г. Иван Иванович Шишкин занимается в мастерских известных европейских художников, осваивает технику литографии и офорта, технику рисунка пером. В 1865 г. он возвращается на родину и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» ему присваивается звание академика. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Вот таким образом так художественно совершенны этюды мастера, будь то укромный уголок природы или законченная пейзажная композиция (Пруд в старом парке, 1890-е гг. ).
Он создал по памяти ряд портретов-набросков, среди которых целая серия рисунков под названием «Шишкин на заседании Совета Академии художеств». Картина была подписана двумя художниками: Шишкиным и Савицким.
Разрабатывая тему облаков, Шишкин воплощает ее и в большом станковом рисунке Облака. Лучшим в этой группе произведений можно считать Ручей в лесу. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке).
В нем есть продуманная, но не бросающаяся в глаза организованность. Наряду с такими разнообразными полотнами, как Сосны на берегу моря, На Севере диком. Тяжёлые душевные переживания надломили, но не сломали художника. Шишкин тонко чувствует особенности и красоту графического языка. Валаам (1858, 59. Произведения, созданные им в подобной комбинированной технике (карандаш, уголь, соус, тушь, мел, белила), особенно живописны и по-своему поэтичны.
В период творческой зрелости, в семидесятые и особенно в восьмидесятые годы, когда полностью сложилась его реалистическая концепция пейзажного образа, глубокая типизация и эпический размах становятся отличительными признаками лучших жизнеутверждающих полотен мастера. Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) — как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу.
Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. В сентябре 1864 года Шишкин поселился в Дюссельдорфе. Два больших ствола уравновешивают левую часть картины с правой, где у косогора, поросшего соснами, блестит, отражая небо, чистая вода ручья.
Это живое лицо разом делающее вас, постороннего наблюдателя, знакомым художника. В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность». Именно в восьмидесятые годы как никогда окрепла вера передвижников в народ. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года.
Как вспоминала А. Т. Комарова, племянница И. И. Шишкина, будущий художник «сейчас же свёл с ними знакомство.
Создаваемые Шишкиным и Куинджи художественные образы их творческие методы, приемы, как впоследствии и система преподавания, резко отличались, что не умаляло достоинство каждого из них. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. Шишкин здесь большой мастер, но мастер, находящийся в известной мере под чужим влиянием.
Шишкина и Крамского связывала долгая и плодотворная дружба, они часто работали вместе. Чувствуется глубина оврага, глушь. Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. Картины с названиями этого живописца передают простоту, доброту и глубину его души, но концепция произведения становится понятной после долгого и пристального разглядывания. Кажется, художник не пишет, а свободно лепит его кистью. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь».
В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. Таков, например, подробно повествовательный рисунок Первый снег (1860), несущий следы венециановского непосредственного видения действительности. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой.
В картине 1867 года В церковной ограде. На рисунке И. Е. Репин изобразил И. И. Шишкина в период преподавания в Академии художеств (1894–1895), где он был профессором-руководителем пейзажной мастерской Высшего художественного училища. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы.
В том числе:– «Поляна» (The Clearing, 1878) – 289 250 фунтов стерлингов (25 ноября 2008, Sothebys)- «Лесной пейзаж» (Forest Landscape) – 847 400 долларов (15 апреля 2009, Sothebys)– «Ручей» (The Brook) – 722 500 долларов (2 ноября 2009, Sothebys)– «Темное дерево» (The Dark Wood) – 1 217 250 фунтов стерлингов (7 июня 2010, Sothebys)– «Стога, Преображенское» (Haystacks, Preobrazhenskoe) – 397 250 фунтов стерлингов (28 ноября 2011, Sothebys)- «Сосновый бор» (Pine Forest) – 881 250 фунтов стерлингов (26 ноября 2012, Sothebys). Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Интерес и любовь к своему краю отец Шишкина передал своему сыну – будущему художнику.
Отсюда так безукоризненны были впоследствии движения его острой граверной иглы. В апреле 1862 года вместе с В. И. Якоби Шишкин выезжает за границу имея при себе письмо от А. П. Боголюбова к прославленному дюссельдорфцу Л. Кнаусу.
В этом безжизненном полотне налицо не столько правда изображения, сколько правдоподобие. При кажущейся хаотичности композиционное решение полотна очень продумано. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. Небезынтересно сопоставить это произведение с этюдом Вид в швейцарских Альпах (гора Малый Рухен) (1862) А. К. Саврасова, посетившего ту же страну за несколько месяцев до Шишкина. Большой пластичности и вместе с тем ощущения световоздушной среды Шишкин добивается и в картине Дубы (1887). На косогоре (1880). Это смело, ново, колоритно и в то же время правдиво1.
Сочетая мел с графитным карандашом и тушью, Шишкин добивается впечатления стремительно несущейся, пенящейся воды.
В ней настойчиво звучит призыв к сближению с университетским студенчеством. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Здесь он работал самостоятельно и прожил до окончания срока пенсионерства. Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя. Это относится прежде всего к творчеству чрезвычайно популярного в свое время швейцарского пейзажиста А. Калама, художника неглубокого, но с любовью изучавшего альпийскую природу, умевшего ее внешне опоэтизировать. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору.
Композиционной доминантой является группа деревьев в центре. Глядя на картину «Рожь», невольно вспоминаются строки из поэзии О. Мандельштама: «И сосна до звезды достает. ».
Это одно из самых совершенных произведений художника. По сравнению с очень уверенно написанным, крепким по рисунку, натурным Тевтобургским лесом (1865) Шишкина, в котором главное внимание сосредоточено на стволах двух центральных деревьев, резко рисующихся на светлом фоне, на их огромных темных сучьях и переплетающихся ветвях, образующих шатер зелени, впечатляющий своим размахом Пейзаж Каменева (явившийся, по-видимому, результатом работы художника в Тевтобургском лесу) выделяется оригинальностью замысла и картинностью созданного образа.
Идеи эти были глубоко восприняты Шишкиным., 1883, Киевский музей русского искусства Утро в сосновом лесу, 1889, ГТГ), совершенствует светотеневое решение картин (Сосны, освещенные солнцем, 1886 Дождь в дубовом лесу, 1891, обе – в ГРМ). Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий.
В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. В самой натуре Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). При всем обилии деталей многопредметное полотно производит очень цельное и внушительное впечатление. Опытный, зоркий глаз художника подмечает скрытую в самой природе гармонию.
Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. С Крамским у них были особенно теплые отношения.
Характерные мотивы Валаама переданы во всем их своеобразии. Процесс отбора идет даже на этой стадии. Училище возникло в 1893 году после реформы Академии. Шишкин мало что мог почерпнуть у такого наставника.
В едином серовато-зеленоватом тоне исполнена картина Дебри (1881). И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. Наряду с растительностью, он старательно изображал телеги, сараи, лодки или, например идущую крестьянку с котомкой за спиной.
В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. «Сосновый бор. Он попробует найти счастье еще раз. Весьма сложные по технике исполнения литографии Шишкина 1859 – 1860 годов Мокрицкий относил к лучшим литографированным пейзажам, какие до тех пор издавались в России. К приходу в училище Шишкин был полон отвлеченно-романтических представлений. Есть нечто общее между данной картиной и Лесным пейзажем (1857) одного из основателей так называемой дюссельдорфской школы живописи, представителя немецкого академического романтизма К. Ф. Лессинга.
Высокое небо со светящимися по контуру кучевыми облаками – не просто фон, а важный компонент пейзажного образа, который имеет выраженный национальный характер. Мы видим их, например, в пейзаже Сумерки.
Этот наивный, подражательный лунный пейзаж исполнен в традициях академического романтизма. Если бы поэт жил во время написания картины, наверняка эту строфу заимствовал бы Шишкин. В 80-90-х годах XIX столетия писались самые известные картины Шишкина.
Теперь он чаще прибегает к графитному карандашу, чем к стальному перу, чаще обращается к натурным наброскам, чем к рисованным картинам. На некоторых мы находим такого рода надписи: хорошо, эта, писать непременно, важнец. О графическом мастерстве Шишкина можно судить по рисунку Дубки под Сестрорецком (1857). За границей Шишкин с интересом знакомится с новым для него искусством.
Окрестности Москвы. Удивительный старик этот Шишкин. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1890) и целый ряд других.
С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Основу живописи у него составляет чрезвычайно богатый оттенками и в то же время сплавленный цвет, отчего все детали воспринимаются в единстве, а подвижный, динамичный мазок способствует ощущению живой трепетности окружающего мира. Однако коллекционер Третьяков стер его подпись и велел, чтобы картина стала полноценным детищем Ивана Шишкина.
Картины с названиями «Сосновый бор», «Бревна. В скором времени этот семинарист удивил всех своими успехами». Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина Утро в сосновом лесу.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Благодаря интересу к световоздушной среде, к колориту ему теперь больше, чем раньше, удаются такого рода произведения. Мастер смело экспериментировал.
Божия Благодать. Тут есть и настоящая сельская природа в ее естественном виде и мягкая поэтичность. Знаменательна стала она и для развития пейзажа. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким.
В то же время многие работы западных мастеров Шишкин не принимает. За полотно Вид в окрестностях Дюссельдорфа (ГРМ) в 1865 г. получил звание академика, за картину Лесная глушь (ГРМ) в 1873 г. – профессора.
Взору открываются огромные массивы лесов. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина "Туманное утро" (1885). В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Присущая Шишкину основательность, сказывающаяся в глубоком постижении свойств натуры, проявлялась также в создании картин (которым всегда предшествовала вдумчивая подготовительная работа) и даже в скрупулезном внимании к технологии живописи. Раздолье, простор, угодье.
Первая (1891) носила ретроспективный характер: свыше пятисот этюдов раскрывали творческую лабораторию художника, его поиски являлись замечательной школой работы с натуры. Недаром его называли швейцарским Поттером. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Создать же наполненное иным содержанием, утверждающее иные творческие позиции, новый подход к художественному образу, короче – истинно оригинальное произведение Шишкин мог только на родине, в окружении родной природы и в обстановке широкого демократического подъема, охватившего прогрессивные круги общества. Пожалуй, только Саврасов в картине Дорога в лесу (1871), менее замеченной современниками рядом с его шедевром Грачи прилетели, создал яркий образ лесной природы. Естественная точка зрения на уровне человеческого глаза, с которой он преимущественно пишет, дает возможность легко обозреть картину в целом и в то же время познакомиться с деталями.
Композиция построена на спокойном ритме стволов, а в основу колорита положены изменчивые оттенки зеленоватых, серых, голубоватых и коричневатых тонов. Натурные рисунки мастера (как и живописные этюды) почти всегда заключают элемент обобщения вместе с непосредственностью мотива. О его рисунках постепенно узнала вся школа.
На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: ". Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми мозолистыми от работы пальцами начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно чудом или волшебством каким от такого грубого обращения автора выходит все изящней и блистательней". В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Работы Калама рекомендовались в учебных классах Академии как образец для подражания. И вот из этих робких, но твердо намеченных шагов выработался целый путь и славный путь, путь, которым смело можно гордиться. Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей. Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу.
В 1867 г. эта картина была показана на Всемирной выставке в Париже. В 1870 г. художник становится членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок, вступает в Общество русских акварелистов. Иван Иванович Шишкин принимает активное участие в выставках в Академии художеств, Всемирных выставках в Париже (1867 г. и 1878 г. ), а также Всемирной выставке в Вене (1873 г. ). В 1873 г. он становится профессором живописи Императорской Академии художеств. Умер Иван Иванович Шишкин 8 марта 1898 г. С 2004 г. по 2014 г. на аукционах работы Ивана Ивановича Шишкина выставлялись достаточно часто. Художник приходит к новому пониманию законченного рисунка, в котором он сохраняет легкую, динамичную манеру, применяющуюся им в набросках. Предельно конкретным, безупречно точным рисунком художник выявляет мельчайшие особенности натуры. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Стремясь к воздушности, он не отказывается от предметности и материальности изображения. Но в этой же самой жизни есть великолепные стороны, которые нигде у нас в России покамест встретить нельзя и действие их так сильно и убедительно, что невольно попадешь под их влияние и влияние это благотворно.
Московское училище (возникшее из Натурного класса, организованного в 1832 году) в ту пору уже достаточно окрепло и приобрело свое лицо. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Умение избежать нарочитой красивости особенно сказывается в работе Саврасова, поскольку художник не побоялся выбрать весьма распространенный на Западе (эффектный сам по себе, часто используемый Каламом) натурный мотив.
Недаром на одном из эскизов художника мы находим такую запись: Раздолье, простор, угодье. В 1889 году Шишкин написал картину – «Утро в сосновом лесу».
Домотканово (1888). Деревня Константиновка близ Красного Села» и «Рубка леса» демонстрируют это наилучшим образом. Воздух словно напоен теплом.
Разбавляют все это несколько холодных оттенков, которые Шишкин мастерски распределил по картине. Помимо нескольких этюдов, завершают эту серию две картины 1887 года. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Здесь в то время разместилась шестая выставка передвижников, на которой экспонировались такие выдающиеся полотна, как Протодьякон И. Е. Репина, Кочегар и Заключенный Н. А. Ярошенко, Встреча иконы К. А. Савицкого, Вечер на Украине А. И. Куинджи.
Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Все это обусловило прекрасную сохранность его произведений. Окрестности Москвы. Картины (с названиями), большая часть которых представлена пейзажами, располагаются в Третьяковской галерее и других авторитетных государственных учреждениях, но судьба «Итальянского мальчика» остается неизвестной. Вместе с К. Е. Маковским И. И. Шишкин учился в Московском училище живописи и ваяния. Недаром, говоря о Манесе, Шишкин вспоминает старых больших мастеров. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской.
Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Немалую роль в творческой биографии Шишкина ранних лет сыграл его наставник в училище А. Н. Мокрицкий, в прошлом серьезно увлекавшийся пейзажем и сам учившийся у Венецианова. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день.
Пейзаж этот тоже глубоко поэтичен и так же, как и предыдущий, пронизан эпическим дыханием. Красоту живописи Шишкин ценил не саму по себе. Тесное общение с природой вызывает в нем желание как можно достовернее ее запечатлеть. Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. При общем для обоих мастеров стремлении быть максимально правдивыми в изображении природы, при сходстве их методов, основанных на пристальном, аналитическом изучении натуры и тяготении каждого к своего рода ее портретированию, само видение, восприятие и живописно-пластическая трактовка окружающего у них явно различны.
Многие рисунки он очерчивает (как было и в период ученья), чтобы лучше примериться к картине, на многие наносит масштабную сетку для перенесения на следующий эскиз или на полотно. Поездка на родину дала Шишкину тему другой его значительной картины Лесные дали (1884), красивой по соотношениям голубых, зеленоватых, голубовато-серых тонов. Этот портрет не вызывает чувства жалости. В связи с этим в работы молодых художников проникали определенные догматические приемы, накладывавшие однообразный отпечаток на их творчество.
Кажется почти осязаемой пластика ее любовно написанного смолистого ствола. Любовное в сочетании с аналитическим отношение к натуре проявляется прежде всего в этюдной работе Шишкина.
Элегическим настроением пронизана картина Вечерняя заря (1895). Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва.
Они давали богатый натурный материал.
Она играет важную роль в гравюре Ночь, построенной на контрастах светотени. Большую часть картины занимают серые облака. Это светлая, гостеприимная дорога, зовущая и манящая вдаль.
Само название картины, казалось бы, должно настраивать на грустный лад. Через несколько месяцев после создания этого портрета Иваном Крамским, в 1874 году, умерла жена И. Шишкина— Евгения Александровна (сестра художника Ф. А. Васильева, скончавшегося годом раньше). В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя. В отличие от И. И. Левитана, обратившегося к подобному же мотиву в картине Папоротники в бору (1895), Шишкин сосредоточил внимание не столько на листьях, сколько на всем лесном пейзаже в целом и прежде всего на стволах сосен, выступающих среди густой растительности.
Пейзаж отличает эпическая величавость, вместе с тем в нем ощущаются и мягкие, задушевные ноты.
Дремучая, озаренная холодным светом чаща с седыми елями. По сравнению с этюдом сосны исполненным в 1855 году, пейзаж Сосна на Валааме, написанный тремя годами позже, свидетельствует, насколько за это время возросли творческие возможности Шишкина. Казалось бы, написав картину Рожь, он достиг уже зенита славы, но впереди его ожидали новые свершения. Художник достигает здесь еще большей мягкости и богатства тональных оттенков.
В 1873 академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». Пожалуй, самым выдающимся результатом этой работы стал большой этюд Сосны, освещенные солнцем (1886) исполненный под Сестрорецком. К тому же многочисленные наброски и этюды, сделанные к картине, свидетельствует о второстепенной роли «соавтора» медведей он писал по эскизам, предложенным Шиш-киным.
Вечер», «Сосны, освещенные солнцем», «Дубки», «В лесу графини Мордвиновой. Понятно вот таким образом желание многих русских пенсионеров-пейзажистов побывать в Дюссельдорфе. Знаменитые строки стихотворения Н. А. Некрасова – Будь гражданин. Братцево и созданный в том же году (недавно обнаруженный в Лондоне) пейзаж Сосновый лес, определили как бы две основные сюжетные линии в последующем творчестве художника.
Из его класса вышла целая группа художников (среди них А. И. Мещерский, Ю. Ю. Клевер), в творчестве которых академические приемы сочетались с внешними эффектами, отличающими эпигонов романтизма. Картина В чаще леса (1871) Л. Ф. Лагорио, казалось бы, близкая по мотиву произведению Шишкина, по сути носит традиционно-академический характер. Один из самых совершенных – Берег моря. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». Колорит здесь играет решающую роль.
Выбранная им точка зрения (несколько снизу вверх) усиливает ощущение грандиозности уходящих ввысь деревьев. Впечатление глубокого покоя не нарушают ни два медведя у дерева с ульем, ни ястреб в небе. Достаточно обратиться к ранней картине начинающего художника Жатва (1850-е гг. ), отмеченной простодушно-безмятежным созерцанием натуры и стремлением подчеркнуть гармоническое слияние человека и природы. В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Он суров, величествен, но доступен. В этой более поздней авторской ремарке раскрывается суть созданного образа. Художник как бы вводит зрителя внутрь глухого северного леса, позволяя ощутить его жизнь.
Солнечный просвет на заднем плане, соотносясь с затененным передним планом, позволяет выстроить композицию картины пространственно, вводя в нее «нечувствительно», как сказали бы во времена Шишкина, зрителя. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Ученик и друг Саврасова, близкий ему по духу, по восприятию природы, он предстает как художник лирического склада.
Шишкин сосредоточил внимание на фрагментах природы, в связи с чем тщательно осматривал, прощупывал изучал каждый стебель, ствол дерева, трепещущую листву на ветках, воспрянувшие травы и мягкие мхи Воодушевление естествоиспытателя руководило кистью художника. Вечер", многие превосходные этюды Шишкина лучшей поры его творчества почти не упоминаются в искусствоведческой литературе. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Лиственный лес», «Еловый лес», «Дубы. Ее можно рассматривать как итог трехлетних занятий в училище. Шишкин работал над «Рубкой леса» в 1867 году во время поездки на Валаам.
Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. Однако малоинтересная в живописном плане, она утратила свойственную рисунку поэтичность. И в природе Крыма Шишкин находит созвучные своей душе мотивы – эпически величавые, жизнеутверждающие, простые. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен, кажется еще голубее.
Его образ органически слит с природой, навевающей элегическое, созерцательное настроение. Мачтовый лес в Вятской губернии". В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Для начинающего художника выставка явилась подлинным откровением.
Интересно сопоставить Лесные дали с близким по теме полотном Лесная даль в полдень исполненным в 1878 году М. К. Клодтом, первым обратившимся к столь значительному замыслу. Стволы, как морщинистые лица стариков, повествуют о долгих прожитых годах. Сныть-трава», «В сосновом лесу» и другие. В этой будоражащей мысль, отвечающей духу времени статье, содержится обращение к молодым художникам войти в жизнь русского общества, заинтересоваться его судьбой, проникнуться идеями века.
В картине Сосновый бор Шишкин четко определил свою основную тему в искусстве. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1889), "Молодые сосенки у песчаного обрыва. Низко над землёй стремительно стригут ласточки, кажется, тени не поспевают за ними.
Думается, что можно. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. Прекрасно передано ощущение глухого дремучего бора. С подлинно эпическим размахом трактован пейзаж в рисунке Водопад Пор-По-рог. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина "Утро в сосновом лесу".
Папоротники в его произведении служат частью сложного растительного мира. Рисунок И. Е. Репина «Шишкин на заседании Академии художеств» находится в Государственном Русском музее. Одна из фигур точно принадлежит женщине: мы видим платок, повязанный на голове и темную юбку. В окрестностях Москвы" (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками.
Но выделяя в центре деревья, Шишкин не замыкает ими пространство. Братцево (1866), который благодаря его завершенности и содержательности можно рассматривать как первый вариант картины 1869 года Полдень. По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне. Позже подпись Савицкого удалена, купившим картину, П. Третьяковым.
Среди русских пейзажистов Шишкину бесспорно принадлежит место самого сильного рисовальщика. Это поистине поэтическая проза (причем у Аксакова превалирует лирическое начало). Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Два накренившихся дерева по краям как бы сосредоточивают внимание на центральной части картины, где изображены вывороченные с корнями, падающие ели. В окрестностях Москвы" выбивалась из общего строя.
Этот прием будет характерен для него и в позднее время. Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина "Сосновый бор. В картине нет ни одного куска, написанного равнодушной, привычно умелой рукой. В рисунке Поля и рощи (1880-е гг. ) свободными линиями, мягкими светотеневыми переходами, достигнутыми едва заметной штриховкой, переданы неровности почвы и уходящее вдаль пространство полей, обобщенно трактована группа деревьев в центре, чуть намечена зелень на переднем плане и облака в небе.
И справедливо — вся она суть прекрасное выражение шишкинского творческого метода. Один из критиков писал: «Едва ли кто из товарищей И. И. Шишкина представлял собой такой цельный и законченный образ, такую фигуру, как этот истинный «поэт природы».
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Мотив летнего цветения природы, с колосящейся рожью и могучими деревьями, трактован Каламом при всей объективной точности с известной долей красивости, в то время как у Шишкина подобный мотив получит позже широкое напевное звучание и эпическое обобщение. Для семидесятых годов такой картиной стала "Рожь" (1878).
Русское богатство". Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Часто они сразу же начинают играть роль эскиза. Крамской точно охарактеризовал Ивана Ивановича Шишкина: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом».
В 1950 году прах художника был перенесён вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры. После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. Несмотря на обилие деталей в трактовке образа нет измельченности. Из Артели художников в 1870 году возникло Товарищество передвижных художественных выставок, как символ новой художественной эпохи.
Впереди художника ждали новые достижения. Но ведь кроме добросовестного следования натуре для творчества Венецианова характерна особая тихая поэзия. «Рожь» дает уже чисто шишкинское ощущение широкого размаха русской природы.
Порывы ветра словно доносят шум их ветвей. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
Природа для Шишкина – неиссякаемый источник познания. Пейзаж был написан Шишкиным во время совместной поездки на Валаам с юным Ф. А. Васильевым.
Сложную и многообразную жизнь леса раскрывает Шишкин в исполненной широкой кистью картине Бурелом, созданной в 1888 году после поездки в вологодские леса. Эта картина – очень светлая и яркая. Взяв за основу известное стихотворение А. Ф. Мерзлякова Одиночество (Могучий дуб развесистый один у всех в глазах, один, один, бедняжечка, как рекрут на часах), художник трансформирует его в мажорном плане. Мачтовый лес в Вятской губернии и Лесная глушь. Глубокий мрак черного бора в глубине усиливает ощущение дикого, нетронутого места.
В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые. В 1850-х гг. Узорчатые листья то вспыхивают на солнце, то погружаются в полутень. Весь уклад жизни училища был менее казенным, чем установившийся в Академии художеств. К тому времени относится большое количество образов И. И. Шишкина, созданных К. Е. Маковским. Ей художник всегда придавал важное значение изучая свойства тех или иных красок их прочность, подбирая соответствующие той или иной задаче кисти.
По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. Ничто не ускользнуло от взора внимательного и пытливого художника. В это время, в 1863 году в мире искусства происходят большие перемены. Родная природа оказалась для обоих тем врачующим простором, о котором писал Н. А. Некрасов. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
Однако исполненное гармонии произведение вызывает скорее чувство спокойного умиротворения. Силу не угасшего духа мы чувствуем во всём облике портретируемого.
Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. Но ни старый наставник, ни тем более С. М. Воробьев не могли ему помочь. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – "Вид на острове Валааме" (1858). Эта картина была представлена на второй передвижнической выставке в 1872 году. Картина "Полдень.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Рядом с Шишкиным трудно найти художника, который бы так знал и умел передавать лесную природу. Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Глядя на эту известнейшую картину, невольно вспоминаются строфы из стихотворения Лермонтова, которые являются продолжением этого пейзажа Шишкина: «Стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь и снегом сыпучим Одета, как ризой, она».
В связи с картиной Шишкина Сосновый лес (1885), прекрасно передающей суровость хвойной чащи, царящий в ней сумрак, безукоризненной по рисунку, по трактовке формы, но недостаточно выразительной по колориту, Крамской отмечал в письме А. С. Суворину более тонко развитое, чем у старых мастеров, в том числе и у Шишкина, живописное видение натуры у художников молодого поколения1.
Но в пейзаже Сосновый лес, холодном, резком, несобранном по цвету, в отличие от звучного, красивого по живописи братцевского этюда, при всем внимании автора к натуре заметна известная эффектность светотеневого и композиционного решений, отвечающая установкам академической школы. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Эпический строй многих пейзажей Шишкина семидесятых годов далеко еще не определился. Некоторые отголоски романтизма ощущаются и в рисунке Разливы рек, подобные морям (1891) исполненном к стихотворению Лермонтова Отчизна. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме».
В утверждении важной роли передвижнического пейзажа огромная заслуга принадлежит Шишкину. Это обусловило и дальнейшее уважительное отношение к нему и к его творчеству.
Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. С несомненным артистизмом в тонких градациях зеленого цвета исполнен этюд Опушка лиственного леса (1895). Но, как всегда, скорее более рисунок, чем живопись. Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали.
Но в целом, если бы даже и можно было говорить об ассоциациях в дальнейшем творчестве Шишкина, связанных с Каламом (или, например, с представителем мюнхенской школы Моргенштерном), то только лишь в отношении отдельных сюжетов, а никак не в плане творческих исканий. Художник словно живет одной жизнью с изображенной им природой.
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Среди них выделяется Лесное кладбище (1893) – произведение большой поэтической выразительности. Шишкин неоднократно ездил в Прибалтику. В. П. Верещагин и К. Ф. Гун находились в Елабуге в 1862 — 1863 гг. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину "Зима" (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи.
Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Иван Шишкин – один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу.
Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. В системе преподавания здесь намечалось преобладание реалистической линии. Чуть поодаль у воды – устоявшая перед бурей крепкая старая ель. «Утро в сосновом лесу» – это классика русского реалистичного пейзажа. И Шишкин не останавливался на достигнутом.
У работы было очень много положительных отзывов. Заход солнца (1874) и в картине Первый снег (1875). Как поэт словами, так и кистью с краской художник передает настроение, в данном случае – задумчивое и немного грустное. Он носит романтический характер.
Художник Бялыницкий-Бируля высоко оценил полотно «На севере диком» и дал комментарий, что Лермонтов был бы счастлив, увидев такую достойную иллюстрацию к своему стихотворению. Каждое из них вызывало интерес зрителей. К ним относятся "Уголок заросшего сада.
Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. Одним из его учредителей являлся Иван Шишкин.
Эту картину приобрёл П. Третьяков. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора.
Художник рисует Шишкина выходящим писать свои пейзажи с натуры. Характеризуя своим портретом переходный момент в творчестве Шишкина. Для создания этого образа Верещагин изображает и фон и зонтик и палку, на которую оперся Шишкин и даже этюдник. Шишкин одет в пальто и обут в сапоги с высоким голенищем. Он стоит на поляне и вокруг него прорастает трава. Взгляд Шишкина устремлен вдаль, он ищет место для своего пейзажа. Опершись на палку в центре картины, Шишкин притягивает взгляд зрителей, не сразу замечаешь, что за его фигурой изображен знаменитый «шишкинский» лес. Крамской изображает Шишкина, на мой взгляд, как мудреца или странника, а может и романтика в поисках вдохновения. Его мудрый взгляд, тяжёлые плечи, все говорит о высоком статусе его личности. Ведь никто другой по моему мнению не изображал в своих пейзажах родные просторы, богатые поля, поэзию ручейков. Он носит имя величайшего пейзажиста, заслежено. Его картины манят нас своей добротой и реалистичностью. Крамской, создавая портрет, не подозревал наверно, что сможет так точно передать внутренний мир Шишкина, что мы проникнемся любовью и вспомним о чем же его картины.
В окрестностях Москвы, как раз и стало родное русской душе золотое раздолье. Последняя работа автора является наиболее известной. В свободное время художники зарисовывали Елабугу и её окрестности.
Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остаётся неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Сколько в нем энергии, молодости и как сильно он все еще идет вперед. Уехав в Петербург, он непрерывно переписывался с А. Н. Мокрицким, с товарищами-москвичами. В 1873 году Шишкины и Крамские с семьями уехали на лето на станцию Козловка-Засека под Тулой, на дачу. Сосновый бор» 1881, «Сосновый лес» 1885, «В сосновом лесу» 1887 и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Мотив, близкий этюду Вид на острове Валааме, Шишкин разрабатывает и в пейзаже Государственного Русского музея Вид на острове Валааме (Местность Кукко) (1859, 60. ), почти идентичном картине, находившейся в Лондоне.
В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Пожалуй, это был последний счастливый период великого русского художника И. Шишкина. Только на Sothebys за это время было продано 17 картин. Чисто живописные проблемы не волновали Шишкина так остро, как молодых художников, которым, в сущности, было свойственно новое понимание красоты природы.
Разнообразно проложенными мазками передано ощущение легкости листвы. В девяностые годы были организованы две выставки работ Шишкина. Пейзаж насыщен подробностями, придающими ему известную занимательность. Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие.
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Не принять и не усвоить их – значит предаться сну и неподвижности и застою1. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Тем не менее при всей заметной в картине условности, в ней налицо внимательное наблюдение натуры и даже душевная теплота. На переднем плане среди тянущихся вверх крохотных елочек появилось семейство грибов. В 1883 году художник создает одну из самых впечатляющих своих картин Среди долины ровныя.
Свой вклад в формирование демократической национальной пейзажной живописи внес и Шишкин. Однако трактованы они с большей живописной свободой. К ним относятся Уголок заросшего сада. В 1861 году он на все лето уезжает в Елабугу, где много работает с натуры.
Богатство и разнообразие растительных форм увлекают Шишкина с первых же шагов в искусстве. В нем все, как в натуре, но все введено в строгую систему пространственных отношений. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Тема Шишкин в Петербурге неисчерпаема по богатству и разнообразию материала.
Благодаря интересу к световоздушной среде, к колориту ему теперь больше, чем раньше, удаются такого рода произведения. Необходимо отметить и другую черту: лес в его картинах не подавляет человека. Искусствоведы доказали, что «Утро в сосновом бору» писалась с натуры.
Вид на острове Валааме (1860). Болел за идеи товарищества, участвовал в каждой передвижной выставке до конца своих дней. В период занятий в училище взгляды Шишкина приобретают большую определенность и четкость.
Основные работы этого периода – пейзажные наброски, в которых проявилась самобытность художника, заключающаяся в умении точно и ярко изобразить природу. Но этот мотив возведен теперь в степень величественной поэмы о России. Ещё не рассеявшийся утренний туман, подтверждает название картины. Поразительно не только чувство формы, но и фактуры песчаной почвы, мягкой травы, жесткого кустарника.
Последнюю свою работу он так и не закончил. Это было выступление против мёртвого академизма. Теплый свет проникает сквозь зелень ветвей. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина.
Никакой приблизительности в изображении природы – такова основополагающая установка Шишкина. В 1882 году он пишет картину Дубки (местонахождение неизвестно), в 1885 году выполняет рисунок Побережье дубовой рощи Петра Великого в Сестрорецке, в 1886 году повторяет его почти без изменений в одноименной картине, наряду с которой создает и такое известное произведение, как В заповедной дубовой роще Петра Великого (в Сестрорецке) исполненное тишины и гармонии, подчеркнутых уравновешенной композицией, сдержанным колоритом и спокойно льющимся светом. В природе нет для него крупного или мелкого. В 1872 году из-под его кисти вышли два больших полотна Сосновый бор. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы.
Часто в поздние годы он применяет цветную бумагу, на поверхности которой меловые штрихи и пятна как бы излучают свет. Главное в картине построение эпического образа с помощью предельно простого, сознательная «объективность» живописи. 60. ). Судьба ее в настоящее время неизвестна.
Пейзаж носит пространственный характер. Иван Иванович Шишкин (1832-1898) родился в зажиточной купеческой семье. Сныть-трава" (1884), "Лес (Шмецк близ Нарвы)", "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г. ), "На песчаном грунте. Мерикюль (1894) – тихий, словно погруженный в летнюю дрему лесной уголок с извилистым ручьем (мотив, часто встречающийся у Шишкина), вдоль которого разрослись высокие липы.
Примером суховатой академической живописи является и пейзаж П. П. Джогина Дорога в лесу. А чуть раньше скончался его отец. Однако, как видно из его писем, сам он весьма критически относился к своим пейзажам того времени. В эту пору художник живёт в доме своих родителей в городе Елабуге. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. Автор словно утверждает значительность темы.
Но в самом понимании этого факта был уже залог дальнейшего развития. Сиверская (1883. ). Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина.
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). И еще более показательно для отношения Шишкина к прославленному маэстро то, что, приехав в 1862 году за границу, молодой художник не спешил, как многие академические пейзажисты, посетить его мастерскую, а, напротив, увидев одно из его произведений в Берлине, записал в дневнике: Калям очень плох1. По прошествии нескольких лет Шишкин подарил Поленову один из своих лучших по живописи этюдов Сосновый лес (1889) исполненный близ Финского залива.
А их было немало. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Репин писал о Шишкине: «Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина. Новое десятилетие в творчестве Шишкина открывает пейзаж Ручей в лесу (На косогоре).
Был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». В «Полдне» Шишкин был еще связан с венециановской традицией и в полужанровом мотиве и в композиционном решении картины. И вместе с тем произведение не носит камерного характера.
В 1871 году вышла его книга в Москве «История города Елабуги». За эту картину Шишкин получил звание профессора. Причем достоверность образа сочетается здесь с широким обобщением и типизацией. Очерки по истории русской живописи II половины XIX века»). Ближе всего к зрителю – просторное поле.
В заголовке «Рожь», как кажется на первый взгляд, нет ничего величественного и интригующего, но стоит вглядеться в величавые сосны, которые стоят как богатыри, складывается впечатление, что эти деревья являются своего рода защитникам ржаных полей и всей русской земли. Таким же своего рода этапным произведением, как была для Шишкина Рубка леса, явилась в тот период для Л. Л. Каменева картина Вид из окрестностей села Поречье (1869). Шишкин был прирожденным рисовальщиком, тяготеющим к линии, к открытому штриху.
Внешний образ Шишкина был очень привлекателен. Автопортрет выполнен художником в период его обучения в Московском училище живописи и ваяния.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Впоследствии он признавался, что в период обучения не раз поругивал Калямку. Что может быть лучше природы – отмечает он там же2. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Лесная глушь (1872). Обратите внимание как прекрасно написаны стволы старых сосен: каждая имеет "свой характер" и "свое лицо", но в целом – впечатление единого мира природы, полного неиссякаемых жизненных сил.
Все они были написаны под Петербургом. Однако тема леса звучит в этюде Шишкина богаче и ярче. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. В этюдах его талант проявился ярко и своеобразно.
И еще новое – приближенность изображения к зрителю. Коллер незадолго до знакомства с Шишкиным вернулся из Франции. В окрестностях Москвы», «Прогулка в лесу» – это лишь малая, но достойная коллекция произведений великого русского художника-реалиста. Можно ли говорить о некотором влиянии его на Шишкина и в этом плане. Свои художественные взгляды того периода (1852–1856) художник отразил в набросках к биографии: «Явный протест против классицизма: я, Перов, Маковский К., Седов, Ознобишин». Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Время создания портрета — период с 1848 по 1852 год. Спавшая до того времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала работать2. Был незаурядной личностью, его интересовала архитектура история, естественные науки. Видимо, одной из них, позднее доработанной художником, является сравнительно недавно вошедший в собрание Государственного Русского музея Пейзаж со стадом коров (1864).
Вместе с тем Шишкина никогда не покидало чувство любви к Москве. В 1865 году Иван Шишкин возвращается в Россию, где за картину под названием «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» получает звание академика. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885).
Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Чувствуются глубина оврага, глушь. В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Другие картины, воссоздающие величавые лесные массивы – «Чернолесье», «Лесная глушь», «Еловый лес», «Заповедник.
Как известно, в 1852 году Иван Шишкин стал студентом этого училища. В пейзаже явственно звучат необычные для Шишкина лирические ноты. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Сосновый бор», «Лес (Шмецк близ Нарвы)», «Уголок заросшего леса. Здесь нет того, что составляет главную суть образа – ощущения глубины. Обращение к поэзии Лермонтова снова возродило у Шишкина элементы романтизма. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой».
Ему были далеки искания молодого К. А. Коровина, талантливейшего ученика Поленова. Это послужило свою роль в его карьере, как художника. В лучшей картине раннего периода самостоятельного творчества Шишкина Полдень.
Творчество Шишкина развивалось не только по пути все большего обобщения, монументализации образов, но и по линии завоевания эмоционального, колористического, пленэрного начал. К началу семидесятых годов, по-видимому, относится и картина Ивы, освещенные солнцем.
Пробудившаяся критическая мысль стала всеобщим достоянием1. Тема русского леса после "Рубки леса" продолжалась и не иссякала до конца жизни художника.
С 1870, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Одно из них – Сосна.
Уже один из ранних офортов Шишкина Ручей в лесу (1870) свидетельствует о прочности профессионального фундамента гравера, за которым стоит напряженная штудийная и творческая работа. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля. В этом плане заслуживает особого внимания картина Рубка леса (1867), важная, может быть, даже не столько сама по себе, сколько теми чертами и тенденциями, которые в ней наметились. Картина написана, как всегда у Шишкина, крепко, уверенно.
В том же году была создана близкая ей по духу Оттепель Ф. А. Васильева.
Скромные цветы, поднявшие над травой свои белые чашечки, освещенный солнцем луг – таков мотив одного из лучших офортов мастера На лесной меже (1878).
В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов. Эти страшные невзгоды надломили художника. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. А еще через год, в 1875 году, умер маленький сын Константин. Органическое единство графически-линейного и живописного начал отличает этот мягкий пластический рисунок.
Вместе с ними во весь голос заявляет о себе и Шишкин. Некоторую аналогию можно было бы провести лишь с заграничными работами Шишкина, в частности, его этюдом Дубы (1864), где налицо в какой-то мере сходная концепция пейзажного образа. Таковым является Иван Иванович Шишкин.
Так, И. И. Шишкина Крамской написал с этюдником и зонтиком на фоне лесной поляны. Иван Шишкин выходец из купеческой семьи, родился в Елабуге Вятской губернии (Республика Татарстан). В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов.
И в этом уже проявляется своеобразие художника. Поваленные деревья – частое явление, которое изображал Шишкин Иван Иванович. Последний, предположительно и является автором картины. Именно Крамской предоставил мастерскую Шишкину для написания работы, давшей известность автору, картины – «Полдень в окрестностях Москвы» (1869). Его восхищение природой с годами не притупляется.
Упавшее дерево, помеченный 6 августа 1878 года. Отсюда та приподнятость, то жизнеутверждающее начало, которыми пронизаны такие произведения, как Запорожцы (1880 – 1891) И. Е. Репина, Взятие снежного городка (1891) В. И. Сурикова, Крючник (1883) К. А. Савицкого, Косцы (1887) Г. Г. Мясоедова.
А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Шишкин создал монументальные и жизнеутверждающие образы родной природы, в лучших картинах поднялся до широкого обобщения (Корабельная роща, 1898, ГРМ). Прямо перед зрителем высятся огромные, крепкие, дуплистые стволы. Заглаженная фактура, локальный цвет придают ему архаичность.
Изображена Кама близ Елабуги. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Серебристый пруд, окруженный разно-лиственными деревьями, дремлет под знойными лучами. «Он стоит на высоком постаменте и смотрит на свой дом. — Ср. Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
Петергоф», «Пруд в старом парке», «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Полдень. Переезжая на летние месяцы из Петербурга на дачу – в семидесятых годах это были места под Лугой и станция Козловка-Засека близ Тулы (помимо нескольких поездок на родину), художник сразу же спешил в лес, глухими тропами шел в поисках свежих впечатлений и без устали писал по нескольку этюдов в день с уверенностью и энергией человека, наконец-то оказавшегося в своей стихии.
С момента задумки до полного завершения работы над полотном прошло 4 года и сегодня «Утро в сосновом лесу» красуется в Третьяковской галерее, как и другие картины художника Шишкина (с названиями проблем нет, все работы подписаны). Ярко переданы богатырские формы гигантского дерева. Крупнейшей фигурой русской пейзажной живописи второй половины XIX века является Иван Иванович Шишкин (1832–1892). Картина Хвойный лес.
В композиционном решении видно стремление к ясной завершенности художественного образа. Здесь и следование конкретной натуре (которого, впрочем, требовала и Академия) и выбор подчеркнуто обыденного мотива, желание связать жизнь природы с повседневной жизнью крестьянина. К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил.
К приезду в Петербург он оказался более подготовленным как рисовальщик.
Его избранницей станет его же ученица, моложе его на 18 лет, Ольга Антоновна Лагода (1850—1881) они поженятся в 1880 году, но вскоре скончается и она, оставив новорожденную дочь Ксению. Активно используя рефлексы и цветные тени, Шишкин добивается непосредственности впечатления солнечного света при безусловной материальности и предметности изображения. Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу – засохшая сосна. Благодать. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
По-новому, выразительно и поэтически содержательно разработана в картине светотень. Чувствуется глубина оврага, глушь. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») 1880, «Заповедник. Вместо этого художник был представлен к ордену, чем, видно, был раздосадован.
Между тем характер леса в этой картине – глухой, дикий – ближе Бурелому, чем тому, который мы находим в пейзаже Смешанный лес (Шмецк близ Нарвы). Эту технику художник освоил еще за границей. Шишкин же был пока что на пути к этому. Примечательно, что, добиваясь большей чистоты и звучности цвета, Шишкин даже переписал центральную часть произведения. Богато нюансирован цвет.
Отобразить ее без прикрас, рассказать о ней правдиво, ясно стремился и Шишкин. Первое место занимает Шишкина Рожь1. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.
Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. В Мерикюле создан, в частности, пейзаж Солнечный день. Рожь.
Оттого многие его пейзажи носят не только спокойный, но и торжественный характер. Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин. Русское богатство.
Особое внимание привлекает стоящая слева сосна с частично отпавшей корой изображая которую художник, по-видимому использовал прекрасный живописный этюд Кора на сухом стволе (1889 – 1890). Их объединяют горячая любовь к природе и стремление к ее правдивому истолкованию. Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства.
Образование, труд, любовь к занятиям — вот девиз Шишкина в ту пору. Но его, видимо, привлекал не позднеромантический Калам, а тот не лишенный трезвости мастер, который нам известен по альбому рисунков Etudes progressives de peysage1 изданному в Париже в сороковых – пятидесятых годах и по картине из собрания Государственного Эрмитажа Пейзаж с дубами (1859). Местность Кукко", демонстрировавшейся на академической выставке 1860 года и удостоенной Большой золотой медали.
Упорная натурная работа, развивающееся на ее основе чувство цвета, опыт более молодых живописцев и в первую очередь В. Д. Поленова, направившего русскую пейзажную живопись по пути освоения пленэра, – все это влияло на развитие творчества Шишкина. Такова музыка поля в Шишкинском шедевре. Хотя последователей у Шишкина не оказалось, но к школе Шишкина на первых порах обращались почти все пейзажисты молодого поколения. Утверждение этого нового реалистического метода (на первых порах может быть даже несколько упрощенно понимаемого, как в картине Рубка леса) явилось важнейшей заслугой художника.
В том же году возникает один из наиболее солнечных пейзажей Шишкина Мордвиновские дубы. Это дерево навсегда стало символом русской земли. По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. Зритель словно ощущает мягкость мха, нежную хрупкость молодой поросли, прохладу чащи.
На аукционе MacDougalls полотно «Сумерки» (Twilight) «ушло» за 2 100 000 фунтов стерлингов (5 июня 2013). А картина «Лесная поляна» (The Forest Clearing) успела побывать на аукционах Christies дважды: в ноябре 2005 г. она была продана за 736 000 фунтов стерлингов, а в апреле 2008 г. – уже за 3 177 000 долларов США. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна ("Родник в сосновом лесу") снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Некоторые другие картины Ивана Шишкина (с названиями) также включены в книги художественной литературы, что доказывает неоценимый вклад живописца в развитие русского искусства XIX века. Проработав некоторе время в Швейцарии, посетив Париж, Шишкин затем в течение лета 1864 года много рисует и пишет в Тевтобургском лесу вместе с ближайшим другом В. Г. Перова Л. Л. Каменевым.
Внимательное штудирование натуры заметно и в этюде Камни в лесу. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.
От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Шишкин выделяет в центре большую купу деревьев и строит изображение на контрастном сочетании светло-голубого неба, надвигающейся темной тучи и погруженной во мрак земли.
Свободно располагая их на лесной поляне, он в то же время выделяет самые крупные из них. На них Иван Иванович в одной и той же позе: сидит за столом, пишет, размышляет. На всем словно лежит серый налет.
Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. Знание природы ученым образом (слова того же Крамского) отнюдь не исчерпывает существа его искусства, в котором с годами все сильнее сказывалось стремление к обобщениям, возрастал эмоциональный фактор. Но показательно, что, делая выписки из весьма поверхностных статей академического толка, шестнадцатилетний юноша в год выхода из гимназии исполняет копии с иллюстраций Г. Г. Гагарина к Тарантасу В. А. Соллогуба, в которых В. Г. Белинский видел одно из претворений идейно-эстетических принципов натуральной школы. По воспоминаниям А. Т. Комаровой (племянницы и биографа художника), «на товарищей он производил впечатление очень скромного малого, держался в стороне от буйной компании и удивлял всех своей работой. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе.
Шишкин и Гине учились в Казанской гимназии и там ещё сдружились». Выделяются такие работы углем, как, например, У ручья (1883). В окрестностях Москвы (1866 и 1869).
И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Кстати, виртуозно исполненный в том же году А. К. Саврасовым (ставшим уже руководителем пейзажного класса московского училища) рисунок Старый дуб у обрыва над рекой, близкий шишкинскому по мотиву, по картинности композиции, по академическому приему высветления листвы, представляется более романтическим. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи.
Замечание, очень важное для понимания сути творчества мастера. Обычно из года в год оба художника по летам селились вместе, где-нибудь среди природы средней полосы России. Густые кроны бросают на них тень. Рожь.
Лучшей вещи он не писал1. Вдали он извивается, открывая заманчивую перспективу2. Ее лирико-эпический строй характерен для творчества Шишкина поздних лет. Ясное понимание задач, стоявших перед русским искусством, ярко выраженный демократизм взглядов, неприятие академической системы естественно привели художника в ряды передвижников. Группа молодых живописцев-реалистов во главе с И. Крамским покинула Академию художеств, отказавшись писать картины на Большую золотую медаль.
В ней присутствуют все признаки использования определенных академических требований. Он критикует их за бездушный, сухой рисунок.